B-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик б-17, история появления самолёта, вооружение

Boeing B-17 Flying Fortress — известнейший американский бомбардировщик, прекрасно зарекомендовавший себя в годы Второй мировой войны. Несмотря на то что в американском воздушном флоте в то время были машины с аналогичными и превосходящими характеристиками, именно B-17, благодаря надежности и боевым качествам, по мнению большинства, символизировал мощь авиации США.

Рассмотрим основные характеристики летающей крепости, как неофициально прозвали этот самолет, историю разработки и роль в массовой культуре.

История бомбардировщика

  • Работа над созданием бомбардировщика, призванного усилить оборону морского побережья США, началась в 1934 году, когда был объявлен конкурс на подобную модель воздушного судна.
  • Компанией «Боинг» при планировании Б-17 изначально планировалась четырехмоторная модель с цельнометаллическим планером, полностью закрытой кабиной для экипажа и скрываемым шасси, согласно передовым идеям эпохи.
  • Первый опытный образец прошел публичную демонстрацию в июле 1935 года, после чего получил свое известное прозвище летающей крепости.

Спустя месяц В-17 значительно превзошел образцы конкурирующих фирм в проводимых сравнительных испытаниях, получив отличные шансы на госзаказ. Но в конце августа того же года опытная модель бомбардировщика под названием «Модель 299» разбилась, в результате чего не смог выиграть в конкурсе и был дисквалифицирован.

Однако прекрасные технические характеристики самолета не остались без внимания специалистов, и в январе 1936 года «Боингу» предложили доработать В-17, представив тринадцать бомбардировщиков для подготовки к серийному производству.

Доработанные экземпляры прошли суровую проверку в различных условиях, в течение года налетав более девяти тысяч километров, избежав существенных аварий и неисправностей. В результате «Боинг» получил желаемый контракт, и машина с индексом В-17 поступила в серийное производство.

Бомбардировщик начал производиться серийно в июле 1939 года, и выпускался в течение шести лет в Сиэтле, Бэрнбенке и Лонг-Бич. Общий объем производства за эти годы составил более двенадцати тысяч семисот машин различных модификаций.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Конструкция планера самолета

На всех этапах разработки самолет планировался с цельнометаллическим фюзеляжем — полумонококом. Корпус состоял из четырех блоков, выполненных на болтовых соединениях. Каждый из указанных блоков включал девять составных модулей, к которым на заклепках крепились силовые элементы.

Крыло собрано из восемнадцати секций с ферменной конструкцией главных лонжеронов. Стыки лонжеронов обшиты гофрированными дюралевыми листами, обшивка элеронов — полотняная.

Бомбардировщик разработан с цельнометаллическими килем и стабилизаторами, дюралевой обшивкой нервюров и стрингеров. Металлический каркас управляющих плоскостей выполнен с полотняным покрытием.

Интересно! Самолет В-17 славился отличной живучестью — способностью дотянуть до аэродрома при любых поломках, даже с очень сильными повреждениями сохраняя целостность.

Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами

Учитывая наступательный характер вооружения фашистской Германии, немцы не планировали производство тяжелой бомбардировочной авиации. Поэтому аналоги летающей крепости В-17 по большей части входили в арсенал союзнических армий. Но модели советских самолетов подобного класса Пе-8 ввиду малочисленности не могли сравниться по значимости с американскими машинами.

Если сравнивать летно-технические характеристики В-17 с качествами аналогичных самолетов, можно отметить, что по большинству позиций американская разработка при сопоставимых геометрических размерах, существенно превосходила конкурентов по следующим параметрам:

  • боевой нагрузке — семь тысяч восемьсот килограммов при пяти тысячах у советской модели;
  • максимальной взлетной массе — почти тридцать тонн. По данному компоненту незначительно превосходил только советский Пе-8;
  • предельной скорости — свыше 500 км/час, при 488 у ближайшего конкурента;
  • крейсерской скорости — 400 км/час при сходных параметрах у того же Пе-8;
  • практическому потолку — 10850 метров, что на семьсот метров выше ближайшего соперника.
  1. Предельная граница боевого радиуса составляла 3219 км, что совпадает с данными большинства конкурентов.
  2. Аналогичная машина Люфтваффе вообще была переоборудована с пассажирского лайнера, поэтому не могла быть конкурентом в мощи вооружения и объеме бомбового арсенала при большой дальности полета и сходных габаритах.
  3. b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Вооружение В-17

Защитный арсенал воздушной крепости составлял тринадцать пулеметов калибром 12,7 миллиметров при размере боекомплекта — 6380 патронов. Особенности расположения:

  • впереди — на спаренной подфюзеляжной турели, оборудованной электрическим приводом;
  • по обе стороны носовой части — два ручных «скуловых» пулемета;
  • над фюзеляжем — два варианта турели, при силовом приводе со спаренным пулеметом;
  • еще одна приводная турель шаровой конструкции под фюзеляжем для спаренного огня;
  • радиорубка оснащена ручным пулеметом (не устанавливался на поздних моделях);
  • амбразуры по бортам — еще по пулемету с каждой стороны;
  • хвост — спаренная турель ручной наводки.

Состав вооружения изменялся, в зависимости от модификации и постепенно совершенствовался в ходе войны, с учетом выявленных недоработок.

Самолет мог нести бомбовую нагрузку до 7900 кг, но подобная практическая необходимость возникала нечасто. Обычно вес бомб составлял в среднем около 2300 кг. Предусматривалась возможность размещения в бомбовом отсеке двух дополнительных топливных бака, для увеличения предельного боевого радиуса.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Защита бомбардировщика

Учитывая основное предназначение машины, она не могла успешно противостоять истребительной авиации. Конструкторами было максимально увеличено количество пулеметов — изначально их было установлено четыре.

К достоинствам летающей крепости из всех аналогичных самолетов Второй мировой войны следует отнести превосходство в боевой дальности поражения пулеметов, благодаря чему бомбардировщик мог атаковать противника с километровой дистанции против четырехсот метров у вражеских истребителей.

Особенно уязвима машина была с передней стороны по причине меньшей защищенности. Но это направление атаки в связи с большой скоростью сближения создавало для противника большие сложности при нападении — время ведения огня не превышало двух секунд.

По опыту боестолкновений, большая часть бомбардировщиков оказывалась сбитой при отсутствии огневого прикрытия. Поэтому основная тактика действий с использованием этих самолетов предусматривала групповую атаку при шахматном построении машин, что обеспечивало максимальную защищенность, одновременно создавая сложности для уклонения от зенитного огня.

Большой процент потерь бомбардировщиков продолжался до тех пор, пока эскадрильям не стали выделять боевое истребительное сопровождение.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Тактико-технические характеристики

В-17 Flying Fortress отличался следующими тактико-техническими характеристиками:

  • длиной — 22,66 м;
  • размахом крыла — 31,62 м;
  • высотой — 5,82 м;
  • площадью крыла — 131,92 квадрата;
  • массой без груза — 16,391 т;
  • снаряженной массой — 24,495 т;
  • предельной взлетной массой — 29,71 т;
  • четырьмя поршневыми двигателями, предусматривающими турбонаддув, с мощностью каждый по тысячу двести лошадиных сил.

Учитывая летные характеристики, указанные ранее, летающая крепость В-17 стала грозной силой, обеспечивающей выполнение поставленных задач, с высокой степенью защиты экипажа, комплектовавшегося следующим составом:

  • командиром;
  • вторым пилотом;
  • штурманом, одновременно управлявшим носовой турелью;
  • бомбардиром, отвечающим за вторую носовую турель;
  • бортинженером, совмещающим основные функции со стрельбой из пулеметов верхней турели;
  • стрелком-радистом;
  • стрелком подфюзеляжной турели;
  • правым и левым бортстрелками;
  • стрелком хвостовой турели.

Данные качества позволили самолету значительно опередить конкурентов.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Основные модификации Боинг B-17 «Flying Fortress»

В-17 под неофициальным названием «Летающая крепость» выпускался в следующих модификациях:

  • Y1В-17 — предсерийный самолет. Оборудовался девятицилиндровыми двигателями с воздушной системой охлаждения, пятью пулеметами калибра 7,62 мм, с максимальной бомбовой нагрузкой 3,63 т. С января по август 1937 года изготовлено тринадцать подобных машин, еще одна, с дополнительным индексом «А» в обозначении, переоборудована под более мощный двигатель, с предполагавшимся использованием для статиспытаний;
  • В-17В — усовершенствованный вариант Y1В-17А с аналогичным стрелковым вооружением на девять членов экипажа. Общее количество произведенных экземпляров — тридцать девять;
  • В-17С — машина с мощностью двигателей 1200 лошадиных сил, вооруженная пятью пулеметами, количество членов экипажа — аналогичное. Произведено тридцать восемь бомбардировщиков, большая часть которых (двадцать единиц) экспортирована в Великобританию;
  • В-17D — самолет с аналогичными двигателями, доработанной электрической схемой. Количество пулеметов — шесть. Масса бомбового груза и комплектация экипажа аналогичны предыдущей машине. Всего произведено сорок два самолета и переоснащены до указанной версии два бомбардировщика В-17С, избежавшие отправки на экспорт;
  • В-17Е — первая массовая модель, с удлиненным фюзеляжем, увеличенным размахом стабилизатора, введенным форкилем и некоторыми другими усовершенствованиями. Двигатели остались без изменений, количество пулеметов возросло до восьми, масса бомбового комплекта увеличена до 36,30 т, а экипаж — до десяти человек. Общее количество произведенных самолетов — пятьсот двенадцать, сорок пять из них были переданы Великобритании;
  • В-17F — усовершенствованный вариант, учитывающий недостатки, выявленные в ходе боевых действий. У машин последних серий мощность двигателей возросла до 1380 лошадиных сил, комплект пулеметов — до девяти, с дополнительным вооружением наиболее поздних самолетов. Вырос допустимый вес перевозимых бомб до 4,355 т, с началом использования носовых бомбодержателей снизу центроплана. Общее количество построенной техники — 3405, поставлено Великобритании — сорок пять;
  • В-17G — наиболее популярная (классическая) модель с описанными выше техническими характеристиками. Всего произведено 8680 бомбардировщиков, передано Великобритании — восемьдесят пять;
  • В-17H — спасательное морское судно. Для указанных целей было оборудовано около ста тридцати самолетов;
  • F-9 — 71 — различные исполнения В-17, применявшиеся для фотографической разведки;
  • РВ-1 — пятьдесят машин модификации В-17G получено службой береговой охраны от ВМС, для использования в поисково-спасательных операциях и радио обнаружения.

В единичных экземплярах выпускались два пассажирских варианта, применявшихся в транспортных целях.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружениеBoeing B-17H

Боевое использование Боинг B-17 «Flying Fortress»

Первоначально, после поставки самолетов в ВМС во второй половине 1939 года, в их основную задачу входило противолодочное патрулирование. В первых столкновениях с Японией США понесли большие потери, включая различные модификации Б-17. Несколько уцелевших самолетов участвовали в атаке на японские конвои, а впоследствии были эвакуированы с линии противостояния.

В 1942 году после появления усовершенствованных модификаций, В-17 неплохо себя зарекомендовал в операциях на японском фронте. А в 1943 году бомбардировщики успешно использовались в налетах на Германию.

Однако большая уязвимость от нападения истребителей противника с последовавшими огромными потерями вынудила американское командование воздержаться от использования бомбардировщиков без истребительного прикрытия, до появления подобной возможности.

После этого, в 1944 году, самолеты применялись с большой эффективностью при незначительных потерях — не более одиннадцати машин из двухсот.

Незадолго до завершения войны по причине незначительных потерь даже отпала необходимость в поставках новой техники.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Сравнение с другими аналогичными самолетами

Летающая крепость В-17 значительно превосходила современные аналоги в огневой мощи, скоростных параметрах и бомбовой нагрузке. Но самолет не мог успешно противостоять нападениям истребителей, без использования соответствующего прикрытия.

Эксплуатанты

  • Большая часть выпущенных В-17 эксплуатировалась американским ВМС, но некоторая часть машин была поставлена в Великобританию. Несколько бомбардировщиков воевали в СССР, отдельные машины попали в плен и достались Германии и Японии
  • В послевоенные годы самолеты экспортировались в некоторые европейские страны, включая Данию, Португалию и Францию, три невооруженных единицы неофициально проданы Израилю, были поставки в Латинскую Америку.
  • Общее количество государств, эксплуатирующих В-17 — двадцать два.

В массовой культуре

Б-17 оставил большой след в массовой культуре. Этой машине посвящено огромное количество популярных песен, самолеты встречались во многих художественных кинофильмах, описывающих события Второй мировой войны, ему посвящено несколько литературных произведений.

Бомбардировщик присутствует во многих компьютерных играх из числа шутеров и стратегий, завоевавших огромную популярность.

Заключение

B-17 — модель бомбардировщика, по праву получившая почетное звание летающей крепости. Высокие защитные качества самолета сохранили жизни многим пилотам, впоследствии высоко отзывающихся об этих боевых машинах. Это подтверждается многочисленными отзывами противников, упоминающих о противостоянии этим бомбардировщикам и их неуязвимости.

Благодаря отличным техническим характеристикам, самолет успешно применялся не только в военное время, но и остался востребованным в мирной жизни, продолжая эксплуатироваться еще длительное время во многих странах.

Источник: https://MilitaryExp.com/letayuschaya-krepost-b-17-istoriya-i-harakteristiki-samoleta/

Бомбардировщик Боинг B-17 «Летающая крепость»

«Американский бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» — история создания, боевого применения и модификации»

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Американский тяжелый бомбардировщик B-17 «Летающая крепость»

История создания бомбардировщика B-17 «Летающая крепость»

В 1934 году фирма Боинг преступила к разработке тяжелого бомбардировщика под рабочим названием «модель 299», ведущими конструкторами которого были Э.Эмери и Э.Уэлс. Новый самолет проектировался по техзаданию авиакорпуса армии США и должен был стать новым словом с истории авиации.

В отличие от конкурентов — фирм Мартин и Дуглас, также работавшие над тяжелыми бомбардировщиками, «Боинг» взялся за создание четырехмоторного бомбардировщика, обладанием которыми в то время могли похвастаться только две страны — СССР и Франция.

За основу конструкции и компоновки, был взят экспериментальный бомбардировщик XB-15, проектирование которого началось годом ранее.

Конструкторы воплотили в будущем B-17 все самые передовые разработки, в числе которых были цельнометаллический планёр, полностью закрытая кабина экипажа, убирающееся шасси (включая хвостовое колесо), винты изменяемого шага, и бомбоотсек с управляемыми электроприводом створками бомболюков.

7 июля 1935 года прототип тяжелого четырехмоторного бомбардировщика B-17 был представлен публике в Сиэтле. Тогда же, с легкой руки одного из журналистов, за самолетом прочно закрепилось знаменитое прозвище — «Летающая крепость».

28 июля 1935 года прототип B-17 поднялся в воздух, а в начавшихся 20 августа сравнительных испытаниях с «конкурентами» Мартин B-10B и Дуглас DB-1, побил их по всем параметрам. Однако, 30 августа 1935 г.

, когда контракт на закупки «летающей крепости» уже практически лежал в кармане фирмы Боинг, случилась непредвиденное. Прототип B-17, «Модель 299» потерпел крушение и был дисквалифицирован.

Победителем конкурса стал «Дуглас» DB-1, вскоре запущенный в производство как B-18.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Чертеж тяжелого бомбардировщика B-17

Впрочем, ввиду явного преимущества бомбардировщика от Боинга, ему все же дали второй шанс. 12 января 1936 года фирме Боинг предложили построить для дополнительных испытаний серию из 13 доработанных самолётов под маркой Y1B-17 («модель 299B»).

Эти машины попали в самое настоящее адское горнило испытаний — их гоняли в хвост и гриву, они многократно исполосовали небо США во всех направлениях, бывали в Южной Америке, и за год налетали 9293 часов без каких бы то ни было поломок и дефектов.

Читайте также:  Аэрозольное устройство чародей для самообороны: цена, отзывы, виды

 Этого хватило для заключения контракта на поставку для нужда ВВС 119 первых бомбардировщиков B-17.

Серийное производство «летающих крепостей» было развернуто в июле 1939 года и продолжалось до 29 июля 1945 года. Выпуском B-17 занимались заводы «Боинг» (Сиэтл), «Локхид-Вега»(Бэрнбенк), «Дуглас» (Лонг-Бич).

Всего было произведено 12731 бомбардировщиков B-17 всех модификаций. Кроме ВВС США, официально поставлялся на экспорт в Великобританию, но использовался и другими участниками Второй Мировой войны (см. эксплуатация B-17 ниже).

Конструкция бомбардировщика B-17 «Летающая крепость»

Тяжелый бомбардировщик B-17 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая, фюзеляж круглого сечения типа полумонокок.

Крыло трапецевидное в плане со стреловидностью 8°9′ по передней кромке. Центроплан трёхлонжеронный, консоли — двухлонжеронные. Механизация крыла состояла из элеронов и посадочных щитков. Киль изготовлен интегрально с фюзеляжем. Начиная с модификации B-17E устанавливался форкиль. Передние кромки крыла и киля заняты резиновым антиоблединителем.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 4 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Райт R-1820 с нагнетателями Дженерал Электрик B-2 (на B-17G — B-22) и трёхлопастными воздушными винтами изменяемого шага диаметром 3,53 м. Двигатели закрыты капотами NASA.

Бомбовая нагрузка размещалась в бомботсеке в центральной части фюзеляжа. На отдельных модификациях могли применяться глубинные и управляемые бомбы.

При необходимости в бомбоотсеке могли устанавливаться 2 дополнительных топливных бака. Оборонительное вооружение менялось в зависимости от модификации и состояло из пулемётов калибра 7,62 и 12,7 мм.

Члены экипажа защищались бронеплитами, бронеспинками сидений, а стрелки — ещё и бронефартуками.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Внутреннее устройство бомбардировщика B-17

Экипаж «крепости» состоит из 10 человек и включает:

  • командира корабля
  • второго пилота
  • штурмана (одновременно — стрелок носовой турели)
  • бомбардира (одновременно — стрелок носовой турели)
  • бортинженера (одновременно — стрелок верхней турели)
  • стрелка-радиста
  • стрелка нижней (подфюзеляжной) турели
  • бортстрелка (слева)
  • бортстрелка (справа)
  • стрелка хвостовой турели.

Модификации бомбардировщика B-17 «Летающая крепость»

  • «Модель 299» — первый прототип с двигателями Прэтт-Уитни R-1690-E мощностью 750 л.с. Первый полёт 28 июля 1935 года.
  • Y1B-17 («модель 299B») — предсерийный, с измененной конструкцией шасси, двигателями Райт R-1820-39 мощностью 850 л.с., увеличенным запасом топлива, наличием антиоблединительной системы. В 1936 году изготовлено 13 самолётов.
  • Y1B-17A («модель 299F») — опытный с моторами R-1820-51 с турбонаддувом. Переоборудован из планера для статических испытаний. Первый полёт 29 апреля 1938 года.
  • B-17B — первый серийный вариант. Основные нововведения — наличие турбонагнетателей на двигателях, изменённая топливная система, увеличенный руль поворота, более короткая носовой часть фюзеляжа. В состав экипажа отдельно входили бомбардир и штурман. С июля 1939 по март 1940 года изготовлено 39 самолётов.
  • B-17С («модель 299H») — с двигателями R-1820-65. Отличался отсутствием блистеров огневых точек. С сентября 1939 по октябрь 1940 года изготовлено 18 самолётов для ВВС США.
b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение
Страна: США
Тип: Тяжелый бомбардировщик
Год выпуска: 1936 год
Экипаж: 8 человек
Двигатель: 4х R-1820-65, по 850 л.с.
Максимальная скорость: 507 км/ч
Практический потолок: 11200 м
Дальность полета: 3200 км (5280 км — перегоночная)
Масса пустого: 14650 кг
Максимальная взлетная масса: 24100 кг (18300 — нормальная взлетная)
Размах крыльев: 31,64 м
Длина: 23,51 м
Высота: 5,85 м
Площадь крыла: 132,1 кв.м.
Вооружение: 1x 7,62-мм пулемет, 8x 12,7-мм пулеметов, до 7000 кг бомбовой нагрузки

Приведены характеристики для B-17E

  • B-17D — доработанный, с жалюзи на капотах двигателей, протектированными баками, новыми бомбодержателями, дополнительной бронёй, спаренными пулемётами в верхней и нижней стрелковых точках, изменённой кислородной системой. В февраля-апреле 1941 года изготовлено 42 самолёта. Часть ранее выпущенных B-17C в полевых условиях доработаны по типу B-17D.
  • B-17E («Фортресс IIA») — модернизированный. Отличался новой хвостовой частью фюзеляжа, увеличенным вертикальным и горизонтальным оперением, усиленным оборонительным вооружением, бронезащитой рабочих мест экипажа. Разрабатывался с августа 1940 года. С сентября 1941 по май 1942 года изготовлено 512 самолётов. 45 самолётов передано Великобритании.
  • B-17F («модель 299O», «Фортресс II») — доработанный, с форсированными двигателями R-1820-97 мощностью 1000 л.с., широколопастными винтами, усиленной бронезащитой, остеклённым носом из цельного куска оргстекла, протектированными маслобаками, дополнительными бомбодержателями под крылом, усиленным шасси. С июня 1942 по сентябрь 1943 года изготовлено 3405 самолётов. 19 самолётов поставлено Великобритании.
  • B-17F-VE, B-17F-DL — носители планирующих радиоуправляемых бомб. Выпускались на заводах «Локхид-Вега» в Бэрнбенке и «Дуглас» в Лонг-Бич.
  • B-17G («Фортресс III») — доработанный, с верхней турелью «Бендикс». Часть самолётов оснащалась английским радиолокационным бомбовым прицелом H2X. С 4 сентября 1943 года на трёх заводах изготовлено 8680 самолётов (самая массовая модификация). 85 самолётов поставлено Великобритании.
    • B-17G-50-BO — с бортовыми турельными установками, разнесёнными по длине самолёта.
    • B-17G-45-DL, B-17G-55VE, B-17G-80-BO — с хвостовой турелью «Чейенн».
    • B-17G-75-DL, B-17G-85VE, B-17G-105-BO — без пулемёта радиста.
  • B-17H (SB-17) — аварийно-спасательный. Оснащался сбрасываемой лодкой Хиггинс A-1.
  • Боинг-299AB — пассажирский самолёт. Изготовлен в одном экземпляре для американской авиакомпании TWA. В 1947 году подарен шаху Ирана.
  • Боинг-307 «Стратолайнер» — пассажирский самолёт с фюзеляжем увеличенного диаметра. В 1938 году изготовлено 4 самолёта. Во время войны они использовались как транспортные под обозначением С-75.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

B-17 в воздухе, виден открытый бомболюк

  • BQ-7 «Кастор» — радиоуправляемый самолёт-снаряд, с 10 т взрывчатки на борту. В 1944 году переоборудовано 25 B-17E и B-17F.
  • С-108 — штабной самолёт без вооружения. Переоборудовано несколько B-17F и B-17F.
  • СB-17 — транспортный самолёт без вооружения. Переоборудовано несколько самолётов ранних выпусков.
  • DB-17P — самолёт управления мишенями.
  • F-9 — разведчик с фотокамерами в бомбоотсеке и в кабине радиста. Переобрудовано 16 B-17F.
  • F-9A — разведчик, отличался составом оборудования.
  • F-9B — разведчик, отличался составом оборудования.
  • F-9C (RB-17G) — разведчик на базе B-17G. Фотокамеры размещались под кабиной, вместо пулемётов. Переоборудовано 10 самолётов.
  • F-19 — пассажирский, с салоном на 14 мест. В 1944-1945 годах фирма SAAB (Швеция) переобрудовала 5 самолётов.
  • «Фортресс I» («модель 299T») — экспортный вариант B-17C. Отличался составом оборудования, протектированными топливными баками. Изготовлено 20 самолётов для Великобритании.
  • PB-1 — патрульный и спасательный самолёт. Для флота США переоборудовано 46 B-17G и 2 B-17F.
  • PB-1G — патрульный. Отличался наличием РЛС с антенной в носовом обтекателе. Часть самолётов несли спасательные лодки. Несколько самолётов эксплуатировалось береговой охраной США до 1959 года.
  • PB-1W — самолёт радиолокационного дозора, с РЛС AN/APS-20. Флотские мастерские в Джонсвилле переоборудовали 31 B-17G.
  • QB-17L — мишень с телевизионной системой управления. После войны переоборудовались выработавшие свой ресурс самолёты. Последний QB-17L был сбит в августе 1959 года.
  • QB-17N — мишень с радиоуправлением.
  • VB-17G — штабной самолёт.
  • ХB-40 (V-139-3) — оытный тяжёлый истребитель сопровождения («воздушный крейсер»). Разработан фирмой «Локхид-Вега» на базе B-17F. Отличался дополнительной башенной турелью Мартин-250 в носовой части фюзеляжа, спаренными пулемётами в бортовых установках, увеличенным боезапасом (11275 патронов), усиленной бронезащитой.
  • YB-40 (V-139-3) — серийный «воздушный крейсер». В 1943 году переоборудовано 22 бомбардировщика B-17F. Применялся в Европе с мая по август 1943 года.
  • XС-108 — прототип штабного самолёта. Позже на нём летал генерал Дуглас Макартур, специально для которого установили пулемёты с хромированными стволами и повесили на окнах занавески.
  • XС-108A — транспортный, с большим грузовым люком в левом борту и откидывающейся вбок носовой частью.
  • XС-108B — танкер. Переоборудован 1 самолёт.
  • XPB-1 — летающая лаборатория для испытания турбореактивных двигателей.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

В налетах обычно участвовали десятки бомбардировщиков B-17. Учитывая, что каждая из этих громад имела минимум 8 крупнокалиберных пулеметов — для вражеского истребителя подойти к такому строю было настоящим испытанием. Вот уже настоящая крепость!

Эксплуатация бомбардировщика B-17 «Летающая крепость»

Несмотря на то, что B-17 был фактически разработан в 1936 году, за счет хороших стартовых показателей и задела для модернизации, эти машины даже в 1945 году никак нельзя было назвать устаревшими. Исключительно надежные и живучие, с мощным и рационально проработанным защитным вооружением, «Летающие крепости» иногда возвращались на базу даже после попытки их тарана истребителями противника.

В боевых условиях впервые применён в июле 1941 года, когда 3 английских B-17 совершили налёт на Вильгельмсгафен. Американские B-17 впервые применены в декабре 1941 года на Гавайях и Филиппинах.

Самолёт применялся во время Второй мировой войны в Европе, Северной Африке (в 1942 году) и на Тихом океане (до 1943 года). В июне-сентябре 1944 года самолёты 8 и 15 воздушных армий США в рамках операции «Франтик» совершали челночные рейсы над Восточной Европой с посадкой в территории СССР.

После войны большинство самолётов было продано в частные авиакомпании и за границу: в Данию, Португалию, Францию, в страны Латинской Америки, правительству Чан Кай-ши.

  • 3 самолёта без вооружения через подставных лиц приобрёл Израиль. Спасательные SB-17 и PB-1, а так же разведчики RB-17 применялись ещё во времена Корейской войны. Дольше всех в ВВС США эксплуатировались штабные VB-17G — до конца 50-х годов. В 60-х годах несколько самолётов использовались ЦРУ для заброски агентов в Северном Вьетнаме. Бразильские B-17 эксплуатировались до конца 60-х годов.
  • Примерно 40 трофейных B-17F и B-17G применялись немцами под обозначением Дорнье Do.200 для заброски диверсантов через линию фронта. Известен даже бой между американским YB-40 и немецким B-17, использовавшимся как ловушка. Три трофейных B-17 использовали японцы для отработки лётчиков-истребителей приёмам атак «летающих крепостей».
  • Один из совершивших посадку на территории Швейцарии и интернированных ею B-17 прменялся после войны в качестве учебного.
  •  В советских ВВС начиная с 1944 года эксплуатировалось несколько десятков B-17, найденных и отремонтированных после вынужденных посадок. Они стояли на вооружении 45 дивизии АДД и использовались, в основном, как учебные до 1948 года. Несколько самолётов эксплуатировались в различных исследовательских учреждениях.

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

Впрочем, даже учитывая впечатляющее оборонительное вооружение, B-17 несли большие потери. Обратите внимание на плотность зенитного огня.

Для справки: первая по-настоящему успешная попытка создать «улучшенную летающую крепость» была предпринята не «Боинг», а другой компанией — «Consolidated Aircraft Corporation».

Её бомбардировщик, бравший за эталон B-17, превзошел «крепость» по всем основным характеристикам, и был запущен в серию почти на год позже (в 1939 г.), однако, по каким-то причинам, до 1941 г.

вообще не применялся американцами и поставлялся только в Великобританию. Этой машиной был B-24 «Либерейтор».

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1919-1936-samoletyi/bombardirovshhik-boing-b-17-letayushhaya-krepost.html

B-17 "Летающие крепости" в СССР

b-17: boeing flying fortress, летающая крепость, бомбардировщик Б-17, история появления самолёта, вооружение

B-17G из 99-й бомбардировочной авиагруппы — один из самолетов, совершивших первый челночный рейд с посадкой на Украине 2 июня 1944 г.

В марте 1936 г. руководство У ВВС в докладной на имя наркома Ворошилова предложило включить «4-х моторный Боинг» в список самолетов, образцы которых хотели закупить в США. Начальник штаба ВВС Лавров писал : «Этот самолет сочетает данные, крайне необходимые нам — высокую скорость и большую дальность полета».

ГУАП уже присмотрело под «Крепость» и место для производства — новый завод № 124 в Казани, причем собиралось осваивать большую сложную машину лишь по образцу, без лицензии, самостоятельно. С другой стороны, в апреле того же года на совещании в УВВС Я.И. Алкснис предложил купить в США техническую помощь для освоения производства «4-х моторного бомбардировщика Боинг».

Через посредничество «Амторга» с фирмой начали переговоры, которые, однако, не увенчались успехом. Летом 1941 г., когда после нападения Германии на СССР США предложили свою военную помощь, президент Рузвельт в числе прочего пообещал Сталину и тяжелые бомбардировщики. 1 августа в администрации президента обсуждался вопрос о поставке западными союзниками 10 тяжелых бомбардировщиков в месяц.

Пять должна была обеспечить Америка, пять — Англия. В проекте, с которым прибыл в Москву А.Гарриман, было записано, что США берутся поставить до июня 1942 г. 27 таких машин. Речь шла, несомненно, о В-17, поскольку производство другого подобного самолета, В-24, тогда только осваивалось. Мнения относительно степени ценности «Летающих крепостей» для ВВС РККА в нашей стране расходились.

Читайте также:  Ба 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ттх)

Например, Разведывательное управление Генштаба направило в правительство документ, в котором говорилось: «Самолет БОИНГ В-17, во всех его модификациях, является устаревшим типом 4-х моторного бомбардировщика». Разведчики призывали всемерно добиваться поставок более нового В-24.

С другой стороны, Главное управление ВВС сообщало наркому авиапромышленности Шахурину: «Наиболее подходящим типом бомбардировщика является американский самолет Боинг В-17». Похоже, что точка зрения авиаторов победила. Именно за «Крепостями» прибыла в Штаты группа под руководством М.М.Громова, доставленная по трассе Северного морского пути летающими лодками на Аляску.

Ее члены должны были принять первую партию из пяти В-17, быстро освоить новую технику (личный состав набрали из опытных испытателей, летавших на многих типах самолетов) и совершить перелет через Атлантику в Англию. Там машины собирались загрузить бомбами и взять курс на Германию. Отбомбившись по целям в рейхе, «Крепости» должны были сесть под Москвой.

Но американцы В-17 нам не дали, предложив взамен В-25, В-26 и А-29. Против передачи тяжелых бомбардировщиков Советскому Союзу резко выступил генерал Арнольд, ссылаясь на нехватку их в авиации самих США. Действительно, на 1 августа 1941 г. в строю имелось всего 40 В-17 и один В-24.

В качестве второго аргумента выдвинули наличие на борту «Крепостей» секретного оборудования, в частности, бомбардировочных прицелов. Громову пришлось удовольствоваться партией В-25, для задуманного грандиозного рейда непригодными. Но попыток добиться получения В-17 у нас не прекращали. На заседании трехсторонней комиссии в Москве 29 сентября 1941 г.

, на котором обсуждались будущие поставки по ленд-лизу, Шахурин спросил генерала Чанэя, представлявшего ВВС армии США: «Можно ли будет получить самолеты типа Боинг?» Чанэй ответил: «Пока они еще не могут быть поставлены». Вопрос был закрыт надолго. Еще одну попытку заполучить эти машины сделали в 1944 г., когда советская сторона отправила запрос на поставки самолетов в рамках IV протокола о военной помощи. Заказали 240 В-17. И опять не получили ни одного.

В июне 1944 г. с B-17G вплотную познакомились и у нас — в Полтаве, Миргороде и Пирятине были организованы американские авиабазы, обеспечивающие так называемые «челночные операции». Дело в том, что с увеличением дальности полета бомбовая нагрузка В-17 (как и любого другого бомбардировщика) резко падала.

Вместо бомб машина вынуждена была брать больше топлива. Поэтому цели в Восточной Германии, Венгрии, Польше являлись практически недоступными для эффективных налетов с воздуха. Советский Союз же практически не имел тяжелых бомбардировщиков.

Учитывая это, было достигнуто соглашение об использовании американцами баз на советской территории. Для приема В-17 аэродромы реконструировали, оснастили разборными металлическими взлетно-посадочными полосами, построили казармы и мастерские.

Планировалось, что «Крепости» 8-й и 15-й воздушных армий стартуют со своих баз в Англии и Италии, отбомбятся и продолжат свой путь на Украину. Там их дозаправят, подвесят новые бомбы и отправят назад.

Советская сторона обеспечивала ПВО аэродромов, снабжение и частично обслуживание самолетов. Для этой цели специально создали 169-ю авиабазу особого назначения под командованием генерал-майора А.Р. Перминова. Первый «челночный» рейд провели 2 июня 1944 г.

В тот день на Украине приземлились 128 B-17G и 64 истребителя сопровождения. Немцы пытались помешать работе баз. 22 июня они организовали массированный ночной налет на Полтаву, а на следующую ночь — на Миргород. В Полтаве были уничтожены 44 «Крепости» и еще 24 повреждены.

Все машины, признанные непригодными для восстановления, впоследствии бросили на аэродромах. «Челночные операции» (американцы закодировали их как операцию «Фрэнтик») продолжались до 19 сентября 1944 г. В них участвовали 1030 самолетов, в том числе 529 «Крепостей», которые сбросили на немцев 1995 т бомб.

К началу осени советские войска ушли далеко вперед, и использование баз на Украине стало нецелесообразным.

Красная Армия уже вошла на территорию стран Восточной Европы. Все чаще стали попадаться совершившие вынужденные посадки и брошенные экипажами английские и американские самолеты, в том числе и В-17. Первоначально работы по поиску и восстановлению таких машин велись самодеятельно, отдельными частями или соединениями.

Например, в Венгрии и Австрии сбором и восстановлением американских тяжелых бомбардировщиков сначала занимался 449-й бомбардировочный полк. Старший инженер полка Н.А.Кузьмин самостоятельно, без инструкций, изучил эти машины. За несколько дней он разобрался в устройстве моторов, приборов, агрегатов и систем, определил порядок их обслуживания и эксплуатации.

С группой специалистов Кузьмин привел в порядок несколько бомбардировщиков. Машины продемонстрировали командующему 3-м Украинским фронтом маршалу Ф.И. Толбухину и командующему 17-й воздушной армией генералу В.А.Судцу, причем один В-17 — в полете. 10 апреля 1945 г.

появилась директива, обязывающая все части и подразделения сообщать о подобных находках штабу 18-й воздушной армии (наследницы АДД). Тяжелые бомбардировщики были остро необходимы советской авиации. Выпущенных Пе-8 не хватало на вооружение даже одной дивизии, попытки получить подобную технику от союзников не удавались.

Решили собирать и восстанавливать брошенные В-17 и В-24, а затем доукомплектовать ими полки 45-й авиадивизии дальнего действия, тогда единственного в нашей стране соединения четырехмоторных бомбардировщиков. Бомбардировщик B-17G (№ 43-38902) 13 апреля совершил вынужденную посадку в Польше, севернее Жешува, близ аэродрома 341-го полка.

22 апреля после ремонта его перегнали в Полтаву. Это была первая «Крепость», поступившая в 45-ю дивизию. К середине мая по донесениям с мест в различных районах Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Югославии выявили 73 В-17 разных модификаций.

Аппарат американского военного атташе в Москве знал о том, что наши собирают брошенную технику, но получил указание не вмешиваться. Интересно, что по оценкам американцев количество восстановленных советскими ВВС самолетов было более чем вдвое меньше, чем на самом деле. Один практически исправный B-17G, севший в Ясенках (Польша), вернули американцам.

Четыре «Крепости» на указанных местах обнаружить не удалось. Остальные имели повреждения различной тяжести. Самолеты бились при посадке, секретное оборудование подрывалось по инструкции экипажами, кое-что расхищалось местным населением и солдатами. Большинство В-17 находилось на территории Польши, где действовали отряды «Армии Крайовой», нападавшие на советские войска.

29 мая 1945 г. в Демблине ими был взорван В-17, восстанавливавшийся группой специалистов 45-й дивизии. Несмотря на все трудности, к 1 июля 890-й полк имел на вооружении девять Пе-8, 19 В-25 и 12 В-17. Они дислоцировались на аэродроме Балбасово под Оршей. «Летающие крепости» постепенно вытесняли изношенные Пе-8 и двухмоторные В-25.

К началу октября поступление собранных в Европе четырехмоторных бомбардировщиков закончилось; в строю полка находились 16 исправных В-17. Все они относились к модификации G. Одна машина более раннего типа, B-17F, поступила в ЛИИ НКАП, где прошла краткие летные испытания.

Американские бомбардировщики считались временным оснащением полка до развертывания производства современных отечественных машин такого класса. На них осуществлялись полеты по плану учебно-боевой подготовки дальнебомбардировочной авиации — для поддержания формы летного состава. «Летающие крепости» пользовались хорошей репутацией у советских летчиков.

По сравнению с отечественным Пе-8 американский бомбардировщик за счет турбонаддува имел большую скорость и потолок. Значительно мощнее было вооружение, совершеннее оборудование. Самолеты оснащались всеми самыми современными навигационными средствами, прекрасными бомбовыми прицелами, отличным радиооборудованием. Рассчитанные на многочасовые дальние рейды, «Крепости» обеспечивали экипажам уровень комфорта, просто немыслимый на советских машинах. Отмечали очень хорошую герметизацию самолета — для наших самолетов щели и сквозняки являлись тогда нормой. В-17 был очень прост в пилотировании.

Герой Советского Союза С.С.Сугак позже писал: «Самолеты имели отличное управление, чутко реагировали на отклонение рулей. В управлении они оказались легче, чем наши Пе-8, на котором мне довелось много летать». За простоту в пилотировании наши летчики называли «Крепость» «четырехмоторным У-2».

Из недостатков отмечали несколько худшие, по сравнению с Пе-8, взлетно-посадочные характеристики (хотя В-17 было легче удержать на прямой при взлете с большим весом) и более ограниченный обзор из пилотской кабины.

В 1946 г. 890-й полк перевели в Казань. Несколько неисправных «Крепостей» бросили в Балбасове. Они стояли там до 1948 г. В Казани самолеты часто осматривали работники местного авиазавода, как раз начинавшего осваивать производство Ту-4, скопированного с американского В-29.

Элементы оборудования последнего имели много общего с установленным на В-17. Летом 1947 г. полк начал получать первые Ту-4. В-17 постепенно отправлялись на стоянку, а затем разрезались на металлолом. Всего через 890-й полк прошел 21 B-17G.

«Летающие крепости» использовались в нашей стране не только в этом строевом полку, но и в различных исследовательских учреждениях. Количество гражданских «Крепостей» постепенно увеличивалось. Если на 1 октября 1947 г. в стране имелась всего одна такая машина, принадлежавшая министерству авиапромышленности (в ЛИИ), то на 1 января 1949 г.

их там уже стало две. В 3-м квартале того же года по решению Совета министров военные передали МАП еще один В-17, получивший номер И-1006. Пять В-17 служили в НИИ-17 в качестве летающих лабораторий для испытаний радиооборудования. В 1952 г. на одном из них опробовали РЛС «Сокол», предназначенную для перехватчика Як-25. Один В-17 в 1948 г.

использовался в НИИ ВВС для испытания новых парашютов, с него совершались групповые высотные прыжки. Когда списали последнюю советскую «Крепость», остается неизвестным.

Подробно

  •  «Челночные операции» В-17 из СССР. /Адольф Галланд/

Источники

  • Бомбардировщик В-17. «Летающая крепость» /Крылья-дайджест 16/

2019 10 31 Эпизод из мемуаров Голованова: «…В 1943 году довелось мне на Центральном аэродроме осматривать американский самолет «Боинг-17», так называемую «летающую крепость».

Показывал его американский бригадный генерал, а необходимые пояснения давал через переводчика здоровый, краснощекий, веселый летчик-американец, который невольно располагал к себе. Осмотрев самолет, я познакомился со всем составом экипажа и поинтересовался, куда он летит. В ответ услышал, что экипаж летит в Америку.

Я был удивлен и без особых церемоний спросил: — А почему такие молодые и здоровые ребята не хотят больше воевать? — А мы уже отвоевались, — ответил командир экипажа. Я был несколько озадачен и спросил: — А что значит «отвоевались»? — Очень просто, — последовал ответ.

— Мы сделали по двадцать пять боевых вылетов, участвуя в налетах на гитлеровскую Германию. Летали днем. За каждый вылет наша авиация теряла пять процентов самолетов и личного состава. После двадцати вылетов мы должны бы были быть на том свете, но нам повезло.

Еще пять вылетов мы сделали уже «с того света», а поэтому работа наша завершилась, и мы летим домой, отлетав свою норму… Между тем на подготовку к боевым действиям такого экипажа у американцев уходило, как мне говорили, по 600–700 летных часов. Вот так и закончилась для этих парней война, конца которой еще не было видно, в том числе и американцам.

И тут я невольно подумал: сколько же раз побывали «на том свете» советские летчики — русские и украинцы, грузины и белорусы, узбеки и казахи… И, в частности, экипажи Авиации дальнего действия, сделавшие по 100, 200, 300 и более боевых вылетов по глубоким тылам, оперативной глубине и переднему краю обороны противника…»

Источник: Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная… — М.: ООО «Дельта НБ», 2004

Источник: http://www.airpages.ru/uk/b17su.shtml

Читать

С. Г. Пилипенко

Бомбардировщик Боинг В-17 «Летающая крепость».

MAZOL DEVELOPMENT, INC.

«Легендарные самолеты». Бомбардировщик Боинг В-17 «Летающая крепость». Историческая серия.

Читайте также:  Булава оружие богатырей: виды упражнений, разновидности (на цепи, деревянные, железные, двуручные), как выглядит

Сост. С.Г. Пилипенко

В выпуске приняли участие:

Котельников В.Р., Бакурский В.А., Карташов

Представлены оригинальные материалы по истории создания и боевого применения бомбардировщика фирмы Боинг В-17 «Летающая крепость», принимавшего участие в боевых действиях во время второй мировой войны.

Подробно описывается конструкция самолета, его вооружение и летно-технические характеристики, приведены фотографии, компоновочные чертежи, схемы в трех проекциях и варианты камуфляжной окраски самолета.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей второй мировой войны и историей авиационной техники.

© MAZOL DEVELOPMENT, INC. 1994

© Сост. Пилипенко С.Г., 1994

Тяжелый бомбардировщик В-17 «.Летающая крепость»

История создания

Даже мало знакомый с авиацией человек, услышав словосочетание «Летающая крепость», сразу скажет, что речь идет об американском тяжелом бомбардировщике времен II мировой войны.

Действительно, бомбардировщик Боинг В-17 «Флайинг Фортресс» («Летающая крепость»), пожалуй, самый популярный самолет из американских бомбардировщиков того времени.

В течение ряда лет он являлся основным инструментом стратегических бомбовых ударов для авиации армии США. Более того, с него-то и началась американская дальнебомбардировочная авиация.

В отличие от других стран Америка очень поздно обратилась к созданию тяжелых бомбардировщиков. В то время как в России многомоторные «Муромцы» появились еще перед I мировой войной, а в Англии и Германии машины такого класса были построены в ходе войны, в США впервые обратились к этой технике лишь в 1923 г.

, когда там был спроектирован шестимоторный триплан Барлинг XNBL-1. В 1925 г. его испытали и … забыли. В Америке, отделенной от всего мира двумя океанами и исповедовавшей тогда чисто оборонительную военную доктрину, не чувствовали потребности в дальнем тяжелом бомбардировщике. Лишь в середине 30-х гг.

в рамках пропагандировавшейся тогда некоторыми кругами в США концепции «обороны полушария» начали разрабатывать новые проекты многомоторных военных самолетов. Напомним, что у нас в Советском Союзе уже тогда находился в серийном производстве ТБ-3. В Америке за подобную работу взялись фирмы «Боинг» и «Мартин». В 1934 г.

почти одновременно появились проекты четырехмоторных самолетов Боинг XBLR-1 (впоследствии переименован в ХВ-15) и Мартин ХВ-16, а в 1935 г. – шестимоторного Мартин ХВ-16-2, исходившие из требований т.н.

«проекта А» – задания на тяжелый бомбардировщик с дальностью полета 5000 миль, способный поддержать с воздуха американские войска на Аляске, Гаваях и в Панаме непосредственно с территории США. Оба варианта ХВ-16 так и остались в чертежах, а ХВ-15 был построен и испытан в 1937 г.

Огромный самолет оказался медлителен и неуклюж – ему явно не хватало мощности четырех моторов по 850 л.с. Поэтому в серию он не попал и до конца II мировой войны летал как транспортный самолет.

Однако, спустя несколько недель после начала работы над «воздушным линкором» ХВ-15 группа конструкторов «Боинг» под руководством Э. Уэллса параллельно начала разрабатывать «линейный крейсер», получивший фирменное обозначение «модель 299».

В основе последнего лежало техническое задание 35-26, которое перечисляло требования к новому бомбардировщику для Авиационного корпуса армии США. Количество моторов заданием не определялось, хотя из всех фирм, взявшихся за его выполнение, только инженеры «Боинг» установили более двух двигателей.

«Модель 299» по компоновке точно соответствовала своему большому собрату, но имела существенно меньшие габариты.

17 июля 1935 г. первый опытный самолет покинул сборочный цех в Сиэттле. Создатели использовали в нем все новинки того времени – цельнометаллическую конструкцию, убирающееся шасси (включая хвостовое колесо), закрытую кабину, винты изменяемого шага. Самолет имел емкий бомбоотсек, створки которого открывались электро-приводом и большой запас топлива.

Силовая установка состояла из четырех моторов Пратт-Уитни R-1690-Е по 750 л.с. каждый. По первоначальному замыслу «модель 299» имела чисто оборонительное назначение – она должна была атаковать корабли потенциального противника далеко за радиусом действия двухмоторных машин.

Истребители сопровождения того времени не могли быть использованы на столь дальние расстояния из-за недостаточного запаса топлива, поэтому защиту от возможно имеющихся у врага палубных или катапультных самолетов обеспечивали пулеметы, торчавшие во все стороны из остекленных каплевидных блистеров.

Один журналист, присутствовавший на официальном показе нового бомбардировщика, назвал его «Летающей крепостью» и это имя на всю жизнь закрепилось за ним.

28 июля «Крепость» совершила первый полет, а 20 августа ее уже перегнали на аэродром Райт-Филд, штат Огайо, где должны были проходить сравнительные испытания всех бомбардировщиков, созданных по заданию 35-26.

Конкурентами были Мартин В-10В (модернизированный вариант самолета, уже состоящего на вооружении) и Дуглас DB-1 – переделка весьма удачного пассажирского DC-2 в бомбардировщик; оба они были двухмоторными.

В начале лидировала «Крепость» , легко перекрыв требования задания по скорости, дальности и потолку, но 30 октября пилоты забыли снять внутреннюю блокировку рулей (введенную для того, чтобы их не повредило на стоянке при сильном ветре) и пошли на взлет с заблокированными рулями и элеронами.

Ошибка летчиков стоила им жизни – самолет рухнул на землю и сгорел. Так фирма «Боинг» потеряла заказ на 65 бомбардировщиков,который практически был у них в руках. Он достался фирме «Дуглас», их DB-1 приняли на вооружение как В-18.

Тяжелый бомбардировщик Боинг В-15 – прообраз «Летающих крепостей”

Бомбардировщик Дуглас В-18 – главный конкурент фирмы Боинг

Y1B-17 из 2-й бомбардировочной группы G.H.Q. воздушных сил

В утешение фирме «Боинг» 12 января 1936 г. предложили построить для дополнительных испытаний серию из 13 усовершенствованных с учетом результатов конкурса самолетов под маркой Y1B-17 («У» – малая серия для войсковых испытаний, «1» – признак того, что программа финансируется, как дополнительная).

Y1В -17 (он же «модель 299В») отличался от своего предшественника новым шасси, более мощными моторами Райт R-1820-39 по 850 л.с., увеличенным запасом топлива, установкой антиобледенительной системы и другого современного оборудования. Поначалу «Крепости» доставили на испытаниях немало хлопот.

Это было связано с отказами двигателей и перегревом тормозов шасси. 7 декабря 1936 г. на первом Y1B-17 оба этих фактора проявились одновременно: из-за выхода из строя двух моторов самолет зашел на посадку сразу после взлета, но колеса заклинило и бомбардировщик перевернулся через нос.

Новая авария опять усилила позиции конкурентов – конгресс принял решение о закупке еще 253 В-18.

Однако, штаб Авиационного корпуса, где имелись влиятельные сторонники известной теории Дуэ, поддержал работу над доводкой четырехмоторной машины и предпринял ряд мероприятий пропагандистского характера, направленных на повышение доверия к новому самолету.

Партию из двенадцати Y1B-17 передали для войсковых испытаний эскадрилье 2-й бомбардировочной группы (полка), ставшей первой в Америке тяжелобомбардировочной частью. Таким образом США стали третьей (после СССР и Франции) страной в мире, имеющей на вооружении четырехмоторные бомбардировщики.

По скорости, грузоподъемности и потолку «Крепости» существенно Превосходили и советские ТБ-3, и французские Фарман F.222 BN5. Освоив новую технику, ее экипажи выполнили целый ряд показательных полетов.

Несколько раз они пересекали территорию США от побережья до побережья за рекордное время, совершили два перелета в Южную Америку и обратно, попутно осваивая технику навигации. В мае 1938г. три бомбардировщика этой группы совершили нашумевшую учебную атаку на итальянский лайнер «Рекс», шедший в открытом океане.

Интересно, что штурманом головного самолета был никому не известный тогда лейтенант Лимэй. В 1945 г. генерал Лимэй возглавит массированные налеты на Японию, посылая на цели сотни гигантских машин. Двенадцать Y1B-17 2-й бомбардировочной группы налетали 9293 часа без серьезных аварий и повреждений. Итогом этой кампании стал долгожданный заказ на 119 серийных самолетов.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=179510&p=1

B-17 "Flying Fortress", Бомбардировщик фирмы Boeing | Энциклопедия военной техники

Boeing В-17 Flying Fortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 6-10 чел. Спроектирован в КБ фирмы “Боинг эйрлейн” под руководством Э.Уэллса. Опытный бомбардировщик “модель 229” впервые взлетел 28 июня 1935 г.

Серийное производство начато в декабре 1936 г. Выпускался на заводах “Боинг” в Сиэттле, “Вега эйркрафт корпорейшн” в Бэрбанке, “Дуглас” в Лонг-Бич. Всего построен 12731 экз. В-17 состоял на вооружении в США с марта 1937 г., в Великобритании – с марта 1941 г.

, в СССР – с апреля 1945 г.

  • Основные серийные модификации: В-17С (“Фортресс” I) с моторами 4хR-1820-65; вооружение: 5×12.67 + 1х7,62; бомбы до 1235 кг;
  • B-17D с вооружением: 7×12.7 + 1×7,62; бомбы до 1235 кг;
  • В-17Е с новым хвостовым оперением, вооружение: 8×12,7 + 1х7,62: бомбы до 8000 кг;
  • B-17F (“Фортресс” II) с новой носовой частью фюзеляжа, дополнительными бензобаками, моторами 4XR-1620-97; вооружение: 8×12,7 + 1×7,62 или 11×12,7; бомбы до 9500 кг

B-17G (“Фортресс” III) с измененной схемой вооружения; вооружение: 11(13)x12.7.

Первое боевое применение – налет английской авиации на Вильгельмсгафен в июле 1941 г. С октября 1941 г. английские самолеты использовались только в Береговом командовании как патрульно-противолодочные. Американские В-17 получили боевое крещение в декабре 1941 г. на Гавайях и Филиппинах. В январе 1942 г. участвовали в боях на о.Ява, активно применялись затем на море (в т.ч.

в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя). С 1943 г. убраны с Тихоокеанского театра, где заменены на В-24, зато с августа 1942 г. применялись в Европе (с баз в Великобритании). С января 1943 г. совершали массированные дневные налеты на цели в Германии. С начала 1944 г – основной тип американского бомбардировщика на европейском театре.

Применялся также как дальний разведчик, самолет РЭП и спасательной службы, военно-транспортный. В 1944 г. В-17 участвовали в “челночных” операциях с баз на Украине. Использовались на фронте до конца войны в Европе. Советские В-17 в боевых действиях не участвовали. В-17 сняли с производства в июле 1945 г. Большая часть была снята с вооружения в 1946 г.

, но отдельные машины эксплуатировались ВВС США до 1956 г., а в Береговой охране они служили до 1959 г.

Модификация B-17G Размах крыла, м 31.62 Длина, м 22.78 Высота, м 5.82 Площадь крыла, м2 131.

92 Масса, кг пустого самолета 17237 нормальная взлетная 29711 максимальная взлетная 32659 Топливо, л внутреннее 10637 с ПТБ 13741 Тип двигателя 4 ПД Wright R-1820-97 Cyclone с ТК General Electric B-22 Мощность, л.с.

взлетная 4 х 1200 максимальная 4 х 1380 Максимальная скорость , км/ч нормальная 423 в режиме максимальной мощности 486 Крейсерская скорость , км/ч 362 Максимальная скороподъемность, м/мин 274 Практическая дальность, км 5472 Боевая дальность, км 2977 Практический потолок, м 10851 Экипаж, чел 10

Вооружение: Тринадцать 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M-2 с общим боекомплектом в 6380 патронов. Расположение: спаренная передняя подфюзеляжная турель типа Bendix с электроприводом; пара управляемых вручную “скуловых” пулеметов по обеим сторонам носа; надфюзеляжная турель с силовым приводом типа Sperry N.

645473E или типа Bendix со спаренным пулеметом; спаренная подфюзеляжная шаровая с приводом турель типа Sperry N.645849J; одиночный наводимый вручную пулемет в люке радиорубки (на позднесерийных машинах снят); по одному одиночному наводимому вручную пулемету в бортовых амбразурах и спаренная наводимая вручную турель в хвосте.

Максимально при полетах на короткие расстояния до 7983 кг бомб (шесть фугасных бомб калибра 726 кг в бомбоотсеке и две 1814 кг на внешней подвеске).

Варианты: 6 фугасных бомб калибра 726 кг, или 8 фугасных бомб М44 калибра 454 кг, или 16 фугасных бомб М34 калибра 227 кг, или 2 фугасные бомбы калибра 1814 кг (все на внутренней подвеске).

Источник: https://war-book.ru/b-17-flying-fortress-bombardirovshhik-firmy-boeing/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector