Ба 10 — бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ттх)

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

БА-10 — лучший пушечный бронеавтомобиль Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, в конструкции которого воплотился весь опыт, накопленный инженерами Ижорского завода за предвоенное десятилетие. Как и предыдущая машина БА-6, он создавался на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА, однако рама этого шасси была укорочена на 200 мм в средней части и обрезана на 400 мм сзади.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Конструкция

Переднюю неведущую ось усилили и снабдили гидравлическими амортизаторами, повысившими плавность хода машины и, соответственно, точность стрельбы в движении. Фары и ступицы передних колес прикрыли бронеколпаками. Был также применен центральный тормоз в трансмиссии, улучшена система вентиляции и охлаждения моторного отсека.

Бронекорпус, по существу, остался без изменений, а в конической башне, выполненной по типу БА-6М, разместили усовершенствованную 45-мм танковую пушку образца 1934 г. с боезапасом 49 выстрелов. Наводка орудия осуществлялась с помощью телескопического и перископического прицелов.

Подобно своим предшественникам, БА-10 для улучшения проходимости был оборудован съемными гусеницами «Оверолл» и вращающимися запасными колесами, установленными на бортах машины.

В целом бронеавтомобиль обладал довольно неплохими ходовыми качествами и мог преодолевать подъемы до 24° и брод глубиной до 0,6 м.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Серийный выпуск БА-10 начался в 1938 году и до августа 1941 года сборочные линии завода покинули 3311 машин этого типа. Часть из них оснащалась радиостанцией 71 -ТК-1 со штыревой антенной.

Некоторые машины изготавливались в железнодорожном варианте и обозначались БА-10жд.

Следует заметить, что бронеавтомобили, передвигающиеся по рельсам на металлических бандажах, себя не оправдали, поскольку не имели никаких преимуществ перед обыкновенными бронедрезинами с вооружением.

В то время как первые броневики БА-10 еще только осваивались строевыми частями Красной Армии, КБ Ижорского завода уже модернизировало машину.

Бронеавтомобиль БА-10М отличался усиленной бронезащитой передней пулеметной установки, улучшенным рулевым управлением, дополнительными наружными топливными баками и новой радиостанцией 71 -ТК-3.

Боевая масса машины возросла до 5,36 т, но ее ходовые качества изменились незначительно.

В предвоенные годы БА-10 являлся самым массовым средним бронеавтомобилем Красной Армии. Эти машины состояли на вооружении 7,8, и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей НКВД. В разведывательных подразделениях они постепенно вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Осенью 1939 года броневики БА-10 приняли участие в освобождении западных областей Украины и Белоруссии, а затем использовались в боях во время «зимней войны» с Финляндией.

В сражениях Великой Отечественной войны они применялись до 1944 года, а в отдельных подразделениях и до самого конца войны.

Например, в мае 1945 года некоторое число БА-10 осуществляло охрану штабов крупных воинских соединений Красной Армии.

В боевых действиях бронеавтомобили БА-10, конечно, не могли заменить танки. Однако при грамотном использовании они оказывали хорошую поддержку пехоте.

Когда в январе 1943 года начался прорыв блокады Ленинграда и завязались ожесточенные бои за крепость Шлиссельбург, успех был достигнут одновременной атакой с двух сторон 19 БА-10, подавивших огневые точки противника и выбивших немцев с занимаемых позиций.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Без учёта стоимости пушечно-пулемётного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56 046 руб. 80 коп., а линейного — в 48 946 руб. 80 коп..

Всего за 1938—1941 годы изготовили 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Модификации

  • Существовало две массовые модификации:
  • — БА-10А
  • — БА-10М — дополнительные бензобаки расположены на надколесных полках, на корме расположена специальная полка для гусениц.
  • Кроме того, на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины (БА-10ЖД)

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Служба и боевое применение

Война с Японией

Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта.

Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ.

Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.

В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.

Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись.

В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника.

Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.

Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады.

В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков.

При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить.

Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни).

К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь.

В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10.

В результате боёв выяснилось:

1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.

2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.

3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.

4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.

5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.

В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) – до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Великая Отечественная Война

В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.

В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева.

Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.

В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью.

Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10.

Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов.

Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно.

С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим.

Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

Однако несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.

В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград.

На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда.

Активно они использовались и при прорыве блокады.

Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года.Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы.

Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами Оверолл, надетыми на задние колеса.

К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

В небольшом количестве средние бронеавтомобили использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Например, в только что сформированной 5-й гвардейской танковой армии к 30 марта 1943 года имелось 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне (кроме них в батальоне было 7 Т-70 и 10 БА-64) и 17 БА-10 в составе 53-й мотострелковой бригады.

К 10 июня 1943 года, когда 5-я гвардейская танковая армия уже находилась в составе Степного фронта, она имела лишь 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне. Эти машины использовались в боях на белгородском направлении и под Харьковом в июле — августе 1943 года.

Накануне Курской битвы — 1 июля 1943 года — в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 — по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в «прочих частях фронта»

Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях.

Например, по состоянию на 15 декабря 1944 года в составе войск 18-й армии имелось всего 6 бронемашин — 5 БА-64 и 1 БА-10.

А в частях 2-го Белорусского фронта к 14 апреля 1945 года еще числилось 14 пушечных броневиков — 1 БА-10 в 65-й армии и 13 в 19-й армии (3 БА-10 и 3 БА-ЗМ в 97-й роте охраны штаба, 3 БА-10 в 132-м и 1 БА-10 в 40-м гвардейском стрелковых корпусах).

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Колонна броневиков БА-10 в 1941, СССР.

БА-10 в Вермахте

В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203 Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.

Читайте также:  Карабины sauer 202 и 404: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941

БА-10 в Финской армии

В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось — по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа.

В 1943 году броневики прошли модернизацию — на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года.

В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.

Бронеавтомобили БА-10 в Выборге в конце войны

Завершение службы

Заключительным аккордом БА-10 стала советско-японская война 1945 года — в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось множество танков Т-26, БТ-7 и, бронеавтомобилей БА-10.

Вся эта техника с успехом использовалась против японцев, а по окончании боевых действий была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши.

Применялся он также во время войны в Корее.

Тактико-технические характеристики БА-10

  1. Экипаж, чел.: 4Компоновочная схема: С кормовым расположением боевого отделенияПроизводитель: Ижорский заводГоды производства: 1938—1941Годы эксплуатации: 1938—1945
  2. Количество выпущенных, шт.

    : 3413

  3. Вес БА-10
  4. — 5,1 тонн
  5. Размеры БА-10
  6. — Длина корпуса, мм: 4450- Ширина корпуса, мм: 2100- Высота, мм: 2470- База, мм: передней и средней осями — 2730 мм, задней тележки — 940 мм
  7. — Клиренс, мм: 230
  8. Броня БА-10

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.

: 10- Борт корпуса, мм/град.: 10- Корма корпуса, мм/град.: 6—10- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 6- Лоб башни, мм/град.: 10- Борт башни, мм/град.: 10- Корма башни, мм/град.: 10

  • — Крыша башни, мм: 6
  • Вооружение БА-10

— Калибр и марка пушки: 45-мм обр. 1938 г. (20К)- Тип пушки: нарезная- Длина ствола, калибров: 46- Боекомплект пушки: 49- Прицелы: перископический ПТ-1, телескопический ТОП

  1. — Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ-29
  2. Двигатель БА-10

— Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 50 при 2800 об/мин

Скорость БА-10

— Скорость по шоссе, км/ч: 52- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20- Запас хода по шоссе, км: 260- Запас хода по пересечённой местности, км: 200

— Удельная мощность, л. с./т: 9,8

  • — Колёсная формула: 6 × 4- Тип подвески: зависимая на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами- Удельное давление на грунт, кг/см²: 2,5- Преодолеваемый подъём, град.: 20
  • — Преодолеваемый брод, м: 0,6

Фото БА-10

  1. Броневой автомобиль БА-10, 1940 год.
  2. Советский броневик БА-10 охраняет британскую колонну в Иране (Персии), 1941.

Экипаж бронемашины БА-10 старший сержант Е.Эндрексон и сержант В.Першаков со своим боевым другом — овчаркой Джульбарс.

Английские солдаты осматривают советский броневик БА-10М. Иран, лето 1941 года.

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/bronetekhnika/435-ba-10

Бронеавтомобиль БА-10

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)Бронеавтомобиль был принят на вооружение в 1938 году и производился до 1941 года включительно. Он был создан на модифицированном шасси серийного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Корпус был сварен из катаных броневых листов. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливались 45-мм танковая пушка образца 1934 года и спаренный с ней пулемет. Еще один пулемет устанавливался в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Таким образом, вооружение бронеавтомобиля соответствовало вооружению танков Т-26 и БТ при меньшем в 2-3 раза весе. ( статью «малый плавающий танк Т-38») 

Для управления огнем из пушки использовались телескопический и перископический прицелы. Бронеавтомобиль имел неплохие ходовые качества: преодолевал подъемы до 24 градусов и форсировал водные преграды глубиной до 0,6 м.

Для улучшения проходимости на задние колеса могли надеваться гусеничные ленты типа «Оверолл». При этом бронеавтомобиль становился полугусеничным.

В 1939 году бронеавтомобиль прошел модернизацию, в ходе которой было усовершенствовано рулевое управление, усилена защита радиатора и установлена новая радиостанция 71-ТК-1. Этот вариант бронеавтомобиля получил название БА-10М.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

 В 1938 году РККА приняла на вооружение средний бронеавтомобиль БА-10, разработанный в 1937 году на Ижорском заводе группой конструкторов, во главе которых стояли известные специалисты — А. А. Липгарт, О. В. Дыбов и В. А. Грачев.

БА-10 представлял собой дальнейшее развитие линии бронеавтомобилей БА-3, БА-6, БА-9. Производился серийно с 1938 по 1941 год. Всего за этот период Ижорским заводом было выпушено 3311 бронемашин этого типа. БА-10 оставался в строю до 1943 года.

Базой для бронемашины БА-10 послужило шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА с укороченной рамой: 200-мм вырезали из ее средней части и еще на 400-мм сократили заднюю часть.

Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Полностью закрытый клепано-сварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали различной толщины, которые повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и соответственно степень защищенности экипажа.

Для изготовления крыши использовались: 6-мм днища — 4-мм бронелисты. Бортовая бронировка корпуса имела толщину 8-9-мм, лобовые детали корпуса и башни выполнялись из листов брони толщиной 10-мм. Топливные баки были защищены дополнительными бронелистами.

Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей.

Слева в отделении управления, расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа — стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в скошенном лобовом листе корпуса.

Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Позади отделения управления находилось боевое отделение, крыша которого была расположена ниже крыши кабины водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось снизить общую высоту бронемашины.

Над боевым отделением была смонтирована сварная коническая башня кругового вращения с большим полукруглым люком, крышка которого откидывалась вперед. Через люк можно было вести наблюдение за местностью, а также попасть в машину или покинуть ее.

Кроме того, обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, предусмотренные в бортах башни.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

В качестве основного вооружения в двухместной башне в цилиндрической маске были установлены 45-мм пушка 20К образца 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ образца 1929 года. Наведение вооружения на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2° до +20°.

В состав возимого боекомплекта входили 49 артвыстрелов и 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. Круговое вращение башни обеспечивал механизм поворота с ручным приводом.

Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика и командира бронемашины имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 года и перископический панорамный прицел ПТ-1 образца 1932 года.

В моторном отсеке, расположенном в передней части бронемашины, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 с рабочим объемом 3280 см3, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л. с.) при 2200 об/мин, что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 53 км/ч.

При полной заправке топливом запас хода машины составлял 260-305 км в зависимости от состояния дороги. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, карданная передача, главная передача, механические тормоза. Тормоза с передних колес были сняты и введен центральный тормоз в трансмиссии.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, крепившаяся с помощью шарнирных петель к неподвижной части крыши моторного отсека, и эксплуатационные люки в его боковых стенках.

Радиатор, установленный перед двигателем, был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 10-мм, в котором имелись два люка с подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.

Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека способствовали щелевые жалюзи в бортах моторного отсека, прикрытые плоскими бронекоробами.

В трехосной неполноприводной (6×4) ходовой части с усиленной гидравлическими амортизаторами балкой передней оси и подвеской задних на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с шинами ГК размером 6,50-20. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних — двухскатные.

Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. БА-10 легко преодолевал подъемы крутизной 24° и броды глубиной до 0.6 м.

Для повышения проходимости на задние скаты могли надеваться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл».

Передние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, задние — широкие и плоские — образовывали над колесами своеобразные полки, на которых крепились металлические ящики с запасными частями, инструментами и другим штатным снаряжением.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Спереди, по обе стороны от передней стенки моторного отсека на коротких кронштейнах крепились две фары в обтекаемых бронекожухах, обеспечивавшие движение в темное время суток. Часть машин оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 со штыревой антенной, для переговоров членов экипажа внутри машины имелось переговорное устройство ТПУ-3.

Все электрооборудование бронеавтомобиля БА-10 было экранировано, что обеспечивало надежную и более стабильную работу средств связи. С 1939 года начался выпуск модернизированной модели БА-10М, которая отличалась от базовой машины усиленной броневой защитой лобовой проекции, усовершенствованным рулевым управлением, наружным расположением бензобаков и новой радиостанцией 71-ТК-З.

В результате модернизации боевая масса БА-10М возросла до 5,36 т.

В небольших количествах для бронепоездных частей выпускались железнодорожные бронеавтомобили БА-10жд с боевой массой 5,8 т Они имели съемные металлические бандажи с ребордами, которые надевались на передние и задние колеса (средние вывешивались), и гидравлический подъемник в днище для перехода с железнодорожного хода на обычный и обратно.

Бронеавтомобиль БА-10. Боевое применение

Боевое крещение БА-10 и БА-10М состоялось в 1939 году во время вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол. Они составляли основную часть парка броневиков 7,8 и 9-й мотобронебригад.

Позднее бронемашины БА-10 принимали участие в «освободительном походе» и советско-финской войне. Во время Великой Отечественной войны они использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях вплоть до конца войны.

Они хорошо зарекомендовали себя, как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

В 1940 году некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10 было захвачено финнами, и в дальнейшем они активно использовались в финской армии. 22 единицы БА-20 были приняты на вооружение, причем отдельные машины использовались как учебные до начала 1950-х годов.

Броневиков БА-10 было меньше, их родные 36,7-киловаттные двигатели финны заменили 62,5-киловаттными (85 л. с.) восьмицилиндровыми V-образными моторами «Форд» V8.

Три машины финны продали шведам, которые испытывали их с целью дальнейшего применения в качестве машин управления. В шведской армии БА-10 получили обозначение m/31F.

Немцы также использовали трофейные БА-10: захваченные и восстановленные машины под обозначением Panzerspahwagen BAF 203(r) поступили на вооружение некоторых пехотных частей, сил полиции и учебных подразделений.

Бронеавтомобиль БА-10, Тактико-технические характеристики

Боевая масса 5,1- 5,14 т
Размеры:
длина 4655 мм
ширина 2070 мм
высота 2210 мм
Экипаж 4 человека
Вооружение 1 х 45-мм пушка образца 1934 года 2 X 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект 49 снарядов 2079 патронов
Бронирование:
лоб корпуса 10 мм
лоб башни 10 мм
Тип двигателя карбюраторный «ГАЗ-М1»
Максимальная мощность 50-52 л.с.
Максимальная скорость 53 км/час
Запас хода

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Источники:

  • Коломиец М. В. «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг»;
  • М.Коломиец «Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях». (Фронтовая иллюстрация);
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. «Отечественные бронированные машины. XX век. 1905-1941»;
  • Philip Trewhitt: Panzer. Neuer Kaiserverlag, Klagenfurt 2005;
  • James Kinnear: Russian Armored Cars 1930-2000.

Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/38/106

БА-10 — Сообщество «Военно-Техническое Общество» на DRIVE2

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Полный размер

БА-10 Финская война

Бронеавтомобиль БА-10 был разработан в конструкторском бюро Ижорского завода в 1938 году на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА, у которого была укорочена рама, усилена балка передней оси, передняя подвеска оснащена амортизаторами от модели ГАЗ-М-1, и представлял собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-6. Для повышения проходимости в комплект оборудования БА-10 входили быстросъёмные гусеничные цепи типа «Оверолл»[1], надеваемые при необходимости на задние ведущие колёса. Кроме того преодолевать неровности помогали установленные побортно свободно вращающиеся запасные колеса. Корпус сваривался из броневых листов. Детали корпуса и внутреннего оборудования, не связанные сварными швами, крепились при помощи пулестойких заклепок и болтов. Крепление броневого корпуса к раме шасси осуществлялось при помощи 6 основных кронштейнов. Часть машин оборудовалось радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Так, например, из выпущенных в 1940 году 987 БА-10М 410 были радиофицированными.

После внесения большого количества мелких изменений в конструкцию и разработки технологической документации для его производства название броневика было изменено на БА-10А, под которым и начался его выпуск.

В конце 1939 года броневик был модернизирован ещё раз. Новая модель БА-10М получила бензобаки новой конструкции ёмкостью 54,5 л каждый, установленные снаружи корпуса на крыльях задних колес в бронированных кожухах, в отличие от прежних, которые крепились к крыше корпуса за местами водителя и пулеметчика.

Кроме того ввели новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП ТОПа и ПТ-1, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и соответственно изменили крепление аптечки и ракетницы.

При этом масса машины возросла до 5,5 т, но динамические качества практически не изменились.

Без учёта стоимости пушечно-пулеметного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56 046 руб. 80 коп., а линейного — в 48 946 руб. 80 коп.

  • Всего за 1938—1941 годы изготовили 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.
  • Ижорский з-д
  • 1937 – 1 (БА-6М)
  • 1938 – 489 (РККА)
  • 1939 – 903 (РККА – 893, Монголия – 10)
  • 1940 – 987 (РККА – 971, НКВД – 16)
  • 1941 (январь – май) – 516 (РККА – 483, НКВД – 33)
  • 1941 (июнь) — 105
  • 1941 (июль — сентябрь) — 331
  • З-д ДРО
  • 1940 – 1 ж/д (НКВД)

Кроме того, в сентябре — ноябре 1941 на заводе № 189 в Ленинграде из имеющегося задела собрали ещё 81 машину, из них 6 получили двухосное шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Использовался советскими войсками в боях на Халхин-Голе (безвозвратные потери составили 39 БА-10), Освободительном походе в Польшу (около 10 машин), Советско-финской войне (20 штук).

К началу Великой Отечественной войны в РККА и НКВД имелось около 2870 БА-10, из них непосредственно в в/ч числилось примерно 2800. Остальные находились либо в пути в войска, либо на з-де в стадии ожидания отгрузки.

Применялись на всем протяжении ВОВ, а также в войне с Японией в августе 1945.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ) БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Источник: https://www.drive2.ru/c/2733185/

Ба 10 — бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ттх)

БА-10 – это шестиколесная бронемашина среднего класса, разработанная в 1938 году и принятая на вооружение РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия). Машина использовалась во всех военных конфликтах, которые вел СССР в период с 1939 по 1945 год.

Отличительной особенностью было наличие танкового орудия, позволявшего противодействовать таким танкам противника, как Т-2 и Т-3.

Разработка

В 1927 году началась разработка перспективного бронированного автомобиля для поддержки пехоты. Модель получила наименование БА-27. Оснащалась она приличной, по тем временам, защитой и 37-мм пушкой во вращающейся башне.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Но к 1934 году стало понятно, что хотя аппарат и имел ряд положительных качеств, но вооружение уже не могло полностью удовлетворить потребности армии. Тем не менее, именно БА-27 стал первенцем в череде массовых разведывательных машин СССР.

Следующими моделями стали трёхосные бронеавтомобили БА-И, БА-3 и БА-6, вооружённые танковой, длинноствольной 45 мм пушкой 20К.

Расположена она во вращающейся башне цилиндрической формы, с развитой кормовой нишей. Базой для машин послужила автомашина ГАЗ-ААА, эти бронеавтомобили неплохо показали себя во время службы.

Но и эти машины не устраивали военных, слишком слабой была рама, кроме того, внутренняя компоновка была слишком опасной в эксплуатации. Была предпринята следующая попытка создать броневик.

Заказ на новую бронемашину поступил конструкторам Ижорского завода. Разработка броневика БА-10 завершилась в 1938 году. В основе ходовой части была заложена укороченная рама от БА-6(ГАЗ-ААА), усилена передняя часть рамы, для улучшения плавности хода введены амортизаторы рулевой передней балки шасси.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

В ходе испытаний в машину были внесены дополнительные изменения, в основном касающиеся технологичности производства и надёжности ходовой части. В серию поступил вариант с индексом БА-10А. Производство велось с 1938 по 1941 год. Выпушено 3400 единиц.

Модельный ряд:

  • БА-10А, первые серийные машины этой модели;
  • БА-10М – улучшенный вариант линейной машины. Изменения коснулись в первую очередь топливной системы: бензобаки перенесены глубже в корпус, топливопроводы обзавелись бронированием. Кроме этого изменили шаровую установку в переднем бронелисте кабины и улучшили поворотный механизм башни. Установили дополнительные топливные баки на крыльях задних колес;
  • БА-10ЖД модель бронеавтомобиля предназначенная для действий на железной дороге, для этого обычные колеса заменялись на колесные пары под ж/д колею.операций. Представляла собой бронедрезину. Поступила в части РККА и НКВД.

Конструкция

  • Бронеавтомобиль БА-10 выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, усилие на мосты передаётся через карданный вал, расположенный под днищем БА.
  • Моторное отделение находится в передней части автомобиля, полностью закрыто броневой сталью, для охлаждения впереди имеются две подвижные броневые створки, которые могли быть закрыты изнутри кабины БА во время боя.

Доступ для обслуживания осуществлялся через съёмные боковые панели. Двигатель 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность 50 л.с. Коробка передач механическая, пятиступенчатая.

Ходовая часть заимствована от бронеавтомобиля БА-6 с внесением технологических и прочностных изменений. Фактически это укороченная рама автомобиля ГАЗ ААА, с усиленными мостами и подкреплёнными передними балками.

Для улучшения проходимости на задние колеса автомобиля могли навешиваться цепные гусеницы, состоявшие из замкнутых цепей в два ряда и расположенных между ними редких грунтозацепов, они известны как тип «оверолл».

Стоит отметить интересное решение инженеров, на бронекузове автомобиля, перед отделением управления установлено два свободно вращающихся запасных колеса. Они могли помочь перебраться БА-10 через гряду или помочь выбраться из канавы. Сегодня это решение, пусть и эволюционировавшее в техническом плане, применяется на БРДМ-2.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Экипаж БА-10 состоял из 4-х человек: механика, стрелка-радиста, командира и наводчика.

В отсеке управления предусмотрены посадочные места для водителя и стрелка-радиста. Место стрелка радиста оборудовано шаровой установкой пулемёта ДТ. Для посадки и обзора при движении в бортах кабины расположены двери, с бронешторками и смотровыми щелями.

За отделением управления располагается боевое(БО).

В нем оборудованы стеллажи и ящики для снарядов 45 мм пушки и укладки для дисков пулемётов ДТ. Сверху БО установлена башня округлой формы, в которой установлена 45 мм пушка 20К и спаренный 7,62 мм пулемёт ДТ.

Прицеливание происходило при помощи телескопического и перископического прицела.

В башне находились места командира (он же заряжающий орудие), и наводчика. Ближе к днищу машины оборудованы протектированные топливные баки по 50 литров каждый.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Связь между членами экипажа осуществлялась через танковое переговорное устройство. На части машин устанавливали радиостанции, антенна только штыревого типа.

Основные характеристики:

ХарактеристикиБА-10БА-10М
Длина, мм 4450 4450
Ширина, мм 2100 2100
Высота, мм 2470 2510
Клиренс, мм 230 240
экипаж 4 4
вооружение 1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ 1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ
Скорость, км/ч 52/20 по бездорожью 52/20
Дальность, км 200 280
Бронирование корпуса, мм 10/10/8 10/10/10

Использование в бою

БА-10 применялся в бою, как средство огневой поддержки пехоты. На начальных этапах Второй Мировой Войны броневик мог эффективно бороться с легкой бронетехникой противника. Благодаря высокой мобильности часто выступал в качестве разведывательного автомобиля.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Партия БА-10 была передана Монгольской армии. Они составили бронедивизион шестой кавалерийской дивизии.

Применялся силами РККА в операции на Халхин-Голе, эти машины участвовали в Зимней войне 1939-1940 гг в Финляндии. В ходе боевых действий несколько бронеавтомобилей было захвачено финской стороной. Использовались ими, как тренировочная машина для обучения экипажей.

После окончания ВОВ часть была продана шведам, где подверглась модернизации, после чего использовался для тренировки экипажей.

Отдельного упоминания заслуживает факт применения захваченных немцами (трофейных) БА-10. Эти БА использовались достаточно широко: в охранных частях, для контрпартизанской борьбы, в частях и подразделениях СС для разведки и в частях вермахта, как средство охраны и сопровождения.

Как большинство созданной в Советской период техники, бронеавтомобиль БА-10 представлял из себя простую и надежную боевую машину. Она довольно неплохо воевала на полях сражений того времени, нанося ощутимый урон противнику. Сейчас бронеавтомобиль занимает свое почетное место в музеях страны.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/ba-10/

Средний бронеавтомобиль БА-10

«Краткая справка: Советский средний бронеавтомобиль БА-10 — колесный танк Великой Отечественной войны. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Колонна бронеавтомобилей БА-10

История создания и конструкция бронеавтомобиля БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10 это дальнейшее развитие пушечных бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6, созданный в 1938 году на Ижорском заводе под руководством А.Д.Кузьмина.

 Корпус и башня БА-10 идентичны таковым от БА-6М (но с улучшенными охлаждением двигателя и системой вентиляции), но в качестве ходовой базы использовано укороченное на 60 см шасси грузовика ГАЗ-ААА.

Это шасси было изготовлено специально для бронеавтомобиля и имело усиленную переднюю ось с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии.

Колеса бронеавтомобиля имели пулестойкие шины ГК. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных лент типа «Оверолл», надеваемых на задние колеса.

Вооружение БА-10 аналогично вооружению БА-6.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Чертеж среднего бронеавтомобиля БА-10

Боевое применение бронеавтомобиля БА-10

Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 это конфликт у реки Халкин-Гол. 203 автомобиля этого типа успешно вели действия против японских войск, прекрасно справляясь не только с задачами поддержки пехоты, но и уничтожая танки и укрепления противника:

Утром 3 июля 1939 года около 40 японских танков атаковали позиции разведбатальона бригады, где стояла одна рота из 12 БА-10 из 9-й мотоброневой бригады.

При виде такого количества танков рота начала отход, но подоспевшими командиром и комиссаром бригады была остановлена и «поставлена на позицию с башнями, выдвинутыми из-за укрытия. Тем временем танки противника подошли к нашей обороне на 800—1000 м.

Броневики открыли сильный огонь по танкам. Противник, в свою очередь, открыл огонь из 57-мм пушек. Завязался артиллерийский бой, который длился более двух часов. Противник, оставив девять танков, отошел.

На участке 149-го стрелкового полка противник также понес потери и его атака была неудачной. Всего японцы потеряли 19 танков, не имея ни малейшего успеха и не нанося потерь нашим войскам.

Не менее успешно действовали они и в советско-финскую и в Великую отечественную войну, причем не только на начальном её этапе. Вот свидетельство относящееся к 1943 году — когда советская сторона и легкие танки-то в бой старалась не пускать:

Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 бронеавтомобилей БА-10 с широкими гусеничными лентами «Оверолл», устремились на врага. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

Некоторые БА-10 провоевали до конца войны — при грамотном применении, в качестве средства разведки, боевого охранения, поддержки огнем, это были прекрасные и мощные машины, вполне способные бороться даже с танками.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)
Страна: СССР
Тип: Средний бронеавтомобиль
Дата выпуска: 1938 г.
Длинна: 4,45 м
Ширина: 2,1 м
Высота: 2,47 м
Броня, лоб: 10 мм
Броня, борт: 10 мм
Броня, башня: 10 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 50 л.с.
Дальность хода: 260 км
Максимальная скорость: 52 км/ч
Масса: 5100 кг
Вооружение: 1х 45-мм пушка образца 1938 г. 20-К, 2× 7,62-мм пулемет ДТ

Эксплуатация и модификации БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10 производился с 1938 по 1941 год. Всего было произведено 3291-3311 единиц этого броневика — больше, чем любых других советских бронеавтомобилей.

Известно две модификации бронеавтомобиля БА-10:

  • БА-10 ЖД. Железнодорожный вариант — на автомобильные колеса надевались металлические бандажи с ребордами (на задние — сдвоенные колеса требовалось надеть бандаж только на одно колесо с каждого борта), средняя ось поднималась над полотном, руль фиксировался в нейтральном положении.
  • БА-10М. Модернизированный вариант бронеавтомобиля выпускавшийся с 1940 года. Машина отличалась наружным расположением бензобаков, усиленной бронезащитой передней пулеметной установки и радиатора, а также новой радиостанцией 71-ТК-З.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Средний бронеавтомобиль БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10, кроме армии СССР использовался армией Монгольской Народной республики, а также в качестве трофейного, в армиях Германии (по немецкой классификации это были Panzerspahwagen BA 203(r)), Румынии и Финляндии.

Причем в финской армии БА-10 изрядно задержался — несмотря на то, что финны располагали в лучшем случае 24 броневиками, на сегодняшний момент Финляндия единственная страна в мире имеющая 1 подлинный БА-10 сохранившийся до нашего времени. Неудивительно, учитывая то, что последний из БА-10 был списан у них в 1959 году. Заботливые финны даже модернизировали свои броневики — в 1943 году на них были установлены двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с.

БА 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

Один из финских БА-10

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1937-1945-avtobronetehnika/sredniy-broneavtomobil-ba-10.html

Бронеавтомобиль БА 10, обзор технических характеристик ТТХ броневика, описание конструкции и двигателя советской бронемашины

29.04.2019

БА-10 — советский бронированный транспорт среднего класса. Выпускался в 30-х годах прошлого столетия. Прошёл через всю Великую отечественную войну и через сражения с Японией в конце лета 45-го. Всего с конвейера сошло чуть меньше 3,5 тысяч экземпляров.

Общая информация о броневике БА-10

10-ю модель разработали специалисты Ижорского завода в 1938 году. Она являлся последователем БА-6. В основе нового авто лежало шасси ГАЗ-ААА. Для повышения проходимости экипаж мог быстро надевать гусеничные цепи на задние колёса. Преодоление глубоких неровностей осуществлялось за счёт запасных колёс (по одному на каждой стороне).

Кузов с помощью сварки собирали из бронированных листов. Те элементы (снаружи и внутри), для которых не использовалась сварка, крепились специальными заклёпками и болтами повышенной прочности. Для соединения рамы и корпуса использовали кронштейны. Некоторые экземпляры на борту имели оборудование для связи.

История разработки БА-10

Путь начинается в 1927 году с выпуска технических документов бронеавтомобиля БА-27. Изначально для основы использовали шасси АМО-Ф-15, но затем его заменили на Форд-АА (наилучший вариант в те годы). Под капот установили бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами. Он развивал до 50 лошадиных сил. Охлаждался жидкостной системой.

Главным недостатком техники считалась слабая огневая мощь. 37-миллиметровая пушка показывала нулевую эффективность при борьбе с вражескими танками. Максимум, на что хватало огневой мощи, — поражение брони толщиной до 12 миллиметров.

В 34-м году военное руководство смирилось с отсутствием пользы от 27-й модели. В этот же год инженеры занялись разработкой новой машины — БА-3. Прежнее вооружение заменили башней от танка Т-26. Начальная скорость и пробитие стали лучше. Благодаря улучшенному прицельному механизму повысилась точность огня.

В 1935 году на предприятии занялись выпуском ГАЗ-ААА, а также сборкой броневика БА-6. Ещё через год появилась модернизированная версия «шестёрки», получившая индекс «М». В 1938 году конструкторы пришли к оптимальному варианту — бронемашине БА-10. В качестве основы взяли шасси ГАЗ-ААА, но с укороченной на 60 сантиметров рамой.

Конструкция и технические характеристики БА-10

Технические характеристики:

  • Вес — 5 100 кг;
  • Длина — 4,7 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,2 м;
  • Вместительность — до 4х человек;
  • Мощность силового агрегата — 50 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе (максимальная) — 53 км/ч;
  • Движение без дозаправки — 260-300 км.

Кузов броневика БА-10

Листы катаной стали использовали для сборки корпуса. Их соединяли между собой сваркой. Толщина варьировался в зависимости от части кузова:

  • Нижняя часть — 4-6 миллиметров;
  • Основная часть — 8-9 миллиметров;
  • Лобовая часть и башня — 10 миллиметров.

Листы расположили под разными углами наклона для улучшения пулестойкости. Отдельную защиту установили для топливных баков.

В средней части на каждом борту разместили прямоугольные двери для загрузки и выгрузки состава. На каждую дверь установили небольшие обзорные окна. В боевых условиях они закрывались бронезаслонками с небольшими щелями для осмотра местности. Петли находились внутри.

Управленческий отсек находился за моторным отделением. Слева располагалось сиденье водителя, справа — стрелка. Стрелок управлял пулемётом, установленным в шаровой установке. Лобовое стекло, предназначенное для водителя, защищалось бронезаслонкой с обзорной щелью.

Боевой отсек располагался за кабиной. Его крышу сделали ниже для уменьшения общей высоты БА-10 бронеавтомобиля. Башня конической формы вращалась по кругу. Сверху имелся люк, откидывающийся вперёд.

Его использовали для осмотра окружения (не в боевых условиях) и для посадки и высадки. В условиях военных операций стрелок для обзора использовал небольшие щели, защищённые бронированными заслонками.

Вооружение

Огонь по противникам осуществлялся с помощью 45-миллиметровой пушки 20К и 7,62-миллиметрового пулемёта ДТ. Вертикальное наведение обоих ружей — от -20 до +20 градусов. За поворот башни отвечал стрелок. Он использовал ручной привод. Наводка на цели осуществлялась с помощью телескопического и перископического панорамного прицелов.

Располагалось перед кабиной. Под капот инженеры установили бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами карбюраторного типа. Объём — 3,28 литра. Охлаждение осуществлялось с помощью жидкостной системы. Мощность — 50 лошадиных сил при 2,2 тысячах оборотах. Мощность обеспечивала разгон до 53 км/ч по шоссе. Полной заправки хватало на 260-300 километров (зависело от дорожных условий).

Трансмиссия бронеавтомобиля БА-10 имела характерное строение для того времени. Сухое сцепление с одним диском, МКПП (4+1), демультипликатор, карданная и главная передачи и механический тормозной механизм. От тормозов на передних колёсах отказались. Вместо них в конструкцию ввели центральный тормоз в трансмиссии.

Капот делали из листов катаной стали. Для доступа техника к силовому агрегату и прочим техническим узлам капот откидывался вперёд. Он крепился к крыше усиленными петлями. Также по бокам имелись люки для быстрого доступа к моторному отделению.

Радиатор расположили перед силовой установкой. Перед ним установили V-образный бронелист для защиты. Он оснащался подвижными створками, которыми техник мог настраивать подачу воздуха. Охлаждению и вентиляции также способствовали щелевые жалюзи, находящиеся на бортах моторного отсека.

Ходовка

Состояла из трёх осей, колёсная формула — 6х4. Для усиления передней балки установили гидравлические амортизаторы. Полуэллиптические листовые рессоры добавили в устройство задней подвески для повышения прочности.

ГК шины имели размер 6,50-20. Передняя ось оснащалась односкатными колёсами. Для ведущих задних осей использовали двухскатные. Также присутствовала дополнительная свободно вращающаяся ось с запасными колёсами.

Она располагалась в нижней части бортов моторного отсека. Дополнительная ось помогала преодолевать различные углубления, не давая машине «сесть» на днище. Характеристик хватало для преодоления 24-градусных склонов.

Чтобы улучшить проходимость броневика БА-10 по бездорожью, экипаж мог оперативно надеть гусеничные цепи на задние ведущие оси. Колёса передней оси защищались обтекаемыми крыльями. На задних осях установили плоские крылья. Такое конструкционное решение позволило добавить в устройство ящики для хранения запасных деталей и необходимых инструментов.

Остальное оснащение

Для передвижения ночью использовались фары. Они устанавливались в бронекожухи и крепились кронштейнами. Некоторые экземпляры на борту имели радиостанцию. Связь между членами боевого состава осуществлялась с помощью переговорного устройства. Экранированное электрооборудование способствовало бесперебойной связи.

БА-10 М

В конце 39-го года прошлого столетия конструкторское бюро Ижорского завода подготовило документацию на улучшенную модель, получившую индекс «М». Объём каждого топливного бака увеличили до 54,5 литров.

Бензопроводы защитили бронированными планками для повышения живучести техники. Бронирование пулемётной установки изменили, вращательный механизм башни улучшили. Остальные изменения малосущественны.

Масса автомобиля увеличилась на 400 килограмм, но на тяговых показателях это никак не сказалось.

Использование БА-10 в военных конфликтах

Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией.

Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ.

В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.

В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд».

Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии.

Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.

Какой можно сделать вывод?

Бронемашина БА-10 оказалось полезной для советской армии во время Великой отечественной войны. Транспорт послужил основой для разработки будущих поколений бронированных авто среднего и лёгкого классов.

Из 3,5 тысяч собранных машин, по официальным данным, уцелело четыре. Их можно найти в танковом музее в Финляндии, на Украине в Полтавской области на месте гибели М. П. Кирпоноса, в частной коллекции в Московской области и в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/ba-10/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector