Генрих васильевич новожилов — конструктор самолетов

30 апреля 2019, 11:54  •  445 • Аналитика

Печально, когда уходят Люди с большой буквы. Грустно, когда меняются времена. Но когда уходят целые эпохи – невыносимо.Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов Я не зря написал слово Конструктор с большой буквы. Это своеобразная дань уважения Новожилову. И признание того, что Конструктор – это не только звание, но и призвание.Но пройдем теперь уже печальный путь с самого начала…

Рождение конструктора

27 октября 1925 года, Москва. У военнослужащих Василия Васильевича Соколова и Ираиды Ивановны Новожиловой родился сын Генрих.

Самый центр Москвы, Машков переулок, недалеко от Чистых прудов. Кем мог видеть себя в мечтах мальчишка, на глазах у которого происходили триумфы Чкалова, Громова, Коккинаки, эпопея с челюскинцами?Конечно, летчиком. Как и основное большинство. «Готовились» от души. Бегали, прыгали… Ну и так вышло, что Генрих сам сломал дорогу в небо. Точнее, очень сильно изломал ногу, так что пришлось перенести несколько операций. Так мечта, увы, осталась мечтой.А потом была война. Эвакуировались в Пензу. Там Генрих закончил обязательную девятилетку, с ногой, которая только-только начала нормально функционировать, на фронт не взяли. И в 1942 году он возвращается в Москву.Хорошо, что не пошел во ВГИК. Туда пошли двое его друзей, а сам Новожилов участвовал в Первой Всесоюзной детской фотовыставке в 1939 году. Так что снимать он умел, и мог бы вполне стать кинооператором. Но – пронесло. Нас. И Генрих Новожилов сперва оказался сотрудником (лаборантом) МАИ, а через год стал студентом. Самолетостроительного факультета, понятное дело.Там, наверху, не пустив Новожилова летать, сделали все, чтобы за него это делали другие. И, уверен, ни разу об этом не пожалели. На традиционные «посиделки» перед окончанием выпускного курса к студентам приходили бывшие выпускники. Так в один день Новожилов увидел сразу две легенды – Яковлева и Ильюшина.Ильюшин покорил студентов своей простотой, а также умением весьма неплохо петь и плясать.Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетовРадостно было на сердце у студента Новожилова, когда он шел на преддипломную практику в ОКБ-240, которым руководил С. В. Ильюшин. ОКБ располагалось на Красноармейской улице, недалеко от стадиона «Динамо». В ОКБ существовало незыблемое правило — студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом Генрих Новожилов, даже не защитив диплома, с 1 июля 1948 года стал инженером-конструктором с окладом 900 рублей. А практика оказалась самой что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым Валерий Африканович Борог.Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетовКстати, записей, свидетельствующих о перемене места работы в трудовой книжке Новожилова нет. 68 лет в ОКБ-204. Бюро меняло названия, но суть оставалась прежней. 68 лет в одном и том же конструкторском бюро.Что же встретило молодого инженера на первых порах на работе? Защитив диплом, в 1949 году Новожилов стал полноценным специалистом и окунулся в бешенный ритм работы. Но в таком ритме жила вся страна. Восстанавливали разрушенные войной города и заводы, готовили первую атомную бомбу, начинали производство баллистических ракет и реактивных самолетов.

Борьба за небо

14 мая 1949 года постановлением Совета Министров № 1890-700 на вооружение был принят Ил-28. Серийное производство развернули в Москве, Воронеже и Омске, а чуть позднее подключили заводы в Иркутске и Куйбышеве.Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-28

Между прочим, Ил-28 разработали не имея никакого технического задания, в инициативном порядке. В те времена очень сложно было тягаться с ОКБ Туполева, которое, в принципе, считалось главным по бомбардировщикам.

И Туполев строил (в отличие от Ильюшина) по госзаказу самолет Ту-14, который оказался разочарованием.Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ту-14

Говорят, Туполев весьма нелицеприятно отозвался об Ил-28, когда тот совершил свой первый успешный полет. Но таковы были времена, таковы были нравы. Ил-28 пошел в серию и было построено 6 316 машин. Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетовА вскоре в воздух поднялся в свой первый полет прототип будущего пассажирского Ил-14. Затем последовал еще целый ряд удачных разработок: реактивный двухместный штурмовик Ил-40, опытный бомбардировщик Ил-46, фронтовой бомбардировщик Ил-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять «двадцать восьмые»…Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-14

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-40

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-46

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-54

Вышло так, что на этот раз в соревновании двух КБ выиграл Туполев и в серию пошел его Ту-16. «Надо уметь держать удар!» — подчиненные Ильюшина часто слышали от него эту фразу. Новожилов был назначен ведущим конструктором Ил-54.

«Пребывание в должности ведущего инженера по Ил-54 дало мне поистине неоценимый практический опыт в процессе выпуска самолета.

Когда «пятьдесят четвертую» собрали, мне довелось год с лишним заниматься ее летными испытаниями…» — вспоминал Генрих Васильевич.

Можно только лишний раз выразить сожаление, что выдающаяся машина Ил-54 оказалась никому не нужна в период повального увлечения Хрущева баллистическими ракетами. Впервые самолет поднялся в воздух 3 апреля 1955 года, летом его показали в подмосковной Кубинке высокопоставленным американским военным, и вскоре…

последовало указание: все работы прекратить! Говорят, будто сам Хрущев приговорил бомбардировщик. Действительно, Ил-54 стал последним бомбардировщиком ОКБ Ильюшина. Более того, в конце пятидесятых ОКБ Ильюшина вообще собирались закрыть. Зачарованные космическими успехами Королева, Хрущев начал столь же энергично сворачивать авиастроение.

Над многими конструкторскими бюро в те годы висела угроза ликвидации, как не нужных. Но Ильюшин, как говорится, «развернулся в воздухе» и направил работу ОКБ на создание пассажирских самолетов. А Новожилов внезапно оказался в кресле секретаря парткома завода.Вообще Генрих Васильевич был мягко говоря, не рад такому назначению.

К тому моменту он уже состоялся как инженер, стал конструктором первой категории, занимался и конструированием, и строительством, и испытаниями. И тут – такое…Как ни странно, но на кресло партийного руководителя Новожилова «утолкал» сам Ильюшин. «Если выберут — соглашайся, такая работа позволит тебе познать людей…».

И два с половиной года Новожилов занимался общественной работой. Сегодня, возможно, это мало понятно, но в те годы секретарь партийного комитета играл на заводе большую роль. Что-то вроде реального замполита, решающего все вопросы, от квартирного и до рассмотрения бытовых жалоб.

В конце 1958 года Новожилов сдал партийные дела и вернулся на более привычную работу, в должности заместителя главного конструктора пассажирского Ил-18. Помимо этого, Ильюшин поручил ему организовать эксплуатацию этих машин в «Аэрофлоте». Так Новожилов приобрел опыт эксплуатационника. Для себя Генрих Васильевич считал Ил-18 особо ценной работой.

Говорил не раз в интервью, что без той производственно-эксплуатационной школы не было бы и генерального конструктора Новожилова…Работы по Ил-18 заняли шесть лет, и по их окончанию Новожилов получил очередное повышение. Его назначили первым заместителем генерального конструктора по проекту лайнера Ил-62.

Г. Новожилов и С. Ильюшин

Результат известен всем: Ил-62 был весьма длительное (с 1967 по 1995 годы) время «бортом №1» в СССР и России, да и сейчас два самолета находятся на эксплуатации летного отряда «Россия». Кстати, Ил-62М использует корейский лидер Ким Чен Ын.

В 1970 году группа сотрудников КБ Ильюшина (в том числе и Новожилов) была удостоена Ленинской премии, а через год, подведя итоги 8-й пятилетки, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года, Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Однако между этими двумя радостными событиями произошло еще одно.

На посту Генерального Конструктора

Летом 1970 года Сергей Владимирович Ильюшин принял окончательное решение уйти на пенсию. Возраст в 77 лет и очень напряженная жизнь все-таки сказались на здоровье конструктора. Ведь даже после выхода на пенсию Ильюшин прожил совсем немного.

28 июля 1970 года, приехавший в ОКБ министр авиационной промышленности Дементьев, на собрании руководителей коллектива зачитал приказ № 378-К об освобождении С. В. Ильюшина от занимаемой должности «…в соответствии с личной просьбой и по состоянию здоровья» и о назначении Г. В.

Новожилова генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».Почему мы так часто применительно к людям того времени упоминаем термин «великий»? Наверное, потому, что величие человека заключено не только в том, что он сделал в жизни, но и как.

Будучи великим Конструктором, Ильюшин точно также подошел и к вопросу преемственности. Его ведь никто не гнал, просто Сергей Владимирович чувствовал, что все, силы на исходе. И потихоньку ковал своего преемника.

Новожилов вспоминал так:

«По правде сказать, я никогда не ощущал, что он меня, грубо говоря, натаскивал те шесть лет, что я пробыл у него первым замом. Может быть, я и стал генеральным конструктором потому, что никогда не стремился им стать…»

Так сложилось, что Генрих Новожилов с 12 лет рос без отца. Ильюшин во многом восполнил ему этот урон. И в профессиональном плане, и в чисто человеческом. Но – без лишних эффектов.

«Нынешнее восприятие Ильюшина не соответствует его реальному облику, воспринимают его словно ангела с крылышками, который только благословлял нас — молодых. Ничего подобного! Его отличала просто железная требовательность к подчиненным.

Пожалуй, лишь приходящие в ОКБ студенты составляли исключение…»

И ученик стал достойным своего учителя. Даже в мелочах.

Слева: Новожилов, Ильюшин, сидит по центру — Туполев.

Пример. 25 марта 1971 года. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе, или «Ходынка». Отсюда обычно выполняли свои первые полеты все машины ОКБ Ильюшина.В это день в первый полет отправлялся Ил-76, не менее эпохальная машина, чем Ил-62. Новожилов пригласил Ильюшина. Вдвоем обошли самолет, еще раз все осмотрели, обменялись еще раз мнениями. Ильюшин сказал: «Можно!».

Понятно, что полет состоялся бы в любом случае. Что все было согласовано на всех уровнях, но… Это ведь не подхалимаж, правда? Это высшее уважение ученика учителю – предоставить возможность именно Ильюшину проводить в первый полет машину, носящую его имя…И снова работа. Теперь уже Новожилов нес на своих плечах, как на крыльях, весь объем ответственности за ОКБ.

Против «Боинга»

1969 год. В Америке страшная шумиха по поводу первого полета «Боинга-747». Министры авиационной промышленности Дементьев и гражданской авиации Бугаев ставят перед Новожиловым задачу «догнать и перегнать». К этому времени советские внутренние перевозки достигли цифры в 100 миллионов пассажиров в год. Нужен был новый самолет для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха. Задача была весьма непростая. Лайнер на 350 пассажирских мест, да еще и с дальностью полета в 5 000 км – дело сложное. И начали его с проработки возможных вариантов. Рассматривали возможность трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76. В итоге ОКБ село за разработку совершенно нового самолета. В конце 1976 года на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный ИЛ-86. Итогом этой работы стали 103 серийных Ил-86, построенных в Воронеже. За двадцать лет самолеты перевезли примерно 150 миллионов пассажиров. Кроме всего прочего, Ил-86 вошел в историю как один из надежнейших самолетов мира и заслуженно стал платформой для разработки следующих моделей самолетов.В Ил-86 конструкторы вложили огромное количество оригинальных решений. И потому, вполне заслуженно, в 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых «нововведений» защищены патентами… 23 июня 1981 года, закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР, Новожилова наградили второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. К тому времени он уже был депутатом Верховного Совета СССР, потом избирался депутатом еще двух созывов.Работало ОКБ, работали Илы. Ил-18Д совершали рейсы по Антарктиде. Ил-86 перевозили тысячи пассажиров. В Вооруженных силах пахали транспортники Ил-76МД, а для тренировок космонавтов был разработан и построен Ил-76К. Плюс летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель», который служит и по сей день не в одном экземпляре.28 сентября 1988 года первый раз в небо поднимается Ил-96-300, а в марте 1990 года совершил первый полет двухмоторный турбовинтовой ИЛ-114, новый пассажирский самолет для местных воздушных линий. 17 мая 1994 года поднялся в небо многоцелевой Ил-103. 1 августа 1995 года взлетает Ил-76МФ, который и модификацией назвать язык не поворачивается. Это настолько кардинально переработанная базовая модель, что самолет можно считать совершенно другим аппаратом.Все эти годы Генрих Васильевич Новожилов вел ОКБ трудной и тяжелой дорогой. Мы говорили не раз о том, что по политическим и экономическим соображениям наше правительство нанесло тяжелейший удар по отечественной авиационной промышленности, фактически уничтожив школу советского пассажирского авиастроения.Последние два десятилетия знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства. Мы с гневом писали о том, что даже на работы по транспортному Ил-112 ОКБ вело за свой счет и своими силами. Это факт, который нельзя замалчивать.Но даже в таких условиях, коллектив ОКБ занимался тем, чем должен был заниматься: проектировал и строит самолеты для нужд своей страны.И в этом была огромная заслуга Новожилова, который, даже уйдя на заслуженный отдых, оставался неотъемлемой частью КБ Ильюшина. Почётный Генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Генрих Новожилов ушел от нас 28 апреля 2019 года. У Генриха Васильевича было много государственных наград. Много почетных званий и титулов. Это хорошо, это прекрасно, когда труд человека оценен по достоинству.Но, наверное, главное звание – это Конструктор. Творец. Созидатель нового. И до тех пор, пока в нашем небе будут летать самолеты, носящие имя великого Ильюшина, до тех пор мы обязаны помнить и его не менее великого ученика и продолжателя этого благородного дела – создания нового.

Читайте также:  Корвет проекта 22160: корабль василий быков, многоцелевой, патрульный, нового поколения, противопиратский

Прошла информация, что самолет президента России, Ил-96-300ПУ будет носить имя «Генрих Новожилов».

Роман Скоморохов

Источник: https://pravdoryb.info/konstruktor-genrikh-novozhilov-uchivshiy-letat.html

Конструктор Генрих Новожилов: учивший летать | Авиация и Космонавтика

Печально, когда уходят Люди с большой буквы. Грустно, когда меняются времена. Но когда уходят целые эпохи – невыносимо.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Я не зря написал слово «Конструктор» с большой буквы. Это своеобразная дань уважения Новожилову. И признание того, что Конструктор – это не только звание, но и призвание.

Но пройдем теперь уже печальный путь с самого начала…

Рождение конструктора

27 октября 1925 года, Москва. У военнослужащих Василия Васильевича Соколова и Ираиды Ивановны Новожиловой родился сын Генрих. 
Самый центр Москвы, Машков переулок, недалеко от Чистых прудов. Кем мог видеть себя в мечтах мальчишка, на глазах у которого происходили триумфы Чкалова, Громова, Коккинаки, эпопея с челюскинцами?
Конечно, летчиком.

Как и основное большинство. «Готовились» от души. Бегали, прыгали… Ну, и так вышло, что Генрих сам сломал дорогу в небо. Точнее, очень сильно изломал ногу, так что пришлось перенести несколько операций. Так мечта, увы, осталась мечтой.
А потом была война. 
Эвакуировались в Пензу.

Там Генрих закончил обязательную девятилетку, с ногой, которая только-только начала нормально функционировать, на фронт не взяли. И в 1942 году он возвращается в Москву.
Хорошо, что не пошел во ВГИК. Туда пошли двое его друзей, а сам Новожилов участвовал в Первой Всесоюзной детской фотовыставке в 1939 году.

Так что снимать он умел, и мог бы вполне стать кинооператором. Но – пронесло. Нас. И Генрих Новожилов сперва оказался сотрудником (лаборантом) МАИ, а через год стал студентом. Самолетостроительного факультета, понятное дело.
Там, наверху, не пустив Новожилова летать, сделали все, чтобы за него это делали другие. И, уверен, ни разу об этом не пожалели.

На традиционные «посиделки» перед окончанием выпускного курса к студентам приходили бывшие выпускники. Так в один день Новожилов увидел сразу две легенды – Яковлева и Ильюшина.

Ильюшин покорил студентов своей простотой, а также умением весьма неплохо петь и плясать.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Радостно было на сердце у студента Новожилова, когда он шел на преддипломную практику в ОКБ-240, которым руководил С. В. Ильюшин. 
ОКБ располагалось на Красноармейской улице, недалеко от стадиона «Динамо».

В ОКБ существовало незыблемое правило — студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом Генрих Новожилов, даже не защитив диплома, с 1 июля 1948 года стал инженером-конструктором с окладом 900 рублей.

 

А практика оказалась самой что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым Валерий Африканович Борог.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Кстати, записей, свидетельствующих о перемене места работы в трудовой книжке Новожилова, нет. 68 лет в ОКБ-204. Бюро меняло названия, но суть оставалась прежней. 68 лет в одном и том же конструкторском бюро.
Что же встретило молодого инженера на первых порах на работе? Защитив диплом, в 1949 году Новожилов стал полноценным специалистом и окунулся в бешеный ритм работы. 

Но в таком ритме жила вся страна. Восстанавливали разрушенные войной города и заводы, готовили первую атомную бомбу, начинали производство баллистических ракет и реактивных самолетов. 

Борьба за небо

14 мая 1949 года постановлением Совета Министров № 1890-700 на вооружение был принят Ил-28. Серийное производство развернули в Москве, Воронеже и Омске, а чуть позднее подключили заводы в Иркутске и Куйбышеве.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-28

Между прочим, Ил-28 разработали, не имея никакого технического задания, в инициативном порядке. 

В те времена очень сложно было тягаться с ОКБ Туполева, которое, в принципе, считалось главным по бомбардировщикам. И Туполев строил (в отличие от Ильюшина) по госзаказу самолет Ту-14, который оказался разочарованием.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ту-14

Говорят, Туполев весьма нелицеприятно отозвался об Ил-28, когда тот совершил свой первый успешный полет. Но таковы были времена, таковы были нравы. Ил-28 пошел в серию, и было построено 6 316 машин. 

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

А вскоре в воздух поднялся в свой первый полет прототип будущего пассажирского Ил-14. Затем последовал еще целый ряд удачных разработок: реактивный двухместный штурмовик Ил-40, опытный бомбардировщик Ил-46, фронтовой бомбардировщик Ил-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять «двадцать восьмые»…

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-14

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-40

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-46

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-54

Вышло так, что на этот раз в соревновании двух КБ выиграл Туполев, и в серию пошел его Ту-16. «Надо уметь держать удар!» Подчиненные Ильюшина часто слышали от него эту фразу.
Новожилов был назначен ведущим конструктором Ил-54.

«Пребывание в должности ведущего инженера по Ил-54 дало мне поистине неоценимый практический опыт в процессе выпуска самолета. Когда «пятьдесят четвертую» собрали, мне довелось год с лишним заниматься ее летными испытаниями…»

 — вспоминал Генрих Васильевич.
Можно только лишний раз выразить сожаление, что выдающаяся машина Ил-54 оказалась никому не нужна в период повального увлечения Хрущева баллистическими ракетами. 
Впервые самолет поднялся в воздух 3 апреля 1955 года, летом его показали в подмосковной Кубинке высокопоставленным американским военным, и вскоре…

последовало указание: все работы прекратить! 
Говорят, будто сам Хрущев приговорил бомбардировщик. Действительно, Ил-54 стал последним бомбардировщиком ОКБ Ильюшина. Более того, в конце пятидесятых ОКБ Ильюшина вообще собирались закрыть. Зачарованный космическими успехами Королева, Хрущев начал столь же энергично сворачивать авиастроение.

Над многими конструкторскими бюро в те годы висела угроза ликвидации (как ненужными). Но Ильюшин, как говорится, «развернулся в воздухе» и направил работу ОКБ на создание пассажирских самолетов. А Новожилов внезапно оказался в кресле секретаря парткома завода.
Вообще, Генрих Васильевич был, мягко говоря, не рад такому назначению.

К тому моменту он уже состоялся как инженер, стал конструктором первой категории, занимался и конструированием, и строительством, и испытаниями. И тут – такое…
Как ни странно, но на кресло партийного руководителя Новожилова «утолкал» сам Ильюшин. «Если выберут — соглашайся, такая работа позволит тебе познать людей…

» И два с половиной года Новожилов занимался общественной работой. Сегодня, возможно, это мало понятно, но в те годы секретарь партийного комитета играл на заводе большую роль. Что-то вроде реального замполита, решающего все вопросы, от квартирного и до рассмотрения бытовых жалоб.

 
В конце 1958 года Новожилов сдал партийные дела и вернулся на более привычную работу, в должности заместителя главного конструктора пассажирского Ил-18. 

Помимо этого, Ильюшин поручил ему организовать эксплуатацию этих машин в «Аэрофлоте». Так Новожилов приобрел опыт эксплуатационника.
Для себя Генрих Васильевич считал Ил-18 особо ценной работой. Говорил не раз в интервью, что без той производственно-эксплуатационной школы не было бы и генерального конструктора Новожилова…

Работы по Ил-18 заняли шесть лет, и по их окончании Новожилов получил очередное повышение. Его назначили первым заместителем генерального конструктора по проекту лайнера Ил-62.

Г. Новожилов и С. Ильюшин

Результат известен всем: Ил-62 был весьма длительное (с 1967 по 1995 годы) время «бортом №1» в СССР и России, да и сейчас два самолета находятся на эксплуатации летного отряда «Россия». Кстати, Ил-62М использует корейский лидер Ким Чен Ын.

  • В 1970 году группа сотрудников КБ Ильюшина (в том числе и Новожилов) была удостоена Ленинской премии, а через год, подведя итоги 8-й пятилетки, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года, Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
  • Однако между этими двумя радостными событиями произошло еще одно. 

На посту генерального конструктора

Летом 1970 года Сергей Владимирович Ильюшин принял окончательное решение уйти на пенсию. Возраст в 77 лет и очень напряженная жизнь все-таки сказались на здоровье конструктора. Ведь даже после выхода на пенсию Ильюшин прожил совсем немного.

28 июля 1970 года приехавший в ОКБ министр авиационной промышленности Дементьев на собрании руководителей коллектива зачитал приказ № 378-К об освобождении С. В. Ильюшина от занимаемой должности «в соответствии с личной просьбой и по состоянию здоровья» и о назначении Г. В.

Новожилова генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».
Почему мы так часто применительно к людям того времени упоминаем термин «великий»? Наверное, потому, что величие человека заключено не только в том, что он сделал в жизни, но и как.

Будучи великим Конструктором, Ильюшин точно также подошел и к вопросу преемственности. Его ведь никто не гнал, просто Сергей Владимирович чувствовал, что все, силы на исходе. И потихоньку ковал своего преемника.

Читайте также:  Чистка пневматических винтовок: особенности, процесс, аксессуары, фото и видео

Новожилов вспоминал так:

«По правде сказать, я никогда не ощущал, что он меня, грубо говоря, натаскивал те шесть лет, что я пробыл у него первым замом. Может быть, я и стал генеральным конструктором потому, что никогда не стремился им стать…»

Так сложилось, что Генрих Новожилов с 12 лет рос без отца. Ильюшин во многом восполнил ему этот урон. И в профессиональном плане, и в чисто человеческом. Но – без лишних эффектов.

«Нынешнее восприятие Ильюшина не соответствует его реальному облику, воспринимают его словно ангела с крылышками, который только благословлял нас — молодых. Ничего подобного! Его отличала просто железная требовательность к подчиненным. Пожалуй, лишь приходящие в ОКБ студенты составляли исключение…»

И ученик стал достойным своего учителя. Даже в мелочах.

Слева: Новожилов, Ильюшин, сидит по центру — Туполев

Пример. 25 марта 1971 года. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе, или «Ходынка». Отсюда обычно выполняли свои первые полеты все машины ОКБ Ильюшина.

В это день в первый полет отправлялся Ил-76, не менее эпохальная машина, чем Ил-62. Новожилов пригласил Ильюшина. Вдвоем обошли самолет, еще раз все осмотрели, обменялись еще раз мнениями. Ильюшин сказал: «Можно!»

Понятно, что полет состоялся бы в любом случае. Что все было согласовано на всех уровнях, но… Это ведь не подхалимаж, правда? Это высшее уважение ученика учителю – предоставить возможность именно Ильюшину проводить в первый полет машину, носящую его имя…

И снова работа. Теперь уже Новожилов нес на своих плечах, как на крыльях, весь объем ответственности за ОКБ.

Против «Боинга»

1969 год. В Америке страшная шумиха по поводу первого полета «Боинга-747». Министры авиационной промышленности Дементьев и гражданской авиации Бугаев ставят перед Новожиловым задачу «догнать и перегнать».

К этому времени советские внутренние перевозки достигли цифры в 100 миллионов пассажиров в год. Нужен был новый самолет для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха. 
Задача была весьма непростая.

Лайнер на 350 пассажирских мест, да еще и с дальностью полета в 5000 км – дело сложное. И начали его с проработки возможных вариантов. Рассматривали возможность трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76.

В итоге ОКБ село за разработку совершенно нового самолета. В конце 1976 года на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный ИЛ-86. 

Итогом этой работы стали 103 серийных Ил-86, построенных в Воронеже. За двадцать лет самолеты перевезли примерно 150 миллионов пассажиров. Кроме всего прочего, Ил-86 вошел в историю как один из надежнейших самолетов мира и заслуженно стал платформой для разработки следующих моделей самолетов.

В Ил-86 конструкторы вложили огромное количество оригинальных решений. И потому, вполне заслуженно, в 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления.

Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов.

Около полутора сотен изобретений и этих самых «нововведений» защищены патентами… 

23 июня 1981 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Новожилова наградили второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. К тому времени он уже был депутатом Верховного Совета СССР, потом избирался депутатом еще двух созывов.
Работало ОКБ, работали «Илы». Ил-18Д совершали рейсы по Антарктиде.

Ил-86 перевозили тысячи пассажиров. В вооруженных силах пахали транспортники Ил-76МД, а для тренировок космонавтов был разработан и построен Ил-76К. Плюс летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель», который служит и по сей день не в одном экземпляре.

28 сентября 1988 года первый раз в небо поднимается Ил-96-300, а в марте 1990 года совершил первый полет двухмоторный турбовинтовой Ил-114, новый пассажирский самолет для местных воздушных линий. 17 мая 1994 года поднялся в небо многоцелевой Ил-103. 1 августа 1995 года взлетает Ил-76МФ, который и модификацией назвать язык не поворачивается.

Это настолько кардинально переработанная базовая модель, что самолет можно считать совершенно другим аппаратом.
Все эти годы Генрих Васильевич Новожилов вел ОКБ трудной и тяжелой дорогой.

Мы говорили не раз о том, что по политическим и экономическим соображениям наше правительство нанесло тяжелейший удар по отечественной авиационной промышленности, фактически уничтожив школу советского пассажирского авиастроения.
Последние два десятилетия знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства.

Мы с гневом писали о том, что даже на работы по транспортному Ил-112 ОКБ вело за свой счет и своими силами. Это факт, который нельзя замалчивать.
Но даже в таких условиях коллектив ОКБ занимался тем, чем должен был заниматься: проектировал и строит самолеты для нужд своей страны.

  1. И в этом была огромная заслуга Новожилова, который, даже уйдя на заслуженный отдых, оставался неотъемлемой частью КБ Ильюшина. 

Почётный генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Генрих Новожилов ушел от нас 28 апреля 2019 года. 
У Генриха Васильевича было много государственных наград. Много почетных званий и титулов. Это хорошо, это прекрасно, когда труд человека оценен по достоинству.

Но, наверное, главное звание – это Конструктор. Творец. Созидатель нового. И до тех пор, пока в нашем небе будут летать самолеты, носящие имя великого Ильюшина, до тех пор мы обязаны помнить и его не менее великого ученика и продолжателя этого благородного дела – создания нового.

  • Прошла информация, что самолет президента России, Ил-96-300ПУ, будет носить имя «Генрих Новожилов».
  • Роман Скоморохов

Источник: https://maxpark.com/community/7151/content/6734027

Генеральный авиаконструктор Украины назвал скончавшегося Генриха Новожилова «мировой звездой» — МК

Экс-главком военно-транспортной авиации рассказал о встречах с создателем Ил-76

29.04.2019 в 17:12, просмотров: 11481

Российское авиастроение лишилось последнего авиаконструктора масштаба Сергея Ильюшина, Андрея Туполева, Павла Сухого или Артема Микояна.

28 апреля на 94-м году жизни скончался выдающийся авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда, академик РАН Генрих Васильевич Новожилов. В российском авиапроме фигур такого масштаба не осталось. Преемник С.В.

Ильюшина, Генрих Васильевич Новожилов, много сделал для авиационной мощи страны.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Генрих Новожилов создал и «поставил на крыло» уникальные самолеты: военно-транспортный Ил-76, первый советский широкофюзеляжный Ил-86, «президентский» Ил-96, легкий многоцелевой Ил-103, региональный Ил-114.

Вот что сказал «МК» об утрате, понесенной российским авиастроением генеральный авиаконструктор Украины Дмитрий Кива: «Искренне и глубоко сожалею о кончине выдающегося авиаконструктора и прошу передать мои соболезнования родным, близким и всему мировому авиационному сообществу. Генрих Васильевич Новожилов — это авиационная звезда мирового масштаба!»

В свою очередь, Ованес Микоян, советник руководителя ОКБ имени Микояна и сын генерального конструктора «МиГ» Артема Микояна считает, что российский авиапром лишился «гениального конструктора и продолжателя дела дела Сергея Владимирович Ильюшина».

Двоюродный брат Ованеса Артемовича, военный летчик-испытатель Степан Микоян, участвовал в испытаниях всех военных самолетов Генрих Новожилова. «Те самолеты, которые он создал, до сих пор уникальны.

Это выдающиеся самолеты нашего времени», — сказал «МК» Ованес Микоян.

В авиастроительной корпорации отметили, что «Ильюшинской фирме будет не хватать мудрого и доброго слова Генриха Васильевича, его знаний и опыта».

О роли Генриха Новожилова в отечественном авиастроении «МК» рассказал экс-командующий военно-транспортной авиацией (1999-2007), генеральный директор компании «Владимир Климов-Мотор Сич» генерал-лейтенант Виктор Денисов:

«Я очень хорошо знал Генриха Васильевича Новожилова, и оцениваю его как великого человека, великого авиаконструктора, лучшего из лучших учеников Сергея Владимировича Ильюшина. При личном участии Генриха Васильевича Новожилова была создана линейка уникальных самолетов марки «Ил» — это Ил-62, Ил-86, Ил-96, и, конечно же, уникальный военно-транспортный самолет Ил-76.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов

Ил-76 начал поступать в части военно-транспортной авиации в 1974 году, и за короткое время составил основу парка военно-транспортной авиации, и по настоящее время является основным самолетом, «рабочей лошадкой» для военно-транспортной авиации.

Это самолет-труженик, самолет-воин. На этих самолетах перебрасывались войска в Афганистан, проводились все миротворческие миссии постсоветского периода. Ил-76 зарекомендовал себя как очень надежный, не имеющий аэродинамических недостатков самолет.

Ил-76 был любимцем Генриха Васильевича. Благодаря этому самолету, связь между военно-транспортной авиацией и КБ имени Ильюшина была самой тесной.

Наше личное общение продолжалось с момента поступления этого самолета в военно-транспортную авиацию в 70-е годы и продолжается сегодня. Генрих Васильевич всегда тепло общался с командованием и летным составом.

Кончина Генриха Васильевича – это невосполнимая потеря для каждого летчика и для меня лично. Мы глубоко скорбим по поводу этой утраты».

Место, где будет похоронен авиаконструктор, будет определено в ближайшие дни. Как рассказали в фирме имени Ильюшина, сам Новожилов хотел бы упокоиться на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.mk.ru/politics/2019/04/29/generalnyy-aviakonstruktor-ukrainy-nazval-skonchavshegosya-genrikha-novozhilova-mirovoy-zvezdoy.html

Патриарх российской авиации

27 октября 2015 года выдающемуся отечественному авиаконструктору, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, дважды Герою Социалистического Труда Генриху Васильевичу Новожилову исполнилось 90 лет.

27 октября 2015 года выдающемуся отечественному авиаконструктору, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, дважды Герою Социалистического Труда Генриху Васильевичу Новожилову исполнилось 90 лет.

Генрих Васильевич родился в Москве. До войны окончил 8 классов средней школы. Трудовой путь начал в 1943-м лаборантом кафедры физики в МАИ. В 1943–1949 годах – студент МАИ.

Генрих Васильевич Новожилов - конструктор самолетов
 Армен Гаспарян

С 1 июля 1948 года с преддипломной практики начал работать в ОКБ С. В. Ильюшина в должности инженера-конструктора. В отделе фюзеляжа прошел путь до конструктора I категории. Принимал участие в работах по самолетам Ил-14, Ил-40, Ил-46, Ил-54. Был ведущим инженером по специальности при постройке и летных испытаниях реактивного бомбардировщика Ил-54.

1956–1958 годы – секретарь парткома предприятия. С сентября 1958-го – заместитель главного конструктора по Ил-18 и ответственный за самолеты Ил, находящиеся в эксплуатации. Участвует в разработке модификаций Ил-18 для ВВС – противолодочного самолета Ил-38, Ил-20 «Стрела» и других.

В 1964 году приказом министра назначен главным конструктором II категории и первым заместителем генерального конструктора. С этого времени под руководством С. В. Ильюшина начинает работать в Бюро эскизного проектирования.

  • Отвечает за проведение летных испытаний, запуск в серийное производство и эксплуатацию дальнемагистрального реактивного самолета Ил-62.
  • В сентябре 1967 года начались полеты с пассажирами, и самолет Ил-62 надолго становится флагманом «Аэрофлота».
  • В июле 1970 года по представлению Ильюшина (в связи с его болезнью и уходом на пенсию по личному заявлению) распоряжением Совета министров СССР Новожилова назначают генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия.

Следует отметить работу по созданию военно-транспортного самолета Ил-76 – первого самолета его конструкции. Опытный Ил-76 взлетел с Центрального аэродрома города Москвы 25 марта 1971 года. Принят на вооружение в 1976-м.

Ил-76 – первый реактивный военно-транспортный самолет, способный использовать грунтовые и бетонные полосы, стал основным в составе ВТА ВВС, выполняет все виды десантно-транспортных операций.

В гражданской авиации осуществляет коммерческие перевозки и специальные задания при чрезвычайных ситуациях.

На базе Ил-76 создано много модификаций – топливозаправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости, летающий госпиталь «Скальпель», противопожарный и др.

В 1980 году на трассы «Аэрофлота» вышел первый российский пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86. При создании этого самолета Новожиловым были разработаны и воплощены в конструкцию новые принципы обеспечения безопасности полетов.

Читайте также:  9а 91 автомат - малогабаритный: тактико-технические характеристики (ттх), оружие спецназа, патрон калибра 9мм

В 1993-м генеральным конструктором Новожиловым была завершена работа по созданию самолета нового поколения – дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90. 14 июля 1993 года рейсом Москва – Нью-Йорк начались пассажирские перевозки.

Сегодня налет самолетов подходит к 70 тысячам летных часов.

В самое трудное время – с 1990 по 1999 год по решению президентов России и США генеральный конструктор проводит работу по дальнемагистральному самолету Ил-96М/Т с американскими двигателями и американской авионикой, создает первый совместный российско-американский самолет, получивший сертификат типа FAA США в 1999 году, не уступавший лучшим аналогичным самолетам мира.

Работа по программам самолетов Ил-96М/Т в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском регистре, проведенная впервые, стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России.

В марте 1990 года совершил первый полет Ил-114 – турбовинтовой пассажирский 64-местный самолет нового поколения для региональных трасс с низким уровнем расхода топлива. В серийное производство запущен на ТАПОиЧ (Ташкент), успешно эксплуатируется компанией «Узбекистон Хаво Йуллари».

Создавая эту машину, Генрих Васильевич Новожилов проявил высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета, большой ресурс, производственную и эксплуатационную технологичность.

Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения.

В 1979 году Генрих Новожилов избран членом-корреспондентом, а в 1984-м – академиком Российской академии наук. С января 2006 года – главный советник генерального директора по науке. Несмотря на годы, остается в строю – ежедневно в 9.00 начинается его рабочий день в АК им. С .В. Ильюшина.

Газета «Военно-промышленный курьер» сердечно поздравляет Генриха Васильевича с его юбилеем. В следующем номере нашего издания будет опубликовано его интервью, в котором выдающийся авиаконструктор поделится воспоминаниями о своем потрясающем творческом пути и расскажет о вызовах, стоящих перед нынешними авиаконструкторами.

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/27721

Биография Генриха Новожилова

ТАСС-ДОСЬЕ. Советский и российский авиаконструктор, бывший генеральный конструктор «Ильюшина», дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов умер 28 апреля на 94-м году жизни.

Генрих Васильевич Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве. Отец Василий Васильевич Соколов (1900-1987) был военным инженером, мать Ираида Ивановна Новожилова (1901-1979) — военнослужащей.

С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 году повредил ногу и перенес несколько операций.

В начале Великой Отечественной войны находился с матерью в эвакуации в Пензе, где окончил девять классов средней школы.

В августе 1942 года вернулся в Москву и был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института (МАИ; ныне имеет статус национального исследовательского университета). В 1943 году был зачислен студентом самолетостроительного факультета МАИ. Окончил вуз в 1949 году.

Был академиком Академии наук (АН) СССР, затем РАН (избран в 1984 году). Доктор технических наук (1975), профессор.

С 1948 года проходил преддипломную практику в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) при заводе № 240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, которым руководил авиаконструктор Сергей Ильюшин.

В 1966 году ОКБ-240 было преобразовано в Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Стрела», с 1977 года — ММЗ им. С. В. Ильюшина, с декабря 1991 года — ОАО им. С. В. Ильюшина, с 1994 года — ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил»).

После окончания МАИ в 1949 году получил распределение на это предприятие.

Как инженер-конструктор участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14 (первый полет — 1950 год), штурмовика Ил-40 (1953), реактивного бомбардировщика Ил-46 (1952). Был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54 (1955, в серию не пошел).

С 1956 года по 1958 год избирался секретарем парткома предприятия.

В 1958 году был назначен заместителем главного конструктора ОКБ, вел работы по турбовинтовому пассажирскому самолету Ил-18 и приемке его в эксплуатацию.

С 1964 года занимал должность главного конструктора и первого заместителя генерального конструктора Сергея Ильюшина.

Работал над проектом по созданию и запуском в серийное производство дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62.

В июле 1970 года по рекомендации Сергея Ильюшина, ушедшего на пенсию по состоянию здоровья, Генрих Новожилов был назначен Советом министров СССР генеральным конструктором, ответственным руководителем предприятия.

Под руководством Генриха Новожилова был создан самый распространенный самолет военно-транспортной и гражданской авиации Ил-76.

Впоследствии на его базе спроектированы военно-транспортные самолеты Ил-76МФ и Ил-76МД; Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости; летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель» и др.

Авиаконструктор руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), широкофюзеляжному дальнемагистральному Ил-96-300, специальная версия которого обслуживает президента РФ Владимира Путина. При участии Новожилова были созданы Ил-96МО (опытный самолет с американскими двигателями и оборудованием) и Ил-96Т (грузовой), Ил-103 (легкий многоцелевой), Ил-114, Ил-114-100.

В декабре 2005 года в возрасте 80 лет Генрих Новожилов оставил пост руководителя предприятия. С 2006 года он занимал должность главного советника по науке генерального директора — генерального конструктора ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина».

Входил в редакционный совет национального авиационного журнала «Крылья Родины».

Являлся членом ВКП(б), затем КПСС (1951-1991). Избирался депутатом Верховного совета СССР (1974-1989), народным депутатом СССР (1989-1991). Входил в состав Госкомитета обороны и госбезопасности ВС СССР.

Был одним из инициаторов проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском. В 1992 году авиаконструктор со своим предприятием участвовал в первой российской выставке «Мосаэрошоу», с которой и ведет историю МАКС.

Дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1981). Лауреат Ленинской премии (1970; за создание дальнемагистрального самолета Ил-62), премии правительства РФ 2005 года в области науки и техники (2006; «за комплексные экспериментальные исследования моделей летательных аппаратов различного назначения в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128»).

Награжден тремя орденами Ленина (1969, 1971, 1981), орденами «Знак Почета» (1957), Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1975), Дружбы народов (1992; за проведение выставки «Мосаэрошоу-92»), «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени (2016, 2000, 1995). А также многими медалями, в их числе «Серп и молот» (1971, 1981), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. Отмечен наградами ряда зарубежных стран.

Имел золотую медаль им. А.Н. Туполева (1991; «за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники») — награда АН СССР. 20 октября 2014 года в Центре международной торговли в Москве Генрих Новожилов был объявлен победителем конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2013 года («за личный вклад в развитие авиационной промышленности»).

Являлся почетным авиастроителем (1983), заслуженным конструктором РФ (2005).

Являлся автором научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях и др.; 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами. Написал книгу «О себе и самолетах» (вышла в 2011 году тиражом всего 500 экземпляров).

Супруга — Людмила Ивановна Новожилова (Лисина; родилась в 1933 году), филолог. Сын — Сергей (родился в 1967 году), авиаинженер.

Источник: https://tass.ru/info/6387076

Генрих Васильевич… | ПАО «Ил»

  Родился в Москве. Трудовую деятельность начал в 1942г. лаборантом на кафедре МАИ. В 1949г. окончил Московский авиационный институт. В ОКБ, руководимом С.В. Ильюшиным, начал работать в отделе фюзеляжа с 1948г. Как инженер-конструктор принимал участие в проектировании самолетов Ил-28, Ил-40, Ил-54 и других.

Был ведущим инженером при постройке и летных испытаниях бомбардировщика Ил-54. С 1956 по 1958г.г. избирался секретарем парткома предприятия. В 1958г. Новожилов Г.В. был назначен заместителем главного конструктора по самолету Ил-18 и эксплуатации. С 1964г. – главный конструктор и первый заместитель Генерального конструктора С.В. Ильюшина.

За создание, летные испытания и запуск в серийное производство самолета Ил-62 в 1970г. Новожилов Г.В. был удостоен Ленинской премии.

В июле 1970г. по предложению С.В. Ильюшина, ушедшего по состоянию здоровья на пенсию, был назначен Генеральным конструктором, ответственным руководителем ММЗ «Стрела» (бывшее ОКБ). С 2006г.

– Главный советник Генерального директора – Генерального конструктора Открытого Акционерного Общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил») по науке.

Начиная с конца 60-х годов, Генрих Васильевич возглавил работу по созданию первого реактивного военно-транспортного самолета Ил-76, занимался разработкой многих его модификаций. Ил-76 стал основным самолетом военно-транспортной авиации.

Под руководством Генерального конструктора были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство самолеты марки «Ил» нового поколения, имеющие важное значение в развитии народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности.

Это первый отечественный широкофюзеляжный среднемагистральный Ил-86 и военная модификация на его основе Ил-80 (летающий командный пункт). Модифицированный Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями ПС90-76. Качественно новый отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-300, на основе которого создан грузовой Ил-96-400Т.

В самые трудные годы для нашей авиационной промышленности, поднялся в воздух легкий многоцелевой самолет Ил-103 и был создан опытный самолет Ил-96МО с американскими двигателями и оборудованием.

На базе последнего, в апреле 1997г., из ворот Воронежского завода вышел первый серийный грузовой самолет Ил-96Т. Успешно эксплуатировался пассажирский самолет местных воздушных линий Ил-114-100.

Также следует отметить работы под руководством Г.В. Новожилова по самолетам для правительственных перевозок: Ил-18, Ил-62, Ил-62М и Ил-96ПУ. Все перечисленные самолеты имеют Сертификаты АР МАК СНГ, эксплуатируются в России и за рубежом.

В его личном списке научных разработок 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами, научные работы по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях, высокой технологичности в производстве и новые принципы технического обслуживания в эксплуатации.

В 1984г. Новожилов Г.В. был избран действительным членом Российской академии наук. Трижды он избирался депутатом Московского Совета, трижды Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР, был членом Государственного комитета обороны и госбезопасности Верховного Совета СССР.

За заслуги перед государством Новожилову Г.В. дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда (1971г., 1981г.). Он награжден тремя орденами Ленина (1969г., 1971г., 1981г.), «Знак Почета» (1957г.), Трудового Красного Знамени (1966г.), орденами Октябрьской революции (1975г.

), дважды победитель социалистического соревнования (1975г., 1976г.), Почетный авиастроитель (1983г.), Ветеран труда (1984г.), орден Дружбы народов (1992г.), «50 лет Победы в ВОВ 1941-1945гг.» (1995г.), орден «За заслуги перед Отечеством» III ст. и II ст. (1995г., 2000г.

), медали: «За доблестный труд в ВОВ», Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат премии г. Москвы «Легенда века», Лауреат премии «ИКАР», заслуженный конструктор РФ, Лауреат премии «Триумф», золотые медали: РАН им.

Туполева за выдающиеся заслуги в самолетостроении, МАК СНГ «За особые заслуги в развитии авиации в СНГ», орден Польши, Чехословакии, Узбекистана и многие медали. Доктор технических наук. Академик РАН (1984 г.).

Лауреат премии Правительства РФ за 2005 г.

Источник: http://www.ilyushin.org/press/news/ev5773/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector