Микоян артём иванович — конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель мигов, подробная биография

Начав трудовую жизнь рабочим, А.И.Микоян менее чем за 30 лет как авиаконструктор создал в содружестве с Гуревичем серию самолетов, прославивших марку МиГ во всем мире.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

Артем Иванович Микоян родился 5 августа 1905 г. в небольшой армянской деревне Санаин в семье бедного деревенского плотника. С шести лет Артем Иванович начал работать пастухом. А.И.Микоян научился читать и писать в деревенской школе, а затем, в 1918 г.

, семья переехала в Тбилиси, где он стал учиться в школе вместе со своим старшим братом Анастасом.

В 1923 году он поступил в техническое училище при машиностроительном заводе (Красный Аксай) в Ростове-на-Дону и следующий год проработал токарем железнодорожной мастерской.

В 1925 году Артем Иванович вступил в коммунистическую партию и перешел работать на московский завод Динамо. К тому времени, его старший брат Анастас уже занимал высокие посты в партии и был близким соратником В.И.Сталина.

До 1928 года Артем работал на заводе, после чего его рекомендовали на партийную работу. В 1928-1930 годах юноша служил в армии, был секретарем комитета комсомола в первом советском танковом училище.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

После возвращения из армии он поступил на работу на завод «Компрессор» и в 1931 г. его приняли на учебу в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского. Там он, помимо прочего, прыгал с парашютом и научился управлять самолетом. В 1935 г.

Микоян и два других слушателя академии – Самарин и Павлов, построили легкий самолет «Октябренок», который имел оригинальные для того времени средства механизации крыла – закрылки и предкрылки. Полетная масса авиетки составляла 250 кг, она развивала скорость 130 км/ч при двигателе в 22 л.с. В 1937 г.

на «Октябренке» был совершен полет и авиетка получила положительную оценку Центрального аэроклуба.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

22 октября 1937 года после защиты дипломного проекта Микояну присвоили звание «военного инженера-механика Военно-Воздушных сил РККА».

В 1937 году Микоян закончил академию с красным дипломом и был назначен представителем военной приемки на завод №1 им. Авиахима. На этом заводе размещалось ОКБ Н.Н.

Поликарпова и завод занимался производством истребителя И-153 Чайка. Сначала Микоян занимался приемкой самолетов, а затем был назначен представителем заказчика (ВВС) в ОКБ Поликарпова.

С этого времени он работал в постоянном контакте с Н.Н.Поликарповым.

Двумя годами позже, в марте 1939 г., Поликарпов попросил Микояна помочь ему в организации и обновлении производства И-153. В это время его заметили директор завода П.А.Воронин и главный инженер П.В.Дементьев (после ухода П.А.Воронина на пост зам.наркома авиапрома в январе 1940 г.

П.В.Дементьев стал директором завода). Летом 1939 года авиаконструкторов принял Сталин, которому понравилась формула будущего самолета – «скорость плюс высота». В декабре 1939 года при заводе организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО); возглавили его Микоян и Гуревич.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

Группа Микояна и М. И. Гуревича сконструировала небольшой моноплан «МиГ-1» из древесины и фанеры с низкорасположенным крылом. На самолете установили довольно мощный двигатель А. А. Микулина «АМ-35А». Первый полет «МиГа-1» состоялся в апреле 1940 г.

В результате самолет отметили за довольно хорошие аэродинамические качества при повышенной нагрузке на крыло, за усовершенствованные системы охлаждения и выхлопа. Благодаря мощному мотору моноплан развил скорость до 628 км/ч. В результате А. И. Микоян вместе с Гуревичем решили одну из сложных задач по повышению скорости горизонтального полета.

После устранения всех недоработок «МиГ-1» принял участие в параде на Красной площади 1 мая 1940 г.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

Коллектив конструкторского бюро работал в духе взаимопонимания и сотрудничества. Микоян брал на себя подготовку решений, но с учетом реальных возможностей производства и государства. Он успешно сочетал демократизм с твердой дисциплиной, умел уважать мнение сотрудников, не терпел обманов и нежелания учиться.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

На базе «МиГа-1» стали создаваться модификации. Каждая новая модель отличалась от предыдущей более усовершенствованными элементами конструкции.

Конструкторское бюро Микояна продолжило работу по проектированию истребителей нового типа.

Оно создало такие известные самолеты, как «МиГ-3» (ему даже установили памятник в бронзе на реке Оке), «И-222» (ЗА) мощностью 1400 л. с., «И-224» (мощностью 1800 л. с.).

А.И. Микоян в конце 1940 года получил орден Ленина.

В последние предвоенные месяцы Советский Союз приобрел образцы германских самолетов. Отечественные авиаконструкторы, в том числе и Микоян, ездили в Германию, изучая опыт авиастроения.

В 1941 — 45 под руководством Микояна создан ряд истребителей с высокими лётно-техническими характеристиками, в том числе И-250 с комбинированной силовой установкой.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

А. И. Микоян был одним из первых, кто оценил будущее реактивной авиации. Первым его самолетом такого типа стал «МиГ-9» с двумя турбореактивными двигателями.

Одновременно с основной работой по созданию самолетов конструкторское бюро А. И. Микояна занималось проблемой создания стреловидного крыла, которое значительно бы увеличило скорость самолета.

Основным его недостатком был меньший угол атаки и меньшая подъемная сила, что осложняло взлет, маневренность и посадку летательного аппарата.

Но такое крыло было просто необходимо для обеспечения полетов на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

После убийственно тяжелой работы, отправившись на 3 дня отдыхать в Крым, Артем Иванович получил инфаркт, но через два месяца снова приступил к работе. Он знал, что за границей, в США, решительно занимаются усовершенствованием реактивных истребителей.

Вслед за первыми реактивными самолетами конструкторское бюро Микояна сумело создать новые истребители — более скоростные, совершенные и надежные. Одним из таких стал «МиГ-15» — оборудованный самой современной техникой, более совершенной герметичной кабиной и катапультируемым креслом.

Его полет состоялся в 1947 г. Максимальная скорость «МиГа-15» составила 1050 км/ч, его потолок — 15 тыс. м. Следом появился «МиГ-17» — первый отечественный сверхзвуковой самолет, преодолевший звуковой барьер.

На его базе затем создавался перехватчик «МиГ-17ПФ» с радиолокационной системой и форсированным двигателем.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

К началу 50-х гг. советская авиатехника получила возможность создавать сверхзвуковые боевые самолеты со стреловидным крылом, с навигационно-прицельной системой, летающие и днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Именно таким и был «МиГ-19» с двумя двигателями, разработанный конструкторским бюро Микояна в 1954 г.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

В связи с 50-летием и за заслуги в создании новой техники Микояна наградили орденом Ленина. 20 апреля 1956 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 20 декабря 1956 года Микояна назначили генеральным конструктором, в июне 1957 года вторично удостоили звания героя Социалистического Труда.

Гай Лазаревич Туманян, Артем Иванович Микоян, Григорий Саркисович Егиазаров

Одновременно с совершенствованием «МиГа-19» в течение нескольких последующих лет происходило создание других самолетов. В это время к Артему Ивановичу, принимающему участие во всех испытаниях своих самолетов, сильно возрос интерес за рубежом как к создателю современных самолетов-истребителей, которым нет равных в мире.

Появившийся к этому времени «Миг-21» просто поразил своими данными зарубежных создателей самолетов: он на большой скорости пролетал на довольно низкой высоте, у него была меньшая скорость приземления, меньший угол атаки, более тяжелое вооружение. Самолет отличался легкостью и удобством в управлении и обслуживании, обладая при этом хорошими летными качествами.

  • Миг 21
  • С появлением вертолетов, не требовавших больших аэродромов, конструкторское бюро Микояна занялось проблемой улучшения взлетно-посадочных характеристик современных самолетов.
  • В течение 10 лет ( с 1957 по 1967 год) Артем Иванович не раз в «Комсомольской правде» и в журнале «Авиация и космонавтика» высказывал свои мысли о будущем авиации, которая по его мнению должна слиться с космонавтикой.
  • Артем Иванович Микоян

Артем Иванович писал: «В освоении околоземного, так же как и мирового космического пространства, нет пределов и границ. Авиации предстоит освоить полеты в атмосфере со скоростями, близкими к космическим, на дальности в десятки и сотни тысяч километров, с грузами весом в тонны, при условии многократности применения гиперзвуковых самолетов.»

Как создатель самолетов Артем Иванович Микоян принадлежал к числу наиболее выдающихся авиационных конструкторов мира. Ни один из русских самолетов не пользуется такой славой на Западе, как «МиГ» в его многочисленных модификациях. На самолетах Микояна установлено 55 мировых рекордов.

Артем Иванович скончался 9 декабря 1970 года после операции на сердце. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. На памятнике отмечено, что он был академиком, доктором технических наук, генерал-полковником инженерно-технической службы, дважды героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и 6 Государственных премий.

Памятник Микояну Артёму Ивановичу. Армения

Источник: http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit28.html

Артем Микоян: «МиГ» всей жизни

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

5 августа 1905 года родился авиаконструктор Артем Микоян. Машины, созданные под его руководством, вошли в историю не только отечественного, но и мирового авиастроения. На наших знаменитых «МиГах» установлено свыше 110 мировых рекордов, а имя конструкторского тандема Микояна и Гуревича стало самой известной российской авиамаркой в мире. На протяжении нескольких десятилетий конструкторское бюро Микояна обеспечивало ВВС Советского Союза качественными конкурентными машинами. Многие самолеты А.И. Микояна были первыми в своих классах и до сих пор применяются во многих странах.  

Анушаван-Артем 

Будущий авиастроитель родился в горном армянском селе в семье плотника Ованеса Микояна. При рождении он был назван Анушаваном, а «обрусели» его имя и отчество гораздо позже. В сельской школе Микоян отучился всего два класса, после чего в 1918 году был отправлен к родственникам в Тифлис, где смог продолжить обучение. 

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

В 1923 году при содействии старшего брата Анастаса, который к тому времени уже стал видным партийным деятелем, Артем Микоян переезжает в Ростов-на-Дону.

Здесь днем он работает токарем на заводе, а вечером продолжает учиться в фабрично-заводской школе.

В 1925 году Микоян-младший переезжает в Москву, устраивается на завод «Динамо» и по рекомендации старшего брата живет у Екатерины Шаумян, вдовы одного из 26 бакинских комиссаров. В том же году Микоян вступает в партию.

Отслужив в армии, Артем Микоян становится секретарем парткома московского завода «Компрессор». В 1931 году комсомольская организация берет шефство над Военно-воздушным флотом, и лучшие комсомольцы получают разнарядки на обучение. Так Артем Микоян попадает по распределению на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е.

Жуковского. Он восполняет недостаток знаний на подготовительных курсах и становится слушателем академии. В 1935 году на практике в конструкторском бюро в Харькове вместе с другими студентами Микоян разрабатывает легкий самолет «Октябренок». В 1937 году Микоян оканчивает академию в звании военного инженера-механика.

  

Проверка войной

После окончания учебы Артем Микоян назначается военным представителем на Государственный авиационный завод №1. Здесь он контролирует серийный выпуск истребителя И-15 конструктора Н.Н. Поликарпова и проявляет себя как отличный специалист.

В декабре 1939 года на предприятии образуется опытно-конструкторский отдел (ОКО), куда входят лучшие конструкторы завода. Начальником отдела назначается Артем Микоян, а его заместителем – Михаил Гуревич.

Читайте также:  Ружье мр-18м-м: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Новому ОКО передаются работы по перспективному истребителю И-200, который впоследствии станет первым именным «МиГом» Микояна и Гуревича.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография Авиаконструкторы Артем Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич с моделью истребителя МиГ-3

В апреле 1940 года самолет И-200, названный в серии МиГ-1, впервые поднялся в воздух, а в декабре Микояна назначают главным конструктором завода №1. Создававшийся в крайне короткие сроки истребитель не был лишен недостатков.

Результатами его доработки стала новая модель КБ − самолет МиГ-3, который стал нашим основным высотным и ночным истребителем Великой Отечественной войны. МиГ-3 мог развивать скорость до 640 км/ч, что было рекордом того времени для серийных машин.

Самолет прекрасно показывал себя на больших высотах и нашел широкое применение в авиации ПВО, но на малых и средних высотах, где велись основные бои, был малоэффективен и нес существенные потери. Тем не менее именно на МиГ-3 начал свой победоносный путь летчик-ас Александр Покрышкин.

Самолеты Микояна и Гуревича с первых дней войны участвовали в боях с врагами. В начале войны «МиГи» были самыми массовыми истребителями и составляли около 90% всей истребительной авиации. За первые два года войны было построено более 3000 истребителей «МиГ».  

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография Истребитель МиГ-3

В 1942 году ОКО Микояна возвращается из Куйбышева, куда был эвакуирован авиазавод №1. Появляется новое предприятие − опытный завод №155 (ОКБ-155), директором и главным конструктором которого назначают Артема Ивановича.

За годы войны коллектив Микояна создал несколько опытных образцов техники, но в серийное производство они не пошли.

Однако эти работы помогли КБ сохранить свой потенциал с тем, чтобы уже после войны начать разработку реактивных самолетов, которые выдвинули КБ Микояна в мировые лидеры авиастроения.   

Начало реактивной эры

Уже в конце войны Микоян с коллегами вступают в гонку конструкторских бюро за первенство в создании реактивного самолета. В ней участвовали четыре КБ: Яковлева, Сухого, Лавочкина и Микояна.

В разработке микояновского КБ первоначально был истребитель И-290 с двумя двигателями под крылом, который  в дальнейшем был переработан в И-300 с силовой установкой в фюзеляже. В итоге именно второй вариант пошел в серию под названием МиГ-9.

24 апреля 1946 года он стал первым советским реактивным истребителем, поднявшимся в воздух. В тот же день в небо поднялся истребитель КБ Яковлева Як-15, который также выпускался серийно.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография Истребитель МиГ-9

Работа над реактивным самолетом была изматывающей. Артем Иванович получает инфаркт, но уже в скором времени возвращается в КБ. В 1946 году А.И. Микоян вместе с конструктором авиадвигателей В.Я. Климовым едет в Англию для закупки современных двигателей.

К концу 1947 года согласно плану правительства КБ Микояна должно было создать новый фронтовой истребитель. МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в мире. Всего было выпущено более 17 тысяч машин, которые стояли на вооружении 40 стран.

Это был однозначный успех конструктора Микояна и его коллег.

Следующим истребителем КБ стал МиГ-17, который производился серийно с 1951 года и мог достигать скорости звука. Первым сверхзвуковым серийным самолетом стал МиГ-19.

Но одной из самых знаменитых моделей Микояна и Гуревича был сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21, который выпускался около 30 лет подряд в Советском Союзе.

Самолет выпускался также по лицензии в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. Скорость полета МиГ-21 в два раза превышала скорость звука. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография Истребитель МиГ-21

МиГ-23, первый советский самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла, и МиГ-25, скорость которого в три раза превышала скорость звука, стали последними работами Микояна. В 1970 году Артем Иванович скончался в возрасте 65 лет. В 1971 году ОКБ было присвоено его имя. Успешная работа и достижения конструктора были по достоинству оценены государством.

Генерал-полковник инженерно-технической службы Артем Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией. Сын А.И. Микояна Ованес продолжил династию и стал авиаконструктором.

Племянник Артема Ивановича Иван Микоян также работал конструктором в ОКБ, участвовал в создании самолетов МиГ-19, МиГ-23 и МиГ-29. 

Источник: https://rostec.ru/news/artem-mikoyan-mig-vsey-zhizni-/

Микоян Артём Иванович

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биографияМикоян Артём Иванович (1905-1970).

Выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155. Академик АН СССР (1968 г.), дважды Герой Социалистического Труда, шестикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии (1962 г.).

Ануш Ованесович Микоян родился 23 июля (по старому стилю 5 августа) 1905 года в маленьком горном селении Санаин, Тифлисской губернии, Российской империи и был пятым (младшим) ребенком в семье.

Его отец, Ованес Нерсесович, работал плотником на медеплавильном заводе в городе Алаверди, неподалеку от их селения.

Мать, Талида Отаровна, справлялась по дому, смотрела за детьми и шила односельчанам одежду.

Детство Ануша было связано с высокогорными пастбищами, куда он с дядей ходил пасти коз. Конечно же, Ануш и понятия не имел об искусственных летательных аппаратах, которые тогда уже существовали. Ничего не знал он ни о воздушных шарах, ни об аэропланах.

Весь мир его технических познаний ограничивался плотницким делом отца, вместе с которым мальчик мастерил различные деревянные конструкции, да искусством сельского кузнеца. И только бабушкины сказки о человеке, летающем на чудо-ковре и чудо-птице, разжигали его воображение о полетах.

Как-то раз он сделал крылья из гибких кизиловых прутьев и привязал их к ягненку, надеясь, что тот взлетит. Но полет, по непонятным для мальчика причинам, не состоялся, а затея незадачливого изобретателя рассмешила все село.

Мечту о небе в сознании юного Ануша зародила вынужденная посадка аэроплана рядом с селом в котором жила семья Микоянов. Человеком, сыгравшим в жизни Ануша определяющую роль, стал сельский школьный учитель Овсеп Акопович Галстян.

Рассказы учителя об ученых древних времен: математиках, петрологах, историках, географах, — нашли самый благодатный отклик в сердце впечатлительного и пытливого ученика, пробудив в нем самом искренний интерес к знаниям и желание учиться.

Мальчика отправили на учебу в семинарию в Тифлис.

В 1923 году переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону. Днём работал токарём на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай», а по вечерам посещал занятия в школе ФЗУ.

В 1925 году переехал в Москву и устроился на завод «Динамо». Здесь же, само собой сменилось имя: вместо Ануша Ованесовича его стали называть Артемом Ивановичем.

После службы в армии работал секретарем парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского.

В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт — легкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба.

22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА. По окончании академии, Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939 года на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Н.Н.Поликарпова.

Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист и вскоре ему поручили контролировать разработку истребителя И-153. Вскоре Н.Н.Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода П.А.Воронин и главный инженер П.В.

Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути — новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор Микоян.

Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.

8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А.И.Микояна. Под его руководством (совместно с М.И.Гуревичем и В.А.Ромодиным) созданы участвовавшие в Великой Отечественной войне самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3.

В марте 1942 года А.И.Микоян назначается директором и главным конструктором опытного завода. А в апрель того же года происходит радостное событие — возвращение КБ из эвакуации. В 1942-1944 годах идёт самоотверженная работа трудового коллектива над опытными истребителями И-210, И-211, И-220, И-222, И-224.

В 1941-1943 годах создан ряд опытных истребителей: МиГ-7, показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолёт И-224, достигший потолка 14 тысяч метров.

В марте 1945 года начались испытания самолёта-истребителя И-250 конструкции Микояна с комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого и воздушно-реактивного двигателей, а в Победном мае 1945 года состоялся первый вылет этой крылатой машины.

Артём Иванович Микоян является одним из пионеров реактивной авиации Союза Советских Социалистических Республик.

После войны он разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС.

Среди них МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, достигавший скорости звука МиГ-19 — первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, легендарный МиГ-21 с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука.

20 декабря 1956 года А.И.Микоян назначен Генеральным конструктором КБ «МиГ».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за выдающиеся заслуги в деле создания новой авиационной техники Микояну Артёму Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Тогда же, в 1956 году, было завершено создание самолёта-истребителя МиГ-19 (СМ-30) с катапультным без аэродромным взлётом и создание опытных сверхзвуковых истребителей Е-2А и Е-5.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающийся вклад в деле создания новой реактивной авиационной техники Микоян Артём Иванович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Последними самолётами, созданным под руководством А.И.Микояна, стали: истребитель МиГ-23, первый в СССР самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью всего крыла и истребитель-перехватчик МиГ-25 со скоростью полёта, в три раза превышающей скорость звука.

На самолётах, разработанных под руководством Артёма Ивановича Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. Он создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-8-го созывов (1950-1970 годы).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Награды: -дважды Герой Социалистического Труда (1956 г., 1957 г.); -6 орденов Ленина; -орден Красного Знамени; -орден Отечественной войны 1-й степени; -2 ордена Красной Звезды; -Ленинская премия (1962 г.);

Читайте также:  Карабин zbroyar z-10: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

-6 Сталинских премий (1941 г., 1947 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г., 1953 г.).

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

Ануш Микоян с сестрой Астхик. 1913 г.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

А.И.Микоян. 1925 г.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

А.И.Микоян. 1938 г.

  • Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография
  • Авиаконструкторы Артем Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич с моделью истребителя МиГ-3.
  • Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

Генеральные конструкторы С.А.Лавочкин, А.С.Яковлев и А.И.Микоян.

.

.

Список источников: Артём Иванович Микоян. Cайт «Герои Страны». А.Н.Пономарёв. Советские авиационные конструкторы.

М.С.Арлазоров. Артём Микоян.

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/aviakonstruktory/5-sssr/mikoyan-artyom-ivanovich/

Микоян Артем Иванович. Конструкторы. Герои неба

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

Микоян Артем Иванович

Под его началом разработано более 450 опытных и экспериментальных образцов истребителей, крылатых ракет и самолетов-лабораторий различного назначения, на них установлено 55 мировых рекордов.

Встретив войну на границе, истребители МиГ-1 и МиГ-3 особую роль сыграли при воздушной обороне Ленинграда и Москвы в 1941 г., где не только вели борьбу с авиацией противника, но также использовались для штурмовки наземных войск, вели разведку. В последующие годы преимущественно применялись в системе ПВО, учитывая установленный на них мощный и высотный мотор.

Родился 5 августа 1905 г. в горном селении Санаин Тифлисской губернии в бедной крестьянской семье, где воспитывалось пятеро детей. В 1923 г. поступил на работу на завод в Ростове-на-Дону, учился в школе ФЗУ. Большое влияние на младшего брата оказал Анастас Микоян, видный деятель партии и государства, соратник И.В. Сталина.

После службы в армии, Артема направили на учёбу в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, затем как инженер он стал военным представителем на авиазаводе № 1 в Москве. Когда руководство НКАП решило в конце 1939 г.

создать на заводе новый опытно-конструкторский отдел, его руководителем назначили молодого авиаконструктора Микояна.

Чем знаменит

Первая работа принесла удачу – коллективом А.И. Микояна по замыслу Н.Н. Поликарпова был построен и запущен в массовую серию истребитель МиГ-1, затем ставший МиГ-3. В годы войны под руководством А.И. Микояна и его заместителя М.И.

Гуревича были разработаны 13 типов самолетов, а полученный опыт позволил ОКБ в сжатые сроки  решить задачу создания отечественного реактивного истребителя. Построенный в 1947 г.

истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом принес Микояну мировую известность; благодаря  исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надежности в эксплуатации, а также выдающимся летно-техническим и боевым качествам, он приобрел славу «самолета-солдата».

Удачными оказались и многие последующие проекты, прежде всего МиГ-21, а МиГ-25, созданный в 1964 г., превзошел все истребители мира по максимальной скорости и потолку, что подтвердил целый ряд установленных мировых рекордов. Всего под руководством Микояна разработано более 450 опытных и экспериментальных образцов истребителей, крылатых ракет и самолетов-лабораторий различного назначения, на них установлено 55 мировых рекордов.

Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

Места сражений

Встретив войну на границе, истребители МиГ-1 и МиГ-3 особую роль сыграли при воздушной обороне Ленинграда и Москвы в 1941 г., где не только вели борьбу с авиацией противника, но также использовались для штурмовки наземных войск, вели разведку. В последующие годы преимущественно применялись в системе ПВО, учитывая установленный на них мощный и высотный мотор.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Вступил в бой на южной границе и сбил за первые 20 дней войны с Германией 5 вражеских самолетов лично и 2 в группе лейтенант К.Е. Селивёрстов из 55-го иап. Наиболее результативно сражался на «мигах» лейтенант 16-го иап ПВО Москвы лейтенант И.Ф. Голубин, который осенью – зимой 1941 г. сбил 10 вражеских самолетов лично и 2 в группе. К сожалению, оба летчика-героя погибли.

Статистика

Завод № 1 быстро нарастил производство «мигов», выпустив 120 машин в 1940 г. и 3100 в следующем, что сделало эти машины главными противниками асов люфтваффе в начале войны.

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 9 декабря 1970 г. от сердечного приступа в возрасте 65 лет.

Государственные награды и регалии

Академик, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, шестикратный лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий, был награждён шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды. В Москве есть улица Авиаконструктора Микояна.

Источник: http://nebo.histrf.ru/mikoyan.html

Артем Микоян (5 августа 1905 — 9 декабря 1970) , советский авиаконструктор, академик

Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР – Артем Микоян является одним из родоначальников реактивной авиации в СССР.

Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.

Артем Иванович Микоян родился (23 июля) 5 августа 1905 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Туманянский район Армении), в бедной крестьянской семье. Он – брат Анастаса Микояна. В 1918 году его семья переехала в Тбилиси, там Артем учился в школе.

В 1923 году он переехал к брату сначала в Ростов-на-Дону, где работал токарем в железнодорожной мастерской, а затем – в Москву и работал токарем на заводе «Динамо».

В 1928 году Микоян был призван в Красную Армию и в 1931 направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь, совместно с однокурсниками, он создал свой первый самолет – «Октябренок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. По окончании академии (1936) и получении звания «инженер-механик ВВС» Артем Иванович был направлен на работу на 1-й авиационный завод имени Осоавиахима в Москве, где он сначала был военным представителем, а в 1938 году стал начальником бюро по серийным истребителям в КБ Н.Н. Поликарпова, которое было переведено на этот завод. Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

«МиГ-3» — истребитель Великой Отечественной войны

Работая в постоянном контакте с Поликарповым, Микоян уже через год стал заместителем главного конструктора всего завода и возглавил группу конструкторов КБ-1 (приказ НКАП №401 от 8 декабря 1939 года – именно эта дата и считается днем образования ОКБ им. А.И. Микояна).
В 1940 году под руководством Микояна (совместно с М.И.

Гуревичем) был создан самый скоростной серийный самолет-истребитель того времени – «МиГ-1», предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, а затем и его модификация – «МиГ-3».

Именно эти два типа самолета строились большой серией в первые годы Великой Отечественной войны и успешно применялись в боевых действиях, приняв на себя удар и всю тяжесть первых лет войны и хорошо зарекомендовав себя в системе ПВО страны.

Значительную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией сыграли и другие самолеты конструктора, созданные в 1941-1945 годах в его КБ.

Среди них такие истребители, отличающиеся высокими летно-техническими характеристиками, как – «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолет «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров, «И-250» с комбинированной силовой установкой и другие.

После войны Артем Иванович работал над созданием скоростных и сверхзвуковых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС – это самолеты «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17» (достигавший скорости звука), «МиГ-19» (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, на вооружении которого были управляемые ракеты класса «воздух – воздух»), «МиГ-21» (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука). В 1956 году Микоян был назначен генеральным конструктором КБ «МиГ», а последними самолетами, созданными под его руководством, стали – истребитель «МиГ-23», первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения.Микоян Артём Иванович - конструктор самолётов: великий авиаконструктор, создатель МИГов, подробная биография

«МиГ-25» — последний самолет, созданный под непосредственным руководством Микояна

Также стоит отметить, что на самолетах, созданных под руководством Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. К тому же Артем Иванович создал не только замечательную технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много высококвалифицированных конструкторов.

Заслуги великого конструктора были высоко оценены в СССР и за его пределами.

Академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий – Микоян был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями и другими наградами. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР в 1950-70-х годах.

Артем Иванович был очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Ю.Гагарина и В.Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала А.Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.

Скончался Артем Иванович Микоян 9 декабря 1970 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора и мемориальный комплекс находятся в селе Санаин в Армении. В Москве на доме, в котором жил Микоян, установлена мемориальная доска. Его именем назван Московский машиностроительный завод.

Источник: https://www.calend.ru/persons/6992/

Советский авиаконструктор Артем Микоян. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Артем Иванович Микоян (имя при рождении — Анушаван Ованесович Микоян) родился 5 августа (23 июля по старому стилю) 1905 г. в селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии Российской империи
(ныне — в черте г.

Алаверди, область Лори, Армения). Отец, Ованес Нерсесович Микоян (1856-1918) — работал на медеплавильном заводе; мать — Талида Отаровна Микоян (1867-1960), была домохозяйкой.

Старший брат — Анастас Микоян (1895-1978), советский государственный и политический деятель.

Начальное двухклассовое образование получил в сельской школе. После смерти отца в 1918 г. переехал в Тифлис (ныне — Тбилиси, Грузия), где продолжил обучение в армянской школе. В 1923 г. в Ростове-на-Дону поступил в школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Красный Аксай», был учеником токаря.

В ноябре 1925 г. переехал в Москву, где до 1928 г. проработал токарем на заводе «Динамо».

В декабре 1928 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), проходил срочную службу в г. Ливны (ныне в Орловской обл.), в августе 1929 г. переведен в Иваново-Вознесенскую военную школу в Орле (впоследствии — Орловское бронетанковое училище).

В 1930-1931 гг. — секретарь парткома на заводе «Компрессор» (Москва). В 1931 г. попал в число «парттысячников» (коммунистов-производственников, посланных на учебу в вузы), был направлен в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (ныне — Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского, Москва).

В 1935 г. направлен на производственную практику в Харьков, где построил вместе с другими слушателями академии свой первый легкий самолет «Орленок», удостоенный высокой оценки Центрального аэроклуба.

22 октября 1937 г. защитил дипломный проект и получил звание военного инженера-механика ВВС РККА. Назначен военным представителем на Государственный авиационный завод номер 1 (ГАЗ номер 1, ныне в составе ОАО «Дукс»), куда вскоре было переведено конструкторское бюро (КБ) Николая Поликарпова.

Читайте также:  Электрошокер bl-1201 police: отзывы, цена, инструкция, эксплуатация

В 1938-1939 гг. — начальник бюро по серийным истребителям в КБ Поликарпова.

В марте-декабре 1939 г. — заместитель начальника КБ ГАЗ номер 1.

8 декабря 1939 г. назначен руководителем нового опытного-конструкторского отдела (ОКО), организованного на том же заводе.

В 1940 г. — главный конструктор ГАЗ номер 1. С этого же года его заместителем стал авиаконструктор Михаил Гуревич (1893-1976).

В ходе Великой Отечественной войны, с августа 1941 г. по март 1942 г., в составе ОКО находился в эвакуации в Куйбышеве (ныне — Самара).

В марте 1942 г., после возвращения из эвакуации, был назначен директором и главным конструктором ОКБ-155 (с 1967 г. — Московский машиностроительный завод «Зенит»), созданного на базе ОКО.

20 декабря 1956 г. стал генеральным конструктором ОКБ-155.

Действительный член Академии наук СССР (26 ноября 1968 г.).

Участвовал в разработке истребителей И-153 (1938), И-180 (1938).

Совместно с Михаилом Гуревичем и Владимиром Ромодиным (1901-1975) создал истребитель И-200/МиГ-1 (1940, аббревиатура составлена из первых букв фамилий Микояна и Гуревича) и его модификацию МиГ-3 (1940); руководил разработкой истребителя МиГ-7 (1941), дальнего истребителя сопровождения ДИС-200/МиГ-5 (1941), высотного истребителя-перехватчика И-224 (1944), истребителя И-250/МиГ-13 (1945) и др.

В послевоенные годы совместно с Михаилом Гуревичем разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолеты, среди которых истребители МиГ-9 (1946), первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1950), опытные истребители Е-2 (1955) и Е-5 (1956), первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (1954), первый советский многоцелевой истребитель третьего поколения МиГ-21 (1956), высотный истребитель-перехватчик МиГ-25 (1964) и первый советский истребитель с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23 (1967).

Скончался 9 декабря 1970 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1950-1970 гг. — депутат Верховного Совета СССР.

Генерал-майор инженерно-технической службы (1946), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1957).

Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957), лауреат Ленинской (1962) и шести Сталинских премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, двух орденов Красной Звезды, награжден медалями.

Был женат на Зое Ивановне Микоян (в девичестве Лисипина, 1915-2000). Дочери — Наталья (р. 1936, преподаватель) и Светлана (р. 1939, востоковед). Сын — Ованес (р. 1949, авиаконструктор, сотрудник Российской самолетостроительной корпорации «МиГ»).

В 1971 г. Московскому машиностроительному заводу «Зенит» было присвоено имя А.И. Микояна (ныне — Инженерный центр «ОКБ им. А.И. Микояна» в составе АО «РСК «МиГ»). Бронзовый бюст установлен в черте г.

Алаверди (Армения). Мемориальная доска установлена в Москве по адресу ул. Серафимовича, д.

2 («Дом на набережной»), где проживал авиаконструктор, в Хорошевском районе Москвы также есть улица Авиаконструктора Микояна (с 2006 г.).

Источник: https://tass.ru/info/2164377

Микоян Артем Иванович

(настоящее имя — Анушаван Ованесович)

(1905-1970) советский авиаконструктор

Долгие годы имя Артема Ивановича Микояна было известно крайне ограниченному кругу людей. Как и десятки его коллег, работавших над созданием военной техники, он должен был оставаться «невидимкой».

Между тем построенные под его руководством самолеты прославились по всему миру, а установленные на них 55 рекордов вошли во все справочники по авиации и космонавтике.

Неоднократно истребители серии МиГ признавались лучшими в мире и выдерживали соревнование с самолетами самых известных фирм.

Будущий авиаконструктор родился в армянском селении Санаин в семье плотника. Он был пятым, самым младшим ребенком в большой семье.

Детство будущего конструктора прошло в горах. Как и многие ребята из его деревни, он пас коз и помогал отцу. Анушаван окончил приходскую школу в 1918 году. После неожиданной смерти отца мать отвезла младшего сына в Тифлис, где мальчик продолжил образование в армянской школе.

Как и старший брат Анастас, он рано увлекся революционной деятельностью и после установления Советской власти в Армении стал руководителем комсомольской ячейки в своей родной деревне. Правда, он недолго прожил в родных местах, поскольку старший брат, назначенный секретарем Юго-Восточного бюро ЦК, переехал в Ростов и пригласил его к себе.

Артем Иванович Микоян начал работать на ростовском заводе «Красный Аксай» токарем, а позже перешел в железнодорожные мастерские. Но работа на заводе не приносила удовлетворения, потому что Артем Микоян остро чувствовал недостаток знаний.

Уже через год он переехал в Москву, где поступил работать на завод «Динамо», первое в стране электротехническое предприятие. Там он и стал называть себя Артемом. Работа на этом заводе стала настоящей жизненной и трудовой школой.

Четыре года, которые молодой рабочий провел в заводском коллективе, определили весь его последующий жизненный путь.

Но с учебой опять пришлось подождать, потому что в августе 1929 года его призвали в армию и направили в Иваново-Вознесенскую военную школу, которая вскоре была реорганизована в танковое училище.

Однако Микоян, повинуясь внутреннему чутью, отказался стать курсантом и после демобилизации вновь вернулся к станку, на этот раз на заводе «Компрессор». Менее чем через год он поступил в Военно-воздушную академию имени Николая Жуковского.

В те годы это было единственное учебное заведение, где готовили авиационных инженеров.

Уже на третьем курсе Артем Микоян нашел ту область, которой станет заниматься всю последующую жизнь, — конструирование самолетов. В 1935 году Артем был направлен на производственную практику в Харьковский университет. Гам он впервые включился в процесс конструирования самолетов в конструкторском бюро, где проектировался экспериментальный самолет ХАИ-1.

Вернувшись из Харькова, Микоян также решил попробовать силы в небольшой, но самостоятельной работе. Знакомый инженер Шитиков передал ему старый авиационный мотор, для которого Артем Микоян вместе со своими друзьями Н. Павловым и Т. Самариным спроектировал небольшой спортивный самолет.

Однако построить его они не могли, поскольку не имели ни денег, ни необходимого оборудования. Чертежи самолета были представлены на всесоюзный конкурс, который проводился Осоавиахимом.

Проект Микояна был признан лучшим, и по итогам конкурса было решено построить несколько экземпляров этой учебной машины.

В это же время в жизни Артема Микояна произошло важное событие: он женился на Зое Ивановне Лисициной, сотруднице ТАСС, и получил комнату в доме на улице Кирова.

После защиты дипломной работы Микоян был направлен в конструкторское бюро, которым руководил известный авиаконструктор Н. Поликарпов. Тем временем был построен первый самолет по чертежам Микояна, который получил название «Октябренок». Он начал применяться в качестве учебного самолета в организациях Осоавиахима.

В то же время в конструкторском бюро Поликарпова, Артему Микоян был включен в группу, которая работала над усовершенствованием истребителя И-15.

Постепенно молодой конструктор показал, что может не только выполнять конкретные разработки, но и создавать собственные модели самолетов.

Уже первые образцы усовершенствованного им истребителя по сути дела стали основой той серии летательных аппаратов, над которой Микоян работал всю последующую жизнь.

Его ближайшим помощником, а отчасти и наставником стал конструктор М. Гуревич. Вместе с ним Артем Иванович Микоян начал работать над первым образцом самолета новой серии, получившим название МиГ. Работа над ним началась после того, как Микоян был назначен начальником конструкторского бюро авиационного завода №1 Осоавиахима.

Спроектированный им самолет стал первым летательным аппаратом, который в натуральную величину испытывался в аэродинамической трубе. Это позволило не только сократить сроки летных испытаний, но и существенно улучшить динамику самолетов.

В результате уже во время первого полета самолет заслужил высокую оценку испытателей. Но, как часто бывает в технике, первый образец вскоре уступил место более совершенной модели, и в серийное производство пошел уже истребитель МиГ-3.

Он был поставлен на вооружение в Красной Армии и вскоре стал одним из самых массовых самолетов в авиации приграничных округов.

Во время войны Артем Микоян занимался усовершенствованием своего самолета, поскольку вскоре выяснилось, что он уступает немецким самолетам по скороподъемности и боевым качествам на больших высотах.

Поэтому уже в 1942 году Микоян предлагает новый образец самолета с более мощным двигателем АМ-29, построенным под руководством А. Микулина.

Эта модель была признана удачной, но конструктору стало ясно, что век поршневых моторов закончился и надо строить самолеты нового поколения.

В то же время, Артем Микоян занялся поиском новых путей в самолетостроении. Одним из первых он стал размышлять о проектировании самолета с реактивным двигателем. Но довести эту работу до конца конструктор смог только после войны. В результате разработок, сделанных в тяжелые военные годы, уже в 1946 году был построен МиГ-9 — первый серийный реактивный истребитель.

На его основе через год Микоян создал новую модель — МиГ-15, которая была испытана во время боевых действий в Корее в 1950—1953 гг. и оказалась лучшим истребителем сороковых годов.

В конструкции этого самолета Артем Иванович Микоян применил не только новый двигатель, но и неизвестную до этого стреловидную форму крыла, а также катапультируемое кресло пилота.

МиГ-15 стал основным самолетом в Советской Армии и долгое время оставался непревзойденным по тактико-техническим характеристикам. Его надежность, простота и высокие боевые качества отразились в прозвище «самолет-солдат».

Но при всех своих достоинствах МиГ-15 показал, что дальнейшее развитие самолетостроения ставит на повестку дня преодоление звукового барьера. Поэтому уже в 1951 году Микоян предложил первую опытную модель нового самолета МиГ-17.

На его основе через несколько лет был создан самолет МиГ-19, сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Он не только был «начинен» разнообразным вооружением, но и мог осуществлять дозаправку горючим в воздухе.

На спортивной модели этого самолета было установлено несколько мировых рекордов по дальности и скорости полета, а также абсолютный мировой рекорд высоты полета — 34 714 метров.

В это время Артем Иванович Микоян уже начал постепенно уходить от руководства своим КБ, поскольку состояние здоровья не позволяло ему жить в привычном напряженном ритме, проводя перед выпуском самолета долгие часы на работе. Постепенно руководство конструкторским бюро перешло к конструктору Р. Белякову. Последней моделью, которая была сконструирована Микояном, стал сверхзвуковой истребитель МиГ-21.

В этом самолете вновь была применена новинка — треугольное крыло. МиГ-21 проложил путь в небо первому сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту-144.

На основе своего истребителя, Артем Микоян построил так называемый самолет-аналог — уменьшенную копию Ту-144. На ней проверялись и уточнились расчеты конструкторов огромного лайнера. Одновременно шла доработка и самого истребителя.

После всех испытаний МиГ-21 стал делать невозможное для машин своего класса — взлетать и садиться с грунтовых аэродромов.

Огромные заслуги Артема Ивановича Микояна в развитии советского самолетостроения были высоко оценены: он имел звание генерал-полковника, был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Источник: http://biografiivsem.ru/mikoyan-artem-ivanovich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector