Николай николаевич поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография

Выдающийся советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. Он работал над постройкой гидросамолётов, самолётов-разведчиков, ближних бомбардировщиков, пассажирских и других машин. За свою конструкторскую деятельность, которая продолжалась свыше 20 лет, каждый год он давал Советскому воздушному флоту по три-четыре новых самолёта.

Краткая биография Николая Поликарпова

Родом Николай Николаевич Поликарпов с Орловщины (село Георгиевское Ливенского уезда Орловской губернии) — он появился на свет 9 июня 1892 года. Отец — Николай Петрович — был священником и учителем в сельской школе. Мать — Александра Сергеевна была библиотекарем земской местной библиотеки.

У Николая Петровича и Александры Сергеевны Поликарповых было семеро детей.
Первоначальное образование маленькому Коле дала его  мать. К пяти годам он уже мог самостоятельно читать книги. И эта любовь к литературе прошла через всю жизнь.

Позже говорил он: «До сих пор я не мыслю себе, как прожить без книги, и не представляю себе лучшего времяпровождения и отдыха, как за книгой».

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияН.Н. Поликарпов. Орловскаядуховная семинария, 1912 г.

По наставлению отца в 1901 году Николай едет поступать в Ливенское духовное училище и успешно проходит вступительные экзамены. Там он учится на одни пятерки. Позже поступает в Орловскую духовную семинарию. Здесь Николай также становится одним из лучших учеников.

Но желания связать свою жизнь с церковной службой нет, и после окончания семинарии Коля направляется в Санкт-Петербург. И в 1911 году поступает в Петербургский политехнический институт. Учеба в институте была платная и чтобы оплатить её Николаю приходилось подрабатывать.

«Сначала нас училось у отца пятеро, затем шестеро детей одновременно, — вспоминал он. — Денег на учебу, конечно, не хватало, отец и мать отказывали себе во всем, чтобы выучить нас. Мы понимали это и учились изо всех сил. Это сознание — необходимость помочь отцу, своим младшим братьям и сестрам, а также отплатить семье -заставляло меня усиленно работать».

В 1916 году Поликарпов заканчивает институт и увлекается авиацией. По случаю судьбы начинает трудиться под началом великого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.  

Конструкторская деятельность и самолеты Поликарпова

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияСамолет-истребитель И-16

В 1922 году, работая над улучшением британского бомбардировщика Airco DH.9, Николай Поликарпов разрабатывает свой первый самолет Р-1 (разведчик-1), ставший первым массовым советским самолетом. В 1923 году создает замечательный по тем временам самолёт-истребитель И-1 (Истребитель-1). Работая над ним Поликарпов шёл новаторским путём. Господствовавшей в то время схемой был биплан. Борясь за скорость, особенно важную для истребителя, талантливый советский конструктор построил моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом.

Конструкторская деятельность Поликарпова продолжалась свыше 20 лет, и каждый год он давал Советскому воздушному флоту по три-четыре новых машины

Он работал над постройкой гидросамолётов, самолётов-разведчиков, ближних бомбардировщиков, пассажирских и других машин.

Перовклассными для своего времени были созданы истребитель И-3, имевший скорость 300 км/ч, И-5, построенный совместно с Григоровичем, И-15, обладавший прекрасной маневренностью и скоростью 370 км/ч. Самолет И-15 был создан в 1933 году, затем улучшен и назван «Чайкой».

Видео полёта-реконструкции легедарного самолета Поликарпова И-16. Наше время, 2009 год

Созданный Поликарповым истребитель-моноплан И-16 имел бронированную защиту для лётчика и мощное вооружение. Скорость его первоначально достигала 430 км/ч а в последствии 500 км/ч. В создании и испытании этой машины, как и ряда других, принимал великий летчик Чкалов.

В последние годы своей жизни Поликарпов создал пушечный истребитель И-17, летавший со скоростью свыше 500 км/ч.

Талантливый конструктор был награжден многими орденами. а в 1940 году Героя Социалистического Труда. Работы Поликарпова были дважды отмечены Сталинскими премиями первой степени.

Фото самолетов Поликарпова

Арест и работа во «внутренней тюрьме»

«Внутренняя тюрьма» — так называлось центральное конструкторское бюро №39 (ЦКБ 39), где трудились репрессированные технические специалисты и инженеры.

Ночью 24 октября 1929 года Николай Николаевич был арестован у себя дома. Позже коллегия ОГПУ приговорила его к 10 годам лагерей и конфискации имущества, обвинив его в шпионаже, контрреволюционной деятельности и подрыве промышленности. По всей видимости арест готовился заранее.

В 20-е и 30-е годы было репрессировано большое количество человек среди которых инженеры-конструкторы. В 1929 году в Бутырской тюрьме создается ЦКБ 39, где специалисты-конструкторы работают над созданием нового маневренного истребителя.

Николай Николаевич, имея огромный опыт работы в данной области, становится заместителем Дмитрия Григоровича (был руководителем данного направления) а позже начальником конструкторской бригады.

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияИстребитель И-5 на смотре авиационной техники

В результате кропотливой и напряженной работы инженеров и технических специалистов был создан замечательный самолет-истребитель И-5, первый вылет которого состоялся 29 апреля 1930 года.

И в 1931 году этот самолет участвует в авиационном смотре, на котором присутствует сам Сталин. За штурвалом машины — великий советский летчик Валерий Чкалов. Истребитель отличается своей маневренностью и хорошей управляемостью.

Спустя месяц Поликарпова и некоторых конструкторов амнистировали.

Смерть и память о выдающемся авиаконструкторе

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияСмерть застала Николая Николаевича во время работы над созданием нового реактивного самолёта. Яркая, полная творческого горения жизнь замечательного авиаконструктора оборвалась 30 июля 1944 года. Умер от рака желудка. Ему было всего 52 года.

Интересные факты из жизни авиаконструктора Поликарпова

  • Мать Николая Николаевича — Мария Борисовна (в девичестве Преображенская)- в свои ранние годы жила в имении писателя Ивана Сергеевича Тургенева; её отец, дьякон Борис Преображенский, как считают некоторые исследователи, мог послужить прототипом Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети».
  • В 1918 году Поликаров мог эмигрировать в Америку вместе с Сикорским, но отказался.
  • Несмотря на процветающий атеизм, Николай Николаевич был верующим человеком, ходил в церковь, носил нательный крест.
  • В авиационных кругах Поликарпова называли «королём истребителей», так как на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.
  • В 1929 году Николая Николаевича Поликарпова арестовали, после недолгого следствия перевели в Бутырскую тюрьму, где собрали всех заключённых авиаспециалистов, и «как социально чуждого элемента» без суда приговорили к смертной казни, однако приговор не был приведён в исполнение.

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография

Фото и видео

Документальный фильм телеканала «Звезда» — «Выдающиеся авиаконструкторы — Николай Поликарпов»

Книги об авиаконструкторе Николае Поликарпове

Источник: https://pomnisvoih.ru/velikie-lyudi-rossii/izobretateli/aviakonstruktor-polikarpov-nikolaj-nikolaevich.html

Николай Поликарпов – «король истребителей»

О судьбе и разработках выдающегося авиаконструктора, основавшего и возглавившего завод № 51, ставший впоследствии ОКБ Сухого.Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография 8 июня исполнилось 123 года со дня рождения Николая Поликарпова – создателя первого отечественного истребителя. Смертный приговор и две Сталинские премии, всеобщее признание его самолетов и отказ в их серийном производстве – судьба и творчество Поликарпова были вполне типичны для своего времени, но вместе с тем удивительны.

«Враг народа»

Николай Николаевич Поликарпов родился 8 июня 1892 года в селе Георгиевском Орловской губернии. Его отец и дед были священнослужителями. Продолжая семейную традицию, Николай поступил в духовное училище. Однако, по его окончании, не стал продолжать обучение в семинарии, а, вопреки воле отца, подал документы на механическое отделение Петербургского политехнического института. Здесь он и увлекся авиацией. По окончании института Поликарпов устроился на работу в авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода. Его непосредственным руководителем был сам Игорь Сикорский. Под его началом Поликарпов участвовал в создании легендарного самолета «Илья Муромец». В 1918 году Сикорский был вынужден эмигрировать. По свидетельствам биографов, он предлагал Поликарпову бежать вместе, но последний, на свою беду, отказался. Через несколько лет, в 1929-м, Поликарпова арестовали, обвинили в «контрреволюционной вредительской деятельности» и – без суда – приговорили к смертной казни. Два месяца авиаконструктор ждал исполнения приговора в камере. Затем его перевели в «шарашку» – закрытое конструкторское бюро, организованное непосредственно в Бутырской тюрьме, и предложили «загладить вину» ударным трудом на благо родины. Здесь, в тюрьме, вместе с конструктором Дмитрием Григоровичем и целым рядом других «вредителей», они создали, например, самолет И-5, который стал основным истребителем ВВС Красной армии и использовался вплоть до 1943 года.Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография Самолет И-5 Смертный приговор Поликарпову оставался в силе два года. Только в 1931-м ОГПУ заменило его на 10 лет лагерей, а после резолюции Сталина, одобрившего И-5, сделало наказание условным. Клеймо «врага народа» оставалось на Поликарпове на протяжении всей его жизни. Спустя много лет его современники рассказывали, как разгоняли возглавляемое Поликарповым КБ и заставляли его сотрудников перейти в другой коллектив: «Сомневающимся говорили: Поликарпов – конченый человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит?» Дело в отношении Николая Поликарпова было прекращено только в 1956 году – через 12 лет после смерти конструктора.

«Король истребителей»

Удивительно, но в подобной обстановке Поликарпову удавалось не просто работать, но и создавать лучшие для своего времени машины. Всего за двадцать с небольшим лет конструктор разработал почти полсотни надежных истребителей, мощных бомбардировщиков и торпедоносцев. Благодаря этим самолетам, конструктор навсегда вошел в историю авиации. В кругу коллег Николая Поликарпова называли «королем истребителей». Но самая лучшая его машина все же не была запущена в серийное производство. Причиной этого, по мнению большинства историков, стали интриги и борьба за власть в высших партийных кругах СССР.Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияСамолет Р-1 До войны самолетам давали буквенные обозначения, соответствующие их назначению: учебный – У, разведчик – Р, тяжелый бомбардировщик – ТБ, истребитель – И. В 20-е годы Поликарпов создал первый отечественный истребитель И-1, разведчик Р-1, участвовавший в спасении челюскинцев, истребитель И-3, разведчик Р-5 и, конечно, знаменитый У-2 (переименованный впоследствии в По-2).

Читайте также:  Чем арбалет лучше лука, и как его выбрать: виды, цены, сравнение

Создатель «небесного тихохода»

Этот учебный самолет, появившийся в 1928 году, стал самым знаменитым шедевром Поликарпова. Биплан получился достаточно легким (660 кг) и дешевым в производстве. Скоростными качествами он действительно не отличался (максимум – 150 км/ч), но про его устойчивость ходили легенды. Например, такая: однажды, чтобы пролететь между двумя близко стоящими березами, Валерий Чкалов развернул У-2 почти на 90 градусов. Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияСамолет По-2 У-2 стал одним из самых массовых самолетов мира: его выпустили в количестве около 35 тысяч экземпляров. Во время войны он использовался в качестве и ночного бомбардировщика, и штурмовика, и санитарного самолета.

В паутине интриг

К 1939 году Поликарпов стал уже достаточно известным конструктором. За несколько лет он прошел путь от заместителя начальника бригады ЦКБ Сухого до главного конструктора завода № 1. Его даже направили в командировку в Германию. Поликарпов отсутствовал всего месяц. Но за это время его КБ фактически расформировали. В новое подразделение – под руководством Артема Микояна – перевели лучших конструкторов Поликарпова, а также передали проект истребителя И-200 (будущий МиГ-1), созданный Николаем Николаевичем перед самой поездкой. Вернувшись, конструктор получил в свое распоряжение лишь старый ангар на окраине Ходынки, именуемый на бумаге «государственным заводом № 51». Но даже на этом, фактически пустом, месте Поликарпов сумел создать полноценное конструкторское бюро, ставшее впоследствии опытным заводом им. П.О. Сухого. Именно здесь были разработаны самолеты ИТП, ТИС, боевой десантный планер (БДП, МП), ночной бомбардировщик НБ, а также лучшие опытные истребители Второй мировой войны – И-180 и И-185. Считается, что серийное производство И-180 не было начато из-за гибели его испытателя Валерия Чкалова в первом же полете. Однако факты свидетельствуют, что катастрофа произошла вовсе не из-за конструктивных недостатков самолета. Согласно заданию, Чкалов должен быть совершить лишь один круг над аэродромом. Но он решил сделать второй, вылетев при этом за пределы поля. В этот момент двигатель заглох. Самолет лишь несколько метров не дотянул до полосы, к тому же зацепился за провода. Чкалов погиб от удара головой об арматуру, оказавшуюся на месте падения самолета.

Недобросовестная конкуренция

Истребитель И-185 – последний проект Поликарпова, созданный в 1941 году, – по сумме характеристик превосходил все серийные советские и иностранные поршневые самолеты тех лет. Его испытания показали, что И-185 был самым быстрым и энерговооруженным, самым скороподъемным и устойчивым, самым маневренным и вооруженным, самым высотным и высокотехнологичным, самым удобным в производстве и ремонте.Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияСамолет И-185 Однако в серию пошли совсем другие машины. Поликарпову же в продвижении его самолета активно противодействовали. Сначала на протяжении года не давали возможности оснастить машину нужным двигателем. Потом на протяжении еще двух лет мешали проведению испытаний. И наконец, в 1943 году, просто дезинформировали Сталина, который должен был принять окончательное решение относительно судьбы этого самолета. Верховному главнокомандующему доложили, что испытания И-185 на дальность полета якобы не проводились. В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А Поликарпову, в качестве утешения, дали за И-185 вторую Сталинскую премию.

На взлете

Спустя год, 30 июля 1944 года, Николай Николаевич умер от рака желудка. Ему было 52 года.Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биографияНиколай Поликарпов (в центре) с сотрудниками До самых последних дней Поликарпов продолжал руководить КБ. Зная о скором конце, просил и после его ухода сохранить коллектив, дать сотрудникам закончить начатые разработки. Но уже вскоре после смерти конструктора его КБ было расформировано, проекты закрыты.

Впоследствии ОКБ-51 стало филиалом ОКБ-155. Затем его территория была определена как база для восстановленного ОКБ П.О. Сухого, которое располагается на ней до сих пор. В феврале 1954 года ОКБ П.О. Сухого и опытный завод вновь получили в системе МАП СССР № 51.

Источник: http://back-in-ussr.com/2015/06/nikolay-polikarpov-korol-istrebiteley.html

Поликарпов Николай Николаевич. Конструкторы. Герои неба

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография

Поликарпов Николай Николаевич

Заслужил в 1930-е годы титул «короля истребителей».

Всего главный конструктор разработал свыше 80 самолётов различных типов. За период 1923-1940 гг. только на московском заводе № 1 было построено около 17 000 самолетов, преимущественно конструкции Поликарпова.

Среди них разведчики Р-1, Р-5, Р-Z, ССС, истребители И-3, И-5, И-15, И-15бис, И-153. Ленинградский завод № 23 с 1929 по 1940 гг.

построил около 11 000 учебных У-2, а с учетом послевоенного выпуска в Казани — более 40 000.

Родился 9 июня 1892 г. в селе Георгиевском Орловской губернии, в семье сельского священника.

Закончив духовное училище, затем учился, но не закончил семинарию, поскольку поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимался на воздухоплавательных курсах.

Работал на авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода, где до 1918 г. под руководством выдающегося русского конструктора И.И. Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец».

Кем был

Один из первых советских авиаконструкторов, доктор технических наук, профессор, за которым в 1930-е годы закрепился неофициальный титул «короля истребителей», поскольку все находящиеся на вооружении самолеты этого типа были созданы под его началом. Воспитал целую плеяду авиаконструкторов, в том числе под его началом работали А.И. Микоян, М.К. Янгель, В.К. Таиров и др. Ранняя смерть не позволила Поликарпову завершить ряд интересных проектов.

Чем знаменит

Подлинную славу и любовь летного состава принесли Поликарпову истребители, причем И-16 в 1934 г., когда его построили, являлся самым скоростным среди машин своего класса в мире. Созданный им в 1928 г. полностью из отечественных материалов учебный У-2 оказался предельно прост в пилотировании, легко выполнял все фигуры высшего пилотажа, что обеспечило самолету успех и массовость.

Места сражений

Истребители И-15бис, И-16 и 153 составляли основу парка истребительной авиации ВВС Красной Армии летом 1941 г., в больших количествах применялись на всех фронтах до осени 1942 г. Учебные У-2 сыграли исключительную роль в подготовке кадров наших ВВС, а годы войны на них сформировали полки легкомоторной авиации для использования ночью.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

На «ишаках» и «чайках» советские летчики приняли неравные бои на границе, демонстрировали мужество и самоотверженность.

В первый день Великой Отечественной войны тараном сбили вражеские самолеты старшие лейтенанты И.И. Иванов из 46-го иап около Луцка, П.А. Кузьмин из 127-го иап у Гродно, А.И.

Мокляк из 67-го иап у бесарабского города Болград… Все вышеперечисленные герои погибли, но также погибли и вражеские экипажи.

Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография Николай Николаевич Поликарпов-авиаконструктор: самолёты выдающегося конструктора, краткая биография

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 30 июля 1944 г. от онкологического заболевания в возрасте 52 лет. Вероятно, тяжелая болезнь стала следствием трагических событий и неудач с самолетами (прежде всего И-180 и И-185), призванных заменить его более ранние истребители, фактической ликвидации коллектива, а также арест по ложным обвинениям в 1929 г.

Государственные награды и регалии

Два ордена Ленина, орден Красной Звезды. Дважды становился лауреатом Сталинской премии. Памятники установлены в Москве, Орле, Ливнах. Его именем назван пик на Памире, улица в столице.

Источник: http://nebo.histrf.ru/polikarpov.html

Wundefwaffe

Николай Николаевич Поликарпов. Краткая биография.

Николай Николаевич Поликарпов родился в селе Георгиевское Орловс­кой губернии 10 июня 1892 г. (28 мая по старому стилю) в семье священни­ка. После окончания начальной шко­лы поступил в Орловскую семинарию.

Довольно быстро юноша понял: карь­ера священнослужителя — это не его стезя. В 1911 Коля Поликарпов посту­пил в Санкт-Петербургский политех­нический институт. В 1914 г.

у его про­будился интерес к авиации, и он стал изучать аэродинамику на кораблестро­ительном факультете вышеозначенно­го учебного заведения.

В 1916 г. Поликарпов получил дип­лом инженера и поступил на работу в авиационный отдел Русско-Балтийско­го вагонного завода (РБВЗ). Здесь он проработал до 1918 г., его непосред­ственным начальником являлся никто иной, как создатель первого в мире четырехмоторного самолета И.И. Сикорский.

После революции Сикорский настоятельно уговаривал Поликарпо­ва эмигрировать на Запад. Поликар­пов решил остаться в России. С марта 1918 г. по октябрь 1929 г. под руковод­ством Поликарпова было построено и запущено в серийное производство не менее десяти типов самолетов, вклю­чая знаменитый У-2.

В 1929 г. по стране прокатилась первая волна арестов «врагов народа». В число «врагов» попал и Поликарпов. Поликарпову вменялось в вину то, что он является сыном священника, а по­тому не способен проникнуться марк­систско-ленинской идеологией уверо­вать в светлые идеалы коммунизма.

Официально конструктору вменили в вину «контрреволюционный саботаж в авиационной промышленности». До ареста Николаю Николаевичу в кошмарном сне не могла присниться со­вместная работа с Д.П. Григоровичем. В декабре 1929 г. Поликарпову разре­шили организовать КБ в узилище Бу­тырской тюрьмы (ЦКБ-39 ОГПУ). Вме­сте с ним стали работаться Д.

П. Гри­горович, И.М. Косткин, А.Д. Надашкевич, Е.И. Майоров. Работу КБ обес­печивал завод № 39. Неудивительно, что спустя некоторое время КБ пере­вели в ангар №7 заводского аэродро­ма. Компания заключенных разрабо­тала очень удачный истребитель, при­нятый на вооружение ВВС Красной Армии под обозначением И-5. 18 мар­та 1931 г.

Поликарпову был подписан приговор — десять лет заключения.

В июне 1931 г. после успешного за­вершения летных испытаний И-5 и эф­фектного пролета летчика-испытате­ля Валерия Чкалова перед Сталиным, Ворошиловым и Орджоникидзе Поли­карпову дали свободу.

Реабилитиро­ван же выдающийся конструктор был лишь 1 сентября 1956 г. В период с 1931 г. по 1944 г. Поликарпов создал еще не менее десяти типов самолетов, глав­ным образом истребителей, включая такие эпохальные машины, как И-15, И-153 и И-16.

Не менее удачными при иных обстоятельствах могли оказать­ся И-180 и особенно И-185.

В 30-е годы в СССР Поликарпова величали «Королем истребителей».

Высочайший профессионализм и ус­пешная работа не помогли конструк­тору сохранить свой пост главы круп­ного КБ — помешала беспартийность Николая Николаевича (неудавшийся семинарист продолжал верить в бога и отказался вступать в стройные ряды ВКП(б)) и амбиции молодых да ран­них вроде Артема Микояна — брата знаменитого сталинского наркома Анастаса Микояна. Негативную роль в судьбе конструктора сыграл еще один известный впоследствии авиаконструктор — Александр Яковлев.

Читайте также:  B-47: boeing, stratojet, бомбардировщик, самолёт, стратоджет, лётно-технические характеристики, модификации

Изделия Поликарпова на момент создания всегда превосходили своих оппонентов. Так было с И-16, И-180 был лучше по летным характеристи­кам, чем Bf.l09E, Як-1 или ЛаГГ-3, ус­тупая только МиГ-3 и то лишь выше 2700 м. Последний истребитель Поли­карпова И-185, готовый к серийному производству в 1943 г.

, превосходил все советские истребители того периода во всем диапазоне высот. По комплексу характеристик к И-185 приблизились (но не превзошли) самолеты Ла-7 и Як-3, однако эти машины появились в 1944 г. Жирный крест на И-185 был постав­лен с подачи Яковлева.

Распростране­но мнение, что удача отвернулась от короля истребителей после гибели на И-180 15 декабря 1938 г. Валерия Пав­ловича Чкалова.

Поликарпов трудился не взирая на все удары судьбы. Он проектировал управляемое ракетное оружие, высот­ный истребитель, десантный планер. Совсем еще не старый человек скон­чался 30 июля 1944 г. Николаю Нико­лаевичу исполнилось всего 52 года.

После смерти Поликарпова его КБ возглавил Владимир Николаевич Челомей, важнейшим приоритетом кото­рого стали ракеты и беспилотные са­молеты-снаряды. После ряда преобра­зований наследником поста Поликар­пова во главе знаменитого КБ стал в 1953 г.

другой выдающийся авиакон­структор XX века — Павел Осипович Сухой. КБ Сухого достойно продол­жило славные традиции — делать луч­шие в мире истребители. Су-27 тому яркий пример.

Дух короля истребите­лей жив, хотя его КБ носит сегодня совсем другое название.

Источник: http://wunderwafe.ru/Magazine/AirWar/43/12.htm

Поликарпов Николай Николаевич — Российский Авиаконструктор — Биография

Российский авиаконструктор. Глава опытно-конструкторского бюро Сухого.Один из основоположников отечественной школы русского самолетостроения.Дважды лауреат Сталинской премии первой степени. Герой Социалистического Труда.

Николай Поликарпов родился 8 июля 1892 года в селе Георгиевское, Орловская область. Первоначальное образование получил в Орловской семинарии, а в 1911 году поступил в Петербургский политехнический институт.

По окончании института и курсов авиации молодой человек работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством Игоря Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ.

     С 1918 года Поликарпов работал на заводе «Дукс», где до 1923 года руководил техническим отделом. Весной 1923 года конструктором создан первый отечественный истребитель И-1, ставший первым в мире истребителем: свободонесущим монопланом. Чуть позже под руководством Николая Николаевича создан самолет-разведчик Р-1.

     В январе 1925 года Поликарпов добился организации опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926 года авиаконструктора назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения Центрального конструкторского бюро «Авиатрест». 

     Через год конструктор выпустил истребитель И-3, а в 1928 году разведчик Р-5.

В это же время Николай Николаевич сконструировал самолет первоначального обучения У-2, переименованный в По-2 после смерти конструктора.

За все время выпущено более 40 тысяч машин, на которых подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков и ночных бомбардировщиков.

     В 1929 году Поликарпов оказался арестован по обвинению за «участие в контрреволюционной вредительской организации» и направлен на работу в тюремное Конструкторское Бюро.

Здесь создал истребитель И-5, после демонстрационного полета которого перед Сталиным конструктор полностью оправдан и амнистирован.

После выхода на свободу в 1931 году назначается заместителем начальника бригады в ЦКБ Павла Сухого, а в 1933 году стал начальником конструкторской бригады №2 ЦКБ, которое возглавлял Сергей Ильюшин.

     В 1930-х годах Поликарповым созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу отечественной истребительной авиации, и на которых установлено несколько мировых рекордов. В мае 1939 года Николай Николаевич занял пост технического директора и главного конструктора Государственного авиазавода №1, продолжая работу новыми самолетами.

      Однако, когда в том же году отправился в командировку в Германию, то во время его отсутствия из состава его Конструкторского Бюро выделено новое ОКБ, в которое переданы лучшие кадры и производственные площади Поликарпова. К тому же у него забрали большинство проектов.

По возвращении Николай Николаевич назначен главным конструктором нового государственного завода №51 и начальником ОКБ-51, где ему пришлось набирать новых сотрудников и с нуля создавать производственную базу.

Но Поликарпов не сдавался, у него имелся великолепный опыт, рождались новые идеи.

     В 1940-е годы Поликарпов создает самолеты на голову выше конкурентов: И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ. Летчики давали отличные отзывы по фронтовым испытаниям И-185.

Одновременно с работой в конструкторском бюро Поликарпов с 1943 года являлся профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов в Московском авиационном институте, а также избран депутатом Верховного Совета I созыва. Награжден многими государственными наградами.

    Николай Николаевич Поликарпов скончался в Москве 30 июля 1944 года от рака желудка. Похоронен на первом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды Николая Поликарпова

Герой Социалистического Труда (28.10.1940, медаль № 4).

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку конструкций самолетов
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолета («И-185»)
  • Два ордена Ленина (1935; 1940)
  • Орден Красной Звезды (1937)

Источник: https://ruspekh.ru/people/polikarpov-nikolaj-nikolaevich

Великие авиаконструкторы. Николай Николаевич Поликарпов — Авиаторы и их друзья — медиаплатформа МирТесен

Николай Поликарпов с детства отличался хорошей памятью, любил строить, рисовать, в 5 лет самостоятельно научился читать.В 9 летнем возрасте направлен в Ливенское духовное училище, которое закончил в июне 1907 года «по первому разряду».

Продолжил обучение в Орловской духовной семинарии где также входил в число лучших учеников, однако, не помышляя о духовной карьере, решил поступить в Петербургский политехнический институт императора Петра Великого.

Решение было серьёзным, поскольку институт взимал высокую плату за обучение, кроме того, пришлось оплатить пройденный курс духовной семинарии где Поликарпов, как будущий священнослужитель, обучался бесплатно.

Слушатели духовных семинарий в институт не принимались и Николай Поликарпов, сдав экстерном экзамены в Первой Орловской гимназии, 22 июня 1911 года подал прошение о зачислении его в число студентов.

Пройдя по конкурсу аттестатов, Николай Поликарпов в 1911 году становится студентом кораблестроительного отделения института, позднее выбрав специализацию «инженер-механик по паровым турбинам, двигателям внутреннего сгорания, системам отопления и вентиляции». С 1913 года, увлекшись авиацией, поступает также на Курсы Авиации и Воздухоплавания при кораблестроительном отделении института.

В семье Поликарповых одновременно обучалось 6 детей и финансовые трудности заставляли усиленно работать. Летнюю практику 1912 года Николай проходит в Ливенском земстве, работая техником на ремонте шоссе и моста в с. Жерино. В 1913 году — помощник прораба на строительстве моста в с. Казинки.

В 1914 году на Николаевском судостроительном заводе (Николаев) в отделе дизелестроения. В 1915 году на Авиационном заводе В. А. Лебедева (Петроград), в должности инженера.

В 1914—1915 годах, параллельно с обучением на двух отделениях института, работает инженером по заказам в Петроградском филиале московского завода «Дукс», на котором, в то время, была предпринята попытка организации КБ и разработки гидросамолета собственной конструкции, Николай Поликарпов также участвовал в работе как инженер по заказам, однако результата добиться не удалось и КБ было закрыто.26 января 1916 года Поликарпов успешно защитил дипломный проект на тему «Дизель „морского типа“ мощностью 1000 л. с.» и получил звание «инженер-механик I степени». Курсы Авиации и Воздухоплавания закончил в конце 1916 года, но дипломный проект на тему «двухмоторный транспортный самолет», защитить не удалось, вероятно сказалась сложная обстановка в стране и большая загруженность на работе.

По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством И. И.

 Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ. С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до 1923 г. руководил техническим отделом. Весной 1923 г.

 Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем — свободонесущим монопланом.

ИЛ-400

В 1923 под руководством Поликарпова создан и разведчик Р-1. В январе 1925 Н. Н. П. (после отъезда Д. П. Григоровича в Ленинград) добился организации на ГАЗ 1 им. Авиахим опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926 г. Н. Н.

Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ «Авиатреста».

В 1927 он создает истребитель И-3, в 1928 — разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»), самолёт первоначального обучения У-2, получивший всемирную известность и переименованного в По-2 после смерти конструктора).

У-2 (По-2) строился до 1959 г. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков.

У-2 (По-2)

Поликарпов был необоснованно репрессирован. В октябре 1929 г. его арестовывают по стандартному обвинению — «участие в контрреволюционной вредительской организации» — и без суда приговаривают к высшей мере наказания.

Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании расстрела.

В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «Особое конструкторское бюро» (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод N 39 им. В. Р. Менжинского.

И-5

Здесь совместно с Д. Григоровичем в 1930 он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей.

Но после удачного показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 г.

 — через 12 лет после смерти конструктора — Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

И-153

В 30-х гг. им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы. 21 ноября 1935 г. на И-15 летчик В. К. Коккинаки установил мировой рекорд высоты — 14575 км. После ареста А. Н. Туполева Н. Поликарпов был назначен Главным конструктором авиазавода № 156 (ЗОК ЦАГИ).

Читайте также:  Зил-111: легендарный советский автомобиль, технические характеристики (ттх), история создания, модификации

В начале января 1938 его КБ переехало сюда с завода № 84. К концу 1938 г. был построен истребитель И-180 — развитие И-16 с двигателем М-87. Но гибель на нем В. П. Чкалова в первом же испытательном полете вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были арестованы его заместитель — ведущий конструктор Д. Томашевич, директор завода № 156 Усачев и др.

И-16

Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство Байдукова. В мае 1939 работы по И-180 были переданы на Государственного авиазавода № 1.

 Сюда же перевели и КБ, а Поликарпов стал техническим директором и главный конструктором завода. Параллельно со скоростным И-180 Поликарпов продолжил и линию маневренных бипланов — И-190 (1939), И-195 (проект 1940).

В 1939 г. Поликарпов выехал в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер Петр Дементьев (будущий министр авиационной промышленности) выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути — новое КБ, под руководством Артема Микояна.

И-200 (МиГ-1)

Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.

Поликарпов в качестве утешения получил премию за проектирование истребителя И-200 и… остался без многих опытных конструкторских кадров, без собственных помещений и, тем более, без производственной базы. На первых порах его приютил испытательный ангар ЦАГИ.

Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ. На территории этого завода в настоящее время находится ОКБ и опытный завод им. П. Сухого.

В 1938-44 Поликарпов сконструировал ряд опытных военных самолётов: ТИС, ВИТ, СПБ, НБ и др. 11 января 1941 взлетел И-185 — первый отечественный истребитель по требованиям 1940 г. с двигателем воздушного охлаждения. В 1942 г.

 он прошел госиспытания и войсковые испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолет превосходил все отечественные и немецкие серийные истребители. Недоведенность двигателя М-71, катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель В. А.

 Степанчонок, и отсутствие завода не позволили запустить самолет в серию.

ВИТ-2

Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая атмосфера. Началась травля конструктора, работы тормозились, его обвиняли в консерватизме. Так продолжалось до 1942 г., когда Сталин взял Поликарпова под свою защиту. Но в 1944 г. его не стало. Одной из последних его работ был проект ракетного истребителя «Малютка».

Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов. За период 1923-1940 гг. на заводе № 1, на территории которого сейчас размещается машиностроительный завод им. П. В. Воронина, было построено 15951 самолетов (а с учетом модификаций опытных и построенных небольшими сериями — 16698 машин), в основном, конструкции Поликарпова.

Среди них — самолеты-разведчики Р-1 (1914 самолетов), Р-5 (4548), такие известные истребители, как И-3 (399 машин), И-5 (803), И-15 (674 машины; а всего — 3083), И-153 (3437), И-16 (находился в серийном производстве с 1934 по 1941 гг.; всего было построено 9450 машин), учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (1639 машин).

На самолётах Поликарпова совершен ряд дальних перелетов.

Поликарпов одним из первых расчленил проектирование самолётов на специализированные части. Под руководством Поликарпова работали А. И. Микоян, М. К. Янгель, А. В. Потопалов, В. К. Таиров, В. В. Никитин и др. специалисты, ставшие впоследствии видными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники.

С 1943 Поликарпов — профессор МАИ. Депутат ВС СССР с 1937. Государственная премия СССР (1941, 1943). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды. Памятники Поликарпову установлены в Москве, Орле, Ливнах. В селе Калинине Орловской области открыт музей Поликарпова. Его именем назван пик на Памире.

5 мая 2000 г., в преддверии Дня Победы, на территории «ОКБ Сухого» был торжественно открыт мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову. На краю небольшого парка, рядом с историческим ангаром, в память об этом замечательном авиаконструкторе установлен его бюст и небольшая стела со скромным тружеником войны, истребителем И-153.

После смерти Николая Поликарпова в 1944 г. его КБ возглавил Владимир Челомей, который сконцентрировал усилия коллектива на разработке первых в СССР крылатых ракет с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (самолетов-снарядов).

http://aviacija.dljavseh.ru/Ljudi/Polikarpov_Nikolaj_Nikolae…

Источник: https://aviator.guru/blog/43803241086/prev

Творцы оружия Победы

«Король истребителей» авиаконструктор Н.Н.Поликарпов …

Многим известен его учебный самолёт У-2 (По-2) — «небесный тихоход». Машина эта действительно знаменита, и не только по популярной кинокомедии. На фронте самолёт прославился как разведчик, связист и, особенно, как лёгкий ночной бомбардировщик.

Летая на небольшой скорости, на небольшой высоте и на малосильных (и малошумных) моторах, У-2 внезапно появлялись над головой врага и сбрасывали десятки, хотя и небольших, но очень чувствительных бомб. Немцы так и не смогли найти методов борьбы с У-2, и среди них даже родилась легенда о том, что у самолёта есть задняя скорость — прилетит, остановится, отбомбится и улетает задним ходом.

На этих самолётах было подготовлено более 100 тысяч лётчиков (непревзойдённый мировой рекорд!), серийно их изготавливали 30 лет, а летали на них почти 50..

Однако У-2 был лишь одним из 80-ти самолётов, созданных под руководством Николая Николаевича Поликарпова — «короля истребителей», как его называли до войны.

Он действительно был родоначальником нашей истребительной авиации, автором первого в мире цельнометаллического истребителя-моноплана, основателем выдающейся конструкторской школы, из которой вышли многие авиационные и ракетно-космические знаменитости.

Созданные им научно-конструкторские методы широко использовали КБ Яковлева, Лавочкина, Сухого и Микояна. На его И-15 В.К.Коккинаки установил мировой рекорд высоты.

Его И-16 — первые в мире истребители с убирающимся шасси и самые скоростные в мире в то время, воевали в Испании, на Халхин Голе и в начале Великой Отечественной войны. Его самолёты-разведчики Р-5 вывезли на «большую землю» большинство челюскинцев. Когда хотели отметить талантливость какого-либо конструктора, говорили: «Ну, это второй Поликарпов».

В 1938-м был создан И-180, превосходивший в скорости и манёвренности все самолёты в мире того времени, но машину преследовали неудачи: из-за остановки двигателей при испытаниях разбились трое лётчиков, в том числе В.П.Чкалов. А когда машину довели «до ума», Наркомат авиапромышленности почему-то отдал предпочтение «сырому» самолёту ЛаГГ-3.

  Последней официально завершённой работой был истребитель И-185 — «лучший современный истребитель», «эталон для серии», как было отмечено в акте государственных испытаний в январе 1943 г. Однако Наркомат и этот самолёт в серийное производство не запустил, ссылаясь на нехватку заводских мощностей (эти мощности заняли производством менее совершенных и позднее созданных самолётов С.А.

Лавочкина, которому благоволил нарком А.И.Шахурин).

Загадочная история произошла с истребителем И-200. Проект этого самолёта Н.Н.Поликарпов, будучи главным конструктором Авиазавода №1, направил для утверждения в наркомат перед своей командировкой в Германию в конце 1939 г.

Проект утвердили в январе 1940-го, но пока Поликарпов отсутствовал, на месте его КБ по приказу тогдашнего наркома авиапромышленности М.М.

Кагановича, не любившего Поликарпова и презрительно называвшего его «крестоносцем», создали новое КБ под руководством недавнего выпускника Военно-воздушной академии, заводского военпреда А.И. Микояна (брата члена Политбюро), который почти не имел опыта конструкторской работы.

Туда направили лучших поликарповских инженеров и передали всю документацию по И-200. Теперь этот самолёт стал именоваться МиГ-1, а после небольшой доработки по результатам испытаний — МиГ-3, сразу пошедший в серийное производство.

В качестве утешительного приза Поликарпову выделили производственную площадку, громко названную «Авиазаводом №51», где не было не только производственной базы, но даже здания для размещения остатков его КБ. Там он с огромными трудностями и лишениями сумел довести до блеска И-185. «Поживились» наследием Поликарпова и в недавно созданном КБ Лавочкина, создав на основе И-185 знаменитый Ла-5.  

Жизнь Николая Николаевича вообще была насыщена драматическими событиями. В 1929 году его арестовали «за участие в контрреволюционной террористической организации» и без суда приговорили к расстрелу.

После двух месяцев ожидания смертной казни он был направлен в «шарашку», где вместе с другим зэком, Д.П. Григоровичем, разработал истребитель И-5. При этом приговор не отменили и даже не изменили.

После успешного испытания самолёта (в начале 1930-х это был лучший отечественный истребитель) президиум ЦИК амнистировал Поликарпова, но судимость оставил. Реабилитировали его только через 12 лет после смерти.

Так, с неснятой судимостью он получил звание Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, две Сталинские премии, защитил докторскую диссертацию, возглавил кафедру проектирования самолётов в МАИ и даже был избран депутатом Верховного Совета СССР.

Родился он 27 мая 1892 года в с.

Георгиевское Орловской губернии в семье священника, и сам тоже готовился к духовной деятельности, окончил даже духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал: «Она воспитала во мне память, до сих пор не утраченную, чувство ответственности и долга, трудоспособность, простоту образа жизни, уживчивость и чувство товарищества…» И хотя в 1911 году Н.

Н.Поликарпов изменил планы — сдал экстерном экзамены за курс гимназии и поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, он всю жизнь оставался верным православию, никогда не снимал нательного креста и даже в самые чёрные годы гонений на Русскую Православную церковь не скрывал своей веры.

Мужественно перенося многочисленные невзгоды, и последнюю из них — мучительную смертельную болезнь (рак желудка), он до конца дней оставался по-христиански добрым, отзывчивым человеком. Скончался Николай Николаевич 30 июня 1944 г., похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

У-2 (По-2), легендарный «Небесный тихоход» — разведчик, ночной бомбардировщик, самолёт связи, санитарный самолёт и т.д.

Истребитель И-16 («ишачок») — лучший в мире истребитель середины 1930-х годов, первый в мире истребитель с убирающимся шасси. На нём большинство своих побед одержал знаменитый лётчик морской авиации, дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов.

Истребитель И-185 — лучший в мире, самый скоростной и манёвренный истребитель периода Второй мировой войны, с очень мощным пулемётно-пушечным вооружением. По непонятным причинам его массовое производство так и не было развёрнуто.

Техническая документация была частично использована в КБ Лавочкина (ранее не имевшего опыта работы с двигателями воздушного охлаждения) при создании не столь совершенного, но, тем не менее, запущенного в серийное производство Ла-5.

Истребитель И-200, разработанный под руководством Поликарпова в 1939 г., с двигателем водяного охлаждения. В 1940 г. стал именоваться МиГ-1.

Источник: http://alexandr-nevskiy.ruskline.ru/analitika/2018/04/06/tvorcy_oruzhiya_pobedy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector