Подводные лодки проекта 667бдрм дельфин, кальмар, навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ттх

В Советском Союзе прекрасно понимали насколько важно иметь в постоянной боевой готовности мощный ракетно-ядерный подводный флот, способный в любой момент нанести вероятному противнику невосполнимый ущерб.

Начатая в середине 70-х годов работа по созданию подводного ракетоносца нового поколения была ответом СССР на создание в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо».

В сентябре 1975 года правительственным решением дан старт работ в этом направлении, результатом которых стал проект отечественного ракетоносца третьего поколения 667БДРМ.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Рождение проекта и программа строительства советских ракетоносцев третьего поколения

Для скорейшего достижения поставленной цели конструкторы ЦКБМТ «Рубин» не стали изобретать велосипед. Основные усилия были приложены к модернизации уже существующего проекта ракетоносца проекта 667БДР «Кальмар».

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Эта подводная лодка относился к кораблям второго поколения, однако по многим техническим и технологическим параметра конструкция корабля позволяла добиться существенной модернизации. Внеся существенные коррективы в существующий проект, советским конструкторам удалось получить практически новый боевой корабль. Основными акцентами в новом проекте стали:

  • внедрение технических средств уменьшения гидроакустической шумности лодки;
  • адаптация корпуса и систем лодки под новые виды вооружений;
  • установка новых навигационных систем, средств управления и обнаружения целей.

С этой целью специалистами КБ и судостроителями было изготовлено огромное количество экспериментальных стендов, на которых проходили проверку новые звукопоглощающие устройства, средства снижения виброизоляции.

Активно велись работы по снижению гидролокационной заметности отдельных частей конструкции.

Новые подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин по расчетным данным должны были лишить преимущества американцев в области ударных стратегических вооружений.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Помимо этого, новая субмарина получила новый корпус, поверхность которого была покрыта специальным изоляционным материалом.

В корпусе появилась дополнительная конструкция — длинный горб, протянувшийся на весь корпус позади рубки. Этот элемент стал фирменной фишкой отечественных ракетоносцев, отличавший их от всех существующих кораблей этого класса.

В этой части корпуса размещались 16 баллистический межконтинентальных ракет дальностью свыше 8 тыс. км.

Первый корабль проекта 667БДРМ, получивший название К-51, был заложен в 1981 года на верфи Северодвинского машиностроительного завода. Строительство лодки велось три года. Зимой 1984 года лодка была спущена на воду, а в декабре того же года корабль вошел в состав ВМФ Советского Союза.

Корабль поражал своими размерами и внешним видом, напоминавшим огромное горбатое морское животное. Огромная сигара имела длину 167 метров и водоизмещение свыше 10 тыс. тонн.

Еще в момент постройки советскому ракетоносцу на Западе присвоили код «Delta IV», отнеся корабль к разряду подводных ракетоносцев с огромной боевой мощью.

Вслед за головной лодкой в строй вошли еще 6 однотипных субмарин. В период с 1984 года по декабрь 1990 года Советский Союз обзавелся целой флотилией сильнейших подводных кораблей, ставших важнейшим элементом ракетно-ядерного щита страны.

После развала Советского Союза на эти корабли выпала доля стать основными элементами морской компоненты ядерной триады Российской Федерации. Шесть кораблей, пройдя в определенное время профилактический и капитальный ремонт, находятся на сегодняшний день в строю и несут боевое дежурство.

Корабли входят в состав 31-1 дивизии подводных лодок и базируются на ВМБ Гаджиево. Одна субмарина К-64, получившая в последствие номер БС-64, была переоборудована в носитель малых подводных лодок.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Несмотря на то, что самый первый корабль проекта 667БДРМ, лодка К-51 «Верхотурье» была спущена на воду более 30 лет назад, субмарина сегодня находится в полной боевой готовности.

После капитального ремонта, проведенного на заводе «Звездочка», обновленная и модернизированная субмарина в конце 2012 года вернулась в строй.

Ее более молодые сестры, подводные лодки К-114 «Тула» и К-117 «Брянск» ранее прошли средний ремонт и находятся сейчас на боевом дежурстве.

Особенности проекта 667БДРМ

Российский ВМФ в виде подлодок проекта 667БДРМ получил хорошее наследство. Благодаря своей конструкции, субмарины оказались живучими. Несколько серьезных аварий, которые сопутствовали боевой службе кораблей, были достаточно быстро устранены.

К тому же сама конструкция лодки позволяла без особых конструктивных изменений проводить ее модернизацию в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми новыми видами вооружений.

Основная причина такой универсальности — высокие конструктивные характеристики кораблей, вобравшие в себя все самое лучшее, чего сумели достичь отечественные корабелы за годы постройки кораблей подобного класса.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Ряд технических решений, используемых в конструкции субмарины, можно сравнить с технологиями космических программ. Чего только стоит система подавления шумов подводного корабля. По этим характеристикам советские, а теперь и российские подводные ракетоносцы, считаются самыми малошумными. Во время несения боевого дежурства отследить местоположение корабля практически невозможно.

Еще в процессе конструирования основным районом действия новых кораблей были определены полярные области нашей планеты. Действуя на границе кромки ледяного панциря и чистой воды, советские субмарины могли долгое время находиться вне зоны досягаемости гидролокаторов кораблей ВМС США и стран НАТО.

Обнаружение отечественных ракетоносцев класса Delta IV становилось для вероятного противника большой проблемой.

Действуя в прибрежных районах и находясь под постоянным прикрытием надводных сил флота, лодки проекта 667БДРМ становится практически неуязвимыми. В таких условиях территория потенциального противника становилась беззащитной от ответного ракетно-ядерного удара.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Следует отметить, что ракетные крейсера проекта 667БДРМ стали первыми отечественными лодками, с которых осуществлялся полноценный ракетный залп всего боекомплекта, находящегося на борту. Несмотря на неудачу, подготовительные мероприятия и последующие действия по ликвидации аварийной обстановки легли в основу целой программы совершенства живучести подводного корабля.

Рассматривая проект в целом, следует отметить особенности конструкции лодки. Главная деталь – увеличенная высота ограждения ракетных шахт.

Это было сделано ввиду последующей установки на боевые суда баллистических жидкостно-топливных ракет Р-29РМ. Трехступенчатая ракета достигала высоты 14,8 метров при массе свыше 40 тонн.

На субмарине было установлено 16 таких ракет с двумя вариантами оснащения боеголовки – десятиблочной и четырехблочной.

В связи с увеличившимися размерами ракетного вооружения, потребовалось увеличить измерения прочного корпуса. Легкий вариант получил новые обводы и конфигурацию в районе 1-3 отсеков.

В связи с высокими требованиями по шумности корабля, в ряде его отсеков были установлены специальные устройства – звукопоглотители и виброкомпенсаторы.

Сталь, используемая в конструкции легкого и прочного корпуса, позволяла субмарине опускаться на рабочую глубину 400 метров. Предельно допустимая глубина погружения корабля составляла 650 метров.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Энергетическая установка на субмаринах проекта 667БДРМ была представлена двумя ядерными реакторами марки ВМ-4СГ, которые обладают суммарной мощностью 180 МВт.

Оба ядерных реактора приводят в действие основную газо-энергетическую турбинную установку мощностью 60 тыс. л/с.

Подводный корабль приводился в движение двумя пятилопастными винтами, сообщавшими кораблю подводную и надводную скорость 24 и 14 узлов соответственно.

Для энергообеспечения корабля в автономном режиме на лодке были установлены два дизельных генератора и два турбогенератора, обеспечивающие электроэнергией системы жизнеобеспечения корабля и движения малых ходом.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Заслуживает внимания внутренняя компоновка корабля, в которой постарались учесть все аспекты повышения уровня комфорта для экипажа субмарины. На лодках этого типа появились сауны, солярий и спортивные и тренажерные залы. Качественно изменилась система регенерации воздуха, позволяющая поддерживать безопасный химический состав воздуха во внутренних помещениях субмарины.

Система вооружений

Говорить много о главном оружии кораблей проекта 667БДРМ не приходится. Сегодня все шесть кораблей, находящиеся в составе российского флота переоборудованы под новые модернизированные модификации баллистических ракет Р-29РМУ2 и Р-29РМУ2.1 типа «лайнер».

Количество ракет осталось прежним — 16 шт., однако все боевые части имеют четыре боевых блока. Ракетный комплекс Д-9РМ, которыми оснащаются российские ракетоносцы проекта 667БДРМ, считается за океаном одним из самых мощных ракетно-ядерных систем.

Ракетный залп может осуществляться из подводного положения корабля на глубине до 55 метров.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

В качестве тактического оружия, лодки оборудованы минно-торпедными комплексом, состоящим из 4-х торпедных аппаратов калибра 533 мм. Лодка может вести огонь всем существующим на сегодняшний момент торпедным оружием, включая ракето-торпеды. Запас торпед составляет 12 шт. Управление огромным кораблем осуществляется через центр БИУС «Омнибус-БДРМ».

Через этот комплекс осуществляется обработка поступающей информации о целях и условиях для маневрирования и последующего боевого применения средств вооружения корабля. Серьезным преимуществом, которым обладают модернизированные лодки проекта 667БДРМ, является наличие нового гидроакустического комплекса «Скат».

Новый ГАК оснащается крупногабаритной антенной, защищенной стеклопластиковым обтекателем.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Противовоздушная оборона корабля возложена на зенитно-ракетные комплексы 9К310, находящиеся в распоряжении членов экипажа. Управление кораблем осуществляет экипаж из 140 человек.

Ближайшее будущее корабля

Исходя из потребности российского ВМФ, иметь в строю до 10 боеспособных подводных ракетоносцев, на самом высоком уровне принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высокой степени технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, находящихся в составе 31-й дивизии, на данный момент удовлетворительное.

Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла в 2010 году капитальный ремонт. По предварительным данным срок службы корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные мероприятия коснулись и других субмарин проекта 667БДРМ.

Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.

Помимо несения боевого дежурства, российские подводные лодки в целях поддержания боеготовности на высоком уровне, участвуют в запуске коммерческих грузов в рамках освоения космических программ.

Для запуска искусственных спутников используются ракеты Р-29РМ.

Благодаря таким программам, удается не только поддерживать ракетный комплекс на должном уровне, но и осуществлять мониторинг всех систем корабля.

Перспективы российских подводных ракетоносцев на сегодняшний день выглядят не совсем радужно. Остро встает вопрос об обеспечении технической базы действующих кораблей, ресурс которых естественным образом подходит к концу.

В планах командования ВМФ по модернизации отечественного флота, подводные лодки проекта 667БДРМ занимают сегодня важное место.

Именно они должны обеспечить обороноспособность страны на переходный период до тех пор, пока в строй не войдут новые подводные лодки, пока не закончится модернизация субмарин других классов.

Источник: https://WarWays.ru/flot/podvodnye-lodki/proekt-667bdrm.html

Атомные подводные лодки проекта 667 — самая многочисленная серия подводных крейсеров

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ Один из самых защищенных компонентов стратегических ядерных сил атомные ракетные крейсеры, которые несут боевую службу в океанских глубинах. Вместе с ракетными войсками стратегического назначения подводные ракетоносцы гарантируют безопасность Российской Федерации. Одними из таких ракетоносцев является подводная лодка проекта 667БДРМ способная уничтожить до 160 целей равной половине Нью-Йорка. Эти подводные лодки были созданы в ЦКБ МТ «Рубин» в Санкт-Петербурге как самая большая серия советских ракетоносцев.

Читайте также:  Remington 750 woodsmaster: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы, которые получили шифр 667.

Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву.

Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда.

Эта схема позволила увеличить боекомплект — вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.

4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли.

Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева.

Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами. Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.

Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин».

Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П.

Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

подводный крейсер проекта 667А«Ленинец»

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ Для ракетных шахт были сделаны вырезы диаметром 2 метра. Сварка швов, обеспечивающая герметичность, была выполнена с требуемой ювелирной точностью и вниманием. Эту работу поручили женщинам-сварщикам. Для увеличения надежности атомных реакторов Сергей Ковалев добился сокращения в них количества трубопроводов и замены нержавеющей стали на титан. Это исключило вероятность радиационных аварий, которые случались на первых советских атомных подводных лодках. Для повышения живучести субмарины главный конструктор разнес ходовые турбины в разные отсеки. В строительстве ракетоносца первого поколения приняли участие свыше 300 предприятий-смежников. Неслучайно он был создан в невиданные короткие сроки — всего за 3 года. 25 августа 1966 года состоялся спуск на воду головной атомной подводной лодки проекта 667А. В процессе испытаний АПЛ показала высокие ходовые и маневренные качества с хорошей управляемостью на всех скоростях хода, а также весьма устойчивым поведением при ракетных и торпедных стрельбах. 5 ноября 1967 года правительственная комиссия под председательствованием вице-адмирала Пителина приняла в состав ВМФ СССР головной подводный ракетоносец проекта 667А, которому было присвоено наименование «Ленинец».

Этот подводный космодром поражал всех. Его высота достигала размеров шестиэтажного дома. Впервые появилась характерная ракетная палуба, скрывавшая ядерный боезапас и рубочные рули для удержания глубины атомной подводной лодки во время залпа.

Резко были улучшены условия обитаемости экипажа, например, впервые появилось помещение для курения личного состава.

В целом уверенность конструкторов в надежности оборудования была столь велика, что они не побоялись поместить каюты и столовую рядом с ракетными шахтами.

В конце 60-х годов выход на боевое патрулирование атомных подводных лодок с баллистическими ракетами открыл новый этап в развитие советских стратегических сил. Вместе с РБСН и дальней авиацией морские ракетоносцы сформировали ядерную триаду страны. Отныне в засекреченных документах подводные лодки проекта 667 стали называть РПКСН (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения). Каждый из них теперь мог повлиять на исход возможной войны, доставив на территорию вероятного противника более 100 тонн ядерных зарядов. Зарубежные специалисты дали этим атомным подводным лодкам наименование «Navaga» («Yankee»). С принятием на вооружение морских ракетоносцев проекта 667 была выработана новая тактика их использования. Подводная лодка скрытно покидала базу, преодолевала противолодочные рубежи НАТО и патрулировала в заданном районе океана в постоянной готовности применить баллистические ракеты. После залпа атомной субмарине предписывалось атаковать противника торпедным оружием.

По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев, поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре.

Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР. Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет. Сегодня не осталось ни одного подводного крейсера проекта 667А.

В марте 1971 года в состав ВМС США вошла атомная субмарина «James Madison» с новым ракетным комплексом «Poseidon», у которого возросла точность попадания управляемых боеголовок, что многократно усилило их опасность.

Перед советскими конструкторами возникла новая задача — подводные крейсеры должны быть способны наносить дальние удары, не входя в зону противолодочных соединений НАТО.

В результате модифицированный морской ракетоносец проекта 667Б стал самым мощным в мире. Он впервые был вооружен межконтинентальными ракетами Р-29 с дальностью 7800 км.

Отныне советские подводные крейсеры могли держать под прицелом стратегические объекты стран НАТО, не выходя из своих территориальных вод, а их боевая эффективность возросла более чем в два раза.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ Увеличение дальности ведения стрельбы советскими подводными крейсерами проекта 667Б вынудило американцев искать пути нейтрализации. В июле 1972 года в состав ВМС США вошла новая высокоскоростная и малошумная подводная лодка истребитель класса «Los-Angeles». Она была создана специально для борьбы с советскими ракетоносцами и могла не заметно подкрадываться к местам их базирования. Лучшим контр-оружием против таких истребителей стали многоцелевые подводные лодки, которые действовали совместно со стратегическими субмаринами. С того момента каждый выход в море стратегических подводных крейсеров превращался в масштабную операцию военно-морского флота СССР с участием противолодочной авиации и надводных боевых кораблей.

подводный крейсер проекта 667БД

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Советские подводные кораблестроители упорно проводили модернизацию своих подводных крейсеров по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что приводило к увеличению водоизмещения субмарины.

Строить такие подводные лодки с новым индексом 667БДР уже мог только Северодвинский завод.

Поэтому чтобы сохранить баланс сил между флотами в высшем военно-морском руководстве была разработана секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ В ноябре 1981 года баланс сил ведущих держав вновь изменился не в пользу Советского Союза. В состав ВМС США была принята первая субмарина класса «Огайо» с новым комплексом «Трайдент». Она имела на борту двадцать четыре межконтинентальные ракеты. Но СССР, который неоднократно предлагал западу прекратить гонку вооружений к такому повороту событий оказался готов. Уже через месяц советский ВМФ пополнился первым тяжелым стратегическим подводным ракетоносцем «Акула». Их новый твердотопливный ракетный комплекс не уступал ракетам «Трайдент». Эта самая большая субмарина в мире была призвана заменить предыдущие подводные крейсеры проекта 667.

В первой половине 80-х годов экономика Советского Союза уже стала давать заметные сбои. Поэтому изменение баланса стратегических сил вынудило руководство искать менее затратные оборонительные меры. Был создан более мобильный в эксплуатации подводный ракетный крейсер 667БДРМ.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

В модернизированную атомную подводную лодку вооруженную лучшими в мире жидко-топливными ракетами были вложены новейшие научные достижения. Уже в 1984 году головной подводный ракетоносец вошел в состав советского военно-морского флота.

В этом же году на боевое дежурство у американского континента заступили дальние бомбардировщики Ту-95 с крылатыми ракетами, но главным ответом стало развертывание у берегов США подводных крейсеров стратегического назначения. Подлетное время их ракет до территории США стало таким же, как и у «Першинг-2» из Европы до СССР.

Стратегические подводные ракетоносцы ликвидировали преимущество США в наступательных вооружениях.

В 1990 году экономический кризис в Советском Союзе достиг критической отметки. Руководство страны нашло смысл в резком сокращении оборонных проектов. Вскоре СССР прекратил свое существование.

На глазах главного конструктора Сергея Ковалева подводные крейсеры были объявлены «бременем милитаризма» и стали выводится из строя.

Но благодаря его усилиям были разработаны уникальные меры по продлению ресурсов эксплуатации подводных крейсеров последней серии 667.

на страже морских рубежей

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

В ноябре 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске была завершена модернизация всей серии подводных ракетоносцев проекта 677 БДРМ: К-51 «Верхотурье» (1999 год), К-84 «Екатеринбург» (2003 год), К-114 «Тула» (2006 год), К-117 «Брянск» (2008 год), К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» (2010 год). В результате срок службы атомных подводных лодок продлен на 10 лет.

Подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегических ядерных вооруженных сил России. Все они были созданы академиком Сергеем Ковалевым — генеральным конструктором подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин», которого называют главным конструктором стратегических сил СССР.

  • Технические характеристики ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ:
  • Водоизмещение — 11740 тонн;
  • Длина — 167 м;
  • Ширина — 12 м;
  • Автономность — 90 суток;
  • Энергетическая установка — атомная;
  • Скорость хода подводная — 23 узла;
  • Глубина погружения — 650 м;
  • Экипаж — 140 человек;
  • Вооружение:
  • Пусковые установки с баллистическими ракетами Р-27РМ — 16;
  • Торпедные аппараты 533 мм — 4;
  • Дальность стрельбы главного ракетного комплекса — 8300 км;

Источник: http://korabley.net/news/atomnye_podvodnye_lodki_proekta_667_samaja_mnogochislennaja_serija_podvodnykh_krejserov/2010-10-28-682

Стратегические ракетные подводные крейсеры проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим» (НАТО: «Yankee»)

«Совесткие стратегические ракетные подводные крейсеры проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим» (НАТО: «Yankee»). История службы, вооружение и модификации.»

Характеристики стратегических ракетных подводных крейсеров проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим» (НАТО: «Yankee»)

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ
Страна: СССР
Тип: Ракетный подводный крейсер стратегического назначения
Дата выпуска: 1964 г.
Водоизмещение: Надводное — 7760 тонн, подводное — 11500 тонн
Длина: 128 м
Ширина: 11,7 м
Осадка: 7,9 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 119 человек (из них 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов)
Силовая установка:
  • 2х водо-водяных реактора ВМ-2-4
  • 2х паротурбинных установки ОК-700
  • 2х турбозубчатых агрегата ТЗА-635
  • 2х турбогенератора
  • 2х дизель-генератора ДГ-460 (вспомогательные)
  • 2х группы аккумуляторных батарей по 112 элементов 48-СМ (вспомогательные)
  • 2х гребных электро-двигателя ПГ-153 по 225 КВ (вспомогательные)
Дальность хода: Автономность — 90 суток.
Максимальная скорость: Надводная — 18 узлов, подводная — 28 узлов. Нормальная глубина погружения — 320 м, предельная — 450 м.
Вооружение:
  • 4x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)
  • 16х пусковых установок баллистических ракет Р-27 (комплекс Д-5)
Авиагруппа: Нет
Читайте также:  Немецкая граната: м 24 - колотушка второй мировой войны, stielhandgranate-24, ручная - осколочная, устройство

История атомных подводных лодок проектов 667A «Навага» и 667AУ «Налим»

В 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Абрама Самуиловича Кассациера начались работы по созданию подводного атомного ракетоносца 2-го поколения, обозначавшегося как проект 667.

«Проект 667» должен был нести на борту восемь ракет комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (или Д-6), размещенных в поворотных пусковых установках СМ-95, создаваемых ЦКБ-34.

Сдвоенные пусковые установки располагались вне прочного корпуса, по его бокам, и перед пуском поворачивались на 90 градусов устанавливаясь вертикально.

В качестве типоразмеров пусковых шахт как для Д-4, так и для Д-6 была задана шахта ракеты Р-13 комплекса Д-2.

Подводная лодка для ракет, или ракеты для подводной лодки?

Разработка эскизного и технического проектов подводного ракетоносца проекта 667 была завершена в 1960 году.

Однако практическая реализация разработки затруднялась из-за высокой сложности поворотных устройств пусковых установок, которые должны была работать в подводном положении при движении лодки. Апофеозом этого, стала демонстрация модели механизма поворота самому Секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву.

В самый неподходящий момент установку заклинило и Хрущев сказал фразу перечеркнувшую всю работу: «если у вас сломалась даже эта игрушка, то чего можно ожидать на настоящей подводной лодке?».

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Подводный атомный ракетный крейсер проекта 667a, К-219

По этой причине в 1961 году была начата разработка новой компоновки, при которой ракеты Д-4 или Д-6 должны были размещаться в вертикальных шахтах.

Однако вскоре у этих дух ракетных комплексов появилась хорошая альтернатива — малогабаритная «универсальная» одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П.Макеева.

Работы шли успешно, и 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид, а в качестве горючего — гептил.

За счет ряда оригинальных технических решений новую ракету удалось «втиснуть» в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21 (комплекса Д-4).

При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска.

Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе.

Проект 667a (шифр «Навага»)

Таким образом, вместо изначально запланированных 8 баллистических ракет «по бокам», лодки проекта 667 получили 16 ракет, размещенных в вертикальных шахтах, в два ряда «на спине» подводного судна.

Новый проект окрестили проект 667a и присвоили шифр «Навага».

Главным конструктором «Наваги» был назначен Сергей Никитич Ковалев — человек, которого в скором будущем по праву будут называть отцом советского флота атомных подводных крейсеров стратегического назначения.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Чертеж подводного атомного ракетного крейсера проекта 667a

При создании лодки проекта 667a значительное внимание уделялось ее гидродинамическому совершенству. К разработке формы корабля привлекались специалисты отраслевых научных центров, а также гидродинамики ЦАГИ.

Увеличение ракетного боекомплекта потребовало решения ряда новых задач. В первую очередь было необходимо резко повысить темп стрельбы, чтобы успеть вовремя произвести ракетный залп и покинуть район пуска до того, как в него прибудут противолодочные силы противника.

Сделать это можно было только за счет одновременной предстартовой подготовки ракет, соответственно требовалась полная автоматизация всех предпусковых операций.

В соответствии с этими требованиями для кораблей проекта 667a под руководством главного конструктора Р.Р.Бельского развернулись работы по созданию первой отечественной автоматизированной информационно-управляющей системы “Туча”.

Впервые данные для стрельбы должны были вырабатываться специализированной ЭВМ.

Испытания и постройка атомных подводных крейсеров типа Проект 667a (шифр «Навага»)

Строительство лодок проекта 667a началось в Северодвинске в конце 1964 года и велось необычайно быстрыми темпами.

Первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 был заложен на Северном машиностроительном предприятии 9 ноября 1964 г. Спуск корабля на воду состоялся 28 августа 1966 г.

1 сентября в 14 часов на К-137 был впервые поднят военно-морской флаг и начались сдаточные испытания.

В тот же день, в присутствии на борту корабля главного конструктора, на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, на 3,3 узла превысившая заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками — американскими противолодочными атомоходами типа «Трешер» и «Стерджен».

5 ноября 1967 г., накануне празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, К-137 вступила в строй. Кораблю было присвоено имя “Ленинец”. 11 декабря новый ракетоносец под командованием капитана 1-го ранга В.Л.

Березовского прибыл в состав 31-й дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная, а 24 ноября лодка была передана в новую 19-ю дивизию, став ее первым кораблем. 13 марта 1968 г.

на вооружение ВМФ был принят и ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Подводный атомный ракетный крейсер проекта 667a. на заднем плане АПЛ проекта 941 «Акула»

Северный флот начал быстро пополняться «Северодвинскими» ракетоносцами 2-го поколения (Проект 667a):

  • K-137 («Ленинец»)

Источник: http://armedman.ru/korabli/1961-1990-korabli/strategicheskie-raketnyie-podvodnyie-kreyseryi-proekta-667a-navaga-i-667au-nalim-nato-yankee.html

Проект 667БДРМ Дельфин – Новый оборонный заказ. Стратегии

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами 

проект 667БДРМ разработан создается ЦКБ МТ «Рубин» (г.Ленинград), главный конструктор — С.Н.Ковалев. Постановление Совмина СССР о разработке ракетной атомной подводной лодки с ракетным комплексом межконтинентальной дальности Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г.

Лодки проекта 667БДРМ являются наиболее совершенными лодками семейства проектов 667 в которых реализованы все достижения подводного судостроения начала 1980-х. 

Строительство серии лодок проекта 667БДРМ велось в Северодвинске ПО «Севмаш». Головная лодка К-51 (заводской №379) заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г.  и принята Флотом 29 декабря 1984 г. Всего построено 7 лодок проекта.

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Подводная лодка К-51 «Верхотурье» проекта 667БДРМ, май 2005 г., Северный флот (http://www.ssbn.pl)

Проект 667БДРМ в ВМФ России

подводная лодка проекта К-64 переоборудована в специальную лодку-носитель атомных глубоководных станций проекта 09787. Остальные лодки проекта несут службу в составе Северного флота или проходят ремонт с модернизацией на ракетный комплекс «Лайнер».

Конструкция подводной лодки

В основе конструкции проекта наработки по проекту 667БДР.

Увеличена высота ограждения ракетных шахт, вдоль ракетного отсека размещен длинный щелевой шпигат,  увеличена длина носовой и кормовой оконечностей, обтекатель ГАС пластиковый безреберный, увеличен диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса «приполнены» в районе 1-3 отсеков.

Материал конструкции прочного корпуса — сталь, полученная методом электрошлакового переплава с повышенными показателями пластичности.Для выравнивания набегающего потока воды перед винтами на легком корпусе лодки установлено специальное гидродинамическое устройство.

В проекте лодки предусмотрены меры по значительному снижению шумности — в отсеках с агрегатами энергетической установки установлены локальные звукопоглотители, прочный и легкий корпуса оснащены новым противогидроакустическим покрытием. По уровню шумности лодка близка к показателям подводных лодок типа «Огайо» (США).. 

Двигательная установка

Энергетическая установка ядерная с двумя водо-водяными реакторами ВД-4СГ мощностью по 90 МВт. Две паровые турбиные установки (ПТУ) ГТЗА ОК-700А с эшелонным расположением мощностью по 30.000 л.с. Два электродвигателя экономического хода  мощностью по 225 л.с.Движитель: — на первых кораблях проекта — 2 соосных винта х 4 лопасти

— на последующих кораблях — малошумные 5-лопастные винты фиксированного шага.

ТТХ подводной лодки

Экипаж — 135-140 чел Длина — 167 м
Ширина — 11,7 м
Осадка средняя — 8,8 м Водоизмещение полное подводное — 18200 т
Водоизмещение нормальное надводное — 11700 т

Скорость хода:

— полная подводная под ГТЗА — 27 уз— полная надводная под ГТЗА — 14 узГлубина погружения предельная — 400 м

Автономность — 80-90 сут

Подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин, Кальмар, Навага: расшифровка, чертежи, технические характеристики ТТХ

Подводная лодка проекта 667БДРМ рядом с авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435 на рейде Североморска, 2000-е годы (http://forums.airbase.ru)

Вооружение

16 х баллистических ракет комплекса Д-9РМ с ракетами 3М37 / Р-29РМ / РСМ-54 разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс).Глубина пуска — до 55 мМодернизированные варианты:- 1988 г. — комплекс Д-9РМУ с ракетами Р-29РМУ — используются более совершенные боевые блоки, система наведения ракет дополнена системой ГЛОНАСС, повышена стойкость ракет к поражающим факторам ядерного взрыва, обеспечивается стрельба ракетами по настильным траекториям.- 2002 г. — начало размещения ракет модернизированных по ОКР «Станция» — Р-29РМУ1 — оснащение ракет новым боевым блоком среднего класса мощности с улучшенной точностью.

— 2009-2011 г.г. — проведена ОКР «Лайнер» по созданию ракеты Р-29РМУ2 — предполагается использование унифицированных боевых блоков среднего и легкого класса.

Срок службы ПЛАРБ с ракетами «Лайнер» может быть продлен до 2025-2030 г.г.

4 х 533 мм торпедные аппараты, боезапас 18 торпед Зенитные комплексы — несколько переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла-1М» или аналогичных.

Источник: https://dfnc.ru/katalog-vooruzhenij/podvodnye-lodki/proekt-667bdrm-delfin/

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — это… Что такое Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»?

РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин»
Основные характеристики
Размеры
Силовая установка
Вооружение
Изображения на Викискладе
К-18 «Карелия», 1 января 1994 года
Тип корабля РПКСН
2-го/3-го поколения
Обозначение проекта 667БДРМ «Дельфин»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО Delta-IV
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 … 400 м
Предельная глубина погружения 550 … 650 м
Автономность плавания 80 … 90 суток
Экипаж 135 … 140 человек
Водоизмещение надводное 11 740 т
Водоизмещение подводное 18 200 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ) 8,8 м
  • 2 реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт,
  • 2 ППУ ОК-700А,
  • 2 ГТЗА-635,
  • 2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л.с. (44 100 кВт),
  • 2 турбогенератора ТГ-3000 по 3 000 кВт,
  • 2 дизельгенератора ДГ-460 по 460 кВт,
  • 2 ЭД экономического хода по 225 л.с.,
  • 2 гребных вала,
  • 2 пятилопастных гребных винта
Торпедно-
минное вооружение
4 носовых ТА калибра 533 мм
Боекомплект (торпед): 12
533-мм торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion»)
до 24 мин вместо части торпед.
Ракетное вооружение 16 баллистических ракет Р-29РМ или Р-29РМУ2 (класс. NATO — SS-N23-«Skiff»)
ПВО 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
Читайте также:  Обзор страйкбольных гранатометов: модели, виды, устройство, характеристики, фото и видео

Внешний вид первых корпусов.

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

История проекта

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение.

Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года.[1] Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв.

В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства.

Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй.

Всего в период с 1984 по 1990 год было построено 7 субмарин этого проекта, 6 из них находятся в составе ВМФ России, и одна — на переоборудовании. Все корабли были построены на заводе «Севмаш».

Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Конструкция

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.

Корпус

По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали менее склонной к хрупкому разрушению[2]. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.

Движители

Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.

Вооружение

Основные статьи: Р-29РМ, Р-29РМУ2

Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными МБР.

Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.[3]

Военное применение

Крейсеры проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный несколькими сотнями километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С.В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе).

С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат».

[4] Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.[5] Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.

28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск»[6].

20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер»[7][8].

Мирное применение

Основная статья: Штиль (ракета-носитель)

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли.

С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения).

Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

Представители

Тактический номер
Строительный номер
закладка
спуск на воду
ввод в строй
подписание приемного акта после среднего ремонта[9][10]
К-51 «Верхотурье» 379 23 февраля 1981 7 марта 1984 29 декабря 1984 25 декабря 1999
модернизируется
К-84 «Екатеринбург» 380 17 февраля 1982 17 марта 1985 30 декабря 1985 на восстановлении с 2011 по 2014[11]
К-64 (БС-64) 381 18 декабря 1982 2 февраля 1986 23 декабря 1986 на переоборудовании
К-114 «Тула» 382 22 февраля 1984 22 января 1987 30 октября 1987 12 января 2006
К-117 «Брянск» 383 20 апреля 1985 8 февраля 1988 30 сентября 1988 11 февраля 2008
К-18 «Карелия» 384 7 февраля 1986 2 февраля 1989 10 октября 1989 22 января 2010
К-407 «Новомосковск» 385 2 февраля 1987 28 февраля 1990 27 ноября 1990 27 июля 2012

Современное состояние

По состоянию на 2008 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Корабли предыдущего проекта, 667БДР «Кальмар», снимаются с вооружения, а новейшие крейсера проекта 955 «Борей» ещё не вошли в состав флота.

БС-64 находится на переоборудовании. Остальные субмарины проходят или прошли средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. «Тула», «Брянск», «Карелия» и «Новомосковск» уже прошли модернизацию, «Верхотурье» — завершает уже последующий ремонт и вернётся в строй к ноябрю 2012 года[12].

АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре[13] и ремонтируется на Севмаше. Она вернётся в строй к 2014 году.

[14] Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.

Перспективы

Служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2011—2015 годов. Называются сроки службы до 2020 года.

[15] Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2.

В связи с этим ведутся работы по оснащению «Дельфинов» новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева»[16].

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025—2030 года[17].

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин озвучил планы по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет[18], что соответствует началу вывода кораблей из состава флота в 2019 году.

Сравнительная оценка

Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4-8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 65-85 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м.[19]

При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10км[20]

Источники

  1. Операция «Бегемот-2», Александр Железняков, cosmoworld.ru со ссылкой на «Секретные материалы», № 12, июнь 2005
  2. Энциклопедия кораблей/Ракетные ПЛ/Россия/667БДРМ Дельфин
  3. Баллистическая ракета подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54), makeyev.msk.ru
  4. Александр Железняков. Операция «Бегемот-2».

  5. «Синева» поднимется над морем. Дмитрий Литовкин, «Независимая газета». nvo.ru (12.05.2000). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 18 декабря 2011.
  6. АПЛ ТОФ запустила межконтинентальную баллистическую ракету из Охотского моря. РИА Новости (28.10.2010).

    Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.

  7. Новый успех макеевцев
  8. За «Синевой» пустили «Лайнер»
  9. История предприятия. star.ru. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 февраля 2010.
  10. Выведен из эллинга РПКСН К-18 «Карелия». star.ru.

    Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 февраля 2010.

  11. Пострадавшую от пожара АПЛ «Екатеринбург» вернут флоту через два года, interfax.ru, 30 июля 2012 года
  12. В России отмечают День моряка-подводника. www.tass-ural.ru (19 марта 2012). Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 19 марта 2012.

  13. Эксперт: АПЛ «Екатеринбург» вернут в строй после ремонта гидроакустики | Оборона и безопасность | Лента новостей «РИА Новости»
  14. АПЛ «Екатеринбург» поставили в ремонтный док — Алексей Михайлов — «»Екатеринбург» встал на ремонт» — Российская газета — Атомная ракетная подлодка «Ека …
  15. «Борей» — владыка морей?, rosbalt.ru, 2008.03.21
  16. Известия. Ру: Ракетный комплекс «Синева» принят на вооружение ВМФ России
  17. Стратегические подлодки перевооружат на «Лайнер»  (рус.). Lenta.ru (9 февраля 2012). — Все российские стратегические АПЛ будут перевооружены на ракеты «Лайнер». Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 9 февраля 2012.
  18. Срок службы подлодок проекта «Дельфин» продлят до 35 лет. lenta.ru (26 марта 2012). Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 26 марта 2012.
  19. http://www.armscontrol.ru/subs/snf/snf03221.htm
  20. Ильин В., Колесников А. Отечественные атомные подводные лодки (рус.) // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра…. — М., 2000. — № 5-6, май-июнь. — С. 69.

См. также

Предшествующая модификация:

  • Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар»

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/671691

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector