Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Атомная подводная лодка — сильная и смертоносная машина. Больше нигде на планете нет такого сосредоточения людей и огневой мощи. Подводные лодки по настоящему сражались на фронте «холодной войны», но при всей своей силе они не могут сравниться с могуществом морей. Сильнейший враг подводника не потенциальный противник, а сам океан. Глубоководная среда будет искать изъян в стальном коконе подводной лодки. Она может ворваться вовнутрь и потопить ее. Море может сделать подводника своим пленником и убить его с ужасающей неторопливостью.
Ударные атомные подводные лодки проекта 949 это своеобразные подводные ракетоносцы, ставшие реальной угрозой для надводных кораблей типа «авианосец». Интерес к ним всегда оставался велик со стороны иностранных разведслужб как к сокровищнице секретов.
Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Стремительная модернизация морского вооружения потенциального противника, постепенно свела на нет возможности советских подводных лодок ракетоносцев проекта 675. Теперь авианосные ударные группы флота НАТО могли в течение трех суток нанести 1500 ядерных ударов по территории СССР. К тому времени Советский Союз уже разрабатывал противокорабельный комплекс «Гранит». Его ракеты были полностью автономны на всей траектории полета, имели многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, что позволяло использовать их для поражения групповых надводных цепей. Советское военное руководство поручило сразу трем конструкторским бюро создать носитель таких ракет, крейсерскую подводную лодку третьего поколения. После выработки тактико-технического задания в декабре 1978 года на ЦКБ МТ «Рубин» в Ленинграде был заложен киль первой подводной лодки, открыв серию атомоходов проекта 949.

Проект 949 получил шифр «Гранит». Главным конструктором был назначен П.П. Пустынцев.

Головная подводная лодка К-525 была спущена на воду в 1980 году и поступила на вооружение 2 октября 1981 года. Силы НАТО классифицировали ее как «Oscar». Следующая субмарина К-206 вступила в строй в 1983 года.

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

комната отдыха

комплекс «Гранит»

спуск на воду подводной лодки «Омск»

подводная лодка «Омск»

подводная лодка «Смоленск»

После первых двух подводных крейсеров началось строительство подводных лодок по улучшенному проекту 949А шифр «Антей» (по классификации НАТО — «Oscar II»).

В результате модернизации субмарина получила дополнительный отсек, позволив конструкторам улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате водоизмещение подводной лодки проекта 949А выросло на 2000 тонн, в то же время удалось снизить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

Подводные лодки проекта 949 являются двухкорпусными кораблями с прочным корпусом цилиндрической формы, разбитым на 9 отсеков. Легкий корпус покрыт специальным противогидролокационным покрытием.

Для облегчения всплытия во льдах боевая рубка имеет усиленную крышу закругленной формы. Носовые горизонтальные рули субмарины установлены в носовой части и убираются вовнутрь легкого корпуса. Также имеется два подруливающих устройства.

Основным вооружением подводных лодок проекта 949 являются 24 противокорабельные ракеты «Гранит», расположенные вдоль бортов в пусковых установках. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом.

В носовой части установлены торпедные аппараты с боезапасом 26 торпед.

Торпедные аппараты автоматизированы и оснащены устройством быстрого заряжания, со стеллажами продольной и поперечной подачи, что позволяет расстрелять весь боезапас в течение нескольких минут.

Подводные лодки проекта 949 оборудованы гидроакустическим комплексом «Скат», навигационным комплексом «Медведица» и комплексом радиосвязи «Цунами».

Главная энергетическая установка имеет блочное исполнение и включает в себя два ядерных реактора типа ОК-650Б и две паровые турбины типа ОК-9 мощностью 98000 л. с, работающие через редукторы на гребные винты. Дополнительно для вспомогательных функций подводные лодки проекта 949 оснащены двумя дизель-генераторами типа ДГ-190, мощность которых составляет 8700 л. с..

Подводные лодки проекта 949 отличаются от своих «коллег» достаточно приличными условиями комфортности и обитаемости личного состава для длительного автономного плавания.

Все члены экипажа ПЛАРК проекта 949 обеспечены индивидуальными спальными местами в одно-, двух-, четырёх- и шестиместных каютах.

На подводной лодке имеется кают-компания, и столовая для одновременного приёма пищи 42 моряками. Запас провизии на полную автономность размещается в провизионных морозильных камерах и кладовых.

На ракетоносце также имеются спортивный зал, бассейн, солярий, сауна и живой уголок.

Руководство планировано иметь в составе ВМФ СССР двадцать подводных лодок такого типа, но было построено всего лишь 13. Ни одна из субмарин не выслужила своего срока. К 2001 году уже списаны подводные лодки К-525 и К-206 проекта 949, в отстое находятся К-148 и К-173. Субмарины К-132 и К-119 требуют капитального ремонта.

Решения правительства о прекращении строительства нет, заложена еще одна однотипная подводная лодка, которой предложено дать название «Память Курска», но финансирование остается не достаточным.

Погрузившись под воду, атомная подводная лодка шумит меньше чем само море, а ее ядерный реактор может снабдить электричеством небольшой город. Уши атомной субмарины гидроакустики способные услышать звук кормящихся креветок или китов.

Атомная подводная лодка должна функционировать всегда, поэтому работа на ней продолжается круглые сутки. Мощные и технически совершенны подводные корабли все же остаются уязвимыми.

И когда что-то случается, последствия слишком часто оказываются смертельны.

Август 2000 года. Российская атомная подводная лодка «Курск» К-141 стоит у причала западно-арктической базы военно-морского флота РФ Западная Лица.

Экипаж подводной лодки 118 человек умное, смелое и сплоченное братство и мало чем отличается от экипажей иностранных подводных лодок. Субмариной управляют поразительно молодые люди. Средний возраст экипажа составляет 24 года.

Как и все подводники, команда крейсера рада, что уходит в море. «Курск» покидает родную базу, направляясь для проведения учений в Баренцевом море.

12 августа 2000 года в 09:00 экипаж подводной лодки готовится к отработке торпедной атаки. Роль мишени играет атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Командующий Северным флотом РФ адмирал Попов отдает приказ начинать. Американская подводная лодка класса «Los-Angeles» неподалеку наблюдает за российскими учениями. Внезапно ее сонар ловит ужасный шум. Взрыв вызвал детонацию торпедного отсека подводной лодки «Курск». Через две минуты сейсмографы фиксируют второй мощный взрыв. Могучий «Курск», гигантское смертоносное оружие войны уничтожено. Большая часть экипажа погибла сразу, но в девятом отсеке собрались 24 выживших подводника.

«Курск» лежал на относительном мелководье. На борту крейсера «Петр Великий» не могли поверить, что подводная лодка затонула. Прошло несколько часов, прежде чем объявили тревогу.

Первые часы катастрофы — решающие. Но лишь спустя 30 часов российские спасатели отправились к подводной лодке «Курск».

Российские СМИ сообщили, что у АПЛ возникли технические неполадки, и субмарина преднамеренно легла на дно.

Правда в виде слухов дошла до родных, ждущих подводников в военном городке Ведяево. Матери и жены не знали, во что верить и кому. Представители флота давали противоречивую информацию. Родственникам сказали, что с подводной лодкой «Курск» установлена связь и с нее доносятся стуки.

Несмотря на официальные заявления, российским спасателям не удалось состыковаться с АПЛ «Курск». Это было связано с местом, где лежала подводная лодка. Там было сильное течение, что усложняло точность стыковки с аварийной площадкой. Однако ВМФ РФ не приняло помощь США и других стран.

С каждым часом шансы кого-то спасти таили.

Через четыре дня после аварии «Курска» военное руководство по-прежнему отказывалось от любой иностранной помощи. Более недели обезумевшие матери и жены вопреки всему надеялись, что еще можно спасти подводников. Наконец официальные лица российского руководства признали, что они не могут добраться до людей в подводной лодке.

Позже были приглашены спасательные команды Норвегии и Великобритании. Подводная лодка была найдена.

С помощью молотка спасатели приоткрыли люк и благодаря молоку, которое белой пеленой не стало поступать внутрь, спасатели поняли, что все 118 человек подводной лодки «Курск» погибли.

Спустя дни откровенной лжи официальных лиц, по телевидению выступил командующий флотом адмирал Александр Попов: «Жизнь продолжается, растите детей, растите своих сыновей, а меня простите, что не смог спасти ваших родных».

Для крупномасштабной операции по подъему «Курска» было разработано около 40 комплектов документов различного рода. Было обсуждено много форс-мажорных обстоятельств, которые могли возникнуть при подъеме. Наконец, подводная лодка «Курск» проекта 949 в октябре 2001 года при помощи судна «GIANT 4» созданное компанией «MAMMOET» была поднята. Субмарину поднимали со скорость 9 метров в час. Операция прошла успешно. После фиксирования объекта, судно было отправлено в Мурманскую область на судоремонтный завод в Росляково. Затем судно было заведено в плавучий док, где АПЛ «Курск» был закреплен в подводном положении. После откачивания воды из дока людям предстала ужасная картина. У подводной лодки не было носового отсека, а то, что от него осталось было разорвано в клочья. Затем субмарина была доставлена в Снежногорск для дальнейшей утилизации.

судно «GIANT 4» компании «MAMMOET»

подъем подводной лодки «Курск»

Что же погубило оставшихся в живых подводников «Курска». Следствие полагает, что причиной взрыва стал кислородный регенератор, который сжег в отсеке оставшийся кислород и люди задохнулись. Никто до сих пор не знает, когда случился этот роковой пожар. Первоначально власти заявили, что через 8 часов после аварии. Это очень удобная цифра, так как у спасателей не было шанса спасти экипаж, а если нет шанса спасти, то нет и виновных. Но есть информация, что стуки продолжались еще два, а то и три дня после затопления.

вечная память подводникам «Курск»

Ежегодно 12 августа во многих городах России, на всех боевых кораблях вспоминают 118 погибших подводников атомной подводной лодки «Курск», которая затонула в Баренцевом море в 2000 году в результате внутренних взрывов в торпедном отсеке.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 949 «Гранит»:
Водоизмещение надводное — 13400 тонн;
Водоизмещение подводное — 22500 тонн;
Длина — 143 м;
Ширина — 18,2 м;
Осадка — 9,2 м;
Глубина погружения — 400 м;
Скорость хода надводная — 15 узлов;
Скорость хода подводная — 30 узлов;
Запас хода — не ограничен;
Автономность — 110 суток;
Экипаж — 107 человек;
Энергетическая установка — атомная;
Мощность турбин — 100000 л.с.;

Вооружение:

Ударное ракетное:
Противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит»
Боекомплект — 24 ракеты ЗМ-45;
Зенитно-ракетное:
Зенитно-ракетный комплекс 9К310 «Игла-1» — 2;
Торпедное:
Торпедные аппараты 650 мм — 2 (носовые);
Торпедные аппараты 533 мм — 4 (носовые);

Боекомплект — 24 торпеды;

Источник: http://korabley.net/news/atomnye_podvodnye_lodki_proekta_949_949a_granit_antej/2010-08-23-634

Подводные лодки проекта 949А "Антей"

Написал на «Защищать Россию» статью о подводных лодках проекта 949А «Антей». Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 «Гранит» — подлодки проекта 949А «Антей» — ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту. zvezdochka_ruПодводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А «Антей». Разработка велась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.

  • На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.
  • Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики
  • Архитектура:
Читайте также:  Самолет ан-12 черный тюльпан: технические характеристики (ттх), описание конструкции кабины, скорость, вместимость

2. Автор не известен.Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8–9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1–4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5–9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:

Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания.

Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. 3.АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка».

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Навигационная система:

Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:

Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:

24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе.

Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца.

По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.

4.АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок.

Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852.

Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.

5.Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул»

  1. Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики
  2. Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.
  3. Подводные лодки, построенные по проекту 949А:
  • «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  • «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».
  • «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  • «Воронеж». В боевом составе флота.
  • «Смоленск». В боевом составе флота.
  • «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  • «Тверь». В боевом составе флота.
  • «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  • «Омск». В боевом составе флота.
  • «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр».

Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».6. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

7. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

Источник: https://abrod.livejournal.com/739211.html

Кулак «Антея»: какими будут подлодки 949А после модернизации

Россия намерена нарастить численный состав активной группировки надводных и подводных крейсеров управляемого ракетного оружия путем восстановительного ремонта и модернизации атомных ракетоносцев третьего поколения проекта 949А «Антей».

Очередное подтверждение тому получено в ходе февральской поездки на Дальний Восток замминистра обороны Юрия Борисова. По его словам, уже к 2021 году Тихоокеанский флот (ТОФ) сможет получить четыре подобных атомохода в варианте с крылатыми ракетами комплекса «Калибр», которые отлично показали себя в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике (САР).

Беседуя с журналистами на судоремонтном заводе «Звезда», Борисов сказал: по результатам обсуждения данного проекта на предприятии, «мы думаем, что 2021 — это реальный срок», причем заказ на модернизацию АПЛ «Омск» может быть выполнен уже в текущем году. Министерство обороны серьезно рассматривает вопрос дозагрузки предприятия, добавил он.

Обоснование модернизации

Как показывает опыт эксплуатации атомных подводных лодок третьего поколения, в случае своевременного и качественного обслуживания они, даже при интенсивной эксплуатации, способны оставаться в строю на протяжении нескольких десятилетий.

Например, срок службы восемнадцати субмарин класса Ohio, построенных фирмой General Dynamics Electric Boat в период с 1981 по 1997 гг., продлен до 42 лет.

Хотя, с подписанием соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений между Москвой и Вашингтоном, ВМС США пришлось снять межконтинентальные баллистические ракеты Trident D5 с четырех лодок данного класса (SSBNs 726-729), они, вместо списания, были выведены из состава Ядерной Триады и (в период 2002-2008гг.) переоснащены крылатыми ракетами Tomahawk с обычными боевыми частями. Тем самым, в истории морских вооружений возник прецедент.

Стоит ли нам игнорировать иностранный опыт, когда дело заходит о столь сложной технике? Пожалуй, нет.

В этом смысле программа по перевооружению атомных подводных крейсеров проекта «Антей» идет в русле опыта ведущих морских держав, и знаменует отход от практики недавнего прошлого по досрочному списыванию крупных боевых единиц флота с большим остаточным ресурсом.

Напомним, что на рубеже веков наша страна утилизировала около двухсот атомных субмарин, в основном первого и второго поколений.

Но среди разделанных на металл оказались представители более позднего, третьего поколения, что стало причиной общественной дискуссии: а не слишком ли мы «разбрасываемся», отправляя на слом столь дорогостоящую технику? Тем более, что подводных атомоходов третьего поколения промышленность построила не так уж и много – всего 38 кораблей пяти базовых проектов в период с 1975 по 2009 гг.

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Тема повышения сроков службы отечественных субмарин третьего поколения довольно долго обсуждалась на страницах печати с участием государственных деятелей, военачальников, лидеров промышленности и представителей общественности.

Пришли к консенсусу: порочную практику списания боевых кораблей первого класса с остатком ресурса следует прекратить, а вместо нее постараться внедрить иной подход, по бережному сохранению созданного тяжелым трудом имущества во благо государства и российского флота.

Среди государственных деятелей, первым, заявившим о принципиальном решении не утилизировать, а модернизировать АПЛ третьего поколения, стал вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин. В 2011 году он сказал, что после модернизации подобные атомоходы могут прослужить «еще лет семь».

Последующий более тщательный анализ позволил представителям разработчика обрисовать более радужные перспективы. По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Владимировича Вильнита, срок эксплуатации лодок проекта 949А можно увеличить вдвое.

Приводятся следующие аргументы в обоснование программы модернизации сохранившихся кораблей. Они обладают большим запасом ресурса по энергетической и другим системам, который еще можно выбрать в ходе последующей эксплуатации.

Для этого лодки необходимо подвергнуть ремонту в условиях судостроительного или судоремонтного завода. За время простоя их можно переоснастить новым оружием, коль скоро комплекс «Гранит», принятый на вооружение в 1983 году, устарел и давно снят с производства.

Хотя стоимость работ получается немалой, строительство полностью новых лодок обойдется существенно дороже и займет больше времени.

На Севере и Тихом Океане

Промышленность сдала флоту тринадцать атомных подводных лодок с ракетным комплексом «Гранит». Среди них была и пара кораблей проекта 949, построенных в 1981 году, прослуживших до 1997-го и разобранных на металл в 2006-м при выработке ресурса 25-30%.

Фактически, они выступили опытовыми судами для опробования десятков новейших систем, что впоследствии пошли в серию и ставились на одиннадцать серийных кораблей улучшенного проекта 949А.

Из них «Курск» погиб летом 2000 года, а «Краснодар» и «Красноярск» — утилизированы.

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Сегодня ВМФ России обладает восемью АПЛ проекта 949А, включая три на Северном Флоте. В период с 2011 по 2017гг. «Воронеж», «Смоленск» и «Орел» последовательно прошли ремонт с модернизацией в Центре Судоремонта «Звездочка». Заметим, что по времени (ноябрь 2013 г.

) заход «Орла» в северодвинскую бухту совпал с церемонией передачи индийскому заказчику авианосца INS Vikramaditya, перестроенному в Северодвинске из крейсера «Адмирал Горшков» по проекту 11430.

Проходящая устьем Северной Двины гигантская субмарина вызвала огромный интерес многочисленных иностранных гостей, включая министра обороны и его свиты, а также более полутора тысяч членов экипажа корабля.

Подобное развитие событий дало повод спекуляциям насчет дальнейшей судьбы «Орла», как то возможная передача в аренду партнеру России по военно-техническому сотрудничеству. Вопреки слухам и домыслам, прошедшая модернизацию субмарина прошлым летом вернулась в пункт базирования.

Читайте также:  Полуавтомат тоз-87: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Общий ход работ на лодках Северного флота освещался пресс-службой ЦС «Звездочка». В частности, но без подробностей, говорилось о модернизации ракетного вооружения. Возможно, внедренные здесь новшества сделали возможным успешную стрельбу АПЛ «Смоленск» по «сложной мишенной позиции» в глубине острова Северный архипелага Новая Земля 16 октября 2016 года.

Затем, в июле 2017 года, цель на полигоне Кура Камчатского края, поразил АПЛ «Томск». Насколько известно, то были первые стрельбы по береговым целям противокорабельными ракетами комплекса «Гранит» с субмарин в подводном положении.

Получается, что «убийцы авианосцев», как образно называют лодки проекта 949А, недавно приобрели — и продемонстрировали на практике — способность действовать также и по наземным целям.

Плохое состояние ремонтной базы на Тихом Океане нашло отражение в меньшем числе ходовых субмарин. Единственным кораблем проекта 949А, недавно прошедшим ремонт (2014г.), является «Томск».

Исправить положение призвана многоплановая программа по возрождению кораблестроения и судоремонта на Дальнем Востоке. Главные усилия сосредоточены на восстановлении и развитии СРЗ «Звезда» в населенном пункте Большой Камень.

Сегодня здесь находятся «Иркутск», «Челябинск» и «Омск», а позднее ожидается и «Тверь».

Ракетное оружие

Главным «калибром» АПЛ проектов 949/949А выступает комплекс «Гранит» с ракетами П-700 (индекс ГРАУ: 3М-45). Они созданы «МПО машиностроения» в подмосковном Реутове как противокорабельные, полностью автономные в полете (после пуска, участие носителя в их наведении не требуется).

Для семидесятых годов прошлого века, П-700 представляла весьма передовую разработку, как по части аэродинамики и силовой установки, так и благодаря широкому внедрению цифровой вычислительной техники.

Если выполнен групповой пуск, ракеты ведут между собой обмен данными, и, согласно заложенным в электронную память алгоритмам, автоматически распределяют между собой цели, выполняют сложные траекторные маневры и ставят помехи, дабы избежать поражения средствами ПВО противника и с наивысшей эффективностью поразить наиболее важные корабли в ордере. Все было направлено на обеспечение высокой вероятности уничтожения вражеского авианосца, прикрытого кораблями эскорта.

Предельная дальность полета – до 600 км. На таком удалении обнаружить и классифицировать надводную цель средствами гидролокации (АПЛ оснащалась ГАК МГК-540 «Скат-3» с встроенными антеннами и буксируемыми «Пеламидой» и «Ласточкой») не просто.

Самолеты Ту-95РЦ и вертолеты Ка-25Ц со специальной аппаратурой целеуказания давно списаны, а космическая группировка МКРЦ «Легенда» со спутниками радиотехнической (УС-П) и радиолокационной (УС-А) разведки, развернутая в 1983 году, с тех пор серьезно деградировала.

Восстанавливать сеть воздушно-космических средств накладно и неразумно ввиду большого числа компонентов, разработанных и выпущенных на Украине и других республиках бывшего Советского Союза. Осознание этого факта подталкивало к разработке планов по радикальной модернизации «Антея».

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Планы перевооружения АПЛ проекта 949А предлагались различные, сначала – на «Болид» и «Метеорит-М», позднее – «Оникс» и «Калибр». Первая информация об ОКР по достройке ранее заложенных корпусов по проекту 949АМ с 120 крылатыми ракетами появилась в 2005-м, однако три года работу свернули.

Еще через четыре года «Белгород» перезаложили как корабль спецназначения, а следующие за ним и по сей день остаются на Севмаше в виде блоков. Внимание окончательно переключилось с достройки на модернизацию строевых кораблей, и, начиная с 2010 года, различные представители промышленности и министерства обороны стали говорить о некой конкретике.

Суть актуального плана сводится к доработкам существующих пусковых установок комплекса «Гранит» под размещение других, более современных типов ракет.

Мировой тенденцией последних лет стала унификация пусковых установок под размещение и не одного, а нескольких типов ракетного оружия.

Применительно к нашему случаю, вместо одной 3М-45 доработанная пусковая установка, может, чисто геометрически, вмесить три П-800 «Оникс» и еще больше — 3М-14/3М-54/91Р комплекса «Калибр». Благо, что габариты первой — длина около девяти, диаметр корпуса 0,85 метров – превосходят таковые у более современных.

При этом можно использовать опыт, накопленный при разработке, строительстве и испытаниях АПЛ проекта 885 «Ясень». Напомним, что на головном корабле проекта – АПЛ «Северодвинск» установлены универсальные вертикальные пусковые установки длиной десять и диаметром два метра.

Правда, полной аналогии не получится: на проекте 949А пусковые контейнеры СМ-225А диаметром 1,82 метра вварены в элементы силового набора корпуса под углом 45 градусов, а не вертикально, как СМ-346 на «Ясене».

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Стартовый вес ракеты комплекса «Гранит» составляет свыше семь тонн, вдвое превосходя соответствующий показатель PJ-10 совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace, фактически представляющий коммерческий варианта «Оникса».

При этом максимальная скорость (М=2,5…2,83) и другие параметры полета (минимальная высота 25 метров, максимальная – 14-17 км и т.п.), а также общие принципы выполнения атаки сохраняются. Согласно международным соглашениям, дальность полета экспортных версий ударных крылатых ракет ограничена 300 км, и может быть выше для основного варианта исполнения.

Для наведения на радиоконтрастную цель, PJ-10 использует активный бортовой радиолокатор с рекламной дальностью обнаружения цели типа «крейсер» 75 км, аналогичный по принципу действия.

Получить общее представление о комплексе «Калибр» можно по экспортному варианту «Клаб», в состав которого входят ракеты трех типов: противолодочкая 91Р с самонаводящейся малогабаритной торпедой, ударная 3М14 и противолодочная 3М54.

Последняя выполняется в нескольких вариантах, с увеличенной боеголовкой, или с третьей ступенью с собственным двигателем, разгоняющим ее до сверхзвуковых скоростей непосредственно перед атакой цели. Все они по длине (от 6 до 8,2 метров) и стартовой массе (1,8-2,3 тонны) существенно уступают «Граниту». Дальность пуска экспортных ракет – до 300 км, у 3М14Т рассчитанной для главного заказчика – на порядок больше.

Главным итогом перевооружения АПЛ проекта 949А на новые ракеты станет превращение этих кораблей, спроектированных под решение весьма специфической задачи по уничтожению авианосных соединений ВМС США, в универсальные «подводные арсеналы», способные успешно решать широкой круг задач, как в условиях глобальной ядерной войны, так и локальных конфликтов, а также контртеррористических операций.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201802131152-gphz.htm

Проект 949, 949А («Гранит»,»Антей») — атомные ракетные подводные крейсера

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

В 1980-х годах КБ «Рубин» разработало подводные лодки 3-го поколеня с крылатыми ракетами на вооружении — пр. 949 («Гранит», по НАТОвской классификации»Оскар-I») и пр. 949А («Антей», НАТО — «Оскар-II»). Гл. конструкторы — Пустынцев П.П. и Базанов И.Л. Ранее этим же КБ были разработаны АПЛ с КР на вооружении — пр.659 и пр. 675, а также их модификации.

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Проект 949, 949А («Гранит»,»Антей») — атомные ракетные подводные крейсера

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Ракетные подводные крейсера (РПК) пр.949 и 949А имеют подводное водоизмещение около 18 000 т. (в некоторых источниках указывается цифра — 24 000 т.), оснащены ядерной силовой установкой и являются одними из новейших подводных лодок Российского флота.

Основным оружием являются ПКР «Гранит», расположенные в 24 пусковых установках (ПУ). Основным предназначением этих лодок является нанесение ударов по корабельным соединениям противника (прежде всего, конечно, по авианосным ударным группам ВМС США).

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Проект 949, 949А («Гранит»,»Антей») — атомные ракетные подводные крейсера

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Как и остальные российские подводные лодки, РПК пр.

949, 949А конструктивно имеют двухкорпусную архитектуру — внутренний прочный корпус и внешнюю гидродинамическую оболочку (американские субмарины имеют одиночный прочный корпус, с дополнительными гидродинамическими обтекателями, например обтекатель гидролокатора). Расстояние в 3,5 м. между внутренним и внешним корпусами обеспечивает существенный запас плавучести, и живучесть при попадании торпед.

Считается что эти подводные лодки маневрируют на небольшой скорости, хотя силовая установка позволяет развивать им скорость подводного хода до 30 узлов для того чтобы догонять и занимать нужную позицию по отношению к цели. РПК пр. 949А примерно на 10 м.

длинее первых двух кораблей пр. 949. Возможно это увеличение размеров было использовано на размещение более малошумной силовой установки и более совершенных электронных систем. РПК пр.

949А отличается также рулями большей площади, что должно улучшить маневренность под водой.

В открытых источниках довольно сложно найти подробную информацию об этих кораблях, а та что имеется зачастую существенно отличается друг от друга.

РПК вооружён 24 ПУ ПКР «Гранит» которые расположены побортно в пространстве между корпусами под углом около 40 град. ПУ закрыты крышками, по 6-ть с каждой стороны, которые открываются в момент пуска. Ракеты могут запускаться из подводного положения. Дальность поражения составляет до 550 км., возможно применение ядерной БЧ.

Торпедные аппараты, расположенные в носовой части корабля предназначены для стрельбы торпедами и противокорабельными ракетами.

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей.

РПК пр. 949 (их было построено 2 единицы) были выведены из состава флота 1996. В тоже время продолжалось строительство новых кораблей — в середине и конце 1990-х было завершено строительство нескольких РПК пр. 949А.

Неизвестно состояние на 12-й лодке проекта, по одной информации она была достроена в конце 1999г., по другой — разобрана после закладки. 4-й (по очерёдности в серии) РПК пр.

949А К-173 («Челябинск» ? «Красноярск» ?) была выведена из состава флота в 1998г.

Планировалась разработка РПК аналогичного назначения, следующего, 4-го поколения, на основе пр. 949А однако снижение финансирования не позволило развить этот проект.

Несмотря на скудное матобеспечение РПК пр. 949 сохранялм боеспособность на протяжении 1990-х годов и совершали боевые походы. Случались и аварии и инцинденты: в 1998г. на одном РПК была авария, пострадали несколько человек, в т.ч. были со смертельным исходом.

Трагическая авария произошла 12-13 августа 2000г. с РПК пр. 949А К-141 «Курск». Лодка возвращалась с учений Северного флота, где производила ракетные стрельбы и не вышла на связь в установленное время … После поисков в ожидаемом районе нахождения она была обнаружена на дне Баренцева моря на расстоянии около 200 км.

от Мурманска на глубине 100-150 м (как наиболее точная называется цифра — 107 м.). Не называется точный характер и размер повреждений, разная информация по-поводу крена лодки. На борту корабля находились по разным данным от 107 до 130 человек, какая часть из них уцелела непосредственно после аварии — неизвестно.

Установить какую-либо связь с экипажем не удалось (за исключением того что были зафиксированы удары внутри лодки — свидетельство того, что там есть живые члены экипажа). Попытки пристыковаться к лодке посредством приспособления «колокол» и спасательных аппаратов («Приз» и «Бестер») также результатов не принесли.

Читайте также:  Ракета булава: технические характеристики (ттх), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Спасательная операция, продолжавшаяся в течение нескольких недель закончилась неудачей.

В скобках указаны данные РПК пр. 949 «Гранит» — первых двух кораблей.

Водоизмещение: Надводное — 13400-14700 (?) т (12500 т)
Подводное — 16400-18000-24000 (?) т (15500-22500 т)
Длина: 154 м (143 м)
Ширина: 18,2 м
Осадка: 9 м
Энергетическая установка:
Тип: Атомная установка типа ОК-650 и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью — 2 х 190 МВатт и с мощностью на валу — 2 х 50000 л.с.
Количество валов: 2 (семилопастные)
Мощность: 100000 л.с.
Скорость: 28 узл. (30 узл)
Макс. глубина погружения: 500 м
Автономность: 50 суток.
Команда: 130 чел (по др. данным — 112: 44 офицера и 68 матросов)
Материал прочного корпуса: маломагнитная сталь

Количество отсеков: 10

Источник: https://vilingstore.net/article/124148/proekt-949-949a-granitantey-atomnye-raketnye-podvodnye-kreysera/

Подводные лодки проекта 949А «Антей»

Подводные лодки проекта 949А «Анте́й» — серия советских и российских атомных подводных лодок (ПЛАРК), вооружённых крылатыми ракетами П-700 Гранит и предназначенных для уничтожения авианосных ударных соединений. По классификации НАТО — «Oscar-II». Проект является модификацией 949 «Гранит».

История создания

Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям.

Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями.

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного.

Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей.

РПК проекта 949 (их было построено 2 единицы) были выведены из состава флота 1996. В тоже время продолжалось строительство новых кораблей – в середине и конце 1990-х было завершено строительство нескольких РПК проекта 949А.

Неизвестно состояние на 12-й лодке проекта, по одной информации она была достроена в конце 1999г., по другой – разобрана после закладки.

4-й (по очерёдности в серии) РПК проекта 949А К-173 («Челябинск» ? «Красноярск» ?) была выведена из состава флота в 1998г.

Планировалась разработка РПК аналогичного назначения, следующего, 4-го поколения, на основе проекта 949А однако снижение финансирования не позволило развить этот проект.

Конструкция

Ракетные подводные крейсера (РПК) проекта 949 и 949А имеют подводное водоизмещение около 18 000 т. (в некоторых источниках указывается цифра – 24 000 т.

), оснащены ядерной силовой установкой и являются одними из новейших подводных лодок Российского флота. Основным оружием являются ПКР «Гранит», расположенные в 24 пусковых установках (ПУ).

Основным предназначением этих лодок является нанесение ударов по корабельным соединениям противника (прежде всего, конечно, по авианосным ударным группам ВМС США).

Как и остальные российские подводные лодки, РПК проекта 949, 949А конструктивно имеют двухкорпусную архитектуру – внутренний прочный корпус и внешнюю гидродинамическую оболочку (американские субмарины имеют одиночный прочный корпус, с дополнительными гидродинамическими обтекателями, например обтекатель гидролокатора). Расстояние в 3,5 м. между внутренним и внешним корпусами обеспечивает существенный запас плавучести, и живучесть при попадании торпед.

Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Считается что эти подводные лодки маневрируют на небольшой скорости, хотя силовая установка позволяет развивать им скорость подводного хода до 30 узлов для того чтобы догонять и занимать нужную позицию по отношению к цели. РПК проекта 949А примерно на 10 м.

длинее первых двух кораблей проекта 949. Возможно это увеличение размеров было использовано на размещение более малошумной силовой установки и более совершенных электронных систем.

РПК проекта 949А отличается также рулями большей площади, что должно улучшить маневренность под водой.

ВооружениеНа протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса. Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: 2×650 мм и 4×533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.МодернизацияВ декабре 2011 года РИА Новости ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщила, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации. Планируется замена ракет «Гранит» на более современные «Оникс», а также оснащение подводных лодок ракетным комплексом «Калибр». Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. Замена вооружения АПЛ с СФ будет производиться на заводе «Звёздочка», а ТФ — на заводе «Звезда»Подводные лодки проекта 949а антей: история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

Блумберг: «Ругать РФ за Крым? А сами-то мы как получили Калифорнию?» 0

Кандидат в президенты США от демократов Майкл Блумберг предпочитает избегать тем, касающихся внешней политики. Однако, пишет сегодня The Washington Post, так было не всегда.

ПРОлетели: Польша осталась без американской «защиты» 0

Американское издание Breaking Defense со ссылкой на собственные источники в Пентагоне сообщило, что программа развертывания средств противоракетной обороны в Польше перенесена уже во второй раз. В данный момент работы близ польского города Редзиково остановлены и возобновятся не ранее чем через два года.

Международное педофильское лобби подбирается к детям Украины 0

За вывеской сексуального воспитания и продвижения прав ЛГТБ-сообщества скрывается программа по разрушению семьи и продвижение интересов высокопоставленных педофилов.

США отказались от своих обязательств – европейскую безопасность будут строить с нуля 0

Страны Евросоюза оказались наедине с современными угрозами.

С-300 не видит F-16: Израиль безнаказанно бомбит Дамаск 0

В ночь на пятницу израильская авиация вновь нанесла ракетный удар по Дамаску. С-300 российского производства либо промолчали, либо не смогли остановить истребители.

Источник: https://3mv.ru/publ/podvodnye_lodki_proekta_949a_antej/4-1-0-16101

Калибровка великанов. Зачем атомоходы "Антей" вооружают новыми ракетами

МОСКВА, 15 дек — РИА Новости, Николай Протопопов.

Современная система навигации, повышенная живучесть, вдвое увеличенный срок службы и новое высокоточное ракетное вооружение — после масштабной модернизации атомные подводные лодки проекта 949А станут действительно универсальными и смогут решать более широкий круг задач. На днях командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что «Антеи» адаптируют под ракетный комплекс «Калибр». О целях «тюнинга» — в материале РИА Новости.

Подводные крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» заступили на службу в начале 1980-х и изначально предназначались для борьбы с авианосными группами ВМС США. При удачном стечении обстоятельств одна субмарина способна вывести из строя сам авианосец и несколько кораблей из группы охранения.

Основное оружие лодок — сверхзвуковой ракетный комплекс П-700 «Гранит». По расчетам советских инженеров, для преодоления ПВО авианосной группы и гарантированного уничтожения флагмана требовалось не менее 20 ракет. Каждая субмарина несет 24 ПКР.

«Граниты» уникальны тем, что сами определяют крупную цель в ордере кораблей и идут к ней. В этом помогают средства обнаружения корабля-носителя или космическая система целеуказания. Также может быть задействован авиационный комплекс на базе Ту-95РЦ.

Ракета летит по сложной траектории — после пуска из подводного или надводного положения поднимается на высоту до 17 километров, но как только обнаруживает и захватывает цель, снижается до 25 метров, скрываясь от корабельных РЛС.

Боевая часть либо фугасная, либо ядерная, мощностью до 500 килотонн. Дальность поражения надводных целей — порядка 600 километров.

«Основное предназначение «Гранитов» — удары по надводным целям, — объясняет РИА Новости экс-командир АПЛ, Герой России Александр Астапов. — У «Калибра» более широкий спектр условий применения, больший боезапас, ему не нужна космическая система наблюдения».

Комплекс «Калибр» располагает ракетами для ударов по наземным целям, противокорабельными и противолодочными ракетоторпедами для поражения субмарин. Дальность стрельбы достигает 2,5 тысячи километров. Еще одно преимущество — возможность размещения на самых разных типах носителей, от атомной подводной лодки до малого ракетного корабля.

Особого внимания заслуживает система наведения и навигации ракет, действующая круглосуточно и в любых метеоусловиях.

Полет выполняется по непредсказуемой для противника траектории — ракета может зайти на цель с любого направления. Основная часть пути проходит в режиме «молчания», и ракета остается невидимой для средств ПВО.

На конечном участке «Калибр» снижается на высоту 20 метров и разгоняется до сверхзвуковой скорости в два Маха.

Этот комплекс разрабатывался для многоцелевых подводных лодок «Ясень». Но, как выяснилось, новые ракеты идеальны и для менее крупных носителей.

Из подлодок первыми после «Ясеней» их получили «дизелюхи» модернизированного проекта 636.3. Шесть таких субмарин после 2014-го пополнили боевой состав Черноморского флота.

Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов «Калибрами» по позициям боевиков в Сирии.

«Модернизация атомоходов проекта 949А под «Калибры» — абсолютно правильное решение, — убежден экс-командующий Северным флотом Вячеслав Попов, с которым удалось связаться РИА Новости.

— О том, что подводные лодки типа «Антей» и «Акула» надо адаптировать под крылатые ракеты большой дальности, я говорил еще 20 лет назад.

Это соответствует требованиям времени, перспективного планирования и возможного применения военной силы в будущем».

«Антеи» построены по двухкорпусной схеме, поэтому они очень прочные и живучие, но заметно тяжелее западных однокорпусных конкурентов. За размеры и приплюснутую форму 154-метровые корабли прозвали «батонами».

Максимальная глубина погружения — 600 метров, скорость — до 32 узлов.

Несмотря на солидный возраст, крейсеры до сих пор остаются «рабочими лошадками» подводников, основным и одним из немногих эффективных «противоядий» от авианосных ударных соединений.

Всего планировалось построить два десятка таких сумбарин, но к распаду Советского Союза успели спустить на воду только 11.

С этим проектом связана одна из самых трагичных страниц истории российского флота — в 2000-м в результате катастрофы в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Сейчас в составе флота числятся восемь «Антеев».

Три несут службу на Северном флоте, пять — на Тихоокеанском. Причем «северные» крейсера недавно прошли ремонт с модернизацией в Центре судоремонта «Звездочка». Теперь пришла очередь «восточных».

Модернизация подразумевает замену почти всего внутреннего оборудования — не трогают только корпус. Расходы на это сравнимы со стоимостью нового изделия. Однако руководство ВМФ и представители оборонно-промышленного комплекса приняли, по мнению большинства военных экспертов, единственно верное решение: подлодки с невыработанным ресурсом «под нож» не пускать.

Источник: https://ria.ru/20181215/1548001411.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector