Ракета булава: технические характеристики (ттх), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Как сообщило 29 июня 2018 года агентство ТАСС, ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 «Булава» по результатам успешных испытаний в 2018 году принят на вооружение ВМФ России. Об этом ТАСС сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Залповый пуск четырех баллистических ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура со стратегического атомного подводного ракетного крейсера Северного флота проекта 955 «Юрий Долгорукий» 22.05.

2018 (с) кадр из видео Министерство обороны России

«Программа контрольных стрельб, заданная военным ведомством, полностью и успешно выполнена, надежность «Булавы» подтверждена, что сняло все препятствия для принятия ракеты на вооружение.

Соответствующее решение принято, необходимые документы подписаны», — сообщил собеседник агентства.
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 «Булава» с середины 1990-х годов разрабатывалась Московским институтом теплотехники. Главные конструкторы — Юрий Соломонов и Александр Суходольский.

По данным СМИ, эта трехступенчатая твердотопливная ракета может нести до шести боевых блоков индивидуального наведения. Предназначена для вооружения атомных подводных лодок проекта 955 «Борей», каждая субмарина имеет 16 пусковых установок.

Всего с 2005 года было проведено около 30 испытательных пусков ракеты Р-30, примерно треть из них сопровождали различные технические проблемы.

Последнее испытание состоялось 22 мая 2018 года — подводная лодка К-535 «Юрий Долгорукий» выпустила залпом сразу четыре «Булавы».

Опытная эксплуатация ракеты началась в 2013 году, когда в состав ВМФ России был принят головной ракетоносец проекта 955.

Залповый пуск четырех баллистических ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура со стратегического атомного подводного ракетного крейсера Северного флота проекта 955 «Юрий Долгорукий» 22 мая 2018 года (с) Министерство обороны России:

МБР Р-30 «Булава» (по кодификации НАТО — SS-NX-30) была принята на вооружение России 10 января 2013 года.

Точные тактико-технические характеристики ракеты официально нигде не публиковались.

По данным из открытых источников, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, способную нести шесть боевых блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес — 1150 кг.

«Булавой» вооружены ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 «Борей» и «Борей-М». Каждая субмарина способна нести до 16 таких ракет.

Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась. В каком бы океане ни пытались нас обложить, «Борей» прорвет эту оборону. Эта лодка является главным борцом за мир. Когда мы сформируем полный состав «Бореев» и «Ясеней», мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации

Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ с 2011 по 2018 год

Подробнее на ТАСС:http://tass.ru/armiya-i-opk/4864396

По состоянию на май 2018 года в составе Военно-морского флота (ВМФ) — три субмарины проекта «Борей», вооруженные Р-30: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

По модернизированному проекту «Борей-А» строится еще пять подводных ракетоносцев. После 2023 года будет построено еще шесть субмарин такого проекта.

С их передачей число новых стратегических подлодок в боевом составе флота достигнет 14 единиц.

От «Барка» к «Булаве»

История создания «Булавы» полна драматизма. С конца 1980-х годов ученые вели исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок четвертого поколения («Борей»).

Первоначально предполагалось модернизировать ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39, установленный на ракетоносцах предыдущего поколения (проект 941 «Акула»). Этим проектом занимался традиционный разработчик — КБ машиностроения (ныне — Государственный ракетный центр имени Макеева).

Он предложил для нее модернизированную трехступенчатую ракету Р-39Р, которая стояла на самых больших в мире подводных ракетоносцах проекта «Акула». Но первые три испытания Р-39УТТХ «Барк» оказались неудачными.

Кроме того, вес ракеты оказался выше, чем было определено в техническом задании. Для нее пришлось бы переделывать проект нового подводного корабля, а на это не было времени и средств.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Правительственная комиссия приняла решение заменить «Барк» на морской аналог мобильного наземного комплекса «Тополь-М», который был легче Р-39УТТХ, успешно прошел все испытания и уже был принят на вооружение в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН).

В результате в 1998 году тема «Барк» была закрыта, а проектирование новой субмарины — передано Московскому институту теплотехники (АО «Корпорация «МИТ»), который до этого специализировался на «сухопутных» твердотопливных ракетах (в частности, «Тополь-М»).

Главные конструкторы проекта — Юрий Соломонов (до сентября 2010 года) и Александр Суходольский.

Ряд военных экспертов уверяли, что институт сможет создать ракету, унифицированную с «Тополем-М», что позволит сэкономить военный бюджет и упростить технологические цепочки.

Но сделать из наземной ракеты морскую оказалось очень непросто, практически невозможно. Тем более если такими ракетами конструкторы МИТ никогда не занимались.

При том что, по иронии судьбы, генеральный конструктор МИТа и «Тополя», а затем и «Булавы» Юрий Соломонов закончил Московский авиационный институт, защитив диплом как раз по морской ракете.

Но делал всегда только наземные, начиная с РСД-10 «Пионер» и заканчивая РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

АПЛ «Дмитрий Донской»

© Лев Федосеев/ТАСС

МИТ вел эскизное проектирование «морской» ракеты с начала 1990-х. Проект получил шифр «Булава».

Для ускорения работ и экономии средств было решено отказаться от испытательных пусков со специального погружаемого стенда.

После трех успешных бросковых испытаний макета «Булавы» было решено начать тестовые пуски с подводной лодки — модернизированной субмарины ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула».

Критическая «Булава»

23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Первый испытательный пуск ракеты (из надводного положения) был осуществлен 27 сентября 2005 года и признан «частично удачным».

Следующий запуск (первый из подводного положения) — 21 декабря 2005-го — был успешным. После этого министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал принять ракету на вооружение к концу 2007 года.

Однако следующие шесть пусков в 2006–2008 годах сопровождали различные технические проблемы, и принятие ракеты на вооружение откладывалось.

Особенностью их являлось то, что причины аварий каждый раз были разными. Что указывало не на недостатки конструкции, а на недоработки сборщиков ракеты на Воткинском заводе в Удмуртии и на некачественные комплектующие, которые приходили с 600 предприятий смежников, и низкий контроль за их соответствием техническому регламенту

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

В то время многие СМИ начали критически отзываться о «Булаве». По мнению Литовкина, особенно старались те, «у кого был отнят заказ на свою ракету для проекта 955». «Они делали вид, что не помнят, что при создании их собственной ракеты Р-39 для крейсера 941-го проекта больше половины первых 17 испытательных пусков тоже были неудачными», — говорит эксперт.

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

АПЛ «Юрий Долгорукий»

© Пресс-служба Северного флота

Тем не менее «Булава» доказала свою работоспособность и эффективность. С 2011 года испытательные пуски проводились с головной субмарины проекта 09550 — атомного подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий». В рамках программы совместных госиспытаний пуски выполнили в августе и октябре, а 28 декабря 2011-го был осуществлен залп двумя ракетами.

СПЕЦПРОЕКТ

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Полное погружение: история подводного флота РФ

Четыре поколения российских субмарин: от «Дельфина» до стратегических «Бореев» в спецпроекте ТАСС

10 января 2013 года одновременно с подъемом военно-морского флага на «Юрии Долгоруком» ракета Р-30 была принята на вооружение.

При этом летно-конструкторские испытания «Булавы» продолжались еще несколько лет: после неудачного пуска 6 сентября 2013-го был назначен дополнительный цикл испытательных запусков.

Всего с 27 сентября 2005-го по 23 мая 2018-го произвели 27 пусков, из них 15 признаны успешными, остальные — частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступеней.

Главный калибр

Официальные тактико-технические характеристики «Булавы» в открытой печати не публиковались.

Но известно, что стартовая масса ракеты — около 36,8 т, забрасываемый вес — 1150 кг, длина в пусковом контейнере — 12,1 м, диаметр — 2 м. По данным СМИ, максимальная дальность — до 10 000 км.

Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять от 120 до 350 м.

  • Высокая точность попадания боеголовок и скорость подлета к цели, которую иногда называют гиперзвуковой, позволяют ракете преодолевать любую систему ПРО, как существующую, так и перспективную.
  • Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
  • СПЕЦПРОЕКТ
  • Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Холодное дыхание «Борея»

«Булава» — основное оружие подлодок класса «Борей». Они могут запустить ее из-под толщи арктического льда. Субмаринам старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

«Бореи» могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря «старому» проекту лодки с ракетным комплексом «Барк».

На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов.

Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

И хотя дальность полета ракеты не очень большая (до 10 000 км), она позволяет ей вместе с подводным ракетным крейсером проекта 955 решить все поставленные перед ней задачи и делает удар «Булавы» неотразимым. 

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Владимир Мономах»

© Лев Федосеев/ТАСС

Непрерывно без всплытия выполнять боевые задачи в любых точках мирового океана «Бореи» способны три месяца, при этом находясь на глубине около 400 м. На Западе эти лодки уже окрестили «глубинными монстрами».

Как заявил в 2014 году телеканалу «Звезда» командир группы БЧ-2 на подлодке «Юрий Долгорукий» капитан-лейтенант Александр Калинин, если сравнивать эту субмарину с предыдущими поколениями и зарубежными кораблями, то «они отдыхают». «И по скорости и по другим характеристикам.

Корабль очень хороший, бояться стоит его. И правильно они (на Западе) делают, что боятся», — сказал он.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «БОРЕЯ»

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

© ЦКБ «Рубин»

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится «легкий» корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Читайте также:  Газ-55: санитарный автомобиль, история создания, серийное производство, описание конструкции, применение

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина — 13,5 м, осадка — 10 м. Надводное водоизмещение подлодки — 14 720 т, подводное — 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения — до 400 м; надводная скорость — 15 узлов, подводная — до 29 узлов. Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В — 190 МВт.

Для «Бореев» за пять лет Минобороны приобрело 102 баллистические ракеты. В ноябре 2017 года на заседании коллегии Минобороны стало известно, что начаты работы по созданию атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками «Борей-Б». Сообщалось, что он получит корпус своего предшественника, но благодаря установке нового водометного движителя его шумность значительно снизится.

ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Он создает реактивную тягу благодаря выталкиваемой струе воды и, в отличие от классического винта, создает существенно меньше шумов. Им оснащены британские субмарины типа Trafalgar и американские Seawolf. В СССР экспериментальная водометная насадка впервые была установлена на дизель-электрической подводной лодке Б-871 «Алроса», построенной в 1988–1990 годах.

Однако 21 мая 2018 года источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что лодки этого проекта не вошли в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. Он уточнил, что «строительство новой серии подлодок проекта 955А начнется на «Севмаше» после 2023 года». 

Всего планируется построить шесть «Бореев-А», которые будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. С завершением этой серии в боевом составе ВМФ будут находиться 14 новых стратегических АПЛ: 11 — класса «Борей-А» и три — класса «Борей»источник ТАСС в «оборонке»

Сейчас в стадии строительства находятся пять подлодок типа «Борей-А». Последний корабль этой серии, «Князь Пожарский», был заложен в декабре 2016 года. В этом году ожидается, что в состав ВМФ войдет головной подводный стратегический ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Владимир». Испытания субмарины проходят на Северном флоте.

  1. Подготовил Роман Азанов
  2. В материале использованы данные «ТАСС-Досье»
  3. Подробнее на ТАСС:
  4. http://tass.ru/armiya-i-opk/4864396

Источник: https://AfterShock.news/?q=node/660368&full

Баллистическая ракета «Булава-30»

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность• Ракета Р-30 «Булава-30» (индекс УРАВ ВМФ — 3М30, код СНВ — РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета для размещения на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
• Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.

• В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники — МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.

• В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955.

Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование — в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.

• Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.

• Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты.

В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.

• На 2010 год планировалась к проведению серия из трёх испытательных пусков: 7 октября 2010 г. произведен первый успешный пуск ракеты и 29 октября 2010 выполнен второй успешный пуск.

Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачётный этап испытаний либо будет принята на вооружение.

Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 году, потом в 2009, но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 годов.

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность• Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков — в мае 2011 года планируется начать совместные государственные испытания комплекса «Булава» и ПЛАРБ проекта 955 с завершением в августе 2011 года. В случае успешных пусков №№ 15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 года.

Пусковая установка — тип старта — сухой, пуск производится из ТПК (транспортно-пускового контейнера) с помощью порохового аккумулятора давления. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя. Глубина запуска — до 50-55 метров.

Ракета Р-30 «Булава»:

Количество ступеней — 3 (третья ступень — маневрирующая для разведения РГЧ с отделяющимся после завершения работы двигателем).

Система управления — инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. «Булава-47» корректирует свой полёт с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несёт боевые блоки с активными радиолокационными  головками самонаведения (ГСН).

Двигатели:
1 ступень — РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива — ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина – 3,8 м
Масса  — 18,6 т

2 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.

3 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.

  • Длина ТПК – 12,1 м
    Длина ракеты без ТПК – 11,5 м
    Диаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 м
    Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) — 2 м
    Масса – 36,8 т
    Масса забрасываемая — 1150 кг
    Масса одного боевого блока — 95 кг
    Дальность действия:
    — 5500 км (в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка)
    — 8000 км (по проекту, «Булава-30»)
    Время полёта — 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка),
    КВО:
    — 350 м (по западным данным)
    — 250 м (по данным отечественных СМИ)
    Высота апогея траектории в ходе испытаний — 1000 км
  • Возможности промышленности по серийному выпуску — до 25 штук в год (оценочно).

  Стратегические подлодки перевооружат на «Лайнер»

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальностьТипы БЧ:
Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Управление маневрирующими боевыми блоками — газодинамическое. Манёвр по курсу и высоте полёта осуществляется в атмосфере. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.
— «Булава-30» (в ходе испытаний) — 3 х РГЧ ИН;
— «Булава-30» (стандартная комплектация) — 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;

— «Булава-30» / «Булава-47» — 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;

Модификации:
— ракета «Булава-30» — базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.
— ракета «Булава-45» / «Булава-47» — тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН. Разработка ГРЦ им.Макеева. Масса — 45 или 47 тонн.

— ракета «Булава-М» — модернизированный вариант ракеты Р-30 «Булава-30», планируется к установке на ПЛАРБ проекта 955У/955М.

Носители:
— ПЛАРБ проекта 941УМ TYPHOONE ТК-208 «Дмитрий Донской» — 1 пусковая шахта БРПЛ «Булава».

— ПЛАРБ проекта 955 «Борей» — 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии проекта 955А, строится серия из 8 ПЛАРБ.

Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами «Булава-М». По состоянию на 2010 год испытания проходит первая ПЛАРБ серии 955А «Юрий Долгорукий».

Пуски с ПЛАРБ по состоянию на 31.10.2010 года не производились, погрузки макетов БРПЛ производились.

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Испытательные пуски ракет Р-30 «Булава»

Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка), преодолев примерно за 14 минут более 5,5 тысяч километров
2

Источник: https://army-news.ru/2010/11/raketa-bulava-30/

Характеристики БРПЛ «Булава»

Аstronautix.com, 2007 год. Межконтинентальная баллистическая ракета. Первоначальное оперативное развертывание: 2007. Страна: Россия. Статус: в разработке. Другие обозначения: РСМ-56. Обозначение МО США: SS-NX-30. Альтернативное обозначение: Мace (Булава). Стартовая система: Д-19M. Ракета: 3M30.

Ракета Булава: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция, история создания, запуск, дальность

Первая на постсоветском пространстве баллистическая ракета российской разработки, которая должна обеспечить ядерное сдерживание в первые три десятилетия XXI века. Двенадцать ракет «Булава», каждая из которых оснащена до десяти боеголовками, будут установлены на каждом из шести новых ядерных подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей».

Разработка ракеты «Булава» началась в 1999 году. Первоначально разрабатывалась новая твердотопливная ракета, рассчитанная на применение с пусковых шахт ракет Р-39 ПЛАРБ класса «Тайфун». Киль головной лодки «Юрий Долгорукий» проекта 955 был заложен в 1996 году в Центре атомного судостроения в г.

Северодвинск (Архангельская область) и должен был вступить в боевой состав ВМФ России в 2001 году. Новые лодки должны заменить субмарины проекта 941 «Тайфун» с ракетами Р-39. Однако новая твердотопливная баллистическая ракета в первых трех испытательных пусках потерпела аварию.

Разработка этой ракеты была отменена, и Московскому институту теплотехники было поручено разработать новую ракету «Булава». Лодка «Юрий Долгорукий» была переделана уже в ходе строительства. ПЛАРБ «Дмитрий Донской» класса «Тайфун» была выбрана в качестве пусковой платформы для испытаний «Булавы» и модернизирована под вариант 941УМ.

Читайте также:  Нескладной нож кондор от ножемир: отзывы, цена, аналоги

Все эти пертурбации привели к тому, что испытания новой ракеты были отложены до 2005 года, то есть отстали от первоначального графика на 7 лет.

В феврале 2004 года президент Путин заявил, что боеголовки «Булавы» могут преодолевать любые существующие и перспективные системы ПРО. ВМФ России планируют принять на вооружение ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» к 2006 году, еще две субмарины к 2010 году. Киль второй лодки «Александр Невский» проекта 955 был заложен 19 марта 2004 года на заводе «Севмаш»..

Ракета «Булава» значительно меньше по габаритам и массе, чем Р-39 — по сути, это больше похоже на замену жидкостной БРПЛ серии Р-29 на твердотопливную. «Булава» практически аналогична американской МБРР Minuteman-3 с забрасываемой массой более 1 тонны.

Это, в свою очередь, означает, что заявленная способность «Булавы» нести до десяти боеголовок может быть осуществлена лишь на дальности примерно 7000-8000 км. Российские представители заявляют, что будет разработан и наземный мобильный вариант ракеты.

  • Длина ракеты без головной части: 11,5 м
  • Максимальный диаметр корпуса ракеты (без стабилизаторов и других выступающих элементов): 2,00 м
  • Стартовая масса: 36,8 тонн
  • Общая длина ракеты вместе с ТПК (с головной частью): 12,1 м
  • Длина ТПК: 12,1 м
  • Диаметр ТПК (без выступающих элементов): 2,1 м
  • Первая ступень:
  • Длина: 3,8 м
  • Диаметр: 2,00 м
  • Вес при полной загрузке топливом: 18,6 тонн
  • Вторая ступень:
  • Диаметр: 2,00 м
  • Третья ступень:
  • Диаметр: 2,00 м
  • Официальные характеристики, заявленные по Договору СНВ-2:
  • Первая ступень: 1хToполь-М1.
  • Полная масса: 26000 кг (57000 фунтов).
  • Пустая масса: 3000 кг (6600 фунтов).
  • Двигатель: 1 х 15Ж58A.

Тяга (VAC): 980000 кН (220310 фунтов). Время горения: 60 сек.

  1. Длина: 8,50 м (27,80 футов).
  2. Диаметр: 1,80 м (5,90 футов).
  3. Тип топлива: твердое топливо.
  4. Вторая ступень: 1хТополь-М2.
  5. Полная масса: 13000 кг (28000 фунтов).
  6. Пустая масса: 1500 кг (3300 фунтов).
  7. Двигатель: 1 х 15Ж58Б.

Тяга (VAC): 490000 кН (110150 фунтов). Время горения: 64 сек.

Длина: 6,00 м (19,60 футов). Диаметр: 1,55 м (5,08 футов).

  • Тип топлива: твердое топливо.
  • Третья ступень: 1хТополь-М3.
  • Масса брутто: 6000 кг (13200 фунтов).
  • Пустая масса: 1000 кг (2200 фунтов).
  • Двигатель: 1 х 15Ж58В.

Тяга (VAC): 245000 кН (55078 фунтов). Время горения: 56 сек.

  1. Длина: 3,10 м (10,10 футов).
  2. Диаметр: 1,34 м (4,39 футов).
  3. Тип топлива: твердое топливо.
  4. Хронология «Булавы»

2004, 23 сентября — Баренцево море. Холодный запуск. Испытательное ведомство: ВМФ РФ. Апогей: 1,00 км (0,60 мили). Испытание морской версии МБР Тополь-М. Массогабаритный макет новой БРПЛ «Булава» достиг высоты 100 м над уровнем моря после запуска с подводной лодки «Дмитрий Донской».

2004, 11 декабря — Баренцево море. Холодный запуск. Испытательное ведомство: ВМФ РФ. Высота полета: 1,00 км (0,60 мили). Массогабаритный макет.

2005, 27 сентября — 13:22 GMT – Белое море. Первый полет БРПЛ «Булава». Испытательное ведомство: РВСН РФ. Высота полета: 1000 км (600 миль).

2005, 21 декабря — 05:19 GMT — Белое море. Испытательное ведомство: РВСН РФ. Высота полета: 1000 км (600 миль). Первый подводный запуск БРПЛ «Булава». Достижение назначенного района падения на полигоне Кура (Камчатка)..

2006, 7 сентября — 15:50 GMT — Белое море. АВАРИЯ. Испытательное ведомство – ВМФ РФ. Высота полета: 1,00 км (0,60 мили).

2006, 25 октября — 13:05 GMT — Белое море. АВАРИЯ. Испытательное ведомство: ВМФ РФ. Высота полета: 100 км (60 миль).

2006 ,24 декабря — Белое море. АВАРИЯ. Испытательное ведомство: ВМФ РФ. Высота полета: 1,00 км (0,60 мили).

2007, 28 июня — Белое море. Испытательное агентство: ВМФ РФ. Апогей: 1000 км (600 миль). Боеголовка достигла района падения на Камчатке. Это был первый успешный запуск после двух последовательных неудач.

2007, 10 ноября — Белое море. АВАРИЯ. Испытательное ведомство: ВМФ РФ. Высота полета: 1,00 км (0,60 мили).

Оригинал статьи

Источник: https://vpk.name/news/32645_harakteristiki_brpl_bulava.html

Баллистическая ракета "Булава": технические характеристики. Справка

2011-12-27T14:28+0400

2011-12-27T14:28+0400

https://ria.ru/20111227/527639138.html

Баллистическая ракета «Булава»: технические характеристики. Справка

https://cdn24.img.ria.ru/images/94400/67/944006747_0:63:1257:775_1036x0_80_0_0_d49b496ce05a20d75176bb85a434bd5f.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что комплекс морских стратегических ядерных сил «Булава» будет принят на вооружение.

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что комплекс морских стратегических ядерных сил «Булава» будет принят на вооружение.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS NX 30 – по классификации НАТО) — новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Решение о разработке такой ракеты было принято в 1988 году.

Создание ракеты было поручено Московскому институту теплотехники (МИТ). Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Разработка «Булавы» в Московском институте теплотехники заняла в два раза меньше времени, чем это бывает обычно (до 15 лет).

  • МБР «Булава» полностью разработана и изготовлена на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, а также максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения «Тополь-М».
  • Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» предназначена для вооружения новейших атомных подводных лодок проекта 955 (типа «Борей»), к которым относится АПЛ «Юрий Долгорукий», имеющая 12 ракетных шахт.
  • Основные технические характеристики:

Радиус действия – 8 тыс км.Стартовая масса — 36,8 т.

Ракета может нести от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.

Количество ступеней – 3.Тип головной части — ядерная разделяющаяся.Длина в пусковом контейнере — 12,1 м.

Максимальный диаметр – 2 м.

Маршевые двигатели первой и второй ступени ракеты выполнены твердотопливными. Третья ступень для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории оснащена жидкостным двигателем.

Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

Испытания ракеты начались в 2004 году. Принять «Булаву» на вооружение планируется в 2009 году — вместе с подлодкой «Юрий Долгорукий», которая уже спущена на воду.

Всего до 2015 года в России планируется построить восемь АПЛ, которые будут оснащены новейшими видами вооружения, в том числе и баллистическими ракетами «Булава».

По материалам РИА Новости, газеты «Известия» за 15.03.2006 и сайта «Оружие России»

Источник: https://ria.ru/20111227/527639138.html

Ракета Булава — это… Что такое Ракета Булава?

Ракета Булава

Р-30 3М30 «Булава́-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонова. Предположительная дата принятия на вооружение: 2009 год.

История создания

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк».

В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники.

В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет.

Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня[4] 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[5].

Испытания

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени.

Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.[6]

Читайте также:  Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики апл северодвинск и казань, описание конструкции

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было.[7] Данное обстоятельство дало повод ряду лиц начать распространение недостоверных слухов о пятом подряд неудачном запуске «Булавы»[7][8].

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура.

„В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.

» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично.[9] По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно.

«Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы».

В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракетоносителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.[10]

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме.

Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало.

По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало. [11]

Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

[12] ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на своей базе.[12]

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941УМ используемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».[13]

ТТХ

Стартовый вес 36,8 тонн. Длина пускового контейнера 12,1 м, диаметр контейнера 2,1 м, диаметр первой ступени 2,0 м.

Ракета трёхступенчатая, по первым двум ступеням все источники утверждают, что они твердотопливные. Масса двигателя первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 м[14], данные второй ступени не сообщались.

По третьей ступени существует два мнения: твердотопливная ступень[15] и жидкостная ступень[14] В пользу версии о жижкосной третьей ступени приводятся аргументы о возможности обеспечения маневрирования на заключительных участках траектории полёта.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по курсу и высоте. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Сообщается о наличии системы преодоления противоракетной обороны противника.

Информация о ядерных блоках «Булавы» противоречива. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди».

Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям.

Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель («Булаву» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия. [16]

Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

В рамках межгосударственных соглашений Россия представила информацию о технических характеристиках своей новейшей ракеты «Булава»: http://informacia.ru/russia/bulava.htm

В открытых источниках употребляются различные обозначения. Тем не менее, о различиях модификаций «Булава», «Булава-30», «Булава-М», «Булава-47» не сообщается.

Носители

Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения:

  • модернизированного проекта 941 «Акула»: «Дмитрий Донской»[17], «Архангельск» и «Северсталь»[18];
  • проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (заложен в 2004 году) и «Владимир Мономах» (проект 955 «А», заложен в 2006 году). Всего до 2017 года предполагается построить восемь субмарин проекта 955 и 955 «А». Первые две АПЛ будут нести 16 твердотопливных ракет типа «Булава» с разделяющейся головной частью, последующие (начиная с «Владимира Мономаха») — по 20 ракет.

Критика

Американцы считают, что по всем своим характеристикам «Булава» практически полностью совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая[19]. Но это совершенно не соответствует действительности, так как ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и максимальную дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

Однако исходя из известных ТТХ отлично видно что Булава является аналогом всего лишь ракеты Трайдент-1 1979 года выпуска также морально устаревшей и снятой с вооружения и никак не может соперничать на равных с ракетой D-5 «Трайдент-2» составляющей основу морского сегмента стратегических сил США. [20][21]

По оценкам некоторых экспертов замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой» [22].

Однако, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов[23], довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракетоносители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации.

Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в качестве топлива в современных жидкостных ракетах используются крайне высокотоксичные вещества (например, гептил).

Таким образом, переход на твердотопливные ракетоносители обеспечивает повышение отказобезопасности и снижение риска аварийности эксплуатации МБР морского базирования.

Сравнительные характеристики

Тактико-технические характеристики
Р-29РМ
Р-39
Булава
Трайдент I
Трайдент II
M51
JL-2
Год принятия на вооружение 1986 1984 2012(план) 1979 1990 2010(план) 2009(план)
Максимальная дальность стрельбы, км 8300 8250 8000 7400 11300 >8000 7200-8000
Забрасываемый вес, кг 2800 2250 1150 1360 2800 ? ?
Количество боевых блоков 4..10 (100 кт) 10 (200 кт) 6 (до 150 кт) 8 W76 (100 кт) 8 W88 (475 кт) или 14 W76 (100 кт) 6 TN 75 (100 кт) ?
КВО, м 250 500 военная тайна 380 90-120 200-250 ?
Противодействие ПРО РГЧ, ? РГЧ, ? сокращённый активный участок,
настильная траектория,
маневрирующие РГЧ, ?
РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ? ?
Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5 52,0 42
Длина, м 14,8 16,0 11,5 10,3 13,4 12,0 13,0
Диаметр, м 1,9 2,4 2 1,8 2,11 2,3 2,0
Тип старта заполнение водой сухой (АРСС) сухой сухой (мембрана, уравнивание давлений) сухой (мембрана, уравнивание давлений) ? ?

Следует отметить, что сравнение не учитывает такие важные параметры, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её траекторию, продолжительность активного участка (что может сильно сказываться на забрасываемом весе).

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большой процент неудачных испытаний. Но по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

При проведении летных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полете, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях.[24]

По мнению вице-премьера Сергея Иванова,юриста по образованию, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий».

[25] По данным «Новой газеты» это связано с отсутствием у МИТ необходимых стендов[25].

По мнению неназванных представителей оборонной промышленности причиной неудач являются недостаточное качество комплектующих и сборки[26], было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы»[27].

Интересные факты

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Россия обнародовала характеристики «Булавы», cnews.ru, 06.04.06
  2. «Грани.ру», «Масорин: «Булаву» пустят в серийное производство:Справка», 5 августа 2007

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1116051

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector