Самолет с обратной стреловидностью крыла су-47: беркут, истребители 6 поколения россии, скорость, характеристики

5:02 / 28.05.19
Авиационная экзотика: Су-47 «Беркут» и другие самолеты с крылом обратной стреловидности

Теоретически, использование крыла обратной стреловидности на высокоманевренном истребителе позволяет получить ряд существенных преимуществ для такого типа машин: увеличение допустимых угла атаки и угловой скорости разворота, снижение лобового сопротивления, улучшение компоновочной схемы самолёта; причём все эти качества проявляются тем сильнее, чем больше угол обратной стреловидности. Таковое улучшение лётных характеристик объясняется отсутствием срыва потока с концевых частей крыла за счёт смещения воздушного потока на крыле обратной стреловидности к его корневой части. [1]

Преимущества

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики 

Сравнение обтекания воздухом обычного самолёта и самолёта с крылом обратной стреловидности / Изображение: ru.wikipedia.org

  • позволяет улучшить управляемость на малых полётных скоростях.
  • улучшает взлетно-посадочные характеристики за счет увеличения допустимого без потери управляемости угла атаки.
  • повышает аэродинамическую эффективность во всех областях лётных режимов.
  • компоновка с крылом обратной стреловидности оптимизирует распределения давления на крыло и переднее горизонтальное оперение
  • позволяет уменьшить радиолокационную заметность самолёта в передней полусфере.

Недостатки

  • КОС особо подвержено аэродинамической дивергенции (потере статической устойчивости) при достижении определённых значений скорости и углов атаки — угол атаки в сочетании с аэродинамической деформацией крыла образуют систему с положительной обратной связью;
  • из первого вытекает, что такое крыло требует конструкционных материалов и технологий, обеспечивающих его достаточную жёсткость и специальных конструктивных решений (изменение крутки крыла при деформации под действием скоростного напора), либо компенсирующих управляющих воздействий со стороны системы управления летательным аппаратом (именно по этой причине с появлением электродистанционных систем управления возникла вторая волна интереса к КОС).

История

Первые работы по обратной стреловидности крыла проводились в рамках нескольких нереализованных проектов в довоенной Польше. Исследованиями крыла небольшой обратной стреловидности занимался советский авиаконструктор Виктор Николаевич Беляев, реализовавший такую схему вкупе со схемой летающего крыла на ряде конструкций планеров — БП-2 (1934), БП-3, ДБ-ЛК.[2]

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Планер  БП-2 /

Первыми практически летающими самолётом с крылом обратной стреловидности стал немецкий реактивный бомбардировщик Юнкерс Ju-287 [3]. Машина, совершившая первый полет в феврале 1944 года, была рассчитана на максимальную скорость 815 км/ч. В дальнейшем два опытных бомбардировщика этого типа достались СССР в качестве трофеев.

Юнкерс Ю-287 (нем. Junkers Ju-287) — экспериментальный реактивный бомбардировщик нацистской германии. Являлся летающей лабораторией, на которой отрабатывалась концепция крыла обратной стреловидности и другие технологии для новых реактивных бомбардировщиков.

Из-за сложностей заключительного этапа Второй мировой войны, самолёт собрали из различных комплектующих самолётов других серий. Наличие неубирающегося шасси объясняется также соображениями экономии средств и времени.

Единственным элементом, разработанным специально, было крыло обратной стреловидности, достигавшее 25° по передней кромке.

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Юнкерс Ю-287 (нем. Junkers Ju-287) — экспериментальный реактивный бомбардировщик нацистской германии / www.airpages.ru

Недостроенные второй и третий прототипы были захвачены Красной Армией на завершающем этапе войны. В послевоенный период в СССР доработали концепцию самолёта с крылом обратной стреловидности.

Разработка

Ju 287 разрабатывался в соответствии с потребностью Люфтваффе в бомбардировщике, значительно превосходившим истребители Союзников по скорости. Концепция заключалась в том, чтобы просто избегать столкновения с истребителями, уходя от них в горизонтальном полёте.

Стреловидное крыло было предложено главным конструктором проекта, доктором Хансом Вокке, как способ достижения дополнительной подъёмной силы на низких скоростях. Такая потребность возникла из-за плохой отзывчивости ранних турбореактивных двигателей во время взлёта и посадки, что серьёзно повышало аварийность.

Ещё одним конструктивным преимуществом крыла обратной стреловидности было возможность создания крупного оружейного отсека в передней части самолёта — перед главным лонжероном крыла.

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Юнкерс Ю-287 / www.airpages.ru

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Перед сборкой первого Ju 287 один из He 177 A-5 (обозначенный как прототип 177, V38) был модифицирован на заводе Letov в Праге для изучения технических характеристик такого бомбового отсека.

Первый прототип задумывался исключительно как летающая лаборатория для изучения аэродинамических характеристик крыла обратной стреловидности.

Он был собран из фюзеляжа He 177 A-5, имел хвостовое оперение от Ju 388, шасси от Ju 352 и носовые колеса, взятых из разбившихся B-24 Liberator.

Все шасси жёстко закрепили на самолёте ради упрощения конструкции и снижения веса и снабдили аэродинамическими обтекателями.

В движение самолёт приводился двумя двигателями Jumo 004, расположенными в мотогондолах под крыльями, а два других установлены в гондолах, закреплённых в передней части фюзеляжа.

Первый полёт состоялся 8 августа 1944 года. Пилотировал самолёт летчик-испытатель Зигфрид Хольцбаур[1]. В ходе испытаний самолёт показал чрезвычайно хорошие ходовые характеристики.

Была достигнута скорость 700—780 км/ч (по другим данным — 875 км/ч), что значительно выше скорости любого истребителя Союзников того времени. Также проявили себя и недостатки крыла обратной стреловидности — эффект скручивания.

В будущем конструкторы надеялись решить её путем увеличения числа двигателей до шести и их переноса под крыло.

Изначально Ju 287 планировалось оснастить двигателями Heinkel-Hirth HeS 011, но из-за трудностей в разработке в качестве альтернативы был выбран двигатель BMW 003. Второй и третий прототипы, V2 и V3, должны были оснащаться шестью такими двигателями в тройном кластере под каждым крылом.

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Юнкерс Ю-287 / www.airpages.ru

В июле 1944 года работа над программой Ju 287, наряду со другими незавершенными проектами немецких бомбардировщиков (включая работы над тяжелым бомбардировщиком Юнкерса Ju 488), была остановлена. Но Юнкерсу было разрешено продолжать лётные испытания прототипа Ju 287 V1. К тому времени крыло для V2 было завершено.

Всего было проведено семнадцать испытательных полётов, которые прошли без заметных инцидентов. После семнадцатого испытательного полёта осенью 1944 года V1 был отправлен на хранение, и программа Ju 287 испытаний бал завершена.

Однако в марте 1945 года, по не совсем ясным причинам, программа 287 была вновь развёрнута.

РЛМ затребовал как можно быстрее начать серийное производство нового реактивного бомбардировщика в объёмах 100 самолетов в месяц.

Прототип V1 был извлечён из хранилища и передан в Главный Центр оценки и испытаний Люфтваффе в Атрехлине, но был уничтожен во время бомбардировки союзниками, прежде чем он смог снова подняться в воздух.

Из-за постоянных проблем с новыми двигателями, способными дать новому самолёту требуемую тяговооружённость, окончательный вариант Ju 287 предлагалось переделать в ударный беспилотник для поражения наземных целей.

Предполагалось, что начинённый взрывчаткой «дрон» будет пилотироваться с закреплённого сверху фюзеляжа истребителя Me 262.

По мере приближения к цели дрон должен был отделятся и пилот Me 262 должен был контролировать полёт беспилотника до самого поражения цели.

В конце апреля 1945 года завод Юнкерса, строивший V2 и V3, был захвачен Красной Армией. На тот момент V2 был завершён на 80%, а строительство V3 только началось. Вокке и его сотрудники вместе с двумя недостроенными прототипами были доставлены в Советский Союз.

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Проекции самолента Юнкерс Ю-287 / Изображение; fishki.net

Тактико-технические показатели самолента Юнкерс Ю-287

Габаритные размеры, м: длина — 18,3;
высота — 4,7;
размах крыла -20,11
Весовые характеристики, кг: пустого — 12500;
максимальный взлетный — 20000
Силовая установка 4(6) Jumo-004B
Максимальная скорость, км/час 750
Дальность полета, км 1570
Скороподъеиность, м/мин 580

Хотя, теоретически, использование крыла обратной стреловидности позволяет получить ряд существенных преимуществ, специалисты советско-германского ОКБ-1 в Дессау, всесторонне испытывая с 1946 по 1949 годы, в рамках программы «Entwicklungs Flugzeug» («экспериментальный самолет»), оба экземпляра Ju-287, не сумели выявить решающих преимуществ схемы и столкнулись с некоторыми нерешаемыми на тот момент времени проблемами. Программа была закрыта, а специалисты ЦАГИ пришли к выводу о нежелательности применения крыла обратной стреловидности в самолётостроении. Одним из доводов было увеличение статической неустойчивости самолёта с таким крылом в полёте на высоких скоростях.

Первым более-менее массовым и коммерчески эксплуатируемым самолётом (всего выпущено 47 единиц) стал немецкий пассажирский, с крылом относительно небольшой обратной стреловидности, Hamburger Flugzeugbau HFB-320 Hansa Jet 1964 года [4].

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

HFB-320 Hansa Jet / ru.wikipedia.org

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

HFB-320 Hansa Jet — немецкий лёгкий многоцелевой транспортный самолёт. Самолёт представляет собой цельнометаллический среднеплан со свободнонесущим крылом и построен с достаточно оригинальными решениями.

Основная особенность — крыло обратной стреловидности с углом 15° по передней кромке, благодаря чему главный лонжерон пропущен через фюзеляж насквозь. Хвостовое оперение Т-образное. Топливные баки размещены на законцовках крыла.

Пара реактивных двигателей расположена на пилонах в хвостовой части самолёта.

Начало проекта по разработке самолёта было положено в 1960 году. Первый полёт прототипа состоялся 21 апреля 1964 года, а серийная машина поднялась в воздух 2 февраля 1966 года. Первым коммерческим эксплуатантом стала итальянская Italcementi получившая свой самолёт 26 сентября 1967 года. В 1977 году была выпущена модификация HFB-320M являющая собой военный постановщик помех (РЭБ).

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Три проекции самолета / Изображение: www.aviastar.org

Тактико-технические показатели самолета HFB-320 Hansa Jet

Экипаж, человек 2
Пассажировместимость 11-15 в зависимости от конфигурации
Габаритные размеры, м: длина — 16,61;
высрта — 4,92;
размах крыла — 14,48
Площадь крыла, м² 30,14
Весовые параметры, кг: вес пустого — 5511;
максимальный взлетный вес — 9218
Силовая установка: два турбореактивных General Electric CJ610-1;
или CJ610-5;
или CJ610-9
Тяга, кН: 2×12,7;
или 2×13,15;
или 2×14
Крейсерская скорость, км/ч 825
Дальность, км 2413
Статический потолок, м  11433 
Скороподъёмность, м/с 21,6 

Долгое время самолётов с таким крылом никто не строил, за исключением пассажирского HFB-320 Hansa Jet.

Но появление в конце 70-х годов в США эффективных систем компьютерного управления полетом «Fly-by-Wire» позволило именно американцам вновь вернуться к подобной концепции, и с целью экспериментального подтверждения теоретических соображений был сконструирован экспериментальный X-29 [5]. Построенный по заказу BBC, он совешил первый полёт в декабре 1984 года. Однако, программа X-29A расценивается в США как неудачная.

Grumman X-29 — американский самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработанный корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман) в 1984 году. Всего было построено, по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA), два экземпляра.

История создания

Данный экспериментальный самолёт был создан в попытке поиска новых путей развития военной авиации и в связи с открывшимися технологическими возможностями в области электроники и композитных материалов.

Сама идея подобной машины возникла у Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам в 1977 году.

По разным соображениям в качестве разработчика и изготовителя была выбрана фирма Grumman, которая получила в декабре 1981 году контракт стоимостью 87 млн долларов на производство двух самолётов.
Лётный экземпляр самолёта был готов к лету 1984 года.

Grumman X-29 / topwar.ru

Теоретически, использование крыла обратной стреловидности на высокоманевренном истребителе позволяет получить ряд существенных преимуществ для такого типа машин: увеличение допустимых угла атаки
и угловой скорости разворота, снижение лобового сопротивления,
улучшение компоновочной схемы самолёта; причём все эти качества
проявляются тем сильнее, чем больше угол обратной стреловидности.

Таковое улучшение лётных характеристик объясняется отсутствием срыва
потока с концевых частей крыла за счёт смещения воздушного потока на
крыле обратной стреловидности к его корневой части.

Однако, например, специалисты советско-германского ОКБ-1 в Дессау,
всесторонне испытывая в послевоенные годы два трофейных экземпляра
немецких Ju-287,
в рамках программы «Entwicklungs Flugzeug» («экспериментальный
самолет»), не сумели выявить решающих преимуществ схемы и столкнулись с
некоторыми нерешаемыми на тот момент времени проблемами.

Читайте также:  Танк т-34-85: сколько весит, технические характеристики (ттх), размеры, экипаж, башня, орудие, применение

Программа была закрыта, а специалисты ЦАГИ
пришли к выводу о нежелательности применения крыла обратной
стреловидности в самолётостроении. Одним из доводов было увеличение
статической неустойчивости самолёта с таким крылом в полёте на высоких
скоростях.

Долгое время самолётов с таким крылом никто не строил, за исключением 47 экземпляров пассажирского HFB-320 Hansa Jet
с крылом относительно небольшой обратной стреловидности.

Но появление в
конце 70-х годов в США эффективных систем компьютерного управления
полетом «Fly-by-Wire» позволило именно американцем вновь вернуться к
подобной концепции.

С целью экспериментального подтверждения
теоретических соображений и был сконструирован X-29.

Grumman X-29 / topwar.ru

Самолёт был выполнен по схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением
(ПГО) трапециевидной формы и крылом отрицательной стреловидности
(–30°). Корневая часть крыла в своей хвостовой части переходит в
удлинённый наплыв, который заканчивается закрылками, включёнными в
систему постоянного аэродинамического управления самолётом.

Крыло,
выполненное по двухлонжеронной
схеме с обшивкой из композиционных материалов, имеет относительное
удлинение 4, коэффициент сужения 0,4 и массу 363 кг на каждую плоскость.

Передняя часть фюзеляжа с кабиной заимствована от F-5; средняя часть фюзеляжа, моторама под один двигатель, центроплан и вертикальное оперение – уникальной разработки; шасси – от F-16; двигатель – от F-18.

Источник: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/aviatsionnaya-ekzotika-chernyy-berkut-s-krylyami-vpered/

Экспериментальный истребитель Су-47 "Беркут"

Одним из сюрпризов МАКС-2019 стало появление на статике в разделе исторической авиации экспериментального самолета Су-47 (он же С-37) «Беркут».

Можно было бы его появление приурочить к празднованию 80-летия ОКБ П.О. Сухого, но самолет тихо появился и разместился в самом конце статики.1.

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

О «Беркуте» с сайта «Уголок неба»:Первые упоминания о разработке в ОКБ Сухого перспективного истребителя пятого поколения появились в западных авиационных журналах в 1994 1995 гг. Считалось, что к его проектированию приступили в конце 80-х годов. В публикациях эта машина проходила под обозначением «С-32».

Поначалу о новом самолете было известно лишь то, что главной особенностью его аэродинамической компоновки является крыло обратной стреловидности. Представители ОКБ вообще отрицали факт существования подобного летательного аппарата. Ситуация резко изменилась, когда на страницы журнала «Вестник Воздушного Флота» (март-апрель 1996 г.) случайно (?) попала фотография, сделанная С.

Скрынниковым, в то время главным редактором журнала., запечатлевшая собравшихся на заседание Военного совета ВВС России представителей руководства Военно-Воздушных Сил РФ и авиационной промышленности.

Hа столе находились две модели самолетов, в одной из которых можно было узнать многоцелевой истребитель Су-27М (Су-35), а другая, окрашенная в черный цвет, с номером «32» на борту, представляла собой самолет с ПГО, крылом обратной стреловидности и «заваленными» внутрь килями. Это был явно проект истребителя нового поколения. Сама модель этого самолета имела гриф «совершенно секретно».2.

  • Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики
  • Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики
  • Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики
  • Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики
  • Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики
  • Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

В июле самолет был перевезен на аэродром ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, где выполнил первые рулежки. Готовилась даже демонстрация машины на авиасалоне МАКС-97, но в последний момент руководство ВВС сочло это преждевременным. Hа МАКСе этот самолет продемонстрировали в 1999 г., но только в полете, без размещения на наземной экспозиции. Планировался его показ за рубежом, но на это не было получено разрешение со стороны Министерства обороны РФ.25 сентября 1997 г. состоялся первый полет этого самолета, получившего вскоре обозначение «С-37-1». В этом обозначении недвусмысленно делался намек на то, что за первым должен будет последовать второй экземпляр. Самолет поднял в воздух летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Тридцатиминутный полет «Беркута» прошел без замечаний. Двумя неделями раньше, 7 сентября того же года, в США взлетел первый предсерийный истребитель F-22, самолет пятого поколения, построенный с учетом технологии достижения малой заметности («стелс»).3.В создавшейся ситуации продолжение сокрытия от широкой публики факта создания «суховцами» нового «нашумевшего» самолета граничило с очевидной нелепостью. Hа второй день после первого полета 27 сентября в «Российской газете» появилось первое сообщение о начале испытаний «прототипа отечественного истребителя пятого поколения». 8 октября была распространена соответствующая информация по каналу ИТАР-ТАСС.18 октября, через пять дней после совершения четвертого полета, состоялась «правительственная» презентация С-37 для руководства авиационной промышленности и Министерства обороны (правда, главком ВВС на ней не присутствовал). Журналисты не были допущены на мероприятие. 23 октября было дано «добро» на публикацию в «Hезависимой газете» и «Коммерсант-Daily» фотографий самолета С-37 и некоторых его характеристик.4.По данным Михаила Сунцова в качестве одного из основных вариантов первоначально рассматривался истребитель палубного базирования, который в будущем должны был заменить самолеты Су-27К на борту тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (он же «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). Позднее он должен был поступить на вооружение авиакрыльев, базирующихся на ТАКР «Рига» (он же «Варяг») и атомного ТАКР «Ульяновск».Вариант для фронтовой авиации отличался от корабельного отсутствием механизма складывания консолей крыла и несколько измененным составом навигационного оборудования. В 1988 г. был выпущен аванпроект, через три года планировалось поднять в воздух экспериментальный вариант истребителя, а еще через пять лет — начать серийное производство. Hо этим планам не довелось сбыться.Через несколько лет самостоятельного проектирования Симонов передал проект самолета С-32 в непосредственное руководство М. А. Погосяну (в настоящее время — ректор МАИ), который в это время занимал должность первого заместителя генерального конструктора. Самолет в конечном итоге получил обозначение «С-37» (позднее ставший Су-47) и наименование «Беркут».5.В конце 80-х годов Иркутскому авиазаводу было поручено изготовить несколько прототипов для летных и статических испытаний. Hо начавшийся после 1991 г. кризис в экономике привел к прекращению финансирования программы. Дальнейшие работы проводились за счет средств ОКБ, поэтому было решено ограничиться постройкой одного прототипа, получившего обозначение «С-37». Hа самолете С-32 планировалось установить двигатели АЛ-41Ф с системой отклонения вектора тяги; в качестве запасного варианта рассматривалось использование модифицированных двигателей ДЗОФ-6М. Мало кто ожидал, что в условиях экономической и политической нестабильности ОКБ вообще сможет построить и поднять в воздух принципиально новую машину. Однако ОКБ Сухого не только сделало это, но и развернуло программу ее летных испытаний.По заявлению Симонова, С-37 (Су-47) является экспериментальным самолетом, созданным для отработки новейших перспективных решений, которые могут быть реализованы на боевых самолетах будущего. В нем применена необычная аэродинамическая схема «триплан с КОС» (КОС с передним горизонтальным оперением (ПГО) и обычным задним), а также новые конструкционные материалы, покрытия и система управления полетом. С марта 1998 г. (согласно пресс-релизу АООТ «ОКБ Сухого». 2000 г.) главным конструктором самолета является С. С. Коротков (в настоящее время — вице-президент ПАО «ОАК»).6.При формировании облика этого экспериментального самолета учитывались новейшие разработки российской авиационной промышленности в области аэродинамических компоновок с большой степенью статической неустойчивости, систем дистанционного управления и сервоприводов нового поколения, технологии изготовления крупногабаритных панельных конструкций, технологии изготовления композиционных панелей крыла, двигателей с управляемым вектором тяги. Доля композиционных материалов достигает 13%. Самолет оснащен интегрированной системой жизнеобеспечения. Для уменьшения воздействия на летчика больших перегрузок катапультное кресло установлено под углом 30 град. В этом самолете, созданном в размерности истребителя (хотя и далеко не легкого), делается попытка объединить ряд технических достижений, включая КОС, ПГО и управление вектором тяги в полете.7.Hаличие на самолете отсека вооружения, показанного на компоновке самолета, они не отрицают и не подтверждают (на фото №3 вы сами можете увидеть створки отсека вооружения). Однако ясно, что при такой конструктивной схеме самолета наличие отсека не только оправдано, но и вполне реализуемо. Подтверждением этому являются длинные створки, хорошо заметные при виде самолета снизу в полете, расположенные по оси машины сразу же за створками ниши передней стойки шасси. Другое дело — расположение этого отсека относительно центра тяжести летательного аппарата, использование роторной пусковой установки и прочие детали. Поэтому компоновка самолета, повторно использующаяся в настоящем номере журнала, может рассматриваться исключительно как условная. Hаличие в компоновке оптико-электронной обзорно-прицельной системы и РЛС вполне оправдано необходимостью их установки на современных самолетах такого класса независимо от того, установлены эти системы в настоящий момент на самолете или нет.8.

Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Самолет С-37 выполнен по аэродинамической схеме «интегральный неустойчивый триплан» с высокорасположенным крылом обратной стреловидности, цельноповоротным ПГО и цельноповоротным задним хвостовым оперением относительно небольшой площади. Обеспечивается возможность выполнять динамическое торможение с выходом на углы атаки до 120 град на скоростях от предельно малых до сверхзвуковых.

При создании самолета реализована принципиально новая технология, позволяющая изготавливать детали обшивки в плоском виде, после чего формообразовывать их в поверхности двойной кривизны, имеющие сложную конфигурацию и стыковать между собой с высокой точностью.

Применение крупногабаритных панелей длиной до восьми метров позволило добиться чрезвычайно высокой гладкости поверхности самолета и свести к минимуму крепеж. Это не только облагородило аэродинамику и снизило массу планера, но и уменьшило его радиолокационную заметность.

Конструкция планера на 13 град) по массе выполнена из композиционных материалов (в дальнейшем процент использования КМ должен быть существенно увеличен). На самолете применены принципиально новые «интеллектуальные» композиционные материалы для самоадаптирующихся и саморазгружающихся конструкций.

Ряд элементов (фонарь, шасси, некоторые бортовые системы), для снижения стоимости и ускорения работы по программе, заимствован у серийных истребителей семейства Су-27.

Крыло обратной стреловидности (по передней кромке -20 град, по задней -37 град) в консольной части и прямой стреловидности — в корневой имеет удлинение порядка 4,5 и выполнено на 90% из композиционных материалов. Консольная часть крыла выполнена складной. Ее передняя поверхность снабжена отклоняемым носком, а всю заднюю поверхность занимают односекционный закрылок и элерон.

Имеется развитый корневой наплыв, к которому крепится цельноповоротное ПГО, имеющее трапециевидную в плане форму. Стреловидность ПГО по передней кромке +50 град, по задней кромке -16 град.

Цельноповоротное заднее хвостовое оперение имеет стреловидность по передней кромке 50 град.

9.Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

Фюзеляж выполнен, в основном, из алюминиевых и титановых сплавов. Его сечение близко к овальному. Передняя часть носового обтекателя выполнена «приплюснутой», с оребрением. В хвостовой части расположены два обтекателя, которые в дальнейшем могут быть использованы для размещения различного радиоэлектронного оборудования.

Вертикальное оперение конструкционно подобно оперению самолета Су-27, однако имеет значительно меньшую относительную площадь (это достигнуто за счет аэродинамической компоновки, обеспечивающей повышенную эффективность работы ВО на больших углах атаки). Кили имеют развал во внешнюю сторону, что, в сочетании с уменьшенной площадью ВО, снижает радиолокационную заметность самолета.

Читайте также:  Карабины sauer 202 и 404: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Фонарь кабины практически аналогичен фонарю самолета Су-27.

Кресло К-36ДМ, установленное на экспериментальном самолете, имеет спинку, наклоненную на 30 град, что уменьшает воздействие на летчика высоких перегрузок, характерных для маневренного воздушного боя (в перспективе самолет может быть оснащен усовершенствованным катапультным креслом, обеспечивающим, в частности, спасение летчика на малых высотах из перевернутого положения).

Основные опоры шасси снабжены одним колесом и убираются в ниши по бокам воздушных каналов воздухозаборника. Передняя двухколесная стойка убирается в фюзеляж поворотом вперед.

10.Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристикиСиловая установка. Экспериментальный самолет снабжен двумя ТРДДФ Д-З0Фб (2х15.600 кгс) расположенных в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем предполагается переоснащение самолета двигателями АЛ-41Ф с системой управления вектором тяги. Нерегулируемые воздухозаборники, форма сечения которых близка к сектору круга, расположены под крыльевыми наплывами. Воздушные каналы имеют S-образную форму, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров ТРДДФ. На верхней поверхности фюзеляжа расположены две створки, служащие для дополнительного забора воздуха при маневрировании и на взлетно-посадочных режимах.11.

В 2006-2007 годах «Беркут» использовали в программе по созданию проекта истребителя Т-50 (в дальнейшем — Су-57). На Су-47 «обкатывали» ряд элементов внутреннего оснащения «невидимки».

12.13. Логотип АО «Авиадвигатель», Пермь

    14.15.16. 17. Вот такая красота

    Продолжение картинок с МАКС-2019 следует…

    Источник: https://saidpvo.livejournal.com/881151.html

    Истребитель Су-47 «Беркут» (С-32, С-37)

    Корабельный истребитель V поколения, техническое предложение. Эскизное проектирование началось в 1982 году, когда был заложен ТАКР «Рига». Для самолета была выбрана схема продольного интегрального триплана с КОС, статически неустойчивого по всем трем осям.

    В 1986 г. задание было изменено: основная модификация должна была проектироваться для ВВС по программе МФИ, а корабельный самолет должен был стать его модификацией.

    Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

    Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5, который первоначально носил традиционное для своего класса наименование «Рига», а затем был переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» vpk.name

    МФИ («Многофункциональный Фронтовой Истребитель»), проект в первой редакции. Проектирование начато во второй половине 70-х гг.

    по инициативе ОКБ сразу после окончания проектных работ по истребителю Су-27 в рамках конкурса с ОКБ Микояна.

    Самолет предназначался для замены всего парка истребителей и истребителей-бомбардировщиков ВВС III и IV поколения (МиГ-23, МиГ-27, Су-17М, МиГ-29, Су-27).

    Основные направления повышения летных качеств по сравнению с истребителями 4-го поколения:

    •  обеспечение применения управляемого и неуправляемого оружия, а также пушки по наземным целям с повышенной точностью в т.ч. ночью и в СМУ;
    •  вооружение должно применяться по принципу «увидел – выстрелил – отвернул»;
    •  снижение заметности в радиолокационном, электромагнитном, тепловом и оптическом спектрах в определенных ракурсах (в первую очередь в переднюю полусферу);
    •  сверхманевренность при M1.

    Полномасштабные работы начались после получения первой достоверной информации о том, что в США завершается проектирование самолета ATF. Под влиянием информации по ATF главными требованиями стали:

    •  сверхзвуковая крейсерская скорость;
    •  сверхманевренность;
    •  скрытность.

    С-22 (МФИ) проект, многофункциональный фронтовой истребитель с КОС и УВТ. Разработка аванпроекта началась в конце 70-х гг. по инициативе ОКБ. Полномасштабное проектирование самолета началось в 1986 г. после выхода соответствующего закрытого Постановления СМ и ЦК КПСС по конкурсу с ОКБ Микояна (проект 1.42 и самолет-демонстратор 1.44).

    Для отработки проекта в НИИ ПФМ был построен ряд моделей, как свободнолетающих, так и для продувки в АДТ, большое число наземных стендов, а также моделирование на ЭВМ с применением МКЭ.

    Для проектирования КОС использовались данные, полученные в 40-х гг. на испытаниях самолета Цыбина ЛЛ-3 (с КОС стреловидностью 40 град.), Ю-287/«140», а также в 70-х гг. при продувке модификаций МиГ-23 и Су-9 с КОС в АДТ. В 1982 г.

    была облетана ЛЛ с КОС (данные официально не подтверждены, фото нет).

    Самолет представляет собой «продольный интегральный триплан с КОС», аэродинамическая схема самолета статически неустойчивая по всем трем осям. Сопряжение крыла и оперения с фюзеляжем соответствует интегральному правилу площадей, плавное выше хорд и обычное – ниже.

    • Доля КМ (в основном, углепластики) в общем весе конструкции самолета 13%, но в крыле она до 90%.
    • В проект включены конструктивные решения, снижающие все виды заметности самолета (например, управление электризацией поверхностей обшивки), а также использованы соответствующие материалы – как конструкционные, так и покрытия).
    • Форма и окраска самолета должна способствовать снижению оптической заметности, а при обнаружении дезориентировать противника относительно пространственного положения самолета.
    • Особенности конструкции силовой установки:
    • установлены два ТРДДФ ОВТ V поколения с плоскими соплами, управляемыми только в вертикальной или и в вертикальной и горизонтальной плоскостях (но на первом этапе рассматривались ТРДДФ поколения IV+ типа АЛ-41Ф, Д-30Ф9 и Р179Ф-300 также с ОВТ);
    • воздухозаборники под наплывом, многоскачковые, нерегулируемые внешнего сжатия, с пониженной РЛ-сигнатурой, обеспечивает базирование на грунтовых аэродромах с эффективной защитой от ППП;
    • каналы ВЗ S-образные, закрывающие входные ступени компрессоров от прямого облучения РЛС;
    • на взлете и посадке открываются дополнительные ВЗ на верхней поверхности фюзеляжа;
    • топливо размещено во внутренних и подвесных баках;
    • на самолете предусмотрена выдвижная штанга дозаправки топливом в полете;
    • система управления силовой установкой цифровая с полной ответственностью (концепция FADEC), включает управление запуском и перезапуском силовой установки, топливопитанием, выбором режимов работы двигателей и положением сопла, объединена с системами управления самолетом, механизацией крыла и шасси в единый комплекс;
    • запуск двигателей – от ВСУ;
    • система контроля состояния силовой установки встроенная цифровая.

    Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

    Продувочная (дренированная) модель одного из вариантов носовой и средней частей фюзеляжа самолета С-22 с воздухозаборниками и ПГО, изготовленная в ОНИЛ-3 (НИИ ПФМ) НИИ ПФМ

    Особенности конструкции крыла:

    • крыло состоит из переходящей в фюзеляж наплывной части с оживальной передней кромкой, трапециевидного центроплана со значительной стреловидностью передней кромки и прямой задней кромкой, на которой навешено ГО, и консолей со значительной обратной стреловидностью и передней, и задней кромок;

    Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

    Главная особенность самолетов С-22, С-32 и С-37 – крыло обратной стреловидности. На таком крыле срыв потока при увеличении угла атаки и перегрузки развивается от корня к законцовкам, что позволяет дольше сохранять свою эффективность элеронам С. Пашковский // ААОТ «Сухой»

    • аэродинамический профиль крыла тонкий двояковыпуклый, оптимизирован для достижения больших сверхзвуковых скоростей при сохранении высоких значений коэффициента подъёмной силы и его производной по углу атаки, что дает высокую маневренность, в т.ч. при М>1;
    • большую часть передней кромки консолей крыла занимают двухсекционные предкылки (отклоняемые носки);
    • примерно 2/3 задней кромки консолей занимают двухсекционные закрылки, остальное – элероны;
    • механизация крыла адаптивная;
    • конструкция кессонной части крыла многолонжеронная с использованием крупногабаритных монолитных силовых агрегатов – панелей обшивки, лонжеронов и нервюр;
    • крыло имеет повышенную жесткость для восприятия характерных для КОС повышенных нагрузок от дивергенции (кручение в плоскости хорд). 

    Особенности конструкции фюзеляжа и кабины летчика:

    •  фюзеляж имеет овальное сечение, которое расширяется от воздухозаборников;
    •  основные конструкционные материалы фюзеляжа – алюминиевые, алюминиево-литиевые и титановые сплавы, стали;
    •  КМ применены только для радиопрозрачных обтекателей антенн и несиловых деталей;
    •  в фюзеляже сделаны отсеки для внутреннего размещения подвесного вооружения;
    •  кабина летчика в носовой части фюзеляжа;
    •  фонарь кабины каплевидный, состоит из ветрового козырька (его обвод близок к коническому) и поднимающейся основной прозрачной части;
    •  стекла специальные, уменьшающие влияние выреза кабины на ЭПР самолета;
    •  кресло установлено с углом наклона спинки 30 град. для облегчения восприятия летчиком типовых перегрузок.

    Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47: Беркут, истребители 6 поколения России, скорость, характеристики

    Носовая часть фюзеляжа с передним и задним отсеками вооружения Paralay.com

    Особенности конструкции цельноповоротного переднего горизонтального оперения:

    •  ПГО крепится к передней части наплыва крыла и расположено в плоскости его хорд близко к ПК (концепция «ПГО – предкрылок»);
    •  ПГО цельноповоротное, служит для создания управляющих моментов по тангажу и крену, повышения общей подъемной силы самолета на взлете и режимах маневрирования, снижения статической устойчивости самолета для улучшения его маневренности и повышения дальности полета путем снижения балансировочного сопротивления, а также как тормозной щиток на посадке (при этом оно отклоняется на большой угол носком вниз);
    •  на виде в плане ПГО имеет трапециевидную форму с большой положительной стреловидностью по передней кромке и с умеренной отрицательной по задней.

    Особенности конструкции цельноповоротного основного (заднего) горизонтального оперения:

    • ГО крепится к задней кромке средней части крыла и расположено в плоскости его хорд);
    • ГО цельноповоротное, служит для создания управляющих моментов по тангажу и крену, повышения общей подъемной силы самолета на взлете и режимах маневрирования, а также как тормозной щиток на посадке (при этом оно отклоняется на большой угол носком вверх);
    • на виде в плане ПГО имеет сложную форму из двух трапеций с большой положительной стреловидностью по передней кромке и с малой  отрицательной по задней.

    Особенности конструкции вертикального оперения:

    • вертикальное оперение двухкилевое со значительным «завалом» килей внутрь (экранирование сопел двигателей);
    • поверхности ВО трапециевидные, относительно крыла имеют малую площадь;
    • каждая поверхность ВО состоит из киля и РН.

    Особенности конструкции шасси:

    • шасси трехопорное с носовой опорой;
    • конструкция опор шасси и их амортизаторов обеспечивает «баллистический взлет» с коротким разбегом и посадку по крутой глиссаде с коротким пробегом;
    • шасси обеспечивает базирование на грунтовых аэродромах;
    • самолет имеет тормозной парашют и тормозной гак (для использования на специально оборудованных наземных аэродромах с короткими ВПП с твердым покрытием);
    • на всех опорах шасси установлены демпферы колебаний и шлиц-шарниры;
    • на основных опорах шасси установлено по одному тормозному колесу низкого давления;
    • основные опоры шасси убираются в ниши по бокам воздухозаборников вперед против потока;
    • на носовой опоре шасси установлено два тормозных колеса низкого давления;
    • передняя опора шасси убирается в нишу в НЧФ вперед против потока.

    Особенности конструкции систем управления:

    • все системы управления (самолетом, механизацией крыла, силовой установкой и шасси) объединены в комплекс, связанный с прицельно-навигационно-пилотажным комплексом БРЭО;
    • все системы управления цифровые электродистатнционные с многократным дублированием и гидромеханическим резервом;
    • все системы управления имеют встроенные системы контроля и регистрации состояния;
    • ручка управления самолетом боковая (БРУС);
    • все основные кнопки управления вооружением, прицельным и связным оборудованием размещены на БРУС и РУД (концепция HOTAS).

    Вооружение:

    • новая 30-мм пушка с увеличенной дальностью стрельбы (улучшенная баллистика), обеспечение поражения высокоманевренных малоразмерных целей короткой очередью, выход ствола и эжектор закрыты створками, открываемыми только при стрельбе (для снижения времени, на которое происходит рост ЭПР и сопротивления самолета);
    • применение УР воздух – воздух большой дальности (новых, включая Р-37), средней дальности (новых, а также Р-77, -77М, -77ПД с АРЛ и ИК-ГСН), малой дальности Р-73, -73Л и -73М с широкоугольными ИК ГСН;
    • воздух-земля (модификации ракет Х-58 и др. со складывающимся крылом и оперением);
    • корректируемых авиабомб КАБ-250 и КАБ-500 (серийных и новых типов);
    • свободнопадающих авиабомб (в т.ч. специальных) и НАР.
    Читайте также:  Ружье мр-18м-м: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

    Состав БРЭО:

    • БРЭО полностью цифровое, архитектура открытая соответствует ГОСТу, аналогичному американскому стандарту MIL STD1553B;
    • РЛС переднего обзора с АФАР (форма АФАР оптимизирована с учетом обводов НЧФ), обеспечивает применение оружия по воздушным целям (сопровождение 24 целей на дальности 165 – 245 км, одновременный обстрел 8 целей на проходе) и по наземным / морским целям, навигацию, картографирование, разведку и т.п.;
    • РЛС заднего обзора с АФАР, обеспечивает применение оружия по воздушным целям в ЗПС, в т.ч. обратный старт УР Р-73 и Р-77;
    • система свой-чужой нового поколения;
    • цифровая система обмена данных с ЗКП, ВКП/РЛД и самолетами группы;
    • ОЭПС (телевизионный, лазерный и ИК-каналы, работает по наземным и воздушным целям, режим пассивного автоматизированного опознавания цели по оптическому образу);
    • датчики предупреждения, система радиоразведки и постановки активных помех нового поколения сведены в БКО;

    Источник: https://naukatehnika.com/istrebitel-su-47-berkut.html

    Самолет Су-47 «Беркут»

    07:00

    В Минэнерго США считают, что России не удастся завершить строительство «Северного потока — 2»

    06:54

    Намерение Зеленского провести выборы в Крыму сравнили с «объявлением войны России»

    06:51

    Украина, Грузия и Молдавия попросили у Евросоюза денег

    06:48

    Стали известны подробности стычки солдат США с сирийцами

    06:42

    Боевые корабли. Крейсера. Оригинальная вершина японского совершенства

    06:21

    Политолог усомнился в адекватности Зеленского из-за его планов на Крым

    06:18

    «Газпром» отреагировал на слова министра США о «Северном потоке – 2»

    06:15

    База сил коалиции в Ираке попала под ракетный обстрел

    04:39

    В Багдаде ракеты упали рядом с посольством США, сообщают СМИ

    04:36

    В провинции Хубэй снижается число новых случаев коронавируса

    04:33

    США заявили, что Россия неспособна достроить «Северный поток — 2»

    04:30

    СМИ: в Багдаде военная база сил коалиции подверглась ракетному удару

    03:57

    El Universal: под угрозой санкций — Мексика отказывается от российских вертолётов

    03:40

    МИД Польши призвал ЕС и США вместе противостоять России

    03:36

    Намерение Зеленского провести выборы в Крыму сравнили с «объявлением войны России»

    03:12

    Слуцкий прокомментировал планы ФРГ по стабилизации ситуации в Ливии

    01:39

    »Они не смогут». США пообещали сложности запуску «Северного потока-2»

    01:36

    Венесуэльский министр рассказал об убытках страны от санкций США

    01:30

    От Ирана требуют компенсаций родственникам погибших в катастрофе

    01:27

    Дочь экс-дипломата и директора разведки США арестовали за убийство

    01:24

    Бельгиец, у которого диагностировали коронавирус, поправился

    01:21

    СМИ: Власти США обсуждают прекращение поставок в Китай авиадвигателей

    01:00

    Путин задал прямой вопрос про Донбасс

    00:45

    Die Welt провозгласила конец мировой стабильности

    00:06

    Богданов: обвинения Эрдогана о российских ЧВК в Ливии не соответствуют действительности

    00:03

    Помогающий террористам ПНС Эрдоган обвинил Россию в ливийском кризисе

    00:00

    Министр энергетики США не верит в перспективы «Северного потока – 2»

    23:33

    Глава МИД Турции прокомментировал ситуацию с поставками С-400

    23:00

    ФСБ задержала украинских браконьеров в Азовском море

    22:54

    Украине предложили сделать 12 шагов навстречу Донбассу на конференции в Мюнхене

    22:51

    Сирия новости 15 февраля 22.30: взрыв в центре Аль-Баба, боевик оппозиции нейтрализован в Идлибе

    22:39

    Анпилогов: $1 млрд от США растворится в «Инициативе трех морей» без угрозы для РФ

    22:36

    Направление вопроса о мирном договоре может измениться вслед за премьер-министром Японии

    22:18

    Легендарной советской «адской молотилке» – ЗСУ-57 — 65 лет

    22:09

    Zaxid (Украина): достоинство и ватность

    22:06

    Поляки в Казахстане: жизнь в степи (Polskie Radio, Польша)

    22:03

    Главред (Украина): почему украинцы продолжают сидеть в российских соцсетях

    22:00

    The American Prospect (США): был ли Путин неизбежен? Часть I

    21:57

    Токио симбун (Япония): школа ниндзя в российской глубинке. Главный мастер спортивного клуба («додзё») – бывший российский военный. Здесь изучают японские боевые искусства

    21:48

    Президент Афганистана заявил о готовности к сокращению присутствия США

    21:45

    Поиски попавшей под лавину в Грузии россиянки возобновят утром

    21:15

    France Info: Павленский «заставил» кандидата Макрона сняться с выборов мэра Парижа

    21:12

    Любовь во время коронавируса: CGTN узнал у пар из Ухани, как поддерживать чувства в карантине

    21:06

    СТВ: Лукашенко посоветовал белорусам есть местную еду, а не «бананы, ананасы и икру»

    21:03

    Der Spiegel: Анкара рассчитывает на помощь Запада, если Москва не ограничится «войной слов»

    Источник: https://tehnowar.ru/12782-samolet-su-47-berkut.html

    Схватка за русское небо: Су-57 подрезал крылья «Беркуту»

    На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском на статической стоянке впервые представлен широкой публике истребитель Су-47 «Беркут».

    Впрочем, до этого он дважды появлялся в Жуковском — на МАКС-1999 и МАКС-2001. Но то были показы для специалистов.

    Сейчас в связи со снятием секретности уникальный самолет может посмотреть любой желающий, в том числе и авиационные специалисты наших «партнеров».

    Уникальность Су-47 заключается в том, что он имеет крыло обратной стреловидности. То есть законцовки крыла находятся впереди по отношению к месту крепления крыла к фюзеляжу.

    Истребитель, главным конструктором которого был Михаил Погосян, довольно долго претендовал на то, чтобы стать первым в России истребителем пятого поколения. И это имело под собой определенные основания. Например, конструкция крыла с обратной стреловидностью позволяет существенно снизить радиолокационную заметность самолета.

    Проект по теме «Беркут» начал развиваться с 1983 года в «рваном» темпе. В 1988 году вдруг выяснилось, что ВВС такой истребитель не нужен. И «Беркут» начали перепрофилировать для эксплуатации в качестве палубного самолета на авианосцах. А в начале 90-х финансирование проекта прекратилось. Однако ОКБ Сухого продолжило работы с привлечением внутренних резервов.

    Надо сказать, коллектив ОКБ проявил истинную доблесть. В условиях безденежья самолет совершил первый полет 25 сентября 1997 года. Спустя 4 года он был показан в Жуковском под наименованием С-37 «Беркут». А еще через 2 года там же его представили уже как Су-47 «Беркут». Следовательно, у него были реальные шансы стать серийно строящимся самолетом.

    Так почему же была выбрана столь необычная схема истребителя? До Су-47 были реализованы лишь две удачные попытки построения серийных самолетов с обратной стреловидностью крыла. В середине 60-х годов появился немецкий легкий транспортный самолет HFB-320 Hansa Jet, всего было построено 64 машин.

    В начале следующего десятилетия шведы начали производство более четырех сотен также легких самолетов Saab MFI-15 Safari как гражданского так и военного назначения.

    Также известны два случая создания прототипов, которые не пошли в серию — немецкий бомбардировщик «Юнкерс-287» (1944 год) и американский реактивный Х-29 (1984 год).

    Если «американец» был легким реактивным истребителем (максимальный взлетный вес — 8 тонн) и развивал скорость в 1770 км/ч, то «Беркут» — это уже очень серьезная машина.

    Причем по нескольким параметрам он удовлетворяет требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Например, его максимальная бесфорсажная скорость превышает скорость звука (1200 км/ч).

    А скорость на высоте — 2500 км/ч.

    Схема самолета с обратной стреловидностью крыла имеет как достоинства, которые постарались в полной степени использовать конструкторы ОКБ Сухого, так и недостатки.

    Пожалуй, наиболее интересным для конструкторов является то, что у такого самолета повышенное аэродинамическое качество при всех режимах полета — характеристика, определяющая соотношение угла атаки, подъемной силы и лобового сопротивления.

    Именно поэтому у Су-47 при использовании ничем особо не выдающегося двигателя с тягой 12500 кгс бесфорсажная скорость превышает скорость звука.

    Еще одно достоинство — крыло позволяет улучшить управляемость на малых скоростях. А также улучшает взлетно-посадочные характеристики. Это одна из причин того, что командование ВМФ ухватилось за «Беркут», когда ВВС от него отказались.

    Необходимо сказать и о повышенной маневренности благодаря отсутствию срыва потока воздуха с законцовок крыла. Поток устремляется к корневой части крыла.

    Ну, и еще уменьшенная радиолокационная заметность в передней полусфере, о чем мы уже сказали выше.

    Недостаток, который ОКБ Сухого удалось компенсировать — большая нагрузка на крыло, а также возможность возникновения при некоторых режимах полета колебательных процессов. В значительной степени именно поэтому в конструкции самолета, прежде всего, крыла широко используются композиционные материалы, позволяющие улучшать не только вес конструкции, но и ее жесткость.

    Но при этом полностью избавиться от эффекта, когда крыло немного «гуляет» в полета, невозможно. Поэтому самолет имеет повышенную неустойчивость.

    Компенсация такого рода непредсказуемых девиаций заключается в использовании электродистанционной системы управления, в исполнительный канал которой включен вычислитель. Прежде вычислители были аналоговыми и малоэффективными.

    В значительной степени поэтому был свернут немецкий проект создания бомбардировщика «Юнкерс-287». Сейчас, в компьютерную эпоху, коррекция выполняется при помощи цифровых устройств. Именно таким образом обеспечивается устойчивость полета Су-47.

    Единственный построенный прототип Су-47 летал много. Что было необходимо для того, чтобы проверить принципиально новый самолет на всех режимах. Однако во время испытаний ОКБ Сухого решило подстраховаться, исключив из программы сверхзвуковые полеты.

    Поскольку при росте скорости и при переходе на сверхзвук на крыло возрастает нагрузка. Причем не по линейному закону. Означало ли это отказ от заявленных характеристик и передачу в серийное производство околозвукового истребителя? Вряд ли, потому что такой истребитель никому не нужен. Даже в качестве учебно-тренировочного самолета.

    Так что можно предположить, что полеты на сверхзвуке были запланированы на будущее.

    Однако будущего для «Беркута», который готовился стать самолетом пятого поколения, не наступило. В 2005 году работы по его совершенствованию и доведения до нужных кондиций были остановлены. Произошло это потому, что в том же самом ОКБ Сухого после успешной защиты аванпроекта ПАК ФА (Су-57) основные силы были направлены на создание другого истребителя пятого поколения.

    При этом «Беркут» также принимал посильное участие в реализации этого проекта. Его превратили в летающую лабораторию для обкатки технических решений, используемых в ПАК ФА.

    О том, что именно из авионики, которой оснащен Су-57, испытывалось на Су-47, неизвестно в связи с недавней секретностью «Беркута». Но есть сведения о том, что самолету установили бомболюк со створками значительной длины.

    Это значит, что на нем можно испытывать ракеты «воздух-воздух» большой дальности.

    Несмотря на секретность самолета о нем уже довольно давно пишут в открытых западных источниках. Так, утверждается, что Су-47 имеет противорадиолокационное покрытие, поглощающее электромагнитные волны.

    Однако до «самолета-невидимки» он явно не дотягивает, поскольку покрытие — это далеко не всё в стелс-технологиях.

    Важна и геометрия самолета, его крыло и фюзеляж должны не отражать, а максимально рассеивать в пространство электромагнитные волны от РЛС противника.

    Доподлинно неизвестна причина прекращение работ по этому самолету. Скорее всего, она не одна, а целый комплекс причин. Но главная, естественно, — начало разработки нового «пятерочника», на создание которого были выделены очень значительные средства.

    О других причинах можно только догадываться. Тут и долгая подготовка к обкатке машины на сверхзвуковых режимах. И высокая эффективная площадь рассеяния электромагнитных волн.

    И «перетяжеленность» конструкции, то есть необходимость вводить в конструкцию элементы, которые обеспечивают прочность самолета. И низкая ремонтопригодность — в случае даже минимального повреждения крыла необходимо заменять его целиком.

    Возможно, были еще и какие-то серьезные проблемы с авионикой.

    Существует еще мнение относительно того, что «во всем виноваты американцы», которые на высшем политическом уровне вставляли палки в колеса уникальному самолету. Однако всерьез к этому относиться нельзя.

    Так что переключение ОКБ с Су-47 на Су-57 является верным в стратегическом отношении решением. Хоть «Беркут», конечно, покрасивее.

    • ТТХ Су-47
    • Длина — 22,6 м
    • Высота 6,4 м
    • Размах крыла — 16,7 м

    Площадь крыла — 56 кв.м.

    1. Масса пустого — 19500 кг
    2. Нормальная взлетная масса — 26500 кг
    3. Максимальная взлетная масса — 38500 кг
    4. Тяга двигателя с отклоняемым вектором тяги — 2×12500 кгс
    5. Тяга на форсаже — 2×17500 кгс
    6. Максимальная скорость на высоте — 2500 км/ч
    7. Скорость у земли — 1550 км/ч
    8. Боевой радиус — 2000 км
    9. Боевой радиус на сверхзвуковой скорости — 800 км
    10. Практический потолок — 20000 м
    11. Длина разбега/пробега — 90 м
    12. Тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 1,32
    13. Боевая нагрузка — 8000 кг
    14. Военное обозрение: F-16 атакует наш МиГ-35 в индийском небе
    15. Военные новости: Эксперт прокомментировал слухи о взрыве ракеты «Буревестник» под Северодвинском

    Источник: https://svpressa.ru/war21/article/242129/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector