Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики апл северодвинск и казань, описание конструкции

Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкции Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.
Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкцииВ. Н. Пялов

Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».

Особенности конструкции

В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.
Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкции

Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.

Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкции

Что известно о проекте 885

Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс.

длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 8 АПЛ подобного типа. Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкцииАПЛ «Северодвинск»

Незаметность, как фактор боевой мощи

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности.

Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.

Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ.

В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.

Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкцииКрылатая ракета «Калибр»

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

Боевые возможности

Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкцииПуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»

Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР «Калибр» и Бирюза».

Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкцииСхема боевого применения крылатых ракет

Каждая пусковая установка рассчитана на 4 крылатых ракеты. При групповом пуске они формируют «волчью стаю» во главе с «лидером», координирующим действия всей группы. По мнению экспертов, противостоять такому залпу не сможет ни один из существующих американских авианосцев, для уничтожения которых они и создавались.

А по бортам второго отсека расположены 10 торпедных аппаратов с 30 торпедами «Физик-1» калибра 533. Помимо стратегических боевых задач «Ясень» способен выполнять вспомогательные функции в качестве постановщика мин или для осуществления акустического противодействия.

Ясень подводные лодки проекта 885: технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкции

Источник: https://www.techcult.ru/weapon/2527-podvodnaya-lodka-yasen

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Головная многоцелевая атомная подводная лодка (МПЛАТРК) 4-го поколения «Северодвинск» пр. 885 типа «Ясень», вооруженная крылатыми ракетами, в ноябре 2012 года приступит к программе государственных испытаний в море. По итогам данных испытаний комиссия должна будет в декабре подписать акт о приеме подводной лодки в состав ВМФ России.

В настоящее время МПЛАТРК «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания, одновременно с этим на заводе «Севмаш» прошла плановая прострелка торпедных аппаратов лодки. Для вооружения новой АПЛ уже изготовлены 3 крылатых ракеты «Калибр» в варианте с дальностью стрельбы в 2 500 км.

Сверхзвуковой вариант данной ракеты с обычной или ядерной боеголовкой на пути к береговой или надводной цели меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой, что делает ее очень страшным оружием.

 Крылатые ракеты «Калибр» – это высокоточное сверхскоростное оружие, которое предназначено, по большей части, для борьбы с авианосцами противника.

В соответствии с подписанными ОСК и Минобороны России контрактом в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года российский флот должен получить 7 МПЛАТРК типа «Ясень», при этом 6 из подводных лодок будут строиться по усовершенствованному проекту 885М. Головной модернизированной лодкой серии является «Казань».

При этом данная лодка станет первой АПЛ 4-го поколения, которая получит совершенно новое техническое оснащение, которое не имеет аналогов в отечественном кораблестроении.

В отличие от готовящихся к приему в состав российского флота стратегических ракетоносцев 4-го поколения проекта «Борей» – АПЛ «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», у которых впервые примененная на них техническая начинка составляет порядка 40%, у многоцелевой АПЛ «Казань» проекта 885М все узлы, системы и механизмы будут совершенно новыми, никогда прежде не применявшимися. По словам представителей ОПК, это совершенно новое, высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и современном российском кораблестроении. По своим ТТХ АПЛ «Казань» должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире – американской многоцелевой АПЛ типа «Сивульф», при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.

Общая стоимость 7 подводных лодок проекта 885 «Ясень» превышает 200 млрд. рублей. По информации источников ИТАР-ТАСС, одна АПЛ проекта 885М стоит в 1,5-2 раза дороже подводных лодок проекта 955 «Борей».

Описание подводных лодок проекта 885 «Ясень»Работы по созданию подводных лодок, относящихся к 4-му поколению, СССР начала одновременно с США еще в 1977 году. Первоначально планировалось создание лодок нескольких типов: многоцелевой, противоавианосной, противолодочной.

Но позднее решено было ограничиться только многоцелевой подводной лодкой, которая была бы способна решать максимально возможный круг задач. Проектированием субмарины занималось КБ «Малахит», которое имело богатый опыт по созданию удачных многоцелевых подводных лодок.

Новая АПЛ проекта 885 получила шифр «Ясень», по кодификации НАТО – «Granay». Закладка головного корабля серии «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» в городе Северодвинск. Скорость постройки лодки по причине очень плохого финансирования была очень медленной.

12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний. Основные характеристики АПЛ проекта 885: наибольшая длина – 120 метров, ширина – 15 метров, осадка – 10 метров. Полное водоизмещение – 11 800 тонн. Наибольшая подводная скорость – 31 узел.

Экипаж лодки – 90 человек (32 офицера). Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая способна вместить весь экипаж.

Подводные лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус лодок – стальной. Ядерная энергетическая установка данных субмарин относится к реакторам 4-го поколения. Мощность реактора составляет 200 МВт. Реактор выполнен по интегральной компоновочной схеме.

Преимуществом такого решения является локализация теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также отсутствие трубопроводов и патрубков большого диаметра. Данная схема предполагает применение оборудования, которое обладает очень высокой надежностью. По мнению некоторых специалистов, новые реакторы способны служить достаточно долгое время без перезарядки.

Срок службы новых реакторов оценивается в 25-30 лет, то есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки.

МПЛАТРК типа «Ясень» обладают полуторакорпусной конструкцией с легким корпусом только в носовой части лодки, а также с надстройкой в районе ракетных шахт. Прочный стальной корпус субмарины разделен на 9 отсеков.

В первом отсеке расположен центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, аппаратное оборудование гидроакустического комплекса и боевые посты. Вокруг первого отсека лодки и в нос от него расположена носовая группа цистерн главного балласта (ЦГБ, всего 5 штук).

Во втором отсеке расположены казенные части торпедных аппаратов, а также стеллажи с боеприпасами. Здесь же находятся приводы выдвижных устройств и частично другое вспомогательное оборудование лодки.

В третьем отсеке лодки на 4-х палубах расположено общекорабельное и различное приборное оборудование, такое как дизель-генераторы, насосы и преобразователи, холодильные машины. Четвертый отсек выделен под жилые и медицинские помещения, а также некоторые вспомогательные системы.

Отсеки со 2-го по 4-й включительно составляют около 40% от всей длины прочного корпуса субмарины и не имеют легкого корпуса, а лишь легкую надстройку. За этими отсеками прочный корпус получает существенное сужение и двухкорпусное исполнение.

Пятый отсек АПЛ – ракетный. В районе этого отсека находится цистерна быстрого погружения и средняя группа ЦГБ (4 цистерны).

Шестой отсек лодки – реакторный, вокруг него находится специальная уравнительная цистерна, которая необходима для удержания лодки по глубине во время проведения ракетных стрельб.

В седьмом (турбинном) отсеке расположено оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы, а также другое энергоооборудование. Вокруг этого отсека расположена кормовая группа ЦГБ (всего 5 штук).

Восьмой отсек субмарины используется для размещения механического, общекорабельного оборудования, также в нем расположен кормовой люк, за которым находится румпельное отделение с гидравлическими приводами кормового оперения лодки.

Вся носовая часть АПЛ типа «Ясень» выделена под размещение крупногабаритной сферической антенны гидроакустического комплекса. За обтекателем данной антенны выше конструкционной ватерлинии находятся носовые горизонтальные рули лодки.

Хвостовое оперение субмарины выполнено по классической крестообразной схеме. Подлодка получила достаточно длинное ограждение выдвижных устройств «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой.Прочный корпус подлодки выполнен из маломагнитной стали (толщиной до 48 мм).

Читайте также:  Коллиматорный прицел (кобра, eotech, hakko, sightmark и другие): принцип действия, устройство, цена, своими руками, выбор

Сборка корпуса лодки осуществляется блочным методом с применением металлических тросовых демпферов, которые используются взамен традиционных резинокордовых пневматических. Оборудование корабля монтируется зональными блоками на специальных массивных рамах.

Новый вариант компоновки блоков энергетической установки, а также систем охлаждения, электроснабжения, вспомогательного оборудования позволил уменьшить уровень шумности лодки на 10-15 Дб.

В конструкции лодки применяются вибропоглощающие слоистые балки, элементы воздуховодов и трубопроводов, пиллерсы, которые сокращают шумы на 10-30 Дб. Все оборудование крепиться на вибропоглощающих сотовых каркасах, выполненных из композитных материалов.

При этом каждый конструкционный блок дополнительно покрыт звукоизолирующими панелями. Сам корпус АПЛ покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием, которое снижает шумность лодки, а также уменьшает отражение сигналов гидролокаторов.

Также на «Ясене» используется система активного гашения шумов в пределе дискретных составляющих частотой 50-500 Гц.

Для снижения шумности лодки на малых скоростях движения применяется лишь гребной электродвигатель, в то же время главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту лишь на высокоскоростных режимах работы.

Подводная лодка проекта 885 выполнена по одновальной схеме и оснащена 7-лопастным малошумным винтом, имеющим саблевидные лопасти (с композитным демпфированием). Винт обладает фиксированным шагом. Также лодка имеет 4 откидывающихся подруливающих устройства и носовые горизонтальные рули с закрылками, вероятнее всего, выдвижные.

Основным вооружением АПЛ являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза».

Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут.

Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.Помимо крылатых ракет на вооружении лодки находятся различные торпеды. «Ясень» имеет 10 торпедных аппаратов (по 5 на борт) калибра 533 мм. Боезапас торпед – 30 штук: УСЭТ-80, «Физик-1» (УГСТ) и др.

, а также КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза» или ПЛРК «Водопад», а также мины. Торпедные аппараты лодки находятся в центральной части корпуса за центральным постом. На подлодке возможна установка 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ средств гидроакустического противодействия типа РЭПС-324 «Шлагбаум» для применения самоходных приборов гидроакустического противодействия МГ-114 «Берилл» и МГ-104 «Бросок».

АПЛ проекта 885 оснащаются боевой информационно-управляющей системой «Округ», которая объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех боевых систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается при помощи нескольких БЦВМ. «Округ» можете передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системе передачи данных.

Автор Юферев Сергей

Источник: https://sdelanounas.ru/blogs/23567/

«Ясень-М»: на что способна новейшая российская АПЛ

АПЛ К-572 «Новосибирск», представляющая уже четвертое поколение российских атомных подводных лодок, стала третьей субмариной проекта 885 «Ясень», спущенной на воду. 15 июня 2010 года на воду была спущена АПЛ К-560 «Северодвинск», 31 марта 2017 года – АПЛ К-561 «Казань».

Модернизация «Ясеня» началась уже с «Казани», которая первая в наименовании проекта получила букву «М». Однако «Новосибирск», по замыслу военных, будет первой подлодкой проекта 885 «Ясень-М», переданной в ВМФ.

Информация о том, чем модернизированные образцы будут отличаться от «Северодвинска» не раскрывается, известно лишь что новые подлодки на 9 метров короче предшественницы.

Изначально планировалась постройка 30 субмарин этой серии, впоследствии пришли к решению, что на верфях «Севмаша» будет заложено лишь восемь АПЛ «Ясень-М». Все они начнут поступать на вооружение ВМФ РФ со второй половины 2020 года. Министерство обороны России рассчитывает, что группировка этих подлодок станет основой новых ударных сил подводного флота России.

«Ясени» должны заменить несколько серий АПЛ, поостренных в 1970-80-х годах: это проекты 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Первые свои очертания АПЛ четвертого поколения получили еще в 1977 году.

В планах было создание многоцелевого подводного крейсера, способного решать максимально широкий спектр задач.

Проектировщиком новой серии АПЛ выступило Ленинградское конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором стал Владимир Николаевич Пялов, известный специалист в области подводного кораблестроения.

Работа над четвертым поколением АПЛ шла тяжело, с большими перерывами: сначала проект замораживали в 80-х, потом в 90-х. Вернулись к работам лишь в 2004 году, но уже ориентируясь на значительно переработанный вариант. В нем впервые увидели свет многие технические решения, до тех пор не применявшиеся в отечественном судостроении.

Универсальные АПЛ «Ясень-М» созданы исключительно из российских комплектующих. Известны следующие параметры подводных крейсеров: длина составляет 130 м, наибольшая ширина – 13 м, высота – более 9 м.

Надводное водоизмещение судна 8600 т, подводное – 13 800 т. Мощность водяного атомного реактора «ОК-650В» – 190 МВт. Субмарина способна развивать скорость до 60 км/ч и плавать на глубине до 600 метров.

Численность экипажа 90 человек, длительность автономного плавания – около 100 суток.

По заверениям разработчиков, атомный реактор нового поколения сможет значительно повысить надежность работы энергосистемы подлодки. Срок его службы без перезарядки достигает 25-30 лет, что сопоставимо с периодом жизни самой субмарины.

Особенность силовой установки в том, что проводка теплоносителя первого контура расположена в корпусе реактора – это многократно снижает вероятность аварии и радиоактивного облучения экипажа.

Созданная специально для АПЛ 885 проекта информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения оповестит экипаж в случае превышения нормы.

На атомоходах серии «Ясень-М» размещены 8 торпедных аппаратов (на серии «Ясень» их 10) 553-мм калибра.

На вооружении модернизированного варианта подлодки стоят новейшие крылатые ракеты «Калибр» (50 единиц) и «Оникс» (40), а в дальнейшем планируется оснастить субмарину гиперзвуковым оружием – 40 ракетами «Циркон».

Кроме того, «Ясень-М» вооружен глубоководными тепловыми самонаводящимися торпедами (30), вместо которых возможно размещение на борту глубоководных мин.

Оценивая свое детище, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев отметил, что «этот корабль носит универсальный характер, он позволяет успешно бороться с надводными кораблями, с группировками надводных кораблей, с подводными лодками, позволяет наносить удары по береговым объектам».

Важной отличительной чертой подлодок серии «Ясень-М» является их малошумный ход. Это возможно самая малошумная субмарина в мире.

Ее корпус изготовлен из маломагнитной стали (требования к такому материалу связаны с ужесточением норм по вопросам безопасности, надежности и экологичности) – в носовой части он словно вложен в футляр из специального легкого сплава.

Тем самым конструкторы усилии обтекаемость лодки и уменьшили ее подводный шум. В дополнение корпус «Ясеней» обложен шумогасящей резиной, которая мешает гидролокаторам противника обнаружить довольно габаритное подводное судно.

Еще одна хитрость, которую использует российская субмарина – на небольших скоростях работает только гребной электродвигатель. Основная мощность через специальную муфту запускается лишь на высокоскоростных режимах. Таким образом инженеры избавились от проблемы шумящего винта на малом и среднем ходу.

Источник: https://russian7.ru/post/yasen-m-na-chto-sposobna-noveyshaya-ros/

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — это… Что такое Подводные лодки проекта 885 «Ясень»?

МПЛАТРК проекта 885 «Ясень»
Основные характеристики
Размеры
Силовая установка
Вооружение
Изображения на Викискладе
Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта 885 «Ясень»
Разработчик проекта СПМБМ «Малахит»
Главный конструктор В.Н. Пялов
Классификация НАТО «Graney», «Yasen»
Скорость (надводная) 16 узлов
Скорость (подводная) 31 узел
Предельная глубина погружения 600 метров
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 90 человек (32 офицера)
Стоимость К-329 «Северодвинск»: 47 млрд руб.[1]
«Казань»: 47 млрд руб.[2]
«Ясень-М»: ~30 млрд руб.[3]
Водоизмещение надводное 8 600 т
Водоизмещение подводное 13 800 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 119 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка (по КВЛ) 9,4 м
  • Водо-водяной реактор ОК-650В,
  • Один вал,
  • Один винт.
Торпедно-
минное вооружение
10 533-мм торпедных аппаратов в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможен прием мин вместо торпед
Ракетное вооружение 8х4 ПУ П-800 «Оникс», ЗМ-54 и ЗМ-54-1 класса корабль-корабль, ЗМ-14 класса корабль-земля, планируется Х-101 (X-102).

Подводные лодки проекта 885 (0885) «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. 15 июня 2010 года головной корабль проекта «Северодвинск» спущен на воду. В постройке находится второй корабль — «Казань», строящийся по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М».[4]

Число заказанных кораблей неоднократно менялось.

Изначально планировалась постройка серии из 30[5] субмарин, затем количество запланированных кораблей уменьшилось до 5[6], затем были озвучены планы на строительство 6[7] или 7[8] субмарин, далее прозвучало, что до 2020 года в строй войдут не менее 8 единиц[9]. Весной 2011 года были озвучены планы по вводу в строй до 10 таких субмарин считая уже заложенные и построенные.[10][11][12]

История

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач.

Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей».

В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.

12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море на ходовые испытания[13].

Конструкция

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.

Читайте также:  Телескопический электрошокер молния yb-1120: отзывы, страна-производитель, цена

В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ.

Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж[14]. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта.

Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.

Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора[8], что сильно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа.

Вооружение

Десять торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты.

Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач — от поражения стационарных наземных целей ракетами «ЗМ-14» до борьбы с субмаринами противника и уничтожением всех типов надводных кораблей противокорабельными ракетами «ЗМ-54» и П-800 «Оникс».

Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок.

Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач.

По функциям «Ясень» будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами, значительно уступая им в боезапасе, но превосходя по скорости и подводным атакующим качествам.

«Сивулф»
«Ясень»
«Вирджиния»
«Барракуда»
«Астьют»

Внешний вид

Годы постройки

Годы службы

Построено

Водоизмещение надводное (т)

Водоизмещение подводное (т)

Число ТА / ПУ ракет

1989—2004 1993—н.в. 1999—н.в. 2007—н.в. 2001—н.в.
1997—н.в. 2004—н.в.
3 1 (10 план) 9 (30 план) 0 (6 план) 2 (7 план)
7460 8600 7800 4755 6500
9130 13800 5300 7800
8 / — 10 / 8(32) 4 / 12 4 / — 6 / —

Представители проекта

Название
Проект
Заводской №
Дата закладки
Спуск на воду
Ввод в строй
Состояние
К-329 «Северодвинск» 885 160 21 декабря 1993 15 июня 2010[15] 2012[16] На испытаниях
«Казань» 885М 161 24 июля 2009 2015 (план)[17] В постройке
«Уфа» 885М 2012 Заключён контракт на строительство[18]
885М  ? Заключён контракт на строительство
885М  ? Заключён контракт на строительство
885М  ? Заключён контракт на строительство
885М  ? Принято решение о строительстве
885М  ? Принято решение о строительстве
885М  ? Планируется к постройке
885М  ? Планируется к постройке

Современное состояние

Закладка головного корабля класса «Ясень», получившего имя «Северодвинск», состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» под заводским номером 160.

24 июля 2009 года на Севмаше состоялась закладка второго корабля проекта 885 «Ясень-М», которому присвоено имя «Казань»[7]. Главком ВМФ Владимир Высоцкий рассказал, что закладка «Казани» была внеплановой, то есть не была предусмотрена в госпрограмме[19].

15 июня 2010 года АПЛ «Северодвинск» спущена на воду. Длительное время строительства корабля объясняется тем, что в нем используются абсолютно новые и самые современные материалы. На церемонии присутствовал Д. А. Медведев[20] 12 сентября 2011 года вышла в море на ходовые испытания[13].

Госпрограмма вооружений России на 2011—2020 годы предусматривает постройку десяти атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень», сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в Военно-промышленной комиссии при правительстве России.[21]

Принятие на вооружение

Согласно планам модернизации Российского подводного флота МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение.[22] Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.[22]

Примечания

  1. пр.885 — GRANAY. kommersant.ru (17 ноября 2011). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 21 ноября 2011.
  2. На что потратят 280 миллиардов. kommersant.ru (10 ноября 2011). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 21 ноября 2011.
  3. Россия получит семь АПЛ «Ясень» к 2021 году
  4. Новая атомная подлодка для ВМФ России начнет испытания в 2009 году
  5. Россия готовит подводный прорыв
  6. На «Севмаше» заложат новую подлодку с крылатыми ракетами,25 июня 2009.
  7. 1 2 На «Севмаше» заложили новую атомную подлодку для ВМФ России, 24 июля 2009.
  8. 1 2 Александр Емельяненков. Место на стапеле заняла «Казань». Российская газета (27 июля 2009). Проверено 14 августа 2010.
  9. Восемь АПЛ типа «Северодвинск» будет иметь ВМФ России до 2020 года — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  10. Принципиально новую неатомную подлодку создадут в России — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  11. Подводные силы России получат до 10 «Ясеней» и подводную лодку с двигателем замкнутого цикла – обещания ГШ ВМФ
  12. Минобороны увеличит заказ на «Ясени» и «Бореи». lenta.ru (7 февраля 2012). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 7 февраля 2012.
  13. 1 2 Подлодка «Северодвинск» вышла в море на испытания | В России | KM.RU Новости
  14. «Северодвинск»: конец долгостроя («Смысл», №14, 2007 г.) PDF (188 Кб)
  15. Россия получит семь АПЛ «Ясень» к 2021 году
  16. Интервьюю с генеральным директором Севмаша
  17. АПЛ «Казань» войдет в боевой состав ВМФ России в 2015 году
  18. Минобороны заключило 7 контрактов по гособоронзаказу на 280 млрд руб,в том числе на строительство новых 4 АПЛ проекта 885М (РИА Новости, 9 ноября 2011)
  19. ВМФ РФ в год будет строить по одной АПЛ и одному надводному кораблю — Общество МК
  20. Д.Медведев сегодня примет участие в церемонии вывода из стапельного цеха атомной подлодки нового поколения «Северодвинск» — АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС»
  21. В России построят десять «Ясеней»
  22. 1 2 Российский военный флот меняет облик, 8 апреля 2008.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/671698

Атомная подводная лодка Проекта 885 «Ясень»

?

Category:

Многоцелевая ударная АПЛ проекта 885 (0885) «Ясень» с противокорабельными КР (МПЛАТРК) относится к лодкам четвертого поколения» (по кодификации США и НАТО — Grana). Она предназначена для уничтожения ПЛ и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и иных целей.

Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.

В. Н. Пялов Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н.

Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой.

До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».

Особенности конструкции

В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.

Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.

Что известно о проекте 885

Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек.

Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 7 АПЛ подобного типа На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году.

До 2020 года планируется сдать 6 Ясеней, седьмую планируется сдать до 2023 года

АПЛ «Северодвинск»

ТТХ подводной лодки:

  • Экипаж — 85-90 чел (32 офицера)
  • Длина (оценочно):- первоначальный проект (без УКСК) — 127 м- окончательный проект (с УКСК) — 139.2 м- 133 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
  • Длина по ватерлинии — 119 м (120 м по данным ПО «Севмаш»)
  1. Ширина:- 13,5 м (15 м по данным ПО «Севмаш»)- 11.5 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
  2. Осадка средняя — 9.

    4 м (10 м по данным ПО «Севмаш»)

  3. Водоизмещение надводное:- 8600 т (оценка)
  4. — 9500 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)
  5. Водоизмещение подводное:- 13800 т (оценка)
  6. — 11800 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)
  7. Скорость надводного хода — 16 узСкорость подводного хода — 31 узГлубина погружения рабочая — 380-400 м (оценка)Глубина погружения предельная — 600 м
  8. Автономность (по запасам) — 100 суток

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.

В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ.

Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта.

Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.

Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа.

Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении.

Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры.

В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

Незаметность, как фактор боевой мощи

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.

Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 10 533-мм торпедных аппаратов в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможен приём мин вместо торпед. Торпеды УСЭТ-80, в перспективе — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик». Боезапас 30 торпед.

Ракетное вооружение: 8х4 ПУ Оникс, Калибр и планируется Х-101 (X-102).

Крылатая ракета «Калибр»

П-800 «Оникс»

Боевые возможности

Пуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»

Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР «Калибр» и Бирюза».

Схема боевого применения крылатых ракет

Каждая пусковая установка рассчитана на 4 крылатых ракеты. При групповом пуске они формируют «волчью стаю» во главе с «лидером», координирующим действия всей группы. По мнению экспертов, противостоять такому залпу не сможет ни один из существующих американских авианосцев, для уничтожения которых они и создавались.

А по бортам второго отсека расположены 10 торпедных аппаратов с 30 торпедами «Физик-1» калибра 533. Помимо стратегических боевых задач «Ясень» способен выполнять вспомогательные функции в качестве постановщика мин или для осуществления акустического противодействия.

http://alternathistory.com/atomnaya-podvodnaya-lodka-proekta-885-yasenВниманию всех жителей Санкт-Петербурга которым предстоит праздинк или некое торжество. По этой ссылке вы сможете получить торт на заказ спб. Так что не пропустите.

Источник: https://alternathistory.livejournal.com/2737116.html

Тихий охотник: подлодка "Ясень-М" обезвредит авианосец одной торпедой

2017-03-31T19:22+0300

2019-12-25T16:48+0300

https://ria.ru/20170331/1491228598.html

Тихий охотник: подлодка «Ясень-М» обезвредит авианосец одной торпедой

https://cdn25.img.ria.ru/images/147966/89/1479668912_0:47:1050:638_1036x0_80_0_0_1dd8b032e0e9d6ffb1ee8fe143b25f15.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 31 мар — РИА Новости, Андрей Коц. В пятницу на заводе «Севмаш» прошла торжественная церемония спуска на воду первой российской многоцелевой атомной подводной лодки проекта 885М «Ясень-М» — «Казань».

Традиционную бутылку шампанского о борт корабля разбил его командир — капитан первого ранга Александр Бекетов. АПЛ предстоят ходовые испытания, а после их завершения она будет передана в состав ВМФ России. Ожидается, что это произойдет в следующем году.

И, как показывает опыт последних лет, без дела новый атомоход не останется.

«В прошлом году по количеству ходовых суток мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода, — рассказал на церемонии главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. — Это более трех тысяч суток в море подводного флота страны. Прекрасный показатель».

По мнению многих военных экспертов, отечественному подводному флоту удалось сбросить с себя «проклятие» недавнего прошлого, когда на всех флотах была острая нехватка обученных экипажей и технически исправных кораблей.

Ситуация стала улучшаться с принятием Госпрограммы вооружений ГПВ-2020 в 2011 году и увеличением финансирования военного судостроения.

Многоцелевая АПЛ «Казань» стала последним экзаменом для российских корабелов на способность эффективно расходовать эти средства и строить по-настоящему современные подводные лодки. И этот экзамен работники «Севмаша» сдали на отлично.

«Казань» является серьезно усовершенствованной младшей «сестрой» АПЛ «Северодвинск» проекта «Ясень». Последнюю строили целых 17 лет еще по советским наработкам и спустили на воду только летом 2010 года. Более совершенная «Казань» сошла со стапелей через восемь лет после закладки. Она значительно превосходит «Северодвинск» по многим параметрам — сказывается разница в возрасте.

«Лодка «Северодвинск» — «попроще», — пояснил РИА Новости президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — На «Казани» удалось реализовать множество современных технологий, которых не существовало во время закладки его предшественницы. В первую очередь это касается малошумности и гидроакустического вооружения».

Новая АПЛ отличается оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами.

Примечательно, что все компоненты — российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на «Казань» установили новый, менее шумный двигатель.

Однако официального подтверждения этому нет — винт на церемонии спуска был прикрыт специальным чехлом.

Большинство технических деталей нового корабля остаются под грифом «секретно». Но известно, что до 2023 года планируется построить еще пять лодок проекта «Ясень-М». Ближайшая из них — «Красноярск» — должна сойти со стапелей в 2019 году.

«Советские многоцелевые атомные подлодки значительно уступали американским по показателям малошумности, — рассказал Виктор Мамайкин. — Следовательно, вероятный противник мог обнаружить нашу АПЛ раньше. А в подводной войне кто первым увидел цель, тот и победил.

По тому, что я знаю, «Казань» по малошумности как минимум не уступает западным конкурентам… А теперь представьте, каких дел может наворотить эта лодка, если ей удастся незаметно подобраться к ордеру вражеской авианосной ударной группы (АУГ). Достаточно попасть по авианосцу одной единственной торпедой — и он даст крен.

Этого хватит, чтобы все его авиакрыло — 80 с лишним самолетов не смогло взлететь. А АУГ лишилась своей главной ударной силы».

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, «Казань» вооружена большим арсеналом ракет. На лодке установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ».

В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо «Калибров» лодка способна нести и более мощные П-800 «Оникс», специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Возможность комбинировать «содержимое» пусковых установок делает «Казань» по-настоящему универсальной.

Главное — опыт

Численность экипажа «Казани» — всего 64 человека против 100-120 у американских многоцелевых «Сивулфов» и «Вирджиний». Именно высокий уровень автоматизации в совокупности со значительно выросшей в последние годы выучкой матросов, мичманов и офицеров и являются основой боевых возможностей новой подлодки.

«По показателю наплаванности экипажей боевых кораблей, как подводных, так и надводных, мы вышли на лучшие показатели советских времен, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — В первую очередь это заслуга государства, которое выделило ресурсы на ремонт и строительство подводных лодок. К сожалению, при сокращении ВМФ СССР их подавляющая часть ушла на утилизацию. Большинство оставшихся ржавели у пирсов из-за плохого технического состояния. Как следствие — острая нехватка  экипажей, успешно выполнивших контрольные курсовые задачи для допуска к плаванию».

По словам Виктора Мураховского, подобный экзамен на морскую «профпригодность» невозможно сдать исключительно на суше. Проще говоря, подводным лодкам не хватало обученных экипажей, которым, в свою очередь, не хватало исправных подводных лодок для обучения.

Этот замкнутый круг, как считает эксперт, стал причиной гибели АПЛ «Курск» 12 августа 2000 года: взрыв в носовом отсеке произошел из-за нештатного срабатывания одной из систем вооружения.

Мураховский не исключил, что это произошло из-за недостаточной квалификации экипажа.

«Сегодня ситуация совершенно другая, — уверен Владимир Мамайкин. — Служат на подводных лодках в основном обученные контрактники, матросов-срочников немного. Исправных лодок тоже хватает.

На Черноморском флоте, к примеру, с 2014 года вступили в строй шесть новых дизель-электрических «Варшавянок» проекта 636.6. Этого количества хватит, чтобы корабли НАТО не чувствовали себя в регионе в безопасности, случись что. При этом «Варшавянки» могут выбираться и в дальнее плавание.

Яркий пример — «Ростов-на-Дону», который осенью 2015 года бил из Средиземного моря по базам террористов в Сирии крылатыми ракетами».

Эксперты отмечают, что в целом неплохая ситуация складывается и с морской компонентой российской «ядерной триады».

С 2008 года в боевой состав ВМФ России вошли три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Борей».

Еще пять усовершенствованных кораблей «Борей-М» проекта 955А в разной степени готовности находятся на стапелях. Ожидается, что все они будут спущены на воду к началу 2020-х годов.

Источник: https://ria.ru/20170331/1491228598.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector