Airbus a300: самолёт, технические характеристики (ттх), схема салона, конструкция, история создания, применение

airbus a300: самолёт, технические характеристики (ТТХ), схема салона, конструкция, история создания, применение

Разработчик  Airbus
Первый полет  1972
Единиц произведено  561 (1971-2007)

Airbus A300 — среднемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер, разработанный концерном Airbus в начале 1970-хх. Первый в мире двухдвигательный широкофюзеляжный самолет, а так же первый самолет, созданный Airbus.

История

В 1960-хх годах все крупные авиапроизводители Европы пришли к необходимости создания крупного 200-местного магистрального самолета, который должен был занять нишу на быстрорастущем рынке гражданской авиации.

Однако, проведение исследований по этой теме привели к выводу, что ни одна европейская компания не сможет в одиночку создать действительно прорывной самолет, который сможет сломать доминирование США и СССР на этом рынке.

Кроме того, если несколько европейских стран одновременно выпустят похожие самолеты, это приведет к «рыночному каннибализму», то есть, несколько аналогичных продуктов подавят друг друга и не смогут выйти на мировой рынок.

Единственным способом решить эти проблемы было объединение усилий нескольких фирм и создание единого, более продвинутого самолета. Правительства европейских стран так же поддержало эту идею — авиастроение — крайне важная отрасль и доминирование США в Европе в этой области многих не устраивало.

Совместные исследования привели разработчиков к еще более амбициозной цели: Hawker Siddeley и Breguet представили свое видение 260-местного широкофюзеляжного самолета, оснащенного всего двумя двигателями.

Риск был в том, что в то время еще никто не пытался создать такой большой самолет с двумя двигателями — все лайнеры были трех- или четырехдвигательными.

Размерность же диктовалась потребностью рынка: Air France и American Airlines уже заявляли о том, что им нужен самолет вместимостью около 260 мест.

В 1967 году было заключено предварительное соглашение между правительствами Франции, Германии и Великобритании о совместной работе.

В заявлении министрова прозвучала фраза «for the joint development and production of an airbus» (для совместной разработки и производства эйрбаса»).

Именно тогда в официальных документах впервые появилось слово «airbus» ставшее, впоследствии, одним из главных европейских брендов. Хотя, изначально, это слово значило просто «большой самолет» и имело одно и то же значение на немецком, французском и английском языках.

airbus a300: самолёт, технические характеристики (ТТХ), схема салона, конструкция, история создания, применение

В соответствии с предварительным планом, французские фирмы должны были производить кабину экипажа, системы управления и центроплан самолета. Британский Hawker Siddeley создавал крыло.

Немцы же должны были производить остальную часть фюзеляжа и вертикальное оперение.

Некоторые элементы крыла планировалось делать в Нидерландах, а подключившаяся крайней Испания занялась горизонтальным хвостовым оперением.

В конце 1967 года планы стали еще более амбициозными. В новом подписанном межправительственном меморандуме A300 был уже 300-местным самолетом.

Политические вопросы решались довольно сложно, до этого, в Европе реализовывался только один крупный международный проект — англо-французский Concorde.

Долго решался вопрос с двигателем, но, в конце концов его создание было поручено фирме Rolls-Royce.

Год спустя стало ясно, что 300-местный двухдвигательный самолет создать будет слишком сложно. Был предложен вариант A250 на 250-мест. 300-местный борт был рынку не очень нужен, а самолет получался на 25 тонн легче.

Кроме того, укороченный фюзеляж давал возможность сделать его шире и позволить загружать в самолет стандартные грузовые контейнеры LD3 — весьма полезная опция для авиакомпаний.

Модель A250 не появилась на свет, но наработки по ней реализовались в модели A300B.

Кроме того, у A300B было очень важное преимущество: 300-местный самолет требовал неимоверной по тем временам мощности двигателей — было неясно, чего будет стоить такая большая тяга (уменьшение ресурса, огромная стоимость и так далее).

А 250-местный самолет по массе требовал лишь серьезной модернизации уже существующего двигателя Rolls-Royce RB211 или же американских Pratt & Whitney JT9D и General Electric СF6.

Это, с одной стороны, снижало стоимость разработки, с другой — давало возможность опционально устанавливать разные двигатели по желанию заказчика.

В конце концов это, в каком-то смысле, спасло проект: у Rolls-Royce в процессе работы возникли серьезные сложности с финансированием и, если бы самолет изначально создавался только под его моторы, это бы привело к срыву графика реализации проекта.

Видео: Airbus A300 — первый авиалайнер концерна. Видео канала Skyships

В 1969 году правительство Великобритании вышло из проекта, мотивируя это малой расчетной эффективностью и недостаточным количеством заказов на самолет. Однако, Hawker Siddeley приняли решение остаться в программе. Они приложили огромные усилия для продолжения своей части работы по A300, а так же вложили все имеющиеся и кредитные средства для финансирования разработки крыла.

В том же 1969 году на Парижском авиашоу министры транспорта Франции и Германии официально анонсировали программа Airbus A300. Это должен был быть новейший магистральный лайнер, более эффективный, чем лидеры сегмента — McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar.

В 1970 году был сформирован концерн Airbus Industrie. Центр окончательной сборки и главный завод концерна был построен в районе аэропорта Талуза Бланьяк. Начали формироваться логистические цепочки между производственными площадками в разных странах.

Одним из инноваций логистики было активное применение самолетов Super Guppy — эти самолеты имели небольшую грузоподъемность, но их огромные фюзеляжи легко вмещали легкие, но габаритные секции самолетов.

В итоге, любые детали A300 можно было доставить на завод в Тулузе всего за 2 часа.

Сборка первого прототипа A300 началась еще в 1969 году и продлилась целых 3 года. В 1972 году его впервые показали публике, а в конце года он впервые взлетел. В 1973 году к нему присоединился второй прототип. Всего, в программе испытаний участвовало 4 самолета.

Полеты проходили без особых проблем, A300 даже провел несколько демонстрационных туров в Северную и Южную Америку. В 1974 году самолет получил сертификаты типа от авиационных властей Франции и Германии, а чуть позже и США. Сразу начались поставки заказчикам.

К 1979 году 81 лайнер находился в парке 14 авиакомпаний, которые ждали поставки еще 133 единиц с опционами на 88. Спустя 10 лет после запуска, Airbus владел 26% рынка широкофюзеляжных магистральных самолетов средней дальности и уже занимался выводом на рынок модели A310.

Конструкция

Airbus A300 — широкофюзеляжный среднемагистральный авиалайнер. Общая компоновка — уже ставшая классической схема низкоплана с крылом малой стреловидности и двигателями, подвешенными под крылом. В 1977 году A300 стал первым самолетом, получившим сертификат ETOPS подтверждающий его высокую надежность.

Еще одной важной инновацией в A300 было то, это был первый в мире коммерческий самолет, в котором активно применялись композиты и, в первую очередь, стеклопластик. До этого композиты уже применялись, но лишь в военной сфере, а для нового самолета такая технология была спасительна. Два двигателя все равно были ограничены по мощности, поэтому масса и аэродинамика становились сверхкритичными.

Самолеты опционально оснащались двигателями GE CF6 или P&W JT9D. Расположение под крылом было оптимальным вариантом, так как двигатели в такой конфигурации проще всего обслуживать. Сейчас такая конфигурация встречается у многих самолетов и считается классической.

airbus a300: самолёт, технические характеристики (ТТХ), схема салона, конструкция, история создания, применение

A300 имел высочайшую степень автоматизации, что значительно увеличивало безопасность и простоту в управлении. Это был один из первых в мире самолетов с экипажем из 2 двух человек, без необходимости в бортинженере, функции которого перешли компьютеру. Была реализована концепция «стеклянной кабины» с установкой нескольких мониторов с электронно-лучевыми трубками.

Расширенный еще при проекте A250 фюзеляж самолета так же сыграл на пользу: A300 был весьма популярен в качестве грузового самолета. Так же, он активно использовался рядом государств в качестве воздушного топливозаправщика и военного транспорта.

В конце концов, A300 стал базой для создания более совершенной модели Airbus A310.

Модификации

  • A300B1 — базовый вариант самолета. Было построено всего 2 самолета: один прототип и один выведен на рынок. Оснащался двигателями GE CF6-50A тягой в 22,4 тс. Имея длину в 51 метр он был самым коротким в семействе.
  • A300B2 — первая серийная версия. Оснащался двигателями P&W JT9D (такие же ставились на Boeing 747-100) с тягой до 24 тс. Создавался по рекомендациям авиакомпании Air France и, позже, активно ею эксплуатировался.
  • A300B4 — оснащенный более вместительными топливными баками и обновленной механизацией крыла он летал дальше и эффективнее предшественников. Было построено 248 лайнеров этой версии.
  • A300-600 — был создан, когда уже разрабатывался лайнер A310. От наследника он получил заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение, благодаря чему стал вместительнее при прежней длине. Так же он получил обновленные двигатели и множество бортовых систем.
  • A300B10 (он же A310) — значительно обновленный лайнер с укороченным фюзеляжем, новым крылом и оперением. Он решил главную проблему предшественников — слишком малую дальность. Если базовые A300 летали максимум на 7500 км, то он преодолел отметку в 9600 км. Было выпущено 260 единиц в пассажирских, грузовых и военно-транспортных версиях.
  • A300-600ST — более известный, как Airbus Beluga. В концепции быстрой доставки элементов самолетов пришел на смену устаревшему Super Guppy.

По данным на 14 августа 2013 года был потерян 31 самолёт типа A300.

airbus a300: самолёт, технические характеристики (ТТХ), схема салона, конструкция, история создания, применение

Схема Airbus A300

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Airbus A300

Тип магистральный пассажирский самолет
Модификция A300B2 A300B4 A300-600R
Силовая установка 2 CF6-50C2 (23,14 тс) или  JT9D-59A (24,06 тс) 2 GE CF6-80C2 (25,39 тс) или PW4158 (27,83 тс)
Максимальное число пассажиров 345 345 345
Практический потолок 10 700 м 12 200 м
Дальность полета 3 400 км 5 300 км  7 500 км
Максимальная взлетная масса  142 т 165 т  171 т
Крейсерская скорость  850 км/ч 850 км/ч  875 км/ч
Размах крыла 44,83 м 44,84 м
Площадь крыла 260 м2
Длина 53.61 м 54,08 м
Высота  16,72 м 16.66 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=5886

Airbus A300: история создания, схема салона и фото

В шестидесятые годы двадцатого века произошло объединение европейских самолетостроителей в единый концерн Airbus. Дебютным аэробусом, построенным усилиями компании, явился Airbus A300. В то время остро стояла необходимость вместительного пассажирского лайнера для региональных перевозок.

Аналогов двухмоторного широкофюзеляжного самолета в мире не было. Первый A300 был призван ослабить первенство Боингов. Самолет А300, созданный концерном, явился амбициозным и беспрецедентным проектом. Авиалайнер стал родоначальником огромного числа европейских моделей.

airbus a300: самолёт, технические характеристики (ТТХ), схема салона, конструкция, история создания, применение

Прототип №1 А300В1 совершил полет в 1972 году, менее чем через год полетел второй образец А300В2. Вторая машина была длиннее более чем на 2,5 метра. Новый самолет сертифицировали в Европе и США, и сразу начался их серийный выпуск в 1974.

Читайте также:  Бартини роберт людвигович-итальянский авиаконструктор: теория многомерного пространства время, расчёт крыла

Технические параметры

Airbus A300 — низкоплан, имеющий крыло стреловидной конфигурации. Под крылом подвешенные двигатели, легче обслуживать. Теперь многие самолеты имеют такое расположение моторов, это классический вариант.

Впервые в истории коммерческих перевозок, конструкция самолета выполнена с применением современных сплавов. Композиционные материалы призваны облегчить вес воздушного судна и улучшить аэродинамические показатели.

«Стеклянная кабина» оснащена жидкокристаллическими мониторами, процесс управления максимально автоматизирован. Отныне управлять лайнером могли всего два пилота, исключая бортового инженера. Программное обеспечение упрощает координирование систем самолета.

Комфортабельный салон с улучшенной отделкой, имеет два типа класса и способен перевозить более 260 пассажиров. Уровень шума снижен, увеличена и дальность, на которую способен лететь лайнер.

Основные модификации Airbus A300

Начиная с момента выпуска первого самолета, компания неустанно работает над рационализацией и модернизацией салона. Изменяет внешний облик, совершенствует аэродинамику.

  1. Airbus А300В – базовая версия семейства А300 (A300B1/B2/B4). Три варианта базовой версии некоторое время выпускались с моторами GE CF6-50A. Прототип B1 самый короткий из этой линейки (51 метр), всего два самолета увидели свет. Образец B2 выпускался серийно, и двигатели имел уже другие — P&W JT9D. Самый успешный вариант этого ряда лайнер B4 имел объемистые баки для топлива, рационализированное крыло. Это позволяло увеличить и расстояния полетов и их эффективность.
  2. Вариация A300-600 получила сертификат соответствия в середине восьмидесятых годов, дебютный лайнер был поставлен в Тайскую республику. Самолет оснастили моторами CF6-80C2, немного удлинили фюзеляж и установили на оконечности крыла стреловидные аэродинамические поверхности.
  3. В 1988 году на основе предыдущей версии подготовлена еще одна модель — A300-600R. Эта машина могла летать на более длинные расстояния за счет увеличения объема топливных емкостей. Самолет имел возможность перекачивания керосина в воздухе. Североамериканский заказчик стал первым коммерческим перевозчиком, получившим в пользование A300-600R. Лайнер выпускался с двигателями Pratt & Whitney и с моторами от General Electric.
  4. A300-600ST Beluga – грузовой самолет. Он предназначался для перемещения крупногабаритных авиагрузов синдиката Airbus Industrie. Грузы в «Белугу» помещаются через отверстие в начальном отрезке корпуса, прямо над кабиной пилотов. Эту работу выполняет погрузчик специального назначения. Моторы CF6-80C2A8 от General Electric, улучшенные, позволяют летать со скоростью около 800 км/час. Всего имеется пять экземпляров в мире этой модели и эксплуатируются они только самой компанией Airbus. Фюзеляж машины имеет в диаметре 7,7 метров, а управление производится с помощью цифрового программного обеспечения. Огромный грузовой авиалайнер мог нести на борту более чем сорок тонн такелажа, преодолевая расстояние до трех тысяч километров. Самолет и сейчас эксплуатируется, но его перестали серийно выпускать в начале девяностых годов.
  5. A300B10 или сокращенно A310 – это модернизированный лайнер семейства A300. Фюзеляж сократили по длине, установили новейшее крыло, оснастили новым хвостовым оперением. Существенно возросла и дальность, теперь она составляла около 10000 километров. Самолет выпускался, как для перевозки людей, так и в военно – транспортных целях.
  6. Самолет Airbus A300 ZERO-G построен в 1997 году для французского космического центра. Лайнер создан специально для моделирования ситуации невесомости.

Летные параметры А300

  • Длина фюзеляжа – 54,01 метра
  • Амплитуда размаха крыла – 44,84 метра
  • Высота машины – 16,54 метра
  • Вес самолета порожнего – 90101 килограмм
  • Масса при взлете – 165000 килограммов
  • Моторы — 2 штуки CF6-80C2A1 от General Electric и PW4000 от Pratt Whitney
  • Максимальная тяга – 2*27900 кгс
  • Скорость наибольшая – 940 км/час
  • Крейсерское парение на максимальной высоте – 896 км/час
  • Предельная полетная дальность – 7700 километров
  • Высота полета наибольшая – 12200 километров
  • Экипаж – два пилота
  • Пассажировместимость – 267 пассажиров

Расположение мест в салоне

Салон А300 исключительно вместительный, разделен на два класса.

airbus a300: самолёт, технические характеристики (ТТХ), схема салона, конструкция, история создания, применение

С первого по пятый ряд находятся места бизнес – класса. Кресла в первом ряду расположены по схеме 2/3/2. С четвертого по пятый ряд – 2/4/2, точно так же, как и в экономическом салоне. Конечно, ряды 1 и 5 более удобные: перед одними нет откидывающихся спинок кресел, а другие сами могут беспрепятственно раскладываться.

Экономический класс начинается с мест 15 ряда и заканчивается 45 рядом. Наиболее удобные места в 15 и 34 рядах. Имеются аварийные выходы позади бизнес – класса, а также в середине и в конце салона экономического. В хвостовой части имеются два туалета и две кухни, такие же подсобные помещения располагаются между местами бизнес – салона и экономического салона.

Окончание эпохи

Подавляющее количество самолетов линейки А300 выпускалось для коммерческих пассажирских перевозок. Вместимость большинства из них доходила до двухсотпятидесяти пассажиров. Со временем стали появляться новые модернизированные модификации.

В 2007 году концерном Airbus было принято решение прекратить выпуск всех машин этого семейства. Мощности завода планировалось освободить под работу над более совершенными моделями.

2015 год стал годом, когда лайнеры А300 были исключены из эксплуатации мировых и европейских фрахтовщиков.

Мощности, заложенные в авиалайнер, были рассчитаны на среднедальние региональные полеты. Широкофюзеляжные модели постепенно стали выходить из оборота, уступая место узкофюзеляжным — облегченным и экономически эффективным самолетам. Это стало основной проблемой А300, тогда еще невероятными казались межконтинентальные полеты с двумя моторами на борту.

Интересный факт из истории А300: вышедший из строя огромный авиалайнер был затоплен в Эгейском море в туристических целях. Любители подводного плавания у берегов Турции используют этот объект в познавательных и зрелищных целях. Приобретение списанного лайнера обошлось покупателю в более чем девяносто тысяч долларов.

Из линейки пассажирского назначения А300 и по сей день эксплуатируются машины A300-600. В своем парке их имеют европейские перевозчики, в частности немецкая компания Люфтганза.

Источник: https://VPolete.online/samoletyi/airbus-a300.html

Обзор самолета Аirbus А300: история, характеристики, план самолета

Компания Airbus является одной из крупнейших в мире. Была образована вследствие объединения нескольких авиастроительных фирм Европы. Первым самолетом этого производства был Airbus 300. Он же стал первым широкофюзеляжным судном с двумя двигателями во всем мире.

airbus a300: самолёт, технические характеристики (ТТХ), схема салона, конструкция, история создания, применение

Версии А300

Вторым после аэробус 300 был A300B1, вступил в эксплуатацию в ноябре 1974 года. Был оборудован двигателями General Electric CF6. Самолет работал в Trans European Airways из Бельгии до того как пошел на пенсию с ноября 1990 года.

A300B2 является первой производственной версией. Он был оснащен, таким же двигателем, что и Boeing 747 — Pratt & Whitney JT9D с тягой от 227 до 236 кН. При нем был центральный топливный бак с увеличенной топливной емкостью (47 500 кг) и новыми крыльями крыла Krüger. Самолеты вошли в эксплуатацию Air France в мае 1974 года.

A300B4 — первый в мире 2-х бортовой авиалайнер. Отсек для экипажа был с передней стороны. Вмещал в себе элементы авионики A310 и A300-600. Производство B2 и B4 составило 248 воздушных суден. Впервые эксплуатировался в Бразилии с 1982 года в Гаруде.

Самолет A300-600 официально обозначался A300B4-600. Эта версия почти такой же длины, как B2 и B4, но имеет увеличенное пространство, потому что задний фюзеляж и горизонтальный хвост такой же, как у A310.

Он имеет более мощные двигатели CF6-80 или Pratt & Whitney PW4000 и использует вспомогательный блок питания Honeywell 331-250 (APU). A300-600 совершил свой первый полет 8 июля 1983 года.

Вступил в эксплуатацию в том же году с авиакомпаниями Саудовской Аравии. Было продано 313 A300-600 (все версии).

A300-600R (Официальное обозначение: A300B4-600R). Отличается дополнительным топливным баком в хвосте. Первая поставка в 1988 году American Airlines. Японская воздушная система (позже объединившаяся в Japan Airlines) приняла поставку в ноябре 2002 года.

A300-600RF (Официальное обозначение: A300F4-600R) Грузовая версия −600R. Все A300 поставлялись в период с ноября 2002 года по 12 июля 2007 года.

Обзор самолета Аirbus А300: история,

характеристики, план самолета

Компоновка пассажирского салона аэробуса А300

В зависимости от модели, A300 может разместить 266 пассажиров в двух классовом макете с максимальной дальностью 4070 морских миль (7 540 км).

Переднюю часть пассажирского салона занимает бизнес-класс. Как правило, места расположены в шесть рядов, по схеме 2-2-2 кресла в одном ряду.

В этом классе находятся более удобные и широкие кресла, которые достаточно хорошо раскладываются для того чтобы комфортно устроится.

Два прохода и нормальное расстояние между креслами обеспечивают свободный выход со своего сиденья в любое время, где бы вы ни сидели.

Места в бизнес-классе повышенного комфорта и считаются лучшими во всем авиалайнере. Но некоторые из них имеют недостатки. Первый ряд расположен близко к техническим помещениям, что может создать неудобства в виде шума и освещения в ночное время.

Хотя на этих местах есть и преимущества, дополнительное пространство из-за отсутствия впереди стоящих кресел. Крайние ряды этого класса, чуть удалены от передних, их расположение возле перегородки может лишить вас полной тишины.

Так как за перегородкой находится эконом класс с большим количеством людей, а следовательно суетой и шумом.

Полезно! Багажное отделение находится под пассажирским салоном, температура там регулируется и может быть установленной от +5 до +26 градусов по Цельсию.

Далее по салону расположен эконом класс. Схема расположения мест с 11-го по 37-ой ряд отличается количеством кресел в ряду, в основном это 2-4-2. Поскольку самолет широкофюзеляжный, то проходов в этом классе тоже два, но расстояние между креслами не настолько большое, как в бизнес-классе.

Лучшие места в эконом классе находятся в 11-ом ряду. Расположение перегородки прямо впереди сиденья дает дополнительное пространство для ног и отсутствие кресла, спинка которого может откинуться, создав еще меньше свободного места.

Места D, E, F и G следующего ряда также имеют дополнительное пространство, что очень выгодно сыграет на вашем удобстве.

Места 24-го ряда имеют те же преимущества, больше свободного места для ног, но здесь впереди находятся туалеты, что одновременно может стать недостатком.

Остальные места будут обычными, кроме тех, что расположены перед туалетами. Само собой не приятный запах, шум и движения людей, будут причинами неудобства. Помимо этого, на таких местах вряд ли откидываются спинки кресел, вам придется провести весь полет в вертикальном положении. Такие места считаются худшими.

Основные характеристики

Модель A300 оснащена двумя двигателями: General Electric CF6 и Pratt & Whitney JT9D; Отсутствие третьего хвостового двигателя, позволило разместить крылья дальше вперед и уменьшать размеры вертикального стабилизатора, что привело к увеличению летной эффективности и более экономного использования топлива.

Производители Airbus использовали на А300 новейшие технологии, некоторые из которых были получены от Concorde. Они применялись главным образом для повышения безопасности, эксплуатационных возможностей и рентабельности. После ввода в эксплуатацию в 1974 году аэробус а300 был очень продвинутым самолетом, который повлиял на последующие проекты авиалайнеров.

  • Технологические особенности включают:
  • · Расширенные крылья de Havilland (позже BAE Systems);
  • · Секция сверхкритического аэродинамического профиля для экономичной работы;
  • · Усовершенствованные аэродинамические эффективные поверхности управления полетом;
  • · Круглый фюзеляж 5.64 м (222 дюйма) для 8 пассажирских сидений в одном ряду и достаточно широкий для 2 грузовых контейнеров LD3;
  • · Конструкции из металлических заготовок, уменьшающие вес;
  • · Первый авиалайнер, оснащенный защитой от ветра;
  • · Расширенные автопилоты, способные производить полет от взлёта до посадки;
  • · Электрически управляемая тормозная система.
  • Летно-технические характеристики
Размеры
Длина 54.10 м
Размах крыла 44.84 м
Высота 16.54 м
Площадь крыла 260.00 м2
Вес
Макс. взлетный вес 165000 кг
Вес пустого самолета 80640 кг
Емкость топливных баков 62000 кг
Летные данные
Максимальная скорость 940 км/ч
Крейсерская скорость 895 км/ч
Дальность полета 7700 км
Максимальная высота полета 12200 м
Читайте также:  Steyr aug: автоматическая штурмовая винтовка, технические характеристики, боевое применение, история создания

История создания

Разработка аэробуса а300 началась в 1960-х годах в качестве европейского совместного проекта между производителями самолетов в Великобритании, Франции и Западной Германии. Авиастроители стремились построить новый 200-местный авиалайнер для растущего рынка гражданской авиации.

Интересно! Слово аэробус в этот момент было общим термином авиации для более крупного коммерческого самолета и считалось приемлемым на нескольких языках, включая французский.

В июле 1967 года во время громкой встречи министров Франции, Германии и Великобритании было достигнуто соглашение о расширении сотрудничества между европейскими странами в области авиационной техники и «для совместной разработки и производства аэробуса».

Британцы вышли из проекта 10 апреля 1969 года. 29 мая 1969 года между Германией и Францией было достигнуто новое соглашение, и 18 декабря 1970 года Airbus Industrie была официально создана для разработки и производства A300.

Самолет впервые летал 28 октября 1972 года.

Вскоре после встречи в июле 1967 года французский инженер Роджер Бетейль был назначен техническим директором. Бетейль разработал первоначальный план совместной работы по проекту.

В соответствии с которым французские фирмы будут выпускать кабину самолета, системы управления и нижнюю часть фюзеляжа. Hawker Siddeley будет производить крылья, в то время как немецкие компании будут производить переднюю, заднюю и верхнюю части центральных секций фюзеляжа.

В дополнение к работе движущиеся элементы крыльев, были выпущены в Нидерландах, а в Испании — горизонтальная плоскость хвоста.

Air France, клиент запуска для аэробус а 300, ввела этот тип в эксплуатацию 30 мая 1974 года. После периода ограниченного потребительского спроса в 1978 году A300 добился нескольких крупных продаж, после чего этот тип был эксплуатирован с устойчивой скоростью в течение следующих трех десятилетий.

В 1990-х годах A300 стал популярным среди различных грузовых операторов, и было выпущено несколько различных вариантов грузовых самолетов. Производство аэробуса а 300 прекратилось в июле 2007 года вместе с его меньшим производным A310.

Продажи грузовых автомобилей, для которых A300 ранее конкурировали в более поздней жизни, вместо этого выполняются A330-200F, производным от нового Airbus A330.

Где производится

Первоначально Airbus Industrie располагала штаб-квартирой в Париже, где были сосредоточены проектирование, разработка, летные испытания, продажи, маркетинг и поддержка клиентов. В январе 1974 года штаб-квартира была переведена в Тулузу.

Конечная сборочная линия для A300 была расположена рядом с международным аэропортом Тулузы Бланьяк. Процесс производства потребовал перевозки каждого участка самолета, производимого компаниями-партнерами, разбросанными по всей Европе.

Различные секции A300 были доставлены в Тулузу с помощью флота самолетов Aero Spacelines Super Guppy, выпускаемых Boeing 377.

Источник: https://AviaWiki.com/samolet/airbus/aerobus-a300

Airbus A300

Airbus A300 Airbus A300B4-2C авиакомпании Aerocondor Colombia

Тип

Широкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт

Разработчик

Airbus

Производитель

Airbus

Первый полёт

28 октября 1972 года

Начало эксплуатации

30 мая 1974 года (Air France)

Статус

эксплуатируется

Эксплуатанты

FedEx (66) UPS Airlines (52) Mahan Air (14)

Годы производства

1971—2007

Единиц произведено

561[1]

Варианты

Airbus Beluga
 Медиафайлы на Викискладе

Airbus A300 стал первым самолётом, построенным компанией Airbus, после слияния различных самолётостроительных фирм Европы. Разработанная машина должна была нарушить доминирующее положение на рынке фирмы Boeing. В то же время это был первый двухдвигательный широкофюзеляжный самолёт в мире.

Аэродинамическая схема

Двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

История самолёта

A300 в трёх проекциях

Постройка первого опытного самолёта Airbus А300В1 началась в сентябре 1969 года. Первый полёт состоялся 28 октября 1972 года, а в конце июня 1973 года — первый полёт самолёта Airbus А300В2, фюзеляж которого был удлинён на 2,6 м. По завершении лётных испытаний, в которых участвовали 4 машины, в середине марта 1974 года её сертифицировали во Франции и ФРГ, а в конце мая того же года — в США. Тогда же началось и серийное производство новых лайнеров.

Первый самолёт был поставлен в мае 1974 года. Первоначально на рынке появились лайнеры Airbus А300В2-100 с двигателями General Electric CF6-50C.

Следующей модификацией стал Airbus А300В4 с улучшенными характеристиками и увеличенной дальностью полёта. Первый полёт опытная машина совершила 26 декабря 1974 года. Эту модель сертифицировали в марте 1975 года. Регулярная эксплуатация самолёта началась в мае 1975 года.

Airbus А300В и опыт его разработки послужили базой для дальнейшей деятельности консорциума Airbus. На основе пассажирского самолёта были созданы грузопассажирский вариант Airbus А300С4 и грузовой — Airbus A300F4.

Однако широкого распространения они не получили — всего было построено четыре машины.

В кабине могли разместиться до 20 грузовых поддонов, а в нижних грузовых отсеках — до 20 контейнеров типа LDЗ общей массой до 40 000 кг.

В конце 1980 года консорциум Airbus приступил к разработке усовершенствованного варианта — Airbus А300-600 для авиалиний средней и большой протяжённости.

Опытный экземпляр (с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4H1) выполнил первый полёт 8 июля 1983 года. В начале марта 1984 года он был сертифицирован во Франции.

В марте 1985 года завершилась сертификация варианта самолёта с двигателями CF6-80C2, а в сентябре начались его поставки. Первой эту модель получила таиландская авиакомпания Thai Airways.

На базе Airbus А300-600 был разработан вариант с увеличенной дальностью полёта — Airbus A300-600R. К его созданию консорциум Airbus приступил в 1985 году. Первый полёт Airbus A300-600R (с двигателями General Electric CF6-80C2A5) совершил 9 декабря 1987 года. В марте 1988 года завершилась его сертификация в Европе и США.

Первый самолёт был поставлен в конце апреля 1988 года американской авиакомпании American Airlines. В конце сентября 1988 года состоялся первый полёт варианта с двигателями фирмы Pratt & Whitney, поставки начались в ноябре 1988 года.

В марте 1990 года самолёт Airbus A300-600R, оснащённый двигателями фирмы General Electric, был сертифицирован FAA на соответствие требованиям ETOPS к двухдвигательным магистральным самолётам, согласно которым машина может выполнять в течение 180 мин полёт до запасного аэродрома с одним работающим двигателем.

Airbus A300-600R выпускали серийно с 1987 года. К началу 1996 года было поставлено 148 самолётов данной модели.

На основе самолёта Airbus A300-600R специально сформированной фирмой SATIC был разработан грузовой A300-600ST Beluga, предназначенный для перевозки крупногабаритных конструкций (секций фюзеляжа, консолей крыла, поверхностей оперения и двигателей) для пассажирских самолётов консорциума Airbus с заводов-изготовителей во Францию на сборочный комплекс в Коломье (пригород Тулузы). В кабине самолёта можно перевозить грузы массой до 45 000 кг на расстояние 2700 км.

  • В 1997 году Национальный центр по исследованиям космического пространства Франции получил модифицированный самолёт Airbus A300 ZERO-G для имитации условий невесомости.
  • В 2005 году авиакомпании мира эксплуатировали 407 самолётов Airbus А300 всех моделей.
  • К 2015 году лайнер выведен из эксплуатации в крупнейших авиакомпаниях мира и Европы и заменён на более позднюю модель Airbus A330.

Производство

Наибольшее количество машин производилось в качестве сугубо пассажирских самолётов с примерно 250 местами, хотя производились как переоборудоваемые экземпляры (A300C4), так и полностью грузовые машины (A300F4). С середины 1990-х годов производился только один грузовой вариант — A300F4-600R. До мая 2005 года поступило 135 заказов.

В июле 2007 года производство A300 было прекращено для того, чтобы использовать производственные мощности для сборки самолётов более новых серий.

Последний самолёт этого типа был поставлен 12 июля 2007 года в модификации A300F4-600R для грузовой авиакомпании FedEx. За всё время производства был сделан 561 широкофюзеляжный самолёт A300.

В эксплуатации по состоянию на октябрь 2008 года находилось 412 самолётов этого типа.

Производства Airbus располагаются в различных странах Европы. Корпусные детали производят в Великобритании, другие компоненты во Франции и Германии. Между заводами части транспортируются самолётами и автомобильным транспортом.

Во Франции (Тулуза) производятся полётопригодные неотделанные машины.

Внутренняя отделка, как заключительное действие происходит в Гамбурге-Финкенвердере, затем самолёт перелетает в Тулузу после чего и доставляется клиентам.

Такая схема производства уникальна и существует только у Airbus, и хотя всегда имелись попытки воспроизвести такое производство, прежде всего во Франции, но пока они остаются только попытками.

Так как все увеличивающиеся части самолёта не могли больше транспортироваться на Super Guppy, на основе A300-600 был разработан специальный самолёт A300-600ST, известный также как Airbus Beluga, произведённый до сегодняшнего дня в количестве 5 экземпляров.

Третий построенный экземпляр A300 (год выпуска 1973, серийный номер 003) был куплен в 1998 году французским управлением космическими полётами CNES. С тех пор фирма Novespace по её заказу проводит полёты по параболе на этой машине. Машина известна также под наименованием A300-ZERO-G.

Модификации

A300B4-200 Singapore Airlines
A300B2 Air France
A300-600 Iran Air

Первоначально на рынке появились лайнеры А300В2-100 с двигателями General Electric CF6-50C. В конце 1976 года начались поставки самолётов А300В2-200, которые оснащали ТРДД Pratt & Whitney JT9D-59A.

Следующая модификация (А300В4) была оснащена аналоговым комплексом авионики с выводом информации на электромеханические индикаторы. Для индонезийской авиакомпании разработали кабину экипажа специальной компоновки (с приборной доской, где сосредоточены все необходимые индикаторы) — по так называемой концепции FFCC (Forward Facing Crew Cockpit).

Грузопассажирский вариант А300С4 и грузовой — A300F4 имели по левому борту фюзеляжа перед крылом грузовую дверь размером 3,58×2,56 м.

В конструкции А300-600 использовали переднюю и центральную секции фюзеляжа и крыло самолётов А300В2/В4, а хвостовую часть фюзеляжа взяли от самолёта А310.

Кабина экипажа стала такой же, как и на А310, цифровые комплексы авионики — EFIS и ЕСАМ — также были взяты с модели А310. С целью обеспечения требуемой центровки, фюзеляж был удлинён на 0,53 м, на концах крыла установили «крылышки».

Опытный экземпляр (с двигателями JT9D-7R4H1), сертифицированный вариант самолёта с двигателями CF6-80C2.

A300-600R — для увеличения дальности полёта дополнительный топливный бак ёмкостью 6150 литров разместили в горизонтальном оперении. Это позволило решить ещё одну задачу — с помощью системы перекачки топлива стало возможно управлять балансировкой самолёта в полёте (впервые подобную систему использовали на самолёте A310-300). Двигатели — General Electric CF6-80C2A5 и Pratt & Whitney.

A300-600ST Beluga — самолёт отличается увеличенным до 7,7 м диаметром фюзеляжа и открывающимся вверх носовым обтекателем. На концах горизонтального оперения установлены две концевые «шайбы».

Во время разработки A300 было почти невозможно представить, что самолёт с двумя двигателями сможет совершать трансатлантические и тихоокеанские полёты. Поэтому дальность действия была определена только для континентальных полётов. Позже ограниченная дальность действия стала большим недостатком самолёта.

Лётно-технические характеристики

A300B2/B4

A300-600R

Тип Средней и большой дальности Средней и большой дальности
Длина 53,62 м 54,08 м
Ширина фюзеляжа 5,64 м 5,64 м
Ширина салона 5,35 м 5,35 м
Размах крыла 44,84 м 44,84 м
Площадь несущих поверхностей 260,00 м² 260,00 м²
Высота 16,53 м 16,62 м
Двигатели 2 ТВД тягой 227 кН — 236 кН Pratt & Whitney JT9D-59A General Electric CF6-80-C2A5]] 2 ТВД тягой 249 кН — 273,6 кН Pratt & Whitney JT9D-7R4H1 Pratt & Whitney PW4156 General Electric CF6-80-C2A1 или CF6-80-C2A5
Максимальная скорость 910 км/ч 890 км/ч
Крейсерская скорость 850 км/ч 875 км/ч
Дальность 3400/5300 км с 270 пассажирами 7000 км с 270 пассажирами и двигателями PW4156
Кол-во кресел (один класс) 345 361
Масса пустого A300B2 — 79 600 кг, A300B4 — 88 500 кг 78 200 кг с двигателями PW4156
Макс. взлётный вес A300B2 — 142 000 кг, A300B4 −165 000 кг 165 000 кг с двигателями PW4156

Аварии и катастрофы

По состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 35 самолётов Airbus 300[2]. Airbus 300 пытались угнать 30 раз, при этом погибли 12 человек[3]. Всего в этих происшествиях погибли 1435 человек.

Дата

Бортовой номер

Место катастрофы

Жертвы

Краткое описание

04.07.1976 F-BVGG Энтеббе 4/258 26 июня был захвачен террористами, 4 июля взят штурмом.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Airbus_A300

Airbus A300-200 и A300-600st Beluga, описание и технические характеристики самолета

30.04.2019

Airbus A300 — первый самолёт концерна Airbus. Коммерческая эксплуатация самолёта началась в 1974 году и продолжается до сих пор.

Салон самолёта и обзор схемы расположения лучших мест

Аэробус A300 (в зависимости от модификации) может иметь от 266 пассажирских мест при двухклассовой компоновке до 361 — при одноклассовой. Именно двухклассовая компоновка пассажирского салона самолёта является более распространённой, а, следовательно, на ней и следует остановиться подробней.

Бизнес-класс аэробуса A300 располагается в передней части пассажирского салона и занимает обычно 6 рядов мест (как показано на схеме пассажирского салона). Салон бизнес-класса имеет два прохода, а места его располагаются согласно схеме «2-2-2».

Кресла здесь более мягкие и способны раскладываться достаточно для спокойного и комфортного отдыха во время полёта.

Также бизнес-класс может похвастаться меню с широким выбором блюд, а также меньшим шумом, связанным в основном с некоторой удалённостью от более шумного эконом-класса.

Однако, хоть места бизнес-класса и являются лучшими во всём лайнере, но и среди них имеется ряд не очень удачных вариантов.

Так, места, расположенные в первом ряду, хоть и не имеют перед собой кресел, что обеспечивает дополнительное пространство для ног пассажиров, но, тем не менее, находятся в непосредственной близости к туалетам и подсобным помещениям для обслуживающего персонала.

Эта особенность может серьёзно помешать спокойному отдыху, особенно в ночное время: ведь свет здесь будет гореть постоянно, а частое движение и звук открывающихся-закрывающихся дверей не дадут уснуть чувствительным к шуму людям.

Также не очень удачными для бизнес-класса в самолёте Airbus A300 являются места, расположенные в пятом и шестом рядах. Это объясняется их некоторой удалённостью от общего салона бизнес-класса и тем, что расположены они непосредственно у перегородки, соединяющей бизнес-класс с более шумным эконом-классом.

Эконом-класс располагается сразу за салоном бизнес-класса и охватывает места рядов от от 11 до 37. Благодаря тому, что самолёт широкофюзеляжный, прохода здесь также два, а места располагаются согласно схеме «2-4-2» (кроме первого и 4 последних рядов). Места эконом-класса удобные и весьма комфортные для отдыха, а расстояние между ними позволяет вытянуть ноги даже для высоких людей.

Лучшими для эконом-класса самолёта Airbus A300 являются места, расположенные в 11 ряду. Их удобство заключается в том, что они имеют перед собой лишь разделительную перегородку, а, значит, и больше места для ног.

Также весьма выгодно отсутствие кресел спереди — никто не откинет спинку, ограничив тем самым пространство для ног. Также стоит помнить, что разнос пищи начинается именно с передних мест, и пассажиры 6 ряда будут иметь больший выбор блюд и напитков.

Однако здесь находятся специальные конструкции для размещения детей, а это в свою очередь означает, что пассажиры с детьми, скорее всего, будут находиться именно здесь.

Этот факт может серьёзно повлиять на качество отдыха и на все впечатления о полёте в целом, особенно для людей, не терпящих детских криков и суеты.

Также весьма удобными являются места, расположенные в 12 ряду и обозначенные литерами D, E, F и G (согласно схеме).

Это объясняется тем, что кресла, расположенные перед ними, несколько отодвинуты вперёд, обеспечивая тем самым дополнительное пространство для ног.

По этой же причине неплохим выбором для эконом-класса будут и места A, C, K и H, расположенные в 24 ряду. Однако их близкое расположение к туалету может вызвать определённые неудобства.

Не самым лучшим выбором для бронирования билетов являются места эконом-класса, расположенные в 23 ряду, а также места 24 ряда, обозначенные литерами D, E, F и G. Причина — всё та же: близкое расположение к туалетным помещениям. И, наконец, наименее удобными для аэробуса A300 являются места, расположенные в рядах под номерами 36 и 37.

Их неудобство объясняется также расположением вплотную возле туалетов. Постоянные очереди, звук открывающихся-закрывающихся дверей, а также, в некоторых случаях, неприятный запах могут сделать полёт для пассажиров, находящихся здесь, настоящим испытанием на выносливость.

К этому стоит также добавить и то, что раздача пищи для пассажиров этих мест, как правило, происходит в последнюю очередь, а, следовательно, можно забыть о выборе блюд и напитков.

Ещё одной важной особенностью для мест последнего, 37 ряда является то, что обзор через иллюминаторы здесь серьёзно ограничен (ряд занимает лишь места посередине, между двумя проходами), так что ни в коем случае нельзя выбирать эти места людям со слабым вестибулярным аппаратом.

История создания

Разработка первого самолёта компании Airbus была завершена к 1969 году. Тогда и началась сборка первого опытного образца аэробуса, получившая наименование A300B1.

Спустя три года, в октябре 1972 года, самолёт совершил свой первый полёт.

В это же время производилась сборка и другой модели лайнера – удлинённый почти на 3 метра Airbus A300B2, первый полёт которого был осуществлён в 1973 году.

Весной 1974 года аэробус A300 был сертифицирован, и с этого времени началась его коммерческая эксплуатация. Однако компания Airbus, возлагавшая большие надежды на самолёт, пошла ещё дальше: в декабре того же года совершил самолёт A300B4, обладавшая увеличенной дальностью полёта и улучшенными аэродинамическими характеристиками.

Во второй половине 70-х – начале 80-х годов XX века предпринимались попытки разработки на основе модификации A300B4 грузопассажирского самолёта Airbus A300C4 и грузового самолёта Airbus A300F4. Однако, вопреки ожиданиям, эти модели широкого распространения не получили.

В начале 1980-х компания Airbus приступила к разработкам модификации A300-600, обладавшей повышенной пассажировместимостью и увеличенной дальностью полёта. В 1985 году началось её коммерческое использование. В том же году начались разработки варианта A300-600 с увеличенной дальностью полёта, получившего наименование A300-600R. Эксплуатация самолёта началась в 1989 году.

В свою очередь, в начале 90-х годов, уже на базе A300-600R, компанией SATIC началась разработка транспортного самолёта Airbus A300-600ST, получившего условное обозначение Beluga. Коммерческое использование модели было начато в 1995 году.

В 2007 году серийное производство Airbus A300 было завершено, продлившись, таким образом, 35 лет. Лишь в 2019 году A300 был почти повсеместно выведен из эксплуатации в мировых авиакомпаниях, и началась его замена на более современный Airbus A330.

Модификации Airbus A300

Существует 5 наиболее заметных модификаций аэробуса A300.

  • Airbus A300 – первая модификация аэробуса, серийное производство которой было начато в 1972 году. В начале 70-х годов явилась поистине «революционной» моделью самолёта, так как была первым широкофюзеляжным пассажирским самолётом, оборудованным двумя турбовентиляторными двигателями.
  • Airbus A300B4 — модификация A300 с увеличенной пассажировместимостью и дальностью полёта. Серийное производство было начато в 1974 году.
  • Airbus A300-600 – дальнейшая модификация аэробуса A300, направленная на увеличение максимально возможного количества перевозимых пассажиров и на большую дальность полёта. Серийное производство лайнера было начато в 1984 году.
  • Airbus A300-600R – модификация самолёта A300-600, обладающая ещё большей дальностью полёта и пассажировместимостью. Характеризуется дополнительным размещением в хвостовом оперении дополнительного топливного бака. Серийное производство началось в 1987 году.
  • Airbus A300-600ST – модификация A300-600, широкофюзеляжный грузовой самолёт, за свою нестандартную форму получивший имя Beluga («Белуга»). Используется для перевозки крупных грузов (например, использовался для транспортировки компонентов для сборки аэробуса A310 в Тулузе). Благодаря большому объёму грузового отсека A300-600ST Beluga может перевозить грузы крупных размеров общей массой до 47 тонн. Серийное производство «Белуги» было начато в 1994 году.

Краткий обзор и характеристики A300

Аэродинамически аэробус A300 представляет собой низкоплан со стреловидным крылом. Оперение – однокилевое. Силовая установка лайнера прелставлена двумя турбовентиляторными двигателями производства фирмы General Electric или Pratt & Whitney (в зависимости от модификации).

Технические характеристики A300:

Airbus A300B2/B4 Airbus A300-600R Airbus A300-600ST
Длина, м 53,6 54,1 56,2
Ширина фюзеляжа, м 5,6 5,6 4
7,1 – грузовой отсек
Ширина салона, м 5,4 5,4
Размах крыльев, м 44,8 44,8 44,8
Площадь несущих поверхностей, м² 260 260 122,4
Высота, м 16,5 16,6 17,2
Двигатели 2 ТРДД тягой 227 кН — 236 кН 2 ТРДД тягой 249 кН — 273,6 кН General Electric
Pratt & Whitney JT9D-9 Pratt & Whitney JT9D-7R4H1, PW 4156, General Electric CF6-80-C2A1 или CF6-80-C2A5 CF6-80C2A8
General Electric CF6-80-C2A5
Максимальная скорость, км/ч 910 890
Крейсерская скорость, км/ч 850 875 750
Дальность 3400/5300 км с 270 пассажирами 7000 км с 270 пассажирами и двигателями PW4156 2779 (груз 40 т),
4632 (груз 26 т)
Кол-во кресел (один класс) 345 361
Масса пустого, кг A300B2 — 79600, A300B4 — 88500 78200 с двигателями PW4156 86000
Макс. взлётная масса, кг A300B2 — 142000, A300B4 −165000 165000 с двигателями PW4156 155000

Заключение

Airbus A300 является первым самолётом концерна Airbus.

Его появление пришлось на расцвет авиаперевозок в Европе и Америке, а новое конструкторское решение (широкофюзеляжный самолёт всего с двумя двигателями) принесло ему определённую популярность среди мировых авиакомпаний.

Большое количество же модификаций показывает, что аэробус имел большой потенциал к усовершенствованиям, что и предопределило его «долгожительство» в серийном производстве (35 лет).

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/passazhirskie-samolety/a300/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector