Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время Второй мировой войны вместе с более устаревшим Ха-Го. По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.
История создания Чи-Ха
К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин.
В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение.
Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от фирмы «Мицубиси» и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.
В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Общая информация
- Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
- Боевая масса – 15,8 тонн;
- Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы производства – 1938-1943;
- Годы эксплуатации – 1938-1945;
- Количество выпущенных – 2123 штуки.
Компоновка Чи-Ха
Размеры
- Длина корпуса – 5500 миллиметров;
- Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
- Высота – 2380 миллиметров;
- Клиренс – 420 миллиметров.
Бронирование
- Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
- Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
- Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
- Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
- Днище – 8,5 мм;
- Крыша корпуса – 10-12 мм;
- Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
- Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
- Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
- Крыша башни – 10 мм.
Вооружение
- Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 18,4 калибра;
- Боекомплект пушки – 120;
- Углы ВН: -9…+21;
- Прицел – телескопический;
- Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.
Подвижность
- Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность – 170 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 38 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 210 км;
- Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
- Тип подвески – Хара;
- Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 1 метр;
- Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
- Преодолеваемый брод – 1 метр.
Модификации Chi-Ha
Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.
Шинхото Чи-Ха
Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами.
Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой.
Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.
Шинхото Чи-Ха
Чи-Ха с пушкой 120-мм
На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.
Чи-Ки
Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.
Машины на базе Type 97 Chi-Ha
Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.
Противотанковые:
- Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
- Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).
Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.
Специальные:
- Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
- Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
- Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
- Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.
Ремонтно-технические
- Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
- Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.
Боевое применение
В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.
В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали «Ха-Го», но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.
В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.
В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.
В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.
В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.
На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.
Type 97 Chi-Ha с танкистом
Филиппины и японские острова
На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза.
Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали.
Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.
Чи-Ха, подбитый на Филиппинах
Континентальные сражения
На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945.
В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника.
Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.
Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха».
Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение.
То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.
После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.
Память о танке
В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:
- Индонезия, Маланга, Национальный музей;
- КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
- Япония, храм Ясукуни;
- Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
- Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
- Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
- На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».
Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах
Фотографии танка
Подбитый Чи-Ха
Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине
Шинхото Чи-Ха с экипажем
Танк в культуре
Несмотря на широкое применение, в массовой культуре танк «Чи-Ха» значимых упоминаний не имеет. Он не упоминается в фильмах или в художественной литературе, зато его можно встретить в игре World of tanks в качестве японского среднего танка третьего уровня и в игре War Thunder в качестве среднего танка первого ранга.
Источник: http://tanki-tut.ru/japan/type-97-chi-ha/
Type 97 Chi-Ha
Средний танк | Япония | III ур.
Огневая мощь
47 mm Gun Type 1 Орудие |
100 шт. Боекомплект |
70 / 70 / 90 ед Урон |
81 / 122 / 25 мм Бронепробитие |
20 Скорострельность |
1400 Средний урон в минуту |
2.3 с Время сведения |
0.46 м Разброс на 100 м |
30 Скорость |
44 Скорость |
360° Углы |
-15…+20° Углы |
Живучесть
240 ед Прочность |
мм Корпус |
мм Башня |
Мобильность
15.97 / 18 т Масса/пред. масса |
240 Мощность двигателя |
15.03 л.с./т Удельная мощность |
40 / 15 км/ч Макс. скорость |
32 Скорость поворота шасси |
Незаметность
17.06 % Незаметность стоя |
12.78 % Незаметность в движении |
Наблюдение
330 м Обзор |
550 м Дальность связи |
Экипаж
- Командир
- Наводчик (Заряжающий)
- Механик-водитель
- Радист
1234567891011
Средний танк | Япония | III ур.
Огневая мощь
5.7 cm Gun Type 97 Орудие |
114 шт. Боекомплект |
75 / 75 / 95 ед Урон |
30 / 55 / 28 мм Бронепробитие |
20 Скорострельность |
1500 Средний урон в минуту |
2.3 с Время сведения |
0.46 м Разброс на 100 м |
30 Скорость |
44 Скорость |
360° Углы |
-9…+20° Углы |
Живучесть
220 ед Прочность |
мм Корпус |
мм Башня |
Мобильность
15.04 / 15.9 т Масса/пред. масса |
170 Мощность двигателя |
11.3 л.с./т Удельная мощность |
40 / 15 км/ч Макс. скорость |
30 Скорость поворота шасси |
Незаметность
17.06 % Незаметность стоя |
12.78 % Незаметность в движении |
Наблюдение
310 м Обзор |
350 м Дальность связи |
Экипаж
- Командир
- Наводчик (Заряжающий)
- Механик-водитель
- Радист
1234567891011
Разработан японской компанией Mitsubishi в 1935–1937 гг. Выпускался серийно с 1938 по 1942 год, а в 1941–1942 гг. одновременно с модернизированным вариантом Shinhoto Chi-Ha. Всего было выпущено 1220 машин обоих типов.
Танки Chi-Ha и Shinhoto Chi-Ha активно использовались японскими войсками в боевых действиях в Китае, Тихоокеанском регионе и на Курильских островах. После капитуляции Японии применялись в Гражданской войне 1946–1949 гг.
войсками НОАК и армией Гоминьдана.
II | Type 97 Chi-Ha | 35/25/25 | 30 | 310 | 1300 | 1000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместимые орудия:
|
III | Type 97 Chi-Ha Shinhoto | 35/25/25 | 30 | 330 | 1839 | 2100 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместимые орудия:
|
III | Mitsubishi SA12200VD | 170 | 15 | 650 | 5000 |
IV | Type 100 Suirei V-12 | 200 | 15 | 630 | 8600 |
IV | Type 100 Kuurei V-12 | 240 | 15 | 630 | 10500 |
II | Type 97 Chi-Ha | 15.9 | 30 | B/2 | 5000 | 900 |
III | Type 97 Chi-Ha Kai | 18 | 32 | B/2 | 5000 | 1750 |
IV | Type 94 Mk. 4 Hei | 350 | 90 | 2350 |
VI | Type 96 Mk. 4 Bo | 425 | 50 | 14000 |
VIII | Type 3 Otsu | 550 | 240 | 22000 |
J07_Chi_Ha
japan
Type 97 Chi-Ha в игре
Исследование и прокачка
Средний танк Type 97 Chi-Ha исследуется на Chi-Ni за 1 460 .
Ходовая |
Type 97 Chi-Ha Kai |
340 1750
Орудие |
37 mm Gun Type 100 |
230 4400
Орудие |
37 mm Gun Type 1 |
550 8400
Башня |
Type 97 Chi-Ha Shinhoto |
340 2100
Орудие |
47 mm Gun Type 1 |
1200 21000
Двигатель |
Type 100 Suirei V-12 |
700 8600
Двигатель |
Type 100 Kuurei V-12 |
850 10500
Радиостанция |
Type 96 Mk. 4 Bo |
1400 14000
Радиостанция |
Type 3 Otsu |
4000 22000
Итог: | |
Кредиты: | 92750 |
Опыт: | 9610 |
Источник: https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:J07_Chi_Ha
Тип 2597 / Тип 97 "Чи-Ха", Средний танк | Энциклопедия военной техники
СРЕДНИЙ ТАНК “Тип 2597 ЧИ-ХА”
Во второй половине 30-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам и приступили к разработке более маневренных образцов, вооруженных 47-, 75- и 77-мм пушками. В 1936 году были разработаны два прототипа такого танка: 9,8-тонный “Чи-ни” (“средний четвертый”) арсенала в Осаке и 15-тонный “Чи-ха” (“средний третий”) фирмы “Мицубиси”.
Поскольку японский Генеральный штаб сухопутных войск предпочитал танки поменьше весом и подешевле в производстве, то главным претендентом считался “Чи-ни”. Однако с началом войны с Китаем выбор пал на более мощный “Чи-ха”, принятый в 1937 году на вооружение как “2597” и ставший основой японских танковых сил второй мировой войны.
Массовое производство “Чи-ха” начала компания “Мицубиси” после окончания активных боев в Китае, субподрядчиками выступали фирмы “Хитачи Сейсаку-си” и “Нихон Сейкосо”. Всего до 1942 года было выпущено 1200 этих танков. Компоновкой “Чи-ха” напоминал “Ха-го”, но имел двухместную башню.
В отделении управления размещались механик-водитель (справа) и стрелок (слева); в башне справа от пушки командир, слева – заряжающий. Корпус и башня были клепаными. Корпус имел бортовые ниши, наклонный двухскатный верхний лобовой лист. Башня выполнялась с легкой конусностью и кормовой нишей.
На крыше башни располагался купол командира с большим двухстворчатым люком, слева от него – двухстворчатый люк заряжающего. Механик-водитель имел лючок в крыше рубки, стрелок-люк в крыше корпуса. Горизонтальные смотровые щели были прорезаны в щитке окна рубки и ее выгнутых скулах.
Установка 57-мм орудия “97” в башне “Чи-ха” допускала его качание в горизонтальной плоскости в пределах плюс-минус 5°. Угол подъема орудия составлял 21° , снижения – 9°. Вес 57-мм снаряда – 2,7 кг, начальная скорость – 420 м/с. Один пулемет в шаровой опоре крепился в корме башни слева, второй – слева в лобовом листе корпуса.
Двухтактный V-образный дизель устанавливался продольно в корме, доступ к нему обеспечивали люки в бортах и люк-жалюзи в крыше корпуса. В боевых условиях жалюзи в бортах прикрывались бронекрышками. На марше они поднимались и фиксировались в горизонтальном положении. Топливные баки на 120 и 115 л располагались вдоль бортов.
Выхлопные трубы выводились назад с обоих бортов. Четырехскоростная коробка передач со скользящими шестернями и понижающей передачей давала 8 передач вперед и 2 назад. Ходовая часть по схеме Т.
Хара была дополнена передним и задним катками с независимой подвеской: крайние катки через коленчатые рычаги соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто
закрепленными на борту. Опорные катки и крайние поддерживающие ролики были сдвоенными. Амортизаторы в подвеске отсутствовали. В отличие от опытного “Чи-ну” “Чи-ха” не имел “хвоста”.
В крышке люка командира монтировался перископический прибор наблюдения и имелось отверстие для сигнализации флажками. На лобовом листе корпуса или на надгусеничных полках крепились фары и иногда звуковой сигнал. Столкновения с советскими войсками на Халхин-Голе убедили японцев в приоритете противотанковых свойств танковой пушки.
И уже в 1939 году был построен опытный танк “98” (“Чи-хо” – “средний пятый”) с увеличенной башней по типу советских БТ-5 и несколько измененной ходовой частью.
А в 1940 году появилась модификация серийного “97” – “Синхото Чи-ха” (“Чи-ха” с “новой артиллерийской башней”) с 47-мм пушкой: при длине ствола 48 калибров ее 1,4-кг снаряд имел начальную скорость 825 м/с и на расстоянии 500 м пробивал 75-мм броню. В боекомплект входили бронебойные и бронебойно-осколочные снаряды. Пулеметы размещались аналогично “Чи-ха”.
Башня имела купол со смотровыми щелями, на ее крыше перед люком заряжающего крепилась стойка для зенитного пулемета. Имелись лючки для стрельбы из личного оружия. В правом борту башни размещался небольшой лючок, в задней стенке справа от пулемета – широкий люк для эвакуации, загрузки боекомплекта и демонтажа орудия.
Большинство “Синхото Чи-ха” стали простой переделкой уже выпущенных “Чиха”. У вновь произведенных танков была несколько изменена система вентиляции моторного отделения. Командир имел свето-звуковую связь с механиком-водителем: 12 кнопкам на пульте командира соответствовали 12 светящихся транспарантов и зуммер на панели водителя.
“Чи-ха” приняли участие в боях в Китае, в Малайе, Сингапуре, на Гуадалканале, Сайпане, Гуаме. “Синхото Чи-ха” впервые вступили в бой на полуострове Батаан в мае 1942 года, воевали на Сайпане, Лусоне, Иводзиме и Окинаве, в Маньчжурии и на Курильских островах. Всего с 1938 по 1942 год было выпущено 1220 машин серии “Чи-ха”, включая модификации.
После войны 350 “Чи-ха” были переданы Народно-освободительной армии Китая. Средние танки предназначались для самостоятельных танковых соединений, и на их базе были созданы командирские машины, оснащенные радиостанцией с кольцевой поручневой антенной вокруг башни, впоследствии замененной на штыревую.
Специальная командирская модель “Чи-ха” – танк “Чи-ки” – отличалась несколько улучшенными параметрами радиостанции и приборов наблюдения, а также установкой вместо лобового пулемета 37-мм пушки. Принятые одновременно с линейными командирские танки имели увеличенную башню с новым куполом, без пушечной установки. В крыше башни позади купола находился второй люк.
Позже на командирских “Чи-ки” появились башни с пушечной установкой или ее имитацией. На некоторых образцах таким же образом устанавливали второе 57-мм орудие: предполагалось, видимо, что при “линейной” тактике действий командир должен обладать не столько дополнительными средствами связи и управления, сколько дополнительной огневой мощью.
На основе “Чи-ха” создали также “артиллерийский” танк с короткоствольным 120-мм орудием для поддержки морских десантных отрядов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА “СИНХОТО ЧИ-ХА” ЭКИПАЖ, чел.: 4. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ: ширина – 2,3, высота – 0,42. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 47 мм, 2 пулемета “97” калибра 7,7 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 120 выстрелов, 4035 патронов. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 9, башня – 22, корма – 25, крыша – 12,5 (маска пушки – 30).
ДВИГАТЕЛЬ: “Тип 97” (“Мицубиси”), 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 4- 2), карданный вал. бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть опорных катков и три поддерживающих ролика (все обрезинены); подвеска смешанная: четыре опорных катка – по схеме Хара, два крайних катка – с индивидуальной пружинной подвеской; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков – 96. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 210. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30 – 35; ширина рва, м – 2,5;
глубина брода, м – 1,0.
СРЕДНИЙ ТАНК “Тип 1” (“ЧИ-ХЕ”) В 1941 году появилась новая модификация “Чи-ха” – “Тип 1” (“Чихе” – “средний шестой”). Корпус его, наконец, выполнили сварным. Лобовые листы были спрямлены, исчезли выступающая рубка впереди и жалюзи в бортах.
Башня больших размеров с развитой кормовой нишей и увеличенной толщиной лобовой брони имела купол, лючки в бортах и кормовой люк. Появление пятого члена экипажа облегчило работу командира. Вес танка возрос почти на 1,5 т, но за счет установки 240-сильного дизеля “Чи-хе” развивал чуть большую скорость.
Трансмиссия и ходовая часть заметных изменений не претерпели. “Чи-хе” вооружался 47-мм пушкой с длиной ствола 62 калибра, созданной на основе
противотанкового орудия, но с перекомпонованными противооткатными устройствами, затвором и спусковым механизмом. В боекомплект входили бронебойно-осколочный (1,52 кг) и осколочно-фугасный (1,4 кг) снаряды.
Бронебойно-осколочный снаряд с начальной скоростью 823 м/с пробивал 70-мм броню на дистанции около 500 м и 60-мм- на 1000 м. Вертикальная наводка производилась маховиками, горизонтальное “качание” – плечевым упором.
Угол возвышения пушки-17°, склонения-11°.
Фирма “Мицубиси” и арсенал Сагами начали выпуск “Чи-хе”, не прекращая производства “Синхото Чи-ха”. Всего до 1945 года был выпущен 601 танк. На основе “Синхото Чи-ха” и “Чи-хе” строились командирские “Ка-со”: 47-мм пушка заменялась макетом, что давало возможность дополнительно разместить радиостанцию. В Японии “Чи-ха” и “Чи-хе” оставались на вооружении до 60-х годов.
В 1942 году на основе “Чи-хе” был построен 16,7-тонный “артиллерийский” средний танк “Тип 2” (“Хо-и” – “артиллерийский первый”) с 75-мм короткоствольным орудием “Тип 99”.
Орудие устанавливалось в высокой клепано-сварной башне с толщиной брони 35 – 20 мм и большим задним люком. Начальная скорость снаряда – 445 м/с. Высота танка возросла до 2,58 м, запас хода снизился до 100 км.
Танк предназначался для непосредственной артиллерийской поддержки, а его незначительный выпуск – 33 машины – был связан с появлением на вооружении САУ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА “Тип 1” (“ЧИ-ХЕ”) БОЕВАЯ МАССА, т: 17,2. ЭКИПАЖ, чел.: 5. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина – 5,73, ширина – 2,33, высота – 2,42, клиренс-0,42. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка “Тип 1” калибра 47-мм, 2 пулемета “97” калибра 7,7 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 120 выстрелов, 4035 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 50, борт – 25, корма – 20, башня – 25. ДВИГАТЕЛЬ: “Тип 100” (“Мицубиси”), 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 240 л.с. при 2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8-t-2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть опорных катков и три поддерживающих ролика (все обрезинены); подвеска смешанная: четыре опорных катка – по схеме Хара, два крайних катка – с индивидуальной пружинной подвеской; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 44. ЗАПАС ХОДА, км: 210.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30-35; ширина рва, м – 2,5;
глубина брода, м-1,0.
Источник: https://war-book.ru/tip-2597-tip-97-chi-ha-srednij-tank-yaponiya3/