F-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Описание самолета

F-111 — первый в мире серийный боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности, двухконтурными турбореактивными двигателями и автоматической системой следования рельефу местности. Начало его истории относится к 27 марта 1958 г.

, когда ВВС США выпустили требования к всепогодному истребителю вертикального/короткого взлета и посадки с максимальной скоростью, более чем в два раза превышавшей скорость звука.

Через год, поняв нереальность задачи, ВВС изменили некоторые ТТТ, в частности, речь уже шла только об укороченных взлете и посадке. Но было включено новое сложное требование: достичь маловысотного полета. Самолет предназначался для атак наземных целей с применением обычного и ядерного оружия.

Он был назван «истребителем», но фактически представлял собой истребитель-бомбардировщик, предназначенный прежде всего для изоляции района боевых действий и замены в этой роли самолетов Republic F-105.

Противоречивые требования к самолету могли быть удовлетворены только применением крыла изменяемой стреловидности (КИС). В полностью развернутом положении КИС уменьшает скорости взлета и посадки, сокращает длину разбега и пробега.

При максимальном угле стреловидности позволяет совершить скоростной бросок у земли или развить максимальную скорость на большой высоте. В промежуточных положениях КИС обеспечивает быстрый разгон, большую дальность полета по маршруту и длительное барражирование в зоне.

Таким образом обеспечивается многорежимность самолета.

Первый серийный F-111А совершил полет 12 февраля 1967 года.

ВВС и ВМС США предусматривали закупку 1350 самолетов F-111А и 350 — F-111В, работы по которому вскоре и вовсе прекратились из-за его чрезмерной взлетной массы.

Да и объем производства F-111А был значительно уменьшен в связи с возникшими техническими проблемами. Всего в 1964—1976 гг. было построено лишь 562 самолета различных модификаций.

Вариант F-111F — единственный F-111 с системой «Пейв Тэк». 82 самолета F-111F проходят дальнейшую модификацию по программе «Пейсер Страйк», которая началась в 1989 г. Оборудование самолетов EF-111A планируется модернизировать до 2003 г.

Система управления полетом (СУП) необратимая бустерная с самонастраивающейся системой повышения устойчивости по трем осям с трехкратным резервированием. Гидравлика состоит из двух автономных систем с двумя гидронасосами на каждом двигателе. На F-111А установлена аналоговая прицельно-навигационная система Mk. 1.

В американских ВВС самолет EF-111А — один из основных авиационных средств радиоэлектронного подавления объектов ПВО.

В военных действиях F-111 применялся, в основном, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Так, в операции «Комбат Лансер» он действовал полностью автономно, как это и предусматривалось разработанной для него тактикой.

Даже перелет в Таиланд осуществлялся с использованием только бортовой инерциальной навигационной системы и без дозаправки топливом, хотя и с промежуточными посадками — для тактического самолета в то время это было крупным достижением.

В боевых вылетах сохранялся режим радиомолчания, поэтому точные причины гибели двух первых самолетов так и остались неизвестными.

Второй раз самолеты F-111А были развернуты на базе Тахли в последние месяцы войны во Вьетнаме — в сентябре

1972 — феврале 1973 г. Было выполнено более 4000 вылетов и потеряно шесть из 52 участвовавших самолетов. F-111А продемонстрировал высокую надежность в полевых условиях: коэффициент отмены вылетов был всего 0,85°/), каждый экипаж совершил по 45—53 вылета.

Коренное отличие самолета — способность следовать рельефу местности и точно выходить на цель — позволяло «вслепую», с первого захода «класть» прямо на цель обычные некорректируемые боеприпасы. Обычно F-111А нес 12-16 бомб или разовых бомбовых кассет калибром 227 и 340 кг, а изредка и 907 кг.

Более 98% всех вылетов проходило на малой высоте, на режиме следования рельефу местности. Американские летчики называли такой полет «лыжными гонками».

15 апреля 1986 г. в налете (под кодовым названием «Эльдорадо Каньон») на резиденцию ливийского лидера М .

Каддафи в Триполи принимали участие 13 самолетов F-111F и три EF-111А, базировавшихся в Англии и Лейкенхите. Один из самолетов был потерян. F-111 широко применялся в январе— феврале 1991 г.

во время операции «Буря в пустыни» для нанесения ударов по иракским стратегическим и тактическим целям.

  • Модификации самолета
  • F-111A: первый серийный вариант, двухместный тактический истребитель-бомбардировщик, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) TF30-P-3 тягой 8391 кг (18500 фунтов); было построено 158 самолетов, восемнадцать из них являлись предсерийными и опытными; первый серийный экземпляр совершил свой первый полет в июне 1967 г.
  • ЕF-111A Raven: тактический вариант для радиоэлектронной борьбы (ЕСМ); производился компанией Грумман на основе самолетов F-111A.

FB-111A: двухместный бомбардировщик для Стратегического авиационного Командования ВВС США (USAF Strategic Air Command) с увеличенным на 2,13 м размахом крыла, усиленным шасси, увеличенным запасом топлива и двигателями TF-30-P-7 тягой 9185 кг .

В конце 1965 года в США было принято решение о постройке 263 самолетов FB-111А на основе истребителя-бомбардировщика F-111А для замены стратегических бомбардировщиков Боинг В-52С, D и F и Конвэр В-58А. Емкость топливных баков составляет 21243 л (с учетом баков в бомбоотсеке).

На внешних узлах могут быть подвешены до четырех сбрасываемых баков по 2270 л. Используется навигационно-бомбардировочная системаMk.2B. Построено 76 машин.

  1. RF-111A: разведывательный вариант самолета F-111A, оснащенный съемным сенсорным элементом; успешно прошел испытания, но не поступил в производство.
  2. YF-111A: переобозначение двух почти построенных самолетов F-111K для ВВС Великобритании (RAF) после отмены заказа; они были завершены и отправлены в ВВС США для исследования, развития, программы испытаний и оценки.
  3. F-111В: палубный самолет воздушного прикрытия кораблей ВМС США; было построено семь машин до того, как их разработка и производство были прекращены.

F-111С: обозначение 24 ударных самолетов, заказанных в 1963 г. ВВС Австралии; этот самолет имел увеличенный, как и у FB-111A, размах крыла, усиленное шасси и двигатели TF30-P-3.

  • F-111D: похожий на модель F-111E, но оснащенный двигателями TF30-P-9 тягой 8890 кг (19600 фунтов), современным авиационным электронным оборудованием для увеличения возможностей использования вооружений класса «воздух-воздух» и аэронавигации; построено 96 самолетов.
  • RF-111D: обозначение, данное разведывательному самолету; не производился из-за отсутствия средств.
  • F-111Е: вытеснил самолет F-111A из производства после 160-го самолета; имеет модифицированные воздухозаборники двигателей TF30-P-3; построено 94 машины.
  • F-111F: имел усовершенствованное авиационное электронное оборудование, включая комбинацию навигационной и цифровой компьютерной систем самолетов F-111D и FB-111A, усовершенствованную конструкцию крыла и шасси и намного более мощные двигатели TF30-P-100; построено 106 самолетов.
  • F-111G: обозначение, данное самолетам FB-111A, переделанным для выполнения тактических задач.
  • FВ-111Н: предполагавшийся бомбардировщик вторжения с ручным управлением, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) F101-GE-100 тягой 13608 кг, более современным авиационным электронным оборудованием и увеличенным запасом вооружения; серийно не производился.
  • F-111K: обозначение 50 самолетов, заказанных ВВС Великобритании; заказ аннулирован в 1968 г.
  • Тактико-технические характеристики F-111A:
  • Год принятия на вооружение — 1965
  • Размах крыла, м
  • — максимальная — 19,2
  • — минимальная — 9,74
  • Длина самолета — 22,4 м
  • Высота самолета — 5,22 м
  • Площадь крыла — 48,77 / 61,07 кв.м
  • Масса, кг
  • — пустого самолета — 21400
  • — максимальная взлетная — 54360
  • Масса топлива — 14738 кг
  • ПТБ — до 6 х 2270 л
  • Тип двигателя — 2 ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-P-100
  • Тяга — 2 х 11385 кгс
  • Максимальная скорость — 2655 км/ч
  • Практический потолок — 18290 м
  • Практическая дальность — 4710 км
  • Боевой радиус действия — 1000 км
  • Длина разбега — 950 м
  • Длина пробега — 915 м
  • Экипаж — 2 чел
  • Вооружение:
    одна многоствольная пушка М61А-1 калибра 20 мм и одна бомба массой 340 кг (750 фунтов) или две бомбы В43 во внутреннем оружейном отсеке; три подкрыльных узла крепления на каждой консоли крыла поворачивались при изменении стреловидности крыла.

Источник: http://www.combatavia.info/F-111.html

F-111 Aardvark. История, фото, видео, характеристики

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Разработчик  General Dynamics
Первый полет  1964
Единиц произведено (1967-1982)  563

General Dynamics F-111 — американский двухместный тактический многофункциональный бомбардировщик, разработанный компанией General Dynamics в 1960-х годах.

История F-111

В конце 1950-х годов в ВВС США возникла потребность в универсальном бомбардировщие, сочетающем в себе высокую скорость, маневренность и боевую нагрузку: тяжелые бомбардировщики были уязвимы и, зачастую, излишне мощны, а истребители с бомбардировочными задачами не справлялись. В итоге, была открыта программа создания такого самолета.

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Работы по F-111 были начаты в 1962 году. Головным разработчиком была назначена компания General Dynamics с дополнительной поддержкой Grumman Aircraft.

Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 F-111A, предназначенных для ВВС США, и 5-ти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ).

Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года, крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градусов.

Модификации F-111

F-111A — базовый серийный вариант самолета. Всего было построено 160 единиц. Всего было построено 160 машин модификаций A. Первые экземпляры поступили на вооружение в октябре 1967 года.

Уже 17 марта следующего года 6 самолётов из этого подразделения были переведены на авиабазу Тахли в Таиланде, для проведения испытаний в боевых условиях во Вьетнаме. Впервые они приняли участие в боевой операции 25 марта.

За месяц участия в боевых действиях было потеряно три самолёта, после чего испытания были прекращены. В сентябре 1972 года F-111A из состава 429-й и 430-й тактических истребительных эскадрилий, базировавшихся в Тахли, были использованы с высокой эффективностью для атак целей в районе Ханоя.

Самолёт очень хорошо себя зарекомендовал при выполнении заданий в любых погодных условиях и ночью. Он оказался способным эффективно прорывать противовоздушную оборону самой высокой плотности.

Видео F-111 : Видео демонстрационного полета с применением дожига горючего

F-111E — модернизированная версия, снабженная усовершенствованными воздухозаборниками, что улучшило характеристики на скоростях свыше 2,2 числа Маха. Эти самолёты поступили на вооружение базы ВВС США в Аппер-Хейфорд, Великобритания. Этим самолетам ставилась задача в случае боевых действий в Европе перехватывать воздушные цели в глубине территории противника.

Читайте также:  Кольт 1911: пистолет colt 45 калибра модификации m1911

F-111F — версия, с более мощными двигателями. Помимо большой номенклатуры обычных вооружений, самолеты могли нести ядерное оружие. Эти самолёты составляли основу тактических ядерных ударных сил НАТО на Европейском театре.

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

  • F-111C (всего построено 24 машины, из них несколько в варианте RF-111С) был ударной версией, разработанной специально для ВВС Австралии;
  • F-111D (построено 96 экземпляров) был самолётом тактической поддержки.
  • Также на базе F-111A был создан самолёт радиоэлектронной борьбы EF-111A.
  • Всего за время производства выпущено 562 самолёта.
  • Боевое применение
  • Эти самолёты принимали широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме. За 1968-1973 годы совершили до 3000 тысяч вылетов

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Схема F-111

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-111

Тип тактический бомбардировщик
Силовая установка два ТРДДФ Pratt Whitney TF30-P-3 тягой по 8,39 тс
Максимальная боевая нагрузка 13,6 тонн
Практический потолок 17 700 м
Дальность полета 5094 км
Максимальная взлетная масса 44,8 т
Максимальная скорость 2338 км/ч
Размах крыла (изменяющаяся стреловидность) от 9,74 м до 19,20 м
Площадь крыла от 48,77кв. м. до 61,07 кв. м.
Длина 22,4 м
Высота 5,22 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=11177

Ещё про 2 бомбардировщика. Ту-22М и F-111 | История Вооружений

Евгений Борщаков написал: «Правда до ума Ту 22М доводили долго — только версия Ту -22М3 более-менее соответствовала всем предъявленным требованиям. «.

Ну что-ж, давайте поговорим про Ту-22М и найдем ему «пару» в арсенале американских ВВС того времени. Начнем с советского самолета. 

Проект Сухого Т-4 Сотка не мог быть закрыт из за туполевского проекта Ту-22М по одной простой причине.

Ту-22М начал летать 30 августа 1969 года, а Стока впервые поднялась в воздух только 22 агуста 1972 года — на 3 года позже туполевского самолета.

Если бы Ту-22М и Сотка были в одной концепции, то Т-4 закрыли бы много раньше, чем первый летный экземпляр начали бы собирать на заводе. Ту-22М и Т-4 — это разные концепции самолетов похожего назначения.

Ту-22М — по НАТОвской классификации Backfire.

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Советский «дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности». Так его классифицируют справочники и так его классифицирует Википедия. Но это только слова. Давайте глянем в характеристики Ту-22М3.

  • — Боевой радиус с бомбовой нагрузкой 12 т:
  • — на сверхзвуковой скорости — 1500-1850 км
  • — на дозвуковой скорости и предельно малой высоте — 1500-1650 км
  • — на дозвуковой по смешанному профилю — 2410 км.
  • На мой взгляд, это средняя дальность.
  • — Практический потолок 13300 м
  • — Скороподъёмность 15 м/с
  • — Максимальная скорость у земли 1050 км/час
  • — Максимальная скорость на высоте 2300 км/час

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Исходя из того, что сверхзвуковым дальним стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем с изменяемой геометрией крыла является Ту-160, то я бы классифицировал Ту-22М как бомбардировщик-ракетоносец средней дальности с изменяемой геометрией крыла.

Для сравнения, я бы хотел подобрать в арсенале ВВС США бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, имеющий близкую бомбовую нагрузку и дальность. И близкий по времени.

Долго не пришлось волындаться. Сравнение нашлось быстро.

General Dynamics F-111 Aardvark (Муравьед)

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Это сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла, принятый на вооружение ВВС США 18 июля 1967 года, за 9 лет до Ту-22М2. 

Бомбовая нагрузка до 14,3 т, боевой радиус без дозаправки 2140 км. Подходит?

  1. — Максимальная скорость:
  2. — на высоте 12 км — 2655 км/ч (М2,5)
  3. — на высоте 60 метров — 1475 км/ч
  4. — Практический потолок 17985 м
  5. — Скороподъёмность 131,5 м/с

В дополнение, F-111 значительно меньше и легче советского конкурента. Вдвое меньше и экипаж (2 человека вместо 4). 

  • Характеристики F-111 / Ту-22М3:
  • — Вес пустого — 21394 кг / 58000 кг
  • — Нормальный взлетный вес — 37577 кг / 112000 кг
  • — Максимальный взлетный вес — 45359 кг / 124000 кг
  • — Длина — 22,4 м / 42,4 м
  • — Размах крыльев в развернутом положении — 19,2 м / 34,28 м
  • — Размах крыльев в сложенном положении — 9,47 м / 22,3 м
  • При близкой дальности и бомбовой нагрузке, согласитесь, что значительно меньший размер, меньший экипаж, меньший вес, более короткий разбег при взлете и более короткий выбег при посадке — большие преимущества.

Почему американцы втиснули такие же и даже лучшие летные характеристики в меньший формат — есть объяснение: Роберт Макнамара хотел получить один самолет и для ВВС, и для авианосцев ВМФ.

Так сказать, первый подход к Joint Strike Fighter, который сейчас реализован в виде F-35. Конечно, версии для ВВС и флота должны были отличаться, но не очень сильно. Процент унификации узлов должен был быть максимальным.

Поэтому габариты и вес ограничивались приемлимыми для палубной авиации. Но флотский вариант всё-же не получился.

И ещё одна существенная разница между Ту-22М3 и его американским конкурентом. F-111 был снят с вооружения ВВС США в 1998 году. Последними их сняли с вооружения ВВС Австралии — в 2010 году. А в России Ту-22М3, устаревший ещё до своего появления в ВВС СССР, продолжает быть на вооружении и им продолжают годиться.

Что же касается того, что Ту-22М3 является угрозой для ударных авианосных групп, то это даже не смешно. Знаете, я утомился читать характеристики вооружений типа «убийца авианосцев».  Их уже столько разных… И всё бестолку.

Источник: https://maxpark.com/community/5887/content/6045277

F-111F Aardvark (США)

f-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

  • Многоцелевой истребитель-бомбардировщик 
  • Технические характеристики
  • Размеры:
  • Размах  крыла, м :                                       
  •  максимальная                                             19,20
  •  минимальная                                              9,74                    
  • Длина самолета, м                                      22,40  Высота самолета, м                                      5,22 
  • Площадь крыла, м2 :                                 48,77/61,07
  • Экипаж (кол-во человек):                               2
  • Вооружение:    одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 2028 патронами.
  •  Боевая  нагрузка 13608 кг на 6 узлах подвески
  • 907,454,340 и 227 кг бомбы, бомбы с лазерным  наведением Paveway , бомбы c оптронным  наведением GBU-15, GBU-28
  •  До 12 УР воздух-земля AGM-65 Maveric
  •  До 6 УР воздух-воздух AIM-9L Sidewinder.
  •  В  роли фронтового бомбардировщика  24 бомбы Мк.82
  • Массы и нагрузки:
  • Пустого самолета, кг                                  21880           
  • Взлетная  нормальная, кг                             37566
  • Взлетная  максимальная, кг                         44882
  •   Летные данные:
  • Максимальная скорость, км/ч :              
  • у земли                                                      1471
  • на высоте                                                   2338
  • Перегоночная дальность, км                   5848
  • Боевой  радиус действия, км                    2140
  • Максимальная  скороподъемность, м/мин   7788
  • Практический  потолок, м                        17300
  • Разработчик: General Dynamics
  • Серийно выпускался с 1971г.
  • Двигатели: 2 ТРДДФ Pratt Whitney TF30-P-100 (2 х 11385 кгс)
  • История создания и особенности конструкции:

Модификация F-111F стала последним вариантом, заказанным для Tactical Air Command (TAC). Работы по созданию самолета были начаты в 1970 году на базе истребителя-бомбардировщика F-111A. На самолет была установлена микропроцессорная прицельно-навигационная систему Mark IIB, являющаяся комбинированным вариантом систем F-111D и FB-111A (за исключением доплеровской навигационной РЛС AN/APN-189) плюс РЛС управлением вооружения AN/APQ-144.  Так же на самолет установили новые двигатели Pratt & Whitney TF30-P-100 (тяга на форсаже 11385 кгс) и модернизированное шасси.

13 октября 1971 года модифицированный подобным образом F-111A совершил свой первый полет. Первый F-111F поступил на вооружение 374 TFW базирующегося на авиабазе Mountain Home в Айдахо в январе 1972 года.

Для расширения возможностей боевого применения часть самолетов было оборудовано контейнером с системой Ford AVQ-26 Pave Tack.

Система Pave Tack включает  в себя лазерный дальномер и тепловизионную систему переднего обзора, что позволяет самолету точно наводить на цель бомбы с лазерным наведением (применять бомбы с лазерным наведением могут все варианты F-111, однако наводить их на цель способен лишь F-111F).

В апреле 1986 г. в налете на резиденцию ливийского лидера Каддафи в Триполи принимали участие 15 истребителей-бомбардировщиков F-111F и 3 самолета РЭБ EF-111A «Рейвн», базировавшихся в Англии. Основной задачей самолетов EF-111A было радиолокационное обеспечение самолетов F-111F.  Маршрут полета протяженностью около 5200 км проходил западнее Испании и Португалии и над Гибралтарским проливом.

Самолеты преодолели его за 6,5 ч, два раза заправляясь над Атлантическим океаном и один — перед переходом на малую высоту полета для преодоления системы ПВО Ливии. После нанесения ударов самолеты F-111F возвратились в Англию, следуя прежним маршрутом. Один из них из-за перегрева двигателей произвел вынужденную посадку на американской военно-морской базе Рота (Испания), а другой пропал без вести.

F-111 широко применялся в январе-феврале 1991 г. во время операции «Буря в пустыни» для нанесения ударов по иракским стратегическим и тактическим целям.

  За время проведения операции F-111F выполнили 2500 заданий в течение которых было уничтожено 2203 целей, включая 920 танков, 252 артиллерийских точек, 245 укрытий авиации, 13 дорог, 113 бункеров и 12 мостов.

Всего было сброшено 5500 бомб (при этом процент управляемых бомб, включая GBU-15 и GBU-28,  составлял более 85 процентов.) 

В 1995/96 годах все самолеты F-111F были выведены из состава AMARC и законсервированы. В 1996 году после вывода всех самолетов F-111из боевых частей ВВС США неофициальное прозвище самолета Aardvark  было официально закреплено за самолетом.

Источник: http://avia.biz.ua/reference/info-military/3820-f-111f-aardvark/

General Dynamics F-111 Aardvark

«F-111» and «F111» redirect here. For the ship with pennant number F111, see HMNZS Te Mana (F111).
Family of strike aircraft

F-111 Aardvark

Air-to-air refueling mission over the North Sea

Role

Interdictor, fighter-bomber,and strategic bomber

National origin

United States

Manufacturer

General Dynamics

First flight

21 December 1964; 55 years ago (1964-12-21)

Introduction

18 July 1967; 52 years ago (1967-07-18)

Retired

USAF: F-111F, 1996; EF-111A, 1998 RAAF: F-111C, 2010

Status

Retired

Primary users

United States Air Force (USAF)Royal Australian Air Force (RAAF)

Number built

563[1]

Unit cost

F-111F: US$10.3 million (flyaway cost in 1973)[2] (equivalent to $59.3 million today)

Variants

General Dynamics–Grumman F-111B General Dynamics F-111C General Dynamics–Grumman EF-111A Raven General Dynamics F-111K

The General Dynamics F-111 Aardvark is a retired American supersonic, medium-range interdictor and tactical attack aircraft that also filled the roles of strategic nuclear bomber, aerial reconnaissance, and electronic-warfare aircraft in its various versions. Developed in the 1960s by General Dynamics, it first entered service in 1967 with the United States Air Force. The Royal Australian Air Force (RAAF) also ordered the type and began operating F-111Cs in 1973.

Читайте также:  Глубинная бомба: как работает, принцип действия, чем опасны для подводных лодок, устройство, устройство, бб-1

The F-111 pioneered several technologies for production aircraft, including variable-sweep wings, afterburning turbofan engines, and automated terrain-following radar for low-level, high-speed flight.

Its design influenced later variable-sweep wing aircraft, and some of its advanced features have since become commonplace. The F-111 suffered a variety of problems during initial development.

Several of its intended roles, such as an aircraft carrier-based naval interceptor with the F-111B, failed to materialize.

USAF F-111 variants were retired in the 1990s, with the F-111Fs in 1996 and EF-111s in 1998. The F-111 was replaced in USAF service by the F-15E Strike Eagle for medium-range precision strike missions, while the supersonic bomber role has been assumed by the B-1B Lancer. The RAAF was the last operator of the F-111, with its aircraft serving until December 2010.

Development

Early requirements

The May 1960 U-2 incident, in which an American CIA U-2 spy plane was shot down over the USSR, stunned the United States government.

Besides greatly damaging US-Soviet relations, the incident showed that the Soviet Union had developed a surface-to-air missile that could reach aircraft above 60,000 feet (18,000 meters).

The United States Air Force Strategic Air Command (SAC) and the RAF Bomber Command's plans to send subsonic, high-altitude B-47 and V bomber formations into the USSR were now much less viable.[3]

By 1960, SAC had begun moving to low-level penetration which greatly reduced radar detection distances. At the time, SAMs were ineffective against low-flying aircraft, and interceptor aircraft had less of a speed advantage at low altitudes.

[4] The Air Force's Tactical Air Command (TAC) was largely concerned with the fighter-bomber and deep strike/interdiction roles. TAC was in the process of receiving its latest design, the Republic F-105 Thunderchief, which was designed to deliver nuclear weapons fast and far, but required long runways.

[5] A simpler variable geometry wing configuration with the pivot points farther out from the aircraft's centerline was reported by NASA in 1958, which made swing-wings viable.[6] This led Air Force leaders to encourage its use.

[7] In June 1960, the USAF issued specification SOR 183 for a long-range interdiction/strike aircraft able to penetrate Soviet air defenses at very low altitudes and high speeds.[8] The specification also called for the aircraft to operate from short, unprepared airstrips.[7]

In the 1950s, the United States Navy sought a long-range, high-endurance interceptor aircraft to protect its carrier battle groups against long-range anti-ship missiles launched from Soviet jet bombers and submarines. The Navy needed a fleet air defense (FAD) fighter with a more powerful radar, and longer range missiles than the F-4 Phantom II to intercept both enemy bombers and missiles.

[9] Seeking a FAD fighter, the Navy started with the subsonic, straight-winged aircraft, the Douglas F6D Missileer in the late 1950s. The Missileer was designed to carry six long-range missiles and loiter for five hours, but would be defenseless after firing its missiles.[9][10] The program was formally canceled in 1961.

[9] The Navy had tried variable geometry wings with the XF10F Jaguar, but abandoned it in the early 1950s. It was NASA's simplification which made the variable geometry wings practical.[6] By 1960, increases in aircraft weights required improved high-lift devices, such as variable geometry wings.

[11][12] Variable geometry offered high speeds, and maneuverability with heavier payloads, long range, and the ability to take off and land in shorter distances.[11]

Tactical Fighter Experimental (TFX)

The U.S. Air Force and Navy were both seeking new aircraft when Robert McNamara was appointed Secretary of Defense in January 1961.

[13] The aircraft sought by the two armed services shared the need to carry heavy armament and fuel loads, feature high supersonic speed, twin engines and two seats, and probably use variable geometry wings.

[14] On 14 February 1961, McNamara formally directed the services to study the development of a single aircraft that would satisfy both requirements.

Early studies indicated that the best option was to base the design on the Air Force requirement, and use a modified version for the Navy.[15] In June 1961, Secretary McNamara ordered the go ahead of Tactical Fighter Experimental (TFX), despite Air Force and Navy efforts to keep their programs separate.[16][17]

The side-by-side seating adopted in the F-111

The Air Force and the Navy could agree only on swing-wing, two-seat, twin-engine design features. The Air Force wanted a tandem-seat aircraft for low-level penetration ground-attack, while the Navy wanted a shorter, high altitude interceptor with side-by-side seating to allow the pilot and radar operator to share the radar display.

[15] Also, the Air Force wanted the aircraft designed for 7.33 g with Mach 2.5 speed at altitude and Mach 1.2 speed at low level with an approximate length of 70 ft (21.3 m). The Navy had less strenuous requirements of 6 g with Mach 2 speed at altitude and high subsonic speed (approx. Mach 0.9) at low level with a length of 56 ft (17.1 m).

The Navy also wanted the aircraft with a nose large enough for a 48 in (1.2 m) diameter radar dish.[15][18]

McNamara developed a basic set of requirements for TFX based largely on the Air Force's requirements and, on 1 September 1961, ordered the Air Force to develop it.[15][18] A request for proposals (RFP) for the TFX was provided to industry in October 1961.

In December, proposals were received from Boeing, General Dynamics, Lockheed, McDonnell, North American and Republic. The evaluation group found all the proposals lacking, but Boeing and General Dynamics were selected to submit enhanced designs.

Boeing's proposal was recommended by the selection board in January 1962, with the exception of the engine, which was not considered acceptable. Switching to a crew escape capsule, instead of ejection seats and alterations to radar and missile storage were also needed. Both companies provided updated proposals in April 1962.

Air Force reviewers favored Boeing's offering, while the Navy found both submissions unacceptable for its operations. Two more rounds of updates to the proposals were conducted, with Boeing being picked by the selection board.[17][19]

In November 1962, McNamara selected General Dynamics' proposal due to its greater commonality between Air Force and Navy versions. The Boeing aircraft shared less than half of the major structural components. General Dynamics signed the TFX contract in December 1962. A Congressional investigation followed, but could not change the selection.[17][19][20]

Design phase

The F-111A and B variants used the same airframe structural components and Pratt & Whitney TF30-P-1 turbofan engines. They featured side-by-side crew seating in an escape capsule as required by the Navy. The F-111B's nose was 8.5 feet (2.59 m) shorter so as to fit on existing carrier elevator decks, and had 3.5-foot-longer (1.

07 m) wingtips to improve on-station endurance time. The Navy version would carry an AN/AWG-9 Pulse-Doppler radar and AIM-54 Phoenix missiles. The Air Force version would carry the AN/APQ-113 attack radar and the AN/APQ-110 terrain-following radar and air-to-ground armament.[21] A team of engineers at General Dynamics was led by Robert H. Widmer.

[22]

Lacking experience with carrier-based fighters, General Dynamics teamed with Grumman for the assembly and testing of the F-111B aircraft. In addition, Grumman would also build the F-111A's aft fuselage and the landing gear.

[23] The General Dynamics and Grumman team faced ambitious requirements for range, weapons load, and aircraft weight.

[24] The F-111 design also included new features on a production military aircraft, such as variable-geometry wings and afterburning turbofan engines.[23]

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/General_Dynamics_F-111_Aardvark

f-111_aardvark [ScaleWiki.ru]

Двухместный многоцелевой истребитель-бомбардировщик. Первый полет 21 декабря 1964 г. Принят на вооружение 18 июля 1967 г. Всего построено 563 самолета. Стоял на вооружении США до 1998 г. В настоящее время стоит на вооружении в Австралии.

Разработаны следующие модификации: многоцелевые истребители-бомбардировщики F-111A, F-111C, F-111D, F-111E, F-111F, палубный многоцелевой истребитель F-111B, всепогодный стратегический бомбардировщик FB-111A, разведчик RF-111A, тактический ударный самолет F-111G.

Kитография F-111 Aardvark в масштабе 1/48(more info..)

Kитография F-111 Aardvark в масштабе 1/48(more info..)

Kитография F-111 Aardvark в масштабе 1/144(more info..)

Willy Peeters. Verlinden publication Lock On #5. «F-111E/F Aardvark»

Aero Technika Lotnicza 1992/3. «F-111»

Bunrin Do — Famous Airplanes of the world 1977/5 #85. «General Dynamics F-111, FB-111»

Bert Kinzey. Detail & Scale. «F-111 Aardvark»

Anthony N. Thornborough. Warbirds fotofax. «F-111 Aardvark»

Anthony N. Thornborough. «F-111 — Success in action»

Kurt H. Miska. Profile Aircraft #259. «General Dynamics F-111A to F & FB-111A»

Aeroguide #22. «General Dynamics F-111E/F»

Tommy Thomason. Naval Fighters #41. «Grumman Naval F-111B Swing Wing»

  • Przeglad Konstrukji Lotniczych 1997/02 #32. «General Dynamics F-111»
  • Squadron Signal in Action #1035. «F-111»
  • США, самолеты, General Dynamics, истребитель-бомбардировщик, бомбардировщик

Источник: http://scalewiki.ru/f-111_aardvark

General Dynamics F-111 — это… Что такое General Dynamics F-111?

Дженерал Дайнэмикс F-111 (англ. — General Dynamics F-111) — двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической поддержки, с крылом изменяемой стреловидности.

Читайте также:  Ракета р-7: межконтинентальная баллистическая, история создания, конструкция, технические характеристики

27 июля 1996 года на церемонии, посвящённой выводу этих самолётов из боевого состава ВВС США, было узаконено неофициальное наименование F-111 англ. «Aardvark» (Трубкозуб).
Самолёты, стоявшие на вооружении Австралийских королевских ВВС (RAAF), имели неофициальное прозвище англ. «Pig» (Свинья).

Общие сведения

Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла.

Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и 5-ти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ).

Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года, крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градусов.

Всего было построено 160 машин модификации F-111A. Первые экземпляры поступили на вооружение 4480-й тактической истребительной эскадрильи, расквартированной на авиабазе Неллис в штате Невада в октябре 1967 года.

Уже 17 марта следующего года 6 самолётов из этого подразделения были переведены на авиабазу Тахли в Таиланде, для проведения испытаний в боевых условиях во Вьетнаме. Впервые они приняли участие в боевой операции 25 марта.

За месяц участия в боевых действиях было потеряно три самолёта, после чего испытания были прекращены. В сентябре 1972 года F-111A из состава 429-й и 430-й тактических истребительных эскадрилий, базировавшихся в Тахли, были использованы с высокой эффективностью для атак целей в районе Ханоя.

Самолёт очень хорошо себя зарекомендовал при выполнении заданий в любых погодных условиях и ночью. Он оказался способным эффективно прорывать противовоздушную оборону самой высокой плотности.

За F-111A последовали F-111E, которые были снабжены усовершенствованными воздухозаборниками, что позволить улучшить характеристики на скоростях больше 2,2 числа Маха. Эти самолёты поступили на вооружение 20-го тактического истребительного авиакрыла, расквартированного в Аппер-Хейфорд, Великобритания.

Переоснащение ими этой части завершилось летом 1971 года, и ей была поставлена задача в случае начала боевых действий в Европе перехватывать воздушные цели в глубине территории противника. Вторым подразделением, на вооружение которого поступили новые машины, стало 48-е тактическое истребительное авиакрыло, в боевую задачу которого входил перехват целей над Адриатикой.

48-е ТИК получило в своё распоряжение самолёты F-111F. Этот вариант вобрал в себя все лучшие качества F-111E и FB-111A (стратегического бомбардировщика) и был оснащён более мощными двигателями. Самолёты, стоявшие на вооружении 48-го ТИК, были способны нести ядерное оружие во внутренних контейнерах наряду с широким набором обычного вооружения, располагавшегося на внешних подвесках.

Эти самолёты составляли основу тактических ядерных ударных сил НАТО на Европейском театре.

Кроме этого, выпускались следующие модификации:

  • F-111C (всего построено 24 машины, из них несколько в варианте RF-111С) был ударной версией, разработанной специально для ВВС Австралии;
  • F-111D (построено 96 экземпляров) был самолётом тактической поддержки.

Также на базе F-111A был создан самолёт радиоэлектронной борьбы EF-111A.

Эти самолёты принимали широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме, участвовали в ударе американских ВВС по Ливии в апреле 1986 года и наносили удары по целям в Ираке во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. А также самолёты из ВВС Австралии применялись для патрулирования в конфликте 1999 года в Восточном Тиморе.

Всего за время производства было выпущено 562 самолёта.

Тактико-технические характеристики

General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:
    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:
    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21394 кг
  • Масса снаряжённого: 37577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45359 кг
  • Масса топлива: 14700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100
    • максимальная тяга: 79.6 kN
    • тяга на форсаже: 112 kN
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0.0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0.87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:
    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристики

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

Вооружение

  • 1 подвесная многоствольная пушка M61A1 (20 мм)
  • 2xУР AIM-9P3
  • Боевая нагрузка: до 14290 кг различного вооружения на 8 подкрыльных пилонах.

Потери

  • По данным российского иллюстрированного справочника-календаря по авиации, воздухоплаванию, ракетной технике и космонавтике, 30 марта 1968 г. огнем ЗРК С-75 НПО «Алмаз» вьетнамских вооружённых сил сбит первый американский истребитель-бомбардировщик F-111A. Ракета В-750 МКБ «Факел»[3]. Согласно данным британского исследователя Криса Хобсона, опиравшегося на многие американские источники, потеря F-111 30 марта произошла по небоевым причинам в начале боевого вылета, когда машина ещё не успела покинуть воздушное пространство Таиланда[4].
  • 13 марта 1984 года на авиабазе Маунтин-Хоум разбился F-111A.[5]

Примечания

  1. Federation of American Scientists
  2. Knaack, Marcelle Size. Encyclopedia of US Air Force Aircraft and Missile Systems: Volume 1 Post-World War II Fighters 1945-1973. Washington, DC: Office of Air Force History, 1978. ISBN 0-912799-59-5.
  3. Иллюстрированный справочник-календарь по авиации, воздухоплаванию, ракетной технике и космонавтике. М.: Издательский Дом «Авиамир», 2008 год, стр. 30 марта.
  4. Chris Hobson. Vietnam Air Losses. Midland Publishing, 2001, p. 143.
  5. 1966 USAF Serial Numbers
  • Ю. Савичев. Американский истребитель-бомбардировщик F-111G // «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1990. стр.54
  • Левин М. Тактический бомбардировщик F-111 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 6-7. — ISSN 0130-2701.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/166773

Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark (США)

General Dynamics F-111 — двухместный тактический бомбардировщик американского производства. Этот самолет тактической поддержки стал первой серийной машиной, на которой было внедрено крыло изменяемой стреловидности, РЛС следования рельефу местности и турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами….

Читать полностью…

Из Сирии снова приходят новости с пометкой «молния»: к западу от г. Алеппо в Идлибской зоне деэскалации сбит вертолёт ВВС САР….

Успешное наступление Сирийской арабской армии (САА) привело к стремительному изменению расклада сил на северо-западе страны. В результате недавнего наступления бойцы САА смогли произвести охват противника районе города Алеппо с севера и юга, фактически взяв его позиции в «клещи»…

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?…

Сирийские войска продолжают освобождать территории провинции Идлиб. Разрозненные отряды боевиков не способны оказать серьезное сопротивление и откатываются вглубь провинции, в результате чего с каждым днем армия Асада отгрызает у них новые куски территории….

В 1941 году, когда массовые ночные налёты британской авиации на стратегически важные объекты на территории нацисткой Германии стали повторяться с пугающей частотой, вскрылась полнейшая неготовность немецких ПВО к отражению воздушных атак противника….

В 2017 году единственный авианесущий крейсер российского флота «Адмирал Кузнецов» встал на долгосрочный капитальный ремонт, в ходе которого корабль буквально преследуют различные несчастья. 30 октября 2018 года затонул плавучий док ПД-50, в котором проходил ремонт авианосец….

Заявление, сделанное главой ЛНА Халифой Хафтаром в послании, адресованном участникам организованной в городе Бенгази многотысячной акции протеста против турецкого вторжения, ставит крест на надеждах на скорое и мирное решение ливийского кризиса….

Соединенные Штаты в 2014 году обещали оказать хорошую военную помощь постмайданным киевским властям для войны с мирным населением Донбасса, однако на деле оказалось, что Вашингтон нагло обманул Украину. Об этом рассказал бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр…

Эта армия была многочисленна и порой считалась второй по мощи в Европе. Она храбро защищала своё государство, но с огромным трудом выигрывала войны. Иногда возникает ощущение, что ей просто фатально не везло. Об австрийской армии и причинах её поражений — в материале WARHEAD.SU….

В феврале 1956 года эскизный проект танка был подготовлен и Ж. Я. Котин вместе с А, С. Ермолаевым и Н. М. Чистяковым выехали в Москву для его защиты. Через два дня они вернулись с опущенными головами: проект не был принят….

Российская корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) разрабатывает несколько новых боеприпасов массой от 50 до 100 килограммов для ударных беспилотников разработки «Кронштадта» и «Сухого»….

К 30 июня в живых осталось только 10 человек, но 13-я застава под командованием лейтенанта Алексея Лопатина продолжала сражаться. Гитлеровцы уже заняли Львов, а у них в тылу советские бойцы продолжали неравный бой. Только 2 июля фашисты сделали подкоп и взорвали подвал с красноармейцами….

Нынешние киевские власти не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию на линии соприкосновения, наращивая интенсивность провокационных обстрелов территории Донбасса. Об этом сообщили оборонном ведомстве Донецкой Народной Республики….

В Швейцарии нашелся человек, которому явилась оригинальная мысль: создать систему оружия, от пистолета до зенитного автомата, которая имела бы одинаковую систему запирания ствола. Чтобы пистолет от зенитки отличался только размером…

Турецкая армия продолжает блокировать проезд по стратегической трассе М-5 (Дамаск – Хомс – Хама — Алеппо) в сирийской провинции Идлиб, объясняя это «целями безопасности». При этом жители Сирии вынуждены объезжать турецкие «наблюдательные посты» по полям, сворачивать с указанной трассы в сторону….

Это стало известно совсем недавно от городской комиссии города Панчево, которая имеет полномочия переименовывать площади и улицы. Дать название площади в честь советского офицера-родоначальника ВДВ предложила организация «Славянская уния», которая занимается развитием сербско-русских отношений….

Источник: https://warfiles.ru/154114-takticheskiy-bombardirovschik-general-dynamics-f-111-aardvark-ssha.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector