Гаубица б-4: 203 мм, сталинская кувалда, времён вов, история создания, применение, большая пушка, характеристики

Гаубицы Б-4 легко уничтожали доты и дома. Гаубицу даже вооружали ядерными снарядами в эпоху после Второй мировой войны.
Это было одно из самых смертоносных артиллерийских орудий в советской истории. 203-мм буксируемая гаубица Б-4 могла превратить вражеские укрепления в пыль на расстоянии до 25 километров.

Появившись в начале 1930-х годов, Б-4 подверглась боевому крещению во время Зимней войны против Финляндии в 1939 году. Стреляя по линии Маннергейма, гаубицы легко уничтожали небольшие доты. Тем не менее, ей требовалось двух точных ударов по одной цели, чтобы эффективно разрушить большие хорошо защищённые укрепления. Руины которых можно увидеть и по сей день.

Гаубица Б-4: 203 мм, Сталинская кувалда, времён ВОВ, история создания, применение, большая пушка, характеристики

Всеобщее достояние
После прямых ударов гаубицей по финским дотам они напоминали современное искусство — бетонные массы со стальными прутьями, выступающими в разные стороны, побуждая солдат окрестить грозное оружие «карельский скульптор».

У немцев было другое название гаубицы Б-4 — «сталинская кувалда». Однако страх перед мощной советской гаубицей действительно проявился лишь в конце войны. В 1941 году, когда было начато вторжение нацистов, операция «Барбаросса» была не лучшим временем для Б-4.

Гаубица Б-4: 203 мм, Сталинская кувалда, времён ВОВ, история создания, применение, большая пушка, характеристики

Во время катастрофического отступления Красной Армии в 1941 году гаубицы не имели возможности быть развернутыми. Большинство из них были эвакуированы на восток, за исключением 75 орудий, которые были либо уничтожены отступающей армией, либо попали в руки врага.

Б-4 использовались не только как осадные орудия, но и против вражеской брони. Во время битвы под Курском в 1943 году хорошо защищённая немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка Элефант была полностью уничтожена прямым попаданием «кувалды Сталина». Однако такие удары были довольно редкими.

Гаубица Б-4: 203 мм, Сталинская кувалда, времён ВОВ, история создания, применение, большая пушка, характеристики

38 гаубиц Б-4 приняли участие в битве за Берлин. На перекрестке Линденштрассе и Риттерштрассе одна пушка полностью уничтожила сильно укрепленный дом с шестью ударами. До этого ни артиллерия, ни танки, ни пехота ничего не могли с ним поделать.

Однако не всё могла уничтожить «кувалда Сталина». Зенитные башни люфтваффе, защищавшие столицу Германии от бомбардировок союзников. Несмотря на тяжелую работу, гаубицы смогли пробить только один угол, а гарнизон сдался только после капитуляции Третьего рейха.

Гаубица Б-4: 203 мм, Сталинская кувалда, времён ВОВ, история создания, применение, большая пушка, характеристики

В 1964 году Б-4 были вооружены ядерными снарядами и стали частью ядерного арсенала Советского Союза. Вскоре история «сталинской кувалды» подошла к концу — в 1970-х годах прославленное артиллерийское орудие было заменено более совершенными моделями.

Источник: https://mebsuta.ru/gaubitsy-b-4-kuvalda-stalina/

По врагу – «кувалдой»

И неудивительно: бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 607 м / с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра. И послать его можно на максимальную дальность стрельбы 18 км и со скорострельностью один выстрел в две минуты.

Противники назвали эти орудия более точно, но менее романтично – «сталинская кувалда». Конечно, за такие возможности приходится расплачиваться значительным весом системы – 17 тонн в боевом положении.

Из 1008 гаубиц основная их часть была выпущена сталинградским заводом «Баррикады».

За родной завод

Волгоградский историк вооружений и краевед Анатолий Рябец рассказал интересную и необычную историю гаубицы Б-4 № 1432, которая была выпущена в Сталинграде в военном августе 1941 года.

– О боевом пути пушки в ноябре 1946-го написала «Комсомольская правда». В заметке говорилось, что в декабре 1942 года артиллерийскую часть, в которой была гаубица, направили на фронт. 8 января 1943 года полк разгрузился в степи под Сталинградом.

10 января гаубица № 1432 вела 55 минут огонь «по разбитым корпусам большого, как город, завода». Немцы не хотели отдавать завод, – рассказал Анатолий Федорович. – А этим предприятием были как раз «Баррикады», где и произвели орудие.

Одним словом, пушка выбивала врага из «родного дома»…

Гаубица Б-4: 203 мм, Сталинская кувалда, времён ВОВ, история создания, применение, большая пушка, характеристикиГаубица Б-4 на боевой позиции

Случай в годы Великой Отечественной войны действительно уникальный. Такого не случалось ни при обороне Москвы, ни Ленинграда.

В духе тех лет в «Комсомолке» не называется часть, в которой была на вооружении гаубица Б-4. Как удалось выяснить, она находилась в 1-й батарее 110-го гаубичного артиллерийского полка большой мощности. В дни битвы на Волге полк входил в состав 19-й тяжелой Сталинградской артиллерийской дивизии РГК.

После войны за режимом секретности в прессе тщательно следили. К тому же до начала войны 110-й гап дислоцировался в Литве и в первые месяцы боевых действий был вынужден отступать. После Сталинградской битвы полк был преобразован в 20-ю гвардейскую гаубичную артиллерийскую бригаду большой мощности им. К. Е. Ворошилова.

Когда была написана статья, бригада входила в состав советских Вооруженных Сил.

От Волги до Балтики

Но вернемся к сталинградской Б-4. Гаубица начала свой боевой путь из стен «Баррикад» на запад. После переформирования артиллеристы в составе 20-й бригады сражались за освобождение Донбасса, Каховки.

Трудной была зима 1943-1944 годов, когда шли бои за Перекоп. В газете рассказывается, как после были бои за Севастополь, как гнали фашистов из Вильно и Валги.

За отличия бригада была удостоена почетного наименования «Севастопольская».

– В октябре 1944 года Красная армия вошла на территорию фашистской Германии, – продолжает рассказ Анатолий Федорович. – Бригада участвовала в боях за взятие городов Эйдкунен и Пилькаллен в Восточной Пруссии, в штурме Кенигсберга, а завершила боевой путь в боях за Пиллау.

Гаубица Б-4: 203 мм, Сталинская кувалда, времён ВОВ, история создания, применение, большая пушка, характеристики«Ворошиловец» с 203-мм гаубицей Б-4 меняет позицию. Окраина Берлина 1945 г. Фото с сайта «Бронеколлекция».

Интересен и другой факт: гаубица Б-4 № 1432 в составе 20-й гвардейской гаубичной артиллерийской бригады под командованием полковника Владимира Бачманова участвовала в Параде Победы 24 июня 1945 года.

В статье «Комсомольской правды» о гаубице № 1432 названы фамилии 15 человек. За два года боев все они воевали в составе орудийного расчета. Журналистам «Сталинградки» удалось разыскать сведения о двух из них, которые награждены медалью «За оборону Сталинграда».

Это тракторный механик (гаубицы перевозились только тракторами) старший сержант Иван Шашкин, отмеченный медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В сентябре 45-го он был награжден медалью «За победу над Германией».

И командир расчета старший сержант Владимир Грабилин, награжденный двумя медалями «За отвагу». А в сентябре 45-го ему также была вручена медаль «За победу над Германией».

В 1985 году Виктор Федорович был награжден орденом Оте-чественной войны I степени.

Мы мирные люди, но…

После Парада Победы гаубица № 1432 была направлена в Одессу, в военное артиллерийское училище, где обучение проходили будущие офицеры-артиллеристы. С 47-го по 54-й год все гаубицы Б-4 снова привезли в Сталинград – теперь уже для капитального ремонта на заводе «Баррикады».

В 1955 году для 203,2-мм гаубиц на предприятии был создан новый – колесный – лафет. Он позволил транспортировать гаубицу, получившую индекс Б-4М, уже со скоростью до 35 км / ч. Чуть позже для нее был разработан ядерный снаряд.

На вооружении Советской армии гаубицы Б-4М состояли до 90-х годов. А по данным открытых источников, 40 гаубиц Б-4М еще хранятся на базах Российской армии. Как сказал когда-то поэт, «старое, но доброе оружие»…

Источник: http://stalingrad.vpravda.ru/stati/po-vragu-kuvaldoy-280

«Сталинская кувалда» — Загадки истории. — медиаплатформа МирТесен

Немногие образцы вооружения смогут похвастаться таким же долголетием, как гаубица Б-4, сконструированная и построенная ещё в 30-х годах прошлого века. На протяжении десятилетий это орудие было основой советской артиллерии большой и особой мощности.

  • Журнал: Военная история, №3 — март 2016 годаРубрика: Монстры войны
  • Георгий Петров
  • И через восемьдесят пять лет легендарное орудие готово к бою!

Эффективность гаубицы оценили не только советские артиллеристы, но и те, на чьи головы она посылала свои снаряды. Германские эксперты в области артиллерии назвали её одним из самых удачных образцов орудий большой мощности, а финские солдаты, чьи укрепления не выдержали огня гаубиц Б-4, назвали их «Сталинскими кувалдами».

Создано на «Большевике»

История создания этого легендарного орудия началась в далёком 1926 году, когда 11 декабря на заседании Артиллерийского комитета ГАУ Красной армии было принято решение: «Поручить КБ Арткома в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…».

Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы и 152-мм пушки Артиллерии Резерва Главного Командования.

Разработка орудия была начата КБ Арткома ГАУ в 1927 году в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть.

Поначалу работу по её созданию возглавлял знаменитый русский конструктор артиллерийских орудийФранц Францевич Лендер, а после его смерти в сентябре 1927 года к работе были подключены конструкторы серийных заводов.Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 года. Он был составлен в двух вариантах.

В первом варианте гаубица была с дульным тормозом, во втором — без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — КБ ленинградского завода «Большевик».Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года. В июле-августе 1931 года на испытательном полигоне были проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить её баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.

После долгих полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной армии под обозначением 203-мм гаубица образца 1931 года.

Богатырь на гусеницах

Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы Б-4 являлся лафет с гусеничным ходом.

Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности.

Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.Верхний станок лафета представлял собой клепаную стальную конструкцию.

Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нём при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего 4°.

Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в нужную сторону все орудие.Подъёмный механизм имел один зубчатый сектор, прикреплённый к люльке. С его помощью орудие можно наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до 60°.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединённый с передком гусеничный лафет — лафетную повозку.

На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде (этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника).

Читайте также:  Ил-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ттх)

Три в одном

Лафет гаубицы Б-4 образца 1931 года на гусеничном ходу в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий. Этими орудиями стали: 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5. Построенные в, небольших количествах, они активно использовались в сражениях Великой Отечественной войны.

Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами.

Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый.

В число снарядов входили и те, которые Британия поставляла России ещё во время Первой мировой войны.Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъёмник с ручным приводом.

В качестве лёгкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола.

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах.

Согласно утвержденному в августе 1939 году плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной армии предусматривалось наличие семнадцати полков по 36 гаубиц калибра 203-мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека.

Из этих семнадцати полков тринадцать полков имели двойное развёртывание. Потребность в орудиях для семнадцати полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

«Карельские скульпторы»

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые продемонстрировала свою мощь во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда Красной армии пришлось преодолевать сильно укреплённые позиции финнов на Карельском перешейке.

В нарушение всех уставов и наставлений гаубицы выдвигались на прямую наводку и почти в упор расстреливали финские укрепления.Разрывы стокилограммовых снарядов на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки, шла носом кровь.

Многие не выдерживали страха и паники и сходили с ума. Финны прозвали гаубицы Б-4 «Сталинскими кувалдами» и боялись их как огня.

Гаубица Б-4 образца 1931 года:

1 — Колёсные приспособлениядля перевозки гаубицы.2 — Снаряд 203-мм.3 — Станина.4 — Ведущая звёздочка.5 — Казённик.6 — Ленивец.7 — Площадка для тормозных (номеров расчёта, управляющими на марше тормозами тележек).8 — Противооткатное устройство.9 — Ствол гаубицы.10 — Лебёдка стросом.

11 — Тележка с катками.

Случалось, что, узнав о том, что к их участку обороны русские подвезли эти страшные пушки, гарнизоны дотов в панике покидали их.Иногда даже мощные 203-миллиметровые снаряды не могли пробить толстый железобетон финских укреплений, но от сотрясения, вызванного разрывом мощного снаряда, купола и стенки дотов шли трещинами.

А после десятка-другого прямых попаданий вместо финского укрепления над землёй возвышалась причудливая композиция из обломков бетона и переплетений стальной арматуры. Такие фигуры красноармейцы называли «карельскими монументами», а артиллеристов, обслуживающих гаубицы Б-4, «карельскими скульпторами».

После начала Великой Отечественной войны артиллерийские полки, вооружённые 203-мм гаубицами, были спешно отведены в тыл и вступили в боевые действия лишь в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной армии.203-мм гаубица образца 1931 года оправдала все возлагавшиеся на неё надежды.

Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей, и в уличных боях в больших городах. С её помощью были разбиты неприступные форты в Кёнигсберге, Познани, Бреслау.

Артиллеристы, вспомнив опыт использования этих орудий во время советско-финской войны, во время штурма Берлина весной 1945 года выкатывали гаубицы Б-4 на прямую наводку и разбивали её тяжёлыми снарядами долговременные укрепления столицы Третьего рейха.

В ходе ожесточённых боёв 1941 года несколько гаубиц Б-4 были захвачены немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(г).

К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.(г), выстрелы к которым комплектовались из захваченных советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Помимо Восточного фронта, трофейные советские гаубицы применялись немцами на Западном фронте и в Италии.

Как её «переобули»

При всех своих достоинствах у гаубицы Б-4 был один недостаток — скорость её перевозки по шоссе была очень мала. Поэтому ещё во время войны конструкторы начали разработку проекта нового колёсного лафета для гаубицы Б-4.

Проект был выполнен в инициативном порядке в ОКБ-221 на сталинградском заводе «Баррикады». С 1947 по 1954 год заводом «Баррикады» выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской армии.

К тому времени трактор «Коммунар», применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала подобной скорости и разрушалась.

Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203,4-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.

Новый колёсный лафет был принят на вооружение Советской армии в 1955 году. Гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. К тому времени для гаубицы Б-4 и Б-4М был разработан снаряд с ядерным зарядом. Он весил 150 кг и мог быть выпущен в цель на дальность 18 км. Этот снаряд до сих пор находится на вооружении Российской армии.

Гаубица Б-4 образца 1931 года

Калибр — 203 ммДлина общая — 5087 ммМасса — 17 700 кг (в боеготовом положении)Угол вертикального наведения — от 0е до 60°Угол горизонтального наведения — 8°Максимальная дальность стрельбы — 18 025 м.Количество переменных зарядов — 10.Скорострельность максимальная — 0,5 выст/мин.Начальная скорость снаряда — 607 м/сМасса снаряда — 100 кг.

Скорость перевозки по шоссе — 15 км/час.

На покой ещё рановато?

Вот такое интересное сообщение промелькнуло в прессе в конце 2015 года.На вооружение украинской армии поступила батарея гаубиц Б-4 образца 1931 года. Об этом рассказал боец 28-й отдельной механизированной бригады:

— На вооружение 28 ОМБр поступила батарея «микропиончиков» 203-мм пушка Б-4 обр. 1931 года/ т.н. «Сталинская кувалда».

Как известно, украинские войска в зоне АТО ранее снабжались пулемётами «Максим», в том числе такими, которые были выпущены в 1912 году. Также в армии использовались противотанковые ружья, применявшиеся в годы Второй мировой войны.

Утренний расстрел

Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведение такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза.

На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 91 июня 1944 года под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю.

Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные, орудия от гигантского дота — цели гаубиц — находились на расстоянии 1200 метров.

Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём, фланговых дзотов подступы — это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать.

источник

Источник: https://whitepageshistory.ru/blog/43833168753/next

Б-4: атомная «Кувалда Сталина»

Буксируемая гаубица Б-4 была разработана и выпущена еще в 1931 году и прекрасно показала себя в Финской и Второй мировой войнах при обороне и при разрушении укреплений, а также в уличных боях.

Мощности ее 203-миллиметрового снаряда хватало, чтобы с первого выстрела буквально разорвать на куски «Тигр» или уничтожить роту солдат. А в 1950-х это уникальное оружие получило и ядерные заряды.

О необходимости разработки мощного артиллерийского орудия, предназначенного для фортификационных линий и укреплений, в СССР задумались еще в середине 1920-х.

 К 1931 году экспериментальные образцы гаубицы были изготовлены в нескольких вариантах и начались их полевые испытания. В 1933 году пушку приняли на вооружение, началось ее серийное производство и поставка в войска.

Технические и производственные сложности, с которыми столкнулась развивающаяся советская промышленность, не позволили сделать орудие по-настоящему массовым. К началу войны с Финляндией количество гаубиц в войсках не дотягивало даже до тысячи.

В зимней кампании было задействовано всего  полторы сотни орудий. Но показали они себя превосходно. В. Н.

Шунков в книге «Оружие Красной Армии» рассказывает, что Б-4 получила от советских солдат прозвище «карельский скульптор» — за то, что при попадании она превращала финские ДОТы в причудливые «скульптуры» из металла и бетона.

К началу Великой Отечественной войны гаубиц в советских войсках явно недоставало, как и многого другого вооружения. К тому же часть тяжелых орудий была потеряна в первые месяцы войны. Германское командование высоко оценило боевые качества гаубицы, и поставило ее на вооружение в свои артиллерийские части.

Хотя использование гаубиц для стрельбы прямой наводкой не предусматривалось, известны случаи применения Б-4 в качестве противотанкового орудия. Вот как в своих воспоминаниях пишет Клаус Баузовиц о случае на Курской дуге: «Русские обрушили на нас мощь своего самого мощного противотанкового орудия. От ведущего колонну танка не осталось и следа.

Первым же попаданием артиллерийский расчет угодил снарядом между корпусом и башней. Атака была остановлена». Разрушительная мощь Б-4, которую немцы прозвали «противотанковым скальпелем», привела танкистов вермахта в замешательство.

Самое интересное, что гитлеровцы так и не смогли понять, из какого орудия велся огонь, так как возможность стрельбы из гаубицы прямой наводкой тогдашней артиллерийской доктриной не рассматривалась.

Главной проблемой, с которой столкнулись советские артиллеристы при эксплуатации Б-4, стала ее малоподвижность — из-за тяжелого гусеничного шасси. В 1955 году орудие модернизировали: Б-4М обзавелась колесным лафетом.

А линейку снарядов для обновленной гаубицы решено было пополнить актуальным на тот момент атомным вооружением. Такими снарядами Б-4М имела возможность стрелять на расстояние до 20 км.

Собранные же в период испытаний наработки были использованы потом в конструкции более мощной и совершенной — САУ «Пион».

Источник: https://russian7.ru/post/b-4-atomnaya-kuvalda-stalina/

203 мм ярости: как «Кувалда Сталина» стала атомным тараном

12
История «Кувалды Сталина» — одной из самых разрушительных и мощных артиллерийских систем. Буксируемая гаубица Б-4 способна была с одного выстрела раскрошить фашистский «Тигр» и уничтожить больше ста вражеских солдат. А после войны знаменитое орудие получило и атомный снаряд.

Читайте также:  F4f-4 wildcat: grumman, самолёт, история создания, технические характеристики (ттх), конструкция, применение

Крещение финским огнем

Первое боевое применение 203-мм буксируемая гаубица получила незадолго до начала Великой Отечественной войны. Во время вооруженного противостояния с Финляндией, на финском направлении Красная армия использовала около 150 гаубиц Б-4. За время стрельбы в боевой обстановке, гаубица, помимо высокой огневой эффективности, выявила еще и некоторые конструктивные особенности, усложняющие ее применение в бою. Военный историк и преподаватель Михайловской военной артиллерийской академии Виктор Петровский в интервью телеканалу «Звезда» рассказал некоторые интересные особенности использования гаубицы Б-4 в период финской кампании: «Несмотря на то, что орудие было создано, фактически, в очень сжатые сроки, оно получилось весьма удачным. К примеру, бывали случаи в период финской войны, когда артиллеристы одним выстрелом накрывали целый конвой противника. Но этим ее применение не ограничивалось, конечно. Особенно хороша была Б-4 во время прорыва укрепленной полосы или контратаки, когда батарея таких гаубиц начинала артподготовку. Снаряд 203-мм наносил такие повреждения противнику, после которых восстать из пепла было просто невозможно. А когда советские артиллеристы научились расстреливать из гаубицы огневые точки прямой наводкой — тогда для противника наступил настоящий апокалипсис. Однако, были и недостатки — тяжесть орудия затрудняла его переброску в какие-то сжатые сроки, необходимо было существенное время, чтобы сначала свернуть орудие, а затем и подготовить его к транспортировке». Однако, финская кампания стала лишь «обкаткой» орудия. Настоящее боевое применение и последующий «звездный час» гаубицы приходятся на Великую Отечественную Войну.

Противотанковый скальпель капитана Василевского

Из документов, в которых описывается боевое применение гаубицы Б-4, становится понятно, что в период Великой Отечественной гаубицу использовали не только по прямому назначению, но и в качестве противотанкового орудия. «Помимо артиллерийской стрельбы, для которой Б-4 некогда и создавалась, был в биографии сталинской «кувалды» и еще один знаменательный случай. Знаменитая Курская дуга, район станции Поныри. Артиллеристам докладывают о том, что с одного из направлений в прорыв идет танковый корпус Вермахта. В ту же секунду начинается артиллерийская работа из гаубиц. Внезапно, расчет, которым командовал капитан Василевский, обнаруживает на удалении около 500-600 метров немецкий «Тигр». Чисто технически, относительно применения, гаубица не предназначена для стрельбы прямой наводкой, но капитан Василевский скомандовал своим стрелкам: «Дальность пятьсот метров, прямой наводкой, огонь!». Грянул выстрел. Когда дым от пороховой гари рассеялся и капитан в бинокль начал наблюдать район, в котором должен был быть танк, вместо грозной боевой машины он увидел только груду обломков. Жар боя начал спадать и появилась возможность осмотреть место попадания. Выяснилось, что артиллеристы под командованием Василевского умудрились попасть немецкому «Тигру» 203-мм снарядом прямо в лоб. Безусловно, танк от такого попадания сразу сгинул в небытие вместе с экипажем и продвигавшейся за ним пехотой, погрузившись на добрые полметра в курский чернозем. Такого… не знаю, как назвать, шока, наверное, немцы не испытывали ни в один из дней войны. В докладной немецкого офицера Клауса Баузовица, об этом случае было сказано так: «Русские обрушили на нас мощь своего самого мощного противотанкового орудия. От ведущего колонну танка не осталось и следа. Первым же попаданием артиллерийский расчет угодил снарядом между корпусом и башней. Атака была остановлена». Что примечательно, немцы так и не узнали, из какого именно орудия по ним вмазали с такой силой, что целый танк в труху превратили одним выстрелом», — рассказал военный историк и сотрудник Тольяттинского технического музея Сергей Морошкин.

На Запад!

33 полка, вооруженных гаубицами Б-4, в период активных боевых действий стали «ангелом-хранителем», помогающим пехоте и танковым частям преодолевать вражеские укрепления и прорываться в заданный район. Отдельной похвалы «кувалда Сталина», как прозвали ее немцы, гаубица Б-4 удостоилась во время продвижения советских войск по западной Европе. Военный историк и преподаватель Михайловской военной артиллерийской академии Виктор Петровский в интервью «Звезде» рассказал об одном из самых интересных случаев применения Б-4 в боях за освобождение Западной Европы: «Когда ход войны переломили и склонили чашу весов в свою сторону, то применение «четверок» стало особенно важным именно в боях за Европу. Одним из самых значительных просчетов в тактике в боях за Европу стали действия именно в условиях городской застройки, когда в каждом здании могла находится не одна, а целых пять огневых точек противника. С конца 1942 года у советских артиллеристов появился уникальный опыт в «выкуривании» пулеметчиков из зданий. С ними особо не церемонились, стреляли прямой наводкой, если могли подойти на дистанцию выстрела, а если нет — накрывали точку огнем с безопасного расстояния. Но в боях за Европу в основном, применялся так называемый «снайперский гаубичный выстрел» : это такой приём был у артиллеристов, когда пехота и крупные калибры подавляли огневую точку врага, не давая производить выстрелов, а расчет гаубицы точно прицеливался, и попадал здоровенным 203-мм снарядом прямо в форточку. Фрицев, конечно, ничто после такого выстрела спасти не могло. Ну представьте, снаряд Ф-625Д со скоростью примерно 500 метров в секунду влетает вам в лицо. Как выжить после такого попадания? Да никак. Вместе с подавленной огневой точкой, в один из моментов Венской наступательной операции, снаряд, выпущенный в пулеметное «гнездо» прошёл насквозь несколько стен и обрушил два здания. Когда завалы разобрали, исследовали, то выяснили, что осколочно-фугасным снарядом накрыли около ста человек из дивизии СС. Когда нашли командира орудия, который этот «снайперский» выстрел и произвёл, то его к награде представили. Сто человек одним выстрелом — это, знаете ли, нужно уметь такое исполнять» — заявил эксперт. К 1 мая 1945, количества гаубиц Б-4 в войсках хватило бы для того, чтобы поддержать наступление советских войск артиллерийским огнем от севера до юга Африки. Советская оборонная промышленность, отчаянно работавшая на создание «щита и меча» Красной армии, построила, испытала и передала фронтовым советским частям 760 гаубиц. Несмотря на столь внушительное количество орудий, находившихся в строевых частях, случаи захватов этих орудий противником были единичными. Изучение исторических документов, рассказы военных историков — все свидетельствует о том, что гитлеровцами было проведено всего три успешных захвата гаубиц Б-4. Самый известный случай захвата советских артсистем Б-4 силами гитлеровцев относится к потере артиллерийского полка РККА в г. Дубно, что в Ровенской области нынешней Украины. Однако, история захвата такого числа гаубиц противником объясняется не трусостью личного состава или ожесточенностью боев. 27 гаубиц, которые в полностью исправном состоянии достались немцам, просто не успели вовремя эвакуировать и переместить на другие позиции. Массивный вес и общие габариты, нехватка тягачей для транспортировки орудий заставили советские войска оставить уникальное оружие на откуп врагу. Трофейные советские гаубицы гитлеровцы на свой манер нарекли именем Haubitze 503 и пустили в ход против нашей армии уже через неделю. Однако, в ходе контрнаступления советской армии в 1944 году, батарея захваченных немцами гаубиц Б-4 была практически полностью уничтожена.

Атомный таран

Уже после войны, когда эффективность Б-4 была не раз доказана и показана наглядно, инженеры-артиллеристы задумались над итогами применения гаубицы в самой кровопролитной войне, какую только могло знать человечество. Удачно спроектированное орудие, которое советские инженеры даже умудрились поставить на бронированное шасси (САУ СУ-14), все равно было слишком громоздким и для оперативной переброски в заданный район не годилось. Основной проблемой Б-4, как на протяжении войны, так и в период послевоенной эксплуатации, было тяжелое, массивное и малоподвижное гусеничное шасси. Проблема лежала на поверхности, и логичным решением, повысившим мобильность гаубицы, стало применение в конструкции колесного шасси взамен тяжелых гусениц. ОКБ-221 на заводе «Баррикады» сначала разработало, а позже и переоснастило весь парк гусеничных Б-4 колесным шасси. Новая гаубица, успешно испытанная и принятая на вооружение в 1955 году, получила индекс Б-4М и полностью заменила собой предыдущий вариант гаубицы с гусеничным лафетом. История Б-4 так и закончилась бы обычным «обновлением», если бы не одно «но». Стремительно надвигавшаяся эра атомного оружия, без всякого преувеличения, самым коренным образом отразилась и на ствольной артиллерии. Наряду с артиллерийскими снарядами: осколочно-фугасными и бетонобойными, для Б-4 создали и специальный, атомный заряд, стрельба которым была возможна на дистанции до 20 километров. «Кувалда Сталина» обзавелась собственной атомной начинкой, а наработки, собранные в период всех НИОКР по проекту 203-мм гаубицы, были впоследствии использованы в проектировании другой, более мощной и совершенной в технологическом плане 203-мм САУ «Пион».

Дмитрий Юров

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Источник: https://www.perunica.ru/istoria/8219-203-mm-yarosti-kak-kuvalda-stalina-stala-atomnym-taranom.html

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) — это… Что такое 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)?

203-мм гаубица-пушка образца 1931 года (Б-4)
Общая информация
Страна СССР
Годы выпуска 1937-1941
Выпущено, шт. 889
Массогабаритные характеристики
Калибр, мм 203,4
Длина ствола, клб 5087/25
Масса в боевом положении, кг 17700
Масса в походном положении, кг 19000
Углы обстрела
Возвышения (макс.), ° 60
Снижения (мин.), °
Горизонтальный, ° 8
Огневые возможности
Макс. дальность стрельбы, км 17, 890
Скорострельность, выстр./мин 1 выстрел в 2 минуты

Б-4 (Индекс ГАУ — 52-Г-625) — это советская гаубица большой мощности калибра 203,4 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов Линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне, благодаря мощности, превосходной баллистике 1-12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.

История создания

В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф.

 Лендера проект передали на завод «Большевик». 11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г.

АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Читайте также:  Самолёт илья муромец (с-22): первый в мире тяжелый бомбардировщик, его создатель авиаконструктор и.и. сикорский

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.

Производство

Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года.

Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации.

Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Кроме того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод — Новокраматорский.

К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. было изготовлено 119 гаубиц.

Организационно-штатная структура

Согласно утверждённому в августе 1939 года мобилизационному плану предполагалось иметь в Артиллерии Резерва Главного Командования 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1 374 человека. Из них 13 полков должны были иметь двойное развёртывание. Распределение полков по округам на 04.04.1940 выглядело так:

  • ЛВО — 2 гап б/м
  • БОВО — 1 гап б/м
  • КОВО — 4 гап б/м
  • ОдВО — 4 гап б/м
  • МВО — 1 гап б/м
  • СКВО — 1 гап б/м
  • ЗакВО — 2 гап б/м
  • СибВО — 1 гап б/м
  • ЗабВО — 1 гап б/м
  • 1 ОКА — 2 гап б/м
  • 2 ОКА — 2 гап б/м

Общая потребность в орудиях (612 единиц) покрывалась полностью (на 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4), для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

Боевое применение

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры)

К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц.

После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл.

В боевые действия они вступили в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК.

В ходе ожесточённых боёв несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза.

В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу.

Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота двухорудийного полукапонира Карельского укреплённого района.

Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать.

Бригады, полки, дивизионы вооруженные Б-4

Полки

  1. 330 гап ОМ РГВК (46штук Б-4 на 22.06.41)

Бригады

  1. 44 бригада ОМ РГВК (ком.: )
  2. 104 гв.бригада большой мощности 12 АДП РГК
  3. 124 бригада ОМ РГВК (ком.: полковник Григорий Львович Гутин) [1]
  4. 163 бригада ОМ РГВК (ком.: полковник Ранович, начштаба: майор Пономарчук Илья Афанасьевич)
  5. 211 бригада ОМ РГВК ком. Подполковник Семенов Курская область в бригаде было 13 гаубиц

Отдельные дивизионы

  1. 34 отдельный арт. дивизион ОМ РГВК (бои за Берлин)

Характеристики и свойства боеприпасов

  • Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0-15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг.
  • Номенклатура боеприпасов :
    • Фугасный снаряд Ф-625Д
    • Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
    • Бетонобойный снаряд Г-620
    • Бетонобойный снаряд Г-620Т
    • Cнаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
  • Дульная скорость снаряда, м/с
    • Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
    • Бетонобойного: 607
  • Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
  • Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146

Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности

Ствол

  • Калибр, мм 203,2
  • Длина ствола, мм/клб 5087/25
  • Длина канала, мм 4894
  • Длина нарезной части, мм 3981
  • Длина хода нарезов, клб 20
  • Число нарезов 64
  • Глубина нареза, мм 2,0
  • Ширина нареза, мм 6,0
  • Ширина поля, мм 3,97
  • Масса ствола с затвором, кг 5200

Лафет

  • Угол ВН, град 0—60°
  • Угол ГН, град ±4°
  • Длина отката переменная, мм … 850—1400
  • Высота линии огня, мм 1920
  • Ширина хода(на середине траков), мм 1910
  • Длина системы в боевом положении, мм 9365
  • Ширина системы в боевом положении, мм 2490
  • Ширина трака, мм 460

Массовая сводка

  • Откатные части со стволом 5440 кг
  • Качающаяся часть 7900 кг
  • Лафет 12 500 кг
  • Система в боевом положении 17 700 кг
  • Масса лафетной повозки с передком 13 800 кг

Орудийная повозка Бр-10

  • Масса пустой повозки, кг около 5400
  • Масса повозки Бр-10 со стволом, кг около 10 600

Орудийная повозка с колёсами тракторного типа

  • Масса повозки со стволом, кг 9590

Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)

  • Масса повозки без ствола, кг.: около 7700
  • Масса повозки со стволом, кг.: около 12 900

СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

Эксплуатационные данные

  • Расчёт, чел: 15
  • Скорострельность, выстр/мин: 0,5
  • Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
  • Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.

См. также

Примечания

  1. В составе бригады было четыре дивизиона. Каждый дивизион трехбатарейного состава. Всего в бригаде было 24 пушки калибра 203 мм.

    Боевой путь: Тбилиси (формирование)-Новороссийск-Днепропетровск-Ковель (1БФ)- Кюстрин-Варшава-Берлин

После введения правительством СССР буквенных индексов для машиностроительных производств, изделия разработанные на этих предприятиях получили эти индексы в наименованиях. Заводу «Большевик»(г. Ленинград) был присвоен индекс «Б», а изделия разработанные на этом заводе названы Б-4, Б-10 и т.д.[1]

Источники

Ошибка в сносках?: Для существующего тега не найдено соответствующего тега

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/93015

Гаубица-долгожительница

Буксируемая 203-мм гаубица Б-4 одним снарядом могла превратить в пыль немецкий «Тигр» или испепелить сотню вражеских солдат.

Основным элементом этой гаубицы большой мощности был ствол длиной 25 калибров, крепившийся на противооткатных устройствах. При выстреле все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны.

Для дополнительной стабильности при выстреле использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 и ширину почти 2,5 метра. Высота линии огня составляла 1910 миллиметров.

Длина ствола с затвором превышала 5,1 метра, а их общий вес достигал 5200 килограммов.

“ Василевский скомандовал ударить «Тигру» в лоб. Когда дым от выстрела рассеялся, на месте танка валялась груда обломков ”

Первое боевое применение этого мощнейшего оружия состоялось в Советско-финляндскую – командование Красной армии использовало около 150 Б-4.

Отлично показало себя орудие при прорыве полосы укреплений или контратаке, когда батарея тяжелых гаубиц начинала артподготовку.

203-мм «чемодан» наносил противнику огромные разрушения, выстрел бетонобойным снарядом по укреплениям финнов оставлял груды строительного мусора в завитках арматуры. Благодаря этой особенности в войсках Б-4 прозвали «Карельским скульптором».

Однако финская кампания выявила и недостатки. Боевая работа артиллеристов осложнялась малыми углами горизонтальной наводки, и чтобы перенести огонь, приходилось разворачивать орудие. Его тяжесть затрудняла оперативную переброску – подготовка к транспортировке требовала времени. Однако орудие оказалось удачным и эффективным.

В Великую Отечественную за гаубицей закрепилось новое имя – «Кувалда Сталина». Зачастую помимо стандартного применения Б-4 использовали и как противотанковое орудие.

В литературе описан случай такого нестандартного применения «сталинской кувалды», когда в битве на Курской дуге в районе станции Поныри артиллеристы получили сведения о том, что через их позиции будет прорываться танковый корпус вермахта. Гаубицы вступили в бой, расчет под командованием капитана Василевского обнаружил немецкий танк в полукилометре от своего орудия.

Ни в каких документах и наставлениях не говорится о том, что из гаубицы Б-4 можно вести огонь прямой наводкой, но Василевский скомандовал ударить «Тигру» в лоб. Когда дым от выстрела рассеялся, на месте танка валялась груда обломков.

Во время Венской наступательной операции снаряд Б-4 попал в укрепленную точку противника, прошил несколько стен и снес два здания.

Когда после боя артиллеристы пошли осматривать свою работу, выяснилось, что осколочно-фугасным снарядом накрыли сотню эсэсовцев. Однако, как правило, расчеты вели огонь «по-гаубичному» – с большими углами возвышения.

Все крупные операции начиная с 1942 года проводились при огневой поддержке «сталинских кувалд».

К 1945 году в Красной армии было 760 гаубиц Б-4.

После войны инженеры задумались о модернизации отлично зарекомендовавшего себя в боях орудия. Требовалось повысить мобильность, и в ОКБ-21 на заводе «Баррикады» разработали и переоснастили весь парк гусеничных Б-4 колесными шасси. Принятая на вооружение в 1955-м новая гаубица поступила в войска под индексом Б-4М.

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/42540

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector