Ил-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ттх)

В 1973 году в США был создан специальный «самолет Судного дня», отличавшийся от обычного авиалайнера модификациями, делающими его полноценным командным пунктом.

При ядерном конфликте он мог стать самым безопасным и неуловимым центром управления вооруженных сил. Поэтому вскоре правительство СССР сделало заказ на аналогичный самолет, который был основан на Ил-86.

Официально его назвали Ил-80 (или Ил-86ВКП) и он получил множество модифицированных компонентов.

История создания Ил-80

Ближе к концу 1970 годов между США и СССР возникла серьезная напряженность. Она была связана с вводом Советской Армии на территорию Афганистана, что могло по степени риска сравниться с Карибским кризисом. Последствием таких политических сложностей стало обострение холодной войны и рост вероятности ее перехода в открытый вооруженный конфликт.

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Подземные бункеры нельзя было назвать стопроцентной гарантией выживания при нанесении по стране ядерного удара. Поэтому требовалось принятие определенных мер, которые обеспечивали безопасность командования.

Помочь в этом мог бы специальный самолет, который был уже выпущен ранее в США. СССР не имел подобной авиации, а у конструкторов отсутствовали какие-либо проекты даже в начальных стадиях.

Но сложившаяся ситуация заставила пересмотреть свои приоритеты.

Руководство СССР поставило задачу по созданию самолета, выполняющего роль воздушного командного центра, только в 1980 годах. После нескольких проведенных совещаний создали список обязательных требований к авиалайнеру, которые нужно было учесть при разработке. Среди них:

  • взлет и посадка должны происходить в любых аэропортах, которые принимают дальнемагистральную пассажирскую авиацию;
  • дальность и продолжительность полета – достаточные для вывода командования из зоны опасности при военных действиях любой интенсивности;
  • вероятность отказа – в 10 раз меньше, чем указано в требованиях к надежности военной авиации;
  • борт комплектуется средствами защиты от воздействия оружия массового поражения, включая электромагнитный импульс и радиацию;
  • автономное применение самолета должно быть возможным даже при отсутствии наземного или спутникового оборудования для связи и навигации;
  • наличие аппаратуры, работающей при любых обстоятельствах для управления вооруженными силами на борту;
  • командование должно иметь возможность находиться на самолете в течение длительного времени с достаточным уровнем комфорта.

Самолет получил название Ил-80. Базой для него решили использовать Ил-86, который применялся для выполнения пассажирских перевозок.

Он считается одним из самых надежных авиалайнеров в мире, так как за несколько десятилетий потерпел маленькое число катастроф, связанных с техническими причинами. Выбранная база удовлетворяла конструкторов по многим параметрам, включая размеры кабины, ширину фюзеляжа и строение крыла.

Оставалось только внести незначительные корректировки для отдельных деталей, подготовить место для новых топливных баков и продумать размещение оборудования.

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Первый полет на самолете Ил-80 был совершен 29 мая 1985 года под управлением С. Г. Близнюка. Затем выполнили еще несколько полетов, которые помогли проверить устойчивость с управляемостью, аэродинамические и летные свойства, а также функционирование базовых систем на борту. Постепенно в самолет вносились некоторые изменения.

Так, в него установили недостающие элементы радиотехнического комплекса и скорректировали расположение антенн.

К концу 1980 годов Ил-80 был отправлен на проведение государственных испытаний, с которым он успешно справился. После его передали на опытную эксплуатацию в специальную часть.

В 1990 году с самолета впервые дали команду на запуск баллистической ракеты. А уже в конце 1991 Ил-80 включили в состав российской армии.

Всего было выпущено четыре таких самолета. Два считаются основными, 2 – выполняют роль запасных. Подробная информация о них засекречена, но известно их место базирования – аэродром Чкаловский.

Отличия от базового самолета Ил-86

Если сравнивать Ил-80 с самолетом Ил-86, который стал для него базой, то можно заметить много различий. Большинство из них связаны с техническим оборудованием и улучшением защиты от возможных угроз.

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Чем отличается Ил-80:

  • на борту отсутствует пассажирское и транспортное оборудование, применявшееся при гражданской эксплуатации;
  • пассажирский салон – с новым интерьером, обеспечивающим комфортную работу группы боевого командования и размещение всего необходимого;
  • средняя часть фюзеляжа не имеет иллюминаторов, количество и расположение дверей, люков и трапов были изменены вместе с каркасом;
  • присутствует стандартная система определения принадлежности к российским вооруженным силам «Пароль»;
  • установлен специальный радиотехнический комплекс для связи со всеми группами ВС РФ напрямую, через спутник или с помощью ретрансляторов;
  • радиотехнический комплекс дополнен новой системой связи между летными экипажами военно-воздушных сил и улучшенным переговорным устройством;
  • для поддержания нормального климатического уровня и обеспечения работы радиотехники применена особая система кондиционирования;
  • базовая вентиляция была модифицирована для защиты борта от воздействия вредных веществ при нахождении в зоне ядерного, биологического или химического удара;
  • под крылом монтированы две дополнительных силовых установки для обеспечения функционирования нового оборудования и кондиционирования;
  • самолет получит штангу для выполнения дозаправки в воздухе, чтобы иметь возможность пролететь большее расстояние.

Ил-80 намного безопаснее любого базового пассажирского или военного самолета. Конструкторы сделали все возможное, чтобы авиалайнер мог оставаться в воздухе и обеспечивать руководству бесперебойное управление вооруженными силами.

Вас заинтересовала история самолета Ил-80?

Описание конструкции

Самолет Ил 80 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением хвоста. Его аэродинамическая схема относится к категории классических. Фюзеляж не имеет иллюминаторов, количество входов сокращено до трех единиц. Такие меры повышают уровень безопасности еще сильнее. Конструкцию фюзеляжа доработали и усилили, также было улучшено крыло.

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Вес авиалайнера получился довольно большим, что делает посадку и взлет очень опасными. Поэтому управлять им могут только опытные пилоты. Несмотря на требование, подразумевающее возможность посадки на любом аэродроме, где принимаются пассажирские самолеты, приземлиться на Ил-80 удастся только на подготовленную полосу.

Она должна быть асфальтированной и регулярно обслуживаться. Частично проблему с весом решили с помощью установки четырех опор шасси по 4 колеса в каждой, распределив нагрузку максимально равномерно. Во время полета они убираются в специальные ниши.

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Под крылом установлены четыре реактивных двигателя модели НК-86 и две дополнительных силовых установки в гондолах. Они обеспечивают необходимую мощность для выполнения воздушного полета и работы оборудования. Штанга для дозаправки установлена на носовой части корпуса. Там же имеется примечательный горб, наличие которого вызвано установкой крупногабаритного радиооборудования разных типов.

На внешней части фюзеляжа установлены коротковолновые антенны. Они используются для поддержания связи и приема сигналов. В конце авиалайнера размещена выпускная передающая антенна. Она применяется для обеспечения связи с подводными лодками.

Летно-технические характеристики

По габаритам самолет стандартен для класса средних пассажирских авиалайнеров, к которым относится Ил-86, взятый за основу. Длина Ил-80 составляет 59,5 м, высота – 15,8 м. Площадь крыла равняется 320 м² при его размахе 48 м. Экипаж состоит из пяти человек, максимальное число пассажиров не уточняется.

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Масса самолета без нагрузки засекречена, но известен нормальный взлетный вес. Он ограничен на отметке 280 т. Тяга четырех двигателей НК-86 составляет 52000 кгс, на каждый из них приходится по 13000 кгс.

Максимальная скорость равна 970 км/ч, крейсерская – 850 км/ч. Самолет может подниматься на высоту до 11000 м.

Дальность полета ограничивается 3600 км, чего достаточно для обеспечения управления войсками в условиях безопасности.

Вооружение на борту отсутствует. Если есть риск атаки со стороны вражеской авиации или наземных войск, то самолету оказывается поддержка истребителей и штурмовиков. Также повысить уровень безопасности может одновременный взлет других экземпляров Ил-80, чтобы скрыть, в каком именно находится руководство страны.

Эксплуатация и дальнейшие перспективы

Основной борт СССР-86146 RA-86146, как и три дополнительных, стоят на вооружении и все еще служат авиалайнерами экстренного реагирования. Они получают необходимое обслуживание и поддерживаются в состоянии готовности, чтобы подняться в небо по первому приказу. По прямому назначению самолеты не применялись никогда.



Несмотря на высокий уровень надежности, хорошие технические характеристики и тщательный уход, Ил-10 требует модернизации. Морально устаревшие двигатели и некоторые элементы мог бы заменить новый самолет, но руководство отдало предпочтение улучшению имеющихся авиалайнеров.

Предполагается, что на них будет установлено новое оборудование, которое расширит возможности для командования.

По неподтвержденной информации, договор о проведении модернизации Ил-10 был заключен еще в 2012 году, но сейчас он находится в стадии временной заморозки, что связано с финансовыми сложностями.

Ил-80 стал первым авиалайнером на вооружении России, предназначенным для командования войсками с воздуха в случае ядерной войны.

Его оборудование обеспечивает бесперебойную связь с армией при любых обстоятельствах и позволяет давать новые указания без отслеживания.

Если самолет будет модернизирован, то уровень безопасности и возможности могут значительно расшириться, что сделает его настоящей воздушной крепостью.

Источник: https://samoletos.ru/samolety/il-80

Воздушный командный пункт Ильюшин Ил-80 (Ил-86ВКП)

СССР, первый полет – 29.05.85 г.

Ил-86ВКП (Ил-86ВзПУ, изд. 80) проект, воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Ставки ВГК ВС и высшего руководства СССР.

Проектирование было на рубеже 1980-х гг. для высшего руководства страны. Создан для замены самолетов Ил-22 и Ил-22М на высшем уровне руководства ВС – ВГК.

Требования к самолету:

  • дальность и продолжительность полета должны обеспечивать вывод СВГК из угрожаемой зоны в случае опасности войны любой интенсивности;
  • самолет должен был иметь бортовые средства защиты от ОМП, в т.ч. защиту от радиоактивного заражения и ЭМИ;
  • на самолете должна быть развернута аппаратура, обеспечивающая управление всеми видами ВС в т.ч. с использованием АСУ и ТКС, включая аппаратуру СДВ-связи;
  • самолет должен был иметь возможность автономного применения в случае вывода из строя наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции связи и навигации;
  • самолет должен иметь возможность применяться с любого аэропорта ГА, способного принимать ДМПС;
  • самолет должен обеспечивать высокий комфорт на борту;
  • самолет должен соответствовать уровню надежности, установленному в ВС ГА СССР требованиями НЛГС-3 (вероятность отказов в 10 раз ниже, чем для ВС военного назначения).

Проектирование велось на базе самолета Ил-86, в конструкцию которого были внесены значительные изменения.

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Воздушный командный пункт Ил-80 (Ил-86ВзПУ) был создан на базе дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-86 М. Брянский // img.planespotters.net

 Основные отличия от базового самолета Ил-86:

  • снято все пассажирское и транспортное оборудование;
  • главное изменение – установлен радиотехнический комплекс связи, обеспечивающий работу с системами управления всех видов ВС, в т.ч. АСУ, ТКС, СДВ и др. напрямую, через наземный, морской или воздушный ретранслятор или через спутник (состав и размещение – см. ниже);

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Установка антенн РТК в носовой и средней частях фюзеляжа самолета Ил-80 sergeydolgodvor.livejournal.com

  • установлена общевойсковая система определения государственной принадлежности «Пароль»;
  • установлен новый комплекс связи для летного экипажа, соответствующий ОТТ ВВС;
  • для обеспечения функционирования РТК установлена отдельная система кондиционирования, состоящая из нескольких подсистем;
  • в пассажирском салоне установлен новый интерьер для размещения группы боевого управления, операторов РТК и их оборудования;
  • установлено новое СПУ (в соответствии с изменением состава экипажа – летного и оперативного); 
  • из конструкции СЧФ исключены иллюминаторы, изменено количество и расположение входных дверей, аварийных люков и трапов, в связи с чем переделан каркас фюзеляжа;
  • для обеспечения функционирования системы защиты от ОМП изменена СКВ самолета;
  • для обеспечения питания РТК, системы его кондиционирования, СКВ кабин и др. потребителей установлены две дополнительные ВСУ в гондолах под крылом;
  • для обеспечения заданной дальности и продолжительности полета установлена штанга дозаправки топливом в воздухе.
Читайте также:  Зил 131: технические характеристики (ттх), грузоподъёмность, расход топлива на 100 км, военный автомобиль с кунгом

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Размещение ВСУ в двух контейнерах под крылом самолета Ил-80 sergeydolgodvor.livejournal.com

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Установка штанги дозаправки в носовой части самолета Ил-80 sergeydolgodvor.livejournal.com

 РТК самолета включает:

  • приемо-передающие радиостанции для работы со всеми видами связи;
  • аппаратуру уплотнения каналов;
  • аппаратуру ЗАС;
  • аппаратуру отстройки от помех;
  • ЦВМ, ОШД и модемы для получения, выработки, передачи, хранения и обработки данных в цифровом виде;
  • систему питания с многократным резервированием и защитой от ЭМИ;
  • систему кондиционирования;
  • антенно-фидерную систему с защитой от ЭМИ и природного статического электричества.

Размещение блоков РТК:

  • основные блоки РТК размещены в салоне фюзеляжа и на месте багажно-грузовых отсеков;
  • ВСУ и СКВ размещены в двух контейнерах под крылом.

Размещение АФС РТК:

  • дипольная решетка в обтекателе над НЧФ;
  • ножевые (лепестковые) антенны на верхней и нижней поверхностях фюзеляжа по всей его длине;
  • одна ненаправленная антенна в удлиненном обтекателе на ХЧФ перед килем (в ПСС);
  • две ненаправленные антенны в двух удлиненных обтекателях под ХЧФ слева и справа от ПСС;
  • выпускная антенна СДВ-связи длиной 8600 м в ХЧФ по левому борту.

Проект получил положительную оценку и было принято решение о строительстве четырех самолетов Ил-86ВКП (вероятно, еще до первого полета головной машины).

Источник: https://naukatehnika.com/vozdushnyij-komandnyij-punkt.html

Завершены испытания модернизированного воздушного командного пункта Ил-80

Как сообщило в своем пресс-релизе от 1 декабря 2015 года АО «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК, входит в состав ГК «Ростех»), эта корпорация создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления второго поколения.

Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел государственные испытания и до конца 2015 года будет передан заказчику.ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Первый модернизированный воздушный командный пункт Ил-80, оснащенный унифицированным бортовым комплексом технических средств второго поколения «Звено-2». Самолет на снимке еще несет старый регистрационный номер RA-86147 (в 2013 году сменен на RF-93645) (с) АО «Объединенная приборостроительная корпорация»

Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.

«Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск», — говорит заместитель генерального директора «Объединенной приборостроительной корпорации» Сергей Скоков.

– В составе корпорации работы над БКТС ведёт нижегородское НПП «Полет». Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США — у американских военных аналогичный комплекс получил название «самолета Судного дня»».

  • Новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
  • Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генерального штаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета.
  • Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.

Как сообщалось ранее, в настоящее время «ОПК» уже приступила к разработке воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.

Комментарий bmpd. Напомним, что еще

10 июля 1991 года между Научно-производственным предприятием НПП «Полет» (Нижний Новгород, ныне входит в состав холдинга АО «Системы управления», входящего в состав ОПК) и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР «Звено-2» по разработке и созданию нового унифицированного бортового комплекса технических средств второго поколения 83Т120 для самолета Ил-80. 15 апреля 1997 года уже Министерством обороны России был заключен договор с АК имени Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд. 80 и изд. 82» (воздушные командные пункты Ил-80 и Ил-82). Основой модернизации, по известным данным, является оснащение данных самолетов указанным новым унифицированным комплексом технических средств «Звено-2» вместо штатного комплекса первого поколения «Звено».

Работы по теме «Звено-2» значительно затянулись, и первый модернизированный самолет Ил-80 (регистрационный номер RA-86147, в 2013 году сменен на RF-93645), оснащенный данным комплексом, начал летные испытания только в 2007 году, государственные испытания — в 2010 году, а завершил их только теперь, как явствует из приводимого релиза ОПК. Возможно, что комплексом «Звено-2» к настоящему времени в ходе ремонта и модернизации в 2012-2013 годах оснащен также самолет Ил-80 с регистрационным номером RF-93642 (ранее — RA-86148)

Министерство обороны России располагает четырьмя самолетами Ил-80 (Ил-86ВКП), построенными на Воронежском авиационном заводе в 1985 году и введенными в строй после оснащения комплексом «Звено» в 1987-1989 годах — базирующимися на аэродроме Чкаловский бортами RF-93645 (ранее RA-86147), RF-93642 (ранее RA-86148), RA-86146 и RA-86149.

Как ранее сообщалось, в настоящее время ОПК ведутся работы по созданию перспективного комплекса воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.по теме «Звено-3С», предназначенного для размещения на самолете Ил-96ВКП,

Источник: https://bmpd.livejournal.com/1603361.html

Самолет Судного дня

ИЛ-80: самолёт судного дня, воздушный командный пункт, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Завершенный перестройкой из бывшего грузового самолета Ил-96-400Т (регистрационный номер RA-96104, заводской номер 97693201004) самолет-воздушный пункт управления Ил-96-400ВПУ для Федеральной службы безопасности России. Воронеж, 13.01.2015.

Источник изображения: Павел Малев / russianplanes.net

В РФ ведутся работы по модернизации воздушного пункта управления в условиях ядерной войны

Вчера стало известно, что с аэродрома Воронежского самолетостроительного общества поднялся и совершил свой первый полет лайнер для перевозки VIP, который был построен на базе транспортного Ил-96-400Т по заказу Минобороны России. Этот самолет станет вторым транспортником, выпущенным для нужд руководства силовых структур. В 2015 году воронежцы передали ФСБ РФ воздушный пункт управления Ил-96-400ВПУ с салоном повышенной комфортности.

Изготовленный для военного ведомства Ил-96-400Т оборудован примерно так же, как самолет этого типа, на котором летает президент России. Еще Борис Ельцин пожелал сменить пожилой Ил-62 на более современный широкофюзеляжный лайнер Ил-96 специальной модификации пункта управления. Сейчас в составе Специального летного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300ПУ различных модификаций.

Флагманом является усовершенствованный вариант «ельцинского» самолета, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году. Он оснащен комплексом секретного радиоэлектронного оборудования и системами, предназначенными для обеспечения безопасности полета правительственного борта.

В дальнейшем была разработана более совершенная модель такого самолета с удлиненным фюзеляжем, повышенной вместимостью и увеличенной дальностью полета. Правда, поначалу она стала производиться только в грузовом варианте Ил-96-400Т.

И вот в 2014 году был заключен контракт на изготовление и поставку лайнера силовым ведомствам в версии пунктов управления. Для Минобороны был переделан второй из транспортной серии Ил-96-400Т, построенный в 2007 году, вслед выпущенному по заказу руководства ФСБ самолету.

Помимо превращения грузовой кабины в комфортабельный пассажирский салон такой самолет оснащается бортовым узлом специальной связи СБУС-96-400.

Как известно, министр обороны Сергей Шойгу приложил немало усилий, чтобы развить в Вооруженных силах современную систему управления, в которой используются самые продвинутые средства связи, передачи данных, обработки и защиты информации.

Воздвигнутый в столице Национальный центр управления обороной государства (НЦУО), сопряженные с ним аналогичные центры в штабах военных округов, флотов и войсковых объединений стали тому убедительным подтверждением.

Сделанный для Минобороны Ил-96-400Т оборудуется так, чтобы осуществлять надежную связь с НЦУО, другими центрами управления по всем имеющимся на сегодня каналам связи. Заметим, что этот лайнер еще и соответствует международным стандартам по шуму и эмиссии, он может эксплуатироваться в любой стране.

Кроме того, в начале 2015 года военное ведомство заявило о намерении заказать строительство на базе Ил-96-400 топливозаправщиков для нужд ВКС России. К 2018 году предполагается построить два пробных самолета.

Имеющиеся сейчас заправщики Ил-78 передают 40 т топлива на расстоянии 2 тыс. км. А Ил-96-400ТЗ смогут передавать свыше 65 т на удалении от базы до 3,5 тыс. км.

Потребности военной авиации в этом типе самолетов оцениваются в 30 бортов.

Однако надо сказать, что поднятый в свой первый полет военный Ил-96-400Т в оснащении воздушного пункта управления предназначен все-таки для использования в мирное время.

Не надо путать его с воздушным командным пунктом Ил-80, который называют еще «самолетом судного дня».

Да, «восьмидесятка», как и самолет Ил-96, в свое время тоже была создана на базе Ил-86, но электронная начинка у нее богаче и в целом она имеет более широкое назначение.

В декабре 2015 года военные получили в свое распоряжение воздушный командный пункт для управления войсками в случае ядерной войны.

Он предназначен для применения в условиях нарушений наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления и линий связи.

Новейший бортовой комплекс технических средств прошел госиспытания в конце прошлого года, и самолет второго поколения Ил-80 был передан заказчику.

«Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав Вооруженных сил, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающих за работу спецоборудования самолета.

Технические характеристики комплекса предназначены для управления Сухопутными войсками, Военно-морским флотом, Воздушно-космическими силами, Ракетными войсками стратегического назначения.

Ил-80 оснащен всеми возможными видами связи, включая оборудование для связи с подводными лодками, находящимися на боевом дежурстве», – пояснили в оборонной отрасли.

Добавим, что для максимального обеспечения защиты от поражающих факторов ядерного взрыва у Ил-80 отсутствуют иллюминаторы, а количество люков сокращено до минимума. Визуально от своего прототипа «самолет Судного дня» отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в котором помещено различное радиоэлектронное оборудование.

КБ Ильюшина начало разрабатывать «самолет Судного дня» еще в 1980-х годах. Как и в США, в СССР было создано четыре подобные машины. Но на вооружение они были окончательно приняты лишь в 1992 году, то есть уже после распада СССР.

В 1997 году все Ил-80 были переданы в сформированную 3-ю авиационную эскадрилью, базирующуюся на подмосковном аэродроме Чкаловский. После некоторых колебаний военно-политическое руководство страны в начале 2000-х решило обновить воздушные командные пункты.

И, по сути, на базе все того же самолета Ил-80 создали абсолютно новый комплекс управления Вооруженными силами с применением всех современных технологий. Такой самолет и поставили Министерству обороны в конце прошлого года.

Читайте также:  Рогатина на медведя: применение в групповой травле зверя и в одиночной охоте. культурное значение этого вида оружия

Однако недавно ТАСС со ссылкой на уполномоченного Объединенной приборостроительной корпорации проинформировало, что в правительстве рассматривается вопрос о разработке воздушного пункта управления третьего поколения. «И в качестве носителя будет использован доработанный самолет Ил-96-400», – сообщил уполномоченный. Сейчас уже готова эскизно-техническая модель, которая ожидает решения управленцев на продление работ.

Олег Владыкин

Источник: https://vpk.name/news/153370_samolet_sudnogo_dnya.html

"Самолеты Судного дня" на вооружении России и США

1 декабря «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех») объявила о создании воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения на базе самолета Ил-80. Самолет будет поставлен Минобороны РФ до конца 2015 года. 

Воздушный командный пункт на базе Ил-80 входит в систему воздушных пунктов управления Вооруженных сил РФ.

Он предназначен для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи, быстро меняющейся оперативной обстановки, а также в случае применения противником ядерного оружия.

 Именно по этой причине самолеты подобного типа принято называть «самолетами Судного дня». Только две страны в мире обладают таким вооружением — Россия и США. Аналог российского Ил-80 — американский Boeing E-4B.

О возможностях комплекса

Заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков отметил, что новое поколение российских воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Третье поколение «апокалиптических машин»

Ранее гендиректор НПП «Полет» (входит в ОПК) Александр Комяков рассказал, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения, но о сроках и характеристиках самолета говорить рано. 

Его основное преимущество — это живучесть. Если известные объекты с наземными координатами противник может уничтожить, то воздушный КП уничтожить сложнее, так как он постоянно меняет место дислокации.

У американцев подобные самолеты получили название «самолета Судного дня».

Их задача — организация сетей связи в абсолютно неприспособленных условиях, когда наземная инфраструктура для этого отсутствует, либо полностью разрушена

Александр Комяков

генеральный директор НПП «Полет»

Подробнее о стоящем на вооружении Воздушно-космических сил РФ «самолете Судного дня» и его американском аналоге – в материале ТАСС.

Ил-80 (Ил-86ВКП)

Воздушный командный пункт предназначен для управления подразделениями российской армии в ходе военных конфликтов с использованием ядерного оружия.

Разработан в КБ им. С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86, отсюда и варианты в наименовании самолета — Ил-80, Ил-86ВКП и Ил-87.

По данным из открытых источников, первый полет совершил 29 мая 1985 года, а с полностью укомплектованный оборудованием — 5 марта 1987 года.

10 июля 1991 года НПП «Полет» и Минобороны СССР заключили договор о разработке унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета.

В 1992 году самолет принят на вооружение. Однако, по неподтвержденным данным, его испытаниябыли завершены лишь в 1995 или в 1997 годах. 

Также в 1992 году появились первые снимки самолета, сделанные западными фотографами. 

Было выпущено 4 самолета этого типа — регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. 

Они находились в эксплуатации Отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. С 1997 года переданы в 3-ю Авиационную эскадрилью, дислоцированную на аэродроме Чкаловский в Подмосковье. 

ТТХ:

  • длина самолета                              59,54 м
  • размах крыла                                 48,06 м
  • нормальная взлетная масса       208 т
  • крейсерская скорость                 850 км/ч 
  • дальность полета                     3 600 км
  • практический потолок           11 000 м
  • оснащен 4 двигателями НК-86 тягой по 13 000 кгс каждый
  • бортовой комплекс технических средств включает до 300 единиц аппаратуры. 

15 апреля 1997 года Минобороны России заключило договор с АК им. Ильюшина на разработку эскизно-технического проекта по модернизации Ил-80 и Ил-82. Однако о реализации этого договора ничего неизвестно.

Boeing E-4B

По данным из открытых источников, воздушные командные пункты предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

«Апокалиптические машины» могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолет Судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

В США E-4B также называют «doomsday planes» (самолеты «конца света»).

Четыре самолета состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска.

Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует со Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.

Летно-технические характеристики E-4B являются секретной информацией.

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/2488973

"Самолёт Судного дня". Каким будет крылатое возмездие?

Сама по себе идея создания мобильного командного пункта на случай войны не нова. Вопрос создания так называемого МКП, или мобильного командного пункта, начали отрабатывать практически сразу после завершения Второй мировой.

Однако первые эксперименты по созданию МКП серьёзных результатов не принесли.

В основном в качестве рабочего варианта рассматривалась тема наземного комплекса обеспечения управления и связи, состоящего из нескольких грузовых автомобилей.

Позднее идею отвергли: перемещение колонны автомобилей вероятный противник мог обнаружить с помощью средств разведки и авиации. Провальная идея с желанием создать передвижные сухопутные пункты управления была подхвачена и развёрнута в нужное русло практически сразу, и в начале 60-х годов стали появляться первые образцы самолётов, переоборудованных для связи с войсками на земле.

Прелесть решения заключалась в том, что постоянное дежурство таких самолётов в небе исключало любое неожиданное нападение со стороны противника и даже самый плохой сценарий развития событий в этом случае не выглядел безнадёжным.

Если по той или иной причине все наземные коммуникации и линии связи могли выйти из строя, то несколько самолётов, переоборудованных в воздушный командный пункт, могли обеспечить передачу приказа и гарантировать ответный удар. Согласно замыслу, ВКП должны были обеспечить минимум два важных условия.

Во-первых, наладить устойчивый канал связи первых лиц государства с войсками и важнейшими государственными структурами, во-вторых, гарантировать неотвратимость удара даже в случае полномасштабной ядерной войны.

Первые ласточки

Первые советские ВКП — турбовинтовые Ил-22, построенные на базе гражданских Ил-18 — получились универсальными. Самолёт был сконструирован и оснащён так, что с его помощью можно было не только приводить в действие «ядерный маховик», но и осуществлять управление войсками на отдельных направлениях.

Новое поколение самолётов — Ил-86ВКП — так же создавалось с учётом длительных перелётов и дорабатывалось с целью работы в условиях полномасштабной войны. Для размещения оборудования, средств связи и личного состава был выбран вместительный пассажирский самолёт Ил-86.

Четыре двигателя, длина в две трети футбольного поля и грузоподъёмность 42 тонны гарантировали размещение нужного оборудования и комфортную работу спецпассажирам.

Несмотря на мирную базу, от своего гражданского собрата переоборудованный Ил-86ВКП значительно отличался.

Отличить спецборт на стоянке от гражданских лайнеров не составит большого труда даже в том случае, если самолёт плохо освещён или подойти к нему на близкое расстояние не представляется возможным.

Массивный отсек для средств связи, своеобразный «горб» чуть позади над кабиной пилотов и есть визитная карточка отечественного «самолёта Судного дня».

Похожих контейнеров для радиоэлектронного оборудования, не предусмотренных для установки в гражданские, несколько, однако все главные секреты летающего Генштаба всё же находятся внутри.

Несмотря на то что доступ к таким бортам для всех посторонних закрыт, судя по уровню реализации идеи, можно утверждать, что Ил-86ВКП помимо мощных приёмно-передающих устройств оснащён полным комплексом обработки, шифровки/дешифровки сигналов, спецканалом связи (включая спутниковый) и средствами радиоэлектронной борьбы для защиты борта от поражения авиационными ракетами.

Сведения о составе оборудования Ил-80 засекречены до сих пор — беспрецедентный случай в истории авиастроения.

И хотя конструкция, частоты связи, количество дежурных на постах и средства бортовой обороны всё ещё закрыты, о некоторых устройствах воздушного командного пункта стоит рассказать отдельно.

Наряду с управлением Сухопутными, Воздушно-космическими войсками и другими родами войск, особую ценность в составе Вооружённых сил России составляет ядерная триада — ядерные заряды, размещённые на сухопутных, авиационных и морских носителях.

Для осуществления связи и обмена информацией с подводными лодками, скрытно действующими во всех районах Мирового океана, Ил-80 оснащён не только специальным каналом связи, но и уникальной антенной, смонтированной в хвостовой части. Длина развёрнутой в рабочее положение антенны составляет восемь километров и позволяет связаться с подводными лодками на больших дальностях, причём субмаринам для сеанса радиосвязи не нужно «переходить» в надводное положение.

Как и любое воздушное судно стратегического значения, воздушные командные пункты Ил-86ВКП неоднократно модернизировались — программы доработки и переоснащения борта современным радиоэлектронным оборудованием позволят продержать воздушный командный пункт в строю до 2025 года. Забегая вперёд, стоит отметить, что Ил-86ВКП не был единственным самолётом для обеспечения связи в час икс.

Ещё в СССР был спроектирован и построен самолёт Ил-76ВКП — машина связи и управления войсками на базе транспортника Ил-76. И хотя 76-й имеет куда меньшие размеры относительно своих старших собратьев, по количеству передовых технических решений Ил-76ВКП находится в одном строю с другими самолётами.

Большая часть узлов, агрегатов, систем связи и переработанный фюзеляж перекочевали на Ил-76ВКП с другого борта особого назначения — самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50.

Как и в случае со «старшими товарищами», Ил-76ВКП из состава 3-й авиационной эскадрильи отличаются от пассажирских и транспортных бортов блоками аппаратуры для спецсвязи, а также изменённым и доработанным фюзеляжем.

Читайте также:  Танк ис-2: тяжёлый, советский, технические характеристики (ттх), история создания, потери в вов, описание, вес

Третье поколение «самолётов Судного дня» от своих предшественников будет отличаться чуть более, чем полностью. По данным источника Лайфа, за основу воздушного командного пункта следующего поколения взят самолёт Ил-96-400Т — грузовая модификация Ил-96-300. На таком же самолёте, Ил-96-300ПУ, летает президент и Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами РФ Владимир Путин.

Характеристики Ил-96-400Т уже сейчас позволяют разработчикам и производителям радиоэлектронного оборудования на сто процентов использовать собственные наработки в области связи и защищённых каналов для передачи данных.

В отличие от модернизированных Ил-86ВКП «самолёт Судного дня», построенный на базе Ил-96-400Т, сможет принимать до 92 тонн полезной нагрузки.

И хотя дальнемагистральный самолёт разрабатывался для коммерческого использования, 92 тонны радиоэлектронного оборудования позволят обеспечивать устойчивую связь со всеми штабами и военными округами.

По словам источника Лайфа в ОПК, запас топлива и конструкция производительных авиадвигателей позволят новой «воздушной крепости» летать на расстояние до 11 тысяч километров.

Третье поколение ВзПУ с учётом уже внедрённых в промышленное производство решений окажется на голову эффективнее Ил-86ВКП.

Во-первых, такое понятие, как «ограниченная дальность полёта», практически исчезнет: новый спецборт без особых проблем сможет махнуть через всю страну.

Во-вторых, по сравнению с предыдущим ВзПУ новый самолёт на базе Ил-96-400Т длиннее почти на десять метров, что позволяет разместить на свободном участке фюзеляжа дополнительное оборудование или предметы для быта членов экипажа.

В-третьих, современная элементная база, выпуск которой предприятиями российского ВПК уже налажен, позволит на несколько порядков снизить габариты и массу специального оборудования для связи и передачи данных.

Эксперты утверждают, что в связи с этим новый самолёт могут оснастить дополнительными топливными баками, с использованием которых дальность беспосадочного перелёта воздушного командного пункта значительно возрастёт и составит 13 тысяч километров вместо 11.

Сообщается также, что, вобрав в себя весь опыт отечественной науки и современную электронику, новый самолёт на базе Ил-96-400Т в ближайшем будущем сможет заменить все эксплуатируемые самолёты подобного типа.

Источник: https://life.ru/p/950863

Машина «Судного дня», самолет с «красной кнопкой» на борту — Ил-80

Только две страны в мире — Россия и США — имеют на вооружении подобные самолёты. Технические характеристики Ил-80 позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.

В Аэропорту Толмачево замечен Ил-80 — Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

Ил-80 отличается от своего «прародителя» Ил-86 большим «горбом», расположенным на крыше, спереди. Кроме этого у него нет иллюминаторов, а под крыльями подвешены «ракеты» (на самом деле это дополнительные турбогенераторы — источники энергии)

В отсеке на крыше расположено различное радиоэлектронное оборудование. На фото хорошо видна штанга дозаправки в воздухе.

Благодаря системе дозаправки самолет может находиться в воздухе более трех суток!Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.

В том числе подводными лодками, для связи с которыми у него есть выпускаемая антенна длиной 8 километров!!Именно этот борт (RF-93642) прошел модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.Иллюминаторами оснащена только кабина пилота. И вообще у него уменьшего количество отверстий в фюзеляже.

Оперативный штаб может с самолета подавать команды всем родам войск, совершать запуски баллистических ракет, несущих ядерное оружие. Радиосигнал, подающийся с борта воздушного судна пробивает глубины морей и океанов на несколько километров.Только две страны в мире — Россия и США имеют на вооружении подобные самолеты.

У нас такой самолет бывает крайне редко, поэтому постарался снять с разных ракурсов (снимал с разрешенных мест — самолет стоит на открытой площадке аэропорта и доступен для наблюдения)Ил-80, не единственный самолет.

Оборудованный специальной аппаратурой связи. Например, вот этот Ил-96-300 (RA-96020), на котором, кстати, летает наш президент Владимир Путин, тоже отличается от обычного Ил-96. (заметно по наросту на крыше). С этого самолета можно держать связь со всеми ключевыми объектами страны.Или вот этот Ту-214СР (RA-64528) — Самолет-ретранслятор. который был разработан специально для администрации президента. Может обеспечить ЗАЩИЩЕННУЮ связь в районах, где со связью проблемы.

Ну и конечно наш «АВАКС», самолет ДРЛО (самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления). Он используется для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также может служить воздушным командным пунктом.

Вот такая у нас воздушная связь. Это еще не все, а то, что я сам снимал.

Автор и фотограф: Иван Ермолин

Источник: https://sdelanounas.ru/blogs/87027/

Обзор самолета Ил-80: история и технические характеристики

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • История создания и эксплуатации
  • Краткий обзор Ил-80 и его характеристики
  • Достоинства и недостатки Ил-80
  • Заключение

Ил-80 является воздушным командным пунктом, созданным на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-86. Разработан в 1980-х годах для осуществления управления формированиями Вооружённых сил и Сил специального назначения. Другое название самолёта: Ил-86ВКП

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости.

В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса.

Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Однако не следует делать поспешных выводов и обвинять в «кровожадности» или «агрессивных намерениях» наш Генеральный Штаб.

Аналогичный самолёт (который и стал прототипом для разработки Ил-80) в США был разработан уже в начале 70-х и принят на вооружение в 1974 году под названием Воетд Е-4.

Так что создание Ил-80 стало также и естественной реакцией руководства СССР на своё отставание в данной области.

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86.

Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт.

Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний.

В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2018 год было построено 4 самолёта Ил-80.

Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться.

Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Краткий обзор Ил-80 и его характеристики

Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и тремя основными. При этом для более равномерного давления на взлётно- посадочную-полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными тележками.

Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86 стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта «Судного Дня» установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования самолёта.

Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта, а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.

  1. Лётно-технические характеристики Ил-80:
  2. Двигатели:
  3. 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
  4. Тактико-технические характеристики:
  5. Экипаж — 5 чел. (летный состав)
  6. Длина — 59,5 м
  7. Размах крыла — 48,1 м
  8. Высота — 15,8 м
  9. Площадь крыла — 320 кв.м
  10. Масса взлетная нормальная — 208000 кг
  11. Скорость максимальная — 970 км/ч
  12. Скорость крейсерская — 850 км/ч
  13. Скорость посадочная — 275 км/ч
  14. Дальность полета — 3600 км
  15. Практический потолок— 11000 м
  16. Оборудование — комплекс технических средств 83Т120. На фюзеляже расположены следующие антенны:
  17. КВ-приёмная антенна.
  18. КВ-передающие антенны.
  19. СДВ-передающие выпускные антенна.
  20. СДВ-приёмная антенна.
  21. Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.
  22. Достоинства и недостатки Ил-80

Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня».

Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях.

Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто.

Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов.

Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Воеіпд Е-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

Заключение

Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации.

Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью.

А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

  • Автор статьи:
  • Тихонов Евгений
  • https://militaryarms.ru/passazhirskie-samolety/il-80/

Источник: https://russianpulse.ru/continentalist/2019/03/09/1785702-obzor-samoleta-il-80-istoriya-i-tehnicheskie-nbsp-harakteristiki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector