Крейсер адмирал кузнецов — тяжелый авианесущий корабль, характеристики

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

Основная информация
Параметры
Технические данные
Вооружение
Тип Тяжёлый авианесущий крейсер
Государство флага Россия
Порт приписки Североморск
Принадлежность Северный флот России
Верфь Черноморский судостроительный завод
Спущен на воду 1985
Введён в эксплуатацию 1991
Современный статус В составе флота
Тоннаж 60 000 т
Длина 302,3 м
Ширина 71 м
Высота 66 м
Осадка 10,4 м
Мощность Паротурбины: 4×50 000 л.с. Турбогенераторы: 9×1500 кВт Дизель-генераторы: 6×1500 кВт
Скорость 29 узлов
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 1960 человек
Ракетное вооружение 12 противокорабельных ракет «Гранит»
60 ракет «Удав-1»
Зенитное вооружение Комплекс ПВО «Клинок» (192 ракеты, 24 пусковые установки)
Комплекс ПВО «Каштан» (256 ракет)
Авиация Вертолёты: 24 Ка-27
Самолёты: 16 Як-41М
12 Су-27К

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в своём классе (по состоянию на 2009 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.[1][2]

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси»[3] был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.

[4] От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25.

Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Переименования

Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту.

В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки.

В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Служба

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг.

После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 21 декабря корабль прибыл в Видяево.

В 1992-1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводит в море, участвует в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33[5]. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января.

Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту.

2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе.

Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит».

Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку.

В 2000 году участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции.

В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте.

В 2004 в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого в проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нес боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

8 декабря 2008 года был завершен ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях ОАО «Центр судоремонта «Звездочка».

[6] На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу.

Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

Технические характеристики

Измерения: [7]

Длина — 302,3 метра
Длина по ватерлинии — 270 метров
Ширина — 72,3 метра
Ширина по ватерлинии — 35,4 метра
Осадка — 9,14 метра
Стандартное водоизмещение — 43000 тонн
Полное водоизмещение — 55000 тонн
Максимальное водоизмещение — 58600 тонн

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4 x 50000 лошадиных сил
Количество котлов — 8
Количество винтов — 4
Мощность турбогенераторов — 9 x 1,500 киловатт
Максимальная скорость — 29 узлов
Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
Экономическая скорость — 18 узлов
Максимальная дальность плавания — 8500 миль при скорости 18 узлов
Автономность — 45 дней

Вооружение

Самолеты — 12 x Су-27K (Су-33) или МиГ-29K
Вертолёты — 4 x Ka-27ЛД, 18 x Ka-27ПЛО, 2 x Ka-27С
12 x ПКРК 4К80 «Гранит»
4 x ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
ЗРАК 3М87 «Кортик» — 8 х пусковых установок (256 ракет) и 6 х 30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630М (48000 снарядов)
2 х РБУ-12000 «Удав»

Экипаж

Экипаж — 1960 человек
Авиаперсонал — 626 человек
Командный состав — 55 человек

Происшествия

  • В 1996 году во время захода на посадку в сложных метеоусловиях разбился истребитель Су-33. Причиной катастрофы стал отказ бортовой электроники. Пилот Виталий Кузьменко погиб.[8]
  • 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным крюком за трос аэрофинишера. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.[9]
  • 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера.[8][10] Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»),[11] однако выяснилось, что это сделать невозможно.[12] Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.[13]
  • 6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном из носовых помещений произошел пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды авианосца. В результате отравления угарными газами погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев.[14] По заявлению специалистов авианосец не получил серьезных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.
  • 17 февраля 2009 г. «Адмирал Кузнецов» стал главным «подозреваемым» в одном из крупнейших разливов нефти — в Северное море попало более 500 тонн топлива и образовалось нефтяное пятно площадью несколько десятков квадратных километров. Во время возникновения разлива нефти «Адмирал Кузнецов» заправлялся в море от танкера.

Изображения

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», находящийся на обслуживании в плавучем доке в Росляково Мурманской обл. Фото 2006 г.

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на портовом рейде. Средиземное море, Итальянские территориальные воды, 1991 год

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

ТАКР Адмирал Кузнецов на почтовом блоке 300 лет Российскому флоту

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

Символика АК «Адмирал Кузнецов»

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

«Адмирал Кузнецов» на якоре в Североморске

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

Су-33 на палубе «Адмирала Кузнецова»

Крейсер Адмирал Кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

Схема размещения трёх стартовых позиций

Примечания

Ссылки

Литература

  • Заблоцкий В. П. Морская коллекция 7/2005 «Тяжёлый авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“»
  • Андрей Фомин. Су-33. Корабельная эпопея.

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/692613

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". История проекта, характеристики, происшествия

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 декабря 2019 года на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», находящемся на судоремонтном заводе в Мурманске, во время ремонтных работ произошел пожар. Рабочие и члены экипажа были эвакуированы.

По предварительным данным, судьба одного человека остается неизвестной, еще не менее шести человек пострадали. По информации экстренных служб, площадь горения составляет 120 кв. м, на корабле работают пожарные расчеты.

Что известно о корабле — в материале ТАСС.

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). По состоянию на 2019 год — крупнейший корабль и единственный авианосец Военно-морского флота (ВМФ) России. Входит в состав Северного флота, флагман ВМФ РФ.

23 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин наградил ТАКР орденом Ушакова («за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач»).

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения.

Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступали за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz.

Оппоненты (среди них — главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году.

Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь — атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Читайте также:  Mossberg 500: легендарное помповое ружье, история создания, конструкция, модификации, характеристики (ттх)

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38.

По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота. Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс.

т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 «Орел»). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена.

Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки «обычной» авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки. Проект 11435 был разработан в начале 1980-х гг.

в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева.

В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт — вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение — ракеты П-700 «Гранит». В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как «тяжелый авианесущий крейсер» (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль «Советский Союз» (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны).

В 1982 году авианосец получил название «Рига» (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 году переименован в «Леонид Брежнев» (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году, в начале перестройки и осуждения «эпохи застоя» ТАКР сменил имя на «Тбилиси».

С октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годах.

Строительство, испытания

Корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, ныне на территории Украины) 1 сентября 1982 года под заводским номером 105. 22 февраля 1983 года перезаложен (как «Леонид Брежнев»), спущен на воду 4 декабря 1985 года.

8 июня 1989 года начались швартовые испытания. 21 октября того же года корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов. Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (пос.

Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА («Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный», ныне — полигон взлетно-посадочных систем «Нитка»).

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачев на самолете Су-27К.

25 декабря 1990 года был подписан приемный акт, а 20 января 1991 года корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Однако он оставался на Черном море, продолжая испытания. Переход в Североморск был совершен только в конце 1991 года.

История службы

Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.

По состоянию на август 2017 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть — в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один — в Северную Атлантику (2004). В 2000 году «Адмирал Кузнецов» был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 «Курск».

Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года — январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях — палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в т. ч. 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.

Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годы.

Ремонт 2018-2022 годов

В апреле 2018 года Минобороны РФ заключило с «Объединенной судостроительной корпорацией» («ОСК») контракт на проведение среднего ремонта и ограниченной модернизации «Адмирала Кузнецова» к 2022 году.

Ремонтные работы начались в мае 2018 года в Мурманске на базе 35-го судоремонтного завода («35 СРЗ», филиал АО «Центр судоремонта «Звездочка»).

В период с 14 по 17 сентября 2018 года авианосец был переведен от причала «35 СРЗ» в большой плавучий док ПД-50.

В ночь на 30 октября 2018 года во время планового выхода крейсера из дока произошло нерасчетное затопление ПД-50. В результате инцидента пропал без вести старший механик смены, четыре сотрудника предприятия были госпитализированы с переохлаждением. Корабль был отбуксирован обратно на «35 СРЗ».

Представитель «Звездочки» Евгений Гладышев рассказал ТАСС, что причиной происшествия стало отключение насосов из-за скачка напряжения в электросети в момент спуска авианесущего крейсера на воду.

ПД-50 был единственным плавучим доком на севере России, способным принимать такие корабли, как «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

9 декабря 2019 года глава «ОСК» Алексей Рахманов сообщил журналистам, что работы на авианосце идут по графику, однако дефектация корабля показала необходимость дополнительных ремонтных работ.

Тактико-технические характеристики

  • — Длина по ватерлинии — 270 м;
  • — наибольшая длина (палубы) — 306 м;
  • — ширина по ватерлинии — 33,4 м;
  • — наибольшая ширина — 72 м;
  • — высота — 64,5 м;
  • — стандартное водоизмещение — 46 тыс. 540 т;
  • — полное водоизмещение — 59 тыс. 100 т;
  • — скорость полного хода — 29 узлов;

— дальность плавания при скорости 29 узлов — 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов — 8 тыс. 417 миль;

— автономность плавания — до 45 суток;

— экипаж — 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка — котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

Вооружение

  1. — 12 пусковых установок (ПУ) противокорабельного ракетного комплекса П-700 «Гранит» (дальность полета сверхзвуковых ракет — около 550-600 км);
  2. — 24 ПУ зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» (боезапас — 192 ракеты);
  3. — 8 модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» (боезапас — 256 ракет, 48 тыс. снарядов);
  4. — 6 шестиствольных артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов);
  5. — реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1».

Авиагруппа

ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета.

Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29.

С конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования — Североморск-3, Мурманская обл.), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база — Североморск-1).

Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 гг. на «Адмирале Кузнецове» во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К «Катран».

Командиры корабля

  • — 1987-1992 года — капитан I ранга Виктор Ярыгин;
  • — 1992-1995 года — контр-адмирал Иван Санько;
  • — 1995-2000 года — контр-адмирал Александр Челпанов;
  • — 2000-2003 года — капитан I ранга Александр Турилин;
  • — 2003-2008 года — капитан I ранга Александр Шевченко;
  • — 2008-2011 года — капитан I ранга Вячеслав Родионов;
  • — 2011-2019 года — капитан I ранга Сергей Артамонов;

— 2019 — н. в. — капитан II ранга Ярослав Адамов.

Происшествия

19 октября 1995 года во время руления по полетной палубе крейсера вертолет Ми-8 был опрокинут сильным боковым ветром. Жертв не было, корабль повреждений не получил, воздушное судно потеряло несущий винт.

20 марта 1996 года пилот Мечислав Савицкий аварийно посадил на палубу «Адмирала Кузнецова» истребитель Су-33 с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.

В 1997 году в ходе планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера был обнаружен мумифицированный труп рабочего судоремонтного завода, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате несчастного случая.

В августе 1998 года при приеме топлива был перепутан клапан, после чего 60 т мазута было залито в пост управления стрельбой. Пост вышел из строя, жертв не было. Ранее из-за прорыва трубы на корабле затапливало два ЗРАК «Кортик».

В 2000 году прокуратура вскрыла на корабле массовые злоупотребления воинскими перевозочными документами (ВПД). По уголовному делу проходили 15 офицеров и мичманов, в т. ч. командир контр-адмирал Александр Челпанов, который незаконно использовал ВПД на сумму около 30 тыс. руб. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело было прекращено по амнистии.

В декабре 2001 года двое матросов с целью хищения 12 тыс. руб. убили на корабле старшину машинной команды — мичмана Николая Смирнова.

18 октября 2004 года в северо-восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер «07 красный») 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Северный флот ВМФ России) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, сломав правую стойку шасси. Разрушений на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера и остановился. Пострадавших не было, самолет впоследствии списан. Причиной аварии была ошибка пилотирования.

5 сентября 2005 года, когда корабль находился в Северной Атлантике, дважды происходили обрывы троса аэрофинишера при посадке истребителей Су-33. В результате один из садившихся самолетов (бортовой номер 82) съехал с палубы в океан и затонул на глубине 1 тыс. 117 м. Пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.

6 января 2009 года на ТАКР, находившемся на рейде военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море), произошел пожар в носовом помещении. Экипаж ликвидировал возгорание своими силами, однако от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев 1985 г. р. Крейсер серьезных повреждений в результате пожара не получил.

14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на крейсер потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен. По информации Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности.

В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки.

В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.

5 декабря 2016 года Минобороны РФ объявило, что в Средиземном море российский палубный истребитель Су-33 (бортовой номер «67 красный») 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка МА ВМФ России потерпел аварию при посадке на авианосец.

Самолет возвращался на корабль после выполнения боевого задания. По сообщению военного ведомства, воздушное судно выкатилось за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера.

Пилот катапультировался и остался жив, силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.

Такр «варяг»

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер «Варяг». В 1993 году он оказался в собственности Украины, в 1998 году продан Китаю.

В 2012 году принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Получил название «Ляонин».

По состоянию на декабрь 2019 года является одним из двух китайских авианосцев (второй проходит испытания).

Источник: https://tass.ru/info/7331695

Океанский исполин: как «Адмирал Кузнецов» опередил свое время

Единственный в составе Военно-морского флота России авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – за свою историю сменил несколько названий. Сегодня он носит имя прославленного советского флотоводца времен Великой Отечественной войны Николая Герасимовича Кузнецова.

Читайте также:  Гранатомет рпг-7: ручной, противотанковый, устройство, технические характеристики (ттх)

Это без преувеличения уникальный корабль: он способен одновременно эффективно проводить воздушные операции, поражать крупные надводные цели, защищать корабельные соединения от нападения с воздуха и моря.

Много шума недавно наделал его поход в Средиземное море, к месту несения боевой службы. Особенно истерили западные СМИ, которых, похоже, напугал один только вид российской эскадры.

В очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» автор и ведущий Алексей Егоров расскажет об уникальных характеристиках российского авианосца, а также о его реальных возможностях, с блеском подтвержденных недавно в ходе первой в биографии «Кузнецова» боевой операции.

Океанский исполин

О том, что силы ВМФ России привлечены к выполнению задач по уничтожению террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России), сообщалось уже не раз.

Удары по позициям боевиков ракетами «Калибр» наносили фрегат «Адмирал Григорович», подлодки класса «Варшавянка», ракетные корабли Каспийской флотилии.

Кроме того, в операции были задействованы гвардейские ракетные крейсера «Москва» и «Варяг», входящие в состав Черноморского и Тихоокеанского флотов.

И вот пришла очередь показать себя «Адмиралу Кузнецову». Отряд кораблей Северного флота, куда вошли тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», два больших противолодочных корабля – «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», другие корабли и суда обеспечения, отправился в поход 15 октября текущего года. В состав этой внушительной армады вошел и наш тяжелый авианесущий ракетный крейсер.

На борту – почти три десятка самолетов и 25 вертолетов, ракеты «Гранит», способные уничтожить авианосную группу противника, мощнейшая система ПВО и противолодочной обороны. И это лишь часть его арсенала. Интересно, что этот авианосец нередко сравнивают с многоэтажным жилым домом. «Жильцов», то есть членов экипажа, здесь под две тысячи человек.

Впечатляют и размеры этого океанского исполина: более 300 метров в длину и свыше 70 метров в ширину. Общая длина коридоров крейсера превышает 16 километров. Если бы ТАВКР каким-то образом зашел в акваторию Москвы-реки и пришвартовался у Кремлевской набережной, то его нос оказался бы у Тайницкой башни, а корма – у Водовзводной.

Кстати, в списке самых крупных авианосцев мира «Адмирал Кузнецов» занимает почетное второе место: больше него только американские корабли класса Nimitz.

Французский Charles de Gaulle и итальянский Giuseppe Garibaldi по габаритам существенно меньше. При этом по скорости «Кузнецов» не уступает ни одному из них.

Она может составлять до 32 узлов (59 километров в час), что для корабля водоизмещением в 61,3 тысячи тонн более чем внушительно.

Скорость заднего хода авианосца – 35 километров в час, а это тоже серьезный показатель. Говорят, что во время похода корабельной группы, в составе которой находится «Кузнецов», другие корабли размещаются от него на значительной дистанции. Дело в том, что волна, которую создает в движении авианосец, способна негативно повлиять на ходовые качества соседей.

Опередивший время

Первый командир авианесущего крейсера (в 1987–1992 годах) Виктор Ярыгин, ныне вице-адмирал в отставке, вспоминает свой первый опыт управления кораблем.

«Если сравнивать с моими предыдущими кораблями, то он проще управляется, лучше реагирует на изменения – на закладку руля, на скоростные элементы, когда ход увеличиваешь, уменьшаешь.

То есть по управляемости он хороший», – отмечает адмирал. Специально для «Кузнецова» был создан особый винт.

Как рассказал начальник лаборатории ходкости Государственного научного центра имени Крылова Сергей Капранцев, на специальной установке были определены требуемые параметры изделия и его механические характеристики. Диаметр винта составляет шесть метров, вес – 30 тонн, а всего у корабля таких винтов четыре.

По мнению специалистов, все разговоры о том, что наш корабль устарел морально и физически, – не более чем досужие домыслы.

В США авианосцы, построенные во времена Второй мировой, дослужили до начала 1990-х годов, а основу нынешнего авианосного флота страны составляют авианосцы класса Nimitz, разработанные в 1960-х.

К тому же некоторые технологии, примененные на нашем ТАВКР, опередили время. Это касается, к примеру, трамплина на конце корабельной ВПП.

Как отмечает начальник отдела Крыловского центра Владимир Пепеляев, до этого полноценные авианосцы с трамплином никто не делал. Фактически это обычная взлетная полоса, только загнутая в конце кверху. Примерно с таких же взмывают вверх лыжники при прыжках с трамплина. Подобная конструкция ВПП позволяет «Адмиралу Кузнецову» (единственному в мире) размещать на борту даже тяжелые истребители.

У авианосцев США в системе взлета применена катапульта, однако ее возможности ограничены. Еще один оригинальный элемент на российском крейсере – активные успокоители качки. По словам Владимира Пепеляева, они предназначены для того, чтобы в сложных метеорологических условиях авиация могла выполнять свои задачи, взлетать с палубы и садиться на нее.

Крылья «Кузнецова»

Сегодня авиационное крыло ТАВКР комплектуется палубными истребителями Су-33, а также многофункциональными истребителями МиГ-29К.

Впервые в состав авианосной группы вошли и вертолеты Ка-52, причем их новейшая палубная модификация – Ка-52К «Катран». Первый полет этих машин состоялся всего год назад.

В числе особенностей этой модели – складывающиеся лопасти для компактного размещения, а также наличие мощной РЛС и сверхсовременного ракетного комплекса.

Принимать самолеты «Кузнецова» когда-то учил прославленный летчик Герой Советского Союза Виктор Пугачев. Он до сих пор помнит ту первую посадку на палубу корабля. Было это 1 ноября 1989 года, а сажали на авианосец Су-27.

«Планируем, как на обычную полосу, хотя она очень маленького размера – со спичечный коробок, – отмечает особенности «морской» посадки самолета Виктор Пугачев.

– Летчик не видит скорости, кроме того, что за кораблем есть шлейф от винтов… Это показывает, что корабль движется. Больше ничего».

По словам полковника Пугачева, российские палубные истребители способны взлетать и с американских авианосцев, где полосы с трамплином нет. Российский летчик даже предлагал коллегам из США провести такой эксперимент. Однако они не стали рисковать, хотя, по признанию Виктора Георгиевича, все расчеты указывают на способность наших машин осуществлять взлет-посадку даже с коротких полос.

В истории отечественной палубной авиации было немало проектов. Один из них – самолет вертикального взлета и посадки Як-41. Эта сверхзвуковая машина имела значительный радиус действия, могла взлетать не только вертикально, но и с укороченным пробегом. К сожалению, с распадом СССР этот проект «умер»…

Сегодня дальность применения палубной авиации с борта ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» исчисляется значительными расстояниями.

Это становится возможным благодаря дозаправке самолетов в воздухе. По свидетельству летчика-испытателя Героя России полковника Сергея Богдана, тот же Су-33 можно запросто использовать как воздушный танкер.

Такая техническая возможность на этом самолете предусмотрена.

На всех широтах

В ходе нынешнего похода в западных СМИ активно рисовалась картина несостоятельности российского флота. Нашлись, к примеру, «свидетели» того, как «Кузнецова» якобы тянули в Средиземном море на буксире.

Были даже представлены фотодоказательства: снимок той самой «буксировки», сделанный с высоты. На самом деле к борту авианосца в тот момент подошел танкер, который передавал топливо.

За буксировочные тросы были приняты обычные шланги.

Вообще, наш авианосец может находиться в море месяцами, получая необходимые припасы прямо на ходу. Эти технологии также отработаны. А в качестве опровержения домыслов о «дряхлости» «Кузнецова» можно привести факт неустанной слежки, которую натовские корабли и самолеты устроили ему во время похода.

Российский авианосец сопровождали сразу несколько натовских кораблей, среди которых – британские эсминец Duncan и фрегат Richmond, нидерландский ракетный фрегат Evertsen, бельгийский фрегат Leopold I. И это не считая самолетов, вертолетов и беспилотников, которые кружили в небе над нашим крейсером едва ли не круглосуточно. Согласитесь, какой-то «развалюхе» подобный эскорт вряд ли устроили бы…

К слову, от непрошеных гостей российский корабль защищен самым мощным оружием. В основе корабельного комплекса – ракеты «Гранит» весом семь тонн каждая и дальностью поражения до 700 километров.

«Граниты» оснащены интеллектуальной системой управления, то есть они способны определять приоритетность целей, выбирать порядок их поражения. В НАТО эти ракеты называют Shipwreck – «Кораблекрушение».

Одним залпом «Гранита» можно уничтожить целую группировку кораблей противника.

Постоять за себя наш авианосец может и в случае подводной атаки. По словам начальника отдела Крыловского центра Владимира Пепеляева, вице-адмирала в отставке, бывшего замначальника Главного штаба ВМФ России, для противоторпедной защиты у корабля имеются реактивные бомбометные установки, размещенные в носу и оснащенные реактивными глубинными бомбами.

«В случае торпедной атаки РБУ разворачивается на нужный угол стрельбы, вводятся необходимые данные взрывателя, и происходит поражение торпеды», – раскрывает алгоритм действий адмирал.

Сам корабль в этот момент совершает противоторпедный маневр, выставляя шумовые помехи для увода торпеды в сторону.

Противовоздушную оборону ТАВКР обеспечивают зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик», корабельные артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров, ЗРК морского базирования «Кинжал».

А ведь в свое время этот корабль ждала незавидная судьба. С развалом СССР он мог повторить судьбу своего собрата по серии – авианесущего крейсера «Варяг».

Дело в том, что оба корабля оказались у украинских берегов, при этом власти Украины уже успели продать «Варяг» китайцам якобы на металлолом. Купленный за бесценок авианосец в КНР бережно восстановили и ввели в состав своих ВМС.

«Кузнецову» же (в ту пору еще «Тбилиси») пришлось фактически спасаться, совершив стремительный переход на российский Северный флот.

За время своей службы в составе ВМФ России корабль успел побывать во многих дальних походах, подтвердив свои лучшие качества. По свидетельству генерального директора ПАО «Невское ПКБ», где проектировался ТАВКР, Сергея Власова, за 25 лет эксплуатации авианосец не перенес ни одной серьезной поломки, а все ремонтные работы носили только плановый, профилактический характер.

Дмитрий Сергеев

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612040817-4jsa.htm

Адмирал «Кузнецов»: от верфи до Алеппо

Минобороны впервые опубликовало кадры боевых вылетов авиации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». «Газета.Ru» вспоминает о непростой истории создания первого и единственного на сегодняшний день отечественного авианосца.

Министерство обороны России в среду опубликовало на своем официальном канале в YouTube кадры похода тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море и работу его авиакрыла у берегов Сирии.

В ролике впервые продемонстрированы кадры боевых вылетов российских палубных истребителей с авианосца.

На видео также показаны корабли ударной авианосной группы, вспомогательные суда и палубные вертолеты.

В конце прошлого года корабль отметил 26-летие. 25 декабря 1990 года на ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») состоялся первый подъем военно-морского флага. Эта дата считается днем корабля.

Спорили до Фолклендов

Техническое предложение по тяжелому авианесущему крейсеру проекта 1143.5 было разработано еще в апреле 1978 года. 13 октября того же года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, поручавшее Невскому проектно-конструкторскому бюро (НПКБ) разработать к 1980 году эскизный и технический проекты этого корабля, а ВМФ и ВВС подготовить тактико-техническое задание к нему и требования к корабельным летательным аппаратам. В сентябре 1979 года эскизный проект был завершен и предъявлен на рассмотрение ВМФ. Он получил одобрение у главнокомандующего советским военно-морским флотом адмирала Сергея Горшкова, который порекомендовал при разработке технического проекта проработать вопрос увеличения численности авиагруппы с запланированных 42 до 52 единиц.
Специалисты НПКБ откорректировали проект с учетом базирования на нем одновременно 14 истребителей Су-27К, 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-41 и 22 вертолетов Ка-25 (противолодочных, поисково-спасательных, радиолокационного дозора). Однако водоизмещение ТАВКР при этом возросло до 65 000 тонн, что вызвало возражения в Генштабе.
Министр обороны СССР Дмитрий Устинов выпустил в начале 1980 года подготовленную Генштабом директиву о необходимости снижения водоизмещения проектируемого корабля на 10 000 тонн и — как об одном из средств для этого — отказе от использования на нем катапульт. Основным самолетом авиагруппы в таком варианте становился Як-41 с вертикальным взлетом и посадкой, а разработчикам будущих Су-27К и МиГ-29К предлагалось искать другие пути обеспечения старта истребителей с корабля — например, с помощью пороховых ускорителей. Но проведенный в ОКБ Сухого и НПКБ анализ показал, что для обеспечения нормальной эксплуатации авиагруппы все трюмы корабля будут заполнены этими ускорителями, и для самолетного вооружения и топлива просто не останется места.

В итоге 26 марта 1980 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина, в соответствии с которым постройка ТАВКР проекта 1143.5 откладывалась, а его разработка продлевалась на два года.

При этом руководители Генштаба во главе с заместителем начальника по ВМФ адмиралом Николаем Амелько настаивали на необходимости строительства вместо тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 более легких и сравнительно дешевых противолодочных вертолетоносцев проекта 10200, которые могли создаваться по упрощенным требованиям на базе корпусов и механизмов гражданских судов.

Этой группе военачальников удалось добиться включения в программу военного кораблестроения на 1981-1990 годы постройки двух таких кораблей на Черноморском судостроительном заводе непосредственно после ТАВКР «Баку» и вместо ТАВКР проекта 1143.5. Однако при этом Генштаб расширил круг боевых задач, которые предстояло решать вертолетоносцам, что привело к необходимости пересмотра выданного тактико-технического задания.

Читайте также:  Пистолет тт (тульский токарев): калибр, технические характеристики (ттх), модификации, недостатки

В новом варианте десантные вертолетоносцы уже не могли строиться на базе гражданских судов и по стоимости приближались к ТАВКР.

С помощью этих аргументов командованию ВМФ и руководству Минсудпрома удалось убедить правительство в нецелесообразности постройки вертолетоносцев. В итоге от них, уже включенных в программу кораблестроения, отказались, но стала невозможной и предусмотренная ранее закладка в 1980 году нового ТАВКР.

Черноморскому судостроительному заводу в украинском Николаеве первый отечественный авианосец давался очень и очень нелегко. Заложенный на стапеле в начале 1979 года ТАКР проекта 1143.

4 («Баку», заказ 104) в 1981 году должен был быть спущен на воду, а приобретенные заводом за рубежом уникальные 900-тонные краны позволяли освоить новую, крупноблочную технологию постройки ТАКР и уже в середине 1980 года начать изготовление на предстапельной плите первых крупных блоков корпуса будущего «Адмирала Кузнецова».

Тем самым обеспечивалось сокращение сроков постройки нового авианосца и предотвращался простой цехов верфи и корпусного производства.

Однако к тому времени проект 1143.5 еще не был включен в программу вооружений на 1981-1990 годы.

Полученный заводом проект договора на постройку «заказа 105» был расторгнут уже через три недели из-за переноса этапов и сроков создания корабля.

15 декабря 1980 года ЧСЗ получил договор на постройку второго ТАКР по проекту 1143.4 типа «Баку», предназначенный исключительно для самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.

В течение полутора лет на заводе был проведен огромный объем работ, построено несколько крупных корпусных секций нового корабля, переработано несколько тысяч тонн проката, но все это в итоге было превращено в лом. Весной 1982 года, после англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов, было, наконец, принято окончательное решение о постройке «заказа 105» по проекту 1143.5.

В результате первый блок корпуса будущего «Адмирала Кузнецова», первоначально получившего наименование «Рига», удалось заложить на предстапельной плите ЧСЗ лишь в сентябре 1982 года, а к стапельной сборке нового авианесущего крейсера смогли приступить только в феврале 1983 года.

26 ноября 1982 года, после смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, название корабля было заменено на «Леонид Брежнев».

«Кузнецов» остался без вертикального взлета

Параллельно с постройкой ТАВКР проекта 1143.5 в авиационных конструкторских бюро шла напряженная работа по проектированию сверхзвуковых корабельных истребителей, которые должны были стать основой авиационного вооружения первого советского авианосца с самолетами традиционной схемы.

В 1984 году вышли постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке легкого корабельного многоцелевого истребителя МиГ-29К, предназначенного для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника в ближней зоне и поражения надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и обеспечения высадки десантов, а также корабельного истребителя с большой дальностью полета Су-27К для обеспечения противовоздушной обороны авианосной корабельной группировки в дальней зоне.

Третьим типом корабельного истребителя для ТАВКР проекта 1143.5, как это и предусматривалось изначально, должен был стать сверхзвуковой самолет вертикального и укороченного взлета и посадки Як-41. Однако сроки его создания постоянно переносились.

Для дальнего радиолокационного обнаружения надводных и воздушных целей и управления боевыми действиями корабельной истребительной авиации в составе авиагруппы ТАВКР проекта 1143.5 планировалось иметь несколько самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Як-44РЛД. Однако разработка его велась крайне медленно, а вскоре в марте 1983 года была прекращена.

Альтернативный проект поручили Киевскому механическому заводу. Такое решение определялось тем, что ОКБ Антонова с 1982 года проектировало на базе тактического военно-транспортного самолета Ан-72 армейский самолет РЛДН Ан-71.

Аванпроект корабельного Ан-71К был выпущен к осени 1984 года, но военные пришли к выводу, что геометрические размеры и взлетная масса Ан-71К делают проблематичным его размещение на корабле.

В итоге авиагруппа ТАКР «Адмирал Кузнецов» так и не получила ни одного необходимого ей самолета РЛДН.

Тем временем из-за срыва сроков поставки крупного энергетического оборудования в 1983-1984 годах в уже практически готовом корпусе корабля приходилось вскрывать, а затем снова заваривать десятки огромных разъемов, прорезать которые проходилось через 7-10 палуб.

Заказчик в это время подготовил еще одну неожиданность: предлагалось заменить предусмотренный первоначальным проектом ТАВКР комплекс радиопротиводействия «Кантата» на совершенно другой — «Созвездие», еще находившийся в разработке. Конструкторам пришлось переделывать и перепланировать сотни помещений, искать место для большого количества новых антенн и электронных блоков.

Несмотря на все это, точно по плану 4 декабря 1985 года корабль, в то время еще носивший имя «Леонид Брежнев», был спущен на воду.

Спусковая масса корабля составила около 32 тысяч тонн, что в то время было рекордом для отечественного судостроения.

Рожденный в таких условиях первый советский авианосец, именовавшийся во всех документах ТАКР, по сравнению с предыдущими кораблями такого типа имел на борту не 36, а 50 летательных аппаратов, включая впервые в советской истории базирование на палубе сверхзвуковых истребителей обычной схемы. Для этого почти в 2,5 раза была увеличена площадь полетной палубы, применен взлетный трамплин, аэрофинишеры, стартовые задержники, газоотбойные щиты и глиссадная светотехника. Запас авиационного топлива был увеличен на 1000 тонн, и авиабоезапас — почти вдвое.

На новом ТАКР был применен более совершенный противокорабельный комплекс «Гранит» с 12 подпалубными пусковыми установками.

Полное водоизмещение корабля составляло около 55 000 тонн. Длина корабля — 302 м, ширина по ватерлинии — 35,4 м, по полетной палубе — 70,5 м, осадка — 10,5 м. Паротурбинная энергетическая установка суммарной мощностью 200 тысяч лошадиных сил обеспечивала кораблю скорость до 29 узлов с дальностью автономного плавания до 8 000 морских миль.

Экипаж крейсера состоял из 2100 человек.

К моменту первого выхода корабля в море совершить посадку на его палубу готовы были только истребители Су-27К и МиГ-29К и вертолеты. Самолет вертикального взлета Як-41М только начал проходить летные испытания, а в конечном итоге так и не был принят на вооружение.

Место на главном стапеле ЧСЗ после спуска на воду «заказа 105» занял второй корабль аналогичного типа — «заказ 106», поначалу опять получивший название «Рига», а в 1990 году — «Варяг». В свою очередь ТАВКР «Леонид Брежнев» 11 августа 1987 года получил новое название — «Тбилиси».

20 октября 1989 года ТАВКР «Тбилиси» под командованием капитана первого ранга Виктора Ярыгина впервые покинул достроечную стенку Черноморского судостроительного завода, прошел 30 км по Южному Бугу и вышел в море, взяв курс на Севастополь. Дальше предстояли летно-конструкторские испытания с первой в истории советской авиации посадкой самолетов обычной схемы на корабль. Это событие состоялось 1 ноября 1989 года. Посадку на палубу авианосца мастерски осуществил заслуженный летчик-испытатель Виктор Пугачев.

В следующем 1990 году, наконец, завершилась череда переименований ТАВКР проекта 1143.5, которому 4 декабря было присвоено имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», чем был признан вклад выдающего советского военачальника в дело создания авианесущего флота.

Проект атомного авианосца умер вместе с СССР

К концу 1991 года, на момент распада СССР, на Черноморском судостроительном заводе было фактически прекращено строительство двух следующих авианесущих кораблей — ТАВКР «Варяг» одного с «Кузнецовым» типа и первого в стране атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск».

«Ульяновск» был заложен на Черноморском судостроительном заводе 25 ноября 1988 года и строился по новому проекту 1143.7, предусматривающему не только трамплинный, но и катапультный взлет самолетов. «Ульяновск» должен был обеспечивать размещение на борту увеличенного парка корабельных самолетов, в том числе достаточного количества самолетов РЛДН. С созданием «Ульяновска» советские военачальники планировали преодолеть многолетнее отставание от США в области постройки авианосцев.

Атомный авианосец должен быть иметь полное водоизмещение 75 000 тонн, длину 325 м, и ширину 40 м (по полетной палубе — 80 м).

Главная атомная энергоустановка, включавшая четыре водо-водяных реактора мощностью по 300 МВт и четыре паровые турбины общей мощностью 280 тыс. лошадиных сил, должна была обеспечивать скорость до 30 узлов и неограниченную дальность плавания при автономности около 120 суток. На «Ульяновске» предполагалось размещение 70 летательных аппаратов.

Однако в феврале 1992 года правительство Украины, чьей собственностью стал ЧСЗ, приняло решение о разделке корпусных секций «Ульяновска» на металлолом, что и было осуществлено до конца осени того же года. Объяснением такой срочности стал выгодный контракт на постройку крупнотоннажных судов, предложенный ЧСЗ одной из зарубежных фирм. Для их изготовления нужен был стапель, занятый «Ульяновском». После того, как корпус авианосца из 30 тыс. тонн стали превратился в металлолом, иностранный партнер от дальнейшего сотрудничества отказался.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/35757639-admiral-kuznetsov-ot-verfi-do-aleppo/

Огнем и ключом: что произошло на авианосце «Адмирал Кузнецов»

Пожар на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» начался во время работ по установке новой двигательной автоматики и элементов системы электроснабжения корабля. Об этом «Известиям» сообщили источники на Северном флоте.

По их данным, ЧП предшествовали так называемые огневые работы — сварка новых и демонтаж старых элементов конструкций, которые велись рабочими 35-го судоремонтного завода совместно с экипажем авианосца.

В момент на корабле возгорания шел монтаж элементов трубопроводов и кабельных трасс.

Пожар на «Адмирале Кузнецове» начался утром 12 декабря. Поскольку его площадь быстро достигла 600 кв. м, возгоранию был присвоен второй ранг сложности.

По предварительным данным, во время ЧП на авианосце пострадали шесть человек, один из них сейчас находится в тяжелом состоянии. Еще один человек до сих пор числится пропавшим без вести.

Источники «Известий» на Северном флоте подтвердили, что среди пострадавших есть члены экипажа крейсера — все они направлены в госпиталь в городе Североморске.

По словам собеседников «Известий» в Минобороны, в настоящее время формируется специальная комиссия из представителей Северного флота и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Ее задача — определить причину аварии, оценить ущерб и составить смету расходов на ликвидацию последствий. Командование СФ уже направило к месту аварии своих представителей.

По словам собеседников издания на Северном флоте, точную причину пожара можно будет установить только после того, как будет потушен огонь.

Как заявил глава ОСК Алексей Рахманов, возможной причиной возгорания на авианосце «Адмирал Кузнецов» мог стать человеческий фактор при проведении сварочных работ. По его словам, среди гражданских специалистов судоремонтного завода пострадавших нет.

Как заявило командование Северного флота, в районе 13:30 возгорание было локализовано. В Главном управлении МЧС России по Мурманской области отказались от комментариев. На 35-м судоремонтном заводе «Известиям» сообщили, что работы по ликвидации последствий ЧП продолжаются.

Матрос с огнетушителем

В котельных и машинных отделениях боевых кораблей предусмотрена специальная система пожаротушения. Из отсеков, где произошло возгорание, выводится личный состав, задраиваются люки, после чего помещение заливается специальной жидкостью, которая сразу тушит пламя, рассказал Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— В нашем случае «Адмирал Кузнецов» загорелся, находясь на заводе, — отметил он.

— Там огонь должен тушиться заводскими системами — они похожи по своему действию с корабельными и рассчитаны на тушение объемных пожаров.

Сам алгоритм действия при пожаре остается прежним: вывести личный состав, загерметизировать отсек, включить подачу химреагента. Такая система без труда справится с огнем, если ее своевременно применить.

По словам эксперта, на крейсере могла быть использована углекислотная система пожаротушения. Углекислота образует хлопья, которые под действием высокой температуры переходят в газообразное состояние. В таком случае тушение огня происходит за счет снижения концентрации кислорода в воздухе.

То, что во время работ на корабле были матросы и офицеры, не должно вызывать удивления, отметил Валентин Селиванов.

— Корабль не может без экипажа, — заявил он. — Он живет на корабле в ходе ремонтных работ и контролирует процесс, в том числе соблюдение мер безопасности. То есть при проведении сварочных работ рядом со сварщиком должен стоять матрос с огнетушителем.

Хроника катастроф

Пожары на крупных военных кораблях, находящихся в ремонте, — не редкое для флота явление. 29 декабря 2011 года в плавучем доке 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково возник пожар на атомной подводной лодке К-84 «Екатеринбург». 4 ноября 2014-го в Севастополе во время планового ремонта произошло возгорание на большом противолодочном корабле Черноморского флота «Керчь».

В 2015 году на атомной подводной лодке К-226 «Орел» при сварочных работах возник пожар. Ликвидировать его удалось только затоплением плавучего дока вместе с подводной лодкой. Хотя сама лодка не получила серьезных повреждений, сроки ее ремонта сдвинулись на несколько месяцев.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» с самого начала его эксплуатации преследовали многочисленные проблемы, особенно с энергетической установкой. Из-за них крейсер не мог развивать полную проектную скорость.

7 января 2009 года во время стоянки на рейде в турецком порту Акзас-Карагач возник пожар в одном из отсеков корабля, в результате чего погиб матрос. Сам корабль тогда серьезных повреждений не получил.

В 2016-м, во время первого боевого похода к берегам Сирии, были потеряны два палубных истребителя. Один из них упал в море после обрыва троса аэрофинишера. После возвращения крейсер был отравлен в ремонт. На модернизацию «Адмирала Кузнецова» в 2018 году было выделено 60 млрд рублей.

Контракт предусматривает установку новой двигательной установки и вспомогательного оборудования, а также модернизацию системы ПВО. Завершение ремонта планировалось на 2020 год, но 30 октября прошлого года затонул плавучий док, в котором ремонтировался авианесущий крейсер и на летную палубу «Кузнецова» упали два башенных крана.

По заключению комиссии Объединенной судостроительной корпорации, в результате аварии крейсер получил 52 повреждения. Стоимость ущерба по оценкам ОСК составила 70 млн рублей.

Источник: https://iz.ru/953557/aleksei-ramm-anton-lavrov-bogdan-stepovoi/ognem-i-kliuchom-chto-proizoshlo-na-avianostce-admiral-kuznetcov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector