Lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Локхид F-117 «Найт Хок» (англ. Lockheed F-117 Night Hawk) — американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт фирмы Lockheed Martin, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.).

F-117 Найт Хок — видео

Первый полёт совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

F-117 достаточно успешно применялся в ряде военных конфликтов. В середине 2008 года самолёты этого типа были полностью сняты с вооружения, преимущественно из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Обозначение и название

Официальное название F-117 в ВВС США — «Найт Хок» (Night Hawk — англ. Ночной Ястреб), хотя встречается и слитное написание «Найтхок». Согласно системе обозначений авиатехники в вооружённых силах США, литера F присваивается истребителям.

Причина того, почему «Найт Хок» был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остаётся неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образу «истребителя Стелс» (Stealth Fighter), F-117 является тактическим ударным самолётом (бомбардировщиком/штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач.

Аналогичная ситуация имела место с тактическим/стратегическим бомбардировщиком F-111, также носившим «истребительное» обозначение.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Конструкция

Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением.

Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника.

Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов.

Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, имеющие размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы.

В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта.

В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта равно 4 (это немного лучше, чем у орбитера Спейс шаттл), в результате оказывается невозможным полёт на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и манёвренность.

Следует заметить, что, несмотря на расхожее в России мнение, конструкторами F-117 никогда не декларировалась неуязвимость этого самолёта для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить.

Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела. Кроме того видимость цели на радаре зависит от расстояния до неё. Например, при налётах на Югославию F-117 был обнаружен радаром P-18 на расстоянии около 50 км и сбит из С-125 с расстояния около 10 км.

Это стало возможным во многом благодаря однотипным маршрутам самолётов НАТО, которые удалось вычислить югославским ПВО.

Самолёт управляется при помощи ЭДСУ с четырёхкратным резервированием каналов управления. Поскольку F-117 нестабилен по тангажу и рысканию, используется автоматическая система обеспечения устойчивости. С 1991 года в дополнение к ней устанавливался автомат тяги.

На самолёте не установлена РЛС. За исключением лазера подсветки цели, все системы прицеливания и навигации пассивные. Для наведения используется система ИК-камер, для навигации — инерциальная система и приёмник системы спутниковой навигации. Активных систем РЭБ нет.

Отсек вооружения — двухсекционный, длиной 4,7 м и шириной 1,75 м, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг.

Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов.

На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Производство

Все серийные самолёты F-117 были выпущены в модификации F-117A. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

Эксплуатация

Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию[9]. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. В 1991 году после войны в Персидском заливе «Найт Хок» был продемонстрирован на Парижском авиасалоне.

Поначалу все F-117 находились на вооружении 4450-й тактической группы на авиабазе Тонопа, Невада, Tonopah Test Range Airport. В 1989 году группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крыла.

В 1992 году все самолёты были переведены на авиабазу Холломэн в 49-е истребительное крыло.

Они состояли на вооружении трёх эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная «Чёрная овца», 9-я истребительная «Летающие рыцари») и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки «Кричащие демоны»).

Пилоты F-117 называли себя «Бандитами» (Bandit). Каждый из 558 «бандитов», когда-либо летавших на «Найт Хоке», имел свой порядковый номер; таким образом, например, бригадный генерал Грегори Фист (Gregory Feest) «Бандит 261» был 261-м пилотом, допущенным к полётам.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (чуть более 10 % от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий. «Найтхоки» налетали в общей сложности около 220 000 часов, то есть налёт на одну потерю составил около 31 000 часов.

— 20 апреля 1982 — F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауэр (Bob Ridenhauer) «Бандит 102». Самолёт разбился на взлёте из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полётом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжёлые травмы и был списан с лётной работы.- 11 июля 1986 — F-117A (сер.

номер 81-0792), майор Росс Малхэйр (Ross Mulhare) «Бандит 198». Самолёт столкнулся с землёй в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Малхэйр погиб.- 14 октября 1987 — F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart) «Бандит 231».

Самолёт столкнулся с землёй в районе Тонопы во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Стюарт погиб.- 4 августа 1992 — F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills) «Бандит 402». Самолёт загорелся во время ночного вылета возле авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе.

Причина — ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.- 10 мая 1995 — F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens) «Бандит 461». Самолёт столкнулся с землёй в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полёта.

Предполагаемая причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Капитан Левенс погиб.

— 14 сентября 1997 — F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight) «Бандит 437». Самолёт разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по технической причине, которая привела к утрате пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Боевое применение

  • — Вторжение США в Панаму (1989)- Война в Персидском заливе (1991)- Операция «Лиса пустыни» (1998)- Война НАТО против Югославии (1999)
  • — Иракская война (2003)

Потери

— 27 марта 1999 года — F-117A (серийный № 82-0806), подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Самолёт сбит в районе деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Пилот благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой.

Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани).

Цель была поражена двумя ракетами (первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт), через 17 секунд после команды «огонь».

Существовали версии об участии ЗРК «Куб» или истребителей МиГ-29 и МиГ-21: по утверждению некоторых источников (в частности, российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини), F-117 был сбит истребителем МиГ-29, пилотировавшимся подполковником Гвозденом Дюкичем (в то же время сербская газета «Политика» сообщает, что «Гвозден Дюкич» (Gvozden Đukić) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны). Пилотом F-117 иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.

— 30 апреля 1999 года — был повреждён F-117A, зенитно-ракетным комплексом С-125.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

F-117 «Найт Хок» сбитый в ходе военной операции НАТО против Югославии

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Снятие с вооружения

ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября 2006 года.

Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа.

Снятые с вооружения самолёты по состоянию на 2014 год находятся на хранении в специальном «хранилище 1000» и поддерживаются в полётопригодном состоянии. В 2016 году Конгресс США принял решение отправить имеющиеся F-117 на авиабазу Дэвис-Монтен в штате Аризона для хранения на открытой площадке. 

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Тактико-технические характеристики F-117 Найт Хок

  1. Экипаж F-117 Найт Хок
  2. — 1 человек
  3. Размеры F-117 Найт Хок
  4. — Длина самолёта: 20,08 м- Высота самолёта: 3,78 м- Размах крыла: 13,2 м
  5. — Площадь крыла: 73 м²
  6. Вес F-117 Найт Хок
  7. — Масса пустого: 13380 кг- Масса нормальная: 21150 кг- Масса максимальная: 23815 кг- Боевая нагрузка: 2270 кг (2500 кг при уменьшении запаса топлива)
  8. — Топливо: 5500 кг
  9. Двигатель F-117 Найт Хок
  10. — Тип двигателя: 2 х ТРДД General Electric F404-F1D2- Тяга максимальная: 2 x 4850 кгс
  11. Тяговооруженность F-117 Найт Хок
  12. — при нормальной взлётной массе: 0,46- при максимальной взлётной массе: 0,41
  13. Скорость F-117 Найт Хок
  14. — Максимальная скорость: 993 км/ч (М=0,91)- Крейсерская скорость: 905 км/ч (М=0,83)
  15. Дальность полета F-117 Найт Хок
  16. — 1720 км
  17. Боевой радиус F-117 Найт Хок
  18. — 860 км
  19. Практический потолок F-117 Найт Хок
  20. — 13700 метров
  21. Максимальная перегрузка F-117 Найт Хок
  22. +6 G

Вооружение F-117 Найт Хок

— боевая нагрузка — 2268 кг.- УР воздух-земля AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137 TSSAM, AGM-154 JSOW, AGM-154 JASSM.- 2х 907кг бомбы с оптическим наведением GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway или или BLU-109 c лазерным или ядерные бомбы B-61(100/500 килотонн) или 2 бомбы Mk.84или Mk.61 или GBU-30 (31,32) JDAM

  — 2 боеприпаса WCMD

Фото F-117 Найт Хок

  • Компоновочная схема F-117 «Найт Хок»
  • F-117 в Кувейте, 1998 год
Читайте также:  Ружье иж 54: технические характеристики (ттх), калибр, штучное производство, конструкция, отзывы охотников

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/117-f-117

"Стелс" (самолет): технические характеристики :

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне».

Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид».

Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

«Стелс» — самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием.

Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта.

Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель – до 12, а американский самолет «Стелс» – 0,3 кв.м.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттхФундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета.

Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд. Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс».

Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате «Стелс» (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттхЧто касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону.

Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна.

Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттхСамолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот.

Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива.

Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме – 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик.

Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия.

Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттхЭкипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга – 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттхF-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттхЭкипаж – 1 пилот. Номинальная масса объекта – 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев — и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта – 17,5 т. Максимальный скоростной порог – 2200 км/ч.

Источник: https://www.syl.ru/article/198493/new_stels-samolet-tehnicheskie-harakteristiki

F-117 Nighthawk. История, фото, видео, характеристики

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Разработчик  Lockheed Martin
Первый полет  1981
Единиц произведено (1981-1990)  64
Стоимость единицы (1997 год)  $112 млн

Lockheed F-117 Nighthawk — американский тактический бомбардировщик, разработанный компанией Lockheed Martin в конце 1970-х годов. Первый серийный самолет, основанный на применении технологий Стелс.

История F-117

Возможность создания боевого самолета, который был бы невидим для радаров противника была мечтой военных с момента появления радаров ПВО.

Еще во времена Второй Мировой войны немецкие авиаконструкторы пытались сделать своим машины невидимыми, эти работы продолжались и после войны в рамках тех или иных исследовательских программ.

В 1960-х годах, в рамках проекта по созданию скоростного разведчика SR-71 некоторые методики активно применялись, однако, из-за огромной мощности двигателей и скоростей, буквально раскалявших корпус — самолет невидимым не стал. Тем не менее, потенциал был заметен.

В 1977 году в Пентагоне был сформирован экспериментальный комитет «XCom», задачей которого было вывести технологии Стелс на уровень практической применимости.

Именно тогда, на базе наработок по SR-71, а так же результатах испытаний по секретной программе XST, комитет санкционировал программы Senior Prom (из нее выросла крылатая ракета-невидимка ACM), ATB (ставший бомбардировщиком B-2), и, наконец, Senior Trend, результатом которого стал F-117.

Так как большая часть работ по Senior Trend проводилась в лабораториях Skunk Works, контракт на разработку достался владельцу лабораторий — компании Lockheed Martin.

Требования режима секретности были сверхвысокими, свидетелством этого является название самолета — F-117 выпадал из общей линейки самолетов: F-14, F-15, F-16 и так далее.

По негласному правилу, в ВВС США трехзначные номера получали секретные самолеты.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Конструкция F-117

Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением.

Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия, лишь 10% конструкции выполнено из металлов.В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

Lockheed F-117 Nighthawk — первый стелс. Видео канала Skyships

Стоит отметить, что за высокие характеристики малозаметности пришлось заплатить низкими летными характеристиками. Самолет очень трудно управляем — была разработана сложная система автоматического контроля только для того, что бы он мог держаться стабильно в воздухе.

Естественно, в случае визуального обнаружения истребителями противника, F-117 был обречен — маневренность у него едва выше, чем у Шаттла. Кроме того, форма самолета полностью исключала возможность преодоления звукового барьера.

Тем не менее, при критике машины стоит учитывать, что F-117 — тактический бомбардировщик, а не истребитель и маневренный бой  в целепологании для такого самолета вообще не предусматривался.

Отсек вооружения — двухсекционный, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

Читайте также:  Рогатина на медведя: применение в групповой травле зверя и в одиночной охоте. культурное значение этого вида оружия

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Производство

Все серийные самолёты были выпущены в модификации «A». Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

Эксплуатация F-117

Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. На авиасалоне в Ле Бурже самолет был впервые представлен лишь в 1991 году после операции Буря в пустыне.

  • Аварии и катастрофы
  • За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин, в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий.
  • Боевое применение
  • Вторжение США в Панаму(1989)
  • Война в Персидском заливе(1991)
  • Операция «Лиса пустыни»(1998)
  • Война НАТО против Югославии(1999)
  • Иракская война(2003)
  1. Снятие с вооружения
  2. ВВС США планировали применять F-117 до 2018 года, однако рост затрат на программу F-22 Raptor и моральное устаревание бомбардировщика перед новым истребителем заставили отказаться от F-117 в пользу F-22.
  3. 22 апреля 2006 года F-117 Nighthawk официально были выведены из состава ВВС США.

lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

Схема F-117

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-117

Тип Тактический бомбардировщик
Силовая установка два ТРДД General Electric F404 тягой по 4,85 тс
Максимальная боевая нагрузка 2,3 тонны
Практический потолок 13 716 м
Дальность полета 2 000 км
Максимальная взлетная масса 23,6 т
Максимальная скорость 970 км/ч
Размах крыла 13,3 м
Площадь крыла 105,9 кв. м
Длина 20,3 м
Высота 3,78 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=11169

Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117 — Технологии Onliner

Идея скрыть себя, свое оружие и технику от глаз противника будоражила умы военных еще с незапамятных времен. Всевозможные хитрости и средства маскировки прошли долгий путь эволюции.

Параллельно развивались и средства обнаружения. Так, еще со времен Второй мировой войны главным врагом воздушных средств нападения постепенно становились не глаза и уши, а радиолокаторы.

Они позволяли увидеть самолеты противника в любое время суток на значительном удалении.

В конце 1970-х годов в США авиаконструкторам была поставлена необычная и очень амбициозная задача — сделать полноценный боевой самолет, максимально скрытный в инфракрасном, визуальном, акустическом и (что самое главное) радиолокационном диапазоне. Тактический штурмовик предполагалось использовать для нанесения бомбовых ударов по наиболее важным и защищенным целям противника, оставаясь при этом невидимым для его радаров.

Программа по созданию самолета-невидимки, или «стелс», была беспрецедентно секретной. Головным разработчиком стала компания Lockheed. Стремление к максимальному снижению всех видов демаскирующих факторов привело к появлению машины, очень мало напоминающей классический самолет.

F-117А, а именно такой индекс получил новый штурмовик, скорей напоминал утюг, и при взгляде на него у пилотов возникали обоснованные сомнения в том, что «это» вообще сможет летать.

Для снижения радиолокационной заметности самолету придали сложные рубленые формы, рассеивающие радиолучи в различных направлениях и обеспечивающие до 90% снижения эффективной площади рассеивания. На фонарь кабины было нанесено золотосодержащее многослойное покрытие, а воздухозаборники двигателей прикрыты специальными решетками.

Были предприняты меры и по снижению тепловой заметности — выхлоп сопел направили вверх, в результате чего формировалась практически плоская струя выхлопа, быстро рассеивающаяся в воздухе.

Кроме того, F-117А Nighthawk («Ночной ястреб») планировалось использовать преимущественно в темное время суток и в режиме полного радиомолчания.

Для этого постарались по возможности убрать все бортовые радиоустройства либо использовать их только в пассивном режиме, исключая демаскирующие признаки.

Путем всех мероприятий фронтальную эффективную поверхность рассеивания удалось снизить в сотни раз по сравнению с самолетами классической конструкции!

Сразу надо оговориться, что абсолютно невидимый для вражеских радаров самолет создать невозможно. Смысл технологии «стелс» заключается в снижении заметности для наиболее распространенных РЛС сантиметрового и дециметрового диапазона.

Платой за все «невидимые» достоинства новинки стало катастрофическое снижение летно-технических характеристик. Самолет оказался крайне неустойчивым, и для его удержания были задействованы компьютеры, стабилизирующие машину.

Пилотировать F-117 c отключенными системами активной стабилизации практически невозможно. После тяжелых и продолжительных испытаний и доработок в начале 1980-х годов первые серийные F-117 стали поступать на вооружение ВВС США.

Тактико-технические и летные характеристики, вооружение

F-117А представляет собой одноместный двухдвигательный штурмовик, выполненный по схеме «летающее крыло» с V-образным хвостовым оперением.

  • Длина самолета — 20,3 м.
  • Размах крыла — 13,3 м.
  • Масса пустого — 13 381 кг.
  • Нормальная взлетная — 21 150 кг.
  • Максимальная — 23 625 кг.
  • Боевая нагрузка — до 2500 кг.

Nighthawk оснащен двумя двигателями General Electric F404-F1D2 с максимальной тягой более 4800 кгс каждый. Масса топлива — 5500 кг.

При хорошей тяговооруженности летные характеристики весьма скромные:

  • максимальная скорость — 970 км/ч (М — 0,91).
  • Практический потолок — 13 700 м.
  • Дальность — 1720 км.
  • Боевой радиус — 860 км.

При низкой скорости и высоте полета из-за характерной конструкции фюзеляжа и активных систем курсовой устойчивости Nighthawk вдобавок имел очень серьезные ограничения по маневренности и допустимым перегрузкам.

В реальной боевой обстановке — никаких фигур высшего пилотажа и прочих кульбитов. Только максимально скрытный ночной горизонтальный полет.

За свой странный внешний вид и низкие летные характеристики «Ночной ястреб» получил у летчиков прозвище «Хромой гоблин».

Особенностью F-117А является то, что самолет вообще не имеет бортовой радиолокационной системы и оснащен только пассивными средствами прицеливания и навигации, за исключением лазерного подсвета цели, использующегося на краткий период времени.

Все вооружение штурмовика для снижения заметности упрятано внутрь фюзеляжа в двухсекционный отсек. Основным вооружением являются две управляемые 907-килограммовые бомбы GBU-10, GBU-27 «Paveway» или две BLU-109 с оптическим или лазерным наведением.

Также возможно применение управляемых ракет AGM-88 HARM, AGM-65 Maverick и даже бомб с ядерным оснащением В-61.

В общем и целом на бумаге ТТХ и вооружение F-117A смотрелись весьма убого по сравнению с другими самолетами того времени. Но главным оружием его все же были не летно-технические возможности и пара бомб, а малая заметность. Она-то и сделала медленного, неповоротливого и неказистого «Хромого гоблина» очень грозным оружием, звездой конфликтов конца ХХ века.

Несмотря на то, что первый серийный самолет поднялся в воздух в 1982 году, благодаря повышенным мерам секретности сам факт наличия подобной машины в США долгое время оставался тайной.

Первый раз F-117А официально был представлен только в конце 1988 года, а на публике появился вообще в 1990 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Как раз примерно с окончанием серийного производства.

Всего ВВС США получили 59 серийных самолетов.

«Буря в пустыне»

Первый случай боевого применения «Ночного ястреба» зафиксирован во время конфликта в Панаме в 1989 году, когда два самолета-невидимки сбросили по одной бомбе. Более серьезным испытанием в 1991 году стал Ирак, где существовала полноценная система ПВО.

Еще до начала активной фазы боевых действий F-117А совершали полеты вдоль границы между Ираком и Саудовской Аравией. В ходе полетов было выяснено, что «Ночные ястребы» оставались невидимыми для радаров иракских РЛС.

Это давало поводы для оптимизма как самим пилотам, так и командованию ВВС коалиции.

Час икс для «Хромого гоблина» наступил в ночь с 16 на 17 января 1991 года. Десять самолетов, оставаясь совершенно незамеченными, нанесли удары по стратегическим целям — резиденции правительства, командным пунктам ВВС и объединенному центру управления.

В течение первых суток удары по ключевым объектам не прекращались, дезорганизуя ПВО и деморализуя противника. Всего в конфликте было использовано 42 штурмовика F-117А, ни один из которых не был потерян.

При этом, по заявлениям американского командования, эффективность боевого применения Nighthawk при уничтожении наиболее защищенных и ключевых объектов превышала таковую у гораздо более многочисленных F-16, F-18, «Торнадо» и других самолетов коалиции.

Югославия

Если операция «Буря в пустыне» действительно стала звездным часом самолетов-невидимок и их реальные боевые успехи особо никем не оспариваются, то с участием Nighthawk в конфликте на Балканах все далеко не так однозначно. Звонкой пощечиной для ВВС США стало уничтожение F-117А 27 марта 1999 года, всего через несколько дней с момента начала операции.

Фото с обломками рухнувшего «Гоблина» быстро облетели весь мир, разрушая миф о полной невидимости и неуязвимости F-117А. К счастью для пилота Дэйла Зелко, он сумел катапультироваться и был подобран поисково-спасательной группой.

Высказывались предположения, что невидимку сбил югославский МиГ-29, упоминалось даже имя пилота. По другой версии, F-117 был сбит ЗРК «Куб». Говорят, что на самом деле «Гоблина» подстрелил расчет ЗРК С-125 250-й бригады ПВО под командованием полковника Золтана Дани.

Следует отметить, что во многом факт уничтожения «стелса» устаревшей системой ПВО был вопросом удачи и воинской смекалки югославских зенитчиков.

Они, к слову, заверяли, что, помимо широко известного сбитого F-117А с серийным номером 82-0806, подбили еще несколько «невидимок», однако достоверных фактов этого не установлено.

Современное состояние и общая оценка проекта

Из 59 серийных машин за время эксплуатации было потеряно семь F-117А. Один был сбит, шесть разбились по техническим причинам. С 2006 года Nighthawk начинают постепенно сниматься с вооружения.

Это связано с появлением в товарных количествах у США новейшего истребителя пятого поколения F-22 Raptor — гораздо более совершенной и сбалансированной машины.

В 2008 году Nighthawk совершили свой последний полет, после чего были выведены из состава ВВС в резерв и переведены на длительное хранение.

Так закончилась четвертьвековая история этой харизматичной, незаурядной и неоднозначной машины.

Сейчас можно смело утверждать, что на момент своего появления F-117А был по-настоящему передовым и прорывным боевым самолетом.

Его создание, опыт эксплуатации и боевого применения послужили основой для проектирования более современных самолетов «стелс» — как в США, так и в России и Китае в настоящее время.

Можно ли сказать, что первый блин вышел комом, или, наоборот, американским конструкторам удалось-таки родить неуязвимое супероружие? С одной стороны, реальная боевая эффективность слишком малочисленного Nighthawk была сильно преувеличена, репутация — неимоверно раздута СМИ, но с другой — самолет действительно успел прилично повоевать, находясь при этом на самом острие меча и выполняя наиболее сложные и опасные задачи прорыва вражеской ПВО.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

  • «Армата», или Долгий путь к танку нового поколения

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: https://tech.onliner.by/2017/12/09/f-117

Видимый невидимый самолёт (Lockheed F-117A Stelth)

Какие только клички и обозначения не приписывали (иногда умышленно) этому до недавних пор сверхсекретному самолету: «Хромающий гоблин», «Призрак», «Привидение», «Реактивная летучая мышь», «Голубая Мария», «Козодой», «Аврора», CSIWRS, COSIRS, CSIRS, F-19, RF-19, А-19, AR-19, F-25. Сейчас его знают как F-117A «Найт Хоук» («Козодой»)…

История создания самолета уходит своими корнями в начало 70-х годов.

Разработка технологических методов для создания малозаметных летательных 1 аппаратов началась в США, по всей вероятности, еще е середине 60-х годов. Следующим шагом в этом направлении были попытки строительства с применением разработанной технологии летательных аппаратов с низким уровнем демаскирующих признаков, то есть демонстраторов.

«Крестным отцом» первого самолета-демонстратора XST (Экспериментальная испытательная установка технологии скрытности) фирмы «Локхид», как и созданного на его базе F-117A, по праву можно считать советского физика Петра Уфимцева, разработавшего простой и надежный метод расчета эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) геометрических фигур, который был опубликован в статье «Метод краевых волн в физической теории дифракции» в 1962 году.

Именно этот метод был взят за основу Денисом Оверхользером, математиком и специалистом в области радиолокации Отделения перспективных проектов «Сканк Уоркс» фирмы «Локхид», при разработке программ ЭВМ для расчета ЭПР. В дальнейшем это во многом предопределило успех «Локхида».

В 1975 году ВВС США и Управление по разработке НИР военного применения при министерстве обороны США (DARRA) объявили конкурс среди самолетостроительных фирм по созданию малозаметного летательного аппарата. В конкурсе приняли участие пять ведущих американских фирм, включая «Нортроп»,«Дуглас» и «Боинг».

В том же году к ним присоединилась и «Локхид» в лице Отделения «Сканк Уоркс».

Читайте также:  Танк ис-2: тяжёлый, советский, технические характеристики (ттх), история создания, потери в вов, описание, вес

Конкурс состоял из нескольких этапов, последний из которых предусматривал постройку и испытания летательных аппаратов с малой заметностью (радиолокационной, инфракрасной, акустической и визуальной) для демонстрации эффективности применяемой технологии и правильности выбранной концепции.

В октябре того же года были объявлены победители первого этапа конкурса. Ими стали фирмы «Нортроп» и «Локхид», которые получили контракты по 1.5 млн. долл. на постройку моделей разработанных ими вариантов самолетов для измерения ЭПР.

В начале апреля 1976 года после испытаний моделей «Локхид» стала победительницей очередного этапа конкурса — значения ЭПР ее модели оказались во много раз меньше. Со следующего этапа программа получила кодовое обозначение «Хэв Блю». В рамках программы фирма «Локхид» должна была построить два летных экспериментальных самолета.

Работа над первым XST НВ1001 («Хэв Блю» № 1001) началась в «Сканк Уоркс» в июле 1976 года. Первая гонка двигателей на нем производилась 4 апреля 1977 года в Бербзнке. Для обеспечения требуемой секретности самолет установили между двумя трейлерами с натянутой над ними маскировочной сетью.

Созданная для расчетов ЭПР компьютерная программа «Эхо-1» позволяла производить расчеты, оперируя только двухмерными поверхностями.

Эти ограничения привели к созданию аэродинамической компоновки самолета с наружными обводами, представлявшими собой исключительно прямые линии, и внешней поверхностью — большим набором плоскостей, ориентированных в пространстве таким образом, что поступающая энергия отражалась в любом другом направлении,кроме направления на источник излучения.

Для проведения испытаний НВ1001 был частично разобран (отстыкованы консоли крыла), погружен ночью на транспортный самолет С-5А и доставлен в секретный летно-испытательный центр (ЛИЦ) в местечке Грум-Лейк, в труднодоступной и пустынной местности Невады. Здесь в свое время проходили испытания такие не менее секретные аппараты, как U-2, А-12, SR-71 и разведывательный беспилотный ЛА GTD-21, также являвшиеся плодами творческой деятельности «Сканк Уоркс».

Всего построили три самолета, два из которых отправили в Грум-Лейк, а третий оставили на заводе для статических испытаний, в ходе которых он был разрушен.

Первый полет НВ1001 состоялся 1 декабря 1977 года. Его пилотировал Билл Парк, известный летчик-испытатель фирмы «Локхид», первым достигнувший на самолете SR-71 расчетной скорости (число М более трех) и первым осуществивший посадку самолета U-2 на палубу авианосца.

НВ1001 предназначался для исследований летных характеристик, устойчивости и управляемости, в то время как НВ1002 — для демонстрации малой заметности. До конца 1977 года НВ1001 совершил 36 полетов, а 4 мая 1978 года потерпел аварию. Биллу Парку пришлось покинуть самолет, при этом пилот получил серьезные повреждения и в дальнейшем был вынужден уйти с летной работы.

20 июля 1978 года состоялся полет второго экземпляра XST НВ1002, который пилотировал летчик ВВС США Норман Дисон. Он в дальнейшем и выполнил большую часть запланированной работы. В течение 12 месяцев НВ1002 совершил 52 полета.

Основные испытания по радиолокационной заметности закончились в сентябре 1978 года, против комплексной системы ПВО—в июле 1979 года. В ходе испытаний самолет демонстрировал характеристики малой заметности в условиях противодействия систем наземного и воздушного базирования, а также малой акустической заметности.

Результаты по снижению визуальной заметности оказались недостаточно хорошими из-за пятнистой серо-голубой окраски.

11 июля 1979 года НВ1002 потерпел аварию, вызванную отказом в гидравлической системе. Дисон, пилотировавший самолет, был вынужден покинуть горящую машину.

Несмотря на утраты, фирма «Локхид» продемонстрировала жизнеспособность выбранной концепции — самолеты лета-пи и были действительно малозаметны. ВВС США приняли решение о разработке полномасштабного варианта первоначального образца в рамках секретной программы «Сеньор Тренд», которая началась в сентябре 1978 года.

К этому времени определились основные боевые задачи для самолета, что позволило фирме «Локхид» сузить направление усилий при проектировании.

Самолет с малой ЭПР идеально подходил для нанесения ударов по наземным объектам при соблюдении специфических требований, а именно: скрытного проникновения через оборону противника и уничтожения высокоприоритетных целей с помощью оружия точного наведения.

Необходимо было сделать самолет полностью автономным — не зависящим от какой-либо внешней связи при выполнении боевой задачи.

Требовалось обеспечить почти непринимаемую в расчет ЭПР, значительно уменьшить инфракрасное излучение, снизить наблюдаемость самолета за счет геометрических размеров и окраски, а также заметность специфического выхлопа силовой установки и инверсионного следа при полете на средних высотах.

В декабре 1978 года после одобрения программы президентом США Джимми Картером отделение «Сканк Уоркс» формально приступило к полномасштабной разработке самолета, который в дальнейшем получил обозначение ВВС США F-117А «Найт Хоук». Фактически же работы начались несколько раньше, 16 ноября — с момента подписания контракта с ВВС.

Хотя первоначальные требования ВВС США ограничивались скромной закупкой 20 самолетов, Конгресс США настоял на приобретении большего количества машин — для формирования авиакрыла. В результате было закуплено 59 самолетов F-117A.

18 июня 1981 года YF-117, прототип F-117A, совершил первый полет в ЛИЦ Грум-Лейк. Пилотировал его Хэл Фарли, старший летчик-испытатель фирмы «Локхид». Полет (в отличие от многих других) состоялся в дневное время. Первый серийный F-117A (01) поднялся в воздух 15 января 1982 года. За ним с интервалом 8—10 недель последовали поставки других серийных машин.

. Для формируемого авиакрыла была подготовлена специальная авиабаза неподалеку от заброшенных серебряных рудников города Тонопа и проведены соответствующие мероприятия по обеспечению секретности. По завершении формирования боевая часть получила обозначение «37-е тактическое истребительное авиакрыло».

За время своего существования самолеты F-117A скрытно побывали в различных уголках мира (Великобритании, Панаме, Саудовской Аравии, Нидерландах, Южной Корее и в других странах), куда они перебрасывались с целью освоения возможных театров военных действий, а также для участия в боевых действиях (Панама, 1989 г.; Персидский залив, 1990— 1991 годы). В разной степени подготовки находились и планы применения самолетов F-117А против Ливана, Никарагуа, Гренады (1983 г.), Ливии (1986 г.) и Боснии (1995 г.).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ САМОЛЕТА

Фюзеляж — полумонококовой конструкции, состоит из трех секций: носовой, центральной и хвостовой. Носовая содержит передний и закабинный отсеки оборудования, кабину и нишу передней опоры шасси.

В переднем отсеке установлена электронная аппаратура электродистанционной системы управления полетом и оптико-электронные станции прицельно-навигационного комплекса IRADS.

Впереди носовой секции расположены четыре штанги приемников воздушного давления.

В районе передней опоры шасси имеется ниша, где размещается турель с датчиком ИК-станции переднего обзора нижней полусферы (работающей в инфракрасном диапазоне) и лазерным дальномером-целеуказателем. Ниша закрыта сетчатым прозрачным электропроводящим экраном, не пропускающим РЛ-излучение, но свободно пропускающим излучение в ИК-диапазоне.

Экран крепится с помощью накладки пилообразной формы по периметру для рассеивания приходящего радиолокационного излучения РЛС противника.

Непосредственно под лобовым стеклом фонаря находится ниша, в которой под таким же электропроводящим экраном — турель с датчиком ИК-системы переднего обзора в верхней полусфере и с лазерным дальномером-целеуказателем.

Фонарь кабины — почти трехгранной формы, но с включением очень узкого лобового стекла, установленного (с учетом возможных отражений) с большим наклоном. Для уменьшения составляющей ЭПР от кабины остекление фонаря имеет многослойное металлизированное отражающее покрытие.

В центральной секции расположены воздухозаборники с воздушным каналом, двигатели, отсек вооружения, фюзеляжные топливные баки и ниши главных опор шасси. Силовая схема секции включает несколько широких цельнокованых шпангоутов.

Воздухозаборники находятся позади кабины над крылом и имеют прямоугольную форму с косым срезом входа и поперечными перегородками. При облучении самолета снизу в передней полусфере они экранируются крылом.

Воздухозаборники постоянно закрыты тонкостенными решетками с мелкими ячейками из композиционного материала, обладающего радиопоглощающим свойством.

Наличие таких решеток обеспечивает экранирование лопаток компрессора двигателя, при этом излучение РЛС частично поглощается, а частично рассеивается вокруг решетки и внутри воздушного канала.

Воздухозаборники оборудованы двумя створками дополнительного забора воздуха. Они расположены в верхней части воздушного канала и открываются внутрь при малых скоростях полета, рулежке, а также при больших углах атаки самолета.

На входе в воздухозаборники часть потока холодного воздуха отделяется.

Проходя через каналы вдоль двигателя, -формирующие эжектор, она попадает прямо в широкие плоские выходные сопла, где смешивается с горячими газами и частично охлаждает их.

Хвостовая секция включает в себя широкие плоские выходные сопла, ниши тормозного парашюта и посадочного крюка. Там же размещается оборудование радиоэлектронного противодействия и крепится V-образное хвостовое оперение.

Выходные сопла имеют в сечении переменный профиль, их форма изменяется от цилиндрической (сразу же за двигателем) до широкой щели, разделенной на 12 каналов вертикальными перегородками высотой около 150 мм.

Это «утконосов» устройство заканчивается выдающейся назад и приподнятой нижней кромкой из титанового сплава, облицованной термостойкими керамическими плитками (используются в многоразовом космическом корабле «Шаттл»), Такая конструкция сопла оптимизирована для формирования плоской выхлопной струи и ускорения ее смешивания с окружающим воздухом.

Крыло имеет постоянную стреловидность по передней кромке (67,5°) и нетрадиционный профиль. Передняя кромка острая, без механизации и является продолжением фюзеляжа. Крыло выполнено в основном из алюминиевых сплавов. В районе законцовок, образованных несколькими плоскими поверхностями, установлены аэронавигационные огни, линзы которых сделаны с учетом минимизации радиолокационного отражения.

V-образное хвостовое оперение крепится в самой задней точке фюзеляжа непосредственно перед соплами. Угол развала консолей составляет 85°. Оперение покрыто РПМ и имеет профиль сдвоенного ромба. Консоли оперения цельноповоротные, с гидравлическим приводом, используются для управления по направлению и не связаны с управлением по высоте.

Взлетно-посадочные устройства включают обычное трехопорное шасси с масляно-воздушными амортизаторами, тормозной парашют и тормозной крюк.

Шасси имеет одну носовую опору с одним управляемым колесом и две основные (тоже одноколесные). Все три опоры убираются * вперед в ниши фюзеляжа.

Створки ниш основных опор состоят из двух частей, передняя призматическая часть после выпуска опоры вновь закрывается.

Тормоза колес основных опор — дисковые, оснащены автоматами противоскольжения. Для сокращения длины про—бега при посадке используется тормозной парашют, который размещается сверху самолета в нише между корневыми частями V-образного оперения Закрывается ниша двумя створками.

На нижней поверхности хвостовой секции фюзеляжа в закрытой нише расположен тормозной крюк для посадки самолета на аэродромах, оборудованных средствами аварийного торможения.

Силовая установка состоит из двух бесфорсажных двухконтурных турбореактивных двигателей F404-GE-F1D2 фирмы «Дженерал Электрик» с тягой по 4890 кг.

Запас топлива (более 7000 л) находится в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках. При длительных полетах может использоваться дополнительный топливный бак, размещаемый в отсеке вооружения. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете. Убирающийся топливоприемник поворотного типа находится в верхней части фюзеляжа, за кабиной

На самолете F-117A имеется отсек вооружения, где могут быть подвешены боеприпасы общей массой до 2270 кг. Длина отсека составляет 4,7 м, ширина — 1,75 м. Применялись управляемые (корректируемые) авиабомбы (УАБ) типа GBU-10, GBU-12 и GBU-27 с лазерными системами наведения.

Самолет F-117A может нести также управляемые ракеты (УР) AIM-9 «Сайду-индер» класса «воздух — воздух», AGM-65 «Мэйврик» общего назначения для атаки наземных целей, противорадиоло-кационные ракеты AGM-88 HARM, противокорабельные ракеты AGM-84 «Гарпун», а также небольшое семейство оружия, обладающего повышенной точностью и некоторыми характеристиками малой заметности. Хотя указанный перечень выглядит довольно убедительным для самолета такого назначения, как F-117А, реальные подтверждения его в настоящее время отсутствуют.

  • В случае необходимости самолет F-117А может быть доработан под стандартные тактические авиационные ядерные бомбы В61 или В83.
  • Работы по усовершенствованию первого малозаметного боевого самолета и созданию его вариантов продолжаются, рассматривается и возможность эксплуатации его с авианосцев.
  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА F-117A

Экипаж, чел……………………………………..2Длина самолета, м……………………..20,08Высота самолета, м ……………………3,785Площадь крыла, mz ……………………. 105,9Количествои тип двигателей…….

2 х F404-GE-F1D2Масса пустого самолета, кг………..13 600Масса топливаво внутр. баках, кг…………..более 5400Масса боевой нагрузки(расчетная), кг………………………… 2270Максимальная взлетнаямасса, кг………………………………

23 800Максимальное число М…………………0,95Максимальная скоростьна уровне моря, км/ч ……………….. 1040Взлетная скорость, км/ч…………………306Посадочная скорость, км/ч …………….227Эксплуатационная перегрузка………….

+6Максимальная высота полета, м …13 700Радиус действия с боевой нагрузкой

(без дозаправки топливом в полете), км……………………………. 1110

Источник: https://techno-story.ru/articles/aircrafts/144-vidimyj-nevidimyj-samoljot-lockheed-f-117a-stelth

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector