Morane-saulnier ms 406: самолет моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики

Французские истребители Morane-Saulnier МS.406 были созданы перед Второй мировой войной, но к ее началу уже начали устаревать.

Эти истребители Франции проигрывали почти по всем летным характеристикам самолетам люфтваффе, таким, как Мессершмитт. Кроме того, за 5 лет французские машины не получили более мощный двигатель, как это сделали, например. в Швейцарии.

Имея множество недостатков, истребители Morane-Saulnier МS.406 производились в большом количестве.

morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики

На видео: истребитель Morane-Saulnier МS.406 в 1940 году

Участвовавший в конкурсе Моран-Солнье MS.405C1 был разработан под руководством М. Готье, и являлся монопланом с убирающимся шасси, с двигателем HS 12Y (12-цилиндровый, жидкостного охлаждения), который был приспособлен под установку пушки в развале цилиндров. Ряд технических новшеств конструкторы применили с целью снижения аэродинамического сопротивления.

morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики

На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405-01

8 августа 1935 года вышел на испытания первый прототип MS.405.01. Он был оснащен мотором HS 12Ygrs и неубирающимся шасси, что было временным явлением, и ко второму полету самолет получил штатное шасси. В январе 1936 года машину передали в Центр испытаний авиационной техники (CEMA) на официальные испытания, которые завершились в мае 1937 года.

Самолет продемонстрировал хорошую управляемость, а его летные данные значительно превзошли требования. А по итогам испытаний внесли некоторые изменения в конструкцию крыла и подобрали более подходящий воздушный винт. Эту же машину — первый прототип MS.405.01 показали на авиационной выставке в Брюсселе.

14 июня 1937 года самолет прошел расстояние между Брюсселем и Парижем за 44 минуты и 15 секунд, а его средняя скорость составила 462 км/ч.

Самолет MS.406C1

morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики
Нажмите на изображение для увеличения

Испытания второго прототипа начались 20 января 1937 года. Машина имела мотор HS 12Ycrs и доработанное крыло.

29 июля 1937 года произошла катастрофа, но тем не менее самолет Моран-Солнье стал победителем конкурса (в котором участвовали почти все авиастроительные фирмы Франции, но до стадии прототипов дошли только две).

Заказ на 15 предсерийных самолетов поступил в марте 1937 года, а в конце 1938 года началась поставка серийных машин. Постройкой большей части истребителей (около 90 процентов) занимался завод SNCAS в Буженэ.

Производство самолетов

morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики
Кликните на фото для увеличения

Из основных модификаций самолета нужно упомянуть:

  • MS.405C1 — первые три предсерийные машины; постройка с февраля 1938 года;
  • в мае-декабре 1938 года выпустили 12 предсерийных самолетов, которые по некоторым источникам проходят под обозначением MS.405C1, а по другим — уже, как MS.406C1. Эти машины, не все имевшие пушки, комплектовались различными двигателями, применялись для испытаний. Девятый и десятый самолет передали Швейцарии в качестве образцов для лицензионного производства;
  • MS.406C1 — основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, мощностью 860 л.с. В ходе серийного производства были внесены некоторые изменения, например, с октября 1939 года были усилены фюзеляж и оперение, устанавливалась бронеспинка сиденья летчика. Вооружение самолета включало 20-мм пушку HS S9, которую устанавливали до марта 1939 года, или HS 404 и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в крыле. Всего построили 1077 самолетов данного типа, по другим данным — 1084 (в 1938 году — 27, 1939 году — 932, в 1940 году — 125);
  • morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики

  • MS.410C1 — переделывались из MS.406C1, однако не на всех машинах в полной мере были выполнены доработки, которые, в частности, включали: увеличенный запас топлива, новые консоли крыла, в которых устанавливались четыре 7,5-мм пулемета, коллиматорный прицел, реактивные выхлопные патрубки двигателей, новый не убираемый радиатор. Если к модификации MS.410C1 планировалось привести 500 самолетов, то полный объем доработок прошли около 70-75, поэтому в частях можно было встретить, например, самолеты с увеличенным запасом топлива, но со старым вооружением и пр. Кроме того, на MS.406C1 и MS.410C1 устанавливались подвесные топливные баки по 148 литров, которые плотно прилегали к нижней поверхности крыла, что позволило увеличить дальность полета до полутора тысяч километров без ухудшения летных данных. Было заказано сто комплектов баков, но в части они поступили только в 1941 году.
  • MS.450C1 — вариант с двигателем HS 12Y-51, с четырьмя пулеметами, с улучшенной аэродинамикой. Кардинально переработали фюзеляж, который получил работающую дюралевую обшивку вместо полотняно-фанерной. Самолет разрабатывался согласно требованиям 1937 года на новый истребитель. Построено 3 прототипа, первый из которых был облетан 14 апреля 1939 года, второй — в сентябре. MS.450C1 продемонстрировал неплохие данные: максимальная скорость — 557 км/ч, дальность полета -750 км. Но тем не менее, он уступил истребителю «Девуатин» D.520.
  • morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики Изображение «кликабельно»

  • MS.430, MS.433, MS.435. Для подготовки пилотов было предусмотрено создание двухместного варианта. От MS.405 самолет унаследовал крыло, хвостовое оперение и шасси, фюзеляж был переделан, удлинена кабина для размещения курсанта и инструктора. Фирма предложила два варианта учебного самолета, которые оснащались звездообразными двигателями воздушного охлаждения «Гном-Рон» — GR 9 мощностью 390 л.с. (на MS.430) или GR 7К (на MS.433). Но ни один проект не был одобрен Министерством авиации. Кроме этого был разработан двухместный вариант MS.435 с более мощным GR 9Kdrs (550 л.с.), который был облетан 6 июня 1939 года. Самолет показал хорошую управляемость и неплохие летные данные (максимальная скорость — 395 км/ч). Министерство авиации заказало 60 самолетов MS.435, но ни один серийный MS.435 так и не был построен.

morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики

На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405, №11

Некоторые модификации Morane-Saulnier были созданы за границей — в Швейцарии и в Финляндии. Швейцария выпускала самолеты по лицензии, а Финляндия переделывала бывшие французские истребители:

  • MS.406H (D-3800) — вариант для ВВС Швейцарии с двигателем HS 12Y-77 мощностью 860 л.с. Вооружение включало: одну 20-мм пушка HS 404, два 7,65-мм пулемета FFK. Поставлено два самолета из Франции и 82 выпущено по лицензии;
  • MS.412 (D-3801) — дальнейшее развитие истребителя для Швейцарии с двигателем HS 12Y-51 (HS 12YS-1), 1000 л.с. Создано 207 самолетов, из которых 17 были собраны из запчастей в 1947-1948 гг. В 1944 году под этот стандарт доработаны все D-3800;
  • D-3802 — швейцарский вариант MS.450C1 с двигателем HS 12YS-2 мощностью 1260 л.с. На прототипе устанавливалась одна пушка HS 404 и четыре пулемета FFK, на серийных самолетах крыльевые пулеметы заменили двумя пушками HS 404; в 1944-1946 гг. построены один прототип D-3802, 12 серийных D-3802A и один D-3803 с двигателем HS 12YS-3 мощностью 1450 л.с., с каплевидным фонарем кабины;
  • Mörkö-Morane (Мёрко Мораани) — финская модернизация MS.406/410, установлены трофейные советские двигатели М-105П (1100 л.с.) с винтами ВИШ-61П. При этом в развале цилиндров монтировался также советский 12,7-мм пулемет БС. С августа 1943 года до конца 1944 года было модернизировано по разным данным от 15 до 40 самолетов.

Основные характеристики самолетов:

MS.406C1
Двигатель:
тип HS 12Y-31
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:
пустого самолета 1893
нормальная взлетная 2426
Максимальная скорость, км/ч 486
Скороподъемность, м/с 13
Потолок, м 9850
Дальность полета, км 1000
MS.410C1
Двигатель:
тип HS 12Y-31
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:
пустого самолета 1923
нормальная взлетная 2581
Максимальная скорость, км/ч 510
Скороподъемность, м/с
Потолок, м 8500
Дальность полета, км .
D-3800
Двигатель:
тип НS 12Y-77
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:
пустого самолета 1800
нормальная взлетная 2480
Максимальная скорость, км/ч 475
Скороподъемность, м/с 13,4
Потолок, м 9800
Дальность полета, км 1000
D-3801
Двигатель:
тип HS 12YS-1
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:
пустого самолета 2124
нормальная взлетная 2720
Максимальная скорость, км/ч 535
Скороподъемность, м/с 16,7
Потолок, м
Дальность полета, км 1200
D-3802
Двигатель:
тип HS 12YS-2
мощность, л.с. 1260
Размах крыла, м 10,75
Длина самолета, м 9,31
Высота, м 3,32
Площадь крыла, м2 18,30
Масса, кг:
пустого самолета 2940
нормальная взлетная 3880
Максимальная скорость, км/ч 635
Скороподъемность, м/с 14,3
Потолок, м 11600
Дальность полета, км 650
Mörkö-Morane
Двигатель:
тип М-105П
мощность, л.с. 1100
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,38
Высота, м 3,34
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:
пустого самолета 2106
нормальная взлетная 2849
Максимальная скорость, км/ч 525
Скороподъемность, м/с 18
Потолок, м .
Дальность полета, км .

В ВВС Франции истребители MS.406C1 стали поступать в 1938 году. К началу Второй мировой войны самолеты данного типа находились на вооружении 12-ти групп (573 самолета). Но к этому времени Моран-Солнье MS.406 уже не отвечал необходимым требованиям; например, немецкому истребителю Messerschmitt Bf.

109E, который являлся основным противником, французский самолет проигрывал в скорости и скороподъемности. К тому же у Bf 109 за годы с 1936-го по 1939-ый мощность двигателя выросла почти в 1,5 раза, а на MS.406C1 в 1939 году мотор оставался такой же мощности, с которой летал его прототип в 1935 году. 14 истребителей MS.

406C1 было потеряно во время «Странной войны» (также: «Сидячая война» — период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года на Западном фронте).

Французские MS.406C1, 1939-40 гг. (первая фото ~ 1935 год?)

Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

Во время боев в мае-июне 1940 года в полной мере проявились недостатки MS.406C1 как истребителя. К тому же из-за уязвимости двигателя жидкостного охлаждения попытки применять самолет в качестве штурмовика привели к существенным потерям.

Всего за этот промежуток времени [май-июнь 1940 года] французские Morane-Saulnier записали на свой счет 189 подтвержденных и 91 предположительную победу. Группа GC III/1 имела самый лучший показатель — 30 подтвержденных и 4 предположительные победы. Однако, 150 истребителей MS.

Читайте также:  Ан-14 самолет пчелка: летно-технические характеристики (лтх), модификации и применение

406C1 были сбиты в воздушных боях, остальные уничтожены на земле, либо брошены при отступлении — в общей сложности потери этих самолетов составили 450.

Самолеты MS.406C1 достаточно быстро были выведены из состава ВВС Виши. Они оставались только в Ливане, Индокитае, на Мадагаскаре. Около двенадцати «ливанских» MS.406C1 были захвачены англичанами. Затем, в сентябре 1941 году, эти самолеты стали основой для формирования группы «Эльзас» ВВС Свободной Франции.

 ВВС Финляндии, разные самолеты 1940-42 гг. 

Нажмите на фотографию для увеличения

Истребители Morane-Saulnier МS.406 достаточно активно применялись в ВВС Финляндии, которым было передано 30 единиц в декабре 1939 года.

Группа Llv 28, участвовавшая в боях, с 4 февраля до окончания «зимней войны» одержала 16 подтвержденных и 4 предположительные победы, при этом собственные потери составили — 1 сбитый и 10 самолетов, поврежденных в боях, а 4 машины были разбиты во время освоения личным составом.

Общее же количество самолетов данного типа [с учетом 30-ти, упомянутых выше], поставленных в Финляндию, составило 87, когда:

  • 27 трофейных самолетов (в том числе и 11 единиц MS.410C1) было получено из Германии в 1941 году;
  • 30 самолетов MS.406C1 было приобретено у режима Виши в 1942 году.

Финские самолеты также воевали в Южной Карелии и на Крайнем Севере. Модернизированные Mörkö-Morane несли службу и после окончания Второй мировой войны — до 1952 года.

Кроме упомянутых стран (Франция, Швейцария, Финляндия) самолеты MS.406C1 были:

  • у Турции — в начале 1940 года получены 30 самолетов, которые служили до 1943 года, затем заменены FW 190А;
  • Болгария купила у режима Виши 20 машин в 1942 году;
  • 48 самолетов немцы передали Хорватии. Применялись для противопартизанских операций.
  • Италия получила 25 самолетов, которые в строй введены не были.

Источники:

  • K.Keskinen, K.Stenman, K.Niska «Suomen Ilmavoimien Historia — Morane-Saulnier МS.406 — Caudron с.714»;
  • G.Botquin «The Morane Saulnier 406»;
  • А.Харук «Французские истребители Второй мировой войны»;
  • Maly Modelarz «Francuski samolot mysliwski Morane-Saulnier MS-406-C1».

Источник: http://pro-samolet.ru/aircraft-ww2-france/fighters/964-fighter-morane-saulnier-ms406

Morane-Saulnier MS.406 — FROG

morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики

Очередной моделью-копией французского самолёта от FROG в масштабе 1:72 стал истребитель Morane-Saulnier MS.406C1, реальный прототип которого поступил на вооружение Arme de l`Air в 1938-м году. К несчастью для французов, производственные трудности, связанные с образованием концернов, не позволили организовать своевременное массовое производство MS.406, так что его карьера фактически завершилась в 1942-м году.

Напротив, появившаяся в 1964-м году модель этого истребителя выпускалась многотысячными тиражами, причем не только в Великобритании (под торговой маркой FROG), но также в США, Франции и Советском Союзе. Впрочем, за высокую популярность (при отвратительной копийности) пришлось заплатить высоким износом пресс-формы, что в середине 2000-х гг. привело к снятию модели с производства.

При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, С.Просвирнин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

В 1934 г. во Франции был объявлен конкурс на новый современный истребитель-моноплан, который выиграла авиастроительная фирма Morane-Saulnier (Моран-Cолнье).

В ее КБ под руководством Поль-Рене Готье закипела работа и уже летом 1935-го опытный самолет MS.405 поднялся в небо.

Истребитель был маневренным, легким в управлении и доступным для пилотирования даже неопытному летчику.

Ради скорости разработки проект опирался на существующие технологии и проверенные конструктивные решения, но испытания затянулись, и заказ на серийное производство MS.406С1 последовал только в 1938 г.

Самолет вооружался 20-мм мотор-пушкой Hispano-Suiza HS.404, в крыле устанавливались два 7,5 мм пулемёта MAC 1934 с магазинным питанием, максимальная скорость составляла 486 км/ч.

Еще в начале 1939-го самолет считался современным, хотя и не лишенным недостатков, но уже в первых боях с Ме-109Е проявилась его отсталость и уязвимость. Немецкий самолет был быстрее на 50-70 км/ч, превосходил “Моранм в скороподъемности и вооружении.

Французские военные прилагали массу усилий для перевооружения ВВС на новые D.520 и MB.151.
Их массовый выпуск был налажен только к маю 1940-го, до этого времени было построено 1098 MS.

406 и его более раннего варианта MS-405, что сделало самолет самым массовым истребителем в истории страны.

После капитуляции Франции большинство авиачастей были расформированы и “Мораны” несли свою службу уже в колониях, а также, небольшие партии поставлялись на экспорт.

Модернизированный вариант MS.406H также производился в Швейцарии, где устанавливалось иное оборудование и вооружение, позже двигатель был заменен на более мощный.

Немало MS-406 повоевал в составе финских ВВС. Довольно эффективно он показывал себя во время Зимней войны с СССР, пока ему противостояли советские истребители устаревших моделей, но с началом Великой Отечественной “Мораны” столкнулись с новыми самолетами, с которыми они уже не могли сражаться на равных.

В 1943 финны модернизировали истребитель путем установки закупленных в Германии отремонтированных двигателей М-105П, в развале цилиндров которого монтировался советский пулемет УБК. Также была перепроектирована носовая часть самолета, изменены размеры и расположение масляного и водяного радиаторов.

В результате максимальная скорость увеличилась до 525 км/ч, заметно улучшилась скороподъемность, особенно на малых высотах, потолок поднялся с 9400 до 12000 м.

Модернизированный вариант получил название “Morko-Moran” (“Моран-оборотень”), в бой против советских ВВС этим самолетам пришлось вступить в 1944 г, но уже в сентябре, после заключения перемирия с СССР, они сражались против немцев.

В целом, MS-406 был вполне современной машиной для времени создания проекта, но задержки с производством и внедрением в строевые части свели на нет преимущества быстрой разработки, а устаревшие технические решения, которыми она была достигнута, привели к отсутствию возможности далее развивать и совершенствовать конструкцию самолета.

morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристикиmorane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики
Наверх

Продолжая тему французских истребителей, столь успешно начатую с D.520 (F155) разработчики из FROG в 1964-м году представили модель под коробочным названием “Morane Saulnier 406C1 Fighter”. В каталоге она находилась под индексом 157P и входила в Blue Series.

Первое издание имело упаковку типа Е с изображением самолёта в двух проекциях (сбоку и сверху). В комплект входила декаль для MS.406C1 из состава Arme de l`Air (французские ВВС) с номером 107. В каталоге FROG модель числилась в Blue Series, но так продолжалось недолго.

В том же 1964-м году последовала ревизия ассортимента и упаковок, в следствии чего индекс 157P был заменен на F157, а модель переместилась в Black Series.

Второе издание включало упаковку типа F2, содержавшую полноценный бокс-арт на лицевой стороне, однако, количество упаковок типа Е оказалось столь большим, что в старый вариант поступал в продажу вплоть до 1966-го года.

Вплоть до 1969-го года включительно было произведено 115.000 комплектов моделей MS.406 обоих вариантов.

Перепаковкой “фроговского” MS.406 в середине 1960-х гг. занималась только фирма “Air Lines”, которая являлась филиалом FROG и занималась реализацией британской продукции в США. Для американского рынка была сделана упаковка с новым бокс-артом, но инструкция и декаль остались без изменений.

Производство “коробочной” упаковки было прекращено в связи с экономическим кризисом, очень сильно отразившемся, в том числе, и на индустрии игрушек.

В такой ситуации руководство FROG решилось пойти на максимальное удешевление готовых комплектов, в связи с чем многие модели стали продаваться в обычных пластиковых пакетах с “лепестами” типа J2.

Такая же участь постигла и “Моран”, которому одновременно присвоили “пакетный” индекс F224F и сокращенное название “Morane Saulnier 406”.

Помимо новой упаковки была введена декаль с двумя вариантами оформления. Первый соответствовал самолёту известного французского аса Пьера Ле Глоана (Pierre Le Gloan) из 5e Esc. GC III/6 по состоянию на апрель 1940-го года. Второй был не менее оригинальным и принадлежал швейцарской лицензионной версии D-3801 с бортовым номером J-49.

Выпуск данного варианта продолжалось с 1968-го по 1974-й год включительно, после чего модель исчезла из каталогов. В 1973-м году у фирмы FROG были мысли вернуть MS.406 в Blue Series, но по всей видимости, что-то не сложилось.

Наверх

Свертывание выпуска MS.406 было связано как с “усталостью” пресс-формы, так и её продажей в СССР.

Экспортный вариант под коробочным названием “Morane Saulnier 406” предусматривал стандартный синий “лепесток” с полным сохранением “фроговского» бокс-арта и схем окраски из набора F224F.

В каталоге фирмы “Novo Toys Limited” модель получила индекс 76009 и вошла в Series 1.

Пресс-форма была доставлена на московский завод “Огонек”, где в 1976-1977 гг. был налажен массовый выпуск модели.

Вплоть до конца 1980-го года основная часть отливок шла на экспорт, однако, после ликвидации “Novo Toys Limited”, эта модель появилась в широкой продаже на прилавках советских магазинов под наименованием “Самолёт индекс 157”.

Параллельно продавались остатки экспортных комплектов, которые были переданы советской стороне в 1981-м году.

Дальнейшая судьба пресс-формы весьма неоднозначна. В середине 1980-х гг. где-то на высшем уровне было принято решение перетасовать часть пресс-форм, в результате чего “Hurricane” переместили из Ташкента в Челябинск, Vickers Super VC-10 отправился в Харьков, а MS.

406 доставили на Одесскую фабрику игрушек. Возобновление выпуска произошло не сразу и в массовом количестве она появилась в конце 1987 года.

Производство модели в новой упаковке и под коробочным названием “Самолёт МС406 Моран-Сольнье 406” продолжалось приблизительно до 1992 года, когда предприятие начало испытывать экономические трудности.

На тот момент качество отливок было просто ужасающим – самым страшным был даже не облой, а утяжины и недоливы. Самым тяжким последствием небрежной эксплуатации пресс-формы стала деформация такой ключевой детали, как фонарь кабины пилота.

Под конец существования СССР в продажи появились коробки с новым цветным рисунком, изображавшим самолёт “МС406” с другого ракурса, но уже вскоре их сменил черно-белый вариант. Более интересным было то, что “Моран” нёс опознавательные знаки RAF, а в набор входила декаль на один вариант с британским номером AX674 на фюзеляже и французским №8 на руле направления.

Читайте также:  F-111 general dynamics: самолёт aardvark, истребитель, тактический бомбардировщик, технические характеристики

Интересный факт!
Появление истребителей MS.406 в составе RAF носило случайный характер.

В конце июня 1940-го года британское командование запросило у французов авиационной поддержки для действии в Ливии.

В качестве помощи 23-го июня из Ливана вылетели три “Морана” из состава CG I/7, но уже через сутки Франция подписала акт перемирия с Германией и пилотам было приказано вернуться обратно.

Предвидя, что в скором времени им придётся воевать на стороне немцев, два французских пилота решили остаться — их самолёты получили номера AX674 и AX675, войдя в состав 2-го французского истребительного авиакрыла (No.2 French Fighter Flight) вместе с двумя разведчиками Potez 63.11.

По всей видимости, декаль из позднего одесского комплекта относится к варианту окраски на сентябрь-октябрь 1940 года, только на “бокс-арте” она двухцветная коричнево-зелёная, в то время как реальный прототип нёс трехцветный серо-коричнево-зелёный камуфляж. Кроме того, в составе Arme de l`Air упоминаемый самолёт имел №826.

После распада СССР участь производственной оснастки для MS.406 могла оказаться не завидной. В 1992-1993 гг. предприятие в Одессе вошло в стадию затяжного кризиса из которого выбраться так и не смогло. Снятые с ТПА пресс-формы отправляли “на хранение” где-то на задворках фабрики, где они и заканчивали свою жизнь. Тем не менее, MS.406 повезло.

Существует версия, что какое-то время модель отливалась в Брянске, но точных сведений на этот счет нет. Но совершенно точно, под конец 1990-х гг. пресс-форма обрела очередного владельца – на этот раз им стал индивидуальный предприниматель из Ростова.

В то же время фирма “Maquette” (“Макет”) выпустила модель под коробочным названием “Истребитель М.С.406 Morane-Saulnier M.S.406C1” (MQ-7220), которая наконец-то приобрела упаковку мирового уровня, но на качестве литья это никак не отразилось.

Поставлял отливки для этого набора, как раз, упомянутый ИП.

Помимо основного варианта российский производитель занялся выпуском модели под коробочным названием “Истребитель Мерко-Моран Morko-Morane Finnish Fighter” (MQ-7238), отличавшуюся измененными половинками фюзеляжа и обтекателями пулеметных барабанов, новым остеклением, а также декалью для финских истребителей с номерами MS-624 и MS-632. Спустя некоторое время мMaquette сменил название на “Micro Scale Design” (MSD), и обе этих модели появились в новых коробках практически под теми же индексами, но с префиксами MSD вместо MQ.

На рубеже 1990-2000 гг. модель также можно было встретить в упаковке от “Eastern Express” (“Восточный экспресс”).

Обновленный комплект содержал те же “экс-фроговские” литники с деталями, но упаковывался в новую коробку. В набор входила новая декаль, позволявшая оформить MS.406 в варианте ВВС Франции или Финляндии.

Коробочное название изменилось на “Истребитель Моран-Солнье MS.406C1 Fighter Morane-Saulnier MS.406C1м (EE72232).

По имеющимся у нас данным, производственная оснастка для “Морана” по-прежнему находится в Ростове, но, ввиду износа, не без проведения ремонта использовать ее в производстве уже не имеет смысла.

Наверх

Как это ни странно, но столь известный истребитель не пользовался большой популярностью у ведущих производителей сборных моделей. В середине 1960-х гг., кроме FROG пресс-форму для “Морана” в масштабе 1:72 изготовила только французская фирма “Heller”.

Впоследствии, эта модель перепаковывалась фирмой “Buzko” (США), а на постсоветском пространстве она стала известна благодаря фирме “Smer” из Чехословакии.

Кстати, в 2014-м году вышла перепаковка “эллеровских» отливок от компании “Mistercraft”, а в 2017-м году уже сама “Heller” перевыпустила свою модель в новой упаковке.

Лишь в 1990-2000 гг. стали появляться пресс-формы новой разработки. Одной из первых стала японская фирма Hasegawa, представившая свой набор в 1993-м году и впоследствии не раз его переиздававшая.

За ней, в 2007-м году, последовала китайская “Hobby Boss”, выпустившая модель типа “Easy kit”, и чешская “AZ Model” c “обоймой» MS.406 в различных вариантах оформления (финский, хорватский, французский).

Разумеется, французская фирма “Azur” также выпустила “Моран” в собственном исполнении.

Ну а самой плодовитой оказалась фирма “RS Models” – в её активе порядка 10 вариантов MS.406, включая как обычные “ассортиментные репаки” с новыми коробками и декалями, так и “модернизированные” комплекты, вроде швейцарских Dorflug D-3801 и D-38023803.

Наверх

Согласно датировке сохранившихся до наших дней чертежей работы по пресс-формам для MS.406C1 производилась в период с 18-го сентября по 31-е октября 1963 года.

В момент появления на модельном рынке эту модель можно было считать “крепким середнячком”, но если оценивать данную разрабботку с современной точки зрения, то вполне может показаться, что количество откровенной “халтуры” просто зашкаливает, и проще задуматься о приобретении аналогичной модели от другого производителя (благо сейчас на модельном рынке MS.406 не является редкостью).

А что не так, возможно спросите вы? Да практически всё, за исключением общих геометрических размеров, которые худо-бедно, но всё же удалось выдержать в пределах нормы!

  • — раскрой не везде соответствует чертежам
  • — прозрачную деталь фонаря кабины пилота можно сразу выкинуть
  • — неверно воспроизведена носовая часть фюзеляжа, искажены продольные сечения
  • — отсутствует имитация носового водорадиатора
  • — неверно выполнены выхлопные патрубки
  • — вместо выдвижного маслорадиатора какая-то “глухая” коробка
  • — за исключением кресла полностью отсутствует интерьер кабины пилота
  • — руль направления и элероны малы по площади
  • — неверно выполнены основные стойки, колеса и щитки шасси
  • — вырез под ниши основных стоек шасси выполнены грубо и неточно
  • — имитация мотор-пушки по размеру больше напоминает антенну
  • — имитация прицела больше напоминает “палку на ножках”
  • — обтекатели барабанов для крыльевых пулеметов выполнены неправильно

Но если это не пугает отважного моделиста, то ему понадобится полкило шпатлевки, поскольку в местах стыка фюзеляжа с консолями крыла и горизонтальным оперением образуются огромные щели. Вот как-то так.

Наверх

Наверх

  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Morane Saulnier MS.406 Réf F157
    Morane Saulnier MS 406, Frog, 1/72, 1964

    Ссылки (инфо):
    Morane Saulnier MS 406
    WWII French Aircraft Photos. Morane Saulnier MS-406

    Литература:
    Kari Stenman, Christian-Jacques Ehrengardt “Morane-Saulnier MS.406 Aces”
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639

  • Источник: http://retromodels.ru/f157/

    Моран-Солнье MS.405/406/410

    morane-saulnier ms 406: самолет Моран, история разработки, эксплуатация, боевое применение, характеристики

    Первый прототип с мотором HS 12Ygrs вышел на испытания 8 августа 1935 г., а 20 января 1937 г. начались испытания второго прототипа с мотором HS 12Ycrs и доработанным крылом. Несмотря на его катастрофу 29 июня 1937 г., изделие «Моран-Солнье» признали победителем в конкурсе.

    Уже в марте 1937 г. был выдан заказ на 15 предсерийных машин, а к концу 1938 г. началась поставка серийных самолетов. Подавляющее большинство истребителей (до 90 %) построил завод SNCAS в Буженэ, остальные были выпущены фирмой-разработчиком на предприятии в Пуатье.

    Технические характеристики самолета Morane-Saulnier MS.460C1

    • Двигатель: HS 12Y-31
    • мощность, л.с.: 860
    • Размах крыла, м.: 10,62
    • Длина самолета, м.: 8,17
    • Высота, м.: 2,71
    • Площадь крыла, кв. м.: 17,10
    • Масса, кг:
    • пустого самолета: 1893
    • нормальная взлетная: 2426
    • Максимальная скорость, км/ч: 486
    • Скороподъемность, м/с: 13
    • Потолок, м.: 9850
    • Дальность полета, км.: 1000

    Основные модификации Моран-Солнье MS.405

    • MS.405C1 — первые 3 предсерийные машины, выпущены с февраля 1938 г.
    • MS.406C1 предсерийные — 12 самолетов, изготовленных в мае-декабре 1938 г. Использовались для испытаний, комплектовались различными двигателями и не все имели пушки.
    • MS.406C1 — основной серийный вариант. Двигатель HS 12Y-31 (860 л.с). Вооружение — 20-мм пушка HS S9 (устанавливалась на самолетах, выпущенных до марта 1939 г.) или HS 404 (боекомплект 60 снарядов), стреляющая через вал винта, и 2 7,5-мм пулемета MAC 1934 (по 300 патронов) в крыле. В процессе серийного производства вносились некоторые изменения — так, с октября 1939 г. устанавливалась бронеспинка сиденья пилота, были усилены фюзеляж и оперение. Выпущено 1084 самолета (27 в 1938 г., 932 в 1939 г. и 125 в 1940 г.).
    • MS.410C1 — применен новый радиатор, реактивные выхлопные патрубки двигателей, коллиматорный прицел, а также новые консоли крыла, в которых установлены 4 7,5-мм пулемета (боекомплект по 550 патронов на ствол). Переделывались из MS.406C1. Было изготовлено 150 модификационных комплектов, но переделано лишь 70 самолетов (большинство — уже после капитуляции Франции).
    • MS.450C1 — модифицированный вариант с улучшенной аэродинамикой, двигателем HS 12Y-51 и увеличенным до 4 количеством пулеметов. Разрабатывался в соответствии с требованиями 1937 г. на новый истребитель. Построено 3 прототипа, первый из которых испытывался с апреля 1939 г. Серийно не строился — проиграл конкурс «Девуатину» D.520C1.
    • D-3800 — вариант для ВВС Швейцарии (французское обозначение MS.406H). Двигатель — HS 12Y-77 (860 л.с), выпускавшийся по лицензии фирмой «Заурер». Вооружение — 1 20-мм пушка HS 404, 2 7,65-мм пулемета FFK. Поставлено 2 самолета из Франции, ещё 82 собрано по лицензии швейцарской фирмой EFW (80 с сентября 1939 г. по июль 1940 г. и 2 в 1942 г.).
    • D-3801 — дальнейшее развитие истребителя для Швейцарии (французское обозначение MS.412). Двигатель HS 12Y-51 (HS 12YS-1) мощностью 1000 л.с. Выпуск фирмой EFW начался в 1941 г. Построено 207 самолетов, из них 17 последних собраны из запчастей в 1947-1948 гг. В 1944 г. под этот стандарт доработаны все D-3800.
    • D-3802 — швейцарская модификация MS.450C1. Разработана на фирме «Дофлюг» под руководством Х.И. Штудера. Двигатель HS 12YS-2 (1260 л.с). Прототип вооружен 1 пушкой HS 404 (140 снарядов) и 4 пулеметами FFK (по 480 патронов) на серийных машинах крыльевые пулеметы заменены 2 пушками HS 404 (по 90 снарядов). В 1944-1946 гг. построены 1 прототип D-3802, 12 серийных D-3802A и 1 D-3803 (с каплевидным фонарем кабины и двигателем HS 12YS-3 мощностью 1450 л.с).
    • «МёркоМораани»(«Мора-оборотень») — финская модернизация MS.406/410 путем установки трофейных советских двигателей М-105П (1100 л.с). При этом в развале цилиндров монтировался советский же 12,7-мм пулемет БС. С августа 1943 г. до конца 1944 г. фирма VL модернизировала около 40 самолетов (по другим данным — лишь 15 машин).
    Читайте также:  Пистолет тт (тульский токарев): калибр, технические характеристики (ттх), модификации, недостатки

    Боевое использование Моран-Солнье MS.406

    Во французских ВВС первыми начали получать MS.406C1 ещё в 1938 г. группы GC I/7 и I/6. К сентябрю 1939 г. в строю было 12 групп, вооруженных такими машинами (573 самолета), но к тому времени MS.406C1 во многих отношениях уже не отвечал требованиям времени.

    Своему главному противнику — Bf 109Е — он уступал в скорости и скороподъемности. Слишком малым считался боекомплект пушки, а установленные на большинстве самолетов винты изменяемого шага «Шовьер» были несовершенными. Во время «странной войны» в боях было потеряно 14 MS.

    406C1.

    К началу германского блицкрига на Западе истребительная авиация Франции находилась в стадии перевооружения более совершенными истребителями D.520 и MB. 152, но MS.406C1 оставался весьма распространенным типом — в метрополии на них летало 14 групп, 4 — в Северной Африке, одна — в Ливане. Заказанные Китаем 12 самолетов MS.406 в мае 1940 г.

    были конфискованы губернатором Индокитая и поступили на вооружение двух колониальных эскадрилий. Также были конфискованы и переданы ВВС Франции 13 самолетов MS.406L, построенных для Литвы.

    160 самолетов, заказанных Польшей, также не успели попасть по назначению — на них во время кампании во Франции воевали польские пилоты, сумевшие эвакуироваться на Запад.

    В боях мая-июня 1940 г. в полной мере вскрылись недостатки MS.406C1 как истребителя. Попытки же использовать самолет в качестве штурмовика привели к значительным потерям из-за уязвимости двигателя жидкостного охлаждения. В общей сложности в мае-июне 1940 г.

    «мораны» французских ВВС одержали 189 подтвержденных и 91 предположительную победу. Лучший показатель был у группы GC III/1, записавшей на свой счет 30 подтвержденных и 4 предположительные победы. Собственные потери составили примерно 450 MS.

    406C1, из них 150 сбито в воздушных боях, остальные уничтожены на земле либо брошены при отступлении.

    В составе ВВС Виши MS.406C1 были достаточно быстро сняты с эксплуатации. Они остались лишь на заморских территориях: в Ливане (группа GC I/7), Индокитае, а также на Мадагаскаре, куда в январе 1941 г. прибыла эскадрилья ЕС 2/565. Самолеты, находящиеся в Индокитае, в январе 1941 г.

    приняли участие в конфликте с Сиамом, сбив 4 вражеских самолета и потеряв 3 своих. Уцелевшие MS.406C1 в этом регионе были списаны по износу в 1944 г. На Мадагаскаре самолеты ЕС 2/565 в мае 1941 г. пытались противостоять британскому десанту, сумев сбить 1 самолет ценой потери 4 своих.

    Группа GC I/7 в мае-июне 1941 г. участвовала в отражении британских налетов на французские аэродромы в Ливане, сбив 2 самолета и одержав ещё 2 неподтвержденные победы. Около дюжины MS.406C1 были захвачены англичанами. Эта техника послужила основой для формирования в сентябре 1941 г.

    группы «Эльзас» ВВС Свободной Франции.

    Довольно активно использовались «Мораны» в ВВС Финляндии. В декабре 1939 г. этой стране было передано 30 MS.406C1. Уже в январе 1940 г. машины прибыли к месту назначения, где ими вооружили группу Llv 28.

    В боевых действиях она участвовала с 4 февраля, одержав до конца «зимней войны» 16 подтвержденных и 4 предположительных победы.

    Собственные потери составили 1 сбитый и 10 поврежденных в боях «Моранов», ещё 4 самолета были разбиты в процессе освоения личным составом.

    В 1941 г. Финляндия получила 27 трофейных «Моранов» из Германии (в т.ч. 11 MS.410C1), а в 1942 г. было приобретено 30 MS.406C1 у режима Виши. Таким образом, общее количество поставленных в Финляндию «Моранов» достигло 87.

    Помимо Llv 28 такие самолеты поступили в разведывательную группу Llv 14. «Мораны» сражались в Южной Карелии, а затем Llv 28 перевели на Крайний Север — там вооруженные пушками самолеты использовались в качестве штурмовиков с целью блокирования Кировской железной дороги.

    В послевоенный период модернизированные «Мерко Мораани» служили до 1952 г.

    30 самолетов MS.406C1 в начале 1940 г. получила Турция. Эти самолеты прослужили без особых событий до 1943 г., когда были заменены FW 190А.

    Болгария в 1942 г. купила у режима Виши 20 MS.406C1. 48 MS.406C1 Германия передала Хорватии, где они использовались для противопартизанских операций. 25 машин получила Италия, но ввиду плохого технического состояния так и не смогла ввести их в строй.

    В Швейцарии D-3800/3801 после поступления более современных истребителей были переведены на роль штурмовиков, получив направляющие для шести 80-мм НАР. Они эксплуатировались в строевых частях до 1954 г., а до 1959 г. служили как учебные.

    Моран-Солнье MS.406C1 оказался истребителем, посредственным во всех отношениях — тем не менее, он строился в значительном количестве.

    Его прочная конструкция позволяла установить гораздо более мощный двигатель, что показал опыт швейцарцев, сумевших создать самолет D-3802, но во Франции «Моран» так и не получил такую силовую установку. Если у Bf 109 с 1936 г. по 1939 г.

    мощность двигателя выросла практически в 1,5 раза, то на MS.406C1 в 1939 г. оставался мотор той же мощности, с которым в 1935 г. летал его прототип.

    Источник: http://www.airaces.ru/plane/moran-solne-ms-405406410.html

    Morane-Saulnier MS.406

    MS.406 Morane-Saulnier D-3801 Швейцарских ВВС

    Тип

    истребитель

    Разработчик

    Morane-Saulnier

    Производитель

    SNCAO (Нант) EFW (Швейцария)

    Главный конструктор

    Поль-Рене Готье (фр.)русск.

    Первый полёт

    22 декабря 1935

    Начало эксплуатации

    февраль 1939

    Конец эксплуатации

    1947 (Франция) 1952 (Финляндия) 1959 (Швейцария)

    Статус

    снят с эксплуатации

    Эксплуатанты

    Armée de l'Air

    Suomen ilmavoimat Schweizer Luftwaffe Türk Hava Kuvvetleri

    Годы производства

    январь 1939 — март 1940 года

    Единиц произведено

    1074
     Медиафайлы на Викискладе

    Моран-Солнье MS.406 (фр. Morane-Saulnier MS.406) — одноместный французский истребитель Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро авиастроительной фирмы «Моран-Солнье» под руководством Поль-Рене Готье (фр.)русск..

    Серийно производился на заводе объединения SNCAO в Нанте с января 1939 по март 1940 года, также выпускался с ноября 1939 года по лицензии фирмой EFW в Швейцарии.

    Всего во Франции изготовлено 1074 самолёта, ещё 301 экземпляр (без прототипов) был изготовлен в Швейцарии.

    M.S.406 финских ВВС.

    Основные модификации

    M.S.406 C1 
    основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, 1077 экземпляров.
    M.S.410 
    модернизация M.S.406 C1 с изменённым вооружением (4 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934) и усиленным крылом, переоборудовано 79 экземпляров.
    D-3800 
    M.S.406, изготовленные по лицензии на заводе EFW в Швейцарии, 82 экземпляра.

    D-3801 
    модификация D-3800 с более мощным двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 и с дополнительным вооружением, 207 экземпляров.
    D-3802 
    модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-52 и с 20 мм пушками FFK-HS вместо пулемётов MAC 1934, 12 экземпляров.
    Morko Moraani 
    финская модернизация M.S.

    406 C1 с советским двигателем М-105П и пулемётом УБ, переделано 15 экземпляров.

    Тактико-технические характеристики

    Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации M.S.406:

    Morane-Saulnier MS 406 C1

    Источник данных: «Уголок неба»

    Технические характеристики

    • Экипаж: 1 пилот
    • Длина: 8,13 м
    • Размах крыла: 10,61 м
    • Высота: 2,71 м
    • Площадь крыла: 17,1 м²
    • Масса пустого: 1893 кг
    • Нормальная взлётная масса: 2470 кг
    • Силовая установка: 1 × поршневой жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-31
    • Мощность двигателей: 1 × 860 л.с.

    (1 × 640 кВт)

    Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: 486 км/ч
    • Крейсерская скорость: 320 км/ч
    • Практическая дальность: 900 км
    • Практический потолок: 9850 м
    • Скороподъёмность: 13 м/с
    • Нагрузка на крыло: 141,9 кг/м²
    • Тяговооружённость: 260 Вт/кг

    Вооружение

    • Стрелково-пушечное:  
      • 1 × 20 мм пушка Hispano-Suiza HS.404
      • 2 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934 в крыле

    Эксплуатация и боевое применение

    • Morane-Saulnier MS.406 N° 847, Groupe de Chasse I/6, май 1940 Франция — На вооружение ВВС Франции самолёт поступил в феврале 1939 года, использовался в боевых действиях с мая 1940 во время Битвы за Францию.
    •  Финляндия — в декабре 1939 года правительство Франции безвозмездно[1] поставило Финляндии 30 истребителей Morane-Saulnier MS.406C1, которые использовались во время советско-финской войны 1939—1940 гг.[2]; с июня 1941 года самолёты использовались на Восточном фронте. ВВС Финляндии сняли с вооружения «Мёрко Мораани» — финскую модификацию MS.406 в 1952 году.
    •  Турция в конце 1939 года и в начале 1940 года получила 45 истребителей.
    •  Италия трофейные самолёты ВВС Франции

    «Мессершмитт» Bf.109E на 75-80 км/ч превосходил Моран по скорости, имел лучшую скороподъемность, но более слабое вооружение. Запас снарядов у MS.406С-1 был больше, чем у противника: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG FF (или MG FF/M) пушечной версии «Мессершмитта» — 20. Но Е1 и Е3 несли по четыре 7,92-мм пулемета MG 17, так как мотор -пушку с Е3 в подавляющем числе случаев демонтировали. Крыльевые пушки имел только Bf 109Е-4, сменивший Е-3 на сборочных линиях в конце лета 1940 г. Французская машина имела меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях.

    Некоторое количество истребителей использовалось в Хорватии.

    В качестве учебного ВВС Франции в лётной школе в Бретиньи использовался до 1947 года.

    Примечания

    1. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.371
    2. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.368

    См. также

    Аналоги

    • Bloch MB.151
    • Fiat G.50
    • Hawker Hurricane
    • Heinkel He 112
    • Seversky P-35

    Списки

    • Список самолётов Второй мировой войны

    Литература

    • Котельников В.Р. След «Оборотня». Об истребителе «Моран-Солнье» MS.406 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 3. — С. 12—16. — ISSN 0130-2701.
    • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
    • Цветков С. «Мораны» над Сирией (рус.) // Авиамастер : журнал. — 1998. — № 05—06. — С. 19—25.

    Ссылки

    • MS.406 «Уголок неба»
    Это заготовка статьи о военном летательном аппарате. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

    Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Morane-Saulnier_MS.406

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector