Northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ттх)

В-2 – это стратегический бомбардировщик американского производства, который входит в третье поколение малозаметных самолетов. Данный воздушный агрегат не считается «невидимкой», поскольку существуют специальные системы, способные его определить. Но благодаря небольшой заметности для вражеских ПВО самолет практически был не заменим, поскольку имел большой уровень выживаемости.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Конструкция самолета выполнена по схеме «летающее крыло» с отсутствием вертикального оперения. Расщепляющие щитки выполняют функцию рулей направления. Их установили на концах крыла.

Основная часть самолета построена из алюминиевых и титановых сплавов с небольшим применением углепластиков с полиамидной и бисмалеимидной матрицами, обладающими увеличенной теплостойкостью.

Главным несущим компонентом является титановый однолонжеронный кессон, который размещен в центральной передней части корпуса и сопутствующих промежуточных секциях. К ним крепятся углепластиковые консоли крыльев.

Толщина титановых монолитных панелей кессона – 23 мм. Ряд всех титановых элементов сконструирован с добавлением диффузной сварки и сверхпластического формирования. Некоторые из них являются самыми длинномерными в авиации США.

Форма самолета в плане создана 12 прямыми линиями, что дает возможность концентрирования всего отражения в горизонтальной плоскости в некоторых главных узких секторах. В основе лежит четырёхлепестковая схема.

Параллельные задние и передние кромки люков и корпуса, отсеков двигателей и створок ниш шасси, а также обечаек воздухозаборников создают Х-образно размещенные 4 главных сектора отражения.

По 2 сектора с задней и передней полусфер.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

С фронтальных и боковых ракурсов бомбардировщик не имеет плоских поверхностей и прямых линий. В носке крыла расположена внутренняя шиловидная радиопоглощающая конструкция с сотовым заполнителем, покрытие радиопоглощающее.

Передняя кромка корпуса самолета острая, не имеет изломов, со стреловидностью 33°. Задняя кромка выполнена в форме двойногоW. На полуразмахе находится верхняя точка излома. Крыло В-2 выполнено по сверхкритическому профилю.

На самолет установили 4 двигателя − по 2 на каждом крыле возле бомбоотсеков. Специально для радиолокационной малозаметности бомбардировщика сопла двигателей сконструировали плоскими.

Эта же форма способствует формированию изотропного рассеивания уходящих волн, поскольку самолет выполнен по плавному сопряжению элементов и минимальному количеству выступов.

Все щели с внешней стороны поверхности самолета полностью заделываются, а вооружение и двигатели находятся внутри конструкции.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

В экипаж входят два человека. Они находятся в герметической кабине. На каждом рабочем месте присутствует полный комплект органов управления. Вход в кабину находится в отсеке передней стойки шасси, осуществляется при помощи складной лестницы.

В этом же отсеке расположена кнопка запуска двигателей и основных бортовых систем самолета. Чаще всего ими пользуются в случае тревоги. Кабина остеклена четырьмя многослойными панелями, которые обеспечивают осмотр в горизонтальной плоскости 200°.

На панели нанесен специальный слой, имеющий фотореакционную способность, которая становится светонепроницаемой во время светового воздействия ядерного взрыва. Радиолокационное излучение не может пройти через него, поскольку присутствует золотосодержащее покрытие.

Во время пилотирования самолета летчики надевают противолазерные очки.

В-2 видео

В хвостовойчасти между секций корпуса и в консолях крыла находятся топливные баки. За кабиной экипажа сверху фюзеляжа находится приемник системы дозаправки горючего в полете. В-2 могут заправлять самолеты К-135 и КС-10.

Электродистанционная система управления полетом квадродуплексная, цифровая, с быстрореагирующими приводами. Состоит из четырех вычислителей и может сохранять работоспособность при двух отказах. Воздушная система сигналов с наличием 20 датчиков давления малозаметна.

В комплекс бортового оборудования входит подсистема NSS навигационного класса. В ее состав включены 2 связанных между собой блока: инерциальный IMU и астроинерциальный AIU. На ЭЛТ присутствуют 8 цветных многофункциональных индикаторов, по 4 для каждого пилота.

История проекта В-2

История создания тяжёлого бомбардировщика берет свое начало с 1979 года с программы АТВ (Advanced Technology Bomber). В то время свой пик набрала «холодная война» между США и СССР.

На этот период попали выборы в США, в которых Р. Рейган обещал восстановить американские вооружённые силы.

В августе 1980 года министерство обороны заявило о намерении создать целый ряд малозаметных перспективных самолетов,  в составе которого присутствовала программа АТВ.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

По итогам предварительного оценивания конкурс на разработку нового бомбардировщика выиграли две команды: Lockheed Rockwell и Northrop Boeing. Обе они получили достаточное финансирование и контракт на исследование. В конце октября 81 года победила команда Northrop Boeing.

Предложенный проект получил кодификацию В-2 с обозначением «Spirit». В середине 80-х годов возникла заминка с дизайном самолета, что задержало начало летных испытаний на 2 года и повлекло увеличенное финансирование на 1 миллиард долларов. К 1989 году по подсчетам специалистов на проект нового малозаметного бомбардировщика в целом потратили 23 миллиарда долларов.

Первый прототип собрали на заводе ВВС №42 в Калифорнии, там же его и продемонстрировали общественности. А в июле состоялся его первый публичный полет.

Из-за огромной дороговизны построили всего 21 экземпляр В-2. Практически все они названы именами американских штатов. Последний, «Дух Америки», под бортовым номером 82-1066 приняли на вооружение 14 июля 2000 года.

Модернизация бомбардировщика

Конгресс США в 2008 году профинансировал программу модернизации системы управления вооружением против наземных движущихся целей.

В декабре этого же года с компанией-создателем подписали контракт на усовершенствование радиолокационной системы, в результате чего систему перевели на другой частотный диапазон. В апреле 2009 года модернизировали грузоподъёмность В-2.

Теперь он мог нести до 13 500 кг груза в каждом отсеке. В 2010 году компания смогла решить проблему, связанную с растрескиванием металлической панели самолета.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

В апреле спустя 2 года закончились испытания бомбардировщика с наличием нового программногообеспечения, навигационной и коммуникационной систем. А в конце сентября 2012 года завершилась модернизация В-2 по установке новой БРЛС AN/APQ-181 с наличием АФАР. Дополнительно установили новую систему связи и бортовое оборудование.

В-2 – это не только самый дорогостоящий самолет в мире, но и в истории авиации. На период 1998 года стоимость одной единицы самолета В-2 составляла 1,157 миллиардов долларов. Стоимость программы АТВ обошлась Америке в 45 миллиардов долларов, а общая стоимость с учетом НИОКР для одного экземпляра 2,1 млрд долларов.

Впервые В-2 использовали по назначению во время проведения операции НАТО 1999 года в Югославии. Также его активно привлекали для разного рода ударных операций на территориях Афганистана и Ирака. В 2003 году самолет использовали в операции «Иракская свобода» (22 боевых вылета). В 2011 году – операция «Одиссея. Рассвет», использовали три В-2 в Ливии.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Northrop B-2 Spirit — cтратегический бомбардировщик фирмы «Northrop», основной самолет своего класса ВВС США конца XX — начала XXI вв. Первый его полет состоялся 22 ноября 1988 г. На начало века в строю находился 21 самолет. В-2 выполнен по технологии «Стелс», он практически не может быть замечен приборами обнаружения воздушных целей.

Это достигается за счет геометрии планера самолета (отсутствие резких перегибов, изломов между сопрягающимися деталями обшивки), применения композиционных материалов, использования специальных лакокрасочных покрытий. Самолет способен выполнять боевые задачи как на больших высотах, так и на малых, в частности, он может совершать полеты в режиме огибания рельефа местности.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Northrop B-2 Spirit фото

Силовая установка: четыре турбореактивных двухконтурных двигателя F118-GE-100 фирмы «General Electric».

Основные характеристики Northrop B-2 Spirit:

  • Размах крыла: 52 м
  • Длина: 21 м
  • Максимальная скорость: 1 010 км/ч
  • Дальность полета: 11 100 км
  • Начало эксплуатации: Апрель 1997 г.
  • Стоимость: 737 000 000–737 000 000 USD (1997 г.)
  • Тип двигателя: General Electric F118
  • northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)
  • Northrop B-2 Spirit схема
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка: до 22 730 кг
  • Ядерное оружие: 16 х В61-11 (340 килотонн) или 16 х B83 (1,1 мегатонн) или 16 х AGM-129 ACM или 16 х AGM-131 SRAM II
  • Обычные бомбы: 80 х Mk.82 или 16 х Mk.84 или 36 кассетных бомб х CBU-87/CBU-89 GATOR
  • Высокоточное оружие: 8 х GBU-27 или AGM-154 JSOW или 12 х JDAM
  • Крылатые ракеты: 16 х AGM-158 JASSM

Военная авиация

Источник: http://avia.pro/blog/northrop-b-2-spirit

Нортроп B-2 Спирит Фото. Видео. Вооружение. ТТХ. Скорость

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Предварительная работа по созданию стратегического бомбардировщика с применением конструкции и материалов, поглощающих радиоволны, началась в 1978 г., а официальный контракт был заключен с ВВС США в октябре 1981 г. В металле самолет-невидимка был представлен в 1988 г., а свой первый полет В-2 совершил 17 июля 1989 г. Первый строевой самолет прибыл на авиабазу Уайтмен (штат Миссури) 17 декабря 1993 г.. а боеготовность авиакрыла из двух авиаэскадрилий по 8 самолетов была достигнута к концу 1995 г. Общий число В-2 составляет 20 машин, 4 из которых поочередно будут находиться на обслуживании или модернизации.

Бомбардировщик Б-2 Спирит — видео

Ограничение общего количества самолетов «невидимок» связано с высокой стоимостью аппарата (около 2 млрд долларов) и снижением вероятности ядерного конфликта с республиками распавшегося СССР.

Это предполагает использование В-2 в качестве бомбардировщика с обычным вооружением для нанесения ударов по крупным скоплениям сил противника (что и было проверено в ходе операции «Решительная сила» при нанесении ударов по территории Югославии в марте 1999 г.).

Бомбардировщик разработан с широким использованием технологии «стелс», затрудняющей его обнаружение радиолокационными инфракрасными, акустическими и визуальными средствами.

В частности, для снижения ЭПР планер В-2 выполнен в виде сложной сотовой конструкции с использованием графито-моксидных материалов при частичном применении высокопрочного алюминии и титана.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Каналы воздухозаборников двигателей имеют искривленную (S-образную) форму и покрыты радиопоглощающим материалом. Такие материалы нанесены и на большую часть поверхности самолета.

Как отмечается в зарубежной печати, величина ЭПР В-2 строго засекречена, однако предполагается, что сигнал, отражаемый от данного самолета в сторону облучающей его РЛС, в 100—1000 раз меньше, чем от В-1 В.

При этом ЭПР В-2 ненамного превышает ЭПР небольшой птицы, а малая заметность снижает дальность его обнаружения более чем в 4 раза, что обеспечивает возникновение «мертвых зон» в цепи зон обзора РЛС системы ПВО и снижает вероятность его обнаружения самолетами ДРЛО.

Читайте также:  Куботан: оружие самообороны, разнообразие, нож, ручка, техника боя, приёмы, пособие по применению, сокэ кубота

По мнению бывшего начальника штаба ВВС США генерала Уэлча, ЭПР самолета В-2 столь мала, что летчик истребителя-перехватчика быстрее обнаружит его визуально, нежели с помощью бортовых приборов.

Бомбардировщик В-2 спроектирован в виде летающего крыла, значительная часть которого выполнена из композиционных материалов и не имеет вертикального оперения.

Для управления используются аэродинамические поверхности (расщепляющиеся щитки), размещенные на задней кромке крыла, в средних по размаху частях корпуса находятся по 3 секции элевонов. а по центру сзади — отклоняемая поверхность («бобровый хвост»), служащая для продольной балансировки самолета.

Аэродинамические поверхности имеют небольшое плечо относительно цента масс самолета, поэтому дополнительные моменты продольного управления обеспечивают дефлекторы реактивных струй двигателей. Шасси трехопорное.

Основные стойки с четырехколесными тележками установлены с внешней стороны отсеков двигателей и убираются вперед. Передняя стойка со спаренным колесом убирается назад. Створки всех стоек имеют зигзагообразные кромки.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Экипаж состоит из двух человек — летчика и офицера управления. Катапультируемые кресла располагаются рядом друг с другом. Предусмотрена также возможность размещения при необходимости третьего члена экипажа. Отсек для экипажа и полезной нагрузки начинается сразу позади вершины крыла, а заканчивается в месте, где фюзеляж плавно переходит в верхние поверхности крыла.

Силовая установка состоит из четырех нефорсированных ТРД. Два воздухозаборника (по одному на пару двигателей) с пилообразной передней кромкой и S-образно изогнутым вниз каналом для исключения радиолокационного облучения компрессоров двигателей расположены сверху крыла.

Для снижения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Уменьшение уровня ИК-излучения обеспечивается снижением температуры выхлопных газов на выходе из сопел двигателей путем смешивания с охлаждающим воздухом, отводимым через щель сдува пограничного слоя перед воздухозаборниками.

Топливные баки размещены в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций корпуса.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Для увеличения дальности полета В-2 оборудован системой дозаправки топливом в воздухе (топливоприемник размещен за кабиной экипажа). Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным резервированием.

В состав бортового оборудования входит навигационная подсистема, включающая инерциальный блок, связанный с астроинерциальным блоком, две многофункциональные РЛС AN/APQ-118 с синтезированной апертурой, что обеспечивает высокую разрешающую способность и позволяет обнаруживать с большой точностью неподвижные и мобильные комплексы МБР.

Бортовые РЛС дают возможность осуществлять картографирование местности, коррекцию навигационной системы и обеспечивают полет в режиме огибания рельефа местности.

Вооружение размещается в двух внутренних отсеках вооружения, расположенных рядом в центральной части корпуса, на новых вращающихся пусковых установках AARL. На каждой из них можно подвешивать 8 ядерных УР СРЭМ, СРЭМ-2 или КР AGM-129A (ACM). Могут также использоваться ядерные бомбы В-61 или В-83 либо до 70 фугасных бомб общей массой 17420 кг.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Тактико-технические характеристики B-2 Спирит

  • — Первый полёт: 17 июля 1989 года- Начало эксплуатации: 1997 год- Годы производства: 1988—1999- Единиц произведено: 21
  • — Стоимость программы разработки: 44 млрд долларов
  • Стоимость B-2
  • — 1 млрд (без оборудования) 2 млрд 100 млн 300 тыс (с оборудованием), согласно NSIAD-97-181
  • Экипаж B-2
  • — 2 человека
  • Размеры B-2
  • — Длина: 20,90 м- Размах крыла: 52,12 м- Высота: 5,10 м
  • — Площадь крыла: 460 м²
  • Вес B-2
  • — Масса пустого: 71700 кг- нормальная взлётная масса: 152600 кг- максимальная взлетная масса: 171000 кг- масса топлива: 73000 кг
  • — масса полезной нагрузки: до 22730 кг (до 27000 кг после модернизации)
  • Двигатель B-2
  • — тип двигателя: турбореактивный двухконтурный- модель: «General Electric F118-GE-100»- тяга максимальная: 4 × 7700 кгс- масса двигателя: 1452 кг- Тяговооружённость при нормальной взлётной массе: 0,20 кгс/кг
  • — Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,18 кгс/кг
  • Скорость B-2
  • — Максимальная скорость: 1010 км/ч (М=0,95)- Крейсерская скорость: 900 км/ч (М=0,85)
  • Дальность полета B-2
  • — максимальная: 11100 км- боевой радиус: 5300 км
  • — Продолжительность полёта: до 6,5 ч
  • Практический потолок B-2
  • — 15240 м

Вооружение B-2

— Боевая нагрузка: до 22 730 кг (до 27 000 кг после модернизации)- Ядерное оружие: 16 х В61-11 (340 килотонн) или 16 х B83 (1,1 мегатонн) или 16 х AGM-129 ACM или 16 х AGM-131 SRAM II- Обычные бомбы: 80 х Mk.82 или 16 х Mk.84 или 36 кассетных бомб х CBU-87/CBU-89 GATOR- Высокоточное оружие: 8 х GBU-27 или AGM-154 JSOW или 12 х JDAM

— Крылатые ракеты: 16 х AGM-158 JASSM

Фото B-2 Спирит

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ) northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/615-nortrop-b-2-spirit

Northrop B-2 Spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

В 80-е годы в США представили первые в мире боевые самолёты с малой радиолокационной заметностью. Одним из них был «истребитель» F-117, пошедший в бой уже в 1991 году. Второй – более известный во время разработки, но принятый на вооружение даже позже – стратегический бомбардировщик B-2 Spirit («Дух») фирмы «Нортроп».

Однако мало кто знал, что этот самолёт, выполненный по схеме «летающее крыло» – имеет более глубокие корни, чем может казаться. Основатель фирмы – Джек Нортроп – строил «летающие крылья» ещё до войны, и первый тяжёлый реактивный бомбардировщик ВВС США мог быть именно таким.

Предыстория

Джек Нортроп к моменту основания фирмы имени себя успел поработать конструктором в компаниях «Дуглас» и «Локхид». Он уже был автором нескольких замечательных самолётов, но его мечтой было развитие «летающих крыльев», за которыми Нортропу виделось будущее авиации.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

В 1946 году ему наконец удалось материализовать свои идеи в виде тяжёлого бомбардировщика XB-35. Самолёт вызвал у военных огромный интерес, но его поршневые двигатели к этому моменту явно устарели.

Нортропу предложили переделать самолёт в реактивный, и он справился всего за год.

Доработанный XB-47 полетел в 1947 году, и военные начали оформлять заказы. А дальше в дело вмешалась коррупция.

Новый министр обороны Джонсон раньше сотрудничал с фирмой «Конвэр». С ней был связан и секретарь ВВС Саймингтон. И так совпало, что именно самолёт B-36 фирмы «Конвэр» – уже архаичный 6-моторный гигант – был соперником «летающего крыла». Выданный Нортропу заказ обнулили.

Однако в то же время американские адмиралы, возмущённые сокращениями флотского бюджета (при выделении средств на доводку B-36) потребовали разбирательства. Воспользоваться шансом Нортроп не смог. На слушаниях он испугался и показал под присягой, что никакого давления не ощущал и ничего странного в обнулении заказа не видит. История «летающих крыльев» остановилась.

Стелс-бомбардировщик

Спустя десятилетия, в 70-е годы, фирма «Нортроп» стала одним из первых участников проекта создания летательного аппарата, малозаметного для радаров. Хотя разрабатывать лёгкий ударный стелс-самолёт доверили фирме «Локхид», было решено, что разработанные технологии можно использовать и при строительстве дальних тяжёлых бомбардировщиков.

Программа ATB (Advanced Technology Bomber) стартовала в 1979 году.

Проект фирмы «Локхид» напоминал увеличенный F-117. Конструкторы «Нортропа» решили воспользоваться имеющимся у фирмы опытом по созданию «летающих крыльев». В 1981 году их проект победил в конкурсе, ему официально присвоили название B-2 “Spirit”. Первый прототип представили публике в 1988 году, а первый полёт B-2 совершил летом 1989 года.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

За время разработки концепция бомбардировщика успела подвергнуться изменениям. Так, первоначально самолёт должен был быть высотным, но позже основным режимом прорыва ПВО стал полёт на малой высоте.

Конструкция

Бомбардировщик B-2 “Spirit” – 4-моторный дозвуковой самолёт – «бесхвостка» с фюзеляжем, функцию которого выполняет центроплан крыла. В передней части центроплана размещена 2-местная кабина экипажа, за ней – отсек с авионикой. Сократить экипаж самолёта до 2 пилотов позволила высокая автоматизация. Для отдыха и восстановления сил в кабине предусмотрены камбуз, койка и туалет.

Бомбовая нагрузка перевозится в 2 отсеках, на роторных пусковых установках или штатных бомбодержателях, наружная подвеска не предусмотрена.

B-2 может взять на борт до 80 500-фунтовых бомб Мк.82 (в том числе в корректируемом исполнении) или до 16 2000-фунтовых бомб Мк.84. Ядерное вооружение могло включать в себя до 16 термоядерных бомб B61 или B83.

Самолёт B-2 оснащён 4 турбовентиляторными двигателями F188 производства «Дженерал Электрик». Они разработаны на основе моторов F100, использованных на истребителях F-14 и F-16, но лишены форсажной камеры. Каждый F188 имеет 1-ступенчатую турбину высокого давления с 9-ступенчатым компрессором, и 2-ступенчатую турбину низкого давления с 3-ступенчатым вентилятором.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Двигатели бомбардировщика находятся глубоко в корпусе, воздух к каждой паре подводится через S-образные каналы. Часть воздуха поступает не в двигатели, а используется для охлаждения выхлопа и снижения, путём этого, тепловой сигнатуры. Топливные баки находятся в крыльях и центроплане.

Комплекс радиоэлектронного оборудования бомбардировщика B-2 включает в себя всепогодный радар AN/APQ-181, спутниковую и астронавигационную системы. В начале 2000-х годов радар был модернизирован путём установки активных фазированных антенных решёток.

Система управления – электродистанционная, цифровая.

Только так можно было полностью преодолеть неустойчивость «летающего крыла». Малая заметность достигается целым комплексом мер – во-первых, сама выбранная схема обеспечивает снижение площади рассеяния за счёт отсутствия хвостовых рулей и киля. Во-вторых, используется упомянутое принудительное охлаждение реактивных струй.

В-третьих, самолёт покрывается радиопоглощающими материалами (композиты на основе карбона и графита). Наконец, бомбардировщик окрашивается специальной краской, снижающей возможность его визуального обнаружения на дистанциях около 40 км.

Эксплуатация

Работы по созданию B-2 “Spirit” завершились в не очень удачное время. Холодная война заканчивалась, и расходы на оборону резко сокращались. При этом ВВС США уже имели на вооружении два стратегических бомбардировщика – заслуженный ветеран B-52 и современный сверхзвуковой B-1B. При этом первый самолёт был вчетверо дешевле B-2, а второй – втрое.

Читайте также:  Мина лягушка: противопехотная, принцип действия, немецкая шпрингмина 35, sprengmine, советская озм, устройство

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

В итоге первая половина 90-х годов прошла в спорах – нужен ли стелс-бомбардировщик вообще? В 1997 году вопрос всё-таки разрешили в пользу «летающего крыла». Всего было построено 20 самолётов, большинство вошло в состав 509-го бомбардировочного крыла.

В 1999 году «стелсы» приняли участие в бомбардировках Югославии. «Летающими крыльями» было сброшено всего 11% от общего числа бомб, но именно B-2 стали первыми самолётами, применившими бомбы JDAM со спутниковым наведением.

В начале 2000-х годов B-2 использовали для поддержки операций вторжения в Афганистане и Ираке.

«Летающие крылья» действовали как с передовых аэродромов (местонахождение которых не разглашалось), так и с аваибазы Уайтмен, пользуясь дозаправками в воздухе. Самый продолжительный боевой вылет составил 44 часа.

В 2011 году B-2 разбомбили ливийский аэродром в ходе операции по поддержке сил, противостоящих режиму Каддафи. Один из последних эпизодов с участием «летающих крыльев» – уничтожение лагеря ИГИЛ в Сирии в 2017 году.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

За всё время службы был потерян один самолёт. B-2 с именем собственным «Дух Канзаса» упал на ВПП аэродрома вскоре после взлёта. Экипаж катапультировался, но бомбардировщик восстановлению не подлежал.

Лётно-технические характеристики

Прямых аналогов у B-2 нет, до сих пор он остаётся единственным боевым «летающим крылом». Однако по параметрам его вполне можно сопоставить с таким «внутренним конкурентом», как B-52.

 Northrop B-2 SpiritBoeing B-52 Stratofortress
Длина, м 21 48,5
Размах крыла, м 52 56,4
Максимальная взлётная масса, т 170 220
Крейсерская скорость, км/ч 900 844
Максимальная скорость, км/ч 1010 1047
Дальность полёта, км 11000 14080
Боевая нагрузка, т 23 31

Очевидно, что главным преимуществом «Духа» считается его малая заметность. Именно она служит главным оправданием и не очень высокой крейсерской скорости, и максимальной нагрузке, даже уступающей таковой у B-52, и, самое главное – высокой стоимости. Но при этом B-2 не участвовал ни в одной операции, где его незаметность оказалась бы оправдана.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Если другой стелс-самолёт – F-117 – активно пользовался своей «невидимостью» в ходе «Бури в пустыне», то «Spirit» применялся так же, как и другие тяжёлые бомбардировщики, не обладающие малозаметностью.

Вскоре после 1949 года Джек Нортроп отошёл от дел и больше никогда не разрабатывал самолёты.

К концу 70-х годов его здоровье непоправимо ухудшилось, он лишился возможности ходить и разговаривать. Но в 1981 году ему позволили увидеть чертежи проектируемого B-2 “Spirit” и подержать масштабную модель.

По свидетельствам, после этого Нортроп написал, что теперь знает, зачем дожил до этого дня. В настоящее время фирма «Нортроп-Грумман» разрабатывает новый бомбардировщик B-21. Он выполнен по схеме «летающее крыло».

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/b-2-spirit/

B-2 Spirit. История, фото, видео, характеристики

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Разработчик  Northrop Grumman
Первый полет  1989
Единиц произведено  21
Стоимость единицы  $2,1 млрд (с учетом стоимости программы)

Northrop B-2 Spirit (Спирит – Призрак) – американский стратегический бомбардировщик, созданный компанией Northrop в конце 1980-х годов.

История B-2

История бомбардировщика B-2 Spirit началась в далеких 1960-х годах. В то время, во время бушевавшей Вьетнамской войны американские ВВС столкнулись с очень трудностями уровня концепции ведения воздушной войны, приведших к большим потерям.

Одной из серьезнейших проблем, в первую очередь, бомбардировщиков были так называемые «ракетные леса» — при поддержке СССР, силы ПВО Северного Вьетнама выстроили настолько плотную систему обороны, что американские бомбардировщики практически лишились возможности наносить глубинные удары.

Потребность в повышении живучести стала очевидной, как и очевидным стало понимание, что задачу нельзя выполнить, повысив скорость или высотность самолетов – ракеты все равно доставали.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Именно тогда военные исследовательские круги США обратили особое внимание возможности создания техники, невидимой для радаров противника.

В принципе, примеры снижения видимости на то время уже были: еще в период Второй Мировой войны немцы пытались создавать нечто похожее, кроме того в процессе совместных учений с ВВС Великобритании военные заметили, что бомбардировщики Avro Vulcan будучи весьма крупными самолетами благодаря «чистоте» внешней конструкции, значительно менее видимы на радарах, чем американские самолеты классической конструкции, из своих машин такие показатели имел разведчик SR-71. Еще одним катализатором работ стало изучение статьи советского физика Петра Уфимцева, опубликованной в 1962 году.  Кроме того, впервые за все время, конструкторы получили в свое распоряжение суперкомпьютеры, на которых можно было считать показатели ЭПР виртуально, не создавая прототипы этих машин, что ранее делало такие исследования непомерно дорогими.

В течение нескольких лет в научных центрах США под руководством DARPA проводились активные исследования по данной теме (проект XST — Experimental Survivability Testbed) частью которой стал цикл испытаний Lockheed под названием Have Blue.

В итоге, в 1977 году изыскания вылились в развертывание Пентагоном программы создания бомбардировщика-невидимки ATB (Advanced Technology Bomber), относящийся к сверхсекретным «черным проектам» США. По итогам конкурса в программе, получившей кодовое название Aurora приняли участие две команды разработчиков: Lockheed и Rockwell, а так же Northrop и Boeing.

Спустя несколько лет в лабораториях Skunk Works фирмы Lockheed под руководством Бэна Рича был создан тактический бомбардировщик F-117 Nighthawk.

В отличие от F-117, который был тактическим самолетом, второй проект должен был дать ВВС США тяжелый стратегический бомбардировщик. И тут очень кстати оказался опыт Northrop в создании уже почти забытых самолетов типа «летающее крыло».

Еще в 1940-х годах, по заказу Пентагона, Northrop занималась разработками перспективных бомбардировщиков-крыльев: поршневого YB-35 и реактивного YB-49.

Тогда эти самолеты не пошли в серию, однако, новые исследования DARPA показали, что «летающее крыло» будучи очень чистой аэродинамической конструкцией, является наиболее оптимальной по требованиям технологии Стелс.

Видео B-2 : Видео подготовки и взлета стратегического бомбардировщика

Стоит отметить, что проект Northrop оказался невероятно сложным.

Объем НИОКР, проведенный по самолету был для авиации беспрецедентным: модели провели в аэродинамических трубах, общей сложности, 100 дней, двигатели и комплекс управления испытывались 240 дней, а общее время испытаний комплекса бортовой электроники вовсе достигло 5 лет. В итоге, конец метаниям и спорам поставил один из главных менеджеров проекта Хал Маркарян, выработавший дизайн, который лег в основу прототипа. В 1982 году прототип самолета взлетел.

Впервые, самолет, получивший название B-2 Spirit был представлен публике в 1988 году на авиабазе в Палмдейле.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Эксплуатация B-2

Бомбардировщик B-2 Spirit, имея стоимость более 500 млн. долларов за единицу, является самым дорогим военным самолетом в истории.

Это связано с крайней инновационностью самолета и, следовательно, беспрецедентно большим объемом исследований и разработок.

Кроме того, изначально, ВВС планировали закупить 133 бомбардировщика для полной замены B-52, но, с развалом СССР угроза войны исчезла и после сокращения бюджета было решено закупить лишь 20 машин. Самолеты поставлялись в войска с 1994 по 2000 годы.

Будучи наиболее совершенным бомбардировщиком ВВС США, B-2 Spirit принимал участие в нескольких крупных американских военных компаниях:

В первый раз B-2 применялся в Войне в Югославии в 1999 году. Вылетая с территории США, самолеты наносили удары по объектам в Косово. (Именно B-2, по ошибке, разрушил посольство КНР).

Самолеты применялись в операциях в Ираке и Афганистане.

На 2014 год крайним применением была операция Одиссея Рассвет 2011 года, когда B-2 совместно с B-1 Lancer (3 B-2 и 2 B-1) совершили налет на войска Муаммара Каддафи.

B-2 Spirit не несли боевых потерь. Единственной потерей самолета была авария бомбардировщика на о. Гуам в 2008 году. По халатности наземного персонала произошел сбой датчиков, вызвавший преждевременный взлет, потерю скорости и крушение.

На 2014 год на вооружении ВВС США находятся 19 бомбардировщиков B-2 Spirit.

northrop b-2 spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)

Схема B-2 Spirit

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ B-2

Тип стратегический бомбардировщик
Силовая установка четыре ТРДД General Electric F118-GE-100 тягой по 8.6 тс
Максимальная боевая нагрузка 18 тонн
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 11 100 км
Максимальная взлетная масса 181,5 т
Максимальная скорость 1 010 км/ч
Размах крыла 52,40 м
Площадь крыла 464,5 кв. м
Длина 20,9 м
Высота 5,45 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=11172

Стратегический бомбардировщик Northrop B 2 Spirit, технические характеристики ТТХ самолета, стоимость и боевое применение

29.04.2019

Если кому-нибудь пришла в голову идея провести конкурс на звание самого необычного самолета, то американский бомбардировщик Northrop B-2 Spirit точно был бы в числе призеров.

Этот самолет больше напоминает действующую декорацию какого-нибудь фантастического голливудского фильма.

Однако, несмотря на свой диковинный внешний вид, B-2 Spirit является страшным оружием, ведь его создавали для нанесения ядерным ударов по городам и военным объектам противника.

Этот самолет поднялся в небо в самом конце Холодной войны, он был предназначен для прорыва эшелонированной системы ПВО противника, а его необычный внешний вид обеспечивал ему максимальную малозаметность для радаров противника.

Но уже через несколько лет противника, для борьбы с которым создавался этот самолет, не стало, и B-2 Spirit превратился в дорогую диковинку, что нанесла американским налогоплательщикам урона гораздо больше, чем любым врагам США.

Немного истории

Прообразом современных стратегических бомбардировщиков являются дальние бомбардировщики времен Второй мировой войны. Американцы и англичане массировано и весьма эффективно использовали тяжелые самолеты (B-17, B-24, Ланкастер и B-29) для уничтожения промышленного потенциала Германии и превращения немецких городов в пылающие руины.

Стратегическая авиация обрела новое дыхание после начала ядерной эры. Дальние бомбардировщики превратились в стратегическое оружие и стали одним из элементов ядерной триады. Советские и американские «стратеги» находились на постоянном дежурстве, в случае начала Армагеддона они должны были донести ядерное оружие до территории противника и нанести удар по его объектам.

Читайте также:  Самолёт як 12: технические характеристики, радиооборудование, устройство, история создания, применение

Наиболее массовыми стратегическими бомбардировщиками Холодной войны стали советский Ту-95 и американский B-52 Stratofortress.

Совершенствование стратегических бомбардировщиков шло по двум направлениям: увеличение их скорости и снижение радиолокационной заметности. По первому пути пошли создатели Ту-160 и В-1, воплощением второй концепции стал Northrop B-2 Spirit.

Разработка B-2 Spirit

Разработка B-2 Spirit началась в самый разгар холодной войны, в 1979 году. Программа создания бомбардировщиков с пониженной радиолокационной заметностью называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB).

В ней приняли участие гиганты американской авиакосмической промышленности: Northrop, Boeing, Lockheed, Rockwell.

Победителем конкурса стала тандем Northrop и Boeing, а проект самолета, над которым они работали, получил обозначение В-2 Spirit.

Новый бомбардировщик был создан по схеме «летающее крыло» и своим внешним видом разительно отличался от американских «стратегов» В-1 и В-52. Однако история создания самолетов с подобной схемой началась для компании Northrop Corporation гораздо раньше.

Основатель фирмы Джек Нортроп был отличным авиационным конструктором, он еще в 20-е прошлого столетия размышлял над преимуществами, которые получат самолеты, выполненные по схеме «летающее крыло».

Летательные аппараты, построенные по такой схеме, имеют более высокие летно-технические характеристики, по сравнению с обычными самолетами.

Конструкция без фюзеляжа и хвостового оперения может обеспечить летательному аппарату увеличение грузоподъемности, дальности полета и скорости.

К практическому воплощению своих замыслов конструктор смог приступить только через двадцать лет: в начале 40-х годов американские военные заинтересовались созданием бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета.

Первое «летающее крыло» поднялось в воздух в 1946 году. Однако вскоре выяснилось, что уровень развития техники тех лет недостаточен для решения множества проблем, которые возникли сразу после начала эксплуатации машины.

В 1948 году экспериментальный самолет потерпел катастрофу и после этого программу закрыли.

Концепция «невидимки»

Лишь сорок лет спустя авиаконструкторы вновь вернулись к идее «летающего крыла». Ее создатель, Джек Нортроп, умер в 1981 году, он так не увидел ее воплощения в металле.

Кроме очевидных аэродинамических преимуществ, которые давало использование этой схемы, подобная конструкция обладала еще одним важнейшим достоинством: низкой заметностью для радаров.

Американские летчики испытали настоящий шок, побывав в «ракетных джунглях» Вьетнама. Следствием этого стало начало программы «Стелс», которая стартовала в 1965 году.

Ее задачей стало уменьшение радиолокационной заметности самолетов и вертолетов, разработки шли по двум направлениям: поиск конструкции планера, которая бы минимально отражала сигналы радаров и применение особых радиопоглощающих материалов.

Вскоре выяснилось, что для уменьшения радиолокационной заметности самолет не должен иметь выступающих частей, его фюзеляж плавно соединяться с крыльями, а киль желательно убрать вовсе.

Под это описание прекрасно подходит самолет, выполненный по схеме «летающее крыло».

В-2 относится к третьему поколению самолетов «стелс». Первое поколение – это SR-71, представителем второго является F-117. Этот бомбардировщик нельзя назвать полностью невидимым, но значительное снижение эффективной площади рассеивания (ЭПР) делает эту машину малозаметной и значительно снижает ее уязвимость.

У В-2 отсутствует вертикальное оперение, планер имеет скругленную форму, нет никаких выступающих деталей: двигатели, вооружение, топливные баки – все это убрано внутрь корпуса.

В конструкции самолета широко применены композитные материалы, корпус покрыт особым составом, который имеет аббревиатуру RAM. Он состоит из нескольких видов углепластиков и имеет высокий уровень поглощения радиоволн.

Фонарь кабины пилотов покрыт тонким слоем золота, что помогает рассеивать сигналы радаров, и защищает экипаж от светового излучения ядерного взрыва.

Точное значение ЭПР бомбардировщика В-2 засекречено, но считается, что оно составляет 0,0014 м² до 0,1 м².

Кроме того, конструкторы позаботились и об уменьшении заметности самолета в тепловом диапазоне: реактивные струи его двигателей также экранируются.

Стоимость vs. эффективность

Разработка самолета продолжалась десять лет и стоила американским налогоплательщикам 22 млрд долларов, плюс еще один миллиард был потрачен на доработку машины. В 1988 году бомбардировщик был представлен общественности, а еще через год состоялся первый полет машины.

На сегодняшний день Northrop B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории. С учетом средств, затраченных на его разработку, стоимость одной машины составляет 2,1 млрд долларов. Весьма впечатляющими являются и затраты на его обслуживание.

Эта машина создавалась для ядерной войны с Советским Союзом. Противостояние двух ядерных сверхдержав, которое мы сегодня называем Холодной войной, оправдывало любые затраты на военные нужды. Однако даже для этого исторического периода стоимость В-2 выглядит явно завышенной. Почему так получилось?

Дело в том, что разрабатывая этот супердорогой самолет, американцы думали сэкономить. И в этом нет парадокса.

По расчетам американских стратегов, для преодоления советской ПВО, кроме непосредственно бомбардировщиков, был необходим сильный истребительный эскорт (несколько десятков машин), несколько самолетов-постановщиков помех (типа EF-111 «Рэйвен») и самолетов F-4G для подавления ПВО. Данную авиагруппу должны сопровождать самолеты-заправщики (более десятка).

Такой же по мощности удар могли нанести восемь самолетов-невидимок F-117 с поддержкой двух самолетов-заправщиков.

Американцы рассчитывали, что работу, которую должны были выполнять пять или шесть десятков обычных самолетов, могли проделать всего два самолета-невидимки В-2. Экономия, как говорится, налицо.

Кроме того, представители американского ВПК много рассказывали общественности о возможности создания полностью невидимого и неуязвимого самолета. Однако сделать это невозможно в принципе.

Обеспечение малозаметности самолетов стоит очень дорого и не дает полной гарантии успеха. Очень часто для достижения меньшего уровня заметности летательного аппарата конструкторам приходится жертвовать летно-техническими характеристиками машины. Не является ли этот путь тупиковым? Мнения экспертов по этому поводу расходятся.

После развала СССР В-2 потерял единственного достойного противника, против которого имело смысл применять этот самолет. Использовать этот баснословно дорогой и сложный в обслуживании самолет в обычных колониальных разборках нет никакого смысла. Для поражения наземных целей в странах третьего мира вполне достаточно старого доброго В-52 Stratofortress или просто F-16.

Пару слов следует сказать об обслуживании В-2. Расходы на содержание этого самолета действительно велики, они значительно превышают средства, которые нужно тратить на обслуживание других американских стратегов: В-1 и В-52.

B-2 Spirit нуждается в специальном ангаре, с постоянно поддерживаемым микроклиматом. Он боится солнечного ультрафиолетового излучения, оно повреждает радиопоглощающее покрытие корпуса самолета. В мире существует всего лишь несколько авиабаз, которые способны правильно заботиться об этом самолете.

На сегодняшний день в строю находится 19 самолетов В-2.

Описание конструкции

Самолет B-2 Spirit выполнен по схеме «летающее крыло», вертикальное оперение отсутствует. Конструкция самолета по большей части изготовлена из титановых и алюминиевых сплавов, также активно использованы углепластики с повышенной теплостойкостью.

Функции рулей направления выполняют расщепляющие щитки, которые установлены на концах крыла. На задней кромке крыла расположены по три секции элевонов, а также отклоняемая поверхность («хвост бобра»), которая расположена сзади по центру.

Машина оснащена трехопорным шасси, главные стойки имеют тележку с четырьмя колесами, а передняя стойка – с двумя.

Экипаж состоит из двух человек. Вход в кабину пилотов – через отсек передней стойки шасси.

В-2 оснащен четырьмя нефорсированными двигателями, которые расположены по краям центральной части корпуса. Каждые два двигателя имеют по одному воздухозаборнику с пилообразной передней кромкой и изогнутым каналом, который исключает облучение двигателей. Для уменьшения заметности сопла выполнены плоскими.

Самолет оборудован специальной системой, которая охлаждает выхлопные газы и уменьшает заметность в ИК-диапазоне.

B-2 Spirit оснащен весьма продвинутой авионикой. Навигационная система состоит из инерциального блока, связанного с астроинерциальным блоком, есть возможность спутниковой навигации и связи с разведывательными спутниками.

Есть две многофункциональные РЛС AN/APQ-118, они дают самолету возможность полета на малой высоте с огибанием рельефа местности, могут работать в режиме картографирования и сканировать полосу земной поверхности шириной 240 км.

Также на самолете установлен комплекс РЭБ ZSR-62 и аппаратура целеуказания, которая позволяет использовать высокоточные боеприпасы.

В ходе модернизации в 2010 году на бомбардировщик был установлен новейший радар с активной фазированной решеткой.

Вооружение размещено в центральной части корпуса, в двух отсеках. После модернизации бомбовая нагрузка самолета увеличилась до 27 тонн. В-2 может нести ядерные бомбы, ракеты с ядерной БЧ, а также обычные боеприпасы, в том числе и крылатые ракеты.

Применение

Боевым крещением для В-2 стала война в Югославии в 1999 году. Бомбардировщики сбросили около 600 высокоточных бомб. Для участия в боевых действиях эти машины совершали беспосадочный перелет со своей базы в США до Косово и возвращались обратно.

B-2 Spirit принимали участие в первом и во втором конфликте в Ираке, наносили удары по целям в Афганистане, участвовали в операции в Ливии.

Во время всех этих конфликтов ни один из бомбардировщиков не был сбит.

Технические характеристики

Ниже представлены летно-технические характеристики машины.

Модификация B-2
Размах крыла, м 52.40
Длина самолета, м 20.90
Высота самолета, м 5.45
Площадь несущей поверхности, м2 464.50
Масса, кг
пустого самолета 56700
нормальная взлетная 168435
максимальная взлетная масса 181500
топлива (нормальная) 73000
топлива (максимальная) 81650
Тип двигателя 4 ТРДД General Electric F118-GE-100
Тяга, кгс 4 х 8600
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1010
у земли 880
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км
без дозаправки 11100
с одной дозаправкой 18500
Боевой радиус действия, км 5560
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 2-3

Видео о бомбардировщике

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/bombardirovshhik-northrop-b-2-spirit/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector