Подводная лодка проекта 971 щука-б: технические характеристики (ттх) атомной многоцелевой субмарины, вооружение

ПЛАТ – Проект 971 “Щука-Б”

К-284 “Акула” 1980/06.10.82/30.12.84 К-263 “Дельфин” 1981/15.07.84/12.85 К-322 “Кашалот” 1982/1985/1986 К-391 “Кит” 1982/1985/1987 К-331 “Нарвал” 1983/1986/1989 К-419 “Морж” 1984/1989/1992 К-295 “Дракон” 1985/15.07.

94/1996 К-152 “Нерпа” 1986/1998/2002 К-480 “Барс” 1986/1988/12.89 К-317 “Пантера” 1986/05.90/30.12.90 К-461 “Волк” 1986/11.06.91/27.12.92 К-328 “Леопард” 1988/06.10.92/15.01.93 К-154 “Тигр” 1989/10.07.93/05.12.94 К-157 “Вепрь” 1991/10.12.94/08.01.

96 К-335 “Гепард” 1992/1999/2003 К-337 “Кугуар” 1993/2000/2002 К-333 “Рысь” 1993/2000/2002

К-335 “Гепард” 1991/09.99/2002

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок 3-го поколения в июле 1976 г.

было принято решение создать на базе “Горьковского” проекта 945 новую, более дешевую АПЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.

Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр “Щука-Б”, велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования.

Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ “Малахит”, было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения, снижение уровня шумности.

Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова. Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог – многоцелевую АПЛ 3-го поколения “Лос-Анджелес”.

АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения.

Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения. Технический проект “Щуки-Б” был утвержден 13 сентября 1977 г.

Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью “подтянуть” технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед.

На их лодках 3-го поколения (тип “Лос-Анджелес”) был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех.

Другой новой “вводной”, обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами “Гранат”. В ходе доработки, завершившейся в 1980 г.

, лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет. В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре – главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта).

Подводная лодка 971-го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами.

Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах.

Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля: монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок “закатывается” в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.

На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицера), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа “Лос-Анджелес” (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671 РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.

Энергетическая установка корабля включает один реактор водоводяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу – 50000 л. с.

Установлены два турбогенератора переменного тока. Для потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и вспомогательные средства движения – два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л.с., обеспечивающие скорость движения порядка 5 узлов и служащие также для маневрирования на ограниченных акваториях. На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного – для общекорабельных потребителей.

Гидроакустический комплекс МГК-540 “Скат-3” с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении.

Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.

Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).

На корабле установлен навигационный комплекс “Симфония-У”, а также комплекс радиосвязи “Молния-МЦ” с системой космической связи “Цунами” и буксируемой антенной. Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре – 650 мм ТА (суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 – калибром 533 мм).

Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами “Гранат”, подводными ракетами и ракето-торпедами (“Шквал”, “Водопад” и “Ветер”), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами “Гранат” осуществляется специальным аппаратным комплексом.

В 90-х годах на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная “НИИ морской теплотехники” и ГНПП “Регион”. Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71 М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К. Новая торпеда предназначена для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника.

Мощная тепловая энергетическая установка и значительный запас топлива обеспечивают ей большой диапазон глубин хода, а также возможность поражения высокоскоростных целей на больших дистанциях. Аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе и малошумный водометный движитель позволяют УГСТ развивать скорость более 50 узлов.

Движитель без редуктора напрямую связан с двигателем, что, наряду с другими мерами, позволило значительно увеличить скрытность применения торпеды. На УГСТ использованы двухплоскостные рули, выдвигающиеся за обводы торпеды после выхода ее из трубы ТА.

Комбинированная акустическая аппаратура самонаведения имеет режимы локации подводной цели и поиска надводного корабля по его кильватерному следу. Имеется система проводного телеуправления (длина торпедной катушки – 25 км). Комплекс бортовых процессоров обеспечивает надежное управление всеми системами торпеды при поиске и поражении цели.

Оригинальным решением является наличие в системе наведения алгоритма “Планшет”, моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы, наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с борта корабля-носителя.

Современные алгоритмы придают торпеде свойства системы с искусственным интеллектом, что позволяет, в частности, использовать одновременно несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника.

Длина торпеды УГСТ – 7,2 м, масса – 2200 кг, масса взрывчатого вещества – 200 кг, глубина хода – до 500 м, скорость хода – более 50 уз., дальность стрельбы – до 50 км. Продолжается совершенствование и ракето-торпед, входящих в состав вооружения АПЛ 971-го проекта.

В настоящее время они комплектуются новой второй ступенью, представляющей собой подводную ракету АПР-ЗМ (калибр 355 мм, масса 450 кг, масса БЧ 76 кг) с гидроакустической системой самонаведения, имеющей радиус захвата 2 км.

Читайте также:  Крейсер адмирал кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения позволило сместить центр группировки попаданий ракеты к середине подводной цели, поражая ее в прочный корпус. На торпеде использован регулируемый турбоводометный двигатель на смесевом высококалорийном топливе, обеспечивающий АПР-ЗМ высокую скорость сближения с целью, затрудняющей применение противником средств гидроакустического противодействия. Скорость подводного хода ракеты – 18-30 м/с, глубина поражения цели – до 800 м, вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м – 0,9. В то же время на основании Cоветско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением – ракето-торпеды “Шквал” и “Водопад” с СБП, а также КР типа “Гранат”.

Водоизмещение, т: -надводное 8140 -полное подводное 12770 Длина наибольшая, м 110,3 Ширина корпуса наибольшая, м 13,6 Осадка средняя, м 9,7 Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусная Глубина погружения, м 600 Автономность, сут., 100 Экипаж, чел. 73 Энергетическая установка: -тип.

паротурбинная АЭУ -ППУ: – число и тип ЯР 1 ВВР -тепловая мощность, мВт 190 -ПТУ: -тип блочная ГТЗА – число х мощность ГТЗА, л.с. 1 х 50000 -число и тип турбогенераторов 2 АТГ – число гребных валов 1 -тип движителя малошумный ГВ – число х мощность ДГ, кВт 2 х750 – число х мощность РСД, кВт.

2х370 Скорость полного хода, уз: -надводная 10 -подводная 33 Вооружение Торпедно-ракетное: – число х калибр ТА, мм 4 х 650 и 4 х 533 – тип ракет КР “Гранат” – боезапас КР, ПЛУР и торпед 28

Радиоэлектронное (состав): БИУС, НК, ГАК с пассивным и активными трактами, РЛК общего назначения, автоматизированный КРС 10 33

“Щука-Б” стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971 проекта – К-284 – был заложен на берегах Амура в 1980 г.

и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т. е.

в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой “тихой” отечественной лодки предшествующего поколения – 671 РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. В процессе серийного строительства шло непрерывное совершенствование конструкции корабля, была проведена ее акустическая отработка.

Это позволило укрепить достигнутое положение в области скрытности, окончательно ликвидировав былое превосходство cоединенных штатов. По НАТО-вской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula (что вносило определенную путаницу, так как на букву “А” начиналось и название другой Советской лодки – Alfa (проект 705).

После первых “просто Акул” появились корабли, названные на Западе Improved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки Северодвинской постройки, а также последние “Комсомольские” корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа “Лос-Анджелес” (SSN-688-I) ВМС США.

Первоначально лодки проекта 971 несли лишь тактические номера. Однако 10 октября 1990 г. вышел приказ главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина о присвоении лодке К-317 названия “Пантера”. В дальнейшем имена получили и другие атомоходы данного проекта. Первая “Северодвинская” лодка – К-480 – получила имя “Барс”, вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971.

Первым командиром “Барса” стал капитан 2 ранга С.В. Ефременко. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана “Барс” переименована в “Ак-Барс” В 1996 году в строй вступила крейсерская АПЛ (КАПЛ) “Вепрь”, построенная в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, она имела новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю “начинку”.

Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2. По словам ныне покойного главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончавшегося в июле 1997 г.), “Барс” сохраняет большие модернизационные возможности.

В частности, задел, имеющийся у “Малахита”, позволяет повысить поисковый потенциал атомохода приблизительно в три раза.

По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного “Барса” имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку “активными” системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля.

По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ 4-го поколения SSN-21 “Сивульф”. По скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению эти корабли также приблизительно равноценны.

Таким образом, усовершенствованную АПЛ 971-го проекта можно рассматривать как подводную лодку, близкую к уровню 4-го поколения. На Северном Флоте “Барсы” сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, в декабре 1995 – феврале 1996 гг. АПЛ “Волк” (на борту находился штатный экипаж АПЛ “Пантера” во главе с капитаном 1 ранга С.

Справцевым, старший на борту – заместитель командира дивизии капитан 1 ранга В. Королев), находясь на боевой службе в Средиземном море, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение ТАКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”.

При этом было выполнено длительное слежение за несколькими НАТО-вскими субмаринами, в том числе и за американской АПЛ типа “Лос-Анджелес”.

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают “Барсам” возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение “Барсов” позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по Российской территории.

По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре “Будущее стратегических ядерных сил России-дискуссия и аргументы” (Долгопрудный, 1995 год), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа “Лос Анджелес” с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе мирового океана обнаружить “Барс” гидроакустическими средствами практически невозможно. Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. “Барсы” могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Источник: https://war-book.ru/podvodnye-lodki-proekta-971-shhuka-b/

Интересные факты о подлодке К-284 проекта 971 "Щука-Б"

Тридцать лет назад, 30 декабря 1984 года, в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР вступила многоцелевая атомная подводная лодка К-284 проекта 971 «Щука-Б». Это была первая стальная многоцелевая атомная субмарина третьего поколения. В НАТО этот проект и его модификации назвали «Акула».

«Ревущие коровы»

Сам факт присвоения советской подлодке имени грозного океанского хищника говорит о многом.

До того наши лодки в классификации НАТО именовались малозвучно, если не сказать уничижительно: «Танго», «Фокстрот», «Новембер»… А между собой американцы называли их не иначе как «ревущие коровы», утверждая, что слышат их под водой за сотни миль. Акула, как известно, не ревет, она атакует тихо и стремительно. И действительно, «Щуки-Б» оказались тише заокеанских «Лос-Анджелесов».

Стальной двойник

Надо отметить, что проект 971 был реализован практически по тому же техническому заданию, что и выданный ранее горьковскому судостроительному предприятию «Красное Сормово» на создание титановой  лодки проекта 945 «Барракуда».

Головная «Барракуда» К-276 вступила в строй ВМФ чуть раньше — 21 сентября 1984 года. В НАТО ее классифицировали как «Сьера».

«Барракуды» сразу стали и остались до сих пор самыми грозными ударными многоцелевыми атомными субмаринами, превосходящими американский аналог — «Лос Анджелес» практически во всем. Увы, титановые проекты были закрыты еще в конце 1980-х, а сейчас про них и не вспоминают.

Хотя в конструкторском бюро «Лазурит» были готовы проекты титановых лодок четвертого поколения, а в середине 1990-х прорабатывался поистине революционный проект многоцелевой субмарины пятого поколения.

Читайте также:  Маршал устинов - ракетный крейсер: модернизация, история создания, атлант, проект 1164, конструкция, применение

Мотивация для создания стального двойника «Барракуд» была простой: титан дорог, сложен в технологической обработке, к тому же подвержен коррозии при соприкосновении со стальными конструкциями.

То, что уже были накоплены огромные запасы титанового проката, который по советским ценам был не на много дороже качественной судостроительной стали, а технологию работы с этим металлом на «Красном Сормово» довели до совершенства — во внимание не приняли.

Кстати, за десятилетия эксплуатации на лодках проекта 945 особо опасной коррозии так и не наблюдали, корпуса сохранили свою высокую прочность до сих пор. 

8 малоизвестных фактов из жизни маршала СССР Ивана Степановича Конева

Тем не менее Ленинградское СКБ-143  «Малахит» получило задание построить стальные лодки по тому же техзаданию, что и для проекта 945.

Проект 971 клоном «Барракуды» не стал, в том числе потому, что между КБ, специализирующимися на проектировании подводных лодок — «Лазуритом», «Малахитом» и «Рубином», существовала сильная конкуренция.

Каждое предприятие шло своим путем. Стальная «Щука-Б» мало в чем уступила титановой «Барракуде».

Давно не секрет, что проектирование лодки начал  главный конструктор Георгий Чернышев, а после его смерти дело продолжил Юрий Фарафонтов.

Надо пояснить, что существовал проект 671РТМ «Щука», также спроектированный в «Малахите». Внешне лодки двух проектов были похожи, но по внутреннему содержанию и боевым возможностям они принадлежали к разным поколениям.

Что отличало  проект 971 «Щука-Б»?

Лодки имели классическую для советской школы подводного судостроения двухкорпусную конструкцию.

Прочный корпус изготавливался из высококачественной легированной стали, которая позволяла субмарине опускаться на глубину 600 метров.

  Для снижения шумности все механизмы лодки размещались на амортизированных фундаментах, кроме того каждый блок изолировался от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.

Общая амортизация не только уменьшала акустическую шумность, но и значительно снижала разрушающее воздействие подводных взрывов на оборудование и травмирующее на экипаж.

Лодка имела обтекаемый буль, через который выпускалась буксируемая гидроакустическая антенна. Бросалось в глаза плавное соединение хвостового оперения с корпусом.

Зализанность также уменьшала гидродинамические шумы и придавала лодке поистине акулий вид.

Тепловая мощность ядерного реактора равнялась 190 МВт и позволяла развивать на валу мощность в 50 000 л. с.

Вооружение проектов «Щука-Б» было очень мощным. В него входили: торпедо-ракеты, торпеды, крылатые ракеты и ПЗРК. Стрельбу можно было вести из четырех торпедных аппаратов калибра 650-мм и четырех калибра 533-мм.

Боезапас состоял из двенадцати единиц калибра 650-мм и двадцати восьми калибра 533-мм — всего сорок ракет и торпед, лодка могла нести на борту и мины. Для сравнения, просто «Щуки» имели 24 единицы боезапаса. Первоначально на «Щуках-Б» имелись торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Но в 1990-х годах США настояли, чтобы ядерный боезапас со всех российских не стратегических АПЛ был удален.

Новации, внедренные в проект 971, позволили увеличить дальность обнаружения целей в 3 раза, существенно сократить время определения и обработки параметров захваченной цели, выдачи всех необходимых команд на ее уничтожение, снизить уровень собственных шумов в 4 раза по сравнению с предшественницей — «Щукой».

Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа уменьшилась почти вдвое  —  со 130 до 73 человек. Для сравнения, у «Лос-Анджелеса» 121 член экипажа.

В поздних модернизациях «Щуки-Б» оснастили уникальными системами слежения, позволявшими обнаруживать кильватерный след авианосной группы противника на третьи сутки после прохождения в данной точке мирового океана. Также определялось направление движения, и лодка, в случае необходимости, могла спокойно догнать авианосный ордер.

Нереализованные планы

Всего планировалось построить 25 субмарин проекта 971.  Тринадцать в Комсомольске-на-Амуре  на заводе № 199 имени Ленинского комсомола. Двенадцать на Севмашпредприятии в Северодвинске.

За десять лет с 1983 по 1993 год было заложено двадцать подводных лодок, из которых удалось достроить только четырнадцать — по семь на каждом заводе.

Если строительство первых лодок длилось два-три года, то в 1990-х оно застопорилось. 

Первую лодку проекта 971 К-284 заложили в 1980 году, на воду спустили в 1982. К-295 заложили в 1985 году, а спустили на воду в 1994 году, в состав ВМФ ввели в 1996.

«Кошки»

Первоначально лодки имели лишь тактические номера, но в  конце  1990 года по решению главкома ВМФ СССР адмирала В. Н.

Чернавина лодка К-317, построенная в Северодвинске и находившаяся в составе СФ, получила имя «Пантера» в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников.

В дальнейшем все лодки получили такие же имена собственные, какие носили дореволюционные российские подлодки типа «Барс». Подводники говорили, что в ВМФ СССР появилась подводная «кошачья стая», по аналогии с немецкой подводной «волчьей стаей» времен Второй мировой войны.

Впрочем, наряду со звучными и грозными «Барсами»,  «Тиграми», «Леопардами», «Пантерами» проектам 971 давались и водоплавающие имена: «Дельфин», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Морж». Есть «Волк», «Вепрь». Был даже «Дракон», который позднее переименовали в «Самару».

7 главных десантных операций советских войск Второй мировой

Первая же «Щука-Б», начавшая боевую службу тридцать лет назад, была названа, можно сказать, по-натовски: «Акулой». Биография субмарины, открывшая эру стальных многоцелевых АПЛ третьего поколения сложилась весьма ординарно.

15 января 1985 года ее ввели в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок ТОФ. 13 апреля 1992 года лодка К-284 получила имя собственное — «Акула». В 2002 году выведена из состава ВМФ, в 2004  исключена из боевого состава флота.

В настоящий момент ржавеет на отстое в бухте Павловского.

Подлодки в деле

АПЛ проекта 971 и даже 671РТМ отметились в мировых военно-морских сводках, доставив противолодочным специалистам из НАТО массу проблем. Ведь там считали, что давно держат весь подводный флот России под постоянным прицелом. О некоторых в общем-то известных фактах стоит напомнить.

В 1996 году подводная лодка проекта «Щука-Б» вошла в Средиземное море. Англичане засекли ее при прохождении Гибралтара и сразу сели на хвост. Но очень скоро лодка исчезла в не столь уж и обширных пучинах средиземноморья.

Вновь ее обнаружили только у берегов Югославии. «Щука-Б» осуществляла защиту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок.

За время той боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес»

Летом того же года подводная лодка К-461 «Волк» под командованием капитана 1-го ранга Алексея Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила стратегическую атомную подводную лодку ВМС США и, оставаясь незамеченной, скрытно наблюдала за ее выходом в район боевого патрулирования. Буриличев на деле показал высочайший профессионализм как личный, так и всего экипажа, подтвердил все характеристики проекта «Щуки-Б». Вполне заслуженно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Американские специалисты провели тщательный анализ и пришли к выводу, что их корабли противолодочной обороны просто не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б». «Кошачья серия» оказалась даже способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам. Для НАТО это стало своеобразным шоком.

Анекдотичный случай произошел 29 февраля 1996 года. Корабли  НАТО отрабатывали задачи обнаружения и уничтожения лодок вероятного противника, наверное, — российских. Условные лодки были своевременно запеленгованы и уничтожены.

  Когда командованию отрапортовали об успехе,  в середине ордера кораблей НАТО всплыла российская подводная лодка, которая наблюдала за всем ходом учений и о существовании которой никто не догадывался.

Всплытие было обусловлено тем, что одному из моряков сделали прямо на борту операцию по удалению аппендицита, но развились осложнения,  требовалась более квалифицированная помощь. Больного матроса эвакуировали на берег, жизнь его была спасена.

Британские моряки опознали всплывшую субмарину как проект 971 «Щука-Б». Однако они ошиблись: натовцы не смогли визуально идентифицировать и акустически запеленговать лодку второго поколения — проекта 671РТМК «Щука».

Случайно или нет, но после 1996 года активность дальних походов российских многоцелевых АПЛ была резко свернута.

Еще один скандал случился совсем недавно. В июне-июле 2012 года субмарина проекта «Щука-Б» несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, в непосредственной близости от берегов США. Проявила она себя умышленно, когда уходила к родным берегам. В Пентагоне разразился скандал.

По состоянию на 2013 год в строю остаются всего шесть субмарин проекта 971.  Четыре на Северном флоте, две  —  на Тихоокеанском. Остальные — на ремонте, консервации или в отстое.

Читайте также:  Рзсо град (бм-41): технические характеристики (ттх), системы залпового огня на базе камаз 5350

7 знаковых событий в истории самолета «Руслан»

На смену многоцелевым лодкам третьего поколения должны были прийти новые субмарины четвертого поколения типа «Ясень». Однако в силу финансовых и технических проблем ввод их в строй застопорился. А сейчас продолжение строительства под большим вопросом.

В нынешних условиях такие большие и дорогостоящие крейсера, каким является «Ясень», России вроде бы и не нужны.

Что делать дальше? Стальные субмарины проекта 971, как и титановые проекта 945, наверное, можно было модернизировать и доводить до уровня нового поколения, как это делается в авиации. А их просто списали…

Кстати, недостроенные на Севмаше корпуса лодок проекта 971 К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Это, кстати, видно, так как бросается в глаза какая-то кургузая архитектура «Юрия Долгорукого». 

Последняя из проекта 971 лодка — К-152 «Нерпа» была с большим трудом и с человеческими жертвами достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет под именем «Чакра».

Многоцелевые «Щуки» и «Щуки-Б» хоть и уходят в историю, но в жизни отечественного судостроения и подводного флота оставили яркий след. Мы еще в 1980-е годы догнали и даже перегнали американцев по бесшумности и боевой мощи своих многоцелевых ядерных субмарин.

Источник: https://rg.ru/2013/12/30/shuka-site.html

По щучьему: как АПЛ проекта 971 вышли в топ-5 самого опасного оружия России

МОСКВА, 8 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Атомная подводная лодка Тихоокеанского флота «Кузбасс» сегодня уничтожила торпедами отряд кораблей условного противника, сообщает пресс-служба Восточного военного округа.

Разработанные КБ «Малахит» корабли проекта 971 «Щука-Б» сегодня являются самыми многочисленными в ВМФ многоцелевыми атомными субмаринами — в составе Северного и Тихоокеанского флотов числится более 10 таких подлодок.

Базируются они в бухте Ягельная и в поселке Рыбачий.

Несмотря на то что первый корабль серии вступил в строй еще в далеком 1984 году, «Щуки» до сих пор остаются сверхэффективным подводным оружием, с помощью которого можно нейтрализовать целый вражеский флот. По классификации НАТО лодкам присвоены обозначения Akula и Akula-2 (более поздние версии). Несколько субмарин проекта 971 сейчас проходят модернизацию, которая вплотную приблизит их по боевым возможностями к АПЛ 4-го поколения «Ясень». О том, за какие заслуги американское издание National Interest включило «Щуки» в список пяти самых опасных вооружений России и чем может быть чревата встреча с ними в открытом море, — в материале РИА Новости.

Беспрецедентная малошумность — фирменная отличительная черта АПЛ проекта «Щука-Б».

Достичь этого конструкторам удалось благодаря системе двухкаскадной амортизации — все «шумящие» внутренние механизмы установлены на амортизированных фундаментах, блоки и агрегаты отделены от корпуса лодки специальными резинокордными пневматическими амортизаторами.

Плюс ко всему принятый на вооружение в 1996 году усовершенствованный «Вепрь» уже был оснащен активными системами уменьшения вибрации энергоустановки, из-за чего лодка стала еще тише. В НАТО ее прозвали Akula-2.

По расчетам инженеров МФТИ, даже при самых благоприятных гидрологических условиях «Щуки» могут обнаруживаться американскими лодками типа Los Angeles на дальности не более 10 километров, а при неблагоприятных — найти их современными средствами гидроакустики невозможно.

В ВМС США отмечали, что на скоростях 5-7 узлов русские субмарины шумят меньше их собственных наиболее совершенных АПЛ типа Improved Los Angeles. Рыскавшие у берегов стран НАТО «Щуки» не раз становились причиной скандальных заголовков в западных СМИ.

Как ранее отмечал начальник оперативного отдела ВМС США адмирал Джереми Бурда, американские корабли во время контакта с АПЛ Akula-2 у Восточного побережья США оказались не в состоянии ее сопровождать на оперативных скоростях менее 6-9 узлов.

По оценке адмирала, улучшенная Akula-2 третьего поколения по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.

Интересно, что проникновение в глубины Мирового океана стаи бесшумных российских лодок настолько встревожило Запад, что в 1991 году эта тема обсуждалась в конгрессе США.

Американские законодатели хотели потребовать от России «раскрыть карты» подводного кораблестроения, ограничить количество многоцелевых субмарин и даже были готовы выделить деньги на переоборудование российских верфей под строительство гражданской морской техники.

Вооружена и очень опасна

При том что «Щуки» вычислить в океане весьма проблематично для противника, сами они все «видят» и «слышат» очень хорошо.

Вместе с традиционной гидроакустической станцией на борту субмарин установлена уникальная, не имеющая аналогов в мире аппаратура поиска надводных кораблей и подлодок по кильватерному следу.

Причем высокочувствительные приборы позволяют распознать след подлодки даже спустя несколько часов после ее прохождения.

Как и положено многоцелевому боевому кораблю, «Щука-Б» вооружена до зубов и даже в одиночку способна натворить дел при встрече с конвоем противника. Внушительный боезапас и восемь торпедных аппаратов (четыре калибра 533 миллиметра и четыре — 650 миллиметров) позволяют ей качественно отрабатывать цели с помощью целого арсенала торпед, крылатых и подводных ракет. Кроме того, лодка умеет ставить мины.

Несмотря на то что, по советско-американским договорам 1989 года, из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены ядерные ракеты-торпеды «Шквал» и «Водопад», субмарина проекта 971 даже обычным оружием способна эффективно охотиться на авианосцы, эсминцы, подводные лодки и наземные объекты противника.

Ранее сообщалось, что после модернизации «Щук» до версии 971М на них будут базироваться крылатые ракеты «Калибр-ПЛ» с возможностью старта из-под воды. Эти ракеты уже отлично себя зарекомендовали и приобрели мировую известность — в декабре 2015 года дизельная лодка  Б-237 «Ростов-на-Дону» впервые нанесла ими мощный удар по позициям боевиков в Сирии.

Вторая щучья жизнь

Из кораблей проекта 971 модернизацию в Центре судоремонта «Звездочка» сейчас проходят субмарины К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара».

Ожидается, что первым в строй в 2018 году вернется обновленный «Леопард».

Кроме «Калибров», он получит современный радиоэлектронный комплекс, систему навигации и усовершенствованную гидроакустическую станцию,  позволяющую «услышать» корабли противника еще на большей, чем прежде, дистанции.

Как ранее заявил в интервью «Российской газете» руководитель Центра судоремонта «Звездочка» Николай Калистратов, технический потенциал, закладываемый примодернизации кораблей проекта «Щука-Б», будет сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения «Ясень» конструкторского бюро «Малахит».

«Щуки» настолько хороши, что ими давно заинтересовались за рубежом. В 2004 году ВМС Индии планировали получить от России в аренду две такие лодки. Проект уже был согласован с кабмином Индии, но тем не менее в 2007 году новый кабинет министров принял решение реализовать опцион только на одну АПЛ, получившую название Chakra.

Источник: https://ria.ru/20170908/1502111265.html

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б»

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», по кодификации НАТО — «Akula» — многоцелевая АПЛ третьего поколения. Предназначена для борьбы с группировками кораблей и подводными лодками противника.

Может принимать участие в проведении операций специального назначения, осуществлять минные постановки, вести разведку.

 Особенность проекта — значительное снижение шумности за счет плавно сопряженного соединения хвостового оперения с корпусом

     АПЛ «Щука-Б» Имеет двухкорпусную конструкцию. Корпус выполнен из высококачественной легированной стали.

Для упрощения монтажа лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объЕм работ из стеснЕнных условий отсеков подлодки непосредственно в цех.

После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.

     В лодках проекта используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.

Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна.

Установлены два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

     Энергообеспечение осуществляется атомной энергетической установкой. Экипаж размещЕн во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несЕт вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам» бороться с ПЛ и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.

Начиная с К-391 в носовой части корабля монтируются пусковые установки средств комплекса гидроакустического противодействия.

  • Основные тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»
  •      Основные характеристики:
  • Обозначение проекта 971 «Щука-Б»
  • Разработчик проекта СПМБМ «Малахит»
  • Кодификация НАТО «Akula»
  • Скорость:- надводная: 11,6 узла
  • — подводная: 33 узла
  • Глубина погружения:- рабочая: 480 м
  • — предельная: 600 м
  • Автономность плавания 100 суток
  • Экипаж 73 человека (31 офицер)
  •      Размеры:
  • Водоизмещение:- надводное: 8140 т
  • — подводное: 12 770 т
  • Длина наибольшая, по КВЛ: 110,3 м
  • Ширина корпуса наиб.: 13,6 м
  • Средняя осадка, по КВЛ: 9,7 м
  •      Силовая установка:

Атомная: 1 реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с.

  1.     Вооружение:
  2. Торпедно-минное вооружение- 4×650-мм ТА (12 торпед)
  3. — 4×533-мм ТА (28 торпед)
  4. Ракетное вооружение:- ИРС Калибр-ПЛ для 533-мм ТА
  5. — вместо части торпед подводные ракеты и ракето-торпеды
  6. ПВО ПЗРК «Стрела-3М», 3 пусковых контейнера, 18 ракет

Источник: https://ruspekh.ru/articles/podvodnaya-lodka-proekta-971-shchuka-b

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector