Самолёт су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик утёнок, технические характеристики, модификации

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификации

Су-34 — новейший российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик. В СМИ и в ВКС России самолёт имеет неофициальное название «Утёнок», предназначен для замены устаревших самолетов Су-24М и Су-25. Су-34 предназначен для решения широкого спектра задач: нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника, уничтожение надводных кораблей, ведение радиоэлектронной борьбы, уничтожение воздушных целей и нанесение стратегических ударов (в том числе ядерных).

Истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет сверхманевренность, единственная фигура высшего пилотажа недоступная Су-34 это «Кобра Пугачева». Су-34 имеет большой боевой радиус действия, при использовании подвесных топливных баков и малой боевой нагрузке самолёт способен использоваться в качестве стратегического бомбардировщика.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификацииСу-34 на авиабазе

История разработки

Предшественниками Су-34 были фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель-бомбардировщик Су-17 и Миг-27. Су-24 был специализированным бомбардировщиком, предназначенным для бомбовых ударов.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 мог атаковать цель на малых высотах (50-150 метров), для этого он имел автоматическую систему огибания рельефа местности.

Атака на малой высоте затрудняла обнаружение самолета вражескими радарами и повышала точность бомбометания.

Су-24М имел крыло изменяемой стреловидности, что повышало его аэродинамические характеристики, на больших скоростях полёта более эффективна большая стреловидность, а на малых (взлет, посадка) — меньшая.

Модернизированный Су-24М получил усовершенствованную авионику (самолёт смог использовать корректируемые авиабомбы КАБ-500, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59 «Овод», Х-29) и некоторые другие улучшения.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификацииПолет Су-34 на околозвуковой скорости

Фронтовой бомбардировщик Су-24М мог использовать ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-77.

Однако самолет третьего поколения легко засекался вражескими РЛС, имел малую бомбовую нагрузку (стандартно 4 тонны, максимально 7,5), не был способен эффективно противодействовать вражеским истребителям (самолет не имел высокой маневренности, эффективного вооружения класса «воздух-воздух»), имел очень маленький боевой радиус (500 км со стандартной нагрузкой 4 тонны, при нагрузке 7,5 тонны радиус был менее 350 км).

Самолеты Су-17 и Миг-27 имели еще меньшую бомбовую нагрузку (около 2-3 тонн), были в большей степени истребителями, чем бомбардировщиками.

Су-25 был штурмовиком и не имел столько возможностей, сколько бомбардировщик (за исключением модернизированных версий).

К тому же к концу 80-х все эти самолеты устарели по большинству показателей и не отвечали современным требованиям. Был нужен принципиально новый самолет.

  • Радиолокационная станция Ш-141
  • Самолет Су-34 имеет радиолокационную станцию Ш-141 предназначенную для обнаружения широкого спектра целей. РЛС обеспечивает обнаружение:
    — крупных наземных целей до 200-250 км;
    — наземных целей в среднем до 150 км;
    — танковые колонны до 75 км;
    — крупных транспортных самолетов (без стелс) до 250 км;
  • — истребителей (поколения 4, 4+,4++) до 90 км.

  ВВС России получат шесть бомбардировщиков Су-34

Так же самолет имеет РЛС заднего обзора, способную засекать вражеские ракеты и самолеты, попытавшиеся атаковать Су-34 сзади.

Дальность обнаружения целей в задней полусфере порядка 5-20 км (отсутствуют точные данные в прессе, для ракеты дальность обнаружения меньше, для самолета больше).

Многими экспертами высказывается мнение, что самолет может наводить ракеты на цели, находящиеся в задней полусфере (что в свою очередь является уникальной технологией).

ТРДД АЛ-31Ф-М1

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф-М1 с форсажной камерой. Двигатели АЛ-31Ф-М1 развивают максимальную тягу 13300 кгс. Максимальная скорость при использовании данных двигателей доходит до 1900 км/ч.

Назначение Су-34

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по широкому спектру цель: от одиночных танков и БМП до крупных промышленных объектов и кораблей.

Су-34 имеет 12 узлов подвески вооружения; может использовать всю номенклатуру неуправляемых авиабомб калибром до 1500 кг; корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500; всю номенклатуру неуправляемых авиационных ракет; управляемые ракеты Х-29, Х-58, Х-15, Х-59 «Овод», Х-55/555, Х-35 «Уран» и Х-31. Стандартный боевой радиус действия 1100 км (с меньшим вооружением и подвесными топливными баками радиус действия до 3500 км).

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификацииПуск ракеты

Боевое применение

1. Пятидневная война (август 2008 года) в Южной Осетии: Су-34 в количестве 2-х единиц применялся для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех «Хибины» (еще до принятия на вооружение).

2. Военная операция России в Сирии (с 30 сентября 2015 года).

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификацииКрасивый эффект от испарения влаги при в процессе преодоления звукового барьера

Модернизация Су-34

Су-34М — перспективная модернизация российского истребителя-бомбардировщика Су-34 «Утёнок». Самолёт получит усовершенствованную электронику, новые двигатели семейства АЛ-41Ф, сможет использовать новые типы ракет (Х-59МК2). Внешне самолёт не будет отличаться от базовой версии. Изменения коснутся авионики, средств РЭБ и двигателей.

Высказывается мнение, что на самолёте заменят прицельно-навигационный комплекс «Платан» на модернизированный или новый комплекс.

Также планируется сильно повысить возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ), путём добавления нового съемного контейнера, который будет крепиться на одной из 12 точек подвески самолёта.

Комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибина», расположенный в двух контейнерах на законцовках крыльев останется и будет дополнять новый комплекс РЭБ.

Самолёт получит перспективную управляемую ракету класса «воздух-поверхность» большой дальности Х-59МК2. Ракета будет иметь максимальную дальность 285 км, на ней будут частично применены технологии снижения радиолокационной заметности (стелс).

  Многоцелевой боевой самолет поколения IV++ Су-34. Часть 3

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификацииАвиационная управляемая ракета Х-59МК2

Длина ракеты составляет 4,2 метра. Х-59МК2 оснащена складным крылом, длина которого от одного конца до другого 2,45 метра. Стартовый вес ракеты около 770 кг. Ракета способна запускаться на высотах от 200 метров до 11 км при скорости полёта от 0,5 до 0,9 Махов (один Мах равняется скорости звука). Во время запуска цель должна находиться в передней полусфере в пределах 90 градусов.

Ракета Х-59МК2 летит на высоте 50-300 метров, скрываясь от радаров противника (радары плохо обнаруживают цели на малых высотах, так как они «сливаются с поверхностью земли»). Вероятное отклонение ракеты от цели не превышает 5 метров (при максимальной дальности в 285 км)!

Боевая часть ракеты имеет массу 310 кг, что позволяет ракете наносить большой урон вражеским целям.

Также большая масса БЧ позволит уничтожать широкий спектр целей (от кораблей и промышленных объектов до колонн бронетехники и зенитно-ракетных комплексов).

Ракета имеет малогабаритный турбореактивный двигатель, способный развивать скорость до 1000 км/ч. Помимо Су-34М, ракету способен использовать самолёт пятого поколения Су-57.

  1. Данная ракета существенно повысит возможности и перспективного истребителя-бомбардировщика Су-34М и перспективного истребителя пятого поколения Су-57.
  2. Весьма вероятно, что Су-34М сможет использовать ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 и КС-172.
  3. Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификацииРакета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-37

Максимальная дальность пуска Р-37 составляет 300 км. Такая большая дальность позволяет ракете уничтожать на больших дистанциях вражеские стратегические бомбардировщики и крупные транспортные самолёты. Боевая часть ракеты порядка 60 кг. Стартовая масса ракеты 600 кг.

Ракета состоит на вооружении ВКС России и используется высотными истребителями-перехватчиками Миг-31БМ и многоцелевыми истребителями Су-35С.

Некоторые источники утверждают, что также ракету способны нести самолёты Су-27.

Вероятно, Су-27 нуждаются во внешнем целеуказании при пуске на предельные дальности, потому что их радары не способны засекать на таких больших дистанциях воздушные цели.

Также, вероятно, Су-34М смогут нести перспективные ракеты КС-172 с максимальной дальностью пуска 400 км.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификацииДвухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф

Самолёт Су-34М получит новые двигатели с большей реактивной тягой. Двигатели будут иметь отклоняемый вектор тяги, что повысит маневренность самолёта. Новые двигатели нужны самолету, так как Су-34 весит в полтора раза больше, чем Су-27 на базе которого он разработан.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утёнок» является грозным оружием за счёт мощного и разнообразного вооружения, систем РЭБ, большого боевого радиуса и отличной маневренности. Модернизированная версия повысит возможности Су-34.

/Александр Растегин/

  • ТЕГИ
  • многоцелевой истребитель
  • Су 34
  • Х-59МК2

Источник: https://army-news.ru/2018/02/su-34-utyonok-nezamenimyj-samolyot-dlya-aviacii-vks-rossii/

Бомбардировщик Су-34. Фото. История. Характеристики

Су-34 является самолетом-бомбардировщиком, который был спроектирован в конструкторском бюро Сухого. Разработка данного аппарата была начата еще в 80-х годах прошлого века. Главным конструктором проекта был назначен опытный Р.Г. Мартиросов, но также следует отметить конструктора М.П. Симонова, который приложил немалые усилия для создания данного самолета.

Что касается проекта самолета Су-34, то в конструкторском бюро данную машину обозначали как Т-10В. В основу данного аппарата намеревались положить самолет Су-27УБ. По первоначальному проекту планировалось провести модернизацию большого количества систем самолета типа Су-27, что в конечном итоге привело бы к появлению новой модификации.

Краткая история появления и испытаний самолета Су-34

Проектирование новой машины под названием Су-34 было окончено в начале 1990 года. После окончания разработок началось изготовление опытного образца.

Новую машину создавали путем переделки учебного самолета Су-27УБ. Его оснащали всем оборудованием и частями конструкции, которые продумали конструкторы.

Данная работа проводилась на авиазаводе Сухого, рабочие заменили носовую часть, мотогондолы и воздухозаборники.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификации

Впервые переоборудованная машина осуществила свой полет весной 1991 года. Истребитель-бомбардировщик модели Су-39 был полностью готов зимой 93 года. Еще через год данная машина была представлена публике в Париже на авиавыставке.

В планах производителей четко просматривается идея продажи ее на мировых рынках, поскольку на международных выставках она имеет англоязычную аббревиатуру.

Читайте также:  Сикорский игорь иванович: краткая биография авиаконструктора, почему конструктор самолётов уехал из россии

Некоторые машины окрашены в морские цвета, что позволяет их использовать над акваториями и размешать их на авианосцах.

Особенности машины Су-34

При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула.

Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны.

Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификации

Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи.

Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок.

Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификации

Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификации

Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе.

На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе.

Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78.

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификации

Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ.

Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания.

Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

Су-34 характеристики:

Модификация   Су-34
Размах крыла, м   14.70
Длина самолета, м   22.00
Высота самолета   5.93
Взлетная масса, кг
  нормальная   39000
  максимальная   44360
Тип двигателя   2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф)
Тяга нефорсированная, кгс   2 х 14000
Максимальная скорость, км/ч
  на высоте 11000 м   1900 (М=1.6)
  на уровне моря   1400
Практическая дальность, км   4500
Боевой радиус действия, км   600 -1130
Практический потолок, м   17000
Макс. эксплуатационная перегрузка   7
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
 Боевая нагрузка — 8000 кг (нормальная — 4000 кг) на 12 узлах подвески:
 8 УР класса воздух-воздух Р-73;
 6 УР класса воздух-воздухР-27РЭ или Э;
 8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
 6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
 6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А;
 1 многоцелевая УР Альфа;
 3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
 3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.

Боевые самолеты СССР

Источник: http://avia.pro/blog/su-34

Что представляет собой бомбардировщик Су-34? — fanC — КОНТ

Во вторник, 29 сентября, СМИ сообщили о том, что шесть российских бомбардировщиков Су-34* прибыли на авиабазу под сирийским городом Латакия. База будет использоваться для оказания помощи правительству президента Башара Асада, чьи войска воюют с запрещённой в РФ террористической группировкой «Исламское государство».

Самолёт Су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик Утёнок, технические характеристики, модификации

О том, что представляет собой бомбардировщик Су-34, рассказывает АиФ.ru.

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «защитник») — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток.

Особенности

Су-34 удобен для экипажа. За кабиной экипажа находится небольшой отсек, где можно разогреть пищу, а в катапультных креслах встроены электромассажёры. Другой особенностью является то, что пилот и штурман обладают возможностью обходиться без кислородных масок на высотах до 11 тысяч метров.

Су-34 безопасен. Пилотская кабина самолёта выполнена как бронекапсула, поэтому экипаж может действовать на малых высотах в условиях огневого противодействия со стороны противника. Бронезащиту имеют также важные агрегаты борта, в том числе двигатели.

Су-34 способен выполнять длинные перелёты. Объём топливных баков самолёта позволяет ему летать на расстояние до 4000 км, а с дозаправкой — до 7000 км.

Су-34 практически неуязвим. Самолёт оснащён радиолокационной станцией с фазированной антенной решёткой, радиолокационной станцией заднего обзора, предназначенной для предупреждения экипажа об атаке противника и управления ракетами класса «воздух-воздух» в задней полусфере, и аппаратурой радиоэлектронного противодействия.

Разработчик: ОКБ Сухого.

Производитель: НАПО им. В. П. Чкалова.

Главный конструктор: Р. Г. Мартиросов.

  • Первый полёт: 13 апреля 1990 года.
  • Начало эксплуатации: 21 марта 2014 года.
  • Статус: эксплуатируется, производится.
  • Основные эксплуатанты: Россия, ВВС России.
  • Единиц произведено: 76.
  • Стоимость единицы: 1,5 млрд рублей.
  • Базовая модель: Су-27.
  • Тактико-технические характеристики
  • Экипаж: 2 человека.
  • Длина: 23,3 м.
  • Размах крыла: 14,7 м.
  • Высота: 6,09 м.
  • Площадь крыла: 62 м².
  • Угол стреловидности: 42°.
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,5.
  • База шасси: 6,63.
  • Колея шасси: 4,4 м.
  • Масса:
  • пустого: 22 500 кг,
  • нормальная взлётная: 38 240 кг,
  • максимальная взлётная: 45 000 кг.
  • Двигатель: 2×ТРДДФ АЛ-31Ф-М1.
  • Тяга:
  • максимальная бесфорсажная: 2×8250 кгс,
  • на форсаже: 2×13 500 кгс.
  • Степень двухконтурности: 0,571.
  • Масса двигателя: 2×1520 кг.
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9G.
  • Максимальная скорость:
  • у земли: 1400 км/ч,
  • на большой высоте: 1900 км/ч (1,8М).
  • Перегоночная дальность: 4500 км с тремя ПТБ.
  • Боевой радиус: 1100 км.
  • Практический потолок: 17 000 м.
  • Тяговооружённость:
  • при нормальной взлётной массе: 0,71,
  • при максимальной взлётной массе: 0,6.
  • Вооружение
  • Пушечное вооружение: 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
  • Узлов подвески вооружения: 12.
  • Боевая нагрузка: 8000 кг максимальная и 4000 кг нормальная.
  • КРЭП: комплекс радиоэлектронного противодействия Хибины (изделие Л-175В).
  • Радиолокационная станция:
  • дальность обзора до воздушной цели (с ЭПР равной 3 м²): 120 км,
  • сопровождение: до 10 целей одновременно,
  • обстрел: до 4 целей одновременно,
  • дальность обзора по наземным целям: 30–100 км.
  • На вооружении:
  • ВВС России — 70 Су-34 по состоянию на 16 июля 2015 года:

ГЛИЦ 929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова, расположены в городе Ахтубинске, Астраханская область — в составе 3 единицы.

4-й ордена Ленина Краснознамённый центр боевого применения и переучивания лётного состава военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова (аэродром Липецк-2, Липецкая область) — 4 единицы.

  1. 47-й отдельный смешанный авиационный полк 105-й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО (аэродром Балтимор, Воронежская область) — 24 единицы (2 эскадрильи).
  2. 559-й отдельный бомбардировочный авиационный полк 4-го командования ВВС и ПВО (аэродром Морозовск, Ростовская область) — 32 единицы (2,5 эскадрильи).
  3. 98-й отдельный смешанный авиационный полк 1-го командования ВВС и ПВО России (аэродром Мончегорск, Мурманская область) — поставки ожидаются в 2015 г.
  4. 277-й бомбардировочный авиационный Млавский Краснознамённый полк, 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 3-го командования ВВС и ПВО расположены на аэродроме Хурба, Хабаровский край— поставки ожидаются в 2015 г.
  5. * Среди российских военных Су-34 получил прозвище «Утёнок» из-за носовой части самолёта, напоминающей клюв утки.
  6. источник
Читайте также:  Заточка ножей: правильный угол кромки клинка, таблица, виды - односторонняя, двухсторонняя, преимущества, абразив

Источник: https://cont.ws/post/127627

Фронтовой бомбардировщик Су-34. Летно-технические характеристики

2015-06-04T19:03+0300

2015-06-04T19:42+0300

https://ria.ru/20150604/1068221283.html

Фронтовой бомбардировщик Су-34. Летно-технические характеристики

https://cdn21.img.ria.ru/images/101832/35/1018323536_0:88:2991:1785_1036x0_80_0_0_74d52d88e35e710ead223e810684ce92.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Минобороны РФ подтвердило аварию фронтового бомбардировщика Су-34, который перевернулся при посадке на аэродром под Воронежем, летчики живы.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине, а также поражения воздушных целей противника.

Разработка самолета велась с начала 1980-х годов в Опытном конструкторском бюро им. П. О. Сухого (Публичное акционерное общество «Компания «Сухой»). Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование  Су-27ИБ, т.е. «истребитель-бомбардировщик»), а предсерийный вариант получил название Су-34.

Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.

Затем для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы «тандем». Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.

Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Первый вылет опытной машины состоялся 13 апреля 1990 года. Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова.

Постройка первого самолета серийным заводом была завершена в конце осени 1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели подняли его в первый полет. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже.

Планер Су-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42 градуса.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы.

Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа.

Защиту получили также и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 килограмм.

Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами противовоздушной обороны.

В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, «клавишного» типа.

На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения.

Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.

Технические характеристики

  • Экипаж – 2 человека;
  • Нормальная взлетная масса — 39 000 кг;
  • Максимальная взлетная масса — 45 100 кг;
  • Максимальный вес боевой нагрузки — 8 000 кг;
  • Длина самолета — 23,34 м;
  • Высота самолета — 6,36 м;
  • Размах крыла — 14,70 м;
  • Максимальная скорость полета:
  • у земли — 1 400 км/ч,
  • на высоте — 1 900 км/ч.
  • Практический потолок — 14 650 м;
  • Дальность полета, без дозаправки/ с дозаправкой — 4 500/ 7 000 км;
  • Количество точек подвески – 12.
  • Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30-мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты «воздух — воздух» четырех типов, управляемые ракеты «воздух — поверхность», авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.
  • Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20150604/1068221283.html

«Адский утенок»: бомбардировщик Су-34 за 60 секунд

Су-34 создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, при этом конструкторы учитывали наличие у вероятного противника большого количества истребителей четвертого поколения. Именно поэтому самолет способен не только наносить удары по наземным целям, но и вести воздушный бой.

История создания

Базовая модель Су-34 — тяжелый истребитель Су-27, однако в конструкцию были внесены серьезные изменения. В первую очередь они коснулись кабины: пилоты сидят в ней рядом, а не друг за другом. Это облегчает работу и коммуникацию членов экипажа. Кроме того, самолет выполнен по схеме «продольный триплан», что позволило улучшить его маневренные характеристики.

По сравнению с Су-27 была увеличена полезная нагрузка и запас топлива. Первый полет машина совершила 13 апреля 1990 года, но сложная экономическая ситуация в стране позволила начать производство только в 2008 году.

Из-за характерной приплюснутой формы носовой части в войсках получил прозвище «утенок». Всего на вооружении стоит более 100 бомбардировщиков.

  • Интересные факты
  • — РЛС переднего обзора способна обнаруживать наземные и воздушные цели на расстоянии до 250 км, 4 из которых самолет способен обстреливать одновременно;
  • — РЛС заднего обзора в контейнере между двигателями позволяет обнаруживать атаку в заднюю полусферу;
  • — Несет средства РЭБ, которые уменьшают вероятность поражения Су-34 системами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз и способны подавлять как радары самолетов, так и средств ПВО;
  • — Благодаря этому бомбардировщик может использоваться в том числе и как самолет радиолокационной борьбы;
  • — Кабина самолета имеет размеры, достаточные для того, чтобы пилоты могли во время дальнего перелета встать в полный рост и размяться, кресла оснащены системой электромассажа;
  • — Пилоты могут приготовить пищу в микроволновой печи, на борту есть кондиционер и биотуалет.
  • Характеристики  
  • Длина: 23,3 м
  • Размах крыла: 14,7 м
  • Высота: 6,09 м
  • Максимальная взлетная масса: 45 000 кг
  • Максимальная боевая нагрузка: 9000 кг, 12 000 кг при боевом радиусе менее 1000 км
  • Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже: 2 × 13 500
  • Максимальная скорость: 2200 км/ч (1,8 М)
  • Перегоночная дальность: 4000 км (7000 км с ПТБ)
  • Боевой радиус: 1100 км
  • Практический потолок: 17 000 м

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201711091403-qgvw.htm

Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34

К началу 80-х годов парк фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС, состоявший из самолетов третьего поколения Су-17, Миг-27 и Су-24 различных модификаций, морально и физически устарел. Самолеты постепенно вырабатывали свой ресурс, а техническое оснащение этих летательных аппаратов уже не соответствовало современному уровню.

ВВС требовался современный самолет подобного класса, однако создание новой военной техники требовало все больших затрат. Более перспективной для авиационной промышленности могла стать разработка истребителя-бомбардировщика на базе уже имеющихся, состоящих на вооружении серийных машин.

Наиболее подходящим для этого оказался многофункциональный истребитель Су-27.

В начале 80-х годов в ОКБ П.О. Сухого приступили к проектированию фронтового истребителя -бомбардировщика. Работу над новым самолетом Т-10В (заводское обозначение), более известным как Су-27ИБ (ис-требитель-бомбардировщик) возглавил Генеральный конструктор ОКБ М.Симонов, а руководителем проектирования, постройки и испытаний стал Главный конструктор Р.Марти-росов.

Самолет Су-27ИБ создавался как модификация серийной «спарки» Су-27УБ и поэтому не должен был иметь существенных различий с базовой машиной по конструкции планера и в аэродинамике. Изменения коснулись лишь массы самолета и состава применяемого вооружения, а соответственно, и боевого комплекса управления и наведения оружия.

К 1990 году проектирование Т-10В было закончено, и на базе серийного Су-27УБ после соответствующей доработки (переднюю часть фюзеляжа заменили новой, с двухместной кабиной, где экипаж располагался «по-автомобильному» — бок о бок, установили нерегулируемые воздухозаборники и переднее горизонтальное оперение — ПГО, частично изменили наплывы крыла) был построен Т-10В-1 (бортовой номер 42).

13 апреля 1990 года пилот ОКБ, заслуженный летчик-испытатель А.Иванов поднял его в воздух. После выполнения программы аэродинамических испытаний и отработки дозаправки топливом в воздухе машину перегнали в Крым, где летом того же года состоялась демонстрация образцов новой авиационной техники Президенту СССР М.Горбачеву.

Информация о новом истребителе-бомбардировщике прошла по каналам ТАСС, и фотография Су-27ИБ впервые появилась в открытой печати.

А через два года на выставке-показе новейших образцов авиационной техники на аэродроме Мачулище (Беларусь), состоявшейся 13 февраля 1992 года для глав военных ведомств СНГ, жур-налисты впервые получили возможность детально осмотреть самолет Су-27ИБ.

Вскоре новый истребитель-бомбардировщик принял участие в показательных полетах на авиасалоне «Мосаэрошоу-92» в подмосковном городе Жуковском, где Су-27ИБ, ведомый экипажем в составе заслуженного летчика-испытателя Е.Ревунова и штурмана-испытателя 2-го класса Е.Донченко, совместно с парой Су-27П продемонстрировал имитацию дозаправки от танкера Ил-78.

Подготовка к серийному производству велась на Новосибирском авиационном заводе имени В.Чкалова. К концу осени 1993 года из его цеха выкатили первую опытную машину Т-10В-2 (бортовой номер 43).

Новому истребителю-бомбардировщику было присвоено обозначение Су-34. 18 декабря 1993 года летчики-испытатели И.Вотинцев и Е.Ревунов совершили на нем первый полет. А уже 3 марта 1994 года Е. Ревунов и И.

Читайте также:  Маршал устинов - ракетный крейсер: модернизация, история создания, атлант, проект 1164, конструкция, применение

Соловьев выполнили на нем беспосадочный перелет Новосибирск — Москва.

К концу 1994 года построили «пятерку» — Т-10В-5, первый серийный самолет с бортовым номером 45 («четверка» из-за финансовых и технических неурядиц была построена позднее). 28 декабря 1994 года «пятерка» поднялась в воздух, пилотируемая летчиками-испытателями Е.Ру-дакасом и Е.Ревуновым.

А уже в начале мая 1995 года самолет перегнали в ЛИИ им. М.Громова и подготовили к выставке в Ле Бурже (самолет получил новую окраску и трехзначный номер «349»). На Парижском шоу он был представлен как Cy-32FN — морской истребитель. Та же машина приняла участие в Российской выставке МАКС-95.

  • По сведениям российской печати, в конце 1998 года в стадии постройки на заводе в Новосибирске находились еще два Су-34, а к концу 1998 года предполагалось довести их количество до 12 экземпляров.
  • В настоящее время самолет проходит испытания, включая отработку электромагнитной совместимости бортовых систем и вооружения.
  • Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 является преемником самолета Су-24 и сочетает в себе качества современной ударной машины и истребителя, способного вести маневренный воздушный бой с любыми самолетами противника.

На борту Су-34 установлены цифровая ЭВМ и другое электронное оборудование с многократным дублированием, в том числе система инерци-альной навигации с коррекцией от спутников и многофункциональный радиолокатор с высокой разрешающей способностью, благодаря чему самолет может выводиться с высокой точностью в любой планируемый район, а также система следования рельефу местности на малой высоте. Машина оснащена системой дозаправки топливом в полете «шланг — конус», что дает ей практически неограниченную дальность полета.

В состав вооружения входят самонаводящиеся корректируемые ракеты и бомбы. Огневой мощи Су-34 вполне достаточно для поражения хорошо защищенных целей.

Для улучшения управляемости, в первую очередь на больших углах атаки, применено переднее горизонтальное оперение, которое на малых высотах уменьшает нагрузку на крыло самолета.

Истребитель-бомбардировщик оснащен системой активной безопасности в полете (системой искусственного интеллекта), а для защиты экипажа используется бронирование.

Просторная комфортабельная кабина Су-34 с параллельным размещением кресел К-36 позволяет пилоту вставать с кресла и проходить в зону отдыха. Кроме всего прочего, кабина оборудована кондиционером, термосом, туалетом и прибором для подогрева пищи. Вход в нее осуществляется через нишу передней стойки шасси.

Самолет Су-34 превосходит своих западных конкурентов MD-F-15E и «Торнадо» IDS по таким важнейшим показателям, как боевая живучесть и эффективность бортового радиоэлектронного комплекса. По своим уникальным боевым и летным качествам, а также по высочайшему техническому уровню он может быть признан самолетом XXI века.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК Су-34

Самолет Су-34, выполненный по схеме «триплан» с цельноповоротным ПГО и среднерасположенным крылом, имеет интегральную компоновку.

Фюзеляж самолета плавно сопрягается с крылом. В его головной части, начинающейся радиопрозрачным эллиптической формы обтекателем бортовой радиолокационной станции, оборудована кабина экипажа.

Она выполнена в виде броневой капсулы из титана (толщина брони 17 мм) и бронестекла.

Внутри нее на приборной панели установлены многофункциональные цветные экранные индикаторы, на которые выводится информация о работе основных самолетных систем.

Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором размещены основное радиоэлектронное оборудование (доступ к нему осуществляется также через нишу передней опоры шасси) и патронный ящик с боекомплектом пушки.

В средней части фюзеляжа располагаются основные топливные баки-отсеки.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух отсеков двигателей, хвостовых и центральной балок. Хвостовые балки несут основное горизонтальное и вертикальное оперение, а центральная, заканчивающаяся радиопрозрачным обтекателем, заключает в себе задний топливный бак и отсек тормозных парашютов.

Крыло самолета состоит из центроплана и отъемных консолей, имеющих угол стреловидности по передней кромке 42°. Удлинение крыла 3,5, сужение 3,4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами (аэродинамическими поверхностями, выполняющими функции закрылков и элеронов) и двухсекционным поворотным носком. Углы отклонения флаперонов — от +35° до —20°, а поворотного носка -30°.

В консолях крыла, выполненных по кессонной схеме, оборудованы топливные баки-отсеки.

В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом из них находится 30-мм скорострельная одноствольная автоматическая пушка.

Основное горизонтальное цельно-поворотное оперение (дифференциально отклоняемый стабилизатор) управляется с помощью электродистанционной системы.

Консоли его трапециевидной формы с углом стреловидности по передней кромке 45° разделены вдоль на две части. При управлении самолетом по крену задние части стабилизатора также могут отклоняться.

Углы отклонения стабилизатора — от +15° до —20°, а его задних половин — на 10° вверх и вниз.

Переднее горизонтальное оперение, установленное в торце наплыва крыла, состоит из двух цельнопово-ротных консолей с углом стреловидности по передней кромке 53,5°.

Вертикальное оперение — двухки-левое, с углом стреловидности по передней кромке 40°. Каждый киль оснащен рулем направления.

Шасси самолета трехопорное, убирающееся в ниши головной части и центроплана. На основных опорах телескопического типа устанавливаются двухколесные (КТ-206) тележки. На управляемой передней опоре полурычажного типа — пара колес КН-27.

Силовая установка Су-34 включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31 Ф с суммарной тягой на форсаже 25 600 кгс.

АЛ-31 Ф имеет модульную конструкцию и состоит иэ четырехступенчатого компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов, девятиступенчатого компрессора высокого давления, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатых охлаждаемых турбин высокого и низкого давления, форсажной камеры и сверхзвукового реактивного сопла. Он оснащен гидроэлектронной системой автоматического управления и топливопитания с электронным регу-лятором-ограничителем.

На самолете планируется установка более совершенных и экономичных двигателей АЛ-31 ФМ или АЛ-35Ф с тягой, достигающей 14 000 кг.

Топливная система самолета состоит из четырех баков увеличенного объема, насосов подкачки и перекачки топлива и топливно-расхо-домерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. Дозаправка Су-34 через штангу топливозаправки производится от самолетов Ил-78, Ил-78М и Су-24М.

Гидросистема — дублированная, закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Она используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес, работы системы дистанционного управления, гидроцилиндров механизации крыла. Аварийная система выпуска шасси — пневматическая.

  1. Электрооборудование включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимых в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трехфазного тока, аккумуляторные батареи в качестве резервного источника питания.
  2. Специальное оборудование Су-34 состоит из обзорно-прицельного и пилотажно-навигационного комплексов, а также аппаратуры бортового комплекса обороны и системы объективного контроля и регистрации параметров.
  3. К основному оборудованию можно отнести цифровую электродистанционную систему управления самолетом, систему активной безопасности, систему гашения упругих колебаний фюзеляжа в плоскости тангажа при полете в турбулентной атмосфере, РЛС переднего и заднего обзора, оп-тико-электронную прицельно-навигационную аппаратуру (встроенную и на внешних узлах подвески), контейнеры с разведывательным оборудованием и средствами радиоэлектронных помех.

Вооружение состоит из 30-мм встроенной пушки ГШ-301, а также управляемых, корректируемых и неуправляемых ракет и бомб широкой номенклатуры, размещаемых на двенадцати точках подвески.

Это УР класса «воздух — поверхность» Х-25, Х-29, Х-31, Х-58, Х-59, Х-59М; противокорабельные УР Х-31 А и Х-35; УР класса «воздух — воздух», увеличенной дальности Р-27, средней дальности Х-77 и малой дальности Р-73; корректируемые авиационные бомбы КАБ-500 и КАБ-1500, а также НУРСы С-8; С-13 и С-25.

Истребитель-бомбардировщик Су-34: 1 — ПВД (приемник воздушного давления) основной; 2 — обтекатель радиопрозрачный для многорежимной бортовой PJIC с фазированной антенной решеткой; 3 — штанга дозаправки топливом в полете методом «шланг — конус», 4 — стенка боковая бронированной кабины (титан); 5 — рабочее место летчика; 6 — рабочее место штур-мана-оператора; 7 — пушка ГШ-301 (калибр 30 мм, боезапас 180 снарядов); 8 — фара подсветки заправочной штанги; 9 — ПГО (переднее горизонтальное оперение); 10 — антенна радиокомпаса; 11 — ПВД резервные; 12 — воздухозаборники нерегулируемые; 13 — опора шасси, передняя; 14 — опора шасси, основная (для Т-10В-1); 15 — стойка основной опоры шасси с тандемным расположением колес; 16 — носки крыла, отклоняемые; 17—флапероны; 18 — разрядник статического электричества; 19 — блок антенн радиотехнических устройств; 20 — рули направления; 21 — гребень под-балочный; 22 — — сопла двигателей; 23 — обтекатель радиопрозрачный антенны бортового комплекса обороны; 24 — ракета Х-29Т; 25— ракета Х-31П; 26 — ракета Х-59М; 27 — ракета Р-73; 28 ракета РВВ-АЕ; 29 — бомба КАБ-500КР; 30 — бомба КАБ-500Л.

Сравнительные характеристики Су-34 м аналогов

Су-34 «Торнадо» F-15E
Экипаж, чел. 2 2 2
Длина самолета, м 23,3 16,7 19,43
Размах крыла, м 14,7 13,9/8,6 13,05
Площадь крыла, м2 62 29,7/28,1 56,5
Максимальная скорость полета, км/ч 1900 2300 2650
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1400 1480 1480
Максимальное число М 1,8 2,2 2,5
Практический потолок, м 15 000 15 000 18 300
Дальность полета без дозаправки, км 4000 3890 4445
Максимальная взлетная масса, кг 45 000 27 200 36 700
Боевая нагрузка, кг 8000 9000 10 600
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7 7,5 9

 И.БЕДРЕТДИНОВ, инженер

Моделист-конструктор № 5'2000

Источник: https://techno-story.ru/articles/aircrafts/489-su-34

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector