Sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ттх)

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Полвека назад, 22 декабря 1964 года, совершил первый полет американский высокоскоростной самолет-разведчик SR-71, из-за окраски фюзеляжа в темно-синий цвет получивший прозвище Blackbird («Черный дрозд»). К 1998 году, когда самолет сняли с вооружения, в США были построены 32 «Черных дрозда»; 12 из них потеряны. Сегодня подразделение Skunk Works американской компании Lockheed Martin, разработавшее SR-71, занимается созданием нового беспилотного летательного аппарата SR-72, который должен будет занять место, освободившееся после списания Blackbird.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)SR-71A Blackbird

В начале 1960-х, в разгар холодной войны, подразделение Skunk Works американской компании Lockheed (после слияния в 1995 году с Martin Marietta стала называться Lockheed Martin) начало разрабатывать высокоскоростной самолет-разведчик для Центрального разведывательного управления США. Самолет, получивший обозначение A-12, разрабатывался специально для ведения разведки над территорией СССР, однако после принятия на вооружение в 1963 году для этих задач ни разу не использовался.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Костюм летчика SR-71

Параллельно с A-12 Skunk Works разрабатывала высокоскоростной стратегический самолет-разведчик под обозначением SR-71. Изначально в его основу планировали положить разведывательную версию RS-70 сверхзвукового бомбардировщика XB-70 Valkyrie (отсюда и происходит индекс SR-71).

Впрочем, после начала работы инженеры Skunk Works решили, что платформа A-12 лучше подходит для высоких скоростей и большой высоты полета, проведения разведки, рекогносцировки и наблюдения.

В основу обновленного проекта было решено взять разведывательный самолет ЦРУ, и в 1964 году SR-71 выполнил первый полет.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Дозаправка SR-71 от танкера KC-135Q Stratotanker

Корпус SR-71 получил аэродинамические «острые» формы фюзеляжа, как у A-12. Кроме того, на самолет были установлены массивные мотогондолы, а основные элементы конструкции разведчика были выполнены из титановых сплавов.

Последние, ввиду их устойчивости к сильному нагреву, позволяли самолету выполнять полеты на скоростях, близких к трем числам Маха (около 3,5 тыс. км/ч).

На скорости более 3 тысяч километров в час SR-71 нагревался до 400-450 градусов Цельсия.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Сборка самолетов-разведчиков ЦРУ A-12

Для охлаждения кабины пилотов использовались кондиционеры, в качестве хладагента в которых применялось авиационное топливо, отбираемое из топливопроводов. После участия в теплообмене оно сразу же поступало в двигатели и сгорало.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)SR-71A Blackbird

Для обеспечения нормального дыхания пилотов на высоте полета более 13 тысяч метров были разработаны специальные скафандры полного давления. Они равномерно сдавливают тело и грудную клетку, помогая дышать при низком атмосферном давлении в кабине и нормализуя кровообращение. Позднее эти же скафандры использовались при запусках «Шаттлов».

  Ту-22М «Бэкфайр» получит современную электронику

SR-71 окрашивался в темно-синий цвет, чтобы не выделяться на фоне ночного неба, из-за чего вскоре получил прозвище Blackbird («Черный дрозд»). При этом самолет стал первым летательным аппаратом, в котором были использованы технологии малозаметности: плоский фюзеляж, наклонные кили, радиопоглощающее покрытие и топливная смесь с добавлением цезия для снижения температуры выхлопных газов.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)SR-71A Blackbird

Однако самым «передовым» элементом конструкции самолета-разведчика были турбореактивные двигатели J58 с изменяемым циклом, которые устанавливались на SR-71 осесимметрично и имели регулируемые воздухозаборники с подвижными в горизонтальной плоскости конусами. Благодаря этим силовым установкам SR-71 установил в 1976 году абсолютный рекорд скорости при полете по прямой — 3529,56 км/ч.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Двигатель J58-P4

Основную тягу при полете на скоростях до двух чисел Маха обеспечивали турбореактивные двигатели, размещенные внутри прямоточных воздушно-реактивных.

В таком режиме большая часть поступающего воздуха проходила через зону компрессоров, сжималась, смешивалась с топливом и поступала в камеру сгорания.

Истекающие из камеры сгорания разогретые газы вращали турбину, которая в свою очередь раскручивала входной вентилятор турбореактивного двигателя.

Изменение режимов работы двигателя в полете производилось, помимо прочего, за счет специальных подвижных конусов в воздухозаборниках. По мере роста скорости конусы задвигались, отводя все больше воздуха в обходные каналы прямоточных двигателей, но и обеспечивая минимальный приток в турбореактивный двигатель.

При скорости полета около 3 тыс. км/ч и выше конусы задвигались практически полностью.

При этом большая часть набегающего воздуха сжималась, за счет образования ударных волн нагревалась на внешней части подвижных конусов и, минуя компрессоры, камеру сгорания и турбину, поступала сразу в форсажную камеру, где уже смешивалась с топливом и раскаленными газами из камеры сгорания турбореактивного двигателя.

Гибридный двигатель J58 был достаточно сложным в эксплуатации. Для запуска силовых установок SR-71 на земле использовались машины Wildcat V8, оснащенные двумя двигателями общей мощностью 600 л.с. Они раскручивали осевой одновальный компрессор J58 до начала устойчивого турбореактивного цикла.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)SR-71A Blackbird

Разогрев входящего воздуха до рабочих температур полета на земле осуществлялся посредством специальных установок с турбореактивными двигателями J75, размещавшихся на некотором расстоянии перед воздухозаборниками. Для начального поджига топлива в камере сгорания на земле использовался триэтилбор, самовоспламеняющийся при температуре воздуха выше минус пяти градусов Цельсия.

  Управляемые ракеты для ПАК ФА

Из-за высокой мощности воздухозаборники SR-71 легко втягивали со взлетно-посадочной полосы мелкие предметы, которые могли повредить двигатель. Чтобы избежать этого, на аэродромах базирования SR-71 находились специальные уборочные команды, поддерживавшие взлетные полосы практически в идеально чистом состоянии.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Кабина пилота SR-71

Конструкцию двигателя усложняло и наличие компьютера, регулировавшего впрыск топлива в камеру сгорания и форсажную камеру, а также отвечавшего за перемещение конусов в воздухозаборниках по мере роста скорости. Иногда датчики, с которых компьютер снимал показания в полете и использовал полученные данные для расчета основных параметров работы двигателей, отказывали и управлять SR-71 становилось крайне сложно.

SR-71A Blackbird

За все время действия проекта «Черный дрозд» были построены 32 самолета, из них 12 были потеряны, причем по небоевым причинам. До того как в 1998 году SR-71 списали, он принял участие в нескольких боевых заданиях, включая разведывательные полеты над Кольским полуостровом, Кубой, а также Египтом, Сирией и Иорданией в 1973-м во время арабо-израильской «войны Судного дня».

Самолеты также регулярно участвовали в исследовательских полетах NASA по программам разработки технологий устойчивого сверхзвукового полета AST и перспективного самолета с крейсерской сверхзвуковой скоростью полета SCAR.

Перспективный SR-72

С 2007 года подразделение Skunk Works американской компании Lockheed Martin ведет разработку нового гиперзвукового разведывательного беспилотного летательного аппарата SR-72 (в нумерации соблюдена преемственность, как и в случае с SR-71), который в перспективе займет место, освободившееся после списания SR-71. Перспективный аппарат, если его разработка будет завершена, по своим размерам будет сопоставим с SR-71, но сможет развивать вдвое большую скорость — до шести чисел Маха.

Перспективный SR-72

В середине декабря 2014 года NASA заключило с компанией Lockheed Martin контракт на разработку концепции перспективной гиперзвуковой силовой установки для разведчика SR-72. Стоимость контракта составила 892,3 тысячи долларов.

Предполагается, что перспективный двигатель будет представлять собой комбинацию из турбореактивного двигателя смешанного цикла TBCC и прямоточного воздушно-реактивного двигателя DMRJ, способного запускаться и поддерживать устойчивую работу на скоростях от 2,2-2,5 числа Маха.

Когда именно SR-72 может быть принят на вооружение, пока неизвестно.

/По материалам lenta.ru/

Источник: https://army-news.ru/2015/01/samolyot-razvedchik-sr-71-blackbird-legenda-xolodnoj-vojny/

SR-71 самолет-легенда. — Сообщество «Человек Стреляющий» на DRIVE2

Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик США . Кодовое название среди операторов ЦРУ США «Blackbird» ( Чёрный дрозд, Чёрная птица), на самом деле это ''прозвище'' никогда не было официальным.Самолёт эксплуатировался с 1964 по 1998 годы.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

SR-71 в сумерках. Отчётливо видны ударные волны в выхлопах. Нельзя не отметить фотогиничность ''дрозда''.

Этот самолёт не может не вызывать уважение у любого человека, знакомого с авиацией. Пилоты 71-но именовались не иначе как супер-асы, но чаще их называли ''камикадзе''.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Экипаж SR-71 в тренировочных костюмах.

Скорость полёта могла достигать 3470км/ч, то есть 3маха. Высота крейсерского полёта 30-31км. Температура обшивки и кромок крыла +290 — +430'С. Помимо этого уникальный двигатель с встроенным полнопроточным контуром реактивного движения, и уникальное топливо. Ну обо всем по порядку.

Базис машины (те принципы на которых она построена) — это сложение трёх требований: высота, скорость, незаметность.Изначально прототипом 71 послужил высотный разведчик А-12. Машина весьма спорная и во многом не удачная. Достижение высот в 24-25тыс.м было сложной задачей на рубеже 60гг ХХв.

Двигатели самолётов тех лет, только-только шагнули за барьер звука и были ещё мало ресурсными и не экономичными. К тому же освоение высот требовало большого числа экспериментов и опытов. В итоге появился первый в Мире турбопрямоточный двигательPratt & Whitney J58-P4.

Это гибрид прямоточного реактивного двигателя и турбореактивного двухконтрурного двигателя. В котором реализованы высотность и скорость полёта.

Скорость крейсерского полёта 2,8маха привела к перегреву поверхностей самолёта. температура носовой части машины на таких скоростях равны 290-320'С.

При разгоне до 3,2маха температура нарастает до 427'С, если по показанию датчика температура была мене этого показателя, то пилот мог разогнать машину до 3300км/ч.

Реализация возможности полёта на скорости в 3маха привела к созданию машины на 64% из титанового сплава (кстати титан окольными путями покупали в…СССР!)

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Сборочная линия компании Локхид

Незаметность машины была на уровне технологий СТЕЛС первого поколения. Машину красили специальной термостойкой радиопоглощаеющей краской (причём через каждые 50-60летных часов перекрашивали). Машина создавалась как ''летающее крыло'' -тоесть вся поверхность — несущая.

Горизонтальное оперение было заявлено на 15градусов внутрь, для снижения видимости по контуру машины. Кроме того специально созданное топливо — охладитель JP-7 имело ряд химических добавок для снижения температуры выхлопа, в последствии от этих добавок отказались из-за токсичности выхлопа.

Машина была гордостью США, но вот коллизия, летали на ней не пилоты ВВС, а ЦРУ! Реально ВВС США никогда не эксплуатировало 71-го!

Читайте также:  Lockheed f-117 nighthawk: самолёт стелс, история создания, боевое применение, конструкция, вооружение, ттх

По воспоминаниям пилотов машина была ''убийственно'' тяжёлой в управлении. Автоматика управления машиной на этапе 1962-1970гг была ещё не надежна.

Стоит отметить, что пилотов к ''птичке'' учили для допуска к самостоятельному полету аж 4года! Это при том, что астронавтов обучали за 2 года в среднем, а пилота шаттла за три. Полёты на высоте более 24тыс.

м привели к созданию скафандра объемной компенсации давления, как у астронавтов. Впрочем, слегка переделанный скафандр с 71-го достался пилотам шаттлов. Маневренность машины была очень плохой во всем диапазоне скоростей и высот.

Пилотов при рулении по ВПП и на начале разбега сопровождал маслкар до скорости в 160м/ч, с авиатехником, а позднее со спец световым табло. Пилот имел плохой обзор ВПП.

Радиус виража на скорости в 3 маха не позволял развернуть 71 в пределах одного штата Невада и поэтому машина залетала ещё в пару соседних. Во время войны во Вьетнаме 71-й не мог развернуться над Вьетнамом и залетел ''вынуждено'' в Китай. После пары таких ''выходок''китайцы стянули на границу с Вьетнамом 70% ЗРК. ЦРУ решило не играть с огнём и 71-е отозвали из Вьетнама.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Процедура заправки 71-но производилась только жёсткой сцепкой (штанга) от специально переоборудованного под топливо JP-7 ''Стратотанкера'' КС-133

''Сверхскоростная смерть'' — прозвище 71-го, данное ему после ряда аварий и катастроф. Из 32 машин построенных для ЦРУ — 12 машин были потеряны в авариях и катастрофах, а ещё 7 были повреждены до степени списания. Для 71-го катастрофическим был отказ двигателя или поломка шасси.

Кроме того, ''смертельными'' были отказы автоматики конусов и даже термодатчиков. Система пожаротушения в 71-м отсутствовала вообще, в виду экономии веса и неэффективности (возможно и тушить то было нечего).

По результатам статических испытаний планера на скоростях в 2,7маха, летальным для ''дрозда'' было даже одиночное попадание снарядом авиапушки в 20мм, боевая живучесть машины оценивалась, как крайненизкая из возможных.Катапультация была возможна лишь на скорости до 0,8маха и высотах не более 20тыс.м.

Приятная деталь, от ЦРУ, ставшая известной лишь в 1998г, то есть при снятии машины с эксплуатации.

При вылетах на выполнение миссий за пределами США самолёт ''дополнительно'' снаряжался 115кг взрывчатки, нет не в виде бомб, а ввиде зарядов на секретных узлах и аппаратуре, причём по 1,2кг взрывчатки было под каждым из членов экипажа (хотите на Марс, нет? а все равно полетите!). Инициация зарядов происходила или от сработки катапульт или от набора аварийных сигналов от блока управления машиной.

Изначально SR-71должен был ''шпионить'' над СССР, но ПВО СССР — это вам не Вьетнам или Китай. В ЦРУ знали (и не плохо знали!) возможности советских ЗРК и авиации ПВО и от ''залетов'' на территорию СССР отказались.

Кроме того в 1965г в СССР получили в ПВО инфракрасные и тепловые ГСН к ЗРК, да и РЛС СССР развивались быстрее технологий СТЕЛС в США. К тому же машина с температурой обшивки в 420'С и t.C выхлопа в ~6000'С на фоне температуры окружающей среды в -40'С была видна в тепловом и ИК диапазонах почти за 1000км.

Максимум, что позволяли себе ''янки'' в отношении СССР — это близкие подходы к воздушному пространству и не более. Пролет на Кольским полуостровом — это единственный вход в воздушное пространство СССР, продолжительностью 14минут.

При этом ''дрозду'' пришлось вызывать помощь истребителей с авиабазы США, поскольку экипаж был напуган сработками предупреждений об облучении комплексами наведения перехватчиков СССР. Полёт был провальным, поскольку цели бывшие в ''разработке'' не смогли сфотографировать и даже достигнуть.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Двигатель SR-71 в музее. Видны синие цвета металла сопла — следствие воздействия высоких температур.

Машина была чудовищно дорогой и сложной. Стоимость одного SR-71 составляла 1/3 цены авианосца типа Вашингтон или 14 Б-52 Стратофортресс. В общей сложности на момент постройки Локхид зарегистрировали 5тыс. патентов. Цена дня эксплуатации была равна содержанию полка ВВС за месяц, сказывалась огромная цена запчастей и топлива.

Обслуживались 71-е исключительно инженерами Локхида. Машина по праву является рекордсменом по количеству нормочасов обслуживания на час полёта — 1862н.ч./ч.полёта. Ресурс двигателей был менее 3,5тыс.часов до кап ремонта, причём для проведения ремонта машину гнали на завод и там снимали моторы.Весьма сложным был и процесс заправки топливом.

В процессе постройки машины баки и панели поверхностей были выполнены на подвижной основе и в холодном состоянии имеют зазоры от 5 до 8мм. В машину заливают топливо на 25-40 минут полёта, при этом топливо сочится по кромками крыльев и фюзеляжа, оставляя за машиной мокрые следы на рулежке.

При взлете пилот разгоняет машину на форсаже до 2,8 маха, после чего прогретые до 150'С панели и баки расширяются и зазоры исчезают. Далее следует заправка в воздухе и полёт. Интересная деталь: шасси 71-го из-за облегчения систем, не рассчитано на посадку с заправкой свыше 40% веса топлива.

Особое топливо JP-7 не может воспламениться при температуре менее 460-480'С. В полёте топливо выполняет роль теплоносителя, отводя тепло от кромок и поверхностей крыла и фонаря кабины. Часть фюзеляжа так же охлаждается орошением топливом в полёте, на что расходуется до 10% топлива в полете.

Кабины вентилируются системой кондиционирования, однако во избежание ожогов пилотов, категорически запрещено касание стекол и рамок фонаря кабины в полёте.

Но самым утомительным процессом для наземного персонала был процесс подготовки машины к взлету. Подготовка и приведение машины в готовность занимали 79ч, а карта предполетной подготовки для аэродромного персонала имела 8943(!) пункта и требовала штата в 114человек(!).

То есть за почти четверо суток до полёта машину начинали готовить 114 техников и инженеров, проводя осмотры, проверки и тесты машины. Огромное недовольство пилотов вызывал процесс ''посадки'' в кабину ''дрозда''.

Пилота в скафандре с блоком обеспечения (суммарный вес около 75кг) ставили под наклоном на специальный погрузчик под углом и цепляли ремнями.

Затем погрузчик поднимал пилота и оператора на высоту кабин (4,2м) и при помощи разборный помостов группа из шести техников сажала экипаж в ''дрозда'', попутно соединяя провода и шланги.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Кокпит кабины пилота SR-71. Достаточно компактные размеры кабины и теснота были предметом нарекания пилотов. К тому же, при отказе системы охлаждения кабины, пилот погибал, зажариваясь всего за 12-15минут.

Самостоятельно ходить экипаж не мог в скафандре для миссий. Тренировочные скафандры имеют яркую оранжевую окраску и намного легче. Большинство фото экипажей именно в них, но эти скафандры не позволяли набирать высоты более 20тыс.м.

«Боевой скафандр» А-71-JSR имел чёрный цвет и безбликовое стекло и позволял летать и на практическом потолке в 26тыс.м и на денамическом потолке в 33тыс.м. В нем пилот был неотличим от астронавта.

Экипаж занимал места за час до вылета и выполнял проверки.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

''Дрозд'' в сопровождении F-104 с шевроном НАСА. Серия полётов 1998г. Интересный факт: ''дрозд'' формирует турбулентные потоки огромной силы, поэтому эшелоны движения в воздухе на время полётов перекрывали на 2-4 часа.

Несмотря на все эти ''изыски'' машина была в эксплуатации с 1964 по 1998гг. Средний налет парка 13-17тыс.ч.Тренировочных машин было всего три, так называемые спарки-дублеры.Лебидиной песней 71-го стала серия полётов для НАСА в 1998г, после чего последний из ''Чёрных дроздов'' был законсервирован в АБ ''Эдвардс''.

  • В настоящий момент в востановимом состоянии находится 5 ''Дроздов'', причём как НАСА так и ЦРУ разрабатывают программы ввода машин в эксплуатацию.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Последнее ''предпенсионное'' фото 71-х перед отправкой в музеи 1998г АБ Лэнгли.

Аналогичная ''титановая'' машина была создана и в СССР, правда в единичном экземпляре — это Т-100 ОКБ Сухого. Назначение машины было иным, да и машина была по проще и по надежнее.

«Чёрный дрозд» так и не стал рекордсменом по высоте полёта, его побила машина КБ Микояна, за ним остался лишь рекорд для машин с турбо-прямоточными двигателями, развитый в горизонтальном полёте в течении 10часов, рекорд составляет — 3529,56 км/ч.

Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорда, все они относятся к скорости полёта.

Источник: https://www.drive2.ru/c/2013975/

Lockheed SR-71 Blackbird. Время «Чёрных дроздов»

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ) Со времени первого полета «Черного дрозда» — именно так окрестили современники стратегический разведчик SR-71 – прошло более полувека. История отмерила ему полет длиной в 34 года, непростую и яркую судьбу.

Начало пути

У SR-71 солидная «родословная». Его главный «родитель» — выдающийся конструктор Кларенс Джонсон, во многом определивший развитие военной авиации США в конце ХХ века.

А «родиной» «Черного дрозда» по праву можно считать цеха знаменитого «Skunk Works» — одного из ведущих подразделений корпорации Lockheed. sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Кларэнс Джонсон и его U-2 и SR-71

Предшественником и прообразом SR-71 стал высотный самолет-разведчик А-12, также созданный К. Джонсом. Для начала 60-х годов А-12 показывал поистине «заоблачные» результаты в скорости — 3300 км/ч и высоте полета — около 29 км. По мнению Джонсона и его коллег, этого вполне должно было хватить для совершения безнаказанных разведывательных полетов над территорией СССР и Кубы.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Самолет-разведчик A-12

Но грандиозным планам ЦРУ, в чьем ведении находился А-12, так и не суждено было сбыться. 1 мая 1960 года его «старший собрат» — самолет – шпион U-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом, был превращен в груду обломков недалеко от Свердловска зенитной ракетой комплекса С-75. Стало понятно, что время безнаказанных полетов над СССР безвозвратно закончилось.

Читайте также:  Симо хяюхя: финский снайпер, по прозвищу белая смерть, биография, что с лицом, самый результативный, боевой путь

Опередивший время

Однако работы продолжались. Нужно отдать должное К. Джонсону, который выделялся среди своих коллег невероятным чутьем и стремлением ко всему новому, без чего прогресс в авиации немыслим. До сих пор облик SR-71 «Blackbird» поражает своей необычностью.

Эта машина намного опередила свое время, отнюдь не только благодаря огромной скорости, но прежде всего уникальным технологическим и инженерным идеям, воплотившимся в ней.

В SR-71 была реализована схема-бесхвостка. В своем стремительном полете к цели «Черный дрозд» опирался на трапециевидные стреловидные крылья.

У него отсутствовали традиционные стабилизаторы и горизонтальное оперение. Их функции были возложены на цельноповоротные кили, слегка заваленные внутрь на 15 градусов.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Трехстоечное шасси также имело некоторые особенности. Так передняя стойка убиралась против хода, а остальные – в крыло и фюзеляж к продольной оси машины. Здесь же впервые нашла свое применение технология «стелс», благодаря специальной темно-синей краске, которая одновременно предохраняла корпус самолета от перегрева, маскировала его и делала малозаметным для наземных РЛС.

Список стелс-технологий можно дополнить специальным радиопоглощающим покрытием, особой формой фюзеляжа и добавкой цезия в топливо, снижающей температуру выхлопа.

Тактико-технические характеристикиLockheed SR-71 Показатель
Размах, м 16,94
Длина, м 32,74
Высота, м 5,64
Площадь крыла, м2 141,1
Максимальная взлетная масса, т 78
Масса пустого, т 30,6
Запас топлива, л 46180
Скорость на высоте 24 км, км/ч 3300
Потолок высоты, км 25,9
Скороподъемность, м/с 60
Тактический радиус действия, км 2000
Дальность полета без дозаправки, км 5230
Продолжительность полета без дозаправки 1ч 30 мин
Разбег, м 2745
Пробег, м 1830
Экипаж, чел 2

Огромную скорость SR-71 развивал благодаря двум прямоточным двигателям производства компании Pratt & Whitney мощностью по 10603 л.с. каждый. На форсаже их тяга увеличивалась почти до 14,5 тысяч л.с. Для них было разработано специальное топливо JP-7 и самое совершенное на то время бортовое и разведывательное оборудование. Экипаж состоял из двух человек.

Недостатки

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)Дозаправка SR-71

В целом машина удалась, хотя и не обошлось без изъянов. SR-71 получился достаточно тяжелым. Его максимальный взлетный вес превышал 77 тонн и, чтобы оторвать такую махину от земли требовались колоссальные усилия. Выход был найден, хотя не совсем безупречный. Самолет заправляли топливом не полностью, всего на 1,5 часа полета, а все остальное он добирал уже в небе на высоте более 7 тыс. метров от самолета-заправщика КС-135Q.

Послужной список

Боевые заслуги SR-71 весьма скромны: Северная Корея, Вьетнам, где его чуть не сбила советская ракета, арабо-израильский конфликт в октябре 1973 года и провокационные разведывательные полеты вдоль советской границы в районе Кольского полуострова. sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Последние годы своей службы «Черный дрозд» провел в NASA, где его уникальные характеристики были использованы для разработки перспективных авиационных технологий. Абсолютный рекорд скорости SR-71 установил в далеком 1976 году – 3530 км/ч.

В 1998 году SR-71 был снят с вооружения. Причин было несколько. Основная – высокая аварийность. 12 из 32 построенных машин были потеряны в результате аварий. «Черный дрозд» к тому же очень дорого обходился ВВС США. Достаточно сказать, что их полеты стоили американской казне свыше 1 млрд. долларов.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Источник: https://www.techcult.ru/technics/2288-lockheed-sr-71

SR-71 Blackbird — описание самолета, характеристики

SR-71 Blackbird

 sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ) Самолет SR-71 Blackbird прославился своей уникальной неуязвимостью от ПВО противника. Это самый быстрый самолет в истории, который приводится в движение с помощью воздушно-реактивных двигателей. Скорость Blackbird и передовые технологические разработки авиации, сделали его самым современным самолетом во времена холодной войны. Самолет начал проектироваться, когда напряженность в отношениях с Восточной Европой достигла уровня, приближающегося полномасштабного кризиса в середине 1950-х годов. Американским военным командирам нужны были точные оценки советской военной мощи по всему миру, особенно вблизи железного занавеса. Дозвуковой самолет Lockheed U-2 частично выполнял функции разведки, но ВВС США признали, что это относительно медленный самолет и он был доступен к уничтожению для советских перехватчиков. Они также поняли, что быстрое развитие зенитно-ракетных комплексов могли бы ограничить полетную возможность U-2. Опасность оказалась реальностью, когда U-2 был сбит ракетой земля-воздух над Советским Союзом в 1960 году.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Первый Локхид был спроектирован для того, что бы избежать возможности поражения существующими средствами ПВО СССР и который работал бы на жидком водороде. Это оказалось невозможным из-за значительного расхода топлива.

Lockheed затем переконфигурировал в проект самолета, который заправляется традиционным видом топлива.

Во время разработки SR-71 Blackbird был опыт создания самолета А-12, который развивал скорость  Mach 3.

2 и имел практический потолок более 18 км.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Одним из самых сложных вопросов в создании подобных самолетов является нагревание корпуса самолета. На дозвуковых скоростях, воздух успешно охлаждает поверхность планера, а вот за пределами звука – нагревает. Так, на скорости Mach 3.2 (3945 км/час) нагрев корпуса составит 316 градусов Цельсия.

Обычный гражданский алюминиевый самолет просто бы развалился из-за теплового воздействия. Самолет был экранирован титановым сплавом. SR-71 совершил первый полет 22 декабря 1964 года. Из-за больших эксплуатационных расходов, военные стратеги решили, что SR-71S должны заменить A-12.

Начиная с весны 1968 года все задачи разведывательных полетов стали выполнять SR-71S После того, как ВВС начали поступать SR-71, его официально назвали Blackbird  — самолет был черным за счет покрытия специальной краской, которая уменьшала отражение радиоволн.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

На SR-71 был экипаж 2 человека, поскольку один человек не в достаточной степени мог использовать возможности самолета. На самолете были установлены камеры с высоким разрешением, самолет мог также нести оборудование, предназначенное для записи силы, частоты и длины волн сигналов, испускаемых радарами противника.

Самолет позволял развивать скорость 3,3 Маха на высоте 25908 м над землей. Экипаж был одет в скафандры аналогичные скафандром астронавтов. Эти костюмы были необходимы для защиты экипажа в случае внезапной потери давления в кабине на рабочей высоте.

Чтобы летать на сверхзвуковых скоростях, двигатели J-58 были разработаны для непрерывной работы на форсаже. Работа двигателей на форсаже требовала значительных затрат топлива. Разведывательный полет осуществлялся с одной или несколькими дозаправками в воздухе.

Поскольку эффективность космических систем наблюдения вышли на новый уровень, в 1995 году началось прекращение программы финансирования для SR-71 . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства сохранили два SR-71As и один SR-71B для высокоскоростных исследовательских проектов.

Эксплуатировались эти самолеты до 1999 года.

sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Технические характеристики SR-71:     Экипаж: 2 человека     Длина самолета: 32,74 м     Размах крыла: 16,94 м     Высота самолета: 5,64 м     Площадь крыла: 141,1 м²     Масса пустого самолета: 27 215 кг     Максимальная взлётная масса: 77 100 кг     Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг     Емкость топливных баков: 46 180 кг     Тип двигателя: Турбопрямоточный двигатель с осевым компрессором     Модель: Pratt & Whitney J58-P4     Тяга максимальная: 2 x 10 630 кгс     Тяга на форсаже: 2 x 14 460 кгс     Масса двигателя: 3200 кг     Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части

Источник: https://mostinfo.su/653-sr-71-blackbird-opisanie-samoleta-harakteristiki.html

«Черный дрозд»: слишком быстрый для любого советского истребителя

В декабре 1964-го года «Черный дрозд» SR-71 совершил свой первый полет. Изначально самолет должен был быть истребителем. Но превратился в несравненный самолет-разведчик, который «ускользал» от любого советского самолета.Меньше чем за два часа из Лондона в Нью-Йорк — ни один самолет не совершит такой перелет.

Кроме одного — самого быстрого самолета из всех, когда-либо стоявших на вооружении в США. Речь идет о стратегическом сверхзвуковом разведчике американских ВВС Lockheed SR-71 («Черный дрозд»). «Чудо-птица» Центрального разведывательного управления (ЦРУ) совершила свой первый вылет 22 декабря 1964 года. Ее рекорды скорости до сих пор не побиты.

Еще один не побитый рекорд стратегического разведчика: ни один из двухместных самолетов Blackbird ни разу не был обстрелян. Впрочем, со временем больше чем треть всех самолетов выходила из строя либо по причине несчастного случая, либо из-за технической ошибки.

Несмотря на это, самолеты Blackbird считаются самым успешным проектом в авиационной индустрии США. За тридцать два года службы всего было создано тридцать два самолета, из которых двенадцать вышли из строя.

Часов налета насчитывается восемьдесят тысяч, из которых двадцать тысяч полетов были совершены на скорости, превышающей три числа Маха, то есть в три раза больше, чем скорость звука. Самолеты участвовали примерно в пяти тысячах разведывательных миссиях: делали фотоснимки и радарную аэросъемку.

Из Мюнхена в Гамбург за десять минут

Самолет SR-71 летал на таких высотах и с такой скоростью, что ни ракеты, ни любые другие советские истребители, такие как МиГ-25, не могли нанести ущерб самолету-разведчику. Максимально самолет достигал скорости 3,36 Маха.

В отличие от своих советских конкурентов, SR-17 мог долгое время «выдерживать» максимальную скорость. Больше, чем три с половиной тысячи километров означает тысяча метров в секунду.

Из Гамбурга в Мюнхен самолет бы долетел за десять минут.

Маловероятно, что SR-17 когда-нибудь пролетал по данному маршруту, потому что, в первую очередь, невероятно дорогой самолет-разведчик, находившийся на службе у ЦРУ, осуществлял разведывательные миссии над территорией Советского Союза.

За исключением сотрудников ЦРУ в Лэнгли (штат Виргиния), никто не знает, сколько самолет собрал политически значимой информации. До 1998 года самолеты находились в боевом строю. 9 октября 1999 года самолет SR-71 совершил свой последний полет.

Читайте также:  Карабин скс: самозарядная автоматическая винтовка симонова, гладкоствольная

Изначально самолет должен был быть истребителем, но превратился в разведчика, который смог оторваться от любого другого самолета. Высокая скорость, максимальная эксплуатационная высота (около двадцати пяти километров) превратили самолет в недосягаемый летательный аппарат.

И, конечно, сделали его недосягаемым для зенитных пушек, так как «Черный дрозд» был быстрее, чем любое зенитное орудие.

  • Слишком быстрый для советских истребителей
  • Внешняя обшивка самолета: четыреста градусов по Цельсию
  • ЦРУ окольными путями приобретал его в стране, которая обладает самыми крупными запасами титана: ничего не подозревая, Советский Союз за приличную сумму в валюте продавал титан именно для тех самолетов, которые впоследствии так успешно вели слежку за его территорией.

Но и ракеты ни разу не смогли попасть по самолету, даже несмотря на то, что были быстрее. Однако чтобы взять самолет «на мушку», истребителю было необходимо максимально приблизиться к SR-71 и в пределах ограниченного расстояния полета снаряда сократить дистанцию до нескольких метров. Советской противовоздушной обороне это ни разу не удалось.При этом самолет был тяжел в управлении. Терри Паппас, один из восьмидесяти шести тщательно выбранных пилотов «чудо-птицы» рассказывает: «При скорости 3 Маха самолетом нужно владеть. Но это находится на пределе вашего контроля. Все время бьет адреналин. Он тоже своего рода причина, почему пилот уже после сорока пяти минут полета полностью выбивался из сил». Пока первый летчик потел, второй офицер-разведчик, сидевший сзади, фотографировал Советский Союз или Вьетнам.Несмотря на то, что двенадцать самолетов вышли из строя, всего один человек погиб, потому что не только огромные двигатели были сделаны согласно последним технологиям, но и катапультное кресло задало новые масштабы. С самого начала пилоты были скептически настроены. Паппас считает, что дело было в величине «Черного дрозда»: «Когда человек впервые видит этот самолет, он задается вопросом, как конструкторы смогли его построить?» Широкий корпус, длинный «нос», огромные турбины — не удивительно, что Голливуд охотно использует данную редкую конструкцию в своих фильмах.К слову, при создании самолета использовались стелс-технологии, то есть еще до того, как вообще появилось само это понятие. Правда, SR-71 не всегда был недосягаем для радаров, но все же обнаружить его было очень сложно.Самолет SR-71, как и его предшественник А-12, был сделан из титана. Материал легкий и стабильный — такой же используют для строительства самолетов, чья внешняя поверхность при трении о воздух нагревается до температуры выше четырехсот градусов по Цельсию. К сожалению, титан тяжело обрабатывать. Материал дорогой. И к тому же во времена холодной войны достать его было крайне сложно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте нас ВКонтакте и будьте в курсе происходящих в мире событий. Tweet

Агрегатор новостей 24СМИ
sr-71: lockheed blackbird, самолёт, чёрный дрозд, максимальная скорость, технические характеристики (ТТХ)

Источник: https://inosmi.ru/world/20141219/225019915.html

Самый шпионский самолет: Lockheed SR-71 «Черный дрозд»

В декабре минувшего года исполнилось 55 лет со дня первого полета Lockheed SR-71 — стратегического разведчика ВВС США. Но даже сегодня этот самолёт привлекает к себе внимание своим футуристическим дизайном.

Для достижения высоких аэродинамических характеристик на различных режимах полёта корпус и несущие поверхности SR-71 имели очень сложную в плане и по модульным сечениям форму.

Самолёт был построен по схеме «бесхвостка», с тонким трапециевидным крылом, со стреловидностью по передней кромке 60 градусов.

Особенностями SR-71 «Blackbird» были высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет стало ускорение самолета и быстрый набор высоты.

В 1976 году SR-71 установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с турбореактивными двигателями — 3529,56 км/ч. На его счету есть еще один рекорд высоты в горизонтальном полёте — 25 929 метров.

Рождение «Черного дрозда»

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный одноместный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Он совершил первый полет 25 апреля 1962 года. Самолёт был создан на основе идей американского авиаконструктора Кларенса «Келли» Джонсона.

Целью его разработки было дальнейшее развитие самолёта-разведчика U-2, известного под кодовым названием «Ангел», который в свое время попортил немало нервов советским пограничникам, безнаказанно летая на высоте 21 км в воздушном пространстве СССР с июля 1956 года. Радиолокаторы советской ПВО обнаруживали самолёт, но прервать его полёт было нечем.

Всего над территорией СССР с 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полёта самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона Тюратам (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.

Но и на старуху бывает проруха. U-2 считался неуязвимым до 1 мая 1960 года, когда во время очередного полёта над Советским Союзом этот самолёт был сбит под Свердловском ракетой класса «земля — воздух» зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-75. Это был последний полет U-2 над СССР.

Пилот самолета Гарри Пауэрс покинул самолет с парашютом, был взят в плен, осуждён за шпионаж и приговорён к десяти годам заключения, однако 10 февраля 1962 года был вместе с американским студентом-экономистом Фредериком Прайором был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля. Второй U-2 был сбит над Кубой первой же ракетой того же советского ЗРК С-75.

В связи с уязвимостью этого самолета в США началась разработка других разведчиков, в частности, А-12, который и послужил основой для создания высокоскоростного высотного SR-71 Blackbird.

Проблемы, проблемы, проблемы…

Первый полёт SR-71 Blackbird состоялся 23 декабря 1964 года. Всего было построено 32 самолета. Однако в процессе создания и эксплуатации SR-71 американским конструкторам и инженерам пришлось решить множество проблем.

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих скорость звука более, чем в 3 раза (М>3), является высокий нагрев корпуса. Для её решения 85% деталей планера было изготовлено из титанового сплава, а большая часть остальных деталей изготавливалась из полимерно-композитных материалов.

Панели фюзеляжа были изготовлены таким образом, что они неплотно прилегали друг к другу, когда самолёт находился на земле, и окончательно «стыковались» только в полёте, после разогрева планера и его удлинения на несколько дюймов.

Используемое на нем топливо (JP-7) было специально разработано для сверхзвуковых самолётов и характеризовалось высокой температурой вспышки и термостабильностью.

Охлаждение самолёта обеспечивалось циркуляцией того же топлива под титановыми поверхностями перед его попаданием в двигатели.

Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные экземпляры окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба.

При полёте на высоте 24 км экипажи столкнулись с двумя проблемами. Выяснилось, что со стандартным давлением кислородной маски на высоте более 13 км человек не может нормально дышать для поддержания сознания и жизнедеятельности;

Для решения этих проблем были разработаны специальные скафандры полного давления для всех экипажей A-12 и SR-71. Впоследствии эти же скафандры использовались при полёте космического Шаттла.

Второй проблемой стал сильный нагрев самолёта на скоростях, в три раза превосходящих скорость звука. Для обеспечения приемлемых температур воздух внутри кабины пилота охлаждался кондиционером, а тепло из кабины переносилось на топливо через теплообменник, находящийся перед силовыми установками.

Кроме того, из-за вынужденно больших тепловых зазоров в стыках панелей кессон-баков полностью заправленный самолёт на стоянке тёк.

Поэтому была отработана следующая хитрая технология: самолёт поднимался в воздух с небольшим запасом топлива, разгонялся до сверхзвуковой скорости для прогрева обшивки, затем тормозил, дозаправлялся в воздухе из заранее поднятого топливозаправщика, после чего экипаж мог приступать к выполнению задания.

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности.

На самолёт были нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, для снижения инфракрасной заметности самолёта.

Несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаруживался радиолокационными методами, а на меньших расстояниях — благодаря потоку разогретых выхлопных газов и нагреву корпуса на высоких скоростях.

Интересна история названия самолета. Правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.

На строительство самолета требовалось много титана. В США такого количества материала не было. Поэтому ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало в СССР титан для постройки SR-71!

Боевое применение

Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве. При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но не один самолёт не был сбит. Однако за это время было потеряно две машины и обе из-за механических неисправностей.

В период базирования SR-71 на Японских островах, он регулярно подлетал к границам советского воздушного пространства, однако его не нарушал. Помнили, наверное, американцы незавидную участь U-2.

Кроме того, в то время в Советском Союзе уже был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-25, лётные характеристики которого (в первую очередь скорость на большой высоте, равная 3000 км/ч (M=2.83)) позволяли без проблем осуществить перехват SR-71.

Самолёт выполнял также аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

Прощай, «Черный дрозд»!

Наряду с уникальными летными характеристиками SR-71, его стоимость эксплуатации, включая сложность обслуживания, была очень высокой, а техническое обслуживание каждого самолёта было беспрецедентно сложным и затратным.

Каждый вылет самолёта по сложности можно было сравнить с подготовкой космической ракеты-носителя.

А после каждого полёта летательный аппарат проходил более 650 различных проверок: пять техников в течение шести часов изучали состояние планера, два техника по силовым установкам также несколько часов посвящали тщательному осмотру воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств.

Каждые три года, опять же, вне зависимости от налёта, самолёты проходили технический осмотр на заводе фирмы «Локхид» в Палмдейле. Капитальный ремонт двигателей фирма «Пратт энд Уитни» осуществляла после наработки мотором 600 часов.

Неудивительно, что для обслуживания SR-71 требовались специалисты экстра-класса, их подготовка занимала несколько лет и также требовала немало средств.

Поэтому не удивительно, что в 1998 году ВВС США окончательно вывели парк SR-71 из эксплуатации.

Источник: https://www.ridus.ru/news/316560

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector