Танк т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Часть II

       О танке Т-28 знают практически все. Но именно эта машина вызывала и вызывает до сих пор огромное количество взаимоисключающих оценок её боевых характеристик. От «лучший средний танк мира» до «технически и морально устаревшая груда металлолома». Давайте попробуем сформулировать собственную точку зрения на этот танк.

    Создававшийся в рамках первой программы вооружения частей РККА бронетанковой техникой, разработанной штабом РККА в конце 1929 года, танк призван был «…качественно усилить общевойсковые соединения при прорыве сильно укреплённых оборонительных полос…».

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики     История его создания подробно рассмотрена в предыдущей статье. 11.08.33 танк был принят на вооружение. В данном материале я несколько более подробно остановлюсь на основных характеристиках: бронировании и вооружении.

   Т-28 средний танк, имевший трёхбашенную компоновку, которая на момент его разработки считалась классической. Вооружение на нём размещалось в два яруса.

Двигатель устанавливался в корме (моторно-трансмиссионное отделение). В лобовой части находилось совмещённое с боевым отделение управления.

Экипаж танка состоял из 8 человек, причём в самом танке находилось только 6 танкистов (Устав РККА в редакции от 01.01.36):

  • Командир танка;Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики
  • Техник танковый младший (современный механик-водитель);
  • Механик-водитель (ведёт огонь из левой пулемётной башни в бою, между боями – обслуживает мотор);
  • Командир артиллерийской башни ведёт огонь из орудия. На него возложена ответственность за вооружение танка;
  • Командир пулемётной башни № 3 (правой) — ведёт огонь из пулемёта в бою, между боями обслуживает ходовую часть;
  • Радиотелеграфист – в бою исполняет обязанности заряжающего;
  • Механик-водитель младший – Находится вне танка. После боя и в предбоевой обстановке  обеспечивает обслуживание ходовой части;
  • Моторист – Находится вне танка. После боя и в предбоевой обстановке  обеспечивает обслуживание двигателя.

Вооружение.

       Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристикиВооружение танка постоянно менялось. На первых предсерийных образцах (Т-28-1 выпуска 1932 года) устанавливалась танковая пушка калибра 45 мм в главной башне и 3 пулемёта ДТ (один, спаренный с пушкой в главной башне и по одному в пулемётных башнях).

    На первых серийных образцах Т-28, выпускавшихся в 1933 — 1934 годах устанавливалась короткоствольная пушка КТ-28 (аббревиатура расшифровывалась, как «кировская танковая») образца 1927-1932 годов:

  • Калибр орудия  — 76.2 мм;Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики
  • Длина ствола составляла 16,5 калибра;
  • Масса осколочно-фугасного снаряда – 7 кг;
  • Начальная скорость данного снаряда – 262 м/сек;
  • Масса шрапнельного снаряда – 6.5 кг;
  • Начальная скорость данного снаряда – 381 м/сек;
  • Масса качающейся части составляла 540 кг;
  • Угол склонения max – минус 5 градусов;
  • Угол возвышения max – плюс 25 градусов;
  • Подъёмный механизм – ручной секторного типа.

     Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристикиДанная пушка прекрасно справлялась с небронированными целями и огневыми точками. А для борьбы с бронированными целями она явно была слаба, в силу недостаточной начальной скорости снаряда, за что подвергалась неоднократным нареканиям со стороны военных. Конструкторский коллектив, работавший над проектом Т-28, прекрасно осознавал этот недостаток и рассматривал установку Кт-28 лишь как временную меру. Вместо неё основной пушкой танка должна была стать пушка ПС-3 (танковая). Но в силу ряда причин объективного и субъективного характера, она так и не была доработана и в серию не пошла.

      Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Кроме пушки танк вооружался четырьмя пулемётами ДТ. Два из них располагались в пулемётных башнях. Третий – в шаровой опоре справа от пушки в главной башне. Данный пулемёт имел углы горизонтального обстрела +/- 30 градусов, углы возвышения/снижения  + 30 / — 20 градусов. Четвёртый был запасным и предназначался для ведения огня в задней полусфере.

      Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристикиТанки Т-28 образца 1934 года (производились в 1934-38 годах) вооружались пушкой КТ-28 и пулемётами ДТ (4-5 штук). Четыре из них устанавливались по варианту, описанному выше. Пятый устанавливался в зенитной турельной установке П-40, которая монтировалась с конца 1936 года на люке наводчика. Этот пулемёт оснащался специальным коллиматорным прицелом.

    Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристикиДля стрельбы назад в нише главной башни монтировалась сначала бугельная, а затем шаровая опора для ДТ. Причём, начиная с 1939 года по личному приказу К.Е.Ворошилова, бывшего в то время Наркомом обороны, этот пулемёт должен был находиться в нише постоянно.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Т-28 образца 1938 года (производился с 1938 по 1940 годы) был вооружён новой  Л-10 — танковой пушкой калибра 76,2 мм, получившей бронебойный снаряд, которого не было для КТ-28. Длина её ствола достигала уже 26 калибров, а начальная скорость этого снаряда – 555 м/сек.

Установка данной пушки значительно повысила боевые возможности Т-28 по уничтожению бронированных целей (с расстояния 1000 м бронебойный снаряд пробивал броню в 50 мм при угле встречи 60 градусов к нормали).

Однако Л-10 существенно уступала своей предшественнице, КТ-28, по удобству эксплуатации и надёжности. Количество пулемётов ДТ – пять.

     Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики  В качестве прицельных приспособлений для стрельбы из пушки применялись ТОП (телескопический прицел) образца 1930 года и ПТ-1 (танковый перископ) образца 1932 года. Кроме данных прицельных приспособлений с правой стороны главной башни симметрично с перископическим прицелом в крыше размещалась командирская панорама. Сектор обстрела главной башни составлял 360 градусов, малых пулемётных башен – 165 градусов.

         Боекомплект Т-28 всех модификаций состоял из 69 унитарных выстрелов для пушки и 126 магазинов для пулемётов (7938 патронов).

Бронирование.

        Корпус танка имел коробчатую форму и изготавливался по двум технологиям: при изготовлении из цементированной брони — клёпано-сварной; при изготовлении из гомогенной брони – полносварной. Танки последних выпусков (1938-1940) имели корпуса, изготовленные по первому варианту. Толщина используемых бронелистов находилась в диапазоне от 30 мм (лоб) до 13 мм (борт, корма).

       Башни танка, как основная, так и пулемётные, изготавливались по тем же технологиям из катаных листов брони толщиной 15 — 20 мм. Боевой опыт, полученный в ходе «Зимней войны» с Финляндией продемонстрировал слабость бронирования Т-28.

Это повлекло за собой создание схемы дополнительного бронирования танка за счёт установки экранов (наваривания броневых листов толщиной 20-30 мм  на корпус и башни). В результате этой доработки толщина лобовой брони корпуса и башни возросла до 50-80 мм, а бортов и кормы – до 40 мм. Танк, прошедший экранирование, получал индекс Т-28Э.

Масса танка возросла с 18 до 32 тонн, что существенно ухудшило динамические характеристики машины, её проходимость и маневренность. За 1940 год экраны были установлены на 103 танка в полном объёме и на 8 – частично.

 Сравнение с аналогичными танками ведущих мировых держав

       Основными оценочными параметрами для бронетехники всегда были бронезащита, вооружение и подвижность. По сочетанию указанных параметров Т-28 в тридцатых годах XX века являлся de fakto самым совершенным танком в мире.

На момент начала его серийного производства (1933) серийно выпускаемых аналогов в других странах просто не существовало. Пример: бронетанковых войск германии не существовало вообще, французские танковые части практически на 100% были укомплектованы лёгкими FT-17.

И только через несколько лет в Англии, Франции и Германии появились танки, сопоставимые по характеристикам с нашим Т-28. Остановимся на них подробнее.

 Vickers Mk 1 (Vickers А 9) – английский крейсерский танк. Разрабатывался с 1934 года на базе «Виккерса 16 тонного», который являлся прототипом и для Т-28. первый серийный А9 вышел из ворот завода только в 1937.

       По скорости передвижения: 24 км/час по рокаде, 40 км/час – по шоссе и запасу хода – около 200 км по шоссе этот танк сопоставим с нашим Т-28. Однако английский танк имеет худшую проходимость: если Т-28 преодолевает рвы шириной 3,2 м, то А9 —  только 2,25 м.

       Для борьбы с бронированными целями установленная на А9 пушка OQF калибра 40 мм подходит лучше КТ-28, но перед Л-10 преимуществ не имеет абсолютно.

А вот отсутствие в боекомплекте английского танка других типов унитарных выстрелов, кроме бронебойных, приводило к тому, что он оставался против иных целей только с пулемётным вооружением.

Согласитесь, что 7,7 мм пулемёт не идёт ни в какое сравнение с 76 мм пушкой. Тут опять очко в пользу Т-28.

Источник: http://bronetechnikamira.ru/istorija-sozdanija/t-28-pervyiy-sredniy-tank-proryiva

Т-28 и Т-35

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

«Т-28 — трёхбашенный советский средний танк межвоенного периода. Разработан в 1930—1932 годах инженерами танко-тракторного конструкторского бюро ВОАО под общим руководствомС. А. Гинзбурга. Т-28 является первым в СССР средним танком, запущенным в массовое производство. В период с 1933 по 1940 год ленинградским Кировским заводом было выпущено 503 экземпляра Т-28. Т-28 представлял собой трёхбашенный средний танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. На момент своего появления Т-28 являлся сильнейшим средним танком в мире. С 1933 года танки Т-28 поступали на вооружение тяжёлых танковых бригад (ттбр) РККА, выделенных с 1936 года в состав резерва Главного Командования. В составе ттбр РГК танки Т-28 использовались в Польском походе РККА и Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества. Однако бронезащита танков по итогам боёв на Карельском перешейке была признана недостаточной, в результате чего часть танков была подвергнута дополнительной экранировке. К середине 1941 года Т-28 морально устарел, однако по своим тактико-техническим характеристикам всё ещё превосходил практически все образцы танков, имевшиеся в распоряжении вермахта. В составе танковых бригад механизированных корпусов РККА Т-28 участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако в большинстве своём были потеряны за первые её месяцы, главным образом из-за технических неисправностей. Последнее боевое применение Т-28 частями РККА зафиксировано в 1944 году.

Трофейные Т-28 использовались войсками Финляндии, на вооружении которых эти танки оставались до 1951 года.

Т-35 — советский тяжёлый танк межвоенного периода. Разработан в 1931—1932 годах инженерами специализированного конструкторского бюро (КБ) под общим руководством Н. В. Барыкова.

Является первым в СССР тяжёлым танком, запущенным в массовое производство — в 1933—1939 годах на Харьковском паровозостроительном заводе в рамках нескольких небольших партий было выпущено 59 серийных машин.

Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве сильно укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.

С 1933 года танки Т-35 поступали на вооружение Пятой тяжёлой танковой бригады (5 ттбр) РККА, с 1936 года выделенной вместе с остальными ттбр в состав резерва Главного Командования. До1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, однако ограниченно применялись в ходе манёвров и учений и часто использовались в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР.

Читайте также:  Як-3 - истребитель: самолёт времен великой отечественной войны, чертежи, технические характеристики (ттх)

Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако очень быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою). Осенью 1941-го четыре танка Т-35 принимали участия в боях за Харьков в составе отдельного противотанкового отряда.

Все они были потеряны в бою.»

Эти машины были первыми и опыт их создания, эксплуатации, боевого применения позволили создать советскую школу танкостроения и танковых войск.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

  • Видимо модернизированный, основная башня экранирована, пулеметные — без шаровой установки

Кстати, на медали «За отвагу» изображен именно Т-35, т к. на момент начала выпуска награды (1938 г) танк был вполне на уровне.

вв

Источник: https://feldgrau.info/2010-09-02-14-48-28/16288-t-28-i-t-35

Танк Т-28

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Рисунок совесткого среднего танка прорыва Т-28 в наступлении в Зимней войне, 1940 год

Т-28 – советский трехбашенный средний танк прорыва, разработанный и запущенный в серию в довоенный период, принимавший участие в активных боевых действиях ряда локальных войн и начального этапа Великой Отечественной войны. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «28» тип разработанного танка по порядку.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Экранированный средний танк Т-28 советского производства в танковом музее города Парола (Финляндия)

История и предпосылки создания.

В начале 30-х годов прошлого века РККА остро нуждалась в танке, который смог бы поддержать пехоту при прорыве сильно укрепленных позиций противника. С этой целью руководство страны поручило инженерам танково-тракторного конструкторского бюро ВОАО под началом С. А. Гинзбурга разработать техническую документацию такого танка. С этой целью С.А.

Гинзбург был направлен в Великобританию с целью ознакомления с разработками британских инженеров и уже выпущенным прототипом танка «Виккерс». На предложения советской стороны о продажи прототипа танка «Виккерс» власти Британии ответили практически отказом, установив непомерную цену сделки.

Поэтому было принято решение создавать танк своими силами, используя опыт, приобретенный при поездке.

При эскизном проектировании будущего танка Т-28 были задействованы инженеры факультета моторизации и механизации при Военно-технической академии имени Ф.

Дзержинского и танково-тракторного конструкторского бюро ВОАО. Два независимых проекта были готовы к концу июля 1931 года.

Правительственной комиссией был утвержден проект танка с индексом «Т-28», разработанный конструкторским бюро ВОАО под общим руководством С.А.Гинзбурга.

Собранный прототип танка Т-28 из неброневой стали был окончен в мае 1932 года и поступил на испытательный полигон уже 29 мая 1932 года.

 После испытаний в августе-сентябре этого же года проект кардинально переработали, а уже в октябре 1932 года изготовили опытный образец, который по решению Совета труда и обороны решено было запустить в серийное производство на Ленинградском Кировском (ранее — Путиловском) заводе.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Средние танки прорыва Т-28 проезжают по Красной площади во время парада, 1939 год

Компоновка.

Средний танк Т-28 имел классическую трёхбашенную компоновку при двухъярусном расположении вооружения. Моторное и трансмиссионное отделения были сопряжены и находились в кормовой части корпуса танка, а боевое отделение и отделение управления, которые так же сопрягались, располагались в лобовой части корпуса и башнях.

Экипаж среднего танка Т-28 состоял из шести человек. Место механика-водителя находилось в лобовой части корпуса практически на продольной оси. Командир танка, который исполнял так же функции башенного стрелка и заряжающего пушки, находился в главной башне и осуществлял обзор местности через оптические приборы и смотровые щели.

Радист находился также в основной башне слева от командира и по совместительству мог исполнять функции второго заряжающего и стрелка из тыльного (кормового) пулемета. Наводчик башенного орудия находился в правой от командира части башни. Два стрелка пулеметов располагались непосредственно в правой и левой пулеметных башнях.

Экипаж среднего танка Т-28 как попадал в танк, так и покидал его через пять основных люков, два из которых размещались в крыше башни и предназначались для башенной обслуги, один – в передней части корпуса был предназначен для механика-водителя и по одному люку – в пулеметных башнях, через которые попадали в танк и выбирались из него пулеметчики. Так же имелся и вспомогательный (эвакуационный) люк в днище корпуса.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Средний танк Т-28 советского производства, захваченный немцами и введенный в строй одной из танковых частей Вермахта, 1941 год.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танка Т-28 разрабатывалась по противопульному принципу. Так же при разработке танка предусматривалось, что его броня способна выдержать попадание даже снарядов небольших калибров.

Корпус среднего танка Т-28 имел коробчатую форму. На первых этапах производства танка корпус изготавливали либо полностью путем сварки стальных листов из гомогенной брони, либо путем сварки и заклепочных соединений стальных листов из цементированной брони.

 На более поздних этапах выпуска танка Т-28 использовали исключительно сварные конструкции корпуса из броневых листов, которые соединялись между собой встык. Толщина лобового броневого листа корпуса составляла 30 миллиметров.

Борта корпуса изготавливались и броневых листов толщиной 20 миллиметров, а корма – из листов 20 миллиметров.

Башни среднего танка Т-28 размещались в два яруса. Внизу располагались малые правая и левая пулемётные башни, верху — главная (основная) орудийная башня с пулеметным и пушечным вооружением.

Как и корпуса, башни были двух типов – цельно сварные и клепано-сварные. Главная (основная) башня была эллиптической формы с достаточно большой кормовой нишей и изготавливалась из стальных катаных броневых листов от 15 (борта и корма) до 20 (лобовая часть) миллиметров.

В лобовой части башни на цапфы устанавливалось орудие, а справа от него в шаровой установке – пулемёт, который с пушкой не спаривался.  В задней части башни в районе кормовой ниши монтировалась либо щель для установки кормового (тыльного) пулемёта, либо (на танках более позднего периода выпуска) шаровая установка.

Главная башня танка Т-28 могла вращаться по кругу, при этом вращение осуществлялось при помощи механизма поворота башни с ручным и электрическим приводами.

В конце лета 1940 года Кировским заводом было выпущено 13 танков Т-28 с конической основной башней. Данные танки стали последними выпущенными танками этого типа Советской оборонной промышленностью.

Правая и левая пулеметные башни были идентичны по своему устройству и форме. Они формировались из броневых катаных листов путем гибки их по кругу.

И имели толщину в лобовой и боковых частях до 20 миллиметров, корма башни имела бронирование до 15 миллиметров. Башни имели круглую форму и имели в лобовой части проем для шаровой установки пулемета.

Привод для осуществления поворота пулеметной башни был ручной.

Для усиления бронирования, недостатки которого были выявлены в ходе Зимней войны, на выпускаемых танках Т-28 поздних партий стали устанавливать экраны, которые позволяли усилить лобовую броню башен и корпусов танка до 60 миллиметров.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Колонна советских средних танков Т-28 на марше в Финляндии, зима 1940 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения среднего танка прорыва Т-28 использовалась нарезная пушка КТ-28 калибра 76,2 миллиметра. КТ-28 («Кировская танковая») была разработана еще в 1927 году и существенно модернизирована в конце 1932 года специально под танк Т-28.

Пушка КТ-28 была короткоствольной и имела длину ствола в 16,5 калибров. Пушка была установлена в лобовую часть основной (главной) башни в маску, монтированную на цапфы, что позволяло создавать максимальный угол возвышения пушки в +25° и склонения — до −5°.

Пушка поднималась и опускалась вручную специальным механизмом секторного типа.

Слабая бронебойность пушки КТ-28 стала причиной тому, что с 1938 года и до окончания производства ее заменили на пушку аналогичного калибра Л-10. По длине ствола (26 калибров) Л-10 превосходила свою предшественницу, что способствовало лучшей ее бронепробиваемости.

Боекомплект башенного орудия составлял 69 унитарных выстрелов, которые размещались по бортам корпуса (около 49 штук), а так же в стойке на полике башни (8 штук) и в барабанных установках, размещенных под сидениями наводчика и командира (по 6 штук) Боекомплект пушек КТ-28 состоял исключительно из осколочно-фугасных и шрапнельных снарядов, а к пушкам пушками Л-10 добавились еще и бронебойные.

Кроме пушки, средний танк прорыва Т-28 оснащался еще и  четырьмя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметра. Один из пулеметов устанавливался в лобовой части основной (главной) башни в правой ее части и не был спарен с орудием, что позволяло командиру танка вести из него боле прицельный огонь по противнику.

Второй пулемет устанавливался в кормовой нише и являлся тыльным. По одному пулемету устанавливалось в правой и левой пулеметных башнях. На танках Т-28 последних партий выпуска в районе люка наводчика устанавливался также зенитный пулемет ДТ на турельной установке П-40, оснащенный коллиматорным прицелом.

Боекомплект к пулеметам составлял 7938 патронов, которые укладывались в 126 барабанных магазинов емкостью по 63 патрона каждый. Магазины в главной башне укладывались на стеллажи по правому и левому борту корпуса, а так же кормовой нише. Магазины для пулеметов правой и левой малых башен укладывались справа и слева от механика-водителя во вращающиеся барабаны по 40 магазинов в каждом.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Советский средний танк Т-28 вброд преодолевает речку у городка Мир в Польше (в настоящее время — поселок Мир Гродненской области, Беларусь). Скорее всего, танк форсирует реку Уша. По внешнему виду машина выпуска 1936—1938 годов.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки среднего танка прорыва Т-28 использовался V-образный карбюраторный авиационный двигатель М-17Т с водяным охлаждением.

Двигатель развивал максимальную мощность в 450-500, что позволяло танку развивать скорость при движении по пересеченной местности до 25 километров в час, а при движении по шоссе – до 42 километров в час. В качестве топлива использовался бензин марок КБ-70 и Б-70.

Топливо заливалось в два бензобака с ёмкостью 330 литров каждый, расположенных вдоль правого и левого бортов в трансмиссионном отделении корпуса.

  • В состав трансмиссии входили такие основным узлы и механизмы:
  • Основной (главный) фрикцион, работающий по принципу сухого трения;
  • пятискоростная коробка перемены передач (при пяти передачах вперёд и одной назад);
  • сухие многодисковые бортовые фрикционы;
  • бортовые двухрядные передачи с тормозами ленточного типа.

Подвеска среднего танка Т-28 разрабатывалась, главным образом, по типу, который впервые предложила немецкая фирма «Крупп». Она представляла собой гусеничную коробчатую, жестко соединенную путем склепывания или сварки к броневому корпусу. Именно внутри нее и размещались все элементы подвески.

Ходовая часть танка Т-28 по каждому борту состояла из двенадцати опорных парных катков небольшого диаметра, которые блокировались с помощью балансиров в шесть кареток с подрессориванием пружинного типа. Каретки так же блокировались две тележки, которые подвешивались к корпусу в двух местах.

Читайте также:  F4f-4 wildcat: grumman, самолёт, история создания, технические характеристики (ттх), конструкция, применение

Каждый опорный каток имел наружный диаметр в 350 миллиметров и имел резиновый бандаж в танках раннего периода производства. С конца 1936 года стали выпускать танки с опорными катками без бандажей.

Ведущие колёса заднего расположения работали по принципу цевочного зацепления и имели средний диаметр в 720 миллиметров при 17 зубьях.

Направляющие колёса производились цельно литыми со стальным наштампованным ободом и бандажом из резины, при этом наружный диаметр направляющего колеса составлял 780 миллиметров.

Мелкозвенчатая гусеничная цепь состояла из 121 цельно литого стального трака шириной в 380 и длиной в 170 миллиметров.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Финские солдаты фотографируются на трофейном среднем танке Т-28 советского производства, Карельский перешеек, зима 1942 года

Боевое применение.

С начала 1933 года и по 1940 год было выпущено по официальным данным 503 танка Т-28. Не смотря на то, что на период начала Второй мировой войны танк морально устарел, он вре равно продолжал представлять грозную силу для противника, к примеру, превосходя по тактико-техническим характеристикам большую часть танков, имеющихся у Германии и ее союзников в этот период.

Средние танки прорыва Т-28 приняли участие в походе Красной Армии в Польшу и боевых действиях Зимней войны с Финляндией, где они себя хорошо зарекомендовали и проявили. Выявленные в ходе боевого применения недостатки сразу же устранялись, а конструкция танка усовершенствовалась.

На момент начала вторжения Германии в СССР танками Т-28 в достаточной мере были оснащены все танковые подразделения РККА во всех прифронтовых военных округах.

К сожалению, нерациональное использование танков Т-28 привело к их почти полной потере на начальном периоде войны, главным образом, из-за техническим неисправностей. Но в то же время, в умелых руках танк становился грозной силой.

Как пример, можно привести рейд танка Т-28 под командой майора Васечкина в захваченный немцами Минск.

Последнее упоминание о боевом применении танков Т-28 РККА приходится на июль 1944 года при наступлении РККА в Карелии. Именно этот период и принято считать последним годом строевой службы Т-28.

Германия, захватив несколько десятков брошенных танков Т-28, поставила их в строй танковый частей Вермахта, но информации об их успешном применении ни в одном издании нет. Так же небольшое количество танков, захваченных в Зимней войне, использовала в своей армии Финляндия. В этой стране танк Т-28 состоял на вооружении вплоть до 1951 года.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Брошенный из-за поломки советский танк Т-28, лето 1941 года

Источник: http://tanki-v-boju.ru/tank-t-28/

Средний, трёх башенный танк Т-28

Т-28 — это советский средний трехбашенный танк, относящийся к межвоенному периоду, он был разработан в 1930-1932 годах инженерами танко-тракторного КБ ВОАО, руководил работами по проекту С. А. Гинзбург.

Данная машина стала первым средним танком в Советском Союзе, который удалось запустить в серийное производство. В период с 1933 по 1940 годы в Ленинграде на Кировском заводе было изготовлено 503 экземпляра танка Т-28.

В 1930 году Советский Союз вел переговоры с Великобританией о поставке в страну более тяжелых танков, обсуждалась возможность покупки трехбашенных танков Vickers Medium Mark III, которые также были известны как «Виккерс 16 тонн».

На основе закупленных в Англии машин планировалось развернуть свое производство танков прорыва. Однако переговоры завершились неудачей, компания Vickers-Armstrong не поддержала идею продать несколько образцов танка, сославшись на секретность его конструкции.

При этом СССР были предложены жесткие условия, при выполнении которых сделку можно было бы заключить. В частности, Советскому Союзу было предложено оплатить ознакомление с конструкцией танка, приобрести 10 танков Vickers Medium Mark III, а также гарантировать приобретение легких танков Vickers Mk. E и танкеток Carden Loyd Mk. VI.

Однако Москву такие условия сделки не устраивали, и все варианты были отвергнуты. В результате в СССР приступили к работам над созданием собственного аналога танка Vickers Medium Mark III.

Эскизным проектированием нового танка занялся факультет моторизации и механизации Военно-технической академии, носящей имя Дзержинского, а также танко-тракторное конструкторское бюро ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение).

К новому танку советские военные сформулировали следующие требования: сохранение общей компоновки английской боевой машины, вес не более 16 тонн, вооружение — 45-мм пушка в главной башне и танковые пулеметы в малых.

Танк планировалось оснащать комбинированной броней, которая включала в себя листы толщиной 10 мм на крыше, 17 мм на вертикальных поверхностях машины, в лобовой части — 20 мм.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Vickers Medium Mark III

Первый прототип нового танка получил обозначение Т-28-1, машина была выполнена из неброневой стали, танк был готов в мае 1932 года, тогда же он смог совершить свой первый испытательный пробег.

В отличие от утвержденного ранее проекта, танк отличался установкой более мощного V-образного 12-цилиндрового поршневого авиационного двигателя модели М-17, имеющего водяное охлаждение. Также танк получил 37-мм пушку ПС-2, так как на тот момент танковая 45-мм пушка еще не была готова.

Позднее этот прототип танка был представлен на суд Управления моторизации и механизации РККА. Управление оценило машину положительно, предложив при этом установку на танк дизельного двигателя ПГЕ, пушки ПС-3 калибра 76,2-мм и проведения еще ряда улучшений конструкции.

В результате все пожелания заказчиков были выполнены, за исключением установки дизельного двигателя ПГЕ, так как его создание еще не было закончено. Серийно новый танк по-настоящему начал выпускаться лишь в 1934 году, когда удалось изготовить 50 танков, а также запасные части к Т-28 на общую сумму в полмиллиона рублей.

К этому времени удалось осуществить большой объем работ по реорганизации производственного цеха, перестановке необходимого при создании танка оборудования, выпуску большого числа специального мерительного и режущего инструмента. Также была налажена надежная кооперация со всеми предприятиями-смежниками по данному проекту.

Корпус серийных танков Т-28 собирался из листов броневой стали толщиной 20-30 мм. В танке имелось 4 отделения различного назначения: механика-водителя, боевое, трансмиссионное и моторное. Одновременно с этим сам корпус танка выпускался в двух различных вариантах: клепано-сварным или цельносварным.

Позднее в главной орудийное башне начали ставить 76,2-мм пушки КТ-28 или Л-10. Стоит отметить, что 76,2-мм пушка КТ-28 (кировская танковая) образца 1927-1932 годов с длиной ствола всего 16,5 калибров могла посылать бронебойный снаряд со скоростью всего 381 м/с. Пушка устанавливалась в главной башне танка, справа от нее, а также в нише башни монтировались 7,62-мм пулеметы ДТ.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Прицельный комплекс орудия КТ-28 включал в себя телескопический прицел образца 1930 года и перископ образца 1932 года. Механизм поворота башни танка имел как электрическое, так и ручное управление. В орудийной башне использовался подъемный механизм секторного типа — ручной. В еще двух малых башнях ставилось по одному пулемету ДТ.

При этом главная башня танка обладала круговым сектором обстрела, тогда как малые пулеметные башни имели сектор обстрела в 165 градусов. С 1938 года на танки Т-28 начали ставить новую более мощную танковую пушку Л-10, обладающую длиной ствола в 26 калибров. Скорость выпущенного из такой пушки снаряда достигала уже 555 м/с.

Орудие было гораздо мощнее старой танковой пушки КТ-28. В новых танках также была использована оригинальная схема расположения боеприпасов — снаряды располагались во вращающихся боеукладках, расположенных под сиденьями наводчика и командира танка. В каждой такой боеукладке помещалось по 12 снарядов.

Помимо этого, слева и справа от места механика-водителя находились вращающиеся барабаны — на 40 магазинов к пулеметам ДТ каждый.

Экипаж танка Т-28 включал в себя 6 танкистов: механика-водителя, командира танка, который одновременно был и заряжающим пушки и стрелком, радиста, который выполнял также функции второго заряжающего, наводчика, а также двух стрелков, располагающихся в пулеметных башнях.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

За время серийного выпуска танка Т-28 вплоть до 1940 года конструкторы успели внести в танк порядка 600 различных правок, включая установку зенитной турели П-40, замену общего посадочного люка двумя. Помимо этого, удалось увеличить напряжение электромотора главной башни танка в 2 раза — с 12 до 24 В.

Также приборы внутренней связи «Сафар», которые ставились на танках первой серии, заменялись отечественным танковым переговорным устройством ТПУ-6, рассчитанным на всех членов экипажа. На всех средних трехбашенных танках Т-28 были смонтированы радиостанции 71-ТК-1 или 71-ТК-3.

При этом в первые годы серийного выпуска (с 1933 по 1935 годы) танк страдал от хронических болезней, машина обладала большим количеством недостатков, которые в некоторых случаях были очень серьезными.

По этой причине некоторые уже выпущенные танки надолго задерживались военной приемкой, а в уже сданных военным машинах приходилось работать над устранением дефектов. Работы велись прямо в войсках с привлечением специальных заводских бригад. Все это время советские инженеры не оставляли попыток по модернизации танка Т-28.

Осенью 1935 года в СКБ-2 приступили к реализации проекта по созданию «скоростного» варианта танка Т-28. Маневренные и скоростные качества трехбашенного танка предлагалось повысить за счет работ по перепроектированию коробки передач и бортовых редукторов.

Свое первое испытание новый вариант танка, получивший обозначение Т-28А, прошел 11 сентября 1935 года. Танк без особого труда сумел показать скорость в 55,8 км/ч. После проведения необходимых проекту доработок в мае 1936 года комиссия провела очередные испытания танка — скоростной машины Т-28А «Сталин».

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

В заключении по результатам испытаний представители комиссии отметили, что скоростной танк Т-28А по своим ТТХ и конструктивным особенностям является полноценным боевым образцом и пригоден для эксплуатации в войсковых частях. Танки Т-28А начали строить серийно с июня 1936 года. До конца года их было собрано 52 штуки.

В ноябре 1936 года на среднем трехбашенном танке Т-28А с заводским номером 1551 была смонтирована трансмиссия измененной конструкции. Во время проведения испытаний данного образца танк сумел показать рекордную скорость — 65 км/ч. Применение средних танков Т-28 в Зимней войне с Финляндией выявило недостаточность бронирования машин.

Учитывая это, была создана схема дополнительного экранирования танка. Боевые машины оснащались экранной броней в заводских условиях. Экранирование производилось методом приваривания дополнительных листов броневой стали толщиной 20-30 мм к корпусу танка и его башням.

За счет экранирования толщину брони корпуса довели до 50-60-мм, а верхней части бортов машины и башен — до 40-мм. Такой ход позволил серьезно увеличить защищенность Т-28, но при этом самым негативным образом сказался на динамических характеристиках танка, так как его масса после экранирования вырастала до 32 тонн.

Экранирование Т-28 проводилось непосредственно на Кировском заводе в Ленинграде в 1940 году. Танки, прошедшие эту процедуру, получали обозначение Т-28Э (экранированный). Планировалось нарастить броню на всех имеющихся в наличии танках (более 400 единиц), но, по имеющейся документальной информации, всего экранировано было 111 танков.

Читайте также:  Газ 66: технические характеристики - расход топлива на 100 км, кунг автомобиля, применение дизеля, езда по бездорожью

Из них 103 машины были экранированы полностью, еще 8 — частично. Большая часть экранированных средних танков Т-28 досталась частям Ленинградского военного округа (примерно 80%), еще 15% танков осели в Киевском особом военном округе, всего 2 таких танка успели получить части Западного особого военного округа.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Согласно информации на 1 января 1941 года, на вооружении РККА находилось еще 411 средних танков Т-28 различных модификаций. Изначально данные машины шли на комплектование отдельных тяжелых танковых полков РГК (Резерв главного командования), которые уже в декабре 1935 года решено было переименовать в отдельные тяжелые танковые бригады.

В каждой такой бригаде состояло на вооружении 54 танка. Две из таких бригад — 20-я и 10-я, на вооружении которых состояли танки Т-28, успели принять участие в боевых действиях на Карельском перешейке.

При этом танк не «молодел», к 1941 году Т-28 морально устарел, хотя по своему вооружению он превосходил все немецкие танки тех лет, а по уровню защищенности он уступал лишь одной машине — немецкому PzKpfw IV.

Танки Т-28 принимали активное участие в боевых действиях на первом этапе Великой Отечественной войны. Практически все эти машины были потеряны в летних боях 1941 года. Уцелевшие танки ограниченно использовались в боях вплоть до 1944 года.

Последнее документально подтвержденное свидетельство использования танков Т-28 в бою относится к июлю 1944 года. Боевые машины применялись во время наступления частей Красной Армии в Карелии. Трофейные танки Т-28 также использовались вооруженными силами Финляндии.

При этом на вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года. 

Источник: https://politinform.su/2266-sredniy-treh-bashennyy-tank-t-28.html

Книга "Советский средний танк Т-28. Основная боевая машина РККА" — купить в интернет-магазине OZON с быстрой доставкой

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Советский средний танк Т-28. Основная боевая машина РККА | Коломиец Максим Викторович

Код товара: 146692966 Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики В интерьере

42 балла при оплате Ozon.Card

От 45 руб./месяц в кредит

В Москву

В наличии — скоро закончится!

Доставка курьером, завтра, 17 февраля

Пункты выдачи и постаматы , завтра, 17 февралябесплатно

  • Безопасная оплата: Банковской картой и ещe несколько способов оплаты
  • Возврат 7 дней

Гарантия легкого возврата До 7 дней на возврат, полная гарантия

История мирового танкостроения знает немного примеров, когда конструкторы использовали при проектировании боевых машин многобашенную схему (три и более башни). Наиболее известные из них – это пятибашенные танки «Индепендент» и Т-35, а также трехбашенные «Виккерс 16-тонный», NbFz и Т-28.

Некоторые из них остались в опытных экземплярах, другие производились в ограниченном количестве (от трех до 60 единиц). И лишь одна машина – советский средний трехбашенный танк Т-28 был изготовлен серией в полтысячи штук. Для своего времени Т-28 был машиной с высокими боевыми и техническими характеристиками.

Танк хорошо зарекомендовал себя в ходе советско-финляндской войны, действуя в условиях суровой многоснежной зимы на Карельском перешейке.

Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны трехбашенная схема считалась устаревшей и изжившей себя, летом 1941 года «двадцать восьмые» при грамотном использовании могли успешно бороться с любой бронетехникой вермахта.

Подробный и полный рассказ об истории создания, производстве, модификациях танка Т-28, а также о боевом применении всех машин, начиная с «польского похода» 1939 года и заканчивая боями лета 1944 года в Карелии дополнен уникальными документами и фотографиями, опубликованными впервые.

Сообщить о неточности в описании

Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления, внешнем виде и цвете товара носит справочный характер и основывается на последних доступных к моменту публикации сведениях

  • Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики Коломиец Максим Викторович Автор
  • Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Помогите другим пользователям с выбором — будьте первым, кто поделится своим мнением об этом товаре.

Источник: https://www.OZON.ru/context/detail/id/146692966/

Т-28 — Советский средний танк

Т-28 – это советский средний трехбашенный танк прорыва, который был разработан и выпущен еще до Великой Отечественной войны и стал первым средним танком в СССР, запущенным в серийное массовое производство.

История создания Т — 28

В 30-х годах XX века советская армия очень нуждалась в танке, который мог бы поддерживать пехоту во время прорывов укреплений противника. Для этого наш инженер Гинзбург отправился в Великобританию, чтобы ознакомиться с прототипом «Виккерса». Купить прототип «Виккерса», к сожалению, не получилось, так что было решено создать танк своими силами.

К июлю 1931 года было готово два независимых проекта, из которых был выбран танк Т-28, разработанный в конструкторском бюро ВОАО под руководством того же Гинзбурга.

К маю 1932 года прототип Т-28  из неброневой стали был закончен и выпущен на полигон. После испытаний его сильно переработали, и в октябре 1932 года запустили в серийное производство.

Танк Т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики

Ттх т — 28

Общая информация

  • Классификация – средний танк, танк прорыва;
  • Боевая масса – 25,4 т;
  • Компоновочная схема – классическая, трехбашенная;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Производитель – Ленинградский Кировский завод;
  • Годы производства – 1933-1940;
  • Годы эксплуатации – 1933-1944 в ССРР, 1940-1951 в Финляндии;
  • Выпущено – 503 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 7370 мм;
  • Ширина корпуса – 2870 мм;
  • Высота – 2625 мм;
  • Клиренс – 500 мм.

Бронирование

  • Тип брони — Стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх)- 30 мм;
  • Лоб корпуса (середина) – 15 мм;
  • Лоб корпуса (низ)- 30 мм;
  • Борт корпуса — 20+10 мм;
  • Корма корпуса  — 18-20 мм;
  • Днище – 15-18 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 20 мм;
  • Маска орудия – 20 мм;
  • Борт башни — 20 мм;
  • Корма башни – 20 мм;
  • Крыша башни – 10-15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
  • Тип пушки – танковая;
  • Длина ствола — 16,5 (КТ-28) калибров / 26 (Л-10) калибров;
  • Боекомплект пушки – 69;
  • Углы ВН — +25°/−5°
  • Углы ГН — 360° (главная башня), 165° (малая башня);
  • Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года;
  • Пулемёты – 4-5 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
  • Мощность двигателя – 450 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе — 180-190 км;
  • Запас хода по пересечённой местности — 120-140 км;
  • Удельная мощность — 17,7 л.с./т;
  • Тип подвески — полностью сблокированная, на вертикальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,62 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 37°;
  • Преодолеваемая стенка — 1,0 м;
  • Преодолеваемый ров — 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.

Модификации танка

В разные годы Т-28 выпускался в несколько измененных модификациях, которые, однако, не имели каких-то особых названий:

  • Т-28-1. Образец 1932 года, выпущенный перед серийным производством. Был вооружен 45-мм пушкой и тремя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1933 года. Производился до 1934 года, всего была выпущена 41 машина. Был вооружен 76,2-мм пушкой и 4-мя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1934 года. Основной образец, производившийся до 1938 года. Вооружен такой же пушкой и 4-5 пулеметами ДТ. Всего было выпущено 266 машин;
  • Т-28 1938 года. Еще один основной образец, производившийся до 1940. На вооружении была 76,2-мм пушка Л-10 и пять пулеметов ДТ. Всего выпущена 131 штука;
  • Т-28 1940 года с таким же вооружением и конической главной башней. Выпущено 13 машин.

Были у танка Т-28 и модификации:

  • Т-28Э – экранированный танк. В 1940 году из ранее построенных танков было заэкранировано 111 машин;
  • Т-28А. Скоростная модель со скоростью 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. В 1936 было построено 52 таких машины.

Экспериментальные образцы

  • Т-28А-2 – танк Т-28А, после модификации способный развивать скорость до 65 км/ч по шоссе;
  • Т-28ПХ – танк, который был способен преодолевать водные преграды глубиной 4,5 метра.

Применение Т-28

До 1939 года Т-28 не участвовал в боевых действиях, но постоянно применялся на учениях и войсковых маневрах, а также в военных парадах в Москве, Ленинграде и Киеве.

До Великой Отечественной войны танк участвовал в походе на Польшу и Зимней войне с Финляндией, причем в процессе применения конструкция танка все более совершенствовалась.

Ко Второй мировой Т-28 достаточно сильно устарел, но все равно оставался грозной силой для противника  — по своим ТТХ он превосходил практически все танки Германии и ее союзников в тот период.

К сожалению, из-за нерационального использования Т-28, их большая часть была потеряна еще в начале войны, причем в основном это было связано с техническими неисправностями, а не с потерями непосредственно в бою.

В то же время, в опытных руках Т-28 оказывался весьма эффективен. Этот танк принял участие в героическом рейде по захваченному фашистскими войсками Минску 3 июля 1941 года. Майор танковых войск Васечкин, механик-водитель Дмитрий Малько и три курсанта въехали в Минск, сбивая пехоту, тараня грузовики и ведя обстрел из пулеметов и пушки. Операция нанесла немалый ущерб немецким войскам.

Последним годом советской службы Т-28 считается 1944 год, когда этот танк участвовал в наступлении Красной армии в Карелии.

Т-28 применялись не только в СССР. Часть захваченных танков поставила в строй Германия, однако данных об их успешном применении нет. Также несколько Т-28, захваченных еще в Зимнюю войну, до самого 1951 года эксплуатировались Финляндией.

Память о танке

На 2014 год известно о пяти сохранившихся Т-28, и еще о некотором количестве деталей этих танков.

  • Танк 1936 года, единственный образец с орудием КТ-28, выставлен в Центральном музее ВС в Москве;
  • Танк 1938 года, отреставрированный клубом «Арьегард». Сейчас нигде не выставлен, но в скором времени, возможно, будет отправлен в музей «Боевая Слава Урала»;
  • В Центральном музее ВОВ на Поклонной горе выставлена малая башня, вероятно принадлежавшая Т-28;
  • Два экранированных Т-28 образца 1938 года находятся в Финляндии, в танковом музее в Пароле;
  • Еще один экранированный Т-28 1938 года располагается в воинской части в Миккели;
  • На военном полигоне Хямеэнлинны находится груда обломков, которая раньше также была Т-28.

Танк в культуре

  • Т-28 был достаточно популярен как образец для различных моделек, как пластиковых, так и бумажных;
  • В игре Steel Panthers можно встретить основные модификации Т-28;
  • Танк можно встретить в играх серии «Блицкриг», причем скорее всего там имеется ввиду модификация Т-28Э, так как бронирование машин явно завышено;
  • В игре «Talvisota: Ледяной ад», посвященной советско-финской войне, так показан более правдоподобно;
  • Т-28 встречается в игре World of Tanks;
  • Также Т-28 можно встретить среди наземной техники в игре War Thunder.

Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-28/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector