Танк т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ттх), вес, броня, вооружение, история создания

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Рисунок советского легкого танка Т-60 на марше под Моской, декабрь, 1941 года

Т-60 – советский легкий танк периода Великой отечественной войны, который явился продолжением линейки малых танков Т-40 и Т-30 и их дальнейшим усовершенствованием. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «60» – тип разработанного танка по порядку.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Легкий танк Т-60 в экспозиции Музея бронетанковой техники в Кубинке (Россия)

История и предпосылки создания.

В начале Великой Отечественной войны стало ясно, что слабое бронирование и вооружение малых танков Т-40 и Т-30 является их самым уязвимым местом при их использовании в боевой обстановке и приводило к катастрофических потерь этих машин на начальном этапе войны.

Поэтому в средине августа 1941 года конструкторским бюро московского завода № 37 под общим началом Н.А. Астрова была разработана техническая документация по созданию нового легкого танка, которому был присвоен индекс «Т-60».

Уже в начале сентября этого же года легкий танк Т-60 был принят на вооружение РККА, и, практически сразу же, началось его серийное производство на нескольких заводах страны, в том числе Москве, Сталинграде, Горьком и Харькове.

Серийное производство танка Т-60 продолжалось до начала февраля 1943 года, именно в этот период на конвейере он уступил место своему последователю Т-70. Всего за период серийного выпуска стены завода покинуло 5920 выпущенных легких танков Т-60.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Колонна советских легких танков Т-60 на марш под Москвой, зима 1941 года

Компоновка.

Легкий танк Т-60 был скомпонован весьма характерно для всех малых и легких танков того периода. Как и у его предшественника малого плавающего танка Т-40, у Т-60 было пять отделений. Трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса и плавно переходило в отделение управления.

Моторное отделение занимало среднюю правую часть корпуса, а в левой части располагалось боевое отделение, которое распространялось так же и на башню. В кормовой части корпуса размещалось кормовое отделение, в котором находились радиаторы двигателя и топливные баки.

Кормовое отделение отделялось от боевого перегородкой, которая исключала попадание топлива на экипаж танка в случае его поражения.

Экипаж легкого танка Т-60 состоял из двух человек. В составе экипажа находились механик-водитель и командир танка.

Место механика-водителя находилось в передней практически центральной части корпуса, командир же танка находился в левой средней части корпуса и башне, которая монтировалась на корпус на подбашенную коробку со смещением от продольной оси влево.

В бою командир танка осуществлял руководство действиями механика-водителя, наблюдение за местностью через оптические приборы, а так же вел огонь из автоматической пушки и спаренного с ней пулемета.

Для посадки в танк и высадки из него командир и механик-водитель пользовались своими люками, которые размещались соответственно в крыше башни и поднятой рубке корпуса. Для экстренной эвакуации из танка командира в днище корпуса был устроен нижний люк.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Легкий танк Т-60, приданный саперам, Ленинградский фронт, зима 1942 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита легкого танка Т-60 была гомогенной катанной высокой твердости и разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу.  Танк и его экипаж были защищены от пуль винтовочных и, в ряде случаев, крупных калибров, а так же осколков с незначительной кинетической энергией.

Бронекорпус легкого танка Т-60 был разработан инженером А. В. Богачевым на базе корпусов малых танков Т-40 и Т-30 и сваривался из катаных стальных бронеплит различной толщины. Так, лобовая часть корпуса формировалась из броневых плит толщиной в 35 миллиметров вверху и средине и 30 миллиметров – снизу. Борта корпуса формировались из плит толщиной в 15 миллиметров, а днище – в 10.

Корма была выполнена из двух сопряженных верхней и нижней плит, имевших толщину соответственно 10 и 25 миллиметров. Толщина бронеплиты, формировавшей крышу корпуса, составляла 13 миллиметров. Все конструкции корпуса имели рациональные углы наклона к вертикальной нормали в диапазоне от 14 до 76 градусов, что повышало его бронезащиту.

Танки Т-60 более позднего периода выпуска имели усиленную броню.

Башня легкого танка Т-60 имела коническую восьмигранную форму и была разработана инженером Ю. П. Юдовичем. Она изготавливалась путем сварки из стальных катаных бронеплит толщиной в 25 миллиметров, при этом бронеплиты бортов башни имели наклон в 25 градусов к вертикальной нормали.

В более поздние периоды выпуска танка Т-60 броню его башни усилили до 35 миллиметров. В лобовой часть башни изготавливалось отверстие в виде прямоугольной ниши для установки пушки и пулемета и защищающей их броневой маски с толщиной брони в 20 миллиметров. Толщина брони крыши башни составляла 13 миллиметров.

Башня устанавливалась со смещением от продольной оси танка влево на 285 миллиметров.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Колонна легких танков Т-60 с десантом на марше, Ленинградский фронт, зима 1942 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого танка Т-60 использовалась автоматическая нарезная пушка ТНШ, которую еще маркировалась, как ТНШ-1 (танковая Нудельмана — Шпитального) калибром в 20 миллиметров.

Пушка стала танковой модификацией авиационной автоматической нарезной пушки ШВАК и разрабатывалась в конструкторских бюро авиационного вооружения ОКБ-16 и ОКБ-15. Она устанавливалась на цапфы в башню танка, кроме маски основание ее ствола дополнительно был защищен бронекожухом. Длина ствола пушки ТНШ составляла 82,4 калибра.

Боекомплект к автоматической пушке состоял из 750 унитарных выстрелов. С целью беспрерывного автоматического питания пушки выстрелы снаряжались в ленту по 58 штук при 58 разъемных звеньях. Лента была уложена в коробку, прикрепленную на кронштейн внизу пушки.

 Двенадцать запасных коробок с лентами размещались на стеллажах вдоль стенок боевого отделения в корпусе. При стрельбе гильзы выбрасывались за пределы танка, а пустая лента сбрасывалась на днище корпуса. В состав боекомплекта входили различные по типу боеприпасы:

  • БЗТ-20 – унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным снарядом;
  • ОТ-20 – унитарный выстрел, оснащенный осколочно-трассирующим снарядом со взрывателем мгновенного действия;
  • ОЗ-20 – унитарный выстрел, оснащенный осколочно-зажигательным снарядом со взрывателем мгновенного действия;
  • унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным подкалиберным снарядом;
  • унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным подкалиберным снарядом с сердечником, выполненным из карбида вольфрама (применялся со средины 1942 года).
  • В качестве спаренного с пушкой, устанавливался со смещением в левую сторону 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, боекомплект к которому состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 дисковых магазинов.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Итальянские солдаты осматривают брошенный советский легкий танк Т-60, Сталинградское направление, лето 1942 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Легкий так Т-60 был оснащен рядным четырехтактным карбюраторным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-202 с жидкостным охлаждением. Данный двигатель представлял собой дефорсированную и переработанную версию двигателя ГАЗ-11.

Его разработчики намерено уменьшили по сравнению с базовой моделью его мощность с 85 до 70 лошадиных сил, предполагая, что таким образом увеличится моторесурс двигателя и повысится его надежность.

При всем при этом танк Т-60 мог развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 42 километра в час.

  1. Легкий танк Т-60 имел механическую трансмиссию, включающую в свой состав такие основные узлы и агрегаты:
  2. основной (главный) однодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения «сталь по феродо» и устанавливавшийся на маховик двигателя;
  3. четырехступенчатая коробка передач, имевшая демультипликатор (при четырех передачах вперед и одной – назад);
  4. ступенчатый карданный вал;
  5. главная передача конического типа;
  6. два бортовых многодисковых фрикциона, работающих по принципу сухого трения «сталь по стали» с тормозами ленточного типа и накладками из феродо;
  7. два однорядных простых бортовых редуктора.
  8. Все приводы для управления трансмиссией танка Т-60 были механическими, и механик-водитель управлял торможением и поворотами машины с помощью двух рычагов, расположенных по обе стороны от своего места.

Ходовая часть танка легкого танка Т-60 была практически полностью заимствована у своих предшественников Т-30 и Т-40.

По своему типу подвеска танка была индивидуальной торсионной, не имевшей амортизаторов для всех четырех опорных односкатных катков малого (550 миллиметров) диаметра, имевших резиновые бандажи, применительно к каждому борту.

Опорные катки производились либо литьем в спицованном исполнении, либо штамповкой – в сплошном (все это зависело от завода-производителя).

  По крайним узлам подвески к броневому корпусу сваркой монтировались ограничители хода для балансиров подвески, оснащенные резиновыми буферами, смягчающими ударные нагрузки. Ведущие колеса цевочного типа располагались спереди, они оснащались съемными зубчатыми венцами. Ленивцы, оснащенные механизмами натяжки гусениц, устанавливались сзади. Верхняя составляющая гусеницы опиралась на три малых поддерживающих катка применительно к каждому борту.

Гусеница легкого танка Т-60 по своему типу была мелкозвенчатой, двухгребневой, с шириной трака в 260 миллиметров.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Советские легкие танки Т-60 с десантом на опушке леса перед началом наступления, Ленинградский фронт, лето 1943 года

Боевое применение.

Так получилось, что разработанный и запущенный в серийное производство в первые дни  Великой Отечественной войны легкий танк Т-60 сразу же попал в ее горнило. К моменту его появления на фронтах командиры и личный состав танковых подразделений уже определились со стратегией использования малых и легких танков, что уберегло машины этого типа от катастрофических потерь.

Танки Т-60 с успехом применялись на всех фронтах в качестве разведывательных и командирских, тягачей, транспортных средств, а так же неплохо поддерживали пехоту в наступлении, особенно в тех местах, где применить тяжелую бронетехнику не позволяли природные условия.

Особенно успешным было боевое использование танков этого типа на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах в условиях заболоченной и лесистой местности. Довольно известным является бой советского легкого танка Т-60 против двух немецких танков «Тигр» под Ленинградом 16 января 1943 года.

В этом бою танк лейтенанта Осатюка Д.И. (механик-водитель Макаренков И.М.) поддерживая атаку пехоты на немецкие позиции, столкнулся с двумя немецкими тяжелыми танками «Тигр».

Удачно маневрируя на местности и отстреливаясь из автоматической пушки, экипаж танка Т-60 заманил немецкие танки под фланговый огонь своей замаскированной противотанковой батареи, в результате чего оба немецкие танка были уничтожены.

Несколько десятков танков Т-60 были захвачены немецкими и финскими войсками в период конца 1941 – конца 1942 годов, а потом определенное время ими использовались. Но информации об их успешном применении в источниках нет.

Читайте также:  A-10 thunderbolt ii - самолёт тандерболт: характеристики (ттх) штурмовика истребителя

В составе фронтов РККА, приняв участие практически во всех значимых сражениях ВОВ, легкие танки Т-60 дошли до Вены, Берлина и Харбина, а потом еще долгое время находились на вооружении после войны, пока в 1951 году не были сняты с вооружения.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Подбитый советский легкий танк Т-60, Московское направление, осень 1941 года

Источник: http://tanki-v-boju.ru/tank-t-60/

Легкий танк Т-60

  • Т-26
  • Т-28
  • БТ-7
  • T-60
  • Т-70
  • Т-35
  • Т-34
  • КВ-1
  • КВ-2
  • КВ-85
  • ИС-2

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Как следствие этого, отношение советских танкистов к Т-60 было “не очень” — в солдатском фольклоре он часто проходил как «БМ-2» (братская могила на двоих). Однако были экипажи, которые не стеснялись называть Т-60 своими любимыми машинами. Часто они давали им звучные названия, как “Орел” или “Грозный”, и в бою их скромные Т-60 были достойны своих имен. Дело в том, что по своим данным “шестидесятка” была очень подходящей машиной для борьбы с вражеской пехотой. Известны случаи, когда один или два Т-60 срывали атаки сил неприятельской пехоты численностью до батальона. Небольшой размер, малошумность, высокая подвижность и ураганный огонь автоматической пушки ТНШ-20 и пулемета ДТ делали его страшным врагом немецких пехотинцев. 

Следует заметить, что легкобронированные машины, вооруженные скорострельной пушкой и пулеметом, сейчас очень широко представлены в армиях различных стран. Поддержка пехоты как раз и является одним из основных назначений этих боевых средств.

Т-60 не мог транспортировать пехотинцев кроме как в открытую на своей броне. Но его огонь был существенной помощью для пехоты как в обороне, так и в наступлении. К сожалению, заменивший Т-60 новый легкий танк Т-70 уже не мог так эффективно поддерживать пехотинцев.

Замена автоматической 20-мм пушки на 45-мм полуавтоматическую повысила бронепробиваемость, но резко снизила темп огня — с орудием по-прежнему управлялся только один командир машины. Но развитие Н.А.

Астровым и сотрудниками линии Т-40, Т-60 и Т-70 привело к созданию самоходки СУ-76М, которая стала с 1943 года основным средством непосредственной поддержки пехоты в бою. 

Когда не было в распоряжении других, более подходящих машин, Т-60 вступали в неравные поединки с немецкими танками. Здесь для победы требовалось все умение, слаженность и мужество экипажа.

Не имея возможности самому поразить врага, советские танкисты, используя маневренные качества “шестидесятки”, заманивали неприятельские танки под огонь противотанковых орудий или ружей.

В наставлениях для экипажа Т-60 того времени указывалось, что в случае встречи с более сильным противником необходимо маневрировать на самой большой скорости, ведя постоянный огонь из пушки и пулемета по смотровым приборам вражеского танка.

Этот огонь при удачном попадании мог ослепить его экипаж, нервировал немецких танкистов постоянными звуками рикошетирующих от брони снарядов и пуль, провоцируя их на неточную стрельбу или даже на выход из боя. 

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Немцы называли Т-60 “неистребимой саранчой” и вынуждены были с ними считаться. Тем самым они признавали за “шестидесяткой” достойное место среди модельного ряда советских танков.

Некоторое количество Т-60, захваченных в 1942 году, немцы передали своему союзнику — Румынии, где на их базе разработали самоходную установку открытого типа TACAM. Эта машина вооружалась трофейной советской 76,2-мм пушкой ЗиС-3.

Эта артсистема адаптировалась под немецкий 75-мм бронебойный снаряд и по бронепробиваемости румынская самоходка не уступала немецкой машине Marder II. Сами немцы использовали трофейные Т-60 в качестве тягачей для своих противотанковых пушек. 

До наших дней сохранились всего один полноценный экземпляр в Музее бронетанковой техники в Кубинке и натурная копия (только внешняя), изготовленная в конце 60-х годов, в музее Выксунского завода ДРО. 

В Музее обороны Ленинграда с марта 1947 года экспонировался танк Т-60 №164 из состава Ленфронта, на котором лейтенант Д.И.Осатюк при прорыве блокады в январе 1943 года одним из первых пробился на Большую землю.

Впоследствии при ликвидации музея в 50-е годы танк №164 бесследно исчез. Один “шестидесятый” в хорошем состоянии, но без пушки ШВАК хранится в танковом музее в г. Парола (Финляндия). Наверное, единственный танк-памятник Т-60 находится в п.

Глубокий Ростовской области. 

Модификации и проекты на базе Т-60.

Танк Т-60 оказался отличной базой для проведения различных экспериментальных работ и создания на его основе новых боевых модификаций.

Для противовоздушной обороны танковых соединений и объектов, а также штабов требовалась бронированная зенитно-пулеметная установка, подвижность которой не уступала бы танкам.

Поэтому в самом конце 1942 года на Горьковском автозаводе по собственной инициативе был построен танк 063 или Т-60-3 (3 — модификация, а не з — зенитный) со спаренной установкой двух зенитных пулеметов ДШК в открытой башне увеличенных размеров.

Поскольку на заводе не смогли выполнить зубчатый венец погона башни с нужной для зенитной стрельбы точностью, танк на вооружение не приняли, хотя необходимость в подобном изделии оставалась очень острой и для него можно было бы использовать часть освободившегося парка танков Т-60.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Не дала ожидаемых результатов попытка создания открытой самоходной артиллерийской установки с 45-мм противотанковой пушкой М-42. На заводе №38 спроектировали и к лету 1944 года построили 76-мм открытую артиллерийскую общевойсковую самоходную установку ОСУ-76 — по идее предельно легкую и дешевую САУ непосредственной поддержки пехоты.

На ней использовали дивизионное орудие ЗИС-3 образца 1942 года, а от танка Т-60 — трансмиссию и ходовую часть (с задней ведущей звездочкой). Дефицит 6-цилиндровых двигателей вызвал установку на ней старого 4-цилиндрового ГАЗ-М, что предопределило низкие удельную мощность и соответственно плохую подвижность машины.

Для снижения веса пушка прикрывалась только спереди и частично по бокам противопульной броней толщиной всего 6 мм.

Установка оказалась неустойчивой при выстреле — сказывались большая высота линии огня при короткой базе четырех опорных катков, хотя по опыту СУ-76М было известно, что для этой пушки требовалось шесть катков, малая масса машины — 4,2 т и несимметричное относительно оси положение орудия.

Производство ОСУ-76 планировалось в 1944 году (план на III квартал — 129 машин) на ленинградском заводе №7 совместно с заводом №38 — поставщиком агрегатов ходовой части и трансмиссии. Однако из-за низких боевых качеств принята она не была, а в 1944 году, когда в войсках уже имелись более удачные установки СУ-76М, и не нужна. 

Для повышения в целом неплохой проходимости танка Т-60 по снегу на ГАЗе задумали предельно снизить удельное давление на поверхность и сделать его более равномерным. Для этого зимой 1942 года под руководством Н.А.Астрова с участием В.К.Рубцова и С.С.

Строева на одном из образцов поставили на борт 8 опорных катков малого диаметра от электрокара, попарно связанных жесткими балансирами с рычагами четырех тележек подвески. Применили новую гусеницу с максимально уширенными траками удвоенного от нормального шага.

Результат оказался хорошим — проходимость по снегу резко улучшилась, однако возросли механические потери и вибрации, а мощности двигателя не хватало для уверенного движения.

Самую высокую проходимость по снегу любой глубины плотности показал опытный Т-60 с лыжно-гусеничным движителем системы С.С.Неждановского, также построенный зимой 1942 года. 

На танках Т-60 монтировались реактивные установки залпового огня БМ-8-24(изделие 52-353-Б), принятые на вооружение в конце октября 1941 года. 

Для переброски легких танков в составе десантов в тыл врага, а также для снабжения ими крупных партизанских отрядов конструктор легкой авиации О.К.

Антонов предложил осенью 1941 года построить упрощенный буксируемый планер разового применения, в качестве фюзеляжа которого использовался бы корпус танка Т-60, а его ходовая часть — в качестве взлетно-посадочного устройства.

Предполагалось, что такой комбинированный планер может буксироваться четырехмоторным бомбардировщиком ТБ-3 или самолетом ДБ-ЗФ до пункта назначения, а после расцепления производить посадку на площадку ограниченных размеров, сбрасывать крылья с хвостовым оперением и с ходу идти в бой.

Задание на подобный летательный аппарат, которому не было аналогов в истории, О.К.Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С.А.Афониным, получил в конце 1941 года. Машину спроектировали всего за две недели и к лету 1942 года построили на планерном заводе в Тюмени. Она получила название КТ (“Крылья танка”), а также обозначалась индексами А-Т, АТ-1 или планер А-40. 

Крылья с размахом 18 м и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера — длина его составляла всего 12,06 м.

Тросовое управление подвели к месту механика-водителя танка, дополнительно оборудовав его зеркалами бокового и заднего обзоров.

Саму машину предельно облегчили (до массы 5800 кг), сняв вооружение, боекомплект, фары, крылья и слив почти все топливо. 

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания Тактико-технические характеристики Т-60: масса: 6400 кг; экипаж: 2 чел.; длина: 4,10 м; ширина: 2,30 м; высота: 1,75 м; вооружение: 20-мм пушка ТНШ-20, 7,62-мм пулемет ДТ обр. 1929 г.; боезапас: 754 выстрела, 945 патронов; двигатель: ГАЗ-202, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность двигателя: 76 л.с.; максимальная скорость: 44 км/ч; запас хода: 455 км.

1  2  3  4  1  2  3  4 

RSS лента комментариев этой записи Обновить список комментариев

Источник: http://vspomniv.ru/t60

Т-60: танк военного времени

Плавающие танки: нужны ли эти машины фронту?

До начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии был принят целый ряд легких плавающих танков (Т-37, Т-38, Т-40), основным назначением которых была разведка и поддержка частей пехоты при форсировании водных преград.

Как танки-амфибии они впервые использовались в ходе советско-финляндской войны. А вот в первые месяцы Великой Отечественной эти машины с пулеметным вооружением и тонким противопульным бронированием стали использовать как обычные сухопутные танки для атаки противника.

Результаты оказались весьма печальными. В то же время, по своему прямому назначению плавающие танки вообще в ходе Великой Отечественной войны применялись крайне редко — это ряд операций под Ленинградом, в Карелии и на юге в районе Новороссийска.

Потребность в подобных специальных машинах была невелика.

Место плавающих танков в производстве должны были занять Т-34 и Т-50. Так, московскому заводу № 37 было поручено перейти с выпуска танка Т-40 к производству более совершенного танка Т-50.

Танк Т-50 действительно по праву мог стать одним из лучших легких танков Великой Отечественной войны, однако развернуть широкое производство этой хорошо вооруженной и защищенной (для класса легких танков) машины помешала война.

Читайте также:  Крейсер адмирал кузнецов - тяжелый авианесущий корабль, характеристики

В условиях эвакуации промышленности и нарушения уже отработанных связей между предприятиями-смежниками выпуск Т-50 оказался непосилен.

Главный конструктор завода № 37 Николай Александрович Астров, создавший и организовавший производство плавающих танков прекрасно понимал, что быстрый переход от производства Т-40 к выпуску Т-50 невозможен На свой страх и риск он принял решение в сжатый срок переработать Т-40 и создать на его базе легкий танк, удовлетворявший требования фронта. За две недели уже на базе освоенного в производстве Т-40 был создан новый танк сопровождения пехоты.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания Конструктор легких танков Астров. (Pinterest)

Фактически это был тот же Т-40, превращенный в сухопутный танк. Эта машина известна как Т-30. Первоначально основным вооружением нового танка должен был стать 12,7-мм пулемет, замененный затем на 20-мм автоматическую авиационную пушку, адаптированную для установки в башне танка.

Пушка обладала скорострельностью до 800 выстрелов в минуту и могла поражать на расстоянии до 1 км легкие танки и бронемашины противника. Выпуск танка начался осенью 1941 г. Всего за сентябрь было выпущено 200 единиц; за октябрь — 138. Из этого числа в действующую армию на Московском направлении были отправлены 308 танков.

Затем последовала эвакуация предприятия и вновь к выпуску танка вернулись в начале 1942 г., когда за два первых месяца года в Кирове были выпущены еще 247 единиц.

Одновременно велись работы по усилению броневой защиты машины. Так появился танк Т-60. От Т-30 новый танк отличался более низким силуэтом. Значительно были уменьшены размеры башни и усилено бронирование машины.

На относительно небольших (до 500 метров) дистанциях автоматическая пушка ТНШ могла в ряде случаев пробить бортовую броню даже средних танков. Боекомплект состоял из 752 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения в башне был установлен пулемет ДТ-29. (боекомплект 15 дисков емкостью 63 патрона каждый).

На Т-60 устанавливался двигатель мощностью 70 л. с. Максимальная скорость достигала 42 км/ч. Экипаж состоял из двух человек.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания Т-60 на параде 7 ноября 1941 г. в Москве. (Pinterest)

Т-60: производство и боевое применение

Производство первоначально планировалось развернуть в Москве, Коломне, Харькове и Горьком. Однако быстрое приближение линии фронта сделало возможным более-менее постоянный выпуск лишь на Горьковском автозаводе. Общий выпуск Т-60 за годы войны составил 5839 единиц.

Первые серийные Т-60 были собраны Горьковским автозаводом 13 сентября 1941 г. С этого времени танк начал поступать в войска. Первой частью, которая получила новые Т-60 (10 единиц) стала 21-я танковая бригада. В дальнейшем все эти танки погибли в боях на Калининском фронте поздней осенью 1941 г.

 Приняли участие Т-60 и в параде 7 ноября 1941 г. в Москве. Всего по Красной площади прошли 48 танков Т-60 из состава 31-й танковой бригады.

Насколько эффективно действовали Т-60 под Москвой? В специфических условиях Московской битвы, когда отсутствовала сплошная линия фронта, боевые действия велись на отдельных направлениях и как правило вдоль дорог, Т-60 вполне успешно применялись из засад, а во время атак поддерживали наступление пехоты.

Доля самих Т-60 поздней осенью 1941 г. постепенно растет. Так, в частях Западного фронта на 22 ноября 1941 г. в строю находились 43 танка КВ, 142 — Т-34, 84 — БТ, 129 — Т-26 и 163 Т-60 (вместе с Т-30).

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

После завершения Московской битвы Т-60 в силу нехватки средних и тяжелых танков активно использовались до второй половины 1942 г.

 В танковых боях у Т-60 оставалось все меньше шансов в противостоянии с танками противника, зато немецкой пехоте и легким САУ этот подвижный и малозаметный танк при грамотном применении мог принести немало бед. Так, маршал бронетанковых войск М. Е.

Катуков в своих воспоминаниях приводит эпизод, когда в боях на Воронежском направлении летом 1942 г. два Т-60, скрываясь во ржи, вышли в тыл наступавшей немецкой пехоте и огнем из автоматических пушек обратили противника в бегство.

Постепенно Т-60 оставалось все меньше и танк-малютка уступал свое место более мощным Т-70 и Т-80. При этом быстрое развитие противотанковых средств делало легкие танки в принципе чрезвычайно уязвимыми, поэтому выпуск этого класса бронетехники в СССР в отличие от Германии в 1943 г. был прекращен.

Одной из последних операций, где в относительно большом количестве были задействованы Т-60 стали бои по полному снятию блокады Ленинграда в январе 1944 г. В дальнейшем отдельные танки Т-60 продолжали находиться в войсках, но в силу своей уязвимости применялись лишь эпизодически.

На базе Т-60 выпускались тягачи и самоходные установки реактивных снарядов. Т-60 был далек от идеала.

Тем не менее, в условиях начала войны, когда проводилась эвакуация промышленности, а действующая армия остро нуждалась в бронетехнике выпуск этого простого легкого танка был единственно возможной, вынужденной и в тоже время временной мерой. До нашего времени сохранился ряд Т-60 в ряде музеев и мемориальных комплексов России.

Источник: https://diletant.media/articles/45276247/

Т-60 – Советский легкий танк

Т-60 – это легкий советский танк времен Второй мировой войны. Его разработали в августе 1941 года под руководством Астрова, главного разработчика всех легких танков того времени.

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история созданияТ-60 в музее Кубинки

История создания Т-60

В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.

Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.

Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.

Ттх т-60

Общая информация

  • Боевая масса – 5,8 – 6,4 т;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 5920 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4100 мм;
  • Ширина корпуса – 2392 мм;
  • Высота – 1750 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони  — гомогенная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 15/70° и 35/16° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) — 35/−28° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 30/−76° мм/град;
  • Борт корпуса — 15/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 10/76° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 25/−14° мм/град;
  • Днище – 10 мм;
  • Крыша корпуса – 13 мм;
  • Маска орудия – 20 мм;
  • Борт башни – 25-35/25° мм/град;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 20-мм ТНШ;
  • Длина ствола — 82,4 калибра;
  • Боекомплект пушки  — 750;
  • Углы ВН: -7…+25°;
  • Углы ГН — 360°;
  • Прицел — ТМФП-1, механический;
  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя  — ГАЗ-202 бензиновый с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 70 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 410-450 км;
  • Удельная мощность — 10,7-12,0 л.с.;
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,53-0,63 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 34°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров — 1,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 0,9 м.

Модификации Т-60

Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:

  • Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной  лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
  • Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
  •  Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.

Опытные танки

  • Т-60-1 – танк с более мощным и тяжелым автобусным двигателем ЗИС-16, усиленным бронированием и большими габаритами;
  • Т-60 с пушкой ЗИС-19 калибра 37-мм. Она требовала более тяжелой башни, из-за чего запас хода танка сильно сократился, а сильный разгар ствола быстро делал пушку бесполезной;
  • Т-60-2 – танк с новой башней и пушкой ЗИС-19БМ калибра 45-мм. Также имел меньший запас хода, но в целом был лучше предыдущей модели. Не выпускался из-за появления Т-70;
  • Т-60-3 –танк с модифицированной штатной башней без крыши и с двумя пулеметами ДШК. Имел низкую эргономичность боевого места и неправильно установленный зенитный прицел, что не позволило использовать танк для борьбы с воздушным противником.

На основе Т-60 также создавалось множество других машин, самая интересная из которых – А-40, воздушный танк. А-40 – это танк Т-60, закрепленный на специальном буксируемом планере для включения танка в состав воздушного десанта. Существовал даже опытный образец А-40, который показал, что конструкторы не учли многих факторов, из-за чего проект закрыли и «крылатые танки»  выпускать так и не стали.

Применение

Впервые Т-60 массово применялся в битве за Москву – он был почти во всех танковых батальонах и танковых бригадах. Весной 1942 Т-60 прибыли на Ленинградский фронт, причем они доставлялись в осажденный город на угольных баржах, что было очень хорошей маскировкой – немецкие войска не охотились за примелькавшимся топливом. Перемещение танков так и не было обнаружено немецкими войсками.

Т-60 воевали и на южном фронте, в основном в 1942 году в Крыму, участвовали в обороне Сталинграда и Харьковской операции.

КоличествоТ-60 значительно сократилось к ноябрю 1942 года, так как он был очень легкой добычей для танков и считался танком-смертником. Танкисты вообще не любили эти танки, окрестив их БМ-2 – братской могилой на двоих. А вот вражеские солдаты называли Т-60 «неистребимой саранчой».

Последняя крупная операция, в которой участвовал Т-60 – это снятие блокады Ленинграда в 1944 году.

Память о танке

Сегодня известно минимум о шести сохранившихся Т-60:

  • Предсерийный Т-60 в Бронетанковом музее в Кубинке;
  • Неотреставрирвоанный Т-60 в танковом музее в Пароле, Финляндия;
  • Восстановленный до ходового состояния Т-60 в музее техники Вадима Задорожного. Был найден разрушенным под Санкт-Петербургом, в месте последнего массового использования Т-60;
  • Т-60 в виде памятника в Ростовской области, в поселке Глубокий;
  • Т-60 на ходу в музее «Боевая слава Урала» неподалеку от Екатеринбурга. Ежегодно принимает участие в параде в честь дня Победы;
  • Т-60 в музейном комплексе «Сталинградская битва», поднятый в 2011 году со дна пересохшей реки и отреставрированный на заводе спецмашиностроения.

Фотографии танка

Танк в культуре

Т-60 можно увидеть во многих компьютерных играх:

  • «Вторая мировая»;
  • «В тылу врага 2»;
  • «Sudden Strike»;
  • «Блицкриг»;
  • «Сompany of Heroes 2»;
  • ММО-играх World of Tanks и War Thunder.

Зачастую игровые ТТХ танка не соответствуют реальным.

Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-60/

Т-60

Лёгкий танк | СССР | II ур.

Читайте также:  Самолёт илья муромец (с-22): первый в мире тяжелый бомбардировщик, его создатель авиаконструктор и.и. сикорский

Огневая мощь

37 мм ЗиС-19 Орудие
125 шт. Боекомплект
40 / 40 / 50 ед Урон
58 / 92 / 19 мм Бронепробитие
22.22  Скорострельность
889  Средний урон в минуту
2.5 с Время сведения
0.57 м Разброс на 100 м
34  Скорость
44  Скорость
360° Углы
-5…+20° Углы

Живучесть

170 ед Прочность
 мм Корпус
 мм Башня

Мобильность

6.52 / 8.6 т Масса/пред. масса
85  Мощность двигателя
13.04  л.с./т Удельная мощность
45 / 15 км/ч Макс. скорость
52  Скорость поворота шасси

Незаметность

17.46 % Незаметность стоя
13.06 % Незаметность в движении

Наблюдение

300 м Обзор
300 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Наводчик, Радист, Заряжающий)
  2. Механик-водитель

1234567891011

Лёгкий танк | СССР | II ур.

Огневая мощь

12,7 мм ДШК Орудие
1000 шт. Боекомплект
8 ед Урон
22 мм Бронепробитие
79.16  Скорострельность
33 / 0.1 с Перезарядка обоймы
5  Автомат-ая стрельба
50 шт. Обойма (барабан)
632  Средний урон в минуту
1.7 с Время сведения
0.57 м Разброс на 100 м
32  Скорость
44  Скорость
360° Углы
-7…+25° Углы

Живучесть

150 ед Прочность
 мм Корпус
 мм Башня

Мобильность

6.17 / 6.3 т Масса/пред. масса
70  Мощность двигателя
11.35  л.с./т Удельная мощность
45 / 15 км/ч Макс. скорость
48  Скорость поворота шасси

Незаметность

17.46 % Незаметность стоя
13.06 % Незаметность в движении

Наблюдение

280 м Обзор
300 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Наводчик, Радист, Заряжающий)
  2. Механик-водитель

1234567891011

Танк Т-60: советский лёгкий, технические характеристики (ТТХ), вес, броня, вооружение, история создания

Советский лёгкий танк второго уровня. Ключевые особенности — низкий силуэт, 37 мм-орудие с отличным бронепробитием, долгим сведением и приемлемой точностью. Так же Т-60 обладает неплохим бронированием, рациональные углы наклона брони часто дают рикошеты от попаданий из полуавтоматических орудий. Однако запас прочности танка невелик, а также он уступает многим в своём классе в подвижности.

Предшественник лёгкого танка Т-70.

Башня
Броня(мм)
Поворот(гр/сек)
Обзор(м)

Вес(кг)
Цена()

I Т-40 15/15/15 32 280 450 400
Совместимые орудия:

Орудие
Пробитие(мм)
Урон(ед)
Скорострельн.(выстр/мин)
Разброс(м/100 м)
Сведение(с)
БК

Вес(кг)
Цена()

I 20 мм ТНШ 28/39 10/10 0.53 1.9 740 68 2380
Используемые снаряды:

Тип
Марка
Калибр(мм)
Пробитие(мм)
Урон(HP)
Осколки(м)

Цена

БЦ-20 20 28 10 2
УБР-20 20 39 10 400
I 12,7 мм ДШК 22 8 0.57 1.7 1000 34 2000
Используемые снаряды:

Тип
Марка
Калибр(мм)
Пробитие(мм)
Урон(HP)
Осколки(м)

Цена

Б-32 12.7 22 8 1

Башня
Броня(мм)
Поворот(гр/сек)
Обзор(м)

Вес(кг)
Цена()

II Т-60 25/25/25 34 300 550 570
Совместимые орудия:

Орудие
Пробитие(мм)
Урон(ед)
Скорострельн.(выстр/мин)
Разброс(м/100 м)
Сведение(с)
БК

Вес(кг)
Цена()

III 37 мм ЗиС-19 58/92/19 40/40/50 0.39 2.5 125 200 4250
Используемые снаряды:

Тип
Марка
Калибр(мм)
Пробитие(мм)
Урон(HP)
Осколки(м)

Цена

УБР-160 бис 37 58 40 35
УБР-160ПА 37 92 40 800
УО-160А 37 19 50 10
I 20 мм ТНШ 28/39 10/10 0.53 1.7 740 68 2380
Используемые снаряды:

Тип
Марка
Калибр(мм)
Пробитие(мм)
Урон(HP)
Осколки(м)

Цена

БЦ-20 20 28 10 2
УБР-20 20 39 10 400
I 12,7 мм ДШК 22 8 0.57 1.5 1000 34 2000
Используемые снаряды:

Тип
Марка
Калибр(мм)
Пробитие(мм)
Урон(HP)
Осколки(м)

Цена

Б-32 12.7 22 8 1

Двигатель

Мощность(л. с.)

Вероятность пожара(%)

Вес(кг)

Цена()

I ГАЗ-202 70 20 275 330
II ЗИС-16 85 20 360 1040

Ходовая часть

Макс. нагрузка(т)

Скорость поворота(гр/сек)

min

Вес(кг)

Цена()

I Т-60 6.3 48 B/2 2000 290
II Т-60 усиленная 8.6 52 B/2 2000 550

Радиостанция

Дальность связи(м)

Вес(кг)

Цена()

III 71-ТК-3 300 100 570

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                        

R42_T-60

ussr

Т-60 в игре

Исследование и прокачка

Лёгкий танк Т-60 исследуется на МС-1 за 270 .

Ходовая
Т-60 усиленная

 100 550

Орудие
20 мм ТНШ

 35 2380

Двигатель
ЗИС-16

 90 1040

Башня
Т-60

 85 570

Орудие
37 мм ЗиС-19

 160 4250

Итог:
Кредиты: 8790
Опыт: 470

Источник: https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:R42_T-60

Танк Т-60: «неистребимая саранча», пожиравшая немцев

Фашисты называли этот трофейный легкий танк «неистребимой саранчой» и с удовольствием использовали в проведении собственных спецопераций, а беспрецедентная по наглости атака Т-60 по замерзшей Неве дала начало прорыву блокады Ленинграда.

История танка Т-60 была настолько короткой и неоднозначной, что об этой двухместной бронемашине с автоматической авиационной пушкой даже сегодня практически не вспоминают знатоки Великой Отечественной войны. А зря.

Создать новый танк за месяц

Катастрофические поражения первых дней ВОВ заставили руководство страны пересмотреть систему обеспечения Красной армии и отказаться от производства некоторых легких образцов бронетехники. Первым «под нож» попал легкий плавающий танк Т-40, разработанный всего за два года до этого конструкторами московского завода № 37.

Приказ о перепрофилировании завода на выпуск танков другой модели поступил 25 июня 1941 года и поверг всех сотрудников в глубокий шок. Дело в том, что производственные мощности были не приспособлены к выпуску более тяжелого танка Т-50, а быть расстрелянным за саботаж никому не хотелось.

Легкий танк Т-60 в Музее бронетанковой техники в Кубинке. wikipedia

Тогда главный конструктор завода № 37 Николай Астров пошел на хитрость.

В течение одного месяца ему с группой единомышленников удалось на базе Т-40, вооруженного 12,7-мм пулеметом ДШК (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный) и 7,62 пулеметом ДТ (Дегтярева танковый), создать полноценный танк, приятно удививший народного комиссара танковой промышленности Вячеслава Малышева.

Получившая название Т-60 боевая машина была очень юркой и легко сливалась с местностью, а использование авиационной автоматической 20-мм пушки ШВАК, спаренной с пулеметом ДТ, делало огонь из нее весьма эффективным.

Легкий заслон на пути врага

  • Уже в августе 1941 года первые образцы Т-60 отправились на фронт, а всего до февраля 1943 года было выпущено 5920 этих боевых Великой Отечественной после легендарной «тридцатьчетверки»!
  • Именно многочисленные атаки слабо защищенных 35-миллиметровой броней двухместных танкеток являлись настоящим ужасом немецких мотоциклетных групп на Московском направлении, а спаренный огонь автоматической авиационной пушки и пулемета буквально выкашивал их ряды.
  • К огромному сожалению, мощности боезапаса Т-60 было недостаточно, чтобы гарантированно вывести из строя средние немецкие танки Panzerkampfwagen III и Рanzerkampfwagen IV, хотя более легкой бронированной технике доставалось по полной программе.

Самый надежный танк ВОВ

В отличие от легендарных Т-34 более легкий танк Т-60 использовал бензиновый двигатель, что придавало машине дополнительные качественные характеристики. Их очень ценили фашисты, которым попадали в руки эти машины (советские солдаты порой бросали их в лесах, когда заканчивался дефицитный бензин).

Трофейный Т-60 на службе Вермахта. wikipedia

Немецкое командование официально признавало Т-60 наиболее надежным танком Красной Армии. Оно рекомендовало восстанавливать подлежащие ремонту трофеи и использовать их для разведывательных целей либо в качестве тягачей.

Мало кто знает, но именно эти миниатюрные боевые машины участвовали в обороне Крыма и удерживали фашистов на подступах к Кавказу. Они сыграли если не решающую, то очень важную роль в обороне Ленинграда и прорыве его Блокады. А 48 этих танков прошли парадным маршем по Красной Площади 7 ноября 1941 года, после чего были брошены в горнило битвы за Москву.

«Бессмертный» танк блокадного Ленинграда

С весны 1942 года танки Т-60 начали пополнять состав 61-й танковой бригады полковника В. Хрустицкого, державшей оборону под Ленинградом. Из-за небольших размеров эти боевые машины доставлялись на Ладожское озеро по рекам, после чего их грузили на угольные баржи, следовавшие в осажденный город.

Немецкая авиация считала угольные баржи не самыми достойными целями и очень часто игнорировала их. Знали бы офицеры Люфтваффе, что под углем стоят новенькие Т-60, как саранча выползавшие на поле боя и выкашивавшие беглым огнем передовые позиции врага.

По одной из версий, название «неистребимая саранча» немцы дали этой машине за ее «бессмертность». Каждый день Красная Армия несла под Ленинградом серьезные потери, среди которых было большое количество танков Т-60. Пехотинцы в те недели даже дали им невеселое прозвище «БМ-2» – «Братская могила-2». Но на следующий день в бой шли все новые и новые танки, повергая фашистов в шок!

Звездный час Т-60 наступил в ночь на 12 января 1943 года, когда 140 боевых машин буквально пронеслись по льду Невы и сходу атаковали позиции врага на участке от Шлиссельбурга до Невской Дубровки. Лед Невы мог выдержать вес только этих малюток, и командование решило пойти на беспрецедентный в мировой истории шаг, начав наступательную операцию с использования легких танков.

Именно помощь «неистребимой саранчи» позволила пехотным подразделениям создать два плацдарма глубиной от полутора до трех километров. В течение нескольких часов саперные подразделения возвели несколько переправ, по которым на другой берег Невы пошла более мощная бронетехника, включая практически неуязвимые тяжелые танки КВ-1.

Закат славы и рождение новой легенды

Уже в феврале 1943 года Т-60 были сняты с производства, уступив место более мощному танку Т-70, но до самого конца войны несли службу в бронетанковых подразделениях Красной Армии, выполняя второстепенные задачи.

Многие военспецы до сих пор считают Т-60 крайне неудачной модификацией советской танкетки, не оправдавшей возложенных на нее надежд, но не признать ее важную роль в отражении вражеской агрессии невозможно.

По окончании Великой Отечественной войны развитие бронетехники было направлено на увеличение мощности брони, в результате чего от использования легких танков военные начали массово отказываться. Казалось, что история Т-60 так и останется маленькой, но яркой точкой советской истории.

Но в 1964 году она получила совершенно новый оборот. Командующий ВДВ Василий Маргелов в ультимативной форме потребовал обеспечить его бойцов боевой машиной, способной десантироваться с парашютами, преодолевать водные преграды и поддерживать десантников эффективным огнем.

Боевая машина десанта БМД-1. wikipedia

И уже через год Мытищинский машиностроительный завод представил Государственной комиссии боевую машину десанта, которая полностью соответствовала предъявляемым требованиям. Экипаж БМД состоял из двух человек, один из которых управлял системами вооружений, прикрывая пятерых десантников, сидящих на броне.

Мало кто знает, но автором первого советского десантного бронеавтомобиля стал тот самый Николай Астров, создавший малютку Т-60, а конструктивные особенности БМД во многом копировали своего предшественника.

Источник: https://www.eg.ru/society/475029/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector