Ба-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны.

Был создан в июле — декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей.

БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны, а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа[сн 1].

Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа.

БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты.

В послевоенные годы БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.

История создания[править | править вики-текст]К началу Великой Отечественной войны единственным находящимся в производстве лёгким бронеавтомобилем в СССР являлся БА-20М.

Созданный в середине 1930-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-М-1, БА-20 к 1941 году успел устареть: его заднеприводное шасси не обеспечивало достаточной проходимости на пересечённой местности, а броня, защищавшая только от небронебойных пуль, не отвечала возросшим требованиям по защищённости. С 1941 года, в связи с сокращением производства ГАЗ-М-1 и переходом к выпуску нового полноприводного автомобиля ГАЗ-64, было решено перевести лёгкий бронеавтомобиль на базу последнего. Работы по бронеавтомобилям нового поколения, использовавшим полноприводное шасси и корпус с рациональными углами наклона брони, велись в СССР ещё в предвоенные годы, но не зашли дальше создания опытных образцов.

Идея разработки нового бронеавтомобиля была подана в инициативном порядке конструкторами ГАЗа после начала войны. После одобрения руководства, 17 июля 1941 года конструкторским бюро под руководством В. А. Грачёва были начаты работы по будущему БА-64.[1] Предварительная проработка компоновки бронеавтомобиля осуществлялась Ф. А. Лепендиным.

Поначалу планировалось ограничиться переводом на новое шасси бронекорпуса и оборудования БА-20, но уже вскоре стало очевидно, что уровень его броневой защиты недостаточен, а нерациональная форма и компоновка корпуса не позволяют её усилить без значительного утяжеления конструкции.

В связи с этим было решено разрабатывать полностью новую конструкцию, ориентируясь при этом на предвоенные опытные машины, такие как ЛБ-62. При создании учитывался опыт боевого применения советских бронеавтомобилей в начальный период войны, также влияние на конструкторов оказало изучение трофейного германского бронеавтомобиля, предположительно Sd.Kfz.221 (или Sd.Kfz.

222), продемонстрированного на Полигоне НИИ БТ в Кубинке 23 августа, а 7 сентября переведённого на ГАЗ для детального изучения.

16 сентября состоялось совещание, на котором обсуждалась концепция будущего бронеавтомобиля, получившего название «64-Б». Помимо конструкторского коллектива, участие в нём приняли главный конструктор завода А. А. Липгарт и его заместитель по танкостроению Н. А. Астров, занимавшийся разработкой малых и лёгких танков.

По итогам совещания было решено создавать бронеавтомобиль с предельно минимизированным забронированным объёмом и коротким, лишь незначительно выступающим по длине за пределы рамы корпусом. Новшеством стало также введение резкой дифференциации бронезащиты.

Внутренняя компоновка бронеавтомобиля также вышла максимально ужатой, для размещения топливного бака в кормовой, наименее поражаемой в бою, части машины, пришлось даже надвинуть место водителя на моторный отсек, поместив его на коробке передач.

Будущий бронеавтомобиль, помимо возлагавшихся на БА-20 функций командирской разведки, связи и обслуживания разведгрупп, благодаря лучшей проходимости, планировалось применять также для преследования отступающего противника, службы управления боем, борьбы с авиадесантами противника или, благодаря малой массе, для использования в собственных авиадесантных операциях. Машину предполагалось также использовать для обеспечения ПВО танковых и кавалерийских частей, поэтому её оружие должно было быть способно вести огонь и по воздушным целям.

ГАЗ-64Разработкой бронекорпуса, обозначавшегося как ГАЗ-125, занимались кузовные специалисты завода — Б. Т. Комаревский, В. Ф. Самойлов, Ю. Н. Сорочкин и Г. А. Носов, а также конструктор танкового ОКБ А. С. Маклаков, занимавшийся проектированием башни бронеавтомобиля, и Н. А. Астров, осуществлявший консультацию работ.

13 и 15 октября были закончены первый и второй варианты компоновки машины, после чего к работе приступил коллектив под руководством ведущего конструктора по машине Г. М. Вассермана, занимавшейся переработкой шасси ГАЗ-64 под роль бронеавтомобиля. Разрабатывавшиеся для бронеавтомобиля детали получили вначале индекс «64-Е», а позднее, после модернизации — «64-Ж».

Несмотря на недостаток опыта у большинства конструкторов, проектирование продвигалось быстрыми темпами. 24—27 ноября был собран броневой корпус, продемонстрированный маршалу К. Е. Ворошилову, взявшему после этого работу над бронеавтомобилем под свой контроль.

Сборка прототипа бронеавтомобиля началась 5 декабря, а 9 января 1942 года в основном законченный прототип под управлением Грачёва совершил свой первый выезд, прошедший в целом успешно, за исключением выявившейся слабости подвески.

Башня при этом, хотя и не полностью укомплектованная, вопреки некоторым источникам на бронеавтомобиле уже присутствовала, будучи впервые установлена на него ещё 12 декабря. Бронеавтомобиль получил заводской индекс «64-125» и на следующий день был дособран и продемонстрирован Ворошилову.

Заводские испытания «64-125» продолжались ещё в течение месяца, при этом вновь проявилась слабость подвески, неоднократно выходившей из строя. 17 февраля бронеавтомобиль был продемонстрирован уже Наркому танковой промышленности В. А. Малышеву в Москве.

Тогда же было утверждено окончательное, войсковое, обозначение для новой машины — БА-64.

21—23 февраля бронеавтомобиль провёл в испытаниях вооружения на Софринском артиллерийском полигоне и полигоне завода № 8, а 3 марта, вместе с новым лёгким танком Т-70, БА-64 был продемонстрирован в Кремле перед членами правительства, в том числе И. В. Сталиным.

После проведения всех необходимых доработок, БА-64 был постановлением ГКО от 14 марта принят на вооружение.Постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года Грачёву была присвоена Сталинская премия третьей степени, одновременно за разработку ГАЗ-64 и БА-64 на его базе.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкцияБА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкцияБА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Серийное производство

Производство БА-64 было развёрнуто на ГАЗе в апреле 1942 года, первые серийные бронеавтомобили были собраны уже в том же месяце, однако в тот период они не были приняты военной приёмкой из-за отсутствия пулестойких шин типа «ГК». Тем не менее, первые 35 БА-64 были приняты военными уже в начале мая.

Броневые корпуса для машин опытной партии и нулевой серии изготавливались на заводе № 177 в Выксе, но в дальнейшем был организован их выпуск на кузовном корпусе ГАЗа.

Первое время производство БА-64 тормозилось задержками с поставкой комплектующих, прежде всего двигателей, мостов и шин, но с июля 1942 года заводу удалось добиться выполнения плана.

По мере накопления опыта эксплуатации и боевого применения бронеавтомобиля в его конструкцию начали вноситься изменения. Уже в июне были ликвидированы откидные противогранатные сетки над башней, как не оправдывающие себя.

В июле было введено вентиляционное отверстие в крыше отделения управления, так как летняя эксплуатация БА-64 показала, что температура в обитаемых отделениях бронеавтомобиля могла доходить до 55—60 °C, а в сентябре — регулируемый вентиляционный люк в крыше моторного отделения, так как его вентиляция тоже оказалась недостаточной.

Эксплуатация выявила также и недостаточную надёжность БА-64: при гарантированном пробеге в 10 000 км, по сообщениям из войск, многие бронеавтомобили выходили из строя уже при 1000—4000 км пробега.

Основной причиной выхода бронеавтомобилей из строя являлась поломка перегруженного заднего моста, происходившая в большинстве случаев в результате неправильной эксплуатации, когда движение на низких передачах производилось без включения переднего моста и повышенный крутящий момент полностью передавался на задний мост.

Для устранения этого, с 3 ноября 1942 года в качестве временной меры был введён неотключаемый передний мост; на уже выпущенных бронеавтомобилях переделка осуществлялась силами войсковых мастерских. В дальнейшем для решения этой проблемы в ноябре 1942 — феврале 1943 года в конструкцию БА-64 был внесён ряд изменений, направленных на усиление полуосей и мостов.

Перегруженной оказалась также подвеска передних колёс, для устранения пробоев которой в феврале 1943 года была введена дополнительная пара гидравлических амортизаторов и усилены рессоры. Также для лучшего обзора местности водителем с марта 1943 года были введены смотровые лючки, закрывавшиеся броневыми заслонками.

5—14 июня ГАЗ подвергся ряду массированных налётов германской авиации, в результате чего был полностью разрушен или серьёзно повреждён ряд цехов, в том числе изготавливавший броневые корпуса ново-кузовной комплекс и поставлявший двигатели ГАЗ-ММ моторный корпус № 1.

Кроме того, было полностью выведено из строя снабжение производства сжатым воздухом и частично — электроэнергией, что временно парализовало работу завода. Сгорел и механосборочный цех МСЦ-5, осуществлявший сборку БА-64, в результате чего выпуск бронеавтомобилей с 7 июня был прекращён полностью и до перехода на модификацию БА-64Б возобновлён уже не был.

[16] Всего с апреля 1942 по июнь 1943 года был выпущен 3901 бронеавтомобиль БА-64, в том числе 1352 в ради́йном варианте.

БА-64БОдной из главных проблем БА-64 являлась также недостаточная боковая устойчивость, обусловленная узкой для машины такого класса колеёй базового ГАЗ-64 в сочетании со сравнительно высоким центром тяжести бронеавтомобиля.

Необходимость расширения колеи БА-64 стала очевидна конструкторам ещё во время испытаний его прототипа весной 1942 года, но для скорейшего начала выпуска бронеавтомобиля было решено отложить введение более широкой колеи, так как это требовало перестройки налаженного производства агрегатов шасси, в то время как ГАЗ был итак загружен освоением выпуска новых образцов бронетехники, таких как танк Т-70. Тем не менее, с 31 августа 1942 года по инициативе конструкторского бюро всё же были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеёй, а 26 сентября были переданы ГАБТУ на утверждение план коренной модернизации бронеавтомобиля и программа его испытаний. Первый прототип модернизированного БА-64, получивший заводское обозначение 64-125-Б, был изготовлен в октябре 1942 года и в конце того же месяца поступил на испытания.

Улучшенная модель БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для неё использовался лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеёй.

Читайте также:  Пистолет пернач: оц-33, история создания, технические характеристики (ттх), боевое применение, конструкция

Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемёта ДТ была заменена на башенную.

Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно (тогда построили последние 62 машины).

БА-64Б использовались чехословацкими и польскими соединениями, сформированными на территории СССР. После окончания Второй мировой войны часть БА-64Б была передана ГДР, где они успешно выполняли функции полицейских бронемашин. БА-64Б также поставлялись в Северную Корею, Китай и Югославию.

Модификации с усиленным вооружением.БА-64Б с пулемётом СГ-43 — принятое в литературе обозначение опытного варианта БА-64Б, оснащённого пулемётом СГ-43.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкцияПрототип такого бронеавтомобиля был изготовлен на базе БА-64Б в КБ ГАЗа в марте 1944 года и отличался от серийной машины установкой принятого на вооружение в 1943 году нового пулемёта СГ-43, превосходившего ДТ-29 в повышенной за счёт ленточного питания боевой скорострельности и большей прицельной дальности стрельбы. Испытания выявили ряд проблем с размещением пулемёта в башне и его поведением при стрельбе, что повлекло прекращение дальнейших работ в этом направлении.

БА-64Д — опытный вариант БА-64 с установкой крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкцияВ отличие от штатного ДТ-29, бронепробиваемость ДШК давала бронеавтомобилю возможность бороться с лёгкой бронетехникой, а в сочетании с в разы большим весом секундного залпа — резко повышала его эффективность в обеспечении ПВО. Работы по БА-64Д были начаты уже в сентябре 1942 года, однако уже на начальном этапе выяснилось, что размеры и отдача ДШК, намного большие, чем у штатного пулемёта, а также необходимость установки коллиматорного прицела К-8Т для зенитной стрельбы, требуют создания новой, более жёсткой конструкции башни. Работы по перепроектированию начались 3 октября 1942 года, а опытный образец БА-64Д был закончен 20 марта 1943 года. От серийной машины его отличала, прежде всего, новая башня увеличенного размера, с увеличенной до 12 мм толщиной броневых листов. Башня устанавливалась на шариковой опоре на крыше боевого отделения, которую также пришлось расширить и усилить, и наводилась по горизонтали при помощи винтового механизма. Поскольку стандартную коробку с патронной лентой ДШК в тесной башне разместить не удалось, конструкторам пришлось заменить её барабанным магазином на 30 патронов.

6 апреля была проведена демонстрация бронеавтомобиля, которая выявила ненадёжную работу пулемёта с новым магазином и снижение точности стрельбы из-за раскачивания лёгкого и узкоколейного шасси мощной отдачей пулемёта.

Несмотря на начатые работы по устранению недостатков БА-64Е, переведённые на более подходящее шасси БА-64Б, основной из них — ненадёжное магазинное питание пулемёта, устранить было невозможно, и в итоге работы в этом направлении были прекращены.

Прорабатывалась также возможность установки в башне 25-мм автоматической пушки, но эта разработка не дошла даже до постройки прототипа.

БА-64 с противотанковым ружьём — различные варианты установки на БА-64 14,5-мм противотанкового ружья ПТРС-41. Бронепробиваемость ПТРС давала бронеавтомобилю возможность бороться с лёгкой и отчасти — со средней бронетехникой, хотя и за счёт низкой эффективности неавтоматического ружья в других задачах.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкцияРазработка установки ПТРС на БА-64 была начата 2 ноября 1942 года, но позже была отложена из-за более высокого приоритета БА-64Д. Работы по установке противотанкового ружья, неоднократно возобновляясь и вновь откладываясь, продолжились в 1943 году, но в конечном итоге были прекращены. Самостоятельная установка ПТРС-41 вместо пулемёта производилась в некоторых частях, но распространения не получила.

  • Железнодорожные модификации

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

БА-64В — опытная железнодорожная модификация БА-64. Был разработан летом 1942 года на Выксунском заводе. Первый прототип БА-64В был изготовлен на Выксунском заводе в июле того же года, а в 1943 году к нему добавились ещё три опытных образца, собранных на ГАЗе.

От серийного БА-64 железнодорожный вариант отличался лишь наличием сменных железнодорожных колёс, взятых из оставшегося при производстве бронеавтомобиля БА-20жд задела.

Испытания бронеавтомобиля показали быстрый износ ряда узлов и агрегатов, а также недостаточную скорость заднего хода, из-за чего БА-64В на вооружение принят не был, хотя производство железнодорожной модификации в дальнейшем всё же было начато, уже на базе БА-64Б.

БА-64Г — вторая опытная железнодорожная модификация БА-64. Разработка его была осуществлена КБ ГАЗа в июле — сентябре 1942 года. Первый прототип БА-64Г был закончен в начале ноября того же года, а после проведённых в том же месяце испытаний, в январе 1943 года был изготовлен второй, доработанный, прототип.

Оба прототипа базировались, в свою очередь, на опытном ширококолейном прототипе БА-64-125Б. Ходовая часть БА-64Г отличалась наличием двух подъёмных, частично подрессоренных, тележек с железнодорожными колёсами малого диаметра, а движение осуществлялось за счёт контакта с полотном железной дороги сохранявших резиновые шины колёс.

Помимо этого, опытные образцы отличались установкой раздаточной коробки с неотключаемым передним мостом и механизмом реверса, позволявшей движение задним ходом с полной скоростью, а также наличием железнодорожной сигнализации.

Работы по БА-64Г были прекращены летом 1943 года, когда из-за снизившегося боевого применения бронепоездов организацию его производства сочли излишней.Продолжение следует !

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкцияБА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Источник: https://www.drive2.ru/c/2833253/

Модификации бронеавтомобиля БА-64

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
Модификации бронеавтомобиля БА-64

В 1941-1945 г. г. на базе бронеавтомобилей БА-64 и БА-64Б, на Горьковском и Выксунском заводах были разработаны и изготовлены следующие опытные образцы легких колесных и полугусеничных бронированных машин.

— БА-64В — легкий бронеавтомобиль Выксунского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну. В июле 1942 года специалисты. Выксунского завода оснастили БА-64 сменными железнодорожными колесами, аналогичным колесам бронеавтомобиля БА-20жд.

Более узкую — по сравнению с БА-20 — ходовую часть БА-64 пришлось компенсировать большим боковым вылетом бандажей, что вело к снижению эксплуатационных свойств подшипников. Тем не менее, броневик был построен, и в декабре 1942 года БА-64 В («В» означает «Выксунский») прошел испытания. Полная масса автомобиля возросла до 2586 кг.

Испытания выявили еще один недостаток — скорость движения задним ходом была мала и составляла всего 13 км/ч (для сравнения, у БА-20жд этот показатель равнялся 27 км/ч).

То, что БА-64 изначально проектировался как автомобиль, а не как локомотив, выявило еще два существенных недостатка во-первых, коробка передач не была рассчитана на длительную реверсивную работу и часто выходила из строя во-вторых, практически отсутствовало охлаждение двигателя при движении назад, что вело к его быстрому перегреву.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
Бронеавтомобиль БА-64Г

— БА-64Г — легкий бронеавтомобиль Горьковского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну. Параллельно с Выксунским заводом, с июля 1942 года Горьковский автозавод также провел железнодорожную модернизацию БА-64.

В отличие от коллег из Выксы, горьковчане решили создать универсальную машину, способную перемещаться на автомобильных колесах не только по обычным дорогам, но и по железнодорожному полотну.

Горьковская модель БА-64Г представляла собой бронеавтомобиль с откидными железнодорожными колесами малого диаметра, являвшимися направляющими роликами с ребордами, которые не давали бронеавтомобилю сходить с железнодорожной копей и вместе с тем позволяли ему двигаться по железнодорожному полотну на своих колесах с шинами ГК. Чтобы сойти с колеи достаточно было поднять ролики. Движение задним ходом стало возможным после добавления в трансмиссию реверсивной раздаточной коробки.

Первый БА-64Г был изготовлен 8-го ноября 1942 года, и в тот же день состоялись первые испытания. Прошли они неудачно при заезде на железнодорожное полотно погнулись оси тележек. Дальнейшие испытания выявили неустойчивость машины и частые сходы с рельсов из-за малого диаметра опорных роликов.

По этой причине испытания временно прекратили для устранения отмеченных недостатков 12 января 1943 года начались испытания нового варианта БА-64Г но полностью устранить недостатки так и не удалось. Машина по-прежнему часто сходила с рельсов, а двигатель сильно перегревался, несмотря на трескучие морозы.

Доводка БА-64Г без особого успеха продолжилась до лета 1943 года когда ситуация на фронтах изменилась к лучшему, значение бронепоездов снизилось и особая необходимость в бронедрезинах отпала. В итоге работы по созданию на ГАЗе бронемашины-дрезины были свернуты, и как память о проекте на заводе осталось три опытных образца БА-64Г, отличавшихся незначительными деталями.

По сравнению с моделью горьковчан выксунский бронеавтомобиль отличался большей простотой, но на смену колес его экипажу требовалось больше времени.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
Бронеавтомобиль БА-64Д

— БА-64Д — легкий бронеавтомобиль с крупнокалиберным пулеметом ДШК Недостаточная эффективность 7,62-мм пулемета Дегтярева, проявившаяся с первых же дней боевого применения БА-64, заставила конструкторов искать пути к усилению вооружения бронеавтомобиля.

Наиболее перспективной казалась установка танкового варианта ДШК образца 1940 года. Надежность конструкции ДШК, положительные отзывы в войсках, а также налаженное массовое производство 12,7-мм боеприпасов сыграли важную роль в принятии решения о перевооружении БА-64.

Проект был одобрен и новая модификация получила обозначение БА-64Д («Д»— ДШК). Работы по перевооружению БА-64 начались 23 сентября 1942 года. Сначала была предпринята попытка заменить ДТ на ДШК без каких-либо переделок узлов бронеавтомобиля.

Но, вскоре стало ясно, что установка такого мощного вооружения (масса секундного залпа ДШК составляла 0,52 кг при скорострельности 125 выстр./мин) требовала внесения определенных изменений в конструкцию как бронеавтомобиля, так и самого пулемета.

Из-за большой массы ДШК, весившего 34 кг, требовалось усилить опору башни, а также ввести шестереночный привод наведения пулемета, который для стрельбы по воздушным целям был оснащен коллиматорным прицелом К-8Т. Для наземной стрельбы сохранялся телескопический прицел ТМФП.

По своей трудоемкости работы по модификации были сравнимы с трудоемкостью изготовления новой танковой башни. Помимо переделок, связанных с механизмом поворота, толщину бронелистов башни довели до 12 мм, что было необходимо для надежного крепления пулемета. В итоге боевая масса бронемашины возросла до 2425 кг.

Первый образец БА-64Д с новой башней и пулеметом ДШК был подготовлен к 20 марта 1943 года, а испытания на Стригинском полигоне начались лишь 4-го апреля. Через два дня машина была продемонстрирована генералам А. И. Лебедеву и И. П. Тягунову. При стрельбе отмечались заедания при подаче патронов из барабанного магазина, а также при сбросе стреляных гильз в гильзосборник.

Емкость магазина, вмещавшего всего 30 патронов также вызвала нарекания со стороны генералов. Кроме того, из-за большой отдачи ДШК и узкого шасси БА-64Д точность стрельбы при развороте пулемета перпендикулярно оси бронемашины была низкой.

Читайте также:  Электрошокер спецназ-классик: цена, отзывы, устройство, разновидности

Тем не менее, 12 апреля 1943 года БА-64Д был направлен в Москву для показа командованию Бронетанковых войск РККА которое ознакомившись с машиной, высказало претензии к способу боепитания пулемета и рекомендовало перейти на пулеметную ленту с металлическими звеньями. Однако такое решение было неприемлемым из-за недостаточных размеров башни.

В конечном итоге из-за того, что ГАЗ не соглашался с переходом на ленточное питание, а ГБТУ не соглашалось с установкой пулемета с магазинным питанием дальнейшие работы по перевооружению БА-64 пулеметом ДШК были прекращены.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
Бронеавтомобиль БА-64Е с установленной ПТРД-41

— БА-64 с пулеметом Горюнова — оставленные было работы по перевооружению БА-64 реанимировало появление нового 7,62-мм пулемета системы Горюнова, значительно более мощного и надежного, чем пулемет Дегтярева. Весивший без станка всего 13,8 кг, СГ-34 имел прицельную дальность стрельбы 2000 метров.

Работы по перевооружению БА-64Б начались 3 марта 1944 года и заключались в простой замене пулеметов без внесения изменений в конструкцию башни. Пулемет СГ-43 был длиннее ДТ, тем не менее, он поместился в штатной башне. Справедливости ради следует отметить, что такое расположение существенно сократило горизонтальный сектор обстрела без поворота башни.

Проведенные в апреле 1944 года НИИБТ испытания этой машины оказались неудачными. Отсутствие плечевого упора у СГ-43 делало стрельбу в движении крайне малоэффективной, стрельба с места также была неточной. Кроме того, специалисты отметили неудобство зарядки патронной ленты в пулемет.

По результатам испытаний новая модернизация БА-64 не была рекомендована к принятию на вооружение, и дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.

— БА-64 с ПТРС — в ноябре 1942 года Горьковским автозаводом была предпринята попытка перевооружить БА-64 14,5-мм пятизарядным противотанковым ружьем системы Симонова (ПТРС-41). Предполагалось. что это резко повысит огневую мощь слабо вооруженного бронеавтомобиля БА-64.

Учитывая сильную отдачу ПТРС, его установили в башне использовав специальное противооткатное устройство-амортизатор. Предпринимались попытки увеличить емкость магазина ПТРС и автоматизировать стрельбу путем снятия разобщителя. Однако все эти работы не были доведены до конца и прекращены по не вполне ясным причинам.

В действующей же армии можно было встретить бронемашины БА-64, оснащенные силами фронтовых «Кулибиных» — ПТРС и ПТРД.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
Бронеавтомобиль БА-64Е

— БА-64Е — десантный легкий бронеавтомобиль. Первые прикидки на посадочном макете были проведены 22 октября 1942 года. В корме макета сделали дверь, а крыша осталась только над водителем. Бензобак объемом 55 литров был перенесен на левый борт под сиденье. В передней части корпуса предполагалось установить пулемет Дегтярева.

После этого в работе по конверсии бронемашины в бронетранспортер наступил перерыв, длившийся до марта 1943 года, когда был построен образец, получивший обозначение БА-64Е. Непродолжительные испытания выявили главный недостаток машины — затрудненный вход и выход десанта из машины.

В середине марта появился третий вариант БА-64Е — без башни и крыши в районе десантного отделения рассчитанный на перевозку шести человек. Посадка десантников в бронеавтомобиль и высадка из него производились через дверь, расположенную в кормовой части корпуса.

К 3 апреля 1943 года был построена модель бронетранспортера на базе БА-64Б, отличавшаяся более высокими бортами с двумя стрелковыми амбразурами с каждой стороны корпуса и отсутствием штатного вооружения.

К концу года ГАЗ построил три БА-64Е, которые были направлены на фронтовые испытания (два в 3-ю гвардейскую танковую армию и один в 7-й мотострелковый корпус) В обоих случаях была дана негативная оценка: тесно неудобно малоэффективно. По результатам войсковых испытаний в сентябре 1944 года ГАЗ изготовил еще три образца БА-64Е. Каждый бронетранспортер был рассчитан на четырех пехотинцев-десантников и оборудован дополнительными стрелковыми амбразурами спереди и сзади.

Бронеавтомобиль БА-64З

— Штабной легкий бронеавтомобиль, 28 сентября 1944 года десантные машины были показаны маршалу танковых войск Я. Н. Федоренко, который предложил внести в конструкцию некоторые изменения. С учетом полученных рекомендации ГАЗ построил два варианта бронемашин рамный и безрамный с несущим броневым корпусом.

При следующем показе маршал Федоренко остановился на одном из них и предложил оборудовать машину мощной радиостанцией 12-Р7М. В результате получилась безбашенная штабная машина управления боем.

Несмотря на положительные отзывы, эта модификация не пошла в серийное производство: война близилась к завершению, и было ясно, что новая машина просто не успеет попасть на фронт.

— БА-643 — легкий бронеавтомобиль со снегоходным движителем.

Пытаясь решить проблему передвижения грузовиков по рыхлому и глубокому снегу, зимой 1942 года горьковчане разработали на базе грузовика ГАЗ-АА модель снегохода ГАЗ-СХ, который представлял собой обычный грузовик, поставленный на оригинальный движитель, разработанный еще до войны известным русским инженером С. С.

Неждановским вместо задних колес применялся гусеничный движитель, а передние колеса заменялись парой широких лыж. Легкий бронеавтомобиль с таким снегоходным движителем был разработан и изготовлен по предложению инженера С. С. Строева.

Конверсионные работы начались в июле 1943 года, а первую машину, получившую обозначение БА-643 («З» — зимний), собрали в январе 1944 года.

Снегоходный движитель опытного образца состоял из лыж, которые устанавливались в передней части корпуса и могли поворачиваться в требуемом направлении, и гусеничного движителя с крупнозвенчатой гусеницей СХ, приводимой в движение ведущими колесами, прикрепленными к тормозным барабанам заднего моста. Опытный образец бронеавтомобиля отличался весьма высокими параметрами опорной проходимости (среднее удельное давление на грунт составляло от 1,5 до 1,7 МПа (0,15-0,17 кгс/см). Однако его маневренность, скоростные качества и экономичность были невысоки.

Источник: http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/BA-64B.html

Бронеавтомобиль БА-64

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкцияБронеавтомобиль был принят на вооружение в мае 1942 года и предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн. БА-64 был первым советским бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, что позволяло ему преодолевать подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и косогоры с уклоном до 18 градусов. Бронеавтомобиль имел противопульное бронирование со значительными углами наклона броневых листов. На нем устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.

Водитель располагался впереди по центру машины, а за ним находилось боевое отделение, над которым монтировалась открытого типа башня с пулеметом ДТ. Установка пулемета позволяла вести огонь по зенитным и воздушным целям.

Для управления бронеавтомобилем водитель мог использовать сменный блок пуленепробиваемых стекол, два таких же блока монтировались на боковых стенках башни. Большая часть машин оснащалась радиостанциями 12РП.

В конце 1942 года была проведена модернизация бронеавтомобиля, в ходе которой его колея была расширена до 144б, а в переднюю подвеску добавлены два амортизатора. Модернизированный бронеавтомобиль БА-64Б производился до 1946 года.

В ходе производства были разработаны его варианты со снегоходным и железнодорожным движителями, вариант с крупнокалиберным пулеметом, десантный и штабной варианты.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-64. 17 июля 1941 года начались конструкторские работы. Компоновку машины вел инженер Ф. А.

Лепендин, ведущим конструктором назначили Г. М Вассермана. Проектируемый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Конструкторам пришлось принять во внимание новые тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта.

Машины предстояло применять для разведки, для управления войсками во время боя. в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше.

Также определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем SdKfz 221, который 7 сентября был доставлен на ГАЗ для детального изучения.

Проектирование и изготовление бронеавтомобиля продолжалось около шести месяцев — с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. 10 января 1942 года новый бронеавтомобиль осмотрел Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов.

После успешного завершения заводских и войсковых испытаний бронеавтомобиль 3 марта 1942 года был представлен Членам Политбюро ЦК ВКП(б). и уже летом того же года первая партия серийных бронеавтомобилей была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов.

За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В.А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Бронеавтомобиль БА-64 был выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя, передними управляемыми и всеми ведущими колесами, с неразрезными мостами, подвешенными впереди на четырех четвертьэллиптических, сзади — на двух полуэллиптических рессорах.

Сверху на жесткую стандартную раму от ГАЗ-64 монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 15-мм. Для него были характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса.

Борта корпуса состояли из двух поясов бронелистов 9-миллиметровой толщины, которые для повышения пулестойкости располагались так, что продольные и поперечные сечения корпуса представляли собой две сложенные основаниями трапеции. Для входа и выхода из машины экипаж располагал двумя открывавшимися назад и вниз дверями, которые находились в нижних частях бортов справа и слева от водителя.

В торцевой задней части корпуса навешивалась бронекрышка, защищавшая заливную горловину бензобака.

Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений — стыки листов брони были гладкими и ровными. Петли дверей и люков — наружные, приварные или на выступающих заклепках. Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю, открываемую назад бронекрышку моторного отделения.

Все люки, двери и крышки запирались снаружи и изнутри. Впоследствии для улучшения условий работы водителя были введены воздухозаборники на верхней крышке капота и в передней части крышки бронекорпуса.

На нижнем левом бортовом бронелисте перед дверцей (сразу за крылом) двумя хомутами крепился механический винтовой домкрат.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Водитель бронемашины располагался в отделении управления по центру машины, а за ним, несколько выше, располагался командир. выполнявший обязанности стрелка-пулеметчика.

Наблюдать за дорогой и местностью водитель мог через зеркальный прибор наблюдения со сменным блоком пуленепробиваемых стекол типа «триплекс», установленный в открывающемся люке лобового листа корпуса и защищаемый снаружи бронезаслонкой.

Кроме того, на некоторых машинах в верхних боковых листах отделения управления устанавливались лючки для бокового обзора, открывавшиеся при необходимости водителем.

Читайте также:  Винтовка krieghoff semprio: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

В задней части бронеавтомобиля на крыше корпуса была установлена башня кругового вращения, выполненная методом сварки из бронелистов толщиной 10-мм и имевшая форму усеченной восьмигранной пирамиды. В передней части стык башни с корпусом экранировался защитной накладкой — бруствером.

Сверху башня была открытой и на первых образцах закрывалась откидном сеткой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась в корпусе бронеавтомобиля на конусной колонке.

Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка, который мог повернуть ее и остановить в требуемом положении с помощью тормоза.

В лобовой стенке башни имелась амбразура для ведения огня по наземным целям, а в ее боковых стенках были смонтированы два прибора наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

БА-64 был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ. В бронеавтомобиле впервые была применена универсальная установка пулемета, которая обеспечивала круговой обстрел из башни наземных целей на дистанции до 1000 м и воздушных целей, летящих на высоте до 500 м.

Пулемет мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте. Для стрельбы по воздушным целям пулемет снабжался кольцевым прицелом. В вертикальной плоскости пулемет наводился на цель в секторе от -36° до +54°.

Боекомплект бронеавтомобиля состоял из 1260 патронов, снаряженных в 20 магазинов, и 6 ручных гранат. Большинство бронемашин были оснащены радиостанциями РБ-64 или 12-РП с радиусом действия 8-12 км.

Штыревая антенна крепилась вертикально на задней боковой (правой) стенке башни и выступала над ее торцом на 0,85 м.

В моторном отсеке БА-64 был установлен незначительно модифицированный стандартный двигатель ГАЗ-64, способный работать на низкосортных маслах и бензинах, что было крайне важно для эксплуатации бронемашины во фронтовых условиях. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал мощность 36,8 кВт (50 л. с.

), что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Подвеска бронеавтомобиля обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и пересеченной местности с достаточно высокой средней скоростью до 20 км/ч.

С полным топливным баком, емкость которого составляла 90 л, БА-64 мог пройти 500 км, что свидетельствовало о достаточной боевой автономности машины.

БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов.

Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с мягких грунтов после остановки. Характерная особенность корпуса — большие свесы впереди и сзади облегчали бронемашине преодоление канав, ям и воронок.

В 1942 году бронеавтомобиль БА-64 подвергся усовершенствованию в связи с проведенной модернизацией базовой машины ГАЗ-64.

Модернизированный бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-64Б, имел расширенную до 1446-мм колею, увеличенную габаритную ширину и массу, повышенную до 39,7 кВт (54 л. с.

) мощность двигателя, усиленную систему охлаждения двигателя и переднюю подвеску с четырьмя амортизаторами вместо двух.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Начатое весной 1943 года производство БА-64Б продолжалось до 1946 года. В 1944 году производство БА-64Б по отчетности НКО стабильно составляло 250 машин в месяц — 3000 в год (с рацией -1404 единиц).

Несмотря на свой основной недостаток — малую огневую мощь — бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений.

Удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность вести стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина.

Всего, по данным военных, от заводов-изготовителей было получено 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б, из них 3390 радиофицированных машин. Последние 62 бронеавтомобиля заводы изготовили в 1946 году. Всего за период с 1942 по 1946 гг заводы выпустили 3901 бронеавтомобиль БА-64 и 5209 БА-64 Б.

БА-64 стал последним представителем бронеавтомобилей в Советской Армии. К концу войны боевые действия разведывательных подразделений все чаще проводились на колесных и гусеничных бронетранспортерах типа МЗА или полугусеничных М9А1.

В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались как учебно-боевые примерно до 1953 года.

В других странах (Польша, Чехословакия, ГДР) их использовали гораздо дольше.

В 1950-х годах в ГДР разработали модернизированную версию БА-64, которая получила обозначение SK-1 Построенная на удлиненном шасси «Робур Гарант 30К», внешне она сильно напоминала БА-64.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Бронемашины SК-1 поступали на вооружение сил полиции и пограничной охраны ГДР. Большое количество броневиков БА-64Б было отправлено в Югославию. КНДР и Китай.  легкий бронеавтомобиль БА-20

Модификации бронеавтомобиля БА-64

  • БА-64В — легкий бронеавтомобиль Выксунского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну
  • БА-64Г — легкий бронеавтомобиль Горьковского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну
  • БА-64Д — легкий бронеавтомобиль с крупнокалиберным пулеметом ДШК
  • БА-64 с пулеметом Горюнова
  • БА-64 с ПТРС (пятизарядное противотанковое ружье системы Симонова (ПТРС-41)
  • БА-64Е — десантный легкий бронеавтомобиль
  • Штабной легкий бронеавтомобиль
  • БА-643 — легкий бронеавтомобиль со снегоходным движителем

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Бронеавтомобиль БА-64 Тактико-технические характеристики

Боевая масса 2,4 т
Размеры:
длина 3660 мм
ширина 1690 мм
высота 1900 мм
Экипаж 2 человека
Вооружение 1 х 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект 1074 патронов
Бронирование:
лоб корпуса 12 мм
лоб башни 12 мм
Тип двигателя карбюраторный ГАЗ-ММ
Максимальная мощность 50 л.с.
Максимальная скорость 80 км/час
Запас хода 300 — 500 км

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Источники:

  • Максим Коломиец Бронеавтомобили Сталина. Золотой век бронемашин [Война и мы. Танковая коллекция];
  • Коломиец М. В. Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг;
  • М. Барятинский. Бронетанковая техника СССР 1939-1945;
  • И.Мощанский, Д.Сахончик «Освобождение Австрии» (Военная летопись №7, 2003);
  • Wydawnictwo Militaria 303 «Ba-64»;
  • Е. Прочко. Бронеавтомобиль БА-64. Амфибия ГАЗ-011;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг».
  • А. Г. Солянкин, М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941-1945;
  • Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • Alexander Lüdeke: Beutepanzer der Wehrmacht — Großbritannien, Italien, Sowjetunion und USA 1939-45;
  • Бронеавтомобиль БА-64 [Автолегенды СССР №75].

Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/84-ba-64

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

«Краткая справка: Советский лёгкий полноприводной бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

Проектирование бронеавтомобиля БА-64 началось 17 июля 1941 года, осенью собрали прототип, а в январе 1942 года начали предварительные испытания. В марте 1942 года, после внесения доработок в конструкцию, бронеавтомобиль БА-64 был принят на вооружение и запущен в производство. В качестве базы для броневика использовался автомобиль ГАЗ-64.

БА-64 во многом был первым, по своему, броневиком «нового поколения», выгодно отличавшийся от устаревших ФАИ и БА-20. Был первым советским бронеавтомобилем с колесной формулой 4х4 и бронестёклами.

 Благодаря мощному двигателю он отличался очень хорошей проходимостью, преодолевал броды до 0,9 м, а также различные ямы и траншеи («съезжая» по их краям, пользуясь особыми «обтекаемыми» формами корпуса).

Корпус броневика сваривался из катаных броневых листов, которым были приданы рациональные углы наклона. Граненая башня машины была не вращающейся, открытой сверху и прикручивалась к корпусу болтами. В амбразуре башни размещался пулемет ДТ,  из которого можно было вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

Бронеавтомобиль БА-64 имел пулестойкие шины.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

Чертеж бронеавтомобиля БА-64

Основные модификации бронеавтомобиля БА-64

БА-64 (1942 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-64 с шириной колеи 1240 мм.

БА-64Б (1943 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-67 с шириной колеи 1446 мм. Позднее под этим же индексом планировалось выпускать штабной вариант (без башни), а также безрамный вариант — отдельных наименований эти модификации не имели.

БА-64Б/Г (Выксинского  и Горьковского завода) — бронеавтомобиль с возможностью железнодорожного хода. Первый вариант предполагал металлические колеса с ребордами (т.е.

только ЖД вариант), второй был смешанный, включающий кроме обычных автомобильных колес, ещё и 4 опускаемых и поднимаемых ролика с ребордами, спереди и сзади машины, удерживавшими ее на рельсах.

Серийно не строился ни один.

БА-64З (январь 1943 г.) — зимний вариант  с цепным лыжно-гусеничным движителем вместо задних колес. На снегу чувствовал себя прекрасно, однако имел малый запас хода и на вооружение его не приняли.

БА-64Е (март 1943 г.) — десантный, безбашенный вариант бронеавтомобиля с проделанными в корме дверьми для посадки и высадки десанта. Вмещал всего до 4-х бойцов, не имел вооружения, испытаний не прошел. Построено 11 машин.

БА-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция
Страна: СССР
Тип: Лёгкий бронеавтомобиль (4×4)
Дата выпуска: 1942 г.
Длинна: 3,66 м
Ширина: 1,53 м
Высота: 1,9 м
Броня, лоб: 6-12 мм
Броня, борт: 6—9 мм
Броня, башня: 9 мм
Экипаж: 2 чел.
Двигатель: ГАЗ-ММ, 50 л.с.
Дальность хода: 80 км/ч
Максимальная скорость: 560 км
Масса: 2360 кг
Вооружение: 1× 7,62-мм пулемет ДТ

Применение и дальнейшая эксплуатация бронеавтомобиля БА-64

Производство БА-64, а позднее БА-64Б продолжалось до 1946 года, за это время было выпущено 9110 броневиков (3901 — БА-64, 5209 — БА-64Б).

Стоит отметить, что при общих недостатках (слабое вооружение, тесное боевое отделение), машина все-таки заслужила ни мало лестных эпитетов от бойцов во время Великой Отечественной войны.

БА-64 был универсальной бронемашиной, успешно применяемый и как разведчик и как машина поддержки огнем, и как машина сопровождения автоколонн.

Сам тот факт, что этот бронеавтомобиль прошел всю войну (чего, например, нельзя сказать даже о легких танках), участвовал в штурме Берлина и оставался на вооружении даже после окончания войны, говорит исключительно в её пользу.

БА-64 поставлялись в страны Варшавского Договора, Китай и Северную Корею. В ГДР выпускался свой вариант этого бронеавтомобиля под маркой SK-1 (увеличенный корпус, измененная ходовая). На вооружении Советской Армии машины оставались до 1953 года, но уже в качестве учебных.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1937-1945-avtobronetehnika/lyogkiy-broneavtomobil-ba-64.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector