Борей: атомная подводная лодка (апл) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля)[8] — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН). По состоянию на сентябрь 2011 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — проходит серию ходовых испытаний, один корабль — «Александр Невский» — спущен на воду, два — «Владимир Мономах» и «Князь Владимир» — находятся в постройке.

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году.[9] В 2012 году по информации газеты «Коммерсантъ» план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году[10].

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Длина АПЛ — 170 м.[1] Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн.[1] Скорость подводного хода — до 29 узлов.[1] Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.[1]

Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, необходимого для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б.

«Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам ГАК в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, миноискание, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США типа «Вирджиния».

Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.[11].

Конструкция

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт БРПЛ под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 и была заложена в 1996 году.

В 1998 году было принято решение отказаться от БРПЛ «Барк» в пользу БРПЛ «Булава» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ.

Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях снижения финансирования и в условиях распада СССР и прекращения поставок специфических марок металлопроката с Запорожского Сталелитейного Завода (Украина), возникло предложение произвести перепроектировку ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей»

Движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Аналогично лодкам проекта 971 «Щука-Б», ПЛ имеет два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в объёме 5 шт.

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм).

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами).

Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума.

Силовая установка

На лодке установлена ЯЭУ, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой ОК-650В мощностью 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным — 370 л.с.). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.

Постройка

К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док

В настоящее время на северодвинском ОАО «Северное машиностроительное предприятие» (СМП) по государственному заказу строятся две подводные лодки этого класса: «Владимир Мономах» и «Князь Владимир».

Задержки в постройке кораблей серии связаны с недостаточным финансированием, а также с нехваткой квалифицированных производственных рабочих[12].

Государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». Всего планируется постройка десяти ракетоносцев. Первые три планируется ввести в состав Тихоокеанского флота.

Военно-морские базы Тихоокеанского флота на Камчатке будут готовы к приёму подлодок этого типа в 2009—2010 годах[13].

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий».

Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %.

15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания.[14].

Второй подводный крейсер «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года «Александр Невский» был спущен на воду. Срок сдачи — 2012 год.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». Срок сдачи — 2013 год.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года[15]. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»)[16].

Он будет построен в модификации 955У[17] или 955А[18]. При этом количество ракетных шахт будет увеличено до 20[18]. Официальная церемония закладки намечалась на 18 марта 2012 года, канун Дня подводника, но состоялась 30 июля 2012 года.

На церемонии присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин.

Для пятой и шестой лодок на данный момент создается задел, официальное начало строительства предполагается в начале 2012 года.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.[19]

№ п/п
Наименование
Зав. №
Закладка
Спуск на воду
Начало испытаний
Статус
1 К-535 «Юрий Долгорукий» 201 2 ноября 1996 12 февраля 2008 19 июня 2009 На испытаниях
2 К-550 «Александр Невский» 202 19 марта 2004 13 декабря 2010 24 октября 2011 Ходовыe испытания[20]
3 «Владимир Мономах» 203 19 марта 2006 Строится
4 «Князь Владимир»  ? 30 июля 2012 Строится, заложена согласно плану[21]
5 Создаётся задел
6 Создаётся задел
7 Принято решение о строительстве
8
9
10

Принятие на вооружение

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение[22]. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт[22].

Планировавшееся принятие на вооружение головной пл «Юрий Долгорукий» в конце 2012 года, переносится на следующий год.Причины переноса не уточняются. [23]

Сравнительная оценка

Галерея

  • Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

    Модель первого варианта «Борея»

  • Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

    Модель одного из первых вариантов «Борея», видны 12 крышек шахт и гребной винт

  • Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

    Схема позднего варианта. 16 ракетных шахт, водомёт.

  • Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Примечания

Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/671705

Подводные лодки проекта 955: «Борей» в мировом океане

Еще до распада СССР в нашей стране начались разработки атомной подводной лодки четвертого поколения, оснащенной баллистическими ракетами. Несмотря на трудности во время строительства, подводные крейсеры проекта 955 начали поступать на вооружение российского флота. Статья посвящена истории их создания и испытаний.

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Еще во времена холодной войны в вооруженных силах обеих сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов, началось формирование «ядерной триады».

Таким термином обозначают комплекс стратегических ядерных вооружений, состоящий из трех частей: авиационной (стратегические бомбардировщики), сухопутной (межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования и подвижные комплексы) и морской (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения). Обеим странам удалось создать подобную структуру стратегических ядерных сил.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов международная обстановка начала накаляться. «Разрядка» заканчивалась, наступало время нового витка гонки вооружений. В Советском Союзе велась работа по обновлению компонентов «ядерной триады».

В воздух в 1981 году поднялся новейший Ту-160, велась разработка ракет Р-36М и М2 шахтного базирования. Не остался без внимания и морской компонент ядерных сил СССР. В 1981 году на Северном флоте появился первый представитель АПЛ проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими подлодками в мире.

С 1984 года в строй стали поступать новые атомные подводные лодки проекта 667БДРМ. Они принадлежали к третьему поколению ПЛ.

Но еще до всех этих событий, в 1978 году, стартовали первые работы по формированию облика субмарины нового, четвертого поколения. К 1985 году они были завершены.

Конструкторское бюро ленинградского предприятия ЦКБ «Рубин» в то же время приступило к созданию проекта подводного крейсера, получившего цифровое обозначение 955.

Лодка должна была быть не только тише своих предшественников, но и по первоначальному плану нести новые баллистические ракеты Р-39УТТХ «Барк».

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения АПЛ К-535 «Юрий Долгорукий» Источник: http://blogs.voanews.com

Период проектирования и начала строительства новой атомной подводной лодки совпал со временем тяжелой социально-экономической ситуации в нашей стране. Поэтому, несмотря на всю важность работ над лодками 955 проекта, они практически не получали государственного финансирования и, как следствие, шли очень медленно.

Читайте также:  Полуавтомат remington 1100: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Кроме того, задерживались и испытания «главного калибра» новых подлодок – баллистической ракеты «Барк».

Тем не менее, осенью 1996 года на верфи «Севмаша» был заложен первый атомный подводный крейсер серии, именовавшийся сначала «Санкт-Петербург», а затем получивший свое новое имя – «Юрий Долгорукий» и обозначение К-535.

Однако строительство «Долгорукого» шло низкими темпами. Было и другое обстоятельство, осложнявшее судьбу подводных крейсеров проекта 955. Новая ракета, создаваемая для них, оказалась очень ненадежной, так как провалила все пусковые испытания.

В 1998 году руководством страны было решено прекратить работы над «Барком». Новую ракету, впоследствии получившую известность под именем «Булава», начали создавать в Московском институте теплотехники. Из-за смены «главного калибра» конструкторам ЦКБ «Рубин» пришлось вносить изменения в конструкцию лодки.

Модернизированный вариант получил обозначение «проект 09551».

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения АПЛ К-535 «Юрий Долгорукий» Источник: http://army.lv

Работы над новым атомным подводным крейсером возобновились в 2003 году. В следующем, 2004-м, была заложена вторая АПЛ серии – «Александр Невский», а еще через два года третья – «Владимир Мономах». Зимой 2008 года «Юрий Долгорукий» был спущен на воду. Через полтора года начались его ходовые испытания.

В эти же годы шли активные испытания новой ракеты Р-30 «Булава». После нескольких первых удачных запусков с борта атомной подводной лодки 941 проекта новый «главный калибр» морских ядерных сил стали преследовать неудачи. В ходе нескольких следующих запусков постоянно возникали нештатные ситуации.

Ходили даже разговоры о том, что новая баллистическая ракета непригодна для использования на подводных лодках, и новые «Бореи» придется вооружать старыми образцами.

Однако конструкторам «Булавы» удалось выявить все неисправности, и дальнейшие пуски, производившиеся уже с борта К-535 «Юрий Долгорукий», завершились успешно.

Ходовые испытания новой лодки 955 проекта продолжались. Зимой 2010 года вторая АПЛ серии, «Александр Невский», была спущена на воду. В следующем же, 2011 году с борта «Долгорукого» были произведены первые стрельбы ракетами «Булава».

Уже в конце 2011 года между государством и кораблестроителями был заключен новый контракт на постройку атомных подводных крейсеров по улучшенному проекту 955А.

Лодки этой серии будут еще более незаметными для средств акустического обнаружения, кроме того на них будут устранены прочие недостатки, выявленные в ходе испытаний первых подлодок 955 проекта.

В 2013 году первые атомные подводные ракетные крейсеры проекта 955, К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский», были приняты в строй Военно-морского флота России. Первый останется на Северном флоте, второй же отправится на Тихий океан.

Несмотря на все трудности, преследовавшие конструкторов подлодок и ракет, российские морские ядерные силы получили новейший боевой подводный корабль четвертого поколения.

В ближайшие годы новым «Бореям» предстоит заменить устаревающие подлодки третьего поколения и стать на долгие годы неотъемлемой частью «ядерного щита» нашей страны.

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения АПЛ К-535 «Юрий Долгорукий» Источник: http://forums.airbase.ru

Источник: https://warspot.ru/748-podvodnye-lodki-proekta-955-borey-v-mirovom-okeane

Основа триады: какими возможностями обладают новейшие российские подлодки проекта «Борей»

Минобороны России в День подводника, 19 марта, опубликовало видеокадры испытаний новейшей подлодки проекта 955 «Борей». Эти малошумные атомные ракетоносцы придут на смену субмаринам предыдущего поколения.

Они могут находиться в автономном режиме 90 дней и нести на себе до 16 межконтинентальных ракет «Булава». Подлодки «Борей» станут основой морской части ядерной триады России, а новые ракеты на твёрдом топливе позволят обеспечить проникновение через системы ПРО вероятного противника.

Эксперты считают, что крейсеры «Борей» отвечают всем современным стратегическим запросам.

19 марта, в День моряка-подводника, Министерство обороны России опубликовало видеокадры испытаний атомного стратегического ракетоносца проекта 955 «Борей». На каждой из этих подводных лодок данной серии можно разместить по 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава».

На сегодня боевое дежурство несут три субмарины проекта 955: «Юрий Долгорукий» — на Северном флоте, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — на Тихоокеанском флоте.

Ещё четыре подводных ракетоносца поступят в состав Военно-морских сил в ближайшие годы. В 2019 году на боевое дежурство выйдут подлодки «Князь Владимир» и «Князь Олег». Ещё два крейсера флот получит в 2020 году— субмарины «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III».

Все крейсеры проекта 955 были спроектированы Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

О строительстве лодок класса «Борей» в своём поздравительном обращении упомянул главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв.

«Подводные силы ВМФ находятся в активной фазе развития. Развёрнуто серийное строительство неатомных подводных лодок проектов 636.3 и 677, а также атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень».

Эти лодки составят основу подводных сил и отвечают самым современным требованиям к таким качествам, как скрытность, манёвренность и вооружённость», — приводит обращение Королёва газета «Красная звезда».

Основа триады

Согласно плану Минобороны, подводные лодки класса «Борей» составят основу морской части ядерной триады России и заменят собой ракетоносцы предыдущего, третьего поколения — 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», отметил в беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»
  • © Министерство обороны РФ

«Лодки проекта «Борей» в перспективе заменят собой субмарины проекта 667БДРМ «Дельфин», которые составляют основу нашей ядерной триады. Они будут нести службу на протяжении следующих десятилетий», — отметил Мураховский.

Также по теме

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения «Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Подводное водоизмещение субмарины «Борей» составляет 24 тыс. т, длина — 170 м, а ширина — 13,5 м. Ракетоносец может развивать скорость до 29 узлов, погружаться на глубину до 400 м и находиться в автономном плавании до 90 суток.

Одной из главных особенностей подлодок класса «Борей» является малошумность — конструкторам удалось повлиять на этот показатель, использовав специальные звукопоглощающие материалы для облицовки корпуса и гребных винтов. Кроме того, «Борей» может двигаться с помощью специальных водомётных установок, которые также снижают шумы.

Кроме шумовых характеристик, российские подлодки превосходят американские корабли схожего класса по комфортности проживания экипажа, добавил военный эксперт Юрий Кнутов.

«Учитывая, что на боевом дежурстве лодка может находиться очень долго, это крайне важно, так как помогает снизить психологический дискомфорт и повысить эффективность работы экипажа», — рассказал эксперт в беседе с RT.

Твердотопливный прорыв

Подводный крейсер проекта «Борей» является носителем межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава» на твёрдом топливе, напомнил Виктор Мураховский, в то время как лодки проекта 667 несли жидкотопливные ракеты.

«Твердотопливные ракеты позволяют существенно сократить время подготовки к запуску, тем самым снизить возможность обнаружения средствами контроля за пусками и предупреждения о ракетном нападении. Всё это существенно затрудняет работу средств ПРО», — рассказал эксперт.

Кроме того, ракеты «Булава» можно запускать прямо из-под толщи полярных льдов, тогда как для пуска ракет на жидком топливе подлодкам проекта 667 «Кальмар» и «Дельфин» приходилось проламывать лёд.

Ещё одно достоинство «Булавы» — возможность так называемого сухого старта.

Эта особенность позволяет не заполнять пусковую шахту водой перед пуском, что существенно снижает вероятность обнаружения «Борея».

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

  • Пуск из подводного положения баллистической ракеты морского базирования «Булава-30»
  • © Министерство обороны РФ

Использование твердотопливных ракет является принципиальным отличием «Борея» от подводных ракетоносцев прошлых поколений, отметил Юрий Кнутов.

«Традиционно в СССР все подобные ракеты были на жидком топливе. За счёт этого обеспечивалась лучшая энергетика и более высокая дальность полёта. Однако это существенно усложняло запуск и хранение ракет, возникало много технических сложностей. В случае с «Булавой» мы впервые пошли по пути твердотопливных баллистических ракет», — пояснил эксперт.

Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение (точность) — от 120 до 350 м. Каждая ракета оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Одна подлодка класса «Борей» может нести в шахтах 16 единиц межконтинентальных баллистических ракет Р-30.

Ракеты «Булава», которыми оснащены подлодки «Борей», будут совершенствоваться и дальше, рассказал Юрий Кнутов.

«Будут увеличиваться дальность полёта, точность попадания, и в перспективе возможна установка гиперзвуковых блоков, что обеспечит стопроцентный прорыв противоракетной обороны вероятного противника и поражение целей с высочайшей точностью. Наш флот становится силой, которую не сможет сдержать противник», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/613091-podlodka-borei-ispytaniya-bulava-harakteristiki

Апл проекта 955 «борей»: история, ттх, конструкция

28 сентября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации опубликовало официальное заявление. Сухой текст, изобилующий военными, дипломатическими и политическими терминами, расшифровывающими для обывателей Договор СНВ-3, возвестил об окончании эры уникальных российских субмарин стратегического назначения проекта 941 «Акула».

На смену им пришли суперсовременные АПЛ проекта 955 «Борей», вооружённые уникальными баллистическими ракетами «Булава».

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погруженияПервая лодка проекта 955 «Борей» — РПКСН «Юрий Долгорукий»

  • Одного взгляда на краткий перечень основных характеристик подводных лодок проекта 955 достаточно, чтобы понять — в строй Военно-морских сил России встают уникальные подводные корабли четвертого поколения.
  • Смотрите также статью Проект 956 «Сарыч» и его история развития
  • Главная задача стратегического подводного флота — обеспечение в составе российской ядерной триады паритета с силами НАТО в оружии массового уничтожения.
РПКСН К-550 «Александр Невский»
Разработчик ЦКБ «Рубин», главный конструктор В.А.Здорнов
Подводное водоизмещение 24 000 т
Скорость подводного хода 29 узлов
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность 90 суток
Экипаж 107 человек
Цена 713 млн. долларов

История создания атомной подводной лодки

Работы по проектированию подводной лодки класса «Борей», которые должны прийти на смену знаменитым «Тайфунам», начались в начале восьмидесятых годов прошлого века.

Тогда гигантские двухкорпусные ракетоносцы проекта 941 и «убийцы городов» — лодки класса Дельта-IV (667 БРДМ «Дельфин») в силу сложившихся обстоятельств перестали быть для всего мира тайной за семью печатями. Поэтому необходимо было браться за дело — начинать проектирование новых, более современных подводных кораблей.

Смотрите также статью АПЛ проекта 885 Ясень и её технические характеристики

1987 — Ленинградское ЦКБ «Рубин» получило задание на разработку проекта атомного подводного ракетного крейсера 4-го поколения, вооружённого баллистическими ракетами. За основу приняты заделы корпусов недостроенных лодок проектов 971 «Щука Б» и 949А «Антей».

Читайте также:  Ил-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ттх), история создания, конструкция

1996 — закладка первой лодки проекта 955 (заводской номер 201).

1998 — после неудачных пусков ракет «Барк» принято решение сменить состав ракетного комплекса на твёрдотопливные ракеты РСМ-56 – будущие Р-30 «Булава». Началась доработка проекта 09551.

1999-2008 — доводка проекта и строительство первой лодки на верфи завода «Севмаш».

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погруженияПодводный крейсер «Юрий Долгорукий в плавучем доке завода «Севмаш»

2004 — закладка второй лодки проекта 955.

2006 —  закладка третьего ракетоносца.

2008 — спуск на воду и начало ходовых и швартовых испытаний головного РПКСН проекта 955 «Борей». Продолжение работ по созданию и доводке баллистической ракеты.

  1. 2009 — закладка четвертой подлодки типа Борей.
  2. 2012 — подписан контракт между ОСК и Минобороны РФ на постройку серии лодок проекта 955А «Борей-А».
  3. 2014 — закладка пятой и шестой АПЛ «Борей».
  4. 2015 — закладка седьмой лодки.
  5. 2016 — закладка восьмого ракетоносца.
  6. 2017 — начало работ по созданию следующей модификации проекта 955Б — «Борей Б».
  7. Смотрите также статью Атомная подводная лодка Комсомолец и её характеристики

В девяностые годы, когда проект был практически готов к реализации, строительство головной подлодки Борей не началось по вполне понятным причинам. Страна стояла на грани финансовой катастрофы. Только после того, как были преодолены последствия дефолта 1998 года, работы в уникальном цехе №55 завода «Севмаш».

С 2003 года начались трудовые будни для военных моряков из состава двух сменных экипажей головной лодки проекта. Работы по постройке, оснащению, вооружению и подготовке экипажей подводных лодок класса «Борей» проекта 955 не прекращаются ни на день.

По состоянию на начало 2018 года в составе ВМФ РФ несут боевую службу три подлодки типа Борей проекта 955:

  • К535 «Юрий Долгорукий» — с 10.01.2013 г., Северный флот.

Источник: https://doblest.club/lodki/267-atomnaya-podvodnaya-lodka-proekta-955-borej

Как устроены атомные подлодки проекта 955 "Борей"

Пока военный мир переваривает появление у России революционных танков «Армата» и другой сухопутной техники, отечественный оборонно-строительный комплекс продолжает строительство атомных подводных ракетоносцев проекта 955А «Борей», каждый из которых опасней танковой армии. В декабре 2014 года на стапелях «Севмаша» была заложена шестая субмарина этого класса, первые три крейсера: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», — вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Мы узнали, как устроены подводные ракетоносцы.

Как и положено стратегическим подлодкам, «Бореи» несут службу незаметно. Атомные ракетоносцы являются оружием ответного удара, поэтому скрытность — не менее важное их оружие, чем межконтинентальные баллистические ракеты. Основным предназначением «Бореев» является выход при получении приказа в нужный район и запуск ракет, поэтому малозаметность для них — ключевая характеристика.

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Россия презентовала проект вертолетоносца для замены «Мистралям»

Основным методом обнаружения подлодок является гидроакустический — звук в воде распространяется вчетверо быстрее, чем в воздухе, и почти без потерь. Так что лучше всего спрятан тот корабль, который меньше шумит. По этому показателю «Бореи» превосходят основную стратегическую подлодку ВМС США типа «Огайо» — уровень шума 93 и 102 децибела соответственно.

— Подлодки проекта 955 имеют впятеро меньшую шумность, чем современные субмарины классов «Щука-Б» и «Антей», — рассказал в свое время Андрей Дьячков, бывший директор ЦКБ «Рубин», где проектировались «Бореи».

Оборудование российского атомного подводного крейсера установлено на амортизаторах, внешний корпус покрыт резиновым шумопоглощающим слоем, надстройка обтекаемой формы. Имеются и активные системы снижения акустической заметности.

Другое важное средство защиты подлодок — услышать противника раньше, чем он услышит тебя.

Гидроакустический комплекс «Борея» позволяет обнаруживать вражеские корабли на расстоянии в полтора раза большем, чем аналогичные системы самых совершенных американских подлодок класса «Вирджиния», не говоря уже об «Огайо».

ГАК российского крейсера является единым цифровым комплексом, решающим как основные задачи: обнаружение и классификация целей, гидроакустическая связь, — так и вспомогательные: измерение толщины льда, поиск полыней и разводий, обнаружение мин и торпед.

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Экипаж «Арматы» сократят до двух человек

Ударным оружием подлодки являются 16 или 20 — в зависимости от модификации —  межконтинентальных баллистических ракет «Булава-30» с дальностью полета восемь тысяч километров.

Каждая ракета оснащена комплексом преодоления противоракетной обороны, системой радиоэлектронной борьбы и несет 10 термоядерных боевых блоков индивидуального наведения.

Для решения других задач крейсер оснащен торпедами, ракетоторпедами и крылатыми ракетами.

Управление субмариной полностью автоматизировано, а срок ее автономного плавания ограничен лишь запасом провизии. Теоретически «Борей» может не подниматься на поверхность десятилетиями: энергетические установки, системы регенерации воздуха, подачи и очистки воды рассчитаны на такие сроки.

При аварийной ситуации экипаж подлодки из 107 человек переходит в пятиэтажную спасательную камеру, где каждому приготовлена теплая одежда, вода и питание. В камере морякам предстоит дрейфовать до прибытия помощи, поэтому конструкторы позаботились, чтобы каждому хватило места.

Четвертая подлодка проекта 955 «Князь Владимир» будет передана Военно-морскому флоту в 2017 году. Всего Министерство обороны планирует построить 10 ракетоносцев класса «Борей» к 2020 году.

Источник: https://rg.ru/2015/06/22/borey-site.html

Атомные подводные лодки «Борей»: возмездие из-под воды

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Подводные лодки проекта 955 и 955A «Борей» являются самыми совершенными подводными лодками класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения». Сегодня это главная ударная сила российского флота.

Вообще-то, Борей — это ветер. Точнее, бог буйного северного ветра в греческой мифологии. Он является сыном Астрея — бога звездного неба и Эос — богини утренней зари и олицетворяет природную стихию. Кстати, его родители не случайны. Борей дует в основном под утро и наиболее силен при ясном небе. Кстати, он упомянут у Гомера, в обоих его главных произведениях: и в «Илиаде», и в «Одиссее».

Но все это дела давно забытых дней. Сегодня «Борей» — это серия новых атомных подводных ракетоносцев российского флота IV поколения, и это самые современные лодки в нашем флоте.

Уже сейчас в состав ВМФ РФ приняты три корабля проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». А всего до 2020 года собираются построить восемь лодок проекта 955 и 955А.

Четыре из них — «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III» — уже заложены на верфях завода «Севмаш».

Кстати, в античные времена «ложем Борея» называли потухший вулкан Эльбрус. Атомные подводные лодки, оснащенные ядерными ракетами, по совокупности не уступают в мощности извержению вулкана и их вполне можно назвать «спящими вулканами».

Например, 5 апреля 1815 года на индонезийском острове Сумбава, что входит в гряду Малых Зондских островов Малайского архипелага, взорвался и начал извергать лаву и пепел знаменитый вулкан Тамбора. Суммарная энергия извержения, длившегося 2 недели, по оценкам современных сейсмологов равнялась взрыву 800 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

В то же время суммарный залп всех 16 ракет Р-30 «Булава», находящихся на борту ракетоносца «Борей», обрушат на голову противника 124 мегатонны тротилового эквивалента.

Таким образом, все восемь лодок серии обладают суммарным залпом в 992 мегатонны.

При этом, если вулкан Тамбора выделял эту энергию в течении 12 дней, боеголовки ракет «Булава» высвободят свой разрушительной потенциал в доли секунды.

Немного истории

Настоящим бичом первых подводных лодок была малая автономность плавания. Особенно в подводном режиме, когда лодки вынуждены были идти под электродвигателями — емкость аккумуляторов была невысока. В результате, подводные лодки до Первой мировой войны были фактически привязаны к своим базам и могли провести в море в лучшем случае пару дней, а то и меньше.

Но время шло, росла емкость аккумуляторов, появлялись более совершенные, экономичные дизели, лодки совершенствовались и могли взять к себе на борт достаточно припасов и топлива. В результате, в ходе Первой мировой войны появился новый класс подводных лодок — подводные крейсеры. Они имели большее водоизмещение и могли провести в море больше месяца. Эти лодки получили подкласс — океанские.

В будущем именно этот класс стал родоначальником атомных подводных лодок. Новый двигатель, в основе которого лежал ядерный реактор, позволял не просто увеличить автономность подводной лодки до нескольких месяцев, но и уменьшить зависимость от надводного хода.

Лодка могла провести в подводном положении больше недели, а общая автономность увеличивалась до двух месяцев. Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились, соответственно, в США в 1955 году (USS Nautilus), и в СССР в 1958 году (К-3 «Ленинский комсомол»).

Они стали лодками первого поколения.

Тогда же, в середине 50-х, в СССР и США были разработаны первые компактные баллистические ядерные ракеты специально для морского базирования. В Советском Союзе это была ракета Р11-ФМ, а в США — «Поларис». Именно они первыми поступили на вооружение подводных лодок.

Первые ракетоносцы были дизельными. Однако вопрос оснащения ракетами атомных подводных лодок с большой дальностью плавания был лишь вопросом времени, и в 1967—1974 годах в СССР построили 34 АПЛ проекта 667А «Навага», каждая с 16 баллистическими ракетами Р-27 с дальностью стрельбы 2400 км. Это были лодки второго поколения.

С тех пор количество атомных ракетоносцев у ядерных держав, противостоящих политических лагерей, только росло. На момент распада СССР Союз имел 62 подводные лодки с баллистическими ракетами. Причем по этому показателю мы превосходили США, так как у них ставка была сделана, прежде всего, на ВВС.

По концепции, ракетные подводные крейсера были оружием последнего удара, оружием возмездия. Дело в том, что в подводном положении лодка не имеет связи с берегом. Через определенные промежутки времени лодка поднимается на перископную глубину, выводит на поверхность воды антенну и проводит сеанс связи.

Именно в этот момент может прозвучать приказ на пуск ядерных ракет. Понятно, что ни о никакой оперативности речи не идет. Ракетоносцы дают пуск в ходе второй ответной волны, когда две страны уже обменялись первыми ударами. По сути, это гарантия взаимного уничтожения.

А учитывая, в каком состоянии будут находиться страны после нанесения первых ударов, можно сравнить подводные ракетоносцы с мизерикордией — кинжалом милосердия. Кинжалом с тонким лезвием, способным поразить рыцаря в тонкие щели между пластинами доспехов. Им средневековые бойцы добивали поверженного противника.

Читайте также:  Танк кв-1: советский тяжёлый, технические характеристики (ттх), экипаж, боекомплект, вес, как выглядит, история

Но самая леденящая деталь подводной службы — то, что пуск по запланированным целям командир атомной подводной лодки должен произвести и в том случае, если услышит в динамиках вместо команды шум помех. Это леденящее молчание эфира может означать только одно: командный центр уже поражен. Пора мстить и добить врага.

Лихие 90-е

Однако с распадом Союза поверженной оказались именно Россия. В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар — причем не вражеским флотом, а руководством страны. Первое, что постарались уничтожить наши заокеанские «друзья», — мощный ударный флот ракетоносцев.

Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Обслуживание атомной подводной лодки — удовольствие не из дешевых и требует высококлассного технического персонала. В результате, количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но в настоящий момент руководство страны снова обратило внимание на восстановление полноценной ядерной триады (наземные, морские и воздушные носители ядерных ракет). Уже сейчас ВМФ России располагает 14 подводными стратегическими ракетоносцами, 11 из которых досталось российскому флоту в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин».

«Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел, однако более совершенная лодка «Дельфин» вполне отвечает современным параметрам.

На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», поставленные на вооружение относительно недавно — в 2007 году.

Эта ракета обладает абсолютным мировым рекордом по соотношению тяги двигателя к ее массе, что позволяет летать по более выгодным траекториям и преодолевать системы ПВО. Дальность стрельбы «Синевы» составляет 11 500 км.

И вот совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 и 955 А «Борей». Сейчас их три: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». А до 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок.

Основным преимуществом лодок нового типа, помимо более совершенного оснащения, вооружения, гидроакустического и навигационного оборудования и высокой автоматизации является малошумность — один из важнейших параметров для подводных лодок.

Лодки 955-ой серии имеют в пять раз меньшую шумность, чем предшественники — лодки проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». А они, в свою очередь, как оказалось, были гораздо менее шумными, чем американские подводные лодки, и доставили немало хлопот американскому командованию.

Причиной такой малошумности «Борея» являются две конструктивные особенности. Во-первых, «Борей» — первая российская подводная лодка, движение которой осуществляется с помощью одновального водометного двигателя с высокими характеристиками, который оказался гораздо тише гребного винта. А во-вторых, на лодке использовано новейшее шумопоглощающее покрытие.

А что могут противопоставить этому потенциалу США?

Сейчас на вооружении ВМС США находятся 18 атомных подводных ракетоносцев. Это лодки типа «Огайо». Они относятся к третьему поколению, причем самой молодой из них 20, а самой старой — 35 лет. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено.

Однако в середине нулевых годов, в соответствии с международным договором, четыре такие лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк», то есть лишились стратегического ядерного потенциала.

Таким образом, аналогичных «Кальмару», «Дельфину» и «Борею» у американцев только 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас.

Но к 2020 году ПЛАРБ у американцев будет меньше, поскольку лодки исчерпывают свой ресурс и вряд ли будут модернизироваться.

Однако у американских субмарин есть преимущество — более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16 пусковыми шахтами, а американские имеют на борту 24 шахты с ракетами  «Трайдент-2». При этом «Трайдент» имеет большую дальность чем стоящие на вооружении «Борея» ракеты «Булава». И имеет большую мощность боеголовок: 8×475 килотонн против 15×150 килотонн.

Впрочем, последнее спорно: именно наличие большого количества разделяющихся боеголовок делает «Булаву» менее уязвимой для ПВО. Кроме того, стоит заметить, что «Булава» более совершенная ракета, обладающая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Что тоже делает ее менее уязвимой.

Да и сама лодка «Борей» более современная и, следовательно, боле совершенная, чем «Огайо». Как уже писалось, она меньше шумит и почти полностью автоматизирована. К примеру, в одном из режимов «Борей» может произвести пуски без участия в этом процессе экипажа.

Стоит признать, за счет того, что ВМФ России в своем составе имеет значительную долю более старых, чем «Огайо», ракетоносцев, США пока сохраняют превосходство в этом сегменте. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, приблизительно к 2020 году, когда будут достроены все заложенные лодки 955 и 955 А серии «Борей», ситуация кардинально изменится в нашу пользу.

Битва за подводный океан продолжается.

Скачать оригинал: «Атомные подводные лодки «Борей»: возмездие из-под воды»

Источник: https://riafan.ru/532357-atomnye-podvodnye-lodki-borei-vozmezdie-iz-pod-vody

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Многие государства, имеющие выход в море, имеют на вооружении своих военно-морских сил подводные лодки. В основном это корабли с дизельной энергетической установкой, водоизмещением до 4000 тонн. И только несколько ведущих стран имеют на вооружении атомные подводные крейсера собственного производства. На данный момент таких стран пять: Россия, США, Великобритания, Китай и Франция.

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Классификация лодок

Атомные подводные крейсера имеют различное предназначение.

Одни нужны для «охоты» на подводные лодки и надводные корабли (их классифицируют как «многоцелевые»), для других основной целью являются авианосцы (эти лодки относятся к атомным подводным лодкам с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК)), третьи предназначены для уничтожения целых государств (ракетные подводные крейсера специального назначения (РПКСН)). Самые известные из последней группы — это российские атомные подводные крейсера «Акула» и «Борей».

«Акула» (проект 941) известна как самая большая подводная лодка в мире! А «Борей» (проект 955) — как первая в мире серийная атомная подводная лодка четвертого поколения стратегического назначения.

К тому же «Борей» пришел на смену все еще находящейся в строю, но морально устаревшей «Акуле». А по своим массо-габаритным характеристикам эта субмарина занимает второе место в мире.

Что же представляет из себя подводный крейсер проекта 955 «Борей», о котором говорит весь мир?

Непростая судьба

Конец августа 2011 года для ВМФ России ознаменован крайне важным событием, имеющим историческое значение.

Читать:  Корабли мониторы типа «Железняков»

С борта новейшего РПКСН «Юрий Долгорукий» был произведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Это было не просто испытание, а комплексная проверка и корабля-носителя ракетного оружия, и самого ракетного комплекса, и профессионализма экипажа подводной лодки. К чести российского ВМФ испытания прошли на высшем уровне, подняв невероятную шумиху в западных СМИ.

Разработка новой ПЛ началась еще в 1978 году, когда центральное конструкторское бюро «Рубин» приступило к проектированию РПКСН четвертого поколения под разрабатываемый ракетный комплекс с МБР «Барк».

Строительство первого корпуса ПЛ проекта 955 «Борей» началось в 1996 году на судостроительной верфи в Северодвинске. А спущен корабль на воду был только в 2008 году.

За время постройки ПЛ были и остановки строительства, и предложения о полном отказе от данного проекта, и глобальные изменения в конструкции строящегося корабля.

Основной трудностью было то, что часть комплектующих, заявленных проектировщиком, была не доступна для судостроительной промышленности России.

Многие заводы, поставляющие материалы для постройки подводных лодок, после распада СССР остались на территориях бывших союзных республик.

На верфи не было самого необходимого — металлопроката для корпуса субмарины, а также многих электромеханических устройств для обустройства жизнеобеспечения ПЛ.

Читать:  Советский тяжёлый танк КВ-1

В 1998 году стало понятно, что ракетный комплекс с МБР «Барк» не может быть достроен и принят на вооружение. Поэтому был объявлен конкурс на проектирование и изготовление ракетного комплекса с МБР, носителем которой мог бы являться РПКСН проекта 955. Конкурс выиграл столичный институт теплотехники, предложивший принципиально новую для данного КБ ракету «Булава».

Во славу русского флота

Создание новой ракеты потребовало и модернизации самого будущего носителя МБР. Изменения были существенны. При пусках «Булавы» на стадии испытаний происходило большое количество неудач.

Однако первый корпус АПЛ проекта 955 «Борей» в 2008 году был спущен на воду, произвел ввод реактора и был принят на вооружение ВМФ РФ.

А в 2011 году произведен удачный практический пуск МБР «Булава» с полигона, находящегося в акватории Белого моря.

Ракета благополучно достигла заданного квадрата, находящегося в Тихом океане, и поразила условную цель! В результате весь мир понял, что Россия получила новое грозное оружие. «Юрий Долгорукий» — это первый корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» класса РПКСН четвертого поколения, несущей на борту шестнадцать МБР.

Следующие корабли данного проекта, вошедшие в состав ВМФ РФ, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» были спущены на воду в 2010 и в 2012 годах соответственно. «Юрий Долгорукий» входит в состав Северного флота, а «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приписаны к Тихоокеанскому флоту.

Еще пять кораблей данного проекта — «Князь Владимир», «Князь Олег», «Император Александр III», «Генералиссимус Суворов» и «Князь Пожарский» — находятся в стадии постройки.

Читать:  Плавающий танк ПТ-76

Подводные лодки данного типа, кроме 16 МБР, несущих по 10 ядерных маневрирующих боевых блоков, имеют на вооружении восемь торпедных аппаратов: четыре калибра 650 мм и четыре — 533 мм. В боекомплект входят несколько типов торпед и противолодочные ракеты (ПЛРК) «Водопад». Также возможно вооружение данной ПЛ и ракетами «Калибр». Общее количество торпед — 40 единиц.

Подводя итоги, можно сказать, что на вооружении ВМФ РФ появился сверхсовременный тип РПКСН, обладающий феноменальными для нашего времени характеристиками по боевой мощи, гидроакустической невидимости, подводной скорости!

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    8320      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/podvodnyie-lodki-proekta-955-borey/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector