Ил-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ттх), история создания, конструкция

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Ил-10 — советский штурмовик. В 1943 г. в ОКБ С.В. Ильюшина почти одновременно с проектированием бронированного истребителя Ил-1 началось проектирование его двухместного варианта — бронированного штурмовика с таким же обозначением. Стрелково-пушечное и бомбовое вооружение у него было таким же, как у Ил-2. Создание двухместного варианта Ил-1 велось очень быстрыми темпами, опережая ход работ по истребителю. При его проектировании очень большое внимание уделялось аэродинамическому совершенству компоновки.

Штурмовик Ил-10 — видео

Одновременно, на основании боевого опыта Ил-2, удалось при сохранении неизменной живучести самолета уменьшить вес бронекоробки. Благодаря уменьшению размеров самолета, улучшению всех его внешних обводов лобовое сопротивление его было намного меньше, чем у Ил-2.

Двухместный штурмовик Ил-1 сохранил все основные размеры и конструктивные особенности одноместного истребителя, но имел цельнометаллическую конструкцию.

По сравнению с Ил-2 была изменена толщина некоторых листов бронекоробки: толщину нижних боковых стенок капота двигателя увеличили, а толщину боковых стенок кабины экипажа уменьшили.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Опыт применения Ил-2 показал, что верхняя передняя часть бронекоробки практически не поражается, т.е. с земли она была недосягаема, а от атак истребителей сзади ее защищал стрелок. Спереди Ил-2 истребители противника почти не атаковали из-за мощного стрелково-пушечного вооружения штурмовика.

Поэтому ее выполнили из дюралюминиевых листов толщиной от 1,5 до 6,0 мм. Также новым в бронезащите летчика и стрелка было применение 8-мм бронеплит с воздушным промежутком. Наружная бронеплита должна была разрушать попавший в нее снаряд, а внутренняя — принимать на себя осколки.

Такая система эффективно защищала экипаж от 20-мм снарядов авиационных пушек.

Вооружение Ил-10 состояло из двух пушек ВЯ, установленных на консолях крыла, вне диска вращения винта. Вместо четырех бомбоотсеков Ил-2, на новом штурмовике в центроплане находилось два, но они позволяли размещать более крупные бомбы.

На консолях крыла имелись четыре направляющие для пуска ракет. Оборонительное вооружение имело три варианта: с пулеметом УБТ, с пушкой Ш-20 и с установкой ВУ-8.

Кроме того, в хвосте штурмовика установили держатель на 10 авиационных гранат АГ-2.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Штурмовики Ил-10 заходят на цель

Постройка новой машины Ил-10 производилась на заводе № 18, выпускавшем Ил-2. Первый опытный штурмовик, получивший к тому времени обозначение Ил-10, был готов весной 1944 г. 18 апреля летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил на нем первый полет. Заводские испытания прошли быстро, и уже 13 мая три опытных Ил-10 поступили на госиспытания в НИИ ВВС.

Испытания показали отличные летные данные, максимальная скорость оказалась равной 551 км/ч — почти на 150 км/ч больше, чем у его предшественника Ил-2. По сравнению с проходящими в то же время испытаниями штурмовиков (Су-6, Ил-8), Ил-10 было отдано предпочтение. В августе 1944 г. сразу на двух авиазаводах начался серийный выпуск Ил-10.

Уже в октябре Ил-10 стали поступать в боевые части. К 1 мая 1945 г. в действующую армию было передано 630 самолетов Ил-10. Всего их было выпущено 4600. Кроме наших ВВС, они состояли на вооружении ВВС других стран. В 1951 г. в Чехословакии было налажено серийное производство этих машин. Там построили около 1200 самолетов.

Штурмовики Ил-10 и Ил-10М состояли на вооружении штурмовой авиации до начала 1960-х гг., когда им на смену пришли реактивные самолеты.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Модификации Ил-10

УИл-10 — двухместный учебно-тренировочный самолет. Кабина стрелка была переоборудована в кабину летчика-инструктора;

Ил-10М — штурмовик с более мощным вооружением и с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Тактико-технические характеристики Ил-10

  • — Первый полёт: 18 апреля 1944 года- Начало эксплуатации: 1945 год- Конец эксплуатации: 1962 год (Чехословакия)- Годы производства: 1944 — 1955
  • — Единиц произведено: 6166 (4966 Ил-10 и 1200 В-33)
  • Экипаж Ил-10
  • — 2 человека
  • Размеры Ил-10
  • — Длина: 11,12 м- Размах крыла: 13,40 м- Высота: 4,18 м- Площадь крыла: 30 м²- Профиль крыла: НАСА-0018 корень крыла, НАСА-4410 законцовка крыла
  • — Нагрузка на крыло: 211,5 кг/м²
  • Вес Ил-10
  • — Масса пустого: 4650 кг- Масса снаряжённого: 6300 кг- Максимальная взлётная масса: 6537 кг- Масса брони: 1014 кг или 16 % нормальной взлётной массы
  • — Запас топлива: 730 л
  • Двигатель Ил-10

— 1 × АМ-42 поршневой V-12 жидкостного охлаждения- номинальная мощность — 1770 л. с./1320 кВт, взлётная мощность — 2000 л. с.- Воздушный винт: АВ-5л-24 диаметром 3,6 м

— Тяговооружённость: 236 Вт/кг (3,15 кг/л. с.)

  1. Скорость Ил-10
  2. — Максимальная скорость у земли — 507 км/ч- Максимальная скорость на высоте 2300 м — 551 км/ч- Крейсерская скорость: 436 км/ч- Посадочная скорость: 148 км/ч- Скороподъёмность: 10,42 м/с- Время набора высоты: 1000 м — за 1,6 минуты, 3000 м — за 5,0 минут, 5000 м — за 9,95 минут- Длина разбега: 475 м
  3. — Длина пробега: 460 м
  4. Дальность полета Ил-10
  5. — 1520 км- Перегоночная дальность: 2460 км
  6. — Боевой радиус: 800 км
  7. Практический потолок Ил-10
  8. — 7250 м
  9. Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,28

Вооружение Ил-10

  • Пулемётно-пушечное:- 2 × 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23КМ установленные на крыле, по 150 снарядов на пушку- 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС, 1500 патронов
  • — У стрелка: 1 × 20-мм пушка УБ-20 или 12,7-мм пулемёт УБТ, 190 патронов
  • Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения:

В бомбоотсеке:- 144 × ПТАБ-2,5-1,5 (230 кг) или- 136 × АО-2,5 с. ч. (сталистый чугун, 400 кг) или- 182 × АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда, 400 кг) или- 56 × АО-8М4 (короткие, 400 кг) или- 40 × бомб типа АО-10 с. ч. (сталистый чугун, 392 кг) или

  1. — 2 × ФАБ-100
  2. Под крылом:- 2 × ФАБ-250 (500 кг) (в перегрузочном варианте с 2 × ФАБ-100 в бомбоотсеке)
  3. — 8 × ракет РС-82 или РС-132

Фото Ил-10

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

 Штурмовик Ил-10 ВВС Вьетнама

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Открытая кабина стрелка Ил-10

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Фугасные бомбы ФАБ-100 на наружных держателях

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Учебно-тренировочный штурмовик Ил-10У

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/520-il-10

Самолет штурмовик Ил-10: технические характеристики и история создания

Ил-10 представляет собой серьезно модифицированный штурмовик, основанный на устаревшем Ил-2. Его начали выпускать в 1944, установив высочайшие темпы производства.

За два года на заводах создали более семи тысяч таких машин для ведения боевых действий.

Необходимость быстрого выпуска была обусловлена тем, что новый самолет имел большое значение для успешности в противостоянии немецким войскам.

История создания штурмовика Ил-10

Использующийся армией СССР Ил-2 сумел хорошо себя показать в ведении боевых действий, но он имел ряд недостатков, которые делали его уязвимым. Несмотря на бронированный корпус и присутствие воздушного стрелка, защищающих самолет от попадания малокалиберных пуль и нападения истребителей, под зенитным обстрелом риск уничтожения был крайне высоким.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Ударная сила Ил-2 также не отличалась хорошими показателями, так как нести крупнокалиберные бомбы он не мог, а подвеска малокалиберных не давала полной боевой нагрузки. Поэтому встал вопрос о создании нового штурмовика, который бы дал преимущество советским войскам в небе.

Изначально предполагалось конструировать сразу два самолета. Первый должен был получить схожее вооружение и заменить Ил-2. Второй планировался тяжелым штурмовым бомбардировщиком с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. Созданием первого начал заниматься П. Сухой и уже к 1942 году представил прототип Су-6.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Параллельно с этим С. Ильюшин стал продумывать улучшение имеющегося Ил-2. Оба самолета должны были оснастить двигателем М-71, но его установка требовала больше времени. Поэтому С.

Ильюшин обратил внимание на АМ-42, ставший улучшенной версией применявшегося в Ил-2 АМ-38, и начал разработку своего легкого штурмовика.

При проектировании он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сконцентрировался на повышении живучести и боевой силы.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

В 1943 году ВВС СССР решило отдать предпочтение разработке Сухого, взяв на вооружение Су-6. Самолеты должны были начать поступать в войска к 1944 году.

Но нарком по авиапромышленной отрасли отметил высокий риск срыва выпуска Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства авиации, разработанной с нуля и не имеющей ничего общего со старыми машинами. Поэтому отказываться от проекта Ильюшина не стали.

Но идея создания бомбардировщика ушла на второй план, а все внимание было сконцентрировано на штурмовиках.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Весной 1944 года оба самолета поступили на сравнительные тесты. Су-6 должен был летать на двигателе М-71, но для испытаний получил АМ-42, что негативно сказалось на его характеристиках.

Он показал средние результаты, по многим параметрам уступив разработке Ильюшина, которая уже тогда получила наименование Ил 10. Поэтому выбор был сделан в пользу последнего.

Его испытания были успешно завершены всего за один месяц, а технические характеристики оказались намного выше ожидаемых. Штурмовик сразу отправился на конвейер для массового производства.

Боевое применение

Темпы изготовления, запущенного после принятия самолета на вооружение, были очень высокими.

Ил-10 незамедлительно стал поступать военно-воздушным силам, но летчикам требовалась специальная переподготовка, которая могла бы обучить их управлять новым штурмовиком и безошибочно выполнять поставленные задачи.

Поэтому формирование полков было несколько замедленным. К 1945 году полноценными собрались только два: 571-й и 108-й.



Для ведения воздушного боя самолеты были использованы лишь 8 мая 1945 года, где сумели проявить себя с лучшей стороны.

До этого они активно применялись для выполнения иных задач, включая уничтожение вражеских наземных объектов. Воздушные атаки противника в этот момент отражались самолетами сопровождения, но иногда занимались этим и Ил-10.

Самым активным днем применения штурмовиков стало 30 апреля, когда 571-й пол совершил 115 боевых вылетов.

За месяц самолеты настолько износились, что стали непригодными для дальнейшей эксплуатации. Поэтому полеты на них были приостановлены. За время войны был потерян только один Ил-10 при атаке вражеского Fw.190. Позднее самолеты были заменены новыми. Некоторые отправились в состав Тихоокеанского флота для участия в войне с Японией.

Модель стала основной боевой авиационной мощью в СССР и всех ближайших странах. После Второй мировой она активно применялся во время Корейской войны и участвовала в военных китайских операциях, направленных на борьбу с Японией. На вооружении СССР Ил-10 простоял до 1956 года, другие страны эксплуатировали до конца 1960-х.

Вас заинтересовала история штурмовика Ил-10?

Описание конструкции

Ил-10 представлял собой цельнометаллический одномоторный низкоплан. Его фюзеляж делился на бронекорпус и хвостовую часть. Основа была покрыта броней разной толщины, варьирующейся от 4 до 8 мм. Обшивка вдоль фюзеляжа стыковалась внахлест и крепилась к стрингерам с силовой рамой.

Хвостовая часть имела овальное сечение и выполнялась из металла. Она скреплялась с бронекорпусом с помощью специального угольника. Хвостовой кок, завершающий заднюю часть корпуса, состоял из легких профилей и дюралюминиевых листов.

Оперение было свободнонесущим с металлическим стабилизатором.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Крыло – двухлонжеронное, трапециевидной формы. Оно состояло из центроплана и двух частей консолей. С помощью особых зализов переход от фюзеляжа ко крылу удалось сделать плавным.

Элероны имели полотняную обшивку и обтягивались специальным материалом. Взлетно-посадочные щитки типа «шренк» включали три секции. Шасси относилось к категории трехстоечных и убиралось при полете. Оно устанавливалось на концах центроплана.

Хвостовое колесо также скрывалось внутри корпуса при взлете с земли.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Двигатель АМ-42 развивал мощность до 2000 л. с. Его устанавливали на дюралевых полурамах, закрепленных на бронекорпусе. Сразу за ним был размещен первый топливный бак. Второй монтировался под полом кабины.

Масляный радиатор устанавливали в бронированном отсеке левого крыла. Место для пилота и стрелка защищены бронестеклом толщиной 64 мм. Внутри были установлены противопожарная и вентиляционная система.

В кабине стрелка имелся специальный пулемет для отражения вражеских авиационных атак.

Летные и технические характеристики

Габариты стандартны для штурмовика того периода. Длина составляла 11,12 м при высоте 4,18 м. Площадь крыла была равна 30 м², а его размах достигал 13,4 м. Экипаж самолета состоял из двух человек.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Масса пустого Ил-10 составляла 4650 кг, при вооружении она возрастала до 6300 кг. Предельной нагрузкой для взлета считался вес 6537 кг. Технические показатели обеспечивались двигателем АМ-42, выдающем до 2000 л. с.

Читайте также:  Самолет миг-3: советский истребитель, технические характеристики, боевое применение

Самолет мог разгоняться до 551 км/ч, а его крейсерская скорость ограничивалась 436 км/ч. Скороподъемность достигала 625 м/мин. Дальность полета составляла 1520 км, боевой радиус замирает на отметке в 800 км. Практический потолок – 7250 км. Для взлета Ил-10 требовался разбег длиной 475 м, для посадки – пробег до 460 м.

Модификации

Базовая модель была выпущена в 1944 году, но уже к 1945 были представлены первые модифицированные версии. Они отличались улучшенными характеристиками и основным предназначением.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Всего было выпущено 4 модификации:

  • Ил-10 «Пушечный» – модель получила усиленное артиллерийское вооружение, представленное в виде четырех пушек НС-23, установки БТ-20, бомб и ракетных снарядов;
  • Ил-10У – учебный вариант самолета, он был предназначен для обучения летчиков штурмовика, кабину стрелка в нем заменили специальным отделением для инструктора, также с машины сняли часть брони с вооружением;
  • Ил-10М – вторая военная модифицированная версия Ил-10 была создана для применения в Корейской войне, самолет стал чуть крупнее и получил улучшенное бортовое оборудование для полетов в сложных условиях;
  • Avia B-33 – последняя модифицированная модель выпускалась Чехословакией после получения ею соответствующей лицензии, был аналогичен версии от СССР и распространялся среди стран ОВД.

Всего выпустили около десяти тысяч самолетов Ил-10 в различных модификациях. После окончания эксплуатации большинство из них были списаны и отправлены на хранение либо разобраны на запчасти.

Вооружение Ил-10

По вооружению Ил-10 превосходил многие зарубежные аналоги. На крыльях у него были монтированы две пушки НС-23 со 150 снарядами для каждой и пара пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм с общим запасом на 1500 патронов. Стрелок пользовался иным вооружением.

Его кабина оснащалась пулеметом УБТ калибра 12,7 мм с запасом на 190 патронов. Помощь в прицеливании оказывал коллиматорный прицел ПБП-1б.

В новых модификациях на крыльях стали устанавливать пулемет 23 мм НС-23 в количестве четырех единиц, а стрелку установили пушку УБ-20 калибра 20 мм.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Малокалиберные бомбы загружались внутрь специальных отсеков, крупнокалиберные подвешивались на внешних установках. Допускалось использование до 182 малых бомб и до двух крупных ФАБ-250.

Также на Ил-10 имелись четыре балки для неуправляемых ракет, в каждую из которых устанавливались по две РС-82 или РС-132. В хвостовой части имелась кассета с десятью осколочными гранатами для защиты от атаки истребителей сзади.

Общая боевая нагрузка ограничивалась 600 кг.

Ил-10 стал одним из наиболее продвинутых авиационных проектов периода Второй мировой войны. Хорошие технические характеристики и успешный опыт эксплуатации доказали это. Самолет использовался почти 15 лет многими странами, сейчас сохранившиеся экземпляры можно встретить в виде памятников или музейных экспонатов.

Источник: https://samoletos.ru/samolety/il-10

Ильюшин Ил-10. Фото и видео. Характеристики. История

Ил-10 – советский самолет-штурмовик, выпущен под завершающий этап Второй мировой войны. Разработкой военного самолета занималось КБ Ильюшина. Ил-10 − это глубоко модернизированный отечественный самолет Ил-2, выпущен в 1944 г. Впервые поднят в воздух 18.04.1944 летчиком-испытателем Коккинаки В. К.

За время серийного выпуска, который начался в том же 1944-м, было произведено 4475 военных Ил-10 и 280 учебных УИл-10. За 1945 год было произведено свыше 2,5 тыс. этих штурмовиков.

Такая спешка производства диктовалась необходимостью подкрепления армии мощной авиацией после перехода советских войск в контрнаступление.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Начиная с 1952 г. и по 1955 г. производство Ил-10 перемещается в Чехословакию, в г. Соковице. Там он получил название В-33. Велся экспорт чешских штурмовиков в Венгрию, Польщу, Болгарию и Румынию. На В-33 из вооружения были установлены 4 пушки НС-23РМ, имеющие боекомплект − 150 снарядов. Всего на Чехословацкой территории выпущено свыше 1200 штурмовиков В-33.

История создания самолета Ил-10

Благодаря тому, что Ил-2 успешно зарекомендовал себя во время Второй мировой войны, появилась идея о его модернизации в более мощный вспомогательный истребитель. Изначально проектировка относилась к двум основным линиям.

Первая касалась вопроса усиления защиты и бомбардировочных свойств самолета (тяжелый штурмовик Ил-8). Но из-за затянутых испытаний самолет в серию так и не попал. Вторая линия касалась резкого улучшения летных данных с однотипным Ил-2, бронезащитой и стрелковым вооружением. Именно Ил-10 стал таким самолетом.

У него были меньше размеры, улучшенная аэродинамика и двигатель с жидкостным охлаждением АМ-42.

Ил-2 был неплохим истребителем, но он значительно уступал немецкой авиации и силам ПВО. Вооружение также оставляло желать лучшего. Пушки ВЯ-23 и ШВАК были уже неэффективны против фашистской бронетехники.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

К осени 43 года руководство ВВС уяснило, что задерживать с решением о проектировке нового бронированного истребителя нельзя. Он просто-таки был необходим для летней наступательной кампании 1944 года.

Новый самолет по плану был более маневренным и эффективным. Крыло Ил-10 в сравнении с базовой моделью было тоньше и имело ряд различных компоновок. Оно снабжалось посадочно-взлетными щитками по типу «Шренк» и элеронами «Фрайз». Уборка шасси схожа с Су-6, также убирается в межлонжеронное пространство центральной части.

При этом колеса поворачиваются на 86 градусов. Благодаря этому лобовое сопротивление и мидель уменьшились. Также уменьшению сопротивления воздуху в полете поспособствовала герметизация всех отверстий и щелей. Были установлены дополнительные перегородки внутри фюзеляжа для создания отдельных отсеков.

По итогам проведенной работы лобовое сопротивление Ил-10 практически в двое меньше, чем у базового Ил-2.

Ил-10 видео

За защиту самолета и его боевую живучесть отвечают установленные бронекорпуса. Они защищают основные агрегаты истребителя: силовую установку, топливный и масляный баки вместе с их магистралями. Защиту стрелку и пилоту обеспечивают экранированные бронеплиты, установленные в задней полусфере.

К ним относятся бронестенка, бронированная перегородка и подголовник пилота. Бронеплиты состоят из двух восьмимиллиметровых бронелистов с воздушным промежутком. Они намного эффективнее защищают от немецких 20-мм снарядов. Боковые листы, защищающие стрелка и пилота, были толщиной в 6 мм, а нижний боковой – 5 мм.

Сверху лётчика прикрывала броня толщиной 6 мм. Агрегаты водо- и маслорадиаторов прикрывала 10-мм броня.

Дополнительный позитивный эффект для живучести самолета осуществлялся за счет использования топливных проектированных баков и повышенной прочности тяг в механизме управления рулем высоты.

Проектировка нового самолета целиком и полностью опиралась на имевшийся опыт с эксплуатацией Ил-2. На Ил-10 установили 4 пушки калибром 20 мм (позже их заменили на 23 мм). На крыльевые балки поставили восемь РС-82 (реактивные снаряды). Внутренний бомболюк и внешняя подвеска использовались в качестве вооружения разнокалиберными бомбами с весом до 600 кг.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Общий вес пустого самолета составляет 4680 кг, полностью же вооруженный тяжелее на две тонны. Последующие модернизации касались в основном улучшения огневой мощи самолета. Также конструкторы из ОКБ спроектировали учебный вариант УИл-10. Боевой модификацией машины в 1951 году был Ил-10М.

Первый опытный полет на самолете совершил В. Коккинаки 18 апреля 1944 года. На заводские испытания ушло меньше чем месяц, они закончились 13 мая. А государственные испытания и вовсе были проведены в короткие сроки – 2 недели. Спешка была инициирована срочной необходимостью самолета на фронте.

По результатам всех испытаний вышло, что самолет не только отвечал необходимым параметрам, но и превзошел их. Максимальная горизонтальная скорость Ил-10 была выше, чем у взятого за базу Ил-2, на 150 км/ч. На высоте до 2000 м воздушный аппарат практически не уступал немецким одноместным истребителям.

До первого мая 1945 года армии передали 630 штурмовиков Ил-10. Он состоял на вооружении ВВС до 60-х годов. Его смогли сменить лишь реактивные самолеты.

Самолёт почти не успел совершить боевых вылетов против немецких истребителей, только в апреле 45 года смогли повоевать 15 Ил-10. Их применяли на Дальнем Востоке против Квантунской армии в августе. Широкое использование самолета относилось к периоду корейской войны. ВВС КНДР получили 93 Ил-10, однако из-за малого опыта корейских пилотов уже через два месяца осталось меньше двадцати машин.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Преимущества Ил-10

По сравнению со своим предшественником Ил-2 характеристики Ил-10 были гораздо лучше.

Этого удалось достичь путем более качественного обвода бронекорпуса, применения улучшенной конструкции уборки шасси, построения из скоростных профилей крыльев и планера, герметизации всех отсеков самолета.

В итоге новый аппарат превзошел Ил-2 на целых 150 км/час по максимальной скорости на высоте 2300 м. По этому показателю отечественный самолет впритык приблизился к своему немецкому конкуренту – истребителю Bf.109.

На основе использования Ил-2 в бою в новом штурмовике была кардинально переделана броня. Во время войны бронированная кабина Ил-10 способна была защитить экипаж от проникновения 20-миллиметровых снарядов германских пушек.

На вооружении стоял тот же арсенал, что и в последних модификациях Ил-2. В начале 1945 г. первые экземпляры нового штурмового самолета Ил-10 выводятся на фронт, где они сразу смогли завоевать признание пилотов. Масса бомбово-ракетного вооружения – 400 кг.

Ее можно было увеличить до максимальной отметки 600 кг.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Исходя из увеличенных параметров маневренности и скорости, Ил-10 можно было использовать не только в роли штурмовика, но и вести ближний воздушный бой с вражескими самолетами.

Все эти плюсы позволили существенно снизить боевые потери авиации Советского Союза во время Второй мировой. Под завершение Великой Отечественной войны в составе вооруженных сил СССР оставалось 120 штурмовиков Ил-10.

В общей сложности произведено около 4600 самолетов этого класса.

Конструкция и модификации

 Ил-10 – это цельнометаллический двухместный моноплан. В отличие от Ил-2, исходя из статистики поражения самолетов, в броневой отсек полностью поместили кабину воздушного стрелка. Ровно в два раза по сравнению с базовой моделью увеличили толщину брони − с 4 до 8 мм. Также был увеличен калибр вооружения с 12,7 мм до 20 мм.

В 1951 г. после получения боевого опыта в Корейской войне руководством СССР было принято решение о возобновлении производства улучшенной модификации самолета Ил-10, которая получила название Ил-10М. Впервые поднять в воздух Ил-10М удалось 2.07.1951.

В отличие от базовой модели, Ил-10М был немного больше по длине фюзеляжа и размаху крыльев. Также в хвостовом оперении Ил-10М четко выделялся киль, толщина крыла была уменьшена ради улучшения летных качеств самолета. Изменения коснулись и интерьера: увеличена площадь управляемых поверхностей.

Броневое покрытие аналогично Ил-10, броневой корпус машины делался из стальных бронелистов толщиной 4-8 мм. На Ил-10М применяется бронестекло толщиной 64 мм. Из вооружения были поставлены под крылья новые пушки Н-23.

Также полностью заменено навигационное оборудование. Масса полезной нагрузки осталась неизменной.

В бортовое оборудование Ил-10 М были добавлены аппаратура для слепой посадки, гирополукомпас, радиокомпас, радиовысотомер, которые позволили совершать взлеты в любое время суток и при любой погоде.

Модификаций Ил-10М было выпущено 146 штук. Серийное производство завершилось в январе 1955 г., а с 1956 г. штурмовик был снят с вооружения из-за предпочтений использования истребителей-бомбардировщиков.

Ил-10У

Самолет представлял собой учебно-тренировочный аппарат для подготовки летчиков-штурмовиков. Первые испытания были пройдены в средине 1945 года.

В отличие от полноценного Ил-10, на учебной версии кабина стрелка была переоборудована под кабину инструктора и летчика, в которой размещалась доска с указателями поворотов, скорости, высотомером, компасом и авиагоризонтом.

Были сняты с самолета: броневая перегородка между пилотом и стрелком, кассета для авиагранат, пускатели реактивных ракет, пулемет УБТ. Откидывающуюся крышку фонаря заменили на сползающую назад по полозьям. Еще одним отличием стало размещение инструктора: в Ил-10У он находился лицом по направлению полета.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Если сравнивать летные характеристики, то ИЛ-10У ничем не уступал боевому товарищу, однако обзор из кабины особенно при посадке был меньше, чем у полноценного штурмовика. Учитывая огромное количество выпущенных Ил-10, возникала острая необходимость создания учебных самолетов-прототипов. Поэтому Ил-10У начали выпускать серийно, и всего с конвейера сошло 280 учебно-тренировочных моделей.

Avia В-33

Чехословакия получила лицензию на производство штурмовиков и начала их производить под именем Avia В-33. Серийное производство проводилось с 1952 по 1956 г.

За это время было выпущено свыше 1200 экземпляров-аналогов Ил-10, среди которых около пятидесяти учебных моделей, получивших название СВ-33. Чешские версии самолетов снабжали страны Варшавского договора: Польшу, Румынию, Чехословакию, Болгарию и Венгрию.

Читайте также:  Птрк фагот: противотанковый ракетный комплекс, ттх, характеристики

По своей конструкции эти самолеты ни в чем не отличаются от советских Ил-10 и их модификаций.

Применение в ходе военных действий

Первый военный вылет Ил-10 совершил 15.04.1945. В бою приняли участие 15 штурмовиков, командование операцией было поручено М.И. Безуху. В 1945 году применялся во время сражений против Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Во время Корейской войны активно выполнял боевые задания за северокорейскую сторону. Спустя 2 месяца, после вторжения южнокорейских войск, из 93 штурмовиков боеспособными остались лишь 20 единиц. 11 самолетов Ил-10 северокорейских ВВС были сбиты авиацией ООН. Еще два боевых самолета были перехвачены и переданы США на летные испытания.

Первые модели Ил-10 красились аналогично Ил-2 крупными пятнами светло-коричневого, черного и зеленого цветов. Однако 6.10.1944 было выдано указание красить штурмовые самолеты в единственный камуфляж, который состоял из темно-серых полосок на светло-сером фоне. До этого такую раскраску имели лишь истребители. Серый цвет стал постоянным, даже на зиму окрашивание в белый отменили.

С 1945 года заводам, выпускавшим самолеты, необходимо было полностью переходить на новые системы окраски, а уже выпущенные экземпляры разрешалось эксплуатировать, не перекрашивая.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Поэтому на конечном этапе войны против германских оккупантов в небе на фронте можно было видеть и серые, и пятнистые штурмовики Ил-10.

После войны снова пересмотрели раскраску боевых самолетов и вернули прежние довоенные стандарты. Согласно послевоенным изменениям все военные самолеты красились поверх темно-зеленым цветом.

Такую цветовую гамму получило большинство Ил-10, произведенных в СССР в 1946-1948 гг., и все чешские В-33. Места расположения опознавательных знаков не менялись.

Как и в военное время, они размещались снизу на крыльях, на хвостовом оперении и бортах фюзеляжа.

Бортовые номера наносились белой краской на фюзеляже возле звезды. В военное время дивизии и полки метили свою технику дополнительными цветными знаками быстрой идентификации: кольцами, полосками, звездочками на крыльях и фюзеляже.

Часто на Ил-10 рисовались значки наград, которые присваивались экипажу самолета, а на гвардейских машинах, на крыльях ставился спецзнак «Гвардия». Все это к концу 40-х годов стало запрещено в связи с повышением секретности военной сферы СССР и вхождением его в фазу холодной войны.

На самолетах остались лишь звезды и номера.

Ил-10 характеристики:

Модификация   Ил-10
Размах крыла, м   13.40
Длина, м   11.12
Высота, м   4.18
Площадь крыла, м2   30.00
Масса, кг
  пустого самолета   4650
  нормальная взлетная   6300
Тип двигателя   1 ПД Микулин АМ-42
Мощность, л.с.
  полетная   1 х 1750
  взлетная   1 х 2000
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   507
  на высоте   551
Крейсерская скорость , км/ч   436
Практическая дальность, км   800
Скороподъемность, м/мин   625
Практический потолок, м   7250
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7.62-мм пулемета ШКАС
 одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС с сзади
 до 8 РС-82 или РС-132
 бомбовая нагрузка — нормальный вариант — 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках);  перегрузочный — 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках)

Боевые самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

Источник: http://avia.pro/blog/il-10

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Какими только прозвищами не награждали знаменитый штурмовик Ил-2. Был он и «летающим танком», и «чёрной смертью». Но, несмотря на такое признание его эффективности, самолётом он был далеко не совершенным. И не все просчёты конструкторов можно было исправить в ходе модернизаций. При этом необходимость замены Ил-2 грозила снизить темпы выпуска одного из самых нужных фронту самолётов.

Только в 1944 году удалось начать выпуск нового штурмовика, в котором недостатки предшественника должны были быть устранены. Им стал Ил-10, пробивавший путь к сборочной линии в конкурентной борьбе со штурмовиком разработки КБ Сухого.

История создания

Среди недостатков, выявленных при боевой эксплуатации штурмовика Ил-2, была его слабая защищённость. Бронекорпус надёжно защищал от огня стрелкового оружия, уязвимость от огня истребителей удалось снизить введением воздушного стрелка. Но вот для действий под плотным зенитным огнём самолёт годился плохо – не хватало манёвренности.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Невысоки были и ударные возможности штурмовика – крупнокалиберные бомбы он использовать не мог, а при подвеске малых бомб нагрузка использовалась не полностью.

Вскоре наметили две линии развития ударных самолётов. Во-первых, предполагалось создать штурмовик, близкий по вооружению к Ил-2, но с улучшенной маневренностью и повышенной живучестью. Во-вторых, планировали разработать тяжёлый штурмовик-бомбардировщик с усиленной бронёй и мощным вооружением.

Работами по первой теме занялся Павел Сухой, уже летом 1942 года предоставивший прототип самолёта Су-6. А Сергей Ильюшин занялся усилением вооружения Ил-2, здраво рассудив, что при высокой вероятности запуска Су-6 в производство ставить надо на нишу, никем не занятую.

Тем временем мотор М-17, которым предполагали оснастить оба штурмовика, задерживался в освоении. Зато на базе двигателя АМ-38, использованного на Ил-2, начали конструировать более мощный АМ-42. Предвидя возможный рост характеристик Ил-2, Ильюшин начал работу и над вариантом «лёгкого штурмовика».

К 1943 году командование ВВС пришло к выводу, что Су-6 их полностью устраивает, и к началу кампании 1944 года самолёт надо иметь на вооружении.

При этом наркомат авиапромышленности боялся запускать в производство любую технику, не унифицированную с предшествующей. В данном случае сорвались бы темпы выпуска штурмовиков Ил-2 и моторов М-82. В таких условиях будущий Ил-10 с мотором АМ-42 имел преимущество.

Тема тяжёлого штурмовика тем временем отошла на второй план – в свете запуска в серию мощного фронтового бомбардировщика Ту-2 такой самолёт необходимым не казался.

Весной 1944 года Ил-10 и Су-6 с мотором АМ-42 поступили на сравнительные испытания.

Штурмовик Сухого, изначально «заточенный» под мотор М-71, с АМ-42 летал хуже, тем более, что для упрощения с него сняли предкрылки. Выбор был сделан в пользу Ил-10, который и запустили в серию в августе 1944 года.

Конструкция и вооружение

Штурмовик Ил-10 был цельнометаллическим, двухместным, одномоторным низкопланом. Фюзеляж самолёта конструктивно делился на бронекорпус и хвостовую часть.

Бронекорпус выполнялся из листов гомогенной брони различной толщины. Так, низ капота и пол кабины имели толщину 6-8мм, боковые стенки – 4-5мм.

Бронеспинка и задняя переборка корпуса состояли из двух 8мм плит. Лобовое бронестекло имело толщину 64мм.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Хвостовая часть самолёта имела дюралевую обшивку. Из дюраля были и панели верхнего капота двигателя. Крыло Ил-10 имело стальные лонжероны, остальной наборы и обшивка выполнялись из дюраля.

12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-42 имел рабочий объём 46,6 литров и оснащался приводным нагнетателем. На взлёте он мог развить мощность до 2000 л.с. Устанавливался двигатель на двух дюралевых полурамах, приклёпанных к бронекорпусу. Одни из двух топливных баков устанавливался сразу за двигателем, перед кабиной. Второй – под полом кабины лётчика.

Масляные баки стояли по обе стороны двигателя, маслорадиатор находился в бронированном тоннеле в корне левого крыла.

Такой же тоннель в корне правого крыла Ил-10 подавал воздух на радиатор системы охлаждения. Оба тоннеля оснащались бронированными заслонками.

Трёхстоечное шасси убиралось пневмосистемой, пневматическими были и тормоза основных колёс. Все три колеса имели амортизаторы. Компрессор пневмосистемы стоял под редуктором двигателя, баллоны с воздухом находились в хвосте. Система управления у Ил-10 был смешанная – элероны и рули направления управлялись тросами, рули высоты – тягами, триммеры – электроприводами.

Штурмовики Ил-10 военного выпуска по стрелково-пушечному вооружению не отличались от Ил-2. В крыльях монтировались две пушки ВЯ калибра 23мм и два 7,62мм пулемёта ШКАС. Бортстрелок был вооружён пулемётом УБК калибра 12,7мм. Пилот наводил оружие на цель с помощью коллиматорного прицела ПБП-1б, турельный пулемёт оснащался прицелом К8-Т, также коллиматорным.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

На послевоенных штурмовиках вооружение было усилено – в крыльях стали устанавливать четыре пушки НС-23. От пушек ВЯ они отличались использованием менее мощного боеприпаса с укороченной гильзой. Турельный пулемёт заменили на 20мм пушку Б-20.

Бомбы малого калибра загружались в два бомболюка в центроплане, бомбы калибра 100-250 кг подвешивались на внешних держателях. Ракетного вооружения Ил-10 первоначально не имел, позже на самолёты начали понтировать четыре балки для пуска ракет РС-82 или РС-132. В качестве «активной защиты» от атак истребителей в хвостовой части Ил-10 размещали кассету с 10 осколочными гранатами АГ-2.

В начале 50-х годов была выпущена партия модернизированных штурмовиков Ил-10М.

Они вооружались четырьмя пушками НР-23 (с возможностью двухсторонней подачи ленты), турель стрелка приобрела электропривод. Радиокомпас дополнили гирополукомпасом и радиовысотомером, появилась аппаратура слепой посадки.

Значительно, по сравнению с Ил-10, изменилась конструкция крыла – профиль стал боле тонким, а размах увеличился. Это должно было послужить улучшению пилотажных качеств. Действительно, полёты показали, что штурмовик стал способен увернуться даже от новейших истребителей МиГ-15. Правда, из-за прироста массы упала максимальная скорость.

Боевое применение

Крупносерийное производство штурмовиков развернулось осенью 1944 года, и они немедленно стали поступать в войска. Несмотря на форсирование темпов, как строительства штурмовиков, так и переподготовки лётчиков, к апрелю 1945 года на фронт прибыли только два полка, вооружённый Ил-10 – 571-й и 108-й гвардейский. 118-й ГШАП успел вступить в бой только 8 мая.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Самолёты, тем не менее, применялись очень интенсивно, и проявили себя не плохо. Однако постоянно отказывали различные системы, а самолёты 571-го полка всего за месяц износились настолько, что полёты на них запретили.

За время боёв атаки истребителей на Ил-10 обычно отражались самолётами сопровождения, случалось штурмовикам и самим отбить атаку, пользуясь маневренностью. Тем более, что немцы обычно уходили после одного захода.

Об интенсивности боевой эксплуатации штурмовиков говорит одна цифра – за 30 апреля 571-й полк произвёл 115 самолёто-вылетов.

118-й полк в свой единственный боевой день произвёл 60 вылетов, причём без истребительного прикрытия.

Решение в основном себя оправдало – истребителями был сбит всего один Ил-10, и то из-за ошибки пилота, решившего уйти от Fw.190 набором высоты.

Зато в другом столкновении с «Фокке-вульфами» Ил-10 сбил один истребитель пушечным огнём, второго повредил бортстрелок. Ил-10 успели получить в морской авиации Тихоокеанского флота – эти самолёты успели поучаствовать в войне с Японией, где наносили удары, в том числе и по кораблям.

После войны Ил-10 стали основой ударной авиации социалистических стран, при этом лицензионный выпуск штурмовиков (под обозначением B-33) освоили в Чехословакии.

Ил-10 КНДР довольно эффективно применялись в начале корейской войны, в условиях господства северян в воздухе. После вступления в войну войск ООН самолёты использовали ограниченно и большой роли они уже не сыграли.

Китайские Ил-10 один раз участвовали в бою с силами Чан Кайши.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Советские самолёты начали списывать в 1956 году, после решения об упразднении штурмовой авиации. В других странах они задержались дольше, иногда до конца 60-х годов.

Технические характеристики

Сравним штурмовик Ил-10 по основным характеристикам с его непосредственным предком Ил-2 и прямым конкурентом – Су-6 в варианте с мотором М-17.

 Ил-2Ил-10Су-6
Длина, м 11,6 11,1 9,24
Размах крыла, м 14,6 13,5 13,4
Взлётная масса, т 6,3 6,3 5,5
Масса брони, т 1 0,9 0,5
Максимальная скорость (у земли), км/ч 387 500 480
Боевая нагрузка, т 600 600 400

С одной стороны, Ил-10 явно превосходил знаменитого предка. Упростился уход за самолётом, новый штурмовик был легче в управлении. Оптимизировали конструкцию бронекорпуса, который, наконец закрыл и стрелка.

А главное – действительно возросли маневренность и скорость. Однако реальное боевое применение дало результаты, в чём-то даже парадоксальные.

По огневой мощи и ударным возможностям Ил-10 даже уступал предшественнику.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Прирост скорости привёл к невозможности стрельбы длинными очередями в боевом заходе. Бомбовая нагрузка, при использовании бомб малого калибра, была меньше, чем у Ил-2. Живучесть тоже неожиданно оказалась «пониженной» – если после посадки «на брюхо» восстановлению не подлежали около 10% Ил-2, то у нового штурмовика этот процент доходил до 38%.

Читайте также:  Королев сергей павлович - конструктор, краткая биография, годы жизни, причина смерти

Разумеется, сказались и недостаточная подготовка экипажей, и поспешный запуск самолёта в серию. А проблемы с вооружением были хотя бы частично решены уже на послевоенных сериях.

Что касается сравнения с Су-6, то надо заметить, что брони на этом самолёте было меньше, но размещалась она внутри конструкции, что давало хорошую защиту.

А двигатель воздушного охлаждения обеспечивал большую живучесть. При этом пушечное вооружение Су-6 состояло из более мощных 37мм пушек НС-37, а меньшая бомбовая нагрузка компенсировалась шестью направляющими для пуска ракет.

Но мотор М-17 массово не выпускался, а с двигателем АМ-42 штурмовик Сухого летал хуже Ильюшинского самолета, который, к тому же, лучше подходил для массового выпуска.

Несмотря на поспешный запуск в производство, Ил-10 не оказал сколь либо заметного влияния на ход войны. Можно даже сказать, что уже не штурмовик нужен был фронту, а война была необходима, чтобы проверить новые самолёты в реальном бою.

А после войны поршневые самолёты стати быстро устаревать. Так что на Ил-10 развитие советских ударных самолётов с винтовым движителем и остановилось. Вероятно, в других условиях он, подобно американскому «Скайрейдеру», смог бы проявить себя ещё в 60-е годы, но этого не произошло.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-10/

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Успехи самолетов Ил-2 в боевых операциях в годы Великой Отечественной войны стали стимулом для дальнейших конструкторских разработок самолетов штурмовой авиации. Над созданием самолетов такого класса работало, кроме КБ С. В. Ильюшина, конструкторское бюро П. О. Сухого, создав штурмовики Су-6 и Су-8.

Однако из-за отсутствия двигателей к этим машинам до серийного производства они не дошли. Необходимость создания новых самолетов проявилась в ходе боевого применения самолетов Ил-2, выявившего конструкционные недостатки машин.

Кроме того, большие потери штурмовой авиации в начальный период военных действий требовали срочное пополнение авиаполков вооружением.

Военная необходимость

Потери авиационной техники в начальный период войны объяснялись многими факторами.

Это и отсутствие опыта в организации боев военно-воздушными силами, и недостаточная обученность летного состава, и отсутствие авиатехники с соответствующими боевыми и летными качествами.

Основной боевой единицей того времени был штурмовик Ил-2. В ходе боев выявилось несоответствие его боевых качеств против истребительной авиации противника и массированного огня средствами ПВО.

Во-первых, поскольку единственным способом противодействия вражеской ПВО являлось резкое изменение самолетом курса, скорости и высоты полета, самолет должен обладать высокой маневренностью. Однако Ил-2 не обладал такими качествами.

 Во-вторых, в связи с тем, что противник к тому времени перевооружился тяжелой бронетехникой, пушки ВЯ-23 и ШВАК, установленные на Ил-2, оказались малоэффективными, а иногда и просто бессильными, для поражения такой бронетехники.

 В-третьих, недостаточным было бомбовое вооружение на Ил-2, самолет выдерживал нагрузку всего весом до 300 кг. Полная бомбовая загрузка самолета часто вызывала разрушение фюзеляжа. Также количество ракетных снарядов на Ил-2 было уменьшено в два раза, что привело к снижению ударной мощи штурмовика.

Кроме этого, при переходе к 2-местному варианту Ил-2 нарушилась центровка машины и при полной вооруженности машина становилась неуправляемой и неустойчивой.

Для обеспечения ударной мощности ВВС и сохранения воздушного превосходства к началу летней военной кампании 1944 г. необходимо было вооружить авиацию современными штурмовыми самолетами.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

История создания

Новые штурмовые самолеты разрабатывались также КБ С. В. Ильюшина. Работы над улучшением штурмовика Ил-2 начались ещё в 1940 году и шли в двух направлениях. Первое было направлено на усиление бомбардировочных качеств и броневой защиты самолета.

В результате был построен тяжелый штурмовик, получивший обозначение Ил-8. Однако из-за отсутствия подходящего двигателя и некоторых недоработок испытания самолета затянулись, а с началом войны и вовсе были свернуты. Работы над ним были продолжены лишь в начале 1943 г.

и двигались большими темпами, и уже к середине 1943г. первый опытный экземпляр был поднят в небо.

Одновременно с проектом Ил-8 в КБ велись работы над улучшением лётных качеств штурмовика Ил-2. Именно это, второе направление разработок, привело к созданию Ил-10. В результате многие летно-технические качества нового штурмовика Ил-10 превзошли характеристики тяжёлого штурмовика Ил-8.

По темпам разработок самолёт Ил-10 опережал работы над Ил-8, однако первый испытательный полёт машины состоялся только в апреле 1944г., спустя почти год после первого полета Ил-8. Испытания проводил В. К.

Коккинаки, заводской летчик-испытатель. Испытания продлились меньше месяца. В мае 1944г. Ил-10 был направлен на государственные испытания. Пройдя госиспытания в течение двух недель, рекордный срок, уже в конце мая 1944г.

Ил-10 был запущен в серийное производство.

Результаты испытаний оправдали ожидаемые результаты, и даже превзошли по некоторым параметрам. Новый самолет имел меньшие размеры, отличные аэродинамические свойства и был оснащен более мощным двигателем АМ-42 на жидкостном охлаждении.

Отличные боевые качества машины обеспечивались хорошей маневренностью, высокой скоростью полета, усиленной бронезащитой. Ил-10 мог обходиться без истребительного сопровождения, в отличие от обязательного для Ил-2.

Более того, на небольших высотах штурмовик как истребитель мог вести воздушный бой с вражескими истребителями.

  Истребитель МиГ-21: технические характеристики, историяИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Боевое применение

В боевых действиях против фашистской Германии Ил-10 успел принять участие в самом конце войны — с середины апреля по 8 мая 1945г. Новые штурмовики поступили на вооружение в состав 3-х штурмовых авиаполков (ШАП): 571-й, 108-й, 118-й.

К месту боевого расположения авиаполки прибыли на новых «илах» 9 апреля 1945г. Начиная с этого дня они принимали участие в боевых операциях.

Последние бои состоялись 8 мая, буквально за день до полной капитуляции германских групп войск на всех плацдармах.

Этот период стал серьезным боевым испытанием новому штурмовику. За это время авиаполки понесли особенно большие потери в лётном составе и технике из-за противодействий противника. Однако летные качества самолета, и в первую очередь его маневренность, спасли жизни не одному экипажу.

Всего к маю 1945г. на вооружение в ВВС поступило более 600 единиц боевых машин Ил-10.

После окончания войны с Германией самолет Ил-10 принимал участие в боях с японской Квантунской армией на Дальнем Востоке. К этому времени штурмовиками Ил-10 был вооружен один дальневосточный 26-й ШАП.

В начале боевых действий самолёты авиаполка использовались для уничтожения вражеских морских судов и зенитных орудий на них. И только с августа 1945г. самолеты стали применять для уничтожения наземных объектов противника.

Успешное боевое применение Ил-10 осуществлялось летчиками авиации ВМФ, которые выполняли на новых «илах» топмачтовое бомбометание.

В 1950г., с началом войны в Корее, в состав северокорейских ВВС было передано 93 единицы штурмовика Ил-10.

Однако из-за плохой подготовки корейских летчиков и технического персонала, а также противодействия мощных ВВС противника, в основном американских самолетов, к осени 1950г. на вооружении оставалось около 20 боеспособных самолетов.

 В 1955 году штурмовики Ил-10 прекратили производить, а спустя год, с появлением реактивных самолетов, штурмовики Ил-10 были выведены из состава вооруженных сил СССР.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Конструкция Ил-10

Ил-10 — это цельнометаллический моноплан с экипажем из двух человек, летчика и стрелка. При разработке Ил-10 были приняты во внимание и устранены многие недостатки Ил-2, особенно большое внимание было уделено защите как экипажа, так и самой машины. Основные отличия в конструкции самолётов Ил-2 и Ил-10 заключаются в следующем:

  1. Для защиты экипажа в бронекорпус самолета внесли также кабину стрелка, в результате увеличилась безопасность экипажа, и, как следствие, возросла огневая мощь самолёта. Защиту кабины экипажа обеспечивали экранированные бронеплиты в задней полусфере, состоящие из двух 8 мм бронелистов с воздушной прослойкой, не пробиваемые 20-ти мм снарядом противника. С боков экипаж защищали бронелисты толщиной 6мм, снизу –5мм, сверху — 6мм. Водяные и масляные радиаторы были защищены 10 мм бронелистами.
  2. Защиту самолета и основных обеспечивающих систем, в том числе силовой установки, топливных и масляных баков обеспечивали установленные бронекорпуса.
  3. Защита двигателя была улучшена за счет увеличения толщины капота двигателя.
  4. Оборонительные пулеметы были установлены калибром 20мм против 12,7мм на Ил-2.
  5. Была улучшена маневренность штурмовика.
  6. Крылья Ил-10 стали тоньше, в устройство крыла внесли взлетно-посадочные щитки и элероны.
  7. Шасси, оборудованное по типу Су-6, убиралось в центроплан, в результате уменьшился мидель и снизилось лобовое сопротивление воздуха. Все отверстия и щели были герметизированы, что также привело к уменьшению сопротивления воздуха в полете.
  8. Внутри фюзеляжа были созданы отдельные отсеки путем установки дополнительных перегородок.

  Антонов Ан-6

После всех этих доработок лобовое сопротивление Ил-10 стало в два раза меньше, чем у Ил-2, что способствовало увеличению скорости машины. Также на самолете стали использоваться топливные протектированные баки, что тоже увеличивало безопасность машины.

Варианты исполнения

Штурмовик Ил-10 выпускался в основном в базовом варианте. Было разработано всего три варианта штурмовиков: Ил-10У, Ил-10М, Avia В-33. Ил-10У – УТС, был разработан в связи с необходимостью обучения летного состава. Ил-10М – улучшенная модификация базовой модели после боевых действий в Корее. Avia В-33 – самолеты, выпускавшиеся в Чехословакии по лицензии. Опишем подробнее:

  • Ил-10М: впервые полёт состоялся в июле 1951г. От базовой модели отличался более длинным фюзеляжем и более тонким крылом, имел четкий киль, больший размах крыла, как следствие, имел лучшие летные характеристики. Для брони использовались бронелисты из стали 4-8 мм толщиной, бронестекло для кабин экипажа имело 64 мм толщины. Под крыльями были установлены новые пушки типа Н-23, было установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, добавлены радиокомпас, гирополукомпас, радиовысотомер, оборудование «слепой посадки». Такой комплекс позволял выполнять полеты ночью и при сложных метеоусловиях. В таком исполнении было построено 146 машин. Серийно штурмовик выпускался до 1955г., а с 1956г. штурмовик был выведен из состава вооруженных сил.
  • Ил-10У: вариант Ил-10 для учебно-тренировочных целей при подготовке летного состава. Первые испытания состоялись в середине 1945г. В этом варианте кабина инструктора и летчика была переоборудована из кабины стрелка, в ней размещалась приборная доска с отображавшимися параметрами всех режимов полета. Была облегчена броневая защита и снято вооружение. В остальном летные качества не отличались от Ил-10 базового варианта. В связи с необходимостью подготовки летного состава, требовалось много учебных машин, поэтому Ил-10У выпускался серийно, всего было построено 280 экземпляров УТС.
  • Avia В-33: с таким именем штурмовик производился в Чехословакии. Самолеты были запущены в серийное производство, которое длилось с 1952г. по 1956г. Всего было построено более 1200 единиц машин, из них около 50 учебно-тренировочных вариантов с именем СВ-33. Штурмовики Avia В-33 поставлялись в страны Варшавского договора: Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию. Выпускались они по лицензии и не имели отличий от советских Ил-10.

Фото Ил-10 и его модификаций приведены ниже. Надеемся, они будут полезны всем поклонникам самолетостроения.

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция
ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Вооружение

Работая над проектом нового штурмовика Ил-10, конструкторами были учтены и исправлены многие недостатки машины Ил-2. Особенно большое внимание было уделено усилению боевой мощности нового самолета. Как и на Ил-2, вооружение штурмовика Ил-10 состояло из оборонительного и наступательного оружия и включало в свой состав:

  • 2 пушки калибра 23мм модели ВЯ-23 или НС-23, устанавливались на крыльях;
  • 2 пулемета калибра 7,62мм типа ШКАС;
  • 1 пушка УБ-20 калибра 20мм или 1 пулемет УБС калибра 12.7мм, устанавливался сзади;
  • не более восьми реактивных снарядов РС-82 или РС-132.

Бомбовая нагрузка была следующей:

  • норма — 400кг (2 авиабомбы ФАБ-100 в бомбовых отсеках внутри фюзеляжа и 2 авиабомбы ФАБ-100 на внешних подвесках);
  • перегруз — 600кг (2 авиабомбы ФАБ-50 в отсеках и 2 авиабомбы ФАБ-250 на внешних подвесках).

Заключение

Героические страницы боевой биографии самолета Ил-10 навсегда вписаны в военную хронику побед советской авиации. А сам самолет занимает заслуженное почётное место среди прославленных самолётов СССР. Благодаря отличным летным и защитным качествам, его огневой мощи, были сохранены в жестоких сражениях многие жизни членов экипажей в военно-воздушных силах армии Советского Союза .

Источник: http://samoleting.ru/samolety/samolet-il-10-foto-vooruzhenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector