Истребитель f-16: самолет fighting falcon, место, тормозная система

F-16 «Fighting Falcon» — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения, разработанный компанией General Dynamics.

Истребитель f-16: самолет fighting falcon, место, тормозная система F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на 2010 год построено свыше 4450 машин) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Хотя последний из 2,231 F-16 для ВВС США был передан заказчику в 2005 году, он будет производится на экспорт как минимум до 2013 года, с высокой вероятностью продления производства в случае поступления дополнительных заказов.

Перспективные программы

F-16CG
Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16. Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 80-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «Блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» может нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 г. стали выпускаться серии «Блок 50» и «Блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», способных поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

Боевое применение

Гражданская война в Ливане

26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков.

28 апреля были одержаны первые воздушные победы — самолетами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане.

14 июля того же года F-16 (пилот — Амир Нахуми, командир 110-ой эскадрильи) одержал первую воздушную победу над самолётом, сбив сирийский истребитель МиГ-21.

Накануне и в ходе операции «Мир Галилее» летом 1982 года F-16 был одним из двух основных истребителей ВВС Израиля. Он широко применялся в воздушных боях с сирийской авиацией, главным образом самолётами МиГ-21, МиГ-23МС/МФ и МиГ-23БН.

По израильским данным, всего в апреле—июне 1982 года пилотами F-16 было одержано 48 воздушных побед без единой потери.

В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане; в ходе такого налёта 23 ноября 1989 года один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.

Истребитель f-16: самолет fighting falcon, место, тормозная система
По советским и российским данным, в ходе Ливанской войны в воздушных боях было сбито не менее 6 самолётов F-16, точных цифр их побед не приводится. При этом утверждается, что 5 F-16 были сбиты истребителями МиГ-23МФ, однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича (служившего военным советником в единственной сирийской эскадрилье МиГ-23МФ) «МиГ-23МФ в ливанской войне», все эти победы были засчитаны сирийским пилотам на основе их собственных докладов («По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…»). Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Также В.Бабич никак не доказывает истинность своих утверждений (например ссылаясь на конкретные документы или официальные заявления уполномоченных лиц Сирии или СССР), по сути оставляя читателю только возможность верить или не верить ему на слово.

Налёт на иракский ядерный центр

7 июня 1981 года восемь израильских F-16 участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Они входили в ударную группу; прикрытие осуществляли шесть F-15. В результате налёта строящийся реактор был необратимо повреждён.

  • Вторая Интифада
  • С мая 2001 года F-16 ограниченно привлекались к ударам по целям на территории Палестинской автономии в ответ на террористические акции палестинский организаций.
  • Налёт на Сирию
  • 5 октября 2003 года, в ответ на теракт в ресторане Хайфы, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские F-16 совершили налёт на базовый лагерь группировки в Сирии.
  • Вторая Ливанская война

В 1990-е и 2000-е годы F-16 участвовали во множестве налётов на позиции группировки «Хизбалла» на юге Ливана. В июле—августе 2006 года они активно использовались во Второй Ливанской войне. Единственной потерей стал F-16I, разбившийся 19 июля по технической причине во время взлёта; оба члена экипажа выжили. 

В ходе неудавшейся попытки переворота в Венесуэле в ноябре 1992 года обе эскадрильи ВВС страны, вооружённые F-16, остались лояльны правительству. Они выполняли ударные задачи, а также сбили 3 самолёта мятежников. 

Боснийская война

F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 года), в котором американским истребителям удалось сбить 4 штурмовика боснийских сербов.

В августе—сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force».

За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США — он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.

Военная операция против Югославии

В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами.

За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован.

Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий — не менее 7 «достоверно сбитых» F-16.

Военная операция в Афганистане

В воздушных операциях октября—декабря 2001 года принимали участие только американские F-16. В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение (погибли 4 канадских военнослужащих).

С 2002 года на авиабазе Манас (Киргизия) дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Единственная потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов.

Война в Персидском заливе

F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника («Дикие ласки»).

Не было одержано ни одной воздушной победы, потери составили 3 машины в небоевых происшествиях накануне войны и 7 машин в ходе войны (как по боевым, так и по небоевым причинам).

Таким образом, относительный уровень потерь составил один самолёт на 1900 боевых вылетов; живучесть однодвигательного F-16 оказалась выше, чем двухдвигательных A-10 (6 потерь при 8100 вылетах), F-15E (2 потери при 2100 вылетах), «Торнадо» (8 потерь британских самолётов при 2000 вылетов).Однако подобные прямые сравнения не совсем уместны, так как различные типы самолётов выполняли различные задачи, связанные с разным риском.

Ирак, 1992—1993

В конце 1992 года резко обострилась ситуация на юге Ирака, где были развёрнуты иракские средства ПВО, представлявшие угрозу для самолётов американских и британских самолётов, осуществлявших патрулирование южной неполётной зоны.

В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса «Файтинг Фалконы» сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону — МиГ-25 и самолёт неустановленного типа (МиГ-23 или МиГ-29).

Ирак, 1998—2003

В декабре 1998 года F-16 применялись в короткой военной операции против Ирака «Лиса пустыни». После неё «Файтинг Фалконы» продолжали патрулировать неполётные зоны над северной и южной частью Ирака и участвовали во множестве инцидентов, связанных с действиями иракской системы ПВО.

Вторая иракская кампания

Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март—апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС.

С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака.

7 июня 2006 года в результате удара двух «Файтинг Фалконов» был убит лидер иракской ячейки организации Аль-Каида Абу Мусаб Аль-Заркави.

Афганская война

Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана.

В 1986—1989 годах истребители F-16 сбили несколько афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким (4 августа 1988 года). Заявлялось также о сбитии сразу двух истребителей МиГ-23 в одном бою, что, однако, не соответствует действительности.

29 апреля 1987 года один из F-16 был потерян при невыясненных обстоятельствах. ТАСС заявил, что самолёт были сбит ПВО Афганистана. 

Греция

И турецкие, и греческие F-16 неоднократно участвовали в воздушных инцидентах между ВВС двух стран.

Практически всегда такие инциденты происходили без открытия огня, однако 8 октября 1996 года это правило было нарушено: греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16, один из членов экипажа которого погиб.

Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году

Официальная статистика воздушных побед и поражений

Согласно официальной информации ВВС США и НАТО, F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.

Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля, израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.

Читайте также:  Самолёт миг-21: последние модификации легендарного истребителя, характеристики (ттх)

Таким образом общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет около 50 самолётов.

Технические характеристики

ЛТХ:
Модификация   F-16/79 FX
Размах крыла, м   9.95
Длина самолета со штангой ПВД,м   15.06
Высота самолета,м   4.98
Площадь крыла, м2   27.87
Масса , кг
  пустого самолета   7730
  взлетная нормальная   11633
  максимальная боевая   17010
Тип двигателя:   1ТРД General Electric J79-GE-17X
Максимальная тяга, кгс   1 х 8165
Максимальная скорость
  у земли   1420
  на высоте 12200 м   2124
Практическая дальность, км   1520
Практический потолок, м   16750
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 511 сн. 
  • Точки подвески: 9 
  • Боевая нагрузка: (при +5,5 g) 
  • под фюзеляжем: 1 000 кг 
  • внутренние: 2 × 2 041 кг 
  • центральные: 2 × 1 587 кг 
  • внешние: 2 × 318 кг 
  • на законцовках: 2 × 193 кг 
  • дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2 
  • ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3

Бомбы:

  • корректируемые: GBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM 
  • корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105, 
  • свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84 
  • Пушечные контейнеры: 1× GPU-5/A с 30 мм пушкой

Истребитель f-16: самолет fighting falcon, место, тормозная система

Источник: https://3mv.ru/publ/mnogofunkcionalnyj_ljogkij_istrebitel_f_16_fighting_falcon/5-1-0-9172

Тактический истребитель F-16A Fighting Falcon (США)

Истребитель f-16: самолет fighting falcon, место, тормозная система

История создания истребителя F-16 Fighting Falcon относится к периоду войны США во Вьетнаме. Командование ВВС выдвинуло концепцию, согласно которой дальнейшее повышение мощи тактической авиации якобы невозможно без появления новых образцов истребителей — так называемых тяжелого (дорогого) и легкого (дешевого).

В качестве первого в начале 70-х годов уже велась разработка самолета F-15, и существовала программа создания второго — LWF (Lightweight Fighter). Согласно требованиям ВВС этот самолет должен быть значительно легче и дешевле F-15, основным его предназначением рассматривалось завоевание господства в воздухе.

 

В феврале 1972 года предложения на создание истребителя по программе LWF поступили от ведущих американских фирм «Дженерал дайнэмикс», «Нортроп», «Боинг» «Воут» и «Локхид», в апреле того же года для дальнейшей конкурсной разработки были выбраны проекты «Дженерал дайнэмикс» и «Нортроп». С обеими фирмами был заключен контракт на строительство опытных образцов самолетов, получивших обозначения YF-16 и YF-17 соответственно. Десятимесячная программа испытаний проводилась с февраля по ноябрь 1974 года на авиабазе Эдварде (штат Калифорния).

В сентябре 1974 года Пентагон переименовал программу LWF в ACF (Air Combat Fighter — истребитель воздушного боя), в декабре командование ВВС объявило о признании самолета YF-16 победителем конкурса, а решение о его полномасштабной разработке было принято в январе 1975 года.

В том же году самолет F-16 вышел победителем в конкурентной борьбе за поставку истребителей нового поколения военно-воздушным силам Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии с целью замены устаревших самолетов F-104 «Старфайтер». Конкурент F-16 Fighting Falcon — французский истребитель «Мираж-F.

1» был безжалостно отброшен с пути под мощным натиском заокеанского партнера.

Фирма «Дженерал дайнэмикс» разработала четыре серийных варианта самолета F-16 Fighting Falcon: первоначально выпускались одноместный F-16A и двухместный учебно-боевой F-16B, с 1984 года производятся усовершенствованные истребители F-16C и D соответственно. Все варианты самолета имеют идентичные основные конструктивные элементы.

Конструктивные особенности самолета F-16C отражают многие характерные для американских истребителей традиционные подходы к этому вопросу. Он выполнен монопланом со среднерасположенным крылом дельтавидной формы в плане.

Консоли крыла крепятся к фюзеляжу с использованием обтекателей, что обеспечивает плавность аэродинамических форм, увеличение подъемной силы на больших углах атаки, меньшую смачиваемую поверхность и возможность размещения в баках дополнительного запаса топлива.

Все это дало возможность увеличить толщину корневой части крыла с повышенной жесткостью и, как оценивают американские специалисты, снизить вес конструкции примерно на 110 кг. Силовая схема крыла включает 11 лонжеронов и 5 нервюр. Верхняя и нижняя обшивки выполнены из цельных листов.

Предкрылки управляются автоматически в зависимости от числа М полета и угла атаки. Закрылки имеют большие флапероны с максимальной угловой скоростью поворота 52 град/с. В конструкции крыла используются главным образом алюминиевые сплавы.

Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет три основные секции: носовую (с кабиной), центральную и хвостовую.

На носовой части имеются наплывы управления вихрями с большой стреловидностью, которые увеличивают подъемную силу и путевую устойчивость самолета на больших углах атаки. Киль многолонжеронный, с обшивкой из графито-эпоксидного композиционного материала.

В удлиненном корневом обтекателе размещается различное оборудование, в частности станция радиоэлектронного подавления (РЭП) или тормозной парашют.

Поворотные консоли стабилизатора взаимозаменяемые. Их обшивка выполнена из многослойного графито-эпоксидного композиционного материала и механически крепится к гофрированной алюминиевой силовой конструкции.

Подфюзеляжные кили имеют сотовую алюминиевую конструкцию и алюминиевую обшивку. Между задними частями плоскостей стабилизатора и фюзеляжем расположены верхняя и нижняя створки воздушных тормозов, управляемые гидроприводами и отклоняющиеся на 60°. Шасси трехстоечное.

Носовая с управляемым колесом стойка размещается за воздухозаборником двигателя, что уменьшает риск попадания в него посторонних предметов на земле. При взлетном весе самолета менее 11 340 кг давление в пневматиках колес составляет 14,8-15,5 кг/см2 (в основных) и 15,1-15,8 кг/см2 (в носовом).

Под хвостовой частью фюзеляжа находится тормозной крюк для посадки самолета на аэродромах, оборудованных тормозными системами.

Силовая установка включает форсажный двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) F100-PW-200 фирмы «Пратт энд Уитни». В перспективе намечалось использовать на самолете более надежный двигатель F100-PW-220 или мощный F110-GE-100 фирмы «Дженерал электрик».

Воздухозаборник нерегулируемый, для отвода пограничного слоя под фюзеляжем установлена специальная створка. Запуск двигателя осуществляется газотурбинным стартером.

В случае отказа двигателя или силовых систем автоматически задействуется аварийная вспомогательная установка, обеспечивающая работу генератора и гидронасоса.

Запас топлива (более 3000 л) размещается в крыльевых и 5 фюзеляжных баках. На двухместном варианте самолета запас топлива во внутренних баках примерно на 17 проц. меньше.

Для увеличения запаса топлива могут использоваться подвесные топливные баки на подфюзеляжном и двух внутренних подкрыльевых узлах емкостью 1136 и 1400 л соответственно.

Истребитель оборудован системой дозаправки топливом в воздухе, топливоприемник находится в верхней части центральной секции фюзеляжа.

Фонарь кабины бескаркасный, остекление из поликарбонатной пластмассы. Катапультируемое сиденье обеспечивает аварийное покидание самолета на земле, для облегчения летчику переносимости больших перегрузок оно наклонено назад на 30°.

Гидросистема (две независимые подсистемы) с рабочим давлением 210 кг/см2 обеспечивает работу приводов поверхностей управления самолета, уборку и выпуск шасси и другие потребности. Источниками электроэнергии являются генераторы мощностью 40 и 5 кВ-А и четыре герметичные аккумуляторные батареи.

В аэродинамической компоновке самолета применен один из элементов концепции непосредственного управления аэродинамическими силами — уменьшенный запас статической устойчивости (центр тяжести смещен назад), что существенно снизило балансировочное сопротивление, особенно на сверхзвуковых скоростях и при больших перегрузках. Однако это потребовало в дополнение к электродистанционной системе управления самолетом использовать высоконадежную постоянно действующую систему повышения устойчивости с четырехкратным резервированием.

В состав бортового оборудования F-16C входят, в частности, импульсно-доплеровская многофункциональная РЛС AN/APG-68 фирмы «Вестингауз», инерциальная навигационная система LN-39 фирмы «Литтон», вычислитель аэродинамических параметров, УКВ радиостанция AN/ARC-164 (возможна также установка станции AN/ARC-186), ЭВМ системы управления полетом, обнаружительный приемник AN/A1R-69, аппаратура AN/ARN-108 инструментальной системы посадки и AN/ARN-118 навигационной системы ТАКАН. На внешней подвеске может размещаться различное оборудование в контейнерах, в том числе станции РЭП AN/ ALQ-119 и AN/ALQ-131, ИК станция переднего обзора, аппаратура «Пейв Пенни» лазерной подсветки цели.

Вооружение самолета. Истребитель оборудован встроенной 20-мм шестиствольной пушкой M61A1 Vulcan с боекомплектом 500 снарядов.

Для наружных подвесок имеются следующие узлы, рассчитанные при перегрузке 5,5 (9) на различные нагрузки: подфюзеляжный — 1000 (540) кг, 2 внутренних подкрыльевых — по 2040 (1130) кг, 2 центральных подкрыльевых — по 1590 (900) кг, 2 внешних подкрыльевых — по 900 (200) кг, на концах консолей крыла — по 190 (190) кг. Кроме того, по бокам воздухозаборника имеется по одному узлу для подвески контейнерных вариантов различного специального оборудования (оптико-электронного, ИК станции переднего обзора и т. д.), которые рассчитаны на нагрузку 410 и 250 кг при перегрузках 5,5 и 9 соответственно. При полной заправке внутренних топливных баков максимальный вес наружных подвесок составляет 5440 кг, а при неполной — более 9000 кг.

Узлы на концах консолей крыла предназначены для УР AIM-9L Sidewinder или «Мажик» класса «воздух-воздух», на внешних и средних подкрыльевых узлах может размещаться еще до четырех УР этого же класса (в том числе AIM-120A), а в ходе летных испытаний самолета выполнены успешные пуски также ракет AIM-7M Sparrow и «Скайфлэш». На внутренних и средних подкрыльевых узлах могут подвешиваться бомбы различного типа и калибра до 2000 фунтов, УР класса «воздух-земля», пусковые установки с НАР. Самолет F-16 Fighting Falcon способен также применять ядерное оружие.

Программа усовершенствования истребителя F-16 Fighting Falcon.

В феврале 1980 года ВВС США начали выполнение программы поэтапного усовершенствования (модернизации) самолета F-16 в ходе его серийного производства, получившей наименование MSIP (Multinational Staged Improvement Programme).

Она предусматривает внесение в конструкцию и системы F-16 Fighting Falcon таких усовершенствований, которые позволят применять на нем перспективное оборудование и вооружение и тем самым увеличат его боевые возможности.

Первый этап программы предусматривает главным образом внутренние конструктивные изменения, проводимые с целью размещения новых бортовых систем и оружия: усиление конструкции воздухозаборника и подкрыльевых узлов подвески, увеличение на 30 проц.

площади стабилизатора и изменение его конструкции, удлинение корневой части киля для размещения в ней тормозного парашюта и станции РЭП AN/ALQ-165. Стабилизатор с увеличенной площадью должен обепечить надежное пилотирование самолета с увеличенным полетным весом и более широким диапазоном изменения положения центра тяжести.

С такими изменениями самолеты F-16 Fighting Falcon выпускались с ноября 1981 года по лето 1984-го.

На втором этапе (усовершенствованные истребители производятся с июля 1984 года) планировалось оснащать самолет следующим оборудованием: усовершенствованной многофункциональной РЛС AN/APG-68, новыми ЭВМ Delco D3 (память 600 тыс. слов), ЭВМ управления оружием (быстродействие 500 тыс. опер./с, память 64 тыс.

слов), индикатором с отображением данных на фоне лобового стекла и двумя многофункциональными индикаторами.

С помощью этого оборудования обеспечивается быстрый ввод в бортовые системы самолета полетных данных непосредственно перед взлетом с помощью устанавливаемой в считывающее устройство кассеты, на которую в ходе полета записывается полетная информация.

Читайте также:  Наглазник на оптический прицел: классификация, установка, функции, положительные и отрицательные стороны использования

На третьем этапе (выпуск самолетов предполагалось начать с 1987 года) намечалось увеличить максимальный взлетный вес до 17 000 кг и полетный до 11 500 кг при перегрузке 9 (самолет с двумя УР AIM-9L Sidewinder и полным запасом топлива во внутренних баках), а также оборудовать истребитель системой ЛАНТИРН, перспективной УР AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух», контейнерной установкой с 30-мм пушкой и УР AGM-65 Maveric класса «воздух-земля».

Аппаратура системы ЛАНТИРН, размещаемая в двух контейнерах, которые крепятся к воздухозаборнику, позволит применять УР AGM-65 Maveric с тепловизионной головкой самонаведения и УАБ с лазерной.

Для самолетов F-16 Fighting Falcon планировалось закупить 200 комплектов этой системы, начало их поставок ожидалось во второй половине 1987 года.

Кроме того, для повышения боевых возможностей F-16 его предполагалось оборудовать аппаратурой спутниковой навигационной системы НАВСТАР и системы ДЖИТИДС, а также средствами, обеспечивающими применение истребителя в разведывательно-ударном комплексе PLSS.

Самолеты, прошедшие усовершенствования второго и третьего этапов, получили обозначение F-16C (одноместный) и F-16D (двухместный). Для экспорта F-16 Fighting Falcon выпускались с усовершенствованиями первого этапа, но по желанию заказчика — с усовершенствованиями второго и третьего этапов.

Расходы на работы по программе MSIP составили около 1,5 млрд. долларов, что привело к росту стоимости самолета. Поэтому из-за опасения потерять часть потенциальных покупателей планировалось приступить к выпуску менее дорогого модифицированного самолета F-16CM (стоимость его примерно на 1 млн.

долларов меньше стоимости F-16C) с более простым оборудованием и вооружением.

Модификации самолета. Кроме серийных F-16A, В, С и D, планировалось создать еще несколько вариантов, хотя некоторые, уже были разработаны, но в производство по разным причинам не пошли. На вооружении ВМС США стоят 24 самолета F-16N, используемые для имитации российских истребителей. На базе F-16D разработан разведывательный вариант F-16R, предназначенный для замены самолетов RF-4C.

Истребитель F-16 Fighting Falcon создавался с учетом обеспечения простоты его эксплуатации в частях, основу которой составляет принцип замены неисправных модулей или блоков LRU (Line Replacement Unit — блок, заменяемый в летном подразделении) без последующей регулировки систем.

Неисправное оборудование отправляется в мастерские авиабаз, а крупный ремонт выполняется в центре тылового обеспечения (авиабаза Хилл, штат Невада), где находится также служба снабжения F-16 запасными частями.

Самолет оборудован автоматической системой отыскания неисправностей, которая должна с доверительной вероятностью 0,95 обеспечивать выявление неисправностей электронного оборудования.

На щитках управления работой этого оборудования переключатели режимов работы имеют положение «проверка». Информация о характере выявленной неисправности в цифровой форме отображается на соответствующих индикаторах, которыми оснащены элементы механических систем (фильтры, клапаны и т. д.).

Системы, не имеющие автоматического контроля, могут проверяться с помощью аппаратуры встроенного контроля либо с помощью специального тестера, подключаемого к единому бортовому разъему проверок. На 60 проц.

обшивка самолета выполнена со съемными панелями, что обеспечивает визуальный осмотр 80 проц, бортового оборудования.

Производство самолетов F-16 Fighting Falcon в США велось на головном предприятии фирмы «Дженерал дайнэмикс» в Форт-Уорт.

ВВС США заказали фирме более 2650 самолетов F-16, экспортные заказы превышают 500 машин (Израиль, Египет, Пакистан, Венесуэла, Южная Корея, Турция, Греция, Таиланд).

Истребители F-16 для ВВС Дании, Бельгии, Нидерландов и Норвегии строились на предприятиях в Бельгии и Нидерландах, при этом часть комплектующих изделий поставлялась из США. Всего для этих стран планировалось построить 512 самолетов.

Технические характеристикиЭкипаж: 1 пилотДлина: 15,03 мРазмах крыла: 9,45 м с ракетами на концах крыла: 10,0 мВысота: 5,09 мПлощадь крыла: 27,87 м?Профиль крыла: NACA 64A-204Коэффициент удлинения крыла: 3,2Стреловидность по передней кромке: 40°База шасси: 4,0 мКолея шасси: 2,36 мМасса пустого:   с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками)с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ) с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)Максимальная взлётная масса: 21 772 кгМасса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков) с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кгОбъём топливных баков: 3 986 л Подвесные топливные баки: 1? 1 136 л и 2? 1 402 лКонформные баки: 1 703 лСиловая установка: 1 ? ТРДДФ General Electric F110-GE-129 (Block 50) Бесфорсажная тяга: 1 ? н/дФорсажная тяга: 1 ? 131,6 кНСиловая установка: 1 ? ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52) Бесфорсажная тяга: 1 ? 79,2 кН

Форсажная тяга: 1 ? 129,4 кН

Лётные характеристикиМаксимальная скорость: 2,0М на 12 200 мБоевой радиус: (Block 50) с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2?907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 кмс конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2?907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 кмбез конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2?AIM-120, 2?AIM-9, воздушный патруль: 1 759 кмПерегоночная дальность: (Block 50) с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 кмбез конформными баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 кмПрактический потолок: 15 240 мСкороподъёмность: ~275 м/сНагрузка на крыло: 781,2 кг/м? (при максимальной взлётной массе)Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)

Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

ВооружениеСтрелково-пушечное: 1 ? 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 511 сн.

Точки подвески: 9Боевая нагрузка: (при +5,5 g) под фюзеляжем: 1 000 кгвнутренние: 2 ? 2 041 кгцентральные: 2 ? 1 587 кгвнешние: 2 ? 318 кгна законцовках: 2 ? 193 кгдополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 ? 408 кгУправляемые ракеты:   ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3Бомбы:   корректируемые: GBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAMкорректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84

Пушечные контейнеры: 1? GPU-5/A с 30 мм пушкой

Источник: http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/373-istrebitel-f-16a-lfi.html

F-16C Fighting Falcon

F-16C ВВС США в небе Сомали

Дженерал Дайнэмикс Ф-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Бойцовый сокол) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году.

В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран, на 2014 год самый распространённый боевой самолёт в мире). Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет производиться на экспорт как минимум до середины 2017 года.

Одноместный F-16С (вместе с двухместным вариантом F-16D) можно условно отнести ко второму поколению «Файтинг Фолконов» (первым поколением можно считать одно-/двухместные F-16A/B). Впервые F-16C взлетел 19 июня 1984 года.

Самолёт получил улучшенную авионику и всепогодный радар, позволяющий использовать ракеты «воздух-воздух» за пределами прямой видимости.

Также самолёты получили возможность использовать различное оружие «воздух-поверхность» (F-16 A/B изначально были предназначены только для ближнего воздушного боя), что сделало Ф-16 многоцелевым самолётом.

Содержание

[развернуть]

F-16C Fighting Falcon в играх серии Ace CombatПравить

F-16C это один из самых часто встречающихся самолётов в играх серии. Присутствует практически в каждой игре.

ВооружениеПравить

СтандартноеПравить

  • 20 мм скорострельная автоматическая авиационная шестиствольная пушка с вращающимся блоком стволов (т.н. схема Гатлинга) M61A1 Vulcan (русск. «Вулкан») фирмы General Electric
  • ракеты ближнего боя с тепловым наведением AIM-9M Sidewinder
  • высокоточные ракеты  (НАСМ) AIM-9X Sidewinder (ACJA)
  • лёгкие ракеты (LGWM) Python 4 (ACJA)
  • тяжёлые ракеты (HVWM) AIM-132 ASRAAM (ACJA)

ОсобоеПравить

  • усовершенствованные ракеты «воздух-воздух» средней дальности / ракеты «воздух-воздух» на 4 цели (XAAM/4AAM): AIM-120 AMRAAM (ACZ, AC6, ACX, ACJA, ACAH, ACI)
  • ракеты «воздух-воздух» с полуактивным наведением (SAAM): AIM-7 Sparrow (ACJA)
  • высокоманёвренные ракеты (QAAM): AIM-9X Sidewinder (ACAH, ACI)
  • многозарядные ракеты «воздух-воздух» (HCAA): модифицированные AIM-120 AMRAAM
  • ракеты «воздух-воздух» большой дальности (LRAA) (ACAHL)
  • неуправляемые бомбы (лёгкие) (UGBS): 500 фунтовые (227 кг) Mk.82 (AC04)
  • неуправляемые бомбы (UGB): 1000 фунтовые (454 кг) Mk.83 (AC5, AC6)
  • неуправляемые бомбы (тяжёлые) (UGBL): 2000 фунтовые (907 кг) Mk.84 (ACZ)
  • ракеты «воздух-земля» большой дальности (LAGM) AGM-88 HARM (ACZ, ACX, ACJA)
  • усовершенствованные ракеты «воздух-земля» (4AGM) AGM-65 Maverick (AC04)
  • блоки неуправляемых ракет (RCL): LAU-68 (AC6, ACX, ACJA)
  • управляемые проникающие бомбы (GPB) (ACAHL)
  • многоцелевые ракеты (MPM) (ACAHL)

История F-16 Fighting FalconПравить

Рождение «Сокола»Править

История этого истребителя — пример удачной последовательной трансформации узкоцелевого самолёта завоевания превосходства в воздухе в «универсального солдата», способного успешно решать широкий круг как «истребительных», так и ударных, а также разведывательных задач.

Исследования облика этой машины, ставшей впоследствии самым «покупаемым» в мире боевым самолётом четвёртого поколения, начались на фирме «Дженерал Дайнемикс» в 1968 году и велись первоначально в инициативном порядке.

Основной целью разработчиков было достижение предельно высоких манёвренных характеристик, обеспечивающих превосходство в ближнем воздушном бою над советским истребителем МиГ-21.

В жертву было принесено вооружение и БРЭО самолёта (его предполагалось оснастить лишь пушкой и ракетами ближнего воздушного боя типа «Сайдуиндер», а также относительно простым радиодальномером, обеспечивающим применение машины лишь в светлое время суток, в простых метеоусловиях.

Исследования облика лёгкого истребителя воздушного боя, приведшие к близким результатам, проводились и другими авиастроительными фирмами Соединённых Штатов.

В январе 1972 года ВВС США объявили конкурс проектов лёгкого высокоманёвренного истребителя LWF (Light Weight Fighter), этакого «американизированного» МиГ-21, призванного дополнить парк более тяжёлых и дорогостоящих всепогодных самолётов F-15.

свои предложения представили фирмы «Дженерал Дайнемикс», «Нортроп», «Боинг», «Воут» и «Локхид». Финалистами стали «Дженерал Дайнемикс» (проект YF-16) и «Нортроп» (YF-17, со временем трансформировавшегося в F/A-18).

Каждая из фирм получила контракт на постройку двух опытных (лётно-демонстрационных) самолётов.

Особенностью истребителя YF-16 являлась интегральная (с плавным сочленением крыла и фюзеляжа) статически неустойчивая аэродинамическая компоновка и однодвигательная силовая установка с подфюзеляжным нерегулируемым воздухозаборником.

Требования боевого применения (дневной истребитель, оптимизированный для манёвренного воздушного боя) определили форму и конструкцию беспереплётного фонаря, обеспечивающего лётчику практически идеальный обзор. Впервые на американском боевом самолёте была реализована аналоговая электродистанционная система управления.

В кабине истребителя была установлена (также впервые) боковая малоходовая ручка управления, облегчающая пилотирование при больших перегрузках. Для этой же цели спинка катапультируемого кресла лётчика была наклонена на 29 град.

Читайте также:  Характеристики, разборка, устройство пневматических винтовок evanix bullpup: rainstorm, max-ml, max semi auto

2 февраля 1974 года YF-16 выполнил свой первый полёт.

А 13 января 1975 года были подведены итоги конкурса: военно-воздушные силы отдали предпочтение фирме «Дженерал Дайнемикс», которая и получила контракт ВВС США на разработку и постройку лёгкого истребителя F-16A.

В отличии от прототипа, боевой самолёт должен был иметь несколько более широкие ударные возможности, а также навигационную систему, обеспечивающую всепогодное боевое применение.

Развитие «Сокола»Править

F-16A/BПравить

Постройка самолётов F-16 опытной серии (шести одноместных истребителей F-16A и двух двухместных учебно-боевых самолётов F-16B) началась в июле 1975 года.

Первый полёт предсерийного F-16A состоялся 8 декабря 1976 года, а F-16B впервые поднялся в воздух 8 августа следующего года.

В октябре 1980 года, после принятия на вооружение ВВС США («достижения первоначальной готовности»), машина получила название «Файтинг Фалкон».

В отличии от опытного самолёта YF-16, серийный истребитель получил наиболее совершенную для своего времени малогабаритную многоцелевую ипульсно-доплеровскую БРЛС фирмы «Вестингауз» с полностью цифровой системой обработки информации и щелевой антенной решёткой. Станция могла «работать» как по воздушным, так и по наземным целям, по своим возможностям она превосходила имевшиеся в то время советские аналоги.

Вооружение самолёта включало встроенную 20-мм пушку М61А1 «Вулкан», до шести ракет класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder, а также неуправляемые средства поражения (свободно-падающие бомбы и НАР).

В общей сложности было построено 1744 самолёта F-16A/B (часть была построена за пределами США), разделённых на четыре серийные партии (Block 1, Block 5, Block 10 и Block 15).

Поставки 670 F-16A и 122 F-16B военно-воздушным силам США завершились в марте 1985 года.

Кроме того, истребители типа F-16A/B закупили Бельгия, Венесуэла, Дания, Египет, Израиль, Индонезия, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Португалия, Тайвань, Таиланд и Сингапур (поставки в некоторые страны продолжались до 1990-х годов).

F-16C/DПравить

Дальнейшим развитием «Файтинг Фалкона» стала модификация F-16C/D, к разработке которой фирма приступила в 1980 году в рамках программы модернизации MSIP.

Основными направлениями работ было расширение способности «Файтинг Фалкона» поражать наземные цели (что придавало ему качества многоцелевого боевого самолёта), а также дальнейшее усиление «истребительного» потенциала.

за счёт обеспечения возможности ведения ракетного боя на средних дальностях, вне визуального контакта с целью.

Первоначально, в рамках 1-го этапа программы MSIP, в 1981 году в ВВС США были модернизированы самолёты F-16A/B Block 15 (на них усилили конструкцию планера и смонтировали новую электропроводку, позволяющую устанавливать дополнительные бортовые системы и расширять состав вооружения).

В ходе второго этапа программы MSIP был создан самолёт F-16C/D Block 25, совершивший первый полёт в июле 1984 года и имевший изменённое БРЭО (в частности новую радиолокационную станцию), усовершенствованное кабинное оборудование и незначительные изменения в конструкции планера.

Истребители F-16C/D Block 30/32 (Block 30 оснащались двигателем «Дженерал Электрик» F110-GE-100, a Block 32 оснащались двигателем Пратт-Уитни F100-PW-220, подобная нумерация сохранилась и на последующих сериях) получили БЦВМ с увеличенным объёмом памяти. Поставки ВВС США этих самолётов начались с июля 1986 года.

В 1987 году был создан самолёт F-16C/D Block 30B с системой управления вооружением, позволяющей применять ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также противорадиолокационные ракеты AGM-45 Shrike.

Самолёт F-16C/D Block 40/42, получивший в ВВС США неофициальное название «Найт Фалкон» (англ. Night Falcon — «Ночной сокол», первый испытательный полёт — декабрь 1988 года, неофициальное обозначение принятое в ВВС США F-16CG/DG), был оптимизирован для выполнения ударных операций в тёмное время суток.

Его оснастилди усовершенствованной БРЛС и узлами подвески контейнеров с навигационно-прицельной оптико-электронной/радиолокационной системой LANTIRN, индикатором на лобовом стекле (ИЛС) с дифракционной оптикой, системой спутниковой навигации, более мощным приводом отклоняемого носка крыла, кабиной с улучшенной эргономикой, усиленным шасси и планером, а также установочными местами для размещения в дальнейшем дополнительного оборудования РЭП.

Система LANTIRN обеспечивает обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение малоразмерных наземных целей днём и ночью, залповый пуск УР AGM-65 «Мэйверик» (с телевизионным или тепловизионным самонаведением), лазерную подсветку целей при применении КАБ, а также точное определение дальности до наземных объектов при помощи лазерного дальномера.

В 1990 году самолёты начали оснащаться усовершенствованной кислородной системой, обеспечивающей при больших перегрузках питание лётчика кислородом под давлением. Первый самолёт серий 40/42 передан в строевую часть ВВС США в конце 1990 года.

В октябре 1991 года начались лётные испытания истребителя F-16C/D Block 50/52, оптимизированного для ведения воздушного боя. На машинах этого типа установлены усовершенствованные, более мощные ТРДДФ «Дженерал Электрик» F110-GE-129 (Block 50) или «Пратт-Уитни» F100-PW-229 (Block 52), обеспечивающие самолёту повышенную тяговооружённость.

Кроме того, истребитель получил БРЛС с новым сверхскоростным сигнальным процессором, УКВ радиостанцию Have Quick IIA, УКВ помехозащищённую радиостанцию Have Synk, а также усовершенствованную систему предупреждения о радиолокационном облучении. Основным вооружением этой модификации стали четыре ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM.

В 1993 году был выпущен первый самолёт F-16C Block 50D/52D, оптимизированный для борьбы со средствами ПВО противника. Вооружение истребителя дополнено противорадиолокационными УР AGM-88 HARM с системой целеуказания AN/ASQ-213 (контейнер целеуказания размещается на правом носовом пилоне под воздухозаборником) и блоком сопряжения фирмы Texas Instruments.

Кроме того, самолёты этой серии имеют усовершенствованный програмируемый процессор управления кабинными индикаторами, позволяющий выводить на дисплей горизонтальной обстановки цифровую карту местности, а изображение рельефа местности по курсу — на экран вертикальной обстановки.

Истребитель оснащён ИНС на лазерных гироскопах фирмы Honeywell и системой выброса ложных целей AN/ALE-47.

Первый самолёт Block 50D/52D поставлен ВВС США 7 мая 1993 года. Самолёт этого типа в состоянии решать 40—80% боевых задач, ранее возлагавшихся на специализированные двухместные противорадиолокационные самолёты МакДоннеллл-Дуглас F-4G Wild Weasel.

F-16C/D Block 50D/52D могут получать по телекодовой линии и внешнее целеуказание от самолётов радиоэлектронной разведки, имеющих более мощное оборудование.

На киле истребителя Block 50D/52D смонтирована новая УКВ антенна, в ВВС США эта модификация получила неофициальное обозначение F-16CJ/DJ. Усовершенствованный вариант самолётов F-16C/D Block 50/52 получил обозначение F-16C/D Block 50+/52+.

Версия 50+/52+ получила усовершенствованную БРЛС и возможность нести дополнительные накладные топливные баки на фюзеляже (2 штуки). Двухместные F-16D Block 50+/52+ получили большой отсек для авионики за кабиной.

Последней и самой совершенной модификацией «Файтинг Фалкона», ориентированной на экспорт, стал многофункциональный истребитель F-16C/D Block 60, позднее получившие обозначение F-16E/F (в играх серии Ace Combat эти модификации обозначены как F-16C Block 60 и F-16F Fighting Falcon). Самолёты этой модификации поставлялись только в Объединённые Арабские Эмираты.

ГалереяПравить

В кабине F-16C

Схема окраски №1 в игре АСАН

Схема окраски №2 в игре АСАН

Схема окраски №3 в игре АСАН

Добавить фото в галерею

ПримечаниеПравить

  • Хвостовой код SP в игре Ace Combat: Assault Horizon (цветовая схема №1) указывает на место базирования самолётов авиабазу «Шпангдалем» (Spangdahlem Air Base) в ФРГ. На авиабазе «Шпангдалем» базируется 52-е истребительное крыло ВВС США (англ. 52d Fighter Wing (52 FW)). Самолёты F-16 эксплуатировались в 22-й (в 1987—2010 годах) и 23-й (в 1994—2010 годах) истребительных эскадрильях (22d Fighter Squadron, 23d Fighter Squadron), которые с 13 августа 2010 года были реформированы в одну 480-ю истребительную эскадрилью (480th Fighter Squadron).
  • Хвостовой код WA и схема окраски (цветовая схема №2, АСАН) указывают на принадлежность самолёта к 64-й эскадрилье «агрессоров» 57-го крыла ВВС США, авиабаза «Неллис», штат Невада. Эскадрилья использовала истребители F-16 в 1988—1990 годах до своего упразднения 5 октября 1990 года, но 3 октября 2003 года эскадрилья была восстановлена и снова использует истребители F-16C Fighting Falcon вплоть до настоящего времени.
  • Золотистая схема окраски (эстовакская схема окраски SP в АС6, схема окраски №3 в АСАН) основана на окраске F-16C Block 30, серийный №85-1565 из 174-й истребительной эскадрильи «Летучие мыши» («Bats») 185-го истребительного крыла авиации национальной гвардии штата Айова. В сентябре 1996 года самолёт был окрашен в золотистый цвет во знаменование 50-й годовщины ВВС США. Самолёт получил изображение летучей мыши на киле и надписи «The Bats 50th Anniversary» (Летучие мыши, 50-я годовщина) на левой стороне фюзеляжа, и «Pride of Siouxland» (Гордость земли Сиу) на правой стороне фюзеляжа.

Источник: https://acecombat.fandom.com/ru/wiki/F-16C_Fighting_Falcon

Истребитель F-16 (Fighting Falcon). Справка

Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина оборудована регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы «Макдоннелл-Дуглас» АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 метров.

Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников).

Существует несколько модификаций истребителя:

F-16А – одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 года. Выпускается только для иностранных заказчиков.

F-16В – двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 году.

F-16C –одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.

F-16D ‑ двухместный учебно‑боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 года.

F-16ADF – истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989‑1992 годах модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.

  • RF-16C (F-16R) – разведывательный вариант.
  • Истребитель F‑16 имеет следующие основные характеристики:
  • Размах крыла – 9,45 м
  • Длина самолета – 15,03 м
  • Высота самолета ‑ 5,09 м
  • Площадь крыла ‑ 27,87 квадратных м
  • Масса пустого самолета в килограммах:
  1. F-16A – 7365
  2. F-16В – 7655
  3. F-16C – 8275
  4. F-16D ‑ 8855
  1. Масса топлива в килограммах:
  2. 1.      F-16A/C – 3105
  3. 2.      F-16B/D – 2565
  4. Взлетная масса (расчетная с полным запасом топлива) в килограммах: F-16A, F-16C/D – 11839.
  5. Взлетная масса (максимальная с внешней нагрузкой) в килограммах: F-16A, F-16C – 19190.

Посадочная скорость – 226 км/ч. Практический потолок – 15240 м.

Практическая дальность – 1315 км, перегоночная дальность – 3890 км.

Вооружение истребителя — шестиствольная пушка General Electric М61-А-1 (6000 выстрелов в минуту, 511 патронов), до шести УР (управляемых ракет) ближнего боя AIM-9L/M/P «Sidewinder».

В варианте истребителя-бомбардировщика – может нести УР класса «воздух-поверхность», а также управляемые бомбы с лазерной и оптоэлектронной системами наведения, обычные бомбы Mk.82, Mk.83 и Mk.84.

F-16ADF могут нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-7 «Sparrow». Возможно использование УР класса «воздух-поверхность» AGM‑65A/B/D «Maverick».

Источник: https://ria.ru/20090205/161065949.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector