Крейсер варяг: ракетный, бронепалубный, история, подвиг, вся правда

Крейсер Варяг: ракетный, бронепалубный, история, подвиг, вся правда

Легендарное сражение бронепалубного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с эскадрой из шести крейсеров и восьми миноносцев японского флота. Подвиг россиян произвел колоссальное впечатление в России и далеко за ее пределами.

ПРЕДЫСТОРИЯ

К началу ХХ века все ведущие мировые державы вступили в фазу империализма. Растущие империи стремились взять под свой контроль как можно больше территории и значимых пунктов на карте мира.

Китай был ослаблен  внутренними и внешними войнами, что привело к возникновению на его территории сфер влияния великих держав, в том числе и России.

Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии.

С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония обратилась к Великобритании с просьбой о заключении союзного договора, в результате не долгих переговоров такой договор был подписан в 1901 году в Лондоне. Англия стремилась ослабить Россию, так как интересы этих империй сталкивались по всей Азии: от Черного моря и до Тихого океана.

В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднёва и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Г.П. Беляева.

ПОЩАДЫ НИКТО НЕ ЖЕЛАЕТ

Наверх, вы товарищи, все по местам!Последний парад наступает!Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!

  • Все вымпелы вьются, и цепи гремят,Наверх якоря подымают.Готовятся к бою орудия в ряд,
  • На солнце зловеще сверкая!

Слова этой известнейшей песни посвящены самому знаменитому событию русско-японской войны 1904-1905 гг. – подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», вступивших в неравный бой с превосходящими силами японской эскадры в корейской бухте Чемульпо. Текст этой песни, находясь под  впечатлением подвига крейсера, написал в 1904 году австрийский поэт Рудольф Грейнц.

Стихотворение было напечатано в одном из журналов, а вскоре появились  и его русские переводы, наиболее удачным из которых стал перевод Е. Студенской. Музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев положил эти стихи на музыку.

Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

Подвиг моряков «Варяга» и «Корейца» навсегда вошел в историю русского флота, явившись одной из героических страниц неудачной для нас русско-японской войны 1904-1905 гг. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки, не сдались врагу и сами потопили свой корабль.

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура — военно-морской базы, арендованной Россией у Китая.

Японская атака имела тяжелые последствия: были повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада».

В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) японской эскадрой, состоящей из 1 броненсного крейсера, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев, были блокированы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» вышел из порта, в противном случае японские корабли дадут бой прямо на рейде. «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встречали проходившие русские корабли звуками оркестра.

Для того, чтобы прорвать блокаду, нашим морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Задача невыполнимая. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя. Русские проигнорировали сигнал. Японская эскадра открыла огонь…

Бой был жестоким. Под ураганным огнем противника (1 тяжелый и 5 легких крейсеров, 8 миноносцев) матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары.

Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий.

Не отставал от него и «Кореец».

Согласно рапорту командира «Варяга», огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа  «Варяга» — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

Однако критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нем были по возможности уничтожены, сам он был затоплен в бухте. «Кореец» был взорван экипажем.

ХОД БОЯ

На рейда Чемульпо стояли итальянское, американское, корейское и английские суда, а также японский крейсер «Чиода». Ночью 7 февраля этот крейсер, не зажигая опознавательных огней, снялся с рейда и вышел в открытое море. На следующий день канонерская лодка «Кореец» около 16.

00 вышла из бухты, где встретила японскую эскадру в составе 7 крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер «Асама» блокировал путь «Корейца» в открытое море, а миноносцы выпустили по канонерке три торпеды (2 прошли мимо, а третья затонула в нескольких метрах от борта «Корейца»).

Беляев принял решение войти в нейтральную гавань и скрылся в Чемульпо.

9 февраля в 7.30 утра командующей японской эскадрой адмирал Урио Сотокити направил капитанам судов, стоящих в Чемульпо, телеграмму о состоянии войны меду Россией и Японией, в которой сообщал, что он вынужден атаковать нейтральную бухту в 16.00, если русские корабли не сдадутся или не выйдут в открытое море к полудню.

В 9.30 об этой телеграмме стало известно капитану 1-го ранга Рудневу на борту английского корабля «Talbot». После короткого совещания с офицерами было принято решение покинуть бухту и дать бой японской эскадре.

В 11.20 минут «Кореец» и «Варяг» покидали бухту. На иностранных судах нейтральных держав все команды были построены и провожали русских героев громким «Ура!» на верную смерть. На «Варяге» оркестр исполнял национальные гимны тех стран, моряки которых салютовали храбрости русского оружия.

Японские крейсера располагались боевым строем у о. Ричи, прикрывая оба возможных выхода в море. За японскими крейсерами располагались миноносцы. 11.30 минут крейсера «Асама» и «Чиода» начали движение навстречу русским кораблям, за ними следовали крейсера «Нанива» и «Ниитака». Адмирал Сотокити предложил русским сдаться, ни с «Варяга», ни с «Корейца» на это предложение не ответили.

11.47 минут на «Варяге» из-за точных попаданий японских снарядов начинается пожар на палубе, который удается потушить, повреждены несколько орудий. Есть убитые и раненые. Капитан Руднев контужен, тяжело ранен в спину, но остается в строю рулевой Снигирев.

В 12.05 на «Варяге» оказались повреждены рулевые механизмы. Было принято решение дать полный назад, продолжая вести огонь по японским кораблям.

«Варягу» удалось вывести из строя кормовую башню и мостик крейсера «Асама», который вынужден был прекратить и начать ремонтные работы. Также были повреждены орудия на двух других крейсерах, а один миноносец был затоплен.

Всего японцы потеряли убитыми 30 человек, русские убитыми 31 человека, ранеными 188.

В 12.20 «Варяг» получил две пробоины, после чего было принято решение вернуться в Чемульпо, исправить повреждения и продолжить бой. Однако уже в 12.45 надежды исправить повреждения большинства корабельных орудий не оправдались. Руднев решил затопить корабль, что и произошло в 18.05. Канонерская лодка «Кореец» была повреждена двумя взрывами и также затоплена.

РАПОРТ РУДНЕВА

«…В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама» был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь.

Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой.

После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по «Асама» с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер)…

…Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы…

…Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо.

По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер «Асама», который ушел в док.

Также пострадал крейсер «Такачихо», получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер «Такачихо» затонул в море. Миноносец затонул во время боя.

  1. Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.
  2. Подписал: командир крейсера 1 ранга «Варяг» капитан 1 ранга Руднев
  3.  6 февраля 1904 г.»

ПОЧЕСТИ ГЕРОЯМ

Матросы с русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.

В апреле 1904 года экипажи кораблей прибыли в Петербург, Моряков приветствовал Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам.

Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.

Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. Отважный и отчаянный шаг моряков был отмечен учреждением специальной награды для матросов «Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо», а также бессмертными песнями «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и «Плещут холодные волны».

О подвиге моряков крейсера не забыли. В 1954 году в честь 50-летия боя  у Чемульпо Главком ВМС СССР Н.Г. Кузнецов лично наградил 15 ветеранов медалями «За отвагу».

9 августа 1992 года был открыт памятник командиру крейсера В.Ф. Рудневу в селе Савине (Заокский район Тульской области), где он был похоронен после кончины в 1913 году. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг».

В 2009 г.,  после продолжительных переговоров с корейской стороной, в Россию привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», хранившиеся ранее в запасниках музея Ичхона, а 11 ноября 2010 г. в присутствии президента РФ Д.А. Медведева мэр  Ичхона передал российским дипломатам гюйс крейсера. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.

НИКОЛАЙ II — ГЕРОЯМ ЧЕМУЛЬПО

Речь царя в Зимнем дворце

«Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии»; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца».

Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота.

За ваше здоровье, братцы!»

СУДЬБА КОРАБЛЯ

В 1905 г. крейсер был поднят со дна бухты и использовался японцами как учебное судно под названием «Соя». Во время первой мировой войны Россия и Япония были союзниками. В 1916 г. крейсер был выкуплен и включен в состав российского ВМФ под прежним названием.

В феврале  1917 г. «Варяг» ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку новое советское правительство отказалось платить за его ремонт, а затем был перепродан германским фирмам на слом.

При буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

Отыскать место гибели легендарного крейсера удалось в 2003 г. В июле 2006 г. на берегу рядом с местом гибели «Варяга» была установлена мемориальная доска в его честь. В январе 2007 г.

был учрежден фонд поддержки Военно-морского флота «Крейсер «Варяг». Его целью, в частности, стал сбор средств на строительство и установку в Шотландии памятника легендарному кораблю.

Читайте также:  Наглазник на оптический прицел: классификация, установка, функции, положительные и отрицательные стороны использования

Памятник легендарному русскому крейсеру открыли в сентябре 2007 г. в шотландском городе Ленделфут.

«ВАРЯГ»

  • …Из пристани верной мы в битву идем,Навстречу грозящей нам смерти,За Родину в море открытом умрем,
  • Где ждут желтолицые черти!
  • Свистит и гремит и грохочет кругом,Гром пушек, шипенье снаряда, -И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг»
  • Подобьем кромешного ада!
  • В предсмертных мученьях трепещут тела,Вкруг грохот и дым, и стенанья,И судно охвачено морем огня, —
  • Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!В кипящее море под нами!Не думали мы еще с вами вчера,

  1. Что нынче уснем под волнами!
  2. Не скажут ни камень, ни крест, где леглиВо славу мы русского флага,Лишь волны морские прославят во век
  3. Геройскую гибель «Варяга»!

Перевод Е.Студенской.  Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. 1904 г., №4

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/podvigh-krieisiera-variagh

Подвиг крейсера «Варяг»: что было на самом деле

Крейсер «Варяг» не нуждается в представлении. Тем не менее, бой при Чемульпо до сих пор является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а об участии «Варяга» в этом сражении до сих пор ходит масса заблуждений.

«Варяг» — слабый крейсер

В популярных изданиях встречаются оценка, что боевая ценность «Варяга» была невелика. Действительно, в силу некачественных работ, выполненных при постройке в Филадельфии, «Варяг» не мог развивать контрактную скорость в 25 узлов, теряя тем самым главное преимущество легкого крейсера.

Вторым серьезным недостатком стало отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. С другой стороны, Япония в период русско-японской войны в принципе не имела ни одного бронепалубного крейсера, способного противостоять «Варягу» и аналогичным с ним по вооружению «Аскольду», «Богатырю» или «Олегу».

12 152 мм орудий не имел ни один японский крейсер данного класса.

Правда, боевые действия складывались так, что экипажам русских крейсеров ни разу не приходилось сражаться с равным по численности или классу противником.

Японцы всегда действовали наверняка, компенсируя недостатки своих крейсеров численным перевесом и первым, но далеко не последним в этом славном и трагическом для русского флота списке стал бой крейсера «Варяг».

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином.

Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм., 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» — 14 152 мм; «Нийтака» — 53 152 мм., 130 76мм.

«Такачихо» — 10 152 мм, «Акаси» — 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75% своей артиллерии?

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения — в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить.

А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев.

Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

  • Два против четырнадцати
  • В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей — 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.
  • Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов — броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Правда, еще накануне боя с «Варягом» японцы понесли небоевые потери.

При попытке канонерской лодки «Кореец» проследовать из Чемульпо в Порт-Артур японская эскадра начала опасное маневрирование (закончившееся применением орудия) вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и непосредственно в бою не участвовал.

Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от место боя. Реально бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях.

Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно.

По опыту русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера.

Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями — герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона.

Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Источник: https://news.rambler.ru/other/38858219-podvig-kreysera-varyag-chto-bylo-na-samom-dele/

Варяг (бронепалубный крейсер). История. Подвиг

Крейсер Варяг

Крейсер “Варяг” – русский бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры, прославившийся в ходе Русско-японской войны 1904—1905. В начале войны 9 февраля 1904 года “Варяг” вместе с канонерской лодкой “Кореец” героически сражался у порта Чемульпо (Корея) с японской эскадрой. Ввиду угрозы захвата неприятелем был затоплен экипажем, а “Кореец” взорван.

Предыстория. Основные характеристики

1899 год, октябрь – в Филадельфии, со стапелей знаменитого судостроительного завода «В. Крэмп и сыновья» был спущен на воду крейсер 1 ранга «Варяг», который был построен по заказу царского правительства. Он был одним из сильнейших и быстроходных кораблей в своем классе. Водоизмещение – 6 500 тонн; длина – 129,56 м; ширина 15,9 м; осадка 5,94 м²; мощность 20 000 л. с.

На нем было установлено 12 × 152-мм/45; 12 × 75-мм/50, 10 мелких пушек, два пулемета, 6 торпедных аппаратов. 2 паровые машины по 10 000 лошадиных сил могли развивать скорость до 23-24 узлов.

Экипаж крейсера состоял из 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров. 1901 год, весна – «Варяг» отправился в Россию и в мае в том же году прибыл в Кронштадт.

Экипаж корабля приветствовал главный командир порта вице-адмирал С. О. Макаров.

Крейсер «Варяг» был приписан к Тихоокеанской эскадре и осенью 1902 года прибыл на Дальний Восток и в Порт-Артуре присоединился к эскадре. 1902 год, декабрь – командиром «Варяга» назначили Всеволода Федоровича Руднева.

Командир крейсера Руднев

Руднев Всеволод Федорович (рожд. 19 (31) августа 1855 г. – смерть 7 (20) июля 1913 г.) – родился в Веневском уезде Тульской губернии в семействе морского офицера. Закончил Морское училище в Петербурге (1873) и флотскую стрелковую школу (1876), в 1877 году был произведен в мичманы.

В 1880-1884 годах принимал участие в кругосветном путешествии на крейсере «Африка». Потом занимал разные должности вплоть до командира броненосца береговой охраны.

С 1900 года Руднев был помощником коменданта военного порта в Порт – Артуре; с декабря 1902 года – командир крейсера «Варяг».

Из истории

С декабря 1903 года крейсер находился в корейском порту Чемульпо для поддержки связи между Порт-Артуром, где базировалась русская эскадра, и русским посланником в Сеуле, а также для сбора информации о военных приготовлениях японцев. Кроме «Варяга», канонерской лодки «Кореец» и парохода «Сунгари» в Чемульпо находились корабли французского, британского и американского флотов.

1904 год, 26 января – японская эскадра блокировала Чемульпо, для прикрытия высадки десанта (около 2 000 чел.) который оккупировал город.

9 февраля – командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу передал капитану «Варяга» ультиматум с требованием до 12-ти часов покинуть порт Чемульпо (который, в таком случае, становился трофеем японцев и базой снабжения сухопутных войск, избавленных от угрозы с моря) угрожая, в противном случае, атаковать их на рейде нейтрального порта, что являлось нарушением международного морского права.

Гибель крейсера Варяг

Всеволод Федорович решил прорываться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи потопить корабли. К полдню «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо.

1904 год, 27 января – в 10 ч 20 мин. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из гавани. За ним следовала канонерская лодка «Кореец» под началом капитана 2 ранга Г. П. Беляева. В составе японской эскадры были 2 броненосных крейсера: «Асама» и «Чиода»; 4 бронепалубных крейсера: «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев.

Когда русские суда отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, которые до того держались в стороне от фарватера за небольшими островами, вышли им на встречу.

Адмирал Уриу предложил русским кораблям сдаться, однако Руднев не счел нужным даже отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь (в 11 ч 45мин).

«Варяг», а за ним и «Кореец» открыли ответный огонь, к бою присоединились и остальные японские крейсера.

Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг» выпустил 1105 снарядов по вражеским кораблям. Три японских крейсера получили повреждения, а один миноносец был потоплен.

Корабли японцев (и, прежде всего, «Асама») смогли нанести «Варягу» довольно значительные повреждения. На крейсере «Варяг» бушевал пожар, больше половины орудий вышли из строя, было нарушено рулевое управление, из-за подводных пробоин судно накренилось на левый борт, что не позволяло вести огонь из уцелевших орудий.

Среди членов экипажа насчитывались 39 убитых и 74 раненых. Руднев приказал возвращаться в Чемульпо, чтобы устранить повреждения, а потом снова вступить в бой. Руднев и Беляев вернули корабли на рейд. Но даже беглый осмотр показал полную неспособность продолжать бой.

Тогда русские моряки взорвали «Кореец», а «Варяг» и «Сунгари» затопили, чтобы они не достались врагу.

Возвращение домой

  • Японское командование согласилось отпустить русских моряков в Россию, больше того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненых «варяжцев» переправить в береговой госпиталь, где обеспечили им вполне квалифицированную помощь.
  • Экипажи перешли на иностранные корабли, а потом возвратились на Родину, где их торжественно встретили соотечественники.
  • Русские матросы проявили в этом бою героизм, несгибаемое мужество и верность воинскому долгу: раненые моряки не оставляли боевых постов, а Руднев, получив ранение в голову, продолжал командовать боем.
  • За это сражение Руднева наградили орденом Георгия 4 степени и произвели во флигель-адьютанты.

Дальнейшая судьба крейсера

Крейсер затонул на мелком месте, и японские моряки быстро начали проводить судоподъемные работы. Правда, вначале это мероприятие не увенчалось успехом, однако в 1905 году судно все-же удалось поднять.

После того как был проведен капитальный ремонт и модернизация крейсер вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя», и во время службы под японским флагом в основном выполнял роль учебного судна.

1916 год – царским правительством было куплено у японцев три поднятых и восстановленных русских корабля: «Полтава» (переименована в «Чесму»), броненосец «Пересвет» и крейсер «Варяг». 1917 год, март – «Варяг» направился на ремонт в Британию. Однако ремонт произведен не был.

1917 год, декабрь – англичане арестовали русских моряков, захватили крейсер и объявили его собственностью военно-морского флота Англии. Позднее крейсер был переведен в Шотландию, а после продан в Германию на слом.

Но по дороге в Германию сел на камни, где и простоял несколько лет. И лишь в 1923 году были начаты работы по снятию его с камней. Но это ни к чему не привело. Тогда решили сильно поврежденный крейсер разобрать на месте, порезав его на отдельные куски.

Эти работы были закончены лишь в 1925 г.

ред. shtorm777.ru

Источник: https://shtorm777.ru/varyag-bronepalubnyj-krejser-istoriya-podvig.html

Последняя тайна крейсера "Варяг": моряки боялись трибунала — МК

Почему легендарный корабль «подарили» японцам

– За последние десятилетия нас регулярно «угощают» сенсационными «разоблачениями», касающимися некоторых «эталонных» событий Гражданской, Великой Отечественной войн… Неужели и «Варяг» может оказаться в подобной же ситуации?

– На самом деле при тщательном изучении биографии этого корабля все еще остаются открытыми несколько весьма важных вопросов. А кроме того есть и устоявшиеся заблуждения, которые вносят дополнительную путаницу и провоцируют некоторых «исследователей» на неправильные выводы.

С одним из таких заблуждений связаны, например, утверждения, что «Варяг» мог бы прорваться в открытое море мимо японской эскадры и легко уйти от преследовавших его неприятельских кораблей.

Читайте также:  Самолет ан-6: история создания, характеристики

Мол, командир русского крейсера допустил явную ошибку, не попытавшись предпринять такой лихой прорыв, а вместо этого ввязался в затяжной артиллерийский бой с многократно превосходящим его противником.

«Ведь «Варяг» считался тогда одним из самых быстроходный крейсеров в мире! Ни один японец из эскадры Уриу за ним не угнался бы! – говорят такие «знатоки».

– А командир Руднев решил спасти вместе со своим новейшим кораблем еще и старую канонерку «Кореец», которая тоже находилась в порту Чемульпо. Поэтому «Варягу» пришлось во время прорыва подстраиваться под своего тихоходного соратника, и в итоге это обстоятельство обрекло оба русских корабля на неудачу и гибель.»

Однако сохранившиеся документы показывают, что «Варяг» на самом деле отнюдь не был «одним из самых быстроходных». Его рекордная скорость – свыше 23 узлов, существовала лишь на бумаге. А в действительности к моменту сражения этот корабль мог развивать куда меньше.

Еще за несколько месяцев до начала войны с Японией специалисты-инженеры Тихоокеанской эскадры вынесли неутешительный вердикт: «Варяг» лишь на короткое время способен разгоняться до 20 узлов, а в нормальном режиме его силовая установка может эксплуатироваться на скоростях не выше 14-16 узлов.

Подобная грустная картина связана с неудовлетворительным состоянием котлов и паровых машин крейсера. Это был явный брак, допущенный американской компанией, которая строила корабль по заказу России. Ну а русские специалисты, принимавшие у «штатовцев» новый крейсер, почему-то проглядели такую «болезнь».

Истинные причины подобной «слепоты» членов приемочной комиссии, направленной в Филадельфию военно-морским министерством, остаются не известными.

Но факт налицо: «Варяг» лишь на ходовых испытаниях смог показать обозначенную в его «паспорте» рекордную скорость – разогнался при одном из тестовых прохождений мерной мили даже свыше 24 узлов, но уже после этого в условиях реальной эксплуатации его силовая установка при повышенных нагрузках сразу начинала «сыпаться».

Так что в бою у Чемульпо «Варяг» уступал в скорости практически всем противостоявшим ему японским крейсерам и потому в принципе не мог предпринять «лихой» прорыв даже расставшись со «старичком»-«Корейцем».

– Из ваших объяснений можно сделать вывод, что история с «медлительностью» «Варяга», это все-таки не тайна, а вполне доказанный, хотя и малоизвестный неспециалистам факт. А как насчет настоящих тайн?

– Вот вам одна из них. Речь идет о тех потерях, которые понесли японцы в бою. Командир капитан первого ранга Всеволод Руднев в своем рапорте упоминал о серьезном уроне, нанесенном неприятельской эскадре.

Мол, удалось потопить как минимум один миноносец, серьезно повредить самый мощный из японских крейсеров «Асаму», а другой крейсер – «Такачихо», тоже подбитый в сражении, спустя некоторое время затонул… Уже доподлинно известно: кое-что из этих сообщений оказалось, мягко говоря, преувеличением.

Например, «утопленный» Рудневым «Такачихо» на самом деле уцелел и впоследствии принимал активное участие в действиях японцев на море, он отметился и в знаменитом Цусимском сражении.

Полной противоположностью рудневскому рапорту выглядит информация от японцев. В официальном издании их Морского генерального штаба сообщается: «В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь.»

– Так где же правда?

– Скорее всего, где-то посередине. Японцы ведь известные любители секретов. Добиться от них достоверной информации всегда было трудно. Вот и в данном случае они, думается, приукрасили события в свою пользу.

«Варяг» и его маленький помощник «Кореец» в том бою все-таки не раз смогли попасть снарядами в неприятельские корабли. В том числе и в одного из самых сильных противников – броненосный крейсер «Асама».

Подтверждением тому не только рапорт командира крейсера Руднева, но и зафиксированные письменно наблюдения, которые сделаны во время боя сторонними наблюдателями – офицерами иностранных кораблей, стоявших в порту Чемульпо.

– Давайте продолжим «экскурсию» по варяжским тайнам…

– До сих пор нет четкого ответа, объясняющего одно из важнейших событий этого знаменитого боя – его трагический финал. Оба русских корабля после получасового яростного сражения вынуждены были отступить назад в порт Чемульпо.

Там после осмотра крейсера стало понятно, что он из-за полученных повреждений уже не сможет противостоять японцам.

Старший из российских морских командиров, капитан первого ранга Руднев решил уничтожить оба русских военных корабля, оказавшихся запертыми в гавани, чтобы они не достались неприятелю.

Канонерку взорвали. Вот как это описал один из очевидцев, корреспондент газеты «Daily Mail» Ф. Маккензи: «Ровно в 4 часа пополудни «Кореец» взлетел на воздух. Раздались два сильных взрыва – один на носу судна, другой – в корме. Вырвался огненный столб.., и затем поднялись чудовищные столбы дыма и пара, … сопровождаемые громкими всплесками обломков, падавших кругом со всех сторон в воду.»

А вот с «Варягом» почему-то поступили по-другому. Вместо того, чтобы так же взорвать, крейсер в итоге просто затопили, да еще на мелководье!

Сам Руднев в своем рапорте, написанном по горячим следам, объяснял это возражениями командиров стоявших в гавани кораблей-стационеров нейтральных стран – английского, французского, итальянского, американского. «Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствие заявлений иностранных командиров не взрывать крейсер в виду крайней опасности для них…»

Впрочем, какие-то небольшие заряды взрывчатки на «Варяге» все-таки «рванули». Об этом читаем все у того же Маккензи: «Экипаж «Варяга» поступил иначе: там открыли кингстоны, и вода медленно наполняла судно.

В 5 часов на нем стал раздаваться ряд слабых взрывов и начался пожар. … Мало-помалу пожар усиливался… Последовал новый ряд взрывов: это рвало … снаряды.

Наконец горящий корабль начал все больше и больше накрениваться, и … медленно погрузился на дно.»

– Значит, «Варяга» все-таки взорвали?

– Резкие звуки, услышанные иностранным наблюдателем, могли быть взрывами снарядов, которые остались после окончания боя непосредственно возле орудий, когда до них добрался пожар.

А следующая серия хлопков, возможно, вызвана взрывами некоторых паровых механизмов в машинном отделении: забортная вода дошла до раскаленных топок котлов. Но если даже предположить, что подрывы устроены командой специально (хотя об этом в рапорте командира Руднева нет ни слова), следует признать: эффективность их оказалась невысока.

То ли минеры заряды неправильно заложили, то ли что-то не так пошло… В любом случае внутренние агрегаты корабля серьезных повреждений не получили.

Еще одна загадка: почему русские моряки не попытались перед затоплением крейсера отвести его на более глубокое место? Почему командир Руднев не отдал такого приказа, кто мог в этом помешать?

Одно время обсуждалась версия, что роковую роль тут сыграл командир стоявшего в Чемульпо английского крейсера «Тэлбот» коммодор Левис Бейли, который являлся старшим по званию среди всех моряков на стационерах, находившихся в гавани.

Якобы именно он, встретившись с Рудневым, сначала убедил русского каперанга в том, что взрыв «Варяга» может быть опасен для других кораблей в гавани и лучше будет просто затопить крейсер, а позднее, когда это предложение было принято, сумел запутать «варяжского» командира и штурманов, сообщив намеренно искаженные сведения о глубинах в порту Чемульпо (ведь навигационные материалы на самом «Варяге» были уничтожены, когда в бою от попадания снаряда возник пожар в штурманской рубке). В итоге наши «повелись» на этот обман, и Руднев принял решение топить «Варяг» на том самом месте, где он стал на якорь после возвращения в Чемульпо: по сведениям, полученным от Бейли, глубина здесь была вполне приличная, а проверять реальную ситуацию, бросая лот, наверное, не стали из-за нехватки времени: опасались, что японцы вот-вот нагрянут в гавань.

– Но зачем коммодору Бейли понадобилось вводить наших в заблуждение?

– Англичане тогда активно поддерживали японцев. Фактически именно Великобритания «подначила» Страну Восходящего Солнца начать военные действия против России. Так что в интересах Соединенного Королевства было помочь флоту микадо заполучить еще один крейсер.

Конечно, Бейли прекрасно понимал, что уговорить русских сдаться эскадре адмирала Уриу и спустить на «Варяге» Андреевский флаг, невозможно. Но англичанину удалось придумать другой, более коварный план, как «подарить» крейсер японцам.

Впрочем, насколько правдоподобна такая версия, судить трудно, у этой гипотетической истории можно найти изъяны.

Упомяну и еще одно предположение. Якобы, командир «Варяга» знал, что топит свой крейсер на мелководье и сделал это специально.

Руднев был уверен в победном для России финале только что начавшейся войны и потому позаботился, чтобы после победы над японцами можно было без особых проблем поднять корабль и вернуть его в состав русского флота.

Определенная логика есть, но никаких подтверждений, даже намеков на них в рапорте самого Руднева не находится.

Как бы там ни было, результат затопления «Варяга» получился весьма печальный для российской гордости. Огромный корабль лег на левый борт в таком мелком месте бухты, что при сильных отливах корпус его едва ли не на треть обнажался из-под воды. Японцы, основательно обосновавшись в Корее, смогли крейсер поднять, это случилось уже через полтора года, в начале августа 1905-го.

Если верить японским источникам, при этом они обнаружили еще несколько весьма обидных для нас фактов. Во-первых, часть силовых агрегатов затопленного корабля оказалась в достаточно исправном состоянии (то есть «варяжцы» их не взорвали).

Так что после двухмесячной профилактики в порту Чемульпо трофейный крейсер удалось своим ходом довести до японской базы, где его и поставили на капитальный ремонт.

А во-вторых, новые хозяева «Варяга», обследовав его артиллерийские погреба и подсчитав находящиеся там снаряды крупного и среднего калибра, сделали вывод, что за время боя «Варяг» сделал лишь чуть больше 200 выстрелов из 6-дюймовых и 75-миллиметровых орудий. В то время, как в рапорте командира Руднева упоминается почти 900 таких выстрелов.

Хотя относиться к японской информации, как я уже говорил, следует с осторожностью. Вполне может быть и сознательно допущенное ими искажение реальных фактов.

Однако, как видите, загадок, тайн здесь остается немало.

– Но ведь командир «Варяга» Всеволод Руднев вместе с другими офицерами и командой крейсера были объявлены национальными героями. Разве это не развеивает сомнения о его действиях во время и после боя?

– То, что все находившиеся тогда на борту «Варяга» русские моряки – герои, нет никаких сомнений. Даже японцы это всегда признавали и ставили «варяжцев» в пример своей молодежи, собирающейся служить на военном флоте.

Наши офицеры и матросы единодушно приняли решение командира выйти в море и с честью погибнуть в неравном бою. Другое дело, что некоторые действия Руднева, его офицеров оказались при этом не самыми правильными и удачными.

Но разве можно их в этом винить? Это же война! Здесь невозможно избежать ошибок, просчетов.

Между прочим, некоторые обстоятельства этой боевой эпопеи, и в первую очередь – история с затоплением «Варяга» вместо его взрыва, сильно повлияла потом на «варяжских» офицеров и самого Руднева.

Например, сохранились воспоминания Е.

Беренса, служившего в 1904-м на «Варяге» старшим штурманом: лейтенант признался, что, возвращаясь с Дальнего Востока в Россию, он и его товарищи были уверены, что там их ждет военный трибунал.

Опасения не оправдались. Вместо суда, «варяжцев» ждал торжественный прием в Петербурге, награды, почет… Капитана первого ранга Руднева вскоре государь произвел в контр-адмиралы, сделал своим флигель-адьютантом и назначил командиром находящегося в постройке нового эскадренного броненосца.

Однако уже совсем скоро свежеиспеченный адмирал подал рапорт об уходе в отставку. В советской литературе этому эпизоду придали политическую окраску: мол, Руднев не стал принимать жестких мер против матросов своего экипажа, которые оказались замешаны в революционных выступлениях в 1905 году, за что и поплатился.

Однако есть и другое предположение. Бывший командир «Варяга» все-таки в глубине души осознавал допущенные им в Чемульпо промахи и ошибки. Ему казалось, что окружающие моряки из-за этого смотрят на него косо. В такой ситуации честь офицера не позволила Всеволоду Федоровичу более служить во флоте.

– Что ж, этого тоже нельзя исключать.

Источник: https://www.mk.ru/social/2019/02/11/poslednyaya-tayna-kreysera-varyag-moryaki-boyalis-tribunala.html

Б. В. Соломонов. БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: СУДЬБА КОРАБЛЯ И ПОДРОБНОСТИ ЗНАМЕНИТОГО БОЯ

Б. В. Соломонов.

БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: СУДЬБА КОРАБЛЯ И ПОДРОБНОСТИ ЗНАМЕНИТОГО БОЯ

В середине 1890–х гг. в России пришли к выводу о необходимости строительства бронепалубных крейсеров двух типов: водоизмещением 3000 т (второго ранга) и 6000 т (первого ранга). Последние предназначались на роль дальних разведчиков при эскадрах броненосцев; важнейшими их характеристиками считались высокая скорость и вооружение из 12 шестидюймовых орудий.

Первый крейсер новой кораблестроительной программы российское Морское министерство заказало американской фирме «Вильям Крамп и сыновья» (William Cramp and Sons), причем обстоятельства этого заказа до сих пор не вполне понятны. Дело в том, что Крампу удалось избежать участия в объявленном русскими конкурсе.

Возможно, свою роль сыграла американская напористость и деловитость, а возможно — чье?то личное корыстолюбие. Так или иначе, но 11 апреля 1898 г. контракт был заключен, причем на весьма выгодных для фирмы–строителя условиях.

Читайте также:  Выхлоп снайперская винтовка: характеристики (ттх) специальной, крупнокалиберной всск

Американцы добились и увеличения водоизмещения с 6000 т до 6500 т, и применения весьма сложных в обслуживании и недостаточно проверенных котлов Никлосса (зато более легких, чем принятые в Российском Императорском флоте типы котлов), и отказа от двух подводных торпедных аппаратов.

А несколько забегая вперед, отметим, что после окончания постройки на верфи Крампа «Варяга» и броненосца «Ретвизан» американскому предпринимателю удалось избежать крупных штрафов за несоблюдение оговоренных контрактом сроков.

Строительство нового бронепалубного крейсера началось в Филадельфии в октябре 1898 г. Название «Варяг» ему присвоили приказом по Морскому ведомству от 11 января 1899 г. Церемония официальной закладки состоялась 10 мая того же года, а уже 19 октября его спустили на воду. Но дальше начались всевозможные задержки.

То запаздывали поставки вооружения из России, то на верфи бастовали рабочие. Испытания удалось начать только в мае 1900 г., а 12 июля на мерной линии у Бостона крейсер развил очень высокую скорость — 24,59 узла.

Но эта цифра была достигнута именно как максимальная, в то время как по существующим правилам контрактная скорость должна была поддерживаться во время 12–часового пробега. А он не удался из?за аварии в машине на исходе восьмого часа. Устранение неполадок и повреждений продолжалось два месяца.

21 сентября «Варяг» во время 12–часового пробега показал среднюю скорость 23,18 узла. А вскоре на испытательном 24–часовом переходе был определен расход угля при движении экономическим 10–узловым ходом Получалось, что при вместимости угольных ям в 1350 т крейсер мог пройти 5750 миль.

В начале 1901 г. корабль приняла прибывшая из России команда, а еще через два месяца он покинул Америку. По прибытии в Кронштадт четырехтрубный красавец–крейсер поучаствовал в ряде мероприятий, включая высочайший (царский) смотр, а затем отправился к месту службы — на Дальний Восток.

Но на переходе начались проблемы с котлами, проявились и другие дефекты механизмов. Устранить их не удавалось, и даже предпринятая в Порт–Артуре осенью 1903 г. полная переборка механизмов положение не изменила Кроме того, корабль имел постоянную перегрузку.

В результате скорость новейшего крейсера лишь на короткое время могла доходить до 20 узлов.

О причинах такого положения дел говорилось немало. Были обвинения в адрес фирмы–сгроителя (схалтурили), механиков крейсера (не имели должной квалификации для обслуживания сложных механизмов), котлов системы Никлосса (крайне ненадежны по конструкции, капризны и сложны в эксплуатации). Вероятнее всего, сыграли свою негативную роль все три фактора.

К началу войны с Японией «Варяг», которым командовал капитан 1–го ранга В. Ф. Руднев, находился в корейском порту Чемульпо, где вместе с канонерской лодкой «Кореец» нес стационерную службу.

Уже после трагических событий 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 г.

нередко задавался вопрос а нужно ли было присутствие достаточно мощного крейсера (он был самым большим и сильно вооруженным среди всех стационеров) вдали от основных сил нашего флота? Но заниматься обсуждением политических коллизий мы не будем…

Днем 8 февраля канлодка «Кореец» с донесениями для русского наместника на Дальнем Востоке Е. И. Алексеева вышла из Чемульпо и взяла курс на Порт–Артур.

Но из Чемульпо в море ведет 30–мильный сложный шхерный фарватер, и путь по нему преградила японская эскадра К этому времени в Стране восходящего солнца уже приняли окончательное решение о начале войны с Россией, и эскадра контр–адмирала С.

Уриу имела четкую задачу; обеспечить высадку десанта Поэтому японские корабли преградили «Корейцу» путь, а миноносцы даже вышли на него в торпедную атаку. В ответ с русской канлодки прозвучало несколько выстрелов из малокалиберного орудия. Фактически это стало первым боевым столкновением Русско–японской войны.

Командир «Корейца» капитан 2–го ранга Г. П. Беляев счел необходимым вернуться в порт и сообщить старшему по чину Рудневу о происшедшем. К этому времени телеграф уже оказался под контролем японцев, а дальности установленной на крейсере радиостанции для связи с Порт–Артуром не хватало. Русским морякам оставалось только ждать развития событий.

Утром японцы передали ультиматум Уриу, в котором содержалось требование командирам российских кораблей: покинуть порт до полудня. В противном случае адмирал грозился атаковать их прямо на рейде. Формально Корея считалась нейтральной страной, и действия японцев являлись нарушением международного права.

Поэтому Руднев обратился к командирам других стационеров с просьбой выразить протест по поводу нарушения нейтралитета.

Британский, французский и итальянский командиры действительно подписали такой протест, а командир американской канлодки «Виксбург» отказался сделать это без консультаций с Государственным департаментом.

Впрочем, никакой роли протест все равно не сыграл, поскольку Руднев и Беляев приняли решение выйти в море и принять бой.

Их целью была попытка прорваться в Порт- Артур, хотя надежды на это практически не имелось — преградивший накануне дорогу «Корейцу» броненосный крейсер «Асама» был больше и сильнее обоих наших кораблей вместе взятых. Полный состав вражеской эскадры в тот момент оставался неизвестным, а была она весьма многочисленной.

В ее состав входили бронепалубные крейсера «Нанива» (флагман), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и малый бронепалубный крейсер «Тиёда». Плюс посыльное судно и восемь миноносцев, но они участия в бою не приняли.

Когда русские корабли отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, до того державшиеся в стороне от фарватера за небольшими островами, двинулись им навстречу. Адмирал Уриу предложил русским сдаться, но Руднев не стел нужным отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь.

«Варяг», а затем и «Кореец» ответили противнику, в бой включились и остальные крейсера противника. Японские корабли (и прежде всего «Асама») смогли нанести «Варягу» весьма существенные повреждения, да еще часть пушек российского крейсера вышла из строя от собственных выстрелов.

На «Варяге» бушевал пожар, вода, поступавшая в корпус через подводную пробоину, привела к возникновению крена, многие орудия замолчали из?за повреждений или выхода из строя расчетов, экипаж понес большие потери. В сложившейся ситуации Руднев принял решение вернуться в Чемульпо.

В книге Апрелева приводятся цифры потерь экипажа «Варяга» (на «Корейце» убитых и раненых не было), относиться к которым следует достаточно осторожно. Согласно наиболее достоверным сведениям по данному вопросу, которые приводит в своей диссертации «Потери в личном составе русского флота в войну с Японией.

Статистическое исследование» Я. И. Кефелли (1914 г.), число убитых и умерших от ран после боя членов экипажа крейсера составило 34 человека, пострадавших (включая легкораненых и травмированных) — еще 97, всего 130 моряков.

Встречаются и другие, несколько меньшие цифры — видимо, не всегда учитываются те, чьи ранения и травмы были совсем уж неопасными.

Многие события, о которых сообщает Апрелев и которые кочуют из одного отечественного издания в другое, также не находят подтверждения. Например, широко распространена версия о гибели в бою японского миноносца.

Однако по вполне достоверным (они вообще не предназначались для широкой публики и стали известны только спустя много лет после войны) и достаточно точным японским данным, миноносцы непосредственно в бою не участвовали. Их названия известны, и отследить судьбу каждого не представляется проблематичным.

Столь же недостоверными оказываются все утверждения о серьезных повреждениях броненосного крейсера «Асама» или какого?либо другого корабля эскадры Уриу.

Здесь сказывается стремление дать подвигу сугубо материальное воплощение. Сам факт выхода российских кораблей на бой с намного превосходящими силами противника почему?то не хотят считать подвигом А ведь российские моряки, выходя из Чемульпо, не знали ни точного состава неприятельской эскадры, ни того, как будут развиваться события.

Они шли в заведомо неравный бой, отказавшись от мысли о капитуляции, отвергнув идею о затоплении кораблей без борьбы. Допущенные ошибки, не самая меткая стрельба и некоторая растерянность после боя не могут опорочить решимость офицеров, матросов и даже вольнонаемных постоять за честь флага и, если понадобится, умереть за Россию.

Многие данные о бое, на которые ссылаются российские авторы — начиная со времен Русско–японской войны и до сегодняшнего дня, — базируются на рапорте В. Ф. Руднева. Но к этому документу нужно относиться критически. Например, сведения о расходе боезапаса (1105 снарядов), послужившие основой для выводов о том, что артиллерия «Варяга» вела очень интенсивный огонь, являются просто недостоверными.

Дело в том, что японцы по результатам судоподъемных работ в Чемульпо составили подробнейшую ведомость. В ней фиксировалось буквально все, в том числе и боеприпасы — снаряды, патроны, взрыватели и т. д. Они даже указали число поврежденных гильз. Учитывая приведенные ими цифры и сопоставляя их со штатным боезапасом крейсера, можно сделать совсем другие выводы, чем по рапорту командира «Варяга».

Вообще ситуация, сложившаяся в Чемульпо после возвращения туда «Варяга» и «Корейца», была трагической. Поскольку никто не мог предсказать, как поведут себя японцы (вспомним о заявлении «…атакую Вас на рейде»), рассчитывать на спасение кораблей не приходилось.

Было принято решение о том, что экипажи будут размещены на иностранных стационерах, после чего началась эвакуация. Проходила она недостаточно организованно, причем командир «Варяга» отказался от использования собственных плавсредств.

Часть из них действительно получила повреждения в бою, но некоторые или совсем не пострадали, или могли быть отремонтированы в кратчайшее время.

В конечном итоге крейсер был затоплен, а избежавшая в бою повреждений канлодка — взорвана. Их личный состав разместился на иностранных крейсерах — английском «Тэлботе», французском «Паскале» и итальянской «Эльбе».

Японцы согласились отпустить русских моряков на Родину, более того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненных «варяжцев» отправить в береговой госпиталь, где обеспечили недавним противникам вполне квалифицированную помощь.

Также японцы согласились отпустить экипаж парохода «Сунгари» и охрану российского посольства в Сеуле — десантную партию с броненосца «Севастополь» и казаков–забайкальцев.

Вопреки часто встречающемуся утверждению, что взрыв «Варяга» был отменен по просьбе командиров иностранных кораблей, которые опасались его последствий (якобы их напугал взрыв «Корейца», обломки которого разлетелись в разные стороны), в действительности все произошло иначе.

К тому времени, когда была взорвана канонерская лодка, «Варяг» уже был покинут и медленно погружался в воду. Судя по тому, как долго продолжалось затопление (более двух часов), на нем даже не были открыты кингстоны! Руднев даже обратился к командиру британского крейсера с просьбой сделать несколько выстрелов и ускорить гибель «Варяга».

Вполне естественно, что соблюдавший нейтралитет англичапин счел нужным отказаться.

Довольно любопытной представляется реакция российского командования на события в Чемульпо. Сперва наместник на Дальнем Востоке Е. И.

Алексеев, он же — главнокомандующий вооруженными силами в этом регионе, — был крайне недоволен тем, что Руднев не сумел использовать нейтралитет Кореи и сберечь корабли. Но уже вскоре стало понятно, что японцы оккупируют Корею, а посему говорить о ее нейтралитете просто смешно.

И позиция Алексеева изменилась. Кроме того, многочисленные неудачи начала войны требовалось «сгладить» подвигами, и с этой точки зрения бой «Варяга» и «Корейца» оказался как нельзя кстати.

Вернувшихся в Россию моряков встретили как героев, но за пышными торжественными мероприятиями осталось без внимания, что крейсер затонул на мелком месте. Зато японцы быстро начали на нем судоподъемные работы Правда, изначально они не увенчались успехом, но в 1905 г.

корабль удалось?таки поднять.

После капитального ремонта и модернизации он вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя» (в честь мыса на северной оконечности острова Хоккайдо) и во время службы под флагом Восходящего солнца в основном выполнял роль учебного корабля.

Во время Первой мировой войны японцы согласились продать России — союзнице по Антанте — несколько бывших русских кораблей. Нашей стране они требовались для усиления только что созданной Флотилии Северного Ледовитого океана Так в 1916 г. «Варяг» вернулся под Андреевский флаг.

После того как российский экипаж принял его во Владивостоке, крейсер отправился сперва на. Средиземное море, затем к берегам Кольского полуострова, в Романов–на–Мурмане (после 1917 г. — Мурманск). Оттуда он в феврале 1917 г. взял курс к берегам Англии, направляясь на ремонт.

Но бурные революционные события в нашей стране поставили крест на планах морского командования. После Октябрьской революции корабль захватили англичане, но им

старый и находившийся в далеко не лучшем состоянии крейсер оказался не нужен. Впоследствии они продали «Варяг» на слом, но при буксировке он у берегов Шотландии сел на камни, был частично разобран на металл на месте крушения. А часть его корпусных конструкций и механизмов до сих пор покоится на дне недалеко от города Странрар.

  • ТТХ крейсера «Варяг» (на момент постройки):
  • водоизмещение — 6500 (к 1904 г. — 7022) т;
  • размерения— 127,9/129,8 х 15,85 х 6 м;

скорость — 23 уз., фактическая дальность плавания экономическим ходом (к 1904 г.) — 3682 мили.

  1. Вооружение: 12—152–мм, 12—75–мм, 8—47–мм, 2—37–мм и 2 десантных орудия, 6 торпедных аппаратов.
  2. Бронирование: рубка — 152 мм, палуба — 38 — 76 мм.
  3. Экипаж — 570 человек.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/258295

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector