Линкор тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ттх

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

До появления атомной бомбы лишь одно оружие вызывало такой же страх и поклонение — линкор. В свое время это было самое большое и сложное из когда-либо созданных подвижных сооружений.

История линкоров полна противоречий, она рассказывает нам об одном из самых дорогостоящих проектов воплощенных в жизнь человечеством, который определил современную политическую карту мира.

В ходе гонки вооружений императоры, адмиралы, политики, все находились под влиянием величия и огневой мощи плавучей крепости. Линкоры считались орудием мировой политики и демонстрировали реальные возможности державы на мировой арене.

Линкор «Тирпиц» — это история борьбы за мировое господство, которое завершилось крупномасштабными сражениями XX века.

После демонстративного отказа Германии выполнять Версальский договор в военном ведомстве развернулась дискуссия о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника. Верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер.

В 1939 году со стапелей Германии сходят самые крупные в истории немецкого флота линкоры «Бисмарк» и«Тирпиц».

Внушительный вид новыхвоенных кораблейнастолько поразил воображение фюрера, склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линкора водоизмещением около 144 тыс тонн, но ход войны перечеркнул его планы и положил конец его мечтаниям.  

Линкор «Тирпиц» был построен на верфи  «Wilhelmshaven» в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли «броненосцем» за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки — 360 мм.

Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8000 миль. После гибели «старшего брата» и расстроенных чувств Гитлера, линкору «Тирпиц» в боевых действиях  поучаствовать практически не удалось, но своим присутствием в Норвегии он угрожал конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

За линкорами этого класса разыгралась охота. Они не давали покоя британским авианосцам и советским подводным лодкам.

 Наконец утром 12 ноября 1944 года после сокрушительного шквала огня идущего из 121 самолета, авиация союзников добилась разрыва броневой обшивки и линкор «Тирпиц» начал стремительно кренится на левый борт.

 Вскоре в районе погребов раздался мощный взрыв и боевой корабль перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории сверх линкоров Германии.

С точки зрения истории можно посмотреть на любой линкор и сказать — это самое мощное неядерное вооружение, которое создал человек.

 линкор Тирпиц показательные стрельбы Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

линкор Тирпиц ходовая рубка 

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

орудие линкора Тирпиц, фото сделано в порту Fættenfjord, Норвегия 

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

линкор Тирпиц готовится к бою

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

 Тирпиц в одном из походов

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

линкор «Tirpitz» в порту Fættenfjord возле Trondheim, Норвегия, июнь 1942

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

линкор Тирпиц в Scheerhafen, Киль, 1941

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

линкор «Тирпиц» брат-близнец линкора «Бисмарк», с которым они никогда не виделись

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

линкор «Тирпиц» в порту крепости Altenfjord, Северная Норвегия

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

линкор «Тирпиц» немцы не спешили выставлять в бой 

Длина — 251 м;
Ширина — 36 м;
Высота — 15 м;
Осадка — 10,6 м;
Водоизмещение — 53500 тонн;

  • Судовая силовая установка — 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
  • Экипаж:
  • Вооружение:
  • Авиация:

Мощность — 163026 л.с.;
Скорость — 30,8 узла;
Дальность плавания — до 10000 миль;
Командный состав — 108 человек;
Личный состав — 2500 человек;
Орудие 380 мм — 8;
Орудие 150 мм — 12;
Орудие 105 мм — 16;
Торпедные аппараты 533 мм — 2Х4; 
Зенитное вооружение 37 мм — 16;
Зенитное вооружение 20 мм — 12;
Самолёт «Arado» — 4; 

на линкор «Tirpitz» немцы возлагали большие надежды

AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDetect languageDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatinLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish⇄AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatinLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

English (auto-detected) » Russian

Источник: http://korabley.net/news/linkor_gigant_tirpitz/2014-12-04-70

Траулер против линкора "Тирпиц": супернаглость по-британски. — DRIVE2

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

Нетрудно предсказать результат схватки слона и муравья. Но храбрость последнего вызывает уважение. Точно так же, как и мужество экипажа британского траулера, который собирался бросить вызов грозе арктических конвоев — линкору «Тирпиц».

Хребет британского флота

Как бы обидно это не звучало для величавых линкоров, гордых крейсеров и дерзких эсминцев, но британский флот держался на траулерах. Эти маленькие корабли с начала войны стали для Великобритании по-настоящему незаменимыми.

Ими адмиралтейство «латало дыры», когда не хватало тральщиков, сторожевиков и эскортных кораблей. За годы войны англичане мобилизовали около 800 «рыбаков», которые тралили мины и сопровождали конвои.

В том числе и арктические, доставлявшие СССР помощь по ленд-лизу.

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

Траулер Айршир

  • Одним из таких трудяг войны был траулер «Айршир» лейтенанта Лео Грэдуэлла — главного героя этого рассказа.
  • Герои Арктики

Конвои PQ и QP (из Исландии в Россию и обратно) редко обходились без траулеров. Шумные, медленные и нещадно дымящие «рыбаки» всегда критиковались всеми другими эскортными кораблями.

Однако у команд траулеров на этот счёт было своё мнение.

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

Один из представителей славного семейства траулеров —

Как писал историк Дэвид Ирвинг, старпом «Айршира» Дик Элдсен сочинил по этому поводу стишок «Парни с траулеров», состоявший из семи похабных четверостиший. Только два из них могут быть уместны для воспроизведения (перевод Е. Скибинского и В. Нагирняка):

_»Мы салаги без гироскопа.А что дымим, хрен с ним,можем хоть всё небо задымить,Если удержим ход 11 узлови удержимся в строю QP или PQ.Наши стволы бесполезны против немцев,и боеприпасов у нас в обрез.Когда нас посылают вместе с эсминцами,те — кроме как нас доставать — ничем не занимаются,

так мы помогаем эскортировать PQ или QP».

Тем не менее, бывшие «рыбаки» балластом не были. Они смогли это доказать во время проводки известного конвоя PQ-17.

Новое Ютландское сражение

27 июня 1942 года из Исландии в СССР вышел очередной конвой — PQ-17. Готовясь к его проводке, адмиралтейство предполагало, что противник постарается не допустить прихода судов в советские порты.

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

Полный размер

Немецкий линкор Тирпиц

Агрегатор новостей 24СМИ

Союзники считали, что немцы бросят в бой свой главный козырь — эскадру тяжёлых кораблей вместе с линкором «Тирпиц». Поэтому перед выходом PQ-17 в море контр-адмирал Гамильтон заявил на встрече с капитанами торговых судов следующее:»Вы можете стать причиной генерального морского сражения — возможно, даже нового Ютландского боя».

Исходя из этого, Лео Грэдуэлл сделал выводы. Ему не хотелось стать участником сражения. Он планировал просто довести конвой до места назначения. Но на всякий случай лейтенант разработал свой план боя с «Тирпицем».

Каждый сам за себя

Неделю конвой упорно шёл по маршруту, отбивая атаки немецких самолётов и подлодок. Но 4 июля 1942 года Дадли Паунд, первый морской лорд, отдал приказ: «Конвою рассеяться».

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

Суда и эскортные корабли PQ-17 в Исландии перед выходом конвоя в море

Это решение было принято, потому что британцы с часу на час ждали атаки «Тирпица» на конвой. Несмотря на то, что немецкий линкор ещё даже не вышел в море, конвой распустили. Эскортные корабли и торговые суда стали расползаться в разные стороны.

Крейсеры и эсминцы на полной скорости ушли на запад. Наблюдая за ними, командир «Айршира» подумал: корабли спешат на «новый Ютланд»… Тем не менее, он решил приготовиться к встрече с немецкой эскадрой и отдал необходимые приказы.

По его мнению, «Тирпиц» вскоре мог появиться на горизонте.

Куда деваться, будем драться

План боя был прост: пожертвовать собой.

Понимая, что имеющейся пушкой траулеру линкор не потопить, Грэдуэлл решил нанести вред немцам другим способом. Вот что рассказал об этом Дик Элдсен:»102-мм снаряды были подняты наверх и разложены вокруг орудия.

Затем мы связали вместе глубинные бомбы и топливные бочки, установив взрыватели бомб на глубину 15–18 метров. Мы собирались сбрасывать их под нос „Тирпицу“ вместо плавучих мин».

Затем Грэдуэлл хотел направить траулер прямо на линкор и, врезавшись в него, взорвать свой корабль.

Однако на практике проверить этот план не удалось. «Тирпиц» так и не пришёл.

Собрать, что осталось

Поняв, что путь к Мурманску перерезан немцами, Грэдуэлл решил укрыться во льдах. «Айршир» взял курс на север.По пути к нему присоединились три американских судна, которые искали хоть какой-то защиты.

Все вместе они переждали несколько дней, отсиживаясь во льдах. А когда вдалеке перестали греметь взрывы немецких бомб и торпед, маленький караван покинул своё убежище.

«Айршир» и его подопечные взяли курс на Новую Землю.

Вечером 9 июля 1942 года траулер привёл три парохода в пролив Маточкин Шар, где собирались уцелевшие суда PQ-17. Там янки выразили команде храброго траулера благодарность за их спасение. Они подарили британцам несколько блоков сигарет и шоколад.

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

Спустя две недели «Айршир» доставил своих подопечных в Архангельск. Как вспоминали очевидцы, это было потрясающее зрелище. Траулер шёл во главе трёх транспортов, выкрашенных в ослепительный белый цвет(суда окрашивались белой краской для маскировки, когда скрывались во льдах. — Прим. автора).

Честь британского флота

Роспуск PQ-17 закончился катастрофой. Были потоплены 24 судна. Вместе с ними на дно ушло 430 танков, 210 самолётов, 3350 грузовиков и почти 100 тысяч тонн груза.Виной тому был «призрак» немецкого линкора, внушивший страх британскому адмиралтейству.

Но что было бы, если бы конвой не распустили? Выдержал бы он удар немецкой эскадры?

Евгений Башин-Разумовский, эксперт по историческим вопросам:Это вопрос вопросов. Однако прикрытие конвоя было более, чем серьёзным. Располагая двумя линкорами, авианосцем, шестью крейсерами (в том числе пятью тяжелыми), большим количеством эсминцев и подлодок, союзники вполне могли устроить немецкому соединению кровавую баню.

Причины, по которым было принято решение о роспуске конвоя, до сих пор остаются неизвестными, и скорее всего, имеют политическую подоплеку.Этого мы никогда не узнаем. Однако точно известно другое. Британские моряки были готовы остановить «Тирпиц» любой ценой.

Это доказали Лео Грэдуэлл и его мужественный экипаж, готовые бросить вызов «грозе Арктики» даже ценой собственной жизни.

Взято тут: naspravdi.info/novosti/vo…supernaglost-po-britanski

Источник: https://www.drive2.ru/b/503279183577744088/

Гибель «короля океанов»

В истории Второй мировой войны боевое взаимодействие стран – участниц антигитлеровской коалиции занимает особое место. Далеко не все эпизоды этого сотрудничества ныне известны широкой общественности, в том числе потопление самого мощного корабля германского флота.

В истории Второй мировой войны боевое взаимодействие стран – участниц антигитлеровской коалиции занимает особое место. Далеко не все эпизоды этого сотрудничества ныне известны широкой общественности, в том числе потопление самого мощного корабля германского флота.

1943 год. Командование британских королевских ВМС по-прежнему опасается ударов кригсмарине на севере – там, где проходят маршруты знаменитых арктических конвоев, доставляющих в СССР вооружение, военную технику, боеприпасы, продовольствие и многое другое. В конце августа в Лондоне узнают о подготовке немцами масштабной операции с участием линкоров, включая крупнейший из них – «Тирпиц».

Читайте также:  Какие луки бывают, и как их правильно выбрать: для охоты, для стрельбы, для начинающих

Поврежден, но все еще опасен

Этот линейный корабль с полным водоизмещением 56 000 тонн (длина – 251 метр, ширина – 36 метров) имел восемь 380-мм и дюжину 150-мм орудий, мог развивать максимальную скорость 30,8 узла, дальность его плавания составляла девять тысяч морских миль. «Король океанов» нес на борту шесть гидросамолетов «Арадо-196», экипаж – 2340 человек.

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

«Тирпиц» почти не покидал базы оккупированной вермахтом Норвегии, поскольку Гитлер опасался за судьбу линкора после гибели однотипного с ним «Бисмарка». И тем не менее он представлял немалую потенциальную угрозу союзным арктическим конвоям, сковывал значительные силы британских ВМС.

Англичане старались не спускать глаз с «Тирпица».

По договоренности с советским руководством на аэродром Ваенга-1, расположенный неподалеку от Мурманска – в 275 километрах за Полярным кругом, перелетело 543-е авиаразведывательное звено королевских ВВС – три «фотоспитфайера», которые пилотировали майор Робинсон, лейтенанты Диксон и Кенрайт.

Летчики подчинялись непосредственно британской военной миссии в Полярном. Через нее они получали задания и на разведку в интересах Северного флота. С сентября по ноябрь 1943-го самолеты звена совершили 50 полетов над основными военно-морскими базами немцев в северной Норвегии.

Кстати, бдительные «компетентные органы» не раз докладывали командующему Северным флотом адмиралу Арсению Головко, что англичане ведут фотосъемку и советской территории. Но штаб СФ не шел на обострение отношений с союзниками.

Чтобы вывести «Тирпиц» из строя, британцы спланировали атаку сверхмалых подводных лодок. Операция прошла успешно. 22 сентября 1943 года корабль получил серьезные повреждения в результате применения мини-субмаринами подрывных зарядов. Бронированный гигант поставили на ремонт, завершившийся лишь к весне 1944-го.

В ноябре 1943 года самолеты британского авиазвена передали 118-му разведывательному полку ВВС Северного флота. Английские пилоты возвратились на родину. Однако лейтенанту Диксону спустя четыре месяца предстояло вновь прилететь в Ваенгу…

Упреждающие налеты

1944 год. Масштабное наступление Красной армии на Восточном фронте требовало новых поставок. Между тем высадка западных союзников в Нормандии предполагала использование огромного числа плавсредств, занятых перевозкой грузов в СССР.

Решить эти задачи удалось бы только поэтапно: сначала перебросить в Мурманск и Архангельск максимальное количество всего необходимого советским войскам, а затем задействовать суда в десантной операции в Европе.

При принятии этого решения учитывалось и увеличение летом на севере светлого времени суток.

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

Итак, с января по май 1944-го по северному маршруту отправляются крупнейшие за всю войну караваны (следующий конвой взял курс на Россию лишь в середине августа). Но британское адмиралтейство не без оснований опасалось, как бы они не оказались добычей кригсмарине, ведь ремонт «Тирпица» близился к концу. В Лондоне на сей раз решили попытаться уничтожить линкор ударом с воздуха.

В марте 1944-го для активизации наблюдения за «Тирпицем» в Ваенгу-1 опять перебросили звено разведывательных «Спитфайеров». Майор Фурнис, лейтенант Сирг и уже знакомый нам лейтенант Диксон регулярно снабжали английскую миссию и штаб Северного флота добытой информацией. А вскоре в ходе авианалета главный корабль германских ВМС был выведен из строя на четыре месяца.

На исходе мая британских летчиков отозвали домой, а их машины, как и в предыдущем случае, получил наш 118-й авиаполк.

В июле и августе 1944 года необычайно живучего бронированного монстра Третьего рейха атаковали английские самолеты с «плавающих аэродромов». Безуспешно. С учетом этих неудач в сентябре в Лондоне разработали новую, обстоятельно продуманную операцию с целью потопления «Тирпица». Она получила название «Параван» (Paravane).

Курс на Архангельск

План предусматривал следующее: британские тяжелые бомбардировщики «Ланкастер» перелетают на советские авиабазы, стартуют оттуда, направляются в Норвегию и сбрасывают на немецкий линкор сверхмощные бомбы «Толлбой» (Tallboy) конструкции британского инженера Барнса Уоллиса весом более пяти тонн. Удар с данного направления по замыслу англичан явился бы полной неожиданностью для противника.

Для участия в операции были отобраны лучшие подразделения королевских ВВС: 9-я эскадрилья подполковника Бэйзина, совершившая первые налеты на Берлин, и 617-я эскадрилья, летчиков которой за подрыв гидротехнических сооружений на Рейне назвали разрушителями дамб. Ими командовал подполковник Тейт, трижды удостоенный ордена «За боевые заслуги» – одной из высших наград Великобритании. Возглавлял авиасоединение полковник Макмаллен.

В экипажах не было ни одного пилота, летавшего над Германией менее 60 раз. Все летчики имели награды или особые поощрения. В Лондоне не сомневались: атака обречена на успех.

11 сентября 1944 года ровно в 21.00 с аэродрома Лузимаут поднялся в небо 41 самолет, взяв курс на Архангельск. Через десять часов представитель британской миссии на севере капитан Уокер уведомил командование Беломорской флотилии о перелете соединения «Ланкастеров».

Для расселения англичан к аэродрому Ягодник близ Архангельска подогнали старенький пароход «Иван Каляев». (Замечу в скобках: судно носило имя эсера-террориста, убившего в 1905 году великого князя Сергея Александровича – дядю императора Николая II.

И… родственника британского королевского дома. Но о подобной «мелочи» в Москве не подумали. В Лондоне же на нее, похоже, решили не обращать внимания.) На берегу оборудовали две большие землянки на 50 человек.

Но когда выяснилось, что вместо ожидаемых тридцати самолетов прибудут свыше сорока да еще и с пассажирами (всего 334 человека), в течение суток вырыли и обустроили еще пару землянок. В каждой установили радио, провели телефон.

В распоряжение гостей с Туманного Альбиона выделили два катера для связи с городом и два одномоторных самолета.

12 сентября в 6.00 над Ягодником показался первый «Ланкастер» капитана Прайера. Не отвечая на приветствия после приземления, летчик бросился к радиостанции.

Из-за плохой погоды, но главное – из-за несоответствия частот позывных советского радиомаяка и английских радиоприемников «Ланкастеры» шли на посадку вслепую, без корректировки.

Вот почему из 41 самолета на Ягодник сел лишь 31 бомбардировщик, а 10 машин очутились в других местах. К счастью, никто из летчиков серьезно не пострадал, но все эти самолеты требовали мелкого ремонта.

Больше всех не повезло экипажу лейтенанта Кили, угодившему в болото возле деревни Талаги. Сюда пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел пилотов к реке, откуда их эвакуировал гидроплан. Четыре «Ланкастера» спустя несколько часов самостоятельно перелетели на Ягодник. На шести машинах повреждения устраняли на месте посадки.

Операция «Параван»

Советские авиаторы получили возможность познакомиться с лучшими летчиками и бомбардировщиками Соединенного Королевства. «Ланкастеры» заслужили высокую оценку.

Каждый, кто осматривал самолеты, составил для штаба авиации флота подробный отчет.

Особое внимание обращалось на прицел и модернизированный астрограф, который автоматически вычислял координаты нахождения машины, отмечая их на самодвижущейся пленке и карте штурмана.

Не ускользнули от глаз наших специалистов и два локатора, а также лючок с правой стороны носовой кабины. Удалось выяснить, что он предназначен для выбрасывания фольги, нейтрализующей луч вражеского локатора. Одним словом, отечественные пилоты и инженеры открыли для себя много интересного.

Готовясь к операции, командиры британских эскадрилий совместно с советскими штабными офицерами занимались уточнением маршрута. Экипажи отдыхали.

15 сентября 1944 года в 4.37 утра самолет «Москито» капитана Уотсона вылетел на разведку погоды в районе цели. Над Каа-фиордом небо было чистым. Как только об этом узнали на Ягоднике, в воздух поднялись 28 «Ланкастеров». Среди пилотов царило приподнятое настроение.

В 10.00 самолеты легли на курс. На борту – 21 сверхмощный «Толлбой» и 72 двухсоткилограммовые бомбы. В 13.57 вышли на цель. Вражеские зенитки молчали. Неожиданно одна из машин, летевшая слева от флагманского «Ланкастера», выпала из строя и устремилась на «Тирпица».

Общий порядок оказался нарушенным. Ведущий – подполковник Тейт вынужден был повести бомбардировщики на второй круг. Нанести удар внезапно не получилось. Противнику хватило двух минут, чтобы поставить дымовые завесы. На втором заходе бомбы сбрасывали как придется.

В 14.04 самолеты направились на аэродром Ягодник, где и приземлились через три часа. В Англию последовала только одна машина, на которой находились военные корреспонденты, следившие за ходом налета.

Позднее стало известно: в результате взрыва одной из бомб в обшивке линкора образовалась пробоина размером 10 на 14 метров, в которую хлынула вода. На основании агентурной информации, поступившей из Норвегии, а также фотографий авиаразведки специалисты определили: на восстановление «Тирпица» уйдет не менее девяти месяцев.

Таким образом, операция «Параван» успешно завершилась. «Короля океанов» вывели из строя. За высокую организацию обеспечения британских эскадрилий командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Юрий Пантелеев и еще два советских офицера были награждены английскими орденами.

Последний удар

Самолеты союзников покидали Архангельск группами. Пилоты королевских ВВС прощались с Россией с чувством исполненного долга. Остававшиеся экипажи коротали время на экскурсиях по городу, а вечерами – на танцах в аэродромном клубе и за просмотром советских фильмов. Кое-кто пытался ухаживать за русскими девушками, о чем незамедлительно узнавали особисты.

27 сентября в 22.00 состоялась торжественная церемония прощания с англичанами, улетавшими последними. Шесть аварийных «Ланкастеров» безвозмездно передавались советской стороне. Два отремонтированных самолета послужили в ВВС Северного флота. Их конструкция и аппаратура были тщательно изучены. Позднее эти данные пригодились при создании стратегической авиации СССР.

Ну а какова же дальнейшая судьба «Тирпица»?

12 ноября 1944 года 32 «Ланкастера» все тех же 9 и 617-й эскадрилий стартовали с территории Великобритании и полетели на север Норвегии. Здесь, в бухте близ портового города Тромсе базировался германский линкор. Для того чтобы самолеты смогли достичь объекта атаки, нанести удар и вернуться обратно, на них установили дополнительные баки и сняли верхнюю турель.

В ходе операции три бомбы «Толлбой» попали в цель, а две разорвались рядом с линкором. Сильнейший взрыв сорвал одну из орудийных башен корабля. Он перевернулся вверх килем и затонул. Из находившихся в тот момент на «Тирпице» 1700 членов экипажа погибли тысяча человек, включая командира – капитана-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберта Вебера.

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/8883

Гибель линкора: семьдесят пять лет назад «верзилы» уничтожили «Тирпиц»

12 ноября 201916:28

12 ноября 1944 года британские военные самолеты потопили у берегов Норвегии гигантский линкор «Тирпиц» — флагман немецкого флота и любимый корабль Адольфа Гитлера.

Союзники вели охоту на него в течение двух с половиной лет, до успешной атаки произведя бесчисленное количество попыток. Поучаствовала в схватке с «Тирпицем» и советская подлодка К-21.

Уничтожение линкора-исполина развязало руки флоту союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.

Линейные крейсеры типа «Бисмарк» были построены на верфях Германии в 1939 году с нарушением лимита водоизмещения Вашингтонского соглашения, имели необычайно мощную броню и являлись настоящей гордостью немецкого флота (кригсмарине).

Несмотря на милитаристскую ориентированность своего режима, нацисты успели создать лишь два таких суперкорабля: собственно «Бисмарк», названный в честь первого канцлера Германской империи, и «Тирпиц», получивший наименование по имени адмирала — основателя современного немецкого флота.

Это были наиболее мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, когда-либо сконструированные в Германии. Их орудия превосходили боевое оснащение морских судов стран-союзниц.

Читайте также:  Airbus a-320: самолёт аэробус, лучшие места в салоне, кабина, взлётная скорость, технические характеристики (ттх)

В ночь на 16 января 1942 года «Тирпиц» навсегда покинул порт приписки Вильгельмсхафен. Командование кригсмарине отправило его в норвежские воды для выявления арктических конвоев в СССР и противодействия операции британских коммандос на острове Вогсей.

Соответствующее решение принималось лично Гитлером на совещании с главкомом кригсмарине Эрихом Редером, начальником верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем и руководителем штаба Альфредом Йодлем.

Причин тому было две: во-первых, фюрера беспокоила возможность высадки союзников на севере Норвегии, во-вторых, нехватка дизельного топлива и отсутствие поддержки авианосцев не позволяли послать «Тирпиц» в океан.

Легендарный линкор был настоящей плавучей крепостью с командой из 2,5 тыс. человек, полное вооружение ПВО составляло 84 ствола, а бортовая броня достигала 15 дюймов, не имея аналогов в мире.

Как рассказывает «Газета.ру», она была способна выдержать удар бомбы любой мощности и защитить корабль от ударов авиации. Достижением немецкой оптической промышленности являлся высококлассный дальномер, способный измерять расстояние до 100 км.

Но и на эту махину нашлась управа. Решающая операция союзников получила обозначение «Катехизис». 12 ноября 1944 года в цель угодили три авиационные бомбы «Верзила». Одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили защиту и проделали примерно 60-метровую дыру в левом борту корабля, вызвав пожар и последующий взрыв в пороховом погребе.

«Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через десять минут после атаки затонул к западу от Тромсе, в бухте Хокейботн.

Жертвами бомбардировки и затопления корабля стали 950 человек, в том числе капитан линкора Роберт Вебер. Примерно 750 морякам удалось спастись. Загадкой истории остается — почему истребители люфтваффе не помешали атаке британской авиации, ведь сохранение «Тирпица» являлось для Германии задачей без преувеличения государственного масштаба.

Немецким силам ПВО удалось повредить лишь один самолет.

Как следствие, командир эскадрильи люфтваффе, ответственной за прикрытие района Тромсе, был обвинен в преступном пренебрежении служебными обязанностями и приговорен к смертной казни, замененной тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной лагерь до завершения войны.

Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьезную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.

Это позволило перевести главные надводные силы британского флота — эскадренные авианосцы, быстроходные легкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны для боевых действий против Японии.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2019/11/12/gibel-linkora-semdesyat-pyat-let-nazad-verzily-unichtozhili-tirpic

Линкор «Тирпиц». Каким был его путь к последнему причалу?

В 50-х годах, когда от прошедшей войны нас отделяло ещё относительно небольшое время, а арсеналы и склады были затоварены трофеями, в том числе и кораблями, возникла проблема их утилизации.

Разумеется, говорю о тех, что были сохранными, пригодными для использования — таких как рейдер «Адольф Гитлер», недостроенный отечественный линкор «Советский Союз» или продолжающих ещё лежать на дне, ожидая своей участи, как линкор «Джулиано Чезаре», и до которых ещё не скоро дойдут руки.

Ремонтировать, модернизировать, достраивать их не было ни средств, ни смысла. Естественно, товар пускали в лом или, как говорили на флоте, на гвозди.

Одним из таковых был линкор «Tirpitz», гордость немецкого Kriegsmarine и лично Гитлера.

Без преувеличения можно сказать, что этот шедевр технического искусства являл собой боевое совершенство, последние достижения технического прогресса, грозу морей, перед которым союзники проявляли нескрываемый страх.

Гигант, который мог сыграть далеко не самую последнюю роль в исходе 2-й мировой, причём далеко не в пользу союзников. Выйди он своевременно на тропу войны, и навряд ли хотя бы один караван, даже под охраной мощного конвоя смог бы добраться до Мурманска или Архангельска.

А ведь лендлизовская помощь, особенно в первые годы войны, нужна была нам, как кровь для тяжелобольного. Американские «Liberty» — сухогрузы, как и английские эсминцы, крейсера, на фоне собственной неуязвимости, были для него самим богом данной мишенью.

Для своего времени это было самое настоящее чудо техники, каким не могла похвалиться ни одна из союзнических держав. По всем ТТД: вооружению, степени живучести, скорости и дальности автономного хода, мощности турбин, броневой защиты — ему не было равных в мире.

Достаточно сказать что мощный, до 350 мм, броневой пояс мог безболезненно переносить удары торпед — главного оружия подводных лодок, также как палубный настил до 85 мм надёжно защищал от нападения авиации. Его водоизмещение в дедвейте достигало 52−53 тыс. т.

Мало того, что этот линкор уже в 1941 г. под вымпелом флагмана был зачислен в состав Kriegsmarine, но Гитлер на полном серьёзе вынашивал план строительства супергиганта водоизмещением около 140 тыс. т., чтобы потом в спарке с «Тирпицем» выйти на настоящую охоту. Для сравнения: самый тяжёлый современный авианосец США «Nimitz» не превышает 100 тыс.т.

Этой коварной задумке фюрера, однако, не суждено было сбыться — не позволяло ни время, ни средства. Одно дело — на строительство такого супергиганта требовалось как минимум 5−6 лет, другое — непостижимая уйма денег. По указанной причине проект был забаллотирован, как, впрочем, не был использован по назначению и полностью готовый к действию «Тирпиц».

Несмотря на то что корабль был сдан в строй в 1941 году, Гитлер по какой-то не совсем понятной причине не торопился выпускать его на тропу войны.

Возможно, причиной тому была скрытая боязнь потерять его, что его постигнет такая же судьба, какая постигла его предшественника «Бисмарка», разменявшего свою жизнь на лучший крейсер британских ВМС.

По другой версии Кригсмарине, в функцию которого входила борьба с лендлизовскими караванами, вполне обходилась подводными лодками. Так это или нет, ответить точно никто не в состоянии. Скорее всего корабль предназначался для выполнения функции «резервного полка».

Базой его стоянки был избран расположенный в норвежском Альтен-фьорде порт Тромсё, откуда до границы СССР было буквально подать рукой.

Практически всю свою недолгую жизнь корабль проводил в мелких вылазках или стоя на якорях и осуществляя ремонты повреждений, наносимых ему союзнической авиацией. За всё время своего существования он только однажды совершил серьёзный выход к берегам Шпицбергена.

Став на расстоянии прямого выстрела, главными калибрами он по полной оттяжке и в считанные часы превратил в руины г. Барнцбург.

Следует отметить, что уже с самого первого дня базирования в Норвегии на него, как на лакомую мишень, была объявлена охота всех возможных сил союзников: авиации, подводных лодок, надводных кораблей и даже диверсионных средств в форме управляемых человеком торпед.

Однако, даже с применением для этого целых армад самолётов, достигаемые результаты оставляли желать много и много лучшего.

Потери сторон, как по количеству, так и по качеству, были совершенно несоизмеримыми: для обычных 250-килограммовых авиабомб орешек в буквальном смысле был слишком крепким — как палубная, так и бортовая броня надёжно защищала монстра, а зенитная артиллерия доставляла авиации много хлопот. После каждого налёта гибло по 2−3 самолёта.

Эти потери с учётом наземных условий были безвозвратными как в отношении лётного состава, так и машин. Только однажды повреждение было настолько серьёзным, что на ремонте пришлось простоять в течение нескольких месяцев.

За счёт удара торпеды, сброшенной с бомбардировщика, ниже ватерлинии была нарушена связь плит броневого пояса, а в машинном отделении с фундамента была сорвана одна из турбин. Затопило несколько отсеков. О продолжении боевых действий не могло быть и речи.

Как и следовало ожидать, беспомощное состояние корабля совсем не освобождало его от охоты на него союзнических сил.

Конечно же, в необычном «сафари» принимали участие и наши моряки. Считается, что подводная лодка «Щука» под командованием капитана второго ранга Лунина, которая в качестве памятника до сих пор стоит на постаменте в г. Полярном, подкравшись на расстояние прямого выстрела, влепила в него две торпеды.

Взрывы их были отчетливо зафиксированы гидроакустиками ПЛа, как, впрочем, и немецкими береговыми средствами ОВРа (охраны водного района). Однако в источниках иностранной литературы такое отрицается, но считается, что одной из торпед был уничтожен стоящий недалеко от линкора эсминец, а вторая, не встретив цели, врезалась в береговые скалы.

Однако, как бы-то там ни было, корабль после ремонта оставался в строю и продолжал стоять на якорях в ожидании команды на выход.

Тем временем союзники, видя тщету от применения 250-килограммовых бомб, решили применить специально приготовленные для этой цели 5-тонные Tallboy. На этот раз попытка увенчалась успехом.

И хотя большинство фугасов, как это бывало и до применения «супертяжей», ушли мимо, оставив на берегу до сих пор сохранившиеся заполненные водой воронки — озёра, три из них цели всё-таки достигли: два заряда, легко проломив броневой настил, взорвались в нижних палубах, нанеся кораблю непоправимый ущерб. Почти на протяжении 60 м разошёлся броневой защитный пояс. В образовавшуюся щель хлынула забортная вода. Корабль моментально стал набирать крен и, перевернувшись вверх килем, пошёл ко дну. Третья бомба, срикошетив от башни главного калибра, взорвалась далеко за бортом. Вместе с кораблём в царство Нептуна ушло около 1000 моряков. На календаре истории было 12 ноября 1944 г.

70 лет прошло с конца войны: давно уже извлечена и порезана основная часть корпуса, что-то из останков стало достоянием музеев, большая часть ушла в доменные печи, а небольшой фрагмент носовой части в качестве реликвии так и остаётся достоянием Нептуна. Давно умолкли пушки дальнобойные, и лишь скромный, отёсанный гранит в назидание потомкам напоминает о былой трагедии 20 века.

Погибшим на море приносят венки и на воду их опускают.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/75683/

«Тирпиц» vs. «Норт Кэролайн»: какой линкор круче?

Сама Showboat (так прозвали «Норт Кэролайн» в ВМС США после того, как на ее ходовые испытания собрались посмотреть с берега тысячи зрителей) всю войну провела на Тихом океане, где пересечься с «Тирпицем» было, прямо скажем, сложновато.

Но её систершип «Вашингтон» в 1941-42 годах нёс службу в Атлантике, и, среди прочего, участвовал в охранении конвоя PQ-17 летом 1942 года, где имел более чем реальные шансы обменяться с «Тирпицем» залпами главного калибра.

Боя артиллерийских кораблей тогда так и не произошло, но сравнить всё равно интересно. Итак, поехали.

Представление участников

С немецкой стороны: линейный корабль «Тирпиц», второй корабль типа «Бисмарк». Построен на военной верфи в Вильгельмсхафене, заложен в ноябре 1936 года, спущен на воду 1 апреля 1939, передан флоту 25 февраля 1941, достиг боевой готовности летом 1941 года. Стандартное водоизмещение корабля — около 43000 тонн, полное — около 52000.

«Тирпиц»

С американской: линейный корабль типа «Норт Кэролайн». Два корабля этого типа были построены в 1937-41 годах. Это первые линкоры, переданные американскому флоту после Вашингтонского договора 1922 года, установившего ограничения на размеры флотов и характеристики боевых кораблей стран-участников соглашения. Стандартное водоизмещение — около 37500 тонн, полное — около 44400.

«Норт Кэролайн»

Вашингтонский морской договор 1922 года был подписан США, Великобританией, Японией, Францией и Италией. Фактически для тех лет он представлял собой договор об ограничении стратегических вооружений.

Ключевые моменты соглашения — введение потолков тоннажа для отдельных категорий кораблей каждого флота и ограничение характеристик перспективных боевых единиц. Так, тоннаж линейных флотов стран подписантов должен был соотноситься как 5 — 5 — 3 — 1,7 — 1,7 для Британской империи, США, Японии, Франции и Италии соответственно.

В метрических тоннах стандартного водоизмещения это соотношение выглядело как 533400 — 533400 — 320040 — 177800 — 177800. 

Ограничение характеристик касалось водоизмещения кораблей и калибра артиллерии. Так, корабли линейного класса (линкоры и линейные крейсера) не должны были иметь стандартное водоизмещение более 35000 тонн, запрещалась установка артиллерии крупнее 406 миллиметров.

Обычным крейсерам не позволялось иметь артиллерию крупнее 203 мм и превышать 10000 тонн водоизмещения. Эти ограничения заложили стандарты «вашингтонских кораблей». Кроме того, соглашение вводило «линейные каникулы» — запрещая, за несколькими исключениями, строительство новых линкоров в течение 10 лет.

Позднее каникулы были продлены ещё на пять лет, до 1937 года.

Германия, которой согласно положениям Версальского договора запрещалось строить корабли тяжелее 10 тысяч тонн в принципе, не участвовала в соглашении. Позднее активизация немецкого и японского военно-морского строительства приведёт к фактическому разрушению Вашингтонской системы.

Сравнивать будем по следующим параметрам: огневая мощь, бронирование и противоторпедная защита, ПВО, ходовые качества, возможности радиоэлектронного оборудования.

Огневая мощь

Тяжёлые артиллерийские корабли строятся, что логично, для уничтожения противника артиллерийским огнём. Огневая мощь — ключевой параметр для любого линкора. Что с мощью у наших участников?

Главный калибр немца: восемь орудий 38 cm SK C/34 в четырёх башнях Drh.L. C/34e.

Калибр — 380 миллиметров, дальность стрельбы — 35,6 километра стандартными 800-килограммовыми бронебойными или фугасными снарядами, 55,7 километра — облегчёнными 495-килограммовыми фугасными снарядами. Скорострельность по паспорту — 2,5 выстрела в минуту на орудие.

На испытаниях была достигнута скорострельность в 3,125 выстрела в минуту на орудие. В боевых условиях немец показывал скорострельность примерно в один выстрел в минуту на орудие.

Вес залпа главного калибра немецкого линкора составляет 6400 килограммов. В реальных боевых условиях за пять минут при скорострельности один выстрел в минуту на орудие (что весьма немало для такого калибра) «Тирпиц» отправит в сторону оппонента 32 тонны металла и взрывчатки.

«Тирпиц»

Средний калибр «Тирпица» состоял из орудий двух систем. Во-первых, это 12 150-мм орудий 15 cm SK C/28 в шести башнях Drh.L.C/34. B. Их скорострельность достигала шести выстрелов в минуту, вес снаряда — 45,3 килограмма, дальность стрельбы — до 25 километров. Эти орудия предназначались в первую очередь для борьбы с лёгкими кораблями противника, например, атакующими эсминцами.

В качестве второго среднего калибра немец использовал 16 105-мм пушек 10.5 cm SK C/33 в спаренных установках. Эти универсальные орудия в первую очередь предназначались для ПВО, но могли вести огонь и по надводным целям.

Максимальная дальность стрельбы этих пушек превышает 17 километров, досягаемость зенитного огня — более десяти километров, скорострельность — 15-18 выстрелов в минуту, вес снаряда — 15,1 килограмма. Сухопутная версия этой пушки — 10.

5 cm FlaK 38 — была основной артиллерийской системой ПВО рейха во время войны, прикрывая крупные города и важные военные объекты.

Перейдём к «американцу». Главный калибр «Норт Кэролайн» — девять 406-мм орудий 16″/45 Mark 6 в трёхорудийных башнях. Дальность стрельбы 1225-килограммовыми бронебойными снарядами — 33,7 км, 862-килограммовыми фугасными — 36,7 км.

Важно помнить, что реальные дистанции морского боя для всех кораблей были как минимум вдвое меньше паспортных значений дальности.

Паспортная скорострельность — два выстрела в минуту, в бою «Норт Кэролайн» показывал скорость стрельбы в 1,56 выстрела в минуту на орудие. Вес залпа главного калибра «американца» — 11025 килограммов, а за пять минут с установленной боевой скорострельностью «Норт Кэролайн» или «Вашингтон» отправят в сторону врага 85995 килограммов металла и взрывчатки.

«Норт Кэролайн»

Вспомогательный калибр у американцев универсальный: 20 127-мм орудий 5''/38 Mark 12 в спаренных установках.

Эти орудия использовались во множестве модификаций: в качестве основных на эсминцах, в качестве зенитных и противоминного калибра — на крейсерах, линкорах и авианосцах.

Дальность стрельбы — более 16 километров, досягаемость по высоте — 11 километров, скорострельность — 15 выстрелов в минуту, вес снаряда — чуть более 25 килограмм.

По основному параметру серьёзное преимущество у «американца» — у него больший вес залпа, более высокая боевая скорострельность и более чем в полтора раза больший вес бронебойного снаряда. «Тирпиц» же для своего водоизмещения откровенно недовооружён, что типично для немецкой школы, строившей недовооружённые, но перезащищённые корабли.

Рейтинг: «Тирпиц» — 3 «Норт Кэролайн» — 4,5

Броня и противоторпедная защита

Бронирование немецкого линкора довольно сложно и разнообразно. Его основу составляет 320-мм главный пояс, по длине простирающийся от первой до последней башни главного калибра. Верхняя часть борта защищена 145-мм бронёй, нижняя — 170-мм.

В носовой части вдоль ватерлинии корабль прикрыт 60-мм броневым поясом, а в корме — 80-мм. Траверзы, то есть поперечные бронированные переборки, защищающие погреба боезапаса от попаданий снарядов с носа и кормы, имеют толщину 220 мм, так же закрыты и подбашенные отделения.

Существенную роль в броневой защите жизненно-важных узлов и агрегатов «Тирпица» играет бронированная палуба толщиной от 80 до 110 миллиметров. Она призвана защищать корабль от снарядов, прилетающих со средних дистанций по относительно настильной траектории.

Если вражеский снаряд попадёт в борт «немца», то, чтобы добраться до машинного отделения, ему придётся пробить не только 320 мм главного пояса, но и 110 мм скоса броневой палубы, от которой он, скорее всего, отрикошетит.

Башни главного калибра немецкого корабля защищены со лба 350-мм броней, с бортов — 150-мм. Крыши башен имеют толщину 130 мм.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Противоторпедная защита «Тирпица» рассчитана на подрыв 350-кг боевой части торпеды, снаряжённой ТГА (смесь тротил-гексоген-алюминий), на глубине в половину проектной осадки (около пяти метров).

«Американец» бронирован заметно проще: ключевым элементом его защиты является цитадель, фактически — броневая коробка толщиной до 305 мм с борта и до 282 мм на фронтальных переборках-траверзах, прикрытая сверху 128-мм бронированной палубой без скосов.

С одной стороны, это даёт лучшую, чем у немецкого корабля, защиту от бомб и снарядов, падающих сверху под большим углом, с другой — хуже защищает от попаданий по настильной траектории.

Это связано в том числе с разными условиями боев: немецкий корабль рассчитывался в первую очередь на бои с англичанами в Северной Атлантике, где видимость чаще всего ограничена и дистанции не слишком велики.

Американский — на бои на Тихом океане, где стычки на дальних дистанциях куда более вероятны, а противник имеет многочисленный парк пикирующих бомбардировщиков.

Башни главного калибра «Норт Кэролайн» имеют лоб в 406 мм, борт в 249 мм и крышу в 178 мм, что заметно превосходит показатели немецких установок.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Американский корабль лучше защищён и с носовых курсовых углов — за счёт более мощных траверзов. Это сочетается с более мощным артиллерийским вооружением — в нос у «янки» работают шесть стволов против четырёх у немцев.

Противоторпедная защита «Норт Кэролайн» и «Вашингтона» рассчитана на подрыв 320-килограммового заряда тринитротолуола и теоретически была несколько слабее немецкой, однако её слоистая конструкция — из нескольких последовательных переборок — оценивается как более надёжная с точки зрения поглощения и рассеивания энергии взрыва торпеды.

В целом оба корабля можно оценить как адекватно защищённые относительно имевшихся на тот момент угроз. Конечно, ни американцы, ни немцы не рассчитывали свои линкоры на противостояние с монстрами типа «Ямато», но на них нашлась иная управа.

Рейтинг: «Тирпиц» — 4 «Норт Кэролайн» — 4

ПВО

Для отражения ударов с воздуха немецкий корабль использовал, во-первых, 16 105-мм орудий «второго универсального калибра», а во-вторых располагал батареей малокалиберной зенитной артиллерии. 16 37-мм стволов 3.7 cm SK C/30 в восьми спаренных установках и, в исходном варианте, 12 одиночных зенитных автоматов 2 cm Flak 30/38.

В ходе войны количество 20-мм стволов на «Тирпице» выросло до 78 — в одиночных и счетверённых установках.

Зенитным огнём среднего калибра управляли стабилизированные командные посты SL-8, оснащённые дальномерами, однако малокалиберная зенитная артиллерия централизованного управления не имела, а приказы передавались голосом или по телефону.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Американская зенитная батарея из 20 127-мм орудий выглядит однозначно более мощной — так же, как и МЗА (малокалиберная зенитная артиллерия): к 1943 году оба корабля типа «Норт Кэролайн» несли по десять счетверённых установок 40-мм орудий «Бофорс» — 40 стволов против 16 37-мм на «Тирпице». Количество 20-мм стволов к этому времени достигало 64 на «Вашингтоне» и превышало 50 на «Норт Кэролайн». Эта разница тоже во многом обусловлена условиями боёв: воздушная опасность на Тихом океане была намного выше. Контрольно-дальномерные посты ПВО довольно быстро получили радары.

В целом ПВО американского линкора намного мощнее — но и угрозы, с которыми сталкивались американцы, заметно серьёзнее.

Рейтинг: «Тирпиц» — 3,5 «Норт Кэролайн» — 5

Ходовые качества

Главная энергетическая установка «Тирпица» включает три турбозубчатых агрегата — и, соответственно, три вала.

Энергию она получает от 12 паровых котлов Вагнера с высокими параметрами пара — давление достигает 100 атмосфер, а температура перегретого пара — 480 градусов! Это позволяет уменьшить вес и габариты котлов, но и снижает их надёжность. Мощность силовой установки достигает 103 мегаватт, что позволяет линкору развивать скорость в 30 узлов.

Дальность плавания экономичным 19-узловым ходом превышает 8800 морских миль. Мореходность немецкого линкора оценивается как хорошая — хотя проблемы с заливаемостью носовой части были хроническими для немецких тяжёлых кораблей всю войну.

Американский линкор имеет четырёхвальную установку мощностью 90 мегаватт. На каждый из четырёх турбозубчатых агрегатов работают два паровых котла (итого восемь). С повышенными параметрами пара американцы предпочитали не возиться, обходясь давлением в 40 атмосфер.

Полный ход, достигнутый на испытаниях, составлял 28 узлов, дальность плавания экономичным 15-узловым ходом превышала 17 тысяч миль — 3/4 окружности земного шара по экватору! Такие требования были вполне резонны с учётом необозримых просторов Тихого океана, где предстояло действовать ВМС США.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Мореходность «Норт Кэролайн» и «Вашингтона» оценивается как достаточно посредственная. Этот недостаток сохранился и у их преемников — кораблей типа «Саут Дакота», и привёл к резкому росту размеров линкоров типа «Айова» — одной из целей которого было улучшение мореходности за счёт удлинения носовой части корабля.

Немецкий линкор несколько быстрее и мореходнее американского коллеги, но последний имеет бОльшую дальность плавания. В реальных же боевых условиях превосходство на два узла полного ходя для этих кораблей можно признать несущественным — диктовать дистанцию боя «Тирпиц» всё равно бы не смог: для уверенного поражения цели бронебойными снарядами ему пришлось бы сближаться.

Рейтинг: «Тирпиц» — 4 «Норт Кэролайн» — 3,5

Радиоэлектронное вооружение и управление огнём

Для управления огнём главного калибра «Тирпиц» использовал пять 10,5-метровых дальномеров, три из которых располагались в башнях главного калибра B, C и D (дальномер башни А был демонтирован из-за забрызгивания его оптики волнами), а два — в командно-дальномерных постах.

Линкор располагал также вспомогательным семиметровым дальномером и 3,5-метровыми дальномерами с ночной оптикой. Непосредственно управлял огнём старший артиллерийский офицер корабля, получая данные с дальномеров.

При этом башни главного калибра могли вести огонь и самостоятельно — по данным собственных дальномеров (кроме башни А, которой пришлось бы полагаться на помощь соседей).

Немецкие корабли достаточно рано получили радары, но внедрить их в систему управления огнём немцы не сумели — радары использовались лишь для общего обнаружения цели и измерения расстояния до неё в условиях ограниченной видимости.

«Тирпиц» (фото: World of Warships)

Американские системы управления огнём во время Второй мировой были более продвинутыми. Башни располагали 13,5-метровыми дальномерами (бОльшая база обеспечивает бОльшую точность измерения дистанции).

Контрольно-дальномерные посты Мк 38 имели восьмиметровые дальномеры — более компактные, чем у немцев, — однако довольно быстро получили в дополнение к ним радары управления огнём, что резко повысило возможности линкоров в ночном бою. Это подтвердили и результаты реальных схваток на Тихом океане.

В ночь на 15 ноября 1942 года «Вашингтон» артиллерийским огнём утопил японский линкор «Кирисима», при этом управление огнём велось с помощью радара.

Рейтинг: «Тирпиц» — 3 «Норт Кэролайн» — 4,5

Итог

О преимуществах и недостатках каждого корабля можно спорить, но ключевые достоинства, которые определяют итоговую оценку, сводятся к превосходству в огневой мощи и качестве управления ей.

Оба этих параметра у «американца» заметно выше, и скорее всего, в реальном бою — даже один на один — у «Тирпица» было бы немного шансов против линкора типа «Норт Кэролайн».

Старший брат утопил «Худ»? Ну извините, «Худ» — корабль, построенный по требованиям Первой мировой, и с броневой защитой у английских линейных крейсеров были проблемы всю дорогу. Против куда более «дубового» «американца» немцы, скорее всего, не сплясали бы.

«Норт Кэролайн» (фото: World of Warships)

Собственно, итоговый рейтинг это подтверждает:

«Тирпиц» — 17,5 «Норт Кэролайн» — 21,5

Не согласны? Спорьте!

Источник: https://warhead.su/2018/06/01/tirpits-vs-nort-kerolayn-kakoy-linkor-kruche

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector