Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые апл типа 945а кондор, технические характеристики (ттх)

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения».

Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением.

Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям.

СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло.

Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Новая субмарина должна была обладать необходимой скрытностью, большой скоростью хода и большой огневой мощью.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями  проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР.

Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения.

Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе.

Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию.

Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы —  эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия.

Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста.

Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ».

Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз.

Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор».

Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с.

На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек.

Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено.

Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы.

Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево.

Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Источник: https://chert-poberi.ru/interestnoe/atomnyie-podvodnyie-lodki-apl-proekta-945-tipa-barrakuda-i-945a-kondor.html

Современные многоцелевые АПЛ советской и российской постройки

Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ в СССР была предпринята весьма успешная попытка «выжать» максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 «Ерш» и 671РТ «Семга». В основу модернизированного проекта 671РТМ «Щука» легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Кваша Николаай Иосифович (1929–2007) — главный конструктор центрального конструкторского бюро «Лазурит»

Задание на разработку атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения было выдано Горьковскому (ныне — Нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в марте 1972 г. Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша1.

При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности, на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком).

Основным назначением новых АПЛ проекта 945 «Барракуда» должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий.

По сравнению с АПЛ предыдущего поколения, торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшем за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза). Водоизмещение 9 600 / 6 300 т, длина 107,16 м, ширина 12,28 м, осадка 9,62 м, предельная глубина погружения 600 м, скорость 36/19 узлов, экипаж 65 человек (31 офицер). Вооружение: торпедные аппараты — 4 х 533-мм; 4 х 650-мм, противокорабельные комплексы — 3 М80 «Москит»; зенитные установки — восемь «Игла»; противолодочные комплексы — восемь «Водопад», «Шквал».

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

АПЛ проекта 945 «Барракуда»

Подводная лодка проекта 945 «Барракуда» выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта.

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования — цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945-го проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).

Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43 000 л. с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один парозубчатый агрегат. Кроме того, имеется две группы аккумуляторных батарей, два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с.

с запасом топлива на 10 суток, два электродвигателя малого хода по 370 кВт, один главный винт, два винта малого хода. В носовой части корпуса установлено четыре 533-мм и два ТА калибром 650 мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант — до 42 мин.

Экипаж лодки — 65 человек, из них 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы весьма неплохие условия обитаемости.

На АПЛ проекта 945 прочный корпус разделен поперечными переборками на шесть отсеков, каждый из которых платформами разделен на три-четыре яруса (палубы), всего 20 отдельных изолированных помещений, как правило, определенного назначения. Например, 2-й отсек: верхняя палуба — ГКП (главный командный пост), средняя — жилые каюты, нижняя — камбуз и холодильные машины, трюм-провизионка и цистерны. АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Схема АПЛ проекта 945 «Барракуда»

Головная лодка серии — К-239 «Карп» — была заложена в «Сормове» 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и вступила в строй 21 сентября 1984 г. Выведена из состава флота 30 мая 1998 г. В 2013 г. начат ремонт и модернизация до уровня лодок 4-го поколения на ЦС «Звездочка». По состоянию на 24 февраля 2015 г. ремонт приостановлен.

Вторая лодка серии — К-276 «Краб»2 — была заложена в августе 1983 г., спущена на воду в апреле 1984 г. и введена в строй осенью 1987 г. В 1996 г. «Краб» получил более благозвучное название — «Кострома». В апреле 1993 г. обе лодки были «разжалованы» из «крейсерских» в «большие», соответственно, и их бортовые тактические номера сменили букву «К» на «Б».

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Лодки проекта 945А в базе

Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А (шифр «Кондор»). Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов.

В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для поражения наземных целей на дальности до 3 000 км. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны «Игла». Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи, длина до 110,5 м, а подводное водоизмещение до 10 400 т.

Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48 000 л. с. с реактором ОК-650Б (190 мВт).

Первый усовершенствованный корабль — К-534 «Зубатка» — был заложен в «Сормове» в июне 1986 г., спущен на воду в июле 1988 г. и вступил в строй 28 декабря 1990 г. В 1986 г. «Зубатку» переименовали в «Псков».

Второй такой корабль — К-336 «Окунь» — заложен в мае 1990 г., спущен в июне 1992 г. и вошел в строй в 1993 г. В 1995 г. «Окунь» был переименован в «Нижний Новгород».

  • К-239, с 06.04.1993 г.
  • К-276, с 06.04 1993 г.
  • Б-239 «Карп», 1984 г.
Читайте также:  Пневматическая винтовка иж-38: характеристики, тюнинг, модернизация, устройство, цена, видео

Источник: https://naukatehnika.com/sovremennyie-mnogoczelevyie-apl.html

Уникальные подводные лодки проекта 945 "Барракуда" с титановым корпусом возвращаются в строй | Центр военно-политических исследований

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, рассказал высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, подчеркнув, что решение восстановить лодки было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. «Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать», — пояснил он.

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

Слева большая АПЛ «Псков» проекта 945А «Кондор», справа АПЛ «Кострома» проекта 945 «Барракуда». Главное визуальное отличие — форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

АПЛ «Кострома» на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945

Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ.

Сами работы начнутся на первой лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих.

После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», — пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие», — добавил судоремонтник.

Подводные лодки проекта 945 барракуда: многоцелевые АПЛ типа 945А Кондор, технические характеристики (ТТХ)

АПЛ «Псков»

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

Источник: http://Eurasian-Defence.ru/?q=node/22972

«Барракуды» и «Кондоры» приобретут характеристики «Ясеня»

Титановые многоцелевые атомные подводные лодки классов «Барракуда» и «Кондор» после ремонта с глубокой модернизацией в центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске по своим техническим характеристикам будут соответствовать субмаринам четвертого поколения класса «Ясень».

Титановые многоцелевые атомные подводные лодки классов «Барракуда» и «Кондор» после ремонта с глубокой модернизацией в центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске по своим техническим характеристикам будут соответствовать субмаринам четвертого поколения класса «Ясень».

В начале марта Минобороны и «Звездочка» подписали контракт на восстановление технической готовности посредством ремонта с модернизацией двух выведенных из боевого состава Северного флота титановых АПЛ «Карп» и «Кострома» проекта 945 (шифр «Барракуда») третьего поколения постройки 80-х годов. Сначала будет отремонтирован и возвращен флоту «Карп», затем – «Кострома».

В заключительный период работ на второй подлодке Министерство обороны и «Звездочка» подпишут еще один контракт – на ремонт с модернизацией двух других титановых атомных субмарин – «Псков» и «Нижний Новгород» усовершенствованного проекта 945А (шифр «Кондор»), которые сейчас находятся в составе сил постоянной готовности ВМФ и несут боевую службу в море. «Барракуды» и «Кондоры» после ремонта с модернизацией приобретут тактико-технические характеристики подлодок четвертого поколения вследствие того, что после выполнения всех работ от первоначальной комплектации поступивших на завод субмарин останутся практически только прочные корпуса из титанового сплава и механические части, причем последние подвергнутся ремонту. Вся же начинка подлодок – от ударных ракетных комплексов до ядерных реакторов – будет полностью заменена на новую, аналогичную или схожую по своим параметрам с той, которой оснащаются модернизированные «Ясени».

Решение о последовательном восстановлении и возвращении в состав сил постоянной готовности Военно-морского флота всех четырех титановых подлодок – сначала двух «Барракуд», а потом двух «Кондоров» принято Министерством обороны России в январе текущего года в связи с неудовлетворительным общим состоянием дел в ВМФ и прежде всего из-за непоступления в течение длительного времени в состав флота новых кораблей. В качестве одного из путей выхода из положения было признано целесообразным отремонтировать и модернизировать титановые подлодки, начиная с «Барракуд», выведенных из боевого состава флота. Данное решение главкомата ВМФ, поддержанное руководством Минобороны, представляется обоснованным, поскольку ремонтировать и модернизировать имеющиеся подлодки, включая титановые, примерно в два раза быстрее, чем строить новые. Это потребует и меньших финансовых затрат. Титановая АПЛ «Карп» класса «Барракуда», которой первой предстоит пройти ремонт на «Звездочке», пока находится на приколе и работы на ней еще не начались. Дефектацию подлодки как первую часть ремонта планируется начать летом. Деньги на работу заводу по контракту выделены.

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/14994

945 проект многоцелевых АПЛ — Новости, статьи, видео — общественно-политический форум Политбюро

Атомные подводные лодки, проект 945/945А

  • Основные ТТХ:
  • Водоизмещение надводное: 6300 т/6470 т

Водоизмещение подводное: 9100 т/10400 т
Длина: 107 м / 110.5 м
Ширина: 12,2 м
Осадка: 9,4 м
Рабочая глубина погружения: 480 м/520 м (по западным источникам 600 м)
Предельная глубина погружения: 550 м/600 м (по западным источникам 800 м)
ЭУ: одновальная, 1 реактор ОК-650А (ОК-650Б), мощность ГЭУ около 50000 л.с., два электромотора малого хода (по 350 л.с.)
Максимальная подводная скорость: 35 узлов
Максимальная надводная скорость: 19 узлов
Вооружение (по данным западных источников):

  • 4 533-мм торпедных аппарата
  • 4 650-мм торпедных аппарата,
  • боезапас 40 ракет (РПК-6 «Водопад», РПК-7 «Ветер», КР РК-55 «Гранат» и пр.) и торпед
  • или 42 мины,
  • 12 комплектов ПЗРК «Стрела» или «Игла-1М»

РЛС: навигационная РЛС
ГАК: гидроакустический комплекс МГК-503 «Скат» / «Скат-КС»
Дальность плавания: неограничена
Автономность: 100 суток
Экипаж: 32 офицера и 29 старшин и матросов

Серия:

  1. К-276 «Краб», проект 945 — вступила в строй в 1984 г.
  2. К-239 «Тула», проект 945 — вступила в строй в 1987 г.
  3. К-534 «Псков», проект 945А — вступила в строй в 1990 г.
  4. К-336 «Нижний Новгород», проект 945А — вступила в строй в 1993 г.

Многоцелевые АПЛ проекта 945 «Барракуда»/ 945А «Кондор»

Расширение боевых возможностей американского флота — в первую очередь — его подводной составляющей, развивавшейся в 60 — 80-х гг. наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного потенциала советского ВМФ.

В 1973 г. в нашей стране в рамках комплексной программы «Аргус» была разработана концепция противолодочной обороны страны. В рамках этой концепции ЦНПО «Комета» (генеральный конструктор А. И. Савин) началась реализация программы создания комплексной системы освещения обстановки «Нептун» (КСОПО «Нептун»), включающей:

  • центральное звено системы — центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения;
  • стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ;
  • гидроакустические буи, выставляемые в океане кораблями и самолетами;
  • космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам;
  • маневренные силы, включающие самолеты, надводные корабли и подводные лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения, обладающие повышенными поисковыми возможностями, рассматривались как одно из важнейших средств обнаружения, слежения и (после получения соответствующей команды) уничтожения субмарин противника.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности — на горьковском заводе «Красное Сормово»).
Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр «Барракуда») должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н. И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС — И.П. Богаченко. АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно- торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести. Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус имеет относительно простые формообразования — цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки — сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине. Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива. Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70 — 72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25 — 30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945-го проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время). Экипаж лодки — 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы относительно хорошие условия обитаемости. АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43 000 л. с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один парозубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура. Паровая одновальная блочная паротурбинная установка имеет широкое резервирование состава механизации. Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.
Гребной семилопастной винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей. Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 370 кВт, каждый из которых работает на свой винт. Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-503 «Скат» (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи «Молния-М» включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван». Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличена более чем в два раза. По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, усовершенствованной системой целеуказания, повышенной дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза). В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л. В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения «Водопад» (калибр 533 мм) и «Ветер» (650 мм), предназначенных в первую очередь для оснащения перспективных АПЛ третьего поколения. В отличие от своего предшественника, ПЛРК «Вьюга-53», «Водопад» должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик — НПО «Уран») с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом «Вьюга-53» у «Водопада» резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20-50 м — 5 — 50 км, со 150 м — 5 — 35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с). «Ветер», имеющий в два раза большие, чем у «Водопада», максимальные дальность и глубину старта, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 г. (им оснащались не только АПЛ, но и надводные корабли), а «Ветер» (РПК-7) — в 1984 г. Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ третьего поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппара туры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ в зависимости от складывающейся тактической ситуации мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее. Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15 — 20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2 — 400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду с MK.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов). Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). В носовой части корпуса установлено четыре 533-миллиметровых и два ТА калибром 650 мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант — до 42 мин. Головная лодка 945-го проекта, К-276 «Краб», была заложена в Сормове 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и вступила в строй 21 сентября 1984г. Второй однотипный корабль, К-239 «Карп», был заложен в августе 1983 г., спущен на воду в апреле 1984 г. и введен в строй осенью 1987 г. На Западе лодки получили название Sierra. В 1996 г. К-239 «Карпу» было присвоено более благозвучное название — «Тула». Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А (шифр «Кондор»), Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для поражения наземных целей на дальности до 3000 км. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны «Игла». Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48 000 л.с. с реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два подруливающих устройства (по 370 л.с.). На АПЛ установили усовершенствованный ГАК «Скат-КС» с цифровой обработкой сигналов. В состав комплекса вошла низкочастотная протяженная буксируемая антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Корабль оснастили комплексом связи «Симфония». По уровню демаскирующих признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой малозаметной в советском флоте. Первый усовершенствованный корабль, К-534 «Зубатка», был заложен в Сормове в июне 1986 г., спущен на воду в июле 1988 г. и вступил в строй 28 декабря 1990 г. В 1986 г. «Зубатку» переименовали в «Псков». Затем последовал К-336 «Окунь» (заложен в мае 1990 г., спущен в июне 1992 г. и вошел в строй в 1993 г.). В 1995 г. эта АПЛ также была переименована в «Нижний Новгород». Пятая АПЛ, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б («Марс») и по своим характеристикам практически соответствующая требованиям к лодкам 4-го поколения, была разрезана на стапеле в 1993 г.

Читайте также:  Охотничий карабин свт-о: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

11 февраля 1992 г. у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ «Батон Руж» (тип «Лос-Анджелес»), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений.

В результате столкновения «Краб» отделался повреждениями рубки (имеющей ледовые подкрепления).

Положение американского атомохода оказалось значительно более тяжелым, он с трудом сумел дойти до базы, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести ее из состава флота.

Все подводные крейсера проектов 945 и 945А в настоящее время продолжают нести службу на Северном флоте в составе 1-й флотилии подводных лодок (место базирования — Ара-губа).

  1. «Псков»
  2. «Кострома» после столкновения

Источник: http://newsreaders.ru/showthread.php?t=2811

Субмаринам проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» обновят реакторы, электронику и вооружение | ПАРТИЯ "ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИИ "

ИТАР-ТАСС/Роман Яровицын

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана. Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более прочные, не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана, который в несколько раз дороже стали, после распада СССР от строительства титановых лодок решили отказаться. 

  • Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. 
  • — Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать, — пояснил собеседник «Известий». 
  • Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород». 

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла». 

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. 

Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией. Как рассказал «Известиям» один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

— По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ.

Сами работы начнутся уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих.

После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», — пояснил представитель «Звездочки». 

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». 

— Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие, — добавил судоремонтник. 

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков в интервью «Известиям» назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием.

— Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок — это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 — бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет, — сказал он.

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, — не самое правильное решение. 

— Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше, — пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево. 

Источник: https://maxpark.com/community/1190/content/1868533

Атомная подводная лодка (Проект 945) «Барракуда» | Военный портал

Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне Нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в 1971 году начало подготовку к созданию первого Советского атомохода 3-го поколения.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны.

Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр «Барракуда») должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И.И.

Кваша, а главным наблюдающим от ВМС — И.П. Богаченко.

Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70–72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения.

Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25–30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями.

Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).

Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

Читайте также:  Терминатор - машина поддержки танков: бмпт, история появления, технические характеристики (ттх), конструкция

По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшей, за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л.В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения «Водопад» (калибр 533 мм) и «Ветер» (650 мм), предназначенных, в первую очередь, для оснащения перспективных АПЛ 3-го поколения.

В отличие от своего предшественника, ПЛРК «Вьюга-53», «Водопад» должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО «Уран») с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 уз.

Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия.

По сравнению с комплексом «Вьюга-53», у «Водопада» резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20–50 м — 5–50 км, со 150 м — 5–35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с).

«Ветер», имеющий в два раза большую, чем у «Водопада», максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только АПЛ, но и надводные корабли), а «Ветер» (РПК-7) — в 1984 году.

Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ 3-го поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71.

Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях.

Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.

Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов.

Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15–20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2-400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.

48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).

Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический комплекс МГК-500 (503?) «Скат». Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличилась более чем в два раза.

Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов — в три раза.

Для отработки вопросов прочности и технологии заводом «Красное Сормово» были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания.

АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок.

Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме.

Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности, «лимузинное» ограждение выдвижных устройств и боевой рубки, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для антенны ГАК. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта.

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования — цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки — сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине.

Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива.

АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43000 л.с. включает один водоводяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один паро-зубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура.

Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения.

Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 500 (750?) л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы.

Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей.

Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 (370?) кВт, каждый из которых работает на свой винт.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-500 (503?) «Скат-КС» (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи «Молния-МЦ» включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван».

Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА.

В носовом отсеке располагаются стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подачи и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК.

В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды, возможно брать мины.

Для снижения уровня физических полей применена двухкаскадная амортизация для всех механизмов и устройств. Все оборудование, действующее в малошумном режиме, установлено на многоярусных амортизированных блоках.

По проекту 945 было построено два корабля, которые по внутренним водным путям были переведены в Северодвинск, где их достроили и ввели в строй.

К-239, Б-239, «Карп»
16 марта 1976 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
25 июля 1977 года переклассифицирована в БПЛ.
15 января 1978 года переклассифицирована в КрПЛ.
20 июля 1979 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком.
29 июля 1983 года спущена на воду.

В августе-сентябре 1983 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
30 декабря 1983 года прибыла в губу Оленья для проведения достроечных работ и испытаний.
29 сентября 1984 года вошла в строй.
25 октября 1984 года прибыла в Западную Лицу.

7 декабря 1984 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
29 марта 1985 года вошла в состав сил боевой готовности.
В 1985 году после большой подготовительной работы на ПЛ прошли испытания ВСК (всплывающей камеры).

В губе Андреева ПЛ погрузилась, ВСК с испытателями благополучно отделилась и всплыла, после чего была отбуксирована в базу. Вскоре к причалу подошла ПЛ и ВСК была установлена на штатное место.
В 1985 году проведены глубоководные испытания в Норвежском море.
В 1986 году выполняла задачи БС (старший на борту — ЗКД к.1р. А.С. Богатырев).

В 1987 году выполняла задачи БС (старший на борту — ЗКД к.1р. М.Ю. Кузнецов).
В 1987–1990 годах входила в состав сил постоянной готовности СФ, экипаж отрабатывал и сдавал задачи курса БП ПЛ. Осуществляла регулярные выходы в полигоны БП.
В 1990 году выполняла задачи БС (старший на борту — НШД к.1р. Л.Ф. Катухин). Оценка — «отлично».

В 1990 году объявлена лучшим кораблем на флоте, экипажу вручен приз командующего СФ «За лучшее слежение за ПЛ», вручено переходящие Красное Знамя Военного совета СФ.
В 1990 -1992 годах входила в состав сил постоянной готовности СФ, экипаж отрабатывал и сдавал задачи курса БП ПЛ. Осуществляла регулярные выходы в полигоны БП.

20 июня 1991 года В составе 6-й ДиПЛ передана в 9-ю ЭсПЛ СФ.
3 июля 1992 года переклассифицирована в АБПЛ. переименована в Б-239.
6 апреля 1993 года присвоено наименование «Карп».
В ноябре-декабре 1994 года при была на ГМП «Звездочка» (Северодвинск) для проведения ремонта.

30 мая 1998 года из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава ВМФ, передана в ОРВИ на долговременное хранение и поставлена на прикол в Северодвинске.

К-276, Б-276, «Краб», «Кострома»
9 февраля 1982 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
21 апреля 1984 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком.
26 июля 1986 года спущена на воду.
В августе 1986 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.

27 октября 1987 года вошла в строй.
30 декабря 1987 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
В сентябре- ноябре 1988 года выполнила БС, старший на борту — М.Ю. Кузнецов.
В августе-ноябре 1989 года выполнила БС.
В июне-сентябре 1990 года выполнила БС.

В мае-июле 1991 года выполнила БС.
20 июня 1991 года передана в составе 6-й ДиПЛ в 9-ю ЭПЛ с базированием на Видяево.

11 февраля 1992 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море на Кильдинском плесе столкнулась с АПЛ ВМС США SSN-689 «Baton Rouge» и получив повреждения ограждения рубки и обтекателя ГАК, вернулась в базу.

28 марта – 29 июня 1992 года на СРЗ «Нерпа» в губе Оленья прошла аварийно-восстановительный ремонт, после ремонта под командованием к.1 р. И.Г. Локтя выполнила БС.
3 июня 1992 года отнесена к пдклассу АБПЛ, переименована в Б-276.
6 апреля 1993 года переименована в «Краб».
В апреле-июне 1994 года выполнила БС.
15 ноября 1996 года переименована в «Кострома».

В 2000 году в конце прибыла нв СРЗ «Нерпа» для ремонта. По другим данным — находится в Ара губе в ожидании среднего ремонта.

Тактико-технические характеристики Проект 945 «Барракуда»
Водоизмещение надводное, м. куб. 6300
Водоизмещение подводное, м. куб.

8200
Длина, м 107,0
Ширина, м 12,2
Осадка, м 8,8
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 190
Скорость в надводном положении, узлов 12,2
Скорость в подводном положении, узлов 35
Глубина погружения рабочая, м 480
Глубина погружения предельная, м 600
Автономность, суток 100

Экипаж, чел. 60

Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм — 2 х 650, боезапас (тип) торпед — 8 (12?) ( торпеды 65–76 или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»), количество и калибр ТА, мм — 4 х 533, боезапас торпед и ПЛУР — 32 (28?) (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР
83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», или М5 ПЛРК «Шквал»), система подготовки ТА — «Гринда».

  • Вооружение радиоэлектронное: БИУС — «Омнибус», НК — «Симфония», КСС — «Молния-МЦ», ГАК — «Скат-КС» (МГК-500), РЛК — «Радиан» (МРКП-58), ТК — МТК-110, перископ ТК — «Кутум», командирский перископ — «Лебедь-21»
  • Источники информации
  • Электронная энциклопедия “Военная Россия”

Источник: http://snariad.ru/submarin/submarin_945/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector