Ракета фау-2: немецкая межконтинентальная баллистическая фау-1, технические характеристики, применение

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

Капитуляция Германии в 1918 году и последовавший за этим Версальский мирный договор стали отправной точкой создания нового вида оружия. Согласно договору, Германия ограничивалась в производстве и разработке вооружений, а немецкой армии воспрещалось иметь на вооружении танки, самолеты, подводные лодки и даже дирижабли. Но о зарождающейся ракетной технике в договоре не было ни слова.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применениеФау-2 на стартовом столе. Видны машины обеспечения.В 1920-х годах многие немецкие инженеры работали над созданием ракетных двигателей. Но только в 1931 году конструкторам Риделю и Небелю удалось создать полноценный реактивный двигатель на жидком топливе. В 1932 году этот двигатель неоднократно испытывался на опытных ракетах и показал обнадеживающие результаты.В том же году начала всходить звезда Вернера фон Брауна, получившего степень бакалавра в Берлинском технологическом институте. Талантливый студент привлек внимание инженера Небеля, и 19-летний барон одновременно с учебой становится подмастерьем в ракетном конструкторском бюро.В 1934 году Браун защищает диссертацию под названием «Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». За туманной формулировкой докторской скрывались теоретические основания преимуществ ракет с жидкостными реактивными двигателями над бомбардировочной авиацией и артиллерией. После получения диплома доктора философии фон Браун привлек внимание военных, а диплом был строго засекречен.В 1934 году недалеко от Берлина была создана испытательная лаборатория «Вест», которая располагалась на полигоне в Куммерсдорфе. Это была «колыбель» немецких ракет — там проводились тесты реактивных двигателей, запускались десятки опытных образцов реактивных снарядов. На полигоне царила тотальная секретность — немногие знали, чем занимается исследовательская группа Брауна. В 1939 году на севере Германии, недалеко от города Пенемюнде, был основан ракетный центр — заводские цеха и самая большая в Европе аэродинамическая труба.В 1941 году под руководством Брауна была сконструирована новая 13-тонная ракета А-4 с двигателем на жидком топливе.Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применениеПоследствия применения Фау-2. Антверпен.В июле 1942 года была изготовлена опытная партия баллистических ракет А-4, которые немедленно отправили на испытания.На заметку: Фау-2 (Vergeltungswaffe-2, Оружие возмездия-2) — одноступенчатая баллистическая ракета. Длина — 14 метров, вес 13 тонн, из которых 800 кг приходилось на боевую часть с взрывчатым веществом. Жидкостный реактивный двигатель работал и на жидком кислороде (около 5 тонн), и на 75-процентном этиловом спирте (примерно 3,5 тонны). Расход топлива составлял 125 литров смеси в секунду. Максимальная скорость — порядка 6000 км/ч, высота баллистической траектории — сто километров, радиус действия до 320 километров. Запуск ракеты осуществлялся со стартового стола вертикально. После отключения двигателя включалась система управления, гироскопы отдавали команды рулям, следуя указаниям программного механизма и прибора измерения скорости.Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применениеК октябрю 1942 года были проведены десятки пусков А-4, но лишь треть из них смогла достигнуть цели. Постоянные аварии при старте и в воздухе убедили фюрера в нецелесообразности продолжения финансирования ракетного исследовательского центра Пенемюнде. Ведь бюджет КБ Вернера фон Брауна за год равнялся расходам на производство бронетехники в 1940 году.Обстановка в Африке и на Восточном фронте склаывалась уже не в пользу вермахта, и Гитлер не мог позволить финансировать долгосрочный и дорогой проект. Этим воспользовался командующий ВВС Рейхсмаршал Геринг, предложив Гитлеру проект самолета снаряда Fi-103, который разрабатывал конструктор Физелер.Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применениеНа заметку: Фау-1 (Vergeltungswaffe-1, Оружие возмездия-1) — управляемая крылатая ракета. Масса Фау-1 — 2200 кг, длинна 7,5 метров, максимальная скорость 600 км/ч, дальность полета до 370 км, высота полета 150-200 метров. Боевая часть содержала 700 кг взрывчатого вещества. Запуск производился с помощью 45-метровой катапульты (позднее проводились эксперименты по запуску с самолета). После старта включалась система управления ракетой, которая состояла из гироскопа, магнитного компаса и автопилота. Когда реактивный снаряд оказывался над целью, автоматика выключала двигатель и ракета планировала к земле. Двигатель Фау-1 — пульсирующий воздушно-реактивный — работал на обычном бензине.Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применениеНочью 18 августа 1943 года с авиабаз в Великобритании взлетели около тысячи «летающих крепостей» союзников. Их целью были заводы в Германии. 600 бомбардировщиков совершили налет на ракетный центр в Пенемюнде. Немецкая противовоздушная оборона не могла справиться с армадой англо-американской авиации — тонны фугасных и зажигательных бомб обрушились на цеха по производству Фау-2. Немецкий исследовательский центр был практически разрушен, и на восстановление ушло более полугода.Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применениеОсенью 1943 года Гитлер, обеспокоенный тревожной ситуацией на Восточном фронте, а также возможной высадкой союзников в Европе, вновь вспомнил о «чудо-оружии».В ставку командования был вызван Вернер фон Браун. Он продемонстрировал кинопленку с запусками А-4 и фотографии разрушений в результате попадания боеголовки баллистической ракеты. «Ракетный барон» также представил фюреру план, по которому при должном финансировании в течение полугода можно было выпустить сотни Фау-2.Фон Браун убедил фюрера. «Благодарю вас! Почему я до сих пор не верил в успех вашей работы? Меня просто плохо информировали», — сказал Гитлер, ознакомившись с докладом. Восстановление центра в Пенемюнде началось в удвоенном темпе. Подобное внимание фюрера к ракетным проектам можно объяснить с финансовой точки зрения: крылатая ракета Фау-1 в массовом производстве стоила 50000 рехсмарок, а ракета Фау-2 — до 120000 рейхсмарок (в семь раз дешевле танка «Тигр-I», который стоил порядка 800000 рейхсмарок).Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение13 июня 1944 года были запущены пятнадцать крылатых ракет Фау-1 — их целью был Лондон. Пуски продолжались ежедневно, и за две недели число погибших от «оружия возмездия» достигло 2400 человек.Из изготовленных 30000 самолетов-снарядов около 9500 были запущены в Англию, и только 2500 из них долетели до столицы Великобритании. 3800 были сбиты истребителями и артиллерией противовоздушной обороны, а 2700 Фау-1 упали в Ла-Манш. Немецкие крылатые ракеты уничтожили порядка 20000 домов, около 18000 человек было ранено и 6400 убито.Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение8 сентября по приказу Гитлера были произведены запуски баллистической ракеты Фау-2 по Лондону. Первая из них упала в жилой квартал, образовав посреди улицы воронку глубиной десять метров. Этот взрыв вызвал переполох среди жителей столицы Англии — при полете Фау-1 издавала характерный звук работающего пульсирующего реактивного двигателя (англичане называли его «жужжащей бомбой» — buzz bomb). Но в этот день не было ни сигнала воздушной тревоги, ни характерного «жужжания». Стало ясно, что немцы применили какое-то новое оружие.Из 12000 произведенных немцами Фау-2 более тысячи были выпущены по Англии и около пятисот на занятый союзными войсками Антверпен. Общие число погибших в результате применения «детища фон Брауна» составило около 3000 человек.Последняя Фау-2 упала на Лондон 27 марта 1945 года.Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение«Чудо-оружие», несмотря на революционную концепцию и конструкцию, страдало недостатками: невысокая точность попадания вынуждала применять ракеты по площадным целям, а низкая надежность двигателей и автоматики часто приводили к авариям еще на старте. Уничтожение инфраструктуры противника с помощью Фау-1 и Фау-2 было нереальным, так что можно с полной уверенностью назвать это оружие «пропагандистским» — для устрашения мирного населения.В начале апреля 1945 года был отдан приказ об эвакуации конструкторского бюро Вернера фон Брауна из Пенемюнде на юг Германии, в Баварию — советские войска были совсем близко. Инженеры разместились в Оберйохе, горнолыжном курорте, расположенном в горах. Ракетная элита Германии ожидала окончания войны.Как вспоминал доктор Конрад Даненберг: «У нас было несколько секретных совещаний с фон Брауном и его коллегами, чтобы обсудить вопрос: что мы будем делать по окончании войны. Мы обдумывали, стоит ли нам сдаться русским. У нас были сведения о том, что русские заинтересованы в ракетной технологии. Но мы слышали о русских так много плохого. Мы все понимали, что ракета Фау-2 является огромным вкладом в высокие технологии, и мы надеялись, что это поможет нам остаться в живых…»В ходе этих совещаний было принято решение сдаваться американцам, так как было наивно рассчитывать на теплый прием англичан после обстрелов Лондона немецкими ракетами.«Ракетный барон» понимал, что уникальные знания его команды инженеров могут обеспечить почетный прием после войны, и 30 апреля 1945 года, после сообщения о смерти Гитлера, фон Браун сдался американским разведчикам.Это интересно: американские спецслужбы внимательно следили за работой фон Брауна. В 1944 году был разработан план «Paperclip»(«канцелярская скрепка» в переводе с английского). Название происходило от нержавеющих скрепок, которыми скрепляли бумажные дела немецких ракетных инженеров, хранившиеся в картотеке американской разведки. Целью операции «Пейперклип» были люди и документация, имеющие отношение к ракетным разработкам немцев.

Это не миф!Операция «Эльстер»

В ночь на 29-е ноября 1944 года в заливе Мен неподалеку от Бостона всплыла немецкая подводная лодка U-1230, от которой отчалила небольшая надувная лодка, на борту которой находились два диверсанта, оснащенные оружием, фальшивыми документами, деньгами и драгоценностями, а также разнообразной радиоаппаратурой.

С этого момента вступила в активную фазу операция Elster (Сорока), спланированная министром внутренних дел Германии Генрихом Гиммлером. Целью операции являлась установка на самое высокое здание Нью-Йорка, Empire State Building, радиомаяка, который в будущем планировалось использовать для наведения немецких баллистических ракет.

Вернер фон Браун еще в 1941 году разработал проект межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью полета около 4500 км. Однако только в начале 1944 года фон Браун поведал фюреру об этом проекте. Гитлер был в восторге — он потребовал немедленно приступить к созданию опытного экземпляра.

После этого приказа немецкие инженеры в центре «Пенемюнде» вели круглосуточные работы по проектированию и сбору экспериментальной ракеты. Двухступенчатая баллистическая ракета А-9/А-10 «Америка» была готова в конце декабря 1944 года. Она оснащалась жидкостно-реактивными двигателями, вес достигал 90 тонн, а длина составляла тридцать метров.

Экспериментальный запуск ракеты состоялся 8 января 1945 года; после семи секунд полета А-9/А-10 взорвалась в воздухе. Несмотря на провал, «ракетный барон» продолжил работы над проектом «Америка».Неудачей закончилась и миссия «Эльстер» — ФБР засекло радиопередачу с подводной лодки U-1230, и на побережье залива Мен началась облава.

Шпионы разделились и по отдельности добрались до Нью-Йорка, где в начале декабря их арестовало ФБР. Немецких агентов судил американский военный трибунал и приговорил к смертной казни, но после войны президент США Трумэн отменил приговор.

После потери агентов Гиммлера план «Америка» оказался на грани срыва, ведь все еще требовалось найти решение для максимально точного наведения ракеты массой в сто тонн, которая должна поразить цель после перелета в пять тысяч километров. Геринг решил пойти максимально простым путем — он поручил Отто Скорцени создать отряд пилотов-смертников.

Последний пуск экспериментальной А-9/А-10 состоялся в январе 1945 года. Существует мнение, что это был первый пилотируемый полет; документальных подтверждений этому нет, но по этой версии место в кабине ракеты занял Рудольф Шредер. Правда, попытка окончилась неудачей — через десять секунд после взлета ракета загорелась, и пилот погиб. По этой же версии, данные об инциденте с пилотируемым полетом до сих пор находятся под грифом «секретно».Дальнейшие эксперименты «ракетного барона» прервала эвакуация на юг Германии.

Америка перенимает опыт

В ноябре 1945 года в Нюрнберге начался Международный военный трибунал. Страны-победители судили военных преступников и членов СС. Но на скамье подсудимых не было ни Вернера фон Брауна, ни его ракетной команды, хотя они были членами партии СС.Американцы тайно вывезли «ракетного барона» на территорию США.

И уже в марте 1946 года на полигоне в Нью-Мехико американцы начинают испытания вывезенных из «Миттельверка» ракет Фау-2. Руководил запусками Вернер фон Браун. Лишь половина запущенных «Ракет возмездия» сумела взлететь, но это не остановило американцев — они подписали сотню контрактов с бывшими немецкими ракетчиками.

Расчет администрации США был прост — отношения с СССР быстро портились, и требовался носитель для ядерной бомбы, а баллистическая ракета — идеальный вариант.В 1950 году группа «ракетчиков из Пенемюнде» переезжает на ракетный полигон в штате Алабама, где начались работs над ракетой «Редстоун».

Ракета практически полностью копировала конструкцию А-4, но из-за внесенных изменений стартовая масса возросла до 26 тонн. При испытаниях удалось достигнуть дальности полета в 400 км.В 1955 году жидкостная ракета оперативно-тактического назначения SSM-А-5 «Редстоун», оснащенная ядерной боеголовкой, была развернута на американских базах в Западной Европе.

Читайте также:  Блочный лук ман кунг сб-75 (man kung mk cb75b): цена, отзывы, аналоги

В 1956 году Вернер фон Браун возглавляет американскую программу баллистической ракеты Jupiter.1 февраля 1958 года, через год после советского «Спутника», был запущен американский «Эксплорер-1». На орбиту его доставила ракета «Юпитер-С» конструкции фон Брауна.В 1960 году «ракетный барон» становится членом Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Спустя год под его руководством проектируются ракеты Saturn, а также космические корабли серии Apollo.16 июля 1969 года стартовала ракета Saturn-5 и через 76 часов полета в космосе доставила космический корабль Apollo-11 на лунную орбиту.

20 июля 1969 года космонавт Нил Армстронг ступил на поверхность Луны.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/2959-rakety-fau-oruzhie-vozmezdiya.html

Крылатые и баллистические ракеты – «Фау-1» и «Фау-2» — Nikkuro — КОНТ

Исследования космического пространства – это та сфера научного познания, которой современный человек, не без основания, может гордиться.

Запуск первого спутника, знаменитое гагаринское «поехали», первые шаги человека на Луне – все это несомненные достижения, что золотыми буквами вписаны в историю нашей цивилизации.

Однако мало кто знает, что космические полеты стали результатом развития ракетных технологий, создававшихся, в первую очередь, для военных целей. Более того, первыми успехами в покорении космического пространства мы обязаны настоящему прорыву в развитии ракетной техники, который был сделан в нацистской Германии.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

Именно в Третьем Рейхе были сделаны первые серийные крылатые и баллистические ракеты – «Фау-1» и «Фау-2», руководство гитлеровской Германии рассчитывало, что это оружие сможет переломить ход Второй мировой войны и спасти страну от поражения. Однако этого не могло сделать никакое «сверхоружие».

Создатель немецкой баллистической ракеты «Фау-2» Вернер фон Браун, человек, грезивший о космических полетах, сказал после того, как первые его изделия упали на Лондон: «Ракета показала себя безупречно. Но упала не на ту планету…».

Немного истории

В XX столетии немецкие конструкторы внесли значительный вклад в развитие военной техники. В нацистской Германии были созданы самые продвинутые и прогрессивные образцы военной техники.

Немцы первыми придумали кассетные боеприпасы, занимались разработкой боеприпасов объемного взрыва, разработали промежуточный патрон и серийное оружие под него. Однако особенно впечатляют достижения германской конструкторской мысли в области ракетных технологий и реактивного движения.

Первый ПТУР, первые зенитные ракеты и ракеты класса «воздух-воздух» — всему этому мы обязаны «сумрачному тевтонскому гению».

Но самыми известными образцами ракетного оружия, придуманного в Третьем Рейхе, конечно же, стали ракеты «Фау-1» и «Фау-2». В отличие от многих других разработок, это «оружие возмездия» было запущено в серию и успешно применялось.

Почему именно в Германии произошел значительный прорыв в области ракетных технологий и создания боевых ракет?

После поражения в Первой мировой войне союзники сделали все возможное, чтобы немецкая армия никогда снова не обрела былое могущество. Немцам было запрещено заниматься разработкой многих видов оружия, а германской армии воспрещалось иметь танки, самолеты, боевые корабли. Однако в тексте Версальских соглашений не было ни слова о разработках ракетного оружия.

Как создавалась «Фау-1»

Разработки немецкой крылатой ракеты (или самолета-снаряда) «Фау-1» начались еще в первой половине 30-х годов. Этим проектом занималась компания Fieseler, которая специализировалась на выпуске беспилотных аппаратов-мишеней для тренировки расчетов ПВО.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

В 1941 году проект самолета-снаряда Fi-10 был представлен на рассмотрение Министерства авиации. Основной «изюминкой» аппарата был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, созданный в 30-е годы талантливым немецким конструктором Паулем Шмидтом. Двигатель был воплощен в металле в 1938 году.

Он был очень дешев в производстве, а в качестве топлива использовался обычный авиационный керосин, по своим характеристикам отлично подходил для крылатой ракеты. Что может быть лучше для одноразового летательного аппарата?

Серийное производство ракет началось в 1942 году на острове Узедом. Там был расположен концентрационный лагерь, нацисты активно использовали труд заключенных.

Применение

Боевое развертывание «Фау-1» стартовало в 1943 году. Около сотни позиций для запуска этих ракет были созданы в северной Франции. В июне 1944 года состоялось первое применение «Фау-1», немцы нанесли удар по английской столице.

После этого обстрелы Лондона проводились практически ежедневно. За две недели «Фау-1» убили почти 2400 человек.

Всего за годы войны немцы изготовили почти 30 тысяч самолетов-снарядов, около 10 тысяч из них было запущено по Англии, 3200 долетели до ее территории, 2500 упали на Лондон.

В результате обстрелов более шести тысяч человек были убиты, более семнадцати – ранены, разрушению подверглись около 20 тысяч строений.

Примерно пятая часть ракет отказывали во время запуска, 25% «Фау-1» было уничтожено английской авиацией, 17% — зенитной артиллерией, 20% ракет не долетело до английской территории и упало в море.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

После высадки союзников на континенте, немцы нанесли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и даже выпустили несколько «Фау-1» по Парижу.

Англичане называли ракеты «Фау-1» «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за звука, который издавал двигатель ракеты.

Достоинства и недостатки

«Фау-1», несомненно, являлось эффективным видом оружия. Эти ракеты были дешевы и просты в производстве.

Для того чтобы противостоять новой угрозе, англичанам пришлось задействовать большое количество истребителей, зенитных орудий, РЛС и квалифицированного персонала.

Затраты Великобритании на противоракетную оборону значительно превосходили средства, которые были вложены Третьим Рейхом на разработку и производство «Фау-1», даже не принимая во внимание ущерб, причиненный самими ракетами.

Не следует забывать и психологический эффект, который оказывали ракетные удары на мирное население.

Сбивать эти ракеты было очень сложно. В первую очередь их было непросто обнаружить, а после обнаружения на перехват оставалось очень мало времени.

Однако были у этого «сверхоружия» и слабые стороны. Учитывая тот факт, что «Фау-1» была первой в мире серийной крылатой ракетой, в этом нет ничего удивительного. Главным из них являлось полное отсутствие маневренности.

После запуска ракета летела строго по прямой, после определенного количества километров двигатель выключался, и ракета пикировала на цель. «Фау-1» не могла уйти от истребителя, не провести маневр при обстреле с земли – любое изменение траектории приводило к падению аппарата.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

Этим научились пользоваться английские летчики: они легонько подталкивали концом крыла ракету или воздействовали на нее воздушным потоком от винта. Расстреливать в воздухе аппарат с тонной взрывчатки было довольно рискованным делом.

Позже англичане придумали еще более эффективный способ борьбы с «Фау-1». Узнать об эффективности обстрелов немцы могли только от своих агентов, к 1944 году англичане контролировали всю немецкую агентурную сеть.

Английская разведка стала передавать немцам дезинформацию о результатах обстрелов, добиваясь того, чтобы гитлеровцы выставляли на «Фау-1» неверное полетное задание.

В результате этого ракеты чаще всего не долетали до районов с высокой плотностью населения.

Описание конструкции

Фюзеляж «Фау-1» имел веретенообразную форму, он был изготовлен из стальных листов при помощи сварки. В средней части корпуса находились крылья длиной 1 метр. Над задней частью фюзеляжа располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД).

Двигатель состоял из цилиндрической камеры сгорания и длинного сопла меньшего диаметра. Основными преимуществами ПуВРД были его простота и дешевизна, которые и позволили запустить крылатую ракету в массовое производство.

Для того чтобы двигатель ракеты заработал, ракету следовало разогнать до скорости 240 км/ч. Для этого использовались специальные разгонные пусковые установки.

Стабилизация «Фау-1» достигалась за счет использования главного гироскопа, данные которого суммировались с показаниями двух дополнительных гироскопов, а также с информацией, поступающего от датчика высоты.

Управление рулями производилось с помощью сжатого воздуха. Дальность полета определялась показанием механического счетчика, который был снабжен лопастями и расположен в носу ракеты. Лопасти вращались набегающим потоком воздуха, после достижения требуемого количества оборотов ракета пикировала на цель.

«Фау-2»

Еще одним образцом немецкого «оружия возмездия» была баллистическая ракета «Фау-2». Пропаганда Третьего Рейха называла ее «сверхоружием», которому по силам изменить ход войны.

Немцы использовали эту ракету для нанесения ударов по Великобритании, больше всего от нее досталось английской столице.

Первый запуск был произведен в 1942 году, а первый боевой пуск – в 1944. Баллистическая ракета «Фау-2» совершила первый в мире суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

История создания и применения

Работы над созданием ракетных двигателей на жидком топливе начались в Германии еще в 20-х годах прошлого столетия.

В 1931 году немецкими конструкторами Риделем и Небелем был создан первый жидкотопливный ракетный двигатель с характеристиками, подходящими для практического использования.

В этот период в сфере создания ракет начинает трудиться будущий «отец» «Фау-2» Вернер фон Браун.

В 1941 году Браун завершил разработку ракеты А-4, которая работала на смеси жидкого кислорода и этанола. Именно А-4 и стала прототипом боевой ракеты «Фау-2».

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

Запуски «Фау-2» активно проводились до конца 1942 года, после чего были свернуты по экономическим соображениям. Дело в том, что только треть запущенных ракет успешно поражали свои цели. А денег на свои изыскания Браун тратил столько, сколько уходило на производство всей бронетехники для немецкой армии в 1940 году.

Поэтому бюджет «ракетного барона» (так неофициально называли фон Брауна) был значительно урезан. В это время была готова «Фау-1», которая была гораздо дешевле.

В 1943 году англичане разбомбили ракетный центр в Пенемюнде, чем почти на полгода приостановили работы гитлеровцев в этом направлении.

Гитлер вспомнил о баллистических ракетах только в конце 1943 года и восстановил финансирование работ.

8 сентября 1944 года был произведен первый ракетный удар «Фау-2» по Лондону. Ракета попала в жилой квартал и образовала воронку глубиной в десять метров.

К тому времени лондонцы уже «привыкли» к жужжащему звуку «Фау-1», но здесь никакого жужжания не было. Англичане не сразу поняли, что против них было применено новое оружие.

Однако эффективность «Фау-2» была довольно низкой. Эта ракеты имела невысокую точность (только половина попадала в круг с диаметров 10 км), около 2 тыс. аппаратов взорвались во время пуска или сразу после него.

Да и стоила эта ракета очень дорого. Министр вооружения Германии Альберт Шпеер в своих мемуарах назвал создание «Фау-2» ошибкой. По его мнению, не следовало тратить ограниченные ресурсы, которыми располагала воюющая страна, на столь дорогой и малоэффективный проект, а использовать их на создание зенитной ракеты для защиты немецких городов от бомбардировок союзников.

Кроме Англии, немцы использовали данную баллистическую ракету для ударов по Антверпену после захвата его войсками союзников.

Описание конструкции

«Фау-2» — это баллистическая ракета с вертикальным взлетом, предназначенная для поражения крупных неподвижных целей. Форма корпуса ракеты – веретенообразная, у основания располагались четыре стабилизатора.

Длина «Фау-2» составляла более 14 метров, а стартовая масса – почти 13 тонн, из которых почти тонна приходилась на боевую часть.

Ракета состояла из четырех отсеков: приборного, боевого, топливного и хвостового.

«Фау-2» оснащалась жидкотопливным двигателем, горючим выступал этиловый спирт, а окислителем – жидкий кислород. Боевая часть содержала аммотол, в верхней части боевого отсека находился чувствительный контактный взрыватель.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение

Ниже боевого отсека располагался отсек управления, в котором находилось радиооборудование. Центральную часть ракеты занимал топливный отсек, ниже него находился двигатель и два турбонасоса.

Радиус действия «Фау-2» составлял 320 км, она могла достигать 100 км высоты.

Технические характеристики

Ниже приведены технические характеристики баллистической ракеты «Фау-2» и крылатой ракеты «Фау-1».

«Фау-1»

Максимальная скорость полёта, км/ч 550-660Максимальная дальность полёта, км 240Практический потолок, м 2700Снаряжённая масса, кг 2160Вес боевой части, кг 830

Точность попадания (КВО), км 0,9

Длина, м 8,325

Размах крыльев, м 5,37

«Фау-2»

Стартовый вес, кг 12 800Вес топлива, кг 8 760Вес боевого заряда, кг 980Общая длина, мм 14 300Наибольший диаметр, мм 1 650Размах стабилизаторов, мм 3 520Наибольшая скорость, м/с 1 560Наибольшая дальность, км 260-320Наибольшая высота полёта, км 188Силовая установка: количество двигателей, шт. 1Тяга, кг/с 25 400общее количество горючего, доставляемого в камеру сгорания, кг/с 125удельная тяга, кг/с 100полная тяга, кг/с 27 250продолжительность работы на полной мощности, с 70

Видео о ракетах «Фау-1» и «Фау-2»

Читайте также:  Вепрь-12 молот: гладкоствольный карабин, калибр, технические характеристики (ттх), модификации, стрельба

Источник

Источник: https://cont.ws/post/407983

«Чудо-ракета Гитлера». Как в Третьем рейхе создавали «Фау-2»

8 сентября 1944 года, около 7 часов вечера, в лондонском районе Чизвик раздался сильный взрыв.

Поначалу никто не понял, что произошло, — не было ни воздушной бомбардировки, ни характерного громкого жужжания самолета-снаряда Фау-1.

Три человека стали жертвами оружия, в итоге ставшего одним из самых страшных в мире — на Чизвик упала первая баллистическая ракета Фау-2. 42.TUT.BY рассказывает, как начиналась ракетная эра Третьего рейха.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение wikipedia.org

Боевые ракеты в Первую мировую использовались вовсю, но особо опасным оружием не считались.

Истребители Антанты могли нести по 6−10 ракет, однако летали на смехотворные 450 метров и были эффективными в первую очередь для уничтожения… аэростатов. Которые не могли ни увернуться, ни отбиться, ни улететь.

Так что полководцы союзников, когда Второй рейх рухнул, не выдержав блокады, не стали запрещать немцам строить ракеты. Пусть себе разрабатывают, аэростатов не жалко.

Законопослушные немцы обрадовались и стали делать то, что можно.

С 20-х годов основывались различные «ракетные общества», выпускалась периодика по ракетной тематике, летали все менее и менее смешные модели ракет.

О начальном периоде германского ракетостроения можно писать очень много, но мы рискуем утонуть в фактах. Так что сразу перейдем к «военной» стадии, когда ракетами заинтересовалась германская армия.

Плюсами ракетного оружия была, в первую очередь, дальность полета боеприпаса. Модели Первой мировой летают на жалкие сотни метров? Не проблема, увеличим в размерах, поставим более мощный двигатель. Ракета летит непонятно куда? Гироскопы уже изобрели, попробуем поставить стабилизаторы. Еще какие-то проблемы? Испытания, испытания и испытания. Решения простые и, как ни странно, работающие.

А еще ракета — как она мыслилась изобретателям — должна была стать практически неуязвимой для перехвата (как ни странно, такая утопическая мечта в общем сбылась, вопросы идеальной противоракетной обороны не отработаны до сих пор). Все это побудило еще в 1929 году обязать отдел баллистики и боеприпасов управления вооружения германской армии заняться и ракетами тоже.

Отдел поначалу не обрадовался — ракетчиков там на конец двадцатых не было.

Но нужные люди все же нашлись — офицер-артиллерист Вальтер Дорнбергер стал организатором, а доктор Хейландт сконструировал испытательный ракетный двигатель.

Вскоре в Куммерсдорфе, в 27 километрах от Берлина, создали экспериментальную станцию, начальником стал Дорнбергер. А первым служащим, не имеющим военного звания — Вернер фон Браун, впоследствии ставший легендой.

Первые блины комом

Не все сразу пошло гладко, первые двигатели взрывались, прогорали, о полетах пригодных для войны ракет не было и речи. Наконец удалось создать полноразмерный экземпляр, пригодный для полевых испытаний. Назвали его «Агрегат-1» или «А-1».

Чтобы ракета летела туда, куда нужно, ее стабилизировали оригинальным образом: боевую часть сделали вращающейся. Правда, размер 100-килограммовой ракеты оказался непозволительно мал, и ничего не вышло.

Взлететь повезло уже следующей модели: две ракеты «А-2» под Рождество 1934 года поднялись на 2 километра. А третий вариант «А-3» оказался слишком велик для небольшой станции в Куммерсдорфе, и ракетчикам пришлось переезжать на новое место: на балтийский остров Узедом около устья реки Пене.

Так появилась станция «Пенемюнде», прославившаяся как колыбель баллистических ракет.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение wikipedia.org

К 1936 году исследователи достигли значительных успехов, и нацистская военная верхушка охотно выделяла ассигнования на перспективное оружие.

Характерно, что противостояние, характерное для различных ведомств Третьего рейха, не минуло и ракетного дела. По факту «Пенемюнде» работала на двух хозяев, армию и люфтваффе, которым принадлежали различные участки полигона — летчики построили на севере «Пенемюнде» аэродром, а на востоке «рулили» представители Управления вооружений сухопутных войск.

Однако, несмотря на всю несогласованность, новые ракеты продолжали разрабатываться. Модель «А-3» имела уже почти 7 метров в высоту, внутри нее размещался приборный отсек, и можно было даже вести киносъемку полета. Двигатель развивал солидную тягу в 1500 килограммов, ракета весила 750 кг, летала она на жидком кислороде и спирте. Стабилизировать ее предполагалось уже с помощью гироскопов.

Первые пуски «А-3» состоялись осенью 1937 года, и выяснилось, что ракета в принципе не может лететь в заданную точку — только-только создаваемые газовые рули (это когда поворот осуществляется направленной струей газов) оказались чересчур малы и медлительны. Ракета попросту не успевала выруливать в нужное время на нужную траекторию.

Но исследования продолжались, и у Брауна и другого ракетчика, Вальтера Риделя, был готов концепт еще более мощной и большой ракеты, «А-4».

Скорость новой модели была запланирована в 1600 метров в секунду, что должно было обеспечить не менее 260 километров дальности полета. Вес изделия с топливом составлял до 12 тонн.

Параллельно до ума доводили «А-3», которую, чтобы избежать ассоциаций с прошлой провальной версией, назвали «А-5» и добавили более совершенные газовые рули с усовершенствованной системой управления.

В1938 году состоялся первый пуск «А-5». А через год, уже после начала Второй мировой, ракету запустили с полным комплектом оборудования — она идеально взлетела на 12 километров.

Это уже были не игрушки, начиналась эпоха полноценных баллистических ракет. Впрочем, побыть оружием «А-5» не довелось, эта участь постигла «большую ракету», уже упомянутую «А-4».

Эта модель больше известна у нас как «Фау-2».

Как устроена «Фау-2»

Первая и последняя удачная баллистическая ракета Рейха состояла из двух частей. Носовая часть была боевой — под стальной скорлупой скрывалась порядка тонны аммотола — эта взрывчатка не слишком чувствительна к перепадам температур и ударам.

Во втором отсеке находились приборы для управления и запас сжатого азота, которым при необходимости повышали давления в баке с топливом. Третья часть — как раз этот бак с горючим, которое составляло порядка 75% веса ракеты: спирт находился в баке постоянно, а кислородом ракету заправляли перед самым запуском, иначе он испарялся за очень короткое время.

Для запуска ракеты компоненты топлива подавались в отсек, где смешивались: насос работал на перекиси водорода и растворе перманганата калия.

Первые образцы «Фау-2» были сделаны летом 1942 года. Перед запуском ракету следовало установить на так называемый стартовый стол — стальное кольцо на четырех стойках с отражателем для реактивной струи.

Ракета устанавливалась на «столе» вертикально, потом заправлялась кислородом — и в двигателе загорался так называемый воспламенительный крест.

Открывались клапаны, и в камеру сгорания затекали спирт и жидкий кислород, смешивались и воспламенялись — начиналась «малая» ступень пуска, на которой ракета еще не могла оторваться от земли. По сути, это была проверка корректности работы двигателя.

В случае, если все было нормально, насосы начинали повышать давление для того, чтобы топливо поступало в камеру сгорания быстрее.

За три секунды работы давление становилось достаточным, чтобы тяга двигателя подскочила практически вчетверо, с 7 до 27 тонн, и тогда ракета могла подняться в воздух и лететь. После отрыва от земли активировались газовые рули, которые помогали стабилизировать ракету, потом в действие вступали обычные стабилизаторы, а в разреженных слоях атмосферы — снова газовые рули. Через 25 секунд после запуска «Фау-2» пробивала звуковой барьер, на 54-й секунде выходила на заданную траекторию.

13 июня 1942 года был произведен первый пуск. Взлететь ракете удалось, но стабилизировать ее получилось плохо: крен со старта, колебания на курсе и падение из-за облаков в море. Второй пуск 16 августа привел к отрыву носовой части.

А вот третья «Фау-2», взлетевшая 3 октября, показала практически идеальный результат: взлетела, перешла на нужную траекторию, достигла высоты в 48 километров и на 296-й секунде полета упала, удалившись от места пуска на фантастические 190 километров.

На такую дальность не могла стрелять ни одна пушка мира.

Параллельно с баллистической ракетой в Пенемюнде другая команда ученых разработала самолет-снаряд «Fi-103» — предтечу крылатых ракет. На вооружение он пошел под названием «Фау-1» (кстати, «фау» — это произношение немецкой буквы «V» — сокращение от «Vergeltungswaffen», «оружие возмездия»).

Предстояло выбирать, что принимать на вооружение — баллистическую ракету или самолет-снаряд. Самолет стоил дешевле, был проще в эксплуатации, но мог быть сбит и зенитной артиллерией, и истребителями, и даже просто крылом самолета. Дорогая и капризная ракета не перехватывалась ничем, но над ней было еще работать и работать.

В итоге приняли решение использовать и то и другое. 7 июля 1943 года фильм о баллистических ракетах показали Гитлеру. Тот был в восторге и велел считать «Пенемюнде» важнейшим исследовательским объектом, хотя потребовал увеличить боеголовку до 10 тонн (это так и не исполнили).

Вместе с фюрером ракетами заинтересовались и союзники, начав понемногу бомбить «Пенемюнде». Однако полностью прекратить работу центра не вышло. И в начале июня 1944 года по Лондону начали пускать первые «Фау-1».

Из восьми тысяч выпущенных по английской столице самолетов-снарядов цели достигли около 2500, разрушив 25 тысяч домов, убив и ранив 24 000 человек.

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение wikipedia.org

Однако вышеперечисленные недостатки «Фау-1» заработали со старта: самолеты слишком легко перехватывались, и было очевидно, что с каждой неделей урон от них будет снижаться — англичане быстро учились. Поэтому вся надежда была на неуязвимые «Фау-2».

К сентябрю 1944 года, когда союзники уже вовсю хозяйничали во Франции, первые ракетные батареи были развернуты в Нидерландах. 6 сентября первый пуск произвели по недавно освобожденному Парижу, 8 сентября — по Лондону.

В ближайшие дни ракеты начали падать на британскую столицу по несколько штук в день — воздушное наступление на Лондон прекратилось только в конце марта 1945 года.

Ракеты оправдали надежды: перехватить их так и не сумели до самого конца войны. Но за семь месяцев на Лондон было выпущено всего 1300 «Фау-2», попало в город не больше 518.

Потери от них составили 2511 убитыми и 5869 ранеными: легко подсчитать, что одна безумно дорогая «Фау-2» (для создания и запуска требовалось огромное количество дефицитных материалов) выводила из строя чуть более 10 человек: это была стрельба из пушки по воробьям.

Со временем это признал и один из приближенных Гитлера, министр вооружений Альберт Шпеер: «Нелепая затея.

В 1944 году в течение нескольких месяцев армады вражеских бомбардировщиков сбрасывали в среднем по 300 тонн бомб в день, а Гитлер мог бы обрушить на Англию три десятка ракет общей мощностью 24 тонны в сутки, что является эквивалентом бомбовой нагрузки всего лишь дюжины „Летающих крепостей“. Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьезнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет „земля-воздух“».

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение wikipedia.org

Так чудо-ракета Гитлера невольно послужила делу антигитлеровской коалиции — она отвлекла на себя огромное количество ресурсов и осталась не более чем микроскопом для забивания гвоздей. Впоследствии один из германских ракетчиков, увезенных в СССР, произвел подсчеты — выяснилось, что для полного разрушения хотя бы площади полтора на полтора километра нужно запустить… 67 500 ракет «Фау-2».

Конечно, чтобы причинить подобным оружием какой-либо существенный вред, требовались ядерные боеголовки. Но от создания ядерного оружия Германия была очень далека. Однако сделанные в Третьем рейхе наработки впоследствии использовали сверхдержавы — наработки Брауна и компании пригодились и в СССР, и в США.

Источник: https://42.tut.by/652613

Фау-2: ракета Гитлера, положившая начало космической эре

Ричард Холлингэм BBC Future

Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение Правообладатель иллюстрации Getty

В сентябре исполняется 70 лет со дня первой германской атаки на Лондон с применением ракет Фау-2. Как выяснил корреспондент BBC Future, немецкие технологии времен Второй мировой войны до сих пор используются в ракетостроении.

Как-то солнечным утром в сентябре 1944 г. мой отец, тогда еще подросток, ждал поезда на вокзале городка Кромер на восточном побережье Англии. Стояла чудесная ясная погода. С платформы, расположенной высоко над городом, можно было разглядеть берег оккупированной немцами Голландии по ту сторону спокойного Северного моря.

«Вдруг я заметил на горизонте три черточки, поднимавшиеся в небо и исчезавшие в стратосфере, — вспоминал отец. – Я уверен, что это взлетали ракеты Фау-2, но где они тогда упали, мне неизвестно».

Фау-2 стартовали с мобильных пусковых установок. Каждая 14-метровая ракета несла заряд взрывчатки массой в 900 килограммов. Первая Фау-2 упала на Лондон 8 сентября 1944 г. Она оставила после себя воронку диаметром 10 метров, убила троих и ранила 22 человека.

В отличие от традиционных самолетов и от своего предшественника – самолета-снаряда Фау-1, — ракета Фау-2 представляла собой принципиально новый вид вооружения. Время полета до цели составляло не более пяти минут, и системы оповещения не успевали на нее среагировать.

Ракеты падали на ничего не подозревавшие Лондон, Норидж, Париж, Лилль и Антверпен. Фау (немецкое произношение буквы V) обозначало Vergeltungswaffen, то есть «оружие возмездия». Ракета Фау-2 стала последней и отчаянной попыткой Германии повернуть ход войны в свою пользу.

Через какое-то время после того как мой отец стал свидетелем запуска Фау-2, он чудом избежал последствий ракетного удара, который застал его в ожидании поезда метро на наземной станции Куинз Парк в северном Лондоне.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption В 1945 году после окончания войны убийцу лондонцев Фау-2 выставили на всеобщее обозрение на Трафальгарской площади

«Внезапно на дороге неподалеку раздался громкий хлопок, и в воздух поднялось огромное облако обломков, — рассказывал он. — Фау-2 была оружием устрашения. Ракеты сыпались с неба внезапно, безо всякого предупреждения».

В ходе Второй мировой войны по одной лишь Англии было выпущено свыше 1300 единиц Фау-2. По мере продвижения союзнических войск вглубь континента Германия начала подвергать ракетным ударам Бельгию и Францию.

Разработка ценою в тысячи жизней

Точных данных об общем количестве жертв Фау-2 не существует, но предполагается, что их было несколько тысяч. В одной только Великобритании от ракетных ударов погибло 2724 человека. Впрочем, сама программа производства Фау-2 унесла гораздо больше жизней – по крайней мере 20 тыс.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Сцена разрушений на лондонской Фаррингдон Роуд после падения туда Фау-2, 1945 год

Читайте также:  Метательное оружие ниндзя: как выглядит сюрикен, виды, как делается, как правильно кидать, звёзды, размеры

«Об этом факте зачастую несправедливо забывают, — говорит Дуг Миллард, специалист по истории ракетостроения и куратор экспозиции космической техники лондонского Музея науки, в главном выставочном зале которого размещен экземпляр Фау-2. – Ракеты строились ценой множества человеческих жизней, ведь нацисты использовали рабский труд узников концлагерей».

Пленные трудились на круглосуточно работавшей подземной фабрике под названием Миттельверк неподалеку от концентрационного лагеря Бухенвальд в центральной Германии.

Многих узников, владевших необходимыми техническими навыками – например, сварщиков – свозили и из других лагерей. Условия их существования были ужасающими – людей держали без солнечного света, в антисанитарии, они голодали и недосыпали.

Имелись случаи убийства пленных за попытку саботировать работы. По свидетельствам очевидцев, провинившихся вешали на кранах сборочных линий.

Несмотря на соучастие в поддержании нечеловеческих условий содержания работников фабрики Миттельверк, создатель Фау-2 Вернер фон Браун вошел в историю как гений ракетостроения. Союзники признали, что ракета Фау-2 технологически превосходит их собственные разработки.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Фау-2 была способна преодолеть расстояние около 190 км при крейсерской высоте полета свыше 80 км

Благодаря мощному двигателю, Фау-2 была способна преодолеть расстояние около 190 км при крейсерской высоте полета свыше 80 км. Двигатель, работавший на этаноле и жидком кислороде, представлял собой принципиально новое слово в ракетной технике. Фактически Фау-2 стала первой в мире космической ракетой.

«Небольшие ракеты строили начиная с 1930-х гг., но Фау-2 была гораздо крупнее и обладала большей дальностью, — говорит Миллард. – Она вывела ракетостроение на качественно новый уровень».

Революционные технологии

Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянного целеуказания с земли.

Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета.

Любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

Неудивительно, что после окончания войны США, СССР и Британия поспешили завладеть технологией создания Фау-2. Фон Браун, не захотевший работать на Сталина, сдался в плен американцам. А Советскому Союзу достались фабрика по производству ракет и испытательный полигон.

«И американские, и советские специалисты разобрали Фау-2 по винтику, чтобы понять принцип ее работы, — отмечает Миллард. – Советский Союз в результате создал точную копию ракеты. Американцы же забрали несколько экземпляров в США, где использовали их для высокоатмосферных экспериментов».

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Немец Вернер фон Браун (крайний справа) среди американских ученых-ракетчиков

Впрочем, в США понимали, что техника вторична в сравнении с гением, создавшим ее. Американцы заполучили фон Брауна. И хотя военным приоритетом Вашингтона стала разработка межконтинентальных баллистических ракет, германский инженер получил возможность параллельно заниматься своей давней мечтой о полетах в космос.

«Вскоре, по заказу армии США, фон Браун приступил к разработке ракеты «Редстоун», которая являлась модификацией Фау-2, — говорит Миллард. – Вариант «Редстоуна» использовали в 1961 г. для запуска в космос первого американского астронавта Алана Шепарда».

Наследие Фау-2

Таким образом, нетрудно проследить прямую связь между ракетой Фау-2, создававшейся при помощи рабского труда военнопленных, запускавшейся по целям из оккупированной нацистами Европы, и первым американским пилотируемым полетом в космос.

«Технология Фау-2, впоследствии позволившая американцам отправиться к Луне, разрабатывалась ценой огромных ресурсов, в том числе и человеческих жизней», — подчеркивает Миллард.

Можно ли было высадить человека на Луне, не прибегая к помощи гитлеровского оружия? Вероятно, да, но на это потребовалось бы гораздо больше времени. Как и в случае со многими другими инновациями, война подстегнула работу над ракетными технологиями и ускорила наступление космической эры.

Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за 70 лет. Конструкция ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы. Все эти решения были впервые внедрены на Фау-2.

Сам того не подозревая, сентябрьским днем 1944 года мой отец стал свидетелем начала космической эры. «Ракетная техника не сильно изменилась с тех пор, — говорит Миллард. – В этом смысле мы все еще живем в эпоху Фау-2».

Источник: https://www.bbc.com/russian/science/2014/09/140915_vert_fut_nazis_space_age_rocket

Почему ракета Гитлера ФАУ-2 сделала СССР космической державой

Охота за германскими мозгами началась сразу после окончания Великой Отечественной войны. Это объяснимо: ведь немцы были впереди планеты всей во многих областях. Особенно советское руководство интересовала ракетная программа рейха, в рамках которой ракетоноситель впервые в истории смог достичь пределов космоса.

Уже в начале 1946 года в немецком городке Нордхаузен создается советский научно-исследовательский институт по изучению ракет Фау-2, в который также вошли три завода, вычислительный центр и испытательная база.

Его директором стал известный партийный и военный организатор, Лев Гайдуков, пост главного инженера занял Сергей Павлович Королев, а Валентин Глушко возглавил отдел по изучению двигателей.

Но основную массу сотрудников все же составили немецкие специалисты – около 150 человек, пожелавшие работать на СССР.

Любопытно, что далеко не сразу партийные функционеры оценили предложение советских конструкторов и инженеров не вывозить немецкую технику и оборудование в СССР, а восстанавливать заводы в Германии.

У многих закралось подозрение, что они намеренно затягивают возвращение в разоренную войной страну, чтобы подольше задержаться в благополучной Тюрингии.

Однако грозные московские инспекторы, разобравшись с положением дел, одобрили проект.

Спустя несколько месяцев после начала работы института в Нордхаузене на стол Сталину легла докладная записка за подписью Берии, Маленкова и Булганина, в которой отмечался процесс освоения советскими учеными последних достижений Германии в области ракетной техники. В частности, там сообщалось об успешной работе с технической документацией, что позволило собрать из немецких деталей семь ракет дальнего действия Фау-2, четыре из которых готовились к испытаниям, а еще три были отправлены для изучения в Москву.

На самом верху были приняты решения о продолжении работ уже на территории СССР. Вслед за конструкторскими бюро к концу 1946 года в Советский Союз из Германии должны были переехать и немецкие ученые с семьями.

В качестве жилья для них были выделены 150 финских разборных домов и 40 домов, рассчитанных на восемь квартир каждый. Также было предписано установить немецким специалистам по реактивной технике повышенный оклад.

Немецкая Фау-2 к концу Второй мировой войны представляла собой образец единственной в мире управляемой баллистической ракеты. Она была разработана в 1937 году Вернером фон Брауном, использовавшим идеи основоположника современной ракетной техники и пилотируемой астронавтики Германа Оберта.

Именно Фау-2 первой суждено было подняться в космос. В современном представлении граница космоса начинается на высоте 100 километров, после так называемой линии Кармана, где аэродинамическая авиация становится невозможной.

17 февраля 1943 года Фау-2 с приборами на борту преодолела высотную планку в 190 километров! А уже в начале 1944 года фон Браун с коллегами Гельмутом Греттрупом и Вальтером Риделем проделали расчеты, позволявшие их детищу вывести на орбиту Земли искусственный спутник.

Однако Гитлеру нужно было не покорение космоса, а орудие возмездия.

К сожалению, Советскому Союзу, в отличие от Соединенных Штатов, достались лишь незначительные детали Фау-2.

Технологию ракеты нужно было восстанавливать фактически с нуля, используя сохранившиеся чертежи.

В отдельных случаях советским и немецким специалистам приходилось по многочисленным фрагментам собирать очень сложные агрегаты, уничтоженные союзниками в ходе многочисленных бомбардировок Германии.

Вплоть до середины 1950-х советские ракетостроители свои расчеты делали на немецких вычислительных машинках. Однако с трофейной техникой вскоре возникли серьезные проблемы: она быстро выходила из строя, а запасных деталей не было.

Вот тут-то и появились доморощенные умельцы, которые наладили выпуск запчастей, продавая их только за наличку.

Королеву пришлось выкручиваться и придумывать вариант с премиями «доверенным лицам»: эти деньги и шли на покупку дефицитного товара.

Один из наиболее талантливых советских авиаконструкторов, Виктор Болховитинов, сначала не поверил, что в военных условиях Германия могла создать настолько мощный двигатель.

Советские ученые в своих экспериментальных жидкостных ракетных двигателях добивались тяги лишь в несколько сотен килограмм, а немцы вышли на уровень полторы тонны.

Познакомившись с германской разработкой, конструктор был сильно удивлен, что она не использует привычные в СССР азотную кислоту и керосин. Топливом для Фау-2 служили этиловый спирт и жидкий кислород.

Главным инициатором копирования Фау-2 считают министра вооружения СССР, Дмитрия Устинова. Именно он убедил Сталина создавать первую советскую ракету по германскому образцу. Критики в свой адрес он тогда получил немало. Его оппоненты твердили, что технологии Фау-2 уже морально устарели и к тому же имели массу уязвимых мест.

Однако, как показало время, с организационно-производственной точки зрения решение Устинова оказалось верным.

СССР, еще не имевший в первые послевоенные годы развитой ракетной промышленности, не смог бы в кратчайшие сроки создать и запустить собственную ракету без адаптации германского опыта.

И сам Королев неоднократно говорил, чтобы приступить к решению задач по покорению космоса нужно освоить простейшие ракеты, какой и являлась Фау-2.

Среди немецких ученых, внесших заметный вклад в развитие советской ракетно-космической программы был Гельмут Греттруп, в прошлом руководитель группы управления баллистических ракет в Пенемюнде (исследовательский центр, где была создана и запущена Фау-2).

Он считался одним из главных после Вернера фон Брауна специалистов в ракетной индустрии. Последнего как мы знаем переманили американцы. Греттруп тоже мог достаться союзникам, если бы не его жена, которая сама инициировала встречу с советским представителем и уговорила мужа работать на СССР.

Главный ее мотив – ненависть к нацизму и благодарность Советам, которые освободили мир от «коричневой чумы».

О Греттрупе, который возглавил работавшую в СССР группу немецких ракетчиков, был самого высокого мнения выдающийся советский конструктор Борис Черток. Ученый обращал внимание на то, что немецкий специалист был лучше других информирован о положении дел в Пенемюнде и являлся лицом очень близким к Вернеру фон Брауну.

Работа закипела. Уже во второй половине 1947 года на полигоне Капустин Яр группы Греттрупа и Королева приступили к первым испытаниям Фау-2.

18 октября 1947 года – знаковая дата для советского ракетостроения: в этот день состоялся первый в СССР запуск баллистической ракеты.

Снаряд поднялся на высоту 86 километров, однако разрушился при входе в плотные слои атмосферы – его обломки были найдены на расстоянии свыше 270 километров от места старта с отклонением чуть выше 30 км от намеченной цели.

Всего было совершено несколько десятков запусков советского варианта Фау-2, к сожалению, каждый четвертый пуск оказывался неудачным – ракета взрывалась при прохождении плотных слоев атмосферы. Причину установили быстро: по мере разогрева снаряда в герметичном корпусе начинал испаряться тротил, который создавал избыточное давление – это в конечном итоге и разрывало корпус ракеты.

За год недостатки были устранены и в октябре 1948 года в воздух взмыла уже первая ракета советского производства Р-1, хотя она фактически и продолжала быть копией Фау-2: дальность и высота ее полета не превышали показателей немецкого образца, но отклонение от цели составило всего 1,5 километра. В этом же году Королев приступил к разработке Р-2, которая должна была преодолеть 600-километровую отметку дальности полета.

Через 10 лет интенсивной и плодотворной работы с момента первого советского запуска Фау-2 конструкторское бюро Королева представило на суд общественности двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. Ей и суждено было 4 октября 1957 года вывести на орбиту Земли первый искусственный спутник.

С каждым новым опытным образцом советская ракета все меньше походила на Фау-2.

В Р-7 фактически ничто не напоминало немецкую предшественницу: они различались в габаритах, полетных характеристиках, видах топлива, органах управления.

Это был совершенно иной, более сложный уровень технологий. Тем не менее, как говорил Борис Черток, история создания первого спутника – есть история ракеты, имевшей немецкое начало.

Источник: https://russian7.ru/post/pochemu-raketa-gitlera-fau-2-sdelala-sss/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector