Ракета р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ттх)

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Р-16 (индекс УРВ РВСН — 8К64, по классификации МО США и НАТО — SS-7 Saddler, буквально Шорник) — межконтинентальная баллистическая ракета, состоявшая на вооружении РВСН СССР с 1962 по 1976—1977 годы. Первая советская двухступенчатая МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления.История разработки13 мая 1959 года специальным постановлением ЦК КПСС и СМ конструкторскому бюро «Южное» (Главный конструктор М. К. Янгель) поручили разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива. Впоследствии она получила обозначение Р-16. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок.

Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В. П. Глушко, В. И. Кузнецовым, Б. М. Коноплевым и др.

Система управления разработывалась харьковским ОКБ-692. На проектирование и проведение летно-конструкторских испытаний отводились крайне сжатые сроки.

Чтобы уложиться в них, конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам Р-12 и Р-14.

24 октября 1960 года на полигоне Байконур, во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16, на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. В огне сразу же сгорели 74 человека, среди них — командующий РВСН маршал М. Неделин, большая группа ведущих специалистов КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 4 человека. Полностью уничтожена стартовая площадка № 41.

Пуск второй Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на трассе полета из-за потери устойчивости, разработчики убедились в жизнеспособности принятой схемы.

Напряженная работа позволила закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п.

Юрья Кировской области были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.

Начиная с мая 1960 года проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки (ШПУ). В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведен первый пуск ракеты из ШПУ.

5 февраля 1963 года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооруженного БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН.

КонструкцияЭскиз Р-16

Ракета Р-16 была выполнена по «тандемной» схеме, с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Топливные баки несущей конструкции.

Баки первой ступени и бак горючего второй ступени — панельной конструкции из алюминиево-магниевого сплава с поперечным и продольным силовым набором из шпангоутов и стрингеров, а бак окислителя второй ступени — из листового материала обработанного химическим фрезерованием (как на Р-14).

Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя первой ступени наддувался в полете встречным скоростным напором воздуха, второй ступени — воздухом, а баки горючего обоих ступеней — сжатым азотом из шаровых баллонов.

Пять шаровых баллонов со сжатым азотом для наддува бака горючего первой ступени размещались в приборном отсеке первой ступени, между баками окислителя и горючего.

Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей, укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т.

Рулевой двигатель имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т. Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива.

Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре.

Её двигательная установка (ДУ) во многом была заимствована от первой ступени, что удешевляло производство, но в качестве маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в пустоте 90 т. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя первой ступени меньшими размерами и тягой (5 т).

Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И (раствор тетраоксида диазота в азотной кислоте) и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Р-16 имела защищённую автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью.

В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. Круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность 12 000 км составило около 2700 м.

При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.

Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 000 до 13 000 км.

Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива.

Пуск ракеты осуществлялся после её установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени.

Чтобы его сократить, были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности Р-16 могла стартовать через 30 минут.

Шахтная позиция ракеты Р-16 (8К64У)часть 1

часть 2

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Источник: https://www.drive2.ru/c/458327849699428466/

"Восток" — ракета-носитель, первая ракета "Восток"

Вторая мировая война, помимо того, что принесла огромное количество бесчисленных жертв и разрушений, привела к научно-промышленной и технологической революции.

Послевоенный передел мира требовал от главных конкурентов – СССР и США – разрабатывать новые технологии, развивать науку и производство.

Уже в 50-х годах человечество вышло в космос: 4 октября 1957 года первый космический аппарат с лаконичным названием «Спутник-1» облетел планету, возвестив начало новой эпохи. Через четыре года первого космонавта на орбиту доставила ракета-носитель «Восток»: Юрий Гагарин стал покорителем космоса.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Предыстория

Вторая мировая, вопреки чаяниям миллионов людей, миром не закончилась. Началось противостояние Западного (во главе с США) и Восточного (СССР) блоков – сначала за доминирование в Европе, а затем во всем мире. Разразилась так называемая «холодная война», в любой момент грозившая перерасти в горячую стадию.

С созданием атомного оружия встал вопрос о наиболее быстрых способах его доставки на огромные расстояния.

Советский Союз и США сделали ставку на разработку ядерных ракет, способных в считанные минуты нанести удар по противнику, находящемуся на другом краю Земли. Однако параллельно стороны вынашивали амбициозные планы освоения ближнего космоса.

В результате была создана ракета «Восток», Гагарин Юрий Алексеевич стал первым космонавтом, а СССР захватила лидерство в ракетной сфере.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Битва за космос

В середине 1950-х в США была создана баллистическая ракета «Атлас», а в СССР – Р-7 (будущий «Восток»).

Ракета создавалась с большим запасом по мощности и грузоподъемности, что позволяло ее использовать не только для разрушения, но и в созидательных целях.

Не секрет, что ведущий конструктор ракетной программы Сергей Павлович Королев был приверженцем идей Циолковского и мечтал о покорении и освоении космоса. Возможности Р-7 позволяли отправлять спутники и даже пилотируемые аппараты за пределы планеты.

Именно благодаря баллистическим Р-7 и «Атлас» человечество смогло впервые побороть земное притяжение.

При этом отечественная ракета, способная доставлять к цели 5-тонный груз, обладала большими резервами по совершенствованию, нежели американская.

Это, в совокупности с географическим расположением обоих государств, определило различные пути создания первых пилотируемых космических кораблей (ПКК) «Меркурий» и «Восток». Ракета-носитель в СССР получила такое же название, как и ПКК.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

История создания

Разработка корабля началась в ОКБ С. П. Королева (ныне РКК «Энергия») осенью 1958 года. Чтобы выиграть время и «утереть нос» США, в СССР пошли по кратчайшему пути.

На этапе конструирования рассматривались различные схемы кораблей: от крылатой модели, позволявшей совершать посадку в заданном районе и чуть ли не на аэродромах, до баллистической – в форме сферы.

Создание крылатой ракеты с высокой грузоподъемностью было сопряжено с большим объемом научных исследований, по сравнению со сферической формой.

За основу была взята недавно сконструированная для доставки ядерных боеголовок межконтинентальная ракета (МР) Р-7. После ее модернизации и родился «Восток»: ракета носитель и одноименный пилотируемый аппарат.

Особенностью корабля «Восток» стала раздельная система посадки спускаемого аппарата и космонавта после его катапультирования. Данная система предназначалась для аварийного покидания корабля на активном участке полета.

Это гарантировало сохранение жизни, независимо от того, куда осуществлялась посадка – на твердую поверхность или акваторию.

Конструкция ракеты-носителя

Для выведения корабля-спутника на орбиту вокруг Земли на базе МР Р-7 была разработана первая ракета «Восток» для гражданских целей. Ее летно-конструкторские испытания в беспилотном варианте начались 5 мая 1960 года, а уже 12 апреля 1961 года впервые состоялся полет человека в космос – гражданина СССР Ю. А. Гагарина.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Была задействована трехступенчатая конструкционная схема с использованием на всех ступенях жидкого топлива (керосин + жидкий кислород).

Первые две ступени состояли из 5 блоков: одного центрального (максимальный диаметр 2,95 м; длина 28,75 м) и четырех боковых (диаметр 2,68 м; длина 19,8 м). Третья соединялась стержнем с центральным блоком. Также по бокам каждой ступени стояли рулевые камеры для маневрирования.

В головной части монтировался ПКК (в дальнейшем – искусственные спутники), прикрытый обтекателем. Боковые блоки оборудованы хвостовыми рулями.

Технические характеристики носителя «Восток»

Ракета имела максимальный диаметр 10,3 метра при длине 38,36 метра. Стартовая масса системы достигала 290 тонн. Расчетная масса полезного груза почти втрое превышала американский аналог и равнялась 4,73 тонны.

Тяговые усилия разгонных блоков в пустоте:

  • центральный – 941 кН;
  • боковые – по 1 МН;
  • 3-я ступень – 54,5 кН.

Конструкция ПКК

Пилотируемая ракета «Восток» (Гагарин в качестве пилота) состояла из спускаемого аппарата в виде сферы наружным диаметром 2,4 метра и отделяемого приборно-агрегатного отсека. Теплозащитное покрытие спускаемого аппарата имело толщину от 30 до 180 мм.

В корпусе предусмотрены входной, парашютный и технологический люки.

В спускаемом аппарате находились системы электропитания, терморегулирования, управления, жизнеобеспечения и ориентации, а также ручка управления, средства связи, пеленгации и телеметрии, пульт космонавта.

В приборно-агрегатном отсеке располагались системы управления и ориентации движения, энергопитания, УКВ-радиосвязи, телеметрии, программно-временное устройство.

На поверхности ПКК размещались 16 баллонов с азотом для использования системой ориентации и кислородом для дыхания, холодные навесные радиаторы с жалюзи, датчики Солнца и двигатели ориентации.

Для схода с орбиты предназначалась тормозная двигательная установка, созданная под руководством А. М. Исаева.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Обитаемый модуль состоит из:

  • корпуса;
  • тормозного двигателя;
  • катапультируемого кресла;
  • 16 газовых баллонов системы жизнеобеспечения и ориентации;
  • теплозащиты;
  • приборного отсека;
  • входного, технологического и служебных люков;
  • контейнера с пищей;
  • комплекса антенн (ленточных, общей радиосвязи, системы командной радиосвязи);
  • кожуха электроразъемов;
  • стяжной ленты;
  • системы зажигания;
  • блока электронной аппаратуры;
  • иллюминатора;
  • телевизионной камеры.
Читайте также:  Борей: атомная подводная лодка (апл) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

Проект «Меркурий»

Вскоре после успешных полетов первых искусственных спутников Земли в американских СМИ вовсю рекламировалось создание пилотируемого космического корабля «Меркурий», даже называлась дата его первого полета.

В этих условиях крайне важно было выиграть время, чтобы выйти победителем в космической гонке и одновременно продемонстрировать миру превосходство той или иной политической системы.

В итоге запуск ракеты «Восток» с человеком на борту спутал амбициозные планы конкурентов.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Разработка «Меркурия» началась в компании «Мак Доннел Дуглас» в 1958 году. 25 апреля 1961 года состоялся первый запуск беспилотного аппарата по суборбитальной траектории, а 5 мая – первый пилотируемый полет астронавта А. Шепарда – тоже по суборбитальной траектории продолжительностью 15 минут.

Только 20 февраля 1962 года, спустя десять месяцев после полета Гагарина, состоялся первый орбитальный полет (3 витка продолжительностью около 5 часов) астронавта Джона Гленна на корабле «Френдшир-7». Для суборбитальных полетов использовалась ракета-носитель «Редстоун», а орбитальных – «Атлас-Д».

К тому времени в активе СССР был суточный полет в космос Г. С. Титова на корабле «Восток-2».

Характеристики обитаемых модулей

Космический корабль «Восток» «Меркурий»
Ракета-носитель «Восток» «Атлас-Д»
Длина без учета антенн, м 1,4 2,9
Максимальный диаметр, м 2,43 1,89
Герметичный объем, м3 5,2 1,56
Свободный объем, м3 1,6 1
Стартовая масса, т 4,73 1,6
Масса спускаемого аппарата, т 2,46 1,35
Перигей (высота орбиты), км 181 159
Апогей (высота орбиты), км 327 265
Наклонение орбиты 64,95˚ 32,5˚
Дата полета 12.04.1961 г.

Источник: https://cccp.temadnya.com/1560305605511481880/vostok-raketa-nositel-pervaya-raketa-vostok/

Ракета П-800 «Оникс» / «Яхонт». Конструкция. Применение. ТТХ. Схема

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

История создания Описание конструкции

    Ракета «Яхонт» выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает «Яхонту» высокую маневренность (максимальный угол атаки — до 15о), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника.     Разработчик БАСУ ПКР «Яхонт» — ЦНИИ «Гранит».

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)     Cиловая установка ПКР включает маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. СПВРД разработан НПВО «Пламя». В 1983 г. был подготовлен эскизный проект, а с 1987 г. начались летные испытания двигателя в составе ракеты.     СПВРД рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м. Тяга двигателя — 4000 кгс, сухая масса (камеры сгорания) — 200 кг. Воздухозаборник СПВРД — носовой осесимметричный с центральным конусом. СПВРД оборудован системой изменения тяги с регулируемым соплом.     По сути вся ракета — от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.

    Пусковые устройства (ПУ) разработаны в ленинградском ЦКБ-34.

  • УВПУ 3С14, стандартный модуль из 8 ячеек, размер ячейки примерно 10 м в высоту, 1 на 1 м в сечении. Эти ПУ устанавливаются на строящихся для Индии СКР пр.11356. Может быть установлено различное количество модулей.
  • УПУ СМ-403 — наклонная ферменная конструкция с «Ониксами», она может быть и 6-, и 8-зарядная. Проходила испытания на МКР «Накат».
  • УВПУ СМ-315 — три ПУ в вертикальном цилиндрическом контейнере. Должна устанавливаться на ПЛА пр.885 и СКР пр.12441.

    После выхода ракеты из пускового контейнера включается твердотопливный разгонный блок, установленный по принципу “матрешки” в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости 2 маха.

Затем стартовик выключается, его выбрасывает из маршевого набегающим потоком воздуха, и «Яхонт» продолжает полет на скорости в 2,5 маха, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем.

Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной — на заключительном этапе полета). Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)     Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция (РЛС) головки самонаведения может захватывать надводную цель класса «крейсер» на дальности до 75 км. После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость «Яхонта» затрудняет его поражение средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения.     Благодаря малому полетному времени и большой дальности действия головки самонаведения ПКР «Яхонт» не предъявляет жестких требований к точности информации целеуказания.     Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты «Яхонт» — программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же в БЦВМ есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней — конвой, авианосец или десантная группа, и атаковать главные цели.     Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР «Яхонт» даже самой развитой корабельной ПВО.

    Сама ракета заключена в герметичный транспортно-пусковой контейнер (ТПК). О плотности компоновки свидетельствует почти полное отсутствие зазоров между фюзеляжем крылатой ракеты и внутренней поверхностью ТПК.

Габариты ракеты дают возможность двух-, трехкратного наращивания боекомплекта носителей ПКР аналогичного класса.Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

    Транспортно-пусковой стакан — неотъемлемая часть ракеты. В ТПС, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный борт-разъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем.     ТПС с ракетой крайне неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода жидкости и газа и не предъявляет дополнительных требований по микроклимату в местах хранения и на носителях. Все это в целом не только упрощает эксплуатацию, но и служит залогом высокой надежности техники, которая находится в «комфортных» условиях в течение всего срока службы.

    Использование ТПС, широкий диапазон возможных углов старта, схема запуска, не требующая организации отвода газов реактивной струи, позволяют легко вписывать ракету в архитектуру широкого круга носителей.

Причем для этого могут использоваться пусковые установки самой различной конструкции.

Например — предельно простые по устройству пусковые установки стеллажного типа, предназначенные для малотоннажных судов класса «ракетный катер — корвет», и модульные вертикальные установки для надводных кораблей большего водоизмещения — фрегатов, эсминцев и крейсеров.

Если комплекс устанавливается на модернизируемом корабле, вместо одной стартовой позиции «старой» крылатой ракеты можно будет установить три контейнера ПКР «Яхонт». Например, при модернизации катера проекта 1241 «Тарантул» вместо четырех ракет П-15 «Термит» может быть установлено 12 ПКР «Яхонт».

Описание Геометрические и массовые характеристики Силовая установка Летные данные
Разработчик НПО машиностроения
Обозначение комплекс П-800 «Яхонт» («Яхонт-М»)
ракета 3М55Э
Обозначение NATO SS-N-26
Первый пуск 1987
Длина, м 8
Размах крыла, м 1,7
Диаметр, м 0,7
Стартовый вес, кг 3000
Транспортно-пусковой стакан (ТПС) длина, м 8,9
диаметр, м 0,71
стартовая масса, кг 3900
Маршевый двигатель СПВРД 3Д55
Тяга, кгс (кН) 4000
Масса КС, кг 200
Стартово-разгонная ступень твердотопливная
Масса СРС, кг ок 500
Скорость, м/с (М=) на высоте 750 (2,6)
у земли (2)
Дальность пуска, км по комбинированной траектории до 300
по низковысотной траектории до 120
Высота полета, м на маршевом участке 14000
на низковысотной траектории 10-15
у цели 5-15
Система управления автономная с инерциальной системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения
ГСН дальность действия, км до 80
угол захвата цели, град +/- 45
масса,кг 89
время готовности, мин 2
Тип боеголовки проникающая
Масса БЧ, кг 200 (250)
Наклон пусковой установки, град. 0-90
Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры носителя, мин 4
Время межрегламентных проверок, год 3
Гарантийный срок эксплуатации, год 7
  • Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ) Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)
  • Помогали:
  • Источники информации:
  1. «Отечественные авиационные тактические ракеты» / А.В.Карпенко, С.М.Ганин, «Бастион» N1, 2000 г. /
  2. Противокорабельная ракета «Яхонт» («Оникс») / Ракетная техника /
  3. «ПВРД — задание на завтра» / Е. Ерохин, «Двигатель» #1'2001 /

Источник: https://TestPilot.ru/russia/chelomei/p/800/index_1.php

Русский Scunner. Что досталось ракете Р-1 от немецкого "Оружия возмездия"

70 лет назад, 10 октября 1948 года, на полигоне Капустин Яр состоялся первый успешный запуск первой отечественной баллистической ракеты Р-1 (впоследствии получила натовское обозначение SS-1 Scunner, с англ. — «Отвращение»).

Она была разработана по образцу ракеты А-4 («Фау-2», Vergeltungswaffe-2) немецкого, а затем американского конструктора Вернера фон Брауна. Созданная в СССР под руководством Сергея Королева, Р-1 имела определенные конструктивные отличия от прототипа.

На вооружение она была принята в ноябре 1950 года и десять лет находилась в эксплуатации.

Историческое значение ракет А-4 и Р-1 нельзя преуменьшать. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники

Борис Черток

ученый-конструктор, академик, Герой Социалистического Труда

До Второй мировой войны работы по ракетной технике велись во многих развитых странах. Практически во всех армиях мира во время войны появились реактивные установки и разрабатывались управляемые ракеты. С 1942 года курс на достижение технического превосходства над странами антигитлеровской коалиции взяла нацистская Германия.

Исследования немецких инженеров показали, что наиболее важным является создание реактивных самолетов и дистанционно управляемых аппаратов (ударных ракет).

Тогда же были определены летно-технические характеристики одного из первых образцов — самолета-снаряда Fi 103 Kirscnkern («Вишневая косточка»). В 1942-м он впервые стартовал с катапульты и пролетел 3 км.

Затем его дальность увеличили до 243 км благодаря катапульте, работающей на перекиси водорода.

Ее боевое применение состоялось в 1944 году — самолетами-снарядами Fi 103 был обстрелян Лондон. Позже немецкое радио сообщило о новом оружии Vergeltungswaffe (V-1) — «Оружие возмездия — 1».

Однако достаточно малые дальность полета и скорость, громоздкость стартовых установок сильно снижали его эффективность. Параллельно в Германии с 1942 года велись работы и по созданию управляемой баллистической ракеты дальнего действия A-4 (дальность стрельбы — 300 км).

В дальнейшем было развернуто ее массовое производство под названием V-2 — «Оружие возмездия — 2». В конце войны эти ракеты применялись для обстрела объектов на территории Великобритании, было выпущено порядка 4300 снарядов.

В 2015 году зарубежные СМИ сообщили, что во время испытаний «Фау-2» в качестве мишеней использовались немецкие города.

Применение этого оружия показало его хорошие возможности. Значение управляемого ракетного вооружения было высоко оценено и в Советском Союзе.

Читайте также:  Как пристрелять пневматическую винтовку (hatsan 125, мр-512) с оптикой, без оптики, с лазерным лучом

Работы по ракетам дальнего действия начались в 1944 году, когда советские специалисты стали изучать отдельные образцы трофейной немецкой ракетной техники, захваченные при освобождении Польши.

При этом выяснилось, что немцы обладали ракетными двигателями, имеющими примерно в десять раз большую тягу, чем отечественные образцы. Их двигатели работали на этиловом спирте и жидком кислороде — в СССР в качестве топлива использовали керосин и азотную кислоту.

Более детальное изучение ракетных технологий нацистской Германии началось сразу после окончания Великой Отечественной войны.

Постановлением Государственного комитета обороны СССР №9475 от 8 июля 1945 года была создана комиссия по изучению и освоению немецкой реактивной техники.

Советские ученые (в том числе Сергей Королев и Борис Черток), инженеры и военные специалисты выехали в Германию для изучения технической документации, технологий, производственных мощностей, опроса немецких ракетчиков.

13 мая 1946 года был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете министров СССР (Cпецкомитет №2), который возглавил член Политбюро ЦК ВКП(б) Георгий Маленков. Первоочередной задачей этого комитета было названо «воспроизведение с применением отечественных материалов ракет типа «Фау-2″ и Wasserfall (первой в мире зенитной управляемой ракеты)».

Этиловый спирт

На основании изучения немецких ракет дальнего действия А-4 («Фау-2») и для отработки технологии их сборки на заводах отечественной промышленности и на территории оккупированной Германии было собрано небольшое количество аппаратов. В октябре-ноябре 1947 года было произведено 11 испытательных пусков.

На основе полученного опыта был разработан проект советской баллистической ракеты Р-1 (индекс 8А11, объект «Волга»), постановление о ее создании было принято 14 апреля 1948 года.

Она представляла собой практически полную копию «Фау-2», при этом были доработаны конструкции хвостового и приборного отсеков, увеличена емкость топливных баков.

За основу была взята автономная система управления «Фау-2», но по мере увеличения дальности полета ракет стали применяться обе системы управления.

Сначала была тщательно исследована и полностью воспроизведена оригинальная система управления «Фау-2». И уже на основе этого опыта советские инженеры приступили к созданию собственной системы управления с применением отечественной элементной базы и материалов

пресс-служба холдинга «Российские космические системы»

В создании ракеты Р-1 были заняты 13 научно-исследовательских институтов и 35 заводов. Она разрабатывалась предприятиями, которые возглавляли В.П. Глушко (двигатель РД-100), Н.А. Пилюгин (система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура), В.П. Бармин (наземное стартовое, заправочное и другое оборудование) и В.И. Кузнецов (командные приборы).

Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия стал Сергей Королев, головным разработчиком — подмосковный Государственный научно-исследовательский институт реактивного вооружения (НИИ-88, ныне — Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, ЦНИИмаш, город Королев Московской области). Там же изготавливались опытные экземпляры Р-1.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Первая отечественная управляемая ракета Р-1, установленная на месте первой стартовой площадки полигона Капустин Яр

© Михаил Дюрягин/ТАСС

Для испытаний ракет Р-1 была сформирована 92-я бригада особого назначения резерва Верховного главнокомандования, развернутая на Государственном центральном межвидовом полигоне Капустин Яр. Именно на нем проходили испытания первые отечественные баллистические ракеты, а впоследствии осуществлялись запуски первых космических аппаратов, открывшие человеку дорогу в космос.

Первый пуск в сентябре 1948-го оказался неудачным: из-за отказа системы управления ракета отклонилась от курса и упала в 12 км от места старта.

Затем запуски четыре раза пришлось отменять из-за различных технических неисправностей. Первый успешный запуск на полигоне Капустин Яр состоялся 10 октября того же года. Дальность полета составила 288 км, отклонение от курса — 5 км.

Всего за два года в рамках летно-конструкторских испытаний было запущено 30 ракет.

Как и немецкий прототип, Р-1 имела неотделяющуюся головную часть и подвесные топливные баки. Применение неотделяемой головной части требовало стабилизации ракеты не только при старте и в полете, но и при входе в плотные слои атмосферы, для чего на ней в хвостовой части были установлены четыре мощных аэродинамических стабилизатора.

Стартовая масса ракеты Р-1 составляла 13,4 т, дальность полета — 270 км, снаряжение — обычное взрывчатое вещество массой 785 кг. Двигатель ракеты в точности копировал двигатель А-4. От первой отечественной ракеты требовалась точность попадания в прямоугольник 20 км по дальности и 8 км в боковом направлении

Борис Черток

ученый-конструктор, академик, Герой Социалистического Труда

В ноябре 1950-го комплекс с ракетой Р-1 был принят на вооружение. Через год начинает эксплуатироваться комплекс с другой ракетой — Р-2 (стартовая масса — 20 тыс. кг, максимальная дальность — 600 км, масса боевого заряда — 1008 кг).

В качестве топлива на Р-1 и Р-2 использовали жидкий кислород и 75-процентный водный раствор этилового спирта.

Кстати, в своей книге «Ракеты и люди» академик Борис Черток вспоминает высказывание одного из боевых генералов, который был приглашен на полигон для знакомства с ракетной техникой.

В связи с тем, что горючим для ракеты был этиловый спирт, он сказал: «Что вы делаете? Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?»

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Автопоезд с ракетой Р-2

© Минобороны РФ

Боевые части ракет имели вес 1–1,5 т и снаряжались обычным взрывчатым веществом. Ракета Р-1 была одноступенчатой, моноблочной и имела неотделяющуюся головную часть. Система управления — инерциальная на основе гироскопов.

Р-1 оснащалась жидкостным ракетным двигателем РД-100 (тяга на земле — 25–27 тыс. кг). В состав наземного технологического оборудования комплекса входило более 20 специальных машин и агрегатов. Пуск ракеты осуществлялся из специальной бронемашины с пультом управления.

Время подготовки ракет к старту составляло примерно шесть-восемь часов.

Первоначально серийное производство ракет Р-1 предполагалось развернуть на заводе №66 в городе Златоуст. Конструкторское бюро СКБ-385 должно было развернуть работы по конструкторской и технологической подготовке производства ракет. Там же выполнялись и работы по созданию облегченных вариантов Р-1 с целью увеличения ее дальности.

Однако производство ракет и ее модификаций так и не было развернуто. Документацию передали на другой завод, а СКБ-385 переориентировали на работы по оперативно-тактическим ракетам типа Р-11, Р-11М и Р-17. В дальнейшем КБ машиностроения, возглавляемое В.П.

Макеевым, стало основным разработчиком морских баллистических ракет для подводных лодок ВМФ.

Серийное производство Р-1 велось в 1952–1955 годах на заводе №586 в Днепропетровске (ныне — ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова», Украина).

Ракетно-ядерный щит

Ракетами данного типа были вооружены девять бригад особого назначения резерва Верховного главнокомандования. Баллистические ракеты предполагалось применять по крупным военным и промышленным целям, административным и транспортным центрам и другим стратегическим объектам. Каждая бригада могла провести 24–36 пусков в сутки.

  • Р-1А — с несущим баком горючего и новой системой управления, была создана для отработки технических решений проекта новой ракеты Р-2.
  • Р-1Б/В/Д/Е — геофизические ракеты. Использовались, в частности, для запуска в стратосферу животных.
  • Р-1М — с новой системой управления и повышенной точностью.

Продолжение

До появления на ракетах ядерных боевых частей для повышения боевого воздействия на противника в СССР в 1953 году была испытана опытная ракета Р-2 с головной частью «Герань», снаряженная радиоактивной жидкостью, которая распылялась при подрыве.

По воспоминаниям академика Чертока, «все началось с того, что на полигоне в гостинице был показан фильм «Серебристая пыль» — один из первых полуфантастических фильмов, смакующих ужасы будущей войны».

Серебристая пыль представляла собой радиоактивный порошок, распыляемый на большой площади при высотном подрыве специально разработанных авиабомб. «Доза радиоактивного облучения для всего живого в зоне, пораженной серебристой пылью, была смертельной.

Не спасали никакие противоипритные костюмы и противогазы», — писал он в книге «Ракеты и люди».

Фильм был сделан при консультации специалистов, изучавших воздействие ядерных взрывов. Они задались целью показать, что вовсе не обязательно сбрасывать с самолетов атомные бомбы.

Эта идея предвосхищала идею нейтронной бомбы — все неживое останется целым и невредимым, а люди погибают, и через некоторое время победитель может без боя занять территорию со всеми сохранившимися ценностями.

Есть такая старая примета — «сон в руку». Мы получили «фильм в руку»

Борис Черток

ученый-конструктор, академик, Герой Социалистического Труда

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

Ракета Р-5М

© Минобороны РФ

Однако проект «Герань» продолжения не имел. Лишь было известно, что в конце 1950-х годов документация и образцы ракетного комплекса Р-2 были переданы в Китай, где в дальнейшем долго эксплуатировались.

С 1952 года в Советской армии началось формирование арсеналов ракетного вооружения. Были сформированы новые ракетные соединения. До 1955 года все эти части были вооружены ракетами Р-1 и Р-2, а с 1957-го стали перевооружаться на стратегические ракеты средней дальности (Р-5М и Р-12).

Именно с Р-5М в СССР началось создание «ракетно-ядерного щита». В 1958-м бригады с ракетами оперативно-тактического назначения перешли в состав Сухопутных войск, а в подчинении заместителя министра обороны по специальному вооружению и реактивной технике остались только части, вооруженные ракетами большой дальности (свыше 1 тыс.

км), ставшие основой Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье» и из книг «Отечественные стратегические ракетные комплексы» (под редакцией А.В. Карпенко, А.Ф. Уткина, А.Д. Попова) и «Ракеты и люди» (Б.Е. Черток)

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/5654407

Баллистическая ракета малой дальности Р-1 8А11 SS-1 "Scunner", Р-1М, Р-1А

  Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

В создании ракеты Р-1 были заняты 13 НИИ и 35 заводов. Двигатель ракеты РД-100 прошёл стендовые испытания в мае 1948 г. 10 октября 1948 г. начались его огневые испытания и уже 17 сентября 1948 года на полигоне Капустин Яр была запущена первая ракета Р-1, собранная на опытном заводе НИИ-88 в Подлипках.

Первый пуск оказался неудачным. Из-за отказа системы управления ракета отклонилась от трассы почти на 50 градусов.

10 октября 1948 года ( по другим данным 31 октября) состоялся первый успешный пуск. Всего, в рамках лётно-конструкторских испытаний было пущено 10 ракет в 1948 году и 20 ракет в 1949 году.

7 мая 1949 г. был проведен первый пуск Р-1А — модификации ракеты для испытания отделяющейся головной части. В первой испытательной серии состоялось 4 пуска. 5-ый и 6-ой пуски были с научной аппаратурой на борту. *

30 ноября 1950 г. Ракета Р-1 была сдана на вооружение первого ракетного соединения – 92 Бригады Особого Назначения РВГК, дислоцированной на полигоне Капустин Яр. Она получила натовское обозначение SS-1 «Scunner».

Разрабатывалась ракета Р-1 организациями, которые возглавляли С.П. Королев (ракета, комплекс), В.П. Глушко (двигатель), Н.А. Пилюгин (система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура), В.П. Бармин (наземное стартовое, заправочное и другое оборудование), В.И. Кузнецов (командные приборы).

           Основными частями ракеты являлись: головная часть, приборный отсек, бак горючего, бак окислителя, хвостовой отсек с двигателем.

Основными особенностями конструкции ракеты было применение неотделяющейся головной части с использованием подвесных (ненесущих) топливных баков, размещенных в силовом корпусе.

Силовой корпус ракеты представлял собой жесткий каркас из стальных стрингеров и шпангоутов с оболочкой из листовой стали. Баки окислителя и горючего были выполнены из листового алюминиевого сплава.

Читайте также:  Fn p90: пистолет-пулемёт, пп, тактико-технические характеристики (ттх), конструкция, история создания

За стабилизацию ракеты в полёте отвечали четыре мощных и тяжелых (масса около 300 кг) стабилизатора. Потребовались управляющие органы двух типов: воздушные (установленные на стабилизаторах) и газоструйные (размещенные в струе продуктов сгорания, истекающих из сопла) рули. 

           Однокамерный жидкостный ракетный двигатель работал на топливе — жидкий кислород и 75%-ый водный раствор этилового спирта. Система подачи топлива — насосная, незамкнутая (отработавший в турбине газ выбрасывался в атмосферу).

В качестве рабочего тела турбины использовался парогаз, образующийся при разложении перекиси водорода в присутствии катализатора — раствора перманганата натрия; подача перекиси и перманганата в реактор была вытеснительной. Таким образом, для работы двигателя требовалось четыре жидких компонента.

Их секундные расходы составляли: 75 кг/с жидкого кислорода, 50 кг/с спирта и 1,7 кг/с перекиси и перманганата натрия. При этом удельный импульс был равен 2021 м/с у Земли и — 2366 м/с в пустоте. Такие низкие значения удельного импульса объяснялись использованием низкокалорийного топлива (в горючее добавляли воду, т.к.

иначе не могли обеспечить охлаждение камеры), невысокими параметрами рабочего процесса двигателя и применением незамкнутой схемы ДУ.

Двигатель имел большую массу, что объяснялось несовершенством конструкции всех его основных агрегатов: камеры сгорания (низкое давление, плохая организация процессов сгорания топлива), турбонасосного агрегата (низкое число оборотов), парогазогенератора (вытеснительная система подачи компонентов). Воспламенение топлива в камере сгорания при запуске двигателя осуществлялось пиротехническим зажигательным устройством. Показатели, определяющие скорость, а, следовательно, и дальность полёта ракеты были у Р-1 крайне низкими.

Ракета Р-1: история создания, запуск, конструкция, испытания, тактико-технические характеристики (ТТХ)

           В состав наземного технологического оборудования комплекса входило, более 20 специальных машин и агрегатов. Подготовка ракеты к пуску осуществлялась расчётом из 11 человек на двух позициях — технической и боевой (стартовой). Основным содержанием работ на технической позиции были проверки систем ракеты, стыковка ее с головной частью.

Перевозка ракеты на боевую позицию осуществлялась на грунтовом лафете 8У22 или 8У24, с помощь которого ракета устанавливалась затем на стартовый стол и который использовался для подготовки ракеты к пуску.

На ракете, после установки её в вертикальное положение, проверялась система управления, заправлялось топливо и средства парогазогенерации, осуществлялось прицеливание. На боевой расчёт при этом возлагалась особая ответственность одевания на головную часть вертикально стоящей ракеты съёмной поворотной площадки обслуживания.

При неосторожном проведении этой операции не исключена была возможность задевания опорным кольцом площадки за взрыватель головной части, расположенный на вершине её конуса. При подготовке ракеты к пуску проводились и ручные операции с двигателем ракеты — настройка редукторов давления парогазогенератора в зависимости от концентрации и температуры перекиси водорода.

Этим параметры двигателя приближались к номинальным. В камеру двигателя снизу через сопло устанавливалось зажигательное устройство. Пуск ракеты осуществлялся из специальной бронемашины с пультом управления. Время для подготовки ракеты на технической позиции составляло 2 — 4 часа, на боевой позиции — до 4 часов. Таким образом, боеготовность комплекса, т. е.

время от получения команды на пуск до старта ракеты составляло не менее 6 — 8 часов, после чего надо было либо её пускать, либо переносить пуск на следующие сутки. Слив кислорода, горючего, проверка систем и заправка требовали длительного времени.

Не смотря на очевидность недостатков в конструкции ракета Р-1 была практически точной копией немецкой ФАУ-2. Тем не менее Р-1 свою непреходящую историческую роль сыграла, позволив в короткие сроки создать в СССР все условия, необходимые для дальнейшего развития нового вида оружия и определить пути и направления этого развития. Еще в 1946, т.е.

до начала разработки ракеты Р-1, было сформировано первое ракетное соединение Советской Армии — бригада особого назначения РВГК. Ознакомление с новой техникой личный состав бригады начал в Германии, затем участвовал в проведении пусков ракет Фау-2 и Р-1 в СССР.

На основе опыта работ бригад особого назначения была начата отработка вопросов войсковой эксплуатации и боевого применения ракет больших дальностей.

Начиная с 1953 г., в Днепропетровске проходили проектно-конструкторские работы по модернизации Р-1, направленные на повышение технологичности производства и улучшение ее эксплуатации.

В итоге ракета Р-1М отличалась от прототипа упрощённой конструкцией и значительно модифицированной системой управления, что позволило вдвое увеличить точность стрельбы. В 1955 г.

после десяти пусков лётные испытания Р-1М успешно завершились, но в серийное производство не пошла, поскольку уже не удовлетворяла возросшим требованиям заказчиков, прежде всего по дальности.

Максимальная дальность стрельбы, км 270
Максимальная скорость полёта, м/сек 1465
Максимальная высота, км 77
Приблизительное время полёта, мин. 5
Тяга маршевого двигателя у земли/в пустоте, тс 27 / 31
Удельный импульс тяги у земли/в пустоте, кгс.с/кг 199 / 232
Время работы маршевого двигателя, с 206
Точность стрельбы, км 1,5
Тип головной части моноблочная, неядерная, неотделяемая
Полезная нагрузка, кг 815
Стартовая масса, т 13,4
Длина ракеты, м 14,6
Диаметр ракеты, м 1,65
Вес топлива, т 8,5

* — в последствии ракеты с научной аппаратурой на борту получали индексы  В-1Б, В-1В, В-1Д, В-1Е.

Источники:

  • http://rau-rostov.narod.ru/
  • «Сандаловое дерево», Игорь Афанасьев.

Ссылки по теме:

к оглавлению

Источник: http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=220

Ракета-носитель "Союз-2.1а": технические характеристики

Головным разработчиком и изготовителем является Ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара).

При разработке РН «Союз-2-1а» особое внимание было уделено обеспечению максимальной преемственности с прототипом, однако некоторые корпусные элементы всех ступеней были усилены без изменения принципиальной конструктивной схемы.

По-иному были размещены приборы и кабельная сеть системы управления на боковых и центральном блоке.

Блок третьей ступени сохранил габариты прототипа, однако для оптимизации массы заправляемых компонентов топлива изменена конфигурация баков, а также по-новому размещены элементы систем телеизмерений и внешнетраекторных измерений.

Центральным направлением модернизации ракеты стало создание принципиально иной цифровой системы управления, которая разработана на основе современных принципов управления и новой отечественной элементной базы. В качестве главного звена системы управления РН «Союз-2-1а» используется быстродействующая бортовая цифровая вычислительная машина с большим объемом оперативной памяти.

Кроме новой цифровой системы управления, обеспечивающей высокоточное выведение полезных нагрузок, на РН «Союз-2.1а» были установлены двигатели с усовершенствованными форсуночными головками на первой и второй ступенях, внедрена новая система телеизмерений.

Это позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя, а также использовать сборочно-защитный блок с головным обтекателем диаметром 4,11 метра и длиной 11,43 метра, что дало увеличение зоны размещения полезного груза. В результате масса выводимого полезного груза РН «Союз-2.

1а» на низкую орбиту высотой 200 километров по сравнению с ракетой-носителем «Союз» увеличилась на 250-300 килограмм.

Ракета-носитель «Союз-2-1а» состоит из трех ступеней и выполнена по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по окончании его работы. На первом этапе полета работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков, только двигатель центрального блока.

Двигатели боковых блоков работают в течение 118 секунд после старта, после чего отключаются. После этого боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.

Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Номинальное время работы двигателя центрального блока составляет 280-290 секунд.

Запуск двигателей центрального и боковых блоков производится на Земле, что даёт возможность контролировать их работу в переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это обеспечивает повышение безопасности эксплуатации.

Третья ступень, состоящая из переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с помощью ферменной конструкции.

Маршевый двигатель третьей ступени включается примерно за две секунды до отключения центрального блока.

Газы, истекающие из сопел двигателя третьей ступени, непосредственно отделяют ступень от центрального блока.

После отключения двигателя и отделения космического аппарата или разгонного блока с космическим аппаратом, третья ступень выполняет маневр увода путем открытия дренажного клапана в баке горючего.

На первой и второй ступенях установлены жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А разработки НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко, на третьей — четырехкамерный РД-0110 Конструкторского бюро химавтоматики.

  • В качестве компонентов ракетного топлива маршевых двигательных установок РН используются экологически чистый окислитель — жидкий кислород и слаботоксичное углеводородное горючее Т-1 (керосин).
  • Технические характеристики:
  • Максимальная длина — 46,3 м
  • Стартовая масса — 311,7 т
  • Масса РН (без головной части) — 303,2 т
  • Масса конструкции РН (без головной части) — 24,4 т
  • Масса компонентов топлива — 278,8 т
  • Масса выводимой полезной нагрузки:
  • на низкую околоземную орбиту (Н = 200 км) — 7480 кг,
  • на солнечно-синхронную орбиту (Н = 820 км) — 4350 кг,
  • на геопереходную орбиту (4 V = 1500 м/с) — 2780 кг,
  • на геостационарную орбиту (Н = 36000 км) — 1300 кг

Летные испытания ракеты-носителя «Союз-2-1а» были успешно начаты 8 ноября 2004 года пуском с космодрома Плесецк, а 19 октября 2006 года осуществлен первый коммерческий пуск ракеты-носителя с европейским метеорологическим космическим аппаратом «Метоп». После этого проходили летные испытания ракеты-носителя. Было проведено несколько пусков с космодромов «Плесецк», «Байконур» и с Гвианского космического центра в Куру.

В конце августа 2015 года специалисты РКЦ завершили испытания ракеты-носителя, а в начале сентября она была отправлена на космодром «Восточный».

В конце декабря 2015 года Госкомиссия приняла решение об окончании летных испытаний ракеты-носителя «Союз-2.1а» и передачи ее в штатную эксплуатацию Минобороны и Роскосмосу.

Для запуска с космодрома «Восточный» РН «Союз-2.1а» была доработана и модернизирована.

В модернизированной версии ракеты предусмотрены специальные отводы паров жидкого кислорода за пределы мобильной башни обслуживания, которая используется на стартовом комплексе «Восточного», проведена модернизация бортовой вычислительной машины, которая стала более современной, производительной и менее габаритной.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20160427/1420488032.html

Ттх ракеты «бронебойщик», ее дальность стрельбы и видео запуска

Появилась информация о том, что авиационная ракета под красноречивым названием «Бронебойщик» успешно прошла процедуру государственных испытаний. Специалисты подготовили данные о ее тактико-технических характеристиках, или ТТХ, а также дальности стрельбы.

Владимир Лепин, гендиректор предприятия «Техмаш» анонсировал данные о том, что ракета «Бронебойщик», фигурирующая в реестре под кодом С-8ОФП, без определенных проблем прошла все необходимые испытания.

Общаясь с представителями средств массовой информации, Владимир Лепин объяснил, что перед новейшей ракетой стоят определенные задачи. Она разрабатывалась для того, чтобы вооружить штурмовики, относящиеся к типу Су-25, а также вертолеты Ми-8.

Специалисты могут варьировать настройки взрывателя, благодаря которым происходит наблюдение дополнительных опций. «Бронебойщик» может беспрепятственно разрушать преграды, расположенные перед определенными целями. Взрыв ракеты может происходить перед заграждениями, или за ними (после прохождения). Также отмечено, что она может не разрушаться, преодолевая препятствие, и продолжать полет.

Данные о ТТХ и дальности стрельбы

«Бронебойщик» является оружием нового поколения, потому что на базе ракеты установлен малогабаритный двигатель на высокоэнергетическом топливе. Предельная дальность стрельбы, установленная для неё — 6 тысяч метров.

Боевая часть «Бронебойщика» является оригинальной, и значительно отличается от предыдущей модификации С-8. Эффективность ракет превышает показатели аналогов в пять-шесть раз. Калибр «Бронебойщика» — 80 миллиметров.

Владимир Лепин акцентирует внимание на том, что возможности новой разработки выше стандартных штатных ракет в пять-шесть раз.

Специалисты, разрабатывающие «Бронебойщик», могли наделить его уникальными качествами — данная ракета может взорваться перед определенным препятствием или при ударе в него.

Также существует вариант разрушение конструкции, препятствующей движению, без повреждений самой ракеты.

Представители власти обратили внимание, что новую разработку планируют поставлять на вооружение страны, начав серийное производство.

Есть ли видео полета ракеты?

Для того чтобы заинтересованные граждане смогли ознакомиться с ракетой, представители СМИ установили камеру в непосредственной близости от блока неуправляемых ракет, к которым относится «Бронебойщик».

Для проведения необходимых испытаний использовался вертолет Ми-35М. Ракета относится к неуправляемым, оснащена реактивным снарядом. Разработчики будут модернизировать ее, чтобы появилась дополнительная возможность установки на другие носители.

Источник: https://pronedra.ru/ttx-rakety-bronebojshhik-ee-dalnost-strelby-i-video-zapuska-351490.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector