Самолёт шторх: немецкий, герхард физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ттх), применение

Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение

Фото Физелер Fi-156 Шторьх

Физелер Фи-156 «Шторьх» — легкий одномоторный самолет связи с коротким взлетом и посадкой. Разрабатывался под руководством Г. Физелера, Р. Мевеса и Э. Бахема с 1935 г. и изначально предназначался для гражданского применения, но в ходе разработки был трансформирован в военный вариант.

Представлял собой трехместный подкосный высокоплан смешанной конструкции (металлический трубчатый набор фюзеляжа с тканевой обшивкой, деревянное крыло) с неубирающимся шасси, снабженным мощной амортизацией.

Крыло имело развитую механизацию, гарантировавшую отличные взлетно-посадочные характеристики — разбег составлял всего 50 м, а при встречном ветре был ещё меньше. Для посадки же хватало 20 м! Остекление кабины обеспечивало прекрасный обзор.

В целях уменьшения габаритов при хранении и транспортировке наземным транспортом консоли крыла выполнили складывающимися назад. В качестве силовой установки выбрали 8-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Аргус» As-10С.

Прототип Fi-156V1 был облетан 10 мая 1936 г. За ним последовали ещё две опытные машины, причем Fi-156V3 получил военное оборудование и рассматривался как прототип армейского связного самолета.

Машина привлекла внимание рейхсминистерства авиации, объявившего конкурс на новую машину такого класса. Требования предусматривали создание самолета короткого взлета и посадки с хорошим обзором из кабины экипажа — а этим критериям как нельзя лучше соответствовал «Шторх».

Из его конкурентов два (Bf 163 и Si 201) сильно отстали по срокам создания, выйдя на испытания тогда, когда Fi-156 уже строился серийно, третий же — автожир FW 186 — вообще был отвергнут из-за присущих конструкции недостатков. «Физелер» же планомерно вел работы по внедрению «Шторха» в серию. В начале 1937 г.

построили ещё 2 прототипа, весной за ними последовала пред-серийная партия, а летом начались поставки серийных самолетов.

В общей сложности для люфтваффе до марта 1945 г. выпущено около 2900 серийных машин. Из них 1908 изготовила фирма «Физелер», 784 — завод «Моран» в Пюто (Франция), 78 — «Мраз» в Чозене (Чехия) и 73 — LBB в Чешских Будейовицах.

Основные модификации Физелер Fi-156 «Шторх»:

Fi-156А — двигатель «Аргус» As 10С-3 (240 л.с). Базовый вариант для люфтваффе — самолет связи. Выпущена предсерийная партия — 10 Fi-156А-0, серийно строились и Fi-156А-1.

Fi-156В — вариант, предлагавшийся для гражданского применения и отличавшийся наличием предкрылков. Выпущено 50 самолетов (14 Fi-156В-0 и 36 Fi-156В-1), попавших в люфтваффе.

Fi-156С — выпускался с 1938 г. и стал основным вариантом для люфтваффе. Модификация Fi-156С-1 представляла собой трехместный связной самолет (286 единиц), Fi-156С-2 — двухместный ближний разведчик с 7,92-мм пулеметом MG 15 в верхней линзовой установке (239 машин).

Вариант Fi-156С-3 был унифицированным — способным использоваться как в связном, так и в разведывательном варианте (выпущено 1755 самолетов), a Fi-156С-5 имел подфюзеляжную подвеску для 200-л топливного бака либо контейнера с АФА (354 машины). Большинство Fi-156С-3 и все Fi-156С-5 комплектовались двигателями As 10P (270 л.с).

Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение

Модификация Физелер Fi-157C-3 Storch, который использовался в Африканском корпусе в марте-мае 1941 года

Помимо производства в Германии и на оккупированных территориях вариант Fi-156Са-3 выпускался по лицензии в Румынии. На заводе ICAR в Брашове изготовили 80 самолетов, из них 10 с октября 1943 г. до начала 1944 г., а остальные — уже после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, с конца 1944 г. по ноябрь 1946 г.

Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение

Санитарный вариант Физелер Фи-157 Шторх

Fi-156D — санитарно-эвакуационный вариант, выпускавшийся с конца 1941 г. Изготовлено 117 Fi-156D-1 и 56 Fi-156D-2.

Fi-156Е — вариант с гусеничным шасси. Изготовлена лишь предсерийная партия (10 Fi-156Е-0).

ОКА-38 «Аист» — советская копия Fi-156А, разработанная под руководством O.K. Антонова. Двигатель -6-цилиндровый МВ-6 (240 л.с). Прототип испытывался осенью 1940 г., весной 1941 г. велась подготовка к серийному выпуску на заводе № 465 в Каунасе, но из-за начала войны ни одну машину изготовить так и не успели.

«Мраз» К-65 «Чап» — вариант, выпускавшийся в Чехословакии после войны («Чап» означает «Аист» по-чешски). Соответствовал поздним Fi-156С. В 1946-1949 гг. выпущено 138 машин.

«Моран-Солнье» MS.500/502 «Крике» — самолеты послевоенного французского производства. MS.500 комплектовался мотором As 10Р, MS.502 — 9-цилиндровым звездообразным двигателем «Сальмсон» 9Аb (235 л.с). Изготовлено 925 самолетов, в т.ч. 347 MS.500.

Летно-технические характеристики самолета Fi-156С-2

  • Двигатель: «Аргус» As 10С-3
  • мощность, л.с.: 240
  • Размах крыла, м.: 14,25
  • Длина самолета, м.: 9,90
  • Высота самолета, м.: 3,05
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,20
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 930
  • взлетная: 1325
  • Скорость, км/ч:
  • максимальная: 175
  • крейсерская: 150
  • Скороподъемность, м/с: 4,65
  • Практический потолок, м.: 4600
  • Дальность полета, км.: 385

Использование Fieseler Fi-156 «Storch» в годы войны

Серийные «Шторхи» начали поступать в люфтваффе зимой 1937/38 г. четыре (по другим данным — 6) самолета Fi-156А-1 отправили в Испанию, где их использовали в качестве связных в штабном отряде легиона «Кондор».

К началу Второй мировой войны люфтваффе располагали около 300 «Шторхов». По 1-2 такие машины придавалось каждой группе боевой авиации, имелись они и в отрядах взаимодействия с армией. В Польской кампании приняло участие около 40 Физелер Fi-156, большинство из которых обеспечивало связью штабы корпусов и дивизий.

Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение

Основной связной самолёт Люфтваффе Физелер Fi-156C на аэродроме

10 мая 1940 г., в первый день блицкрига на Западе, более 100 Fi-156 использовалось для проведения посадочных воздушных десантов в Бельгии и Люксембурге.

Потери оказались весьма значительными – 21 самолет (для сравнения: за всю кампанию в Польше люфтваффе лишились семи «Шторхов»). Помимо этого, Fi-156 вели разведку, доставляли донесения и курьеров, эвакуировали раненых, спасали сбитых летчиков.

Подобные же задачи решали экипажи «Шторхов» во время Балканской кампании и в ходе боев в Северной Африке.

В ходе войны против СССР «Шторхи» решали в основном те же задачи, что и в предыдущих кампаниях. Помимо этого, их применяли для прокладки проводных линий связи (главным образом, в равнинных районах Украины), а в тылу — для борьбы с партизанами.

Хорошие взлетно-посадочные качества Fi-156 делали их незаменимыми при проведении различных спецопераций, наиболее известной из которых стало спасение Муссолини в сентябре 1943 г.

— когда высокогорный отель, где он содержался под стражей, был захвачен десантниками, доставленными на планерах, на крохотную площадку у отеля приземлился «Шторх», вывезший самого дуче и командовавшего операцией О. Скорцени.

Довольно часто Fi-156 применялись в качестве личных самолетов высокопоставленных немецких военачальников — Э. Роммеля, А. Кессельринга и других.

Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение

Самолет Физелер Fi-156 «Шторьх» на котором Отто Скорцени вывез итальянского диктатора Бенито Муссолини

Вплоть до последних дней войны «Шторхи» люфтваффе выполняли связные полеты в окруженные немецкие гарнизоны (например, в Будапешт и Бреслау). Весной 1945 г. Fi-156 в качестве разведчиков включались в противотанковые отряды.

«Шторхи» довольно широко экспортировались в другие страны накануне Второй мировой войны. Так, Испания получила несколько Fi-156А-1, оставшихся после вывода легиона «Кондор», а впоследствии купила ещё 7 Fi-156С-1. Они эксплуатировались как в метрополии, так и в Марокко, прослужив до 1956 г.

В декабре 1938 г. один Fi-156 был передан Италии, где использовался в качестве персонального самолета маршала И. Бальбо. На рубеже 1940-1941 гг. поступило ещё 12 Fi-156С.

Часть из них попала в Ливию, где служила в 1-й группе колониальной авиации, часть применялась в ходе кампании ВВС Италии на Балканах. В конце 1942 г. было приобретено 12 Fi-156С-3 а в 1943 г. — ещё 3 такие машины.

Самолеты, остававшиеся в строю на момент перемирия, впоследствии эксплуатировались как в ВВС Итальянской социальной республики, так и в итальянских ВВС на стороне союзников.

Финляндия получила в 1939 г. 2 Fi-156С-1 (экспортированных под обозначением Fi-156К-1). Один из них разбился в октябре 1944 г., а второй прослужил в ВВС до января 1940 г.

Некоторое количество самолетов Fi-156С и D получила Болгария (встречаются цифры 6, 8, 12 и даже 19 единиц). Самолеты, получившие местное название «Дрозд», использовались как связные и санитарные, обеспечивая действия болгарских оккупационных войск в Югославии. Последние из них прослужили до 1947 г.

В Румынии первый «Шторх» модификации Fieseler Fi-156С-1 появился в ноябре 1940 г. — Гитлер подарил его местному диктатору Антонеску. В 1941-1944 гг.

ВВС Румынии получили 41 такой самолет — главным образом, модификаций С-1, С-2 и С-3, а также несколько машин Fi-156D. С конца 1943 г. начали поступать и лицензионные Fi-156Са-3.

Самолеты использовались на советско-германском фронте, а после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции — для обеспечения войск, воевавших против вермахта.

9 Fi-156С с ноября 1942 г. немцы передали Словакии. В том же году начались поставки Венгрии, получившей в общей сложности более 30 самолетов (встречается цифра 37 единиц). В этой стране «Шторхи» именовались «Голья» — тот же «Аист», только по-венгерски.

Прототип Fi-156V2 в начале 1941 г. отправили для нужд авиации Японии. Там «по мотивам» «Шторха» спроектировали собственный самолет аналогичного назначения — «Кокусай» Ки 76, серийно строившийся с весны 1943 г.

Одной из первых обратила внимание на «Шторх» Швеция, купившая 2 Fi-156А-1 в 1938 г. Впоследствии было приобретено 6 Fi-156С-2, а в 1943 г, — ещё 6 Fi-156С-3.

Пополнялись ВВС Швеции и за счет интернированных на её территории самолетов люфтваффе. В итоге, в стране эксплуатировалось в общей сложности 22 «Шторха». К началу 1960 г.

в строю оставалось ещё 16 машин, но к концу года все они были списаны. В ВВС Швеции Fi-156 обозначались S14.

Один Fi-156 в сентябре 1939 г. был куплен швейцарской фирмой. В 1943 г. его конфисковали ВВС, тогда же пополнившиеся двумя интернированными на территории страны самолетами люфтваффе. В ВВС Швейцарии «Шторхи» служили до 1950 г.

Буквально накануне германского вторжения, в начале 1941 г., 24 (по другим данным, 36) самолетов Fi-156С-2 получила Югославия. Большинство из них было уничтожено, но две машины впоследствии эксплуатировались ВВС Хорватии.

Странами-победительницами довольно широко использовались трофейные «Шторхи» — только Великобритании досталось 145 таких самолетов (64 из них передали Франции, 17 — Норвегии, по 1 — Бельгии и Нидерландам).

Несколько самолетов эксплуатировалось в Европе и американскими войсками — в частности, один из них был личным самолетом Д. Эйзенхауэра. 7 Fi-156 служило в ВВС и морской авиации Польши, ещё несколько эксплуатировались гражданскими структурами этой страны.

Эксплуатировались «Шторхи» и в СССР — как в ВВС, так и в гражданской авиации.

В Чехословакии самолеты К-65 служили как в ВВС, так и в корпусе национальной безопасности, эксплуатировались в аэроклубах.

ВВС Франции ещё в ходе войны начали собирать трофейные Fi-156 в состав группы «Периге», успевшей принять участие в уничтожении последних немецких гарнизонов на Атлантическом побережье страны. Самолеты MS.500/502 широко применялись как в метрополии, так и в колониях, прежде всего, в Индокитае.

Помимо связи, их активно использовали в качестве самолетов передовых авианаводчиков, для сопровождения речных судов и других целей. После вывода французских войск 5 MS.500 получил Южный Вьетнам, 10 (по другим данным, 15) — Лаос и 7 — Камбоджа.

Французские «Крике» участвовали также в боевых действиях в Алжире и были окончательно сняты с вооружения в 1965 г.

Физелер Fi-156 «Шторьх», вероятно, можно считать одним из наиболее удачных самолетов, созданных в Третьем рейхе. Помимо отличных взлетно-посадочных характеристик, он отличался феноменальной маневренностью, неприхотливостью в эксплуатации и независимостью от аэродромной инфраструктуры. Недаром он стал образцом для подражания во многих странах.

Читайте также:  Павел игнатьевич гроховский- авиаконструктрор: биография конструктора самолётов, за что был арестован

Источник: http://www.airaces.ru/plane/fieseler-fi-156-storch-aist.html

Fi-156 "Storch"

Связной самолет

Fieseler

Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение

Одним из наиболее удачных немецких самолетов времен Второй Мировой войны был «Шторьх» («Аист»). Герхард Физелер спроектировал эту машину как самолет укороченного взлета/посадки и снабдил ее крылом большой подъемной силы. Разбег «Шторьха» составлял всего 65 метров, а пробег после посадки — 22 метра; при встречном ветре 40 км/ч машина могла «зависать» в воздухе без потери управляемости. Созданный по спецификации 1935 года на легкий связной и разведывательный самолет, Fi-156 впервые поднялся в воздух весной 1936 года и был принят на вооружение в 1937 году.

Лёгкий фюзеляж прямоугольного сечения имел каркас из стальных труб с полотняной обшивкой. Двухлонжерное деревянное крыло было обтянуто полотном, а хвостовое оперение имело обшивку из фанеры.

Вдоль всей передней кромки крыла шел алюминиевый предкрылок.

Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация — внутренняя панель представляла собой щелевой закрылок, а внешняя — статически сбалансированный щелевой элерон.

«Шторьх» получил своё название за характерные стойки шасси со свечными стальными пружинами и масляными демпферами. Верхние концы стоек крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бортам фюзеляжа. На самолёте использовалась хвостовая опора, хотя на некоторые «Шторьхи» в конце войны устанавливали хвостовое колесо.

Трехместная кабина обеспечивала отличный обзор — боковые панели остекления из плексигласа выступали над фюзеляжем под большим углом. Верхняя центральная часть крыла, составлявшая потолок кабины, также была покрыта плексигласом, так что по круговому обзору «Шторьх» не имел себе равных.

Физелер Fi 156 был оснащён 8-цилиндровым (перевёрнутое V) мотором воздушного охлаждения Аргус As 10C взлётной мощностью 240 л.с при 2000 об/мин и 200 л.с. при 1800 об/мин, вращавшим деревянный винт Шварц диаметром 2,60 м с металлической передней кромкой лопастей. Сухой вес мотора составлял 213 кг.

Максимальная скорость самолёта составляла 175 км/ч над уровнем моря, крейсерская — 150 км/ч на высоте 1000 м. Запас топлива в 150 литров, размещавшийся в двух баках в центроплане, обеспечивал дальность полёта 400 км на крейсерской скорости.

Проведённые испытания показали, что небольшой маневренный самолёт может великолепно противостоять истребителям. Последние, вооруженные фотокино-пулемётами, не смогли сделать ни одного кадра «Шторьха», летевшего со скоростью 54,7 км/ч.

Темпы выпуска Fi 156 составляли 227 самолётов в 1939 году, 216 — в 1940 году, в а 1941 году почти удвоились — 430 машин. Всего Люфтваффе получила 2871 «Шторьх», небольшое количество этих самолётов было передано союзникам Германии — Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии — все они воевали на Восточном фронте.

Что удивительно, но «Шторьх» никогда не использовался на Восточном фронте для ночных атак, подобно советскому биплану По-2.

Размеры.Двигатели.Массы и нагрузки, кг: Летные данные. Вооружение
Экипаж 3 чел.
Размах крыла, м 14,25
Длина самолета, м 9,9
Высота самолета, м 3,05
8-ми цилиндровый рядный инвертированный As-10C-3 240 л.с.
Пустого самолета 930
Максимальная взлетная 1320
Максимальная скорость, км/ч 175
Время набора высоты 1000м, мин 4
Практический потолок, м 4600
Дальность полета, км 385
7,92-мм пулемет в задней части кабины 1
Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение Самолёт Шторх: немецкий, Герхард Физелер, fiseler 156 storch, технические характеристики (ТТХ), применение

Модификации Fi-156

  • Fi 156А-0 — партия в 10 самолетов, изготовленная в 1937 году для проведения оценочных испытаний
  • Fi 156А-1 — первая серийная модификация, выпускавшаяся с 1937 года с двигателем Аргус As-10c.
  • Fi 156В — усовершенствованный вариант с подвижными предкрылками, серийно не выпускался.
  • Fi 156С-0 — предсерийный вариант модификации С, предназначенный в основном для поставок Люфтваффе. От А-1 отличался измененной формой остекления задней части кабины, где мог быть установлен 7,92-мм пулемет MG-15 для защиты от атак истребителей с задней полусферы.
  • Fi 156С-1 — невооруженный трехместный самолет связи.
  • Fi 156C-2 — двухместный разведывательный самолет с аэрофотоаппаратом. Вооружение — 1 х 7,92-мм пулемет MG-15.
  • Fi 156C-3 — самолет связи и легкий транспортный самолет, часть самолетов этого варианта имела двигатели Аргус As-10P, имелось также тропическое исполнение Fi-156C-3/Trop с дополнительными воздушными фильтрами на двигателе.
  • Fi 156C-5 — многоцелевой самолет с двигателем Аргус-10Р, оборудован подфюзеляжным держателем для дополнительного топливного бака или сбрасываемого контейнера с аэрофотоаппаратом. Имелся тропический вариант Fi-156C-5/Trop.
  • Fi-156D — модификация с большим боковым грузовьи люком и двигателем Аргус As-10Р, имелись варианты:
  • Fi-156D-0 — предсерийная партия санитарных самолетов, предназначенных для перевозки одного носилочного раненого.
  • FM56D-1 — серийный вариант Fi-156D-0.
  • Fi-156E-1 — опытный самолет с гусеничным шасси.
  • Fi-156F-0 — опытный самолет для борьбы с партизанами. Был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами.
  • Fi-156U — опытный противолодочный самолет с одной глубинной бомбой или тремя 50-кг бомбами.
  • Fi-256 — опытный пятиместный самолет, разработанный в 1944 году французской фирмой «Моран-Сольнье».

Подробно

  •    Боевое применение.
  •    Отто Скорцени и Шторьх.

Источники

  • «Авиация Люфтваффе» /В.Н. Шунков/
  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • Война в воздухе № 125 Fieseler Storch

Источник: http://www.airpages.ru/lw/fi156.shtml

Fieseler Fi 156 Storch

Fieseler Fi.156 «Storch» «Шторьх» в музее ВВС США.

Тип

разведчик, самолёт связи

Разработчик

Fieseler

Производитель

FieselerMorane-Saulnier

Первый полёт

24 мая 1936 года

Начало эксплуатации

1937 год

Конец эксплуатации

1945 (Германия)1970 (Франция)

Эксплуатанты

Люфтваффе

Сухопутные войска Франции ВВС Франции

Годы производства

1937–1949 (1965 для MS 500)

Единиц произведено

более 2900

Варианты

ОКА-38Kokusai Ki-76
 Медиафайлы на Викискладе

Схема самолёта Физелер Fi 156 «Шторьх»

Фи́зелер Fi 156 Што́рьх (нем. Fieseler Fi 156 Storch, более известен как просто «Шторьх» — в переводе с нем. — аист) — немецкий армейский лёгкий самолёт разведки, связи и целеуказания, создававшийся и широко использовавшийся в Третьем рейхе и союзных с ним странах в период с 1937 по 1945 годы.

Уникальные лётные качества самолёта, помимо основного предназначения, позволяли выполнять значительно более широкий круг задач: постановка дымовых завес, сброс различного вида грузов и вооружения, морского патрулирования с применением глубинных бомб, в качестве лёгкого бомбардировщика, для эвакуации раненых и спасения сбитых летчиков.

Его выпуск продолжался до конца 1950-х годов, в основном, для частного рынка авиатехники. Остается широко известным до настоящих дней.

Конструкция и запуск в производство

В 1935 году Рейхсминистерство авиации Третьего Рейха разместило тендерный заказ на новый самолёт для люфтваффе, способный выполнять задачи разведки и рекогносцировки местности и эвакуации раненых, в соответствии с нуждами войск, выявленными в ходе некоторых исследований.

Конкурс выиграла компания Fieseler — её предложение создания самолёта, отвечающего концепции «короткий взлёт и посадка» оказалось лучшим. Главный конструктор Рейнольд Мевес (нем. Reinhold Mewes) и технический директор компании Эрих Бахен (нем.

 Erich Bachen) предложили конструкцию, которая обеспечивала возможность практически вертикального взлёта в случае сильного фронтального ветра, крылья на земле у самолёта складывались назад вдоль фюзеляжа, пружинные рессоры подавляли около 45 см амплитуды при посадке.

Самолёт мог сесть практически везде — взлётной полосы длиной всего 60 метров оказывалось достаточно, а при посадке со встречным ветром пробег был ещё короче. При транспортировке самолёт можно было перевозить сложенным в кузове грузовика или даже медленно буксировать за собой. Эта модель с лёгкостью выиграла тендер.

Из-за характеристик взлёта-посадки самолёту было присвоено название «Аист» (нем. «Storch»).

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 чел.
  • Длина: 9,90 м
  • Размах крыла: 14,25 м
  • Высота: 3,05 м
  • Площадь крыла: 25,20 м²
  • Масса пустого: 930 кг
  • Нормальная взлётная масса: 1325 кг
  • Силовая установка: 1 × ПД Argus As 10C-3
  • Мощность двигателей: 1 × 240 л. с.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 175 км/ч
  • Крейсерская скорость: 150 км/ч
  • Практическая дальность: 385 км
  • Практический потолок: 4600 м
  • Скороподъёмность: 280 м/мин

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: один 7,92-мм пулемет MG-15 в задней части кабины

Модификации

Fi 156C-1 ВВС Швейцарии.

  • Fi 156 — прототипы с номерами Versuchs. Первый прототип V1 впервые поднялся в воздух весной 1936 г. Он был оснащён 180 kW двигателем воздушного охлаждения (мощностью в 240 л. с.), перевёрнутым V-образным двигателем Argus As 10C V8, позволявшим самолёту развивать максимальную скорость всего в 175 км/ч, при минимальной скорости в 50 км/ч, и пробеге при посадке 18 метров. Впоследствии были разработаны усовершенствованные замены — V2 и V3, оборудованный лыжами V4 и последний вариант — V5.
  • Fi 156A-0 — модель на стадии испытаний, в массовое производство не запущена.
  • Fi156A-1 — первая модификация самолётов для массового производства. Заказ на модель в количестве 16 единиц поступил от люфтваффе, первый экземпляр поступил на вооружение в середине 1937 г.
  • Fi156B — вариант со множеством малых изменений-усовершенствований и одним большим — изменением в конструкции выдвижного предкрылка. Изменения позволяют модели развивать скорость в 208 км/ч.
  • Fi 156C — вариант модели с дальнейшим подразделением на:
    • C-0
    • C-1 — трёхместный вариант (на вооружении с 1939 г.) Заменен в 1941 на C-3 (см. далее)
    • C-2 — двухместный наблюдательно-разведывательный вариант с пулемётом MG-15, размещённым сзади (на вооружении с 1939 г.)
    • C-3 — замена двум предыщим вариантам «шторьха». универсальная модель, совмещающая достоинства С-1 и С-2 и подходившая для любого использования.
    • C-5 — C-3 с размещенным снизу днища сбрасываемым топливным баком. Некоторые экземпляры были оснащены лыжами, для использования на снегу.
    • C-3/Trop — вариант Fi 156C-5 для использования в условиях тропического климата с воздушными фильтрами двигателя, защищавшими от пыли и песка.
  • Fi 156D — мобильный авиагоспиталь на базе Fi 156C. Первые экземпляры имели постфикс D-0, после доработки запущен в производство с постфиксом D-1, с двигателем Argus AsP, улучшенной компоновкой для размещения одних носилок и с увеличенным грузовым люком.
  • Fi 156E — десять опытных вариантов с оснащением гусеничными шасси
  • Fi 256 — пятиместная гражданская версия модели, произвоимая на заводе Morane-Saulnier во Франции.
  • Morane-Saulnier MS-500 Criquet — французское послевоенное производство с 240 л. с.-мощным двигателем Argus
  • Morane-Saulnier MS-501 Criquet — вариант с 233 л. с. двигателем Renault 6Q
  • Morane-Saulnier MS-502 Criquet — MS-500 с двигателем Argus, заменённым 230 л. с.-мощным звёздообразным бескомпрессорным двигателем Salmson 9ab.
  • Morane-Saulnier MS-504 Criquet — вариант с 304 л. с. двигателем Jacobs R-755-A2.
  • Morane-Saulnier MS-505 Criquet — MS-500 с двигателем Argus, заменённым 304 л. с.-мощным звёздообразным бескомпрессорным двигателем Jacobs R-755-A2.
  • Morane-Saulnier MS-506 Criquet — вариант с 235 л. с. двигателем Lycoming.
  • Mráz K-65 Čáp — Чехословацкое послевоенное производство.
  • Антонов ОКА-38 «Аист» — советская довоенная переделка «Шторха» с двигателями Renault MV-6, удлинён фюзеляж, уменьшена длина, но увеличена ширина плоскостей; после захвата завода-производителя немецкими войсками в 1941 г. выпуск был продолжен[источник не указан 2109 дней].

Страны-операторы модели

Fi 156 с двигателем Argus As 10 ВВС Испании.
S14 (Fi 156) ВВС Швеции.

  • Болгария
  • Камбоджа (в послевоенный период)
  • Хорватия
  •  Чехословакия (в послевоенный период)
  •  Финляндия — два самолёта Fi-156 имелось в составе авиаполка LeR-1 военно-воздушных сил Финляндии к началу финской войны 1939—1940[1]
  •  Франция (в послевоенный период)
  • Третий рейх
  • Греция (в послевоенный период)
  • Венгрия
  • Италия
  • Лаос (в послевоенный период)
  •  Норвегия (в послевоенный период)
  •  Польша (в послевоенный период)
  •  Румыния
  • Словакия
  • Южный Вьетнам (в послевоенный период)
  •  СССР
  • Испания
  •  Швеция
  •  Швейцария
  •  Великобритания
  •  Югославия
Читайте также:  Лавочкин семён алексеевич: самолёты авиаконструктора, биография, истребители ла участники сталинградской битвы

См. также

У-2

Примечания

  1. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.362

Ссылки

  • Статья Fi.156 Storch на airwar.ru
  • Статья — Fieseler Fi 156 Storch (Физелер Fi 156 Шторьх) на cofe.ru
  • Статья ОКА-38 Аист на airwar.ru
  • Статья Aircraft.co.za — The Complete Aviation Reference (англ.)
  • Статья Fantasy of Flight’s original Fi 156 Storch (англ.)

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Fieseler_Fi_156_Storch

Самолет короткого взлета и посадки — Fi-156 Storch

Конструкторам небольшой фирмы «Физелер» в городе Кас­селе, созданной в 1930 году и специализировавшейся на выпус­ке легких спортивных самолетов, в 1935 году удалось создать уникальный в своем роде самолет Fi-156 «Шторх» (Storch — аист).

Первый полет он совершил 24 мая 1936 года и по современной терминологии получил бы обозначение «SТОL» — самолет ко­роткого взлета и посадки. При очень слабом ветре ему был необ­ходим всего лишь 60-метровый разбег, а для приземления было достаточно примерно одной трети этой дистанции.

Эти результаты были достигнуты благодаря применению «сверхмеханизированного» крыла с предкрылками, закрыл­ками и так называемыми «зависающими» элеронами, также выполняющими роль закрылков.

Схема Fi-156 «Storch»

Кабина спроектирована таким об­разом, чтобы обеспечить хороший обзор по всем направлени­ям. Вся верхняя часть фюзеляжа остеклена, каркас ее из сталь­ных труб и дюралюминиевых профилей. Боковые части фонаря кабины выступают в виде балкончиков и обеспечивают обзор вертикально вниз. Потолок кабины также весь прозрачный.

Вход в кабину через широкую дверь, расположенную с правой стороны. Три сиденья расположены друт за другом, при этом переднее сиденье предназначено для пилота.

Заднее сиденье съемное, на его месте возможна установка фотоаппарата или приспособления для приемки донесений с земли («кошка») или другого оборудования в зависимости от использования само­лета.

Прототип Fieseler Fi 156 V 2

Шасси было сконструировано в расчете на грубую посад­ку с парашютированием с вертикальной скоростью 5 м/с. Для этого шасси с колеей 3,4 м было выполнено трехстер­жневым с гидропневматической и пружинной амортизаци­ей. Колеса были снабжены гидравлическими тормозами.

Расположенный в хвостовой части фюзеляжа костыль был также выполнен с большим запасом прочности и также имел гидропневматическую амортизацию. Силовая установка состояла из одного двигателя Аргус различных модификаций, могли устанавливаться и другие дви­гатели такого же класса мощностью до 300 л.с.

Наиболее часто использовавшийся двигатель Аргус Fh-104 Аs-10с имел 8 ци­линдров, расположенных по четыре в виде перевернутой бук­вы У. Он развивал мощ­ность 200 л.с. при числе оборотов 1800 об/мин и 240 л.с. при 2000 об/мин.

Fi 156 V 2

Fi 156 V 2 был публично представлен в марте 1939 года, в «День рождения вермахта», когда он приземлился в Берлине, на Унтер-ден-Линден, между Государственной оперой и Нойер-Вахом.

Fieseler Fi 156 C-2

Самолет находился в серийном производстве с 1937 года вплоть до окончания войны. Кроме завода в немецком горо­де Касселе, с апреля 1942 года он выпускался на француз­ском предприятии «Моран-Сольнье» и с декабря 1943 года на чехословацком предприятии «Мраз».

Общее число произ­веденных по заказам Люфтваффе самолетов Fi-156 оценива­лось в 2900 единиц. Имелись следующие модификации и ва­рианты Fi-156: Fi-156С-0 — предсерийный вариант модификации С, пред­назначенный в основном для поставок Люфтваффе.

От А-1 отличался измененной формой остекления задней части ка­бины, где мог быть установлен 7,92-мм пулемет МО-15 для защиты от атак истребителей с задней полусферы. Fi-156С-1 — невооруженный трехместный самолет связи.

Fi-156С-2 — двухместный разведывательный самолет с аэрофотоаппаратом. Вооружение — 1 х 7,92-мм пулемет МО-15.

ЛТХ Fi-156С-2

Fi-156С-3 — самолет связи и легкий транспортный самолет, часть самолетов этого варианта имела двигатели Аргус Аз-ЮР, имелось также тропическое исполнение Fi-156С-3/Тгор с до­полнительными воздушными фильтрами на двигателе.

Fi-156С-5 — многоцелевой самолет с двигателем Аргус-ЮР, оборудован подфюзеляжным держателем для дополнительно­го топливного бака или сбрасываемого контейнера с аэрофо­тоаппаратом. Имелся тропический вариант Fi-156С-5/Тгор. Fi-156В — модификация с большим боковым грузовым люком и двигателем Аргус Аз-10Р.

имелись варианты: FI-156В-1 — партия санитарных самолетов, предназначенных для перевозки одного носилочного раненого. Fi-156U — опытный противолодочный самолет с одной глубинной бомбой или тремя 50-кг бомбами.

Fi-156U опытный противолодочный с тремя 50-кг бомбами

В качестве специального самолета для борьбы с партизанами Fi -156P был создан еще в 1942 году. Он отличался от всех других вариантов тем, что в него входили устройства для сбрасывания контейнеров с 24-мя осколочными бомбами. Это были толстостенные бомбы весом 2 кг диаметром 78 мм и длиной 303 мм, содержащие 0,225 кг взрывчатого вещества.

Штабной Fi-156 на лыжном шасси на восточном фронте

Роль, которую сыграл Fi-156 в качестве «штабного» у командующих корпусов, армий и групп армий, часто описывалась. Довольно часто «аистом» пользовался генерал Роммель в Африке. «Аист» сыграл весьма значительную военную роль 12 сентября 1941 года.

Самолёт главнокомандующего 11-й армией генерала-полковника Риттера фон Шоберта вынужден был совершить посадку на советском минном поле, в результате чего высокопоставленный офицер погиб.

Его преемником стал фельдмаршал фон Манштейн, захвативший этой армией Крым.

Fi-156 в Африке

Следует помнить еще одно событие, в котором «аист» сыграл важную роль. 12 сентября 1943 года «Шторх» участвовал в одном из наиболее ярких эпизодов своей карьеры — в освобождении Бенито Муссолини.

Гитлер возложил задачу поиска и освобождения «дуче» на гауптштурмфюрера СС Отто Скорцени, который вскоре нашел Муссолини в отеле на пике Гран Сассо Массив в Абруззи Молизе. Доступный только по подвесной дороге отель располагался на высоте 3000 м.

Поэтому для освобождения «дуче» был выбран вертолет «Фокке-Ахгелис» Fa-223. В последний момент тот вышел из строя, и пришлось использовать «Шторх». Несмотря на высоту, малый размер площадки у отеля и перегрузку при взлете, «Шторх» прекрасно справился со своей задачей.

Кроме Люфтваффе, Fi-156 также состоял на вооружении ВВС Финляндии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Румынии и Хорватии.

FI-156В-1 санитарный вариант

История самолета не может быть закончена без упоминания Fi-256, спроектированного «Физелером» в 1941 г, как гражданский, четырехместный «наследник» Fi-156В. Хотя Fi-256 и повторял компоновку «Шторха», это была совершенно новая машина, без какой-либо взаимозаменяемости узлов.

Fi-256 был более аэродинамически чистым, с автоматическим предкрылком и имел более просторную кабину с креслом пилота по середине двух пар кресел пассажиров. Fi-256 предлагался «Физелером» Техническому департаменту РЛМ в качестве развития «Шторха», но не был принят.

Правда, два опытных самолета в 1943-44 гг выпустил завод в Пюто.

ОКА-38 «Аист»

Кроме того, здесь следует упомянуть и разработанный в СССР в 1940 году связной самолет ОКА-38 (конструктор — О.К.Антонов). Он представлял собой практически точную копию Fi-156С и предназначался для использования в каче­стве связного и санитарного самолетов. Внедрение самолета в серийное производство было прервано начавшейся войной.

MS 500 «Criquet» («Саранча»)

После войны французская фирма «Моран-Сольнье» про­должала выпуск под обозначением MS 500 «Criquet» («Саранча») , а в Чехос­ловакии выпускался его аналог Mráz K-65 Čáp . Сохранившихся до наших дней Fi-156 насчитывается около 20-ти экземпляров в музеях по всему миру.

Fi-156 в Немецком музее Flugwerft Schleissheim

В настоящее время выпускается сверхлегкая версия самолета, которая является 3/4 масштабной копией Fieseler Fi 156 и поставляется в виде комплекта для любительского строительства или как готовый к полету самолет.

Slepcev Storch (так называется самолет-копия) является сербским сертифицированным комплектом и сверхлегким самолетом, разработанным Югославско-австралийским Нестором Слепцевым и в настоящее время выпускаемым Storch Aircraft Serbia в нескольких разных версиях.

Швейцарский зарегистрированный Slepcev Storch На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Шунков В.Н. — Авиация Люфтваффе en.wikipedia.org/wiki/Slepcev_Storch

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c616364443b6200af091726/5cf17d966d847900afdd3caf

Fieseler "Fi-156 Storch", Легкий самолет связи | Энциклопедия военной техники

Везде, где побывал во время второй мировой войны вермахт, можно было встретить Шторх (Аист) – так назывался прекрасный самолет Физлера Fi.156. Этот внешне консервативный подкосный моноплан с развитой механизацией крыла и торчащими длиннымистойками шасси наиболее полно удовлетворял задачам связного армейского и легкого разведывательного самолета.

Он стал образцом для подражания на многие последующие годы. Среди всех самолетов люфтваффе Шторх был самым вездесущим. Легкий на крыло, он требовал минимальной площадки для взлета и посадки. Самолет мог сесть на площадку длиной в размах своих крыльев, и его прекрасные взлетно-посадочные характеристики не раз выручали Fi.

156 вмногочисленных военных передрягах.

Идеей Герхарда Физелера и Рейнхольда Мевеса было использование посадочной механизации для достижения минимально возможных скоростей полета и наименьших дистанций для взлета и посадки. Эта идея была сразу одобрена и поддержана РЛМ, под эгидой которого Физелер флюгцойгбау спроектировала и построила четырехместный Fi.

97, предназначенный для участия в “Европарундфлюг”.

Благодаря автоматическим предкрылкам “Хендли Пейдж”, занимавшим 55% размаха крыла и так называемому “вращающемуся крылу” (закрылку, выдвигаемому назад и вниз и увеличивающего площадь крыла на 18%), самолет показал отличные данные на малых cкоростях и необычно короткие разбег и пробег.

В 1935 г Физелер флюгцойгбау развила идею малоскоростного самолета в проект Fi.156, который, хотя рассматривался и для военных целей, предназначался в основном для широкого гражданского применения.

Самолет имел самую обычную конструкцию: фюзеляж сварен из стальных труб и обшит тканью, двухлонжеронное деревянное крыло с тканевым покрытием, обшитое фанерой оперение. При этом на Fi.

156 выделялось шасси, имевшее две амортизирующие стойки со свечными стальными пружинами и масляными демпферами, верхние концы которых крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бокам фюзеляжа. Кабина, рассчитаная на троих, обеспечивала прекрасный обзор. Выступающие над фюзеляжем под большим углом боковые панели и потолок были остеклены.

Двигатель был Аргус Аs-10С – 8-цилиндровый, типа перевернутой V, установленный на мотораме из стальных труб. Два топливных бака на 150 л располагались в центроплане.

Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация – внешняя панель представляла собой статически сбалансированный щелевой элерон, а внутренняя – щелевой закрылок. Предусматривались два варианта – Fi.156A с неподвижным предкрылком из легкого сплава и Fi.

156B с выдвижным предкрылком, обеспечивающим лучшие характеристики на больших скоростях полета. В течение весны и начала лета были закончены три опытных самолета А-серии: Fi.

156-V1 (D-IКVN) с металлическим винтом фиксированного шага, V2 (D-IDVS) с деревянным винтом фиксированного шага, и V3 (D-IGLI) c военным оборудованием.

Результаты испытаний оправдали самые радужные предположения: скоростной диапазон был в пределах 50-170 км/ч; взлет при ветре 13 км/ч занимал 40 метров, а пробег при том же ветре и использовании тормозов – 15 м. Возможности Fi.156 для ближней разведки, наблюдения и связи не вызывали сомнений. Осенью 1936 г Физелер флюгцойгбау получила инструкцию подготовить еще несколько самолетов для армейских испытаний и начать работу по выпуску установочной партии.

Читайте также:  Берданка: технические характеристики (ттх) охотничьей винтовки бердана 20, 28 и 32 калибра, гладкоствольное ружьё

Одновременно Технический департамент РЛМ выдал требования на армейский самолет, характерисгики которого совпадали с Fi.156. Единственным требованием к самолету, кроме заданных летных данных, была установка двигателя As-10. Особое внимание уделялось короткому взлету и посадке и хорошему обзору для экипажа.

Эти требования полностью ложились на Fi.156, но стандартной практикой РЛМ было проведение конкурса с постройкой самолетов двумя или более авиафирмами по заданной спецификации. Конкуренцию Fi.156 составили: Вf.163 Байерише флюгцойгверке в целом подобный Шторху; Si.

201 Зибель флюгцойгверке (только что сменившей название с Флюгцойгверке Халле) – более радикальный вариант с задним расположением двигателя с толкающим винтом над тонкой хвостовой балкой фюзеляжа; Fw.186 фирмы Фокке-Вульф – “прыгающий” автожир.

Автожир был отклонен с самого начала, так как его достоинства на данной стадии развития винтокрылов перевешивались недостатками. Он был построен в инициативном порядке и испытывался в 1938 г. Байерише флюгцойгверке была загружена работами по Bf.109 и передала сборку опытного самолета на Везер флюгцойгбау.

В результате испытания Вf.163 начались только в 1938 г. Тогда же полетел и первый Si.201. К этому времени Шторх уже был запущен в серию, и в результате никакого конкурса с БФВ и Зибелем не получилось.

В начале 1937 г к первым трем опытным Fi.156 присоединился V4, который испытывался зимой на лыжном шасси. V5 рассматривался как эталон для серии. За ним в начале весны 1937 г последовали 10 Fi.156A-0, использовавшиеся для проведения испытаний и демонстрационных полетов.

Один из них участвовал в 4-м международном слете в Цюрихе в период 23 июля – 1 августа 1937 г. Это был публичный дебют Шторха. К этому времени он уже выпускался серийно под обозначением Fi.156A-1. Это была базовая модель, одинаково пригодная для гражданского и военного применений. С начала 1938 г Физелер предусматривала приступить к выпуску Fi.156B-1.

Он отличался управляемым предкрылком и другими улучшениями в аэродинамике, которые, как полагали, дадут прирост скорости до 210 км/ч. Но рассчитанный на коммерческое применение Fi.156B так и не увидел свет. К середине 1937 г Шторх был полностью испытан люфтваффе и оценен по достоинству.

Во время испытаний было установлено что самолет с весом 1240 кг и нагрузкой на крыло 48 кг/кв.м сохранял управляемость при скорости до 50 км/ч, а при достаточном встречном ветре буквально парил в воздухе на одном месте. При ветре 13 км/ч разбег был 50 м, а пробег 18 м. Во время испытаний при среднем ветре Шторх сел на вспаханное поле с пробегом в пять метров.

Такие уникальные летные качества позволяли выполнять гораздо более широкий круг задач, чем только разведка и связь.

Шторх испытывался для постановки дымовых завес, для сброса грузов, в качестве морского патрульного самолета с 135кг глубинной бомбой на подвеске под фюзеляжем и даже как бомбардировщик с 50кг бомбой под фюзеляжем и двумя такими же бомбами под крылом. Пилот для бомбометания с пологого пикирования использовал нанесенные на лобовом стекле прицельные метки, а угол пикирования определял по наклону подкосов к горизонту.

Герхард Физелер получил инструкции расширить мощности под Шторх. Было очевидно, что потребуется очень много времени для того, чтобы появились свободные мощности для реализации коммерческих заказов. Учитывая отсутствие требований РЛМ на улучшение летных данных Fi.156, работы по В-серии были прекращены. Все силы были сосредотонены на Fi.156A-1.

Поставки в люфтваффе начались зимой 1937-38 гг. Несколько машин из первой партии были направлены в Испанию в состав легиона “Кондор” в качестве транспортных самолетов общего назначения. Темпы производства наращивались в течение всего 1938 г, достигнув три машины в неделю к концу года. Тогда же начались работы над улучшенной C-серией. Fi.

156C получил незначительные доработки на основе опыта эксплуатации Fi.156A-1. Было установлено оборонительное вооружение из одного пулемета МG-15, стреляющего назад через “линзовую” установку в крыше кабины.

Это оружие должно было обеспечить “относительную защиту”, но главный защитой Шторха была малая скорость полета, позволявшая уклониться от атак любого истребителя. Пулемет появился на предсерийных Fi.156C-0 в конце 1938 г, но еще не стал стандартным оснащением на С-1 – штабном и связном самолете, один или два которых были в каждой группе люфтваффе. Fi.

156C-1 стал сходить со сборочной линии Касселя в начале 1939 г. Одновременно выпускался и С-2, который предназначался для использования в эскадрильях ближней разведки. Он уже в стандартном варианте имел МG-15 и место под фотокамеру. Экипаж состоял из двух человек. Позже была предусмотрена возможность установки носилок. В течение 1939 г люфтваффе приняли 227 Fi.156.

Небольшое число было поставлено в Финляндию, Швейцарию и в Советский Союз. Герман Геринг подарил Шторхи Муссолини и Сталину. На последнего возможности Шторха произвели такое впечатление, что он приказал запустить его в производство. Эта задача была возложена на Олега Константиновича Антонова.

В Эстонии было подготовлено производство самолета вместе с шестицилиндровым рядным двигателем “Рено-6Q” воздушного охлаждения. Самолет получил обозначение ШС (штабной самолет). Опытный Аист был испытан, но прежде чем начались поставки серийных машин, в 1941 г завод был занят немецкими войсками.

С началом немецкого наступления на Западе летом 1940 г Шторх широко использовался как санитарный и спасательный самолет. В последнем случае он вывозил сбитых пилотов-истребителей в самых тяжелых обстоятельствах. С созданием специальных спасательных эскадрилий Шторхи использовались для этих целей на протяжении всей войны.

Опыт, полученный во Франции, привел к испытанию Шторха в качестве так называемого “воздушного понтонного моста”. Испытания проводились в январе 1941 г в 32-м саперном батальоне под Альтхейном у Дармштадта. Предполагалось, что “мостик” шириной 0,5 м состоящий из нескольких 3-метровых секций должен был оснащаться крыльями и буксироваться за Fi.156.

Буксировки проводились с “мостиком” длиной 16, 24 и 28 м и весом 380, 540 и 882 кг. Шторх оказался недостаточно мощным для этого и лучшие результаты были получены с Хеншелем Нs-126. Выпуск Шторха в 1940 г составил 216 машин и удвоился в 1941 г, когда Физелер поставил 430 самолетов. Небольшое количество их было переда но Болгарии, Хорватии, Венгрии, Румынии и Словакии.

К этому времени сборочные линии перешли на Fi.156C-3 и С-5. С-3 был многоцелевой моделью, пригодной для ближней разведки, связи, эвакуации раненых и спасения сбитых летчиков. Двигатели были Аргус Аs-10Р вместо Аs-10-C3. С-5 нес такой же двигатель и внешнюю подвеску под фотоконтейнер или топливный бак. В последнем случае дальность полета возрастала с 380 до 1000 км.

С пылевыми фильтрами и снаряжением для выживания в пустыне Fi.156C-3 и C-5 интенсивно использовались на средиземноморском театре и в Северной Африке (обозначение с приставкой /Тгор).

Шторх был любимым самолетом генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Fi.156 был его персональным самолетом (как и у Кессельринга), но после того, как его сбили, Роммель выбрал более скоростной Fw.189.

Параллельно с С-серией с конца 1941 г выпускалась D-серия специально для эскадрилий спасения в пустыне. В правой части кабины у них располагался большой открывающийся вверх люк, на котором не было остекления. Одновременно несколько изменился интерьер, что облегчило размещение носилок. Предсерийный Fi.156D-0 появился осенью 1941 г.

За ним последовал Fi.156D-1, выпускавшийся вместе с С-серией до 1944 г. Другим вариантом Шторха, появившимся в 1941 г, стал Fi.156E с гусеничным шасси, которое должно было снизить зависимость от грунта аэродрома.

Каждая стойка шасси имела два независимо подвешенных колеса тандемом с натянутой на них резиновой трубчатой гусеницей, увеличившей контактную площадь шасси и исключившей капотирование самолета при попадании в незамеченную борозду, выбоину или на камень. С этим шасси была выпущена установочная серия из 10 Fi.

156E-0, поставленных люфтваффе для войсковых испытаний. Несмотря на все большую загруженность Физелера выпуском Вf.109, производство Шторха в Касселе продолжало увеличиваться, достигнув 40 машин в месяц в течение 1942 г. Всего за этот год компания поставила 484 самолета.

С апреля к выпуску Шторха подключился бывший завод Моран-Солнье в Пюто, который до конца года поставил 121 самолет. Физелер продолжал наращивать выпуск С- и D-серий Шторха до августа 1943 г. В этом месяце со сборочной линии в Касселе сошли 60 Fi.156. Но необходимость освобождения сборочной линии для Fw.

190 привела к сокращению производства до 30 машин в сентябре и двух в октябре. После этого шаблоны и оборудование были переданы на завод Мрац в Чосене, Чехословакия. Головная компания выпустила до конца 1943 г 480 Fi.156, завод в Пюто – 403. В декабре 1943 г первый Шторх поставил и завод в Чосене.

В 1943 г произошел один из наиболее ярких эпизодов карьеры Шторха – освобождении Бенито Муссолини. Гитлер возложил задачу поиска и освобождения дуче на гауптштурмфюрера СС Отто Скорцени, который вскоре нашел его в отеле на пике Гран Сассо Массив в Абруззи Молизе.

Доступный только по подвесной дороге отель располагался на высоте 3000 м. Поэтому для освобождения дуче был выбран вертолет Фокке-Ахгелис Fа.223. В последний момент тот вышел из строя, и пришлось использовать Шторх.

Несмотря на высоту, малый размер площадки у отеля и перегрузку при взлете, Шторх прекрасно справился со своей задачей.

Выпуск Шторха для люфтваффе продолжался до середины августа 1944 г на заводе в Пюто. Всего в 1944 успели принять 260 самолетов французской сборки. 137 машин было поставлено из Чехословакии в течении года, а в следующем году не больше дюжины.

Позже заводы во Франции и Чехословакии продолжали выпуск этого выдающегося самолета еще в течение нескольких лет, но уже для авиации своих стран. За период 1937-45 гг люфтваффе приняли немногим менее 2900 Fi.156, из которых каждый двенадцатый был поставлен союзникам Германии. История самолета не может быть закончена без упоминания Fi.

256, спроектированного Физелером в 1941 г в качестве гражданского четырехместного наследника Fi.156B. Хотя он и повторял компоновку Шторха, это была совершенно новая машина, без какой-либо взаимозаменяемости узлов c предшественником.

Самолет был более аэродинамически чистым, с автоматическим предкрылком и имел более просторную кабину с креслом пилота и двумя парами кресел пассажиров за ним. Fi.256 предлагался Физелером Техническому департаменту РЛМ, но не был принят. Два опытных самолета в 1943-44 гг выпустил завод в Пюто.

  • Тактико-технические характеристики Fi.156C-2 Тип: двухместный легкий армейский самолет Двигатель: один As-10-С3 – 8-цилиндровый, типа перевернутой V, мощностью 240 лс Вооружение: 1×7,92мм пулемет МG-15 в задней часити кабины Максимальиая скорость: 175 км/ч у земли Крейсерская скорость: 150 км/ч на высоте 1000 м Наивыгоднейшия скорость: 130 км/ч Скороподъемность начальная: 4,6 м/с Время подъема на высоту: 1000 м – 4,1 мин Потолок: 4600 м Вес: пустой – 930 кг; взлетный – 1325 кг
  • Размеры: размах крыла – 14,25 м; длина – 9,9 м; высота – 3,05 м; площадь крыла – 25,2 кв.м

Источник: https://war-book.ru/fieseler-fi-156-storch-legkij-samolet-svyazi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector