Сторожевые корабли проекта 11540: неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ттх)

Карибский кризис, разразившийся между СССР и США, стал серьезным стимулом к развитию военной техники в обеих сверхдержавах. Среди многочисленных выводов, сделанных в ходе этого противостояния советскими военными, было и решение о формировании средств противолодочной обороны – сторожевых кораблей.

Создание и проектирование проекта

В самом начале 1964 г. в Северном конструкторском бюро был дан старт разработке проекта 1135 «Буревестник». За основу были взяты сторожевые корабли проекта 1134, модификации А и Б.

Новый корабль должен был иметь меньшее водоизмещение, но при этом иметь больше возможностей для противолодочной и противовоздушной борьбы, что позволило бы использовать суда такого типа для конвоя в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Через четыре года с момента начала проектирования корабль пошел в производство сразу на трех судостроительных заводах, первым спуск на воду совершил калининградский завод «Янтарь», первенец серии получил имя «Бдительный» и встал в строй 31 декабря 1970 г. До 1981 года был поострен 21 корабль этой серии.

Конструктивные особенности

Конструкция корабля проекта 1135 имеет полубачную архитектуру с высокими надводными бортами, что обеспечивает стабильное положение судна при сильном волнении. Корпус выполнен из стали и имеет двойное дно с водонепроницаемым переборками, образующими тринадцать независимых отсеков.

Надстройка выполнена в виде трех блоков, позволяющих выполнять поставленные задачи в различных неблагоприятных условиях, в том числе и в случае применения оружия массового поражения.

Стандартное водоизмещение 2835 тонн, полное водоизмещение – 3200 тонн, осадка судна – 4,51 метра.

В целях максимального сокращения нагрузки судна конструкторы  отказались от размещения на нем вертолетов, но компоновка надстроек предусматривает возможность размещения на нем вертолетов наземного базирования, но входящих в группу противолодочной борьбы.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Энергетическая установка имеет два вала, на каждый из них работает по две турбины: маршевая, мощностью 6 тыс. л.с. и форсажная – 18 тыс. л.с.

Конструкция турбин позволяет использовать любую из турбин на два вала одновременно, что значительно повышает экономичность использования жвигателей. Максимальная скорость хода до 30 узлов в час.

На данной скорости дальность плавания составляет до 630 миль.

Максимальная дальность составляет 3950 миль, она достигается при скорости в 14 узлов.

Важно отметить, что конструкторы уделили большое внимание снижению акустических шумов, что очень важно для противолодочных кораблей.

Все механизмы главной энергетической установки выполнены на подвесных платформах с системой двухкаскадной амортизации и устройством вибродемпфирующего слоя.

Все это, вместе с малошумными гребными винтами, сделало корабли проекта «Буревестник» лучшими в СССР надводными кораблями по уровню акустических показателей.

[flat_ab id=”1″]

Вооружение фрегата «Буревестник»

Одновременно с проектированием кораблей серии, в конструкторских бюро шла работа по созданию для них системы вооружения.

Корабли проекта 1135 оснащались следующим вооружением:

  • Противолодочный ракетный комплекс «Метель» – расположена на полубаке в носовой части корабля и позволяет вести огонь в горизонтальной плоскости как одиночными или двойными выстрелами самонаводящейся ракеты 84-Р дальность действия которой составляет 50 км.. Данный комплекс до сих пор засекречен и его точные характеристики неизвестны;
  • Два торпедных аппарата по четыре 533-мм торпеды каждый;
  • Бомбометные установки РБУ-6000, в модификациях были заменены на противокорабельный ракетный комплекс «Уран»;
  • Зенитно-ракетный комплекс «ОСА-Ма» – основа противовоздушной обороны судна;
  • Две спаренных артиллерийских установки АК-726 калибра 76 мм.;
  • Оборудование для установки минных  заграждений – до 20 мин.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Основу радиолокационного вооружения образовывает система «Планшет-35», а также РЛС управления артиллерией «Турель», обнаружения воздушных целей «Ангара А». К системам противолодочной борьбы относится гидроакустический комплекс «Лев», а также буксируемая ГАС «Вега».

Модернизации проекта

В середине 1980-ых годов проект 1135 претерпел ряд изменений, которые коснулись систем вооружения. Модернизированные корабли выпускались как проект 1135М Главное новшество противолодочный комплекс «Метель» был заменен на комплекс «Раструб».

Новая система позволяла атаковать не только подводные лодки, но и надводные суда. Причем ракета могла быть как оружием поражения, так и средством доставки торпеды.

В первом случае уничтожается надводная цель связкой ракета-торпеда, во втором ракета служит средством доставки торпеды, которая погружается на необходимую глубину и уничтожает подводную цель.

Установка нового противолодочного комплекса повлекла за собой и изменение системы радиолокационной защиты и борьбы, на фрегатах этой серии впервые применены комплексы постановки ложных помех.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

В новой модификации сторожевика была произведена замена 76-мм артиллерийской установки, которая с самого начала не отвечала требованиям достаточности вооружения этого типа, поэтому новые корабли серии оснащались уже 100-мм орудиями.

Всего за период с 1973-1981 г.г. было выпущено 11 сторожевиков нового типа.

Следующая модификация – проект 11352. В этой версии изменение коснулось установки бомбометания РБУ-6000, которая была заменена на противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Также корабль получил новейшую радиолокационную систему «Фрегат-МА», и усовершенствованный гидроакустический комплекс «Титан-2т».

Наряду с модернизацией базового проекта производилась разработка сторожевого корабля проекта 1135 для пограничной службы, проект получил название 11351 «Нерей».

Главное отличие от базового проекта – замена кормового корпуса противолодочной борьбы на ангар для базирования корабельного вертолета.

Также в данном проекте противолодочный комплекс был заменен на артиллерийскую установку АК-100, а в кормовую часть добавлена автоматическая корабельная установка АК-630.

фрегаты этой серии получили новое гидроакустическое оборудование – подкилевый комплекс «Платина-С» и буксируемый «Бронза». Кораблей такого типа было выпущено 7 единиц.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Проект в наши дни

После распада СССР многие работы по военным проектам были свернуты, не обошла эта участь и проект 1135.

Только в начале 2000-ых годов российские судостроительные заводы вернулись к строительству кораблей этой серии. Первые фрегаты в новейшей истории были выпущены по заказу министерства обороны Индии.

Экспортный вариант получил кодировку 11356 «Тальвар». За период с 1999 по 2013 г.г. ВМС Индии получили 6 судов такого типа.

Для российского военного флота с 2010 года начата программа по строительству новой модификации легендарного проекта «Буревестник» – 11356Р/М (11357).

В основе кораблей нового поколения все наработки, которые использовались в экспортном варианте, однако системы вооружения и защиты используются более современные, многие из которых не имеют аналогов в мире.

Главным трендом при создании кораблей нового поколения станет унификация проекта 11357 с фрегатами проекта 22350. Это полностью уберет отличие между сторожевыми кораблями этого класса по степени вооружения, систем защиты и живучести.

Источник: https://vmflot.ru/fregat/burevestnik-proekta-1135/

От «буревестника» до «меча» и «секиры»

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Теперь перед советским ВМФ ставилась задача не подпустить потенциального противника к своим берегам на дальность ракетного залпа. Соответственно, вместо флотилий миноносцев возникала потребность в более крупных кораблях ПЛО, способных успешно бороться с подводным противником на океанских рубежах — не менее чем в 3000 миль от своих берегов. Большие противолодочные корабли (БПК) из-за своей малочисленности выполнить эту задачу не могли. Необходимо было спроектировать принципиально новый корабль — достаточно мореходный для самостоятельных действий в океане, но при этом относительно недорогой и пригодный для крупносерийной постройки.

Техзадание на разработку СКР проекта 1135 (кодовое наименование — «Буревестник») было выдано в 1964 году.

Новый уровень боевых возможностей «Буревестника» обуславливался последними достижениями отечественного военно-промышленного комплекса — в первую очередь ракетоторпедами «Метель» и очень мощными гидроакустическими станциями (ГАС), подкильной «Титан» у буксируемой «Вега».

Принципиально противолодочный комплекс «Метель» представлял собой развитие американской системы АСРОК, но обладал существенно лучшими характеристиками. Управляемая ракета 85-Р имела дальность стрельбы до 50 км (АСРОК — около 10 км). В качестве боевой части использовалась торпеда АТ-2У.

Она сбрасывалась в заданной точке на парашюте и, попав в воду, двигалась по спирали, постепенно погружаясь все глубже и глубже. Система активного самонаведения все это время вела непрерывный поиск подводной лодки; как только аппаратура захватывала цель, торпеда немедленно направлялась на нее и увеличивала скорость до 40 узлов. Наибольшая дальность хода торпеды АТ-2У составляла 8 км.

Вообще, появление кораблей проекта 1135 в свое время называли (и не без оснований!) прорывом в будущее.

Новая технология постройки, широкое использование нетрадиционных конструкционных материалов (титана и модных тогда алюминиево-магниевых сплавов), совершенные системы автоматики и радиоэлектронной борьбы — вот только некоторые из примененных в проекте новшеств.

Весьма оригинальной была энергетическая установка — две пары газовых турбин, маршевых и форсажных, работавших на валы через редукторы и шинно-пневматические муфты. Все механизмы имели вибродемпфирующие покрытия и специальные амортизаторы.

Кроме того, акустическое поле корабля снижала система подводной пузырьковой маскировки. В результате «одиннадцать — тридцать пятые» для своего времени стали самыми малошумными кораблями советского ВМФ.

Головной корабль проекта 1135, получивший имя «Бдительный», был заложен на заводе «Янтарь» в Калининграде в июне 1968 года.

31 декабря (дата, очень характерная для эпохи плановой экономики!) 1970-го он официально вошел в строй, хотя испытания и сдача различных систем продолжались еще в течение нескольких месяцев, в том числе на Феодосийском полигоне на Черном море.

Кстати, во время перехода вокруг Европы новый корабль привлек к себе особое внимание противников по «холодной войне». Внешний вид «Бдительного» показался западным экспертам настолько внушительным, что те посчитали его новым ракетным крейсером, созданным на основе проекта 58 («Грозный»).

Впрочем, по своим характеристикам головной «Буревестник» на самом деле разительно отличался от предшественников — СКР проектов 50, 35 и 159. Неудивительно, что его поначалу отнесли к классу ВПК. Лишь в 1977 году корабли проекта 1135 вновь переклассифицировали в СКР, каковыми они и значились в процессе их разработки.

«Одиннадцать — тридцать пятые» серийно строились на трех заводах — в Калининграде, Ленинграде и Керчи— с 1968 по 1981 год. Всего в состав советского ВМФ вступили 32 корабля этого типа, в том числе 11 — с усиленным артиллерийским вооружением (проект 1135М).

Они оказались на редкость удачными кораблями, обладая высокой надежностью механизмов, отличными мореходными и маневренными качествами. К важным достоинствам можно отнести очень мощное для их размеров вооружение и совершенную электронику.

Примечательно, что служившие на «буревестниках» моряки единодушно оценивают их исключительно с положительной стороны.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

102. Фрегат «Тальвар» (проект 11356). Индия, 2003 г.

Построен в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Водоизмещение стандартное 3620 т, полное 4035 т. Длина наибольшая 124,8 м, ширина 15,2 м, осадка средняя 4.2 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 48 000 л.с., скорость 30 узлов.

Вооружение: 8 вертикальных ПУ ПКР «Club-N», 1×1 ПУ ЗРК «Ураган» (экспортное обозначение «Штиль»), два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик» (экспортное обозначение «Каштан»), одна 100-мм автоматическая артустановка, 2×2 противолодочных торпедных аппарата, один РБУ-6000, один вертолет.

Всего в 2003 – 2004 г. построено три единицы: «Тальвар», «Трипгул» и «Табар».

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

103. Сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661), Россия, 2003 г.

Построен на заводе в Зеленодольске. Водоизмещение стандартное 1500 т, полное 1930 т. Длина наибольшая 102,2 м, ширина 13,1 м, осадка средняя 3.5 м. Мощность двухвальной дизельгазотурбинной установки 38 000 л.с., скорость 28 узлов.

Вооружение: 8 ПКР «Уран», 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М», одна 100-мм автоматическая артустановка, два шестиствольных 30-мм автомата, 2×2 противолодочных торпедных аппарата, один РБУ-6000. Всею построено две единицы: «Татарстан» и «Дагестан».

Однако в ходе эксплуатации кораблей проекта 1135 выявились и их недостатки, главнейший из которых — несоответствие дальности действия противолодочного ракетного комплекса «Метель» и гидроакустических средств обнаружения.

Сколь ни совершенны были ГАС «Титан» и «Вега», все равно им обычно удавалось установить надежный контакт с подводной лодкой потенциального противника на расстоянии 10 —15 км, то есть в несколько раз меньше, чем дальность полета ракетоторпеды.

Эту проблему мог бы решить вертолет с соответствующей поисковой аппаратурой, но разместить его на борту корабля без радикальной переделки проекта было невозможно.

В конце 1980-х годов предприняли попытку повысить боевые возможности «одиннадцать — тридцать пятых» за счет замены обеих ГАС гидроакустическим комплексом нового поколения «Звезда-М1».

Попутно предлагалось вместо РЛС «Ангара-А» установить новейшую станцию обнаружения Фрегат-МА» с фазированной антенной решеткой, а вместо реактивных бомбометов — две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран» (советский аналог американского «Гарпуна»).

Такая модернизация хотя и не решала всех проблем, но все же заметно повышала противолодочные возможности кораблей и к тому же делала их многоцелевыми, способными бороться с надводным противником.

Читайте также:  Электрошокер спецназ-классик: цена, отзывы, устройство, разновидности

Однако стоимость работ оказалась очень высокой — под установку «Звезды» пришлось не только полностью переделывать подводный обтекатель, но и удлинять корпус на 1,5 м (иначе возникал риск зацепить обтекатель якорем). К тому же с началом «перестройки» финансирование флота резко сократилось. В результате программу модернизации свернули; до распада СССР успели провести работы лишь на трех кораблях, да и то на одном из них («Жарком») — лишь частично, без замены РЛС и демонтажа РБУ.

Прямым потомком «Буревестника» стал пограничный сторожевой корабль «Менжинский» (проект 11351, кодовое наименование «Нерей»).

Он создавался по заказу КГБ специально для охраны обширных акваторий Тихого океана, входящих в 200-мильную экономическую зону СССР Особое внимание уделялось мореходности корабля, поэтому в качестве прототипа выбрали проект 1135.

Корпус и механизмы остались неизменными, зато вооружение и радиоэлектронное оборудование претерпели существенные изменения.

От противолодочного комплекса «Метель», второго ЗРК «Оса-М» и одной артустановки главного калибра решили отказаться, зато на «Менжинском» появились ангар и взлетно-посадочная площадка для вертолета Ка-27, а также два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М.

Гидроакустические станции «Титан» и «Вега» заменили более компактными комплексами «Платина» и «Бронза». Водоизмещение выросло на 370 т, но эта цена за создание вполне универсального корабля с хорошо сбалансированным вооружением выглядит вполне приемлемой. Всего в 1983 — 1990 годах для дальневосточных морских погранчастей КГБ было построено восемь ПСКР проекта 11351. Недостроенный девятый после распада Советского Союза достался Украине и в 1993 году вступил в строй под именем «Гетьман Сагайдачный». Ныне он официально числится фрегатом и является флагманским кораблем ВМСУ.

Любопытно, что «Буревестник» изначально создавался как специализированный противолодочный корабль (это вполне соответствовало тогдашним взглядам), и с появлением на Западе фрегатов-универсалов он по своей концепции сразу же устарел.

А вот ПСКР типа «Менжинский», явившийся как бы побочной линией развития советских СКР, в действительности «попал в точку»; именно такими виделись в начале 1980-х многоцелевые корабли его класса. Логично было предположить, что модифицированный вариант проекта 11351 начнет строиться и для ВМФ.

Но, увы, этого не произошло; высшее руководство флота сделало ставку на новый проект 11540. Как показал последующий ход событий, отказ от дальнейшего развития удачного «одиннадцать — тридцать пятого» был преждевременным.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

99. Большой противолодочный корабль «Бдительный» (проект 1135), СССР, 1971 г.

Построен в Калининграде на заводе «Янтарь». Водоизмещение стандартное 2835 т, полное 3200 т. Длина наибольшая 122,9 м, ширина 14,2 м, осадка средняя 4,5 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 48 000 л.с., скорость 32 узла.

Вооружение: 1×4 ПУ ПЛРК «Метель», 2×2 ПУ ЗРК «Оса-М», две спаренные 76-мм автоматические артустановки, 2×4 противолодочных торпедных аппарата, два РБУ-6000. Всего в 1970 — 1981 г.

построено 32 единицы, в том числе 11 по проекту 1135М (две одноствольные 100-мм артустановки вместо спаренных 76-мм).

100. Пограничный сторожевой корабль «Менжинский» (проект 11351), СССР, 1983 г.

Построен в Керчи на заводе «Залив». Водоизмещение стандартное 3180 т, полное 3545 т. Длина наибольшая 122,9 м, ширина 14,2 м, осадка средняя 4,7 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 56 000 л.с., скорость 32 узла.

Вооружение: 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М», одна 100-мм автоматическая артустановка, два шестиствольных 30-мм автомата, 2×4 противолодочных торпедных аппарата, два РБУ-6000, один вертолет Ка-27. Всего в 1983 — 1993 г.

построено девять единиц, в том числе одна для ВМС Украины.

101. Сторожевой корабль «Неустрашимый» (проект 11540), СССР, 1990 г.

Построен в Калининграде на заводе «Янтарь». Водоизмещение стандартное 3600 т, полное 4250 т. Длина наибольшая 129,6 м, ширина 15,6 м, осадка средняя 4,6 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 57 000 л.с.

, скорость около 30 узлов. Вооружение: 4 ПУ ЗРК «Кинжал», 6×1 ПЛРК «Водопад», четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик», одна 100-мм автоматическая артустановка, один РБУ-6000, один вертолет Ка-27.

Всего построена одна единица.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» (проект 11540, кодовое наименование «Ястреб») создавался долго и мучительно. Первоначально он задумывался как МПК водоизмещением около 800 т (проект 1154), но в процессе работы перед конструкторами ставили все новые и новые задачи, а корабль, соответственно, постоянно увеличивался в размерах и «обрастал» разными видами оружия.

В конце концов его водоизмещение превысило 4000 т — он стал самым крупным представителем класса СКР в отечественном флоте.

Отказ от неоправданной экономии позволил изготовить надстройки из стали (вместо пожароопасного алюминиевого сплава), а также разместить на борту самое современное вооружение — зенитные ракеты «Кинжал», противолодочные ракетоторпеды «Водопад», зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик», вертолет Ка-27… По совокупности характеристик «Неустрашимый» не уступал, а кое в чем даже превосходил всех своих зарубежных «одноклассников». Удачный (по крайней мере, на бумаге) проект 11540 был выбран для массового строительства — командование ВМФ высказывало пожелание иметь не менее 70 таких кораблей. Но сбыться всем этим планам было не суждено.

Головной СКР «Неустрашимый», как и «Бдительный», строился на заводе «Янтарь» в Калининграде и был передан флоту в канун 1991 года. Проект оказался «сырым» — многие системы требовали доводки, на что в условиях разразившегося экономического кризиса катастрофически не хватало средств.

Дело усугублялось тем, что Калининград оказался отрезанным от России, и каждая доставленная сюда через несколько границ деталь становилась безумно дорогой. В итоге достройка второго корабля серии, «Ярослава Мудрого», была приостановлена, а третий, «Туман», вообще пришлось разобрать на металл.

Так что сегодня в строю находится единственный корабль этого типа; еще один законсервирован в недостроенном виде.

Многочисленные проблемы, выявившиеся в процессе испытаний «Неустрашимого», стали стимулом для разработки альтернативного варианта СКР. И тут вновь вспомнили об удачном и хорошо отработанном в технологическом плане «одиннадцать — тридцать пятом» — точнее, о его пограничном варианте.

Взяв общую компоновку «Менжинского» и корпус, модернизированный под установку ГАС «Звезда-М1», конструкторы из Северного ПКБ заново спроектировали надстройки (в соответствии с новомодной технологией «стэлс») и разместили вооружение, близкое к имевшемуся на «Неустрашимом».

Так у «Буревестника» появился еще один прямой потомок — проект 11356, удовлетворяющий самым придирчивым требованиям, предъявляемым к кораблям XXI века.

Поскольку получить заказ на постройку новых СКР для отечественного флота не удалось, потенциальных покупателей пришлось искать за рубежом. В ноябре 1997 года контракт на постройку трех фрегатов проекта 11356 был заключен с Индией. В экспортном варианте корабли оснащались другой гидроакустикой и имели несколько иной состав вооружения.

В частности, вместо ЗРК «Кинжал» на них установили ракетный комплекс «Ураган», а вместо ПКР «Уран» — специальный экспортный «Club-N».

Фрегаты получили названия «Тальвар» («Меч»), «Тришул» («Трезубец») и «Та-бар» («Секира»), Все они вошли в строй в 2003 — 2004 годах, и ВМС Индии стали обладателем одних из самых совершенных надводных кораблей в мире.

А первым сторожевым кораблем, вошедшим в состав Российского ВМФ после долгого, более чем 20-летнего перерыва, стал небольшой и гораздо более дешевый «Татарстан» (проект 11661, кодовое имя «Гепард»). Вообще-то он задумывался как чисто экспортный фрегат, преемник некогда удачного проекта 1159 (см. «Моделист-конструктор» № 7 за 2004 г.).

Первые два «гепарда» были заложены на заводе в Зеленодольске для ВМС Ирака, но санкции, наложенные ООН на режим Саддама Хусейна, сделали поставку кораблей заказчику невозможной. Около десяти лет простояли они на верфи, пока, наконец, не приняли решение достроить их для Каспийской флотилии.

Приемный акт головного «Татарстана» был подписан в июне 2003 года — практически одновременно с индийским «Тальваром». Конечно, на фоне последнего несостоявшийся иракский фрегат выглядит очень скромно, но на Каспийском море (на которое теперь выходят пять независимых государств) он все равно является крупнейшей и мощнейшей боевой единицей.

Правда, противолодочное оружие «Татарстана» и однотипного ему «Дагестана» оказалось невостребованным: подводных лодок ни у одной из прикаспийских стран нет и в обозримом будущем не предвидится.

С. БАЛАКИН

Источник: https://modelist-konstruktor.com/morskaya_kollekcziya/ot-burevestnika-do-mecha-i-sekiry

Фрегат «Неустрашимый» вернут в состав ВМФ России | MediaRepost — главные новости часа

Фрегат «Неустрашимый» вернут в состав ВМФ России

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Минобороны и ОСК завершают работы по ремонту и модернизации уникального противолодочного корабля «Неустрашимый» проекта 11540 (шифр «Ястреб»). Планируется, что он будет передан в состав ВМФ до начала следующего года.

На корабле полностью поменяли системы навигации и связи, поставили новые радиоэлектронные средства. Также на «Неустрашимом» была полностью отремонтирована энергетическая установка.

Причем два форсажных газотурбинных двигателя ремонтировались российскими специалистами на авиационном заводе в Самаре, а не на Украине.

По мнению экспертов, модернизация «Неустрашимого» позволит превратить его в современный многофункциональный корабль, который так необходим российскому ВМФ.

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, ремонт и модернизация сторожевого корабля (фрегата — по классификации НАТО) «Неустрашимый» проекта 11540 близки к завершению. Его передача флоту ожидается в конце текущего — начале следующего года. К настоящему времени завершен монтаж основных систем и ведутся наладочные работы.

В Объединенной судостроительной корпорации «Известиям» подтвердили, что корабль находится в высокой степени готовности. Но от других комментариев отказались.

«Неустрашимый» является одним из самых наплаванных надводных кораблей отечественного ВМФ. Он строился на излете холодной войны как скоростной, высокотехнологичный океанский охотник за атомными подлодками. К моменту распада СССР он оказался одним из самых современных фрегатов в составе ВМФ.

За время службы (передан флоту в 1993 году) корабль прошел около 120 тыс. морских миль, то есть больше пяти земных экваторов. Уникальный корабль совершил несколько десятков зарубежных походов, в том числе в Средиземное море и Индийский океан.

«Неустрашимый» участвовал в операциях против сомалийских пиратов и сопровождал торговые суда в районе Африканского рога.

После 20 лет интенсивной эксплуатации с января 2014 года «Неустрашимый» встал на масштабную модернизацию в Калининграде. На нем был проведен ремонт всех основных систем — топливной и электрической.

Был сделан косметический ремонт коридоров и боевых постов, а также большей части кают. Полностью поменяли систему освещения. Были обновлены системы борьбы за живучесть корабля — водоотливная и противопожарная.

Кроме того, в ходе работ было обнаружено много скрытых дефектов, которые тоже требовали исправления.

Судостроители установили на «Неустрашимый» новые, современные системы связи, навигации и вооружения. С этой точки зрения фрегат должен догнать своего «младшего собрата» — фрегат «Ярослав Мудрый», который был сдан флоту в 2009 году.

Однако главная интрига развернулась вокруг главной энергетической установки фрегата. В качестве форсажных на нем используются два газотурбинных агрегата украинского производства.

В связи с ухудшением отношений с Украиной отправка их на ремонт в Николаев стала невозможной. Поэтому пришлось фактически с нуля осваивать ремонтные работы на авиационном заводе в Самаре.

Отечественные инженеры успешно справились с задачей, но произошла задержка из-за необходимости срочного ремонта одного из форсажных двигателей фрегата «Ярослав Мудрый».

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Российскому флоту остро не хватает кораблей класса фрегат, поэтому необходимо ремонтировать и модернизировать имеющиеся боевые единицы, считает военно-морской эксперт Прохор Тебин. По его словам, фрегаты проекта 11540 — это удачные корабли. Они очень активно эксплуатировались и хорошо себя зарекомендовали.

— Двадцать пять лет не возраст для такого корабля, как «Неустрашимый», и при грамотном ремонте и обслуживании он вполне может прослужить еще столько же, — отметил эксперт. — «Неустрашимому» модернизация была остро необходима. Эти фрегаты вполне можно назвать рабочими лошадками нашего океанского флота.

Читайте также:  Пистолет беретта: beretta 92, 93, боевое оружие, характеристики (ттх) моделей m1951, m1934 калибра 9mm

Длительный срок ремонта и модернизации «Неустрашимого» вполне объясним, поскольку объем работ чрезвычайно велик, ведь с момента его передачи флоту появились новые технологии, новая элементная база, новые системы связи, вооружения.

Противолодочная специализация проекта 11540 в нынешних условиях стала еще актуальнее, даже американцы сейчас поняли, что задачу борьбы с подлодками никто не отменял.

Фрегатов проекта 11540 в составе ВМФ всего два — «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый».

Их отличительной особенностью является мощное противолодочное вооружение: глубинные бомбы, ракетно-торпедный комплекс «Водопад-НК» и вертолет Ка-27.

Эти корабли-охотники имеют высокочувствительный гидроакустический комплекс, который позволяет вести поиск подводных лодок даже в Балтийском море, где перепады глубин делают данную задачу крайне сложной.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Источник: https://MediaRepost.ru/news/194103-fregat-neustrashimyy-vernut-v-sostav-vmf-rossii.html

11540 Ястреб

  • Полное наименование: Противолодочные сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб»
  • Краткое наименование: Проект 1154 «Ястреб»
  • Год начала разработки: 1987
  • Год окончания выпуска: 2009
  • Страна: Россия
  • Разработчик: Открытое Акционерное Общество Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»
  • Производитель: Открытое Акционерное Общество Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»
  • Модификация от:
  • Противолодочные корабли проекта 1135
  • Противолодочные корабли проекта 1135-М
Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)
Схема противолодочного сторожевого корабля проекта 11540
Источник: http://wunderwaffe.narod.ru/
  1. Назначение:
  2. Корабль предназначается для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов
  3. Текст описание:

Самые крупные и наиболее совершенные СКР отечественного флота. Кодовое название проекта — “Ястреб”. По совокупности характеристик не уступают лучшим зарубежным аналогичным кораблям —фрегатам морской зоны, а по ряду показателей превосходят их. Однако крупносерийное строительство СКР проекта 11540 так и не было развернуто; ныне в строю находится лишь два корабля данного типа.

Применяемость:

Выпущено в рамках проекта:

  • СКР «Неустрашимый» (заводской №401) — 1993 год
  • СКР «Ярослав Мудрый» («Неприступный») (заводской № 402) — 2009 год
  • СКР «Туман» (заводской № 403) — заложен летом 1993 года и разрезан на начальной стадии постройки
  • Тактико-технические характеристики:
  • Сообщение lyohin » 10 фев 2006, 21:53
  • Длина, м: 129.63
  • Ширина, м: 15.6
  • Осадка:
  • — габаритная по бульбу, м: 8,35
  • — на миделе, м: 4,8
  • Водоизмещение:
  • — стандартное, т.: 3800
  • — полное, т: 4250
  • Энергетическая установка: двухвальная, газотурбинная
  • ГТУ крейсерского хода:
  • — модель: М70

— мощность, л.с.: 10000

  1. — количество, шт,: 2
  2. ГТУ полного хода:
  3. — модель: М90 с двумя винтами фиксированного шага

— мощность, л.с.: 18500

  • — количество, шт,: 2
  • Газотурбинный электрогенератор
  • — количество, шт,: 2
  • — мощность, kW: 1250 и 600
  • Дизельгенератор по 600kW
  • — количество, шт,: 2
  • — мощность, kW: по 600
  • Скорость:
  • — полного хода, узлы: 30
  • — экономичного хода, узлв: 18
  • Дальность на скорости 18 узлов, миль: 3000
  • Запас топлива, т.: 580
  • Автономность, суток: 30
  • Экипаж, чел.: 220 (из них 35 офицеров)
  • Вооружение/Комплектация:
  • 100-мм артустановка АК-100
  • 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» — боекомплект 6000 30-мм выстрелов и 64 ЗУР 9M-311;
  • 4 ВПУ ЗРК «Кинжал» — боекомплект 32 ЗУР 9M-330;
  • 6 533-мм торпедных аппаратов — боекомплект 12 ракет комплекса ПЛО «Водопад-НК» или торпед;
  • 16 ПКР Х-35 комплекса «Уран»;
  • 1 ПУ РБУ-6000 — боекомплект 96 РГБ-60;
  • РЛС:
  • — навигационные РЛС МР-312 «Наяда» и МР-212 «Вайгач-У»
  • — обнаружения воздушных целей МР-760 «Фрегат-МА»
  • — управления огнем МР-352 «Позитив»
  • — МР-360 «Подкат»(ЗРК «Кинжал»)
  • — МР-145 «Лев» (АК-100)
  • — 2 шт. 3Р87 (на боевых модулях ЗРАК «Кортик»)
  • Гидроаккустический комплекс ГАК:
  • — «Звезда» М-1 — подкильная ГАС МГК-345 «Бронза»
  • — буксируемая ГАС
  • Средства РЭБ:
  • — комплекс РЭБ Вымпел-Р2
  • — 2 ПУ пассивных помех ПК-16 (боекомплект 400 ракет)
  • — 8 ПУ пассивных помех ПК-10
  • Авиация: противолодочный вертолет Ка-27

Источник: https://vpk.name/library/f/1154.html

Сторожевой корабль проекта 11540 — Малый флот

Теперь немного о том, что получается, когда люди начинают заниматься не своим делом. Конечно, прият­но, как говорится, «положить на свой кусок хлеба твой кусок масла», но ведь существует давняя догово­ренность между разработчиками о дележе «пирога» военно-промышленного комплекса.

ЦМКБ «Алмаз» разрабатывает малотоннажные корабли, Зелено­дольское КБ — чуть крупнее, Западное ПКБ — это в основном тральщики, Северное ПКБ занимается ко­раблями среднего тоннажа (правда проект 1144 — ис­ключение, но он вырос до непомерных размеров из 9000-тонного корабля), Невское ПКБ — это епархия океанских монстров всех мастей.

Были совершены две попытки вторгнуться в первую линию, прослеженную ранее, линию, начатую про­ектом 1135, т.е. законный хлеб Северного ПКБ.

Но первое вторжение можно хоть как-то оправ­дать. В серии успешно шел малый противолодочный корабль проекта 1124 «Альбатрос» и в 1972 г. Зелено­дольскому ПКБ в его развитие было выдано ТТЗ на пр. 1154 «Поморник», что логично. И водоизмещение должно было остаться таким же — 800 т, и скорость 34 уз. После каждого этапа проектирования постоян­но увеличивался круг задач, возлагаемых на корабль.

Видоизменялось вооружение, постоянно увеличива­ясь. Постоянно росло, соответственно, и водоизме­щение: 1975 г. — 1500 т, 1976 г. — 1800 т, 1979 г. — 2000 т, затем — 2500 т. При этом постоянно снижа­лась скорость. Корабль переставал быть противолодоч­ным. Со скоростью 27—28 узл. он уже не смог пресле­довать современные подводные лодки. И вот тут бы работы следовало бы передать в Северное ПКБ.

Правда, существует и другая версия, что было вы­дано сразу два ТТЗ на корабль водоизмещением 800 т и корабль водоизмещением 1800 т. Что является еще большей глупостью. В любом случае заказчик не знал, что хотел.

В любом случае, в 1981 г. было выдано новое ТТЗ на пр.11540 «Ястреб».

Корабли строились на заводе «Янтарь» в Калинин­граде. Головной корабль «Неустрашимый» передан флоту для испытаний в 1990 г. Введен в состав флота только в 1993 г..

Дело в том, что коллектив Зеленодоль­ского ПКБ не имел опыта проектирования таких боль­ших кораблей, а перенесение в увеличенном масштабе пр. 1124 (что явно угадывается во внешнем виде) на более крупный корабль себя явно не оправдало.

Было очень много проблем, которые пришлось решать на месте, в отрыве от основного коллектива. В любом случае флоту этот корабль не понравился и постепен­но начавшаяся серия была свернута. А планы были наполеоновские.

С третьего корабля он должен был быть с усиленным радиолокационным вооружением, а с седьмого корабля — строиться в исполнении для пограничной службы. Дополнительно намечалось строительство и на Дальнем Востоке.

Тем не менее, второй, «Неприступный», так и сто­ит у достроечной стенки уже десять лет, а третий, «Туман», разобрали на стапеле.

Тактико-технические данные проекта 11540 следую­щие. Водоизмещение: стандартное — 3600 т, полное — 4250 т. Размеры: длина — 129,6 м, ширина — 15,6 м, осадка — 4,6 м. Энергетическая газотурбинная уста­новка — 2×28 500 л.с. Скорость 32 уз. Дальность плава­ния 18-узловым ходом — 3000 миль. Экипаж 200 человек.

Вооружение: 4×4 ПКР «Уран»; 2 ракетно-артил­лерийских комплекса «Кортик»; 4 пусковых установки ЗРК «Кинжал»; одна 100-мм артиллерийская установка АК-100; 6 пусковых установок для противолодочного комплекса «Водопад»; РБУ-6000; вертолет Ка-27.

Сторожевые корабли проекта 11540: Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Хочется сказать, что до последнего времени так и не был установлен противокорабельный комплекс «Уран» и корабль проекта 11540 используется как сто­рожевой корабль. Продолжается его реклама на всех выставках, но уже в несколько обновленном виде, как СКР «Корсар». Вот такое дело.

НАЗАД    ВПЕРЕД

Источник: https://cmboat.ru/minonosec/min30/

Сторожевые корабли проекта 11540. (Россия)

  • Сторожевые корабли проекта 11540.

Сторожевые корабли проекта 11540 — тип российских сторожевых кораблей. По западной классификации относятся к классу  фрегатов. Шифр «Ястреб».

Это многоцелевые корабли, обеспечивающие противовоздушную оборону оперативного соединения кораблей от судов и подводных лодок противника. Сторожевой корабль этого класса был разработан и построен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Первым в серии стал СКР «Неустрашимый», который был спущен на воду в 1993 году.

Два других заложены — «Ярослав Мудрый» (в некоторых сообщениях он несет имя «Неприступный») заложен в 1991 и «Туман» заложен летом 1993. Данный корабль является дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавших себя сторожевых кораблей проекта 1135, 24 из которых были построены в период с 1969 по 1993 года.

СКР проекта 11540 является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов.

Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом «Водопад-НК», производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас — 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°.

Комплекс противокорабельных ракет «Уран» включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР К-35 и автоматизированную систему управления.

Ракета K-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели.

Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета.

В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м выше уровня моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 метров в секунду снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км. Полетный вес — 603 кг.

  1. Сторожевые корабли проекта 11540.

Комплекс ПВО «Клинок» обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования.

Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием.

Комплекс состоит из автоматизированной системой управления стрельбой и подпалубную пусковую установку с четырьмя барабанами, каждый с восемью ракетами 9M330 (32 ракеты). Ракета является морской версией ракеты СА-15.

Для получения данных для стрельбы комплекс имеет в составе РЛС обнаружения и интерфейс с корабельной системой боевого управления. В РЛС применена антенна с фазированной решеткой и электронным управлением.

Дальность — от 12 до 15 км и высота цели — от 10 до 6000 метров. Ракета снабжена 15 кг боеголовкой, может поражать 4 цели одновременно на скорости до 700 метров в секунду и скорострельности 3 ракеты в секунду.

Ракетно-артиллерийский комплекс ПВО «Каштан» — разработан Тульским Конструкторским бюро. Система обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда. Система выполнена модульной конструкцией.

Один командный модуль и два модуля — комбинированная ракетно-артиллерийская установка с боезапасом в 64 ракеты и 600 выстрелов, расположенные с каждой стороны купола спутниковой связи.

Командный модуль обеспечивает полностью автономное обнаружение целей, выдачу данных по целям и целераспределение пусковым установкам. Комбинированная ракетно-артиллерийская установка автоматически получает целеуказание, сопровождает цель, вычисляет параметры цели и применяет оружие.

Ракеты класса «Земля-воздух» запускаются из контейнера (пусковой установки), артиллерийская установка представляет собой спаренный 30 мм зенитный автомат. Система обеспечивает радиолокационный и лазерный (для ракет) режимы сопровождения целей.

Дальность стрельбы — от 1,5 до 8 км и артиллерийской установкой — 0,5-1,5 км для высот от 5 до 4000 метров. Скорость цели до 600 м/с. Скорострельность артиллерийской установки до 1000 выстрелов в минуту.

Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны «Смерч-2». Неподвижная пусковая установка РБУ-6000 установлена на верхней палубе за четырьмя крышками ПУ комплекса «Клинок». Пусковая установка из двенадцати радиально размещенных труб, данные для стрельбы поступают от системы управления огнем «Буря».

Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой. Ракеты загружаются автоматически через элеватор. Когда последняя трубка загружена, пусковая установка автоматически переключается на стрельбовой режим. Использовав все ракеты, пусковая установка автоматически возвращается в позицию загрузки. Максимальная дальность стрельбы — 6000 метров и максимальная глубина цели — 500 метров.

Вес ракеты — 110 кг и вес боевой части — 25 кг.

  • Сторожевые корабли проекта 11540.
Читайте также:  Королев сергей павлович - конструктор, краткая биография, годы жизни, причина смерти

Система AK-100 с боезапасом в 350 снарядов, установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты.

Артиллерийская установка AK- 100-MР-145 разработана Конструкторским бюро «Аметист» в Москве, конструкторским бюро «Арсенал» и Промышленной ассоциацией в Санкт-Петербурге. Система включает в себя также вычислительный комплекс с радиолокационным и телевизионным каналом обнаружения и слежения.

Артиллерийская установка оборудована оптическим прицелом «Конденсор».

Управление стрельбой может быть в автоматическом — от комплекса управления стрельбой, в полуавтоматическом — от оптического прицела «Конденсор» и в ручном режиме, причем подача боеприпасов в ручном режиме обеспечивается через элеваторы и автоматические механизмы подачи. Артиллерийская установка обслуживается командой из 5 или 6 человек. Скорострельность 30 — 50 выстрелов в минуту, дальность 20 километров.

Корабль оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для обеспечения защиты против оружия с тепловыми головками самонаведения. Производит стрельбу 120мм снарядами тепловых помех. Подрыв снарядов может быть в автоматическом или одиночно в ручном режиме.

Также корабль оснащен двумя 16-трубными установками ПК-16 для постановки помех оружию с радиолокационными и оптическими системами самонаведения. Производит стрельбу снарядами калибра 82 мм одиночно в ручном режиме. В автоматическом режиме может производить стрельбу одиночно с интервалом от 20 до 100 секунд.

Дальность стрельбы от 200 до 1800 метров.

Вертолетная площадка занимает всю ширину кормовой части корабля. В ангаре размещен палубный вертолет Ка-27. Боевой вертолет Ka-27, один из семейства противолодочный вертолетов фирмы Камова, по классификации НАТО — «Helix».

Вертолет может действовать в плохих условиях погоды и состоянии моря вплоть до 5 баллов и на расстояниях до 200 км от судна. Вертолет обеспечен РЛС для обнаружения и сопровождения надводных целей, гидролокационную систему для обнаружения и сопровождения подводных целей, систему постановки акустических буев.

Системы оружия включают противолодочные торпеды, противолодочные ракеты, глубинные бомбы и донные мины.

  1. Сторожевые корабли проекта 11540.
  2. Характеристики:
  • Водоизмещение: 3590 тонн (стандартное), 4350 тонн (полное);
  • Длина: 129,8 м (наибольшая), 117,2 м (по КВЛ);
  • Ширина: 15,6 м (наибольшая), 14,2 м (по КВЛ);
  • Осадка: 8,35 м (по бульбу), 4,8 м (на миделе);
  • Двигатели: 2 × маршевый ГТА М-70, 2 × форсажный ГТА М-90;
  • Мощность: 2 × 10000 л.с. (маршевый), 2 × 18500 л.с. (форсажный);
  • Движитель: 2 × ВФШ;
  • Скорость хода: 30 узлов (полная);
  • Дальность плавания: 3000 миль ходом 18 узлов, 3500 миль ходом 16 узлов;
  • Автономность плавания: 30 суток;
  • Экипаж: 214 человек (27 офицеров);
  • Навигационное вооружение: НРЛС МР-212 «Вайгач», НК «Бейсур»;
  • Радиолокационное вооружение: РЛС типа «Фрегат», РЛС ЗРК МР-352 «Позитив», РЛС УО МР-145 СУО «Лев»;
  • Радиоэлектронное вооружение: КС Р-782 «Буран», ГАК МГК-365 «Звезда-М1», Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25, 2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16, 8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10, БИУС «Трон-11540», СУО АУ «Лев-145», СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»;
  • Артиллерия: 1 × АК-100;
  • Зенитная артиллерия: 2 × ЗРАК «Кортик»;
  • Ракетное вооружение: 2 × ПУ ПКРК «Уран», 4 × ПУ ЗРК «Кинжал»;
  • Противолодочное вооружение: 1 × РБУ-6000, 2 × РПК-6М «Водопад-НК»;
  • Минно-торпедное вооружение: 2 × трехтрубных 533-мм ТА;
  • Авиационная группа: 1 вертолет Ка-27.

Источник: https://modernweapon.ru/flot/nadvodnyj-flot/storozhevye-korabli-proekta-11540-rossiya

Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540

Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540 (по классификации NATO — фрегат) предназначен для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Назван в честь эскадренного миноносца «Неустрашимый» — ервого эсминца, построенного после Великой Отечественной войны.

СКР «Неустрашимый», бортовой номер 712, был построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Строительство началось 25 марта 1987 года. На воду корабль был спущен 25 мая 1988 года, в этом же году был сформирован экипаж. Корабль вступил в строй 28 декабря 1990 года, а 14 марта 1991 года был включен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).

24 января 1993 года на корабле был поднят военно‑морской флаг России.

2 февраля 1993 года корабль был введен в состав бригады противолодочных кораблей.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 3590 тонн, полное 4350 тонн. Длина наибольшая 129,8 метра, ширина наибольшая 15,6 метра, осадка на миделе 4,8 метра. Скорость хода полная 30 узлов, экономическая 18 узлов. Дальность плавания 3000 морских миль при 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 210 человек, в том числе 27 офицеров.

Двигатели: Двухвальная газотурбинная — 2 маршевых ГТУ и 2 форсажных ГТУ.

Мощность: 37 000 л. с. (маршевые ГТУ) + 20 000 л. с. (форсажные ГТУ).

  • Вооружение:
  • Артиллерия: 1 АК-100.
  • Ракетное вооружение: 4×8 ПУ «Кинжал»; 2 ЗРАК «Кортик».
  • Противолодочное вооружение: 2×3 533-мм ТА; 1 х РБУ-6000; 2 х «Водопад-НК».
  • Авиационная группа: 1 вертолёт «Ка-27».
  • Первый антипиратский поход в Аденский залив СКР «Неустрашимый» совершил в конце 2008 — начале 2009 года, когда впервые в новейшей истории российского ВМФ экипаж корабля выполнял задачу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности плавания российских и иностранных судов в районе залива.

В 2010 году СКР «Неустрашимый» совершил второй поход в район Африканского рога. В этом походе сторожевой корабль провёл в море 144 суток. За это время было пройдено более 22000 морских миль, совершено 3 деловых захода в иностранные порты, проведено 7 конвоев из 28 гражданских судов общим тоннажем около 1,3 млн. тонн.

В составе экипажей судов, проводку которых обеспечил СКР, находилось 496 человек, из них 183 — граждане Российской Федерации. В ходе выполнения задач российские моряки задержали 7 граждан, подозреваемых в пиратстве.

17 марта 2013 года СКР вышел в третий антипиратский поход из главной военно-морской базы БФ – Балтийска и взял курс на западное побережье африканского континента, где он выполнял задачи обеспечения безопасности гражданского судоходства. 17 октября корабль прибыл в пункт постоянного базирования — город Балтийск.

В общей сложности СКР находился в походе 7 месяцев, оставив за кормой более 30 тысяч морских миль за 215 ходовых суток.

За это время кораблем совершены неофициальные визиты в порты Мальты, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кении и осуществлен деловой заход на Сейшельские острова.

Дальний поход СКР проходил в соответствии с планом боевой подготовки ВМФ России. Корабль выполнял задачи в районах Средиземного, Аравийского и Красного морей.

В январе 2014 года корабль встал на доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» для восстановления технической готовности.

На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов.

Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления.

Источник: http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/neustrashimyy

Фрегаты (сторожевые корабли) проекта 11356Р/М. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 июня 2016 г. на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (Калининград) ожидается передача ВМФ России фрегата проекта 11356 «Адмирал Эссен», названного в честь адмирала военно-морского флота Российской империи Николая фон Эссена (1860-1915).

История проекта

Корабли проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357) — серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны.

Модификация фрегатов типа Talwar («Тальвар», проекты 11356 и 11356А), которые строились на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 гг. В свою очередь, «индийские» фрегаты разрабатывались Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург) как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 «Буревестник».

В середине 2000-х гг. ВМФ России испытывал острую потребность в обновлении корабельного состава.

Средний возраст надводных кораблей составлял около 20 лет, одновременное нахождение в боевом составе разнотипных боевых единиц одного и того же класса вызывало большие проблемы со снабжением и ремонтом — например, на тот момент в состав ВМФ РФ входило восемь сторожевых кораблей семи разных проектов. Ввод в строй фрегатов новых проектов (22350 и 20380) затягивался из-за сложностей с проектированием и строительством.

В этой связи было принято решение заложить серию сторожевых кораблей на базе проекта 11356, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.

В тендере на строительство участвовал ряд предприятий Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), победителем стал входящий в ОСК Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград).

В 2010 и 2011 гг. Минобороны заключило с предприятием два контракта на строительство в общей сложности 6 сторожевых кораблей. Стоимость каждого контракта составила 40 млрд рублей (около 13 млрд рублей за один корабль). Предполагается, что все шесть фрегатов войдут в состав Черноморского флота РФ.

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль проекта 11356Р предназначен для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, дозорной службы, патрулирования, охраны морских коммуникаций.

  • длина фрегата составляет 124,8 м, ширина — 15,2 м, осадка — 4,2 м;
  • полное водоизмещение 4035 т;
  • скорость полного хода — 30 узлов;
  • дальность плавания — 4 тыс. 850 морских миль (на скорости 14 узлов);
  • автономность плавания — до 30 суток;
  • экипаж — 180 человек (в том числе 18 офицеров).

Главная энергетическая установка — газотурбинная (два форсажных и два маршевых двигателя мощностью соответственно 22 тыс. л. с. и 8 тыс. 450 л. с. каждый).

Двигатели для первых фрегатов поставило украинское предприятие «Зоря»-«Машпроект» (г. Николаев). Вторую партию из трех кораблей планируется комплектовать двигателями российского производства.

В 2015 г. Минпромторг РФ определил головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта НПО «Сатурн» (Рыбинск). Начало поставок газотурбинных двигателей на ПСЗ «Янтарь» предварительно запланировано на конец 2017 — начало 2018 г.

Вооружение

  • 8 вертикальных пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-НК». Эти ракеты могут поражать надводные, береговые и подводные цели на расстоянии до 2 тыс. км.
  • Зенитные ракетные и артиллерийские комплексы «Штиль-1», «Палаш» и АК-630М.
  • Универсальную артиллерийскую установку А-190 (калибра 100 мм).
  • Торпедные аппараты калибра 533 мм.
  • Реактивную бомбометную установку РБУ-6000.
  • Боевая информационно-управляющая система «Требование-М» разработана НПО «Меридиан» (Санкт-Петербург).
  • Фрегат оснащен ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).

Корабли проекта

  • Головной корабль серии «Адмирал Григорович» (заводской номер 01357) был заложен на заводе «Янтарь» 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г.
  • 7 ноября 2014 г. спущен на воду второй фрегат — «Адмирал Эссен» (заводской номер 01358), который был заложен 8 июля 2011 г. Весной 2016 г. корабль завершил государственные испытания, готов к передаче флоту.
  • Третий фрегат — «Адмирал Макаров» (заводской номер 01359) — заложен 29 февраля 2012 г., спущен на воду 2 сентября 2015 г. Передача флоту планируется в первой половине 2016 г.
  • Строительство еще двух фрегатов — «Адмирал Бутаков» (заводской номер 01360, заложен 12 июля 2013 г.) и «Адмирал Истомин» (заводской номер 01361, заложен 15 ноября 2013 г.) — было приостановлено весной 2015 г. из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок. «Адмирал Бутаков» был спущен на воду в начале марта 2016 г. Сроки передачи флоту второй тройки фрегатов проекта 11356 будут зависеть от темпов освоения НПО «Сатурн» производства газотурбинных двигателей.
  • О закладке шестого фрегата серии — «Адмирал Корнилов» (заводской номер 01362) — официально не сообщалось. Однако, согласно интервью гендиректора ПСЗ «Янтарь» Эдуарда Ефимова, опубликованному газетой «Страж Балтики» 22 апреля 2016 г., корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

5 июля 2015 г.

главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил журналистам на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, что вместо этих крупных кораблей для нужд Черноморского флота будет построено 18 малых ракетных кораблей нового проекта 22800. Однако в августе 2015 г. пресс-служба «Янтаря» сообщила о возобновлении строительства, а в октябре того же года подтвердила, что продолжает выполнять заказ Минобороны.

Источник: https://tass.ru/info/2728560

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector