Танк е-100: немецкий тяжёлый, оружие второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой серии танков проекта Entwicklung (нем.

– развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва. Конкуренцию для танка Maus фирмы Порше в этой серии должен был составить немецкий танк Е-100.

Производство прототипа Е-100 началось во Франкфурте-на-Майне, а в конце войны его шасси оказались на полигоне Хаустенбек, где и попали в руки британцев.

Первый звонок для немецких танкистов

Лето 1941 года для руководства Третьего Рейха ознаменовалось не только головокружительными успехами на Восточном фронте, но и целым рядом неприятных открытий, которым на первом этапе кампании не придали особого значения. Единственным «сюрпризом», не оставшимся незамеченным Гитлером, было преимущество новейших советских танков над немецкими.

До поры до времени оно компенсировалось неопытностью советских танкистов, низким качеством изготовленной в СССР бронированной техники и наличием в ней конструкторских недоработок. Но по мере накопления Советами необходимого опыта все могло измениться не в лучшую для немцев сторону.

Высшее руководство Германии осознавало серьезность этой проблемы и проявляло беспокойство.

Особенно удручающее впечатление произвело наличие у Красной Армии бронированных монстров КВ-1 и КВ-2 в огромном по немецким меркам количестве, исчислявшемся сотнями единиц. Осенью 1941 года Управление вооружений сухопутных сил (нем.

– Heereswaffenamt, далее – УВС) поставило перед крупнейшими машиностроительными концернами Германии задачу в сжатые сроки создать немецкие тяжелые и сверхтяжелые танки прорыва, превосходящие советские аналоги и бронированием, и вооружением.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Погрузка танка Pz.Kpfw VI «Tiger I» на грузовую платформу на сборочном заводе фирмы «Хеншель» в Касселе, 1942 год. Источник – de.academic.ru

В гонку за право производить серийные тяжелые танки включились компания «Хеншель и сын АГ», развивавшая проект тяжелого танка конструкторов УВС, начатый еще в конце 30-х годов, а также фирма Фердинанда Порше.

Их соперничество вылилось в создание компанией «Хеншель и сын АГ» прототипа VK4501 (H), позднее ставшего легендарным танком Pz.Kpfw VI «Tiger I». В свою очередь, фирма Порше создала прототип VK4501 ₽, более известный как PzKpfw VI «Tiger» ₽, который в серию не пошел и известным не стал.

Борьба за «Tигр» породила противостояние между крупнейшими немецкими производителями бронетехники, в котором активное участие принимали и функционеры УВС, в том числе конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, по совместительству являвшийся старшим советником службы конструирования УВС.

Книпкамп был лично заинтересован в победе Хеншелей, так как именно его вариант подвески со знаменитым шахматным расположением катков использовался при создании прототипа VK4501 (H).

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Генрих Эрнст Книпкамп. Источник – subscribe.ru

В свою очередь Порше пользовался благосклонностью рейхсминистра Фрица Тодта, курировавшего создание танка «Тигр». Благоволил к нему и сам фюрер. Такое положение вещей не могло не раздражать прямых конкурентов Порше – концерн Круппа, компанию «Хеншель» и активно сотрудничавшую с ними службу конструирования 6-го департамента бронетехники и механизации УВС.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Фердинанд Порше. Источник – electro-machines.ru

Предприятия концерна Круппа не только конкурировали с Порше в создании сверхтяжелого танка, но и подыграли компании «Хеншель», поставив для прототипа VK4501 ₽ фирмы «Порше» башню с погоном в 1820 мм вместо необходимых 2000 мм.

Это задержало работы по созданию прототипа, а 8 февраля 1942 года Порше не повезло еще больше, так как рейхсминистр Тодт погиб в авиакатастрофе, и его место занял Альберт Шпеер, менее благоволивший знаменитому промышленнику.

В результате после показа Гитлеру обоих прототипов 20 апреля 1942 года (фюреру, любившему полноразмерные дорогие «игрушки», сделали подарок ко дню рождения), а также после еще целого ряда каверз, устроенных фирме «Порше» функционерами УВС, высшее руководство Рейха остановило свой выбор на машине компании «Хеншель». Фердинанд Порше не мог простить этого своим конкурентам.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Рейхсминистр Фриц Тодт Источник – opowiadam.eu

Когда на совещании у Гитлера 8 июля 1942 года, на котором присутствовал Порше, решался вопрос создания сверхтяжелого танка прорыва, он сделал все, чтобы был забракован проект прототипа VK 7201 совместной разработки концерна Круппа и конструкторов УВС. Таким образом Порше удалось «насолить» двум своим противникам сразу.

В это время его фирма начинает разработку проекта под индексом «Объект 205 «Мышонок» (нем. – «Mauschen»), который вылился в создание двух прототипов танка, известного под названием Pz.Kpfw VIII «Maus» (нем. – мышь).

Круппу в этом проекте досталась только разработка башни под 128-мм танковую пушку и спаренное с ней 76-мм орудие, предназначенное для борьбы с пехотой и среднебронированными целями.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Танк Pz.Kpfw VIII «Maus» – основной соперник танка Е-100. Источник – opowiadam.eu

Но Книпкамп не собирался сдаваться. В инициативном порядке он создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой целой серии танков проекта Entwicklung (нем.

– развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва, которые должны были учесть все недостатки и достоинства танков, уже имевшихся на вооружении Вермахта.

Конкуренцию для танка «Маус» фирмы Порше в этой серии должен был составить танк Е-100.

30 июня 1943 года, когда на предприятии Порше и заводах-«смежниках» уже полным ходом изготавливались агрегаты и комплектующие для первых двух танков «Маус», танк Е-100 только начал разрабатываться специалистами службы конструирования УВС.

В этом им помогали конструкторы автомобилестроительной компании «Адлерверке», штаб-квартира которой и по сей день находится во Франкфурте-на-Майне.

Она поставляла Вермахту полугусеничные бронетранспортеры, велосипеды и автомобили, и ее владельцы были в хороших отношениях с Книпкампом.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Здание «Адлерверке». Вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте-на-Майне. Источник – de.academic.ru

Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на совещании 8 июля 1942 года. Он должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм.

При этом танк должен был весить от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120–150 мм. В то же время конструкторы Книпкампа хотели вписаться в вес 100–120 тонн и снабдить Е-100 150-мм пушкой.

Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном Круппа для танка «Maus».

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Танк Е-100, вид сверху. Источник – maquetland.com

Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Несложно догадаться, что его катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.

В отличие от танка «Maus» Е-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине – боевое отделение, сзади – моторно-трансмиссионное.

Для высвобождения как можно большего пространства ведущими сделали не передние «звездочки», как это было принято у немецких танков, а задние.

Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него (так же как и для танка «Maus») разработали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Компьютерная модель танка Е-100, вмонтированная в фотографию времен Второй мировой войны Источник – strangevehicles.greyfalcon.us

Для повышения живучести танка его решили сделать ниже, чем «Maus», на 37 см.

Кроме того, максимально уменьшили количество вертикальных поверхностей и прямых углов у его бронирования – если «Maus» имел практически вертикальные борта, то Е-100 такой «прямолинейностью» не обладал.

Все эти конструктивные решения позволили спроектировать танк на 50 тонн легче, чем «Maus», но и в 120 тонн конструкторам вписаться не удалось – по расчетам получившаяся машина должна была весить 137,8 тонны.

Силовая установка Е-100 была проще и надежнее, чем у его «конкурента». Фердинанд Порше и в «Тигре» ₽, и в сверхтяжелом танке упорно внедрял свою систему раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, который приводился в движение бензиновой силовой установкой.

Конструкторы Книпкампа пошли более простым путем и установили в кормовом отделении танка 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. (им оснащались такие танки как PzKpfw V «Panther» и VI Ausf. B «Tiger II» («Королевский Тигр»), а также коробку передач Maybach OG 401216В.

Мощность двигателя была явно недостаточной, однако более мощного мотора на тот момент в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить. Они приняли решение, что на первых порах лучше смириться с невысокой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока появятся более мощные двигатели.

Проектную же скорость для Е-100 его инженеры установили на уровне 38–40 км/ч.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики 12-цилиндровый бензиновый двигатель производства компании Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. Источник – eastcoastarmory.com

Производство прототипа Е-100 началось на предприятии компании «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне. Позднее сборкой занялось предприятие компании «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка.

Однако в связи с тем, что до 80% производственных мощностей компании «Хеншель и сын АГ» были разрушены авиацией союзников, было приказано прекратить работы над созданием Е-100. Башню от корпорации Круппа новый танк так и не получил, а шасси «зависли» на полигоне Хаустенбек около города Падерборн.

Ниже — те немногие фото танка e100, а вернее его шасси, которые сохранились до наших дней.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики Американские солдаты рассматривают шасси танка Е-100. Источник – topwar.ru Американский солдат возле шасси танка Е-100. Рядом – ствол орудия со свинченным дульным тормозом Источник – gamestar.de

Здесь они и попали в руки британских военных весной 1945 года. Шасси танка были отправлены в Англию, где местные инженеры смогли собрать их и привести в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни обладает очень низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч.

Читайте также:  Газ-71: технические характеристики (ттх), вездеход в глубоком бездорожье, гусеничный тягач, устройство, размер

Спустя некоторое время несостоявшийся «конкурент» танка «Maus» был отправлен на переплавку. Фердинанд Порше победил, а его детище в этой гонке бронированных монстров уцелело и прославилось на весь мир.

Но принесло ли это радость конструктору, отсидевшему 22 месяца во французской тюрьме и с подорванным здоровьем отпущенному умирать на родину? Вряд ли.

Шасси танка Е-100, погруженные на транспортную тележку для отправки в Великобританию Источник – schatzsucher.de Транспортировка шасси танка Е-100. Источник – valka.cz Шасси танка Е-100. Источник – silnyeduhom.ru

Источник: https://warspot.ru/1288-e-100-alternativnyy-maus

Сверхтяжелый танк Е-100

В 1942 году в Управлении вооружений был сформирован специальный отдел, разрабатывавший новую концепцию оснащения Вермахта бронетанковой техникой. Начальником отдела был назначен инженер-полковник Г. Книпкамп. Согласно новой концепции танки должны были выпускать фирмы, которые прежде никогда танками не занимались.

Это были, прежде всего фирмы Adler из Франкфурта, Argus из Карлсруэ и Westerhutte из Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была подключена фирма Kloker-Humboldt-Deutz из Ульма.

Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, велись интенсивные конструкторские работы и изготавливались опытные образцы.

Новые танки получили обозначение — класс «Е». Особый акцент был сделан на снижении силуэта танка и увеличении возимого боезапаса. На танки предполагалось установить стабилизаторы орудий и новый тип прицелов.

Планировалось, что первые танки нового типа поступят в части в 1945 году. Выпуск танков класса «Е» должен был быть основан на использовании стандартизованных узлов, одинаковых для разных танков.

Всего программа «Е» охватывала пять танков:

  • Е-10 — малый разведывательный танк массой около 15 т;
  • Е-25 — танк массой 25 — 30 т;
  • Е-50 — средний танк массой около 50 т, который должен был заменить танк «Пантера»;
  • Е-75 — танк массой около 75 — 80 т, предназначенный для замены танков «Тигр I» и «Тигр II»;
  • Е-100 — танк массой около 130 — 140 т, относившийся к классу сверхтяжелых танков.

К окончанию Второй мировой войны дальше всего продвинулись работы над танком Е-100. Его проектирование велось фирмой Adler начиная с 30 июля 1943 года. Несмотря на приказ Гитлера прекратить все работы над сверхтяжелыми танками, проектирование продолжалось, хотя и медленными темпами. Более того — было начато изготовление опытного образца.

Сборкой занималось предприятие фирмы Henschel в Хаустенбеке на полигоне Зеннелагер. В начале 1945 года были готовы корпус и ходовая часть. Последняя была унифицирована с ходовой частью тяжелого танка «Тигр II». Некоторые конструктивные решения этого танка были использованы и в конструкции корпуса Е-100.

В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 230Р30 мощностью 700 л.с. В дальнейшем его планировалось заменить на новый двигатель Maybach HL 234 мощностью 900 л.с. или на дизель мощностью 1100 — 1200 л.с. Вместе с новым двигателем должна была использоваться и гидромеханическая трансмиссия Maybach «Mekydro».

В таком варианте танк мог развивать скорость до 40 км/ч.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

  1. Модель сверхтяжелого танка Е-100

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

  • Е-1ОО Чертеж выполнил В.Мальгинов

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

  1. Шасси танка Е-100, захваченное союзниками в Зеннелагере. 1945 год

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Е-100. Вариант с командирской башенкой от «Королевского тигра». Чертеж выполнил В.Мальгинов

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Шасси танка Е-100 на специальной транспортной тележке в Бовингтоне. Великобритания, 1945 год

Гусеницы шириной 1000 мм разработала и изготовила фирма Adler. Однако танк, оснащенный этими гусеницами, не вписывался в габариты железнодорожной платформы. Поэтому, как и для «Тигра», были разработаны более узкие транспортные гусеницы шириной 550 мм. Помимо этого, на время перевозки по железной дороге с танка должны были сниматься бронелисты, защищавшие шасси и гусеницы.

Компоновка танка была стандартной для германского танкостроения — с передним расположением трансмиссии. Лобовой лист корпуса имел толщину 200 мм, борта — 120 мм и корма — 150 мм.

Башня по конструкции была аналогична башне танка «Маус», но в ее бортах имелись амбразуры для стрельбы из штурмовых винтовок МР44.

В башне планировалось установить 150- или 174-мм пушку, спаренную с 75-мм орудием.

В 50-тонной башне планировалось разместить 32 выстрела главного калибра, что было, скорее всего, не реально, так как в 51-тонной башне «Мауса» поместились только 24 128-мм выстрела.

В апреле 1945 года Зеннелагер был занят английскими войсками. Союзникам достались незаконченное сборкой шасси и многие другие детали танка, которые в июне были вывезены в Великобританию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://military.wikireading.ru/69949

Немецкий сверхтяжелый танк E-100, описание, ТТХ и вооружение, предшественники и прототипы, история разработки и окончание проекта

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Единственным проектом Третьего рейха по созданию сверхтяжелого танка, дошедшего до этапа производства опытного образца, стал Е-100. Об этом сообщает издание «Исторический документ».

История

Весной 42-го года Германия одержала несколько побед на разных направлениях. Для того, чтобы сохранить успешный результат, Гитлер приказал в течение года наладить производство тяжелых танков. Вместе с этим немецкие инженеры приступили к созданию сверхтяжелого танка, масса которого составляла около 150 т.

Эти работы доверили компании Porsche. Танк получил название «Маус» Отмечается, что этим проектом должны были заниматься в Krupp, но Фердинанд Порше являлся фаворитом Гитлера и членом Военной комиссии Третьего рейха. Решение изменили без объяснения причин.

Разработчики заявили, что лобовая броня нового танка составит 20 см, башенная – 22 см, корпусная – 18 см, а борт и корма башни – 20 см.

Проект контролировался самим Гитлером, который иногда сам вносил некоторые коррективы. Часто он требовал увеличения брони. Предполагалось, что танк сможет развивать скорость до 15 километров в час.

В Porsche не справлялись с таким проектом самостоятельно, и затем к работам подключилась ранее отстраненная Krupp. Они взяли на себя производство башни.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Новая стратегия

В Krupp сразу поняли, что ни одна имеющаяся концепция не подходит для создания башни для 150-тонной техники. Им пришлось разработать новую стратегию. Руководству компании представили следующие требования:

  • проектные работы башни должны быть закончены к марту 1942 года;
  • угол подзарядки – от +15 и до -8 градусов;
  • свободное вращение башни по кругу;
  • использование унитарных снарядов;
  • скорость снаряда – 845 метров в секунду;
  • масса боеприпасов – 34 килограмм;
  • максимальный угол наведения – 40 градусов.

В последствии пришло распоряжение разработать альтернативную и более компактную версию башни.

Затем в Porsche заявили, что временно не могут заниматься сверхтяжелым танком. Все силы и ресурсы компании уходили на тяжелых «Тигров». Krupp взяла инициативу в свои руки, предложив альтернативную версию 150-тонной машины. Она получила название «Тигр-Маус».

Новая модель стала более практичной: разработчики решили снизить вес до 130 тонн и удельное давление на грунт. Для транспортировки «Тигр-Мауса» было достаточно одной колеи.

В начале 1943 года Гитлер решил отказаться от этого проекта, сделав выбор в пользу «Мауса» от компании Porsche. Он даже решил предоставить дополнительное финансирование, а также приказал передать все данные по работам компании Krupp фирме Adler.

Танк Е-100: немецкий тяжёлый, оружие Второй мировой, история создания, конструкция, технические характеристики

Е-серия

В частной компании Adler занимались созданием танка, который получил название Е-100. Е-серия обладала рядом особенностей:

  • максимальное количество схожих с другими танками компонентов, что должно позволить облегчить производство;
  • силовая установка находится в передней части;
  • использование упругих материалов;
  • максимально возможная броня и эффективное вооружение;
  • простота ремонта и обслуживания.

Е-100

Основные характеристики танка не сильно отличались от «Тигр-Мауса»:

  • масса башни – 35 т;
  • 75 и 128-мм орудие;
  • толщина передней брони – 20 см; бортовой – 15 см, крышной – 4 см;
  • пружинные подвески;
  • силовая установка Maibach HL, мощность которой составляет 700 лошадиных сил.

Также в компании разработали и альтернативный вариант танка с двигателем мощностью 1200 лошадиных сил.

После войны

Прототип был создан только ближе к концу войны, а после капитуляции Германии его передали для изучения в Великобританию. Даже без башни, которую так и не успели построить, танк мог развивать скорость только до 20 километров в час. Результаты не оправдали ожидания английских инженеров, которые предварительно познакомились с предполагаемыми характеристиками этой техники.

Возможно, что при наличии достаточного финансирования, Е-100 мог стать действительно мощным и эффективным танком. Но планам немецкого руководства не суждено было сбыться.

  • uyrailyin
  • Распечатать

Источник: https://iohotnik.ru/novosti/100263-nemeckij-sverhtyazhelyj-tank-e-100.html

Немецкий сверхтяжелый танк Е-100: история разработки, основные характеристики, достоинства и недостатки

  1. История разработки
  2. Немецкая линейка Е-серии
  3. Основные параметры конструкции
    1. Корпус
    2. Башня (оборудование)
    3. Броневая защита
    4. Экипаж
  4. Вооружение
    1. Пушка KwK 44 L/38 и пулемет
  5. Технические характеристики
    1. Ходовая часть
    2. Двигатель и трансмиссия
    3. Габариты и вес
  6. Достоинства и недостатки
  7. Применение в боевых условиях Второй мировой войны

Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100

В конечный период Второй мировой войны фашистская Германия много сил и ресурсов бросила на создание нескольких передовых для своего времени образцов оружия. Среди таких разработок особое место занимает сверхтяжёлый танк, получивший наименование Е-100.

Эта боевая машина входила в состав целой серии под индексом «Е», которая включала в себя шесть моделей танков и самоходных установок.

Как и прочее «чудо-оружие» Третьего рейха, этот танк обладал некоторыми действительно прорывными характеристиками, но их перевешивала общая критическая масса недостатков, в том числе оказавшихся непреодолимыми для конструкторов. Танк Е-100 так и не был завершён даже в стадии прототипа.

История разработки

Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы.

Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года.

В основу её работы были заложены личные инициативы конструктора, подкреплённые изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.

Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke.

Читайте также:  Пневматические винтовки kral класса magnum: характеристики, апгрейд, фото и видео

Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжёлых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей.

Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжёлый танк которой носил название Maus.

В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжёлого танка изготавливался на заводе компании Henschel.

Незавершённый прототип танка Е-100

К началу 1945 года незавершённая конструкция гигантского танка состояла из корпуса, шасси и силовой установки.

В таком виде она готовилась к испытаниям, причём неготовую к тому моменту танковую башню намеревались заменить массо-габаритным макетом.

Спустя несколько месяцев так и не укомплектованный всем необходимым на прототип оборудованием предсерийный образец Е-100 был захвачен наступавшими по территории Германии британскими частями.

Немецкая линейка Е-серии

Разработка боевых машин Е-серии в Германии была обусловлена конкурентной борьбой конструкторских групп.

Проект, название которого произошло от немецкого слова «Entwicklung» («развитие») примечателен тем, что выдвинул идею унификации узлов и агрегатов перспективных боевых машин.

После первых лет войны наличие нескольких отдельных ветвей в развитии бронетехники негативно сказывалось на её производстве и ремонтопригодности.

Кроме идеи унификации, перспективная бронетехника отражала варианты замены и совершенствования для уже существующих образцов с учётом накопленного опыта их боевого применения. В составе немецкой Е-серии индекс входящих в неё машин был основан на их предполагаемой минимальной массе.

Название модели Назначение и основные характеристики
E-5 Лёгкая бронированная гусеничная боевая машина с экипажем 1-2 человека. Предполагалась в качестве носителя лёгких автоматических пушек либо гранатомётов в целях решения задач огневой поддержки. Конструкция в своей основе фактически повторяла семейство танкеток Bogward.
E-10 Лёгкий разведывательный танк, способный бороться с отдельными типами бронетехники противника. Конструкция предусматривала шахматную подвеску и наличие изменяемого клиренса. Вооружение — 75-миллиметровая пушка Pak 40 L/48. Этот танк должен был заменить чешские лёгкие танки серии Pz.38, попавшие на вооружение вермахта как трофеи.
E-25 Самоходная артиллерийская установка (САУ), вооружённая 75-миллиметровой пушкой Pak L/70.
E-50 Перспективный массовый средний танк, предполагаемый на замену технологически сложным танкам «Пантера» и «Пантера-2».
E-75 Перспективный тяжёлый танк, предполагаемый для смены «Королевских Тигров» с высокой степенью унификации с моделью Е-50.
E-100 Танк ранее не имевшегося «сверхтяжёлого» класса.

Все машины новой серии изначально предполагалось сделать заднеприводными, с единым блоком силового агрегата и трансмиссии, расположенным в кормовой части конструкции. Большинство из боевых машин Е-серии до конца войны не продвинулось далее ранней стадии проектирования. Сверхтяжёлый танк Е-100 на этом фоне оказался наиболее проработанной моделью.

Основные параметры конструкции

Конструкция Е100 выполнена по схеме, считающейся наиболее традиционной для немецкого танкостроения: с силовым отделением в кормовой части танка и трансмиссией с передачей на передние колёса.

Корпус

Корпус, как и башня боевой машины, был спроектирован с углами наклона бронелистов в 50-60 градусов, что повышало их устойчивость к попаданию снарядов противника.

Корпус делился на три отделения по классической для немцев схеме. Отделение управления, расположенное в передней части, предусматривало места для механика-водителя и радиста.

Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса, на которой устанавливалась массивная башня.

Башня (оборудование)

Башня сверхтяжёлого германского танка являлась самостоятельной разработкой германского концерна Krupp. Изначально она предполагалась общей для конструкции как Maus, так и Е-100.

Данная башня в крупповской компании получила обозначение Mausturm II и в ходе дальнейшей работы применительно к Е-100 представляла собой существенно облегчённый вариант с проектной массой 35 тонн.

Снижение веса предполагалось достичь путём уменьшения толщины бортового бронирования до 80 мм и применения 128-миллиметрового орудия вместо 150-миллиметрового. Натурный образец башни так и не был изготовлен. Известно, что погон башни, первоначально предполагаемый не менее чем в 3 метра, был уменьшен до 2600 мм.

Броневая защита

Фронтальная бронезащита Е-100 обладала толщиной 200 мм, что делало танк практически неуязвимым для лобовой атаки. Бронирование танковой башни с кормовой части также было усиленным и составляло 150 мм. Серьёзной броневой защитой оснащались борта (120 мм на корпусе и 80 мм на башне). Днище танка, верхние плоскости корпуса и бортов бронировались листами толщиной 40 мм.

Экипаж

Для гигантской боевой машины потребовался заметно увеличенный (до 6 человек) экипаж. По предварительным расчётам, он должен был включать в себя, помимо командира, наводчика и механика-водителя, двух заряжающих вместо одного. Ещё одним членом экипажа служил радист.

Вооружение

В истории реального прототипа Е-100 до установки вооружения дело так и не дошло, хотя вопрос о том, какие именно боевые модули ставить на эту машину, прорабатывался долгое время. Разработчики от концерна Krupp предусматривали для оснащения сверхтяжёлого танка целых три варианта основного орудия, в числе которых был вариант САУ со 173-миллимитровой пушкой.

Пушка калибром 128 мм KwK 44 L/55 предполагалась как первоначальная версия, своим происхождением обязанная зенитному орудию аналогичного калибра. В дополнение к ней 75-миллиметровое орудие KwK44/1 L/70 предназначалось для поражения пехоты вне укрытий и слабозащищённой техники противника. Боезапас снарядов калибра 128 мм составлял 50 выстрелов, калибра 75 мм — 100 выстрелов.

Пушка KwK 44 L/38 и пулемет

Основным вооружением серийных Е-100 решено было сделать 150-миллиметровую танковую пушку KwK 44 L/38. Именно на такой версии главного калибра пушки для сверхтяжёлых танков настаивал Гитлер.

Компания Krupp ещё в начальный период Второй мировой войны смогла произвести 150-миллиметровое орудие с начальной скоростью полёта снарядов в 600-800 м/с, базируемое на железнодорожной платформе.

Но все попытки адаптировать свою конструкцию для танкового вооружения оказались безуспешными.

Также оказалось невозможным для крупповского концерна доработать интеграцию в танковую башню Е-100 единого немецкого пулемёта MG34. Пулемёт в модификации MG42 калибра 7,92 мм предполагался лишь для перевозки в укладке танка.

Технические характеристики

Заявленные для танка Е-100 показатели максимальной скорости в 38-40 км/ч были вряд ли достижимы и рассчитывались на создание в будущем 1200-сильного двигателя. По оценкам специалистов, реальная скорость, которую был способен развить немецкий гигант, находилась в пределах 23 км/ч.

Шасси танка Е-100, приготовленное для транспортировки в Великобританию.

Ходовая часть

Огромный вес тяжёлого немецкого танка диктовал особый подход к разработке его ходовой части.

Решение, использованное в Е-100, было сделано конструкторами из компании MAN и впоследствии признано одним из наиболее удачных элементов всего этого проекта.

Хотя подвеска получилась в итоге более сложной и дорогой в изготовлении, что в условиях испытываемого Германией дефицита ресурсов стало серьёзным препятствием при создании танка.

Ходовая часть машины в качестве опоры имела 8 катков диаметром 900 мм с каждого борта. Направляющие колёса располагались спереди, ведущие — сзади, с применением зубового зацепления.

Как и для всей тяжёлой немецкой броне техники, предусматривалось два варианта гусениц: транспортировочные шириной 55 см и боевые шириной 100 см.

Метровые гусеницы позволили снизить удельное давление на грунт до показателя 1,4 кг/кв. см.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат прототипа представлял собой 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-230 P30 мощностью 700 л.с. в сочетании с коробкой передач Maybach OG 401216В.

Мощности такого двигателя для гигантской 140-тонной машины было явно недостаточно.

В будущие серийные образцы Е-100 намеревались ставить двигатель Maybach с индексом 234 и предполагаемой мощностью в 1200 «лошадей», но наладить производство таких двигателей в Германии 1945 года было возможно лишь теоретически.

В борьбе за снижение избыточной массы танка конструкторы были вынуждены отказаться от торсионной подвески. Новая внешняя система подвески на основе пружин Бельвилля снизила параметры бортовой раскачки.

Машина получила комбинированную трансмиссию, бортовые редукторы были очень компактно размещены в моторном отделении, что сделало доступ к ним более удобным.

Отсутствие торсионных валов также позволило установить эвакуационные люки для экипажа в днище танка.

Габариты и вес

Параметры Характеристики
Длина корпуса (с пушкой вперёд) 10 270 мм
Ширина (с бортовыми экранами) 4480 мм
Высота 3320 мм
Клиренс 570 мм
Масса 140 тонн

Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100 осматривают британцы

Достоинства и недостатки

В числе достоинств сверхтяжёлого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:

  • Крепчайшая лобовая бронезащита;
  • Прочная броня по бортам за счёт достаточной толщины боковых сторон башни и броневых экранов;
  • Удачная конструкция подвески;
  • Серьёзные ударные характеристики основной пушки;
  • Наличие достаточно эффективного вспомогательного орудия.

В то же время недостатки такой боевой машины были весьма значительными. Лишь основные среди них:

  • Огромный вес;
  • Ограниченная подвижность;
  • Слабые динамические характеристики мотора;
  • Недостаточно защищённый лоб башни;
  • Низкая скорость поворота башни;
  • Длительное время перезарядки основного орудия.

В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.

Применение в боевых условиях Второй мировой войны

Тот факт, что танк Е-100 не был доведён до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжёлых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.

Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжёлого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.

Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.

Читайте также:  Блочный лук ман кунг сб-75 (man kung mk cb75b): цена, отзывы, аналоги

Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.

Профиль танка Е-100 в симуляторе World of Tanks

Бесславный конец нацистского гиганта оставил о себе память лишь для узкого круга историков и отдельных специалистов. Ситуация изменилась с началом XXI века, когда танки Третьего рейха стали объектом популярных компьютерных игр.

В этой связи разработчики игры World of Tanks смогли, внедрив в свою симуляцию максимально приближённые к реальности характеристики, придать германскому танку Е-100 виртуальную «вторую жизнь», оказавшуюся весьма успешной.

Танк и здесь не стал особо эффективной боевой машиной, но получил некоторые позитивные аспекты признания как довольно серьёзного оружия Третьего рейха.

  • Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/220320470

Танк Е-100 — характеристики

Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100 появился в результате попытки создать конкурента Маусу, разработанному Фердинандом Порше.

Сотрудники фирмы Адлерверке 30 июля 1943 года начали работу над этим проектом. Е-100 должен был стать самым мощным и тяжёлым в Е-серии, имея защиту на уровне Мауса и хорошую подвижность при этом.

Кроме того, на всю серию планировали ставить унифицированные части для облегчения производства и ремонта, а, зарекомендовавшая себя как очень капризная и сложная подвеска, наконец-то заменялась на другую.

Создание

Путь у танка оказался довольно тернистым. В конце 1944 года Гитлер лично издал приказ в связи со сложным положением Германии, согласно которому разработка и производство всех сверхтяжёлых танков отменялись. Несмотря на это, на заводе Хеншель сотрудники до самого конца войны продолжали создавать Е-100.

К 1945 году для Е-100 изготовили корпус и ходовую часть, после чего успели провести несколько испытаний. Но война уже заканчивалась, вследствие чего окончательные испытания были проведены в Великобритании после того, как его захватили и переправили туда союзные войска.

Теперь, после краткого экскурса в историю, можно поговорить об особенностях сверхтяжёлого танка Е-100. Корпус и ходовая были собраны вместе, а всё остальное находилось лишь в проектном состоянии, поэтому точно сказать его характеристики не выйдет.

Компоновка Е-100 сохранила традиции немецкого танкостроения и предполагала переднее размещение трансмиссии вместе с задним расположением двигателя. Экипаж должен был состоять из 6 человек — командира, наводчика, двух заряжающих в башне и радиста с механиком-водителем в корпусе.

Вес Е-100 планировался около 140 тонн, но при этом стояла задача обеспечить сравнимую с Маусом защиту. Бесконечно наращивать толщину бронелистов невозможно, поскольку это повышает вес и уменьшает объём доступного пространства внутри корпуса. Поэтому многие листы брони на Е-100 разместили под наклоном, что позволило повысить защиту при меньшей массе.

Корпус

Верхний лобовой лист имел толщину 200 мм и угол наклона 60°, что давало приведённую толщину около 300 мм, нижний — 200 мм и 50°. Это делало лоб корпуса практически неуязвимым для современных ему орудий.

Борта достигали 120 мм, причем снаружи ещё имели экраны толщиной 65-75 мм, защищающие ходовую часть от повреждений.

Кормовая часть корпуса также отличалась отличной защитой, заключающейся в листе брони толщиной 150 мм под углом 50°.

И даже днище с крышей корпуса имели довольно неплохую толщину в 80 мм. Конечно, на фоне других цифр эти смотрятся совсем не внушительно, но вспомните про бронезащиту лёгких и средних танков, чей лоб был менее прочным, чем крыша у Е-100.

Изначально инженеры планировали установку башни от Мауса, но позже было предложено ещё два варианта.

Один из них это башня «Mausturm II», фирмы Крупп, отличающаяся возможностью установки в неё другого орудия и худшей защитой бортов из-за толщины всего 80 мм. При этом лобовой лист должен был быть прямым и расположенным под наклоном, что давало хорошую стойкость к попаданиям снарядов.

А последний вариант башни Е-100 так и остался практически не изучен, поскольку чертежи или эскизы не сохранились, а образец не успели изготовить. Известно лишь то, что проектировалась она по заказу фирмы Адлер и отличалась наклонными листами брони.

Вооружение

Планируемое к установке орудие менялось вместе с вариантами башен. В самом начале это было 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренное 7.5 см KwK 37 L/24.

После этого инженеры решили установить 15 см KwK 44 L/38, ради которого и была спроектирована вторая башня. Позже оказалось, что это орудие с незначительными недоработками ставится и в первую из башен.

А в вариант фирмы Адлер должно было устанавливаться всё то же 15 см KwK 44 L/38 или огромное и сверхмощное 17,3 см KwK 44 .

Ходовая

Ходовая часть была переработана, как и на остальных танках Е-серии. Теперь она использовала не торсионы, а пружины Бельвиля, что позволило освободить место в корпусе, выдерживать большие нагрузки и значительно облегчить обслуживание с ремонтом, поскольку для замены катка теперь не было нужды снимать множество других, демонтируя чуть ли не половину ходовой части при этом.

Фирмой Адлерверке были созданы гусеницы шириной в метр, с которыми Е-100 не помещался на железнодорожные платформы, поэтому пришлось, как и на Тигре, использовать более узкие гусеницы во время транспортировки и снимать внешний ряд опорных катков вместе с бортовыми экранами.

Ходовую часть на Е-серии большинство источников хвалит, но есть и подводные камни. При всех своих плюсах, её производство наладки технологий по созданию тарельчатых пружин и материала для них.

Кроме того, требовалось ещё долго и точно механически обрабатывать части подвески на фрезерных и токарных станках.

В итоге теоретически более простая, технологичная и дешёвая подвеска могла оказаться более дорогой и сложной в производстве из-за требования дефицитных на тот момент материалов, станков и рабочей силы.

Двигатель

В качестве двигателя планировался 1200 сильный Maybach HL234, который должен был разгонять танк Е-100 до 40 км/час, но его производство так и не было налажено до самого конца войны, поэтому испытания проводились с Maybach HL230 мощностью 700 л.с., чего явно не хватало для 140 тонн, из-за чего на полигоне Е100 достиг лишь 20 км/час и отличился ужасной проходимостью.

Эпилог

Танк Е-100 так и не был произведён даже в единичном экземпляре, а на испытаниях был установлен маломощный двигатель, после чего всё было отправлено на разборку. Такая незавидная судьба оказалась у довольно перспективного немецкого танка. В отличии от своего конкурента, Мауса, Е-100 обладал меньшим весом, лучшей защитой, подвижностью, технологичностью и возможностью установки более мощного вооружения. Но помогло бы это ему на войне? Наверняка нет, ведь оставались нерешёнными проблемы, присущие сверхтяжёлым танкам, например, маленький запас хода на уровне 100 километров, невозможность проезжать через многие мосты, цена производства и размеры, благодаря которым танк становился отличной мишенью для всех, в том числе и авиации, которой огромная толщина лобовых бронелистов не особо мешала.

Танк Е-100 был лишь интересным образцом немецкого танкостроения, но никак повлиять на ход войны, будучи даже введённым в серийной производство, не мог. Впрочем, как и другие проекты немецкого сверхоружия.

Источник: https://tanksdb.ru/e-100/

Немецкий сверхтяжелый танк Е-100

Перед окончанием Второй Мировой войны в Германии дальше других проектов продвинулась работа над созданием сверхтяжелого танка Е-100. Разработкой конструкции и постройкой опытного образца занималась фирма Адлер во Франкфурте-на-Майне. Над проектированием танка Е-100 работы начались в конце июля 1943 года. Вопреки личному приказу фюрера о прекращении всех работ над созданием сверхтяжелых танков в конце 1944 года, продолжалось его проектирование, и начали заниматься постройкой прототипа. Монтаж первого опытного образца велся в местечке Хаустенбек в районе города Падерборн.

К началу 1945 года изготовили шасси и ходовую часть. На период испытаний на танке был установлен двигатель Майбах HL-230 и коробка передач OG-401216-В той же фирмы, а рулевое управление использовали от танков «Тигр II» Хеншель L-801.

На танк установили гусеницы шириной 1 м, которые разработала и выпустила фирма Адлер. Проблема была в том, что танк Е-100, оснащенный такими гусеницами, не мог вписаться в габариты ни одной железнодорожной платформы. Для него, как и танку «Тигр», разработали узкие гусеницы специально для транспортировки.

Кроме установки узких гусениц, на время перевозок по железной дороге со всех танков снимались броневые листы, защищавшие гусеницы и шасси. В конструкции танка Е-100 использовалась традиционная для немецкого танкостроения трансмиссия. Двигатель танка располагался сзади, а ведущие колеса находились спереди.

Бронирование было мощнейшее: 240 мм в лобовой части и 120 мм на бортах.

К концу войны сделать башню не успевали, а во время испытаний закрепляли груз, равный весу будущей башни. Кроме этого не было готово вооружение танка. Планировалось установить на танк Е-100 пушку калибром 150 либо 170 мм. Предполагали, что такая машина, оснащенная двигателем и рулевым устройством фирмы Майбах, будет способна развивать скорость в 40 км/ч.

Однако незавершенный прототип стал объектом захвата в Падерборне английских войск и в середине июня 1945 года танк Е-100 был направлен в Англию для проведения всесторонних испытаний.

Все работы над сверхтяжелыми танками дали массу технических находок, однако, эти проекты нашли практическое использование только в 60-е годы в период конструирования танков, предназначенных бундесверу. Острая нехватка сырья делала выпуск небольшой партии этих танков весьма проблематичным.

  • Newer news items:
  • Older news items:
  • >

Источник: http://www.wartanks.ru/drugie-tanki/nemeckiie-sverxtyajeliie-tank-e-100.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector