Адмирал нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 орлан, модернизация, ремонт, история создания

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

В середине 70-х годов советский военно-морской флот приступил к реализации амбициозного проекта – постройке атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые по своему размеру и водоизмещению вполне сопоставимы с линейными кораблями периода Второй мировой войны.

С помощью этих гигантов руководство страны намеревалось продвигать государственные интересы в самых отдаленных уголках земного шара. По сути, эти корабли можно назвать реинкарнацией линкоров в ракетно-ядерную эру.

Первоначально они задумывались, как мощный инструмент противолодочной обороны, но затем их вооружение было усилено в расчете на противодействие надводным силам противника.

Сегодня в отечественной прессе крейсера серии «Орлан» часто называют «убийцами авианосцев». Во время создания этого проекта планировалось, что в будущем ТАРК будут сопровождать советские атомные авианосцы, но они так и не были построены…

За исключительные размеры и боевую мощь НАТО выделило тяжелые атомные крейсера проекта 1144 в отдельный класс – Kirov-class battlecruiser, что переводится, как «линейный крейсер».

В советском военном флоте это были единственные надводные корабли, имевшие ядерную энергетическую установку, а в Мировом океане крупнее их были только авианосцы.

Так, например, американские атомные крейсера типа «Вирджиния» имеют водоизмещение в 2,5 раза меньше, чем «Орланы».

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Головной корабль проекта 1144 ТАРК «Киров» был заложен на Балтийском заводе в 1974 году. В состав флота его приняли в 1980 году. Всего же было построено четыре крейсера этой серии, последний из них – ТАРК «Петр Великий» – был заложен в 1986 году и введен в строй в 1998 году.

В настоящее время он является флагманом Северного флота России. Судьба остальных «Орланов» сложилась не настолько удачно. «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков») в настоящее время ожидает утилизации.

Второй корабль серии ТАРК «Фрунзе» ( с 1992 года «Адмирал Лазорев») уже долгие годы находится в отстое, и его дальнейшие перспективы выглядят довольно туманно. Третий крейсер проекта «Адмирал Нахимов», который изначально назывался «Калинин», с 1999 проходит модернизацию.

Хотя, на самом деле, работы на корабле реально начались только в 2014 году. Сроки их окончания неоднократно переносились, согласно последней информации от Министерства обороны, модернизация «Адмирала Нахимова» будет завершена в 2020 году, в 2021 – он вступит в строй.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

В нынешнем году также планируется начало модернизации атомного крейсера «Петр Великий», которая продлится до 2021 года. Так что Россия к этому сроку должна иметь не один, а целых два мощных корабля, со значительно возросшей боевой эффективностью.

Однако прежде чем рассказать, что именно будет представлять собой крейсер «Адмирал Нахимов» после окончания работ, хотелось бы несколько слов сказать об истории этого уникального проекта, а также дать описание кораблей данной серии.

Как появились «Орланы»

Работы над созданием надводного боевого корабля с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) начались в Советском Союзе еще в первой половине 50-х годов. Были созданы несколько эскизных проектов крейсера под обозначением 63. Однако этот корабль получился настолько сложным и дорогим, что от его постройки решено было отказаться. Работы были прекращены к 1959 году.

Однако в 1961 году американцы приняли на вооружение атомный ракетный крейсер (УРО) «Лонг Бич». Возможно, что именно этот факт заставил советское руководство возобновить работы по созданию тяжелых океанских кораблей с ракетным вооружением и атомной силовой установкой.

В то время основной задачей ВМФ СССР была борьба с подводными лодками противника, поэтому большими сериями строились большие противолодочные корабли (БПК) и эсминцы. 60-е годы можно назвать эпохой бурного роста советского ВМФ. Небывалыми темпами увеличивался корабельный состав, флот страны активно осваивал океаны, готовясь выполнять боевые задачи в любой точке земного шара.

Все заметней становилась потребность в кораблях, которые способны действовать подолгу в удалении от своих баз. Карибский кризис еще нагляднее показал всю очевидность этой необходимости. Ядерная энергетическая установка как нельзя лучше подходила для несения подобной службы.

Кроме того, растущему флоту позарез нужен был ударный корабль, который был бы «заточен» на решение противокорабельных задач.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

На тот момент в составе ВМФ СССР было четыре небольших ракетных крейсера проекта 58, но решать серьезные задачи на океанском ТВД эти корабли не могли. Так или иначе, но уже в 1964 году начались работы по созданию облика первого в СССР надводного атомохода. Ему присвоили обозначение 1144 «Орлан».

Так как решение противолодочных задач считалось в то время приоритетом, новый корабль с ЯЭУ задумывался изначально, как большой противолодочный корабль. Однако здесь возникла проблема. Было понятно, что противник не позволит просто так плавать где угодно, обнаруживать и уничтожать свои субмарины, и основная опасность для будущего атомного БПК будет исходить с неба.

То есть, корабль требовалось надежно защитить от атак вражеской авиации, для этого в сопровождения атомоходу нужен был крейсер ПВО. Первоначально для этой цели планировали использовать корабль проекта 1126.

Однако по проекту этот крейсер имел котлотурбинную энергоустановку, что сразу же рушило тандем – ибо будущему кораблю ПВО (его так и не построили) просто не хватало дальности плавания.

Поэтому родилась другая идея: оснастить и корабль сопровождения атомной установкой (проект 1165 «Фугас»).

В итоге проекты 1144 и 1165 решено было объединить и создать корабль, который бы мог и бороться с подлодками противника, и решать противокорабельные задачи.

Он получил название «атомный противолодочный крейсер», разработку проекта поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (г. Ленинград), которое имело опыт создания и противолодочных кораблей, и ракетных крейсеров.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Оснащение корабля мощным гидроакустическим комплексом потребовало увеличения его водоизмещения, а также повышения мощности силовой установки. Специально для этого проекта была разработана ядерная силовая установка третьего поколения, причем конструкторы строили ее с учетом опыта аварийных ситуаций, которого на тот момент у советских моряков было более чем достаточно.

Проект 1144 часто называют любимым детищем тогдашнего главкома ВМФ СССР адмирала Горшкова, но, несмотря на это, продвигался он довольно тяжело.

Главнокомандующий лично потребовал оснастить новые крейсера дополнительной силовой установкой на жидком топливе – в то время атомные реакторы на флоте все еще были в диковинку, к тому же они не отличались совершенством, а моряки не имели достаточно опыта их эксплуатации.

Кроме того, во время проектирования встал вопрос о броневой защите корабля. К тому времени специалистов-кораблестроителей, которые бы досконально разбирались в этом вопросе, практически не осталось – эпоха линкоров и броненосцев давно канула в Лету.

Поэтому разработчикам пришлось поднимать чертежи линкора «Советский Союз» и даже немецкого крейсера «Лютцов».

Конечно, сплошное и даже цитадельное бронирование не подходило для «Орланов» – просто не позволяло водоизмещение, тогда было решено прикрыть броней наиболее важные узлы и объекты корабля.

Только в 1972 году проект был утвержден окончательно и документация начала передаваться на предприятие-изготовитель – Балтийский завод №189 (г. Ленинград). Головной корабль проекта – будущий атомный тяжелый крейсер «Киров» – был торжественно заложен в марте 1974 года.

В конце 1975 года для него был сформирован экипаж. Несмотря на высокую сложность проекта, строительство корабля шло довольно быстро, и уже в декабре 1977 года он был спущен на воду.

А 30 декабря 1980 года корабль был передан военно-морскому флоту и после успешно завершения испытания был включен в его состав.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Еще во время постройки первого корабля серии был подготовлен модернизированный проект 1144.2, который отличался от базового более современным вооружением. Планировалось, что все следующие после «Кирова» крейсера будут построены уже по нему.

Однако из-за задержек в серийном производстве различных систем вооружения получилась некоторая путаница: к проекту 1144.2 можно причислить ТАРК «Петр Великий», который строился уже в 90-е годы.

«Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазорев» по составу вооружения занимают некую промежуточную позицию между 1144 и 1144.2.

ТАРК «Фрунзе» (будущий «Адмирал Лазарев») был заложен летом 1978 года, а принят в состав флота – в октябре 1984 года. Корабль был отправлен на Тихоокеанский флот. Работа над третьим крейсером проекта началась 17 мая 1983 года. Он был принят в состав Северного флота в конце 1988 года.

В 1986 году Балтийский завод приступил к постройке последнего корабля этой серии – атомного крейсера «Петр Великий». Развал Советского Союза задержал его строительство, оно было завершено только к 1998 году.

В настоящее время этот корабль находится в строю и считается самым мощным ударным кораблем не только в российском флоте, но и во всем мире.

В планах была постройка и пятого крейсера этого проекта, но из-за политических событий заказ был отменен.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов»: описание корабля

Общая длина корпуса «Адмирала Нахимова» по ватерлинии составляет 252 метра, а его полное водоизмещение – 26190 тонн.

Корабли этого проекта имеют удлиненный полубак, корпус разделен водонепроницаемыми переборками на девятнадцать основных отсеков.

Благодаря продуманной форме корпуса и большому водоизмещению ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» имеет отличную мореходность, что весьма важно для корабля океанской зоны.

Вдоль всей длины корпуса тянутся пять палуб. Всего же на крейсере имеется 1400 помещений различного назначения.

В носовой части корабля расположена антенна гидроакустического комплекса «Полином», а в кормовой части крейсера находится подпалубный ангар, в котором могут быть размещены три вертолета.

Здесь же расположены помещения для хранения авиационного боезапаса, топлива и запасных частей. Вертолеты поднимаются на палубу с помощью специального подъемника.

Также в кормовой части крейсера располагается буксируемая гидроакустическая антенна и механизмы для ее спуска и подъема.

Ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» имеет развитые надстройки, большая часть его вооружения располагается носовой и кормовой части.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Как уже было сказано выше, крейсера проекта 1114 имеют частичное бронирование. Кроме того, они имеют противоторпедную защиту и двойное дно. Броня защищает погреба ракетного комплекса «Гранит», помещения командного пункта и боевого информационного поста, машинное отделение. А также склад боеприпасов, ангар для стоянки вертолетов, склад топлива и румпельный отсек.

Силовая установка крейсера «Адмирал Нахимов» состоит из двух водо-водяных двухконтурных реакторов КН-3. Топливные сборки, которые в них используются, позволяют продлить срок эксплуатации активной зоны до 10-11 лет. Силовая установка корабля вполне может обеспечивать энергией небольшой город с населением в 100 тыс. человек. Ее общая мощность составляет 342 МВт.

Есть у крейсеров типа «Орлан» и дополнительная силовая установка, которая позволяет в случае аварийной ситуации с реактором пройти более 1300 морских миль.

В состав экипажа корабля входит 727 человека, в том числе и 97 офицеров.

Главным противокорабельным оружием крейсеров проекта «Орлан» являются ПКР «Гранит» с дальностью полета 625 км.

Эта ракета может разгоняться до скорости в 2,5 Маха и нести боевую часть весом в 750 кг, поэтому она представляет серьезную опасность даже для крупных кораблей.

Каждый из «Орланов» имел на борту 20 крылатых ракет «Гранит», их пусковые установки расположены на верхней палубе корабля.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Главным зенитным «калибром» крейсера «Адмирал Нахимов» является зенитно-ракетный комплекс «Форт», который представляет собой морскую модификацию ЗРК С-300. Для поражения воздушных целей на дистанции до 15 км корабль оснащен ЗРК «Оса-М». В качестве системы ПВО ближней действия используется комплекс «Кортик».

Артиллерийское вооружение корабля состоит из одной спаренной 130-мм установки АК-130.

Комплекс противолодочного вооружения крейсера состоит из ПЛУР «Водопад», ее пусковая установка находится в носовой части корабля и реактивных бомбометов РБУ-6000 и РБУ-1000. Также на борту находятся десять торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Модернизация «Адмирала Нахимова»

«Адмирал Нахимов» был отправлен на модернизацию еще в 1999 году. Ее проведение было поручено специалистам Севмаша (г. Северодвинск). Однако процесс этот сильно затянулся, только в 2008 году начался процесс извлечения отработанного ядерного топлива из реактора.

В 2013 году между МО и предприятием был заключен контракт на проведение необходимых работ. В 2015 году был завершен демонтаж старого корабельного оборудования, и крейсер был подготовлен к установке новых систем.

Чем же новый «Нахимов» будет отличаться от своей «базовой версии»?

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

В Министерстве обороны заявляют, что все будущие изменения в конструкцию корабля уже согласованы. Чтобы разместить на борту крейсера все планируемые системы вооружения, необходимо будет перестроить его корпус. В первую очередь это будет касаться ракетной палубы «Нахимова» и его надстройки. Реактор крейсера трогать не будут, но системы, обеспечивающие его работу, ждет обновление.

Читайте также:  Карабин сайга 308-1: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Модернизация затронет в первую очередь вооружения крейсера. Он получит универсальные стрелковые комплексы, которые будут способны вести огонь разными типами ракет в зависимости от решаемых задач.

На корабле будет установлен современный комплекс ПВО «Полимент-Редут», способный поражать воздушные цели на дистанциях в 150 км.

Планируется полностью обновить электронику крейсера, он получит цифровые системы связи, новые радары, антенны.

Крылатые ракеты «Гранит» – основное противокорабельное оружие «Нахимова» – будут заменены новейшими гиперзвуковыми «Цирконами», которые, вероятно, будут приняты на вооружение в 2018 году.

Также на «Нахимове» планируют разместить крылатые ракеты «Калибр», что даст возможность крейсеру уверенно «работать» против наземных целей.

Таким образом «Адмирал Нахимов» из крейсера, предназначенного для борьбы с авианосными ударными группировками и атомными субмаринами противника, превратиться в универсальный ударный инструмент, способный поражать цели как на земле, так и на море.

Технические характеристики

Ниже указаны основные характеристики ТАРК «Адмирал Нахимов»:

  • Стандартное водоизмещение — 24 300 т;
  • Длина — 252 м;
  • Ширина — 28,5 м;
  • Высота — 59 м;
  • Силовая установка — 2 ядерных реактора КН-3 и 2 дополнительных котла;
  • Максимальная скорость — 31 узел;
  • Дальность плавания неограничена;
  • Экипаж — 727 человек.

Источник: https://WarWays.ru/flot/korabli/admiral-nahimov.html

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» | Площадка Михаила Мороза

С развитием современных вооружений флоты многих стран были преобразованы по общему стандарту. Со второй половины XX века акцент делается на крупные боевые соединения, способные адаптироваться к боевым задачам за счет сочетания кораблей разного класса.

С подобной тенденцией многоцелевые судна стали отходить на второй план. Крейсеры продолжают активно использоваться только в США и в России. Изначально данный класс рассчитан на противодействие небольшим соединениям противника, выход на коммуникации, охрану собственных объектов, поддержку и десантирование.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК, ТАРКР) «Адмирал Нахимов» — один из четырех кораблей проекта 1144 «Орлан». Данные суда единственные в российском флоте надводные корабли, имеющие ядерную энергетическую установку. В классификации США обозначаются как «линейные крейсеры» из-за значительных размеров и вооружения.

История создания крейсера

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

ТАРКР «Адмирал Нахимов»

К разработке проекта атомных крейсеров приступили в начале 1970-х под руководством Б. И. Купенского. В 1973 заложен первый корабль серии — «Киров», с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков».

В 1984 флоту передан второй крейсер данного типа — «Фрунзе», с 1992 переименованный в «Адмирал Лазарев». В 1988 на вооружение поступил «Калинин», который в 1992 получил название «Адмирал Нахимов». В 1996 был завершен последний корабль проекта «Куйбышев», позже переименованный в «Петр Великий». В 1998 после всех испытаний он поступил на вооружение, став одним из самых мощных кораблей в мире.

Адмирал Нахимов атомный крейсер в данной линейке — третий корабль серии. Его краткая история выглядит следующим образом:

  • заложен 17 мая 1983;
  • спущен на воду 25 апреля 1986;
  • 30 декабря 1988 принят на вооружение;
  • 22 апреля 1992 сменил название с «Калинин» на «Адмирал Нахимов»;
  • июль 1997 — переведен на модернизацию, возврат корабля в строй рассчитан на 2022.

Несмотря на давний срок выхода на ремонт и модернизацию, фактические работы по улучшению корабля начались лишь в 2013. Основной акцент делается на замене устаревшего радиоэлектронного оборудования и оснащении судна современными цифровыми системами.

Помимо улучшения радиоэлектронного оборудования, ожидается и модернизация вооружений. Имеются сведения о ракетных установках под некоторые версии снарядов «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Появятся комплексы противовоздушной обороны «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочные системы «Пакет-НК» и «Ответ».

Почему корабли называли героическими именами

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.

Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи. Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С. Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Название «Адмирал Нахимов» применяется для боевого корабля не в первый раз. Аналогичное имя получил броненосный фрегат, спущенный на воду в 1885 и потерянный в ходе Цусимского сражения в 1905.

Основные цели и задачи

По применению крейсеры нередко сравнивают с многоцелевыми фрегатами. Основная задача таких кораблей изначально заключалась в патрулировании определенных маршрутов (kruisen — «крейсировать»). В задачи такого судна могли входить следующие цели:

  • борьба с небольшими группами легких кораблей;
  • препятствие торговле противника, перехват судов;
  • охрана караванов и поддержка крупных соединений флота;
  • огневая поддержка сухопутных сил;
  • высадка и прикрытие десанта;
  • установка мин.

Применение кораблей проекта 1144 при этом оказалось спорным. Многозадачность крейсеров делает их независимыми от основного флота, однако увеличивает расходы на эксплуатацию и сложность содержания. По ударным функциям такие суда уступают более дешевым подводным ракетоносцам 949 и 949А «Антей». Несмотря на это корабль предполагается задействовать в дальних походах и учениях Северного флота.

Описание конструкции

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Крейсер на стоянке

Конструктивно тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» придерживается основных параметров серии. С учетом данного фактора базовые характеристики берутся из стандартов проекта 1144, однако незначительные отклонения имеются. О том, какими они будут после модернизации корабля пока неизвестно.

Компоновка

Конструкция корпуса корабля и надстройки разделена на 1600 помещений. Из них 140 рассчитаны на одно-, двух- и четырехместные каюты для офицеров и мичманов.

Также имеется 32 кубрика на 8-34 человек для матросов и старшин, 30 душевых, две бани, сауна, медицинский блок с лазаретами, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, стоматология и операционная.

Коридоры, трапы и тамбуры имеют общую протяженность почти в 20 км.

Водоизмещение и габариты

Водоизмещение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» составляет 24300 т. Полное — 26190 т, что несколько больше стандартов проекта 1144. Размеры судна имеют следующие показатели:

  • длина — 251 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

После модернизации габариты корабля могут измениться. В основном это касается осадки, которая меньше стандарта в 10,3 м у кораблей проекта 1144.

Носовая и кормовая часть

Носовая и кормовая часть конструктивно выполнена по стандарту современного боевого корабля с острым форштевнем и транцевой кормой. Обтекаемость и низкая осадка корабля обеспечивают хорошие ходовые качества. Ожидается, что они будут сохранены после модернизации, а в конструкции будут задействованы современные композитные материалы для снижения радиолокационной заметности.

Броня и противоторпедная защита

Броня крейсера «Адмирал Нахимов» не рассчитана на противодействие прямым попаданиям тяжелых снарядов. Основной акцент делается на маневренности и защите от радиолокационного обнаружения. В условиях современного боя ставка делается не на выдерживании ракетного обстрела, а на уничтожении снарядов противника еще на подлете.

Для обнаружения подводных лодок в бульбовом обтекателе имеется гидролокатор со встроенной антенной. Он позволяет обнаруживать цели на низких и средних частотах. Также имеется буксируемая гидроакустическая система с антенной переменного погружения на 150-200 м, способная обнаруживать лодки на средних частотах.

Для борьбы с подводными лодками помимо собственной защиты имеется три вертолета Ка-27. Их система позволяет взлетать в любую погоду, обнаруживать и следовать за подводной лодкой на расстоянии до 200 км от крейсера, а также сбрасывать противолодочные бомбы с гидроакустической системой наведения.

Экипаж

Экипаж корабля «Адмирал Нахимов» составляет 727 человек. Из них 97 — офицеры. В общее количество входят и экипажи вертолетов (по 3 человека), а также обслуживающий персонал.

Технические характеристики

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

«Адмирал Нахимов» перед отправкой на модернизацию

Технические характеристики атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлены без учета модернизации. Окончание работ и спуск корабля для испытаний ожидается в 2022. Какими будут итоговые параметры судна пока неизвестно.

Реакторы

Атомная энергетическая установка (АЭУ) с реакторами КН-3 создана на базе ледокольных аналогов ОК-900. Применяемый уран имеет высокую степень обогащения (до 70%). Срок работы без перезарядки рассчитан на 10-11 лет. Мощность силовой установки в теории способна питать целый город с населением в 150 тыс. человек.

АЭУ размещается в трех отсеках и состоит из двух реакторов общей мощностью 342 МВт. Дополнительно имеются два турбозубчатых агрегата и два автоматизированных котла КВГ-2 в резерве. Система пароснабжения позволяет подавать его к любой установке, паропроизводительность — по 115 тонн в час.

Для электроснабжения корабля предусмотрено четыре паротурбогенератора по 3 МВт и столько же газотурбогенераторов по 1,5 МВт. Моторесурс каждой установки оценивается в 50 тыс. часов работы.

Скорость хода

Максимальная скорость хода составляет 32 узла, что соответствует примерно 59 км/ч. Оперативно-экономичная скорость на котлах — 17 узлов.

Дальность плавания

Крейсер «Адмирал Нахимов» не имеет ограничений по запасу хода на ректорах. На котлах при скорости в 17 узлов дистанция составляет 1000 миль.

Боевое и защитное вооружение

  • Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания
  • «Адмирал Нахимов» на фоне других кораблей Северного флота
  • Боевое и защитное вооружение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлено следующими установками:
  • АК-130 — универсальный спаренный артиллерийский комплекс, способен обстреливать надводные и наземные цели, использует осколочно-фугасные снаряды, дальность поражения — до 25 км;
  • Шесть ЗРАК «Кортик» с полной автоматизацией обнаружения и уничтожения целей, рассчитан на перехват высокоточного оружия и поражение малогабаритных надводных и наземных целей;
  • 20 установок с противокорабельными ракетами П-700 «Гранит» — дальность поражения сверхзвуковыми крылатыми ракетами составляет до 625 км, загоризонтное управление корректируется самолетом Ту-95РЦ, вертолетом Ка-25РЦ или космической системой «Легенда-М»;
  • 12х8 ЗРК С-300Ф, способных выпустить до 96 ракет 48Н6, диапазон действия в высоту составляет от 25 м до 25 км, рассчитаны на перехват целей, включая баллистические ракеты малого радиуса действия;
  • Два ЗРК «Оса-М» обеспечивают противовоздушную оборону, радиус поражения — до 15 км, диапазон высоты — от 25 м до 5 км, боекомплект — 40 ракет 9М33;
  • Противоторпедный ракетный комплекс РБУ-12000 «Удав» с десятью трубами направляющих, дальность поражения — 100-3000 м, работает на конвейерной перезарядке;
  • Два морских бомбомета РБУ-1000 «Смерч-3» по 6 радиальных стволов, дальность поражения до километра;
  • Два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53;
  • Три палубных противолодочных вертолета Ка-27 ПЛ.

Вертолеты способны развивать скорость до 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Оснащены противолодочными ракетами АПР-2Е и управляемыми глубинными бомбами.

Оценка корабля

Ударная мощь крейсера «Адмирал Нахимов» позволяет наносить ракетные удары по группам кораблей противника. Однако успешность таких операций обеспечивается только внезапным и согласованным нападением вместе с поддержкой других судов, включая подводные. Это обусловлено значительными габаритами и заметностью корабля для противника.

Габариты крейсера делают его уязвимым для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Противовоздушная система обороны корабля представлена лишь зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», не способными поражать цели ниже 25 м.

С учетом современных требований к боевому кораблю часть вооружений планируется заменить на более современные аналоги. Также ожидается повышение радиолокационной защиты и оснащение судна современным цифровым оборудованием по управлению кораблем и вооружением.

Применение в боевых условиях и учениях

Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» не принимал участия в боевых действиях и пробыл в плавании относительно небольшой период, после чего был переведен на модернизацию.

Корабль рассчитан на ведение службы в Северном море и дальние плавания. После модернизации и испытаний судно будет принимать участия в учениях в данном регионе.

Читайте также:  Газовый баллончик шок: отзывы, последствия применения, цена

Точных данных о датах их проведения и роли крейсера не имеется.

Сегодняшний день стального гиганта

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Работы по модернизации судна

Модернизация атомного крейсера «Адмирал Нахимов» фактически началась в 2013 и продолжается по настоящее время на предприятии Севмаш в Северодвинске. Завершение переоборудования корабля ожидается в 2021, когда корабль будет отправлен на испытания. Окончательное завершение работ ожидается к 2022.

Планируется, что с возвращением судна в строй на модернизацию уйдет четвертый крейсер серии 1144 «Петр Великий». «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Северного флота ВМФ России.

Парпурин Вадим

Источник: https://maxpark.com/community/7285/content/6938930

Модернизация Российского флота: новости проекта 1144 “Орлан”

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания
Воспользуйтесь нашими услугами

В последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все последние новости о модернизации «Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ. Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а кроме того, высказывались многочисленные оценки.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история созданияКрейсер «Адмирал Нахимов», 1994 г.

13 января отечественные средства массовой информации опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ.

Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г.

Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов. Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.

Также в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены системы новых типов. По результатам подобных обновлений корабль будет отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.

22 февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод, осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер. Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не уточнялось.

Также в этом году начнется монтаж различных систем и трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая методика организации работ.

При помощи трехмерного моделирования все необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы.

Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были установлены на свои места с использованием новых подходов.

В течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была оглашена 23 марта.

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом, корабль вернется к службе в 2020-21 годах.

По словам главы ОСК, промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по объему работ.

В конце марта сразу несколько зарубежных изданий присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров, однако их публикации представляют интерес не только в связи с представленной информацией.

По некоторым данным и оценкам, в ходе модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон».

Использование этого ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его «систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже вызвало специфическую реакцию за рубежом.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история созданияКрейсер «Калинин» (будущий «Адмирал Нахимов»), 1991 г.

Как серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования такого оружия в составе комплекса вооружений модернизированных российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных российских крейсеров.

Напомним, модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года.

В следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод «Севмаш».

Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое количество субподрядчиков.

В ходе текущего ремонта тяжелый атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение. Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным, судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем. Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической установки и прочих основных элементов.

Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений.

Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М.

Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.

По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон».

Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет. Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.

При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения.

Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д.

Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история созданияКрейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш», 2015 г.

По имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых новых зенитных комплексов. В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт».

В ходе модернизации эта система может быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект этих систем может быть доведен до 100 ракет.

ПВО ближней зоны может быть улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском исполнении.

Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный противолодочный комплекс «Пакет-НК». Подобные системы уже используются на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они являются новинкой.

В настоящее время крейсер несет спаренную артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.

Корабль по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться новое специальное оборудование.

В частности крейсер должен будет получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М».

Несмотря на подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной эффективностью.

Запланировано серьезнейшее обновление комплекса бортового радиоэлектронного оборудования.

Должны использоваться новые радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается использование комплекса радиоэлектронной борьбы.

Имеются сведения о применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций. Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических буев.

Как следует из имеющихся данных, основные размерения и водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка – более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т.

«Адмирал Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс. л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне исходного проекта.

Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история созданияКрейсер «Пётр Великий».

В настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов.

Согласно ранее оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится «Петр Великий»единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в строю.

Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть скорректированы.

По понятным причинам, о точных сроках завершения модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим обновлением бортового оборудования.

Также модернизацию в дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев», служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом восстановлении корабля с последующим возвращением в строй.

В дальнейшем, однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На данный момент точные планы командования военно-морского флота неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова».

Кроме того, определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.

Будущее головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль «Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До конца прошлого года командование планировало разработать проект утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка корабля.

На данный момент в боевом составе российского военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий».

Еще один подобный корабль уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21 годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а еще один вскоре отправится на утилизацию.

Таким образом, в обозримом будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем возможно обновление еще одного корабля.

Уже начатый ремонт позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля.

За счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение нескольких следующих десятилетий.

Это означает, что после долгих лет простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от проблем прошлого.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

Воспользуйтесь нашими услугами

Источник: http://integral-russia.ru/2017/04/29/zachem-moderniziruyut-korabli-novosti-proekta-1144-orlan/

Эксперт объяснил, как Шойгу с помощью крейсера «Адмирал Нахимов» повысит мощь ВМФ РФ

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

Для министерства обороны РФ во главе с Сергеем Шойгу модернизация атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» — это один из самых приоритетных проектов, уверен капитан 1-го ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин.

Атомный крейсер «Адмирал Нахимов», находящийся сейчас на модернизации, после завершения работ получит больше гиперзвуковых ракет, чем любой другой корабль этого класса, пишет издание Military Watch.

Авторы издания уточнили, что корабль должен поступить на вооружение ВМФ России в 2021 году. «Адмирал Нахимов», оснащенный современными средствами ПВО, в своем арсенале будет иметь также гиперзвуковую противокорабельную крылатую ракету «Циркон».

Василий Дандыкин обращает внимание на то, что после модернизации крейсер «Адмирал Нахимов» по «начинке» будет совершенно новым кораблем.

«Он и раньше был самым крупным кораблем ударного типа, а также по водоизмещению и длине. Сейчас это будет принципиально новый корабль. Это касается не только вооружения, но и технических средств, а именно РЭБ и противолодочных гидроакустических станций. Он получит вторую жизнь в старом теле», — заявил Дандыкин в беседе с Федеральным агентством новостей.

Читайте также:  Самолет по-2 (у-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

При использовании в качестве двигателя атомных реакторов у крейсера будет неограниченный ресурс плавания, подчеркивает военный эксперт. Он отметил, что на корабле будут стоять ракеты типа «Циркон».

«Это гиперзвуковые ракеты, которых нет ни на одном флоте. Это совершенно уникальное изделие, сбить такую ракету не представляется возможным. На корабле, кроме ракет типа «Циркон», будут и ракеты «Калибр». Также будет мощная система ПВО».

Собеседник ФАН уточняет, что корабль уже достаточно давно находится на модернизации, но сейчас ремонтные работы ведутся интенсивно.

«К модернизации привлекается внимание правительства и министерства обороны России. Крейсер «Адмирал Нахимов» — один из приоритетных проектов. Это будет мощное явление, с которым будут считаться все флоты мира. С его помощью Россия повысит мощь надводных сил Военно-морского флота», — сказал Дандыкин.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан» назывался «Калинин» до 1992 года. Строительство судна началось на Балтийском судостроительном заводе 17 мая 1983 года. Корабль спустили на воду 25 апреля 1986 года. Боевой состав ВМФ крейсер пополнил 30 декабря 1988 года.

В список самых смертоносных кораблей в мире специалисты из США включили российские крейсеры «Адмирал Нахимов», «Петр Великий», «Адмирал Лазарев» и «Киров». Американские эксперты считают, что надводные корабли стали средством в соперничестве, с одной стороны, между Россией и Китаем, а с другой стороны, между США и Японией.

Источник: https://riafan.ru/1221157-ekspert-obyasnil-kak-shoigu-s-pomoshyu-kreisera-admiral-nakhimov-povysit-mosh-vmf-rf

Возрождение «Орлана». Чем удивит противника крейсер «Адмирал Нахимов»

Адмирал Нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 Орлан, модернизация, ремонт, история создания

РИА Новости / Олег Ласточкин

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» может вернуться в боевой состав Военно-морского флота России к 2021 году.

Как сообщил на форуме «Армия-2017» глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, точные сроки будут известны после согласования объема оставшихся работ по ремонту и модернизации.

«Адмирал Нахимов» станет вторым действующим кораблем проекта 1144 «Орлан» в составе ВМФ РФ. На сегодняшний день, напомним, Андреевский флаг поднят лишь на одном его «собрате» — флагмане Северного флота «Петре Великом».

Оставшиеся два «Орлана», также построенные еще в СССР, подлежат утилизации. Тем не менее даже один корабль этого класса способен значительно повысить боевую мощь любого военно-морского стратегического объединения. К тому же в рамках модернизации «Нахимов» получит новые возможности.

Плавучая крепость

ТАРКР проекта 1144 «Орлан» считаются крупнейшими боевыми кораблями в мире за исключением авианосцев. Полное водоизмещение каждого — 25,8 тысячи тонн, длина — 250 метров, максимальная ширина — 28,5 метра, экипаж — 760 человек.

Эти крейсера, по сути, являются вооруженными до зубов мобильными платформами, способными бороться с любым противником.

Каждый несет на себе 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 «Гранит», зенитно-ракетные комплексы «Оса-М», «Кинжал» и дальнобойные С-300Ф, зенитную артиллерию — установки «Кортик» и АК-630, с противолодочные ракето-торпеды «Метель» и «Водопад», реактивные бомбометы и автоматическую двуствольную пушку АК-130.

В составе российского ВМФ «Орланы» — единственные боевые корабли с атомной энергетической установкой, обеспечивающей внушительную автономность плавания в 60 суток и максимальную скорость в 31 узел. Дальность их хода практически неограниченна.

Кроме того, эти крейсера могут работать в условиях крайнего Севера и способны обеспечивать значительное военное присутствие России в Арктическом регионе, который многие аналитики считают потенциальным полем боя за природные ресурсы в недалеком будущем.

Все это в комплексе превращает российские ТАРКР в очень опасных противников.

Тем не менее корабли проекта постепенно устаревают.

И если введенный в эксплуатацию в 1998 году «Петр Великий» еще можно назвать относительно «молодым», то «Нахимов», принятый в состав Северного флота на десять лет раньше, не может похвастаться хорошим «здоровьем».

Этот корабль находится на модернизации с 1999 года, однако по факту работы над ним начались лишь в 2013 году, когда на это появились деньги. К ноябрю 2015 года судостроители демонтировали с него все старое оборудование и начали устанавливать новое.

Для поиска дефектов в корпусе применялись современные технологии. Как рассказал в начале недели «Газете.ру» глава ОСК Алексей Рахманов, было проведено полное 3D-сканирование всего корпуса крейсера. Расхождение по ряду поверхностей корпусных деталей достигало до полуметра. Такой способ дефектации считается очень эффективным, ведь далеко не все «болячки» можно выявить «на глазок».

Сдерживающий фактор

Если внешне «Адмирал Нахимов» преобразится незначительно, то большинство сложной электронной «начинки» и систем вооружения будет заменено.

В частности, на крейсер установят новое радиоэлектронное оборудование, современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое.

Ядерные реакторы корабля менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, будут модернизированы.

Что касается вооружения, то «Адмирал Нахимов», а следом за ним и «Петр Великий», вместо противокорабельных «Гранитов» получат более современные П-800 «Оникс» и «Калибр».

Последние могут применяться и по наземным целям, а значит, «Орланы» станут эффективным средством поддержки операций Сухопутных войск.

Кроме того, на «Нахимов» планируется установить современные комплексы ПВО «Полимент-Редут» с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров.

— «Орланы» получат универсальные корабельные стрелковые комплексы (УКСК), которые можно снаряжать и крылатыми ракетами большой дальности, например «Калибрами», и противокорабельным вооружением, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Основной задачей «Орланов» всегда была борьба с авианосными ударными группами противника. Однако его тяжелые (более пяти тонн) ракеты «Гранит» уже устарели. С моей точки зрения, воевать с авианосцами должны подводные лодки, а «Петра Великого» и «Адмирала Нахимова» необходимо превратить в носители дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения наземных целей. Таким образом, эти крейсера станут эффективным неядерным средством стратегического сдерживания.

Задел на будущее

Стоит отметить, что устанавливаемые на «Адмирала Нахимова» УКСК смогут использоваться и для пуска перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Напомним, в июне британская газета The Times назвала ПКР «Оникс» и «Циркон» самой серьезной угрозой для королевского флота.

Эксперты издания подчеркнули, что сверхзвуковые «Ониксы» способны подлетать к кораблю едва ли не над гребнями волн на скорости, в два раза превышающей скорость звука (в зоне поражения корабельной ПВО они находятся несколько секунд). Гиперзвуковые «Цирконы» просто неуловимы (невидимы в облаке плазмы) для существующих и перспективных систем ПВО-ПРО.

Новейшие ПКР должны поступить на вооружение Военно-морского флота России в 2018 году.

По мнению ряда аналитиков, на ближайшую перспективу ремонт и глубокая модернизация существующих крупных надводных кораблей — наиболее предпочтительная стратегия, чем «погоня» за амбициозными, перспективными, но очень дорогими проектами вроде атомных эсминцев «Лидер» и авианосцев «Шторм». Сокращение военного бюджета заставляет «сдвинуть вправо» работу над морским оружием будущего. К тому же в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 год приоритет в финансировании получат Сухопутные и Воздушно-десантные войска, а также Воздушно-космические силы.

В то же время российская оборонная промышленность успешно производит не такие большие и дорогие боевые корабли, вооруженные все теми же «Калибрами» и «Ониксами».

Как показал сирийский опыт, сторожевики и корветы по своим ударным возможностям хоть и уступают крейсеру, но незначительно. Но заменить по-настоящему универсальные «Орланы» они не могут.

А это значит, что «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов» еще послужат российскому флоту и уйдут «на пенсию» очень нескоро.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/37729381-vozrozhdenie-orlana-chem-udivit-protivnika-kreyser-admiral-nahimov/

Подписан контракт на модернизацию крейсера «Адмирал Нахимов»

Подписан один из самых долгожданных для Военно-морского флота контрактов.  Министерство обороны и кораблестроительное предприятие «Севмаш» заключили соглашение о ремонте и модернизации тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов».

Флот долго ждёт возвращения в свой состав самых мощных советских надводных кораблей проекта 1144 «Орлан». В настоящее время только крейсер «Пётр Великий» этого проекта находится в строю.

Другие три крейсера («Киров»/«Адмирал Ушаков», «Фрунзе»/«Адмирал Лазарев» и «Калинин» /«Адмирал Нахимов») — уже более 14 лет не входят в боевой состав флота, поскольку этого не позволяет их техническое состояние.

В период, последовавший после краха нашего государства, Вооружённые силы и Военно-морской флот приходили в упадок.

Практически отсутствовали не только закупки военной техники, но и поддержание в технически исправном состоянии имевшихся вооружений и техники, в том числе и боевых кораблей.

Однако по мере того как страна восстанавливала свой суверенитет и оправлялась от коллапса, возрастала потребность в восстановлении Вооруженных сил как единственного гаранта суверенного и мирного развития. И для Российского флота вновь нашлись и задачи, и цели.

Между тем после 15 лет безвременья флот оказался далеко не в том состоянии, которое требуется России. Он испытывает острую потребность в численном и качественном увеличении своего боевого состава.

А крейсера 1144 проекта по совокупности своих боевых возможностей по-прежнему остаются одними из самых мощных кораблей в мире. Собственно поэтому о возвращении их в строй задумались ещё в начале 2000-х.

Однако только сейчас это решение наконец-то обрело реальность.

У длительности «раздумий» есть объективная причина. Дело в том, что простое восстановление корабля в его прежнем виде сильно уменьшило бы его ценность как боевой единицы. Для рационального использования этих крейсеров сегодня необходимо провести серьёзную их модернизацию.

То есть подготовить проект, который позволяет повысить боевую эффективность за счёт обновления оборудования и вооружения. Было подготовлено несколько таких проектов, различавшихся глубиной модернизации и, следовательно, её стоимостью.

Руководству флота пришлось доказывать необходимость именно глубокой модернизации, а не просто капитального ремонта, поскольку простое восстановление серьёзно сокращало ценность такого корабля как боевой единицы.

И вот тактико-техническое задание по модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» было утверждено Сергеем Шойгу, а вслед за этим последовало подписание контракта. О том, насколько серьёзной будет модернизация, можно судить по словам Сергея Маричева (заместителя директора «Севмаша»).

Он сообщил, что после модернизации «Адмирал Нахимов» станет одним из самых современных кораблей Военно-морского флота, поскольку на нём будут установлены современные виды вооружений. А общий объём работ будет сравним с модернизацией авианосца «Викрамадитья».

Напомним, что модернизация тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный и современный авианосец «Викрамадитья», проведенная для ВМС Индии, была фактически равносильна созданию нового корабля.

Модернизация «Адмирала Нахимова» будет не менее серьёзной работой. Известно, что будет почти полностью обновлён состав радиоэлектронного оборудования и радиотехнических средств.

Также известно, что «главный калибр» — комплекс противокорабельных ракет «Гранит», будет заменён универсальными пусковыми установками, в которых могут размещаться как сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» (известные под экспортными вариантами «Яхонт» и «Брамос»), так и ракеты универсального комплекса «Калибр» (экспортный вариант носит название Club).

Пока не ясно, какие комплексы ПВО будут установлены в ходе модернизации, ведь работы по новому морскому комплексу дальнего действия ещё не завершены. Так же как и по комплексу средней дальности «Полимент-Редут».

Надо заметить, что флот особо остро нуждается именно в кораблях, обладающих возможностями зональной ПВО, каковыми и являлись «Орланы».

Впрочем, если удастся восстановить работоспособность ЗРК С-300Ф и каким-то образом заменить устаревший ЗРК «Оса» (к сожалению, уже вряд ли удастся установить более современный ЗРК «Кинжал») — то даже это сделает «Адмирал Нахимов» одной из самых ценных боевых единиц нашего флота.

Хочется немного рассказать об истории этих кораблей. Основной предпосылкой их появления стало желание иметь океанский корабль неограниченной автономности, способный автономно действовать в удалённых районах Мирового океана, то есть крейсер. Это обусловило выбор в качестве главной энергетической установки — атомной двухреакторной.

Изначально корабль планировался как противолодочный. Однако в процессе осмысления его боевого применения стало понятно, что противник не позволит беспрепятственно «разгуливать» по океанским просторам в поисках подводных ракетоносцев.

А поскольку основой ударной мощи противника до сих пор является корабельная авиация , в составе вооружения крейсера появились мощная, эшелонированная система ПВО. В дальнейшем расширение круга задач привело к включению в состав вооружения комплекса противокорабельных ракет «Гранит». Так «Орланы» стали ударными атомными крейсерами.

А основными их задачами стали зональная противовоздушная оборона и нанесение ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь по его авианосным соединениям).  

Эти корабли, имеющие водоизмещение свыше 24 000 тонн, являются самыми крупными боевыми неавианесущими кораблями, построенными после Второй мировой войны. Впервые на отечественных кораблях послевоенной постройки на них применили конструктивную защиту от поражения ракетным оружием.

Напомним, что броневая защита являлась долгое время одним из главных критериев эффективности боевых кораблей. Однако с появлением ракетного оружия, ставшего «главным калибром» в борьбе с надводными кораблями, её эффективность стала подвергаться сомнениям.

Так у нас в середине 50-х годов ракетным обстрелам подвергались бронированные секции недостроенного тяжёлого ракетного крейсера «Сталинград», после которых бронирование надводных кораблей было признано нецелесообразным.

Впрочем, во времена «ракетной эйфории» советского руководства бронировать нам было практически нечего — крупных кораблей мы вообще не строили. Тогда как американцы совершенствовали конструктивную защиту своих кораблей, превратив, например, свои авианосцы в настоящие плавучие крепости.

Однако в ходе проектирования «Орланов», которые должны были действовать в удалённых районах Мирового океана, особое внимание уделялось их боевой устойчивости.

Анализ противокорабельных ракет нашего противника привёл к выводу, что их поражающей способности вполне возможно противопоставить конструктивную защиту. Для исследований защиты «Орланов» были изготовлены масштабные модели отсеков корабля.

По ним производился отстрел ракет, доказавший, что в диалектическом споре брони и снаряда ещё рано ставить точку. Так крейсера 1144 проекта получили конструкционную и броневую защиту, существенно повысившую их живучесть.

В целом атомные крейсера 1144 проекта составляли одну из основ ударной мощи советского ВМФ и главное средство, обеспечивавшее боевую устойчивость советских корабельных группировок. Возвращение в боевой состав крейсера «Адмирал Нахимов» существенно повысит возможности нашего флота. По плану модернизации это должно произойти уже в 2018 году. 

фото: РИА «НОВОСТИ»

Источник: http://www.odnako.org/blogs/podpisan-kontrakt-na-modernizaciyu-kreysera-admiral-nahimov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector