Ба-20: бронеавтомобиль, на базе м-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА, серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

Бронеавтомобиль выпускался с 1938 по 1941 год включительно (небольшое количество машин БА-20 еще было выпущено в начале 1942 года из оставшегося задела деталей). Он был создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1, производившегося серийно с 1936 года.

Корпус сварной из катаных броневых листов. Боевое отделение располагалось в задней части бронеавтомобиля. В смонтированной здесь башне в шаровой опоре устанавливался 7,62-мм пулемет.

Допустимый угол возвышения пулемета в шаровой опоре составлял 23 градуса, снижения — 13 градусов.

На бронеавтомобиле устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.

В качестве средств связи использовалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, которая в ходе проведенной в 1938 году модернизации была заменена на штыревую.

Машина широко использовалась в Красной Армии как средство командирской разведки, связи и боевого охранения. Был разработан также вариант для движения по железной дороге со скоростью 80 км/час.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

В 1936 году на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1, выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе началось серийное производство бронемашины БА-20, которое продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны.

Этот легкий бронеавтомобиль, как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.

Бронеавтомобиль БА-20 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и задним — боевого отделения, передние колеса являлись управляющими, задние — ведущими.

Полностью закрытый цельносварной корпус бронеавтомобиля БА-20 изготавливался из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 6-мм, которые устанавливались по бортам с небольшими углами наклона. У лобового и кормового листов этот угол был значительно больше, что повышало их пулестойкость.

Такая бронировка обеспечивала защиту экипажа, состоявшего из двух человек, от обычных пуль, выпущенных с расстояния 80-100 м. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах имелись прямоугольные двери с наружными петлями.

В нижней части кормового листа имелся кронштейн, на котором крепились запасные колеса.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

Бронеавтомобиль выпускался с 1938 по 1941 год включительно (небольшое количество машин БА-20 еще было выпущено в начале 1942 года из оставшегося задела деталей). Он был создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1, производившегося серийно с 1936 года.

Корпус сварной из катаных броневых листов. Боевое отделение располагалось в задней части бронеавтомобиля. В смонтированной здесь башне в шаровой опоре устанавливался 7,62-мм пулемет.

Допустимый угол возвышения пулемета в шаровой опоре составлял 23 градуса, снижения — 13 градусов.

На бронеавтомобиле устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.

В качестве средств связи использовалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, которая в ходе проведенной в 1938 году модернизации была заменена на штыревую.

Машина широко использовалась в Красной Армии как средство командирской разведки, связи и боевого охранения. Был разработан также вариант для движения по железной дороге со скоростью 80 км/час.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

В 1936 году на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1, выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе началось серийное производство бронемашины БА-20, которое продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны.

Этот легкий бронеавтомобиль, как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.

Бронеавтомобиль БА-20 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и задним — боевого отделения, передние колеса являлись управляющими, задние — ведущими.

Полностью закрытый цельносварной корпус бронеавтомобиля БА-20 изготавливался из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 6-мм, которые устанавливались по бортам с небольшими углами наклона. У лобового и кормового листов этот угол был значительно больше, что повышало их пулестойкость.

Такая бронировка обеспечивала защиту экипажа, состоявшего из двух человек, от обычных пуль, выпущенных с расстояния 80-100 м. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах имелись прямоугольные двери с наружными петлями.

В нижней части кормового листа имелся кронштейн, на котором крепились запасные колеса.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

БА-20 с десантом на борту

 В отделении управления бронеавтомобиля, расположенном за моторным отсеком, слева располагалось сиденье водителя, справа от него — сиденье командира машины. Обзор обеспечивали два лобовых окна, оборудованных бронекрышками со смотровыми щелями, и две смотровые щели в бортовых дверях.

На крыше задней части корпуса была установлена коническая башня кругового вращения с маленьким бронекуполом, являвшимся крышкой башенного люка и при открывании откидывавшимся назад. В лобовом листе башни в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ, наводившийся на цель в вертикальной плоскости в секторе от -13° до +23°.

Возимый боекомплект к нему состоял из 1386 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.

В передней части корпуса в моторном отсеке был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л. с.), что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 90 км/ч. При полной заправке топливом бронеавтомобиль БА-20 мог пройти от 270 до 350 км в зависимости от дороги.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

Легкие бронеавтомобили БА-20 перед отправкой на фронт. Первый ряд составляют машины, оборудованные радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной.

Доступ к двигателю и его узлам с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали откидная крышка верхней части бронекапота и откидывавшиеся вверх эксплуатационные люки в бортах моторного отсека.

В переднем бронелисте последнего, выштампованном в форме широкой буквы V, имелись две подвижные створки на шарнирных петлях, которые регулировали приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. В боевой обстановке бронестворки закрывались, чтобы предотвратить повреждение радиатора пулями и осколками снарядов и мин.

Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая подвижная панель, которая находилась позади откидной крышки бронекапота.В заднеприводной (4×2) ходовой части с усиленной подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами ГК, заполненными губчатой резиной.

Передние и задние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, которые внизу смыкались с подножкой, образуя с ней единое целое. На подножках перед задними крыльями крепились ящики с запасными частями и инструментами.

Из-за неполного привода бронеавтомобиль БА-20 имел ограниченную проходимость при движении по пересеченной местности. Его тяговые свойства также оставляли желать лучшего — машина могла преодолеть подъем с крутизной не более 15°. Для движения в темное время суток бронемашина была оборудована фарами, установленными на передних крыльях по обе стороны от лобового листа моторного отсека.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

Подбитый БА-20

В состав стандартного оборудования разведывательного бронеавтомобиля БА-20 входила радиостанция 71-ТК-1 и поручневая антенна, смонтированная на кронштейнах вокруг корпуса на уровне крыши.

В 1936 году был построен вариант бронемашины для движения по железной дороге. Эта модификация, получившая обозначение БА-20жд, при боевой массе 2.

78 т развивала на рельсах скорость 80 км/ч и имела запас хода 430-540 км Экипаж БА-20жд состоял из трех человек.

Модернизированный вариант БА-20М появился в 1938 году и отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием дополнительного топливного бака и новой радиостанцией 71-ТК-3 Соответственно, вместо поручневой антенны была установлена штыревая. С экипажем из трех человек боевая масса БА-20М возросла до 2,52 тонн, что не лучшим образом отразилось на подвеске и проходимости бронеавтомобиля. Максимальная скорость машины резко упала и составила всего 50 км/ч.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

Бронемашины БА-20 и БА-20М состояли на вооружении Красной Армии и принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол, на КВЖД, а затем на фронтах Великой Отечественной войны.

Летом 1941 года немецкие войска захватили около сотни бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М. Трофейные машины попали в полицейские части и войска СС под обозначением ВА 20(r) и ВА 202(r) соответственно.

Бронемашины ВА 202(r) состояли на вооружении разных частей, в том числе 741 горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».

Броневики БА-20жд, приспособленные для движения по железнодорожным путям, немцы использовали в качестве разведывательных машин в составе некоторых бронепоездов, действовавших на Восточном фронте.

БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

Варианты и модификации

— БА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км, выпускалась с 1936 по 1938 гг.

в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина была оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещенной на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста).

Сваренный из стальных катаных листов корпус был разработан на основе компоновочной схемы бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт.

— БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину.

Оснащён комплектом из четырёх съемных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам и домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа.

Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938 — 1939 гг. выпущено 61 шт.

— БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец был построен в 1938 году, серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объемом 30 литров.

Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе.

Всего было выпущено 1230 шт.

— железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. В 1939 — 1941 гг. было построено 74

Тактико-технические характеристики БА-20

  • Экипаж, чел.: 2-3Годы производства: 1936—1942Годы эксплуатации: 1936—1957
  • Количество выпущенных, шт.: 2108
  • Вес БА-20
  • — 2,52 тонн
  • Размеры БА-20
  • — Длина корпуса, мм: 4310- Ширина корпуса, мм: 1750- Высота, мм: 2130- База, мм: 2845- Колея, мм: 1440
  • — Клиренс, мм: 240
  • Броня БА-20

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 9- Борт корпуса, мм/град.: 6- Корма корпуса, мм/град.: 6- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 4- Лоб башни, мм/град.: 9- Борт башни, мм/град.: 9- Корма башни, мм/град.: 9

  1. — Крыша башни, мм: 4
  2. Вооружение БА-20
  3. — Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ- Другое вооружение: радиостанция 71-ТК-1
  4. Двигатель БА-20
  5. — Тип двигателя: ГАЗ-М
  6. Скорость БА-20
  7. — Скорость по шоссе, км/ч: 90- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 36- Запас хода по шоссе, км: 350 (БА-20); 450 (БА-20М)- Запас хода по пересечённой местности, км: 270; 335 (БА-20М)

— Удельная мощность, л. с./т: 19,8

  • — Колёсная формула: 4 × 2- Тип подвески: на листовых рессорах- Преодолеваемый подъём, град.: до 15- Преодолеваемая стенка, м: 0,24- Преодолеваемый ров, м: 0,35
  • — Преодолеваемый брод, м: 0,5
Читайте также:  Знак вдв: погоны, медали, ордена, юбилейные награды, (за верность), (за службу) петлицы ссср и россии, звания

Фото БА-20

    You have no rights to post comments

    Источник: http://oruzhie.info/bronetekhnika/437-ba-20

    БА-20 – лёгкий пулемётный бронеавтомобиль — DRIVE2

    В начале 30-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-А был создан бронеавтомобиль ФАИ.

    Этот бронеавтомобиль был широко унифицирован со своим легковым прототипом, и поэтому, когда выпуск ГАЗ-А был прекращен в связи с освоением в производстве автомобиля ГАЗ-М1, потребовалось создать замену и бронеавтомобилю ФАИ. Создать эту замену, естественно решили на базе «эмки». Так на свет появился лёгкий пулемётный бронеавтомобиль БА-20.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Бронеавтомобиль ФАИ

    Аналогичным образом было решено поступить и с более мощным неполноприводным автомобилем ГАЗ-М-1 (конструкторы А. А. Липгарт, А. М. Кригер и другие). Бронеавтомобиль БА-20 был разработан и изготовлен на Выксинском заводе (г. Выкса, Горьковская обл.

    ) дробильно-размольного оборудования в 1936 г. Машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве на том же заводе с 1936 по 1941 гг.

    По ряду причин создать более надежную бронезащиту и совершенное вооружение, чем на ФАИ, у очередной бронемашины сразу не удалось.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Бронеавтомобиль БА-20

    Машина имела компоновочную схему с передним расположением силовой установки. Совмещенные отделение управления и боевое размещались в средней и кормовой частях корпуса. В кормовой части корпуса над боевым отделением устанавливалась вращающаяся пулеметная башня.

    Посадка и выход экипажа, состоявшего из двух человек, производились через бронированные двери расположенные в бортах корпуса машины и люк в крыше башни.

    Для кругового обзора предназначались смотровые щели в башне и корпусе, закрываемые изнутри бронезаслонками, и смотровые лючки в лобовом листе, дверях и корме.Еще один люк — десантный — имелся в днище машины и предназначался для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.

    Бронеавтомобиль был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, установленным в шаровой опоре вращающейся башни. Боекомплект к пулемету составлял 1386 патронов. Углы вертикального наведения пулемета находились в пределе от — 13° до +23°. При стрельбе использовался простой механический прицел.

    Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора усилием стрелка, который к тому же выполнял обязанности командира экипажа, сидящего на вращающемся регулируемом по высоте сидении, которое было закреплено на днище машины.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Броневая защита — противопульная. Сварной корпус бронеавтомобиля был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм, расположенных под большими углами наклона. Он имел увеличенный по сравнению с бронеавтомобилем ФАИ объем боевого отделения (для размещения радиостанции) и сравнительно небольшие размеры и массу. В днище машины имелся десантный люк.

    На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором «Зенит» с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с.

    (0,6 кВт) В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), распределитель с центробежным регулятором и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 350 км.

    В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, трехступенчатая коробка передач (три передачи переднего и одна — заднего хода), карданная передача, главная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа. По привлекательной цене межкомнатные двери софья для ваших нужд.Колесная формула машины — 4×2.

    Зависимая подвеска машины, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор, усиленных дополнительными листами (11 вместо 9). Наличие гидравлических поршневых амортизаторов, обеспечивало возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 35 км/ч. Задний мост машины был усилен.

    Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК.Электрооборудование бронеавтомобиля было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт.

    Для внешней связи на части машин использовалась приемо-передающая коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной.Радиостанция устанавливалась в боевом отделении слева за водителем. Для ее питания использовался дополнительная аккумуляторная батарея ЗСТ-100. При установке радиостанции в состав экипажа вводился радист. Для внутренней связи использовался танкофон.

    Бронеавтомобиль был надежен и обладал достаточной проходимостью — хорошие тяговые свойства двигателя М-1 мощностью 50 л.с. позволяли БА-20 преодолевать подъемы до 15°, косогоры — до 12°, канавы шириной до 0,35 м и броды глубиной до 0,5 м. Как и «эмка», броневик имел привод только на заднюю ось.

    В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Смена колёс происходила в течении 30 минут. Снятые шины крепились по бортам корпуса. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. Время смены шин на диски силами экипажа занимало около получаса. Масса этой машины составляла уже 2,78 т. Они использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    БА-20 в качестве бронедрезины

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    БА-20 в качестве бронедрезины

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    БА-20 в качестве бронедрезины

    В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту.

    В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм.

    Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.

    Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено 2013 БА-20, причем 1557 из них — до начала Великой Отечественной войны.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружениеБА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружениеБА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Источник: https://www.drive2.ru/b/1964067/

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    В предвоенные годы в Советском Союзе активно разрабатывались бронеавтомобили. Очевидно, что потребность в бронированных боевых машинах была уже велика, но при этом производство танков было освоить очень сложно. Гораздо проще было оснастить бронёй и вооружением готовое шасси легкового и грузового автомобиля.

    Советскими конструкторами были созданы целые семейства пулемётных и пушечных бронеавтомобилей, по боевой эффективности иногда превосходивших ранние танки. В последние предвоенные годы основным лёгким броневиком в РККА был БА-20, построенный на шасси ГАЗ М-1.

    История создания

    С 1933 года в Ленинграде освоили выпуск лёгкого бронеавтомобиля ФАИ («Форд-А Ижорский»).

    Однако уже в 1935 году опыт эксплуатации ФАИ в войсках показал, что по проходимости броневик уступает даже легковым машинам. Кроме того, утяжеление конструкции приводило к повышенному износу ходовой части.

    И сделать с этим было ничего нельзя – «Форд-А» (под маркой ГАЗ-А) на тот момент был единственным серийным легковым автомобилем в СССР.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Но уже в следующем году Горьковский автозавод освоил новую машину – М-1. «Эмка» имела более мощный 4-цилиндровый двигатель, усиленную раму, и, в целом, лучше подходила для использования в качестве основы бронеавтомобиля.

    Сразу после запуска М-1 в серию на Ижорском заводе начались работы по созданию броневика на новом шасси, который получил название БА-20.

    Серийный выпуск бронеавтомобиля начали в 1936 году на Выксунском заводе. При этом параллельно с БА-20 организовали производство ФАИ-М – старые бронекорпуса переставляли на шасси ГАЗ М-1.

    Конструкция

    Шасси бронеавтомобиля БА-20 представляло собой раму, в передней части которой устанавливался двигатель, привод осуществлялся на задние колёса. Мотор ГАЗ-М имел рабочий объём 3,28 литра, степень сжатия 4,6 обеспечивала мощность в 50 сил и крутящий момент в 166 Н/м. При этом «эмка», даже превосходя ГАЗ-А по массе, имела лучшую динамику.

    Коробка передач была 3-ступенчатая, в подвеске использовались листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Покрышки колёс, в отличие от «гражданских», на БА-20 заполнялись губчатой резиной – этим достигалась пулестойкость шин за счёт некоторого снижения эксплуатационных скоростей.

    На шасси БА-20 устанавливался бронекорпус, сходный по виду и конструкции с корпусом броневика ФАИ. Он сваривался из листов катаной брони толщиной, в основном, 6 мм. Крыша и корма имели толщину 5 мм, а днище – 3 мм.

    Двигатель закрывался откидными крышками в бортах и капотом сверху. В переднем бронелисте находились вертикальные лючки, через которые к радиатору поступал воздух.

    Колёса закрывались крыльями обтекаемой формы, переходившими в подножки, на которых могли размещаться ящики с ЗИП.

    Боевое отделение – 3-местное, впереди сидели водитель и командир бронемашины, попадавшие на свои места через прямоугольные двери в бортах.

    За ними находилась одноместная башня. На ранних сериях БА-20 использовали башню, аналогичную по конструкцию использованной на броневике ФАИ. Башня имела цилиндрическую форму с бронеколпаком над местом стрелка. Толщина брони, по сравнению с ФАИ, была усилена и составляла 6 мм. Приводов вращения башня бронеавтомобиля не имела, поворот происходил за счёт усилия стрелка.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Вооружён БА-20 был пулемётом ДТ калибра 7,62 мм, в боекомплект входили 22 дисковых магазина. Часть бронемашин была радиофицирована – на них устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной. На ходу она обеспечивала дальность связи до 30 км.

    Модификации

    Часть бронеавтомобилей БА-20 была переделана в бронедрезины БА-20жд. Вместо обычных колёс на броневик устанавливали железнодорожные, а в трансмиссию вводился демультипликатор. При этом сохранялась возможность быстрой замены колёс на резиновые, но скорость движения из-за демультипликатора заметно падала.

    В 1939 году начался выпуск модернизированного БА-20М.

    По результатам эксплуатации шасси «эмки» получило усиленную подвеску, появился дополнительный бензобак, вмещающий 30 литров горючего. Толщину лобовых листов брони увеличили, доведя до 9 мм. Для улучшения пулестойкости башня бронеавтомобиля приобрела форму конуса с плоским лобовым листом. Антенну в виде поручня упразднили, а радиостанцию заменили на доработанную 71-ТК-3.

    Модернизированный БА-20 также получил железнодорожный вариант – БА-20Мжд. Он также отличался от линейной бронемашины наличием демультипликатора и установкой железнодорожных колёс.

    Эксплуатация

    Уже в ходе испытаний БА-20 продемонстрировал свои преимущества перед ФАИ. Несмотря на большую массу, новый броневик уверенно шёл по просёлку, а по шоссе мог развить свыше 90 км/ч.

    В то же время комиссия отмечала, что наблюдать за дорогой при скорости свыше 20 км/ч уже невозможно.

    Для того, чтобы бронемашина смогла самостоятельно решать тактические задачи, вооружение предлагали усилить – установкой второго пулемёта в башне и третьего – в лобовом листе корпуса.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    В Испанию бронеавтомобили БА-20 попасть не успели (некоторые источники утверждают обратное – возможно, имеет место путаница с ФАИ), но РККА с успехом применило их в боях с японцами на Халхин-Голе.

    Лёгкие броневики, вооружённые пулемётами, применялись в основном для разведывательных и связных задач. Безвозвратно было потеряно 14 бронемашин, 27 нуждалось в том или ином ремонте.

    Практика показала, что для полноценного боя БА-20 уже слабы, а их броня защищает только от пуль нормального калибра.

    В ходе вторжения в Польшу БА-20 уже старались использовать только для разведки, а также в качестве связных и командирских машин.

    Читайте также:  Карабин сайга мк 03: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

    Вследствие этого их потери были невелики. Гораздо тяжелее пришлось бронеавтомобилям во время советско-финской войны. В условиях холодной зимы и бездорожья БА-20 показывали низкую проходимость и легко застревали. Шины колёс при этом легко разрушались даже от взрывов гранат, и броневики вообще лишались подвижности. Потеряно было 33 бронеавтомобиля.

    К началу Великой Отечественной Войны бронеавтомобиль на шасси «эмки» продолжал производиться, а в частях находилось более 1000 машин. На эти слабо вооружённые броневики легла вся тяжесть первых месяцев отражения блицкрига. Например, в 13-й танковой дивизии 8 июля числилось 10 БА-20. Через месяц 6 броневиков было уничтожено, а 3 – брошено.

    Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать их «родина» – Ижорский завод. Выпуск «двадцатых» прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить ещё в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Трофейные броневики активно использовались противником – так, в вермахте им присвоили индекс BA-202 (r) и использовали в полицейских частях в тылу. Что касается Финляндии, то там трофейные бронемашины стояли в строю ещё в 50-е годы.

    Тактико-технические характеристики

    К середине 30-х годов производство танков наращивалось, а популярность бронеавтомобилей снижалась. При этом от использования шасси «цивильных» машин старались отказываться. Можно попытаться сравнить БА-20 с британским броневиком «Моррис» CS9 на шасси грузовика.

     БА-20Morris CS9
    Масса, т 2,2 4,5
    Длина, м 4,3 4,7
    Высота, м 2,13 2,13
    Максимальная скорость, км/ч 90 73
    Максимальная толщина брони, мм 6 7
    Вооружение 7,62 мм пулемёт 13,9 мм противотанковое ружьё, 7.7 мм пулемёт

    Британская машина была защищена чуть лучше (или чуть хуже – если сравнивать с модернизированным БА-20М) советского броневика. Зато по подвижности и вовсе уступала, из-за вдвое большей массы. Вероятно, наличие противотанкового ружья давало возможность поражать лёгкую технику.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Большая часть «Моррисов» была брошена во Франции, а сохранившиеся ограниченно применялись в Северной Африке.

    Хотя БА-20 значительно превосходил ФАИ, его недостатки были очевидны уже во время принятия на вооружение.

    В дальнейшем они только подтверждались. Проходимость бронемашины пытались увеличить за счёт использования трёхосного (но более лёгкого, по сравнению с грузовыми) шасси. Ни один из этих образцов в серию не пошёл.

    Перед самой войной было принято решение о необходимости строить лёгкие бронеавтомобили на полноприводном шасси, но до начала боёв сделать этого не успели. Только в 1942 году в серию пошёл БА-64.

    Видео

    Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/ba-20/

    Легкий бронеавтомобиль БА-20

    «Краткая справка: Советский легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси автомобиля ГАЗ-М1 — История создания, описание конструкции и боевое применение.»

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    БА-20 с поручневой антенной и конической башней

    История создания бронеавтомобиля БА-20

    В 1936 году ,учтя замечания накопившиеся в войсках на основе эксплуатации бронеавтомобиля ФАИ, Ижорский завод разработал новую боевую машину —  легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси легкового ГАЗ М-1, «эмки».

    Конструктивно БА-20 очень походил на предшественника — ФАИ, однако имел увеличенный бронекорпус и более рациональное размещение как бронелистов, так и элементов внутренней компоновки.

    Выпуск машины наладили на Выксинском заводе ДРО.

    Конструкция бронеавтомобиля БА-20

    Корпус бронеавтомобиля БА-20 сварной, из катаных броневых листов. На крыше башни люк сферической формы, сама башня поворачивается усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели и смотровые лючки с опускаемыми в бою крышками. Ещё один люк был в днище автомобиля — для выхода экипажа из поврежденной машины.

    Шины БА-20 были пулестойкими, полуоси заднего моста, а также рессоры — усиленные. В части броневиков имелась радиостанция 71-ТК-1 устанавливавшаяся за сиденьем водителя, с поручневой антенной вокруг корпуса.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Чертеж бронеавтомобиля БА-20М

    Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20

    БА-20, 1936 г. — базовая модель.

    БА-20ЖД, 1936 г. —  машина имела 2 комплекта колес — автомобильные и железнодорожные. Последние представляли собой простые стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин, масса БА-20ЖД составляла 2780 кг, запас хода возрос до 580 км.

    БА-20М, 1938 г. — модернизированный бронеавтомобиль. Цилиндрическая башня заменена на коническую, толщина лобовой брони возросла до 9 мм, поручневая антенна (если была) заменялась на штыревую.

    Была усилена передняя ось и колеса машины, а также установлен дополнительный топливный бак, благодаря чему запас хода увеличился до 450 км. В целом машина действительно стала лучше, абсоютно ни в чем не проигрывая оригинальной конструкции. Начиная с 1940 г.

    БА-20М оснащался новой  радиостанцией — 71-ТК-З.

    БА-21, 1938 г. — броневик БА-20М был технологическим пределом, легковое шасси ГАЗ-М1 дальнейшего повышения массы выдержать уже не могло. Тогда на его основе было создано новое шасси — ГАЗ-21, имеющее грузоподъемность 950 кг, и три оси, причем оба задних моста были ведущими.

    На БА-21 была применена и четырехступенчатая коробка передач, в 1,5-2 раза повысившая возможности буксировки для броневика. Броню корпуса удалось довести до 11 мм, а в переднюю часть корпуса установить дополнительный пулемет из которого должен был вести огонь радист. Масса БА-21 составила 3240 кг.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Модель бронеавтомобиля БА-21

    Уже в феврале 1938 г. БА-21 пошел на испытания и показал хорошую проходимость по сравнению с БА-20, однако сильно проигрывая последнему в скорости — вместо 90 км/ч машина шла не более 52 км/ч. Комиссия посчитала, что БА-21 не имеет перед БА-20М решительных преимуществ и броневик в серию не пошел.

    ЛБ-23, 1939 г., — ещё один вариант трехосного исполнения БА-20 носил имя «Лаврентий Берия». В качестве основы послужило шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным двигателем «Додж» мощностью 72 л.с.

    При прочих характеристиках сопоставимых с БА-21, ЛБ-23 мог развивать скорость до 71 км/ч.

    Однако недостаточная, по мнению комиссии, маневренность броневика, а также импортный двигатель, не обеспечили ему, как и БА-21, решительных преимуществ перед оригинальной машиной.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    Бронеавтомобиль ЛБ-23

    Служба и дальнейшая судьба бронеавтомобиля БА-20

    БА-20 находился в производстве с 1936 по 1942 г.г., всего было изготовлено около 2100 машин.

    Начиная с Халкин-Гола и заканчивая Великой Отечественной войной, БА-20 применялись советскими войсками, и зарекомендовали себя с лучшей стороны в качестве разведывательных, штабных и машин связи.

    Некоторое количество БА-20 захваченных финнами (максимум — 18 машин) применялись последними до 1956 года.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение
    Страна: СССР
    Тип: Легкий бронеавтомобиль (4×2)
    Дата выпуска: 1936 г.
    Длинна: 4,31 м
    Ширина: 1,75 м
    Высота: 2,13 м
    Броня, лоб: 9
    Броня, борт: 6
    Броня, башня: 9
    Экипаж: 3 человека
    Двигатель: 50 л.с.
    Дальность хода: 450 км
    Максимальная скорость: 90 км/ч
    Масса: 2520 кг
    Вооружение: 1× 7,62-мм пулемет ДТ

    Характеристики приведены для БА-20М

    Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

    Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1919-1936-avtobronetehnika/legkiy-broneavtomobil-ba-20.html

    Бронеавтомобиль БА-20 — на базе «эмки»

    Бронеавтомобиль БА-20 был разработан на базе легкового автомобиля ГАЗ-M1, знаменитой «эмки». Основой для создания бронеавтомобиля БА-20 послужил легковой автомобиль ГАЗ М-1 («Молотовец первый», или «Молотов-1).

    Этот автомобиль с закрытым 5-местным цельнометаллическим кузовом седан был создан под руководством главного конструктора ГАЗа А. А. Липгарта на базе модели Ford-V8-40 1933 года. Документацию по этой машине фирма «Форд» передала СССР по договору о технической помощи, заключенном в 1929 году.

    Внешне «эмка» отличалась облицовкой и колесами. Кроме того, на ней установили четырехцилиндровый рядный двигатель ГАЗ-М, так как V-образную восьмерку ГАЗ освоить не смог. Серийный выпуск машины был начат 17 марта 1936 года.

    Производство ГАЗ М-1 было в основном свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась до начала июня 1943 года. Всего было выпущено 62 888 автомобилей.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    ГАЗ М-1 был самым массовым, наиболее известным и популярным отечественным автомобилем предвоенных лет. На 20 июня 1941 года в Красной армии было 10 500 «эмок», которые были основными командирскими автомобилями в 1941-1942 годах, после чего их сменили в этой роли лендлизовские машины.

    После начала выпуска нового легкового автомобиля АБТУ РККА выдало конструкторскому бюро Ижорского завода задание на проектирование и изготовление опытного образца нового броневика БА-20 на его базе.

    В 1936 году серийное производство БА-20 передали на Выксунский завод дробильно-размолочного оборудования (ДРО).

    Здесь до конца года изготовили 33 линейных броневика и два бронеавтомобиля с радиостанциями и поручневыми антеннами на корпусе.

    БА-20: бронеавтомобиль, на базе М-1, конструкция, технические характеристики, боевое применение, вооружение

    МОДЕРНИЗАЦИЯ

    Весной 1937 года БА-20 был модернизирован. На нем установили башню конической формы, разработанную конструкторами завода ДРО Мирошиным и Суховым. Однако в течение года выпускались машины как со старыми, цилиндрическими, так и с новыми башнями, производство которых отставало от графика и тормозило общий выпуск броневиков.

    В 1937 году заводские цеха покинули 252 бронеавтомобиля, из них 150 с цилиндрическими башнями (118 радийных и 32 линейных) и 103 радийные машины с коническими башнями. Но это было всего 51,3 % годового плана. В 1938 году БА-20 подвергся более серьезной модернизации, основанной на опыте его войсковой эксплуатации.

    На машине увеличили толщину лобовых листов корпуса и башни до 9 мм, поручневую антенну заменили на штыревую (с 1940 года начали устанавливать радиостанцию 71 -ТК-3), усилили колеса, переднюю ось и рессоры заднего моста. При этом масса машины, получившей обозначение БА-20М, возросла всего на 50 кг, что не сказалось на ее динамичееких характеристиках.

    Запас хода машины был увеличен до 450 км за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л. Шасси для БА-20М получило обозначение ГАЗ-МС (специальное).

    Читать:  Фронтовой истребитель МиГ-29

    Выпуск БА-20М начал ся в январе 1939 года и сначала велся параллельно с выпуском обычных БА-20 с конической башней. До конца года сдали 161 БА-20М, а в 1940 году — 253.

    КОНСТРУКЦИЯ

    Корпус БА-20 был сварен из катаных броневых листов, расположенных под рациональными углами наклона. В шаровой установке цилиндрической башни разместили пулемет ДТ. При стрельбе использовался простой механический прицел. Боекомплект пулемета состоял из 1386 патронов.

    Углы вертикального наведения пулемета находились в пределах от -13° до +23°. На крыше башни имелся люк сферической формы. Башня поворачивалась усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины.

    Посадка и выход экипажа производились через бронированные двери, расположенные в бортах корпуса машины, и люк в крыше башни. Для кругового обзора предназначались смотровые щели и смотровые лючки, в боевой обстановке закрывавшиеся броневыми крышками.

    В днище машины имелся десантный люк для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.

    На машине устанавливался четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М мощностью 50 л. с. Емкость топливных баков составляла 70 л. Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность — усиленные полуоси заднего моста и рессоры.

    Часть машин оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, установленной по периметру корпуса. Радиостанция устанавливалась в боевом отделении за сиденьем водителя. Для ее питания использовалась дополнительная аккумуляторная батарея.

    При установке радиостанции в состав экипажа вводился радист.

    БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

    Боевое крещение бронеавтомобили БА-20 получили в боях у реки Халхин-Гол. Впрочем, боевых эпизодов с их участием немного, так в основном они использовались для связи и разведки.

    Читайте также:  Ми-4: советский вертолёт, пилотирование, конструкция, кабина пилотов, технические характеристики, устройство

    Наиболее интересен случай ночного боя с участием БА-20, что было редкостью. 30 августа 1939 года около 23:00 шесть БА-20 из состава 9-й мотоброневой бригады преследовала группу японской пехоты, прорвавшуюся из окружения. Подробности можно узнать из отчета.

    «Ночь была лунная и силуэты убегающих японцев были видны на дистанции 200-400 м, местность была равнинная, отдельные места были изрыты траншеями. Башенные стрелки устанавливали прицел при свете в башне, после чего стрельба велась без всякого света с прицелом 4. Все броневики вели огонь в одно место.

    Результаты стрельбы оказались очень эффективными. Ночью было видно, как ложились японцы. Считали, что они укрылись, но утром проверили и нашли во всех местах, куда веди огонь, трупы соответственно количеству силуэтов. Стрельба велась с остановок после броска вперед.

    Машины шли колонной на дистанции 10-20 м и огонь вели в сторону».

    ПРОТИВ БЕЛОФИННОВ

    Бронеавтомобили БА-20 принимали участие в «Польском походе» и советско-финской войне. К сожалению, нет возможности указать общее количество броневиков этого типа, задействованных в боях с финскими войсками, так как в отчетах они обычно объединяются с легкими броневиками других типов, чаще всего с ФАИ.

    Однако есть данные о наличии БА-20 в ряде бронетанковых частей. По состоянию на 30 ноября 1939 года (начало боевых действий) они имелись в 1-й (5 единиц), 35-й (10), 39-й (15), 34-й (25) и 40-й (б) легкотанковых бригадах. В 20-й тяжелой танковой бригаде насчитывалось 15 БА-20, а в 15-й стрелково-пулеметной — семь.

    Два броневика входили в состав 22-го танкового полка. Четыре бронеавтомобиля БА-20 находилось в строю 250-го автоброневого батальона, а в составе 8-го отдельного дивизиона бронепоездов в боях участвовали шесть машин БА-20жд.

    Это, конечно, не полные данные и не по всем воинским частям, но судя по ним можно утверждать, что бронеавтомобили БА-20 составляли примерно 40 % от числа всех броневиков, принимавших участие в боях советско-финской войны.

    В ходе Зимней войны, а затем и в 1941 году несколько бронеавтомобилей БА-20 были захвачены финскими войсками и использовались в качестве штабных машин.

    Точное их количество указать сложно, так как в финской статистике они объединены с ФАИ-М. Максимальное число броневиков этих двух марок имелось в финских войсках в 1943-1944 годах — 18 единиц.

    По состоянию на 1950 год их было несколько меньше — 15. Последнюю же машину этого типа бережливые финны списали только в 1956 году.

    В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ

    Бронеавтомобили БА-20 активно использовались для разведки и связи, а также в качестве штабных на фронтах Великой Отечественной войны вплоть до 1945 года. По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной армии имелось 1424 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М.

    Читать:  Основной боевой танк Т-90/Т-90С

    Большая часть этих боевых машин была потеряна в первые же месяцы войны. Например, 13-я танковая дивизия 5-го мехкорпуса, вступившая в бой 7 июля 1941 года, имела в своем составе 10 БА-20, из которых к 8 августа осталась только одна машина.

    17-я танковая дивизия этого же корпуса за этот же промежуток времени из 28 БА-20 потеряла 23 машины. 18-я танковая дивизия 7-го механизированного корпуса, который наносил контрудар вместе с 5-м мехкорпусом, к 7 июля насчитывала 31 БА-20.

    Спустя 20 дней в ее составе осталось только три броневика этого типа. Небольшое количество легких бронеавтомобилей имелось в танковых частях Красной армии и в ходе боев под Москвой. Так, на 9 октября в 18-й танковой бригаде было два БА-20, на 18 ноября в 20-й — четыре БА-20.

    А в 5-й армии Западного фронта на 30 марта 1942 года числилось 26 бронемашин БА-20.

    Немногочисленные бронемашины БА-20 участвовали и в боях летом 1942 года. Так, например, по состоянию на 20 июня 1942 года в составе 21 -й а рми и Юго-Западного фронта числилось всего четыре БА-20 — один в роте охраны штаба армии, один в 10-й мотострелковой бригаде и два в 8-й мотострелковой дивизии войск НКВД.

    Дольше всего «двадцатки» эксплуатировались на Ленинградском фронте. Например, на 18 сентября 1942 года в составе войск 42-й армии этого фронта числилось 14 легких бронемашин, из них 12 БА-20.

    Впрочем, по длительности службы в войсках все рекорды побили бронеавтомобили Забайкальского и Дальневосточного фронтов — на 11 августа 1945 года 111-я танковая дивизия, например, имела в своем составе 17 БА-20.

    Оставить эмоцию

    Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

        795      

      Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

    Источник: http://WarFor.me/broneavtomobil-ba-20-na-baze-emki/

    Броневик БА-20, описание и технические характеристики ТТХ советского бронеавтомобиля

    29.04.2019

    БА-20 — легковой бронированный автомобиль советского производства. В основе лежит шасси ГАЗ-М1. Использовался для разведки, в качестве связного пункта и охраны рабоче-крестьянской Русской армии. Массовый выпуск длился 6 лет (1936-1942).

    История создания и развития БА-20

    Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.

    Производство сосредоточили на заводе в Выксе (Нижегородская область). Его запустили в середине лета 1936 года, когда предприятие получило все технические документы. В Ленинграде заводу «Красный Треугольник» поручили производить пуленепробиваемые шины для будущей техники. С июля по декабрь 1936 года специалисты собрали 35 экземпляров.

    Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.

    Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано ещё 1 324 машин различных модификаций.

    За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить ещё 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.

    Конструкция БА-20

    Советский легковой бронеавтомобиль получил компоновочную схему. Моторный отсек располагался в передней части. Боевое и управленческое отделения соединили. Для них выделили центральную и заднюю части транспорта. Пулемётная башня находилась над боевым отсеком. Автомобиль вмещал двух человек. Загрузка и выгрузка экипажа проходила через двери, расположенные на бортах.

    Технические характеристики:

    • Колёсная формула — 4х2;
    • Длина — 4 310 мм;
    • Ширина — 1 750 мм;
    • Высота — 2 130 мм;
    • Мощность силовой установки — 50 лошадиных сил;
    • Максимальная скорость по шоссе — 90 км/ч.

    Солдаты осуществляли обзор через смотровые окна, закрываемые бронированными заслонками. Небольшие лючки для осмотра местности также находились в башне и лобовой части. В полу имелся люк для высадки экипажа в случае критических повреждений.

    Броня выдерживала попадание пуль. Корпус собирался из катаных броневых листов, соединявшихся между собой сваркой. Для улучшения защиты листы расположили под наклоном. От предыдущего поколения легковых броневиков отличался увеличенным пространством внутри кузова, компактными габаритами и маленьким весом (2,5 тонны).

    В условиях военных действий спасали пуленепробиваемые шины, усиленные рессоры и укреплённый задний мост. Двигатель обеспечивал хорошую мощность, которой хватало для преодоления 15-градусных склонов и бездорожья.

    Под капотом находился силовой агрегат М-1. Он имел четыре цилиндра и развивал до 50 лошадиных сил. Конструкцию мотора дополнял карбюратор и экономайзер. Для запуска применялся электростартер МАФ-4006. Система зажигания состояла из центробежного регулятора, бобины и свеч зажигания. Высокий запас хода (350 км по шоссе) обеспечивался 70-литровым топливным баком.

    Сухое сцепление состояло из одного диска. Механическая коробка передач имела три передние и одну заднюю скорости. Главная и карданные передачи и конический дифференциал — составляющие трансмиссии.

    В башне устанавливался пулемёт ДТ. Вертикальное наведение — от -13 до +23 градусов. Наводка на цели осуществлялась с помощью механического прицельного механизма. За вращение башни отвечал стрелок (он также являлся капитаном экипажа).

    В основе электрики лежала однопроводная схема. Напряжение — 6 вольт. БА-20 бронеавтомобиль получал электроэнергию от аккумулятора (100 А) и генератора (120 В).

    Связь с командным центром осуществлялась благодаря установленной на борту коротковолновой радиостанции. Для её питания использовался дополнительный аккумулятор. Не все экземпляры оснащались радиостанцией.

    На подобных моделях в состав экипажа входила радист.

    Модификации БА-20

    На базе легкого броневика создали несколько разновидностей:

    • ЖД — вариант для передвижения по железнодорожным путям. В комплектацию входило четыре металлических колеса для передвижения по железной дороге. Экипаж мог самостоятельно с помощью домкратов менять колёса в случае необходимости. Инженеры собрали 61 экземпляр этой модификации;
    • М — улучшение стандартного варианта. В основу транспорта легло шасси ГАЗ-МС. Оно отличалось наличием усиленной балки в конструкции переднего моста, улучшенных рессор и дополнительного топливного бака на 30 литров. Основные изменения — башня новой конструкции и усиленное бронирование. С конвейера сошло 1 230 машин;
    • ЖД М — железнодорожный вариант на базе улучшенной модификации. Конструкторы собрали 74 или 76 экземпляров (есть различные документы с разной информацией о количестве выпущенных авто).

    Автомобиль БА-20 использовался не только советской армией. Руководство Союза поставило 30 штук Монгольской Народной Республике. Также несколько десятков машин использовались Румынией, Третьим Рейхом и Финляндией. Этим странам техника досталась в качестве трофеев после боевых действий.

    Какой можно сделать вывод?

    БА-20 — качественный советский бронеавтомобиль легкового класса. Первый звёздный час техники пробил 22 августа 1939 года в глубоком тылу Японии. На местном аэродроме несколько замаскированных броневиков разбили два самолёта. Это привело к захвату аэродрома и склада с горючим.

    Начало Великой Отечественной войны сильно ударило по количеству бронетранспортёров. Из полутора тысяч выпущенных машин уцелело несколько сотен, которые продолжали нести службу до 1945 года. На вооружении в армии 20-ю модель сменил БА-64. Один из уцелевших экземпляров сейчас можно найти в Музее Великой Отечественной войны в Киеве.

    Легкий бронеавтомобиль БА-20 1936 года

    Технические характеристики ТТХ БА-20

    • Годы выпуска: 1936-1942 гг.
    • Всего изготовлено: 2013-2114 шт.
    • Завод-изготовитель: Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.
    • Разработчик: КБ Выксунского завода дробильно-размольного оборудования (г.Выкса, Горьковская область).
    • Боевое применение: конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская и Великая Отечественная войны.
    • Боевая масса: 2,52 т.
    • Экипаж — 2 человека.
    • Габаритные размеры: длина — 4310 мм, ширина — 1750 мм, высота — 2130 мм, клиренс — 235 мм.
    • Вооружение: 7,62-мм пулемет (боекомплект — 1386 патронов).
    • Толщина брони: 6-9 мм.
    • Двигатель: ГАЗ-М1. Тип: 4-х цилиндровый, карбюраторный, 50 л.с.
    • Максимальная скорость движения: 90 км/ч.
    • Запас хода по шоссе: 450 км.
    • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,24 м, ров — 0,35 м.

    Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/legkij-broneavtomobil-ba-20-1936-goda/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector