Гаубица д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики

122-мм гаубица обр.1910/30гг., — советская гаубица, модернизация более раннего орудия — российской 122-мм гаубицы обр.1910 г французского происхождения. Находилась в штатах дивизионной артиллерии наряду с 76-мм пушками обр.1902/30, Ф-22, УСВ, 122-мм гаубицами М-30,   а также 152-мм тяжелыми гаубицами. Активно использовалась в предвоенных конфликтах, а также в начале Отечественной войны. Помимо СССР состояла на вооружении Финляндии и Германии.

Основания модернизации

Анализ опыта применения артиллерии в ходе ПМВ, Гражданской войны и вскоре последовавшей советско-польской, а также мировые тенденции развития артиллерии выявил необходимость совершенствования советских дивизионных гаубиц. Основными направлениями считались: 

  • увеличение дальнобойности;
  • увеличение огневой маневренности;
  • увеличение могущества отдельного выстрела;
  • улучшение маневренных качеств, путем внедрения механической тяги. 

В 1928 году принято решение о конструировании нового орудия на замену гаубицам обр. 1909 и 1910 гг. Однако, учитывая реальное тяжелое положение в промышленности, наличие более важных военных программ , а также загруженность заказами из народного хозяйства, было решено модернизировать 122-мм гаубицу обр.1910 гг. 

Резервы, заложенные в конструкцию этой дивизионной гаубицы, позволяли улучшить ее ТТХ, главным образом дальнобойность. Модернизация должна была проходить силами КБ Мотовилихинского завода, который и занимался выпуском гаубицы обр.1910 гг. Одной из главных фигур предстоящей модернизации должен стал известный конструктор Сидоренко В.Н.

Улучшения 122-мм гаубицы обр.1910/30гг в ходе модернизации

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристикиОсновным направлением модернизации выбрано увеличение дальнобойности 122-мм гаубицы, путем введения боеприпасов со снарядом дальнобойной формы. Стрелять из гаубицы обр.1910 гг., таким было возможно исключительно на четвертом заряде, который состоял единственно из основного пакета пороха. Снаряды дальнобойной формы были длиннее старых на 0,64 калибра. Причем эта разница в основном была в запоясковой части, которая у снарядов старого образца практически отсутствовала.

Попытка выстрелить полным снарядом приводила к разрыву ствола, поскольку при наличии всех пучков отсутствовал внутренний объем необходимый для расширения пороховых газов, резко росла температура и давление. Поэтому стреляли, убрав все пучки за исключением основного пакета. Для исправления ситуации необходимо было удлинить зарядную камору. Что и сделали, расточив ее на один калибр.

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристикиСтрельба новыми снарядами сопровождалась увеличением отдачи, вследствие чего пришлось усилить противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Усиление лафета 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг произошло на этапе серийного производства. Вероятно, этот недостаток выявила эксплуатация в войсках. Стрельба дальнобойной гранатой приводила к увеличению динамических нагрузок, по сравнению с прежним артиллерийским выстрелом. Даже стрельба старым снарядом и вновь введенным метательным зарядом №1 существенно превышала динамические характеристики допустимые для не модернизированной гаубицы.

Упрочнение лафета естественно сказалась на массе гаубицы обр.1910/30гг ее масса увеличилась до 1466 кг, тогда как не модернизированная 122-мм гаубица весил 1331кг. Наложение расточенного ствола на старый лафет, а также использование старых салазок и противооткатных устройств было запрещено.

Чтобы исключить эту возможность модернизированные лафеты, противооткатные и стволы стали в обязательном порядке маркировать надписями «упрочненный», «обр.1910/30гг», «удлиненная камора».

Увеличение дальности стрельбы 122-мм гаубицы обр.1910/30гг заставило изменить прицельные приспособления. Для обр. обр.1910/30гг приняли «нормализованный» прицел. Данный прицел использовался для самых разных артиллерийских систем и отличался только креплением, да нарезкой дистанционных шкал под баллистику конкретного орудия. 

Подвижность и огневая маневренность 122-мм гаубицы обр.1910/30гг остались на прежнем уровне, поскольку сам однобрусный лафет, в также колесный ход не претерпели существенных изменений конструкции.

Механизм горизонтальной наводки гаубицы остался прежним.

Скорость возки, как и раньше, не превышала шести километров в виду отсутствия какого либо подрессоривания и наличия деревянных колес с металлическим ободом.

На протяжении 1930 года модернизация полностью завершена. 122-мм гаубица обр.1910/30гг прошла испытания, запущена в производство Мотовилихским заводом и поступила в войска.

Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг

Конструкция орудия состояла: 

  • ствола;
  • поршневого затвора;
  • лафета. 

Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.

Однобрусный лафет состоял: 

  • противооткатных устройств установленных в салазках;
  • люльки;
  • станка;
  • орудийного щита;
  • механизмов наведения
  • прицельных приспособлений

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристикиПри производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.

Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось.

Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.

1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.

Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:

  • запирающего механизма;
  • выбрасывающего механизма;
  • предохранительного;
  • ударного механизма;
  • облегчения заряжания;
  • удержания гильзы.

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.

Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.

Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.

Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг — секторный.

Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристикиБоевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.

Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.

Читайте также:  Ружье mossberg 9200: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристикиБуксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.

Оценка гаубицы

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристикиМодернизация гаубицы, которая коснулась только увеличения дальности стрельбы, не смогла существенно улучшить боевые ее свойства. Тактическая подвижность орудия ограничивалась отсутствием подрессоривания, маневр огнем ограничивал оставшийся неизменным лафет. Орудие получилось неустойчивым, и стрелять полным зарядом при углах менее двадцати градусов запрещено. Дальнобойность гаубицы уступала таковой у современных орудий, таких как 10,5 cm leFH18. Из положительных качеств 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг на начало войны можно назвать лишь ее малый вес.

Однако сам факт модернизации парка устаревших орудий следует считать правильным, соответствующим реалиям отечественной промышленности и соответствующим тенденциям развития артиллерии том числе и зарубежной. 

Боеприпасы. 

  • Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики
  • Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики

Источник: http://ww2tanki.ru/artilleriya-vtoroj-mirovoj-vojny/sssr/divizionnaya-artilleriya/122-mm-gaubitsa-obr-1910-30

152-мм гаубица Д-1 (бывший Советский Союз) — Современная артиллерия: РСЗО, орудия, минометы

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики

152-мм гаубицу Д-1 (в действительности ее калибр равен 152,4 мм) часто называют гаубицей образца 1943 года, так как именно в этом году она была принята на вооружение Красной Армией.

Разработанная в спешном порядке в военные годы плодотворным конструкторским бюро под руководством Петрова, гаубица Д-1 продолжает распространенную советскую традицию сочетания компонентов различных артиллерийских систем. Двухстанинный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 (см.

) были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (образца 1938 года), что позволило использовать семейство боеприпасов М-10 с изменяемой мощностью метательного заряда. В тех местах, где это оказалось необходимым, шасси М-30 было усилено, чтобы выдержать дополнительную нагрузку.

В результате получилась гаубица весьма удачной конструкции, почти на 1000 кг легче излишне тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 сменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, однако она сохранила ту же максимальную дальность выстрела (12400 метров) и пробивную силу, что и ее прообраз.

Более того, Д-1 получилась настолько успешной, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств – бывших членов Варшавского пакта, хотя в основном используется преимущественно в учебных целях и находится в резерве, а также широко применяется в других странах, в том числе в Китае (выпускающем практически полностью идентичную модификацию 152-мм Тип 54), Ираке, Кубе и Египте (среди прочих).

Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является высокоэффективный осколочно-фугасный снаряд весом 40 кг, содержащий почти 6 кг тротила, хотя на протяжении многих лет были разработаны и другие виды боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, начиненные люизитом (в настоящее время не используются).

В числе прочих типов боеприпасов – специальные бетонобойные, используемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в населенных пунктах городского типа, а также противотанковые кумулятивные, в настоящее время снятые с вооружения повсеместно, кроме Румынии, где до сих пор выпускается кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственной разработки.

Тактико-технические данные

Первый опытный образец

Начало серийного производства

Страны, в которых состоит на вооружении в настоящее время

Боевой расчет

Полный боевой вес

Длина ствола

Общая длина орудия в походном положении

Ширина орудия в походном положении

Максимальная дальность стрельбы

Начальная скорость снаряда

Масса снаряда

Максимальный угол склонения/возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

1943 год
1943 год
Страны СНГ, Китай, Афганистан, Ирак, Венгрия, Мозамбик, Сирия, Вьетнам, Куба, Албания и другие
7 человек
3600 кг
4,207 м
7,558 м
1,994 м
12400 м
508 м/с
40 кг
-3/+63,5
35

Чертеж

Гаубица Д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики

http://zw-observer.narod.ru

Содержание

Источник: http://zw-observer.narod.ru/books/artillery/152-mm_howitzer_D-1.html

152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года

В нескольких предыдущих статьях мы рассказывали о 152-мм гаубицах РККА, которые в той или иной степени были достаточно удачными для своего времени. По каким-то характеристикам даже превосходили зарубежные аналоги. По каким-то уступали. Но в целом соответствовали требованиям времени создания. Назвать их прорывными, шедевральными, лучшими все-таки было нельзя.

Сегодня речь пойдет о действительно шедевре. Орудии, восхищаться которым не перестают до настоящего времени.

Причем восхищение это имеется и у тех, кто конструирует вооружение сегодня, и у тех, кто пользуется орудием в силу служебных обязанностей.

Орудии, которое несмотря на то, что выпускалось всего 6 лет, с 1943 года по 1949 год, стало самой массовой 152-мм гаубицей Красной, а затем и Советской армии!

Скажите, кому неизвестен этот снимок?

Послужной список этой гаубицы начинается боями Великой Отечественной и заканчивается почти всеми более или менее значимыми военными конфликтами 20 века. А военная служба системы продолжается и сегодня в нескольких армиях мира.

Автором системы является многократно упоминаемый нами Федор Федорович Петров, главный конструктор КБ завода №9 (УЗТМ).

Именно опыт и гениальность Ф. Ф. Петрова и его конструкторского коллектива «помогли» новой системе в кратчайшие сроки стать в боевой строй.

Но необходимо вспомнить и ещё одного человека. Человека, который хоть не являлся конструктором артиллерийских систем, но без поистине «гаубичного» по пробиваемости решений на всех уровнях характера, без его организаторских способностей, судьба шедевра могла сложиться не так триумфально.

Это народный комиссар вооружений Дмитрий Федорович Устинов. Более известный для большинства читателей-ветеранов ВС СССР и России как один из последних Министров обороны СССР (1976-1984 гг.).

Но вернемся к самой гаубице. В статье о гаубице М-10 мы писали о прекращении производства таких орудий в 1941 году. Существует множество материалов о причинах этого решения. Называют и дефицит тягачей, что соответствует действительности. И сложность производства, особенно лафета, что тоже верно. И сложность самого орудия.

Но, по нашему мнению, главной причиной стало отсутствие мощностей для производства. Стране нужны были пушки. И заводы выпускали пушки. Из гаубиц производились только М-30 и МЛ-20 (гаубица-пушка). Производство которых было налажено в кратчайшие сроки с одной стороны, и которые обеспечивали потребность РККА в орудиях данного вида.

Читайте также:  Обзор пневматического пистолета gletcher (beretta) brt 92fs auto: характеристики, устройство, тюнинг, фото и видео

Переломным этапом в отношении к гаубицам для конструкторов стало наступление под Москвой и дальнейшие действия РККА в 1942 году. Стало понятно, что армия переходит в наступление. А значит, армия скоро потребует мощных, мобильных артсистем.

КБ начали в инициативном порядке, в свободное время, проектировать такие системы. Однако, в условиях военного времени главным требованием для конструкторов стали не революционные идеи и разработки, а возможность в кратчайшие сроки организовать производство на уже имеющихся мощностях.

Вот тут-то и пригодился талант Петрова и его команды. Решение было найдено поистине гениальное. Наложить ствольную группу гаубицы М-10, мощности и технологии производства которой сохранились, на прекрасно зарекомендовавший себя лафет 122-мм гаубицы М-30. И таким образом объединить мощь 152-мм гаубицы М-10 и мобильность 122-мм дивизионной гаубицы М-30.

Наверное, можно рассматривать новую гаубицу как дуплекс сразу двух систем-М-10 и М-30. По крайней мере, для своей предшественницы М-10 гаубица Д-1 является дуплексом безо всяких оговорок.

Дальше начинается детектив. В начале 1943 года на завод №9 приезжает нарком Устинов. После проверки производства и встречи с руководством завода Петров приносит наркому расчеты новой гаубицы.

13 апреля из Москвы раздается телефонный звонок. Устинов извещает Петрова о решении ГКО по поставке 5 изделий к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний на Гороховецкий полигон.

5 мая на полигоне начинаются испытания двух опытных образцов. Отличие образцов заключалось в небольших различиях в противооткатных устройствах. Правда один образец уже был испытан на заводе. Второй был «с нуля».

5 и 6 мая орудия подверглись серьезным испытаниям. Было сделано, в общей сложности, 1217 выстрелов. Скорострельность орудия как с исправлениями, так и без исправления наводки оказалась 3-4 выстрела в минуту! Уже 7 мая полигон выдал отчет, что по устранению неполадок гаубица Д-1 может быть рекомендована к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года Д-1 была принята на вооружение под названием «152-мм гаубица обр. 1943 г.» Валовое производство ее было начато через 1,5 месяца на заводе № 9. Этот завод был единственным изготовителем Д-1.

  • Устройство гаубицы: — станины раздвижного типа; — казенная часть (казенник); — щитовой бронелист; — накатник и откатник, составляющие противооткатные устройства; — гаубичный ствол; — дульный тормоз ДТ-3; — колесный ход (колеса гаубицы КПМ-Ч16 с шинами ГК 1250 200);
  • — подрессоривание хода.

Лафет гаубицы составляли станины, подрессоривание и колесный ход. Ствольная группа состояла из казенника, противооткатных устройств, ствола с дульным тормозом.

Какие же решения использовал Ф.Ф. Петров в конструкции Д-1? При внимательном рассмотрении оказалось, что в этой конструкции есть элемент ещё одного орудия.

Орудийный ствол сомнений не вызывает. Гаубица 152-мм образца 1938 года. С лафетом та же история. Улучшенный лафет гаубицы калибра 122-мм М-30. Прицельное приспособление тоже от гаубицы М-30. А вот с затвором вопрос. Петров использовал затвор от гаубицы 152-мм образца 1937 года МЛ-20.

Как видите, с технической точки зрения конструкция достаточно совершенна. Хотя, в целях упрощения производства, совершенствования технологии, изменения все-таки проводились.

Так, станины орудий первых выпусков были полностью клепанные, а у орудий более поздних выпусков корпуса были сварные.

Гаубицы более поздних выпусков имели также катки для перекатывания вручную. Штырь катка вставлялся в отверстие шворневой балки.

  1. Тактико-технические характеристики гаубицы Д-1: Масса — в походном положении, кг: 3 640 — в боевом положении, кг: 3 600 Вертикальные углы, град: -3…+63,5 Горизонтальные углы, град: 35 Скорострельность орудия, выстр/мин: 4 Дальность стрельбы, м: 12 400 Масса ОФС, кг: 40 Максимальная скорость транспортировки, км/ч: 40
  2. Расчет, чел: 8.

Если смотреть статистические данные по выпуску гаубицы Д-1 в период Великой Отечественной войны, создается совершенно неверное впечатление о численности этих мощных орудий в нашей армии. Во многих источниках информация дается достаточно «обтекаемо». За время войны выпущено примерно 1000 гаубиц.

Картина совершенно меняется если посмотреть выпуск систем по годам: 1943 год — 84 штуки. 1944 год — 258 штук. 1945 год — 715 штук. 1946 год — 1050 штук.

  • 1947-49 годы — по 240 штук.
  • Как видно из этих данных, растущие потребности именно в этом орудии свидетельствуют как раз о том, что гаубица «зашла».

Авторам удалось побеседовать с офицером, который работал на этих гаубицах в советское время. Он поделился некоторыми интересными подробностями стрельбы из этого орудия.

При стрельбе на мягком грунте необходимо под колесами делать настил. При стрельбе под углами возвышения свыше 37 градусов вырывается ровик между станинами. В исключительных случаях возможна стрельба при не раздвинутых станинах. При этом угол обстрела по горизонтали составляет 1,5 градуса. Во всех случаях при стрельбе под сошниками закрепляются деревянные брусья.

Появление в 1943 году гаубиц Д-1 значительно повысило мобильность советских танковых и моторизованных частей. Гаубица, благодаря своей «скороходности», успевала за стремительно наступавшими частями РККА. Значит, вклад этой системы в войну неоспорим. И место в российских и прочих музеях эта гаубица занимает по праву.

Заканчивая статью, хочется ещё раз восхититься гением наших конструкторов, которые в сложнейших условиях войны смогли создать великое орудие. Орудие, которое стало учителем многим советским и даже российским артиллеристам.

Источник

Источник: https://soldat.pro/2018/07/07/152-mm-gaubica-d-1-obrazca-1943-goda/

История артиллерии в Великой Отечественной войне — Мир оружия — медиаплатформа МирТесен

В преддверии праздника 19 ноября — дня ракетных войск и артиллерии хотел бы поделиться с вами в этой фишке некоторыми интересными моментами, связанных с историей артиллерии Великой Отечественной войны.

Артиллерия подразделялась на войсковую (батальонную, полковую, дивизионную, корпусную, а 1943 г. и армейскую) и артиллерию резерва ВГК.

На вооружении артиллерии находились пушки, гаубицы, минометы, боевые машины (установки) реактивных снарядов..

Источник: topwar.ru

С началом Великой Отечественной войны минометы неоднократно модернизировались. 82-мм батальонный миномет образца 1941 г., разработанный в СКБ В. Н.

Шамарина, имел встроенный в казенник ствола эксцентриковый механизм, который позволял повысить безопасность процесса разряжания миномета . Двунога-лафет 82-мм батальонного миномета образца 1943 г.

представляла собой жесткую раму с приваренными к ней сошниками, которые при стрельбе углублялись в грунт и обеспечивали высокую устойчивость миномета.

Читайте также:  Газ 69: технические характеристики автомобиля, максимальная комплектация, история создания, расход топлива

Источник: imagesait.ru

Ф-22 УСВ

К началу войны Красная армия располагала вполне современной системой дивизионной артиллерии, основными образцами которой в дальнейшем стали: 76,2-мм пушки образца 1939 г. (Ф-22УСВ), образца 1942 г. (ЗИС-З), 122-мм гаубицы образца 1938 г. (М-30).

Источник: topwar.ru

Артиллеристы батареи 76-мм дивизионных пушек образца 1939 года Ф-22 УСВ, перед выездом на боевые позиции

Источник: i.pinimg.com

Советские артиллеристы ведут огонь по противнику из 76-мм пушки Ф-22-УСВ в большой излучине Дона

Источник: warspot-asset.s3.amazonaws.com

ЗИС-3

Источник: mirznayki.ru

Вес в боевом положении: 1200 кг.Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом: 13200 м.Наибольший угол возвышения: +37 градусовНаибольший угол склонения: -5 градусовУгол горизонтального обстрела: 54 градусаСкорострельность максимальная: 25 выстрелов в минуту

Скорость перевозки по шоссе: до 50 км./час

Достижением конструкторской мысли в конструкторском бюро В. Г. Грабина стала разработка 76,2-мм дивизионной пушки ЗИС-3, признанной по своей мощности, совершенству конструкции, внешней легкости и даже, по выражению некоторых экспертов, изяществу лучшей пушкой Второй мировой войны.

Заводские испытания этой пушки были начаты в 1940 г., а завершены в начале 1941 г. При создании орудия использовалась идея наложения снабженного дульным тормозом ствола пушки Ф-22 УСВ на лафет 57-мм противотанковой пушки.

Новое орудие обеспечивало решение всего комплекса задач дивизионной артиллерии: уничтожение живой силы и автобронетанковой техники, подавление и уничтожение огневых средств пехоты и артиллерии, разрушение долговременных огневых точек и прочее.

Однако накануне войны эту пушку не приняли на вооружение, поскольку разработка велась без официального задания ГАУ.

Источник: nstarikov.ru

Производство ЗиС-3 на военном заводе. Фотохроника ТАСС

В начале войны В. Г. Грабин по согласованию с руководством завода № 92 запустил ЗИС-3 в серийное производство. В сражениях 1941 г. ЗИС-3 доказала свое преимущество над Ф-22 УСВ, которая отличалась сложностью наводки на цель, имела большую массу и значительную силу отдачи. Это позволило В. Г.

Грабину лично представить ее И. В. Сталину и получить официальное разрешение на производство. В результате ЗИС-3 была принята на вооружение под наименованием «76,2-мм советская дивизионная и противотанковая пушка образца 1942 г.». ЗИС-3 стала основной артиллерийской системой советской дивизионной артиллерии.

По эффективности стрельбы она превосходила немецкую 75-мм пушку. При разрыве осколочно-фугасной гранаты образовывалось 870 убойных осколков с радиусом сплошного поражения 15 м (немецкий снаряд давал 765 осколков с радиусом сплошного поражения 11,5 м).

На дальности 500 м при угле встречи 90 градусов бронебойный снаряд пушки пробивал броню толщиной 70 мм.

Источник: nstarikov.ru

ЗиС-3 во время боя на территории завода «Красный Октябрь» в Сталинграде. Фотохроника ТАСС

Источник: www.wikireading.ru

Источник: wio.ru

Д-44

Источник: www.tehnikapobedy.ru

Во второй половине 1944 г. прошла государственные испытания новая 85-мм дивизионная пушка Д-44, которая была спроектирована в КБ Ф. Петрова для замены 76-мм пушки ЗИС-3. Переход на больший калибр был необходим, поскольку у Германии появились новые тяжёлые танки с толстой бронёй.

Опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 и получил сложный индекс ЗИС-Д-44. В 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон. После полигонных, а затем и войсковых испытаний она была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».

При угле встречи 90 градусов бронебойный снаряд этой пушки на дистанции 500 метров пробивал гомогенную броню толщиной 135 мм.

Д-1

Источник: topwar.ru

Красная армия получила боеприпасы кумулятивного действия со значительным опозданием. С восстановлением корпусного звена управления возникла практическая необходимость иметь корпусную гаубицу с высокими маневренными качествами, мощным снарядом и дальностью стрельбы, обеспечивающей ведение контрбатарейной борьбы.

(Отличие пушки от гаубицы смотрите здесь https://thedifference.ru/chem-pushka-otlichaetsya-ot-gaubicy…) Эта задача была решена созданием 152-мм гаубицы образца 1943 г. (Д-1). Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов. По мнению Н. Н. Воронова: «По сравнению с прежней гаубицей того же калибра она имела солидные преимущества. В связи с переходом Красной армии к большим наступательным операциям потребовались новые орудия для наступления. Именно такой оказалась хорошо встреченная в войсках новая, облегченная 152-миллиметровая гаубица» . Облегченная гаубица Д-1 являлась весьма надежным орудием, обладала высокой точностью стрельбы и хорошей живучестью.

Источник: armor.kiev.ua

Давая после войны оценку этому миномету, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов написал: «В числе новинок был также 160-миллиметровый миномет, мощное наступательное оружие с дальностью стрельбы 5150 метров, с миной весом 40,5 килограмма, обладающей мощным фугасным действием.

Вес миномета в боевом положении был всего лишь около тонны. Это оружие оказалось незаменимым при прорыве обороны противника, для разрушения его деревоземляных сооружений.

Когда на одном из фронтов были впервые массированно применены новые минометы, они произвели огромное моральное воздействие на противника. Выстрелы этих минометов глухие, мина взлетает очень высоко по крутой траектории, а затем почти отвесно падает вниз.

При первых же разрывах таких мин гитлеровцы решили, что их бомбит наша авиация, и стали подавать сигналы воздушной тревоги». В других странах не было такого мощного и маневренного оружия.

БМ-13Н «Катюша»

Источник: wiki.warthunder.ru

В 1943 г. была принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н. При этом удалось обеспечить увеличение скорости вертикальной наводки в 2 раза, сектора обстрела — на 20%, уменьшить усилия на рукоятках механизмов наведения в 1,5–2 раза, повысить живучесть и эксплуатационную надежность боевой установки.

Тактическую мобильность частей реактивной артиллерии, вооруженных установками БМ-13Н, повышало использование в качестве базы для пусковой установки мощного американского грузового автомобиля «Студебеккер 6×6». В конце 1943 г. на заводе «Компрессор» конструкторская группа А. Н.

Васильева приступила к разработке пусковой установки для стрельбы снарядами увеличенной дальности М-13-ДД и улучшенной кучности М-13УК, которые проворачивались в момент запуска и на траектории.

Несмотря на некоторое уменьшение дальности полета этих снарядов (до 7,9 км), площадь их рассеивания была значительно уменьшена, что привело к трехкратному увеличению плотности огня по сравнению со снарядами М-13.

Источник: www.20art.ru

Источник: worldpics.pro

Источник: artyushenkooleg.ru

6-й Сталинский удар Залп гвардейских реактивных минометов БМ-13 Катюша. Район Карпат.

Источник: http://fishki.net/2428075-istorija-artillerii-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html © Fishki.net

Источник: https://super-arsenal.ru/blog/43522234619/Istoriya-artillerii-v-Velikoy-Otechestvennoy-voyne

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector