Ка 52 аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ттх), применение, максимальная скорость

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скоростьАтакует Ка-50

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость• Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.

Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

• С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость
• Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

• Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

  • ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
  • Максимальная взлётная — 11300 кг
    Масса боевой нагрузки — 2800 кг
    Экипаж — 2 человека
    Крейсерская скорость — 250 км/ч
    Максимальная скорость — 350 км/ч
    Дальность полёта — 520 км
    Статический потолок — 3600 м
    Динамический потолок — 5500 м
    Максимальная скороподъёмность — 10 м/с
    Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g
    Допустимый угол крена — ±70 град.
  • Допустимый угол тангажа — ±60 град.
  1. Специальное оборудование (вооружение)
    Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»
  2. — количество — 12 шт.
    — скорость полёта ПТУР — 400 м/с
    — дальность пуска — 8000 м
  3. — бронепробиваемость — до 950 мм
  4. Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42
  5. — калибр — 30 мм
    — боекомплект — 460 снарядов
    — масса снаряда — 0,39 кг
    — начальная скорость снаряда — 980 м/с
  6. — прицельная дальность стрельбы — 4000 м
  7. Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

— калибра 80 мм — 80 шт.
— калибра 122 мм — 10 шт.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

— тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
— количество 4 шт.

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скоростьСохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь»  с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

  США обновят самолёты «ядерного возмездия»

• Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

• Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость Боевой вертолёт Ка-52 КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость Вертолёт Ка-52 КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость Каждая ракета — в цель! КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость Многоцелевой вертолёт Ка-52 КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость Боевой вертолёт Ка-50 КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость Ка-50 в полёте Атакует Ка-50 Ка-50 вид снизу Ка-50 стрельба из пушки Вооружение Ка-50 и Ка-52

КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

• Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

__________________________________________________________________________________________

(В статье использованы материалы и фотографии с сайтов arms-expo.ru, wikipedia.org, pilot.strizhi.info и aviastar.org)

/Алекс Варламик/

  • ТЕГИ
  • вертолёты
  • военная авиация
  • вооружение
  • оружие России

Источник: https://army-news.ru/2010/10/alligator-vertolet-ka-52/

Ка-52 "Аллигатор" против лучших ударных вертолетов мира

Ка-52 «Аллигатор» является лучшим ударным вертолетом в мире. Его нетрадиционная компоновка, фантастическая маневренность и мощное оружие оставляют далеко за флагом даже легендарный АН-64 Apache, не говоря о других машинах. Подробности в нашем обзоре.

Невидимый дракон

Ударный вертолет Changhe Z-10 — один из немногих образцов китайской военной техники, созданный собственными силами. Ну или почти.

Такое решение было вызвано невозможностью (из-за введенных США санкций) купить современный боевой вертолет за рубежом и скопировать его по обыкновению.

Впрочем, когда Z-10 обрел очертания и характеристики, выяснилось, что заграница все-таки помогла Китайскому вертолетостроительному институту.

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость
Вертолет Changhe Z-10
Источник: wikimedia.org

Не имея современных турбовальных двигателей, КНР купила 10 моторов для опытной партии вертолетов у «Пратт-Уитни Канада» — дочерней структуры United Technologies Corp.

, жестоко оштрафованной американскими властями за поставки военных технологий в Китай.

На серийных образцах Z-10 установлены, по официальной информации, двигатели китайского производства, разработанные с участием российских и украинских специалистов.

Французская компания «Еврокоптер» разработала главный ротор, а итальянская «Агуста» — трансмиссию. Эмбарго удалось обойти, поскольку по документам узлы создавались для гражданского вертолета. А когда появились первые фотографии китайского вертолета, стало очевидно, что конструкторы Поднебесной изобрели Апач, граненый фюзеляж которого намекает на применение стелс-технологий.

Вертолет оборудован электродистанционной системой управления и «стеклянной кабиной», где показания приборов, аэронавигационная и боевая обстановка выводятся на многофункциональные дисплеи. Есть в нем и нашлемная прицельно-информационная система. В носовой части Z-10 установлены инфракрасная камера, лазерный дальномер и камера для ночных полетов.

Основным вооружением Changhe являются восемь противотанковых управляемых ракет HJ-10, аналог американской ПТУР AGM-114 «Хеллфайр».

Также вертолет оснащен 30-миллиметровой пушкой в носовой турели, неуправляемыми реактивными снарядами и легкими ракетами «воздух-воздух» для защиты от воздушного нападения.

В общем, американские технологии 30-летней давности, приводимые в движение маломощными двигателями, могут произвести впечатление на соседей (у которых и такого нет), но не способны реально противостоять лучшим машинам в этом классе.

Африканский крокодил

Южноафриканский Super Hind, производимый компанией ATE, является одной из многочисленных модернизаций советского Ми-24, сотнями поставлявшегося в развивающиеся страны. История конкретно Хинда началась с 40 алжирских вертолетов, переданных ЮАР для обновления.

По сравнению с Ми-24 его африканский потомок имеет измененную носовую часть. Улучшен обзор из кабины, установлено новое радиоэлектронное оборудование.

Центровка машины сместилась назад, в связи с чем улучшилась маневренность — особенно при полете на сверхнизких высотах с огибанием препятствий.

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость
Вертолет Ми-24 Super Hind MkIII военно-воздушных сил Алжира. Источник: militaryphotos.net

Вес машины уменьшился на две тонны. Экипаж защищен кевларовой броней и снабжен многофункциональными дисплеями для получения оперативной информации.

Советскую 30-миллиметровую пушку в носовой части вертолета сменила 20-миллиметровая южноафриканская с большими скоростями и углами наведения.

В топовой комплектации Super Hind оснащен нашлемным визиром, позволяющим пилоту взглядом управлять как обзорно-прицельной системой, так и вооружением.

Вертолет способен использовать большую номенклатуру российского и южноафриканского оружия. Основным ударным вооружением являются ПТУР Ingwe — восемь ракет могут размещаться в двух пусковых установках под крыльями. На испытаниях было выпущено более 400 ПТУР и 90 процентов из них поразили цели.

Достойная машина, а для африканского континента просто первоклассная. Но, несмотря на все свои достоинства, Ми-24 (Крокодил на военно-воздушном сленге) — машина вчерашнего дня. В особенности, если летают на ней не русские парни.

Пластмассовый тигр

Созданию итало-франко-германского ударного вертолета Eurocopter Tigеr помешал развал Советского Союза и вывод советских войск из Германии.

Вероятность того, что «русские придут» резко снизилась и Германия тут же уменьшила вдвое план по закупке Тигров. Затем Франция переключила финансовые потоки с еврокоптера на свой собственный, получивший имя Жаффе (Кочет).

Тем не менее в 1994 году проект машины был окончательно утвержден и она пошла в производство.

Читайте также:  Пневматические винтовки weihrauch (hw 100, hw 97k, hw 77): цена, характеристики, видео, сборка, разборка
КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость
Ударный вертолет Tiger
Источник: EPA

Фюзеляж и крыло «Тигра» из углепластика, обтекатели из стекловолокна и кевлара. Большое внимание уделено живучести — вертолет без проблем переносит попадания 23-миллиметровых снарядов ЗСУ «Шилка».

Редуктор трансмиссии способен 30 минут проработать без смазки, а избыточная прочность делает его нечувствительным к попаданию 12,7-миллиметровых пуль.

Неубирающееся трехстоечное шасси способно выдержать жесткую посадку с вертикальной скоростью до 6 метров в секунду.

Кабина двухместная, тандемная: впереди сидит пилот, за ним оператор. Сиденья у них ударопоглощающие и бронированные.

Tiger оказался первым серийным вертолетом с жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими считывать показания при любом освещении.

Комбинированная система оповещения об угрозе чувствительна как к радиолокационному облучению, так и лазерным лучам. Экипажу полагаются нашлемные прицелы для управления оружием.

Что до самого вооружения, то оно у каждой страны-участницы проекта свое. Общая только 30-миллиметровая автоматическая пушка.

На четырех точках подвески под крыльями Tiger может нести восемь франко-германских ПТУР HOT или столько же «Хеллфайров» и по четыре оборонительных зенитных ракеты «Мистраль» или «Стингер».

Вместо ПТУР можно подвешивать блоки с 22 неуправляемыми ракетами, крупнокалиберные пулеметы и дополнительные топливные баки.

Несмотря на высокие технологии и общую культуру производства судьбу еврокоптера завидной не назовешь.

Министерство обороны Германии признало Tiger негодным для использования в связи с многочисленными дефектами и недоработками.

22 машины, вооруженные AGM-114 «Хеллфайр», приобрела Австралия для последующей модернизации и адаптации. Интерес к покупке вертолетов проявляли Индия и Саудовская Аравия, но сделки не состоялись.

Вождь апачей

Армейская авиация США, Великобритании, Израиля, Нидерландов и Японии использует различные модификации легендарного AH-64 Apache.

Согласно сформулированному в 1972 году техзаданию министерства обороны США новая машина должна была бороться с танками в условиях активного противодействия ПВО и РЭБ в любое время суток и при любой погоде, обладать хорошей маневренностью, высокой живучестью и автономностью.

В разработке ударного вертолета участвовали все вертолетные и ряд самолетных фирм США, на его доводку ушло 12 лет, на вооружение Apache был принят в 1984 году.

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость
Ударный вертолет WAH-64D Apache (Великобритания,США)
Источник: backus.ru

Передние кромки лопастей несущего винта из титана — он выдерживает легкие касания деревьев и других препятствий, что необходимо на бреющем полете с огибанием препятствий. Два турбовальных двигателя мощностью по 1625 лошадиных сил разнесены и взаимозаменяемы.

Для снижения уровня шума хвостовой винт сделан Х-образным, а лопасти его установлены под разными углами: каждая из них подавляет часть шума, производимого предыдущей.

Основные стойки неубирающегося шасси снабжены мощными амортизаторами, способными поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью 12 метров в секунду.

Основным вооружением АН-64 являются ПТУР «Хеллфайр», работающие по принципу «пустил и забыл». Прицельно-навигационная система автоматически захватывает цели и обстреливает их.

Вращающийся в двух плоскостях модуль на носу вертолета имеет инфракрасную и телевизионную камеры, а также лазерный дальномер. Другая система позволяет летать вслепую на любой высоте.

Информация от ее сенсоров выводится на цветной дисплей и нашлемный индикатор.

Боевое крещение Апачи получили в Ираке. Именно эти вертолеты совершили первые выстрелы «Бури в пустыне», выпустив в ночь на 17 января 1991 года «Хеллфайры» по двум иракским радарам системы ПВО в пригородах Багдада. Обе РЛС были уничтожены. Далее АН-64 осуществляли поддержку наземной операции, расстреливая иракские танки. По разным данным, Апачи сожгли от 278 до 500 боевых машин.

Во время второй войны в Ираке и его оккупации американскими войсками стали выявляться слабые места вертолета.

АН-64 защищен от огня пулеметов и малокалиберных зенитных пушек, но беззащитен перед ПЗРК — в особенности при полетах на малой высоте над городскими кварталами, где вертолет не успевает выполнить противозенитный маневр.

В общей сложности в Ираке было потеряно около полусотни Апачей — часть из них партизаны сожгли, обстреливая из минометов места дислокации американских ВВС.

Сейчас на вооружении стоит модификация Longbow. От прежней ее отличают мощный, расположенный над несущим винтом радар и усовершенствованная электроника. В частности, интегрированная система управления огнем позволяет одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить на них ПТУРы, выпускаемые другими машинами из укрытия.

Симметричный ответ

Как бы ни был хорош Апач — а он действительно хорош и останется основным ударным вертолетом НАТО на ближайшие десятилетия, — ему далеко до российского Ка-52 «Аллигатор». Сравнивать их попросту некорректно, поскольку это машины разных поколений — как Фарман и ПАК ФА: задачи одни и те же выполняют, но разница очевидна.

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость
Двухместный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор»
Источник: http://www.russianhelicopters.aero/

Благодаря соосной схеме с двумя несущими винтами Ка-52 обладает фантастической маневренностью — он может лететь задом со скоростью 130 километров в час, боком — 100 километров в час. Максимальная скорость «Аллигатора» тоже лучшая в классе — 370 км/ч.

Машина способна выполнять пилотаж, недоступный вертолетами классической компоновки. Чего стоит одна фигура «Воронка», когда Ка-52 кружит над целью, будучи постоянно развернут к ней носом и поливая непрерывным огнем.

Вертолет способен выполнять и самолетный пилотаж: бочку, косую петлю и другие элементы.

Соосные винты обеспечили Ка-52 настоящую всепогодность — он может лететь против урагана со скоростью 140 километров в час, четко выдерживая по спутниковой навигации маршрут и местоположение. Взлетная мощность каждого из двух двигателей 2500 лошадиных сил, при отказе одного мотора другой выдает до 2800. Есть режим выхода из помпажа и автоматический запуск после остановки мотора в воздухе.

Обзорно-пилотажная и поисково-прицельные системы интегрированы в единый цифровой комплекс с бортовой вычислительной машиной, комплексом обороны и тремя радиостанциями.

Ка-52 способен засекать, сопровождать и обстреливать цели (в том числе малозаметные) в любое время суток и в густом тумане.

Бортовая электроника имеет открытую архитектуру, позволяя при необходимости устанавливать новое программное обеспечение без замены «железа».

Вооружен «Аллигатор» ПТУР «Вихрь» с лазерной системой наведения и тандемной боевой частью. Ракета пробивает 900-миллиметровую броню, не обращая внимания на активную защиту.

Первая ступень боеголовки отражается защитой, а вторая прожигает любой танк с любой проекции, устраивая внутри локальный ад. Серией «Вихрей» вертолет накрывает четыре мишени за 30 секунд.

У американцев подобные характеристики есть пока только на бумаге — в перспективной системе, заказанной DAPRA.

Для расправы над легкобронированными целями, радарами и зенитными установками у Ка-52 имеется 30-миллиметровая автоматическая пушка.

Расположена она у центра масс, что повышает точность стрельбы, скорость и маневренность машины.

Снаряды пробивают 15-миллиметровую броню на дистанции 1500 метров при угле встречи 60 градусов — недостижимый показатель в мире. Ни одна другая авиапушка в мире на такое не способна.

Кабина «Аллигатора» бронирована, топливная система защищена от взрыва и пожара. Эксперименты показали, что вертолет может продолжать полет даже при полном разрушении хвостового оперения, в то время как Апач при повреждении рулевого винта выходит из-под контроля.

При отказе обоих двигателей Ка-52 планирует на авторотации. Жесткую посадку компенсируют амортизаторы и стойки шасси, бронированная носовая часть и сминаемые блоки под сиденьями. Катапультируемые кресла разработаны с учетом вертолетной специфики.

В аварийной ситуации полосы взрывчатки разрывают остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.

Министерство обороны России заказало 240 вертолетов Ка-52, более 50 уже поступило в войска. Сто с лишним «Аллигаторов» примет на вооружение военно-морской флот — для поддержки десантов и охоты на корабли малого и среднего тоннажа.

Антон Валагин

Источник: https://vpk.name/news/115820_ka-52_alligator_protiv_luchshih_udarnyh_vertoletov_mira.html

Русский ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" — лучший в мире в своем роде!

КА 52 Аллигатор: российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость

Благодаря беспрецедентной по своим масштабам Госпрограмме вооружений до 2020 года ужетретий год подряд российский ВПК занимает первое место в мире по темпам ростаотрасли и второе место по объему экспорта вооружений и военной техники.

Недавно опубликованный рейтинг крупнейших производителей оружия Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) включает шесть отечественных компаний, пять из которых (кроме ОАК) значительно улучшили свои показатели по сравнению с предыдущим исследованием. Первое место по объему экспортной выручки занял концерн ПВО «Алмаз-Антей» (5,51 млрд долларов), поднялось в рейтинге SIPRI на восемь строчек, 14-е место.

Самым же «продвинувшимся» в списке оказался холдинг «Вертолеты России», который поднялся сразу на десять позиций вверх. В 2012 году он продал военной техники на 3,52 млрд долларов, поднявшись с 35-го на 25-е место.

Самым востребованным продуктом компании стали ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», ежегодный «заказ» на которые превышает 0,9 млрд долларов. Это абсолютный рекорд в современной истории. Давайте разберемся, в чем секрет успеха новой российской винтокрылой машины.

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum B) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула».

Основное отличие Ка-52 от Ка-50 — наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов.

 Однако если сравнивать его тактико-технические характеристики с мировыми аналогами, состоящими на вооружении других стран, то совершенно очевиден вывод о том, что российская разработка объективно является лучшим ударным вертолетом в мире.

У этого аппарата есть длинный список непревзойденных качеств, которые недосягаемы даже для испытываемых сейчас перспективных аппаратов для армии США. Сравнительный анализ ТТХ Ка-52 с другими новейшими вертолетами мира дает однозначный ответ о его превосходстве по основным позициям, в том числе в сравнении с лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач».

Прежде всего это уникальная маневренность — он может летать даже хвостом вперед со скоростью 130 км/ч, боком — 100 км/ч, совершать такие пилотажные маневры с огромными перегрузками, которые и не снились пилотам НАТО и США. Максимальная скорость Ка-52 — 370 км/ч — также самый высокий показатель на планете.

 Если рассказывать обо всех технических преимуществах нашего аппарата, придется писать книгу.

 Пожалуй, среди основных «наилучших» характеристик стоит все-таки отметить его потрясающую всепогодность — он может летать даже в ураган со скоростью ветра до 140 км/ч и при этом четко удерживать свою позицию в воздухе по координатам РЛС и данных со спутника.

Читайте также:  Маузер 98к: патрон 7,92х57 для карабина, калибр немецкой снайперской винтовки, где производился mauser 98k

В «шарике» за остеклением кабины находится оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хорошую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км (американский Apach последнего поколения только на 12 км). Носовой обтекатель заняла большая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о препятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов — она обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.

Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф составляет 2500 л.с., а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с.

Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных режимах и при пусках ракет.

Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматическое восстановление режима при заглохании.

Ка-52 оснащен новым прицельно-пилотажным и навигационным комплексом «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково-прицельная система ГОЭС-451.

Они могут работать круглосуточно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого установлена в носовой части.

 Все оборудование, включая бортовой комплекс обороны, а также три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50, интегрировано в единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».

Главным оружием боевого вертолета является противотанковый ракетный комплекс — ПТРК «Вихрь». Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км.

 Причем динамическая защита — не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ. «Вихрь» превосходит даже аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, которой так гордятся Штаты, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (КУВ) «Вихрь-М» с семейством ракет 9М4172.

Комплекс одной ракетой уничтожает танк с 1000-мм броней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. У американской DARPA подобные характеристики пока заложены только на бумаге в качестве перспективного задания.

 Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми — осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд.

 КУВ «Вихрь-М» может вести огонь за пределами радиуса досягаемости самоходных ракетных комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард», состоящих сейчас на вооружении стран НАТО.

В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, спроектированные для ударных самолетов.

 Классическим его вооружением остаются и неуправляемые ракеты — Ка-52 несет четыре блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15 модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехоты — со стреловидными поражающими элементами и т.д.

Американский АН-64 также несет четыре блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее — калибра 68 мм. Кроме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 122 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64.

Преимуществом вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолетами НАТО является также пушка 2А42.

 Американская М-230 ведет огонь на дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М799, — на дистанции 1500 м они пробивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 градусов — недосягаемый показатель в мире.

 Американское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиапушек — английской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже.

Размещение пушки вблизи центра масс на Ка-52 повышает маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в четыре раза выше, чем у АН-64.

Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые эффективны против легкобронированных целей и зенитных установок на малых дальностях. В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К.

С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям. Камовский вертолет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух». Он несет четыре ракеты 9М39 «Игла-В».

Эта модификация проверенного в бою переносного зенитного комплекса с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 секунды при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.

Теперь главное — маневренность. Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего ротора рулевым винтом до 10-20% мощности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические характеристики выше на 6-10%.

Особенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады. Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независимость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее.

Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении режима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков.

У соосного вертолета меньше моменты инерции и больше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать невероятные «па» в воздухе — то, о чем пилоты других вертолетов только мечтают.

 Только Ка-52 может выполнить специфический боевой маневр — плоский разворот, энергичное изменение курса без использования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжением, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса.

Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 130 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают 90 градусов. Противнику же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» позволяет безопасно садиться с малыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают.

Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «воронка».

Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом») или огибая их вертикально маневром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью.

Менее жесткие ограничения по угловым движениям позволяют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 градусов и углами тангажа 90 градусов.

Бронирование защищает экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной посадке.

 Летный эксперимент показал, что Ка-52 способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и другие современные вертолеты не сохраняют управляемость при выходе из строя хвостового винта.

Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-выхлопные устройства, снижающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей.

Средства предупреждения об атаке ракетами, облучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помеховое оборудование сведены в бортовой комплекс обороны, управляемый компьютером.

Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации планирует, вертолет использует самовращение ротора. Аэродинамическая симметрия и отсутствие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом.

 Кроме того, экипаж Ка-52 защищен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений.

Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Есть и катапультируемые кресла К-37-800М.

Они разработаны специально для вертолетов с учетом специфики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.

Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объекты, и это крайне важно в период, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков.

Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны России составляет 240 штук. В 2012 году изготовлен 21 вертолет, в 2013-м МО РФ получило еще 24, в 2014-м по плану будет 28.

 Около ста машин собирается принять на вооружение Военно-морской флот для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и среднего водоизмещения. 

Сергей Тихонов

Источники: журнал «Эксперт»

http://www.aviaport.ru/digest/2014/02/06/273967.html

Источник: https://zema.su/blog/russkii-udarnyi-vertolet-ka-52-alligator-luchshii-v-mire-v-svoem-rode

Ка-52 «Аллигатор», разведывательно-ударный вертолет

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевым каналом управления (ЛЛКУ), блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака (ПТУР)» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

Читайте также:  Жуковский николай егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).

Модификации

  • Ка-52 «Аллигатор» — базовая версия
  • Ка-52К — проектируемая модификация вертолета Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Будет отличаться наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой.

Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1000/65842/

Боевой Вертолёт Ка-52 «Аллигатор»

Ка-52 «Аллигатор» — российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения. Первый полёт состоялся 25 июня 1997 года. Введен в эксплуатацию в ноябре 2011 года. Предназначен для поражения бронированной и небронированной техники, живой силы и воздушных целей на поле боя, осуществляет разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.

Благодаря десантному отсеку, он также мог доставлять бойцов на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».      Ударный вертолет Ка-52 также создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, также защищена броней и кабина пилотов.

 Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500. На Ка-52 установлена ГОЭС «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча.

 На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

title=»Технические характеристики» » open=»false»

Технические характеристики:

Экипаж: 2 человека, пилот и оператор вооруженияДлина: 16,0 мДлина фюзеляжа: 14,2 мДиаметр несущего винта: 14,5 мРазмах крыла: 7,3 мМаксимальная ширина фюзеляжа:Высота: 5 мПлощадь, ометаемая несущим винтом: База шасси:Колея шасси:Максимальная взлётная масса: 10 800 кгМасса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)Силовая установка: 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»»[27]Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.

на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

  • Лётные характеристики:
  • Максимально допустимая скорость: 350 км/ч.Максимальная скорость: 300 км/чКрейсерская скорость: 260 км/чПрактическая дальность: 460 кмПродолжительность полёта:Перегоночная дальность: 1110 кмСтатический потолок: 4000 мДинамический потолок: 5500 мСкороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g

Вооружение:1 × 30-мм пушка 2А42, боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы.Точки подвески: 4 или 6.Боевая нагрузка: 2000 кг, 2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески.

Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 2 х 6 ПТУР Атака, с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная, либо ПТУР Вихрь-1.ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт.

, размещаются не на пилонах;

Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм 4 х 20 шт. или С-13 калибра 122-мм, 4 х 5 шт.

Источник: https://ruspekh.ru/articles/boevoj-vertoljot-ka-52-alligator

Ка-52 «Аллигатор»: чем уникален российский супер вертолёт

Участие новейшего российского вертолёта Ка-52 в операции в Сирии наделало немало шума в американской прессе: The National Interest, рассказывая об «Аллигаторе», называл его «изящным» и «смертельно опасным», а Business Insider принялся сравнивать машину с американским AH-64 Apache. В российских же СМИ без обиняков говорили об уникальности вертолёта. Действительно ли он настолько хорош?

Ка-52 – модифицированная версия вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». Предшественник задумывался ещё в советское время как перспективная ударная машина, предназначенная для уничтожения бронетехники и огневых точек на поле боя. Предполагалось, что он сменит в войсках Ми-24, к эффективности которого уже в 1970 появились вопросы.

Но была при этом и другая подоплёка – именно в тот период США приступили к разработке и испытаниям своего знаменитого AH-64 Apache, который впоследствии стал чуть ли не самой массовой и универсальной машиной своего класса.

Естественно, СССР в самый разгар гонки вооружений не мог допустить, чтобы у геополитического оппонента появился вертолёт, превосходящий по своим возможностям всех конкурентов.

Разработка «советского ответа» была поручена конструкторскому бюро «Камов».

Возможно, именно это и предопределило итоговый успех проекта: «камовцы» длительное время создавали морские вертолёты, и, начав работу над новинкой, они решили использовать свой опыт и построить машину с совершенно новой концепцией.

Так Ка-50 получил традиционную для ОКБ соосную схему расположения несущих винтов – первым среди сухопутных вертолётов. Она, хоть и была сложнее в производстве, дала вертолёту большую устойчивость и манёвренность – в том числе возможность поворачивать вправо и влево на 90 градусов.

«Чёрную акулу» от других моделей отличало и наличие системы катапультирования – такая технология была впервые применена в вертолётостроении. Правда, и экипаж у Ка-50 состоял всего из одного человека: было решено отказаться от оператора вооружения, которого должны были заменить новые комплексы прицеливания.

В результате у разработчиков получилась машина, по многим параметрам опережающая своё время. Но, как часто бывает, само время к ней оказалось неблагосклонно.

Принципиальное решение о серийном производстве Ка-50 для армии было принято в 1985 году, однако «Чёрной акуле» пришлось ждать целое десятилетие перед тем, как она была принята на вооружение. И уже не в СССР, а в России.
В процесс вмешались и финансовые трудности.

Вооружённые силы были вынуждены остановить работы над вертолётом-разведчиком, который по разработанной для Ка-50 тактике боя должен был осуществлять наведение. Вместо этого комплекс разведки и целеуказания был перенесён на новую разработку – Ка-52, ставший двухместным.

Первый лётный экземпляр «Аллигатора» поднялся в воздух через пару лет после того, как началась эксплуатации «Чёрной акулы» — в июне 1997 года. После акцент был сделан именно на нём, а Ка-50 было построено всего 17 единиц.

Вместе с тем преемственность Ка-52 оказалась очень высока: по некоторым оценкам, она достигает 85 процентов комплектующих и агрегатов.

Да, в новой модели нашлось место для двух лётчиков, но главные отличительные черты – соосная схема расположения винтов и наличие катапульты – сохранились, что сделало «Аллигатор» первым и единственным в мире серийным боевым вертолётом с системой катапультирования.

Кроме того, у машины остались те же силовая установка, несущая система, крыло, оперение и средняя и хвостовые части фюзеляжа, выполненные с широким применением композитных материалов.
Основным визуальным отличием стала новая передняя часть с двухместной кабиной, но она, как и у предшественника, была сильно бронирована.

Ещё у Ка-50 она обеспечивала защиту от бронебойных пуль калибром до 12,7 миллиметров и осколков снарядом калибром до 23 миллиметров. Этот фактор вместе с полностью дублированной между двумя членами экипажа системой управления превратили Ка-52 в самый защищённый вертолёт в мире.

Совершенно новой у «Аллигатора» оказалась электроника, причём на нём были отработаны несколько вариантов различного бортового оборудования. На вертолёте установлены новейшая система радиоэлектронной защиты и прицеливания.

Изюминкой Ка-52 стала РЛС «Арблет» — двухдиапазонный когерентно-импульсный комплекс, который может в любое время суток и при любых погодных условиях обнаружить цель на расстоянии до десяти километров, выстроить маршрут и уведомить об угрозе.
А вот вооружение «Аллигатора» достаточно стандартное для российских ударных вертолётов.

Оно состоит из подвижной пушечной установки 2А42 калибра 30 миллиметров, неуправляемых ракет калибра 80 и 122 миллиметра. Однако в привычном наборе есть своя «изюминка» — противотанковый ракетный комплекс «Вихрь».

Его ракеты могут лететь со сверхзвуковой скоростью, что позволяет им преодолевать четыре километра за девять секунд – то есть почти в два раза быстрее, чем у американских аналогов. Это позволяет не только снизить уязвимость при атаке, но и за один заход с большей вероятностью уничтожить сразу несколько целей.

Есть у Ка-52 и модификация корабельного базирования – Ка-52К «Катран». На нём используется ещё более мощное ракетное вооружение и радиолокационное оборудование: дальность действия ПТРК «Гермес» равна 15-100 километрам, дальность обнаружения целей РЛС «Жук-А» — до 200 километров.

О солидном преимуществе новейшего российского ударного вертолёта вполне красноречиво говорит и сравнение тактико-технических характеристик с флагманами других армий.

Например, Ка-52 способен нести до 2800 килограмм боевой нагрузки, а его максимальная взлётная масса равна 10,8 тоннам – сопоставимые, но всё же меньшие показатели только у другой российской разработки Ми-28Н.
Максимальная скорость «Аллигатора» на 45 км/ч больше, чем у AH-64, практическая дальность – на 40 километров.

Настоящим козырем российской машины является скороподъёмность – 16 метров в секунду. У того же Apache – всего 12,3 метра в секунду. Единственный показатель, по которому Ка-52 уступает аналогам – практический потолок полёта. Для «Аллигатора» это 5500 метров, тогда как его конкуренты могут летать на высоте более 6000 метров.

Но от этого его преимущество вряд ли становится меньше.

Источник: https://russian7.ru/post/ka-52-alligator-chem-unikalen-rossiysk/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector