Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем , кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война.

В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй — крайнего в западной группе Гавайского архипелага.

На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара.

При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось.

Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны.

Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе.

Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной — пожертвовав собой, уничтожить врага.

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки.

Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри — это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника.

При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Мидуэйская операция

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения.

Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами — расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды.

Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего — школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников.

Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула.

Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность.

В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров.

И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными.

Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели.

Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности — долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались.

Кайтены должны были решить самую главную задачу — уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях.

Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

  • Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.
  • Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

  1. Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала
  2. Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Источник: https://nlo-mir.ru/kataclizm/38366-kajteny-japonskie-kamikadze.html

«Кайтэн» — человек-торпеда

Подводные самураи

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Во время Второй мировой войны камикадзе широко использовались во всех боевых действиях императорской армии. «Бегущие мины» бросались под танки противника и взрывали заграждения, летчики-камикадзе направляли свои самолеты на вражеские корабли. А уже ближе к концу войны, в конце 1944 года появились и начали свою страшную деятельность подводные камикадзе.

Мысль о создании торпед-самоубийц родилась еще в 1942 году после жестокого поражения Японии в битве у атолла Мидуэй. Потеря императорским флотом четырех авианосцев и множества других кораблей нарушила баланс морских сил. В ходе войны произошел перелом.

Американский флаг уверенно вознесся над Тихим океаном, а в рядах императорских офицеров и генералов наступило глубокое уныние.

И вот тогда двум молодым морякам-подводникам — младшему лейтенанту Сэкио Нисине и лейтенанту Хироси Куроки, пришла идея использовать против флота Соединенных штатов торпеды, управляемые людьми.

«Воля небес»

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Однако тут возникли серьезные проблемы, в этот тяжелый для Японии момент никому не было дела до самоучек изобретателей. И тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военно-морскому министру собственной кровью.

В подобных вопросах японцы — народ крайне щепетильный, письмо, написанное кровью автора, обязательно будет прочитано, независимо от его содержания. Так случилось и на этот раз. Мало того, содержание письма настолько заинтересовало адмиралов, что уже через восемь месяцев началась постройка первых опытных экземпляров «чудо-оружия».

Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн — это нечто, вносящее кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией…

«Мои дорогие отец, брат и сестры! Я должен сказать вам правду: уже несколько месяцев я не учусь на летчика. Вместо этого меня обучают вождению нового оружия, управляемой торпеды, которую я должен буду в одиночку повести на врага. Я горжусь, что был выбран для такой миссии. Я погибну в тот момент, когда торпеда ударится в борт вражеского корабля…» (Ютака Екота, «Субмарины-самоубийцы».

Чудо-торпеда

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Внутри торпеды помимо двигателя и мощного заряда было предусмотрено посадочное место для потенциального смертника. Надо сказать, что пространство это было очень тесным даже для человека хрупкого телосложения.

Прямо перед лицом водителя располагался перископ. Справа находилась рукоять для его подъема и опускания.

Справа вверху торчал рычаг скорости, регулирующий подачу кислорода в двигатель, помещенный за спиной камикадзе.

Вверху слева имелся рычаг для изменения угла наклона горизонтальных рулей торпеды.

Отклоняя их в ту или другую сторону на больший или меньший угол, можно было изменять скорость погружения или всплытия.

Слева внизу, у самых ног водителя, находился вентиль клапана для впуска забортной воды в балластную цистерну. Это было предусмотрено для стабилизации веса «кайтэна» по мере расходования кислорода.

И, наконец, справа располагался руль направления движения. Пульт управления был усыпан циферблатами гирокомпаса, часов, глубиномера, указателя расхода горючего и манометра, показывающего давление кислорода.

Под сиденьем водителя в каждом «кайтэне» лежала небольшая коробка с неприкосновенным запасом продовольствия на случай аварии. Среди продуктов там имелась и фляжка с виски. Весь носовой отсек торпеды был предназначен для боевого заряда.

Взрыв более полутора тонн тротила, а это почти в пять раз больше, чем заряд любой торпеды того времени, способен был отправить на дно любой крупный авианосец.

Школы смертников

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Желающих отдать свою жизнь за императора было предостаточно, и школа быстро заполнилась учениками.

В основном сюда направлялись летчики-камикадзе, так и не увидевшие свои самолеты, уничтоженные американцами в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй.

Переучиться с самолета на торпеду оказалось не так сложно, и уже через несколько месяцев первые подводные лодки вооруженные «кайтэнами», вышли на поиски противника.

Первоначально «кайтэн» предназначался для уничтожения кораблей, стоявших на якорях в бухтах.

Его действия планировались следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины, торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход.

Читайте также:  Арбалет-пистолет yarrow model d: отзывы, цена, аналоги, характеристики

Обнаружив достойную мишень, командир отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд, чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в «кайтэн», закрыть за собой люк и приготовиться к своему последнему бою.

Командир субмарины направлял свой корабль носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего отдавал приказ выпустить «кайтэн».

Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на корпусе подлодки, после чего камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров.

Практически все действия водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ и то на срок не более трех секунд. Вовремя замеченный «кайтэн» враг просто расстрелял бы из пулеметов, не дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Провал чудо-оружия

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Не улучшали ситуацию и рыскавшие по поверхности вражеские эсминцы.

Сама подлодка могла спастись но, по описаниям очевидца, после атаки глубинными бомбами «наши шесть “кайтэнов” напоминали целлулоидные игрушки, которые случайно опустили в кипяток.

Они были покрыты вмятинами, словно вокруг каждого из них сомкнулась какая-то гигантская пятерня, пытаясь смять его». Естественно, ни о каком использовании «попавших в переделку» торпед-смертников речи уже быть не могло.

Второй проблемой стала нарастающая мощь американского флота. Исчезла возможность незаметно подбираться к стоящим в бухтах боевым кораблям — их слишком тщательно охраняли. Поиски одиноких транспортов в открытом океане также не принесли удачи.

Как уже говорилось, «кайтэны» не выдерживали долгих путешествий. К тому же на большой океанской волне ими было чрезвычайно трудно управлять.

Часто из-за волны камикадзе не мог воспользоваться перископом и проходил мимо цели, либо торпеду буквально выбрасывало на поверхность, и враг обнаруживал ее задолго до нападения.

Очередное «чудо-оружие» не оправдало надежд императорского флота. Война закончилась крахом для Японии, а «кайтэны», как и их создатели стали достоянием истории.

Источник: http://www.chronoton.ru/past/kaiten

Грозные кайтэны — бесполезные морские камикадзе

Вероятно, каждому знакомо слово «камикадзе», с годами ставшее нарицательным понятием, подразумевающим людей, фанатично идущих на заведомую смерть ради достижения каких-то высоких целей.

В 40-х годах XX века так стали называть пилотов-смертников, направляющих свои начиненные взрывчаткой самолеты на вражеские корабли.

Но немногие знают, что у японцев были и подводные аппараты-камикадзе!

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Нация воинов

Прививаемые с детства самурайские традиции способствовали появлению смертников во всех родах войск Японии. Не стал исключением и военно-морской флот. Здесь аналогами воздушных камикадзе стали кайтэны. Этим термином, имеющим несколько вариантов перевода (чаще всего «сотрясающий небо» или «изменяющий судьбу»), стали называть пилотов управляемых торпед, как и сами эти торпеды.

Идея создания такого оружия возникла в Японии в середине 30-х годов прошлого века. Сразу же было опубликовано объявление о наборе добровольцев. На имеющиеся 400 вакансий нашлось 5000 претендентов.

Однако сами торпеды, пригодные для размещения в них человека, еще не были созданы, так что до поры идея не получила реализации.

Однако после фиаско в сражении у атолла Мидуэй японцы вспомнили и о камикадзе, и о кайтэнах.

Заплыв в один конец

Следует отметить, что приоритет идеи принадлежал не японцам. 0 возможности использования пилотируемых торпед для осуществления диверсий первыми задумались итальянцы еще во время Первой мировой войны. Не обладая японским фанатизмом, итальянцы не обрекали пилотов на заведомую смерть.

Два заряда тротила могли отделяться от головной части торпеды и устанавливаться на днище атакуемого корабля с помощью магнитов. Подрыв производился часовым механизмом после того, как торпеда с пилотом удалялась на безопасное расстояние.

Идея была успешно проверена в деле в 1918 году: именно так был отправлен на дно линкор «Вирибус Унитис».

Осенью 1942 года в Японии появился проект модернизации мощной кислородной торпеды модели 95. Предлагалось ее новое исполнение, рассчитанное на прямое управление человеком.

В первом варианте кайтэна имелось катапультное устройство, которое должно было выкинуть пилота из торпеды метров за 50 до цели. Но и при таком удалении от мощного подводного взрыва шансы пилота выжить были близки к нулю.

Не известно ни одного случая, когда бы пилот воспользовался катапультой, которая к тому же заметно усложняла конструкцию торпеды.

В следующем исполнении кайтэна катапульты уже не было. Их носители, большие подводные лодки, вначале могли спускать их на воду только в надводном положении (как правило, в темное время суток). Пилот торпеды, поднявшись на палубу лодки, занимал место, по сути, в своем гробу, люк которого снаружи задраивали провожающие офицеры.

После этого пилот ни при каких обстоятельствах покинуть торпеду не мог. Если ему не удавалось достичь цели и взлететь на воздух вместе с ней, он был обречен на медленную смерть из-за отсутствия кислорода, воды, продуктов питания.

Чтобы избавить пилота от этой страшной участи, «гуманные» инженеры дополнили конструкцию устройством самоликвидации.

Позже был освоен запуск кайтэнов из подводной лодки, находящейся на перископной глубине. В этом случае пилот, заранее разместившийся в торпеде, обеспечивался воздухом через специальный шланг и имел с лодкой телефонную связь. Непосредственно перед стартом торпеды телефонный кабель и шланг отключались.

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение

Набирали самых фанатичных

Первое исполнение торпеды имело водоизмещение 8,3 тонны и несло 550 кг взрывчатки. Бензиново-кислородный двигатель обеспечивал скорость до 30 узлов (более 55 км/час) при дальности хода 12,5 миль (порядка 23 км).

Торпеда имела небольшой выдвижной перископ. Вслед за первым исполнением появился «Кайтэн-2» водоизмещением 18,5 т, (вес взрывчатки 1550 кг).

Испытания опытных образцов проводились вблизи расположенной на одном из японских островов военно-морской базы Куре.

В феврале 1944 года кайтэны были запущены в серийное производство. Одновременно на трех секретных базах интенсивно велась подготовка будущих смертников. К июню 1944 года из числа наиболее фанатичных офицеров флота было отобрано 200 пилотов. В ноябре того же года из них был сформирован первый отряд, названный «Кикумидзу».

Управляемые торпеды размещались по 2 — 4 штуки снаружи на корпусах больших подводных лодок, а также (изредка) по одной на торпедных катерах.

При этом тактико-технические характеристики лодок-носителей, такие как скорость, глубина погружения, скрытность, ухудшались.

В результате имели место случаи, когда подобные ПЛ обнаруживались и уничтожались противником еще до того, как они запустили свои кайтэны, боевое использование которых началось 10 ноября 1944 года.

Ошибки самураев

Первыми, приняв на борт по 4 кайтэна, в море вышли подводные лодки И-36, И-37, И-47. Приблизившись на 50 миль к острову Улити, вокруг которого собралась целая армада американских кораблей, включая линкоры и авианосцы, И-47 дождалась ночи и подготовила к атаке свои кайтэны. Их пилоты, попрощавшись с остающимися в лодке, заняли свои места в торпедах.

В 4 часа все они двинулись в свой последний путь. Но только один из них нашел свою цель. Ею оказался танкер «Мисисинева», который был подорван и сразу же пошел на дно. Судьба остальных трех кайтэнов не известна, но ни один американский корабль больше не пострадал.

Не лучше сложились дела и у И-36. Ей удалось запустить лишь один кайтэн, который бесследно исчез в океане, так и не найдя свою цель. Три другие торпеды стартовать не смогли по техническим причинам.

Третья ПЛ (И-37) была обнаружена американцами еще на переходе и потоплена вместе со своими кайтэнами.

Несмотря на очевидный провал всей этой операции, японцы с упорством и отчаянием обреченных пытались разыгрывать ту же (по существу, уже битую) карту.

Был сформирован новый отряд смертников, названный «Конго» (в честь одной из японских святынь). В него вошли шесть больших ПЛ с 4 кайтэнами на каждой.

В их числе была и И-58 под командованием капитана Мотицуры Хасимото, и если остальные ПЛ отряда практически не имели успехов, то эта лодка оставила след в истории войны.

Первый выход «Конго» состоялся в январе 1945 года. Из 24 кайтэнов запустить удалось лишь 14, остальным помешали отказы техники. Одна из лодок этой стаи (И-48) была потоплена вместе с кайтэнами. И-58 удалось отправить на задание (но безрезультатно) трех смертников.

Один из них, юный лейтенант Исикава, оставил записку: «Всего 21 год жизни, прожитой как во сне. Весь смысл моей жизни раскроется лишь сегодня». Всем уже было ясно, что миссия кайтэнов провалена.

За всё время боевых действий им удалось уничтожить лишь 2 американских корабля.

Удачное попадание

Через полгода после январского похода И-58 с кайтэнами на борту вновь была в море — патрулировала на судоходной трассе Гуам — Лейте. Здесь она стала участницей драматических событий.

29 июля с лодки был замечен крейсер США «Индианополис», возвращавшийся с острова Тиниан, на который всего 3 дня назад он доставил атомные бомбы, предназначенные для Хиросимы и Нагасаки.

Как мог бы измениться дальнейший ход войны, если бы И-58 повстречала «Индианаполис» тремя днями раньше!

В ночь на 30 июля И-58 атакует крейсер. По сей день не утихают споры, были применены обычные торпеды или крейсер настигли кайтэны. Атака оказалась удачной — «Индианополис», получив огромные пробоины, быстро затонул.

При этом сразу погибло более 300 моряков из числа 1200 находящихся на борту.

Остальные, включая командира корабля Чарльза Батлера, оказались в воде, удерживаясь на поверхности с помощью спасательных жилетов и нескольких плотиков в течение 4 суток, пока не были обнаружены с самолета.

Читать:  Удар по базе Либавы

Было много раненых, море окрасилось кровью. И здесь началось самое страшное: моряков окружили стаи акул. Многие были растерзаны заживо. Другие погибали от обезвоживания и голода.

Когда подошли спасатели, в живых оставалось лишь чуть более 300 моряков. Общее число жертв составило 883 человека — самое большое количество американцев, одновременно погибших за всю войну.

А «Индианополис» стал последним крупным кораблем, потопленным входе мировой войны.

Прошел месяц, закончилась война. Мотицура Хасимото оказался в лагере военнопленных и предстал перед американским трибуналом. Зная, что использование человеко-торпед в США считают преступлением, он утверждал, что «Индианополис» потоплен обычной торпедой.

Иначе он превратился бы из военнопленного в военного преступника. Никаких доказательств собрать не удалось, и обвинения с Хасимото были сняты.

Однако в фундаментальном труде «ПЛ иностранных флотов во Второй мировой войне» сказано: «Крейсер США «Индианополис» потоплен человекоуправляемой торпедой».

Предстать перед судом пришлось и командиру погибшего крейсера, которому вменялась служебная халатность — якобы он не принял надлежащих мер противолодочной защиты. Батлера разжаловали и уволили с флота. Но позже это решение было пересмотрено, Батлер вернулся в ВМФ и, послужив еще с десяток лет, ушел в отставку в звании контр-адмирала.

Хасимото, вернувшись из лагерей, стал монахом в Киото. Там он написал свою книгу «Потопленные», переведенную на множество языков. В 1968 году в Японии Хасимото тихо скончался, а в США на своем ранчо застрелился Чарльз Батлер, так и не справившийся с грузом воспоминаний о трагедии 23-летней давности. Эти две смерти подвели последнюю черту под войной на Тихом океане.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    581      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/groznyie-kaytenyi-bespoleznyie-morskie-kamikadze/

Люди-торпеды: японские камикадзе

Кайтен человек-торпеда: японское оружие смертников, технические характеристики, модификации, применение Самые яркие страницы в историю человекоторпед вписали, ясное дело, японцы: их водители были самыми настоящими камикадзе. Использовали «живые торпеды» и гитлеровцы. Вот о работе человекоторпед этих стран в 1940-е мы и поговорим Вначале о немцах. Точно так же, как британцы, удивившись успеху итальянских управляемых торпед, взялись за разработку собственных аналогов, немцы принялись брать пример с англичан и «макаронников». Фашисты взялись за человекоторпеды в 1943 году.

Читайте также:  Пневматический автомат шмайсер мп-40: характеристики, устройство, принцип работы, видео и фото

Как и в предыдущей статье, обратимся к работе Дона Миллера «Коммандос: формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений», перевод которой публикует «Центральный толстый журнал». Цитируем с сокращениями, но и с дополнениями:

«Нападение англичан на линкор «Тирпиц» предопределило решение о создании соединения «K» (Kommando der Kleunkampf-Verbande) — диверсионно-штурмового соединения германских ВМС, состоявшего из отрядов человекоуправляемых торпед, взрывающихся катеров, боевых пловцов одиночек и подлодок-малюток.

Основная ставка делалась на сверхмалые подводные лодки, вооружённые обычными торпедами. Вначале была выпущена одноместная «Негр» (Neger — две обычные торпеды с электрическим приводом, расположенные одна над другой).

В головной части верхней торпеды вместо заряда размещалась кабина водителя, прикрытая прозрачным колпаком. Подойдя на нужную дистанцию, водитель осуществлял наводку, а затем отсоединял нижнюю торпеду.Впервые семнадцать «Негров» были использованы в ночь на 21 апреля 1944 года в Италии.

Несмотря на новизну этого боевого средства, удалось утопить только два сторожевых корабля. Столь же малоудачными были действия «Негров» и в Ла-Манше: они потопили старый английский крейсер, тральщик, эскадренный миноносец и несколько транспортов.

«Негров» сменили одноместные подводные лодки «Бобёр» (Biber) водоизмещением 6,3 тонны (вместе с двумя торпедами) и подводной скоростью хода до 5,3 узла.

Однако конструкция «Бобров» оказалась несовершенной. Они обладали незначительной дальностью действия, водитель, отравляясь окисью углерода от бензинового двигателя надводного хода, часто «выходил из строя».Первый опыт использования лодок типа «Бобёр», благодаря внезапности, дал вполне удовлетворительный результат.

29-30 августа 1944 года из Фекана в бухту Сены вышли 18 таких лодок. Уничтожив транспорт типа «Либерти» и одно десантное судно, они возвратились без потерь в базу.

Однако дальнейшее их применение из-за низких технических качеств показало малую пригодность для выполнения задач. Всего в боевых действиях принимали участие 40 таких лодок.

Вскоре были разработаны двухместные сверхмалые подводные лодки типа «Тюлень» (Seehunde) с двумя торпедами, водоизмещением 15 тонн и скоростью хода до 6,3 узла.

Усовершенствованные «Тюлени» действовали в морском районе между Темзой и Шельдой, а также в проливе Па-де-Кале с января по апрель 1945 года. Всего в операциях участвовало более 70 лодок, уничтоживших суда общим водоизмещением около 100 тысяч тонн».

Остаётся добавить, что были ещё торпеды с названиями «Куница» (Marder), «Акула» (Hai) и были у немцев те же проблемы с «живыми торпедами», что и у других — каждая третья миссия была фатальной.

Можно подумать, что из-за врагов, но нет — неквалифицированные моряки с примитивными навигационными пособиями гибли вследствие истощения, отравления CO2, плохой погоды или просто терялись в открытом море.

Собственно, от итальянцев и англичан фашисты отличались только тем, что использовали человекоторпеды и в речных водоёмах.

А объединяет тех двоих и отодвигает от японцев — отсутствие всякого запрограммированного самоубийства — это были, по сути, сверхмалые подводные лодки. В общем, переходим к самураям.

Тут-то и возникает слово «Kaiten». Если помните, «кайтен» означает «сотрясение неба». Поскольку речь о торпедах с человеческой начинкой, понятно, чем именно это сотрясения было придумано вызывать.

Кстати, «Kaiten» посвящена отдельная страничка на сайте военно-исторического центра США. Даже несколько — уважают. «Кроме самолётов в атаке на Пёрл Харбор (Pearl Harbor) участвовали подводные лодки-малютки. Хотя теоретически планировалось возвращение этих лодок на базу, было ясно, что экипажи идут на верную смерть, — читаем мы в статье Виктора Афонченко «Камикадзе. Кто они?».

— Действительно, восемь офицеров из девяти погибли во время атаки и пополнили собой список богов в храме Ясукуни. Девятому вышел облом. Лодка лейтенанта Сакамаки застряла на прибрежных камнях, и он стал первым пленным офицером в этой войне.

Сакамаки не смог сделать себе харакири, так как был тяжело ранен. Но это не являлось для него оправданием. На флот легло пятно позора. И бедный лейтенант не только пролетел с зачислением в боги-ками храма Ясукуни, но и был назван человеком с «маленьким сердцем» и «маленьким животом».

Сразу видно, что Виктор Афонченко наш человек: «вышел облом» — «пролетел с зачислением в боги». Читаем дальше: «Торпеды, управляемые смертниками, назывались «кайтен». Другое их название «конготай» (в честь горы Конго, на которой жил герой японского средневековья Масаси Кусоноке).

Человекоторпеды, кроме того, ещё назывались «кукусуйтай» (от «кукусуй» — хризантема на воде). Были разработаны две модификации торпед, управляемых людьми. В торпеде помещался один военнослужащий. В носовой части находилось большое количество взрывчатого вещества.

Движение «кайтен» со скоростью 28,5 миль в час и наведение их на цель человеком чрезвычайно осложняли борьбу с этим оружием. Массированные атаки «кайтен», так же, как и других смертников, вызывали сильное нервное напряжение американцев.

В 1934 году в японских газетах было напечатано объявление о наборе добровольцев-смертников — водителей управляемых торпед. На 400 мест поступило более 5000 заявлений. Но тогда до применения дело не дошло, да и торпед не было.

К идее самоубийц — водителей торпед — японцы вернулись в 1942 году, проиграв сражение у Мидуэя, хотя мысль о нанесении удара торпедой, выпускаемой подводной лодкой, но управляемой находящимся в ней человеком, оформилась к моменту первого нападения на Пёрл Харбор».

Мотицура Хасимото, командир подводной лодки — носителя управляемых торпед, подробно описывает в своих воспоминаниях историю создания торпед «кайтен»: «Для проведения первой серии испытаний было изготовлено несколько таких торпед.

Испытания их проводились вблизи военно-морской базы Куре на острове, который был известен под кодовым названием «База-2».

К январю 1943 года разработка проекта человекоторпеды достигла той стадии, когда, казалось, их можно было запускать в производство и затем использовать в боевой обстановке.

Однако конструкция торпед исключала возможность спасения человека, управлявшего ею, то есть он обрекался на верную смерть, против чего возражало военно-морское командование.

В конструкцию торпед было внесено приспособление, позволяющее простым нажатием кнопки выбрасывать водителя в море на расстоянии около 45 метров от цели.

Примерно в феврале 1944 года опытный экземпляр человекоторпеды был доставлен в штаб ВМС, и вскоре торпеды запустили в производство. Со страстной надеждой на успех начали их изготовление в экспериментальном торпедном цехе судоремонтного завода в Куре. На это оружие возлагали большие надежды.

Теперь, казалось, можно было отомстить противнику за тяжёлые потери, которые несла Япония. К тому времени остров Сайпан перешёл в руки американцев. Новое оружие было названо «кайтен», что означало «путь в рай», — пишет командир Хасимото. Ладно, пусть будет не сотрясения неба, а путь в рай.

Как видите, японцы не сразу решили, что водители торпед должны быть смертниками. Это выяснилось в процессе, когда люди начали гибнуть десятками.

Время поджимало — было не до разработки спасательных средств:»Япония проигрывала одно сражение за другим. Срочно надо было запускать чудо-оружие. Первые образцы «кайтен» запускались в надводном положении.

Лодка всплывала, пускала торпеды и уходила на глубину.

Водители, высаженные в районе действий американского флота, сами искали себе цель. Так как рисковать лодкой в месте, где её могли обнаружить самолёты и корабли, было опасно, водителей высаживали ночью вблизи гаваней, где базировались американцы.

Зачастую торпеды просто пропадали, не найдя цели, шли на дно из-за технических неполадок или застревали в противолодочных сетях. Позже стали переоборудовать лодки для запуска торпед из подводного положения. Водители заранее садились в торпеды и ждали, пока лодка найдёт цель.

Воздух подавался по шлангу, связь осуществлялась по телефону. Наконец, в самом конце войны появились лодки, из которых можно было перейти в торпеду прямо из отсека через нижний люк торпеды. Эффективность применения оружия сразу возросла. Хасимото описывает случай, когда его лодка лежала на грунте, а американский эсминец забрасывал её глубинными бомбами.

Он принял решение атаковать эсминец человекоторпедой. Смертник попрощался со всеми и сел в «кайтен». Матрос задраил за ним нижний люк, через несколько минут раздался шум двигателей торпеды, возглас «Банзай!»Затем связь оборвалась. Раздался взрыв. Когда лодка всплыла, на поверхности плавали только обломки эсминца.

Ввиду того, что водитель торпеды, идя к цели со скоростью 30 узлов, мог пользоваться перископом, попадание в цель не представляло большой сложности. Если даже человекоторпеда обслуживалась на довольно значительном расстоянии, то для корабля, имеющего скорость менее 20 узлов, уйти было невозможно».

В своей статье Виктор Афонченко приводит описания поведения водителей торпед перед выходом на задание: «Во время долгих периодов пребывания под водой в лодке нечего было делать. Офицеры из числа водителей торпед, кроме подготовки своих торпед и тренировок наблюдения в перископ, не имели никаких других обязанностей, поэтому играли в шахматы».

«В 2 часа 30 минут последовал приказ: «Приготовиться к выпуску человекоторпед!» Рули торпед установили в соответствии с положением рулей подводной лодки.

Водитель торпеды № 1 донёс: «Готов!» Последний зажим был отдан, двигатель торпеды заработал, и водитель устремился к своей цели.

Связь с ним оборвалась, когда торпеда отделилась от лодки и понеслась навстречу кораблям противника, стоявшим в гавани острова Гуам.

В самый последний момент перед выпуском водитель воскликнул «Да здравствует император!» Кстати, другого Хасимото — командира подводной лодки I-58 по имени Мотиюки — американцы обвиняли в использовании человекоторпед, в чём он так и не признался.

Писатель-японовед Виталий Гузанов побывал в святая святых японских ВВС — зале камикадзе морского кадетского корпуса.

В своей статье «Имя смерти — «Кайтен» он рассказывает о судебном разбирательстве в отношении бывшего командира тяжёлого крейсера «Индианаполис», при странных обстоятельствах затопленного в Филиппинском море японской субмариной: «Когда корабль-цель был ещё на большом расстоянии, командир распорядился приготовить не только обычные торпедные аппараты, но и приказал водителям-камикадзе, у которых не было имён, а только порядковые номера, тоже проверить свои торпеды.

Установив курс и скорость вражеского корабля, командир начал сближение. Примерно на дистанции десяти кабельтовых Хасимото мог определить высоту мачт. Что это давало опытному подводнику?

Если фок и грот-мачты более тридцати метров, то это наверняка крупная цель: либо линейный корабль, либо торпеды нужно нацеливать под фок и грот-мачты, в район мидель-шпангоута.

Этому учили и водителей «Кайтен». Но если встречалось судно вспомогательного флота, например, танкер, то ориентиром для поражения служила дымовая труба».

Банзай. Единственное, что удивляет во всей истории этого, скажем так, нетрадиционного вида оружия, так это то, что немало торпед для камикадзе сохранилось и по сей день. Их можно встретить во многих военно-исторических музеях, некоторые в хорошем состоянии. Говорят, среди них есть и двухместные. Такие дела.

Membrana

Источник: https://www.pravda.ru/eureka/35542-humantorpedoes/

"КАЙТЕН" — человекоторпеды

?

Category: В конце 1942 года два офицера японского флота — лейтенант Нисима Сэкио и старший лейтенант Куроки Хироси, проходившие в то время службу в качестве командиров сверхмалых подводных лодок, предложили вышестоящему командованию новый тип военно-морского вооружения специального назначения.(Группа специалистов-подводников. Куроки Хироси и Нисима Сэкио в центре)Идея была проста — переоборудовать крупнокалиберную торпеду, главным недостатком которой было отсутствие системы управления и наведения, в одноместную управляемую «человеко-торпеду» . Наиболее эффективным способом ее применения должен был быть выпуск с борта подводной лодки, находящейся в подводном положении.Субмарина-носитель могла незаметно подойти на малую дистанцию к якорным стоянкам или базам (портам) противника и выпустить свои «человеко-торпеды» , которые точно смогли бы сокрушить самые крупные и ценные корабли врага. Также можно было применять такие «человеко-торпеды» , обладавшие достаточно большой максимальной скоростью хода (по расчетам лейтенантов, могла быть обеспечена максимальная скорость до 40 узлов), против кораблей в открытом море.Оба офицера вместе с сотрудником военно-морского арсенала в Куре инженером Судзикавой Хироси (после войны занимал должность главного конструктора компании «Canon» ) выполнили детальную проработку данного проекта и в январе 1943 года представили его для одобрения.(«Кайтэн» на палубе подводной лодки-носителя)Управляемая «человеко-торпеда» получила название «кайтен». Также известны применявшиеся в отношении японской «человеко-торпеды» обозначения «конготай» (от названия горы Конго, где жил герой средневековой Японии — Кусоноке Масаси) или «кукусуйтай» (от «кукусуй» — в переводе звучит «хризантема на воде» ).В последнем случае название произошло от того, что на рубках первых трех подводных лодок — носителях «человеко-торпед», которые отправлялись на первое боевое задание нового «чудо-оружия», был нарисован герб знаменитой японской династии Кусуноки. Герб был составлен из двух иероглифов — «кику» («хризантема» ) и «суй» («вода» ). Это выражало самый высокий из идеалов — верность, символизируя величайшее стремление всех водителей «кайтенов» защитить Японию.Кроме того, в книге бывшего водителя «человеко-торпеды» Екоты Ютаки «Подводные лодки-самоубийцы: секретное оружие Императорского флота Японии. 1944–47 гг.» упоминается, что «в целях секретности» в ходе подготовки и в различных документах «кайтен» именовался как «мару року канамоно», что можно перевести примерно как «металлический фитинг диаметра шесть».

Читайте также:  Знак вдв: погоны, медали, ордена, юбилейные награды, (за верность), (за службу) петлицы ссср и россии, звания

Ютака приводит в этой связи слова своего первого начальника на базе на Оцудзиме: «Таким образом, когда такое наименование встречается в переписке, донесениях или технических документах, никто, кроме немногих членов Верховного командования и штаба подводных сил, не сможет понять, о чем идет речь. Посторонний человек решит, что имеются в виду какие-нибудь запасные части или корабельное оборудование. Он не будет ничего знать о том, чем мы здесь занимаемся, и сведения о нашей работе здесь не станут достоянием врага». Главным же предназначением «кайтена» было обозначено «уверенное поражение кораблей противника на большой дальности благодаря наличию водителя, наводящего торпеду до самого последнего момента, то есть поражения цели».

Конструктивно «кайтен» представлял собой одноместную, управляемую человеком-водителем торпеду. Фактически это была «торпеда-камикадзе». Изначально идея проекта и заключалась в том, что обеспечить принцип «каждая торпеда — в цель» можно только в том случае, если ею будет до самого попадания управлять человек.

А поскольку проводных систем управления для торпед тогда еще не существовало, то пришлось идти той же тропой, что и воздушные «камикадзе» — посадить водителя в саму торпеду.Причем в отличие от других подводных носителей, в случае с японским «кайтеном» водитель вообще не имел никакой возможности покинуть свой «корабль» перед взрывом.

Так что, хочешь отдать жизнь за императора — добро пожаловать в водители «кайтенов».(Постановка задачи)Человекоуправляемая торпеда модификации «Тип 1» была создана на базе 610-мм торпеды «Тип 93» модель 3, с широким заимствованием ее конструктивных элементов.Отличием стали горизонтальные и вертикальные рули увеличенной площади. К кормовой, двигательной части, разработчики пристыковали центральную часть несколько большего диаметра (0,99 м), в которой располагалась кабина пилота и две кормовые дифферентные цистерны.Носовая часть делилась на два отсека — в первом располагалось боевое зарядное отделение с 1550 кг взрывчатого вещества, что, по замыслу разработчиков, «должно было разломить пополам любой линкор», а во втором — дополнительный топливный бак, две носовые дифферентные цистерны, баллоны со сжатым воздухом системы управления по курсу и глубине, а также «воздушный баллон», взятый с торпеды «Тип 93» модель 3. Совокупный запас кислорода составлял 1550 литров (расход кислорода на скорости 12 узлов составлял 1 кг/мин, на скорости 20 узлов — 3 кг/мин, 30 узлов — 7 кг/мин), запас девяти баллонов со сжатым воздухом для системы управления рулями — 160 литров.Длина получившейся «человеко-торпеды» получилась 14,75 метра (длина торпеды «Тип 93» — 8,99 м), наибольший диаметр — 1 метр (диаметр базовой торпеды — 0,610 м), рабочая глубина хода — до 35 метров, максимальная безопасная глубина погружения — 60 метров, максимальная расчетная глубина погружения — 100 метров (во время испытаний на данной глубине «кайтен» дал течь), подводное водоизмещение — 8,3 тонны (масса базовой торпеды — 2766 кг), масса боевого зарядного отделения, «боеголовки» — 1550 кг (у торпеды — около 500 кг), максимальная дальность хода при скорости 30 узлов — не менее 23 км (торпеда на скорости 36 узлов при благоприятных условиях могла пройти до 40 км).Подрыв боевого зарядного отделения «кайтена» происходил либо при помощи торпедного взрывателя «Тип 2», либо же при помощи электрического минного взрывателя (основной и запасной), активируемого вручную водителем из своей кабины. Кроме того, на торпеде был установлен «автоматический» взрыватель — он был установлен на определенную глубину и срабатывал по сигналу от гидростата при погружении на глубину, большую заданной.(Двенадцать человек, которые держат в руках короткие мечи, — те самые двенадцать, которые первыми вышли сосвоими торпедами на врага в составе группы «Кикусуи». Фотография на память сделана перед выходом в море.

Шестой слева (в первом ряду) — вице-адмирал Сигэёси Мива, командующий 6-м флотом (подводные лодки))

В кабине водителя «Кайтен Тип 1» поставили перископ с ходом по вертикали 70 сантиметров — с его помощью водитель-смертник мог наблюдать за надводной обстановкой и более точно наводить свою «человеко-торпеду» на выбранную цель (классифицировав ее предварительно по специальному справочнику-определителю корабельного состава военно-морских сил противника).В кабину также вывели все органы управления торпедой — управление горизонтальными и вертикальным рулями, глубиномер (его погрешность, по данным американского отчета по японским «человеко-торпедам», составляла 50 сантиметров), тумблер включения двигателя и приборы переключения скорости, а также тумблеры и кнопки взвода торпедного инерционного взрывателя и активации электрического минного взрывателя.В распоряжении водителя также имелся малогабаритный гироскоп, входивший в систему автоматического управления по курсу и работающий от трехфазного переменного тока электрогенератора, который запитывался от аккумуляторной батареи, установленной под сиденьем водителя, и кислорододобывающая установка. В кабине водителя имелись верхний и нижний люки — верхний использовался для посадки, а нижний — для посадки с борта подводной лодки-носителя при ее нахождении в подводном положении, а также, по замыслу заказчика, позволявший водителю покинуть «человеко-торпеду» непосредственно перед ее попаданием в цель. Установленный на «кайтене» двигатель, работающий на гидразине, развивал максимальную мощность 500 л. с., что позволяло торпеде развивать скорость хода до 30 узлов — в таком режиме она могла пройти не менее 23 км.(Транспортировка «Кайтен»Тип 1 на борту японского эсминца)Если же водитель использовал более экономичные режимы, то дальность хода «человеко-торпеды» значительно увеличивалась: при крейсерской скорости хода 12 узлов торпеда могла совершать без преувеличения «дальние походы» — на дальность не менее 78 км, а при скорости хода 20 узлов дальность хода сокращалась до также весьма впечатляющих 43 км. Дифферентовка «кайтена» производилась на базе, до передачи на носитель и в ходе боевого применения дифферентные цистерны не задействовались.В целом оружие получалось достаточно грозным, особенно принимая во внимание тот факт, что недостатка в добровольцах стать водителем «Кайтена Тип 1» не было. И, тем не менее, первоначально командование Японского императорского флота отказалось даже рассматривать представленный тройкой энтузиастов проект в частности и обсуждать возможность реализации такой программы в рамках флота вообще.

Лейтенанты говорили, пишет в своей книге Екота Ютака: «Мы не понимаем, почему наши предложения отвергаются.

Они прекрасно согласуются с тем планом, по которому наш флот вел боевую подготовку более чем десять лет! Разве мы не предполагали всегда, что вражеский флот будет приближаться к Японии со стороны подмандатных нам островов? Разве мы не считали безусловным, что врагу будет необходимо захватить Маршалловы, Каролинские и острова Гилберта, чтобы создать на них свои базы?Ведь совершенно очевидно, что американский флот должен будет использовать атоллы для якорных стоянок, так как их самой западной крупной базой является Перл-Харбор! Ну а если американский флот будет стоять на якорях в этих атоллах, какое оружие лучше «кайтена» может быть применено для нападения на эти силы? Вполне достаточно будет четырем подводным лодкам, несущим по четыре «кайтена», скрытно подобраться к вражеским кораблям на якорях, выпустить «кайтены» и уйти незамеченными. «Кайтены» проникнут внутрь атолла, и шестнадцать вражеских кораблей будут потоплены одним ударом. Представьте себе, мыслимо ли уклониться от торпеды, двигающейся быстрее любого корабля, да еще если ваш корабль стоит на якорной стоянке бортом к борту с другими? Наше оружие может переломить ход войны. Мы еще можем ее выиграть!»

В общем, в этом вопросе японское военно-морское командование уподобилось британскому Адмиралтейству, которое долгие годы яростно отвергало проект «человеко-торпеды».

Однако в итоге, равно как и британские адмиралы, их японские коллеги вынуждены были вернуться к проекту «кайтена» после того, как противник стал теснить японский флот на море, а авиация противника постепенно отвоевывала у японских летчиков право на господство в небе над Тихим океаном.

(«Кайтен». Тип 1)Сравнительно ограниченный радиус действия японской «человеко-торпеды» потребовал от флота применения специальных транспортных средств для доставки «кайтенов» как можно ближе к месту атаки. В качестве возможных средств доставки «человеко-торпед» рассматривались: подводная лодка, крупнотоннажные надводные корабли (классов «линкор» или «крейсер» ), а также сухопутные транспортные средства, способные доставлять «кайтены» к месту пуска на побережье (вариант береговой обороны портов, баз и десантоопасных направлений).В носители «кайтенов» были переоборудованы 25 подлодок, войсковой транспорт типа «Тип 1» (шесть «кайтенов» перевозились на верхней палубе и спускались на воду при помощи специального слипа в кормовой части корабля), легкий крейсер «Китаками» типа «Кума» (нес на верхней палубе восемь «кайтенов» — по четыре на борт, причем в кормовой части по обоим бортам были оборудованы слипы для спуска «человеко-торпед» на воду), эсминцы «Намикадзе» (два «кайтена» на верхней палубе в корме) и «Секадзе» (четыре) типа «Минекадзе». В начале 1945 года было принято решение переоборудовать в носитель «кайтенов» — по одной на корабль — серию из шести эсминцев типа «Мацу». Было также принято решение о постройке 80 легких эскортных кораблей — носителей «кайтенов» — 20 кораблей типа «Тип А» (по две «человеко-торпеды»; частично завершена постройка только двух) и 60 кораблей типа «Тип Б» (по одной «человеко-торпеде»; частично завершены работы на 19 кораблях).(Торжественные проводы «человекоторпед» )Отдельного упоминания заслуживает разветвленная система хорошо защищенных и замаскированных береговых баз и спусковых причалов, сооруженных японскими военными для подразделений водителей «человеко-торпед» в скальных районах островов Кюсю и Хонсю.В каждой из многочисленных пещер находилось по одной-две человекоуправляемой торпеде, которые находились в готовности к немедленному спуску по проложенным и ведущим в море рельсовым дорожкам. В основном такие пещеры сооружались в районе военно-морских баз, пунктов базирования и портов, являвшихся одними из наиболее вероятных мест высадки морских десантов противника.(Перед посадкой в аппараты)Стандартным способом применения японских «человекоуправляемых» торпед по прямому предназначению являлось следование на максимально возможной скорости в район местонахождения цели или группы целей, на глубине от одного до шести метров от поверхности воды, с периодическим контролем правильности выбранного курса и оценки надводной обстановки при помощи перископа, а перед непосредственным выходом в атаку — на дистанции 1000 метров от расчетного местонахождения цели — водитель подвсплывал, оценивал обстановку, находил назначенную ему цель и переводил «кайтен» на глубину, соответствующую примерной осадке корабля-цели, и следовал прямо на нее. Запуск же «кайтенов» производился на расстоянии 6000–7000 метров от района нахождения цели.В общей сложности за период боевого применения японских «человеко-торпед» ВМС США потеряли эскортный эсминец, танкер и десантный корабль, еще несколько кораблей и судов получили различные повреждения, но все они впоследствии вернулись в строй.(Эсминец USS Mississinewa, жертва атаки «кайтены», 20 ноября 1944)

Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1014119.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector