Крейсер киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ттх), применение

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Крейсер назван в честь Серге́я Миро́новича Ки́рова (15(27).03.1886 г. — 1.12.1936 г.) – советского государственного и политического деятеля.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Главный конструктор ТАРКР пр.1144 Борис Израилевич Купенский

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Главный наблюдающий от ВМФ по пр.1144, на период назначения капитан 2 ранга Анатолий Александрович Савин

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Командиром крейсера был назначен капитан 2 ранга Александр Сергеевич Ковальчук, к тому времени уже в течение трех лет командовавший РКР “Адмирал Зозуля”

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Строительство ТАРКР пр.1144 «Киров». На стапеле.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Спуск на воду Краснознаменного тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Киров», 27 декабря 1977 года

Головной тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров» был спущен на воду 27 декабря 1977 года (почетное звание «Краснознаменный» присвоено 25 июля 1977 года).

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

«Киров» после спуска на воду 27 декабря 1977 года

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Достройка «Кирова»

  Программа строительства атомных кораблей предполагала 7 единиц крейсеров. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирала Кузнецова».

9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), о других кораблях проекта 1144.

2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Проекции атомного ракетного крейсера «Киров» — головного пр.1144

  Первый отечественный надводный корабль с атомной энергетической установкой проекта 1144 «Орлан» с середины 60-х годов разрабатывался сначала как атомный сторожевой корабль. В эскизном проекте (1969 г.

) корабль классифицировался как «атомный большой противолодочный корабль», а в решении об его утверждении (1970 г.) уже как «атомный противолодочный крейсер».

Предназначался он для длительного непрерывного слежения за атомными подводными лодками противника с целью немедленного поражения их после начала военных действий.


Облик тяжёлого атомного ракетного крейсера он приобрёл лишь в ходе длившегося почти 10 лет проектирования, сопровождавшегося широкими военно-экономическими исследованиями по оптимизации его тактико-технических характеристик.

В июне 1977 года приказом Главкома ВМФ корабль проекта 1144 был переклассифицирован в «тяжёлый атомный ракетный крейсер».
  На заключительном этапе разработки ТТЗ в состав вооружения корабля были включены ПЛРК «Метель», УЗРК С-300Ф, 100- и 30-мм. артиллерия, два пилотируемых противолодочных вертолёта, а также противокорабельный ракетный комплекс 4К-85 «Малахит», который заменили потом на «Гранит». Водоизмещение в тактико-техническом задании не оговаривалось.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

На фото: М.В.Егоров — Министр судостроительной промышленности (1976-85гг), Герой Социалистического труда, инженер – вице-адмирал.

   В связи с намечавшимся в то время проектированием второго корабля с атомной энергетической установкой – ракетного крейсера пр. 1165 «Фугас» с ПКР оперативно-тактического назначения «Гранит» (32-45 ракет) и УЗРК С-300Ф, в августе 1971 года на основании Постановления правительства обе разработки были объединены в одну.

Началось проектирование многоцелевого атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным оружием ПКР «Гранит» (16 ракет).
В разработанном Северным ПКБ, ранее ЦКБ-53, (главный конструктор Б. И.

Купенский) в 1971 году техническом проекте 1144 впервые в мировой практике было реализовано размещение подпалубных пусковых установок вертикального (УЗРК С-300Ф) и наклонного (ПКР комплекса «Гранит») старта.

Кормовой антенный пост ЗРК «Форт» на атомном крейсере пр. 1144 «Киров»

Носовой антенный пост и пусковые установки Б-203А ЗРК «Форт» на атомном крейсере пр. 1144 «Киров»

Предусматривалось использование автоматизированного гидроакустического комплекса, способного обнаруживать подводные лодки в первой дальней зоне акустической освещённости.
В ходе разработки рабочих чертежей число размещаемых на корабле ПКР комплекса «Гранит» было увеличено до 20 единиц.

Воздушный снимок переднего борта «Киров»: — 4×30 мм. шестиствольных автоматических корабельных артиллерийских установок ПВО АК-630; — 2 зенитно-ракетные пусковые установки «класса «Земля-воздух»; — 20 пусковых установок крылатых ракет «Гранит»; — 12 пусковых установок ракет С-300Ф; — Противолодочная ракетная установка «Метель»

1979г. Балтийский завод. Первый ряд, справа налево: первый командир корабля А.С.Ковальчук, директор завода В.Н. Шершнев, Главком ВМФ С.Г.Горшков при посещении «заказа 800″

  Командир Ленинградской военно-морской базы адмирал Аркадий Петрович МИХАЙЛОВСКИЙ вспоминает: “… В марте 1980 г меня волновало предстоящее заселение экипажа Александра Ковальчука на построенный “КИРОВ”, поскольку с момента вселения командир берет на себя полную ответственность за корабль и людей… В субботу , 29 марта, после завтрака в береговой казарме командиры боевых частей и дивизионов перевели свои подразделения на корабль. Обедать им в этот день не пришлось. Матросы ограничились сухим пайком, а многие офицеры обошлись и без оного. Зато вечерний чай пили организованно. Каждый член экипажа уже в первую ночь спал на своей штатной койке…

Один из первых разводов суточного наряда на корабле еще в заводе. Дежурным по кораблю заступает капитан-лейтенант В. Питерцев (бч-7), дежурным по низам — ст.лейтенант С. Лизенко (бч-3).

А.МИХАЙЛОВСКИЙ: «… Целое воскресенье на крейсере шел аврал…Зато в понедельник заводчане и контрагенты, прибывшие утром на свои рабочие места, не узнали корабль. Он сиял чистотой, и в нем витал дух слаженного воинского коллектива. О четкой работе экипажа и высоких организаторских способностях командира крейсера капитана 1-го ранга Ковальчука я не преминул в этот же день доложить Главкому, на что Сергей Георгиевич Удовлетворенно хмыкнуть… В последние дни апреля (1980) меня больше волновал пуск 1-го реактора крейсера “КИРОВ”.

… Физический пуск ставит последнюю точку в летописи строительства корабля. …Неудивительно, что физический пуск реактора издавна воспринимается на всех атомоходах как корабельный праздник. Вот с каким праздником я поздравлял капитана 1-го ранга Александра Ковальчука и в его лице весь экипаж крейсера, когда принимал доклад о физическом пуске 1-го реактора на этом корабле

…Я не только поздравлял, но и подписал документ о предоставлении Александру Сергеевичу и его семье отдельной благоустроенной квартиры в очередной секции огромного дома на улице Чекистов. Правда, для этого пришлось заручиться поддержкой самого Г.Романова. Бесквартирный командир атомного ракетного крейсера – позор для флота. Подобного позора я допустить не мог. … А 2-го мая на “КИРОВЕ” был успешно пущен второй реактор. …»

1980г. Главный конструктор проекта 1144 «Орлан» Б.И.Купенский, командир крейсера А.С.Ковальчук и ответственный сдатчик корабля — Б.Харламов

  Командир дивизиона БЧ-7 В.Питерцев вспоминает: «…Физический пуск 1-го реактора крейсера был проведен 17 апреля 1980 года, об этой дате не упоминается, я её для себя «записал в памяти» и в личный альбом, так как я, командир 2 дивизиона РТС(АБУ), капитан-лейтенант Питерцев В.В. в этот день был дежурным по крейсеру. Командир дал команду прибыть к нему с вахтенным журналом, где он сделал своей рукой, красным цветом запись: «Произведен физический пуск 1 реактора» и произнес слова: «С этого дня экипаж будет получать денежную надбавку за ОУС»

А. МИХАЙЛОВСКИЙ: “К середине мая директор Балтийского завода доложил о полной готовности крейсера “КИРОВ” к переходу в Кронштадт, а в Ленинград прибыл адмирал Г.Бондаренко, назначенный председателем государственной комиссии по приемке этого уникального корабля в состав флота. Однако коварный уровень воды в Неве колебался ниже допустимого, гарантирующего безопасный выход крейсера из акватории порта. Волновались не только мы с Бондаренко, непосредственно отвечающие за сроки начала испытания крейсера. …Звонил 1-й заместитель министра судостроительной промышленности Игорь Белоусов.

… Дважды звонил Г.Романов, выражая уверенность в том, что моряки не подведут. Волновался и начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Г.М.Егоров, требуя от меня личного присутствия на мостике корабля во время его первых шагов по морям. Еще бы: цена “КИРОВА” составляла солидную долю в бюджете города и отрасли. В ответ на мой вопрос: Не многовато ли двух адмиралов на одного капитана 1-го ранга? –Георгий Михайлович мрачновато пошутил, сказав, что Ковальчук отвечает за экипаж, Шершнев за корабельное железо, Бондаренко пока ни за что, а вот за состояние пути, безопасность проводки крейсера и даже за уровень невской воды – весь спрос с меня…»

  Выполнив перечень доковых работ, 13 июля 1980 года крейсер вышел из дока и перешел на Красногорский рейд. Заводские ходовые испытания продолжились в акватории ЛенВМБ. ТАРКР «Киров» готовился к переходу в Балтийск

Адмирал Аркадий Петрович МИХАЙЛОВСКИЙ вспоминает: «…13 июля “Киров” был выведен из дока и поставлен на рейд, а 7 августа на Красногорском рейде от имени Главкома ВМФ в торжественной обстановке на построении экипажа и многочисленной заводской сдаточной команды я вручил командиру крейсера “КИРОВ” Военно-морской флаг СССР. Заводской флаг спустили, а над кораблем взвилось бело-голубое полотнище с красным символами армии и народа. Это означало, что крейсер готов к ходовым испытаниям. Вскоре “КИРОВ” взял курс в Балтийск с последующим переходом на Северный флот…”

Командир Лен ВМБ адмирал А.П.Михайловский в торжественной обстановке от имени ГК ВМФ на построении 7 августа 1980 года вручил командиру военно-морской флаг СССР

 14 августа 1980 года “Киров” прибыл на рейд ВМБ Балтийск. В течение месяца проводились испытания оружия и техники, были выполнены десятки артиллерийских и торпедных стрельб, отработаны боевые упражнения ракетными комплексами самообороны и ПЛО. В период испытаний корабль непрерывно находился под наблюдением кораблей и авиации НАТО.

Это первый боевой корабль, который следил за «Кировым» на Балтике. Германский эсминец «Роммель» американской постройки тихо подошел в тумане… А. Романько

Официальное представление корабля на Государственные испытания произошло 18 сентября, а 24 сентября при нахождении в море на борт крейсера на вертолете Ми-6 прибыл адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.

24 сентября 1980 года во время Гос испытаний в море ТАРКР «Киров»на борт крейсера на вертолете Ми-6 прибыл адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.

   Заслушав доклад председателя комиссии, Главком «пролез» по всем отсекам корабля, заслушав офицеров, мичманов, старшин и матросов, и после доклада командира утвердил план перехода на Северный флот. Корабль и экипаж ему понравились.

———————————————-

P. S. За участие в работах по проекту1144 в 1985 г. были присуждены Ленинская и три Государственные премии.

Среди 34-х пре­мированных было шесть представителей Северного ПКБ, в том числе и сменивший в 1980 г. Б.И. Купенского на посту главно­го конструктора пр. 11442 В.А. Перевалов.

Не обошли награды и первого командира корабля Ковальчука А.С., а также многих при­нимавших участие в его испытаниях военных моряков и представителей промышленности.

Б.И. Купенский был посмертно награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Уважаемые друзья! Продолжение о трагической судьбе тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» читайте в следующей статье №36.

Источник: http://razgromflota.ru/statya-34-istoriya-sozdaniya-golovnogo-korablya-proekta-1144-orlan-tyazhelogo-atomnogo-raketnogo-krejsera-admiral-ushakov-kirov-chast-1-razrabotka-i-stroitelstvo/

Тяжелый атомный ракетный крейсер Киров. О корабле и экипаже из первых уст

Но вот что удивительно. Кажется, в таких непростых обстоятельствах застанешь тут мрачных людей, которые ненавидят не только весь мир, но и самих себя. А тут в уютной каюте командира нас встречает жизнерадостный улыбающийся крепыш в робе с надписью «Командир». Капитан 2-го ранга Виталий Коноплев, 39 лет, потомственный офицер.

Час пролетел незаметно за разговорами о том, как защищать Родину на корабле, который не выходит в море, кем здесь служит штурман и как управлять котом по кличке Боцман.  

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
Командир 48 экипажа крейсера «Киров» Виталий Коноплев / Корабел.ру

Начнем с самого простого: расскажите немного о себе. – Родился в Калининграде в семье военнослужащего, окончил военно-морское училище. Из училища сразу попадаю на тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий». После «Петра Великого» направляют меня командиром дивизиона на крейсер «Маршал Устинов». Здесь становлюсь помощником командира корабля. Затем поступаю в Военно-морскую академию. Потом были авианосец «Адмирал Кузнецов» и эсминец «Адмирал Ушаков» (до 2004 года — «Бесстрашный»). И вот уже с должности старшего помощника эсминца «Адмирал Ушаков» перехожу на командирскую должность этого крейсера.

Читайте также:  Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ттх), вооружение, боевое применение, скорость
Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» / Корабел.ру

– Корабль специфический, не жалеете? Может быть, вам надо адмиралом стать, флотом командовать? А вы у стенки стоите. – Я в молодости, понятно, как и все, хотел стать командующим хотя бы одним из флотов. Отец военный, знакомые и друзья – тоже военные. На кухонных посиделках обсуждаются и осуждаются империалистические планы по захвату нашей Родины. Но жизнь и служба показывают, что Родину можно защищать разными способами.

– То есть все-таки есть еще такая профессия – Родину защищать?

– Ну конечно. Сейчас не девяностые. Служили же тогда, и ничего. Правда, из всех моих сокурсников, а это 84 курсанта, продолжают служить около 15 человек. Я общаюсь с ними по возможности. Одни ушли из-за отсутствия жилья, другие из-за маленького оклада, третьи по различным семейным обстоятельствам. Теперь, к примеру, не каждая женщина из Питера, переедет к мужу на службу в Гремиху.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
Во время 35-летия корабля дети экипажа захватили крейсер / Корабел.ру

– А что у вас тут за команда? – Ну экипаж на самом деле тут специализированный. На 99% состоит из офицеров-выпускников технических училищ. Наша основная задача – не то, что предотвратить, а просто обнаружить на корабле взрыво-пожаро-угрозу и вовремя оповестить о ней завод. Но при этом у меня есть, например, штурман.

– Штурман?!

– Конечно. Просто ему объяснили, что он на самом деле электрик. Или вот. Ангельский старпом.

  • – В смысле покладистый?
  • – Почему у крейсера вашего такая судьба?
  • – А в чем смысл такого решения – тратить деньги, чтобы держать крейсер, который никогда не выйдет в море?

– В смысле фамилия у него такая – Ангельский. Мой однокурсник по училищу. Есть кок. Хотя формально у нас тут нет для него оборудования, одно демонтировано, и питание наше организовано на берегу, но все-таки у нас тут команда. Поэтому мы с офицерами приносим из продовольственного пайка какие-то продукты, и он тут придумывает, что может. – Потому что такая судьба. Власть на самом деле озабочена и очень старается не только возродить новый флот, но и сохранить имеющийся. Необходимо показать обществу: флот в России есть, и он будет ходить в Мировом океане. Другое дело, что эту задачу проще решать при помощи подводных крейсеров, а проекты типа нашего –они, скорее всего, слишком дороги для того, чтобы просто демонстрировать в море флаг. – Я думаю, необходимо не спонтанное, а системное решение, допустим, по всему проекту в целом.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
48-й экипаж, их семьи и ветераны крейсера на встрече, посвященной 35-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Кирове». 16 апреля 2016 года / Корабел.ру

– А Путин или Медведев не были на вашем корабле, чтобы обсудить это решение? Вот на «Севмаше», на том берегу, они бывают частенько. – Ну знаете, мы уж тут как-нибудь и так надежно послужим. А то для подготовки такого визита мне еще и в море придется выйти на веслах (смеется).

– А в море-то вам хочется?

– Хочется. Но только хочется с порядочными и надежными людьми.

– Что, совсем не осталось порядочных и надежных людей?

– Есть, конечно. Все-таки в конечном счете капитан формирует команду. Но как сказать? Конкуренция сейчас в армии очень большая. Многих ведь вывели за штат. Платят оклад за звезды только. Прилично, кстати, вполне. Скажем, капитан 2-го ранга за штатом сейчас получает, как генеральный директор коммерческого предприятия. Но все равно люди ходят, ищут, куда устроиться. И люди ходят, будем говорить, разные.

– С людьми – вечная проблема. Давайте тогда поговорим о крейсере.

– Отличный корабль. Считается, что по обитаемости он лучший. Каюты в два раза больше, чем на эсминцах и на крейсерах проекта 1164. На авианосце «Адмирал Кузнецов» вообще есть каюты без иллюминаторов, а тут во всех каютах иллюминаторы есть. Со слов судостроителей, «Киров» имеет самый крепкий корпус из кораблей своего проекта. В 1981 году он вошел в состав 7-й оперативной эскадры. Совершил два дальних похода. Участвовал в спасении экипажа подводной лодки «Комсомолец». Во время второго большого похода выявились неполадки в атомном реакторе. В 1999 году крейсер отправляют на ремонт в Северодвинск. С тех пор он стоит. Большинство оборудования демонтировано. Оба реактора находятся в состояния «отстоя» — заморожены, запустить их невозможно.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» / Корабел.ру

– То есть это фактически мертвый корабль. Крысы тут есть? – Крыс нет. Но не потому что мертвый. У нас коты и кошки. В прошлом году кошка родила четырех котят, два белых и по одному серому и черному. У меня, например, есть личный командирский кот. Зовут Боцман. С этими словами командир уходит в соседнее помещение и выносит оттуда черного сонного негодяя. Взгляд у него плутоват, манеры флотские. Судьба его вполне метафорична и показательна. Служба Боцмана устроена так. Он исправно служит Родине на «Кирове», на выходные капитан берет его домой. А там государство олицетворяет стерилизованная кошка. Как говорит командир Виталий Коноплев, она не очень понимает, чего от нее хочет Боцман.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
Кот Боцман / Корабел.ру

Дополнение: На сегодняшний день ситуация с крейсером грустная: его утилизируют. Это необходимо. Корабль старый, и его ремонт невыгоден с экономической точки зрения, поэтому и восстанавливают третий крейсер проекта 1144 — «Адмирал Нахимов». О нем можно посмотреть репортажи по тэгу «Адмирал Нахимов».

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в доке северодвинского предприятия «Севмаш» / Корабел.ру

 

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение
«Петр Великий» — единственный на сегодняшний день ходовой корабль проекта 1144 / Корабел.ру

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/tyazhelyy_atomnyy_raketnyy_kreyser_kirov_o_korable_i_ekipazhe_iz_pervyh_ust.html

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров". О корабле и экипаже из первых уст

?

Category: Я и army_reporter побывали на крейсере Киров. Подробности 🙂Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применениеГоловной корабль проекта 1144 «Орлан» у пирса судоремонтного завода «Звёздочка».Довелось побывать на борту большого атомного ракетного крейсера «Киров». Это головной корабль проекта 1144 «Орлан». С конца 90-х годов крейсер фактически ждет своей смерти – стоит у причальной стенки судоремонтного завода «Звездочка» в Северодвинске. Реакторы давно заглушены, вооружение снято, сырой ветер, безжалостная ржавчина и равнодушная пыль – главные стихии, с которыми теперь сражается «Киров».Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применениеКомандир 48-го экипажа Виталий Коноплёв.Но вот что удивительно. Кажется, в таких непростых обстоятельствах застанешь тут мрачных людей, которые ненавидят не только весь мир, но и самих себя. А тут в уютной командирской каюте встречает жизнерадостный улыбающийся крепыш в робе с надписью «Командир». Капитан 2-го ранга Виталий Коноплёв, 35 лет, потомственный офицер. Час пролетел незаметно за разговорами о том, как защищать Родину на корабле, который не выходит в море, кем здесь служит штурман и как управлять котом по кличке Боцман.Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применениеРабочее место Боцмана на «Кирове».

Начали с самого простого: расскажите немного о себе.

– Родился в Калининграде в семье военнослужащего, окончил военно-морское училище. Из училища сразу попадаю на тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий». После «Петра Великого» направляют меня командиром дивизиона на крейсер «Маршал Устинов». Здесь становлюсь помощником командира корабля. Затем поступил в Военно –морскую Академию. Потом были авианосец «Адмирал Кузнецов» и эсминец «Адмирал Ушаков» (до 2004 года — «Бесстрашный»). И вот уже с должности старшего помощника эсминца «Адмирал Ушаков» перехожу на командирскую должность этого крейсера.

Корабль специфический, не жалеете? Может быть вам надо адмиралом стать, флотом командовать? А вы у стенки стоите.

– Я в молодости, понятно, как и все хотел стать командующим хотя бы одним из флотов. Отец военный, знакомые и друзья тоже военные. На кухонных посиделках обсуждаются и осуждаются империалистические планы по захвату нашей Родины. Но жизнь и служба показывают, что Родину можно защищать разными способами.

То есть все-таки есть еще такая профессия – Родину защищать?

– Ну конечно. Сейчас не 90-е. Служили же тогда и ничего. Правда, из всех моих сокурсников, а это 84 курсанта, продолжают служить около 15 человек. Я общаюсь с ними по возможности. Одни ушли из-за отсутствия жилья, другие из-за маленького оклада, третьи по различным семейным обстоятельствам. Теперь, к примеру, не каждая женщина из Питера, переедет к мужу на службу в Гремиху.Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применениеКапитан 2-го ранга Виталий Коноплёв на главной палубе крейсера «Киров».

А что у вас тут за команда?

– Ну экипаж на самом деле тут специализированный. На 99% состоит из офицеров-выпускников технических училищ. Наша основная задача – не то, что предотвратить, а просто обнаружить на корабле взрыво-пожаро-угрозу и вовремя оповестить о ней завод. Но при этом у меня есть, например, штурман.

Штурман?!

– Конечно. Просто ему объяснили, что он на самом деле электрик. Или вот. Ангельский старпом.

  • В смысле покладистый?
  • Почему у крейсера вашего такая судьба?
  • А в чем смысл такого решения – тратить деньги, чтобы держать крейсер, который никогда не выйдет в море?
  • Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

– В смысле фамилия у него такая – Ангельский. Мой однокурсник по училищу. Есть кок. Хотя формально у нас тут нет для него оборудования, одно демонтировано, и питание наше организовано на берегу, но все-таки у нас тут команда. Поэтому мы с офицерами приносим из продовольственного пайка какие-то продукты, и он тут придумывает, что может.– Потому что такая судьба. Власть на самом деле озабочена и очень старается не только возродить новый флот, но и сохранить имеющийся. Необходимо показать обществу: флот в России есть и он будет ходить в мировом океане. Другое дело, что эту задачу проще решать при помощи подводных крейсеров, а проекты типа нашего, они, скорее всего, слишком дороги для того, чтобы просто демонстрировать в море флаг.– Я думаю, необходимо не спонтанное, а системное решение, допустим, по всему проекту в целом.На снимке 48-й экипаж и ветераны крейсера на встрече, посвященной 31-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Киров». 14 апреля 2012 года.

А Путин или Медведев не были на вашем корабле, чтобы обсудить это решение? Вот на «Севмаше», на том берегу, они бывают частенько.

– Ну знаете, мы уж тут как-нибудь и так надежно послужим. А то для подготовки такого визита мне еще и в море придется выйти на веслах (смеется).

А в море-то вам хочется?

– Хочется. Но только хочется с порядочными и надежными людьми.

Что совсем не осталось порядочных и надёжных людей?

– Есть, конечно. Все-таки в конечном счете капитан формирует команду. Но как сказать? Конкуренция сейчас в армии очень большая. Многих ведь вывели за штат. Платят оклад за звёзды только. Прилично, кстати, вполне. Скажем, капитан 2-го ранга за штатом, сейчас получает как генеральный директор коммерческого предприятия. Но все равно люди ходят, ищут, куда устроиться. И люди ходят, будем говорить, разные.

С людьми – вечная проблема. Давайте тогда поговорим о крейсере.

– Отличный корабль. Считается, что по обитаемости он лучший. Каюты в два раза больше, чем на эсминцах и на крейсерах проекта 1164. На авианосце «Адмирал Кузнецов» вообще есть каюты без иллюминаторов, а тут во всех каютах иллюминаторы есть. Со слов судостроителей, «Киров» имеет самый крепкий корпус из кораблей своего проекта. В 81-году он вошёл в состав 7-й оперативной эскадры. Совершил два дальних похода. Участвовал в спасении экипажа подводной лодки «Комсомолец». Во время второго большого похода выявились неполадки в атомном реакторе. В 1999 году крейсер отправляют на ремонт в Северодвинск. С тех пор он стоит. Большинство оборудования демонтировано. Оба реактора находятся в состояния «отстоя» — заморожены, запустить их невозможно.

Читайте также:  Гаубица д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Палуба на баке тяжёлого ракетного крейсера «Киров».

То есть это мертвый фактически корабль. Крысы тут есть?

– Крыс нет. Но не потому что мертвый. У нас коты и кошки. В прошлом году кошка родила четырёх котят, два белых, и по одному серому и чёрному. У меня, например, есть личный командирский кот. Зовут Боцман.С этими словами командир уходит в соседнее помещение и выносит оттуда черного сонного негодяя. Взгляд у него плутоват, манеры флотские. Судьба его вполне метафорична и показательна. Служба Боцман устроена так. Он исправно служит Родине на «Кирове», на выходные капитан берет его домой. А там государство олицетворяет стерилизованная кошка. Как говорит командир Виталий Коноплёв, она не очень понимает, чего от нее хочет Боцман.

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Источник: https://kuleshovoleg.livejournal.com/118662.html

Тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) типа "Киров" пр.1144/11442 "Орлан" (СССР/Россия)

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Военно-морской флот всегда оставался самым дорогостоящим видом вооруженных сил. Строительство же боевых кораблей большого водоизмещения — по карману далеко не каждому государству, это могли себе позволить только технически высокоразвитые и весьма небедные страны. Уникальные тяжелые атомные ракетные крейсеры типа «Киров» являются крупнейшими, за исключением авианосцев, надводными кораблями. Недаром на Западе их классифицируют не иначе как «линейные крейсеры».

 

ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНОГО КРЕЙСЕРА

Идея создания надводных кораблей с атом­ными энергетическими установками (АЭУ) возникла у военно-политического руководства Советского Союза еще во второй половине 50-х гг. прошлого века. Так, в 1955-56 гг.

командование ВМФ СССР выдало под­контрольным научно-исследовательским институтам и оборонной промышленности оперативно-тактическое задание на разработ­ку двух проектов боевых кораблей: атомного крейсера (пр.

63) и атомного корабля противо­воздушной обороны (пр. 81).

В начале 1957 г. главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков, назначен­ный на этот пост совсем недавно — 5 января 1956 г, (в возрасте 54 лет), дает указание объединить оба упомянутых проекта атомных надводных кораблей и в дальнейшем вести работы только по проекту 63, правда уже модифицированному.

Данное решение глав­кома было вскоре утверждено руководством Министерства обороны и правительством страны. При этом разработчик — ленинград­ское Центральное конструкторское бюро №17 (ЦКБ-17, затем — Невское проектно-конструкторское бюро) — должен был сдать технический проект нового корабля к концу 1958 г. Однако и у пр.

63 судьба оказалась не долгой — в марте 1959 г. работы по нему были полностью прекращены.

К идее атомного боевого корабля вновь вернулись только в середине 1960-х гг.

, когда коллективу ленинградского Центрального кон­структорского бюро №53 (ЦКБ-53, затем — Северное проектно-конструкторское бюро, СПКБ) поручили создать «недорогой» океан­ский «атомный сторожевой корабль» водо­измещением около 8000 т, который бы имел неограниченную дальность плавания и был бы способен не только сопровождать конвои и обеспечивать боевую устойчивость отрядам боевых кораблей, но и с высокой степенью эффективности выполнять поиск атомных стратегических подводных ракетоносцев про­тивника, обеспечивать непрерывное слежение за ними и уничтожать их в нужный момент (преимущественно — с началом боевых дей­ствий или при выполнении «стратегом» опе­раций по подготовке к ракетному залпу). Предполагалось построить примерно по одно­му такому кораблю на каждый атомный подво­дный ракетоносец вероятного противника, что в итоге должно было составить 35-40 единиц. Однако впоследствии стало ясно, что такие планы являются невыполнимыми — в основном по причине слишком большой стоимости кора­бля и не готовности отечественной судострои­тельной промышленности к постройке такой серии атомных кораблей достаточно большо­го по тем временам водоизмещения.

Тем не менее, работы по новому проекту были продолжены — кораблю, точнее, его проекту, присвоили шифр 1144 и условное наименование «Орлан».

Первоначально на нем планировалось установить перспектив­ный универсальный ракетный комплекс, спо­собный поражать надводные, подводные и даже воздушные цели; 57- и 76-мм артилле­рийские установки; реактивные бомбометные установки; торпедные аппараты и беспилот­ный вертолет (работы по данной теме велись отечественными конструкторами задолго до того, как до нее «доросли» американцы). Затем добавили комплекс противолодочного управляемого вооружения с ракетами, осна­щенными ядерными глубинными бомбами, или ракето-торпедами.

Впрочем, ни универсальный ракетный ком­плекс, ни беспилотный вертолет созданы так и не были, а потому состав вооружения перспективного атомного корабля пр.

1144 в тактико-техническом задании уже содер­жал противокорабельный ракетный комплекс П-120 «Малахит» с дозвуковой ракетой 4К85 (оснащалась фугасно-кумулятивной или ядерной боевой частью и имела комбинированную систему наведения — инерциальную навигаци­онную систему и активную радиолокационную СН), комплекс противолодочного управля­емого ракетного оружия «Метель» (боевое средство — твердотопливная противолодочная телеуправляемая крылатая ракета 84Р, боевая часть которой представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду АГ-2У с обычным зарядом), зенитный ракет­ный комплекс С-300 «Форт» (аналог сухопутной «трехсотки»), 130-мм универсальные артиллерийские установки для обстрела надводных. береговых и воздушных целей, 30-мм скорострельные автоматические артиллерий­ские установки (преимущественная задача — борьба с воздушными целями), торпедные аппараты калибра 533 мм и реактивные бом­бометные установки, а также два вертоле­та — в основном для решения задач ПЛО и выдачи данных целеуказания на корабельные комплексы ракетного оружия.

Естественно, что с таким мощным вооружением предел по водоизмещению в 8000 т, существовавший изначально, оказался уже неактуальным, а потому новый «атомный большой противолодочный корабль», эскиз­ное проектирование которого было закончено в 1969 г.

, представлял собой уже несколько больший корабль — как по водоизмещению, так и по размерам (интересно, что в решении руководства от 1970 г., утверждавшем эскиз­ный проект, корабль уже классифицировался как «атомный противолодочный крейсер»). Впрочем, 25 мая 1971 г.

в истории будущих новых атомных ракетных крейсеров типа «Киров» следует новый, достаточно резкий, поворот.

Дело в том, что параллельно с разработ­кой атомного большого противолодочного корабля шла проработка «чисто» ударного корабля, получившего шифр 1165 «Фугас» и предназначенного для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами против­ника.

Главную ударную силу этого «убийцы авианосцев» должны были составлять внача­ле 48 противокорабельных ракет комплекса П-120 «Малахит», а затем — 32 более мощные и дальнобойные сверхзвуковые противокора­бельные ракеты комплекса П-700 «Гранит».

Новый ЗРК С-300 «Форт», размещаемый в усиленной комплектации, позволил бы кора­блю обеспечивать эффективную коллектив­ную противовоздушную оборону и защиту сопровождаемых отрядов боевых кораблей и конвоев от атакующих крылатых ракет про­тивника.

Данный корабль классифицировался как «атомный ракетный крейсер», но уже 25 мая 1971 г. выходит постановление, пред­писывающее объединить пр. 1144 «Орлан» и 1165 «Фугас» в один с приданием атомному БПК ударных функций и переклассификацией его в «атомный противолодочный крейсер».

Забегая вперед, скажем, что через шесть лет, в 1977 г., в советском ВМФ принимается новая классификация кораблей и судов, согласно которой корабли пр. 1144 типа «Киров», стали именоваться «тяжелыми атомными ракетны­ми крейсерами» (сокращенно ТАРКР), эта классификация сохранилась и до настоящего времени.

Разработка нового, объединенного про­екта осталась за Северным проектно-конструкторским бюро, главным конструкто­ром корабля был назначен Борис Израилевич Купенский, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга Анатолий Александрович Савин. Работы по созданию атомной энер­гетической установки, предназначенной для «Орлана» и получившей обозначение КН-3, вело Отдельное конструкторское бюро машиностроения, а ГТЗА-653 — конструкторское бюро Кировского завода в Ленинграде.

Окончательное техническое проектирова­ние крейсера было закончено в 1972 г., а 26 марта 1973 г. на Балтийском заводе имени С.

Орджоникидзе в Ленинграде был зало­жен головной корабль серии, получивший название «Киров» — в честь выведенного из боевого состава ВМФ знаменитого крейсера пр. 26.

По традиции он получил от последне­го и Краснознаменный военно-морской флаг (почетное звание было присвоено крейсеру 25 июня 1977 г.)

Новый корабль предназначался уже для нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь — по авианосным группам и соединениям), осу­ществления поиска, слежения и уничтожения подводных лодок (в основном — атомных под­водных стратегических ракетоносцев), а также обеспечения зональной противовоздушной, а позже и противоракетной обороны своих сил.

«Киров» имел корпус с удлиненным полу­баком и двойное дно на всем его протяжении, а также локальную бронезащиту машинных отделений, погребов боезапаса и практически всех боевых постов. Корпус крейсера был разделен водонепроницаемыми переборками на 16 главных отсеков, имел пять палуб на всем протяжении корпуса корабля.

В корме «Орлана» был оборудован подпалубный ангар, рас­считанный на постоянное базирование трех вертолетов, а также поме­щения для хранения авиационного боезапаса и топлива, подъемник для подачи вертолетов на верхнюю палубу. Там же, в кормовой части, располагался и отсек с подъемно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином».

Будущий ТАРКР имел развитые надстройки, которые выполнялись с широким использо­ванием алюминиево-магниевых сплавов (будущая война за Фолкленды показала ошибочность слишком сильного увлечения этим материалом, из-за которого британские корабли горели как спички). Основная часть вооружения была сосредоточена в носовой части корабля и в корме.

В целом корабль получился весьма удачным и мощным, хотя и слишком уж большим и, как следствие, достаточно дорогим в постройке.

ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Создание такого очень крупного надводного корабля как ТАРКР типа «Киров» сразу же вызвало массу проблем, одной из которых стал выбор места серийной постройки этих «ракетных линкоров».

Еще бы — предстояло строить не просто большие, а очень большие корабли, стан­дартное водоизмещение которых превышало 24 тыс. т, а наибольшая длина корпуса составляла 251 м.

Для сравнения — максимальная длина японского линкора «Ямато» составляла 263 м, хотя, конечно, по водоиз­мещению этот гигант из гигантов был в два с лишним раза больше.

Для серийной постройки крейсеров проекта 1144 в то время подо­шел только один судостроительный завод — Балтийский в Ленинграде. Расположенное в Северодвинске «Северное машиностроительное предприятие» и Черноморский судостроительный завод в Николаеве предъявляемым к строительству пр.

1144 требованиям по разным причинам не подходили.

Так что выбор безальтернативно пал на Балтийский завод, где для постройки новых кораблей пришлось специ­ально формировать поточную линию первичной обработки листовой стали и линию плазменной резки листов бронестали и толстых листов нержавеющей стали для баков железоводной защиты, требовавших получения особой чистоты поверхности и кромок. В общей сложности для корпуса «Кирова» необходимо было собрать и сварить свыше 300 объемных секций, масса некоторых достигала 80 т (надстройка с 70 % насыщением формировалась отдельно). Кроме того, в целях обеспечения безопасных условий спуска корабля на воду на заводе были изготовлены специальные понтоны.

По воспоминаниям участников тех событий, наибольшие трудности возникли в ходе организации производства и технологии сборки и монтажа агрегатов атомной паропроизводящей установки.

Эти работы осуществлялись в цехе, затем установка вывозилась вместе с баками железоводной защиты по специальному рельсовому пути в зону работы плавкрана, доставлялась к достроечной набережной и там уже произ­водились установка и монтаж.

Проектирование атомной паропроизводящей установки для ТАРКР пр. 1144 вообще было связано со значительными трудностями.

Дело в том, что имевшаяся двухреакторная атомная паропроизводящая уста­новка ВМ-4, применявшаяся на первых советских атомных подводных лодках, после отмены для «Орлана» ограничений по водоизмещению уже не удовлетворяла требованиям по мощности, а трехреакторная установка атомного ледокола «Ленин» по своим габаритам и массе просто «не влезала» в корпус крейсера, да и по ряду других требований она не удовлетворяла военных. Пришлось для «Кирова» проектировать новую атомную энергоустановку, а заодно — разрабатывать концепцию по созданию систем безопасности, включая системы аварийного рас­холаживания и локализации аварии. Причем, как указывается в отече­ственной военно-морской литературе, данные системы рассчитывались на проектную аварию «разрыв трубопровода теплоносителя на макси­мальном диаметре». Разработчиками была применена блочная схема компоновки, позволившая уменьшить габариты АЭУ и улучшившая ее эксплуатационные параметры, а также имевшая режим естественной циркуляции по первому контуру на высоких уровнях мощности ядерного  реактора, автоматическую систему расхолаживания, которая была способна выполнить операции по глушению ядерного реактора даже в случае опрокидывания корабля. Реакторы для «Орлана» разрабатыва­лись на базе ЯР, использовавшихся на атомных ледоколах, но имелись и некоторые отличия. Они — двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах, а в качестве замедлителя и теплоносителя применена вода высокой степени чистоты.

Читайте также:  Пристрелка коллиматорного прицела (на пневматике): установка, настройка, выбор позиции и мишени, холодная пристрелка, видео

Но важнейшей уникальной особенностью главной энергоустановки крейсеров типа «Киров» стал ее тип — комбинированный, поскольку наряду с атомной ЭУ, на борту корабля установлена и резервная энергоустановка на базе двух паровых котлов.

Участники тех событий утверждают, что на одном из совещаний по вопросам разработки ТАРКР проекта 1144 тогдашний главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков спросил собравшихся: «А вы представляете, что будет, если в каком-нибудь Южно-Китайском море «полетят» сразу оба ядерных реактора? Какой это будет удар по престижу советско­го флота?».

Результатом совещания и стало решение установить на крейсер резервную неядерную энергетическую установку, способ­ную обеспечить кораблю ход в 17 узлов.

Следует особо отметить, что на новом крей­сере был осуществлен ряд новых и нетрадици­онных решений. Одним из них являлось воз­ведение надводной конструктивной защиты, которой охватывались все погреба ракетного боезапаса и реакторный отсек.

Причем вна­чале предусматривалась установка в районе ватерлинии 15-сантиметрового главного бро­невого пояса, но в процессе проектирования его пришлось убрать — высвободившиеся веса были отданы под различное вооружение и оборудование.

При этом комплекс С-300Ф оставили без бортовой брони, сохранив лишь защищенные крышки, поскольку посчита­ли, что расположение пусковых установок в подпалубных помещениях и так создает им надежную защиту от боевых и иных повреж­дений.

Но вот с главным ударным оружием, ракетным комплексом «Гранит», поступили несколько иначе — его подпалубные пуско­вые установки все же защитили наклонной броней, а также оборудовали конструктив­ное прикрытие и со стороны днища корабля (кроме того, в случае возгорания в ракетных шахтах, они могут быть быстро заполнены забортной водой). Практически аналогичную защиту получил и погреб для хранения боеза­паса противолодочного ракетного комплекса «Метель».

Получили броневую защиту также поме­щения главного командного пункта и боевого информационного поста корабля, которые располагаются внутри корпуса крейсера на уровне ватерлинии.

Кроме того, броня при­крывает помещение вспомогательных паро­вых котлов и реакторный отсек, а в корме броневая защита имеется по бортам и на крыше вертолетного ангара, вокруг хранилища авиационного топлива и боезапаса, локальное броневое прикрытие размещено и над румпельными отделениями. Бронезащитой обо­рудованы артиллерийские установки, погреба боезапаса и другие, не упомянутые здесь, комплексы оружия. Сплошной бортовой брони, как таковой, на крейсерах типа «Киров» нет, но на 2,5 м выше ватерлинии и ниже ее на 1 м от носа до кормы проложен утолщённый пояс, ставший важным элементом конструктивной защиты корабля.

Проект 1144 11442
Первоначальное название Киров Фрунзе Калинин Юрий Андропов
Дата закладки 26.03.1974 г.

Источник: http://www.modernarmy.ru/article/142

Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 “Киров”

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применениеВ 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО “Лонг Бич”. Эти события послужили толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники так же оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.

Основой исследований, явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами.

Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ВПК типа “Комсомолец Украины”.

От Военно-Морского Флота главным, наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту, стал капитан 2 ранга А. Савин.

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части.

В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе.

Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль – это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.

Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость.

Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами.

Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование – атомный ракетный крейсер.

В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование “Киров (Адмирал Ушаков)”. Его постройка велась медленно и не очень ритмично.

Головной корабль был спущен на воду в конце 1977 г. и еще два с лишним года достраивался на плаву. В 1980 г. он прошел испытания и вошел в состав Северного флота.

В 1984 году появился второй корабль этого типа – “Фрунзе (Адмирал Лазарев)”, в 1988 году третий – “Калинин (Адмирал Нахимов)” и “Юрий Андропов (Пётр Великий)” в 1998 году – Флагман ВМФ России.

Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют: американские – типа “Вирджиния” по водоизмещению (11 300 тонн) в 2,5. А “Лонг Бич” (17500 тонн) в 1,5 раза меньше. На советских атомоходах энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до 70000 л.

с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. Крейсер развивает полную скорость более 30 узлов, под котлами – не менее 14.

Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре “Октябрьская революция”. Главное калибр – противокорабельный ракетный комплекс большой дальности “Гранит”.

Ракеты при полной автономности в полете имеют многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, размещены в индивидуальных подпалубных пусковых установках.

Зенитное ракетное оружие на крейсерах “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Лазарев” такое же, как и на крейсере “Слава”. На крейсере “Адмирал Нахимов” установлены более современные ЗРК.

Артиллерийское оружие головного корабля – две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля, на них вместо двух “соток” стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку.

На ТАРК “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Лазарев”, как и на крейсере “Слава”, в качестве средств ближней самообороны служат восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере “Адмирал Нахимов” вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны. Каждый из них включает РЛС обнаружения целей и три боевых модуля.

В модуле на общей платформе смонтированы две 30-мм шестиствольные пушки, восемь контейнерных пусковых ЗУР и РЛС управления огнем.

Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс “Полином”, противолодочный торпедный комплекс “Метель” (в дальнейшем “Водопад”).

На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов установлен новый универсальный ракето-торпедный комплекс. Его однотрубные пусковые установки (по пять на борту) используются как для стрельбы ракето-торпедами, так и обычными торпедами.

Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки РБУ (РБУ-6000, РБУ-1200, РБУ-12000 “Удав”), основное назначение которых на этих кораблях – поражение атакующих их торпед.

Начиная с третьего корабля, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс РБУ противоторпедной защиты. На корабле базируются три вертолета типа Ка – 27, Ка – 27ПС, Ка – 31 и Ка – 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах.

Для этого предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлетно-посадочная площадка.

Радиоэлектронное вооружение включает специализированные ЭВМ, автоматизированные системы управления оружием и техническими средствами, радиолокационные станции различного назначения, комплексы связи и т. д.

Экипаж составляют 655 человек (105 офицеров, 130 мичманов и 400 матросов).

Таким образом, атомные крейсера типа “Киров” вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы. Без сомнения, в настоящее время, Тяжёлые Атомные Ракетные Крейсера этого типа лучшие в мире.

Тактико-технические характеристики

Длина, м 251
Ширина, м 29
Осадка, м 10
Экипаж, чел 655
Водоизмещение, тонн 26000
Скорость при работе АЭУ, узлов 30
Скорость при работе паровых котлов, узлов 14
Количество вертолётов, шт 2
Автономность, суток 60

Источник: https://seaspirit.ru/flot/tyazhyolyj-atomnyj-raketnyj-krejser-proekta-1144-kirov.html

Командование Северного флота объяснило ветеранам причину утилизации крейсера «Киров»

Интересная информация к размышлению. Решил запостить в виду того, что мы постоянно испытываем надежды насчет востановления этих гигантов!

Начальник технического управления Северного флота ответил ветеранам крейсера «Киров» на их запрос о судьбе корабля. Основными причинами невозможности ремонта и модернизации крейсера он назвал несерийность установленных систем, а также высокую стоимость необходимых модернизационных мероприятий.

В связи с повышенным вниманием общественности к судьбе «Кирова», его имя может перейти одному из новых кораблей ВМФ России.

Моряки-ветераны, проходившие в советское время службу на тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРКР) «Киров», написали письмо в адрес командования Северного флота с требованием отменить утилизацию корабля и провести его ремонт.

В ответ было получено развернутое письмо, из которого следует, что восстановление корабля, которое реально начать только к 2025 году, потребует финансирования на сумму около 80 млрд рублей. «При рассмотрении вопроса о дальнейшей судьбе крейсера необходимо учитывать, что ТАРКР „Киров“ вошел в состав ВМФ в 1980 году.

Срок службы корабля составляет 25 лет, в соответствии с соответствующей директивой ГК ВМФ 1988 года срок службы кораблей данного проекта увеличен до 35 лет. … С учетом плановой производственной загрузки предприятия и потребного финансирования, начало ремонта крейсера возможно не ранее 2025 года со сроком завершения ремонта не ранее 2030 года.

Срок службы корпуса корабля к тому времени составит 50 лет», — сообщил начальник ТУ СФ капитан 1-го ранга Лунев.

Представитель Северного флота отмечает, что вооружение и технические средства, установленные на корабле, в большей части несерийные и опытные. Они подлежат списанию в полном объеме.

Кроме того, с августа 2005 года «Киров» носовым бульбовым обтекателем погружается в грунт, а подводная часть корпуса подвержена интенсивному обрастанию.

Корпус корабля деформирован, подкилевой обтекатель ГАС и шахты лага негерметичны. При этом финансирование по данному кораблю в планах развития ВМФ до 2020 года не заложено.

  • «С целью сохранения славных морских традиций экипажа тяжелого атомного ракетного крейсера „Киров“ считаю целесообразным ходатайствовать перед Главным командованием ВМФ о рассмотрении возможности присвоения имени „Киров“ одному из новых боевых кораблей Военно-морского флота», — подвел итог Лунев.
  • При этом в пресс-службе Центра судоремонта «Звездочка» сообщили, что утилизация корабля начнется не ранее 2016 года.
  • «В бюджет госкорпорации Росатом на грядущий год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию «Кирова», — рассказал Евгений Гладышев.
  • Представитель предприятия отметил, что отработанное ядерное топливо из корабля не выгружалось, однако специалистами «Звездочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны.
  • Эксперты и представители научных ассоциаций неоднократно сообщали в СМИ, что невыгруженное из реактора ТАРКР «Адмирал Ушаков» ядерное топливо представляет опасность для экологической безопасности региона.
  • В 2013 году гендиректор «Звездочки» Владимир Никитин заявлял, что от корабля «исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей».

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»), головной корабль проекта 1144 «Орлан» заложен в 1973 году на «Балтийском заводе» и в 1980 году принят в состав ВМФ России.

Последние 17 лет корабль стоит на «Звездочке». «Адмирал Ушаков» выведен из состава ВМФ РФ и ждет дальнейших действий со стороны государства.

Крейсер имеет полное водоизмещение 28000 т, длину — 252 м, ширину — 28,5 м, осадку — 9,1 м. Его экипаж достигал 727 человек.

Источник: https://sdelanounas.ru/blogs/53613/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector