Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ттх), вооружение, боевое применение, скорость

Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind — «Батрак») — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира.

Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол».  Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14. Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением, экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей. С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты. Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года. Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V −12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска. Ми-24А строились заводом в Арсеньеве. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением. Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный «вариант пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Конструкция

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трехстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой. Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тендемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним летчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0.3м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной летчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабженных системой обогрева и вентиляции, для пре­дот­вра­ще­ния по­па­да­ния за­ра­жен­но­го воз­ду­ха и ра­дио­ак­тив­ной пы­ли в них под­дер­жи­ва­ет­ся не­боль­шое из­бы­точ­ное дав­ле­ние. Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло летчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронированная перегородка, лобовые стекла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стекла силикатные, не бронированные. Цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа со­сто­ит из гру­зо­вой ка­би­ны, в которой могут разместиться до восьми десантников, и зад­ней ко­ну­со­об­раз­ной час­ти для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­ва­ния и ниш убор­ки глав­ных ног шасси. Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолете Ми-8. Вал несущего винта наклонен не только вперед на 4.5°, но и вправо на 2.5°, чтобы обеспечить устойчивость при по­сту­па­тель­ном пря­мо­ли­ней­ном по­ле­те. Одной из главных особенностей вертолета является крыло площадью 6.75м2 с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъемной силы, в зависимости от скорости и других факторов. Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Некоторые модификации вертолета Ми-24

Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость

  • Ми-24А — модифицированный серийный вариант с двигателями ТВ3-117ВМ мощностью по 1610кВт и крылом большего размаха с отрицательным поперечным V, на концах которого расположены пилоны для крепления пусковых установок ПТУР «Фаланга М» с полуавтоматическим управлением с помощью прицельной системы «Радуга Ф». В носовой части установлен пулемет А-12.7. Производились на заводе в г. Арсеньеве, построено около 250 вертолетов Ми-24А; Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость
  • А-10 — рекордный вариант вертолета Ми-24А без вооружения и крылом с уменьшенной взлетной массой. В 1975 и 1978гг. на рекордном варианте А-10 было установлено 7 международных рекордов, среди которых были абсолютный рекорд скорости 303.4км/ч на базе 15-25км (установлен Г.Р.Карапетяном), а также абсолютные женские рекорды скорости и скороподъемности;
  • Ми-24Б — был вооружен пулеметом ЯкБ-12 калибром 12.7мм на подфюзеляжной турельной установке УСПУ-24, управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АБ с аналоговым вычислителем и системой бортовых датчиков и комплексом ПТУР «Фаланга П» с полуавтоматической системой наведения «Радуга Ф» и гиростабилизированным прицелом, обеспечивающим маневрирование по курсу ±60° при наведении ПТУР. Вертолеты прошли испытания в 1971-72 гг.; Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость
  • Ми-24ВП — модификация Ми-24П с подвижной пушечной установкой с двуствольной пушкой ГШ-23 в носовой части вместо подвижной пулеметной установки УСПУ-24; серийное производство начато в 1989 г.; Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость
  • Ми-24М — противолодочный вариант вертолета разработан в 1974г. для ВМС; Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость
  • Ми-35М — модифицированный экспортный вариант вертолета Ми-24Б с электронным оборудованием французских фирм «Секстант Авионикс» и «Томсон CSF»;

    Вооружение

    Вооружение состоит из встроенного и подвесного. Встроенное вооружение: на вертолетах Ми-24 и Ми-24А установлена носовая подвижная пулеметная установка НУВ-1 с одноствольным пулеметом А-12.7 (12.7мм), Ми-24Д оснащен установкой УСПУ-24 с электродистанционным управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12.7 конструкции Якушева-Борзова (12.7мм, 4000 выстр/мин, 1400 патронов) с вращающимся блоком стволов. Ми-24П вооружен неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 конструкции Грязева-Шипунова (30мм, 250 патронов) в правом фюзеляжном обтекателе, а Ми-24ВП — спаренной пушкой ГШ-23 в подвижной носовой установке НППУ-25. Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость Подвесное вооружение: первые вертолеты Ми-24 вооружали четырьмя (по две на рельсовых направляющих по бокам фюзеляжа, а затем на концевых пилонах крыла) дозвуковыми ПТУР «Фаланга» с ручным радиокомандным управлением (позднее с полуавтоматической системой управления). Начиная с Ми-24В их заменили сверхзвуковыми ПТУР 9К113/9М114 «Штурм-В», число которых на концевых и подкрыльевых пилонах могло достигать 12. Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могут быть установлены УР ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с НАР С-5 (32х57мм или 20х57мм) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР С-13 калибра 130мм, пусковые установки НАР С-24 калибра 250мм, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л (калибр 23мм, боекомплект 250 патронов), контейнеры ГУВ с двумя пулеметами ТКБ-621 калибра 7.62мм и одним ЯкБ-12.7 калибра 12.7мм или гранатометами АГС-17 «Пламя» калибра 30мм, до 1500кг обычных или химических бомб, универсальные контейнеры для разбрасывания мин, блоки осветительных ракет и другое вооружение. Вертолет может осуществить посадку и перезарядить оружие с помощью боезапасов в кабине. 

    Лётно-технические характеристики

  • Экипаж: 2-3 чел.
  • Пассажиров: 8 чел.
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч
  • Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 320 км/ч
  • Дальность полёта практическая: 450 км
  • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
  • Средний расход топлива: 780 л/час
  • Статический потолок: 1400 м 
  • Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость

    ПРОлетели: Польша осталась без американской «защиты» 0

    Американское издание Breaking Defense со ссылкой на собственные источники в Пентагоне сообщило, что программа развертывания средств противоракетной обороны в Польше перенесена уже во второй раз. В данный момент работы близ польского города Редзиково остановлены и возобновятся не ранее чем через два года.

    Зеленский отрекся от нормандского формата 0

    История «президента мира» закончилась в Мюнхене.

    ФАН отследил огромные масштабы поставок Турцией оружия, техники и боевиков в Ливию 0

    Турция продолжает поставлять сирийских наемников, завербованных турецкими спецслужбами в Идлибе, на территорию Ливии, подконтрольную так называемому Правительству национального согласия (ПНС). Не прекращается нарушение турецкими властями оружейного эмбарго ООН и тех обязательств, которые Анкара взяла на себя по итогам берлинской международной конференции.

    Пока США поджигают Минск и Киев, Москва готовит убойный ответ на Кубе 0

    Россия не сидит, сложа руки, наблюдая за враждебными инсинуациями США в Восточной Европе. Даже наоборот.

    Пока янки продолжают маяться с неконтролируемым украинским ворьём и пытаются ублажить Лукашенко, лишь наводя мосты, Москва делает вполне конкретные шаги по укреплению позиций под самым носом у Дяди Сэма. Можно даже сказать, что Россия готовит основательный плацдарм на «заднем дворе» США. Речь,

    Глава «Белгазпромбанка»: Белоруссия умирает как законченный наркоман 0

    Читайте также:  Самолёт каталина: амфибия, consolidated pby catalina, история создания, конструкция, характеристики (ттх)

    Белоруссия неконкурентоспособна и подобна законченному наркоману, она пребывает в состоянии умирания. Об этом в опубликованном 12 февраля интервью оппозиционному изданию Naviny.by заявил председатель правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико.

    Источник: https://3mv.ru/publ/transportno_boevoj_vertoljot_mi_24/4-1-0-8953

    Армейский ударный боевой вертолёт Ми-24: в чём преимущества и недостатки «Крокодила»

    Первая боевая машина, получившая прозвище «Крокодил», была создана в 1968 году. С тех пор появилось множество усовершенствованных модификаций вертолета Ми-24. По тактико-техническим характеристикам он и сегодня не уступает многим современным образцам.

    Вертолёт Ми-24 — первый боевой вертолёт в СССР и Европе. Разработанный авиаконструктором Милем ещё в начале 70-х гг., до сих пор успешно справляется с боевыми задачами и несёт службу в армиях многих стран мира. В том числе и российской.

    История создания Ми-24

    Причиной начала работ над первым советским и европейским вертолётом стал результат использования боевых машин американцами. АН-1 «Кобра», успешно показавшая себя в ходе корейской и вьетнамской войны, вынудила ЦК КПСС подписать Постановление, поручив разработку проекта ОКБ под руководством А. Л. Миля. Произошло это в 1968 г.

    Опытная модель многим напоминала гражданские машины: Ми-8 и Ми-14. Она имела двухместную кабину с двойным управлением. Лётчик и оператор располагались в поперечном направлении друг от друга (позже кабина была расширена, и разработано место для бортового техника). С обеих сторон грузового отсека имелись двери с открывающимися окнами, предназначенными для ведения огня в ходе полёта.

    Экипаж опытного образца облачался в бронежилет, а сама машина бронировалась только в нескольких местах:

    • Пуленепробиваемое стекло салона.
    • Сиденья пилота и оператора.
    • Локальные бронеплиты по бокам кабины и на капоте двигателей.

    Начиная с 15.09.1969 г. начались заводские испытания, в ходе которых выявлялись недостатки, дорабатывающиеся уже на следующих моделях, производящихся во время первых полётов опытного образца.

    В ходе экспериментального тестирования первых моделей штурмовых машин конструкторским бюро разработано несколько модификаций вертолётов серии «Ми», каждая из которых отличалась друг от друга:

    • 24А.
    • 24Б.
    • 24В.
    • 24Д, ставшая финальным прототипом первого советского боевого вертолёта, взятого на вооружение в 1976 г.

    По неизвестными причинам литера «Г» при доработках модели была пропущена.

    Устройство «Крокодила»

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скоростьРисунок 1. Схема вертолёта

    Вертолёт, получивший у русских неофициальное название «Крокодил» и «Напильник», в НАТО окрестили Hind, что в переводе с английского означает «Лань» или «Батрак». Построен по классической схеме и обладал пятилопастным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

    Кабина пилотов располагалась в передней части, первым сидел оператор, за ним командир экипажа (пилот), находящийся на 30 см выше. Позади летчика, в грузовом отсеке, размещался бортмеханик.

    Защита осуществлялась не только герметизацией салона, но и установкой дополнительной брони, не использующейся на опытных образцах. Кроме брони кабины пилотов и двигателей, листы были установлены на днище, в районе топливного бака, главного редуктора и емкости гидроусилителя.

    В центральной части могли расположиться 8 полностью экипированных десантников, задняя предназначалась для оборудования и складывания задних, основных шасси во время полёта.

    Основные модификации

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скоростьРисунок 2. Ми-24ПС

    Максимальное количество моделей, выпущенных РВПО Арсеньевская авиационная компания, пришлось на модификацию Ми-24В. Производились до 1986 г., и всего было собрано 1 000 единиц, после чего на смену пришли более качественные и усовершенствованные версии.

    Модель Ми-24ВП, первый экземпляр которой собран в 1989 г., по многим характеристикам превосходила американский «Апач». Кроме наиболее распространённых версий из модификаций, собирающихся для внутреннего рынка, можно выделить такие:

    • Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолёт.
    • Ми-24П — отличающийся вооружением.
    • Ми-24 ПН — предназначенный для ночных заданий.
    • Ми-24ПС — полицейский патрульно-спасательный вариант.
    • Ми-24Р — машина, предназначенная для РХБ-разведывательных подразделений.
    • Ми-24РА — усовершенствованная версия предыдущей модели.
    • Ми-24ХР — вертолёт для работы подразделений радиохимической разведки в заражённых районах.
    • Ми-35ПМ — отличались новыми винтами, изготовленными из композиционных материалов.

    Кроме перечисленных модификаций, более 15 различных моделей было собрано по заказу иностранных государств и с учётом индивидуальных замечаний заказчиков.

    Достоинства и недостатки лётной боевой машины

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скоростьРисунок 3. На взлётно-посадочной полосе

    Среди достоинств вертолётов серии Ми-24 в первую очередь следует отметить невероятную «живучесть» и неприхотливость машин. Это стало причиной присвоения машине статуса неубиваемой. Отличная бронезащита, предохраняющая пилотов и двигатель машины, делают её практически неуязвимой с земли. Единственное, чего следует опасаться летчикам — это крупнокалиберного оружия.

    Из недостатков можно отметить явный промах конструкторов в соотношении веса и мощности двигателей. Маневрирование и зависание не являются стихией — ему более присуща скорость.

    Также на машине нет современной оптики и автоматических систем наведения на цель и ведения огня, что в случае ведения боевых действий вынуждает входить в зону поражения ПВО противника. Именно это стало причиной потерь во время боевых действий.

    К теоретическим недостаткам можно отнести построение салона, предназначающегося для транспортировки десанта. Это существенно увеличило вес машины, хотя за всю историю боевого применения войсками СА и МО РФ ни разу не использовалось.

    Все перечисленные недостатки машины уходят в прошлое, так как сегодня ведётся активная замена на более адаптированные под современные условия Ми-28Н.

    Тактико-технические характеристики в сравнении с вертолётами вероятных противников

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скоростьРисунок 4. Ми-24 Польши и McDonnell Douglas AH-64 Apache НАТО

    В конце прошлого века, когда модель только поступила на вооружение Советской Армии, по своим тактико-техническим характеристикам она являлась лидером. Но даже сегодня, спустя почти 50 лет после его первого выпуска, по некоторым ТТХ ничем не уступает современным моделям иностранного производства. В качестве наглядного примера ТТХ машин будут представлены в виде таблицы.

    Таблица 1. Тактико-технические характеристики отечественного вертолёта и других иностранных боевых вертолетов

    Характеристика машины Ми-24 (Россия) McDonnell Douglas AH-64 Apache (США) Bell AH-1Z Viper (США) AugustaWestland T129 (Италия, Великобритания) Eurocopter Tiger (Франция, Германия)
    Год принятия на вооружение 1976 2011 2011 2012 2003
    Вес пустого, кг 7 580 5 165 5 580 2 530 3 060
    Объём топлива, л 2 100 1 100 н/д н/д 1 100
    Точки подвески 3 4 6 4 4
    Максимальный взлётный вес, кг 11 500 10 400 8 390 5 000 6 600
    Двигатель 2 х ТВ3-117В (ВМА) 2 х General Electric Т700-GE-701D 2 х General Electric Т700-GE-401C 2 х LHTEC CTS800-4A 2 х Rols-Royce MTR390-E
    Мощность двигателя, л/с 2 х 2 500 2 х 2 000 2 х 1 800 2 х 1 360 2 х 1 460
    Максимальная скорость, км/ч 335 265 300 280 290
    Практическая дальность, км 450 480 680 550 740
    Практический потолок, м 4 950 5 900 6 100 6 000 4 000

    Боевое применение Ми-24

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скоростьРисунок 5. Боевое применение

    Первым боевым крещением Ми-24 стала Эфиопо-Сомалийская война (1977-1978 гг.). В первые годы войны в Афганистане талибы, в силу отсутствия вооружения, позволяющего противостоять советским машинам, не могли ничего сделать. Однако начиная с 1983 и до самого вывода войск количество сбитых вертолётов увеличивалось с каждым столкновением. Причиной стало пополнение вооружения моджахедов советскими ПЗРК «Стрела-2» и американскими «Стингерами». По неофициальным данным, за период противостояния было утрачено 127 советских Ми-24.

    С афганской войны русские солдаты начали красить свои машины в устрашающие цвета, пренебрегая заводским камуфляжем. Один из таких экземпляров показан на фото чуть ранее.

    Вертолёты советской, а позже российской армии, принимали участие во всех конфликтах и столкновениях. Потери были не в каждом из них, а только в некоторых:

    • Абхазская война (1992-1993) — 1 единица.
    • Первая чеченская (1994-1996) — 7.
    • Вторая чеченская и последующие годы (1999-2005) — 23.
    • Конфликт в Ираке (с 2011) — 4.

    Несмотря на существенные потери, ущерб противнику, нанесённый русскими вертолётами, оценивался намного существеннее.

    Интересные факты

    История эксплуатации и боевого применения Ми-24 насчитывает несколько десятков лет, приближаясь к отметке полувека. За это время боевая машина обросла многочисленными историями и интересными фактами, некоторые из которых будут приведены далее.

    В Афганистане, в мае 1983 г. лётчик, израсходовавший весь боекомплект, продолжал имитировать атаку, разгоняя грозным видом душманов. Этим он спас роту десантников, сумевших отступить на безопасную позицию.

    Несколько раз Ми-24 снялся в кино. Например, в картине «Рэмбо 3» на нём производилось нападение на афганскую деревню. В результате герой Сталлоне сбил его из гранатомёта.

    В период ирано-иракской войны (1980-1988) один Ми-24, стоявший на вооружении иракской армии, за первые 3 месяца боевых столкновений подбил 55 танков противника, оставив его без тяжёлой бронетехники.

    Одной из причин получения статуса «неубиваемого» Ми-24 стал уникальный двигатель. Его результативность и безотказность просто поражает воображение. После войны в Афганистане в турбине двигателя одной из машин, поставленной на капитальный ремонт, недосчитались 17 лопаток из 51. При этом вертолёт продолжал работать, а неисправность ничем не проявлялась.

    Несмотря на свой солидный возраст, является обладателем рекорда скорости среди боевых вертолётов, установленного в 1978 г. Пилот Г. Карапетян разогнал машину до 368,4 км/ч.

    В аэропорту Кабула во время войны два военных штурмовика постоянно находились на дежурстве и прикрывали рейсовые самолёты «Аэрофлота», отстреливая тепловые пушки. При обнаружении запуска из ПЗРК им предписывалось защищать гражданское судно любыми возможными средствами, а при необходимости закрывать его своим корпусом.

    Большой вес стал причиной того, что без необходимости вертолёт взлетает с разгона, как самолёт. Для этого ему требуется полоса длиной 100-150 м. Если она имеется, вертикальный подъём пилоты стараются не использовать, чтобы не перегружать двигатели.

    Изначально Ми-24 задумывался как «летающая боевая машина пехоты», но из-за того, что конструкторы не снабдили десантный отсек бронезащитой, а передвигаться чаще всего приходилось над позициями противника, желающих испытать свою судьбу не было.

    Читайте также:  Аэрозольный пистолет добрыня: устройство, отзывы, обзор, цена

    Огневая поддержка через открытые двери, как это практиковали американцы во Вьетнаме, тоже не получалась из-за больших скоростей машины и сложностей с зависанием и маневрированием.

    Но несмотря на это, на протяжении многих лет, советский, а позже российский Ми-24 являлся безоговорочным лидером не только по тактико-техническим характеристикам, но и в боевом применении.

    Видео

    «Боевой вертолёт Ми-24 в боевых условиях»:

    Источник: https://udiwis.ru/armeyskiy-udarnyiy-boevoy-vertolt-mi-24

    Вертолет Ми-24: характеристики «крокодила», скорость и боевое применение

    Ударный вертолет Ми-24, по прозвищу «Крокодил» — первая специализированная штурмовая машина подобного класса, разработанная советскими конструкторами в ОКБ Миля, уступив первенство в мире лишь американской модели «Кобра» (АН-1).

    Создатели Ми-24 предусмотрели возможность последующих модернизаций вертолета, с учетом развития военной техники.

    Поэтому машина не отстает по основным параметрам от современных аналогов, до настоящего времени состоят на вооружении многих стран.

    История создания

    Консервативность военного руководства после Второй Мировой войны препятствовала использованию вертолетов в качестве ударной силы. Эта техника применялась для:

    • переброски воинских подразделений;
    • эвакуации раненых;
    • разведки мест дислокации подразделений противника и прочих вспомогательных целей.

    Но с развалом колониальной системы страны блока НАТО столкнулись с жесточайшим сопротивлением повстанцев. Военные действия против партизан в Корее и южном Вьетнаме, осложнялись тем, что местные повстанческие группировки вели партизанскую войну, базируясь в труднопроходимых джунглях.

    С разработкой в 1966 году первого в мире штурмового вертолета «Кобра» выяснилось, что данный класс машин достаточно эффективен при использовании в качестве основной ударной силы.

    Советское правительство вынуждено было адекватно реагировать на мировую переоценку применения воздушных боевых средств. В 1965 году был разработан вертолет Ми-8 военно-транспортного назначения, оборудованный управляемыми ракетами и пулеметом калибром 12,7 мм. Броня защищала экипаж и двигатели, а вместимость «вертушки» позволяла перевозить до двадцати десантников.

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость

    Эту модель выбрали базовой, для разработки аналога, способного противостоять американскому АН-1. К работе над новым проектом приступили в 1967 году. В отличие от «Кобры», предполагалось разработать универсальный вертолет, способный, кроме уничтожения объектов противника, прикрывать огнем высаженный десант.

    На новой машине планировали установить:

    • авиационную пушку ГШ-23;
    • неуправляемые ракеты с калибром до 120 мм;
    • управляемые ракеты «Фаланга», противотанкового назначения;
    • бомбы с массой до пятисот килограммов.
    • Кроме КБ Миля в конкурсе участвовало бюро Камова, предложившего принять за основу модификацию противолодочной «вертушки».
    • Миль выиграл тендер, поскольку машина данного КБ уже была запущена в серийное производство, с отработкой узлов и устранением явных недостатков.
    • После множественных проб и ошибок, первая опытная модель Ми-24 была создана в 1969 году.
    • После начавшихся испытаний, проявились существенные недоработки:
    • полетной устойчивости машины;
    • недостатков силовых установок;
    • общей компоновки узлов;
    • конструкции кабины;
    • вооружения и прочих характеристик.

    Но ситуация вынуждала оперативно приступить к серийному производству Ми-24 (с буквами Vb в латинской транскрипции обозначения), что и было предпринято, с последующими доработками в процессе эксплуатации.

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скоростьТранспортно-боевой вертолет Ми-24

    Конструкция вертолета Ми-24

    Вертолет по прозвищу «Крокодил» разрабатывался с классическим расположением узлов для одновинтового вертолета. На машине установили:

    • главный винт с пятью лопастями;
    • рулевой — с тремя.

    Для изготовления винтовых лопастей применили алюминиевый сплав. Предусмотрели систему датчиков, оповещающую о повреждениях лопастей. Устойчивость «вертушки» при линейном перемещении обеспечивалась за счет:

    • переднего наклона главного винта, до пяти процентов;
    • с одновременной возможностью наклонить его вправо, до трех процентов.

    Подъемная сила в пределах до двадцати восьми процентов обеспечивалась посредством конструкции крыльев с площадью в 6,75 квадрата при отрицательном строении V-12.

    Шасси выполнено трехопорным и убирающимся при полете. Передняя опора предусматривала возможность управления на земле.

    Компоновка тандемной кабины, расположенной в носовой части вертолета, устроена со следующими особенностями:

    • операторское место располагалось в передней части;
    • пилот — за ним, но выше (по диагонали), с улучшением обозреваемой местности;
    • бортмеханик — в машинном блоке с укрепленным откидным креслом.

    Кабина экипажа полностью герметизирована, с созданием автономного микроклимата, слегка превышенным по уровню давления, если сравнивать с окружающей средой.

    Наиболее уязвимые части фюзеляжа дополнительно бронированы защитными плитами. Это же относится и к остеклению кабины и спинок кресел экипажа.

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скоростьКонструкция

    Пара двигателей марки ТВЗ объединены посредством редуктора единый силовой агрегат. Двигатели данной модели предусматривают возможность дополнительной установки воздухозаборников и узлов, экранирующих выхлоп.

    Машина снабжена четырьмя баками, совместно вмещающими более двух тысяч литров топлива. Если потребуется, предусмотрена возможность размещения дополнительных баков по центру машины и на крыльях.

    Конструкция трансмиссии не изменилась, перейдя от прототипа — Ми-8. Гидравлическая система выполнена в два контура, управляющих:

    • устойчивостью машины в воздухе;
    • работой шасси.

    В задачи воздушной системы входит:

    • поддержание надлежащего микроклимата внутри салона с дополнительной поставкой кислорода;
    • кондиционирование кабины.

    В результате температурный диапазон воздуха окружающей среды, доступный для полетов — в пределах от 50-ти градусов в отрицательную сторону, до 37-ми с плюсом.

    Постоянный электрический ток с напряжением 27 вольт вырабатывается двумя генераторами, обеспечивая функционирование оборудования. Ми с цифровым индексом 24 также оборудован аналогичным количеством аккумуляторов электроэнергии.

    Навигационное оборудование позволяет выполнять боевые задачи в условиях недостаточной видимости и при сложных метеорологических условиях. Крен и тангаж вычисляются автоматическим управляющим комплексом САУ, при наличии автопилота. «Крокодил» оборудован радиокомпасами, указывающими высоту и угол смещения.

    Связь экипажа обеспечивается посредством:

    • радиостанции, работающей на частотах УКВ;
    • комплекса «Карат».

    Источник: https://MilitaryExp.com/udarnyy-vertolet-mi-24-skorost-i-boevoe-primenenie-krokodila/

    Ми-24В, многоцелевой ударный вертолет

    Компания участник: МВЗ им. М.Л. Миля, ОАО

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость
    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость
    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость

    В 1972 г. комплекс 9К113 «Штурм-В» поступил на испытания, что позволило наконец создать вариант Ми-24В, который пошел в серийное производство. Именно такой облик вертолета и предусматривался заказчиком в самом начале работ по Ми-24. К отработке комплекса «Штурм-В» приступили летом 1973 г.

    на полигоне в Ларцевых Полянах на доработанном под новый комплекс Ми-24А. Осенью к этим испытаниям подключился опытный Ми-24В. В этой работе принял участие летчик-испытатель ОКБ им. М.Л. Миля Ю.Ф. Чапаев, за год до этого окончивший ШЛИ МАП. Совместные государственные испытания вертолета завершились примерно годом позже, чем Ми-24Д.

    Постановлением правительства от 29 марта 1976 г. Ми-24В и Ми-24Д были приняты на вооружение. К тому времени в строю находилось около 400 Ми-24А и Ми-24Д. Таким образом, на доводку «двадцатьчетверки» ушло почти 8 лет, причем большая часть этого времени была потрачена на создание и отработку комплекса вооружения.

    Вероятность поражения цели вертолетом Ми-24В с ПТРК 9К113 «Штурм-В» с системой наведения «Радуга-Ш» вероятность попадания в цель превысила 92%.

    На Ми-24В для стрельбы из пулемета в неподвижном (нулевом) положении и НАРами у летчика установили более совершенный оптический прицел АСП-17В.

    Кроме этого, дополнительные топливные баки, ранее находившиеся в грузовой кабине, стали подвешивать на крыльевых держателях.

    23 сентября Ми-24В совершил первый полет, а в ноябре 1975-го машина прошла госиспытания, но в несколько отличном от опытного экземпляра виде.

    Уже в ходе эксплуатации вертолетов выявилась недостаточная эффективность рулевого винта. Особенно это чувствовалось при маневрировании на висении и наличии ветра определенной величины.

    Дело порой доходило до предпосылок к летным происшествиям, когда начавший вращение вертолет, даже при полной даче ноги не удавалось «укротить». Выход нашли довольно простой, перенесли винт с правого борта на левый, изменив направление его вращения.

    Его лопасти стали двигаться навстречу потоку воздуха, отбрасываемого несущим винтом. Это привело к уменьшению углов установки лопасти и повышению их запаса для парирования отрицательного влияния ветра на эффективность рулевого винта.

    Рулевой винт из толкающего превратился в тянущий, обладающий несколько большими потерями за счет обдувки концевой балки с большей скоростью.

    После доработки хвостового редуктора под изменение направления лопастей рулевой винт снова возвратили на свое место со статусом толкающего.

    В печати нередко, даже специалисты МВЗ связывают это с заменой толкающего винта на тянущий. В действительности, тяга винта от такой перемены не зависит. Все дело — во влиянии несущего винта на рулевой, работающего в поле скоростей индуцированном несущим винтом и изменение направления вращения одного из них и приводит к росту его тяги.

    Кроме стандартного пилотажно-навигационного оборудования на борту Ми-24В имелись доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиокомпас АРК-15М, курсовая система «Гребень», радиовысотомер РВ-5, система автоматического управления САУ-В24 и другое оборудование.

    В 1976 году в Арсеньеве началось серийное производство Ми-24В. Во второй половине 1980-х годов, после установки на Ми-24В нового пускового устройства количество ПТУР удвоилось. Ми-24В существенно превосходил своего заокеанского соперника АН-1S Super Cobra и впоследствии на его базе создали пушечный Ми-24П.

    «Ахиллесовой пятой» у вертолета Ми-24 является несущий винт с невысоким коэффициентом полезного действия. Суровые условия Афганистана потребовали срочных мер по повышению статического потолка вертолета. Этого можно было быстро добиться только за счет повышения мощности двигателей.

    На двигатели ТВ3-117 установили новые электронные регуляторы. Кроме того, для кратковременного повышения мощности двигателей на взлете и посадке ввели систему впрыска воды перед турбиной.

    В результате, статический потолок вертолетов Ми-24Д и Ми-24В в Афганистане удалось повысить до 2100 м.

    Тем не менее, этого оказалось недостаточно. Вот если бы удалось убрать десантно-транспортную кабину (ее масса составляла примерно 1000 кг), тогда бы получился действительно боевой вертолет. Как транспортное средство Ми-24 существенно уступал вертолету Ми-8МТ, также применявшемуся в Афганистане.

    Для наращивания огневой мощи Ми-24 в конце 70-ых гг. были разработаны подвесные контейнеры ГУВ с двумя вариантами оснащения: ГУВ-8700 с одним высокотемпным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7 и двумя высокотемпными 7,62-мм пулеметами ГШГ-7,62 и ГУВ-1 с 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя». В дальнейшем на Ми-24 применялись разработанные в ОКБ им. А.С.

    Яковлева универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23. Кроме того, боевые действия вертолетов в Афганистане потребовали расширения номенклатуры средств поражения. Малоэффективные НАР типа С-5 заменили более мощными С-8 (калибра 80 мм) и С-13 (калибра 122 мм). Разработаны и внедрены в практику методы их применения с пикирования и кабрирования.

    На рубеже 1980-1990-ых годов, после оснащения боевых машин новым вооружением выяснилось, что применять на «двадцатьчетверках» тяжелые НАРы С-24 из-за неприспособленности к ним прицельного комплекса могут лишь опытные экипажи.

    Кроме того, пуск С-24 мог вызвать помпаж двигателей при попадании в них пороховых газов.

    Во время время боевых действий в Чечне в 1994-1996 годах вертолетчики отработали методику пуска С-24 с кабирирования, выполнив более 200 пусков.

    Читайте также:  Танк т-72: технические характеристики (ттх), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

    Советскими военными специалистами в середине 1970-ых оценивалась боевая эффективность воздушного боя ударных вертолетов. Проводились и натурные эксперименты МВЗ им. Миля совместно с коломенским Конструкторским бюро машиностроения на Ми-24В с ракетами ПЗРК «Стрела-2».

    Эти работы были продолжны во второй половине 80-ых годов на Ми-24 с ракетами «воздух-воздух» Р-60 и Р-73. Специалисты 344-го ЦБП армейской авиации доработали вертолет и выполнили на нем экспериментальные работы по изучению возможностей машины в 1038-м ЦПЛС в Туркестанском военном округе.

    Пуски ракет выполнял летчик, прицеливаясь с помощью АПС-17В и доворачивая машину до момента захвата цели ИКГСН ракет. Пробные пуски по САБам прошли достаточно успешно.

    Отработка атак по вертолетам, оснащенным ЭВУ, в переднюю полусферу показала, что ИКГСН захватывают цель с расстояния не более 600 м, для поршневых самолетов получили еще более удручающие результаты.

    Среднеазиатский климат внес свою лепту: при полете на малой высоте ИКГСН ракет реагировали на нагретую солнцем свыше 60С землю, выдавая ложные сигнал. И все же некоторые вертолетные эскадрильи Ми-24В Советской Армии оснастили ракетами Р-60, в том числе ГСВГ. Ракетами «воздух-воздух» ближнего боя вооружались иракские Ми-24.

    Технические характеристики

    Диаметр несущего винта, м 17.30
    Диаметр рулевого винта, м 3.91
    Длина,м 21.50
    Размах крыла, м 6.66
    Масса пустого, кг 8500
    Масса нормальная взлетная, кг 11200
    Масса максимальная взлетная, кг 11500
    Внутренние топливо, кг 1500 + опционально 1000
    ПТБ 1200 (4 х 500 л)
    Тип двигателя 2 ТВаД Климов ТВ3-117В
    Мощность, л.с. 2 х 2225
    Максимальная скорость, км/ч 320
    Крейсерская скорость, км/ч 264
    Перегоночная дальность, км 1000
    Боевая дальность, км 595
    Практический потолок, м 4500
    Статический потолок, м 2000

    Видео

    Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1000/65987/?sphrase_id=10392405

    Армии мира

    Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость

    Ми-24 (по классификации НАТО — Hind(Лань)) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин летчиков, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

    • ТТХ:
    • Принят на вооружение: 1971
    • Всего построено: 2525
    • Габариты
    • Диаметр несущего винта: 17,3 м
    • Диаметр рулевого винта: 3.908 м
    • Высота с вращ. винтами: 5,47 м
    • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
    • Ширина фюзеляжа: 1,7 м
    • Высота: 5,7 м
    • Размах крыла: 6,4 м
    • Основные массы
    • Пустой: 7580 кг
    • Нормальная взлётная: 10500 кг
    • Максимальная взлётная 12500 кг
    • Масса боевой нагрузки: 1780 кг
    • Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
    • Масса груза на внешней подвеске: 2000 кг
    • Внутренний запас топлива: 2100 кг
    • Запас топлива в ПТБ: до 3000л кг
    • Силовая установка Ми-24: легендарный ударный вертолёт, технические характеристики (ТТХ), вооружение, боевое применение, скорость
    • Количество, тип, марка: 2 двигателя ВК-2500

    Мощность: 2 х 2800 л.с.

    1. Лётно-технические характеристики
    2. Экипаж: 2-3 чел.
    3. Пассажиров: 8 (опционально, отделение СпН за счет уменьшения подвесного вооружения) чел.
    4. Крейсерская скорость: 260 км/ч
    5. Максимальная скорость
      в горизонтальном полёте: 340 км/ч
    6. максимальная скорость: 360 км/ч
    7. Дальность полёта практическая: 450 км
    8. Дальность полёта перегоночная: 1000 км
    9. Средний расход топлива: 780 л/час
    10. Статический потолок: 1500 м
    11. Динамический потолок: 4500 м
    12. Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
    13. Допустимый угол крена: 70 град.
    14. Допустимый угол тангажа: 90 град.
    15. Вооружение
    16. Число точек подвески: 6 (8)
    17. Подвесное стрелково-пушечное: ГШ-23МВ2 23мм 3400в/м 890м/с б/к 460
    18. Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
    19. Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-24  «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
    20. Модификации вертолета Ми-24:
    21. В-24 — опытный вертолет с двумя двигателями ТВ3-117 мощностью по 1510кВт, Ми-24 — первый серийный вертолет с двумя двигателями ТВ3-117 и крылом без поперечного V.
    22. Ми-24А — модифицированный серийный вариант с двигателями ТВ3-117ВМ мощностью по 1610кВт и крылом большего размаха с отрицательным поперечным V.
    23. Ми-24У — учебно-тренировочный вариант вертолета Ми-24А без пулемета

    Ми-24Б — был вооружен пулеметом ЯкБ-12 калибром 12.

    7мм на подфюзеляжной турельной установке УСПУ-24, управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АБ с аналоговым вычислителем и системой бортовых датчиков и комплексом ПТУР «Фаланга П» с полуавтоматической системой наведения «Радуга Ф» и гиростабилизированным прицелом, обеспечивающим маневрирование по курсу ±60° при наведении ПТУР. Вертолеты прошли испытания в 1971-72гг.

    Ми-24Д — вариант с новой носовой частью с размещением летчика и стрелка-оператора тандемом в отдельных кабинах с системой герметизации и кондиционирования и системами вооружения как на вертолете Ми-24Б; рулевой винт размещен слева по борту, что стало принятым на всех последующих вертолетах вместо прежнего правого размещения;

    Ми-24ДУ — учебно-тренировочный вариант вертолета Ми-24Д без пулеметной носовой установки, снабжен двойным комплексом управления и пилотажно-навигационных приборов;

    Ми-24В — модифицированный вариант Ми-24Д с комплексом сверхзвуковых ПТУР «Штурм В» нового поколения и автоматическим прицелом летчика АСП-176, являющимся модификацией прицела, разработанного для истребителя-бомбардировщика Су-17; воздухозаборники двигателей снабжены ПЗУ; вертолеты Ми-24В и Д приняты па вооружение 29 марта 1976г. и серийно производились до 1986г; построено более 1000 вертолетов Ми-24В. С конца 1978г. усовершенствованные вертолеты Ми-24Д и В стали поставляться странам Варшавского Договора;

    • Ми-24П — пушечный вариант с неподвижной установкой с двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30мм с удлиненными стволами в обтекателе сбоку фюзеляжа; разработка начата в 1974г, серийное производство — в 1981г, до 1991г. выпущено 620 вертолетов Ми-24П;
    • Ми-24ВП — модификация Ми-24П с подвижной пушечной установкой с двуствольной пушкой ГШ-23 в носовой части вместо подвижной пулеметной установки УСПУ-24; серийное производство начато в 1989г;
    • Ми-24Р — вертолет-разведчик (на основе Ми-24Д) химической и радиационной обстановки; на концевых крыльевых пилонах подвешиваются контейнеры со средствами радиационной (химической), бактериологической разведки, вертолет оснащен дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта. Экипаж, дополненный инженером и оператором разведывательных систем, размещается в герметических кабинах; на вертолете сохранено вооружение с пулеметом на турельной установке и НАР, но отсутствует ПТУР и их системы управления; вертолеты Ми-24Р использовались для определения масштабов бедствия после аварии на Чернобыльской АЭС;
    • Ми-24К — вертолет-разведчик и корректировщик артогня; снабжен длиннофокусной автоматической камерой в центральной кабине для наблюдения за артогнем и управляемой камерой на турельнои установке под фюзеляжем;
    • Ми-24М — противолодочный вариант вертолета; разработан в 1974г. для ВМС, которые выбрали противолодочный вертолет Ка-25;

    Ми-24БМТ — вариант вертолета — минного тральщика; разработан на базе вертолета Ми-24А, с которого были сняты вооружение, броня и крыло, шасси сделано неубирающимся. В фюзеляже размещались траловое устройство и дополнительный топливных бак. В 1974г. построен опытный вертолет, который проходил испытания;

    1. Ми-24ПС — патрульно-спасательный вертолет, предназначен для решения специальных задач по охране правопорядка и поисково-спасательных работ в труднодоступных районах; снабжен системой глобальной спутниковой навигации и метеолокатором, поисковыми фарами и лебедкой ЛПГ-4; впервые демонстрировался на МАКС-95; планируется серийное производство.
    2. Для поставок на экспорт разработаны следующие варианты вертолетов, которые поставлялись странам Варшавского Договора, а затем и в другие страны:
    3. Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д;
    4. Ми-35 — экспортный вариант вертолета Ми-24В;
    5. Ми-35П — экспортный вариант вертолета Ми-24П;

    Ми-35М — модифицированный экспортный вариант вертолета Ми-24Б с электронным оборудованием французских фирм «Секстант Авионикс» и «Томсон CSF»; демонстрировался на Парижской авиакосмической выставке в 1995г.

    и на авиакосмической выставке МАКС-95 в г. Жуковском; снабжен ИК-системой обзора передней полусферы и телевизионной камерой, нашлемным прицелом и очками ночного видения и другими системами, разработанными для вертолета Ми-28.

    Вооружение составляют двуствольная пушка калибром 23мм, гранатомет калибром 30мм, УР «воздух-воздух» «Игла-Б», блоки с НАР калибром 70мм и ПТУР «Атака» и «Штурм-Б».

    По сравнению с Ми-24 имеет меньшую массу конструкции и больший статический потолок; планируется серийное производство.

    Серийное производство вертолетов Ми-24 началось в 1970г, а в 1971г. вертолеты в исходном варианте Ми-24 начали поступать в части.

    Вертолеты Ми-24 серийно производились на заводах в Арсеньеве и Ростове, где было построено более 5200 вертолетов различных модификаций, из них более половины для стран СНГ, остальные на экспорт в 15 стран мира (Афганистан, Алжир, Ангола, Куба, Чехословакия, Германия, Венгрия, Индия, Ирак, Ливия, Мозамбик, КНР, КНДР, Никарагуа, Перу, Польша, Вьетнам, Йемен).

    В 1992г. серийный выпуск вертолетов Ми-24 был прекращен. В 1995г. на вооружении армейской авиации России находилось около 1500 вертолетов Ми-24 и более 1000 вертолетов в других странах, которые еще долго останутся в строю.

    Боевой  вертолет огневой поддержки МИ-24 является основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил.

    Вертолет, главным образом, предназначен для авиационной поддержки Сухопутных войск как непосредственно на поле боя, так и в тактической глубине, путем поражения наземных, малоразмерных, бронированных подвижных объектов и целей противника.

    Кроме этого, вертолет может выполнять десантно-транспортные, разведывательные и другие специальные боевые задачи.
    За прекрасные лётные характеристики, высокую огневую мощь и хорошую защищенность экипажа этот вертолет в войсках прозвали «летающим танком».

    Ми-24 отлично зарекомендовал себя при ведении боевых действий в Афганистане, а также в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х годов и в военном конфликте на Северном Кавказе.

    Во время ирано-иракской войны иракские вертолеты Ми-24 успешно вели воздушные бои с иранскими боевыми вертолетами Bell АН-1J “Sea Cobra” и, обладая значительным преимуществом в вооружении, поражали их или заставляли удаляться и вызывать на помощь истребители.

    В одном из таких воздушных боев 27 октября 1982 года с вертолета Ми-24 на встречном курсе выпущенными НАР был сбит иранский истребитель F-4 “Phantom II”, обладавший мощным вооружением и вдвое превосходивший Ми-24 по взлетной массе. Это был первый и единственный в мире случай в практике воздушных боев, когда вертолетом был сбит боевой самолет.
    Реклама:

    Источник: http://army-world.ru/?page_id=1222

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector