Москалев александр сергеевич — авиаконструктор и инженер

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

‘ Планер братьев Хортен. 1938 г.

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

США Самолет А. Липпиша.

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

Летающее крыло А. Липпиша «Дельта-1». 1930 г.

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

Серийный перехватчик Me-163A «Комет». 1944 г

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

Проект истребителя Гота . GO-229A. 1945 г.

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

Спортивный БИЧ-11, конструкции Б.И. Черановского. СССР. 1935 г.

будущего – с дельтавидным крылом малого удлинения принадлежит нашему соотечественнику, русскому инженеру и ученому. Александру Сергеевичу Москалеву.

Дельтавидные крылья малого удлинения – именно те крылья, которые имеют сейчас истребители 4-го и 5-го поколений, такие как Су-27 и Су-35. «Рафаль» и «Еврофайтер». F-15 и F-22. Именно такие крылья использованы на практически реализованных воздушно-космических кораблях «Спираль», «Буран» и «Спейс Шаттл».

Не случайно генеральный конструктор «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский еще при жизни А. С Москалева, при вручении ему в честь его 75- летия медали С П. Королева, назвал его «отцом «Бурана» – Александр Сергеевич все послевоенные годы посвятил себя исследованию сверхзвуковой аэродинамики и созданию пepспективных проектов самолетов будущего.

Г. Лозино-Лозинский. ученик и последователь А. С. Москалева до «Бурана» занимался разработкой другой его идеи – проекта «Спираль». Взгляните на фото (стр. 71)- ведь это москалевский проект 1934 года!

Сделаем небольшой экскурс в историю.

Быстрое развитие аэродинамики и самолетостроения в СССР потребовало создания кадров, хорошо знакомых как с теоретической.

так и практической аэродинамикой и в советских университетах стали читаться курсы по теоретической аэрогидродинамике.

В 1931 году по инициативе студентов был поставлен вопрос о постройке аэродинамической лаборатории с экспериментальной аэродинамической трубой для научных и промышленных целей в Ленинградском Государственном университете.

В результате проведенных консультаций в ЦАГИ было решено построить трубу типа Прандтля с открытой рабочей частью.

Проектирование винтомоторной установки. а также руководство электрооборудованием осуществлялось А. В. Столяровым. Аэродинамическая труба НИИ ММ ЛГУ вступила в эксплуатацию к 7 ноября 1933 года.

В Воронеже именно А. В. Столяров стал “правой рукой А. С Москалева при изучении в ВГУ в 1935 году в аэродинамической трубе серийных самолетов КБ Москалева “САМ-5””, «САМ-5 бис” и моделей “Сигма» Кроме доцента Столярова в работе над моделями принимали участие ассистенты Мелешко Г. П.. Суворов К. 3.. лаборанты Случановекая 3. П., Мирошников В. П.

Авиамоделыциком был Зенин Е. Т. – им были выполнены модели для аэродинамической продувки всех исследуемых в лаборатории самолетов. “В 1939-40 годах кафедра ВГУ выполняла спецработы по новейшей и секретной авиатехнике” – так написали проректор по научной работе Я. А. Угай и заведующий кафедрой теоретической механики и аэродинамики В. А.

Знаменский конструктору и журналисту Л. Полукарову.

Представьте себе, воронежский инженер и учёный предвидел ход развития авиации на 60 лет вперед! Не случайно в 50-е годы ему было доверено руководство секретной лабораторией разработки средств стратегического нападения в академии им. Можайского.

Его перспективные конструкции могли бы обеспечить СССР превосходство над США в средствах доставки ядерного оружия – расчеты 200-300 тонных сверхзвуковых носителей впечатляют и сегодня, но в 60-е годы тяжелая бомбардировочная авиация была «узурпирована» A. Н. Туполевым – из-за него разгоняли КБ Мясищева. «зарубили» «изделие 100» П. О. Сухого, не придавали должного значения и работам Москалева.

В начале 60-х Юрий Гагарин защищал диплом в академии, впоследствии его именем названной, по проектированию ВКС типа американского «Дайна Сор» – это были отголоски работы А.С. Москалева.

Такова уж была его (А. М.) судьба – поистине судьба всех тех.

кто находится на самом острие «летящего копья технического прогресса», идет впереди и показывает дорогу остальным: до войны его истребители делали часто смешными самолеты, построенные «гениальным Яковлевым» и это не прошло незамеченным (каким-то чудом Москалева физически не уничтожили); а после Великой Отечественной его талантливые работы «перешли дорогу» «великому Туполеву» – непререкаемому авторитету в главах Н. С Хрущева – как же. Андрей Николаевич столько сидел при Сталине!

Во сколько же все это обходилось и обходится нашей Родине!

Сразу после войны опальный директор и главный конструктор авиазавода «где-то в Тюмени» А. Москалев обоснованно критикует А.

Яковлева за отсутствие стреловидности крыльев у первых советских реактивных истребителей – Як-15 и МиГ-9 (не говоря уже о том, что и при традиционной схеме они были очень «сырыми») машинами, так и недоведенными до нормальной войсковой эксплуатации.

Можно понять авиационных высокопоставленных бюрократов: Критика? Снизу? От кого? Провинциального инженера из Тьмутаракани?!

Ведущие конструкторы всех известных в мире фирм тогда с благоговением изучали трофейные немецкие конструкции и исследования в области аэродинамики. Взгляните – знаменитые МиГ-15. F-86 «Сейбр». «Ураган» – все ученически копируют разработки Курта Танка и Вилли Мессершмитта (вернее, работавших на него Прандтля и Липпиша).

а тот, кого «цитируют» ведущие, признанные – в своей стране не понят, не принят и даже лишен своего КБ! И только по прошествии 30-40 лет с момента первого полета «Стрелы» А. С. Москалева над Задонским шоссе в Воронеже появляются истребители с треугольными крыльями, а со стреловидными – уходят в историю, как неперспективные.

Так когда же мы будем замечать пророков в своем Отечестве? Когда же, наконец, воздадим должное великим, гениальным землякам и перестанем подобострастно кивать на заграницу?

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

  • Главный конструктор проекта «Спираль», генеральный конструктор ВКС «Буран» Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Фото 90-х годов
  • АББАСОВ А. М,
  • кандидат исторических наук, доцент
  • Летопись жизни и творчества авиаконструктора

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

Семья Москалёвых. Начало 20-х годов

Автобиографическая повесть «Голубая спираль» Л. С. Москалева написана незадолго до смерти автора. В конце жизни каждый из нас обязан подвести итоги своего пройденного пути. Словно усталый путник, оглянувшись назад, соизмерить прожитую жизнь со своими деяниями. подытожить – а что же полезного, доброго, разумного сделано мною для родных, близких, для Отчизны.

Александр Сергеевич Москалев (1904-1982) прожил жизнь увлеченно и интересно. С детства и до самой смерти он успешно воплощал в жизнь свою мечту и любовь к небу, к авиации.

Им созданы многие типы летательных аппаратов, а имя вписано золотыми буквами в сокровищницу отечественного самолетостроения. Лучшие его самолёты принесли стране несколько международных рекордов.

Он автор «готической» формы крыла, незаконно приписанной зарубежным ученым.

Ему страстно хотелось вывести возглавляемый им коллектив ОКБ- 31 в один ряд со столичными самолетостроителями, чтобы принести Родине как можно больше пользы. Но, увы. конкурентная борьба, царящая в их среде не дала такой возможности, не созданы были условия для всестороннего проявления его сил и способностей.

Вот почему имя Москалева долгое время оставалось в безвестности. Известно, что мемуары всегда субъективны. Но сопоставление воспоминаний разных авторов об одном и том же периоде жизни позволяет высветить объективную картину самой действительности.

Вот почему во все времена мемуарная литература всегда являлась увлекательным чтением и пользовалась большим успехом.

Источник: https://online-knigi.com/page/232849?page=51

А.С.Москалёв

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

Александр Сергеевич Москалев

     Сразу устроиться на работу не удалось, и молодой специалист пришел на биржу труда. Оттуда его направили на ленинградский завод № 23 «Красный летчик».

Первым серьезным заданием было испытание 12 вариантов радиаторов для истребителя системы Д.П.Григоровича И-2 бис. Выпускник университета смог предложить свои методы усовершенствования радиаторов.

Созданный прибор оказался пригодным и соответствовал расчетам.

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

САМ — 5

     В 1932 — 1933 г.г. Москалев возглавил группу энтузиастов — молодых инженеров-конструкторов (Л. Б. Полукаров, Е. И. Серебрянский, Б. А. Дьяков, П. А.

Шубин и другие), которые разработали и построили по заказу ОСОВИАХИМА один из первых цельнометаллических легкомоторных многоместных самолетов САМ-5, представляющих собой свободнонесущий моноплан с высоко расположенным крылом.

Эта машина стала родоначальником целого семейства САМов -пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11 мощностью 100 л.с.

    В 1935 г.

в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов техникума под руководством Москалева был построен пассажирский самолет САМ-5бис: из дерева, с крылом, прикрепленным четырьмя подкосами, с двигателем М-11. Машина получилась простой и предельной легкой, успешно прошла государственные испытания в НИИ ВВС и была рекомендована к серийному производству с последующей эксплуатацией на местных авиалиниях.

    Для подтверждения неординарных летных данных самолета САМ-5бис организовали ряд дальних беспосадочных перелетов. Так, 4 октября 1936 г., летчиком Н. Д. Фиксоном и бортмехаником А. С. Бузуновым совершен беспосадочный перелет протяженностью 1700 км по маршруту Москва — Воронеж — Харьков — Запорожье — Херсон — Мариуполь.

Они же, после соответствующей подготовки, 20 октября 1936 г. проделали на самолете САМ-5бис другой дальний перелет по маршруту Севастополь — Геническ — Мариуполь — Таганрог — Ростов-на-Дону — Сталинград — Астрахань — Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Казань-Горький.

Пролетев без посадки 3200 км, Фиксон и Бузунов фактически перекрыли мировой рекорд французских летчиков Лалуэтта и Пермангля — 2912 километров.

Читайте также:  Блочный арбалет hori-zone penetrator: устройство, цена, отзывы, аналоги

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

САМ-5 2бис

 Тем временем, в 1937 г., разработчики завершили создание 5-6-местного самолета САМ-5-2бис. Новый самолет отличался от своего предшественника САМ-5бис более совершенной аэродинамикой и конструкцией.

    В 1938 г., после замены двигателя М-11 на более мощный МГ-21 в 200 л. с, военный летчик В. Л. Глебов и бортмеханик А. С. Бузунов на этом же самолете набрали рекордную для легких многоместных самолетов высоту 7000 метров. Установка еще более мощного двигателя МГ-31 в 300 л.

с. позволила летчику НИИ ГВФ Б. Бородину 2 июля 1939 г. на самолете САМ-5-2бис взять новую рекордную высоту в классе самолетов 1-й категории — 8760 метров. А замена двигателя на М-11ФН с нагнетателем и металлическим винтом дала возможность летом 1939 г. летчику НИИ ГВФ К.

Кондратьеву достичь высоты 8400 м при обычной погоде и 8900 м — при грозовом фронте. В 1941 г. велись, работы по подготовке самолета САМ-5-2бис к достижению высоты полета до 10000 м за счет увеличения мощности мотора непосредственной подпиткой кислородом.

Этим планам помешала война.

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

САМ-5 2бис

    Всего в предвоенные годы Александр Сергеевич Москалев выдвинул 35 проектов и построил 23 образца опытных и серийных машин.

     В военные годы в Сибири на базе эвакуированных заводов и КБ Москалев создал новое предприятие, на котором был и директором и главным конструктором. Он готовил к производству серию первых реактивных истребителей Би-2, руководил серийным производством самолетов, десантных кабин ДС-2 и планеров АМ-14.

Александра Сергеевича наградили медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени за то, что завод выполнил задание Сталина выпустить за месяц 50 планеров, которые помогли снабдить окруженных под Минском партизан.

     В 1944-1945 годах ОКБ Москалева разработало по проекту «Сигма» САМ-4 с коротким крылом ракетный истребитель РМ-1.

Аэродинамическая схема, треугольная с овальными передними кромками, и мощный двигатель обеспечивали достижение высоких летных данных. Однако в 1945 году эти работы прекратили.

А в 1948 году в верхах приняли решение самолет не строить, завод у москалевцев отнять и ликвидировать ОКБ.

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

«Стрела» САМ-9 и «Сигма» САМ-4 (фото: журнал «Популярная механика»)

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженер

ГСБ (ГСН) Тип Стратегический бомбардировщик

    Москалев отказался от предложения С.П.Королева работать первым заместителем главного конструктора ракетного ОКБ. Он ушел преподавать в Ленинградскую военно-воздушную академию, защитил диссертацию по теории сверхзвукового крыла малого удлинения.

   В 1952 году Александру Сергеевичу сделали интересное предложение – построить тяжелый сверхзвуковой самолет на дальность полета 12-14 тыс км. На обдумывание дали 10 дней.

На 11-й день приказом начальника академии при инженерном факультете была создана проблемная научно-исследовательская лаборатория НИЛ-1, хотя многие начальники кафедр выступили против.

Москалев сумел найти нужную схему самолета к середине 50-х годов.

      Так как его заявление ставило под сомнение правильность выводов одного очень влиятельного ученого, то использовал как свои связи, так и неблагоприятные методы, чтобы опорочить проект. Построить сам самолет Москалеву (как и Мясищеву, предложившему подобный проект) не дали. Ленинградскую военно-воздушную академию перепрофилировали, а НИЛ-1 закрыли.

   Со временем по схеме Москалева ( но без участия изобретателя) построили Ту-144.

     Александр Сергеевич Москалев – выдающийся авиаконструктор. Его проекты оказались настолько передовыми, что их не поняли современники.

Источник: http://akt-vrn.ru/sayt/index.php/2011-09-24-07-19-09/konstruktory-samoljotov/251-2012-07-16-20-26-24

Москалёв Александр Сергеевич

1904-1982

Москалев Александр Сергеевич - авиаконструктор и инженерА.С.Москалев

Родился 29 (16 — ст.ст.) ноября 1904 года в семье земского врача в уездном городе Валуйки Воронежской губернии. В 1914 году определен гимназистом в I-ю Воронежскую гимназию.
В начале 1920 года записался добровольцем в Красную Армию и определен на службу в военкомат. С 14 апреля 1922 год работал в уголовном розыске городского отдела милиции города Воронежа.

В сентябре 1922 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Воронежского университета. В феврале 1924 года переехал в город Казань, в связи с продолжением учебы в высшем учебном заведении. В 1928 году окончил Ленинградский университет и работал инженером-расчетчиком на авиационном заводе «Красный летчик».

В 1930 году – работал над доводкой истребителя Д.П.Григоровича и созданием собственной модели истребителя перехватчика – САМ-1 (самолет Александра Москалева).
1931 год – создание на заводе молодежного конструкторского бюро и строительство учебной морской лодки «Му-3». Сдал экстернатом экзамены за Ленинградский технологический институт и получил второй диплом.

24 июля 1931 года переведен в город Воронеж на должность заместителя начальника серийно-конструкторского бюро (СКО) строящегося завода № 18.
В апреле 1933 года завершено строительство САМ-5. В ноябре того же года были завершены госиспытания в Москве. Весной 1935 прошли государственные испытания самолета САМ-5 бис, который был заказан в санитарном варианте.

20 октября 1936 год – дальний беспосадочный перелет самолета САМ-5 бис. Пролетев по маршруту 3200 км и продержавшись в воздухе 25 часов 05 мин, экипаж установил новый международный рекорд дальности.
В декабре 1936 года – вместе с заводскими работниками ОКБ А.С.Москалев переведен в воронежский авиатехникум, заместителем директора техникума и Главным конструктором ОКБ-31.

24 июля 1937 года – участие самолета САМ-5 бис в скоростных гонках.

7 августа – первый полет летчика А.Н.Гусарова на самолете САМ-9 («Стрела»).

23 сентября 1937 самолет САМ-5 2 бис побил новый международный рекорд дальности полета по прямой – «Москва-Красноярск». За 19 часов 59 мин. самолет пролетел 3500 км.
Весной 1938 года госиспытания «Стрелы» были продолжены на Плещеевом озере близ города Переяславль–Залесского.
13 октября 1938 года летчик В.Л.Глебов установил на САМ-5 2 бис международный рекорд высоты для самолетов класса С-4, поднявшись на высоту более 6000 м.
В 1941 году присвоено звание профессор ВГУ.
В конце сентября 1941 года – эвакуация авиазавода № 18 и ОКБ-31 на восток. 21 октября – эвакуация ОКБ-31 в район города Ялтуровска на станцию Заводоуковск
С декабря 1941 года — директор и Главный конструктор завода № 499. В годы войны завод этот выпускал десантные планеры для партизанских отрядов.
В 1943 году разработан шестиместный многоцелевой самолет САМ-25. В ходе его госиспытаний летчик А.О.Добахов совершил на нем беспосадочный перелет из Москвы до станции Заводоуковска.
В 1944-1945 годах по схеме «Стрелы» А.С.Москалевым разработан проект боевого самолета РМ-1 с реактивным двигателем.
В 1945 году ОКБ-31 перебазировано в Ленинград на базу полуразрушенного завода № 273 в московском районе.
С 1946 года – заместитель директора завода № 272.

С весны 1948 года – заместитель Главного конструктора завода № 458 (КБ Четверикова). В июне того же года завод этот был закрыт.

С июля 1948 года — старший преподаватель инженерного факультета ЛКВВИА им. А.Ф.Можайского.
С 1952 года — вновь в армии.
В 1954 году создал при военной академии научно-исследовательской лаборатории по проведению комплексных исследований перспектив развития военной техники. «Лаборатория средств стратегического назначения».
С 1969 года – в запасе. Работал в созданном им военном институте. За время работы в институте им было проведено более 30 комплексных научно-исследовательских работ.
В канун 75-летия со дня рождения, 16 ноября 1979 года награжден  Золотой медалью имени С.П.Королева за крупный вклад в освоении ракетно-космической техники.

Умер 3 января 1982 года. Похоронен на Северном кладбище в городе Ленинграде.

Источник: https://TestPilot.ru/vip/bio/moskalyov-a-s/

Авиаконструктор Александр Москалёв | Учёные, исследователи, инженеры | Багира

Советский авиаконструктор Александр Москалев в 30-е годы прошлого века разработал самолёты, которые по своим параметрам опережали не только конкурентов, но и само время.

К сожалению, сложившиеся обстоятельства помешали ему сделать наши крылатые машины самыми быстрыми, оригинальными и экономичными.

И все же он внёс весомый вклад и в развитие отечественной авиапромышленности, и в победу над фашизмом.

Читайте также:  Сабля и шашка - отличие: чем отличается холодное оружие, виды - турецкая, казачья, гусарская, пиратская, польская

Авиаконструктор — партизан?

У Александра Москалёва была награда, крайне редкая в среде конструкторов авиационной техники, — медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. За что же человек, ни дня не воевавший в тылу врага, был ею награждён? …Весной 1943 года гитлеровское командование в преддверии новой летней кампании решило «навести порядок» в своём тылу.

К карательным операциям против партизан и местного населения были привлечены армейские части и полицаи. Люди бежали в леса, укрывались у народных мстителей. Из-за этого партизанские отряды потеряли мобильность, были вынуждены чаще вступать в бои, прикрывая мирных граждан. Особенно тяжёлая обстановка сложилась в Белоруссии, в районе Минска.

Требовалась срочная помощь Центра.

Для координации действий в тыл врага вылетел лично начальник Главного политического управления Красной армии Александр Щербаков. Это был человек, пользовавшийся большим доверием Сталина.

Когда Щербаков доложил в Ставку свои соображения, Верховный пошёл навстречу — было решено усилить отряды партизан десантниками и тяжёлым вооружением, доставить им боеприпасы и медикаменты.

Всё это было сделано с помощью 50 планеров АМ-14, которые за 25 суток по личному распоряжению Сталина изготовил авиазавод №499, располагавшийся в Тюменской области.

Планеры могли садиться на небольшие площадки, подготовленные партизанами. Получив подкрепление, они вместе с десантниками отбили атаки карателей и переломили ситуацию в свою пользу. Одновременно потребовалось срочно вывезти Щербакова из тыла, так как, узнав о нем, немецкая разведка могла предпринять попытки взять в плен или уничтожить его. Однако на имевшуюся площадку транспортный самолёт Ли-2 смог бы сесть, У-2 тоже вряд ли справился бы с заданием. И тогда вновь выручил завод №499. Его опытный самолёт САМ-25 сумел приземлиться, взлететь с 40-метровой площадки и доставить Щербакова на Большую землю.

Конструктор самолёта, один из разработчиков планера АМ-14 и руководитель авиазавода №499 в одном лице — Александр Москалев — за помощь народным мстителям и выполнение важного правительственного задания был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Самый лучший и… невезучий

Надо сказать, что отменные качества его самолёта САМ-25 — большая дальность полёта, хорошая грузоподъёмность, возможность взлетать и садиться, используя небольшую площадку, после этой операции привлекли внимание командования Воздушно-десантных войск, и оно решило заказать заводу партию подобных машин.

Однако, по воспоминаниям Москалёва, этот заказ сорвало вмешательство замнаркома авиационной промышленности по новой технике Александра Яковлева. Известный конструктор, разработавший превосходные истребители Як-3, Як-7 и Як-9, неспроста был категорически против. Дело в том, что в 1942 году Яковлев разработал лёгкий транспортный самолёт Як-6.

После кратких испытаний Сталину доложили, что данная машина «при условии проведения доводок» может быть принята на вооружение. Правда, в течение двух лет её так и не довели до более или менее удовлетворительного состояния. Забегая вперёд, скажем, что в 1944 году Як-6 перестали выпускать, а те экземпляры, что были, начали передавать из армии в гражданскую авиацию.

Признаться в 1943 году, что вместо превосходного самолёта САМ-25 Яковлев на волне успеха с истребителями «протолкнул» в серию свой недоработанный транспортник, было для конструктора чревато последствиями. И потому допустить, чтобы даже малая серия машин конкурента в случае их попадания на фронт показала бы свою эффективность, он не мог.

Конечно же, Москалев переживал, что авторские идеи и наработки, труд коллектива его предприятия растрачены впустую, и замечательный для своего времени САМ-25 так и остался в единственном экземпляре.

Впрочем, конструктору было не привыкать к подобным неудачам…

Знаете ли вы что…

После войны Александр Москалев перешёл на преподавательскую работу в Ленинградскую военно-инженерную академию имени Можайского. Конструированием самолётов он больше никогда в жизни не занимался…

Ещё в 1934-1935 годах он разработал истребитель сопровождения бомбардировщиков САМ-7 очень оригинальной конструкции.

Это был двухместный бесхвостый самолёт с нехарактерным тогда стреловидным крылом. При сравнительно невысокой массе он обладал неплохим вооружением и феноменальной расчётной скоростью в 600 км/час. На тот момент САМ-7 по совокупности характеристик превосходил любой истребитель.

Как нужны были такие машины для прикрытия наших бомбардировщиков, особенно в первый год войны! Но… Истребители Москалёва создавались одновременно с бесхвостым бомбардировщиком К-12, разработанным Константином Калининым. Эти машины, выполненные по схеме «летающее крыло», тоже обладали рядом уникальных особенностей.

После непростых испытаний их собирались принять на вооружение, но неожиданно авиаконструктор Калинин был арестован и в 1938 году расстрелян. Вместе с закрытием проекта калининских бомбардировщиков отказались и от москалевских истребителей.

Одной из причин стало то, что лётчики опасались летать на столь необычных машинах, невзирая на их высокие боевые качества. Приходилось переучиваться, приспосабливаться к непривычным образцам, а это нравилось далеко не всем.

Ну а Сталин к мнению своих «соколов» тогда прислушивался.

Несчастливый номер

Несмотря на неудачу, Москалев в своей работе над другим истребителем САМ-13 вновь решил соригинальничать: хвост заменил двухбалочной схемой («рамой»), в носу и сзади фюзеляжа установил два двигателя по принципу «тяни-толкай». Из-за скромных размеров машина получилась очень лёгкой и быстрой.

Скорость на высоте 5 тысяч метров ожидалась в пределах 700 км/час, что по меркам 1940 года впечатляло. Вооружить конструкцию удалось лишь четырьмя пулемётами, зато очень скорострельными типа «УльтраШкас» (3000 выстрелов в минуту). В начале будущей войны САМ-13 мог стать хорошим перехватчиком, причём не только скоростным, но и довольно дешёвым в производстве.

Однако и в этом случае недавно назначенный тогда на должность наркома Александр Яковлев лично «зарубил» проект. Официальные причины — слабое вооружение. Но, по мнению Москалёва, была и другая причина: только что принятые на вооружение истребители Як-1 имели меньшую скорость, чем САМ-13, и были гораздо тяжелее его.

Зато на них стояла пушка, и этот аргумент оказался решающим. Жаловаться на Яковлева, бывшего тогда в фаворе у Сталина, Москалев не решился. Тринадцатый номер оказался несчастливым для очередного его детища. Между прочим, похожий по конструкции самолёт изобрели в те времена только в одной стране — Голландии. Это был тоже истребитель — «фоккер» D.

XXIII, имевший гораздо более скромные данные по сравнению с «тринадцатым». В связи с захватом фашистами Нидерландов работы над необычным «фоккером» прекратились.

В 1943 году к двухдвигательной схеме «тяни-толкай» обратились немцы, создав перехватчик «дорнье» Do-335, прозванный «Стрела». Он обладал хорошими скоростными показателями, но был выпущен ограниченной серией. Гитлеровцы предпочли ему ещё более быстрые реактивные самолёты.

Забракованный феномен

Но если было ясно, почему образцы САМ-7, САМ-13 и САМ-25 не пустили в серийное производство, то с самолётом САМ-10 — тёмная история. «Десятка» стала ещё одним уникумом, спроектированным Москалевым в 1938 году. Это был лёгкий транспортно-пассажирский самолёт.

Его «фишкой» была экономичность, поразительная даже для наших времён. Расход топлива у САМ-10 составлял 19 литров авиабензина на 100 км. Это давало возможность самолёту с нагрузкой в шесть человек (пилот и пять пассажиров) преодолевать 1000 км, тратя меньше 200 литров горючего (!).

А если добавить простоту управления «десяткой», комфорт в её кабине и салоне, высокую манёвренность и отменную прочность всех элементов конструкции, хорошую скорость и безотказность мотора… Эта машина могла бы стать замечательным экспортным товаром для категории VIP, но о ней так и не узнали даже советские партийные руководители.

Причиной «отставки» объявили… прекращение выпуска двигателей, устанавливаемых на САМ-10. Яковлев в данном случае был ни при чем: в 1938 году он ещё не стал замнаркома авиации.

В годы войны

К чести Александра Сергеевича Москалёва, невзирая на неудачи и явное притеснение, он не сложил руки и продолжал разрабатывать новые конструкции — гидросамолёт, планер, транспортник… Во время Великой Отечественной войны конструктор ярко проявил свои организаторские способности: в сложных условиях эвакуировал из Воронежа в Тюменскую область авиазавод №499 и в кратчайшие сроки запустил на нём производство техники, нужной для Воздушно-десантных войск. На предприятии за десять дней была разработана и пошла в серию десантная кабина на 13 человек, предназначенная для подвески на бомбардировщики и сбрасывания из них парашютного десанта. Здесь же наладили выпуск планеров АМ-14 (Антонов-Москалев), в которые конструктор внёс ряд серьёзных усовершенствований, проводились и другие работы.

  • Александр Москалев за свой труд был награждён орденами «Знак Почёта» и Красной Звезды.
  • Журнал: Тайны 20-го века №29, июль 2019 года Рубрика: Версия судьбы
  • Олег Таран
  • Tags СССР биография Тайны 20 века самолёт авиация истребитель Москалёв конструктора
Читайте также:  Пистолет-пулемет скорпион: чешский, тактико-технические характеристики (ттх), конструкция, модификации

Источник: https://www.bagira.guru/scientists/aviakonstruktor-aleksandr-moskaljov.html

В. Гагин — Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения

Авиаконструктор А. С. Москалев (1904-1982) – автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельтакрыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации. Именно здесь, в Воронеже, произошло рождение легендарной «Сигмы», а затем «Стрелы», послуживших прообразом дельтавидной формы крыла летательных аппаратов.

В. В. Гагин

Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения

АВИАКОНСТРУКТОР А.С. МОСКАЛЁВ 1904-1982

к 95-летию со дня рождения

Воронеж 1999 г.

Редактор-составитель В. В. Гагин – член Союза всюныыхдзисателей «Воинское содружество»

Редколлегия: Аббасов А. М. – председатель Союза военных писателей «Воинское содружество»

Алейникова К. Б.

Васильев В. И.

Мельникова Р. А.

Беликова А. Н.

Циолковский возведен в ранг символа Калуги. Именем вы дающегося профессора аэромеханики Чаплыгина назван город. В честь Москалева, спроектировавшего и построившего более тридцати типов самолетов, в том числе и мировых рекордсменов, в Воронеже не названа даже улица!

А. С. Москалев родился 16 (29) ноября 1904 года в небольшом городишке Валуйках Воронежской области (ныне Курская область) в семье земского ветеринарного врача Сергея Ксенофонтовича Москалева. Через год после рождения мальчика семья переехала в Верхнюю Хаву.

В детстве Саша и его младший брат Боря, благодаря теплой, требовательной семейной атмосфере, воспитывались в духе любви к труду, тяги к знаниям и активной жизненной позиции. Не даром и младший брат авиаконструктора Борис стал доктором наук, профессором Воронежского СХИ, автором многочисленных научных трудов, кавалер ордена «Трудового Красного Знамени».

В июне 1913 года семья Москалевых переезжает в Воронеж, а осенью 1914 отец определил Шуру в 1-ю Воронежскую гимназию (после Великой Октябрьской революции -1 -я Советская трудовая школа). В те годы Саша увлекался шахматами, поэзией, игрой в футбол, и, конечно же, авиацией. В 1920-22 гг.

Александр Москалев служил добровольцем в Красной Армии, затем – участковым милиционером в Воронежской городской милиции. В 1923 году он поступает в Воронежский госуниверситет на физмат – самолетостроение притягивало его все сильней.

(Кстати, когда ВГУ был силен свои профессорско-преподавательским составом – например, физику студентам читал будущий академик А. С Берг).

В 1924 году Москалев продолжает учебу в Ленинграде.

По окончании ЛГУ с 1928 года по 1931 год Александр работал на заводе «Красный Летчик» (инженером, а затем – заместителем начальника расчетного отдела завода), где он, будучи, как мы говорим сейчас, еще «молодым специалистом» внес крупный вклад в запуск в серию истребителя Д. П. Григоровича И-2-бис, разработав оригинальный радиатор охлаждения двигателя.

Недостатки самостоятельно построенного «первенца» учебной летающей лодки МУ-3, заставили Москалева получить еще одно высшее образование – экстерном (занимаясь по ночам) он сдает весь курс обучения в Ленинградском технологическом институте и получает диплом инженера-технолога.

Соединив знания и опыт инженера-расчетчика, конструктора и технолога 27-летний Александр проектирует двухмоторный воздушный «автобус» для связи Ленинграда с Крондштатом, но достроить его не удалось – скоротечная чахотка заставляет его долгие месяцы бороться за жизнь на больничной койке.

Москалев выкарабкался.

По совету врачей и согласно приказу треста А. С, Москалев в 1931 году был направлен на работу в Воронеж, на строящийся авиазавод № 18, на должность заместителя начальника серийно-конструкторского отдела.

Началось «золотое» десятилетие для Александра Сергеевича.

За эти десять воронежских лет Москалев успел не только разработать десятки самолетов, но и организовать и возглавить их серийное производство, а параллельно – создать кузницу кадров авиазавода – Воронежский авиатехникум им, Чкалова и, немного нимало – Научно-экспериментальную базу по изучению аэродинамики и аэромеханики (со своей аэродинамической трубой) в ВГУ где он руководил кафедрой и читал лекции будущим инженерам. Вот такой это был человек – Александр Сергеевич Москалев!

Скептики могут предположить, что при такой бурной деятельности самолеты Москалева – «САМы» отличились не очень выдающимися характеристиками (ведь про них очень мало кто слышал. особенно сейчас, в наше время).

Напротив, самолеты Александра Москалева были великолепны, более того, эти работы ставят нашего земляка в один ряд с такими великими авиаконструкторами, как Андрей Туполев. Сергей Ильюшин, Игорь Сикорский и Келли Джонсон.

Идея А. С. Москалева – строить самолеты – крылья, в плане напоминающие артиллерийские снаряды, ведет непосредственно к ТУ-144, к «Конкорду», «Шаттлу», «Зенгеру», «Бурану»…

Как известно, перед вторжением фашистской Германии вСССР. у ВВС РККА на вооружении состояли устаревшие, малоскоростные истребители, непригодность которых доказали бои а Испании, Маньчжурии и Финляндии.

По заданию Сталина новые истребители начали проектировать такие мощные силы, как КБ «короля истребителей» Н. Н. Поликарпова, ОКБ А. С. Яковлева – главного консультанта «вождя всех народов» по авиации, вновь созданные бюро А. И.

Микояна (младшего брата того, кремлевского), коллектив Лавочкин – Горбунов – Гудков и многие другие. В их распоряжение были отданы лучшие силы науки – ЦАГИ и производства – серийные и опытные заводы всей страны, самые мощные авиационные моторы и новейшее оборудование.

А в Bopoнеже Александр Сергеевич буквально «на коленке», чуть ли не голыми руками проектирует и строит на бах Воронежского авиатехникума двухбалочный истребитель- раму «САМ-13», первые же испытательные полеты которого показали его преимущество перед столичными «штучками».

Но самолет, простой и надежный, быстрый и маневренный в серию не пошел, хотя в нем использовались простенькие и очень маломощные моторы…

Александр Москалев всей своей жизнью и творчеством был, как кость в горле, у другого, московского, Александра – Яковлева. «Як», как никто, знал правила и приемы закулисной игры.

Будучи «любимчиком Сталина», Яковлев, используя свое придворное положение, «вставлял палки в колеса» даже признанному мэтру -Н. Н.

Поликарпову, что уж говорить о бесхитростном воронежском конструкторе Москалеве, «замолвить словечко» за которого было некому и который всегда делом доказывал свое превосходство.

Яковлев применял и ложные наветы, и вздорные обвинения, и прямые диверсии – в результате «непокорный» Москалев со своими сотрудниками во время войны был «сослан» в Сибирь, под Тюмень. Он в тайге построил новый авиазавод и выпускал там боевые десантные планеры, да такие, что был награжден медалью «Партизанская слава» – уникальный случай.

С конца 50-х А. С. Москалев был начальником лаборатории средств стратегического нападения в Ленинградской Военно-Воздушной Академии имени Можайского.

Его разработки конкурировали с Туполевскими, Лавочкинскими и Королевскими и опережали свое время, как всегда. Сверхзвуковые бомбардировщики Москалева могли бы доставить ядерное оружие в любую точку планеты. Они были необходимы. Но к опальному авиаконструктору уже не прислушивались…

Депутат воронежской областной Думы А.А. Косырев

Автобиографическая повесть А. С. Москалева «Голубая спираль» раскрывает неизвестные страницы деятельности коллектива ОКБ-31 в годы первых предвоенных пятилеток и вклад авиаконструктора Алескандра Сергеевича Москалева в создание новых типов самолетов страны Советов.

Авиаконструктор А. С. Москалев (1904-1982) – автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельтакрыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации. Именно здесь, в Воронеже, произошло рождение легендарной «Сигмы», а затем «Стрелы», послуживших прообразом дельтавидной формы крыла летательных аппаратов.

Мемуары написаны живо, интересно, увлекательно. Текст рукописи представлен племянницей Москалева, Алейниковой Ксенией Борисовной.

  • Эта книга заинтересует не только инженеров, техников, научных работников, краеведов, но и учителей школ и преподавателей вузов, широкую читающую публику.
  • Редакционная коллегия выражает глубокую благодарность за предоставленные материалы и фотографии вдове авиаконструктора Вивее Васильевне Москалёвой, хранителю Верхнехавского краеведческого музея Фёдору Ивановичу Стрижакову, Владимиру Алексеевичу Знаменскому, и известному московскому коллекционеру Вячеславу Александровичу Лукоянову.
  • Особую благодарность за поддержку редактор-составитель выражает депутату воронежской областной Думы Александру Александровичу Косыреву.

(К первому изданию книги «Голубая спираль»)

История развития отечественной авиационной техники полна драматических эпизодов, неисследованных страниц, так называемых «белых пятен», порой граничащих с остросюжетными, детективными ситуациями. В полной мере это относится и к Воронежскому самолетостроению, первым годам его становления.

Источник: https://mybrary.ru/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/sci-transport/196422-v-gagin-aviakonstruktor-a-s-moskalev-k-95-letiyu-so-dnya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector