Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ттх), фехтование

Оружие — один из главных элементов экипировки для фехтования. От его выбора зависит то, какую технику ребенок будет использовать во время тренировок и соревнований.

Существует несколько видов оружия для фехтования. Давайте рассмотрим их. И определимся с особенностями каждого вида орудий.

Шпага Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Шпага — один из самых распространённых видов оружия в фехтовании. По внешнему виду она похожа на традиционное древнее орудие. 

Правила поединков по фехтованию со шпагами — не сложные. Они заключаются в следующем:

  1. Ребенок должен уколоть своего соперника. Если ему удастся сделать это, то на его счет зачислится одно очко. 
  2. Если же, наоборот, сопернику удалось задеть ребенка шпагой, то он выходит вперед. Поскольку на его счет зачисляется одно очко.

Ограничения в соревнованиях со шпагами  

В соревнованиях с применением шпаги есть некоторые лимиты. Соперникам дается определенное время, на протяжении которого будет длиться один поединок. По прошествии нескольких минут бой останавливается. Судьи высчитывают количество очков, заработанных каждым участником. И, на основе этого, определяют победителя.

В соревнованиях со шпагами могут вводиться лимиты на определенное количество заработанных очков. Первый боец, который нанесет нужное количество успешных ударов, побеждает.

В какие зоны тела можно наносить уколы во время фехтования со шпагой? Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Соперники имеют возможность колоть шпагой в любую часть тела друг друга. Единственное место, в которое нельзя наносить удары — это затылок. Поскольку он не защищен. И удар в него может привести к получению серьезной травмы.

Наносить касательные удары в фехтовании со шпагой не нужно. Они не засчитываются. Чтобы заработать очко, ребенку нужно нанести сопернику укол.

Философия фехтования со шпагой  

Фехтование со шпагой — довольно интересное направление. Это не просто боевое искусство, а целый вид спорта для настоящих мыслителей. 

В ходе фехтования со шпагой ребенку предстоит продумывать свои действия наперед. Быть сконцентрированным. Улавливать даже малейшие движения тела соперника. И предугадывать его действия еще до того, как он решится на то, чтобы совершить их. 

В ходе фехтования со шпагой, юный спортсмен научится терпению. А также хладнокровности и выдержке. Все эти умения позволят ребенку победить. 

Сколько длятся бои в фехтовании со шпагой? Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Бои в фехтовании со шпагой — довольно продолжительные. Они длятся целых девять минут.

Во время боя соперники не должны стоять на месте. Они должны постоянно передвигаться. Маневрировать и наносить удары.

Стоять на месте и бездействовать в фехтовании со шпагой запрещено.

Параметры шпаги для фехтования  

Шпаги для фехтования обладают большими габаритами. Их длина достигает целый один метр десять сантиметров. А масса составляет около семисот грамм. Защитный щиток, который находится перед самим клинком шпаги, имеет диаметр тринадцать с половиной сантиметров.

Рапира Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Рапира — тоже довольно интересный вид оружия для фехтования. 

Она имеет относительно небольшую массу. Ее вес составляет пол килограмма.

Диаметр защитного щитка может достигать от девяти с половиной до двенадцати сантиметров. 

В собранном состоянии рапира для фехтования может достигать длины вплоть до одного метра десяти сантиметров. 

Особенности фехтования с рапирой  

Плюсом фехтования с рапирой является то, что спортсмен имеет возможность сближаться со своим соперником. Наносить ему удары вблизи. Маневрировать в ближнем бою. И уворачиваться от ударов с близкого расстояния.

Спортсмены, которые выбирают фехтование с рапирой, имеют закаленный боевой дух. Умеют быстро принимать решения. Наносят любые удары вблизи. И с легкостью уворачиваются от ответных атак соперников.

Термин «Право атаки» в фехтовании с рапирой — что это такое? Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

В фехтовании с рапирой используется специальный термин, который именуется «тактической правотой». Также, у него есть и альтернативное название — право атаки.

Суть этого боевого момента заключается в следующем. Тот фехтовальщик, который первым пошел в наступление на своего соперника, имеет право нанести по нему укол. При этом, если соперник ударит ребенка в ответ, то очко присудят только атакующему спортсмену. А защищавшийся фехтовальщик останется без дополнительных баллов.

Для получения права атаки важно, чтобы рапира атакующего была направлена в сторону туловища соперника. Если это требование не будет соблюдено, то ребенку не будет присуждено право атаки. 

Сабля Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Сабля также используется на соревнованиях по фехтованию. Современный вид этого оружия отличается от своих исторических аналогов. 

Фехтовальные сабли имеют в структуре три грани. Клинок в этих изделиях является очень тонким. 

Длина сабли в фехтовании обычно не достигает более сто пяти сантиметров. А масса обычно бывает не больше, чем пол килограмма. 

Куда можно колоть соперника в фехтовании саблей?  

Чтобы заработать очко в фехтовании саблей, ребенку нужно попасть в верхнюю часть тела соперника. В любое место, которое расположено выше пояса спортсмена. 

Правило ведения поединков подобным образом пришло к нам еще из древности. Тогда сабли использовали всадники. Они ехали верхом на лошади и наносили удары по врагам с высоты. Дотягиваться до ног у них не получалось. Именно поэтому в современном фехтовании наносить удары саблями можно только по туловищу.

В этом направлении спорта тоже используется «право атаки».

Особенности проведения соревнований по фехтованию саблями Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Время проведения поединков по фехтованию саблями четко регламентировано. Спортсмены соревнуются на протяжении четырех минут. Во время боя судьи дают фехтовальщикам возможность взять небольшой тайм-аут. Чтобы передохнуть.

То время боя, которое «забрал» у спортсменов тайм-аут, в фехтовании саблями не учитывается. Счетчик минут боя включается заново только после того, как закончится перерыв.

Философия фехтования саблями  

Фехтование саблями — очень интересный вид спорта. Благодаря ему, спортсмен сможет стать ловким, сильным и выносливым.

Также, ребенок разовьет себя в личностном плане. Он обретет смелость. Станет более решительным. А также научится не падать духом. И сможет быстро принимать решения в критических ситуациях. 

А все благодаря тому, что соперник не даст ребенку возможность думать слишком долго. И ребенку придется очень быстро принимать решения.

  • Почитать продолжение статьи можно здесь.
  • На портале Vikids вы можете:
  • Найти секцию по Фехтованию.
  • Добавить объявление о своей секции
  • Задать вопрос пользователям Vikids!
  • Найти/Купить  клинки для Фехтования.
  • Найти/Купить  шпаги для Фехтования.
  • Посмотреть местоположение секций на карте.

Источник: https://www.vikids.ru/articles/oruzhie-dlya-fehtovaniya-sablya-shpaga-rapira

Фехтование

Read this article in English

Фехтование – это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

История возникновения и развития фехтования

Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч.

Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.

9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.

Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время.

Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил.

У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Фехтовальная дорожка

Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 – 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:

  • центральная линия;
  • 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
  • боковые границы дорожки;
  • задние границы дорожки.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара.

На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена.

На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Читайте также:  37 мм зенитная пушка 61-к: образца 1939 года, история создания, боевое применение, технические характеристики

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира – колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага – колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля — рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Соревнования по фехтованию

  • Олимпийские игры.
  • Чемпионат мира по фехтованию – ежегодное международное соревнование на рапирах, шпагах и саблях.
  • Кубок мира по фехтованию — ежегодное международное соревнование по фехтованию, которое проводится под эгидой Международной федерации фехтования. В сезоне проводится ряд турниров, за каждое место на отдельном турнире присуждаются очки, которые потом суммируются.
  • Национальные чемпионаты.

2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Фехтование».

Источник: http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/fehtovanie/

Опасная парочка: шпага и дага

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию.

В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде.

Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века.

Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале diletant.media.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара.

В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу.

С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки»

В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки».

Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала.

Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов.

Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук.

Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.

  • — Ваше оружие?
  • — Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.
  • Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»
  • Шпага

В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword).

Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу.

По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Виды шпаг

Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью).

Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца.

В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Эфес итальянской шпаги

Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская

Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны.

Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам.

Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность.

Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Рапира

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Эфес испанской рапиры

Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес.

В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было.

Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется.

В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.

Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды»

А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.

Источники:

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995

Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв.еков. Армавир.

Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.

Источник: https://diletant.media/articles/28890601/

Рапира, шпага, сабля (в честь триумфа русских саблисток) (Такскать)

Вслед за фантастическим финалом в мужской командной рапире (Мужская сборная России по фехтованию в составе Алексея Черемисинова, Артура Ахматхузина и Тимура Сафина завоевала золото Олимпиады-2016) в субботу, 13 августа, на Играх состоялся красивый финальный поединок в женском командном турнире саблисток. В решающем поединке на дорожке сошлись команды России и Украины. Итоговый счет поединка — 45:30 в пользу россиянок Софьи Великой, Яны Егорян, Юлии Гавриловой и Екатерины Дьяченко.

Поздравляем наших спортсменок, ну а тема данной статьи — фехтование и то самое легендарное холодное оружие — рапиры, шпаги и сабли. Чем они отличаются?

«Фехтование – это искусство наносить удары, не получая их» — писал Мольер. Во времена Мольера от мастерства фехтовальщика зависело его доброе здравие и даже жизнь. Сейчас фехтование превратилось в род спортивного единоборства и даже в разновидность фитнеса.

Считается, что прообразом фехтовальщика был первобытный человек, взявший в руки палку для обороны. Если это и так, то до того момента, как палка эволюционировала в реальное оружие, прошло не одно тысячелетие. Первым появился меч (II в. до н.э.) — тяжелое, заточенное со всех сторон оружие позволяло колоть, резать и рубить противника в пешей схватке. Однако его большая масса была помехой в конном бою. Поэтому в начале I в.н.э. азиаты придумали режуще-рубящую саблю (от венг. szablya, от szabni – резать) — оружие, подходящее и для пешего боя и для конной схватки

В отличие от востока и Азии, европейцы продолжали драться с мечом до конца XIV в. н.э. Основной защитой воина от этого оружия были доспехи, слабое место которых — смотровые щели и поверхность соединения металлических пластин. Проникнуть в такие отверстия могло лишь плоское и узкое лезвие.

Таким образом,  в начале 15-го века результатом утончения и облегчений меча стали: в Испании — рапира (от испанского ropera, от rope – элегантное платье), а в Италии — шпага (от итальянского слова «spata» — кавалерийский меч древних римлян).

Этими видами оружия можно было наносить, как смертельные колющие раны, так и более безобидные — режущие.

 Поединки на рапирах, шпагах и саблях

Рапира – это колющее оружие четырехгранного сечения длиной 110 см и весом 500 г. Кисть руки защищает круглая гарда диаметром 12 см, которая располагается перпендикулярно клинку.

Читайте также:  Aero l-39 albatros: самолёт, история создания, технические характеристики (ттх), конструкция, модификации

Поединок на рапирах построен на так называемом праве атаки,  которое переходит от одного фехтовальщика к другому. Суть его в том, что ответное действие можно начать, только отбив нападение соперника.

  Если противники нанесли уколы одновременно, то очко получает тот, чья атака была в данный момент. В рапирных поединках арбитр засчитывает лишь уколы, нанесенные в торс спортсмена.

Шпага — колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770 г с  гибким стальным клинком трёхгранного сечения и круглой гардой диаметром 13,5 см.

В шпажном поединке не существует приоритета действий, и аппарат фиксирует только тот укол, который нанесен на менее чем на 0,04 секунды раньше другого. При одновременном поражении, очко получают оба противника.

Засчитываются уколы, нанесенные в любое место тела спортсмена, кроме затылка.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Сабля — рубяще-колющее оружие длиной до 105 см, весом 500 гр. Стальной гибкий клинок имеет трапециевидное сечение и овальную гарду. Бой на саблях очень похож на рапирное фехтование. Единственное отличие – это то, что засчитываются уколы, нанесенные в туловище, руки и маску соперника.

Одновременно с созданием  шпаги и рапиры, благодаря экспансии турков, в Европе появляется сабля и становится основным оружием европейских кавалеристов. С этого момента фехтование развивается по трем дисциплинам: рапира, шпага и сабля, приобретая национальные особенности каждой страны. Например, французская школа обучает владению колющей шпаги, а  итальянская – режуще-колющей.

Русскую  знать это увлечение захватило лишь при Петре I, в конце XVII в. Более ста лет учителями фехтования в нашей стране были иностранцы. Эта ситуация изменилась лишь в начале XIX в.

с появлением первого русского фехтмейстера — Ивана Ефимовича Сивербрика.

Именно к этому моменту по всей Европе фехтование окончательно прощается со своим боевым прошлым и превращается в спортивное развлечение для высших сословий общества.

Рапира: колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

От спорта до зрелищности

На сегодняшний день существует три разновидности фехтования: историческое, артистическое и спортивное.

Задача исторического фехтования – реконструировать групповой или парный поединок выбранной эпохи. Сражаются спортсмены массогабаритной копией исторического оружия и следуют технике и стилистике ведения боя выбранного времени. Внешне такие поединки могут выглядеть совсем неэффектно, зато сохраняется  историческая достоверность.

Артистическое фехтование, как и историческое, воссоздает сражения прошлых лет, но для своих целей. На сцене, в отличие от реального боя, необходимо, чтобы зритель увидел поединок во всех деталях.

Поэтому артистическое фехтование прежде всего зрелищно: надо владеть не только техникой боя, но и актерским мастерством. Действия фехтовальщиков в таких поединках  — полностью постановочное шоу, где противник превращается в партнера.

В настоящее время  артистическое фехтование развивается по следующим направлениям: соло, групповое выступление, дуэт и труппа.

Спортивное фехтование – это единоборство на холодном спортивном оружии по определенным правилам.

Бой между двумя фехтовальщиками проводится на дорожке шириной 1,5 – 2 м и длиной 14 м из электропроводящего материала, а уколы и удары регистрируются лампами на электрическом аппарате.

Причем такая схема характерна для всех видов оружия, так как в этом виде фехтовании используются облегченные версии рапиры, шпаги или сабли.

С чего начать

Решив заниматься фехтованием,  для начала надо определиться с видом оружия. Затем в среднем три-четыре (зависит от частоты тренировок) месяца новобранец изучает технику передвижения по дорожке, нанесения уколов и защиты.

Далее вас допускают к спаррингу или тренировочному бою с другими учениками. И, наконец, следующий этап развития  — участие в проводимых клубом соревнованиях.

Для тренировочных занятий фехтованием понадобятся экипировка, в которую входят: спортивный костюм, легкая спортивная обувь, оружие, маска, тренировочная перчатка и бандаж, защищающий грудь.

Для спарринга — оружие, маска, тренировочная перчатка, бандаж, специальная обувь, фехтовальный костюм, и набочник.  Набочник надевается на бок, которым спортсмен повернут к сопернику. Как и фехтовальный костюм, он сделан из кивларовой нити.

Для соревнований: оружие с электрошнуром, маска, бандаж, фехтовальный костюм, набочник, специальная обувь электрокуртка и электроперчатка.

Клубы фехтования

Фехтовальные школы для взрослых по схеме предоставления услуг условно можно разделить на элитные фитнес-клубы и секции, созданные на базе спортивных институтов или школ.

Фехтование – один из немногих видов спорта, где одинаково эффективно должны работать голова и тело. При этом интенсивность интеллектуальной деятельности во время поединка сравнима с шахматными боями. Но, в отличие от шахматиста, фехтовальщик не сидит на месте, а постоянно тренирует мышцы ног, рук и спины.

Таким образом, человек развивает в себе физическую силу, координацию, реакцию и способность стратегически мыслить. В свою очередь, по сочетанию аналитического мышления и физических нагрузок этот спорт очень похож на бокс и поэтому в профессиональных кругах существует поговорка о том, что бокс и фехтование – два родных брата.

Источник 1

Источник 2

Источник: https://AfterShock.news/?q=node/426004&full

Спортивное холодное оружие. Виды и применение. Как выбрать

В летних Олимпийских играх одним из видов состязаний является фехтование. Этому искусству уже много лет. В давние времена для фехтования использовалось разное оружие. Сейчас же применяются только рапиры, шпаги и сабли. Это спортивное холодное оружие, каждый вид которого имеет свои особенности, да и поединки на них ведутся по определенным для конкретного оружия правилам.

Шпага

Это спортивное холодное оружие состоит из клинка, рукояти и гарды. Последняя предназначена для защиты руки от повреждений во время поединка. Длина спортивной шпаги должна составлять 1,1 м, а масса – 0,77 кг.

Другие требования, касающиеся характеристик шпаги:

  • Длина лезвия не может превышать 0,9 м.
  • Прогиб лезвия не должен быть больше 1 см.
  • Диаметр гарды по правилам не может превышать 13,5 см.
  • Размер рукояти не должен составлять более 23,5 см.

Основным отличием является именно лезвие, состоящее из трех граней, сужающихся к вершине. Наибольшая ширина каждой грани составляет 2,4 см. На вершине клинка имеется электроконтактный наконечник. Он подключен к аппарату, который регистрирует количество уколов, нанесенных сопернику.

Во время поединка на шпагах спортсмены могут наносить друг другу уколы во все видимые части тела. Исключением является затылочная область головы.

В этом виде фехтовании нет приоритета нападения или защиты. Подсчитываются именно удачные уколы. В зависимости от части тела, куда нанесен удар, присуждается количество баллов.

При этом одновременно нанесенные удары регистрируются, и очки присуждаются обоим спортсменам. А вот укол, нанесенный позже соперника на 0,25 с, регистрации не подлежит.

При равном счете в конце поединка фехтовальщикам дается дополнительное время для нанесения решающего укола.

Рапира

Это спортивное холодное оружие, состоящее из гибкого клинка, изготовленного из стали, гарды, выполняющей защитные функции и имеющей форму чаши и рукояти, снабженной гайкой. В отличие от шпаги клинок рапиры – прямоугольный, т.е. не имеет лезвий. Клинок увенчан шарообразным наконечником, диаметр которого равен 6 мм.

Стандартными характеристиками рапиры являются:

  • Длина оружия – 1,1 м.
  • Длина клинка – 0,9 м.
  • Изгиб гарды – 12 см.
  • Глубина гарды – 5,5 см.
  • Масса рапиры – 0,5 кг.

Спортивные рапиры для тренировок имеют на вершине лезвия неподвижный наконечник, а в официальных состязаниях в этом виде спорта используются подвижные электронные устройства, имеющие кнопку.

Во время удачной атаки кнопка нажимается, что приводит к замыканию электрической цепи и фиксированию удара.

Некоторые рапиры имеют гарду особенной конструкции. Она имеет фигурную форму, расположенную перпендикулярно клинку. Такой тип называется среди профессиональных фехтовальщиков «пистолет». Преимущество его в том, что можно не сгибать руку в области запястья при захвате оружия. Такие рукоятки применяются только в электроконтактных рапирах во время соревнований.

В бою засчитываются только удары, нанесенные по корпусу противника, на котором надет металлизированный жилет. Уколы, нанесенные в другие части тела соперника не засчитываются и обозначаются миганием белой лампы.

Основное правило фехтования на рапирах заключается в праве атаки. Атакующий соперник должен нанести точный удар по корпусу прежде, чем будет предпринято ответное действие. В этом случае право нападения останется за ним. Если же противник смог отразить удар, то право атаковать переходит к нему.

Приоритет нападения определяет судья. Он же прекращает боевые действия на ринге, если нарушены правила, т.е. регистрирующий прибор показывает, что укол был нанесен в недопустимые места. Судья (арбитр) выносит свои решения на основании регистрирующего устройства, т.е. останавливает или дает разрешение на продолжение боя.

Немного истории

  • Изначально рапиры применялись в Италии для обучения фехтованию на шпагах – этом извечном противнике рапир. Различия между рапирами и шпагами были на некоторое время в конце 20 столетия размыты. Многие не понимали, чем один вид оружия отличается от другого.
  • Со временем в спортивном фехтовании стали использоваться и рапиры, и шпаги. Тогда же определили требования к ведению поединков каждым из видов оружия и установили Правила их использования.
  • Традиция нанесения уколов только в корпус связана с тем, что во время пика популярности рапиры фехтовальщиков защищал только нагрудник. Кроме того, рапира – более легкое, нежели шпага, оружие, а потому уколы в другие области тела не приносили ощутимого результата. Очень часто после укола в ногу или руку противник продолжал вести поединок без видимого труда.
  • Конструктивные особенности рапиры, а именно – отсутствие лезвия, связано с тем, что в итальянских школах этого боевого искусства основным правилом было убийство острием, т.е. уколом, а не лезвием (порезом).

Сабля

Это спортивное холодное оружие, применяемое как для колющих, так и для рубящих ударов, наносимых сопернику.

Стандартными характеристиками сабли являются:

  • Длина 1,05 м.
  • Масса – 0,5 кг.

Кроме лезвия и рукоятки сабля имеет гарду, призванную защитить кисть и пальцы фехтовальщика. Во время состязания допускается наносить удары по сопернику во все части тела, расположенные выше пояса. Не являются исключением и руки до запястий, и лицо. При этом тело спортсмена должна защищать специальная экипировка, содержащая серебро. Все попадания по телу соперника сопровождаются цветовыми сигналами на лампе, соединенной со снаряжением фехтовальщиков.

Правила поединка на саблях схожи с установленными для ведения боя на рапирах. Здесь действуют такие же права первой атаки и первой защиты. Противник, который успел отразить атаку соперника, получает право нападать первым.

Отличие от поединков на шпагах и рапирах в том, что саблю чаще используют для рубящих атак, а не для уколов. Защитить себя от первых значительно труднее, чем от последних.

Наблюдать за боем, когда применяется колюще-рубящее спортивное холодное оружие намного интереснее, чем за фехтованием на шпагах или рапирах.

В поединках с применением сабель запрещены скрестные ходы вперед, а вот обратные – разрешены.

Читайте также:  Отпугиватель собак гром-250: отзывы, схема, цена, аналоги

Как выбрать спортивное холодное оружие

Каким видом фехтования заниматься, каждый выбирает для себя сам. Если важны динамичность и зрелищность, то предпочтение следует отдать саблям.

Тем, кто больше ценит координацию движения, следует обратить внимание на рапиры.

Шпаги — это, можно сказать, промежуточное спортивное холодное оружие, в использовании которого присутствует и динамика, но также необходимо хорошо владеть своим телом.

Похожие темы:

Источник: https://dlia-sporta.ru/glavnaia/inventar/sportivnoe-kholodnoe-oruzhie/

Рапира

Рапира — относительно тонкий и острый меч, используемый в основном для колющих ударов, распространенный в Европе в 16-17 веках.

Описание рапиры

Рапира имеет относительно длинный клинок с характерным эфесом сложной формы, сконструированным для обеспечения защиты руки, удерживающей меч.

В то время как клинок могло быть достаточно широким, чтобы его можно было заточить в некоторой степени (но нигде его ширина не приближалась к ширине клинков несколько более тяжелых мечей, используемых в Средневековье), основное свойство рапиры — это способность наносить быстрые колющие удары.

Клинок рапиры могло бы быть заточен вдоль всей его длины, мог быть заточен только от центра до острия (как описано у Рудольфа Капоферро — итальянского мастера фехования начала 17 века). Паллавичини, мастер рапиры 1670 годов, который настоятельно защищал использование обоюдоострых клинков.

Типичная рапира весила 1 килограмм и имела относительно длинный и тонкий клинок шириной 2.5 см или меньше, с длиной 1 м или больше, который заканчивался острым концом.

Термин «рапира» в основном относится к колющему мечу с клинком более длинным и более тонким, чем у так называемого «бокового меча» (итальянскоого спада де лато), но более тяжелым, чем у шпаги, более легкого оружия, которое появилось в 18 веке и позже, но точная форма клинка и эфеса часто зависит от того, кто ее описывает, и когда. «Рапира» относится к раннему спада де лато (подобному espada ropera), через период расцвета рапир на протяжении 17 века, и относится к шпагам и дуэльному оружию, таким образом контекст важен для понимания значения слова «рапира». (Термин «боковой меч», используемый среди небольшого количества современных реконструкторов исторических боевых искусств, является прямям переводом итальянского «spada da lato» — термина, введенного много позднее итальянскими смотрителями музеев, и не относится к тонкой, длинной рапире, а только к раннему итальянскому мечу 16 века с более широким и более коротким клинком, который считают и его предком и современником).

Важно помнить, что слово «рапира» не использовалось итальянским, испанским, и французскими владельцами во время расцвета этого меча, вместо него использовались термины «spada», «espada» и «epee» (или «espee») — как общие термины для слова «меч».

Из-за этого, а так же как из-за большого количества вариаций мечей в 16-17 веках, некоторые исследователи просто описывают рапиру как одноручный обоюдоострый меч с прямым клинком, который самодостаточен как для нападения, так и для защиты, не требуя парного ему оружия.

Чтобы избежать беспорядка смешения всех типов мечей вместе, некоторые категоризируют мечи в соответствии с их функциями и использованием. Например, Джон Клементс категоризирует колющие мечи с плохими рубящими характеристиками как рапиры, а мечи с хорошей способностью как колоть, так и рубить, как колюще-рубящие мечи.

Некоторые исследователи, однако, рассматривают рапиру на всем протяжении времени ее существования, и делают вывод, что рапира никогда не вписывалась в какое-то единственное определение.

В значительной степени во всей Европе оружие менялось в зависимости от культуры и предписанного стиля борьбы; будь это итальянская, испанская, или какая-либо другая школа фехтования, таким образом, длина и ширина клинка, варианты эфеса и даже отсутствие либо местоположение лезвия (или лезвий) отличались в одно и то же время. Одни носили рапиру с плетеным эфесом и лезвиями, другие же в то же самое время имели рапиру с чашеобразным эфесом и отсутствующим лезвием.

Части рапиры

Эфес

Рапиры часто имеют сложный, широкий эфес, разработанный для защиты руки, удерживающей меч. Кольца продолжались вперед от крестовины гарды. Позднее эти кольца были покрыты металлическими пластинами, и, в конечном счете, развились в чашеобразный эфес в более поздних рапирах. Многие эфесы включали в себя изогнутую дугу, идущую от перекрестия, и защищающую эфес, которая обычно выполнялась из дерева, обернутым шнуром, кожей или проволокой. Массивное навершие (часто декоративное), закрепляло эфес и балансировало длинный клинок.

Клинок

Различные специалисты по рапирам делили клинок на две, три, четыре, пять или даже девять частей. Forte («сильная часть»), это та его часть, которая расположена ближе всего к эфесу; в случаях, если специалист делил клинок на четное число частей, это — первая половина клинка.

Debole («слабая часть»), это часть клинка, которая включает острие и вторую половину клинка (в случае, если клинок делится на четное число частей).

Однако некоторые специалисты по рапирам делят клинок на три части (или даже на кратное трем количество частей), в этом случае центральную треть клинка, между forte и debole, часто называют medio или terzo.

Рикассо (пята клинка) — это часть клинка, обычно не заточенная, который идет вперед от крестовины или квиллиона, и которая защищена сложным эфесом.

История рапиры

Рапира начала развиваться приблизительно в 1500 году как испанский espada ropera, или «меч для платья» (то есть не для доспеха). Espada ropera был гражданским колюще-режущим мечом для самозащиты и дуэлей, в то время как более ранние мечи были в основном предназначены для поля битвы.

В течение 16 века появилось множество нового одноручного гражданского оружия, включая немецкий Rappier, другой колюще-режущий меч, используемый для развлекательного/тренировочного фехтования, как это описано в руководстве по фехтованию Яхима Мейера 1570 года.

1570 год был так же годом, в который итальянский оружейник Синьор Россо Бенелли обосновался в Англии и продвигал использование рапиры для уколов, как альтернативе рубяще-режущим ударам, во время поединка.

Однако, английское слово «рапира» вообще относится к прежде всего колющему оружию, получившему развитие в 1600 годах в результате геометрических теорий таких мастеров, как Камило Агриппа и Рудольфа Капоферро.

Рапира стала чрезвычайно модной всюду в Европе среди богатых слоев общества, но также имела и своих критиков. Некоторые, такие как Джордж Силвер, относились неодобрительно к техническому потенциалу рапир, и к их дуэльному предназначению.

Этимология слова «рапира» неясна. Шарль Дюканж его труде «Glossarium mediae и infimae Latinitatis», ссылается на форму «Rapperia» в латинских текстах с 1511 года. Он упоминает этимологию происхождения слова из греческого «чтобы ударить».

Однако, Walter William Skeat предположил, что «rapier» может произойти из «raspiere» («кочерга»), и что это мог быть высокомерный термин, введенный старшими фехтовальщиками на рубяще-режущих мечах, для этого нового меча.

Самый вероятный корень термина «рапира», однако, вероятно, происходит от испанского «ropera», которое происходит от «изящное платье», таким образом, рапира дословно означала «меч для платья».

Сочетая быструю реакцию с большой досягаемостью, рапира хорошо подходила для гражданских сражений в 16-17 веках.

В то время как военные рубяще-режущие мечи продолжали развиваться, чтобы удовлетворить новым потребности на поле боя, рапиры развивались, чтобы удовлетворить потребностям гражданских поединков, в конечном счете, становясь все легкими и более короткими. В последствие, рапира начала уступать место шпаге.

К 1715 году рапира была в значительной степени заменена более легкой шпагой на большей части Европы, хотя и продолжала использоваться, как следует из трактататов Дональда МакБана (1728 год), П. Д. Ф. Джеральда (1736 год) и Доменико Анжело (1787 год).

Исторические школы фехтования на рапирах

Италия

  • Antonio Manciolino, Opera Nova per Imparare a Combattere, & Schermire d'ogni sorte Armi — 1531 год
  • Achille Marozzo, Opera Nova Chiamata Duello, O Vero Fiore dell'Armi de Singulari Abattimenti Offensivi, & Diffensivi — 1536 год
  • Anonimo Bolognese, L'Arte della Spada (Рукописи M-345/M-346) — (начало или середина 1500 годов)
  • Giovanni dall'Agocchie, Dell'Arte di Scrimia — 1572 год
  • Angelo Viggiani dal Montone, Trattato dello Schermo — 1575 год
  • Camillo Agrippa, Trattato di Scientia d'Arme con un Dialogo di Filosofia — 1553 год
  • Giacomo di Grassi, Ragion di Adoprar Sicuramente l'Arme si da Offesa, come da Difesa — 1570 год
  • Marco Docciolini, Trattato in Materia di Scherma — 1601 год
  • Salvator Fabris, De lo Schermo ovvero Scienza d'Armi — 1606 год
  • Nicoletto Giganti, Scola overo Teatro — 1606 год
  • Ridolfo Capoferro, Gran Simulacro dell'Arte e dell'Uso della Scherma — 1610 год
  • Francesco Alfieri, La Scherma di Francesco Alfieri — 1640 год
  • Giuseppe Morsicato Pallavicini, La Scherma Illustrata — 1670 год
  • Francesco Antonio Marcelli, Regole della Scherma — 1686 год
  • Bondi' di Mazo, La Spada Maestra — 1696 год

Испания

  • Camillo Agrippa
  • Jeronimo Sanchez de Carranza, De la Philosofia de las Armas — 1569 год.
  • Luis Pacheco de Narvaez, Libro de las Grandezas de la Espada — 1599 год.

Нидерланды

  • Girard Thibault, Academie de l'Espee, ou se demonstrant par Reigles mathematiques, sur le fondement Cercle Mysterieu — 1628 год.

Франция

  • Charles Bisnard — 1653 год
  • Monsieur L'Abbat — 1669 год

Англия

  • Joseph Swetnam, The Schoole of the Noble and Worthy Science of Defence — 1617 год
  • The Pallas Armata — 1639 год

Германия

  • Paulus Hector Mair, Opus Amplissimum de Arte Athletica — 1542 год
  • Joachim Meyer, Thorough Descriptions of the free Knightly and Noble Art of Fencing — 1570 год
  • Jakob Sutor, Neu Kunstliches Fechtbuch — 1612 год

Классическое фехтование

Классические школы фехтования утверждают, что унаследовали аспекты форм рапиры в их системах.

В 1885 году, учитель фехтования Эджерон Кастл написал: «есть мало сомнений, что французская система фехтования может быть прослежена к ее происхождению, к древнему итальянскому искусству фехтования; современная итальянская школа, конечно же произошла от того же источника».

Эджерон Кастл отмечал, что «итальянцы сохранили форму рапиры, с чашкой, пас-даном (фр. Pas D`ane — термин для описания одного из овалов, формирующих сложную гарду), и квиллионами, но с тонким четырехгранным клинком».

Массовая культура и развлечения

Несмотря на широкое использование рапиры в 16-17 веках, множество фильмов про этот период показывают фехтовальщиков со шпагами. Настоящий бой на рапирах не имел молниеносных уколов и изображаемого парирования ударов.

Режиссер Ричарж Лестер попытался более точно показать традиционную технику фехтования на рапирах в фильмах «Три мушкетера» и «Четыре мушкетера».

С тех пор многие более поздние фильмы, такие как «Принцесс-невеста» и «Королева Марго» использовали рапиры, а не более позднее оружие, хотя хореография боя не всегда точно изображала исторические методы фехтования.

Источник: https://bsmith.ru/articles/rapier

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector