Самолет миг-31: технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.
Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применениеОдин из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский

Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.
Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.

Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью SR-71.

Тактико-технические характеристики МиГ-31
Максимальная взлетная масса 46200 кг
Максимальная скорость полета 3000 км/ч
Практический потолок 20600 м
Дальность полета 3300 км
Продолжительность полета:   с подвесными баками   с дозаправкой 3,6 ч7 ч
Размах крыла 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Высота самолета 5,15 м
Площадь крыла 61,60 м2
Масса:   пустого самолета   нормальная взлетная   максимальная взлетная 21820 кг41000 кг46200 кг
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:   бесфорсажная   форсажная 2 x 91,00 кН2 х 152.00 кН
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж 2 чел
Вооружение одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,боевая нагрузка — 3000 кг,4 УР большой дальности Р-33,2 УР средней дальности Р-40Т и4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами.

Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.
Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка схемы Гатлинга калибра 23 мм.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применениеБортовая РЛС МиГ-31

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

Второе дыхание

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них… заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.

Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Источник: https://www.techcult.ru/technics/2293-mig31

MiG-31BM

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

    В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ «Заслон-М» (для МиГ-31М). Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.     Первоначально фирма Микояна из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от собственных ВВС предложила его экспортный вариант — МиГ-31ФЭ — Китаю и Индии.     12 января 1999 года, одновременно с показом «таинственного» МФИ, «микояновцы» впервые выкатили МиГ-31БМ на всеобщее обозрение.     БРЛС «Заслон» доработан НИИП до уровня, близкого техническому уровню комплекса «Заслон-М». Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения — до 280 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. Для сравнения, лучший американский перехватчик Нортроп-Грумман F-14D «Томкэт» способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение     Представленный на показе в Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на подфюзеляжных конформных узлах подвески четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия с радиолокационным наведением и одной противорадиолокационной УР Х-31П, подвешенной под левой консолью. Помимо УР класса «воздух-воздух» большой дальности новая модификация «мига» оснащена и наиболее совершенными в настоящее время ракетами средней дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые разместились на подкрыльевых узлах. Сохранены в составе комплекса вооружения и мощные ракеты типа Р-40ТД (две), доставшиеся МиГ-31 «по наследству» еще от перехватчика МиГ-25П.     Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

    Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО.

Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма «экзотические» сценарии боевого применения истребителей.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или «Томагавк». Подобные цели он способен поражать с первого захода. Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции «Лиса пустыни» зимой 1998-99 годов располагал самолетами МиГ-31, целей на территории этой страны достигло бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение     Для модернизируемого МиГ-31 ЗАО «Русская авионика» разработана принципиально новая компоновка обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.     Испытания должны были проводиться на двух доработанных строевых МиГ-31Б (борта «58» и «60»), переданных в ОКБ. Работы по переделке первого из них завершили в 1998 г., а 12 января 1999 г его продемонстрировали публично во время показа самолета «1.44». В том же году эту машину представили и на авиасалоне МАКС-99. Предполагалось, что в МиГ-31БМ будут доработаны все российские МиГ-31. Однако отсутствие должного финансирования и не слишком большой интерес военных к этой программе привели к тому, что не состоялись даже полномасштабные испытания МиГ-31БМ.     В начале нового столетия, когда экономическое положение России улучшилось и оборонный бюджет возрос, появилась надежда модернизировать основные типы строевых самолетов, в том числе МиГ-31. Руководство РСК «МиГ» предложило вернуться к идее модернизации этого перехватчика, используя технологии, отработанные на некоторых экспортных истребителях (Су-30МК, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29СМТ). При этом разработчики самолёта согласились с мнением военных о нецелесообразности превращения перехватчика во многофункциональный истребитель. Поэтому основная идея нового варианта «большой модернизации» заключалась в значительном улучшении характеристик самолёта по перехвату воздушных целей и его оснащении современным бортовым оборудованием. При этом сохранилось обозначение МиГ-31БМ.

    В разработке нового варианта МиГ-31БМ и его испытаниях участвовало много предприятий и институтов, в том числе ГЛИЦ им. В.П.Чкалова (в прошлом ГНИКИ ВВС), завод «Сокол», КБ «Вымпел», НИИ приборостроения и др. Доработкам подвергли все те же перехватчики с бортовыми номерами «58» и «60».

Отличительной чертой самолётов стала модернизированная СУВ «Заслон-АМ», включавшая усовершенствованную РЛС РП-31АМ, новый бортовой компьютер с новым математическим и программным обеспечением. Машины также оснастили системой спутниковой навигации.

Дальность обнаружения воздушных целей возросла по сравнению с серийными вариантами МиГ-31 почти в 2 раза, улучшились точностные характеристики СУВ. Увеличились возможности перехватчика по поражению малозаметных самолетов, крылатых ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов.

Малозаметность цели компенсировалась за счет большей дальности обнаружения бортового радиолокатора, а также возможностями нового ракетного вооружения, в состав которого, кроме штатных ракет Р-33 и Р-33С, вошли К-37М, К-77-1 и Р-73.

    После доработок борт «60» прошел цикл испытаний в ГЛИЦ, которые показали, что боевая эффективность самолета при решении различных задач возросла в 1,5-4 раза. Обновленный МиГ-31БМ становился достойным противником истребителей 5-го поколения. В 2007 г. эту машину показали на очередном МАКСе. Весной 2008 года уже два строевых МиГ-31БМ, прошедшие доработки в Нижнем Новгороде, облетали пилоты 3958-й Гвардейской Керченской Краснознаменной авиабазы в Саваслейке, которые дали им положительную оценку. На этих машинах удалось в основном сохранить интерьер кабин серийного «тридцать первого», в кабине пилота установили дополнительно один небольшой цветной жидкокристаллический индикатор, кабина штурмана подверглась более серьезной доработке. К весне 2009 г. число МиГ-31БМ в Саваслейке увеличилось вдвое.

    Модернизация МиГ-31 осуществляется по долгосрочным контрактам с Министерством обороны с 2006 года. С 2009 года начались поставки «серийно модернизированных» истребителей-перехватчиков в строевые части ВВС.

Модернизации подвергаются лишь несколько самолетов в год (2000 — 3, 2008 — 2, 2009 — 2, 2011 — 15). В 2011 Минобороны России и ОАК подписали контракт на модернизацию и ремонт МиГ-31.

До 2020 года на нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» пройдут модернизацию в вариант БМ 60 МиГ-31, из них 10 — в 2012 году.

Описание Геометрические и массовые характеристики Силовая установка Летные данные Вооружение
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МиГ-31БМ
Тип Многоцелевой истребитель
Экипаж, чел. 2
Длина самолета, м 22,688
Высота самолета, м 6,15
Размах крыла, м 13,464
Площадь крыла, м2 61,6
Максимальная взлетная масса, кг 50000
Максимальная боевая нагрузка, кг 9000
Число двигателей 2
Двигатель ДТРД Д30Ф-6
Тяга (форсаж), кгс 15500
Максимальная скорость, км/ч (М=) на высоте 3000 (2,83)
у земли 1500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5
Практическая дальность полета, км с ПТБ 3300
без ПТБ 2500
УР «воздух-воздух» Р-33, Р-33С или К-37М 4
К-77-1 4
Р-40ТД 2
Бомбы КАБ-1500 6
КАБ-500 8
  • Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение
  • Источники информации:
  1. «Авиация и Космонавтика» 8'99, 11'98;
  2. «Вестник авиации и космонавтики» весна 99
  3. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
Читайте также:  Пневматическая винтовка иж-61: характеристики, апгрейд, цена, видео, сборка, разборка, устройство

Источник: https://TestPilot.ru/russia/mikoyan/mig/31/bm/mig31bm.htm

Миг-31 (истребитель-перехватчик)

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Описание самолета

МиГ-31 является дальнейшей модернизацией истребителя-перехватчика МиГ-25. Предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.

Самолет двухместный, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% — титана, 33% — из алюминиевых сплавов и 1%-другие конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на авиазаводе в г. Горьком.

Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей (МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27или Су-15). Самолет оснащен импульсно-доп-лсровской РЛС СБИ «Заслон» с фазированной антенной-решеткой (ФАР) большой мощности.

Максимальная дальность обнаружения цели ЭПР 16 кв.м. — 200 км, дальность сопровождения цели класса самолет ДРЛО — 120 км, класса истребитель — 90 км в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере.

РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать до 10 различных целей и одновременно наводить УР на четыре цели.

Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором, позволяющим скрыто осуществлять поиск и применять оружие, а также действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех.

Использование цифровой системы закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолетов МиГ-31, удаленных до 200 км, и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО.

Использование системы АПД-518 обеспечивает скрытую атаку цели истребителем МиГ-31 при слежении за целью другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от самолетов противника и транслирующим радиолокационную информацию на атакующий самолет.

Навигационное оборудование включает радионавигационные системы «Тропик» («Лоран», точность определения координат — 0,13 — 1,3 км на дистанции 2000 км) и «Маршрут» («Омега», точность определения координат — 1,8 — 3.6 км на дистанции 2000-10000 км). Обеспечивается возможность использования самолета на арктическом ТВД.

Самолет оборудован тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП. Имеется система дозаправки топливом в полете с выдвижной штангой.

В последнее время в советской и зарубежной печати все чаще стали появляться упоминания о новом советском боевом самолете МиГ-31. Благодаря гласности информация о вчера еще совершенно секретном самолете сегодня стала обычной на страницах газет и журналов, а его изображения украшают даже настенные календари.

Еще в январе 1989 года к заявлению Комитета министров обороны государств — участников Варшавского Договора «О соотношении численности вооруженных сил и вооружений Организации Варшавского Договора и Североатлантического пакта (НАТО) в Европе и прилегающих территориях» были приложены данные о личном составе и вооружениях каждой страны.

В частности, перечислялись наши боевые самолеты, в том числе впервые открыто упомянули истребители-перехватчики ПВОМиГ-25 и МиГ-31.

Спустя четыре месяца, в День войск противовоздушной обороны, в одной из центральных газет поместили эффектный снимок нового перехватчика и привели слова Главнокомандующего этим родом Вооруженных Сил: «Истребительная авиация ПВО располагает сегодня перехватчиками четвертого поколения МиГ-31 и Су-27» (см. «ТМ» №8 за 1989 г.

), а в репортаже из авиационного подразделения подчеркивалось, что «здешняя летная часть летает на двухместном МиГ-31, что некогда испытывал Герой Советского Союза А.В.Федотов и на котором ровно 5 лет назад вместе со штурманом В.С.Зайцевым сложил голову. Испытателей-микояновцев в полку зндот, помнят и Федотова…»

Так что же представляет собой самолет, еще недавно считавшийся секретным и скрывавшийся за семью печатями? Проектирование его специалисты ОКБ имени А.И.

Микояна начали еще в 1970 году, взяв за основу выпускавшийся серийно перехватчик МиГ-25, созданный в 60-е годы в ответ на появление в США высотных сверхзвуковых разведчиков и бомбардировщиков. Как и МиГ-25, это был цельносварной самолет из специальных сплавов.

Первоначально машина даже называлась МиГ-25МП. Общее руководство по разработке и испытаниям возглавил Генеральный конструктор Р.А.Беляков.

«Тридцать первый» предназначался для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих как на больших, так и на средних и малых высотах (на фоне земли); в передней и задней полусферах; в простых и сложных метеоусловиях; днем и ночью, при применении противником маневра и постановке им активных и пассивных радиолокационных помех и тепловых ловушек.

Внешне он очень напоминает «двадцать пятый» — два киля, два скошенных воздухозаборника по бокам фюзеляжа. Но дальше начинаются различия, притом весьма существенные. Прежде всего бросается в глаза, что на МиГ-31 за кабиной летчика есть вторая кабина, тогда как «двадцать пятый» был одноместным.

Эксплуатация самолета с довольно внушительной взлетной массой на обычных аэродромах заставила изменить конструкцию шасси: впервые на истребителе применили двухколесные тележки, на которых колеса располагались так называемым «разнесенным тандемом», что уменьшило давление на покрытие взлетно-посадочной полосы.

Энерговооруженность самолета увеличили за счет установки двух модифицированных, высокоэкономичных, турбореактивных, двухконтурных двигателей Д-30, развивающих на полном форсаже тягу по 15500 кг — почти на треть больше, чем на «двадцать пятом». В отличие от других перехватчиков МиГ-31 способен в полете несколько раз дозаправляться от летающих танкеров, значительно увеличивая дальность и время полета.

Новый истребитель оснастили помехозащищенным комплексом, обеспечивающим надежный перехват воздушных целей.

Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (применена на самолете впервые в мире) теплопеленгатора для передней полусферы и индикатора тактической обстановки.

Поскольку летчику стало труднее одновременно управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационной аппаратурой, в экипаж ввели штурмана-оператора.

Есть на МиГ-31 и аппаратура передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в полете строем, целераспределения и координации атак. Она позволяет одновременно сопровождать до десяти целей и производить пуск управляемых ракет сразу по четырем.

Как известно, боевая эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На МиГ-31 оно подбирается в зависимости от особенностей цели и боевой обстановки.

В его состав могут входить четыре ракеты большой дальности с радиоголовками самонаведения; они же и две ракеты средней дальности с тепловыми головками самонаведения; четыре ракеты большой дальности и столько же малой дальности (ракеты ближнего маневренного боя).

Примечательно, что конструкторы разместили их так, чтобы они оказывали вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку воздуха. Кроме того, в центроплан встроена 23-мм пушка с боекомплектом в 260 снарядов.

Впервые на МиГе применили пушку с огромной скорострельностью в несколько тысяч выстрелов в минуту- пушка того же калибра истребителя МиГ-15 уступала ей в этом отношении более чем в полтора раза!

Да и по боевым возможностям у МиГ-31 нет аналогов ни у нас, ни за рубежом.

Судите сами: экипаж перехватчика может, конечно, действовать в одиночку, но его главное назначение — работать группами по четыре машины под командованием самолета-лидера, при этом обмен информацией между ними и наземной автоматической системой управления производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Впрочем, она может действовать и без помощи земли, осуществляя контроль за защищаемым обширным воздушным коридором.

Что же касается одиночного самолета, то он способен одновременно перехватывать несколько объектов, идущих на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями. Хотя МиГ-31 -не самолет маневренного боя, но выполняет все фигуры высшего пилотажа.

Таков новый боевой .самолет, созданный в традиционно истребительном КБ, история которого началась более полувека назад.

…В августе 1975 года на опытный прототип МиГ-31 назначили экипаж — летчика-испытателя, шеф-пилота фирмы Героя Советского Союза А.В.Федотова, ведущего инженера С.Г.Полякова (ныне директор опытного завода), механика В.Н.Кичева.

16 сентября Федотов впервые поднял машину в воздух, начались всесторонние летные испытания. Позже к ним подключились летчики П.М.Остапенко, Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, В.Е.Меницкий и Т.О.Аубакиров, штурманы В.С.Зайцев и Л.С.Попов, ведущими инженерами на экспериментальных перехватчиках были Л.И.Сви-дерский и Э.К.

Кострубский (ныне-технический руководитель темы, заместитель главного конструктора).

Испытания «тридцать первого» заняли несколько лет и подтвердили верность заложенных в него инженерных решений.

К сожалению, не обошлось без чрезвычайных происшествий — 20 сентября 1979 года произошла авария, Остапенко и Попову пришлось катапультироваться.

Не секрет, летчики-испытатели покидают опытные машины лишь в исключительных случаях, когда не остается шансов на благополучную посадку и нужно только успеть оставить вовремя обреченную машину, А это удается не всегда…

В апреле 1984 года «Красная звезда» вышла с некрологом: «4 апреля погиб выдающийся летчик-испытатель, лауреат Ленинской премии, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Александр Васильевич Федотов… установивший 18 мировых авиационных рекордов скорости, высоты, скороподъемности, ряд из которых не превзойден до настоящего времени».

Можно добавить, что, начав летать в 1951 году, Федотов 8998 раз поднимал в небо машины разных типов и провел в воздухе почти 5 тыс. часов. И еще деталь-шеф-пилот ОКБ, летавший на сверхзвуке, поднимавшийся в стратосферу, в свободное время с удовольствием парил на планере и отменно рисовал. В юности он даже собирался поступить в художественное училище, однако любовь к авиации пересилила…

Многим работникам ОКБ запомнился отзыв Федотова о новом самолете: «МиГ-31 обладает самыми большими возможностями из всех самолетов, которые мне приходилось испытывать!» А в том последнем полете, когда подвели приборы и летчику не хватило высоты, чтобы спасти машину, во второй кабине был штурман Валерий Зайцев. В свое время французский пилот и писатель А. де Сент-Экзюпери сказал: «Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, тот, умирая, служит жизни…» Эти слова как будто специально написаны о Федотове и Зайцеве.

Серийное производство МиГ-31 начали в 1979 году. С тех пор его улучшали, модернизировали, приспосабливали для решения новых боевых задач. Большие резервы, заложенные в его конструкцию, создают уверенность в том, что «тридцать первому», подобно его знаменитым предшественникам МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21, суждена долгая жизнь в авиации.

В начале 1992 года на вооружении войск ПВО стран СНГ находилось более 200 истребителей-перехватчиков МиГ-31. 24 самолета этой серии были поставлены Китаю.

В 1992 году был выпущен истребитель-перехватчик МиГ-31М. На модернизированном самолете установлена более мощная РЛС, вооружение усилено до шести УР большой дальности, а также установлены высокоманевренные УР средней дальности Р-77.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла — 13,46 м.
Длина самолета — 22,69 м.

Высота самолета -5,15 м.

Взлетная масса, кг:
— нормальная — 41000; — максимальная — 46200.
Тип двигателя — ТРДЦФ Д-30Ф6.
Максимальная тяга, кН/кгс:
— бесфорсажная — 2х91,0/2х9270;
— форсажная — 2х152,0/2х15510.
Максимальная скорость, км/ч:
— на высоте 17500 м — 3000 (М=2,82);
— на малой высоте — 1500;
— крейсерская — 2447 (М=2,3).
Практический потолок — 20600 м.
Практическая дальность, км:
— без ПТБ — 2500; — с ПТБ — 3300.
Продолжительность барражирования с дозаправкой в воздухе — 6 часов.

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 5.

Источник: http://www.combatavia.info/index1mig31.html

Характеристики самолета МиГ-31

МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.

Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.

Содержание

  • 1 Историческая справка
  • 2 Характеристики и особенности
  • 3 Заключение

Историческая справка

В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.

Читайте также:  Винтовка бур: технические характеристики (ттх) снайперской lee enfield, модификации, боевое применение

За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — пилота и штурмана.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

МиГ-31.

К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.

Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.

Характеристики и особенности

Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. Крыло — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для топлива. Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.

Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов. Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Фото кабины Миг-31.

Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч.

Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч, а сверхзвуковая — 2500 км/ч.

Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Схема МиГ-31.

Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.

Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м., а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что самолет может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.

Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-30Ф6.

На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.

Заключение

МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.

Источник: https://nasamoletah.ru/samolety/xarakteristiki-mig-31.html

"Лисья гончая" с "Кинжалом": как МиГ-31 стал носителем гиперзвукового оружия

Американское издание The National Interest опубликовала статью, в которой назвало гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал» уникальным российским оружием.

При этом ракета «способна маневрировать в полете и имеет непредсказуемую траекторию, которая затрудняет перехват».

«Ни у кого в мире нет баллистической ракеты воздушного пуска, поэтому Москва справедливо говорит о том, что у «Кинжала» нет аналогов за рубежом», — пишет издание.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

МиГ-31К с «Кинжалом» над Москвой

© Юлия Лорис/ТАСС

О наличии у России этого оружия мир узнал в марте 2018 года. 9 мая два истребителя МиГ-31К с комплексами «Кинжал» впервые приняли участие в авиационной части парада Победы в Москве. «Кинжал» предназначен для уничтожения наземных и морских целей.

Носителем был выбран сверхзвуковой всепогодный истребитель дальнего радиуса действия МиГ-31, созданный РСК «МиГ» еще в Советском Союзе и принятый на вооружение в 1981 году.

Foxhound (в переводе «Лисья гончая»), как называют его на Западе, — ветеран Воздушно-космических сил РФ, однако по своим скоростным и высотным характеристикам он уникален до сих пор.

МиГ-31 с легкостью может подняться на высоту до 25 км, разогнаться до 3000 км/ч, и дальше ракета, достигнув точки сброса за считаные минуты, начинает уже свое автономное движение. Ядерные и обычные боезаряды доставляются к цели на расстояние до 2 тыс. км.

При этом нанести серьезный удар по противнику она может, не заходя в его зону, серьезно защищенную системой ПВО-ПРО.

Благодаря таким высоким летно-техническим характеристикам МиГ-31, гиперзвуковая ракета с малой радиолокационной заметностью и высокой маневренностью комплекса «Кинжал» не имеет аналогов в мире.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Истребители-перехватчики МиГ-31

© Минобороны РФ

В 1977 году советский летчик-испытатель Александр Федотов поднялся на МиГ-31 в ближний космос — на высоту 37 650 метров. И до сих пор этот самолет перекрывает практически весь диапазон высот, доступных для современных летательных аппаратов.

А два года назад на МиГ-31БМ был установлен новейший рекорд по длительности беспосадочного перелета — 7 часов 4 минуты (с двумя дозаправками в воздухе).

Уникальные материалы (качество металла, из которого создан корпус) вместе с просчитанной конструкцией делают «Лисью гончую» самолетом-рекордсменом по многим показателям.

Неуязвимость «Кинжала»

На видео, показанном 1 марта президентом РФ, МиГ-31БМ доставил ракету в точку сброса, при этом она летела с гиперзвуковой скоростью (превышающей скорость звука в 10 раз) и осуществляла маневрирование на всех участках траектории полета.

По мнению заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, основная первая особенность и сложность — нужно было достичь скоростей гиперзвуковых, то есть около 10 Махов.

«Это позволяет довольно быстро подойти к объекту в отличие, скажем, от крылатых ракет, которые летят со средними крейсерскими скоростями около 850–900 км/ч, то есть первая особенность — это в первую очередь скорость», — говорит он.

Вторая особенность системы, считает Борисов, — с помощью аэродинамических рулей она может осуществлять маневры во время своего полета и обходить зоны противовоздушной или противоракетной обороны.

Противоракетный зонтик в этой ситуации становится дырявым. Именно возможность маневрирования в гиперзвуковом полете позволяет обеспечить неуязвимость этого изделия и гарантированное попадание в цель

Юрий Борисов

заместитель министра обороны РФ

По мнению главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Сергея Суровикина, создание «Кинжала» стало важным прорывом в разработке гиперзвуковых систем вооружения. Самолет-носитель доставляет аэробаллистическую ракету в район сброса за считаные минуты, затем маршевый двигатель разгоняет боеприпас до гиперзвуковой скорости за секунды.

«На конечном участке траектории включается головка самонаведения, она обеспечивает требуемую точность и избирательность поражения целей в любое время суток», — говорит главком. Полет к цели также занимает несколько секунд, что исключает перехват средствами ПВО. Эффективность «Кинжала» многократно подтверждена на государственных испытаниях.

На опытно-боевом дежурстве уже стоят десять МиГ-31К с «Кинжалом». С декабря 2017 года первое авиационное формирование в Южном военном округе (ЮВО), оснащенное этими комплексами, приступило к несению дежурства, в ходе которого отрабатываются основы его боевого применения.

«И это далеко не фантастика, — говорит Борисов. — Более того, это класс высокоточного оружия, которое имеет многофункциональную боевую часть, позволяющую работать как по стационарным, так и по движущимся целям.

В частности, авианосцы и корабли класса крейсер, эсминец, фрегат — потенциальные цели для этого оружия».

'Минобороны РФ'

По мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, размещение МиГ-31К с «Кинжалом» в ЮВО объясняется, по всей видимости, необходимостью «держать под контролем акваторию Черного моря», куда регулярно заходят американские и натовские корабли с крылатыми ракетами большой дальности «Томагавк» на борту, угрожая позициям наших стратегических ракетных комплексов в европейской части страны. «Для острастки им и предназначен «Кинжал». Непрошеные гости Черного моря должны об этом знать», — говорит эксперт. Кстати, с начала 2018 года, по сообщениям Минобороны РФ, экипажи авиакомплекса в ЮВО уже выполнили около 250 полетов днем и ночью в различных метеоусловиях.

Кроме того, недалеко от акватории Черного моря — Сирия, где у нас есть свои интересы, восточное побережье Средиземного моря, военные базы в Хмеймим и Тартусе. Не исключено, что «Кинжал» может пригодиться и в этом регионе, тем более что расстояние от Краснодарского края до Сирии не очень большое. МиГ-31 на полчаса полета

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

11 марта Минобороны РФ опубликовало новое видео испытаний гиперзвуковой ракеты. На кадрах было видно, что на МиГ-31 исчезли точки подвески для ракеты класса «воздух-воздух» Р-33, входящей в стандартный состав вооружения истребителя.

Специально под «Кинжал» был разработан новый узел подвески, что говорит о большой массе изделия. Истребитель получил отдельную модификацию — МиГ-31К.

Отметим, что изначально самолет являлся перехватчиком, а не носителем оружия класса «воздух-поверхность».

Думаю, в перспективе под «Кинжал» будут модернизированы и стратегические самолеты дальнего радиуса действия Ту-22М3. Они тоже сверхзвуковые, тоже могут принять на борт большой груз боеприпасов — 12 тонн, то есть и «Кинжал» тоже. Единственное — необходимо будет сделать конструктивные изменения на его корпусе

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

По данным из открытых источников, ракета «Кинжал» является дальним прототипом советской тактической ударной ракеты Х-15, принятой на вооружение в 1988 году.

При этом внешний облик ракеты имеет сходство с аэробаллистической ракетой 9М723-1 (обозначение США — SS-26) оперативно-тактического комплекса «Искандер-М». Скорость полета у нее до 1800 м/с, дальность действия до 400 км.

Скорее всего, первая ступень «Кинжала» создана на основе «Искандера». В показанных видео носовая часть ракеты была заретуширована.

Самолет Миг-31: Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

Загрузка аэробаллистической ракеты 9М723 оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М»

© Юрий Смитюк/ТАСС

В свою очередь, гиперзвуковая ракета с термоядерной боевой частью Х-15 считалась советским ответом на американскую ракету SRAM, которая поступила на вооружение ВВС США в 1972 году. Х-15 была предназначена для оснащения стратегических и дальних бомбардировщиков Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160.

Однако до распада Советского Союза в строевых частях ракету успели освоить только несколько полков дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Массовому производству помешали как экономические проблемы, так и не удовлетворявшая требованиям военных дальность, которая не позволяла уверенно действовать за пределами зоны ПВО противника.

После пуска с бомбардировщика Х-15 набирала высоту более 40 км и затем по траектории, близкой к баллистической, пикировала на цель, развивая скорость до 5 Махов.

С вооружения Х-15 начали постепенно снимать в начале 2000-х годов ввиду прекращения серийного производства и окончания гарантийного срока хранения компонентов твердого топлива.

Известно, что на ее базе были разработаны версии с обычными боевыми частями — противорадиолокационная Х-15П и противокорабельная Х-15С.

Носителями последней могли быть в том числе и истребители Су-27, однако данных о принятии ее на вооружение нет.

Несмотря на такое конструктивное сходство, летно-технические характеристики «Кинжала» на порядок превосходят 9М723-1 и Х-15.

Самолет, опередивший время

Модернизация МиГ-31 происходила параллельно с разработкой гиперзвуковой ракеты для комплекса «Кинжал».

В качестве носителя был выбран сверхзвуковой МиГ-31. Работа по модернизации этого уникального сверхзвукового самолета, опередившего свое время, шла параллельно с разработкой самого оружия

Дмитрий Рогозин

вице-премьер РФ

С «Кинжалом» перехватчик МиГ-31 получил для себя новую роль — ударного самолета. Кстати, такое же развитие прошел и его предшественник — МиГ-25. Он мог поражать наземные цели с помощью свободно падающих бомб.

Первый советский боевой самолет четвертого поколения МиГ-31 разрабатывался в 1970-х годах коллективом отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне — РСК «МиГ») под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

Первоначально авиация ПВО СССР хотела, чтобы новый истребитель был быстрее, чем МиГ-25. В то время он был самым быстрым истребителем в мире, его максимальная скорость составляла 3000 км/ч. В новый проект закладывалась уже скорость 3700–4000 км/ч.

Для него был заказан двухконтурный Д-30Ф6 с максимальной тягой 152,0 кН, который создавался на базе гражданского Д-30, применявшегося на Ту-134. Сохраняя общую компоновку, технологию производства и размеры МиГ-25, новый проект получил экипаж из двух человек.

Жесткость крыльев и воздухозаборников была увеличена для обеспечения полета на сверхзвуковых скоростях вблизи земли. По сравнению с МиГ-25 у МиГ-31 уменьшилась доля стали, зато возросла доля титана и современных алюминиевых сплавов.

Так появился самый тяжелый и самый быстрый истребитель-перехватчик в мире.

Первый полет МиГ-31 состоялся 16 сентября 1975 года, опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода имени Микояна Александр Федотов.

В 1978 году на полигоне испытательного центра в Ахтубинске был проведен эксперимент по одновременному сопровождению десяти воздушных целей с помощью РЛС «Заслон». Цели шли фронтом шириной 150 км. Истребитель находился на высоте 5000 м. Пять мишеней находились ниже перехватчика, на высотах от 1400 до 2600 м, а еще пять — выше (от 8400 до 9600 м).

Читайте также:  Самолёт як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ттх), применение

Тогда впервые четыре воздушные цели были одновременно уничтожены четырьмя ракетами.

Примечательно, что спустя несколько месяцев американцы сообщили, что их спутник-разведчик зафиксировал поражение воздушной цели, летевшей на высоте 60 м, ракетой «воздух-воздух», запущенной с дистанции 200 км, с борта «модифицированного МиГ-25», летевшего на высоте 6000 м.

Мировой общественности МиГ-31 был впервые показан на авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году. Производился в 1975–1994 годах на авиазаводе «Сокол» в Горьком (ныне Нижний Новгород), всего было построено более 500 единиц.

МиГ-31 был специально разработан для отражения групповых атак небольших крылатых ракет, идущих на малой высоте. В течение всех лет, пока этот самолет находится на службе, он проходил модернизации. Стоит отметить, что интерес к нему увеличивался каждый раз после военных операций США и НАТО, особенно после бомбардировки Ирака, Югославии и Афганистана.

Был нереализованный проект с комплексом перехвата — МиГ-31М. В 1993 году он стал первым истребителем в мире, сбившим (ракетой К-37) воздушную цель на дальности 200–228 км.

Еще одной версией 1980-х годов, не принятой на вооружение из-за развала СССР, был МиГ-31Д. Он был элементом русской противоспутниковой системы 30П6 «Контакт».

Истребитель должен был иметь трехступенчатую ракету, разработанную Московским институтом теплотехники (там же проектировались стратегические ракеты «Тополь-М» и «Булава»). В отличие от стандартного МиГ-31, «истребитель спутников» не имел ненужного радара и не имел пушки.

Двигатели были модернизованы с целью увеличения тяги на большой высоте. Испытания проходили на полигоне войск ПВО Сары-Шаган в Казахстане, где испытывали системы противоракетной обороны. В 1991 году программа была прекращена.

В 2001 году был представлен проект МиГ-31С для запуска небольших коммерческих спутников. Ракета-носитель «Микрон» могла вывести спутник массой 100 кг на орбиту высотой 200 км.

Ракета должна была запускаться на скорости 2,3 Маха на высоте 20–25 км. Другой планируемой нагрузкой для МиГ-31С мог стать трехместный ракетоплан для суборбитальных полетов.

С его помощью предполагали проводить подготовку космонавтов, а также выполнять туристические и рекламные полеты.

В 2005 году Россия и Казахстан объявили о планах по созданию еще одной аэрокосмической системы под названием «Ишим» для вывода на околоземную орбиту малоразмерных спутников. МиГ-31И и трехступенчатая твердотопливная ракета, созданная Московским институтом теплотехники, подвешенная под фюзеляжем, должны были выводить спутник массой 160 кг на орбиту высотой 300 км.

Модернизированный МиГ-31БМ должен был получить новое вооружение, в том числе проверенные на МиГ-31М ракеты «воздух-воздух» большой и средней дальности К-37М и К-77М, а также новые ракеты 9М96 от зенитной системы С-400.

Дальность действия модернизированной радиолокационной станции должна быть адекватна новым ракетам. Локатор мог сопровождать 24 цели и на восемь из них наводить ракеты. В кабине появились жидкокристаллические экраны.

Самолет должен был получить новые электронные боевые системы.

С 2011 года на нижегородском заводе «Сокол» началась модернизация самолетов до версии МиГ-31БМ. В 2013 году первая пара заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область). По данным открытых источников, сегодня в строю около 100 модернизированных МиГ-31БМ.

'ТАСС/Минобороны России'

На МиГ-31БМ установлена новая система управления вооружением и радиолокационные станции, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно.

Однако он уступает большинству современных истребителей в маневренности, но дальность действия радара и ракет в сочетании с возможностью обстрела нескольких целей одновременно позволяет ему избегать сближения с противником.

Боевой радиус действия в зависимости от варианта нагрузки и скорости полета составляет от 700 до 1500 км.

Группа из четырех самолетов способна перекрыть воздушное пространство протяженностью по фронту до 1000 км — к примеру, от Москвы до Краснодара. МиГ-31 способен перехватывать любые цели в воздухе, сбивать крылатые ракеты во всем диапазоне их высот и скоростей и уничтожать спутники, работающие на низких космических орбитах.

Роман Азанов

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/5088118

Истребитель-перехватчик МиГ-31. Летно-технические характеристики

Полномасштабное проектирование самолета началось в 1972 году. Первый опытный истребитель был построен весной 1975 года, 16 сентября на нем был совершен первый полет. Государственные испытания полностью завершились осенью 1980 года, когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО.

Самолет МиГ-31 с системой управления вооружением «Заслон» официально был принят на вооружение авиации войск ПВО в 1981 году, а в сентябре 1983 года новые перехватчики начали боевое дежурство на Дальнем Востоке (аэродром «Сокол», остров Сахалин). Всего было построено более 500 МиГ-31 различных модификаций. Серийное производство прекратилось в 1994 году.

МиГ-31 состоит на вооружении России и Казахстана.

Перехватчик является двухместным, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% — титана, 33% — из алюминиевых сплавов и 1% — других конструкционных материалов.

Экипаж — летчик и оператор системы вооружения — размещается в двухместной кабине на катапультных креслах. Фонарь кабины имеет две откидывающиеся вверх-назад створки.

МиГ-31 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-ЗОФ-6 с форсажной камерой.

Основу системы управления вооружением самолета составляет РЛС с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», разработанная НИИ приборостроения (ныне ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова»). Станция способна обнаружить истребитель типа F-16 в передней полусфере на дальности 120 километров, а стратегический бомбардировщик типа В-1В — на дальности 200 километров.

РЛС имеет возможность одновременного сопровождения десяти воздушных целей.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам с тепловыми головками самонаведения.

В состав вооружения МиГ-31 входят четыре ракеты Р-33, встроенная пушечная установка, другое вооружение класса «воздух-воздух». Ракеты Р-33 размещаются парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах.

Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями других истребителей.

Перехват воздушных целей возможен по информации, получаемой от наземной автоматизированной системы управления, по разовой координатной поддержке этой системы, а также при ведении полуавтономных действий в разрывном радиолокационном поле или полностью автономных действий в группе.

Имеющаяся на борту самолета аппаратура передачи данных обеспечивает взаимный обмен тактической информацией в автоматическом режиме внутри группы из четырех самолетов, один из которых ведущий, при этом группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство в полосе шириной до 800 километров по фронту.

Кроме того, бортовая аппаратура способна выдавать целеуказание взаимодействующим самолетам при действиях МиГ-31 в составе смешанной группы.

  • Технические характеристики:
  • Длина самолета — 22,688 м.
  • Высота самолета — 6,150 м.
  • Размах крыла — 13,464 м.
  • Дальность перегоночная с подвесными топливными баками (ПТБ) — 3300 км,
  • Практическая дальность без ПТБ — 2500 км.
  • Практический потолок — 20600 м.
  • Максимальная продолжительность полета:
  • — с подвесными баками — 3,6 ч,
  • — с дозаправкой в воздухе — 7,0 ч.
  • Время набора высоты 10 км — 7,9 мин.
  • Рубеж перехвата:
  • — на сверхзвуковой скорости — 720 км,
  • — на дозвуковой скорости без ПТБ — 1000 км,
  • — на дозвуковой скорости с ПТБ — 1400 км.
  • Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20131214/984063920.html

МиГ-31БМ, истребитель-перехватчик

В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ «Заслон-М». Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

12 января 1999, одновременно с показом таинственного МФИ, микояновцы впервые выкатили МиГ-31БМ на всеобщее обозрение.

БРЛС Заслон доработан НИИП до уровня, близкого техническому уровню комплекса «Заслон-М», созданного для самолета МиГ-31М. Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности.

Дальность обнаружения воздушных целей класса истребитель доведена до 320 км, а дальность их поражения — до 280 км.

В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю.

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.

Представленный на показе в Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на подфюзеляжных конформных узлах подвески четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия с радиолокационным наведением и одной противорадиолокационной УР Х-31П, подвешенной под левой консолью.

Помимо УР класса воздух-воздух большой дальности новая модификация мига оснащена и наиболее совершенными в настоящее время ракетами средней дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые разместились на подкрыльевых узлах.

Сохранены в составе комплекса вооружения и мощные ракеты типа Р-40ТД (две), доставшиеся МиГ-31 по наследству еще от перехватчика МиГ-25П.

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31 А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО.

Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами.

Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма ⌠экзотические сценарии боевого применения истребителей. Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания.

В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы.

МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или (Томагавк, Подобные цели он способен поражать с первого захода). Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции Лиса пустыни зимой 1998-99 годов располагал самолетами МиГ-31, целей на территории этой страны достигло бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.

Истребители МиГ-31БМ из Центра боевого применения в Савостлейке, совместно с другими самолетами, в 1998 году уже принимали участие в научно-тактических учениях, где в ходе одного вылета, сопровождавшегося нескольким дозаправками в воздухе, каждая машина решала ряд различных боевых задач.

Первоначально фирма Микояна из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от собственных ВВС предложила его Китаю и Индии. Но сейчас, по словам Главнокомандующего ВВС, в вариант МиГ-31БМ будут дорабатываться практически все российские МиГ-31. Истребители этого типа, обладающие уникальными боевыми возможности, планируется сохранить в боевом строю, по крайней мере, до 2010-х годов.

Первый модернизируемый МиГ-31 уже находится на летной станции в Жуковском, где оснащается новым оборудованием. АО Русская авионика разработана для него принципиально новая компоновка обеих кабин.

Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман.

Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ).

Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, картинки телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 при участии Русской авионики отечественные ВВС должны получить практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.

На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства. 

Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/988/64941/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector