Самолет по-2 (у-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Многим хорошо известен советский многоцелевой биплан конструкции Николая Поликарпова У-2, который в годы войны был переименован в По-2 и который также известен как «кукурузник». Его история неразрывно связана с историей советской авиации времен первых пятилеток и с героической борьбой советских летчиков в годы Великой Отечественной войны.

Однако мало кому известно, что в течение долгого срока службы У-2 советские инженеры предприняли ряд попыток адаптировать машину к применению с водной поверхности. Почти все они не увенчались успехом, словно «кукурузник» испытывал стойкую неприязнь к воде. Единственная успешная переделка По-2 в поплавковый гидросамолет была осуществлена лишь в годы войны.

В 1930 году вскоре после запуска У-2 в варианте самолета с колесным шасси в отделе сухопутных самолетов (ОСС) ЦКБ на его базе был разработан проект гидросамолета с одним большим подфюзеляжным поплавком и двумя стабилизирующими поплавками, установленными под нижним крылом.

Автором проекта, также известного как У-2М или МУ-2, был Сергей Александрович Кочеригин – один из ближайших соратников Николая Николаевича Поликарпова, который в те годы возглавлял ОСС. Обозначения У-2М и МУ-2 расшифровывались как У-2 морской (М) и морской учебный (МУ).

В данном проекте стандартный У-2 должен был быть установлен на цельнодеревянный однореданный поплавок водоизмещением 2 м³. Под нижним крылом также должны были устанавливаться цельнодеревянные поплавки.

Проект был воплощен в «металле», и весной 1931 года У-2М был испытан на Москве-реке. Эта модификация не была запущена в серийное производство, поскольку в ходе испытаний была обнаружена одна серьезная проблема, связанная с техническим обслуживанием гидросамолета.

Дело в том, что 100-сильный (73,5 кВт) двигатель М-11 мог быть запущен только вручную, и механик с большим трудом мог добраться по поплавку до пропеллера. Помимо этого в ходе испытаний было установлено, что старт был очень долгим, а скороподъемность и практический потолок сильно уменьшились.

Очевидно, что это было связано с увеличившейся массой гидросамолета и недостаточной мощностью двигателя.

После неудачи с У-2М появилось мнение, что «кукурузник» просто невозможно переделать в гидросамолет. В следующие годы советские конструкторы Николай Михельсон, Вадим Шавров и Алексей Щербаков, а также коллективы ремонтных мастерских гражданской авиации безуспешно пытались создать на базе У-2 поплавковый гидросамолет.

Были созданы пять прототипов гидросамолетов, большая часть которых была двухпоплавковыми.

Новое двухпоплавковое шасси было особенно большой дополнительной нагрузкой для двигателя М-11 из-за веса и сопротивления, которое они создавали на воде и в воздухе.

Результатом всех этих экспериментов стало осознание факта, что созданный на базе У-2 гидросамолет должен иметь более мощный двигатель и однопоплавковое шасси.

В 1944 году Николай Николаевич Поликарпов в последний раз вернулся к своему «кукурузнику», чтобы создать поплавковый разведчик и легкий ночной бомбардировщик. Действовать этот боевой гидросамолет должен был в речных и озерных районах.

Работы над новым гидросамолетом проводились в Москве на авиазаводе №51.

В качестве основы Николай Николаевич взял серийный самолет По-2ВС (войсковая серия), который по основным конструктивным усовершенствованиям соответствовал эталону ночного бомбардировщика на 1945 год и который был оснащен более мощным 115 сильным (84,5 кВт) двигателем М-11Д (в дальнейшем планировалась установка более мощного 150-сильного [110 кВт] двигателя М-11Ф). Запуск двигателя должен был осуществляться с помощью пневматического стартера.

Свой выбор Николай Поликарпов остановил на варианте с одним основным поплавком и двумя небольшими поплавками для обеспечения устойчивости на воде. Основными причинами такого решения стали меньший по сравнению с двухпоплавковым вес шасси и необходимость размещения бомбовой нагрузки под нижним крылом.

При разработке поплавков Поликарпов получил значительную помощь со стороны 12-й лаборатории ЦАГИ, которая выполнила большой объем работ по определению оптимальных гидродинамических форм всех трех поплавков.

Угол поперечной килеватости основного поплавка в районе редана составлял 23°, угол продольной килеватости – 6°25′. Длина центрального поплавка составляла 6,4 метра, ширина – 1,0 метр, высота – 0,75 метра.

Соответствующие размеры каждого малого поплавка составляли – 1525×420×445 мм. Расстояние между осями подкрыльевых поплавков составляло 7744 мм.

Основной поплавок имел полностью деревянную конструкцию и был обшит фанерой. Поверх фанеры поплавок был обклеен тканью АОД на клее АК-20, снизу покрыт асфальтовым лаком, сверху окрашен эмалевой краской.

Для маневрирования в небольшой акватории поплавок имел водяной руль, соединенный тросами с качалкой на колонке костыля.

В комплект оборудования По-2М входили необходимые морские принадлежности: донный и плавучий якорь, кошка, весло и багор.

Одновременно с разработкой поплавкового шасси планер самолета был заметно усовершенствован.

Элероны и рули высоты По-2М были оборудованы аэродинамической компенсацией, как это было сделано на По-2ШС, на левом руле высоты для снижения нагрузки в полете установлен триммер, тросы управления в хвостовой части спрятаны в фюзеляж.

Капотирование двигателя было улучшено, воздушный винт изменяемого шага ВИШ-327 диаметром 2,5 метра оборудован коком-обтекателем. Для увеличения дальности полета на однопоплавковой машине установили увеличенный топливный бак емкостью около 200 литров, генератор ГС-350 и приемо-передающую радиостанцию РСИ-4.

Экипаж гидросамолета должен был состоять из двух человек: пилота и стрелка-радиста, вооруженного 7,62-мм пулеметом ДТ на шкворневой установке, которая в походном положении была размещена вдоль левого борта кабины стрелка.

Боезапас пулемета составлял 315 патронов, размещенных в пяти дисках. Бомбардировочное вооружение состояло из 100 кг бомб (четыре ФАБ-25), размещенных на подкрыльевых держателях АО-25.

На гидросамолет был установлен новый ночной бомбардировочный прицел НП-По-2, который монтировался по правому борту.

Испытания По-2М провели на Химкинском водохранилище в Москве в период с 7 июля по 8 сентября 1944 года. От завода №51 участвовал ведущий инженер М. О. Фасолькин, летал морской летчик майор Ф. С. Лещенко.

За время испытаний самолет выполнил 17 полетов. По своим летным данным самолет при центровке 31,7% САХ не имел заметных отличий от сухопутного варианта По-2ВС. Продольная и поперечная устойчивость оценивались как достаточные, устойчивость на глиссировании – хорошая, выход на редан легкий и плавный, приводнение мягкое.

Взлет и посадка на воду, по мнению летчика, оказались проще, чем у сухопутного варианта. Благодаря водяному рулю гидросамолет хорошо управлялся на воде, на малом газу радиус разворота составил 18-20 метров. При оценке мореходности испытатели допустили последующую его эксплуатацию при ветровой волне до 0,5 метра.

Устойчивость пути оказалась несколько хуже, чем у колесного По-2, поэтому в дальнейшем предполагалось увеличение площади вертикального оперения.

В целом однопоплавковый По-2М выдержал испытания и рекомендовался для эксплуатации в частях ВВС, действующих с закрытых водных бассейнов (рек и озер), с длиной акватории не менее 500 метров при наличии открытых подходов. Особо отмечалось, что простота в технике управления позволяет эксплуатировать самолет летчиками ниже средней квалификации. Впрочем, несмотря на положительные отзывы, этот вариант дальнейшего развития не имел.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

схема опытного легкого ночного бомбардировщика и гидросамолета-разведчика По-2М

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика
Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М на аэродроме 

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика
Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика
Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М на испытаниях 

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М имел стандартный камуфляж: зеленая окраска верхних и боковых поверхностей и светло-голубая нижних поверхностей. Опознавательные знаки наносились на борта фюзеляжа, вертикальное оперение и на нижние поверхности крыла

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Тип: По-2М
  • Назначение: легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик
  • Статус: прототип
  • Компания-производитель: гос. авиазавод №51
  • Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один пятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения М-11Д, развивавший мощность 115 л.с.

Читайте также:  Истребитель су-57: технические характеристики, скорость, новейший российский самолёт, напугал британцев

и вращавший двухлопастный воздушный винт изменяемого шага ВИШ-327 диаметром 2,5 м

  1. Размеры:
  2. размах крыльев 11,40 м
    длина 9,19 м
    высота 4,05 м
  3. площадь крыльев 33,15 м²
  4. Вес:
  5. пустого 949 кг
    взлётный 1350 кг
  6. Летные характеристики:
  7. максимальная скорость у земли 144 км/ч
    крейсерская скорость 126 км/ч
    посадочная скорость 75 км/ч
    практический потолок 2500 м
    дальность полета 670 км
    длина разбега 315 м
  8. длина пробега 155 м
  9. Количество изготовленных: 1 экз.
  10. источники:

Источник: http://alternathistory.com/opytnyj-legkij-nochnoj-bombardirovshhik-i-gidrosamolet-razvedchik-po-2m-sssr/

У-2 — самолет "Ночных ведьм"

У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова, стал кошмаром для солдат вермахта. Летчиц, управлявших этим самолетом, немцы прозвали «Ночными ведьмами».

У-2 называют самым легендарным советским самолетом Второй мировой войны, но создавался он в конце 1920-х годов для мирных целей. На У-2 обучалось большинство летчиков, с военной точки зрения самолет считался несерьезным. Однако с началом войны для боевых действий пришлось приспосабливать все имеющиеся в стране летательные аппараты. Призвали на фронт и учебный У-2.

«Небесный тихоход»

В 1927 году в конструкторском бюро Николая Поликарпова был разработан проект самолета первоначального обучения, который получил обозначение У-2.

7 января 1928 года летчик-испытатель Михаил Громов поднял новую машину в небо, после чего У-2 был запущен в серийное производство. Вскоре он стал основным учебным самолетом.

На этом биплане в середине 1930-х годов готовили летчиков боевых, пассажирских и транспортных машин.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Конструкция У-2 была деревянной с полотняной обшивкой крыльев, рулей и хвостовой части фюзеляжа. Для удобства ремонта консоли верхних и нижних крыльев были взаимозаменяемы.

Благодаря уникальным взлетно-посадочным характеристикам он мог взлетать и садиться на небольшие аэродромы и неподготовленные площадки.

По схеме самолет У-2 — типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 лошадиных сил.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

К июню 1941 года было выпущено более 13 тысяч У-2 различных вариантов и модификаций. Первый опыт боевого применения машины показал, что в светлое время суток он имеет мало шансов на успех.

Низкая скорость, отсутствие защиты экипажа и высокая уязвимость для любого стрелкового оружия потребовали пересмотра тактики применения У-2. Переход на действия ночью способствовал увеличению эффективности.

Формирование первых ночных бомбардировочных полков началось в ноябре 1941 года.

Проанализировав полученный боевой опыт и учитывая особенности биплана, на его базе разработали новую модификацию – У-2ВС. Машину оснастили бомбодержателями и прицелом, в задней кабине разместили пулемет, сиденья пилотов защитили легкой броней.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

В 1944 году после смерти Николая Поликарпова У-2 переименовали в По-2. Он нес свою службу в рядах Красной армии до самой Победы, с эксплуатации снят в 1954 году.

«Ночные ведьмы»

К 1943 году насчитывалось более 60 полков вооруженных легкими бомбардировщиками У-2, был среди них и полностью женский — 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Своим появлением он обязан Марине Расковой.

После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, чтобы получить разрешение на формирование женских боевых частей.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Источник: https://www.tvc.ru/news/show/id/64947

У-2 (По-2)

Судьба знаменитого самолёта Великой Отечественной войны У-2, получившего в 1944 году более привычное обозначение По-2, в знак памяти и признательности погибшему авиаконструктору Н.Поликарпову, поистине уникальна. Имена многих советских женщин-лётчиц военного времени связано с этой легендарной машиной.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Используя английский образец — «Авро-504к», советские авиаконструкторы создали У-1, который великолепно справлялся со своими обязанностями, пока количество обучающихся оставалось небольшим. Но с массовым ростом подготовки требования к учебному биплану возросли: необходим был простой в пилотировании и дешевый в производстве самолет для первоначального обучения.

После появления в 1924 г. технических требований к учебным самолетам Н.Н. Поликарпов спроектировал самолет 2УБ-3. Его испытания начались в марте 1927 г.

Но вскоре требования изменились, самолет получил обозначение П-1 и стал считаться переходным. Затем на машину установили пулемет и новый двигатель, и эта модификация получила наименование П-2.

С появлением отечественных двигателей в июле 1926 г. Поликарпов получил официальное задание на проектирование учебного самолета.

Через год первый опытный экземпляр У-2 с двигателем М-11 был готов. Самолет представлял собой одностоечный биплан, в основном деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Крылья имели относительно толстый профиль (14%). Шасси имело сквозную ось и резиновую амортизацию. 24 июня 1927 г.

состоялся первый полет У-2, пилотировал который знаменитый летчик-испытатель М.М. Громов. Не доведенный до рабочих характеристик двигатель М-11 доставлял немало проблем, и конструкторскому коллективу на первых порах пришлось доводить не столько самолет, сколько капризный двигатель.

В целом учебный биплан получил хорошую оценку, однако был перетяжелен и обладал низкой скороподъемностью: 2000 м достигались за 29 мин.

Устранить обнаруженные при испытаниях недостатки удалось на второй машине. Профиль крыла стал тоньше, законцовки крыльев и оперения сделали эллиптическими, а руль направления — необычайно большим. 7 января 1928 г. модернизированный У-2 совершил первый полет. К концу 1928 г. завершились испытания опытной серии У-2, после чего был начат его серийный выпуск на заводе №23 Ленинграда.

В ходе производства, самолет и его силовая установка непрерывно совершенствовались. К примеру, после 1935 года на У-2 стали устанавливать более мощный двигатель М-11Д мощностью в 115 л.с. На базе У-2 было создано большое количество модификаций.

Кроме учебных строили самолеты для опыления посевов (вариант АП — «аэропыл»), боевой подготовки (ВС — «вооруженный самолет»), выпускались трехместный административный  СП  («самолет спецприменения»), санитарные варианты С-1. С-2, По-2С.

В годы войны У-2 использовались как легкие ночные бомбардировщики (ЛНБ), в послевоенные годы строили По-2 «Лимузин» с закрытой кабиной для перевозки людей и грузов.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Поступление самолетов в У-2 (По-2) ВВС СССР началось в 1930 г. Первое боевое крещение они получили в боях на озере Хасан в 1938 г. — несколько санитарных самолётов санитарной модификации С-1 использовались при эвакуации раненых.

Во время Великой Отечественной войны этот самолет стал поистине легендарным. К началу войны в армейских подразделениях насчитывалось 3500 единиц У-2. В роли легкого ночного бомбардировщика они сыграли решающую роль на фронте.

Командование Люфтваффе, прозвавшее наш самолет «русс-фанер», даже издало приказ, чтобы за каждый сбитый самолет По-2 летчиков представляли к наградам. Спектр применения этой грозы немецкой армии на фронте был крайне широк.

Например, в течение всей Великой Отечественной войны У-2 оставался основным связным самолётом, скрытно доставлял партизанам боеприпасы, продовольствие и медикаменты.

Самолеты По-2 участвовали еще в одной войне — в Корее в 1950—1953 гг. «Ночники» в Северной Корее продолжали свою работу вплоть до последнего дня войны. Они доставили немало хлопот американцам, нанеся им чувствительные потери, потеряв при этом только 9 своих машин.

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Боковая проекция У-2 (По-2).

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Вариант камуфляжной окраски биплана По-2.

Технические характеристики У-2 (По-2):

  • Экипаж, чел.: 2
  • Двигатель, тип х кол, название: ПДх 1, М-11
  • Мощность, л.с.: 100
  • Размах крыла, м / площадь крыла, м2: 11,4/33,15
  • Длина самолета / высота самолета, м.: 8,17/н/д
  • Масса: максимальная взлетная/пустого, кг.: 912/655
  • Полной нагрузки, кг.: 257
  • Максимальная скорость на высоте/у земли, км/ч.: 138/152
  • Практический потолок, м.: 4350
  • Максимальная дальность, км.: 400

Статистика производства: выпуск самолётов У-2 (По-2) в 1930 — 1949 гг.1

Модель Завод 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Всего
У-2 (По-2), ЛНБ №23  85  283  942  1381  1100  326  968  1782  2016  1584  472
№387  50  1245  2225  2804 3041  2094  646  61
№464  71  736
№471  30  669  417
№168  49
№463  7
№464  157
АП, По-2А №23  16  55  171  127  169  54  270  50  100  125  125
№387  100  99
№463  3  98
№168  204  435  609
У-2 ВС №23  200 170 298
СП №23  101  116  118  160  210  126
С-1, С-2, По-2С №23  50  44  5  365  5
№387  15  61  370  101
№494  18  270  695  427
№47  61
По-2 «Лимузин» №387  10
№168  81
Читайте также:  Торпедный катер комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ттх), конструкция

Источник: http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-sssr/u-2-po-2.html

Звезда Сборная модель Советский ночной бомбардировщик/разведчик У-2/ПО-2 — купить в интернет-магазине OZON с быстрой доставкой

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика Звезда Сборная модель Советский ночной бомбардировщик/разведчик У-2/ПО-2

  1. Хобби и творчество
  2. Моделирование
  3. Самолеты
  4. Звезда

Код товара: 34742680

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика В интерьере

Количество элементов, шт: 10

Тип

Модель самолета

Возраст ребенка

От 8 лет

Материал

Пластик

Масштаб

1/144

Количество элементов, шт

10

Перейти к описанию

Фотографии покупателей

  • Безопасная оплата: Банковской картой и ещe несколько способов оплаты
  • Возврат 14 дней, с Ozon Premium — 60 дней.

Гарантия легкого возврата До 14 дней на возврат, полная гарантия

Самолёт был создан в 1928 году в КБ Николая Поликарпова. Изначально самолёт носил название У-2, т.е. учебный -2, так как по техническому заданию, разрабатывался для обучения состава лётных школ. Лёгкий, манёвренный и надёжный биплан сразу же полюбился молодым лётчикам. Отличное управление и жизнестойкость конструкции дополнялись дешёвизной производства. Все будущие советские асы начинали свой лётный путь на У-2. Самолёт выпускался в разных модификациях, включая санитарный, верой и правдой служил в сельском хозяйстве. С началом Великой Отечественной войны У-2 массово переделывают в лёгкий ночной бомбардировщик. Простота конструкции позволяла производить данную операцию в полевых условиях. Самолёт получил бомбовую нагрузку в 250 кг, а также задний пулемёт ШКАС. В 1944 году, после смерти Николая Поликарпова, самолёт был переименован в По-2. Тактика лёгких бомбардировщиков была следующая: машины подходили к линии фронта на малом газе, после чего выключали двигатели и проводили бомбардировку объектов. Маленький и юркий По-2 был незаметен для вражеских ПВО. А из-за того, что летали лётчики на малых высотах, то и ночные истребители противника были малоэффективными. Особо прославился По-2, как бомбардировщик, на котором летали женщины. 46 гвардейский Таманский был укомплектован только женщинами – лётчицами. 23 лётчицы были награждены высоким званием Герой Советского Союза. Труженик По-2 прошёл всю войну, громил вражеские войска, вывозил раненых, снабжал по воздуху партизанские отряды и окружённые войска, надёжно служил в разведке. Он заслуженно стоит в одном ряду с танком Т-34, штурмовиком Ил-2 и гвардейским реактивным миномётом БМ-13 «Катюша». Использование самолета в Art of Tactic: В игре По-2 является самым дешёвым советским бомбардировщиком. Предназначен для уничтожения живой силы и лёгкой бронетехники противника. Способен вести разведку. Из минусов стоит отметить лёгкое бронировании, что делает его уязвимым как к атакам истребителей, так и к огню зенитных орудий. Уважаемые клиенты!

Обращаем ваше внимание на возможные изменения в дизайне упаковки. Качественные характеристики товара остаются неизменными. Поставка осуществляется в зависимости от наличия на складе.

Сообщить о неточности в описании

Тип

Модель самолета

Возраст ребенка

От 8 лет

Материал

Пластик

Масштаб

1/144

Количество элементов, шт

10

Вид техники

Военная

Вид авиамодели

Самолет

Нация

Россия/СССР

Длина модели, см

5,6

Бренд

Страна-изготовитель

Россия

Комплектация

10 деталей для сборки, подставка, декаль, инструкция

Упаковка

Коробка картонная

Артикул

6150

Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота), см

15 x 13 x 2.5

Вес в упаковке, г

60

Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления, внешнем виде и цвете товара носит справочный характер и основывается на последних доступных к моменту публикации сведениях

Помогите другим пользователям с выбором — будьте первым, кто поделится своим мнением об этом товаре.

Источник: https://www.OZON.ru/context/detail/id/34742680/

Советский учебный самолет Поликарпова У-2

  • У-2
  • И-15
  • И-16
  • Як-1
  • Як-3
  • Як-7
  • Як-9
  • МиГ-3
  • Ла-5
  • Ла-7
  • Ил-2
  • Пе-2
  • Су-2
  • ЛаГГ-3
  • Ту-2
  • Пе-8

Самолет По-2 (У-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

У-2 разрабатывался как самолет для первоначального обучения и как нельзя лучше соответствовал своему назначению. Тысячи юношей и девушек получили на нем «путевку в небо». Он обладал прекрасными пилотажными качествами. В штопор самолет можно было ввести только преднамеренно, и он легко выходил из штопора. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика. Благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам он мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные.

По своей схеме У-2 — биплан. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. — первый полностью отечественной конструкции. Как и самолет, мотор М -11 оказался на редкость удачным: более двух десятилетий он оставался основным и практически единственным советским серийным двигателем для легкомоторной авиации.

У-2 строился не только как учебный самолет. Он имел множество вариантов самого разнообразного назначения. Среди них сельскохозяйственные (для опыления), связные, штабные, санитарные, для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и целый ряд экспериментальных.

В связи с большими потерями нашей авиации По-2 стали привлекать и к боевой работе. Во время Великой Отечественной войны этот небольшой учебный самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог брать до 350 кг бомб.

В задней кабине такого самолета, названного У-2ВС (войсковая серия), располагалась стрелковая точка с пулеметом. Боевая работа У-2ВС — славная страница в летописи Великой Отечественной войны.

Этот самолет был любимцем наших воинов, называвших его ласково кукурузник» (из-за бреющего полета), а немцы проклинали назойливый «рус-картон», или «русфанер», причинявший им много беспокойства. На фронтах действовало несколько авиационных полков, вооруженных У-2ВС. Применялись они, как правило, в ночное время суток.

У-2ВС наносили внезапные точечные удары по переднему краю и ближним тылам противника. На этом самолете велась разведка, осуществлялась связь между войсковыми частями, с партизанами. При выполнении таких задач самолет показал очень высокую эффективность и применялся до конца войны.

Перед бомбометанием мотор приглушали, и самолет оставался не только почти не различимым в ночном небе, но и практически не слышимым для противника. Противодействовать такой тактике советских летчиков и летчиц (на У-2ВС воевали несколько женских авиаполков) врагу было очень сложно. 

Командование «Люфтваффе» знало об особых «способностях» наших легких бомбардировщиков и ставило своим истребителям задачу по их уничтожению. За каждый сбитый По-2 немецким асам был обещан Железный крест.

Так что фронтовик-работяга По-2 нередко оказывался «между Сциллой и Харибдой». Сверху на него коршунами кидались «мессершмитты», снизу — противник вел огонь из всех видов оружия. Наши летчики это хорошо понимали и часто использовали бреющий полет.

Так удобнее было подкрадываться к вражеским позициям и уходить. Но после нанесения удара малая скорость чаще всего оборачивалась против летчиков — По-2 горели как порох, наиболее частая причина смерти у летчиков была — «сгорел над целью».

Чтобы взять в полет больший бомбовый запас, летчики брали минимальный запас горючего, а сами пилоты следили за своим весом.

Читайте также:  Гаубица д-1: 152 мм, орудие войны, боевое применение, история создания, конструкция, технические характеристики

У-2 строился серийно на многих заводах до 1953 г., а эксплуатировался еще дольше. Всего было выпущено примерно 33 000 самолетов этого типа, из них в период 1941—1945 гг.

на четырех авиазаводах: № 387 (Ленинград, в 1941 г. эвакуирован в Казань), № 464 (ст.

Долгопрудная), № 471 (Шумерля), № 494 (Козловка-на-Волге) построили 15 319 машин в различных вариантах, в том числе 11 418 на заводе № 387.

1  2  1  2 

RSS лента комментариев этой записи Обновить список комментариев

Источник: http://vspomniv.ru/Po_2

У-2 (самолёт) — это… Что такое У-2 (самолёт)?

У-2 (по кодификации НАТО: Mule — «Мул») — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.[2]

История создания

Управление ВВС в 1926 году поставило перед авиационными конструкторами задачу — создать для летных школ простой в производстве и обслуживании, надежный самолет первоначального обучения под серийный отечественный двигатель М-11 в 100 л.с. конструкции А. Д. Швецова и Н. М. Окромешко. Коллектив, возглавляемый Н. Н.

 Поликарповым, выпустил опытный экземпляр самолета в 1927 году. Испытания показали, что по своим данным машина не отвечает предъявленным требованиям. Конструкторы подготовили другой вариант машины. В январе 1928 года новый опытный самолет У-2 (учебный-второй) был передан на испытания. Его опробовал в воздухе М. М.

 Громов, затем проверяли еще несколько летчиков-испытателей[3].

Описание самолёта

По схеме самолёт У-2 — типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л. с. Этот самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях.

Существовали штабные и санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации.

В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой шесть 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.

С началом Великой Отечественной войны производство У-2 организовано на авиазаводе № 387. Имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики.

Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских.

Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг.

Летные качества У-2 в зависимости от того, для каких целей применялся самолет и какие изменения вносились в его оборудование, колебались. Но во всех случаях самолет оставался надежным, легким и послушным в управлении.

У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках. Вес пустого самолета в учебном варианте — 635—656 кг, в других — до 750 кг; взлетный — от 890 до 1100 кг, с бомбами — до 1400 кг.

Скорость максимальная — от 130 до 150 км/час, крейсерская — 100—120 км/час, посадочная — 60-70 км/час, потолок — 3800 м, разбег и пробег — 100—150 м[3].

После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин.

Почтовая марка СССР военных лет с изображением сброса почты солдатам По-2

Модификации самолёта

  • У-2ЛШ — лёгкий штурмовик; большое количество предвоенных самолётов было переделано в этот стандарт; вооружён одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм, имел крепления для 120 кг бомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82.
  • У-2ЛНБ — лёгкий ночной бомбардировщик, производился начиная с 1941 г.
  • У-2ВС — основной самолёт связи советских ВВС, также использовался старшим командным составом; более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 г. под новым обозначением По-2ВС.
Лётно-технические
характеристики У-2

Экипаж 2 чел.
Максимальная скорость 150 км/ч
Практический потолок 3820 м
Дальность полёта 430 км
Мощность (М-11А) 110 л. с.
Запас топлива 90 кг
Длина самолёта 8,17 м
Размах крыла 11,4 м
  • У-2АП — сельскохозяйственная модификация на который устанавливался аэроопылитель для распыления удобрений и ядохимикатов.
  • У-2М — выпущенный небольшой серией гидросамолёт.
  • У-2СП — трёхместный (2 пассажира) самолёт специального применения.
  • У-2Л — вариант с комфортабельной закрытой кабиной.
  • У-2С (С-1) — самолёт санавиации с отсеком для больного на носилках в фюзеляже (1934—1938 гг., М-11А).
  • С-2 — вторая версия самолёта санавиации (1940—1945 гг., М-11Д).

Производство

К концу 1928 года испытания опытной серии были закончены, после чего на ленинградском заводе № 23 началась подготовка к серийному производству. Два первых У-2 были выпущены заводом в мае 1929 года. С мая по сентябрь 1929 было построено 19 У-2.

В 30-х годах производили и ремонтировали У-2 ленинградские заводы № 23 и № 47. В связи с освоением новых типов самолетов заводом № 23, производство У-2 было передано на новый ленинградский авиационный завод № 387, который с апреля 1941 года стал выпускать У-2.

В годы ВОВ У-2 и его модификации производились на заводе № 387, эвакуированном в Казань, а также на заводах: № 464 (г. Долгопрудный), № 471 (г. Шумерля), № 494 (Козловка). В Москве на авиазаводе № 51 строились модифицированные самолеты У-2: на поплавках, и также специальные — для ведения радиопередач с воздуха.

Боевое применение

Ночной бомбардировщик

У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника.

Одна из тактик заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики подходили к цели с выключенными двигателями или на сверхмалой высоте и благодаря чему оставались незаметными для средств ПВО противника до самого последнего момента.

Макет У-2. Политехнический музей

Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость.

По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена — до 250 кг (в отдельных случаях — до 500 кг), вылеты производились иногда до четырнадцати раз за ночь.

«Kaffeemühle» (кофемолка), «Нaltsnähmaschine» (швейная машина) — так солдаты вермахта называли У-2, доставлявшие массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.

Но основным использованием конечно было функции разведчика и самолета связи. Так же имелся и санитарный вариант. Благодаря способности взлетать с любой площадки, широко использовался при работе с партизанами. Кроме того, самолёты У-2 использовались также для сброса с парашютом небольших диверсионных и разведывательных групп и одиночек.

Женщины-лётчицы

Осенью 1941-го в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей, укомплектованных женщинами.[4] Один из женских авиаполков имел на вооружении самолёты У-2:

  • 46-й («Таманский») гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк

23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.

У-2 в культуре

  • Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы и песни:
  • В Мытищах самолёту поставлен памятник.
  • Фазиль Искандер:

…Шёл сорок второй год. Я жил в горах в доме дедушки… Я лежал на траве в тени большой ольхи, прислушиваясь к привычному треску «кукурузников», летящих за перевал. Там шли бои.

Однажды из-за хребта с каким-то паническим грохотом вылетел «кукурузник» и почти камнем стал падать вниз, в провал Кодорской долины, и потом, уже опустившись совсем низко, так и летел до самого моря. Я всей шкурой почувствовал, с каким человеческим ужасом он перевалил через хребет, спасая себя, видимо, от немецкого истребителя. [5].

См. также

  • Бомбардировщик
  • Список самолётов

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/692688

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector