Самолёт ту-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ттх), конструкция

После окончания Второй мировой войны в СССР продолжалось проектирование и разработка ядерного оружия. Одной из самых актуальных задач в этом направлении являлось создание самолетов, имеющих возможность переносить атомные заряды на большие расстояния. На тот момент уже был выпущен стратегический бомбардировщик Ту-4, однако он не имел возможности совершать дальние перелеты.

История создания

Ту-95-1

В 1951 году были сформированы технические требования к конструкции и характеристикам военного самолета. Во главе команды, которая разрабатывала Ту-95, назначили Н.И. Базенкова. Для силовой установки было решено использовать спаренные турбовинтовые двигатели ТВ-2Ф, спроектированные на базе трофейного UMO-022.

Образец получил название Ту-95-1. Два первых воздушных судна создавались на авиационном заводе No 156 в Москве. Уже в 1952 году готовая модель (в разобранном состоянии) была привезена в подмосковный Жуковский для испытательных мероприятий. Осенью 1952 был осуществлен первый полет, который прошел успешно.

Тестирование 95-1 длилось в течение 2 лет, однако в 1953 году, во время семнадцатого вылета, произошло возгорание третьего двигателя. Командир корабля, А. Д. Перелет, приказал остальным летчикам воспользоваться парашютами и оставить воздушное судно. А сам продолжил полет, надеясь «дотянуть» до посадочной полосы.

Однако вскоре бомбардировщик потерял высоту и рухнул вниз. В этой катастрофе погибли 4 пилота.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Ту-95-2

Первый вариант был готов к 1954 году. Его оборудовали моторами ТВ-12 (НК-12). Впервые он оторвался от земли в 1955 году (командир М.А. Нюхтиков). Испытательные полеты длились около одного года (около 168 часов).

В эксплуатацию военный бомбардировщик поступил уже в 1956 году, а через год уже была выпущена новая модель — Ту-95М, строительство которой осуществлялось авиазаводом в Куйбышеве до 1958 года.

После чего завод был переоборудован под выпуск ракетоносителя Ту-95К. Он производился до 1965 года.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Ту-95 МС

Начиная с 1970 года, в производство запускается новая модификация военного воздушного судна — 95 МС. Он создан на базе предыдущих моделей и собирается на том же Куйбышевском заводе. Всего было построено 90 таких кораблей (с 1970 по 1992 год). Факт. Самолет имеет и другое название — изделие «В», которое по кодам НАТО расшифровывается как Bear — «Медведь».

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция​​Самолет Ту-95-МС

Ту-95 МС

Начиная с 1970 года, в производство запускается новая модификация военного воздушного судна — 95 МС. Он создан на базе предыдущих моделей и собирается на том же Куйбышевском заводе. Всего было построено 90 таких кораблей (с 1970 по 1992 год).

Факт. Самолет имеет и другое название — изделие «В», которое по кодам НАТО расшифровывается как Bear — «Медведь».

Характеристики Ту 95

Экипаж состоит из 8 — 9 человек.

Ту-95 имеет следующие габариты (м):

  • длина — 46,17;
  • высота — 12,5;
  • размах крыльев — 50;
  • площадь крыльев — 283,70 м2.

Масса (кг):

  • без загрузки — 83000;
  • для взлета (макс) — 172000;
  • масса горючего (макс) — 88700.

Летные характеристики:

  • силовая установка — 4х ТВД НК-12;
  • тяга — 4×12000 кгс;
  • скорость (макс) — 882 км/ч;
  • скорость (средн) — 720-750 км/ч;
  • протяженность перелета — 12100 км;
  • потолок высоты — 11,900км.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкцияТу-95

Конструкция

Планер самолёта

Прототипом модели 95МС служит Ту-142МК. Самолет выполнен по схеме свободнонесущего цельнометаллического моноплана, оснащенного четырьмя ТВД, утопленными в крыльях. Двигатели снабжены двумя соосными винтами с четырьмя лопастями. Крыло имеет стреловидную форму. Грузовое отделение размещено в средней части корпуса.

Шасси и силовая установка

Шасси имеет три опоры и втягивающуюся конструкцию. Входные люки основных опор снабжены механизмами МПШ-18МТ.

Один из самых мощных в мире двигателей, НК-12, оснащен 14-ступенчатым компрессором и пятиступенчатой турбиной. Регулировка компрессора производится с помощью перепускных клапанов.

Факт. КПД турбины — 94%, это рекордный показатель среди силовых установок такого типа.

Для подачи топлива применяется командно-топливный элемент, сконструированный в едином агрегате (блоке).

Ту-95МС снабжен автоматической системой для запуска силовой установки. Использование высокомощных турбовинтовых двигателей делает невозможным скрытое применение воздушного судна, что обусловлено повышенной шумностью. Однако это не является существенным недостатком для выполнения боевой задачи.

Факт. Замена двигателя НК-12 трудоемкий и сложный процесс, который требует специальных навыков.

Топливная система

Для хранения топлива в крыльях и фюзеляже закреплены мягкие резиновые баки, соединенные трубопроводами, которые образуют независимую топливную систему для каждой силовой установки.

Использованием топлива и его поступлением из кессонов управляет автоматическая система СЭТС. Она же управляет аварийным сливом горючего, и включается при возникновении необходимости сохранения центровки и снижения полетного веса.

Самолет оборудован системой нейтрального газа, которая представляет собой батарею из 8 баллонов с углекислотой в жидком состоянии. Она предотвращает воспламенение топливных паров при пробитии бака.

На левой и правой консоли воздушного судна находятся 4 горловины для пополнения запасов топлива.

Воздушная система

На приводных коробках силовых установок размещены поршневые нагнетатели воздуха (компрессоры АК-150НК). Этот комплекс подает сжатый воздух для аварийных систем:

  • выход шасси;
  • слив горючего;
  • экстренное открытие переднего люка в кабине;
  • уменьшение давления в герметичной кабине;
  • закрытие заслонок для продува генераторов в случае возгорания двигателя;
  • перезарядка орудий.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Гидросистемы

Гидравлика Ту-95 «Медведь» — это системы высокого и низкого давления, не зависящие друг от друга.

Первая ГС (120–150 кг/см²) получает питание от гидропомпы (агрегат 465А) и дает возможность обеспечить работу впускного и выпускного механизма шасси, торможение и поворот передних колес, изменение положения верхней орудийной башни, а также движение привода подвижного пола и работу стеклоочистителей.

ГС низкого давления (бустерная 75 кг/см²) связана с гидронасосами (437Ф) и обеспечивает действие гидроусилителей, используемых системой управления воздушным судном.

Система управления полетом

Работает по электрогидромеханической схеме и состоит из двух штурвалов и двух пар педалей, которые связаны с комплексом управления. Чтобы снизить прилагаемую силу на рулевое управление установлены гидроусилители.

Противообледенительная и противопожарная системы

Включает в себя нескольких элементов:

  • комплекса электрообогрева крыльев, винтовых лопастей и втулок и стекол;
  • системы электрообогрева двигателей и их составляющих;
  • сигнализации, сообщающей об обледенении двигателей.

Комплекс противопожарной безопасности состоит из автоматической и ручной системы. Самолет оборудован сигнализацией (тип ССП-2А) и пятью огнетушителями (ОУ). Также спроектировано оборудование, предупреждающее воспламенение силовых установок при их повреждении (ОСУ-5).

Электрооборудование

Этот комплекс включает в свой состав:

  • устройства переменного тока (стабильной и нестабильной частоты);
  • источники постоянного тока;
  • распределительная сеть;
  • приборы, потребляющие электроэнергию.

Основное питание — восемь генераторов (ГСР-18000М), установленных по две штуки на каждую силовую установку. Аварийное питание — два аккумулятора (12САМ-55).

Для работы первичной сети переменного тока используются четыре генератора переменного тока (СГО-30У). Питание вторичных цепей осуществляется при помощи двух однофазных преобразователей (ПТ-1000).

В моделях, выпущенных после 1970 года, используются три трехфазных преобразователя (ПТ-600).

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция​​Самолет Ту-95 кабина

Навигационное и радиоэлектронное оборудование

Ту-95 оборудован следующими элементами:

  • автопилотом (АП-15Р);
  • навигационно-вычислительным комплексом (ЦНВУ-И-1);
  • пилотажно-навигационным устройством (Путь-1Б);
  • системой определения курса (КС- 6Д);
  • прибором ориентации (БЦ-63А);
  • двумя астрономическими компасами (ДАК-ДБ-5 и АК-53П);
  • авиационным сектантом перископического типа (СП-1М).

Модификации

На базе прототипа были разработаны следующие модели.

Ту-95 базовый вариант
Ту-95 модернизация для осуществления дальних перелетов (запас горючего увеличен)
Ту-95A оборудован термоизоляционной защитой, шторами со светозащитным покрытием и комплексом по обогреву бомбового хранилища. Вооружение — ядерные боеголовки
Ту-95К бомбардировщик, имеющий в своем арсенале КР Х −20
Ту-95У и Ту-95КУ самолеты для обучения пилотов
Ту-95Н используется как носитель для бомбардировщика РС
Ту-96 отличается от прототипа дополнительно установленными ТВ-16 и большей площадью крыльев
Ту-95М эта модификация обеспечена мотором НК-12М
Ту-95М-5 опытный образец, используется в качестве носителя для сверхзвуковой КР КСР-5
Ту-95В с его помощью производились исследования термоядерной боеголовки
Ту-95КД имеет возможность для воздушной заправки
Ту-95РЦ разведывательный самолет, использующийся для указания целей военно-морским силам
Ту-95МР стратегический разведывательный вариант
Ту-95КМ бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М
Ту-95К-22 самолет-носитель для К-95-22 и КР Х-22
Ту-95МС спроектирован для КР Х-55
Ту-95М-55 экспериментальная лаборатория для испытаний Ту-95МС
Ту-95ЛАЛ Ту-95ЛАЛ — испытательный комплекс для воздушного судна, работающего на ядерном топливе.
Ту-116. модернизация базовой модели в пассажирское судно
Ту-119 летающий исследовательский комплекс, снабженный штатными НК-12М и экспериментальными ядерными комплексами

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция​​Самолет Ту-95КМ – бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М

Вооружение

Бомбовый отсек базовой модели выдерживает нагрузку около 12 тонн боеприпасов. В нем возможно размещение авиационных бомб (включая ядерные боеголовки).

  • Модификации 95-20 и 95-КД снабжены ракетами КР Х-20, с ядерными зарядами. Дистанция поражения — от 300 до 600 километров.
  • Ту-95В (единственный экземпляр) был использован в октябре 1961 года для перемещения самого мощного термоядерного боезаряда (Царь-бомбы).
  • Ту-95МС является стратегическим бомбардировщиком, который обеспечен наличием КР Х-55. Его модификация МС6 оснащена барабанной пусковой установкой.

В варианте МС16 предусмотрена дополнительная подвеска, закрепленная под крыльями, в которой находятся десять дополнительных боезарядов Х-55.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкцияТу-95КМ

Эксплуатация

Перелеты в Ту-95 сопровождался значительными сложностями для экипажа. Самолет был не приспособлен для длительного пребывания в воздухе. Неудобные кресла и уборная, загрязненный масляными парами воздух и повышенная сухость, вызывала быструю усталость у членов команды. При модернизации воздушного судна часть недочетов была устранена.

Сложностями сопровождалась зимняя эксплуатация, поскольку масляная смесь становилась густой и вязкой при температуре ниже нуля. Для того чтобы взлететь, силовые установки нагревались наземными обогревателями, а при их отсутствии, моторы необходимо было прогревать через несколько часов. После разработки моторного масла МН-7,5У эта проблема перестала быть актуальной.

Факт. После модернизации была установлена дополнительная силовая установка (в форкиле), забирающая теплый воздух для обогрева двигателей.

Одним из серьезных недостатков Ту-95 является отсутствие механизма катапультирования для экипажа.

На вооружении

В 2013 году самолеты прошли модернизацию. На базе Ту-95МС-16 (35 единиц с системой «Спрут») появилась новая модель — Ту-95МСМ. Доработки коснулись радиоэлектронных систем воздушного судна. Также произошла смена вооружения.

Установка комплекса, использующего глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС), позволила оснастить корабль КР Х-101.

В 2018 году в рядах военного воздушного флота находятся две модели: Ту-95МС и 14 Ту-95МСМ в количестве 46 единиц.

Заключение

В наши дни Ту-95 «Медведь» несет верную службу в вооруженных силах России. Его история наполнена многочисленными боевыми вылетами и дежурствами, экстренными ситуациями и испытательными полетами. Эти самолеты получили высокую оценку международных экспертов и входят в боевой костяк вооруженных сил РФ.

Источник: https://MilitaryExp.com/samolet-tu-95-vozmozhnosti-medvedya/

Ту-4 Фото. Видео. Скорость. Вооружение. ТТХ

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Еще в ходе Великой Отечественной войны в сентябре 1943 г. ОКБ А.Н. Туполева было предложено разработать эскизный проект и построить макет тяжелого дальнего бомбардировщика. Проект, получивший индекс «64», представлял собой низкоплан с разнесенным оперением. К середине 1945 г. были проведены основные расчеты, продуты модели, и ОКБ приступило к выпуску чертежей. Но тут выяснилось, что современное оборудование — навигационное, стрелковое, радиолокационное — промышленность в нужные сроки поставить не сможет.

Бомбардировщик Ту-4 — видео

И.В. Сталин понимал, что все эти объективные трудности ставят проблему создания бомбардировщика под угрозу срыва. Выход из создавшегося положения был найден совершенно неожиданный.

Читайте также:  Самолет ил 86: технические характеристики, история создания, приборное оборудование

Во время бомбардировок Японии американской авиацией несколько бомбардировщиков В-29 после повреждений были вынуждены приземлиться на территории СССР.

Сталин принял, вероятно, единственно правильное решение — наладить выпуск копий американского В-29.

Работа по копированию В-29 была поручена ОКБ А.Н. Туполева с одновременным развертыванием серии на заводе № 22 в Казани. Работы по самолету «64» были свернуты. 6 июня 1945 г.

вышло решение ГКО об организации серийного производства Б-4 (первоначальное обозначение аналога В-29). Три летные машины В-29 были перегнаны в Москву.

Одна машина поступила в ЛИИ для обучения персонала, вторую передали в ОКБ для разборки, изучения и копирования, третья осталась в качестве эталона. А.Н. Туполев, осмотрев машину, оценил объем и продолжительность предстоящих работ в три года.

Обосновывая срок, он объяснил Сталину, что американская технология отличается и опережает нашу не только в самолетостроении, но и в других отраслях. Сталин ответил, что промышленности придется все освоить, так как иного пути нет.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Предоставив Туполеву широчайшие полномочия, срок ограничил двумя годами.

И хотя Туполев практически стал главкомом над всеми включенными в орбиту грандиозного проекта, задача перед ним стояла чрезвычайно сложная. К работам было подключено более 900 заводов различных министерств.

Подготовку к работе Туполев начал с создания штаба. В него вошли руководители ведущих бригад ОКБ, а ведущим по машине стал Д.С. Марков.

В-29 прежде всего расстыковали, каждый отдельный агрегат обрабатывала своя бригада конструкторов и технологов. Агрегат взвешивали, обмеряли, фотографировали и описывали, фиксировали геодезически. Любая деталь подвергалась спектральному анализу для определения материала.

Трудности возникли при переводе дюймовых размеров в метрические, особенно с толщиной обшивки. Такие же трудности наблюдались при аналогичном переводе сечения проводов. Если округляли в плюс, вес возрастал на 8—10%, если в минус — не укладывались в нормы падения напряжения.

Прибористам также довелось немало потрудиться над копированием. Легче было двигателистам. ОКБ А.Д. Швецова еще до войны имело лицензионное соглашение с американской фирмой «Райт». Двигатель АШ-73ТК для аналога был разработан на основе американского двигателя «Райт Циклон 18», стоявшего на В-29.

Без изменения были запущены в производство турбокомпрессоры, карбюраторы, термостойкие подшипники.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Освоение советской авиапромышленностью самолета Ту-4 дало стране не только современный самолет, но и вывело Советский Союз на мировой уровень. Меньше двух лет понадобилось, чтобы первый серийный самолет Б-4 вышел со стапелей завода. 19 мая 1947 г. самолет с экипажем летчика-испытателя Н.С. Рыбко поднялся в воздух. За большие заслуги ОКБ А.Н.

Туполева по копированию и серийному освоению машины название Б-4 сменили на Ту-4. Серийный выпуск продолжался до 1952 г. на трех заводах, на которых было выпущено 847 машин. С самолета Ту-4А впервые в нашей стране 18 октября 1951 г. была сброшена атомная бомба.

Было сделано несколько модификаций Ту-4, но в основном это были одиночные или в лучшем случае малые серии.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Тактико-технические характеристики Ту-4

— Главный конструктор: А. Н. Туполев- Первый полёт: 19 мая 1947 года- Начало эксплуатации: 1949 год- Конец эксплуатации: середина 1960-х

  • — Единиц произведено: 1195 или 1296
  • Экипаж Ту-4
  • — 11 (командир, пилот, штурман, штурман-бомбардир, бортинженер, бортрадист, оператор РЛС, 4 стрелка)
  • Размеры Ту-4
  • — Длина: 30,179 м- Размах крыла: 43,047 м- Высота: 8,460 м- Площадь крыла: 161,7 м²- Коэффициент удлинения крыла: 11,5- Коэффициент сужения крыла: 2,36- Профиль крыла: RAF-34- База шасси: 10,44 м
  • — Колея шасси: 8,68 м
  • Вес Ту-4
  • — Масса пустого: 36850 кг- Нормальная взлётная масса: 47850 кг- Максимальная взлётная масса: 63600 кг
  • — Объём топливных баков: 20180 л (+ 3 х 2420 л дополнительных бака в переднем бомбоотсеке)
  • Двигатель Ту-4

— 4 × радиальных 18-цилиндровых воздушного охлаждения АШ-73ТК- Мощность двигателей: 4 × 2400 л. с. (4 × 1790 кВт)- Воздушный винт: четырёхлопастной В3-А3 или В3Б-А5

  1. — Диаметр винта: 5,06 м
  2. Скорость Ту-4
  3. — Максимальная скорость у земли: 435 км/ч- Максимальная скорость на высоте: 558 км/ч на 10250 м- Посадочная скорость: 160 км/ч- Скороподъёмность: 4,6 м/с- Время набора высоты: 5000 м за 18,2 мин- Длина разбега: 960 м
  4. — Длина пробега: 920 м
  5. Дальность полета Ту-4
  6. — при максимальной взлётной массе с 3000 кг бомб: 6200 км- при максимальной взлётной массе с 9000 кг бомб: 4100 км
  7. Практический потолок Ту-4
  8. — 11200 м

Вооружение Ту-4

  • Стрелково-пушечное:  — 4 — 2×20-мм пушки Б-20Е (две турели сверху, две снизу)- 1 — 3 × 20-мм пушки Б-20Е (одна турель в корме)
  • — Общий боезапас: 3150 патронов
  • — Боевая нагрузка: 11930 кг (максимальная)- Управляемые ракеты: 2 × КС-1 (Ту-4К)
  • Бомбы:- ядерная: 1 × РДС-3 (Ту-4А)
  • — фугасные: 2 × ФАБ-6000 или 4 × ФАБ-3000 или 8 × ФАБ-1500 или ФАБ-1000 или 14 × ФАБ-500 или 40 × ФАБ-250 или 48 × ФАБ-100 или ФАБ-50

Фото Ту-4

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/509-tu-4

Дальний бомбардировщик Ил-4 (СССР)

«Краткая справка: Советский дальний бомбардировщик и торпедоносец Ил-4 конструкции С. В. Ильюшина. История создания и применения самолета, конструкция и модификации.»

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Ил-4 торпедоносец, (с коробки модели от ОАО Звезда)

Примечание: Следует отметить, что «де юре» ДБ-3Ф стал Ил-4 только в 1942 году, однако фактически это одна и та же машина.

От ДБ-3 к Ил-4. История создания дальнего бомбардировщика

Дальний бомбардировщик ДБ-3, спроектированный в 1933 году, в ходе серийного производства постоянно совершенствовался, однако к концу 30-х годов уже не по каким параметрам не мог считаться современной машиной. По этому, в 1938 году была разработана новая модификация этого бомбардировщика, объединившая как уже внедренные изменения, так и совершенно новые конструктивные решения.

Это была фактически не модернизация, а полная переделка самолета: переработаны с учетом требований времени и возросших возможностей промышленности были носовая часть фюзеляжа, крылья, шасси, топливная система и система охлаждения самолета.

Первоначально обозначавшийся как ДБ-3Ф (Ил-4), бомбардировщик после испытаний в августе — сентябре 1939 года был без оговорок принят на вооружение ВВС РККА, и стал основным самолетом дальней авиации СССР и торпедоносцем ВВС ВМФ.

С середины 1940 года было развернуто его серийное производство.

Хотя внешне «ранние» ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4) были похожи, это были два совершенно разных самолета. Новая машина получилась во всех отношениях превосходящая прототип.

Несмотря на довольно слабую поначалу защиту (как пулеметную, так и броневую), Ил-4 был чрезвычайно живучей машиной.

Его бензобаки были протектированы, по мере выхода горючего заполнялись нейтральным газом, а хорошая устойчивость обеспечивала полет даже на одном двигателе.

Боевое применение дальнего бомбардировщика Ил-4

Дальние бомбардировщики бомбили не только глубокий тыл противника (в частности, налет на Берлин 08.08.41 г.

— «дело рук» Ил-4 (ДБ-3Ф)), но на начальном этапе войны использовались и как фронтовые бомбардировщики.

Это, а также частенько и полное отсутствие истребительного сопровождения, делало потери самолетов очень высокими. По этой причине, их использовали в качестве ночных бомбардировщиков.

В августе 1942 года возобновились налеты на военно-промышленные объекты Германии с подмосковных аэродромов. Позднее Ил-4 использовались в качестве средних фронтовых бомбардировщиков. Обладая продолжительностью полета 7-9 часов, самолеты, оснащенные аэрофотооборудованием, привлекались для ведения дальней оперативной и стратегической разведки в глубоком тылу противника.

Нередко Ил-4 использовались для буксировки десантно-грузовых планеров А-7и Г-11, для заброски во вражеский тыл разведывательно-диверсионных групп и военных грузов, снабжения партизанских отрядов.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Дальний бомбардировщик Ил-4

Как торпедоносец в авиации ВМФ самолет Ил-4 выполнял такие боевые задачи, как уничтожение кораблей противника с помощью торпед и бомб, разведка морских коммуникаций, постановка минных заграждений, бомбардировка баз и портов, охрана караванов союзников от немецких подводных лодок.

Нашлась работа для Ил-4 и в конце войны. Как и в начале войны, они бомбили промышленные объекты Германии, а после её капитуляции, с тем же успехом громили части Квантунской армии на Дальнем Востоке, японские корабли в портах и базах в Северной Корее, в японском море и проливе Лаперуза.

Даже после окончания войны, Ил-4 продолжал нести службу — фактически до самого 1949 года и появления бомбардировщиков нового поколения — Ту-4, эту заслуженную машину было нечем заменить. А уже списанные с вооружения машины нашли себе и мирное применение — в народном хозяйстве для выполнения аэрофотосъемки.

Серийный выпуск Ил-4 был прекращен в 1945 году, всего было построено 5256 самолетов всех модификаций.

По-настоящему «дальний» бомбардировщик

В 1942-43 годах проводились опыты по дозаправке Ил-4 топливом в полете с буксируемого им планера-бензовоза А-7. В грузовом отсеке планера были установлены два бензобака, рассчитанные на 500 кг, и насос для перекачки бензина.

После взлета аэросцепки и набора высоты, топливо в течение 5-6 мин перекачивалось с помощью шланга на борт самолета. Планер отцеплялся и приземлялся на своем аэродроме.

Это позволило увеличить максимальную дальность полета Ил-4 с повышенной бомбовой нагрузкой (до 1500 кг).

Практическая возможность и целесообразность дозаправки в полете была очевидной, но нехватка планеров не позволила использовать этот метод в широких масштабах.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Ил-4 на аэродроме

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция
Страна: СССР
Тип: Дальний бомбардировщик
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 2х М-88Б по 1100 л.с.
Максимальная скорость: 398 км/ч
Практический потолок: Нет сведений
Дальность полета: 3600-4200 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 10055 кг (в перегруз — до 12000 кг)
Размах крыльев: 21,44 м
Длина: 14,76 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 6х 7,62-мм пулеметов ШКАС, 1х 12,7-мм пулемет УБТ или 20-мм пушка ШВАК. Бомбовая нагрузка: 1000 кг (в перегрузку — 2000 кг).
Читайте также:  Пневматическая винтовка ппш-м впо-512 ("папаша"): характеристики, устройство, апгрейд, видео

Модификации дальнего бомбардировщика Ил-4

ДБ-3Ф (осень 1939 года) – опытный, предсерийный образец. По сравнению с ДБ-3 изменена носовая часть, полностью переработана конструкция крыла, увеличена площадь посадочных щитков.

Упрощена топливная система и кинематика уборки шасси. Установлен автопилот, стабилизирующий курс, крен и угловое движение самолета. Двигатель – М-87А (950 л.с.), скорость – 445 км/ч на высоте 5400 м.

ДБ-3Ф – эталон для серии. Установлены новые двигатели М-88 (потом М-88Б) с двухскоростными нагнетателями в новых капотах и винты изменяемого шага. Маслорадиаторы размещены в носке крыла. Верхняя и нижняя стрелковые установки заменены на более совершенные. Скорость на высоте 6800 м – 435 км/ч. Строился со второй половины 1940 года.

С осени 1941 года получил новую турель с 12,7-мм пулеметом УБТ. В экипаж введен второй стрелок. Кабина стрелков имела частичную бронезащиту, что повлекло за собой смещение центровки самолета назад и ухудшение продольной статической устойчивости и управляемости в полете. Консоли крыла, кабина штурмана и хвостовой обтекатель изготавливались из дерева и фанеры.

Ил-4 (ДБ-3Ф) – модифицированный ДБ-3Ф с крылом «со стрелкой». Обозначение Ил-4 получил в марте 1942 года, выпускался с лета 1942 года. Для восстановления нарушенных характеристик центровки были спроектированы консоли крыла со стрелкой (12° по передней кромке) смешанной конструкции – металлическими выполнялись только лонжероны.

Новый аэродинамический профиль, несколько увеличенной толщины, позволил разместить в консоли три протектированных бензобака.
Увеличивался запас горючего, соответственно возросла полетная масса. С 1000 кг бомб на внутренней подвеске дальность полета в зависимости от скорости составляла до 4265 км. На высоте 6650 м самолет развивал скорость 404 км/ч.

Устанавливался двигатель М-88Б, винт имел увеличенный диаметр.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

снаряжение торпедоносца Ил-4 перед вылетом

Для расширения возможностей при выполнении военно-транспортных заданий на Ил-4 были созданы наружные подвески различного назначения: для транспортировки 45-мм пушек, 82-мм и 120-мм минометов, для крепления трех 50-кг связок мягких десантных мешков с мелкими грузами, а также подвесные кабины на 12 десантников. Кроме того, Ил-4 использовались для буксировки десантно-транспортных планеров А-7 и Г-11.

Ил-4Т (торпедоносец) – серийные Ил-4, оборудованные держателями для подвески морского оружия, использовались в качестве бомбардировщиков, дальних разведчиков, минных заградителей и торпедоносцев.

Типовое вооружение состояло из трех пулеметов и 1000 кг бомб.

Дополнительно, в зависимости от выполняемого задания, на внешней подвеске устанавливалось специальное вооружение: 1500 кг бомб, 1-2 торпеды или авиационные мины различных типов массой до 1000 кг, иногда шесть осколочно-фугасных снарядов РС-132.

Ил-4Т с М-82 – опытный. Разработан на случай замены двигателя М-88Б. Летные испытания проводились в июле 1942 года. Развил скорость 437 км/ч. Серийно не строился. В порядке эксперимента также устанавливались опытные двигатели М-89 и М-90.

Ил-4ТК – экспериментальный высотный разведчик и бомбардировщик. Для обеспечения необходимой мощности двигателей М-88Б на крейсерской высоте полета 11000 м были установлены турбокомпрессоры. Их разместили в конце мотогондол двигателей под крылом, вдали от бензобаков.

Носовая часть фюзеляжа была полностью переделана под размещение в ней герметической кабины пилота и штурмана. Кабина сферической формы была рассчитана на избыточное давление, поддерживаемое наддувом воздуха от турбокомпрессора. Вооружение отсутствовало, в хвостовой части устанавливался дистанционно управляемый аэрофотоаппарат.

В испытательных полетах, проводившихся в марте 1943 года, на высотах до 9300 м расчетные данные получены не были. Планировалось установить усовершенствованные турбокомпрессоры и новые высотные винты.

Однако дальнейшие работы над самолетом Ил-4ТК были прекращены, следующие два самолета ОКБ представляли собой еще одну попытку решить старую задачу новыми средствами.

ДБ-4 (ЦКБ-56) – дальний бомбардировщик. Новая модификация ДБ-4 представляла собой высокоплан с большим бомбоотсеком, разнесенным оперением и двигателями жидкостного охлаждения, установленными под крылом. Конструкция цельнометаллическая.

Самолет проектировался под новый 18-цилиндровый V-образный мотор М-120. Однако на построенном в сентябре опытном экземпляре были установлены двигатели АМ-37. Водорадиаторы разместили в хвостовых отсеках мотогондол, за нишами шасси. Маслорадиаторы находились в крыле.

Экипаж состоял из 4 человек. Управление было двойным.
Оборонительное вооружение включало три пулемета ШКАС, как на ДБ-3Ф. Бомбовая нагрузка составляла 1600-2000 кг на внутренней подвеске, в перегрузку на бомбодержателе под фюзеляжем мог брать одну 1000-кг бомбу.

Первый полет совершил на высоте 6000 м. Развил скорость 500 км/ч на высоте 6000 м.

Второй опытный экземпляр, выполненный с однокилевым оперением, был готов 29 ноября 1940 года. После нескольких полетов испытания и доводочные работы прекратили. Поскольку в октябре 1940 года в серийное производство был запущен бомбардировщик ДБ-240 (Ер-2), все усилия ЦКБ С.В.Ильюшина сосредоточило на Ил-2 и ДБ-3Ф.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Перспективный дальний бомбардировщик Ил-6

Ил-6 – дальний бомбардировщик, торпедоносец. Самолет начали проектировать в 1942 году под дизельные двигатели АЧ-30Б (1250 л.с.) конструкции А.Д.Чаромского. По схеме и конструктивно вариант Ил-6 напоминал серийный Ил-4, однако имел большие размеры. Принципиальным отличием было крыло со стреловидной передней кромкой и большим сужением к законцовкам.

Конструкция цельнометаллическая. Экипаж состоял из 6 человек: два пилота, штурман, стрелок-радист и два стрелка, все имели бронезащиту.

Вооружение: пять пушек ШВАК-20 (три по схеме ДБ-3Ф и две в бортах фюзеляжа). Бомбоотсек был рассчитан на внутреннюю подвеску 2000 кг бомб в различных комбинациях (20 х 100 кг, 8 х250 кг, 4 х 500 кг).

В перегрузку на наружной подвеске мог брать две бомбы по 1000 кг или две торпеды.

Испытания опытного экземпляра, проводившиеся в августе 1943 года, выявили недостаточную надежность дизельных двигателей, а также сложность пилотирования самолета, особенно при посадке.

Летом 1944 года были установлены форсированные дизели АЧ-30БФ (1500 л.с.). В самолет внесли изменения с целью улучшения устойчивости и управляемости. На высоте 6200 м получена скорость 464 км/ч. Было построено 2 экземпляра. Тем не менее работы над самолетом были прекращены из-за серьезных недостатков недоведенных дизелей и невозможности заменить их на другие моторы.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/dalniy-bombardirovshhik-il-4-sssr.html

Самолет-бомбардировщик Ту-4

Самолет Ту-4 – отнесен к категории поршневых стратегических бомбардировщиков, состоявший на вооружении в советские времена начиная с 1949 до 1960 года включительно. Существовало мнение, что это была нелицензионная копия известного в те времена бомбардировщика Америки.

По сути, бомбардировщик Ту-4 имел в своей основе полностью скопированные элементы в виде конструкции, оборудования, интерьера гермокабины. А вот пушечное вооружение, силовая установка и радиостанции были сделаны «с нуля».

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Подробнее о самолете

Стоит обратить внимание на тот факт, что это воздушное судно стало последним в советские времена представителем линейки тяжелых бомбардировщиков с двигателем поршневого типа. Его дальность не признана межконтинентальной (около 5.1 тыс.

км), поэтому выполнял рейсы дальнего направления.

В 50-х годах XX столетия, когда еще не были разработаны новые версии авиамашин, эти суда являлись основной ударной мощью страны, ведь в их оснащении система воздушной дозаправки и возможность нанесения сокрушительного удара по боевым точкам противника.

Именно процесс серийного производства данной категории самолетов стал для СССР началом перехода от одного уровня самолетостроения к другому, более высокому с точки зрения, используемых технологических процессов.

Ту-4 стал первым бортом, где процесс создания элементов оборудования подразумевает их объединение в определенные системы. На нем была впервые установлена и испытана система, связанная с дистанционным управлением.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

История создания Ту-4: интересные и важные моменты

Окончание Второй мировой войны показало, что стратегическая авиация как таковая совершенно отсутствует. Как известно, в 1943 году в стране активизировались работы, связанные с атомной проблемой, которые выявили потребность создания специфического авианосителя для расположения на нем бомбы атомного характера.

Подобного рода задачи в большинстве своем возлагались на КБ Туполева. Так и в этот раз пришло письмо от правительства, в котором говорилось о необходимости разработки эскизного проекта, касающегося создания бомбардировщика, который будет максимально схожим с американским аналогом версии В-29. Подобного рода предложения поступили еще в адрес двух дополнительных КБ.

Фаза активной разработки эскиза для бомбардировщика стратегического предназначения 3-го поколения пришлась на май 1944 года.

Через год в начале лета 1945 года авиаконструктором Мясищевым было предложено создать полноценную копию американской версии, но с внесением определенных индивидуальных характеристик, касающихся оснащения. В это же время второе КБ создало проект подобного рода с учетом использования глубокой модернизации новой модели.

  Яковлев Як-12

В нем предполагалась установка системы пушечно-оборонительного типа и высотных двигателей с наличием воздушного охлаждения. Для этих целей советской стороной сделан запрос в Америку о передаче моделей версии В/29, якобы для обороны районов Дальнего Востока от вторжения японской стороны. К сожалению, эти просьбы остались без удовлетворения.

Читайте также:  Обзор пневматического пистолета gletcher (beretta) brt 92fs auto: характеристики, устройство, тюнинг, фото и видео

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Еще немного интересной информации из истории

Правительство страны было озадачено отказом и ОКБ получили задание по неотложному созданию бомбардировщика дальнего следования максимально схожего с американским прототипом.

Для этого были приглашены специалисты, которые разбирались в американской авиатехнике.

В процессе разработки был исследован главный образец, который был неоднократно разобран для детального изучения всех необходимых нюансов.

Титанические усилия авиаконструкторов и персонала конструкторских бюро увенчались успехом и модель первого Ту-4 была разработана, хотя на тот момент она имела индекс Б/4.

Это был вариант, скопированный до мельчайших деталей.

При проектировании даже использовались пресловутые американские единицы измерения в виде дюймов, которые в дальнейшем переводились в знакомые для нас миллиметры.

Безусловно, не обошлось и без проблем, которые коснулись ухудшения характеристик летного типа и электропроводки. Для проведения сети кабеля с дюймовым сечением, применили отечественный, который имел существенные суммарные отличия.

Двигатели – это то, что кардинально отличало аналог от представленной модели. По мнению создателей, нет смысла ставить такую же силовую установку, поэтому самолет оснастили более мощными.

С точки зрения оригинальности, с интересом подошли и к созданию конструкции, которая дистанционно управляла турелями оборонительного характера и была приспособлена исключительно для последующей в ней установки пушек отечественного военного производства.

Впервые данная модель была поднята в воздушное пространство только в начале мая 1947 года, но весь летно-испытательный процесс длился еще до 1949 года включительно, и в этот же момент его начали направлять в разные части.

  Рейс ZF-7711 Москва — Джерба

Единственный неприятный момент, это неудачные попытки, связанные с разработкой системы, позволяющий проводить дозаправку в воздухе, которая направлена на увеличение показателей дальности полета.

Вмонтированная система и топливные баки подвесного типа, оказались на практике не очень удачной идеей для размещения, поэтому были оставлены лишь на единичных экземплярах.

На некоторых фото можно заменить эти элементы.

Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция

Ттх и возможности

Что касается ТТХ, то на конец февраля 1946 года они были утверждены в следующем порядке и с наличием показателей равных:

  • 5 тыс. кг – вес пустого воздушного судна при 54.5 тыс. кг. нормального взлетного веса, при наличии перегрузки его масса не могла превышать 61.2 тыс. кг.;
  • не менее 470 км/час – максимально допустимый показатель скорости, при стандартной скорости равной 560 км/час;
  • от 5 до 6 тыс. км – дальность маршрута с учетом нормальных показателей веса борта и наличии нагрузки со стороны вооружения (бомбы).

Впоследствии в эти характеристики неоднократно вносились изменения. Так, была увеличена дальность до 7 тыс. км, оговорено обязательное наличие внутрифюзеляжной подвески для вооружения (бомбы укороченного калибра).

То же можно сказать и про оснащение, ведь его не раз усовершенствовали и заменяли на более современное и эффективное. Стилистика и внешний вид практически не менялся, так как придерживались понятий, что эта модель должна выглядеть максимально просто и соответствовать параметрам своего американского аналога-прототипа.

В 1947 году после завершения процесса разработки туполевское КБ получило награду в виде ордена Ленина, что в те времена считалось огромным признанием со стороны правительства.

Источник: http://samoleting.ru/samolety/samolet-tu-4-istoriya-sozdaniya.html

Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4 | ДА ВВС РОССИИ

Бомбардировщик Ту-4 заводской номер 2805103 в Музее ВВС России в Монино.

Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: BULL — «БЫК») — советский поршневой, тяжёлый (дальний, высотный, скоростной) бомбардировщик 3-го поколения. Геометрическая копия и аналог бомбардировщика B-29 ВВС США. Разработчик — ОКБ Туполева, первый полет и начало серийного производства – 1947 год.

— поршневой советский стратегический бомбардировщик, который состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 до начала 1960-х годов. Cамолет являлся нелицензионной копией американского бомбардировщика Боинг B-29.

Самолет создавался методом обратной разработки с помощью трёх интернированных во время Второй мировой войны американских B-29. Конструкция и оборудование (вплоть до интерьера гермокабин) были полностью скопированы с американского образца.

Исключение составляли лишь пушечное вооружение, винтомоторная группа силовой установки и средства радиосвязи. А также советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение состояло из 10 скорострельных пушек калибра 23 мм.

Это значительно повышало обороноспособность советской «суперкрепости»по сравнению с 12 пулеметами калибра 12,7 мм у В-29. При этом управление всеми огневыми установками могло осуществляться одним человеком с любого места. Запас бомб составлял 6 тонн.

Бомбардировщики-носители ядерного оружия (Ту-4А) могли брать на борт одну атомную бомбу. На этих машинах устанавливалась биологическая защита.

Дальность Ту-4 составляла только 5100 км и не являлась межконтинентальной. Поэтому он относился в ВВС СССР к классу дальних бомбардировщиков.

Тогда ещё не существовало эскадрилий тяжёлых стратегических бомбардировщиков нового поколения. Вплоть до середины 1950-х гг. основной ударной силой являлись лишь Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе.

Они были способны нанести ответные удары по базам США в Западной Европе и в Великобритании.

Освоение серийного производства самолётов Ту-4 в кратчайшие сроки безусловно обеспечило переход советского тяжёлого самолётостроения на новый, более высокий технологический уровень.

К примеру, после создания Ту-4 в советском самолётостроении все элементы оборудования сводились в системы. На Ту-4 установили первую в СССР и в мире систему дистанционного управления. Разработкой новой системы занимался Всесоюзный завод № 118.

Ныне это ОАО Московский научно-производственный комплекс «Авионика» имени О. В. Успенского.

В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

Тактико-технические характеристики Ту-4

Длина самолета, м 30,18
Высота самолета, м 8,95
Размах крыла, м 43,05
Площадь крыла, м² 161,7
Колея шасси, м 8,67
Двигатели 4 поршневых двигателя АШ-73ТК
Мощность двигателя 1770 кВт (2400 л.с.)
Масса пустого самолета, кг 32270
Нормальная взлетная масса, кг 47500
Максимальная масса, кг 66000
Скорость полета макс., км/ч 558
Дальность полета макс., км 6200
Пробег, м 1070
Разбег, м 960
Практический потолок, м 11200
Экипаж, человек 11

Вооружение дальнего бомбардировщика Ту-4

На самолёте имелось два грузоотсека, в которые загружались свободнопадающие боеприпасы, как правило, в четырёх основных вариантах. Для прицеливания применялся не только радиолокационный прицел «Барий», но и оптический ОПБ-18. Для автоматического сброса бомб имелся электросбрасыватель ЭСБР-45.

Ту-4 мог нести 4 фугасные бомбы ФАБ-3000 или 8 ФАБ-1500, бронебойные БРАБ-500 и БРАБ-1000, более мелкие ФАБ-250М, или по одной большой ФАБ-5000 или ФАБ-6000.

А также химические боеприпасы ХАБ-500-280С и ХАБ-250-150С, снаряжённые сгущённой смесью иприта и люизита. В морских частях на самолёт можно было подвесить донные или якорные мины.

Но главным оружием самолёта, бесспорно, считалась 1200-килограммовая ядерная бомба «Татьяна» с 30-кт зарядом РДС-4Т.

Если первые серийные машины, начиная с Ту-4, № 220004, имели систему пушечного оборонительного вооружения ПВ-20 с пушками Б-20Э, то в дальнейшем, начиная с 32-й серии самолеты оснащались системой ПВ-23 с пушками НР-23.

В 1948 году начались работы над крылатыми ракетами КС-1. Модификация Ту-4К, предназначенная для работы с ними, была разработана в 1951 году. В результате успешных лётных испытаний в 1952 году машина поступила на вооружение морской авиации.

А также рассматривался проект оснащения Ту-4 турбовинтовыми двигателями. Однако, поскольку ожидавшийся выигрыш в ТТХ составлял всего лишь 10-15 %, проект так и не вышел из стадии разработки.

Кстати, как и система «Бурлак» — идея использования Ту-4 в качестве буксировщика двух истребителей МиГ-15, использующихся для его защиты.

Модификации

Ту-4 — базовый серийный дальний бомбардировщик.

Ту-4А — носитель атомной бомбы, на фюзеляже была нарисована красная молния.

Ту-4 — танкер-дозаправщик. Для создания полномасштабного образца было выделено два самолёта Ту-4 постройки завода №22.

Дальше были доработаны 12 самолётов Ту-4 постройки завода №18, которые поступили на испытания в 1952 году.

Оборудованные системами дозаправки топливом в полёте по системам «шланг-конус» для самолётов фронтовой авиации и по системе «с крыла на крыло» для самолётов дальней авиации.

Ту-4Р — дальний разведчик. От бомбардировщика отличался лишь дополнительным оборудованием: фотоаппаратурой, станцией радиоразведки, станцией постановки активных радиопомех, устройствами для постановки пассивных радиопомех.

  • Ту-4К — носитель крылатых ракет КС-1.
  • Ту-4Д — (самолёт «76») — десантно-транспортный самолёт, переделывались из серийных Ту-4, всего было переоборудовано 300 самолётов Ту-4.
  • Ту-4Т — транспортный вариант, доработан из серийного бомбардировщика Ту-4.
  • Ту-4ЛЛ —«летающая лаборатория» для доводки перспективных вариантов авиационных силовых установок.

Ту-70 — опытный дальнемагистральный пассажирский самолёт с герметичной кабиной большого объёма. В конструкции планера использованы крыло и оперение от самолёта В-29. Серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-104.

Ту-75 — опытный грузовой вариант самолёта Ту-70. В конструкции фюзеляжа реализованы усиленный грузовой пол и погрузочно-разгрузочная рампа в хвостовой части. Серийно не выпускался в связи с началом разработок в СССР специализированных транспортных самолётов Ан-8 и Ан-12.

  1. Ту-80 — опытный дальний бомбардировщик, глубокая модернизация серийного Ту-4, (улучшенный вариант Ту-4), серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-16.
  2. Ту-85 — опытный стратегический бомбардировщик, дальнейшее развитие самолёта Ту-80, серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-95.
  3. KJ-1 — опытный самолёт ДРЛО Китайской Народной Республики.

Источник: https://vvs.moscow/aircraft/pervyj-sovetskij-strategicheskij-bombardirovshhik-tu-4/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector