Самолёт як-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Самолет, ставший родоначальником длинной линейки истребителей «Як», вынесших на своих крыльях всю тяжесть Великой отечественной войны, разрабатывался под руководством А.С. Яковлева с 1939 г. Самолет, первоначально обозначавшийся И-26, представлял собой одномоторный моноплан с убирающимся шасси и 12-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения. От первоначально предполагавшегося М-106 (1200 л.с.) ввиду его недоведенности пришлось отказаться, и самолет получил М-105П (1050 л,с.). Конструкция планера была смешанной и относительно тяжелой, со сварным каркасом фюзеляжа из стальных труб, Для облегчения машины конструктор пошел на применение неразъемного крыла, снижавшего эксплуатационную технологичность и усложнявшего транспортировку самолета.

Истребитель Як-1 — видео

Первый прототип И-26-1 был облетан 1940 г., второй — 23 марта. Испытания показали многочисленные проблемы, связанные, главным образом, с ненадежной работой мотоустановки. Несмотря на это, в сентябре 1940 г. подмосковный завод № 301 изготовил установочную партию из 10 И-26, а в конце года саратовский завод № 292 сдал 16 серийных самолетов.

Полномасштабное производство самолета, которому 26 декабря 1940 г. присвоили наименование Як-1, началось в 1941 г.Общее количество самолетов, изготовленных до 1944 г,, оценивается примерно в 8760 самолета, из них 112 в 1940-1941 гг. выпустил завод № 301, а 8553 — завод № 292 (16 в 1940 г.

, 1212 в 1941-м, 3477 в 1942-м, 2720 в 1943-м и 1128 в 1944 г.).

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Боевое применение Як-1

До начала войны авиапромышленность выпустила 425 Як-1, но далеко не все из них успели попасть в строевые части. В приграничных округах на 22 июня 1941 г. числилось, в общей сложности, 105 Як-1, но полностью укомплектован ими был лишь 20-й ИАП Киевского Особого ВО, вступивший в бой с первых минут войны.

Битва под Москвой стала первой операцией, в которой достаточно широко применялись истребители Яковлева.

В частности, в составе ВВС Калининского фронта на них воевали 163-й, 237-й, 518-й и 521-й ИАП, Западного фронта — 20-й, 66-й, 188-й и 236-й ИАП; также здесь действовали 211-й и 484-й ИАП из состава резерва Верховного главнокомандования. В январе 1942 г. Як-1 получил 586-й ИАП — единственный женский истребительный авиаполк.

К осени 1942 г. Як-1 стал самым массовым истребителем ВВС РККА — на таких машинах воевало около трети истребительных авиаполков, действовавших на всех фронтах. Эксплуатировали их и части ПВО, а также морской авиации — хотя для полетов над морем Як-1 обладал недостаточной дальностью.

Наряду с обычными полками, на Як-1 воевали элитные части -ставший настоящей кузницей асов покрышкинский 16й гв. ИАП, укомплектованный лучшими пилотами 434й ИАП, и 69-й ИАП, в который осенью 1942 г. собрали летчиков, имевших на своем счету не менее 5 побед. В конце 1942 г.

под Сталинградом дебютировали Як-1 с улучшенной аэродинамикой (в 512-м и 520-м ИАП) По результатам боевой работы 512-го ИАП на один сбитый немецкий самолет приходилось 18 вылетов на улучшенном «Яке» и 26 — на обычном Як-1. Соотношение побед/потерь составило 6,5 сбитых вражеских самолетов на один потерянный улучшенный истребитель и 2,5 — на один стандартный Як-1.

В декабре 1942 -январе 1943 гг. проходили войсковые испытания самолета Як-16. В них участвовали 58 самолетов 176-го ИАП 16-й ВА Сталинградского фронта и 32-го гвардейского ИАП 3-й ВА Калининского фронта.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Выполнив в ходе испытаний 669 боевых вылетов, они провели 38 воздушных боев и сбили 25 вражеских самолетов, в т.ч. 11 истребителей (пять Bf 109F и шесть FW 190А). Собственные потери составили 6 Як-1б. В воздушном сражении над Кубанью в апреле-мае 1943 г. действовал целый ряд частей и соединений, вооруженных Як-1, в частности, 3-й ИАК (265-я и 278я ИАД).

В Курской битве из 52 ИАП — 32 летало на истребителях Яковлева, примерно в равной пропорции Як-1 и Як-7. В дальнейшем доля Як-1 постепенно уменьшалась — их вытесняли более современные машины. Так, в феврале 1944 г. в Корсунь-Шевченковской операции на «Яках» летало 11 полков, из них лишь 3 полностью вооруженных Як-16 и 6 — частично укомплектованных Як-1, наряду с Як-7 и Як-9.

К концу войны Як-1 на фронте осталось относительно немного.

В марте-июле 1943 г. на Як-1 летала французская эскадрилья «Нормандия-Неман», впоследствии перевооруженная более современными машинами. С июля 1944 г. на Як-16 воевал польский 1-й ИАП «Варшава», летавший на них вплоть до мая 1945 г.

Несмотря на проблемы, проявившиеся ещё на ранних стадиях производства, Як-1 в первые месяцы войны быстро завоевал репутацию лучшего советского истребителя. Уступая «мессершмиттам» в скорости и скороподъемности, он отличался неплохой горизонтальной маневренностью. Як-1 был устойчив в воздухе и обладал хорошей управляемостью, был доступен для малоопытных пилотов.

«Подтянуть» летные характеристики удалось на Як-16, а внедрение на этой модификации каплевидного фонаря позволило существенно улучшить обзор. Конструкция самолета была приспособлена к массовому производству с применением недефицитных материалов, а также обладала достаточной ремонтопригодностью.

В то же время, из-за деревянной конструкции крыла, оно обладало низкой стойкостью к повреждениям.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Истребитель Як-1 старшего лейтенанта Е.В. Петренко (1918 — 1976) из 20-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга-1. Почему то звездочки на киле, а не на фюзеляже. Верх киля почему то с белой окраской.

Модификации Як-1

Як-1 — базовая модель. Двигатель М-105П (1050 л.с.), с ноября 1941 г. — М-105ПА такой же мощности. Вооружение — 1 20-мм мотор-пушка LUBAK (боекомплект 130 снарядов), 2 7,62-мм синхронных пулемета ШКАС (суммарный боекомплект 1500 патронов). С октября 1941 г. часть самолетов оборудовалась подвеской для 6 82-мм НАР.

Як-1 облегченный — партия из 10 самолетов, выпущенных в марте 1942 г. заводом № 292. Вооружение -1 пушка LLIBAK. Установлены непротектированные топливные баки и металлическое хвостовое оперение,

Як-1 с мотором М-105ПФ — выпускался с июня 1942 г. Двигатель имел пониженную высотность, но увеличенную мощность (1180 л.с.). С сентября 1942 г. часть самолетов выпускалась в облегченном вариан-13 января те, без пулеметов и радиостанции.

Як-1 с улучшенной аэродинамикой — строился с декабря 1942 г.

Як-1Б — двигатель М-105ПФ. Вооружение — 1 пушка ШВАК (140 снарядов), 1 12,7-мм синхронный пулемет УБС (220 патронов). Усилена бронезащита пилота, установлен каплевидный фонарь.

Як-1 с мотором М-106-1СК — в январе-феврале 1943 г. выпущено 47 самолетов, из-за недоведенности мотоустановки впоследствии переоборудованных под М-105ПФ.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Тактико-технические характеристики Як-1

— Главный конструктор: А. С. Яковлев- Первый полёт: 13 января 1940 года- Годы производства: 1940—1944

  • — Единиц произведено: ~ 8734
  • Экипаж Як-1
  • — 1 человек
  • Размеры Як-1

— Длина, м: 8.48- Размах крыла, м: 10.00

  1. — Площадь крыла, м2: 17.15
  2. Масса Як-1
  3. — Масса пустого, кг: 2412- Масса нормальная взлётная, кг: 2917
  4. Двигатель Як-1

— Тип двигателя: М-105ПФ- Мощность номинальная, л. с.: 1210

— Мощность взлётная, л. с.: 1210

  • Скорость Як-1
  • — Максимальная скорость у земли, км/ч: 510- Максимальная скорость на высоте, км/ч: 571
  • Дальность полета Як-1
  • — 650 км
  • Скорость взлета Як-1
  • — 833 м/мин
  • Практический потолок Як-1
  • — 10000 метров

Вооружение Як-1

— Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм пушка ШВАК, 1 × 12,7-мм пулемёт УБС

Фото Як-1

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Истребитель Як-1 (бортовой номер 29) из 562-го истребительного авиаполка ПВО, разбитый при вынужденной посадке. Пилотировал самолет Герой Советского Союза капитан Иван Николаевич Калабушкин. Фюзеляж, фонарь, передняя часть киля имеют темный тон. Походит на последствия утечки масла из системы смазки. Хотя А почему не проще, например — камуфляжные пятна. Может быть все проще, например — камуфляжные пятна, а на  коке винта куча грязи, мой уазик после покатушек тоже так выглядит. В районе кабины и фонаре отверстия, возможно это пробоины, что говорит что вынужденная посадка могла произойти не просто по техническим причинам.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Самолет истребитель Як-1 первых серий, запуск двигателя вручную, капот маслорадиатора снят. У самомолета, предположительно, В.А. Иванов.

На сколько я понимаю процесс, человек удерживает винт за лопасть пока создается достаточное усилие с помощью натяжения тяги, затем он отпустит ремень и тяга раскрутит винт с более значительной силой чем это мог бы сделать человек.

Только вот почему-то стропы натянуты от плоскости диска винта под каким-то невообразимым углом! Эффективность натяжения мизерная. Ветераны пишут в мемуарах что жгуты были резиновые, может это как раз тот вариант, а что касается угла натяжения — это просто обман зрения. Натяжитель этого самого жгута находится справа по ходу движения самолета.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б.

Лейтенант Ноэль Кастелен 7( 4 личных и 3 в составе группы ) побед(6 в составе «Нормандии»)Погибнет через месяц после того как был сделан этот снимок 16 Июля 1943 во время боя с фоккерами из 51 эскадры. Жозеф Риссо(правильнее все-таки с двумя «с») одержал 11 официальных побед( 5 из них — в составе группы ) и 4 неподтверждённые.

Он был одним из трех, кто остался в живых после окончания войны от первого состава эскадрильи(14 чел.) О лейтенант Дервиове четкой информации у меня нет.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Летчики 3-го гвардейского авиационного полка 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота на фоне истребителя Як-1. На фото: гвардии капитан  А.Ф. Мясников, Герой Советского Союза гвардии капитан Г.Д. Костылев, комиссар полка Исакович. Вообще ГСС Георгий Костылев человек непростой судьбы.(Его кстати нет в сов.

энциклопедии ВОВ, несмотря на то что он вобщем-то один из лучших советских летчиков истребителей). В 43-м году он во время отпуск отправился в Ленинград к матери. То что он там увидел его поразило. Люди умирали от голода и холода. Незадолго до возвращения в свою часть он познакомился с одним тыловым полковником и тот пригласил его «на чаек».

Стол полковника ломился от еды и разнообразного алкоголя. Возмущенный Костылев разоружил полковника и сильно избил. Далее последовали арест летчика, суд, разжалование до рядового, лишение наград и звания ГСС.

Читайте также:  Газ 69: технические характеристики автомобиля, максимальная комплектация, история создания, расход топлива

Мало того, после того как его разжаловали за таран морды этого интенданта-скотины, Костылев, в качестве матроса морской пехоты еще успел повоевать на Ораниенбаумском пятачке. По отбытии наказания был восстановлен в звании и были возвращены награды. Друг летчика Василий Голубев (так же известный ас) смог перетащить Костылева в свой 4-й ГИАП.

Почти год Костылев летал, как ведомый Голубева. Другое дело , что после этого в 4 ГИАП он начинал с рядового летчика и к концу 1944 уже был инспектором штаба ВВС КБФ.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Летчик 562-го истребительного авиаполка ПВО Герой Советского Союза майор И.Н. Калабушкин на крыле истребителя Як-1Б. Иван Николаевич Калабушкин в РККА с 1936 г. После окончания в 1938 г. Ворошиловградской военной авиашколы летчиков – в составе 123-го ИАП.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 22 июня 1941 г. лейтенант Калабушкин на истребителе И-153 «Чайка» в районе Бреста в трех воздушных боях сбил пять самолетов противника (два Ju-88 утром, Hе-111 в полдень и два истребителя Ме-109 к вечеру).

В воздушном бою был ранен, находился на лечении в госпитале. С октября 1941 – в составе 562-го ИАП ПВО. 4 марта 1942 г. удостоен звания Героя Советского Союза. Закончил войну в должности заместителя командира 562-го ИАП ПВО.

Всего за годы войны совершил 361 боевой вылет, в воздушных боях уничтожил 15 самолетов противника.

Командующий военно-воздушными силами Черноморского флота, генерал-майор авиации Николй Алексеевич Остряков (1911 — 1942) перед вылетом на боевое задание на истребителе Як-1

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/302-yak-1

Самолет Як-11: чертежи, летно-технические характеристики, история создания, фото и видео

Созданные в конце 1946 года Яки-11 модели стали одним из самых успешных авиационных проектов Советского Союза. Самолеты отличались высокими характеристиками, которые позволяли использовать их для разных целей после минимальных модификаций. Несмотря на положительные черты, Як-11 не получил массового распространения, хотя и активно использовался отдельными структурами.

История создания Як-11

Главным учебным самолетом СССР во время Второй мировой войны был У-2. Также периодически использовался УТИ-4, который был устаревшим и требовал скорого списания. Иногда для обучения использовались истребители Як-9, Як-7 и Ла-7.

Обычные У-2 и УТИ-4 были непригодны для тренировок стрельбы по воздушным мишеням и бомбометания, так как не имели соответствующего оборудования.

А предоставленные учебным центрам три модели истребителей поставлялись в критически малых количествах, из-за чего их просто не хватало на всех будущих летчиков.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Як-3

Решить проблему должен был Як-3 с последними модификациями. К концу войны в 1945 году его предложили использовать для обучения летчиков. На испытаниях самолет показал себя прекрасно.

Он смог разогнаться до 682 км/ч, пролетая на высоте 6 км. Но в учебные центры поступать он так и не начал. К 1946 году конструкторы разработали новый тренировочный самолет Як-У.

Он имел звездообразный двигатель АШ-21 мощностью 570 л. с., ресурс которого составлял 150 часов.

Самолет был протестирован несколькими опытными летчиками, после чего отправился на государственные испытания. Все они были успешно пройдены. После этого самолеты назвали Як-11 и отправили в серийное производство. Они были очень схожи с моделью Як-3, кроме двухместной кабины. На истребитель повесили пулемет и установили отсек для бомб.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Первые испытания начались на саратовском заводе в 1946 году, а войсковые – в Каминском училище годом позднее. Весь 1947 год был связан с выявлением положительных и отрицательных сторон этого истребителя. К декабрю были сделаны выводы, что самолет прост в управлении, устойчив и надежен.

Основными минусами Яка признали длину разбега с малой вертикальной скоростью, что было связано со слабым двигателем. Если самолет уходит на второй круг с выпущенным шасси после предварительного набора высоты, то он практически перестает подниматься.

А во время уборки щитков истребитель опускается на 50 м.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Также летчики-испытатели обнаружили ряд неприятных дефектов. Лонжероны трескались, крепеж элеронов обрывался, коки воздушных винтов разрушались, а топливные баки легко повреждались.

Был выявлен и ускоренный износ хвостового колеса – его хватало примерно на 45 посадок. К весне 1948 года конструкторы представили новый вариант самолета с улучшенным прицелом и фотопулеметом.

Он был лишен некоторых недостатков предыдущей модели, но большинство из них сохранились.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Опытный экземпляр учебно-тренировочного истребителя Як-11

Первые значительные изменения были внесены лишь в 1949 году, когда истребитель встал на конвейер ленинградского завода.

На нем были заменены элементы опалубки, перемещены стержни пулеметных крепежей, установлены новые компоненты оборудования.

Постепенно самолет подвергался еще большему числу изменений, касающихся конструкции и вооружения. На новых моделях устанавливали полукомпас, радиостанцию, переговорные устройства.

К 1950 году была разработана модификация с трехколесным шасси, так как самолеты с хвостовым колесом уходили в прошлое. Новые машины стали почти на 200 кг тяжелее предыдущих.

Через 5 лет создали новый вариант Яка с пулеметом А-12,7 для чехословацких военных. За все время производства было выпущено примерно 3 500 самолетов на территории СССР.

Они использовались многими странами мира, в том числе Австрией, Египтом, Вьетнамом, Румынией и Польшей.

Описание конструкции

Самолет получил цельнометаллическую конструкцию. Он обладал двухлонжеронным крылом, обшитым металлом.

Его передняя часть имела небольшие вырезы, куда монтировались амортизационные стойки, а также колеса шасси при убирании.

Они представляли собой выгибание лонжерона по форме всех элементов, которые туда помещаются. Элероны с поворотным рулем покрывались полотном. Посадочные щитки обшивались дюралем.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Каркас из металла включал 4 лонжерона и 11 шпангоутов. На первой раме располагались крепежи мотора, представленные в виде небольшой конструкции из труб и кольца. Капот двигателя имел входное кольцо, обтекатель, половинчатую крышку с лючками. Спереди размещались специальные жалюзи, с помощью которых можно было управлять степенью охлаждения мотора.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Передние стойки шасси убирались в вырезы на крыле, а заднее колесо всегда оставалось на месте. На каждую из них монтировали амортизационную конструкцию. Внутри двигался поршень со штоком, который управлял колесами. Соединения с помощью траверсы исключали произвольное открытие шасси.

Наличие тормозных барабанов помогало останавливать колеса при движении по взлетно-посадочной полосе. Управление выпуском и убиранием шасси осуществлялось через применение бортовой системой сжатого воздуха, отправляющегося из компрессора и двух баллонов.

Также контролировались пуск двигателя, торможение и регуляция жалюзи.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Два топливных бака имели объем по 173 л. Также был предусмотрен расходный бачок на 13,5 л. Первые располагались внутри крыла, а последний устанавливали в фюзеляж. Масляная система имела бак на 35 л, а также множество дополнительных элементов, включая индикаторы.

Управление двигателем осуществлялось с приборной панели самолета. Там же устанавливались все необходимые переключатели и индикаторы. Все это находилось в первой кабине, предназначенной для ученика.

Вторая, инструкторская, имела отдельные элементы на своей приборной панели, дублирующие ученическую. Это позволяло взять управление самолетом на себя при возникновении опасности или нештатной ситуации.

Вы хотели бы полетать на ЯК-11?

Летно-технические характеристики самолета и вооружение

По ЛТХ Як-11 превосходил аналогичные самолеты, которые могли бы использоваться советскими летчиками для тренировок. Но самую важную роль играла простота управления этим истребителем. Ученик мог сконцентрироваться на оттачивании ведения боя, не затрачивая лишнего внимания на поведение самолета в воздухе.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Як-11 был довольно длинным истребителем для своего типа – 8,5 м. Высота составляла 3,28 м, а размах крыла достигал 9,2 м. Площадь последнего – 15,4 м². Масса пустого самолета базовой модификации равнялась 1854 кг. Максимальный взлетный вес составлял 2418 кг. При этом топливо весило 268 кг.

Используемый двигатель давал истребителю неплохие возможности, хотя в некоторых ситуациях проявлялась нехватка его мощности. АШ-21 имел 570 л. с. и позволял самолету разгоняться до 456 км/ч.

Крейсерская скорость была ограничена 330 км/ч. Як-11 мог пролетать до 1290 км, максимальная продолжительность полета достигала 4 часа 20 минут. Практический потолок составлял 7 км.

Для тренировочного истребителя – достаточная величина.

Вооружение у самолета было не самым продвинутым, так как для обучения летчиков всегда применялось простое оружие, стоимость припасов для которого не слишком велика. На него устанавливали один пулемет УБС калибра 12,7 мм.

Также на борту было две бомбы, чей вес мог составлять от 25 до 100 кг. Истребитель имел фотокинопулемет ПАУ-22, использовавшийся для фото или видеосъемки.

Полученные записи служили доказательством уничтожения вражеских формирований.

Модификации

За время эксплуатации Як-11 было создано всего 6 модификаций. Каждая из них имела свои отличительные черты, дающие ряд преимуществ. Чаще всего у выпущенной модификации имелось конкретное предназначение.

Як-11А

Проект одноместного Як-11 подразумевал создание практически полной копии базовой версии самолета. В нем должна была сохраниться большая часть конструкции, двигатель со всеми характеристиками, а также основные показатели.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Главное отличие заключалось в том, что вместо двух кабин у самолета должна была быть одна. Она располагалась на месте ученической. Такой аппарат мог использоваться для обучения, ведения боевых действий или выполнения спецопераций, но по результатам испытаний он не был отправлен в серию.

Як-11 буксировщик мишени

Вторая модификация также основана на базовой модели Як-11. Самолет ничем не отличался от нее ни по конструкции, ни по летно-техническим характеристикам, ни по вооружению. Единственной особенностью стало его назначение.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Он использовался для буксировки мишеней-конусов. На него устанавливалось специальное устройство под фюзеляжем. Оно представляло собой лебедку, к которой крепится конус с амортизатором. Длина троса достигала 350 м. После проведенных испытаний было решено принять модификацию самолета на вооружение и использовать ее для буксировки конусов.

Як-11 ВКП

Версия ВКП внешне не отличалась от стандартной модели Як-11. Самолет был практически таким же. Отличался он только тем, что его кабина была полностью переоборудована для дистанционного управления беспилотными самолетами-мишенями.

Читайте также:  Р-411: охолощённый пистолет макарова пм от концерна калашникова, списанное деактивированное оружие ижмаш, пугач

Контроль осуществлялся только на этапе взлета, после чего передавался наземному командованию. К таким беспилотникам относились МиГ-15М, МиГ-19М, Ту-16М. Последний через Як-11 также можно было посадить. За годы эксплуатации произвели сотни таких истребителей.

Як-11 фоторазведчик

Версия самолета для выполнения снимков или съемки маршрутов называлась фоторазведчиком. На ней было установлено фотооборудование, позволяющее фотографировать или снимать на видео местность. Находилось оно в задней части фюзеляжа. Управление производилось с помощью специального прибора, который мог запустить беспрерывную запись.

Чтобы обслуживать оборудование при полете, был предусмотрен отдельный технологический люк. Для эксплуатации при морозах на фоторазведчик устанавливали приборы для обогрева. Самолет производился серийно.

Як-11У

Улучшенная версия базового самолета отличалась наличием новой носовой стойки шасси. Она имела размеры 40*15 см и могла убираться внутрь специального отсека, установленного в фюзеляже. Основные опоры были перемещены ближе к задней части и отличались рычажной подвеской колеса.

Длина фюзеляжа увеличилась на 30 см, что потребовало переработки устройства капота, но не затронуло сам двигатель. На самолет поставили центральный топливный бак на 116 л и два дополнительных на 85 л. Также было установлено новое навигационное и электронное оборудование. Выпущен только один самолет путем переработки базового Як-11, но позднее он пошел в серию под руководством Чехословакии.

Як-11Т

Доработанная версия Як-11У с оборудованием для слепой посадки. Он был укомплектован ОСП-48, в которое также были включены радиокомпас, радиоприемник и радиовысотомер. Летчик мог посадить его в условиях любой видимости или полной ее отсутствии. Было проведено много испытаний в 1952 году, но выпустили только один самолет, созданный из базового Як-11.

Як-11 стал одним из лучших истребителей для тренировки полетов и стрельбы молодыми летчиками. А созданные модификации позволили использовать его и с другими целями. Всего за годы эксплуатации было выпущено более 4 000 машин, если учитывать чехословацкое производство, выпускавшее истребитель U-11, представлявший собой Як-11У.

Источник: https://samoletos.ru/samolety/yak-11

Истребитель Як-1 ОКБ Яковлева

«Краткая справка: Советский легкий истребитель Як-1 конструкции А.С.Яковлева, впервые поднявший в небо в 1939 году. Отличался чрезвычайно простым устройством и управлением и довольно неплохими характеристиками. Чертежи, характеристики, история создания и боевого применения самолета»

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Истребитель Як-1

История создания истребителя Як-1

9 мая 1939 года ОКБ А.С.Яковлева приступило к разработке легкого истребителя И-26 или Я-26. Главным конструктором выступил К.А.Вигант, ведущим —  К.В.Синельщиков.

Изначально планировалось установить на истребителе перспективный двигатель жидкостного охлаждения М-106, но разработка затянулась и его место занял менее мощный М-105П.

 Чтоб уложиться в исходные характеристики, пришлось переделывать конструкцию с целью её облегчения, что не замедлило сказаться и на дальности полета и на оборудовании.

13 января 1940 года истребитель И-26  впервые поднялся его в небо, а 29 мая 1940 года, с некоторыми доработками, самолет был передан на государственные испытания.

Производство истребителя планировалось развернуть на заводах №292 в Саратове и №301 в Химках, и уже в июне 1940 года первые машины стали поступать в войска, под тем же индексом — И-26, несмотря на то, что войсковые испытания машины были завершены только через полгода, уже в 1941 году.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Чертеж истребителя Як-1

Хорошо известное нам наименование Як-1 истребитель И-26 получил только в декабре 1940 года.

Описание конструкции истребителя Як-1

«Простой как топор» — пожалуй наилучшее описание И-26, будущего истребителя Як-1. Хотя основу конструкции составляла сваренная из стальных трубок рама, основные поверхности самолеты были выполнены из дерева, а хвостовая часть была сделана и вовсе из натянутого на каркас полотна. Дюрали в конструкции Як-1 было совсем немного — из неё была выполнена только передняя часть фюзеляжа.

Крыло истребителя было деревянным с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом (во время войны выпускался вариант с лыжным шасси).

Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения ВК-105П с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках.

Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем. На Як-1Б вместо пулемётов ШКАС слева устанавливался один 12,7-мм пулемёт УБС.

Под крылом могли устанавливаться направляющие для РС-82 и бомбодержатели.

Если не считать неприятности с двигателем и как следствие — необходимость заменить металл на полотно, конструкция Як-1 была очень удачной, с чистыми формами и хорошей центровкой.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Истребитель Як-1 на лыжном шасси

Модификации истребителя Як-1

  • И-26-I (№26-1) — первый прототип. Отличался двигателем М-105П с винтом ВИШ-51. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 4 пулемётов ШКАС. Первый полёт 13 января 1940 года.
  • И-26-II (№26-2) — второй прототип. Отличался усиленным крылом, увеличенным килем, винтом ВИШ-61П, маслорадиатором под двигателем, отсутствием 2 пулемётов и уменьшенным боекомплектом. Первый полёт 23 марта 1940 года.
  • И-26-III (№26-3, И-26 №3) — эталон серии. Отличался усиленной конструкцией. Первый полёт 18 сентября 1940 года.
  • И-27 (УТИ-26) — учебно-тренировочный. Отличался двухместной кабиной, сдвинутым вперёд на 100 мм крылом. Вооружение состояло из 2 пулемётов ШКАС. Разработан в январе-июне 1940 года. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 23 июля 1940 года.
  • И-28 (И-26-Н, И-26-В, Як-5) — опытный высотный истребитель. Отличался высотным двигателем М-105ПД с нагнетателем Э-100, радиостанцией РСИ-3. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов ШКАС. Разработан в июле-октябре 1940 года. Первый полёт 1 декабря 1940 года.
Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1940 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: ВК-105ПФ, 1180 л.с.
Максимальная скорость: 592 км/ч
Практический потолок: 10 км
Дальность полета: 700 км
Масса пустого: 2350 кг
Максимальная взлетная масса: 2850 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10 м
Длина: 8,48 м
Высота: 2,9 м
Площадь крыла: 17,15 кв.м.
Вооружение: 1× 20-мм пушка ШВАК, 2× 12,7-мм пулемета ШКАС

Характеристики приведены для Як-1

  • И-30 (Як-3 — не прототип истребителя Як-3) — опытный пушечный истребитель. Отличался металлическим крылом типа «обратная чайка», компоновкой кабины, радиостанцией РСИ-4. Вооружение состояло из 3 пушек ШВАК и 2 пулемётов ШКАС. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 5 апреля 1941 года, из-за начавшейся войны производство организовано не было.
  • Як-1 — серийный. Выпускался с сентября 1940 года на заводе №292 в Саратове и №301 в Химках. Также выпускался с пулемётами УБ вместо ШКАС (6 самолетов).
  • Як-1 М-82 — проект истребителя с двигателем воздушного охлаждения М-82. Разработан осенью 1941 года.
  • Як-1 М-105ПФ — с форсированным двигателем М-105ПФ. Выпускался с июня 1942 года.
  • Як-1 М-106П — с двигателем М-106П. В феврале 1943 года изготовлено 47 самолётов, которые позже были переоснащены двигателями М-105ПФ.
  • Як-1 М-107 (Як-1М с М-107, «Дублёр Москита») — опытный Як-1 с двигателем М-107А. Отличался винтом ВИШ-107, уменьшенной площадью элеронов, удлинённым на 100 мм капотом. Первый полёт 5 октября 1943 года.
  • Як-1Б (Як-1СБ) — модернизированный базовый истребитель. Отличался новым фонарём кабины, пониженным гаргротом, улучшенной аэродинамикой, убирающимся задним колесом, усиленной бронезащитой пилота. Вооружение состояло из пушки ШВАК и синхронного пулемёта УБС. Выпускался серийно с сентября 1942 года.
  • Як-1М (Як-1 «Москит») — прототип истребителя Як-3. Отличался крылом меньшего размаха с металлическими лонжеронами, уменьшенным запасом топлива, двигателем М-105ПФ2 с индивидуальными выхлопными патрубками цилиндров, винтом ВИШ-105СВ-01. В 1943 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 февраля 1943 года.

Эксплуатация и боевое применение истребителя Як-1

Серийное производство истребителя Як-1 осуществлялось до июля 1944 года, за это время было изготовлено 8670 самолётов всех модификаций.

Истребитель активно применялся на протяжении всей Великой Отечественной войны на всех фронтах действующей армии, а также в морской авиации и ПВО.

Кроме советских лётчиков на Як-1 воевали французские лётчики из эскадрильи «Нормандия», польские из 1 ИАП «Варшава».

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/istrebitel-yak-1.html

Як-1

Истребитель

ОКБ Яковлева

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

К 1939 г. советское опытное самолетостроение оказалось в ситуации близкой к кризисной. Сказалась дезорганизующая роль репрессий, обрушившихся на отрасль в 1937-1938 гг. Кроме того, качественно новый уровень техники требовал новых технологий и материалов, новой организации производства и более широкой экспериментальной отработки. В области технологии и авиационных материалов Советской Союз еще отставал от передовых стран, что особенно сильно сказывалось на моторостроении, поскольку путь лицензионного производства и последующего совершенствования лучших иностранных моторов, весьма распространенный во всем мире, уже исключался ввиду резко обострившейся международной обстановки. Помимо этого, ведущий авиационный научный центр — ЦАГИ. созданный еще в 20-х годах в Москве уже не мог в полном объеме обеспечить конструкторов экспериментальным материалом. Новый ЦАГИ, с его уникальными аэродинамическими трубами и стендами прочности, еще строили. Он был готов только к 1939-1940 гг.

К 1939 г. отставание советской авиации стало очевидным. Оно заключалось не столько в отсутствии в составе ВВС новых самолетов, сколько в том, что такие самолеты, за небольшим исключением, не были даже разработаны и испытаны. В первой половине 1939 г.

руководство страны провело два широких совещания с привлечением работников наркомата авиационной промышленности, научных институтов, летчиков и военных специалистов. В результате был выработан комплекс мероприятий для скорейшей ликвидации отставания в области авиации. Одним из таких мероприятий была организация ряда новых конструкторских бюро.

Началась чрезвычайно напряженная, можно даже сказать авральная, работа по созданию нового поколения советских самолетов.

Одним из первых удачных новых самолетов стал истребитель А.С. Яковлева И-26. Он вышел на испытания в январе 1940 г. Само лет представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства. Мотор жидкостного охлаждения М-105П.

Вооружение состояло из одной пушки ШВАК калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал редуктора винта, и двух синхронных скорострельных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. Отличительной особенностью этого самолета, как, впрочем, и других боевых самолетов А.С.

Яковлева периода войны, был малый вес, хорошая устойчивость и простота пилотирования.

После испытаний и необходимых доработок И-26 запустили в серию и вскоре присвоили ему марку Як-1. В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей, а всего за 1940-1944 гг. было выпущено 8720 самолетов этого типа.

В первые полтора года войны Як-1 был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Мессершмитт Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра.

Читайте также:  Самолёт ту-144: сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, технические характеристики, длина пробега при посадке

Однако, с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А.С.Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах, т.е.

как раз там, где и велись в основном воздушные бои, мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 г.

По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал в скороподъемности.

Вооружение. Одна пушка ШВАК 20-мм с боекомплектом 220 патронов, 2 пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с боезапасом 1500 патронов.

В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Одновременно со сменой мотора изменили и вооружение: вместо двух ШКАС поставили гораздо более эффективный крупнокалиберный (12.7 мм) пулемет УБ. Затем усовершенствовали аэродинамику, установили радио и улучшили обзор верхней полусферы из кабины летчика.

Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны.

Як-1 Як-1 Як-7б МиГ-3 ЛаГГ-3 ЛаГГ-3 ГеометрияМассы, кгСиловая установкаЛётные данныеВооружение
Год выпуска 1941 1943 1943 1941 1941 1943
Длина самолета, м 8.48 8.48 8.48 8.25 8.81 8.81
Размах крыла, м 10.0 10.0 10.0 10.2 9.81 9.81
Площадь крыла, м² 17.15 17.15 17.15 17.44 17.62 17.62
Взлетный вес 2858 2884 3005 3300 3280 2990
Мотор М-105П М-105ПФ М-105ПФ АМ-35А М-105П М-105ПФ
Мощность, л.с. 1100 1210 1210 1350 1100 1210
Максимальная скорость, км/ч у земли 480 501 531 472 474 542
на высоте 577 592 588 622 549 591
м 4950 4100 3860 7800 5000 3560
Время набора высоты 5 км, мин 9.2 6.2 6.6 5.7 7.4 5.8
Практический потолок, м 10000 12500 10200 11500 9300 9500
Дальность полета*, км 700 625 600 630 700 650
Число пушки 1 1 1 1 1
пулеметы 2 1 2 3 3 1

* На скорости, составляющей 90% от максимальной.

Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение Самолёт ЯК-1: истребитель, история создания, лётно-технические характеристики, вооружение, боевое применение

Подробно

  • Мотор М-105ПФ
  • Крыло самолетов Як-1 и ЛаГГ-3, фиг 28, 29
  • Фюзеляж самолета Як-1, фиг 84, 85, 86
  • Хвостовое оперение Як-1, фиг 132-137
  • Ручки управления самолетами Як-1, Мустанг, фиг 156-159
  • Капоты самолетов Ла-5 и Як-1, фиг 268-272
  • Bf 109 E/F против Як-1/7. Восточный фронт 1941-1942. /Хазанов, Медведь/

Источники

  • «История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг.» /В.Б. Шавров/
  • «Самолеты сталинских соколов» /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • «Рассказы авиаконструктора» /А.С. Яковлев/
  • «Советские самолеты» /А.С. Яковлев/
  • «Первый Як» /С. Кузнецов/
  • «Сборник иллюстраций по курсу конструкций самолетов» /М.И. Шульженко; МАИ 1954/

Источник: http://www.airpages.ru/ru/yak1.shtml

Як-9. Самый массовый советский истребитель..

Главной особенностью этого самолета была универсальность. Благодаря заложенным в конструкцию самолета резервам, он использовался как фронтовой истребитель с различным набором вооружения, дальний истребитель, истребитель сопровождения, истребитель-бомбардировщик и разведчик с большим набором разведывательной и фото-аппаратуры. Три девятки истребителей сопровождения Як-9 сопровождали самолет Сталина во время полета на конференцию в Тегеран.

История создания истребителя Як-9 проста. С 1942 года начались военные поставки союзников по ленд-лизу и авиационная промышленность СССР меньше страдала от недостатка алюминиевых сплавов.

Поставки алюминия позволили облегчить некоторые типы советских истребителей за счет замены деревянных силовых элементов конструкции на металлические. Первым был переделан истребитель Як-7.

Установка металлических лонжеронов крыла вместо деревянных значительно снизила вес и позволила разместить в крыльях четыре дополнительных протектированных топливных бака емкостью 680 литров. Фонарь кабины и гаргрот фюзеляжа переделали по типу Як-1б.

В результате улучшилась маневренность и скороподъемность истребителя, а также значительно увеличился радиус действия. После проведения государственных испытаний этот истребитель под обозначением Як-9 был запущен в серийное производство.

Истребитель Як-9 конструкции Александра Сергеевича Яковлева.

Серийный Як-9 предназначался для использования в качестве фронтового истребителя, на нем не устанавливались бомбовые подвески под крылья и два крайних крыльевых топливных бака. Боевое крещение Як-9 состоялось в начале 1943 года в контр-наступлении Красной Армии под Сталинградом.

Особенно удачно воевал 434-й истребительный авиационный полк под командованием майора Василия Сталина. Як-9 обладал очень хорошей скоростью и маневренностью на высотах до 3500 метров и превосходил Мессершмитт Ме-109 последних модификаций.

На высотах более 3500 метров Як-9 уже уступал Ме-109.

В марте 1943 года начался выпуск нового варианта самолета, вооруженный авиационной пушкой НС-37 конструкции Александра Эммануиловича Нудельмана и Александра Степановича Суранова калибра 37 мм.

, установленной в развале блока цилиндров двигателя и стреляющей через полый вал воздушного винта. Пришлось усилить конструкцию самолета из-за сильной отдачи пушки при стрельбе и изменить центровку.

Самолет назвали Як-9Т, у него несколько ухудшились характеристики маневра по вертикали и скороподъемность, зато улучшились результаты борьбы с вражескими бомбардировщиками. А для уничтожения вражеского истребителя было достаточно попадания одного снаряда 37 мм пушки.

Кроме того, 37 мм снаряды были весьма эффективны при штурмовке наземных целей, так как поражали легкие танки и бронетранспортеры, не говоря уже о паровозах и железнодорожных вагонах.

Истребитель Як-9Т с пушкой НС-37 конструкции Нудельмана — Суранова калибра 37 мм.

На истребителях Як-9Т успешно сражались летчики французского истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман».

Истребитель Як-9Т из состава полка «Нормандия-Неман».

Во время войсковых испытаний летчики 18-го истребительного авиационного полка за месяц на 12-ти самолетах Як-9Т выполнили 172 боевых вылета, провели 47 воздушных боев, в которых сбили 11 вражеских самолетов при потере 3-х своих. В боях на Курской дуге Дважды Герой Советского Союза Иван Степаненко на истребителе Як-9Т за месяц сбил 4 ФВ-190, Ме-109 и ФВ-189. До конца войны всего было выпущено 2748 самолетов Як-9Т.

Истребитель Як-9Т на котором воевал Дважды Герой Советского Союза Иван Степаненко.

Успехи в применении на фронте истребителя Як-9Т послужили причиной дальнейшего усиления вооружения истребителя. Была создана модификация Як-9К с авиационной пушкой НС-45 калибра 45 мм. Но это орудие оказалось слишком мощным для маленького самолета.

Для установки этого орудия пришлось усилить раму и фюзеляж самолета, и во избежании поломок самолета летчикам было рекомендовано вести огонь только короткими очередями не более 2..3 выстрелов, а еще лучше одиночными.

Но следует отметить, что несмотря на некоторое уменьшение маневренности и скороподъемности самолета, попадание даже одного снаряда гарантированно уничтожало любой вражеский самолет, включая бомбардировщик Хейнкель Хе-111 и транспортный самолет Юнкерс Ю-52.

Истребитель Як-9К.

Истребители Як-9К были выпущены в количестве 53 штук и успешно воевали в составе 274-го и 812-го истребительных авиационных полков.

Увеличением дальности полета Як-9 коллективу ОКБ пришлось заняться весной 1943 года, когда готовились наступательные операции Красной Армии.

Отсутствие подходящих аэродромов вблизи линии фронта оставляло наземные войска без воздушного прикрытия, так как истребители не могли достаточное время находиться в воздухе, тратя большую часть топлива на полет от аэродрома и обратно.

Был создан истребитель Як-9Д (дальний), на котором устанавливались дополнительные бензобаки, благо такая техническая возможность была. Его дальность полета составляла 1360 км при экономичном режиме работы двигателя.

Летные данные были почти такие же, как и у Як-9, но ощущался недостаток навигационного оборудования при полетах в сложных метеоусловиях. Серийно Як-9Д выпускался с 1943 года по 1946 год, всего было выпущено 8530 дальних истребителей.

Еще большую дальность имел истребитель Як-9ДД (дальнего действия), разработанный в 1944 году. Во время контрольных испытаний была достигнута дальность полета 2300 км без применения подвесных топливных баков. Як-9ДД имел дополнительные внутренние баки и специальное навигационное оборудование для слепых полетов в сложных метеоусловиях.

В августе 1944 года советские летчики на истребителях Як-9ДД совершили перелет над вражеской территорией в Италию в освобожденный союзниками город Бари.

Там разместилась целая эскадрилья Як-9ДД, которая прикрывала американские тяжелые бомбардировщики во время бомбардировок Румынских нефтепромыслов и осуществляла поддержку югославских партизан.

В марте 1944 года была выпущена небольшая серия истребителей-бомбардировщиков Як-9Б, которые за кабиной пилота имели отсек для размещения четырех 100-кг авиабомб.

Там же могли размещаться кассеты с мелкими противотанковыми кумулятивными бомбами ПТАБ-2,5.

Кроме того, серийно выпускался самолет-разведчик Як-9Р с аэрофотокамерами для маршрутной съемки, установленными в отсеке за кабиной пилота.

В 1944 году удалось значительно повысить летные характеристики самолета Як-9 путем установки нового форсированного двигателя М-107А взлетной мощностью 1650 л.с. и винта изменяемого шага новой конструкции. Была усовершенствована конструкция маслорадиатора и улучшена герметизация фюзеляжа.

На испытаниях истребитель Як-9У улучшенный достиг максимальной скорости 600 км/час у земли и 700 км/час на высоте 5600 метров. Существенно улучшилась маневренность и скороподъемность. В качестве вооружения устанавливалась авиационная пушка калибра 20 мм и два крупнокалиберных пулемета УБС калибра 12,7 мм.

Были модификации Як-9У и с чисто пушечным вооружением — Як-9УТ.

Истребитель Як-9УТ с пушкой НС-37 калибра 37 мм и двумя синхронными пушками калибра 20 мм. На этом самолете Герой Советского Союза Гарри Мерквиладзе сбил в бою немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262.

Истребитель Як-9У пользовался особой популярностью среди летного состава многих строевых частей. Отметили самолет и наши враги. Заблудившийся и севший на нашей территории немецкий летчик заявил: «Hаше командование отдало приказ: с самолетами типа «Як», не имеющими мачты антенны, в бой не вступать»

Самолет Як-9 различных модификаций серийно выпускался до декабря 1948 года, всего было выпущено 16769 самолетов разных модификаций.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595093b477d0e65de11a18c1/5ca6cfeece8c8200b34df868

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector