Самолёт як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ттх), применение

  • Россия на Лангкави представила свой бестселлер — учебно-боевой самолет ЯК-130, который стал самым популярным в мире двухместным реактивным учебным самолетом нового поколения. 
  • Для оснащения своих ВВС ее выбрали России, Алжир, Белоруссия, а также три страны Южной Азии — Бангладеш, Мьянма и Лаос. 
  • Сегодня в мире эксплуатируется свыше 160 истребителей Як-130.
  • Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение
  • В сегодняшнем репортаже — о возможностях учебно-боевого самолета России и его основных конкурентах на мировом рынке вооружений.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

  1. Самолет Як-130 — это наиболее функциональная, конкурентоспособная и привлекательная по цене-качеству машина своего класса.
  2. Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение
  3. Исходя из основных задач, которые ложились на создателей самолета Як-130 (подготовка военных летчиков от первоначальной летной подготовки до боевого применения, приобретение навыков действий в самых сложных условиях полета, в том числе и действий при отказах авиационной техники и ошибках пилотирования и так далее), эти российские самолеты идеально подходят для продвижения на зарубежных рынках, прежде всего — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  4. Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Самолет Як-130 (Mitten по классификации НАТО) разрабатывался в первой половине 1990-х годов в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Яковлева (ныне — в составе ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) при участии итальянской компании Aermacchi (впоследствии вошла в состав концерна Finmeccanica, ныне — Leonardo), которая вышла из проекта в 1999 году. Машина создавалась для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолетов Aero L-39 Albatros чехословацкого производства.

Опытный образец впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года, его пилотировал летчик-испытатель первого класса, Герой России Андрей Синицын. Самолет серийно строился на Нижегородском авиационном заводе «Сокол», а с 2009-го по настоящее время выпускается Иркутским авиационным заводом, который освоил производство на базе цифровых технологий и позже стал эксклюзивным поставщиком новых машин.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

В настоящее время весь комплекс работ по программе Як-130 выполняет корпорация «Иркут» (в составе ОАК).

Самолет Як-130 способен обучать военных летчиков на разных режимах полета и применения вооружений, характерных для самолетов четвертого и даже пятого поколений. Речь идет о российских и зарубежных самолетах Су-30, МиГ-29, F-16, Rafale и Eurofighter Typhoon, а также F-22, F-35. То есть, по сути, учебные возможности нашей машины охватывают практически весь сектор современной боевой авиации.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Конечно, «почувствовать» настоящий истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления, по мнению авиаспециалистов, Як-130 позволит.

Самолет оснащен новейшими системами имитаций режимов боевого применения, а в случае необходимости Як-130 способен выполнять задачи штурмовика и уничтожать отдельные наземные и малоскоростные воздушные цели.

Кроме того, машина неприхотлива в вопросе климатических условий эксплуатации и способна взлетать и садиться на грунтовых аэродромах.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Интегрированная цифровая система управления во взаимодействии с экипажем (два человека — пилот-инструктор и ученик) и бортовым оборудованием обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование самолета.

Кроме того, «интеллект» машины был усилен и другим высокотехнологичным оборудованием — лазерной бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП-1, которая предназначена для ориентации в пространстве, определения местоположения летательного аппарата, комплексной обработки и выдачи навигационной, пилотажной информации.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Аэродинамическая схема Як-130 — двухдвигательный среднеплан с крыльевыми наплывами, размещенными под ними воздухозаборниками, с трехстоечным шасси. Особенности компоновки, высокомеханизированное крыло и цельноповоротный стабилизатор позволяют машине выполнять маневры на больших углах атаки.

Так, летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 км/ч — подобные режимы, по мнению специалистов, сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Длина — 11,49 м; высота — 4,76 м; размах крыла — 9,72 м. Максимальная взлетная масса — 9000 кг; максимальная боевая нагрузка — 3000 кг на девяти узлах подвески. Боевой радиус действия — 1315 км; практическая дальность — 1850 км; практический потолок — 12 500 м. Максимальная скорость — 1000 км/ч.

  • На девяти точках подвески «летающая парта» (такое ироничное название дали самолету журналисты) может нести широкий спектр авиационных средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 (AA-11 Archer по классификации НАТО) с инфракрасными головками самонаведения, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения, неуправляемые авиационные бомбы калибра до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты семейств С-8, (80 мм), С-13 (122 мм) и С-25, а также подвесные пушечные контейнеры с 23-мм автоматической пушкой ГШ-23Л (аналогичная пушка установлена на боевом вертолете Ми-35М).

Самолет также оснащен двумя контейнерами радиоэлектронного подавления. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять самолет Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.

Кстати, на Як-130 в период с 17 по 26 октября 2016 года проводилась серия рекордных полетов. Были установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг (подкласс C-1f по классификации Международной авиационной федерации).

Сегодня свыше 100 Як-130 используются в учебных центрах Минобороны России, в этом году поставки машин будут продолжены.

В 2017 году сообщалось, что корпорация «Иркут» наращивает боевые возможности самолета Як-130, придавая ему функции легкого штурмовика.

В частности, речь шла об установке на самолет лазерного дальномера, дополнительного радиосвязного оборудования и систем радиоэлектронной борьбы.

В настоящее время основными конкурентами Як-130 на мировом рынке вооружений является ряд учебно-тренировочных (УТС) и учебно-боевых самолетов (УБС) производства европейских и азиатских государств.

В частности, Малайзия располагает самолетами семейства Hawk производства британской компании BAE Systems.

По данным открытых источников, на вооружении страны состоит 10 УТС Hawk 108 и восемь легких истребителей Hawk 208.

В начале марта текущего года главнокомандующий ВВС этой страны Эффенди Буанг сообщил, что Hawk могут состоять на вооружении еще порядка десяти лет после прохождения ими необходимой модернизации.

В настоящее время наиболее современной модификацией Hawk является версия AJT (Hawk Advanced Jet Trainer, обозначение ВВС Великобритании — Hawk T2). Согласно данным BAE Systems, его максимальная взлетная масса составляет 9100 кг, полезная нагрузка — 3000 кг, максимальная скорость — порядка 1300 км/ч.

Серьезным конкурентом Як-130 на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона является южнокорейский T-50 Golden Eagle — разработка концерна Korea Aerospace Industries (KAI). Как отмечает производитель, его уже закупили две страны — Таиланд (12 единиц) и Индонезия (16 единиц). На базе T-50 был создан легкий штурмовик, получивший обозначение FA-50. 12 таких самолетов поставлены Филиппинам.

Согласно данным KAI, максимальная взлетная масса T-50/FA-50 составляет 12,3 т. Самолет отличается сверхзвуковой скоростью (до 1700 км/ч) и способен применять (в боевой конфигурации) ракеты класса «воздух-воздух» AIM 9, неуправляемые авиабомбы Mk.82 и управляемые JDAM, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 и неуправляемые ракеты калибра 70 мм.

Серьезным игроком на мировом рынке учебно-боевых самолетов и главным конкурентом Як-130 является итальянский M-346 концерна Leonardo. Он также может поставляться в конфигурации УТС (M-346) и УБС (M-346FA). Его максимальная взлетная масса составляет 10 400 кг, боевая нагрузка — порядка 3000 кг, а максимальная скорость — 1075 км/ч.

  1. В боевой конфигурации машина способна применять различные ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также управляемые и неуправляемые бомбы.
  2. Однако немаловажную роль в превосходстве Як-130 над конкурентами играет его стоимость.

Экспортная стоимость Як-130 — в пределах $15 млн, что значительно ниже стоимости как его итальянского «клона» Aermacchi M-346, так и британского самолета Hawk, стоящих на вооружении ВВС Малайзии — стоимость этих машин превышает порог $30 млн. То же можно отнести и к южнокорейскому учебно-боевому T-50 Golden Eagle, который почти в два раза дороже российского самолета.

Как отмечалось выше, в 1993–1999 годах в разработке Як-130 участвовала итальянская компания Aermacchi, в результате чего, по воспоминаниям главного конструктора Константина Поповича, концепция самолета поменялась с учебно-тренировочной на учебно-боевую. Aermacchi вышла из проекта, получив документацию по самолету, и впоследствии представила свой самолет М-346 (первый полет был в 2004 году), похожий на Як-130. Российская и итальянская стороны договорились о разделении рынков сбыта.

Согласно плану модернизации, опубликованному ВВС Малайзии летом прошлого года, в перспективе предполагается закупка трех эскадрилий УБС, при этом особый упор делается именно на боевые возможности самолетов.

Точные данные о грядущих закупках авиатехники ВВС Малайзии не публикует, однако, опираясь на структуру ВВС страны, можно предположить, что речь идет о приобретении 18–30 самолетов.

Учитывая текущий состав парка Hawk, Куала-Лумпур, вероятно, более заинтересован в приобретении учебно-боевых самолетов или легких истребителей-штурмовиков на их базе.

Однако стоит отметить, что Малайзия может отказаться от планов по приобретению европейских истребителей и сделать выбор в пользу Китая. Такое заявление 24 марта сделал премьер-министр страны Махатхир Мохамад. Таким образом Куала-Лумпур ответит Евросоюзу (ЕС), который намерен запретить поставки пальмового масла на рынки Европы.

Источник

Источник: https://vseonauke.com/1663502901089667830/umnyj-samolet-yak-130/

Учебная парта для пилотов Як-130

Такой самолёт ждали более 20 лет, в стране не было современной учебно-боевой машины с возможностью тренировки курсантов и переучивания действующих лётчиков. Як-130 не только получился прекрасным учебным самолётом с программой имитации машины, на которую должен был переучиваться пилот, но и сам используется в случае боевых действий как лёгкий штурмовик.

История создания

В 70-е годы прошлого столетия основным учебным самолётом для стран социалистического лагеря была машина чехословацкого производства L-39 с двигателями из Советского Союза.

Не одно поколение будущих пилотов прошло обучение на этом весьма надёжном и простом в пилотировании самолёте.

Но с появлением таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что L-39 устарел и совершенно не пригоден для подготовки лётчиков современных авиационных комплексов.

Читайте также:  Карабин tikka t3 sporter .223: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Маршал авиации Ефимов в 1990 году поставил задачу перед ОКБ им.Микояна — создать учебно-тренировочный самолёт пригодный для подготовки курсантов и переучивания пилотов на машины четвёртого и пятого поколения. Позднее в 1991 году на конкурсной основе такую задачу поставили перед всеми ведущими КБ страны, выиграли конкурс ОКБ им. Микояна и КБ А.С. Яковлева.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Як-130 в небе

В связи с распадом Советского Союза и недостатком финансирования конструкторских бюро и Министерства Обороны в 90-е годы, ОКБ А.С. Яковлева разрабатывала машину совместно с итальянской фирмой Aermacchi и в процессе определения проекта итальянцы настояли на создании не учебного, а учебно-боевого самолёта, способного нести 3 тонны вооружения.

К 1996 году были построены три самолёта демонстратора технологий Як-130Д и уже 26 апреля демонстрационная машина впервые поднялась в воздух.

В 1999 году итальянцы отказались от дальнейшего сотрудничества, сосредоточившись на разработке своего самолёта М346, который взял блестящие аэродинамические качества российской машины, но оборудование получил от западных фирм.

Предсерийный экземпляр Як-130 впервые испытал в небе Герой России Р. Таскаев в 2004 году после выбора его российскими ВВС в качестве учебно-боевой машины. В строевые части Як-130 начал поступать в 2010 году. Серийный самолёт немного отличался от Як-130Д, размах крыла стал на один метр меньше и корпус короче на 41 см.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Самолёт Як-130

Особенности конструкции учебно-боевой машины

Як-130 собран по обычной аэродинамической схеме — это моноплан со средним расположением крыла, двумя двигателями АИ-222–25 и традиционным расположением хвостового оперения. Прочный планер полностью выполнен из алюминиево-магнево-литиевых сплавов, разработчики отказались от композиционных материалов для лучшей ремонтопригодности машины.

Наплывы на передней кромке и винглеты на законцовках крыла вкупе с несущей конструкцией фюзеляжа придают машине совершенные аэродинамические качества необходимые для лучшей управляемости и высокой маневренности.

Предусмотрена защита от попадания посторонних предметов в воздухозаборники силовой установки: на рулении, взлёте и посадке перекрываются каналы забора воздуха, размещённые под корневыми наплывами крыла, а находящиеся сверху наплывов входы — остаются открытыми.

Силовая установка Як-130 включает в себя два турбореактивных двигателя АИ-225–25 с высокими техническими показателями, кроме них самолёт располагает и ВСУ, при помощи которой осуществляется запуск основных двигателей, подаётся воздух в кабину и обеспечивается автономное электропитание на земле.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Кабина пилота

Кабина пилотов просторная с хорошим обзором, на заднем кресле находится инструктор, впереди располагается курсант.

У каждого пилота выведена электронная индикация на трёх жидкокристаллических индикаторах с информацией о полёте, навигационной обстановке, работе двигателей и систем самолёта.

На самолёте установлены катапультируемые кресла, обеспечивающие надёжное покидание на любой высоте и скорости.

Многофункциональные дисплеи и цифровая авионика разрешают Як-130 имитировать именно тот самолёт, к полётам на котором готовится обучаемый пилот, а способность машины к маневрированию с перегрузкой 8G и углам атаки до 400 делают её идеально подходящей для подготовки лётчиков на самолёты четвёртого и пятого поколения.

Топливные баки размещены в крыльях и корпусе машины, запас топлива позволяет выполнять полёты на дальность 2000 км без подвесных баков. Конструкция прочного шасси с одной передней и двумя основными опорами предполагает эксплуатацию самолёта с грунтовых ВПП.

Компоновка Як-130 делает возможным разместить на девяти точках подвески боевую нагрузку в различном ассортименте до 3 тыс. кг.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Як-130

Лётно-технические характеристики Як-130

  • Экипаж — 2 чел
  • Максимальная скорость — 1050 км/ч
  • Скорость на взлёте — 200 км/ч
  • Посадочная скорость — 195 км/ч
  • Взлётная дистанция — 380 м
  • Посадочная дистанция — 670 м
  • Практический потолок — 12,5 км
  • Допустимая перегрузка – +8 -3
  • Длина самолёта — 11,49 м
  • Высота самолёта — 4,76 м
  • Размах крыла — 9,72 м
  • Максимальный взлётный вес — 9 т
  • Количество топлива в баках — 1750 кг
  • Дальность — 2 тыс. км
  • Двигатели — 2 х АИ-225–25
  • Взлётная мощность — 2 х 2500 кгс
  • Боевая нагрузка — 3 тыс. кг.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Учебно-боевой Як-130

Происшествия

  • В авариях на апрель 2014 года потерпели крушение три Як-130, настораживает то, что в двух лётных происшествиях причиной называют отказ системы управления.
  • В Рязанской области в полёте 26 июня 2006 года отказала система управления самолёта прототипа Як-130, машина разбилась, лётчики покинули самолёт, жертв нет.
  • Предсерийный Як-130, выполняя плановое задание 29 мая 2010 года, рухнул на взлёте, оба пилота моментально среагировали и катапультировались, причина аварии не публикуется.

Недалеко от Ахтубинска возле села Батаевка потерпел крушение Як-130, машина потеряв управление, врезалась в землю, один пилот погиб, второй успел катапультироваться. Причиной происшествия стал выход из строя системы управления.

Обладая лётными характеристиками современных и перспективных истребителей, учебно-боевой самолёт Як-130 за последние несколько лет стал эталом для машин своего класса во всем мире. Он позволяет готовить лётчиков самолётов четвёртого и пятого поколений. Серийный выпуск Як-130 налажен на Иркутском авиационном заводе. Самолёт успешно используется ВВС РФ и за рубежом.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

Як-130

Видео: Як-130 — ключ к небу

Источник: https://aviarf.ru/uchebnaya-parta-dlya-pilotov-yak-130/

Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39.

В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР.

В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.

ЯК-130 оборудован цифровой комплексной системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая выполняет функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета.

Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также ПАК ФА).

Як-130 обладает системой электронной индикации, которая построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размерами 15 на 20 см без электромеханических приборов.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение
Як-130 (бортовой номер «04 белый», серийный номер 00-04) с четырьмя КАБ. Ахтубинск, апрель 2012 года (с) Aht85049/aviaforum.ru

Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов.

Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах.

Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение
Як-130 — выход на основной режим полёта. Фото с сайта http://www.yak.ru/

Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0».

Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.

Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем.

Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием.

Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение
Ангарное хранение самолетов Як-130 в Борисоглебском учебном авиационном центре подготовки лётного состава имени В. П. Чкалова ВВС России. Два ближайших самолета имеют бортовые номера «33» и «34», два центральных — бортовые номера «31» и «36», два дальних — бортовые номера «32» и «44». Борисоглебск, 08.12.2012 (с) Леся Полякова / Российская газета / foto.rg.ru

Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде.

В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов.

Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.

Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

Тактико-технические характеристики Як-130:

  • Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
  • Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
  • Запас топлива – 1700 л.
  • Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
  • Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
  • Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
  • Практический потолок – 12 500 м.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.
Читайте также:  Газ 69: технические характеристики автомобиля, максимальная комплектация, история создания, расход топлива

Итальянский УБС M-346

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение
Учебно-тренировочный самолет M-346 Master. 12-й авиасалон Dubai Air Show. Фото с сайтов fightglobal.com и militaryphotos.net

Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку.

В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию.

Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.

Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси.

В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году.

Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

Тактико-технические характеристики M-346:

  • Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
  • Площадь крыла – 23,52 кв. м.
  • Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
  • Запас топлива – 1950 л.
  • Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
  • Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
  • Практическая дальность – 2 000 км.
  • Практический потолок – 13 700 м.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Китайский УБС L-15

Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение
Учебно-тренировочный самолет Houngdu L-15. 12-й авиасалон Dubai Air Show. Фото с сайтов fightglobal.com и militaryphotos.net

Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки.

Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение.

Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.

В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130.

L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое.

Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф.

Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16.

В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

  • Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
  • Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
  • Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
  • Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
  • Боевой радиус – 550 км.
  • Перегоночная дальность – 3 100 км.
  • Практический потолок – 16 500 м.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Источники информации:

-http://pkk-avia.livejournal.com/45401.html

-http://www.irkut.com/ru/services/projects/yak130

-http://igor113.livejournal.com/53057.html

-http://ru.wikipedia.org

Юферев Сергей

Источник: https://vpk.name/news/81820_yak-130_i_ego_blizhaishie_rodstvenniki.html

Як-130 / Учебно-боевой самолет

  • тренировка летного состава строевых частей с целью поддержания навыков пилотирования и боевого применения в целях экономии ресурса боевых самолетов.

    МОДИФИКАЦИИ.

    Выбранная конфигурация обеспечивает возможность создания на базе Як-130 целого ряда различных модификаций:

  • самолета для подготовки летного состава для гражданской и военно-транспортной авиации.
    Возможность модификации базового учебно-тренировочного самолета в боевые обусловлена следующими характеристиками определяющими боевое совершенство:
  • Аэродинамическая схема соответствующая самолетам 4 и 5 поколения обеспечивающая управляемость самолета на углах атаки до 42:
    — угол стреловидности по передней кромке 31;
    — цельноповоротный стабилизатор;
    — управляемые носки крыла, двухщелевые закрылки;
    — тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 0,81.
  • Способность нести до 3000 кг вооружения на дальность до 1200 км.

    РАЗМЕРЫ.

  • угол стреловидности крыла по передней кромке 31.
    Самолёт Як 130: учебно боевой штурмовик, истребитель, тактико-технические характеристики (ТТХ), применение

    ЧИСЛО МЕСТ.

  • Экипаж 2 человека.

    ДВИГАТЕЛИ

    На самолет Як-130 устанавливаются ТРДД РД-35 (2х21,6 кН, 2х2200 кгс), представлящие собой выпускаемую Словацким заводом «Поважске Строяне» модификацию ТРДД ДВ-2С Запорожского моторостроительного КБ «Прогресс», которые создавались для УТС L-59 и были переданы в Словакию для дальнейшего производства.
    По желанию экспортных заказчиков могут быть установлены двигатели зарубежного производства (фирмы SNЕСМА или Гаррет).
    В настоящее время прорабатывается возможность установки двигателя АИ-222, разрабатываемый за собственный счет, Запорожским моторостроительным заводом, (Украина) с последующей постановкой его на серийное производство на московском заводе «Салют».
    Подписано решение о начале работ, предварительные ТЗ, разработан План-график со сроком изготовления двигателей для опытных самолетов в 2003г.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:

  • взлетная:
    — максимальная 9000,
    — нормальная 5700;
  • полезная нагрузка до 3000.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости.
    • ОБОРУДОВАНИЕ.
    • КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    • ВООРУЖЕНИЕ.
    • ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.
    • СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
    • СТОИМОСТЬ.
    • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

    Система управления полетом электродистанционная с возможностью репрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя. Установлены ИЛС, радионавигационная система, радиовысотомер, приемник спутниковой навигационной системы. Система управления двигателями цифровая.
    Основной отличительной особенностью оборудования является развитая система объективного контроля как бортовых систем, так и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения рук летчиков, их глаз, внутри- и внекабинного пространства. На видеомагнитофон также постоянно идет запись информации об индикации на ИЛС.
    Установлены катапультные кресла К-36-3,5. Приборные доски инструктора и курсанта должны быть оснащены тремя многофункциональными экранными индикаторами (размер экрана 6*8 дюймов). В кабине курсанта установлен ИЛС. Возможно использование нашлемной системы визуализации и индикации.

    Самолет нормальной аэродинамической схемы с крыльевыми наплывами и размещенными под ними воздухозаборниками. Кабина с тандемным расположением сидений и единым фонарем. Гарантированно безопасный ресурс планера 10000 ч. Ресурс может быть увеличен до 15000 ч, что примерно соответствует выполнению 20000 посадок и календарному сроку службы 30 лет.

    На боевых модификациях на семи внешних узлах подвешиваются пушечные установки, УР, корректируемые и обычные бомбы.
    Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего маневренного боя Р-73, Р-60 — 2-4 шт;
    Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт;
    бомбы и РБК калибра до 500 кг — 2-4 шт;
    Пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт;
    Подфюзеляжный пушечный контейнер НСПУ-130 с пушкой ГШ-23Л калибра 23мм и боекомплектом 110 снарядов — 1 шт.

    Интегральный коэффициент учебной эффективности в 1,54 раза превосходит существующие УТС (Alpha-Jet, МВ-339С/D, Hawk-6О) (оценка ЦНИИ 30).
    Большой диапазон эксплуатационных углов атаки (проектный до 35, фактически достигнутый 42, тогда как ни один из существующих сегодня УТС нс выходит на углы атаки более 18, а у современных истребителей МиГ-29 максимальный угол до 24, у Су-27 до 26) в сочетании с высокой тяговооруженностью (0,73) позволяет выполнять установившиеся и неустановившиеся маневры, свойственные истребителям четвертого и пятого поколений.
    репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости (подтверждено летными испытаниями).

    В стадии летных испытаний. Идет подготовка к серийному производству на нижегородском заводе «Сокол».

    Стоимость УТС составит не более $10 млн. в зависимости от комплектации. Потенциальная стоимость программы Як-130 составляет 140-200 млн. долл.

    Як-130 входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также дисплейные классы, процедурные и функциональные тренажеры разработки Пензенского КБ моделирования (ПКБМ), а также самолет Як-54 для начальной подготовки.
    Принципиальной особенностью УТК является единое информационное и математическое обеспечение, способствующее не только скорейшему освоению самолета, но и формированию творческого тактического мышления курсанта, способности безошибочно ориентироваться в быстротечном воздушном бою или сложной навигационной и метеорологической обстановке.
    Самолет предназначен для замены в ВВС стран СНГ около 1000 устаревших УТС L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» чехословацкого производства, которые должны быть сняты с эксплуатации к 2010 г. В конкурсе на новый УТС участвует также ОКБ им. А. И. Микояна.
    26 апреля 1996 года шеф-пилот фирмы Андрей Синицын впервые поднял самолет в воздух со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В ходе первого 32-минутного полета достигнута скорость 350 км/ч на высоте 2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с последующим разворотом на предпосадочную «коробочку».
    В последующих испытаниях были подтверждены заявленые ЛТХ и ВПХ, показана возможность управляемого полета до углов атаки 42 градуса.
    Выполнено 300 испытательных полетов, в том числе программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ.
    Самолет Як-130 принимал участие в авиасалонах в ЛеБурже (1997, 1999 гг.), Жуковском (МАКС-99).

    Читайте также:  Пристрелка коллиматорного прицела (на пневматике): установка, настройка, выбор позиции и мишени, холодная пристрелка, видео

    РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. А. С. Яковлева.

    Рамблер новости: Корпорация «Иркут» успешно выполнила контракт на поставку учебно-боевых самолето…

    Источник: https://www.AviaPort.ru/directory/aviation/jak130/

    Як-130 будет бить по «Абрамсам» и «Леопардам»

    Объединенная авиастроительная корпорация намерена модернизировать учебно-боевой самолет Як-130. В результате должна появиться машина с повышенными боевыми качествами. Об этом на авиасалоне Dubai Airshow 2019 сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь.

    Як-139 становится не просто учебно-боевым самолетом, а в значительной степени боевым, сказал Слюсарь.

    При этом предполагается, что комплекс необходимого вооружения сможет выбирать заказчик для наиболее полного удовлетворения своих потребностей, а также исходя из финансовых возможностей. То есть в идеале каждая страна будет покупать свой Як-130.

    А желающих его приобрести для своих ВВС вполне достаточно. На авиасалоне в Объединенных Арабских Эмиратах ОАК провела целый ряд переговоров с потенциальными заказчиками. Сейчас выполняются поставки по ранее заключенным контрактам в Бангладеш, Лаос и Мьянму.

    Готовится к подписанию контракт с Малайзией.

    Также будет улучшена учебная функция машины, модернизированный Як-130 будет способен более качественно подготавливать пилотов для боевых самолетов четвертого и пятого поколений. Хоть это качество было изначально на высоте.

    То есть и сейчас Як-130 способен имитировать «поведение» широкого круга современных самолетов, находящихся на вооружении не только России, но и стран НАТО — Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-35, Су-57, F-16, F-15, F-22, F-35, «Рафаль», «Тайфун»…

    Як-130 считается совсем новым самолетом — он был принят на вооружение в 2010 году. Чего не скажешь о его концепции и эскизных проработках. В связи с чем модернизацию самолета нельзя назвать поспешной и преждевременной.

    Необходимость создания нового учебно-тренировочного самолета взамен устаревшим и сильно изношенным чешским L-39 «Альбатрос» назрела еще в конце 80-х годов. В 1991 году был объявлен тендер на разработку, в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ Мясищева, ОКБ Микояна и ОКБ Яковлева.

    После подведения промежуточных результатов участие в конкурсе продолжили ОКБ Микояна и ОКБ Яковлева. Времена были интересные. Миговцы разрабатывали свою машину «821» совместно с французскими авиационными компаниями. Яковлевцы выбрали партнером итальянскую фирму L’Alenia Aermacchi.

    Забегая вперед, следует сказать, что примерно на середине пути партнеры разругались.

    И каждая компания оставила за собой право, используя совместные разработки, построить свой учебно-тренировочный самолет (УТС) и продавать его на внешнем рынке.

    Итальянцы довели дело до победного конца и сейчас производят свой самолет, который называется М-346. Самолет пользуется популярностью, ограниченными партиями его закупают Польша, Израиль, Азербайджан, Сингапур.

    В 1994 году ОКБ Яковлева выиграло тендер и приступило строительству прототипа, который в 1995 году был продемонстрирован в статической экспозиции на авиасалоне Ле Бурже.

    Первый полет состоялся в 1996 году.

    Заводские испытания машины продолжались до 2002 года. После чего прототип «для ознакомления» передали военным летчикам.

    В 2005 году неожиданно изменилась концепция. ОКБ Яковлева разработало учебно-тренировочный самолет. Однако острая нужда в обновлении парка УТС отпала «естественным» образом — в стране вместо 12 существовавших летных училищ остались лишь 3. При этом были сокращены учебно-летные часы.

    Поэтому было принято решение переделывать Як-130 в учебно-боевой самолет. Это одна из причин того, что итальянцы вышли из проекта — в Европе намечались крупные закупки перспективных УТС.

    Вторая причина состояла в том, что они настаивали на установке авионики и двигателей только западного производства.

    Переделки были существенными. Они коснулись как планера, так и самолетного оборудования. Поскольку в ограниченном объеме необходимо было разместить дополнительное оборудование, то компоновка стала плотнее.

    В состав бортового оборудования была введена РЛС «Копье», которая управляет наведение на цель современных ракет. В качестве дополнительной опции можно использовать и оптико-локационную станцию, работающую как в видимом, так и в инфракрасном спектрах.

    На крыле появились дополнительные пилоны для подвески ракет либо контейнеров со спецоборудованием с целью повышения боевых характеристик самолета.

    Для увеличения тяговооруженности самолета пришлось поменять двигатель, установив на Як-130 два АИ-222−25 тягой 2500 кгс каждый. Для легкого самолета, который в незагруженном состоянии весит 4600 кг, этого более чем достаточно.

    На Як-130 впервые в России была использована полностью цифровая система управления оборудованием. То есть, нет ни одного аналогового элемента.

    Это неизбежная мера, поскольку только так можно было добиться имитации полета на различных самолетах в зависимости от введенной в память процессора программы.

    Электродистанционная система управления (ЭДСУ) позволяет моделировать различные режимы работы двигателей и отклонения органов управления полетом, которые свойственны различным самолетам, осваиваемым курсантами.

    Также ЭДСУ обеспечивает необходимый уровень безопасности. На начальных этапах подготовки летчиков ЭДСУ компенсирует ошибки пилотирования. При получении ими необходимого опыта программа начинает имитировать «поведение» различных самолетов.

    Кабина двухместная, с катапультируемыми креслами для инструктора и курсанта. Во время полета ведется регистрация не только всех режимов самолета, но и действий пилота. Причем действия пилота фиксируются видеокамерой и записываются в видеофайл.

    Легкий Як-130 способен нести серьезную 3-тонную боевую нагрузку. Вооружение крепится на девяти узлах подвески — 8 под крылом и 1 под фюзеляжем.

    Вооружение разнообразное, включающее все типы ракет — «воздух-воздух» для воздушного боя и «воздух-поверхность» для нанесения ударов по наземным целям. А также кассеты неуправляемых реактивных снарядов различных калибров и свободнопадающие бомбы.

    Встроенной пушки нет. Но возможно ее использование в подвесном контейнере. При этом пушка может иметь как 23-мм, так и 30-мм калибр. В контейнере также можно размещать разведывательную аппаратуру либо комплекс радиоэлектронной борьбы.

    В общем, все «как и у взрослых».

    Как можно повысить боевую эффективность самолета, который как будто уже имеет все необходимое? Причем следует учитывать, что самолет уже один раз «уплотнили», когда переходили с УТС на УБС.

    Поэтому непросто будет заменить РЛС «Копье» на более эффективный радар, который и занимает больший объем, и больше весит, и больше потребляет электроэнергии. Но и «Копье» вполне подходит для боевых задач, которые должен решать легкий штурмовик, каковым Як-130, по сути, является.

    Эта РЛС нормально работает с современными ракетами «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

    Логично для штурмовика ввести бронирование кабины и основных узлов и агрегатов. А также произвести дублирование трубопроводов и электрических сетей. Все это повышает живучесть самолета, которая крайне важна для штурмовика, работающего в зоне неприятельского огня.

    • Что же касается усиления состава вооружения, то в Дубае применительно к проекту модернизации Як-130 было представлено почти то же самое, что и сейчас входит в боекомплект: управляемые ракеты, НУРС, контейнер с 30-мм пушкой, контейнер РЭБ.
    • Так что можно предположить, что главным смыслом модернизации самолета является создание открытой архитектуры с целью делать машины под конкретных заказчиков с минимальными технологическими усилиями.
    • Военное обозрение: Су-35 зашел в хвост F-35 в небе над Египтом
    • Военные новости: Несколько стран решили купить российские Су-34

    Источник: https://svpressa.ru/war21/article/249393/

    Як-130, учебно-боевой самолет

    Учебно-боевой самолет Як-130 — единственный в мире учебный самолет с аэродинамической компоновкой и летно-техническими характеристиками дозвукового полета, аналогичные современному реактивному истребителю.

    Двухместный учебно-боевой самолет разработан ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Предназначен для основной подготовки и повышения квалификации летчиков. Самолет победил в тендере ВВС России и в настоящее время начато его серийное производство.

    Заключен контракт на поставку самолетов Як-130 в Алжир.

    Общие сведения

    Репрограммируемая система управления полетом позволяет летчикам в короткое время осваивать и совершенствовать свои навыки в пилотировании таких боевых самолетов как Су-30, МиГ-29, F-16 и т.д. Более того, Як-130 может успешно использоваться для подготовки в условиях приближенных к боевой обстановке с условным или реальным применением вооружения типа «воздух-воздух», «воздух-земля».

    Современная модульная система управления вооружением позволяет в зависимости от используемых систем прицеливания варьировать состав средств поражения с минимальными доработками. В соответствии с техническими требованиями заказчика на базе Як-130 может быть разработана модификация легкого ударного самолета, поскольку степень унификации учебно-боевого и ударного вариантов достигает 90%.

    Аэродинамическая схема, параметры силовой установки и систем Як-130 позволяют выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам.

    Полностью цифровой комплекс бортового оборудования с открытой архитектурой позволяет наращивать круг решаемых задач в соответствии с пожеланиями заказчиков.

    Як-130 может использоваться при отработке до 80% всей программы подготовки летчиков.

    При минимизации затрат в целом обеспечивается высококачественная подготовка летного состава в короткие сроки, так как сокращается количество типов тренировочных самолетов, время, требуемое на переподготовку пилотов при переходе с одного типа учебного самолета на другой, а также существенно упрощается процесс получения навыков боевого применения.

    Из истории Иркутского авиазавода

    • В 2006 году совместным решением Министерства обороны и Министерства промышленности и экономики РФ иркутскому авиазаводу было поручено производство самолёта поколения четыре плюс Як-130.
    • В декабре 2009 года были успешно завершены Государственные испытания опытного Як-130 с вооружением.
    • 17 июля 2009 года на Иркутском авиазаводе из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение был передан первый серийный учебно-боевой Як-130.

    21 августа 2009 года состоялся первый полет серийного Як-130. Начато серийное производство на ИАЗ.

    С 2011 года ведется экспортная поставка самолетов Як-130 в Алжир.

    В октябре 2012 года начата поставка самолетов ВВС России. В рамках Гособоронзаказа 2012 г. завод выпустил и передал авиационным частям России 15 Як-130. Контрактом между Министерством обороны России и ОАО «Корпорация «Иркут» в период до 2015 года предусмотрена поставка ВВС России 55 самолетов Як-130.

    В феврале 2013 года научная корпорация «Иркут» начала создание высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-боевого Як-130 в связи со стабильно высоким спросом в России и за рубежом на легкие штурмовики.

    Тактико-технические характеристики самолета  Як-130

    1. Размах крыла — 9,856 м.
    2. Длина самолета — 11,493 м.
    3. Высота на стоянке — 4,643 м.
    4. Двигатели — АИ-222-25, 2х2500 кг/с.
    5. Максимальная тяговооруженность — 0,88.
    6. Взлетная масса:
    • нормальная — 5780 кг.
    • максимальная- 10290 кг.
    • Максимальная боевая нагрузка — 3000 кг.
    • Максимальная скорость — 1060 км/ч.
    • Практическая дальность полета (без ПТБ) — 1600.
    • Практический потолок — 12500.
    • Эксплуатационные перегрузки — +8/-3 g.
    • Запас топлива:
    • нормальный — 850 кг.
    • максимальный — 1800 кг.
    • максимальный (с подвесными баками) — 2700 кг. 

    Источник: http://irkipedia.ru/content/yak_130_uchebno_boevoy_samolet

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector